автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История развития традиционных домашних промыслов и ремесел карачаевцев и балкарцев

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Текеева, Земира Хыйсаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Карачаевск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'История развития традиционных домашних промыслов и ремесел карачаевцев и балкарцев'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Текеева, Земира Хыйсаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАБОТКИ

ШЕРСТИ У КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

1.1. Развитие предварительной обработки шерсти.

1.2. Развитие производства войлочных изделий.

1.3. Развитие бурочного производства.

1.4. Развитие производства суконных изделий.

ГЛАВА П. ЭВОЛЮЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

КОЖЕВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ.

ГЛАВА 111 РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ИЗДЕЛИЙ

ИЗ ДЕРЕВА.

ГЛАВА IV. ИСТОРИЯ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА

4.1. Развитие кузнечно-слесарного производства.

4.2. Эволюция ювелирного производства.

4.3. Развитие производства оружия.

4.4. Развитие золотошвейного производства.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Текеева, Земира Хыйсаевна

Карачаевцы (самоназвание къарачайлы) и балкарцы {таулу), численностью около 200 тьюяч и 100 тьюяч соответственно являются кровнородственными народами Северного Кавказа.

По антропологическим данным карачаевцы и балкарцы относятся к кавкаси-онскому типу европеоидной расы. Язык карачаевцев и балкарцев тюркский.

Настоящая работа представляет собой исследование, посвященное истории развития домашних промыслов и ремесел карачаевцев и балкарцев в начале XIX-XX вв.

Домашние промыслы и ремесла играли значительную роль в дореволюционном хозяйстве карачаевцев и балкарцев и продолжают играть в настоящее время, они в то же время демонстрируют социально-экономический уровень этноса.

Выбор темы настоящего исследования обусловлен многими факторами:

• не разработанностью данной темы в отечественной исторической науке;

• высокой степенью теоретической значимости для результатов исследования для исторических научных специальностей: истории России; этнографии, этнологии, историографии и источниковедения;

• социальным заказом на исследование данной проблемы;

• использованием дореволюционного опыта развития домашних промыслов и ремёсел. Следует отметить, что исследование домашних промыслов и ремёсел представляет собой не только исторический, историко-этнографический, но и практический интерес для карачаевцев и балкарцев на сегодняшний день.

Данная работа является первой попыткой дать полное представление о традиционных домашних промыслах и ремеслах карачаевцев и балкарцев. Специального, комплексного исследования по данной проблеме ни в дореволюционный, ни в послеоктябрьский период нет по настоящее время.

Степень научной разработанности темы. Из дореволюционных авторов, уделивших внимание традиционным народным промыслам и ремеслам, следует особо выделить таких авторов как Г.Ю. Клапрот «Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 г.г.» [1]. Результатом совместной работы М.М. Ковалевского и его ученика В.Ф. Миллера явилась статья «В горских обществах Кабарды» '2], М.М. Ковалевского и И.И. Иванюкова «У подошвы Эльбруса», «Пять горских обществ Кабарды» [3]. Наиболее полное историко-этнографическое описание Ка-рачая дореволюционного периода принадлежит В.М. Сысоеву. В его работе «Кара-чай в географическом, бытовом и историческом отношении» имеется большой статистический материал [4.

Сводный этнографический материал с описанием материальной культуры народа содержится в работе И.С. Щукина «Материалы для изучения карачаевцев» 5]. Изучением кустарных промыслов горских народов занимались О.В. Маргграф «Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа» [6] и A.C. Пиралов «Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа» [7]. В этих работах имеется фрагментарное описание всех основных видов ремесел: изготовление войлоков, кожевенных изделий, золотошвейного искусства и других. Музыкальные инструменты карачаевцев хорошо описаны Чурсиным Г.Ф. в работе «Музыка и танцы карачаевцев» [8.

Большой материал об экономическом развитии карачаевцев и балкарцев содержится в периодической печати XIX - начала XX вв. Больше всего материалов о карачаевцах и балкарцах публиковалось в газетах «Кавказ», «Кубанские областные ведомости», «Терские областные ведомости», «Северный Кавказ» и другие.

Следует отметить, что в основном в большинстве своем названные работы имеют описательный характер.

Из советских историков, затрагивавших проблему домашних промыслов и ремесел, следует назвать, прежде всего, У. Алиева - первого профессионального историка Карачая - и его работу «Карачай», вышедшую в 1927 году в г. Ростове-на-Дону [9]. Разные аспекты истории Карачая и Балкарии изучал Л.И. Лавров в работе «Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в.» [10] и других.

Много труда вложила в изучение истории карачаевцев В.П. Невская. Такие ее работы, как «Карачаевцы», «Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. (дореформенный период)», «Карачай в пореформенный период», посвящены проблемам аграрных отношений, социально-экономическому развитию карачаевского народа в XIX в. [11]. Немало места в своих работах она отвела промыслам и ремеслам, хотя этими проблемами В.П. Невская специально не занималась.

Много работ, касающихся рассматриваемой проблемы, опубликовано E.H. Студенецкой: некоторые разделы сборника «Культура и быт карачаевцев», этнографический очерк «Карачаевцы», монография «Одежда народов Северного Кавказа XVIII-X1X вв.», статья «Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев» [12] и другие.

Материальная культура карачаевцев и балкарцев, жилища, одежда, пища изучены K.M. Текеевым в работах «Обстановка и внутреннее убранство карачаевского жилища второй половины XIX в.», «Карачаевцы и балкарцы» и другие [13.

Большого внимания заслуживают для нашего исследования работы И.М. Шаманова «К истории домашних промыслов карачаевцев», Г.Х. Мамбетова «Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии», «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев» [14'.

Очень ценные сведения по интересующей нас проблеме содержатся в «Очерках истории Карачаево-Черкессии» (первый том), «Очерках истории балкарского народа» [15'.

Немалую ценность для нас представляет работа А.Я. Кузнецовой «Народное искусство карачаевцев и балкарцев» [16]. Данная работа является первым монографическим исследованием традиционного искусства двух близкородственных народов Кавказа. В ней широко исследуются формирование и развитие народных ремесел с привлечением большого фактического материала. Она с большим профессионализмом подошла к изучению многих вопросов. Монография состоит из нескольких разделов.

Все перечисленные и ряд других работ изучены автором при написании предложенной работы.

Работа по сбору полевого материала была связана с определенными трудностями. В настоящее время в селениях редко можно встретить старожилов-ремесленников, которые могли бы дать ценные сведения. Очень часто приходилось брать информацию у лиц, знающих о мастерстве кого-либо от других. В связи с этим широко изучить все ремесла карачаевцев и балкарцев весьма сложно. Наиболее детальному и всестороннему изучению поддаются в этом плане домашние промыслы, связанные с обработкой шерсти, так как в прошлом они имели массовый характер, сохранились в какой-то степени до наших дней, и почти каждый житель Карачая и Балкарии старше 60 лет может дать о них весьма полезные сведения. Кроме того, изготовление шерстяных изделий широко бытует в народе и по сей день.

Прежде чем перейти непосредственно к исследованию предложенной темы следует коротко остановиться на традиционном хозяйстве карачаевцев и балкарцев.

Испокон веков основным занятием карачаевцев и балкарцев было отгонно-пастбищное скотоводство, которое наложило свой отпечаток на все стороны жизни этноса. Скот являлся основной статьей жизнеобеспечения каждой семьи и в целом всего общества.

Основными видами скотоводства было овцеводство и коневодство. Крупный рогатый скот местной породы был мелким и невысокой продуктивности. Карачаевские овцы были «особой породы, шерсть необыкновенно длинная, тонкая и мягкая, как кашемир» [17].

Скотоводством, которое носило экстенсивный характер, занимались почти 88% населения [18\

Натуральное скотоводческое хозяйство карачаевцев и балкарцев в пореформенный период приобрело черты товарного. Этому способствовала колониальная политика царской России, которая стремилась превратить этот регион в рынок сбыта и источник сырья для развивающейся капиталистической промышленности.

Проникновение капиталистических отношений в горские селения шло чрезвычайно тяжело и медленно. Господствующими производственными отношениями в Карачае и Балкарии еще долгое время оставались патриархально-феодальные.

Тем не менее, проникающие в горские аулы капиталистические отношения оказали значительное влияние на развитие домашних промыслов и ремесел карачаевцев и балкарцев в положительном плане.

Ремесло не служило источником благосостояния в Карачае и Балкарии в рассматриваемый период, а являлось подспорьем в хозяйстве, экономике карачаевцев и балкарцев. Средства, получаемые уже в более позднее время, никоим образом не являлись основой жизнеобеспечения этноса. Ни карачаевцы, ни балкарцы не стремились доводить свое ремесленное производство до превышающих скотоводство и земледелие размеров в силу того, что основное время в трудовой деятельности отдавалось сельскохозяйственному производству. В таком случае произошло бы отделение ремесла от сельского хозяйства, и ремесленник работал бы на заказ. При домашней же форме промышленности, которая существовала у карачаевцев и балкарцев, производитель и потребитель почти всегда вьютупают в одном лице. Таким образом, мы видим, что домашняя «форма промышленности» имела широкое распространение там, где господствовало натуральное хозяйство, а общественное разделение труда и товарно-денежные отношения еще не получили достаточного развития.

В техническом отношении ремесло базировалось на ручном труде при почти полном отсутствии дифференцированного рабочего инструмента и разделения труда.

Участие в домашних промыслах строго распределялось между членами семьи, соответственно их физическим силам и способностям. Получаемый доход составлял общую собственность семьи и распределялся вне зависимости от их доли участия. Мужчины занимались кузнечным и деревообделочным ремеслом, обрабатывали кожу крупного рогатого скота, делали ремни, шили рабочую обувь. Женщины обрабатывали шерсть, валяли войлоки и бурки, пряли, ткали сукно, красили его, шили одежду, обрабатывали овечьи и козьи шкуры, шили обувь. По этому поводу известный дореволюционнь1Й исследователь кустарных промьюлов народов Кавказа О.В. Маргграф писал: «Женщины, бесспорно, главные деятельницы местного кустарно-промышленного дела: на них лежит наибольшая и самая тяжелая часть труда. Не отрываясь от своих земледельческих и домашних работ, она производством войлочных изделий занимается на досуге: осенью, зимой и ранней весной, притомусебя дома» [19'.

Из сказанного следует, что в основном ремесленным производством в Кара-чае и Балкарии занимались в рассматриваемый период женщины и полученными средствами распоряжались они.

В пореформенный период местное производство некоторых изделий под непосредственным влиянием развивающихся элементов капиталистических отношений переросли в мелкотоварное производство. Сбыт ремесленных изделий производился самими производителями.

Ремесленные изделия находили сбыт на многих рынках и ярмарках не только Кавказа, но и Москвы и Украины. Сведения об этом имеются в работах многих бытописателей, путешественников, различных авторов и в периодической печати. «Можно смело сказать, что все казачье население, как и все горцы Кубанской области, одеваются в бурки, ноговицы и черкески, приготовляемые карачаевцами. От них же получают сукно ручной, но прочной и хорошей работы и притом за цену весьма недорогую, золото, швейную тесьму, полсти, чехлы на ружья, сыромятные ремни для вожжей, шлей, суповен и прочее» - отмечает Аргус в газете «Казбек» [20].

В дальнейшем, с развитием торговли, появились торговцы-скупщики, роль которых играли армяне и горские евреи, являвшиеся посредниками между производителями и потребителями ремесленной продукции. Об этом пишет Н.Г. Петрусе-вич - пристав карачаевцев: «Из Эльбрусского округа ежегодно выходит значительное количество шерсти, бурок, полстей, овчин и других предметов, получаемых от скотоводства. Все это продается на деньги или меняется на хлеб в станицах и красный товар, торгующих в Карачае армян и евреев» [21]. Г. Чурсин отмечал: «Джегонасские евреи являются по преимуществу торговцами и являются в Карачай в качестве скупщиков кож, шерсти и изделий из нее: бурок и войлоков

Кроме того, они собирают и доставляют в Баталпашинск дубовую кору, идущую для дубления кож» [22.

Это с полным основанием можно отнести и к балкарцам, цитируя С. Бронев-ского: «Балкары торговые обороты свои производят в имеретинской Раче, куда возят для продажи войлоки, бурки, чепкени, а опуда добывают каменную соль, толстые бумажные ткани и другие безделицы» [23'.

В годовом отчете Н. Петрусевича за 1867 г. зафиксировано: «Все шерстяные изделия вырабатываются женщинами, а потому собирать сведения пришлось от женщин, которые или вовсе ничего не показывали, или объявляли только о самых незначительных количествах, так что прилагаемая ниже сего таблица выражает далеко не действительную цифру.

От 37 лошадиных кож и 133 кож рогатого скота, по общей цене 1 руб. 50 коп. за кожу, получится 255 руб.

За 3759 овчин, по средней цене 50 коп. за овчину, получится 2254 руб. 40 коп.

От 10933 рун овечьей шерсти, по 10 коп. за руно получится, 1093 руб, 30 коп.

От 433 сделанных для продажи шуб, по средней цене 5 руб. за каждую, получится 2165 руб.

От 1001 сделанных для продажи бурок, полагая за каждую по 2 руб., получится 2002 руб.

