автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Историзм узбекских исторических романов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Историзм узбекских исторических романов"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им. АЛИШЕРА НАВОИ
На правах рукописи
САМАНДАРОВ Илхом Эркинович
ИСТОРИЗМ УЗБЕКСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ
10.01.02.— Литература народов СССР (советского периода)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
ТАШКЕНТ - 1992
Работа выполнена в отделе теории литературы Института литературы им. Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан.
Научный руководитель:
Доктор филологических наук, профессор Э. А. КАРИМОВ
Официальные оппоненты:
Доктор филологических наук, профессор С. М. МИРВАЛИЕВ Кандидат филологических наук, доцент X. КАРИМОВ
Ведущая организация — Самаркандский Государственный университет имени Алишера Навои.
на заседании специализированного совета Д 015.04.02. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте литературы им. Алишера Навои АН Республики Узбекистан (Ташкент-700170, ул. Муминова, 13).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (Ташкент-700170, ул. Муминова, 13).
I
Автореферат разослан « 3-/ »
1992 г.
Ученый секретарь специализированного сор»т= доктор филологических профессор
Э. А. КАРИМОВ
Актуальноегь проблемы исслочовэния. При изучении истзэии узбэк-хой литературы и в частности природч зозни,;:юэени* и реззичия ¡изноа мориче'.кого романа чувстве национальной гордо;-,и постепенно усту-еег место скрытой в е:адтекстовых плдигах прачде великой граггде.и.
именно это наряду с точными худонественно-научкыми критериями воз-агает на литературоведческую науку такую ответственность, при о>1-аковом осознании коюрой и автором прсизагденкя, и читателем, V ^следователем возникает реальное нгцнон<*льно-культурное единство. X:ним из явлений, способствующих зозникноренки этого нгц>.онально-ультурного -.1 духовного едисстаз ясг.чгтея иморическое мышление в удожествгнном творчестве.
Понятие "художестзенчий истсзизк" - и по широт» диалазенл, и по наченьга - занимает особое место среди прсслем современной лигерчтуро-едческой наухи. Многочисленные л глубокие исследования в русском и зоекском литературоведении подтверждают эту ;*ысль.
Помиио доминирующего значения узбекской исторической романисти--и в развитии нашей литературч, роль ее в росте и развитии ьацисналь-
ого самосознания народа предопределяет изучение феномена историчес-
?
ого романа именно с точки зрения историзма. Главное в том, что есть се необходимые предпосылки - печеа для того, чтобы проводить подоб-ое исследование именно в вибранном направлении.^ Но этот путь не был
См., Перевалова С.П. И день, и век.(О гринципэх историзча и формирование его выра-эния в созетской художественной грозе последних лет). Вестник ИГУ, филология, 1982. зоблег.а историзма в художественной литературе. (Сб. статей. Ред. кол.^.З.Ьаклеева и 1.). Курск, 1975. Смирнов Б.А. Проблема историзма в литературе XX веко. Л.,"Знание". 974. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX еека. И.,1975. Соидлендер Г.М. История й ¡•торизм века просвещения. СГ>эоблема историзма в русской литературе. Конец XVI п -ачало Х|Х века.)Л.,1981. Мчрвалиев С.И. Тарихийлик ва замонавийлик. Т.,1979.
См., Нчрвалиев С.И. Узбекский роман. Т.,"Фан",1969. Иирвалиеэ С.М. Роман и время.
"Фан",1983, Кошчанов И.К. Мастерство изображения характеров в ромснах Айбека.Т., эслитиздат УзССР,1959. Саттаров М.,Каттабеков А. Сияние далеких звезд.Т.,Укитувчи, Ш. Султанов И.А. Из истории узбекской прозы.Т..1982. Развитие жанра романа в лтературах СЬелней Азии и Казахстана. Под. ред. Макаджанова С.М. Т.,"Фан",1991.
См., Алимов П. Проблема характера в современном узбекском историческом романе. <Д,Т.,1990. Алиев А. Исторические романы Абдуллы Кадыри (ДжулкунЗая).АКД,!.,1960. эхзнгельская Л.К. Г^юблема конкретной истори«еском личности в узбекской прозе.АКД, .,1977. Зайниддинова А.К. Проблема характера и обстоятельства в узбекских истори-гских романах 70-х годов. КД,Т.,1981. Каттабексв А. Развитие исторической прозы в эвременной узбекской /мтературе (1956-1970гг.) (Проблема изображения характеров и зорческой индивидуальности) АКД,Т.,1973. Каттабеков А. Художественное воплощение 1Чности и исторической эпохи в современной узбекской прозе. АДД,Т.,1985.Хирегв В.Х. юблема характеров и обстоятельств в современной историческое романе русских ли:а-глей Узбекистана. АКД,Сам.,1973. Мирвалиев С. Становление и развитие узбекского розна. АДД,Т.,1971. Нурмухамедова 3. Проблема создания характера исторической зсти (к вопросу о роли факта и вымысла).АКД,Т.419744 Сабирова Р. Мастерство С.Боро-лча - исторического романиста. АКДеТ.,1965. ФаиЗй&в 6. Историческая действительность художественный вымысел в романе Аибека "Наввй » АКД,Т.,1968. и др.
- А -
легким и ровным. После Октябрьского перевооста у.сторию начали ргссиа ривать с точки зрения старого и ноаого времени. Узким образо , истин юя истории сыла отделена от созетсхой дейсюительности некой "китай спой стеной". Когда выяснилось, что подобная "стена1' не способна я погнем' мере ¿етерминировать ядеи переворота, ьоздеигли 'к-глезньй зан ррс" - метел социалистического реализма. Япя полного же успеха дэауд под /бались корни народа - пааждч менялась письменность и народ всяк раг'оказывался ''безграмотным", ликаясь при этом возможности читать сзся литературу. Нь», конечно «г, не собираемся подробно останаализгт ся на известных последствиях зти>. трех основных исторических акций, нэко мообхГ'Еимс заметить, что они пияноегьв выполнили возложенные-нз I разрушительные функции.
Что «е касается непосредственно прсолэин историзма, ю необходимость глубокого осмыслений « сенсорного переживания принципа эремены триединства язляется доминантой идеи о жизни и эголлцик общее:оа. Ее< исходить из содержания исторических романов узбекской и х,сугих национальны)« литератур (и особенно их анализов), то становится очевидным явное упрс-щен;.е понятия "связь времен''. Связь ареиен - яте явление,а( реюще? в себя тесную связь,преемстбенкость различных ступеней, япох I периодов народной и миоовой культуры, из творческих родников г.оторог( советская литгрзт; рз черлзгь свободно и э полной пере не могла.
3 определении качественных признакээ времени и установлении мен/ эпохами правильных и плодотзорных связей неоценима роль верней концег ции художественного историзма в системе конкр{'Тной эстетической дея-тельи.-ти. Напрямер, при рассмотрении природы формирования национльнс самосознания узбекского народа и его психологии нелпзя не учитывать ; минирующую роль идеологии ислама в истории многих народов востока. Тг «г нельзч предегевито вне влиячкя идей ислама уникальную нультурустра мусульманского Востока. Худокнпк, касающийся их истории, прежде вг.егс должен осмыслить "ыизнь и деятельность" идей ислама в пзлитре социаль экономических и политических'проблем изображаемой дей.-.тьительиостк. Это - есть показатель определения глубины его исторического сознания правильности представлений о ¿шипении общества. Момек пи мы выявить грань истории народа ро всех чаш../ исторических романаах,. эсг.оллеиньх идеологической цензурой? Есть ли у нас, .сроке романов Кадьри и Н/лпан хоть один исторический рсман, в тей или иной лоре не исказившийяпред намеренно не упростивший историю парода?
Все это, как к иные укоренившиеся в нашей исторической литератур негативнуе явления требует объективного, глубокого и более всесторокн
исследования поставленной ааки проблемы.
Р-гвно как и обьгкт зсякгмс мышления, иг. го.эия также и.иеет мниже-во слсц;1Ф,.1чес<их качеств, элементов и гпоп,:ых сторон. Для осмьсле-я этой ггммы в стиле мышлекпя аолчнн бить соотзег^твурцие возмомо-и. Историю, состоящую ил гузеб конкретных личностей ¡1 конкретных со-тий, происхид^цих в ксякретнсм времени и пространстве, нельзя, Нь'-имер, осмыслить посредством матемгт/лесг.ого мыылени?. Потоку что нкретное место объектов во времени и пространстве ее ге интересуют, тя и нельзя бса этого ораеигьно прелстьсить и -сричесг.уп деметви-льность.
Историю тэкре нельзя адекватно осмыслить и с пскощью религиознсгс вленич. Потому что его поедметом является единая г целостная кене-мщаяся и безграничная сущность. А исторические события по количеству зграничны и в токе время не выходят за рамки времени и пространства.
3 зтом смысле художественное мышление считается одним из самых шнах средств з осмыслении истории. В то )»е яремя история является скончаемне источииг.ом ецохновени* для художественно™ мышления, слу-т ему незаменимой моделью в образном воссоздании дейстт'.тельчости.
И по скольку художественное мышление является уникальным срэдст-и адекватного познания истории, а история одним из объектов худо-ствечного осмысления, историзм художественной литературы и особен-в ее ведущем жанре - романе остается в качестве одной из вечных и егда актуальных проблем литературоведения.
Цели и задачи исследования - определить качественные признаки ху-кественного историзма, основные их критерии и место их в системе ка-горий и понятий современного литератуооведения; попытаться разрабс-гь целостную теоретическую характеристику жанра исторического романа; :смотреть генезис и развитие узбекского исторического романа с точки гния критериев историзма. Для этого необходимо решить следующие нами:
- изучить и систематизировать теоретические идеи,касающиеся проб-1 историзма и исторического романа;
- выявить ведущие тенденции и предпосылки возникновения и разви-1 в узбекской литературе жанра исторического романа;
- раскрыть основные достижения и недостатки в воссоздании истории гем анализа конкретных исторических произведений с помощью устэнов-1ных критериев историзма.
Плодотворное решение этих задач требует синтеза анализов теорети-:ких внвогов и конкретных произведений.
Нетодэлогической основой исследования является часть накопленного ч лозгиестьс>1 спита нэуччо-мсторическгго осмысления чира - трудов о п тях, средствах м направлениях научной мысли и деятельности, с когор, ии нам удзпосъ ознакомиться и цоторче составляют оснэг-у наших зиани!
Несомненна, г.уи работе над данным исследование!* ми также опирались и на'суидения хлассиков м-зркскзмз-лгшгнизка. Но £ работе они н< яв лютея едииственннми или доминирулцики: это лишь одно из направлений, течений и систем в развитии человеческой мусли.
О вопросах частных методологических принципов эстетики я л^тер; турооедеячя опорными для нас пеклись йзгляды Аристотеля, Гегеля, Г,е-линского, Бахтина.
При рассмотрении конкреунь'х проблем н:аг;ра исторического романа категории ипоризка мы основывались нг достижениях современной, г частности, усбехсгой литера^уревелчесгой науки;
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость асспед еани;». Научная новизна длссертгцич ппредеппе-.ся всесторонним и систе аам анализом, позволившим чиявить качественные принципы худомес-.венн го ксторизмэ; раскрытием тес ной сйг.зи проблематики и рогтики худоиес твенпого сра с историзмом; обоснованием тысячелетнего формирования народно:« эпическом кцшлэнии свойств, характерных для жанра историчес кого романа; о'.кислениек г*х факторов и направлений исторического оз вити* узбекской литературы, которые доселе не были объекта» специаль ных исследований.
Теоретическая гначимссть работы определяется тек, что затор, на ряду ^ систематизацией различных теоретических взглядов, касакцихся волрссог категории историзма и жанра исторического романа, вносит в данную ппобпему определенную ясность,
Результгты ¿нвг.избв л наблюдений могут быть использовгкы а .научных исследованиях по теории литературы, узбекской литерзтуре, долькж ?у и классической литературе, а такие лгчо в основу учебников, метод' ческих гособий и спецкурсов.
Исследование как по характеру и подходу к проблемам историзма и ванра исторического романа, так и пс сочерыгии» конкретного анализа достоинств и недостатков ряда исторических произведений такие мсн^т оказать определенное влияние и на тьорчестзо писателей, ргаизеих обр; титься к исторической тематике.
Апробация диссертации. Работа обс/«дена, одобрена и рекомендован к защите и печати в виде отдельной монографии ка созместном заседании отделов теории литературы, современного литературного процесса, литер
турных взаимосвязей и теории перевола Института литературы имени Али-■ерэ Назои АН Республики Узбекистан. Основные положения диссертации подготовлены для двух сборников, отражены з статьях и с -.копъких докладах на всесоюзных и республиканских научно-теоретических конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заклячеиия и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность теми, даются краткие сведения о методологической основе, целях и задачах, научной новизне, теоретической и практической значимости, структуре исследования.
ПЕРВАЯ ГЛАВА - "КАТЕГОРИЯ ИСТ0РК5ИА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТОРЕ Я ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ". Художественна. литература в качестве одной из разновидностей общественного сознания посредством образов отражает »взвивающуюся и вечно меняющуюся действительность во всей ее сложно-:ти, многогранности и противоречивости. Следовательно, воплощаемая I каждом отдельном художественном произведении действитьльность считается определенной частью времени в бесконечном потоке обществен, ¿и 1изни. Для того, чтобы правильно понять изображенную действительность, щенить гействия персонажей, несомненно, в п е р з у я очередь надо теть в виду внутренние особенности этой действительности. Но и этого 1е достаточно. Чтобы глубже понять суть предложенной действительности, |ричины происхог~щих событий и их результаты, необходимо проследить •е историю и последующую судьбу во времени и пространстве.
Именно такой (с точки зрения целостности) подход к д.йствитель-ости и е? научному или же художественно^ отображению составляет ос-ову принципа историзма.
Выявление принадлежности персонажей художественного произведения их места во времени и пространстве, определение изображенной дей-твительности с тачки зрения исторической правды и закономерности, беспечение в воссоздании характеров социально-бытового, политического, ультурного 'л духовного детерминизма является главным критерием исто-изма.
В этой связи необходимо особо подчеркнуть, что историзм в худо-ественной литературе, это не чисто хронологическое понятие.
Если история, воплощенная в произведении искусства, бу£ т осно-иваться лишь на точности атрибутов времени, то эти элементы не могут пушить главным критерием определения художественной ценности произ-едения. "Что касается чисто исторической верности в изображении ве-
чей,, например, местного колорита, нравов, обычаев, учреядений, то она играет подчиненную роль в художественном произведении и долнша отступать н? задний план * интересах истинного непреходящего содержания, отвечающего также и требованиям современной культуры".^
В.Г.Белинский также подчеркивал необходимость подлинности реалий исторического зремени, оговариваясь при этой; что они никогда ни в романе, ми в художественной пооизведенич вообще, не могут претендовать на рель главной цели. - -
Но эту мысль, неоднократно повторявшуюся в мировой эстетике, не следует.понимать и тем более истояко{ вать буквально в том плане, что о литературно-историческом произведении не обязательно правдиво отражать исторические <ракты. Нельзя сбрасывать со счетов и чисто просвети тельскую роль художествен..ого произведения, которое еще и должно слуа более полному и лучшему знанию истории. Например, в трагедии Н.йейх-заде "Мирзо Улугбек" один из влиятельнейших рел иозных деятелей периода 1имурисо8, великий мыслитель Ходка Ахрэр изображается как ераг нзуки, свободы мысли и вообще прогресса. Во-первых, он не был современником Улугбека, и тако»'. анахронизм ничем не оправдан. Во-атсрих, в произведении суть деятельности этой крупней исторической личности, мягко говоря, истолковывается неверно. Все это смещает важные ксгори-ческие а, значит, и художественные акценты. Признавая в полной пере свободу творчества писателя и идейно-историческую значимость трагедии Иейхзаде, мы не можем счесть подобные нарушения историко-художествен-ной правды возможными.
Таким образом, историзм художественной литературы вместе с точностью и реальность» хронотопа требует еще и внутренней ориентировки художественной мысли, присутствия яухорно-еенсорного анализа. горн: художественной литературы - это особая эстетическая точность, ,/ .-злящая из правды истории, внутренних аеобходимостей художественного. произведе.:ип и внутренней логики, касающейся всех граней поэт.«: . ¡м один фактор или закономерность, определяющие развитие литература, ни одно свойство, обеспечивающее ее художественность, или «е стиль', кель: рассматривать вне кагегории историзма. ,
Еще одним важным, критериев историзма'художественного ярои^яевгн«
* Гегель Г„б.$. ^стетика. 3. четырех томах. Том пер:, "Искусство", 1963, С.?81.
является изображение автором избранного временного отрезка в совокупности и в связи с другими моментами истории, и в то же время необходимость показать его особое историческое "лицо", его отличие от иных эпох, или периодов общественной эволюции. Такой принци. наблюдается в историографии Кадыри и Чулпанэ диссертант выявляет его и при сопоставлении романов,А.йхубоаа "Сокровища Улугбека" и П.Кадырова "Перевал поколений". П.кздыров больше склонен в своих -оманах изображению всей жизни героя, всех событий,- характерных особенностей действительности, многих направлений и противоречий времени, в котором живут герои. А.Якубов концентрирует жизненный материал вокруг какого-нибудь крупного исторического события, выносит в центр романа роти-воречия и борьбу между политикой, наукой и культурой, между двойственными этому миру радостями жизни и непреходящими, вечными общечеловеческими ценностями. Если исходить из творческой, индивидуальности А.Якубова, ,то нет необходимости и интереса з "размещении" всей жизни героя в одном романе. Каждый писатель изображает общественну жизнь исходя из собственных творчё£ких целей, мировоззрения и своеобразия художественного мастерства. Следовательно, историзм того или иного произведения необходимо оценивать непосредственно с точки, зрения творческой задачи,, мироощущения и возможностей художественного мастерства конкретного писателя. Например, изображень л в романе Чулпана "День и
ночь", социально-бытовая жизнь предреволюционного Туркестана, социаль-»
но-политическая ситуация, сложные взаимоотношения между социальными слоями,,резко контрастный характер и борьба старых обычаев с новшествами, стремительно входящими в жи'мь н^оода, и происходящие вследствие всего этого перемены в морально-духовном облике и психологии личуодти - ,все ,зти пласты .народной жизни в произведении другого писателя ,мог ли-бы быть,осмысиены и истолкованы совсем по-иному.
■ .4. ?3,на^ит, , существуют ' й; Узкие рндив( уалькне, субъективные критерии ,принципа историзма, присущие творчеству .лишь одного писателя.
Кром?,того, в творчестве одного и того же писателя принципы ис-топи?мг, могут проявляться по-разному в зависимости от требований вида и, данрд> кч которому' он обратился. Это обусловлено отношением того или инсло .-.жанра- к принципам' историзма, т.е., их возможностями худо-«ес.твен.а охвата;, действительности.
•- Дяч- примера ,в диссертации сопоставлены образы Ибн' Сины в романе А.Якубоаа "Этот старый мир";.и в псэме А.Ариповя "Лекарь и смерть".
Г отиворечия нейду талантом и посредственностью, верностью и изменой, мечгой и завистью в обеих произведениях занимают особое и
важное гсто. Это - одно из общих свойств романа и поэмы. В роме ¡е ■изнь и личность Ибн Сипы изображается несколько шире. Это частично связано с жанровыми возможностями произведения - с обоснованностью романа целым рядом онкретных исторических фактов, а поэмы - одном легендой. Если взятая за основу в поэме история является целостным, законченным и абсолютным прошлым, то в романе, действия, связанные с Ибн Сииой, выступают как неразрывная часть сложной цепи исторических событий. Особенности историзма восходят здесь к внутренней природе и закономерностям жанров.
Как видим, историзм является предельно масштабной и сложной проблемой современного литературоведения. К соаалению, характер и требуемый объем автореферата не дает возможности дать целостную систематизацию всех мыслей и высказываний по поводу самого понятия и классификации определении историзма, приведенных в диссертации. Поэтому ми ограничимся лишь собственными наблюдениями и выводами по этому поводу, ни в коей мере не пре ендумаими на „.»солютность и законченность.
И в литературоведении, и в литературной критике пока eue нет однозначного и четкого определения понятия и категории историзма м и) толкования, и это закономерно. Пока будет продолжаться такой разносторонний подход к проблеме категории художественного историзма,-отсутствие единства взглядов будет продолжаться вечно. Потому что каш-дый исследователь к историзму будет подходить с точки зрения выбранного объекта, цели и интереса. Это и понятно и естественно.
По нашему же мнение, кличем для понимания категории историзм» в первую очередь должны быть относительна правкам* опреммини» критерии художественного историзма. Пр«идили опредеммм* »тих критериев мы зидин в наблюдении за уровнем и качество« проавяема ««торизма • художественном творчестве в общем и в частном, Каадо* событие, (»-р.ый персонам, изображенный в художественном произведении, "обречем" иа опредег'чный исторический анализ и трактовку. Но по мере уровня принадлежности этих событий и персонажей к конкретным историческим обстоятельствам и лицам по-разному определяется степень историзма художественного произведения. Исходя из этсй точки зрения, мы рассматриваем историзм художественного произведения с деух полиций.
Первая - это историзм в широком смысле этого понятия - квазиисторизм. Сущнс ть историзма s этом понимании заключается в том, что событиям, происходящим в произведении, времени и пространству их про те'ания, характерам персонажей присущи чисто эпический характер. Но,
»смотря на это, они по сути своей олицетворяют свойственные людям опиленного времени мечты и надежды, действия и побуждении. Например, > все* пяти поэмах "Хамсы" ("Пятерицы") Алишера Навои собнтия, персо-|«и, принимавшие участие в этих событиях, историчес*. не конкретны, ж же как и не конкретны время и пространство. Однако идеи, пронизы-псцие все поэмы "Хамсы",- это плод гения Навои и художествемно-исто-иеского мышления XV века. Мы не можем сказать, **о они не им^ют от-изения ни к какому историзму. В этом понимании историзм в той или юй мере присуц всем художественным произведениям.
Вторая - это конкретный историзм, когда избранные для художественно произведения события, основные действующие лица, время I- пространно, а самое главное - направленность событий и их суть имеют относи-:льную конкретность.
Например, такие явления узбекской литературы (если обратиться 1Ль-о к жанру исторического романа), как "Минувшие дни" и "Скорпион : алтаря" А.Кадыри, "Навои" Айбека, "Сокровища улугбяка" А.Якубова, 1вездные ночи" П.Кадырова относятся к числу творений, созданных по 1инципу такого относительно конкретного историзма,
В зависимости от того, по какому принципу - конкретно-историчес-1му или квазиисторическому - создано произведение, при оценке идейно-■дошественной значимости его необходк. анализ, исходящий из соответ-вуаей точки зрения.
В диссертации исследована проблема связи историзма с творческими тодами. Наши суждения по этому вопросу можно считать пробным камнем узбекском литературоведении и пг- этому они не претендуют на то,чтока еть исчерпывающее значение.
Творческих методов в истории литературы достаточно много, но для с ценным является не их количество, а проблема их отношения к исто-зму, поскольку в основе каждого твог еского метода лежит личность пи-теля и его художественное видение мира. Метод являетсг ступенью оп-деленного этапа развития искусства, вбирая в себя принципы подбора зненных фактов, переосмысления, идейно-эстетической оценки событий ^ормы художественного их изображения.
Как и литературы других народов, узбекская словесность в процессе оего I торического развития дала гО.ру многих художников, опиравшихся
принципы различных творческих методов. Однако до сих пир нет спе-альных исследований, посвяценных комплексным вопросам формирования и тор-'ческого развития таких творческих методов в узбекской литератур, этому нельзя достаточно полно и точно ответить нэ вопрос о том, ка-
кие тв ¿ческие методы существуют в узбекской литературе и как протез кал процесс истории »к развития. Лишь в монографии А.Хайитметоза "Из истории творческого метола литературы Востока"^, ведется речь об исто ческ! основах тво веского метода романтизма. По этим причинам мы кратко останавливаемся ка вопросе об отношениях историзма и творческого метопа (на примере романтизма и реализма). Анализируя ряд, романтических и реалистических творений, диссертант приходит к выгпду, что если романтизму свойственна лишь принципы квазиисторизма, то реалистический метод не монет обойтись без конкретного историзма, что, впроче» не исключает опоры и на квазиисторизм. В реалистическом романе оба эт» типа историзма взаимояополняют друг другй.
Не отрицая общих принципов историзма в художественном творчестве, автор диссертации детально исследует важную проб'лему отражения реального, конкретного историзма б,узбекских исторических романах.^
Наблюдения над принципами историзма в узбекской литературе, приводят к выводу, что степень ист1.,изча не тальки в исторических романах но и исторических повестях, драмах и поэмах определяется на основании следующих трех компонентов художественного произведения- событие, герой и хронотоп. В зависимости от знания художником материала реальной действительности, освоения и воссоздания ее по законам художественности могут меняться место и порядкоээя последовательность этих компонентов.
Рассмотрим их на примерах узбекского исторического романа.
1. Событие. