автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: История становления и развития воинского этикета и нравов в России
Полный текст автореферата диссертации по теме "История становления и развития воинского этикета и нравов в России"
На правах рукописи
Широкова Вера Валерьевна
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОИНСКОГО ЭТИКЕТА И НРАВОВ В РОССИИ (XVIII - НАЧАЛО XXI ВВ.)
Специальность 09.00.05 - Этика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
005060608
3 О МАЙ 2013
Саранск-2013
005060608
Работа выполнена на кафедре философии для гуманитарных специальностей ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Мочалов Евгений Владимирович
I
Официальные оппоненты: Пугачев Олег Сергеевич,
доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Пенза)
Мартынова Елена Анатольевна
доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
Ведущая организация: ФГКОУ ВПО «Нижегородская академия
Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нижний Новгород)
Защита диссертации состоится « 7 » июня 2013 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.03 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 39 а, 3-й этаж, зал заседаний.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева».
Автореферат разослан « 6 » мая 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
В. М. Сидоркина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. История становления и развития морали представляет собой один из фундаментальных разделов, который включает в себя систему моральных ценностей, добродетелей, прикладную этику, историю этосов и нравов. Важное место в ней отведено этикету. Во многом это обусловлено объективно существующей потребностью в поиске научно обоснованней концепции эффективного воспитания гражданина, основанной на традициях воинской этики и этикета. Нравы и этикет всегда занимали особое место в духовной культуре нашего Отечества, русской армии, были предметом национальной гордости современников и пробуждают высокие патриотические чувства у нынешнего поколения россиян. Однако не только военные подвиги России, русской армии привлекают внимание исследователей истории нравов и этикета. Статус, поведение, внешний вид военнослужащих — это своего рода визитная карточка армии, отражение степени заботы общества о своих защитниках, уровня культурно-нравственного воспитания.
Еще при Петре I в России особое значение имели законодательно закрепленные нормы. Первыми важнейшими документами, точно и полно характеризующими воинский этикет, были уставы, наставления и инструкции, которые примечательны тем, что в них раскрывались вопросы нравственности офицера и требования государства, предъявляемые к его поведению в различных обстоятельствах; прописывались правила взаимоотношений военнослужащих между собой и с гражданскими лицами, определялись наказания за невыполнение этих правил, отражалась система воинских чинов. Во многих сочинениях того периода рассматривались вопросы о хороших манерах в обществе и светских приличиях, которыми руководствовался офицер русской армии. Особого внимания заслуживает работа, подготовленная при непосредственном участии Петра I в 1717 г. - «Юности честное зерцало». Эти обстоятельства свидетельствуют о статусе воинского этикета как значимой составной части нравственной культуры России, дают возможность более взвешенной оценки его роли в жизни русской армии, в том числе на современном этапе ее развития. Важность этого момента отмечена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.: «Для возрождения национального сознания нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую, мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития. В мире XXI в. на фоне новой расстановки экономических,
цивилизационных, военных сил Россия должна не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»1.
Актуальность проблеме изучения воинского этикета придает этико-исторический анализ его становления с XVIII до начала XXI вв., способствующий пониманию его структуры, основных направлений формирования и практической реализации. Во многом это обусловливает не только научную, но и практическую значимость исследования.
Комплексное изучение истории становления и развития воинского этикета и нравов особенно важно для современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации, так как дает возможность реализовать его огромный морально-нравственный потенциал, определить эффективные пути воспитания поведенческой культуры офицеров, повысить духовную культуру воинов и призывников, формировать у них чувство гражданского долга, готовности к защите Отечества. Патриотизм, долг, честь, героизм, человеческое достоинство не случайно стали теми понятиями, на которых базируется соблюдение норм воинского этикета.
Без системы четко сформулированных требований к поведению офицера как на службе, так и вне её невозможно эффективно вести воспитательную работу, целенаправленную подготовку кадров, поддерживать должный уровень боеготовности и боеспособности армии. Министр обороны Российской Федерации С. К. Шойгу подчеркнул то обстоятельство, что «в настоящее время особо следует уделять внимание военно-патриотическому воспитанию граждан нашей страны и всему, что касается сохранения культурного и исторического наследия Вооруженных Сил России» .
Таким образом, возникла необходимость качественно нового исследования, которое позволило бы комплексно изучить становление и развитие воинского этикета, определить его структуру, выявить роль в нравственной культуре армии.
Степень разработанности проблемы. Исследование этикета изначально привлекало внимание западных («Этика, или Познай самого себя» П. Абеляра; «Евдемова этика», «Большая этика», «Никомахова этика» Аристотеля; «Этика» Н. Гартмана; «Персидские письма» Ш. Л. Монтескье; «Этика» Б. Спинозы) и русских мыслителей (И. А. Ильин, Н. И. Новиков, В. С. Соловьев, В. Н. Татищев).
К теоретической разработке фундаментальных этико-философских вопросов анализа нравов российского общества обращались в своих работах Р. Г. Апресян, В. И. Бакштановский, Л. Б. Волченко, Л. Г. Гринберг, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Е. Л. Дубко, В. Г. Иванов, В. Д. Комаров, Н. Н. Крутов, В. М. Кукушин, В. Н. Назаров, Б. О. Николаичев, О. С. Пугачев, А. В. Разин, О. А. Родионов, К. Светозарская, 'А. П. Скрипник, Ю. М. Смоленцев, Ю. В. Согомонов, А. И. Титаренко.
'Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс] URL : Ькр://президент.рф/выступления/17118.
Шойгу велел исполнять. [Электронный ресурс] URL : http://www.rg.ru/2012/ ll/27/shoygu-síte.html.
История нравов и духовной культуры русской армии XVIII - начала XX вв., связанная с патриотизмом как духовно-нравственной основой поведения воина, воспитанием, традициями российской армии, представлена в работах Н. Д. Бутовского, М. И. Драгомирова, П. П. Епифанова, А. И. Каменева, А. И. Куприна, Э. Ленобля, Д. Ф. Масловского, А. Н. Норцова,
A. А. Свечина, Э. Ф. Свидзинского, А. В. Суворова, В. Н. Татищева, Ф. Ф. Ушакова, Т. В. Швориной и др.
Существенный вклад в разработку истории проблем воинского этикета внесли исследования П. О. Бобровского, А. В. Демидова, А. И. Дырина, И. А. Липского, Г. П. Мещерякова, Г. А. Пикалова, Б. Н. Платонова, Н. Д. Табунова, Е. М. Ярославского и др.
Аспекты, связанные с изучением традиций, обычаев офицерства, нашли свое отражение в творчестве таких известных ученых, как А. Б. Бадьянов, Н. И. Дорохов, В. М. Зайцев, А. Ю. Кривицкий, Ю. М. Лотман, С. Г. Максимов,
B. В. Розанов, В. Д. Серых, Сапер, М. И. Ясюков и др.
В советский период (1917-1991) исследование аспектов воинской этики и этикета с позиции социалистической морали представлено в работах Д. А. Волкогонова, Г. А. Пик&чова, Я. В. Подоляка, Э. Г. Фишера.
В статьях М. Бабкина, В. Д. Верходубова, С. И. Гусева, В. Пенского, М. В. Шадской рассматриваются понятия «воинская этика», «воинский этикет» не только с этической, но и с правовой и исторической точек зрения. О повышенном внимании к данному вопросу свидетельствуют также диссертационные исследования Л. Н. Антипина, А. В. Демидова,
C. Н. Ермоченко, А. Н. Кондратьева, М. Г. Лазара, А. А. Минкиной, Р. А. Сайфутдинова, В. А. Синюкова.
Анализ степени разработанности исследуемой проблемы свидетельствует, тем не менее, о недостаточном количестве фундаментальных работ, дающих целостную оценку развития и становления воинского этикета армии России с момента ее зарождения до настоящего времени.
Актуальность темы, степень ее научной разработанности позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объектом настоящего диссертационного исследования выступает воинский этикет как этико-философская и этико-правовая категория, его место в общественных нравах.
Предметом исследования является история становления и развития воинского этикета и нравов в России (XVIII - начало XXI вв.).
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научной методологии определить структуру и особенности развития этикета и нравов в русской армии XVIII - начала XXI вв., их роль в функционировании российских Вооруженных Сил.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
- уточнить и дополнить определение воинского этикета, описать его структуру;
- рассмотреть условия становления и выделить этапы формирования
воинского этикета в этической мысли России периода XVIII - начала XXI вв.;
- проанализировать нравы военнослужащих в российской армии и западноевропейские традиции этикета;
- показать историко-культурную значимость воинского этикета и его роль
в воинской этике современной России;
- сформулировать общие выводы и практические рекомендации по развитию воинской этики и повышению эффективности нравственного воспитания военнослужащих в современных Вооруженных Силах.
Научная гипотеза исследования состоит в том, что под воинским этикетом понимается свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, формализованных (законы, уставы, приказания) и неформальных с разной степенью обязательности (традиций, обычаи, привычки, церемонии) требований. Такие правила охватывают служебные и неслужебные взаимоотношения военнослужащих, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям. Воинский этикет имеет два относительно самостоятельных основания: правовое и нравственное.
Теоретико-методологическая основа работы.
В диссертационном исследовании широко используются наработки «этической феноменологии» - исследования отдельных социокультурных феноменов, определенные традиции которого были заложены в работах Р. Г. Апресяна, Л. Б. Волченко, А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко, В. Н. Назарова, А. П. Скрипника, А. И. Титаренко и др.
Проведение диссертационного исследования на стыке таких наук, как философия, этика, история, культурология, право, предполагает комплексный характер избранной методологии, позволяющей всесторонне и целостно раскрыть сущность воинского этикета. Положенный в основу работы принцип системности предопределил необходимость использования следующих методов исследования:
- интегративного, позволяющего использовать достижения в различных областях научного знания для решения задач, поставленных в настоящем исследовании;
- сравнительно-исторического, дающего возможность рассмотреть процесс развития представлений о воинском этикете, сопоставляя их между собой и с западноевропейскими традициями;
- герменевтического, способствующего правильному истолкованию и пониманию нравственных позиций и их символического выражения;
- аксиологического, обосновывающего место воинского этикета в системе социокультурных ценностей.
Источники исследования. В первую группу источников входят работы П. Абеляра, Аристотеля, Н. Гартмана, Б. Спинозы, Ш. Л. Монтескье,
И. А. Ильина, В. С. Соловьева и др.
Вторую группу представляют документы из фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА): главного штаба (ф. 400), канцелярии Военной коллегии (ф. 2), главного военно-технического управления (ф. ВУА), главного Комитета по устройству и образованию войск
при Военном Совете (ф. 868), а также из фондов Российского государственного военного архива (РГВА): Управления армиями Южного фронта (ф. 100), Управления армиями Восточного фронта (ф. 106), Всероссийского главного штаба (ф. 11), управления 5 Краснознаменной армии (ф. 185), политического управления Красной Армии (ф. 9).
Третья группа - опубликованные в разные годы законодательные документы и акты (уставы, наставления, инструкции), помещенные в Полное собрание законов Российской империи, в свод военных постановлений либо в отдельные сборники, содержащие важнейшие документы о военном устройстве России, о высшем военном управлении, порядке комплектования Вооруженных Сил, военное законодательство.
Четвертая группа - справочная литература, посвященная вопросам формирования этикетного поведения военнослужащих на службе и в быту, а также мемуары - воспоминания и письма генералов и офицеров армии, содержащие субъективную оценку различных аспектов поведения военнослужащих, действия в армии норм этикета, его роли в построении гармонично развитой личности российского офицера.
Пятая группа - произведения художественной литературы на военную тему А. С. Пушкина, А. И. Куприна, А. И. Каменева и др.
Шестая группа - историко-культурологические источники: журналы «Военная мысль», «Военно-исторический журнал», «Вопросы истории» и другие, в которых широко освещали различные стороны воинского этикета российского офицера известные военные публицисты (Н. Д. Бутовский, В. Д. Верходубов, С. И. Гусев, М. И. Драгомиров).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено и дополнено определение воинского этикета, выявлена его структура;
- выделены этапы развития и становления воинского этикета в российской армии XVIII - начала XXI вв.;
- введены в научный оборот новые архивные источники по истории воинского этикета России;
- изучен и введен в контекст западноевропейский опыт сохранения воинских традиций и этикета;
- представлены конкретные предложения по формированию этикетных норм поведения военнослужащих и использованию этикета в воспитании солдат и офицеров в современной армии России.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Воинский этикет представляет собой свод строго определенных правил и норм поведения военнослужащих, основанных на принципах армейской морали, формализованных (законы, уставы, приказания) и неформальных с разной степенью обязательности (традиции, обычаи, привычки, церемонии) требований. Такие правила охватывают служебные и неслужебные взаимоотношения военнослужащих, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям. Воинский этикет имеет два основания: правовое и нравственное.
Правовое основание воинского этикета закреплено в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Нравственное основание - это сложное социальное качество, сформированное на основе глубоких знаний, моральных норм и воплощающееся в культуре поведения военнослужащего. Мерилом нравственной составляющей является деятельность по законам добра в сферах военной службы, быта и досуга.
Все нормы и правила современного воинского этикета условно можно представить в виде девяти системных блоков, из них автор выделяет наиболее существенные: служебный, строевой, бытовой, ритуальный.
2. В истории становления и развития воинского этикета русской армии автором выделяются следующие этапы:
Первый - «петровский» (начало XVIII в.) представлен в первых военных уставах Петра I: «Учреждение к бою» (1708), «Воинский устав» (1714), «Воинские артикулы» (1716), «Морской устав» (1720), где впервые нашли свое отражение нормы и правила этикета.
Второй этап - «дворянско-имперский» (середина XVIII - XX вв.) характеризуется попытками передовых русских военачальников (Ф. М. Апраксина, М. М. Голицына, М. И. Кутузова, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Б. П. Шереметьева и др.) и мыслителей (Н. Д. Бутовского, М. С. Галкина, И. П. Маслова, И. Г. Энгельмана) сформулировать, основные, исходные понятия воинской этики: идеи патриотизма, верности своей Родине. Воинский этикет приобретает устойчивый характер, играя важную роль в системе боевой и морально-психологической подготовки личного состава армии, организации его быта.
Третий - советский этап (1917 - 1991) сформировал новую систему воспитания бойцов, ввел особые нормы и правила военного этикета (регулирующие взаимоотношения между военнослужащими, способствующие формированию отделенных качеств у военных (дисциплинированность, уважение к командирам), совершенствовавшие профессиональные знания, консервацию опыта традиционного поведения и передачи его из поколения в поколение.
Наконец, современный воинский этикет (конец XX - начало XXI вв.) отражается в служебных и неслужебных взаимоотношениях военнослужащих, в формах обращения военнослужащих друг к другу (правила воинского приветствия, порядок представления командирам, правила воинской вежливости и поведения военнослужащих), в ритуалах и традициях (празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия), в отношениях к обществу (вежливость по отношению к гражданскому населению, проявление особого внимания к пожилым людям, женщинам и детям, защита чести и достоинства граждан, оказание им помощи при несчастных случаях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера).
3. Воинский этикет возникает и формируется в процессе образования и становления государства и его Вооруженных Сил. Важным этапом его генезиса явилось создание регулярной армии. С качественным преобразованием
Вооруженных Сил складывалась его система, которая в последующем укреплялась и совершенствовалась. Воинский этикет в российской армии сохраняет основу традиционного воспитания офицерского состава, передавая лучшие образцы высокой морали и нравственности из одного столетия в другое, объединяя эпохи. Подлинная нравственная культура, нравы военнослужащих российской армии основываются на глубокой идейной убежденности, любви к Родине, воинском долге, гражданской ответственности и нравственно-этических знаниях.
История формирования и развития воинского этикета должна быть одной из ведущих тем при распространении военно-исторических знаний о героическом прошлом нашего Отечества, боевых традициях русской армии, в первую очередь среди допризывной молодежи и личного состава Вооруженных Сил. В целях совершенствования воинского этикета представляется целесообразным:
- в справочные пособия для офицеров наряду с материалами по боевой подготовке, отдельным разделом ввести краткие исторические сведения о воинском этикете и данные о его структуре и содержании;
- на страницах войсковой печати публиковать больше материалов способствующих формированию у военнослужащих высокой нравственной культуры и устойчивых представлений о нравах и традициях армии;
- в системе общественно-государственной подготовки систематически проводить занятия, на которых раскрывать сущность и значение этикета в различных сферах деятельности и быта военнослужащих.
Российский воинский этикет представляет собой результат творческого использования и развития передовых европейских армий с учетом национальных традиций.
4. Эффективность нравственного воспитания в Вооруженных Силах зависит от таких факторов, как социальное положение; порядок прохождения военной службы; повседневная жизнь; быт; пример, подаваемый подчиненным командирами всех степеней; социальные гарантии и поддержка военнослужащих государством, а также медиапроекты (фильмы, телепередачи) патриотического содержания.
Воинский этикет как самостоятельное и уникальное явление основан на требованиях уставов, принципах армейской морали, культуре и традициях Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям. Соблюдение требований этикета всеми военнослужащими позволяет каждому ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, полнее реализовать свои духовные и физически возможности.
Для совершенствования нравов в современной армии необходимо формировать высокую личную ответственность за безупречное решение стоящих перед подразделением задач, добросовестное выполнение своих должностных и специальных обязанностей; в процессе повседневной деятельности вырабатывать у себя такие качества, как сильная воля, стойкость,
отвага, выносливость, смелость; пунктуально выполнять требования военной присяги и воинских уставов; знать, хранить и приумножать боевые традиции, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей части.
5. На основании архивных документов выявлено, что: во-первых, воинский этикет России представляет собой уникальное и самобытное явление, основанное на традициях Православия, патриотизма, взаимоуважения, товарищества; во-вторых, этикет в качестве форм поведения личности эффективен только тогда, когда имеет тесную связь с внутренним моральным сознанием личности. Особенностью воинского этикета России стало обоснование духовности как определяющей основной характеристики личности. Формирование нравственной культуры личности в воинском этикете должно быть согласовано с реальным развитием этой личности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования позволяют раскрыть особенности развития и становления воинского этикета в России XVIII - начала XXI вв. Выявление нравственного, правового аспектов воинского этикета расширяет возможности современной этической теории и задает новые направления в исследовании данного феномена. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по этике, истории этикета, философии, психологии, а также в качестве методологической основы при разработке практических рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы с офицерским составом Вооруженных Сил Российской Федерации и повышению ее эффективности, особенно в работе с курсантами и слушателями военно-учебных заведений. Выводы работы также могут служить основой для дальнейшего развития и осмысления проблем воинской этики и этикета.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы изложены в II статьях, четыре из которых опубликованы в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК: «Известия Самарского научного центра РАН» (Самара, 2013), «Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (Саранск, 2013), «Казанская наука» (Казань, 2013), «Регионология» (Саранск, 2013). Результаты исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях (Москва, 2012, 2013; Новосибирск, 2012, 2013; Ростов-на-Дону, 2012; Саранск, 2013), аспирантских семинарах.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии для гуманитарных специальностей ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» и рекомендована к защите.
Структура и объем диссертации. Поставленные цель и задачи определили структуру диссертации. Она содержит 180 страниц и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 251 наименование.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень научной разработанности проблемы, формулируется цель, задачи, объект и предмет исследования, его методологические основы, источниковая база исследования, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации работы.
В первой главе «Основные исторические этапы развития воинского этикета в Императорской России» рассматриваются военно-этические взгляды и нравственные отношения в русской армии XVIII - начала XX вв.
В первом параграфе «Соотношение понятий «нравственность», «этика», «этикет», «общение» автор анализирует содержание понятий «нравственность», «этика», «этикет», «общение», определяет структуру нравов и ведущую роль системы ценностных ориентации в ней.
Понятие «этика» первоначально означало «привычки, обычаи поведения» - тот смысл, который имело русское слово «нрав», «нравы». Таким образом, нравы явились исходным началом изучения этики. Нравы - это типичная, повторяющаяся реальная мораль, позволяющая судить о сущностном в поведении. Структура нравов может быть подобна структуре морали. Наиболее приемлемой моделью структуры нравов автор считает позицию А. И. Титаренко. По его мнению, нравы выступают как целостное образование, структура которого может включать в себя следующие основные элементы:
- систему ценностных ориентации нравственного сознания субъекта нравов;
- систему его исходных моральных позиций, определяющих отношение субъекта нравов к конкретным сторонам или явлениям окружающего социума;
- механизм моральной оценки и самооценки субъекта нравов.
По мнению диссертанта, центральным элементом структуры нравов является общая ценностная ориентация нравственного сознания субъектов, что является устойчивым регулятором их поведения. О системе ценностных ориентации субъекта нравов можно судить по тем фактам реального морального поведения этого субъекта, в которых воплощаются его представления о своих нравственных ценностях, о смысле своей жизни и деятельности, о должном для него образе жизни. Нравственность - это то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Нравственная составляющая воинского этикета -сложное социальное качество, сформированное на основе глубоких знаний, моральных норм и воплощающееся в культуре поведения военнослужащего.
Зная особенности поведения той или иной общественной группы, можно определить, представитель какой из них является участником общения, как он поступит в той или иной ситуации, что можно от него ожидать.
Под этикетом следует понимать свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям; совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которого происходит выявление, поддержание коммуникативных статусов партнеров по общению. Зная
особенности поведения той или иной общественной группы, можно определить, представитель какой из них является участником нашего общения, как он поступит в той или иной ситуации, что можно от него ожидать.
Обязательность соблюдения этикетных правил зависит от участников общения, а также от конкретной ситуации.
Во втором параграфе «Истоки воинского этикета в нравственной жизни России» автором проводится анализ воинского этикета в Петровскую эпоху.
Каждой общественно-исторической формации, каждому обществу свойственны определенные правила поведения людей, способствующие их лучшему взаимопониманию, облегчающие их совместное существование. Своеобразие формирования русской нации и Российского государства отразилось на процессе зарождения и развития военно-этической мысли на Руси.
Русский воинский этикет возник и складывался в процессе образования и развития государства и его Вооруженных Сил. Важным этапом в его формировании явилось создание регулярной армии. С качественным преобразованием Вооруженных Сил складывалась система воинского этикета, которая в последующем укреплялась и совершенствовалась.
Данный этап не случайно назван «петровским», так как на систему воинского этикета оказали большое влияние реформы начала XVIII в. Они приблизили и сообразовали содержание, форму этикетных требований с изменениями, произошедшими в этот период не только в военном деле, но и в обществе. Создавая новую армию, Петр I сознавал, что ее функционирование немыслимо без становления новой системы взаимоотношений военнослужащих, и армия только тогда будет на высоте своего призвания, когда офицерский корпус будет воспитан в духе чести и сознания своего высокого предназначения. В первых военных уставах Петра I «Учреждение к бою» (1708), «Воинский устав» (1714), «Воинские артикулы» (1716), «Морской устав» (1720) впервые нашли свое отражение идеи патриотизма, нормы и правила этикета. В уставах формировались первые общественные принципы поведения солдата в бою, на «государственной службе»1. В конце XVIII в. российская армия имела стройную систему этикетных требований, которая являлась важным звеном в армейской системе обучения, воспитания и организации всей жизни российских офицеров.
Петру I удалось добиться достаточной детализации и одновременно выдержать главные принципы воинского этикета военнослужащего XVIII в^, используя европейский опыт при сохранении национальных традиций . Формированию системы воинского этикета на этапе правления Петра I способствовали:
- повышение в обществе социального статуса офицерского корпуса;
1 Волкогонов Д. А. Воинская этика. М., 1976. С. 39.
1 Демидов А. В. Артикул воинский Петра I об этикете российского офицера в XVIII в. М., 2000. С. 29.
- строгое упорядочение прохождения службы и взаимоотношений между старшими и младшими;
- введение единообразной подготовки, обучения и воспитания войск;
- унификация вооружения и формы одежды, единые принципы организации снабжения армии.
В третьем параграфе «Нравственные традиции в русской армии середины ХУШ-Х1Х вв.» диссертант отражает традиции «дворянско-имперского» периода.
1762-1798 гг. считается временем реформ «золотого века». Многое введенное Петром I было сохранено и приумножено Екатериной. Новой стала форма одежды в армии, изменилась стратегия и тактика войсковых операций, претерпела изменения штатная структура полков, появились новые уставы, инструкции и наставления, которые регламентировали деятельность войск, в том числе и воинский быт.
Развитие духовно-нравственных и боевых качеств у военнослужащих царской армии связано с именами великих полководцев и флотоводцев: М. И. Драгомирова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова и др.
В конце XVIII в. воинский этикет приобретает устойчивый характер, играя определенную роль в системе боевой и морально-психологической подготовки личного состава армии, организации его быта.
Русская армия XVIII — начала XIX вв. неоднократно переживала периоды подъема и упадка. Четырехлетнее царствование Павла считалось долгое время, на основании свидетельств современников, разрушительным для русской ру-мянцево-суворовской армии. Это объясняется тем, что у Павла практически не было единомышленников; все его указы воспринимались как сумасбродство1. Однако, хотя Павел и был амбициозной личностью, он, судя по итогам проведенных военных реформ, внес существенный вклад в развитие армии, что в последующем сыграло немаловажную роль для России. А именно: он ограничил в правах офицеров, сократил срок службы в армии до 25 лет, ввел новую форму одежды и др.
Известная роль в развитии прогрессивных идей русской воинской этики принадлежит таким декабристам, как А. А. Бестужев-Марлинский, В. К. Кюхельбекер, Н. Н. Раевский, К. Ф. Рылеев.
Рассматриваемый период середины XVIII - XIX вв., пожалуй, самый насыщенный по своему содержанию. Ведь он являл собой не только реформы всех сфер жизни общества, но и внес много нового в отечественную культуру, быт, религию, нормы поведения. В этой связи следует отметить ряд факторов, которые существенно повлияли на формирование и развитие воинского этикета: внешнеполитические, внутриполитические, военные, духовные.
В четвертом параграфе «Этический анализ системы воспитания воинов середины XIX - начала XX вв.» автор продолжает исследовать
1 Гавриленко Е. В. Военная реформа Павла I // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 85. С. 55.
«дворянско-имперский» период, характеризующий этикет русского воина, нравственной чертой которого являлось соблюдение личной примерности при выполнении служебных обязанностей. Диссертант констатирует, что этот период характеризовался устойчивостью наследования традиций. К лучшим из них можно отнести традиции товарищества, верности Отечеству, мужества и героизма, чести и достоинства, высокой культуры, преданности и дисциплинированности, любви к своему делу и заботы о подчиненных, высокого профессионализма к гуманности, рыцарского отношения к женщине. Прочно вошла в армейскую жизнь и такая традиция, как проведение военных парадов. Исключительно важное значение для каждого воина русской армии имело принятие военной присяги.
Немало фактов о жизни русского офицерства, характере и содержании нравственных отношений приводится в отечественной литературе конца XIX -начала XX вв. Яркие, почти документальные картины жизни офицерства, солдатской службы, бытовой дисциплины можно найти у выдающихся русских писателей А. С. Пушкина («Капитанская дочка»), М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), Л. Н. Толстого («Севастопольские рассказы»), В. Г. Короленко (серия очерков «Честь мундира и нравы среды») и мн. др.
В среде офицерства всегда действовали не только нормативно-уставные, но и так называемые неписаные правила. Почитались они с неменьшим рвением. Место нравственного воспитания будущих офицеров в XVIII - начале XX в. было первостепенным. Этикет русского офицера сохранял преемственность традиционного воспитания, объединяя эпохи, передавая из поколения в поколение лучшие образцы высокой морали и поведения.
Во второй главе «Трансформация воинского этикета в России (начало ХХ-ХХ1 вв.)» автор рассматривает основные факторы создания и развития воинского этикета в советский и современный периоды.
В первом параграфе «Основные факторы создания и развития воинского этикета в Красной Армии» диссертант анализируется становление и развитие воинского этикета Красной армии, существенно повлиявшего на службу и быт личного состава Рабоче-крестьянской Красной Армии. Важной предпосылкой формирования советского воинского этикета явилось наличие значительного исторического наследия в форме прогрессивных элементов военной мысли русской армии.
Радикальные изменение в уставе начались еще до Октябрьской революции. Петроградский Совет народных депутатов 1 марта 1917 г. принял приказ №1 «О революционных правах солдат»1 . В приказе говорилось, что «вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменятся» (однако с созданием регулярной Рабоче-крестьянской Красной армии оно введено вновь)... «отменяется титулование офицеров: ваше
1 Миллер В. И. Из истории Приказа № 1 Петроградского Совета // Военно-исторический журнал. 1986. № 5. С. 109-113.
превосходительство, благородие и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и так далее.... обращение на «ты» воспрещается»1.
Отказ от соблюдения норм военного этикета привел к тому, что в войсках стали происходить процессы, которые фактически вели к разрушению регулярной армии. Их сущность выражалась в следующих проявлениях:
- падение монархии подорвало традиционные духовные основы, выражавшиеся в лозунге «За Веру, Царя и Отечество», на чем воспиталась императорская армия;
— в армии была подорвана воинская дисциплина, основанная на единоначалии командиров;
- под лозунгом борьбы с «контрреволюционными элементами» началось отстранение от должностей командного состава;
- в мае 1917 г. Временным правительством была утверждена «Декларация прав солдата», которая предоставила военнослужащим во внеслужебное время те же права, что и другим гражданам, в том числе разрешала им быть членом любой партии. Кроме того, она допускала проведение в армии и на флоте партийной агитации. Эти меры привели к следующим резко негативным последствиям:
- началась стремительная политизация армии;
— демократизация армейской жизни привела к разрыву между командным составом и солдатской массой.
Становление и развитие воинского этикета Красной Армии в 1918 - июне 1941 г. проходило под влиянием ряда факторов, основными из которых являлись:
— упразднение норм и правил воинского этикета царской армии, которое выражалось в отмене всех прежних нормативно-правовых документов, регламентирующих нормы и правила поведения военнослужащих как на службе, так и во внеслужебное время; повсеместное внедрение в войска новой коммунистической идеологии и создание системы идейно-политической работы, что в целом можно характеризовать как формирование принципиально нового воинского этикета;
— переход к единоначалию в Красной Армии способствовал укреплению норм воинского этикета в жизнедеятельности частей и подразделений Рабоче-крестьянской Красной Армии;
- разработка основ советской военной науки, которая обогатилась исследованиями по вопросам поддержания воинской дисциплины и формирования воинского этикета;
— ликвидация в армии безграмотности, что способствовало росту общеобразовательного уровня военнослужащих, повышению эффективности их боевой и политической подготовки и, в том числе, формированию у них знаний норм и правил воинского этикета и навыков его соблюдения.
1 Канторович В. «Ты» и «Вы» : Вчера и сегодня в условиях научно-технической революции. М., 1974. С. 24.
Развитию норм воинского этикета в Красной Армии во многом способствовало издание соответствующих приказов и принятие новых военных уставов.
Первостепенную роль в выработке привычек соблюдения норм воинского этикета у бойцов и командиров играли партийные ячейки. В утвержденной в январе 1919 г. инструкции ЦК ВКП (б) в число их важнейших обязанностей были включены становление у бойцов и командиров осознанного соблюдения норм и правил воинского этикета путем пропаганды и агитации коммунистического сознания, ведение культурно-просветительной работы в общей массе красноармейцев, умение «увлечь за собой менее сознательных товарищей...»'.
Сложившаяся система идейно-воспитательной работы в Красной Армии имела строго выраженную направленность на воспитание сознательного, хорошо понимающего свое классовое предназначение, свои задачи воина-гражданина. Она обеспечила достаточно высокую эффективность формирования осознанного выполнения требований и норм воинского этикета у военнослужащих.
В 30-х — начале 40-х гг. XX в. система идеологической работы получила дальнейшее развитие. Обогащалось ее содержание с учетом новых условий, совершенствовались формы и методы. Это обеспечило в целом решение сложных задач идейно-политического воспитания личного состава Красной Армии, создание у военнослужащих осознанного соблюдения требований и норм воинского этикета.
Формирование воинского этикета осуществлялось с помощью таких форм и методов, как лекции, доклады, беседы, чтение вслух книг и газет, собеседование. Их главное назначение состояло в том, чтобы помочь личному составу уяснить основы воинского этикета. В целях политического просвещения личного состава Красной Армии создавались, обычно при красноармейских клубах, школы политической грамоты, а в некоторых крупных гарнизонах даже университеты. В их задачу прежде всего входило внедрение основ воинского этикета в сознание военнослужащих.
Процесс создания и развития норм и правил воинского этикета Красной Армии помогал командирам, партийным организациям и военным комиссарам воспитывать у воинов новую, сознательную дисциплину, поднимать моральный дух бойцов, организовывать их досуг.
Необходимо отметить, что в ходе военной реформы (1924-1925) был проведен целый комплекс мероприятий, главной задачей которых являлось улучшение воспитательной работы в Красной Армии, и как следствие, -повышение эффективности соблюдения воинского этикета. В этих целях были введены регулярные политические занятия для рядового и младшего начальствующего состава, марксистко-ленинская подготовка для командных и
1 Партийно-политическая работа в Красной Армии (апр. 1918-февр. 1919 гг.) : док. М., 1961. С. 51.
политических кадров. В формировании воинского этикета Красной Армии большое значение имела армейская и флотская печать. Она была средством пропаганды политики Коммунистической партии, боевого опыта, военных знаний, задач боевой и политической подготовки и других вопросов жизни страны, армии и флота. Одной из первых военных газет, вышедших вскоре после Октябрьской революции, была газета «Солдат революции». Определенный вклад в развитие воинского этикета Красной Армии внесла газета «Красная звезда». С ее страниц выступали крупные военачальники, политработники Рабоче-крестьянской Красной Армии: В. А. Антонов-Овсеенко, А. С. Бубнов, С. И. Гусев, М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, Б. М. Шапошников и др.
Большое влияние на развитие воинского этикета оказывала разработка основ советской военной науки, которая представляла собой систему развивающихся знаний о характере и особенностях вооруженной борьбы, ее объективных законах и принципах военного искусства, способах и формах военной защиты государства.
По мере становления Красной Армии все острее ощущалась необходимость уставов, и в первую очередь таких, которые регламентировали бы внутренний порядок в частях, жизнь, быт армии, службу красноармейцев и дисциплину. При отсутствии новых уставов в войсках стали пользоваться старыми или составлять различного рода инструкции, основанные на старых уставах.
Уставы 1918 - 1920 гг. вырабатывались в достаточно тяжелых условиях гражданской войны, когда нельзя было не только обобщить опыт первой мировой войны, но даже собрать необходимые материалы, позволяющее это сделать. Можно было лишь учесть важнейшие особенности оперативного искусства и тактики, проявившиеся в ходе этой войны. Уставы, разработанные в 1918 г., нуждались в поправках, подсказанных опытом боевой деятельности Красной Армии. В 1919 - 1920 гг., учитывая опыт гражданской войны, командование дополняло и изменяло уставы, вводя в действие отдельные инструкции («Инструкция об учреждении школ грамотности») и наставления («Книжка красноармейца»). Эти уставы и после окончания гражданской войны предоставляли богатый материал для пропаганды норм воинского этикета, устанавливающихся в Красной Армии.
Во втором параграфе «Воинский этикет в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период» автор анализирует военно-этическую мысль в период второй мировой войны и, прежде всего, в годы Великой Отечественной войны, а также в советский период.
Любовь к Родине была ярко продемонстрирована нашими воинами в годы Великой Отечественной войны. Воинский этикет способствовал вооружению командно-политических кадров армии и флота, личного состава войск и всего советского народа научно-этическим пониманием войны и армии - их сущности и содержания, происхождения и характера, функций и роли.
В годы войны разработка всех важнейших проблем этико-философского учения о войне и армии в стране опиралась на идейно-теоретическое наследие,
метод материалистической диалектики и была связана с анализом особенностей и опыта Великой Отечественной и второй мировой войны. Такая фундаментальная основа способствовала развитию воинского этикета и решению задач достижения победы.
В теории и практике воспитательной работы с воинами в годы войны учитывались сложившаяся обстановка, характер боевых действий, род войск, особенности различных категорий военнослужащих. Ведущими формами воспитательной работы в годы войны были индивидуальные и групповые беседы, рассказы о героях, отличившихся в боях, митинги, политинформации, чтение газет, приказов Главнокомандующего.
В целом воинский этикет в годы Великой Отечественной войны отражает новую ступень нравственной зрелости, которой достигли развитое социалистическое общество и его армия, а также качественные сдвиги, произошедшие в морально-психологической сфере сознания личного состава под воздействием социальных изменений в обществе1.
Этикет советского офицера и солдата отражал личностные качества, устойчивые интересы, отношения, правила поведения людей, посвятивших себя службе в Вооруженных Силах.
Основным источником совершенствования офицерского этикета являлась политическая, историческая, психологическая и военно-этическая литература, углубленное знание своей истории, лучших традиций передового офицерства старой русской армии2.
В послевоенный период в Вооруженных Силах СССР особое внимание уделялось укреплению и развитию таких славных воинских традиций, как любовь к Родине, бдительность, верность воинскому долгу, Боевому Знамени части и флагу корабля; массовый героизм в бою; любовь к своей части, кораблю; войсковому товариществу, взаимопомощь и взаимовыручка в бою; уважение к командиру и другие.
Велико значение воинского этикета в профессиональной деятельности советских офицеров. Наиболее ярко воинский этикет проявлялся в культуре речи, манере поведения, во внешнем облике, в многообразных ситуациях воинской деятельности.
Понимание необходимости усвоения знаний воинского этикета, целеустремленная политико-воспитательная работа по их претворению в жизнь - важное направление в выполнении профессионального долга воина.
К общим требованиям советского воинского этикета относятся: честь, тактичность, искренность, точность. Требование гармоничности внутренней и внешней нравственной культуры воина нашло свое оформление в воинских уставах.
Выделяются следующие три основных направления советского воинского этикета: в боевой деятельности (взаимодействие между личностью воина и
1 Казаков А. В., Сазонов О. Н. Честь, доблесп. и слава России. СПб., 2002. С. 26.
2 Подоляк Я. В. Офицеру об этикете. М., 1991. С. 13.
обществом, воинскими коллективами, различными категориями военнослужащих); в повседневной учебно-боевой подготовке (взаимодействие в условиях боевой обстановки и соблюдение правил воинского этикета); в бытовых отношениях (правила приветствия, обращения, отдание воинской чести и другие).
Советский воинский этикет играл важную роль в совершенствовании воинского общения, в укреплении взаимоотношений личного состава в условиях Вооруженных Сил СССР.
В третьем параграфе «Этикет и нравы в армии современной России» автор анализирует специфику этикета и его место в современной российской армии.
Нормы и правила современного воинского этикета отражаются в служебных и неслужебных взаимоотношениях военнослужащих, в формах обращения военнослужащих друг к другу, в ритуалах и традициях, в отношениях к людям.
Нравственное понимание воинского этикета начинает формироваться у офицера, как правило, с момента его поступления в высшее учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации и накапливается на протяжении всей службы.
В настоящее время процесс воспитания военнослужащих усложнился, так как, с одной стороны, изменилась организация деятельности подразделений и частей, а с другой — предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров, и справиться с ними под силу лишь офицеру всесторонне подготовленному, которому должны быть присущи организаторские и коммуникативные способности, умение принимать решения и организовывать их исполнение, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дисциплина.
Знания воинского этикета, приобретаемые офицером и солдатом, не равноценны по значимости. Вряд ли сегодня можно рассчитывать на успех в работе с людьми, не имея четкой и последовательной мировоззренческой позиции. Основным критерием профессиональной деятельности офицера современной России является развитие личных качеств: профессиональной пригодности, самодисциплины, пунктуальности, обязательности, справедливой требовательности к подчиненным в сочетании с уважением их личного достоинства и заботой о них.
В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда напряжена социальная обстановка в государстве, Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и подчиненным, забота о них. Этому способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами
и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников о своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений.
Все нормы и правила современного воинского этикета, условно можно представить в виде девяти системных блоков: 1) общие положения о воинском этикете; 2) служебный этикет; 3) правила и нормы воинского этикета в сфере воинской дисциплины и взаимоотношений между военнослужащими; 4) строевой этикет; 5) этикетные нормы и правила поддержания уставного порядка; 6) этикет соблюдения мер безопасности и сохранения здоровья; 7) этикет воинского быта; 8) этикетные нормы и правила, регулирующие поведение военнослужащих вне строя и вне расположения части; 9) этикет воинских ритуалов.
Важную роль в формировании нравственного облика военнослужащего Российской Федерации играет такое нравственно-эстетическое явление, как воинские ритуалы. Наиболее значимы такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия и другие.
Воинский этикет - явление историческое. Командиры всех степеней обязаны воспитывать своих подчиненных в духе соблюдения правил воинского этикета и культуры общения военнослужащих.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, обобщаются его результаты, формулируются теоретические выводы, намечаются направления дальнейшей разработки данной проблематики. Диссертант заключает, что регулятивная сила воинского этикета зависит от многих факторов. Важнейшую роль играет государство, заинтересованное в подготовке всесторонне развитого офицера. Оно должно не только сформулировать свои требования к поведению офицера, но и способствовать формированию у него такого поведения, создав для этого соответствующие материальные условия и обстановку в войсковых частях, предоставив воспитателей должного уровня и необходимые учебники. На сегодняшний день очень важно сохранить и укрепить общую ориентацию офицеров на совокупность базовых моральных, нравственных, военно-этических и иных ценностей позитивной направленности.
Анализ русской этико-философской мысли дает возможность разглядеть в категории воинского этикета конструктивное начало. Следование в реальной жизни воинскому этикету позволит добиться не только успешного развития российской государственности, динамичного и устойчивого функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, но и нравственного возрождения России в настоящем и будущем.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК и изданий Министерства образования и науки РФ:
1. Широкова В. В. Нравы русского офицерства второй половины XIX века / В. В. Широкова // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия,-2013.-№ 1.-С. 138-146.
2. Широкова В. В. Этический портрет офицера в русской литературе конца XIX - начала XX вв. / В. В. Широкова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Т. 15, № 1.- С. 41-43.
3. Широкова В. В. Нравственный облик российского офицера как фактор патриотического воспитания / В. В. Широкова // Казанская наука. - 2013. -№2.-С. 102-104.
4. Широкова В. В. Патриотическое воспитание в Российской армии / В. В. Широкова//Регионология. - Саранск, 2013. -№ 1. - С. 97-99.
в других изданиях:
5. Широкова В. В. Детерминанты, влияющие на формирование и генезис нравов офицерства в России / В. В. Широкова // Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики : история, филология, философия, искусствоведение, культурология : сб. тр. I Междунар. дистанционной науч,-практ. конф., 30 июня 2012 г. / под общ. ред. О. П. Чигишевой. - Ростов н/Д, 2012.-С. 164-168.
6. Широкова В. В. Развитие военно-этической мысли в Петровских военных уставах / В. В. Широкова // Научная дискуссия : вопросы социологии, политологии, философии, истории : материалы III Междунар. заоч. науч.-практ. конф, 11 июля 2012 г. - М., 2012. - С. 53-56.
7. Широкова В. В. Основные военно-этические взгляды в русской армии в XVIII - перв. пол. XIX века / В. В. Широкова // Тенденции развития общественных наук : социология, политология, философия и история : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 18 июля 2012 г. - Новосибирск, 2012.-С. 128-132.
8. Широкова В. В. Воинская честь как свод моральных и этических норм /
B. В. Широкова // Третьи осенние чтения, посвященные проблемам общественных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. для студентов, аспирантов и молодых ученых 28-29 сентября 2012 г. — М., 2012. -
C. 42-46.
9. Широкова В. В. Духовно-нравственное воспитание военнослужащих Вооруженных Сил России в современных условиях / В. В. Широкова // Общественные науки. - 2012. - № 6. — С. 12-15.
10. Широкова В. В. Преемственность офицерских традиций в российской армии / В. В. Широкова // Современные тенденции общественных наук : политология, социология, философия : материалы Междунар. заочн. науч.-практ. конф., 25 февр. 2013 г. - Новосибирск, 2013. - С. 42-45.
11. Широкова В. В. Роль воинского этикета и его связь с уставными требованиями / В. В. Широкова // Социально-гуманитарные и естественнонаучные исследования : теория и практика взаимодействия : межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: Н. Ф. Колесник [и др.]. - Саранск, 2013. - Вып 5. - С. 21-25.
Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме. Печать способом ризографии. Усл. печ. л. 1,6. Уч.- изд. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 61 г.
Отпечатано с оригинала-макета заказчика в ООО «Референт». 430000, г. Саранск, пр. Ленина, 21. Тел. (8342) 48-25-33.
Текст диссертации на тему "История становления и развития воинского этикета и нравов в России"
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОИНСКОГО ЭТИКЕТА И НРАВОВ В РОССИИ (XVIII - НАЧАЛО XXI ВВ.)
Специальность 09.00.05 - Этика
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
На правах рукописи
04201355700
Широкова Вера Валерьевна
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Мочалов Е.В.
Саранск - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Основные исторические этапы развития воинского „ этикета в императорской России 16
с
§ 1 Соотношение понятий «нравственность», «этика», «этикет», «общение» 16
§ 2 Истоки воинского этикета в нравственной жизни России 27
§ 3 Нравственные традиции в русской армии середины XVIII -* XIX вв. 42
§ 4 Этический анализ системы воспитания воинов середины XIX -начала XX вв. 53
Глава 2 Трансформация воинского этикета в России (начало ХХ-ХХ1 вв.) 72
§ 1 Основные факторы создания и развития воинского этикета в Красной Армии 72
§ 2 Воинский этикет в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период 96 -< § 3 Этикет и нравы в армии современной России 122 Заключение 154 Библиографический список 162
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. История становления и развития морали представляет собой один из фундаментальных разделов, который включает в себя систему моральных ценностей, добродетелей, прикладную этику, историю этосов и нравов. Важное место в ней отведено этикету. Во многом это обусловлено объективно существующей потребностью в поиске научно обоснованной концепции эффективного воспитания гражданина, основанной на традициях воинской этики и этикета. Нравы и этикет всегда занимали особое место в духовной культуре нашего Отечества, русской армии, были предметом национальной гордости современников и пробуждают высокие патриотические чувства у нынешнего поколения россиян. Однако не только военные подвиги России, русской армии привлекают внимание исследователей истории нравов и этикета. Статус, поведение, внешний вид военнослужащих - это своего рода визитная карточка армии, отражение степени заботы общества о своих защитниках, уровня культурно-нравственного воспитания.
Еще при Петре I в России особое значение имели законодательно закрепленные нормы. Первыми важнейшими документами, точно и полно характеризующими воинский этикет, были уставы, наставления и инструкции, которые примечательны тем, что в них раскрывались вопросы нравственности офицера и требования государства, предъявляемые к его поведению в различных обстоятельствах; прописывались правила взаимоотношений военнослужащих между собой и с гражданскими лицами, определялись наказания за невыполнение этих правил, отражалась система воинских чинов. Во многих сочинениях того периода рассматривались вопросы о хороших манерах в обществе и светских приличиях, которыми руководствовался офицер русской армии. Особого внимания заслуживает работа, подготовленная при непосредственном участии Петра 1в 1717 г. - «Юности честное зерцало». Эти об-
з
стоятельства свидетельствуют о статусе воинского этикета как значимой составной части нравственной культуры России, дают возможность более взвешенной оценки его роли в жизни русской армии, в том числе на современном этапе ее развития. Важность этого момента отмечена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.: «Для возрождения национального сознания нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую, мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития. В мире XXI в. на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» [152].
Актуальность проблеме изучения воинского этикета придает этико-исторический анализ его становления с XVIII до начала XXI вв., способствующий пониманию его структуры, основных направлений формирования и практической реализации. Во многом это обусловливает не только научную, но и практическую значимость исследования.
Комплексное изучение истории становления и развития воинского этикета и нравов особенно важно для современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации, так как дает возможность реализовать его огромный морально-нравственный потенциал, определить эффективные пути воспитания поведенческой культуры офицеров, повысить духовную культуру воинов и призывников, формировать у них чувство гражданского долга, готовности к защите Отечества. Патриотизм, долг, честь, героизм, человеческое достоинство не случайно стали теми понятиями, на которых базируется соблюдение норм воинского этикета.
Без системы четко сформулированных требований к поведению офицера как на службе, так и вне её невозможно эффективно вести воспитательную работу, целенаправленную подготовку кадров, поддерживать должный уровень боеготовности и боеспособности армии. Министр обороны Российской Федерации С. К. Шойгу подчеркнул то обстоятельство, что «в настоящее время особо следует уделять внимание военно-патриотическому воспитанию граждан нашей страны и всему, что касается сохранения культурного и исторического наследия Вооруженных Сил России» [238].
Таким образом, возникла необходимость качественно нового исследования, которое позволило бы комплексно изучить становление и развитие воинского этикета, определить его структуру, выявить роль в нравственной культуре армии.
Степень разработанности проблемы. Исследование этикета изначально привлекало внимание западных («Этика, или Познай самого себя» П. Абеляра [1]; «Евдемова этика»[6], «Большая этика»[5], «Никомахова этика» [7] Аристотеля; «Этика» Н. Гартмана [44]; «Персидские письма» Ш. Л. Монтескье [126]; «Этика» Б. Спинозы [207]) и русских мыслителей (И. А. Ильин, Н. И. Новиков, В. С. Соловьев, В. Н. Татищев).
К теоретической разработке фундаментальных этико-философских вопросов анализа нравов российского общества обращались в своих работах Р. Г. Апресян, В. И. Бакштановский, Л. Б. Волченко, Л. Г. Гринберг, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Е. Л. Дубко, В. Г. Иванов, В. Д. Комаров, Н. Н. Крутов, В. М. Кукушин, В. Н. Назаров, Б. О. Николаичев, О. С. Пугачев, А. В. Разин, О. А. Родионов, К. Светозарская, А. П. Скрипник, Ю. М. Смоленцев, Ю. В. Согомонов, А. И. Титаренко.
История нравов и духовной культуры русской армии XVIII - начала XX вв., связанная с патриотизмом как духовно-нравственной основой поведения воина, воспитанием, традициями российской армии, представлена в работах Н. Д. Бутовского, М. И. Драгомирова, П. П. Епифанова, А. И. Каме-
5
нева, А. И. Куприна, Э. Ленобля, Д. Ф. Масловского, А. Н. Норцова, А. А. Свечина, Э. Ф. Свидзинского, А. В. Суворова, В. Н. Татищева, Ф. Ф. Ушакова, Т. В. Швориной и др.
Существенный вклад в разработку истории проблем воинского этикета внесли исследования П. О. Бобровского, А. В. Демидова, А. И. Дырина, И. А. Липского, Г. П. Мещерякова, Г. А. Пикалова, Б. Н. Платонова, Н. Д. Табунова, Е. М. Ярославского и др.
Аспекты, связанные с изучением традиций, обычаев офицерства, нашли свое отражение в творчестве таких известных ученых, как А. Б. Бадьянов, Н. И. Дорохов, В. М. Зайцев, А. Ю. Кривицкий, Ю. М. Лотман, С. Г. Максимов, В. В. Розанов, В. Д. Серых, Сапер, М. И. Ясюков и др.
В советский период (1917-1991) исследование аспектов воинской этики и этикета с позиции социалистической морали представлено в работах Д. А. Волкогонова, Г. А. Пикалова, Я. В. Подоляка, Э. Г. Фишера.
В статьях М. Бабкина, В. Д. Верходубова, С. И. Гусева, В. Пенского, М. В. Шадской рассматриваются понятия «воинская этика», «воинский этикет» не только с этической, но и с правовой и исторической точек зрения. О повышенном внимании к данному вопросу свидетельствуют также диссертационные исследования Л. Н. Антипина, А. В. Демидова, С. Н. Ермоченко,
A. Н. Кондратьева, М. Г. Лазара, А. А. Минкиной, Р. А. Сайфутдинова,
B. А. Синюкова.
Анализ степени разработанности исследуемой проблемы свидетельствует, тем не менее, о недостаточном количестве фундаментальных работ, дающих целостную оценку развития и становления воинского этикета армии России с момента ее зарождения до настоящего времени.
Актуальность темы, степень ее научной разработанности позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объектом настоящего диссертационного исследования выступает воинский этикет как этико-философская и этико-правовая категория, его место в общественных нравах.
Предметом исследования является история становления и развития воинского этикета и нравов в России (XVIII - начало XXI вв.).
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научной методологии определить структуру и особенности развития этикета и нравов в русской армии XVIII - начала XXI вв., их роль в функционировании российских Вооруженных Сил.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
- уточнить и дополнить определение воинского этикета, описать его структуру;
- рассмотреть условия становления и выделить этапы формирования воинского этикета в этической мысли России периода XVIII - начала XXI вв.;
- проанализировать нравы военнослужащих в российской армии и западноевропейские традиции этикета;
- показать историко-культурную значимость воинского этикета и его роль в воинской этике современной России;
- сформулировать общие выводы и практические рекомендации по развитию воинской этики и повышению эффективности нравственного воспитания военнослужащих в современных Вооруженных Силах.
Научная гипотеза исследования состоит в том, что под воинским этикетом понимается свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, формализованных (законы, уставы, приказания) и неформальных с разной степенью обязательности (традиции, обычаи, привычки, церемонии) требований. Такие правила охватывают служебные и неслужебные взаимоотношения военнослужащих, формы их обращения друг к другу,
7
ритуалы, отношение к другим людям. Воинский этикет имеет два относительно самостоятельных основания: правовое и нравственное.
Теоретико-методологическая основа работы. В диссертационном исследовании широко используются наработки «этической феноменологии» - исследования отдельных социокультурных феноменов, определенные традиции которого были заложены в работах Р. Г. Апресяна, JI. Б. Волченко, А. А. Гусейнова, Е. JI. Дубко, В. Н. Назарова, А. П. Скрипника, А. И. Тита-ренко и др.
Проведение диссертационного исследования на стыке таких наук, как философия, этика, история, культурология, право, предполагает комплексный характер избранной методологии, позволяющей всесторонне и целостно раскрыть сущность воинского этикета. Положенный в основу работы принцип системности предопределил необходимость использования следующих методов исследования:
интегративного, позволяющего использовать достижения в различных областях научного знания для решения задач, поставленных в настоящем исследовании;
- сравнительно-исторического, дающего возможность рассмотреть процесс развития представлений о воинском этикете, сопоставляя их между собой и с западноевропейскими традициями;
- герменевтического, способствующего правильному истолкованию и пониманию нравственных позиций и их символического выражения;
- аксиологического, обосновывающего место воинского этикета в системе социокультурных ценностей.
Источники исследования. В первую группу источников входят работы П. Абеляра, Аристотеля, Н. Гартмана, Б. Спинозы, Ш. JI. Монтескье, И. А. Ильина, B.C. Соловьева и др.
Вторую группу представляют документы из фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА): главного штаба
8
(ф. 400), канцелярии Военной коллегии (ф. 2), главного военно-технического управления (ф. ВУА), главного Комитета по устройству и образованию войск при Военном Совете (ф. 868), а также из фондов Российского государственного военного архива (РГВА): Управления армиями Южного фронта (ф. 100), Управления армиями Восточного фронта (ф. 106), Всероссийского главного штаба (ф. 11), управления 5 Краснознаменной армии (ф. 185), политического управления Красной Армии (ф. 9).
Третья группа - опубликованные в разные годы законодательные документы и акты (уставы, наставления, инструкции), помещенные в Полное собрание законов Российской империи, в свод военных постановлений либо в отдельные сборники, содержащие важнейшие документы о военном устройстве России, о высшем военном управлении, порядке комплектования Вооруженных Сил, военное законодательство.
Четвертая группа - справочная литература, посвященная вопросам формирования этикетного поведения военнослужащих на службе и в быту, а также мемуары - воспоминания и письма генералов и офицеров армии, содержащие субъективную оценку различных аспектов поведения военнослужащих, действия в армии норм этикета, его роли в построении гармонично развитой личности российского офицера.
Пятая группа - произведения художественной литературы на военную тему А. С. Пушкина, А. И. Куприна, А. И. Каменева и др.
Шестая группа - историко-культурологические источники: журналы «Военная мысль», «Военно-исторический журнал», «Вопросы истории» и другие, в которых широко освещали различные стороны воинского этикета российского офицера известные военные публицисты (Н. Д. Бутовский, В. Д. Верходубов, С. И. Гусев, М. И. Драгомиров).
Научная новизна исследования заключается в следующем: - уточнено и дополнено определение воинского этикета, выявлена его структура;
- выделены этапы развития и становления воинского этикета в российской армии XVIII - начала XXI вв.;
- введены в научный оборот новые архивные источники по истории воинского этикета России;
- изучен и введен в контекст западноевропейский опыт сохранения воинских традиций и этикета;
- представлены конкретные предложения по формированию этикетных норм поведения военнослужащих и использованию этикета в воспитании солдат и офицеров в современной армии России.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Воинский этикет представляет собой свод строго определенных правил и норм поведения военнослужащих, основанных на принципах армейской морали, формализованных (законы, уставы, приказания) и неформальных с разной степенью обязательности (традиции, обычаи, привычки, церемонии) требований. Такие правила охватывают служебные и неслужебные взаимоотношения военнослужащих, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям. Воинский этикет имеет два основания: правовое и нравственное.
Правовое основание воинского этикета закреплено в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Нравственное основание - это сложное социальное качество, сформированное на основе глубоких знаний, моральных норм и воплощающееся в культуре поведения военнослужащего. Мерилом нравственной составляющей является деятельность по законам добра в сферах военной службы, быта и досуга.
Все нормы и правила современного воинского этикета условно можно представить в виде девяти системных блоков, из них автор выделяет наиболее существенные: служебный, строевой, бытовой, ритуальный.
2. В истории становления и развития воинского этикета русской армии автором выделяются следующие этапы:
Первый - «петровский» (начало XVIII в.) представлен в первых военных уставах Петра I: «Учреждение к бою» (1708), «Воинский устав» (1714), «Воинские артикулы» (1716), «Морской устав» (1720), где впервые нашли свое отражение нормы и правила этикета.
Второй этап - «дворянско-имперский» (середина XVIII - XX вв.) характеризуется попытками передовых русских военачальников (Ф. М. Апраксина, М. М. Голицына, М. И. Кутузова, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Б. П. Шереметьева и др.) и мыслителей (Н. Д. Бутовского, М. С. Галкина, И. П. Маслова, И. Г. Энгельмана) сформулировать основные, исходные понятия воинской этики: идеи патриотизма, верности своей Родине. Воинский этикет приобретает устойчивый характер, играя важную роль в системе боевой и морально-психологической подготовки личного состава армии, организации его быта.
Третий - советский этап (1917 - 1991) сформировал новую систему воспитания бойцов, ввел особые нормы и правила военного этикета (регулирующие взаимоотношения между военнослужащими, способствующие формированию отделенных качеств у военных (дисциплинированность, уважение к командирам), совершенствовавшие профессиональные знания, консервацию опыта традиционного поведения и передачи его из поколения в поколение.
Наконец, современный воинский этикет (конец XX - начало XXI вв.) отражается