От 153 полстей, за каждую по 1 руб., получится 153 руб.

От 1924 локтей азиатского сукна, полагая по 10 коп. за локоть, получится 192 руб. 40 коп.

От 12 проданных башлыков, полагая за каждый по 1 руб., получится 12 руб.»

24].

Всего же было изготовлено в том же 1867 г. бурок - 1509, полстей - 241, шуб -1085, сукна в локтях -1 932 (там же).

В 1878 г. из аулов исторического Карачая было вывезено: бурок - 16075, кож - 5956, полстей - 3470, овчин - 34500 [25.

Начальник Терской области в своем отчете за 1871 год, пишет: «Кабардинцы и прилегаюшЛие к ним горные общества вьщелывают и отправляют на продажу в Тифлис ежегодно около 10 млн. 15 тью. бурок, стоимость которых можно положить среднею цифрою около 5 руб. за каждую и кроме того, продаются в области на ярмарках и базарах на значительные суммы кожи, ремни и конская сбруя» [26'.

Важное место в домашних промыслах занимало изготовление сукна [чепкен соккъан). Выделывание сукна, т.е. ткачество, является довольно древним промью-лом, подтверждением чему служат многочисленные находки глиняных пряслиц и глиняных грузиков для ткацкого станка [27]. Сукна, а также широкую и узкую тесьму умели ткать почти все женщины. Искусство изготовления сукна составляло гордость каждой хозяйки. Ткацкое дело было широко распространено, но большого совершенства достигло во всех селениях Балкарии, названных современниками «фабриками сукна». В них работа велась беспрерывно. За год в Балкарии производилось 391 тьюяча аршин сукна, из которых почти 75 % шло на продажу [28'.

Наряду с обработкой шерсти значительное место в быту карачаевцев и балкарцев занимала выделка шкур и кож. «Почти в каждом ауле, - писал по этому поводу П. Остряков, - вы найдете кожевника, а некоторые аулы и мастера приобрели себе особую репутацию. Выделка кож для седел и сбруи развита до вьюокого совершенства, в особенности ремни щеголяют своей прочностью и изяществом» [29'.

Обработка кожи и мехов была им (карачаевцам и балкарцам - Т.З.) известна с очень отдаленных времен, так как обилие дичи в местах расселения способствовало развитию охоты и, как было отмечено выше, основной же отраслью хозяйства карачаевцев и балкарцев являлось скотоводство. Это подтверждается в исследованиях Мизиева, утверждающего, что, начиная с XIII века, одежда карачаевцев и балкарцев изготавливалась в основном из кожи и шерсти [30'.

Кроме использования для собственных нужд, разного рода кожи сбывали в России на ярмарках, что показывает ведомость о количестве вывозимых в течение года кожи Нальчикскими торговцами за 1865 г.

Куньи- 570 Бараньи 41000

Лисьи 980 Воловьи 760

Волчьи 1 20 Лошадиные 370

Медвежьи 90 Кошачьи 410 диких кошек) [31

Вот что писал по этому поводу И. Бларамберг: «Они (карачаевцы и балкарцы - Т.З.) продают на внешних рынках шкуры медведей, зайцев, диких кошек и куниц, козьи шкуры они оставляют у себя, чтобы использовать в качестве ковров, на которые они становятся на колени во время молитвы. Из этих шкур они делают на татарский манер завязки для обуви или разрезают их на очень тонкие полоски, используемые вместо ниток для шитья» [32'.

На развитие определенных видов промыслов влияние оказывало То, что большая часть территории, заселенной карачаевцами и балкарцами, была очень богата лесными угодьями. Такое изобилие леса обуславливало дешевизну и доступность лесного материала. Древесина была одним из основных видов сырья для изготовления орудий труда, незатейливой мебели, средств передвижения и домашней утвари. Жилища карачаевцев также строились в основном из сосновой древесины. Свойства дерева делали его обработку легкой, без дорогих приспособлений и инструментов. Изготовлением изделий из дерева занимались исключительно только мужчины.

Среди отраслей домашних промьюлов только производство металлических изделий вьщелилось в ремесло, которое снабжало хозяйство всеми необходимыми предметами и инвентарем.

Обработка металла была известна на Северном Кавказе с древнейших времен. На территории Карачая, в Нижнем Архызе, археологами найден горн для плавки железа, внутри которого лежали обломки железного шлака. Возле аула Карт-Джурт, в балке Сескол, имеются следы старых выработок руды и шлака. Об этом красноречиво говорятся в исследованиях многих авторов, в том числе А. Иессена и Б. Деген-Ковалевского и других [33]. Существование преданий и легенд о том, что железо играло в жизни народов не последнюю роль, также демонстрирует то, что карачаевцы и балкарцы были хорошо знакомы с добычей и переработкой железной руды. «Археологические находки железо-плавильных горнов, различных железных предметов, ножей, скобяных изделий, пряжек, кресел и т.п., а также обнаружение на деревянных изделиях: чашах, шкатулках, погребальных колодах и прочих явных следов топора, рубанка, стамески, пилы и других орудий, свидетельствует о значительной роли металлообработки и многообразии бытовых предметов из железа», - писал И.М. Мизиев, характеризуя ремесло карачаевцев и балкарцев XIII-XVIII веков [34].

Из металлообрабатывающих ремесел в карачаевских и балкарских селениях были наиболее распространены кузнечное и слесарное дело, которое полностью вьщелилось из сельского хозяйства в XVIII веке.

Добыча и обработка металла, кузнечное и оружейное дело, ювелирное искусство требовали специальных приспособлений и навыков, поэтому они раньше других видов домашнего производства стали превращаться в ремесло», - пишет по этому поводу Е. Алексеева [35'.

Но развитие кустарных промыслов происходило в весьма противоречивых условиях. Проникновение на территорию Карачая и Балкарии промышленной продукции из Центральной России привело к большим изменениям в развитии местно-• го домашнего производства и ремесла. Более дешевые, в то же время и удобные, фабричные изделия вытесняли ремесленную продукцию. Исчезло производство горских кос, упало производство винтовок, металлических изделий бытового назначения, В то же время на территории Карачая и Балкарии расцветали некоторые другие отрасли ремесел, например, производство ювелирных украшений. Проникновение торгового капитала в карачаевские и балкарские кустарные промьюлы не получило формы полного подчинения ремесленников скупщикам, хотя в отдельных случаях это и имело место.

Таким образом, наши исследования продемонстрировали, что вплоть до Октябрьской революции роль домашних промьюлов и ремесел в быту карачаевцев и балкарцев была значительная.

Что касается положения домашних промыслов и ремесел карачаевцев и балкарцев в настоящее время полевой материал убедительно демонстрирует, что сохранились и получили дальнейшее развитие на современной основе домашние промыслы, связанные с обработкой шерсти и дерева. Остальные виды промьюлов встречались очень редко или вообще не встречались. Необходимо отметить, что ИИ одна карачаевская или балкарская семья не обходится до сих пор без удовлетворения своих нужд путем переработки сырых материалов.

Историография проблемы исследования свидетельствует о том, что развитие традиционных домашних промыслов и ремёсел карачаевцев и балкарцев в дореволюционный период не был предметом специального исторического исследования. Поэтому мы пришли к пониманию необходимости проведения исследования именно по этой, почти не исследованной теме.

Цель исследования: разработать проблему истории развития традиционных домашних промыслов и ремёсел карачаевцев и балкарцев в начале Х1Х-ХХ вв.

Объект исследования: история развития традиционных домашних промыслов и ремёсел на Северном Кавказе в дооктябрьский период.

Предмет исследования: история развития традиционных домашних промыслов и ремёсел карачаевцев и балкарцев в начале Х1Х-ХХ вв.

Цель, объект и предмет исследования обусловили выдвижение следующих задач, решение которых составило содержание данной диссертации:

• выявить источники, проанализировать и обобщить в них информацию об истории развития обработки шерсти, кожи, дерева и металла у карачаевцев и балкарцев в начале Х1Х-ХХ вв.;

• проанализировать историко-этнографический материал, собранный в карачаевских и балкарских аулах об истории развития у них обработки шерсти, кожи, дерева и металла;

• ввести в научный оборот комплекс архивных и полевых документов, отражающих предмет исследования данной диссертации.

Источниковая база: в основу исследования положены разнообразные источники и литературные произведения: неопубликованные источники, архивные документы, рукописные материалы, документальные публикации, статистические материалы, мемуары, нормативные правовые акты, научная и научно-информационная литература (диссертации, монографии, научные статьи, библиографические пособия научной литературы), коллекции предметов краеведческого музея городов Нальчика, Черкесска и Ставрополя.

В диссертации использованы архивные материалы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Республики Северная Осетия (ГА PCO), Государственного архива Карачаево-Черкесской Республики (ГА КЧР), Государственного архива Кабардино-Балкарской Республики (ГА КБР), а также полевой историко-этнографический материал, собранный автором во время командировок в карачаевские и балкарские аулы в течение 1993-1999 годов. Иллюстративный материал работы состоит из фотографий, чертежей и всевозможных зарисовок.

При сборе полевого материала обращалось внимание также на современное состояние домашних промыслов и ремесел. В исследовании учтены, по возможности, все те немногочисленные сведения о домашних промыслах и ремеслах карачаевцев и балкарцев, которые содержатся в опубликованных работах как дореволюционного, так и новейшего времени.

Обоснованная необходимость критического подхода к получаемой информации, учёта степени её научной достоверности, побуждала соискательницу к тщательному отбору материала, опираясь на те конкретные факты, которые подтверждались несколькими независимыми друг от друга источниками. В целом, проанализированные выше источники и произведения литературы позволили диссертантке раскрыть исследуемую тему и все её аспекты достаточно глубоко и полно, в рамках сформулированных в диссертации задач исследования.

Хронологические рамки исследования: начало XIX-XX вв.

Теоретической основой диссертации послужили труды учёных, принадлежащих к различным направлениям и школам: Алиева У.Д., Караулова Н., Кузнецовой А.Я., Мамбетова Г.Х., Маргграфа О.В., Невской В.П., Пиралова A.C., Студенецкой E.H., Сысоева В.М., Текеева K.M., Шаманова И.М. и Щукина И.О.

Методологической основой исследования являются гуманистические и демократические ценности отечественной исторической и историко-этнографической мысли, реалистический и всесторонний подход к анализу раззития традиционных домашних промыслов и ремёсел карачаевцев и балкарцев; принципы историзма, научной объективности и системности; рассмотрение общественных явлений в динамике, учитывая всю совокупность исторических факторов, отказ от монополии на историческую истину.

Для решения поставленных задач соискательница использовала следующие методы: историко-системный, историко-сравнительный, историко-культурный, проблемно-хронологический, ретроспективный, статистический, обобщения и другие.

Новизна и теоретическая значимость исследования. Результаты нашего исследования, ранее не известные отечественной исторической науке, сводятся к следующему:

• выявлены источники, проанализирована и обобщена в них информация об истории развития обработки шерсти, кожи, дерева и металла у карачаевцев и балкарцев в начале Х1Х-ХХ вв.;

• проанализирован историко-этнографический материал, собранный в карачаевских и балкарских аулах об истории развития у них обработки шерсти, кожи, дерева и металла;

• введён в научный оборот комплекс архивных и полевых документов, отражающих предмет исследования данной диссертации.

Осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное значение для развития исторической науки. Сформулированные автором выводы и предложения относятся к среднему уровню новизны исследования - дополнению. Они развивают соответствующие разделы учебной дисциплины - отечественной истории и истории Северного Кавказа. Полученные результаты могут послужить основой для проведения подобных исследований, но уже по другим темам, например, по истории развития технологий молочного и алкогольного производства. Теоретические результаты данного исследования являются новыми. Ценность результатов - высокая.

Практическая значимость исследования. В использовании полученных результатов заинтересованы современные карачаевские и балкарские семьи, которые стремятся сохранить имеющиеся и возродить утерянные традиционные домашние промьюлы и ремёсла, являющиеся важной составной частью культуры этноса. В данных результатах также заинтересованы преподаватели, обучающиеся и студенты образовательных учреждений Северного Кавказа.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы:

• в научных исследованиях проблемы истории развития других традиционных домашних промыслов и ремёсел карачаевцев и балкарцев;

•. в законотворческом процессе при подготовке нормативных правовых актов о развитии традиционных домашних промыслов и ремёсел на Северном Кавказе;

• при подготовке лекций, проведении семинарских и лабораторных занятий по истории России, вообще, и Северного Кавказа, в частности;

• при подготовке спецкурсов по проблемам истории культуры карачаевцев и балкарцев.

Внедрение в практику полученных результатов может дать значительный социально-экономический эффект, выражающийся в увеличении объёмов продукции, производимой через домашние промьюлы и ремёсла.

Основные положения, выносимые на защиту:

• традиционные домашние производства обработки шерсти, кожи, дерева и металла у карачаевцев и балкарцев имеют свои особенности и давнюю историю развития;

• в отечественной исторической науке недостаточно представлен материал, основанный на устной истории, об истории развития традиционных домашних промыслов и ремёсел карачаевцев и балкарцев в начале Х1Х-ХХ вв.;

• не в полной мере учёными:Историками используется комплекс архивных и полевых документов, отражающих историю развития традиционных домашних технологий обработки шерсти, кожи, дерева и металла у карачаевцев и балкарцев в дооктябрьский период.

Достоверность исследования обеспечена совпадением положений, выносимых на защиту, и результатов, полученных в итоге диссертационного исследования; широтой использования в диссертации архивных, историко-этнографических документов; повторяемостью аналогичных результатов у других авторов, полученных другими методами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы над кандидатской диссертацией. Этим обеспечивалась достоверность и полноценность оснований для каждого последующего этапа научных поисков.

Приведем лишь основные формы апробации и внедрения в практику полученных результатов:

1. Материалы исследования легли в основу учебной и научно-информационной литературы, используемой студентами Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета,

2. По результатам исследования опубликованы пять научных работ,

3. Научная общественность была ознакомлена с результатами исследования на межвузовских и региональных научных конференциях вузов Северного Кавказа.

4. Материалы исследования нашли применение при организации учебных, производственных, педагогических и преддипломных практик, при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ на историческом факультете Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета.

19

Структура диссертации. Предмет, цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, 4 глав, 8 параграфов, заключения, глоссария, примечаний, библиографического списка и приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "История развития традиционных домашних промыслов и ремесел карачаевцев и балкарцев"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Карачаевцы и балкарцы прошли большой и сложный путь социально-экономического, культурного и этнического развития, что нашло свое отражение в развитии домашнего промысла и ремесла. Анализ имеющихся исторических и этнографических источников привел нас к убеждению, что домашние промьюлы и ремесла карачаевцев и балкарцев в начале Х1Х-ХХ вв. были наименее изученным вопросом в истории этих народов.

За свою многовековую историю карачаевцы и балкарцы создали богатую и своеобразную материальную культуру, очень оригинальные для своего времени изделия из шерсти, кожи, дерева и других материалов. При их детальном изучении можно прийти к выводу, что традиционные карачаево-балкарские промыслы и ремесла представляют собой исторически сложившиеся цельные комплексы, включающие в себя трудовые навыки, производственный опыт и эмпирические знания не одного поколения, национальные традиции производства и потребления готовой продукции.

Наибольшее развитие у карачаевцев и балкарцев в рассматриваемый период получила обработка шерсти, кожи, шкур, то есть тех материалов, которые были связаны с хозяйственным бытом. При полунатуральном характере производства из них делали основные предметы быта. Далеко за пределами проживания карачаевцев и балкарцев распространилась слава о карачаевских и балкарских войлоках (кииизах), бурках, домашнем сукне. Бурочное производство, не встречая конкуренции, пользовалось большим спросом на рынках не только Северного Кавказа.

Немалое значение уделяли карачаевцы и балкарцы и предметам из дерева, изготовлению деревянной утвари. В деревообрабатывающем производстве карачаевцев и балкарцев сочетались домашнее производство (изготовление посуды) с ремеслом (производство мебели) и мелкотоварным производством (производство арб, пахотного орудия).

Кроме мастеров по обработке дерева, в каждом селении были мастера-шорники и арчачники, которые изготовляли седла, хомуты, уздечки и другие принадлежности конской сбруи. Эти мастера обеспечивали всю потребность карачаевских и балкарских наездников. Из металлообрабатывающих ремесел в карачаево-балкарских селениях были распространены кузнечно-слесарное, оружейное, ювелирное производства. Мастера по обработке металла обеспечивали потребности горцев в орудиях труда, кухонной утвари, женских украшениях и других изделиях.

Карачаевские и балкарские девушки славились своим мастерством золотого шитья, что было широко известно за пределами Карачая и Балкарии.

Изделия, производимые карачаевскими мастерами и мастерицами, изготовлялись не только для собственных нужд, но и на продажу. Тем более, что конец XIX в. ознаменовался утверждением новых капиталистических отношений в Кара-чае и Балкарии. Это позволило некоторым видам промыслов выделиться в ремесло и получить дальнейшее развитие.

Такие производства, как бурочное и кузнечное, больше других видов домашнего производства приобрели характер ремесла. Очень долгое время, вплоть до установления Советской власти, карачаево-балкарские ремесленные изделия с успехом выдерживали конкуренцию с фабричными изделиями.

К сожалению, за время существования Советской власти многие промьюлы карачаевцев и балкарцев пришли в упадок или приобрели новые черты. Упадок коснулся и ткачества, но в меньшей степени, чем производства оружия и металлических изделий, так как и горцы, и казаки для шитья черкесок предпочитали домашнее сукно.

Потеряли практическое значение оружейное производство и некоторые другие, продукция которых была вытеснена фабричными изделиями.

115

Многие промыслы, наряду с сохранением древних технических традиций, впитывали в себя новые навыки и приемы, разрабатываемые на месте или заимствованные у других народов, что обогащало культурные традиции карачаевцев и балкарцев.

Домашние промыслы и ремесла карачаевцев и балкарцев особо не вьщеля-лись на фоне промыслов и ремесел других народов Северного Кавказа. Сопоставление технических приемов, ассортимента продукции, форм и функции изделий промыслов карачаевцев и балкарцев и других народов Северного Кавказа говорит о наличии тесных культурно-исторических связей между ними.

Возвращаясь к вопросу о приобретении новых черт, нужно отметить применение различных технических средств, позволивших намного облегчить и ускорить процесс изготовления ремесленных изделий.

Представленное исследование продолжает серию работ по выявлению крестьянских промьюлов у народов Северного Кавказа.

ГЛОССАРИЙ А агъач айры - рогатина, развилина ажиген (балк.) - шкура ягненка трех-четырех месяцев айыл - 1. пряжка

2. подпруга орта айыл - верхняя подпруга, поверх подушки седла арт айыл - задняя подпруга арыш айыл (тартхы) - чересседельник зенги айыл - ремень стремени, путилище алтын суу- позолота анъырчакъ - ленчик, арчак арауан - каладжюкню арауаны - лопатка для чистки лемеха плуга арауун - арауан (балк.) - 1. железный лист для выпечки лепешек

2. полукруглый плоский совок для переноса огня арба - телега, воз арт агъач - приклад артмакъ - переметная сумка аршын сюрме - фуганок арыш - дышло, оглобля ат джер - седло аталгъы - топорик с поперечным лезвием, долото ауузлукъ - удила ашлау- поднос в форме корытца, на котором подавали мясо аякъ - чаша, тарелка, миска агъач аякъ - деревянная чаша Б баджош - кожа с краев шкуры, где она менее прочная балас - волокуша для перевозки сена балата - закваска для дубления кожи басха бахса (балк.) - грабли балта - топор башлыкъ - башлык бау-завязка бакисай (бекшай) джыккыр - кадушка белибау- пояс, ремень билеулу белибау - пояс с бляхами бео/и/с- колыбель, люлька бёрк - шапка бёрк агъач - болванка для головного убора бёрю агъач - дерево, из которого делают ткацкие челноки бёчке - бочка билезик - ровница битир аякъ - чашка для подаяния бедным по случаю окончания уразы боза аякъ - чаша с бузой, заздравная бокка - в старину островерхая девичья шапка болджар салдм (балк. - челеу) - трава для чабыров боюнсха - ярмо боюнсха тогъай - кольцо ярма, которым оно соединяется с дышлом боюнчакъ - бусы бояу - краска бурундук - часть уздечки, надеваемая на нос лошади буунлукъ - браслет бычакъ - нож Г гадура - цедилка для процеживания молока гебенек - войлочная накидка с капюшоном и пуговицами (пастушеская одеж-гёген - кувшин с длинным горлышком ген - сапетка, плетеная высокая «корзина» для хранения кукурузы в початках гоппан - вид деревянной заздравной чаши гулос - держак, рукоятка сохи гыбыт - бурдюк гылдуай - держак на ручке косы гюрбе - закром, ларь гюх - ступа Д диккич - полоски из шкуры горного козла для шитья обуви Дж джагъа - воротник джазгъыч - скалка джамчы-бурка джастыкъ - подушка джаулукъ - платок джауурлукъ - чепрак, подседельник джая - лучок (шерстобитный) джеген - циновка джез - медь джелим - клей джиб - ремень джуургъан - одеяло джюген - узда, уздечка джюзюк - кольцо, перстень джыккыр - кадушка джау джыккыр - маслобойка джыргъыч - нож для разрезания кожи джырмы - торока Е зенги - стремя зенги къаиш - ремень стремени ёшюнлюк - нагрудник И ири агъач - скребок для снятия мездры при обработке К кеб - бёрк кеб - форма для войлочной шляпы кегей - спица колеса кели - ступка керки - топорик с поперечным лезвием кесгич - зубила, резец сёпчек-- подушка седла, ступица в колесе кёрюк - меха кузнечные кёчер агъач - ось телеги киииз - войлок киииз бёрк - войлочная шляпа кюбюр - сундук кюйюз - ковер кюмющ - серебро кюрек - лопата кямар - женский серебряный пояс

Къ къазан - котел къаиш - ремень шорный къаладжюк - соха къланъ - лопаточка къама - кинжал къапчыкъ - мешок из шкуры овцы или козы къарыш - локоть (мера длины) къашыкъ - ложка къауал - ружье, дробовик без нарезки в стволе къобуз - гармонь къыл къобуз - двуструнный инструмент типа балалайки гь /бь /т /(ь обуз - во л ы н ка къакъгъан къобуз - ударный инструмент (типа ксилофона) къоюн агъач - валик ткацкого станка, на который наматывается сотканная материя къубас - дубленая кожа къумгъан - металлический кувшин с узким горлышком и ручкой къуушхан - подхвостник кьыбды - ножницы къылыч - сабля, шашка къын - ножны къыппа - клубок къысхач - клешни, шЛипцы Л луккур - корпус сохи маммат (изеу - балк.) - соседская и родственная взаимопомощь месси - сафьяновые мягкие сапожки миз - шило муджукьа - вид старинного ружья мылтыкъ - вид старинного ружья Н накъыш оюула - узор, орнамент, чеканка нал - подкова налтек (балк.) - украшение, сплетенное из золотых или серебряных нитей намазлыкъ - молитвенный коврик иохта - недоуздок О оима/с-наперсток окъа - золотые или серебряные нитки, мишура, галун окъ-пуля оракъ - серп орундукъ - кровать оюу - узор, орнамент, рисунок С саба - палочка для взбивания шерсти сабан агъач - плуг, соха салта - кувалда сахтиян - сафьян сенек - вилы суу агъач - коромысло схарла - сукно сыбабха - деревянная форма для вырезания из кожи ремней, шнуров, длинных узких тесемок для обшивания обуви сыбызгъы - свирель, дудка сынджыр - цепь сыргъа(ла) - серьга, серьги сюзгюч - шумовка сюрме - рубанок Т табакъ - тарелка, миска, блюдо табалдарыкъ - кожаный ремешок, тесьма талкъы - кожемялка тамгъа - клеймо, тавро тапчан - топчан, диван таракъ - гребень, чесалка челкен таракъ - бердо ткацкого станка тартма - тесьма, очкур тасма - специальный ремешок для шитья обуви тегене - корыто тепси - круглый треногий столик терек - дерево эмен - дуб нарат - сосна бжохар - клен остролистый кюрюч - ясень къашн - береза юрге - клен эчкиагъач - вяз тери - кожа, шкура тебеде ойнар - мерлушка, ягненок 2-3 месяцев тёш - наковальня тёше/с-матрац тилимди - узкий ремешок из сыромятной кожи для шитья обуви, сбруи тиш - шамлур тогъай - кольцо тон - шуба тохун - обод тулукъ - мешок из шкуры теленка тыбыл - слой шерсти, положенный для валяния кошмы или завернутый в циновку тыбьт басаргъа - валять шерсть У урчук - веретено ууадых - скрутка уюкъ - валенок X хамыт - хомут хомпур - кобура хурджун - кисет хуюн - сухожильные нитки хызен - торба, мешочек Ч чабыр - вид кожаной обуви чага - мотыга - тяпка чалкъы - коса ча;7ь/у-плетение шайтан чаль/у - канва окъа чаль/у-галун чалыу бычакъ - специальный тупой «нож» для уплотнения ниток при плетении тесьмы. чана - сани чара табакъ - большая чаша чарх - колесо чарыкъ - чувяк челек - ведро чепкен - домотканое сукно чепкен агъач - ткацкий станок чепкен таракъ - гребень ткацкого станка черкес агъач - деревянный черкесский плуг четен - плетенка чёгюч - молоток чёмюч - литровая деревянная чашка чий - циновка чолпу- половник, ковш, черпак чомача - шкворень, штырь чоюн - чугунок чындай - чулок, носок чь/нбь/- ремень (очень прочный) чырахтан - подсвечник, светец чюй - гвоздь чюйке - шпулька для ткацкого станка Ш шиндик - табуретка, стул шкок-винтовка шкок агъач - ложе ружья Ы ыргъакъ - крюк ышым - ноговицы

125 ышым бау - подвязка ноговицы Э эгеуг напильник элек - сито, решето элтир - смушка, мерлушка Ю юнъюч - шабер для производства ложек, половников и т.д. ютюргю - стамеска ючаякъ - тренога, треножник

 

Список научной литературыТекеева, Земира Хыйсаевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Абаев М.К. Балкария. Мусульманин. Париж, 1911. - №№14-17.

2. Абазины. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1983.

3. Абрамов Я.В. Кавказские горцы. СПб, 1884.

4. Аджиндал А.И. Из этнографии Абхазии. Сухуми, 1969.

5. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х111-Х1Х В.В./ Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К. Гарданова. Нальчик, 1974.

6. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1971.

7. Алейников. Из Карачая./ЖОВ. -1882. №5.

8. Алиев У.Д. Карачай. Черкесск, 1991.

9. Аппаева Ж. По закону красоты (национальный женский костюм горянок)// Кабардино-Балкарская правда. -1986. -1 2 июля.

10. Аппаева Ж. Черкесска, бурка и башлык (одежда горцев)// Кабардино-Балкарская правда. -1994. 21 января,

11. Аргус. Карачаевцы// Казбек. Владикавказ, 1886. - 18 января. - №13.

12. Асанов Ю. Поселения, жилиша и хозяйственные постройки балкарцев. -Нальчик: Эльбрус, 1976.

13. Аталиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996.

14. Аталиков В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1997.

15. Баранов Евг. Очерки из жизни горских татар Кабарды// Терские ведомости. -1894. №№141,145,146. -1895. -№№1,21.

16. Батчаев В.М. К вопросу о генезисе зооморфных узоров в Карачаево-балкарском орнаменте// Археолого-этнографический сборник. Нальчик, 1974. -Вып. 1.-С. 52-66,

17. Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986.

18. Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе// Кавказский календарь. -1858.

19. Берже Ад. Горские племена Кавказа// Живописная Россия. -1883. Т. 9.

20. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.

21. Бозиев А.Ю., Шикова Т.Т. Культура и быт балкарцев в XVIII начале XX в.// Очерки истории балкарского народа с древнейших времен до 1917 г. - Нальчик, 1961.

22. Вертепов Г.А. Очерк кустарной промышленности Терской области// Терский сборник. Владикавказ, 1897.-Bun.lV.

23. Вейденбаум Е.Г. Заметки об употреблении камня и металлов у кавказских народов// ИКОРГО -1875-1877. Т. 4. - №3. - С. 121-147. - №5. - С. 257-302.

24. Временные правила об употреблении и. пользовании карачаевскими об-ш1ественными лесами// КОК. -1894. Отд. 2. - С. 74-80.

25. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Махачкала, 1961.

26. Горские племена, живушЛие за Кубанью// Кавказ. -1850. №№94-96,98.

27. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1848.

28. Дингельштет В.А. О кустарных промьюлах на Кавказе и мерах, которые следовало бы принять для их развития// ЗКОРГО 1887. - Т. 18. - Вып. 1.

29. Динник Н.Я. Поездка в Балкарию// ЗКОРГО -1890. Кн. 13. - Вып. 1-2.

30. Дмитриенко Н. Кустарные промыслы на Северном Кавказе// Терские ведомости, 1882.-№42.

31. Дьячков-Тарасов А.И. Заметки о Карачае и карачаевцах// СМОМПК -1898.-Вып. 25. -Отд. 2.-С. 49-91.

32. Дьячков-Тарасов А.И. В горах Большого и Малого Карачая// СМОМПК. -1 900.-Вып. 25.

33. Закубанцы//АКАК- 1 878.-Т.7.

34. Закубанские племена// АКАК -1881. Т. 8.

35. Иваненков Н.С. Карачаевцы// ИОЛИКО. Екатеринодар, 1912. - Вып. 5.

36. Иессен А., Деген-Ковалевский Б.Е. Из истории древней металлургии Кав-каза.-М.-Л., 1935.

37. Кавказское оружие: Фотоальбом. ГИМ. Исходных данных не обнаружено.

38. Калантар А. Характеристика кавказских пород овец. Тифлис, 1913.

39. Калмыков И.Х, Черкесы. Черкесск, 1972.

40. Караулов H.A. Балкары на Кавказе// СМОМПК -1902. Вып. 38. - Отд. 1.

41. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978.

42. Карпов Е.И. Производство оружия и серебра на Кавказе// ТКИКПР СПб, 1882.-Вып. 7.

43. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18071 808.-Берлин, 1812.

44. Кипиани М. От Казбека до Эльбруса. Путевые заметки// Терские ведомости. -1884. №№1,2, 4, 5, 8,10,12,15,17,18, 20, 22, 25, 27,31, 35, 37,40,43.

45. Кишев A.C. Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов Кабардино-Балкарии// Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала, 1988.

46. Кобычев В.П. Города, селения, жилиш1а// Культура и быт народов Северного Кавказа. -М., 1969.

47. Ковалевский М.М., Иванюков М.И. У подошвы Эльбруса// Вестник Европы. СПб, 1886. - Кн. 1.

48. Ковалевский М.М., Миллер В.Ф. В горских обществах Кабарды// Вестник Европы.-СПб, 1 884. -Т. 2.-Кн. 4

49. Ковалевский Е.П. Очерки этнографии Западного Кавказа. СПб, 1867.

50. Копешавидзе Ч.Ч. Культура и быт абхазов, проживающих в Аджарии. -Тбилиси, 1985.

51. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

52. Крупнов В.И. К вопросу о культурных связях населения Северного Кавказа по археологическим данным// УЗКБНИИ -1947. Т. 2.

53. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик,1982.

54. Кунижева Л.З. Из истории обработки металла у абазин (XIX в.). Из истории Карачаево-Черкесии// ТКЧНИИ -1974. Вып. VII.

55. Кустарная промышленность на Кавказе. Тифлисский Кавказский кустарный комитет. -1902-1903. Вып. 1-2.

56. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978.

57. Лавров Л.И. Карачаевцы и балкарцы до 30-х годов XIX в.// Советская эт-нография.-1969. №4.

58. Ламберти А. Описание Колхиды или Мингрелии о. Ламберти, миссионера конгрегации для распространения христианской веры. ЗООИДХ. - Одесса, 1887.

59. Ланге Б.А. Балкария и балкарцы// Кавказ, 1904. №№283, 287, 288, 294,301.

60. Македонов Л.В. В горах Кубанского края. Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. Воронеж, 1908.

61. Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 1990.

62. Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии. Нальчик,1962.

63. Мамбетов Г.Х. Культ железа. Общинные кузнецы в Кабарде и Балкарии. -УЗКБНИИ- 1965.-Т. XXIII.

64. Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971.

65. Мамбетов Г.Х. Одежда в традициях и обычаях кабардинцев и балкарцев// Вестник КБНИИ-1 972,-Вып.5.

66. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1994.

67. Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882.

68. Марков В. Очерки Кавказа. СПб-М., 1887.

69. Мизиев И.М. Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории. Нальчик,1981.

70. Мизиев И.М. Важнейшие этногенетические аспекты истории и традиционной культуры балкарцев и карачаевцев ХШ-ХУ в.в.: Автореф. дисс. . докт. ист. наук. Ереван, 1988.

71. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая в ХШ-ХУ!!! в.в. Нальчик, 1988.

72. Мизиев И.М. История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура. Нальчик, 1996.

73. Мезиев И.М. История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России// Ас-Алан. М., 1999. - № 1.

74. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и духовная культура карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1993.

75. Миллер Борис. В Карачае// Этнографическое обозрение. 1899. - Кн. 6061. -№1-2 прилож.

76. Сл. Нальчик, Терской области// Казбек, Владикавказ. -1 899. №557.

77. Народы Карачаево-Черкесии в годы Великой Отечественной войны 19411945 г.г. Сб. док. и материалов /Сост. Ч.С. Кунаев. Черкесск, 1990.

78. Нарты. Эпос народов Евразии. М., 1994.

79. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. (дореформенный период). Черкесск, 1960.

80. Невская В.П. Карачай в пореформенный период. Ставрополь, 1964.

81. Новиков В.П., Мельситов И.П., Комягин Ю.П. Современные художественные изделия из металла. М., 1990.

82. Новицкий В.Ф. В горах Кавказа// ИРГО. СПб, 1903. - Т. 39. - Вып. IV.

83. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев// Ин-ституг этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР, КЕНИИ истории, биологии и экономики/ Отв. ред. В.К. Гарданов. Нальчик, 1986.

84. Новый быт новые обычаи (формирование прогрессивных традиций у народов Карачаево-Черкесии). - Ставрополь, 1977.

85. Обычаи и одежда кавказских народов// Русский инвалид. СПб, 1845.23.

86. Оганесанян Г.Я. О туземных красках// Кавказское сельское хозяйство. -1898.-№259.

87. Очерки истории балкарского народа/ Гл. ред. А.В.Фадеев Нальчик, 1961.

88. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т. 1,2. - Ставрополь, 1967.

89. Павлов Д.М. Искусство и старина Карачая// СМОМПК. Махачкала, 1926. -Вып. 45.

90. Пасынков Л.Н. Кустарные промыслы из шерсти на Северном Кавказе// Северо-Кавказский край. -1925. №8.

91. Петров Г. Верховья Кубани. Карачай ПККО на 1880 г. - Екатеринодар, 1880.-Отд. №2.

92. Пиралов A.C. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа// Кавказский календарь. -1901. Отд. №2.

93. Пиралов A.C. Краткий очерк кустарной промышленности Кавказа. Тифлис, 1900.

94. Прозрителев Г.Н. Кавказское оружие (оружие кавказского горца). Ставрополь, 1915. - ТСУАК - Вып. VII.

95. Рапорт штабс-капитана кн. Шаховского барону Розену от 24/XI-1834 г. №42.-АКАК-1881.-Т. 8.

96. Рукавишников Г. Карачаевцы: Этнографический очерк// Кавказ. 1901. -15 октября.-№271.

97. Савинов В. Достоверные рассказы об Абазии// Пантеон. СПб, 1850. - Т. I .-Кн. 2.

98. Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли (в Кубанской области)// Кубанский календарь. -1898. Отд. 2.

99. Студенецкая E.H. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев// Кавказский этнографический сборник. М., 1976. - Вып. Vi.

100. Студенецкая E.H. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XIX в.в. -М. 1989.

101. Студенецкая E.H. Архивные документы как источник изучения материальной культуры народов Северного Кавказа// Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX-XX в.в. М., 1971.

102. Студенецкая E.H., Сергеева Г.А. Карачаевцы. //Народы Кавказа. Т. 1.-м., 1960.

103. Студенецкая E.H. Одежда// Культура и быт народов Северного Кавказа/ Под ред. В.К. Гарданова. М., 1968.

104. Сысоев В.М. Отчет о поездке в Карачай. ИОЛИКО -1899. - Вып. 1.

105. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении. СМОМПК - Тифлис, 1913. - Вып. 43.

106. Такоева Н.Ф. Балкарцы// Народы Кавказа. М., 1960.

107. Татарское племя на Кавказе// Кавказ. -1859. №№86,87,90,92.

108. Текеев K.M. Поселения и жилища карачаевцев в прошлом и настоящем. Историко-этнографический очерк: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1970.

109. Текеев K.M. Традиционные кийизы карачаевцев и балкарцев// Советская этнография. -1987. №3.

110. Текеев K.M. Карачаевцы и балкарцы (Традиционная система жизнеобеспечения). М., 1989.

111. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека. СМОМПК - 1892. - Вып.14.

112. Труды I Всероссийского съезда по овцеводству в Москве. М., 1912.

113. Труды первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа в Тифлисе. Тифлис, 1902.

114. Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в Рос-сии.-Вып. 11.-СПб, 1883.

115. Тульчинский И.П. Пять горских обществ Кабарды// Терский сборник. -Владикавказ, 1903. Вып. 5.

116. Хижняков Б.Е. Описание кустарных промьюлов национальных областей Северо-Кавказского края. //Записки Северо-Кавказского НИИ. Т. 2. - Ростов-на-Дону, 1929.

117. Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX-XX в.в. -М.,1971.

118. Хохлова Н. Из прошлого незабытого: народные промьюлы// Горняцкая слава. -1994. -18 октября.

119. Черноморское побережье// Кубанский край. Екатеринодар, 1917.28.

120. Чирвинский Н.П., Елагин В.В. Разводимые в России породы грубошерстных овец. Киев, 1916.

121. Чурсин Г.Ф. Музыка и танцы карачаевцев// Кавказ. -1901. №270.

122. Чурсин Г.Ф. Этнографические заметки о Карачае// Кавказ. 1900. -№№305,306.

123. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай. ИКОИРГО - СПб, 1915. - Т. XXIII.

124. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.152

125. Шаманов И.М. Хозяйство и хозяйственный быт карачаевцев XIX начала XX B.B.: Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1972.126, Шаманов И.М. К истории домашних промыслов карачаевцев. Черкесск, 1972.

126. Шаманов И.М. Обработка дерева и лесной промысел в Карачае// Из истории Карачаево-Черкесии: Труды КЧ НИИ. Вып. VII. - Черкесск, 1974. - С. 295.

127. Шаманов И.М. Искусство народных промыслов карачаево-балкарских мастериц. //Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала, 1988.

128. Швецов В.Н. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе// Москвитянин. -1855. -№23.24.-Кн. 1,2.

129. Щукин И.О. Материалы для изучения карачаевцев// Русский антропологический журнал. М., 1913. - №1-2.

130. ЩукинИ.С. Из поездок по верхней Кубани.-М., 1914.153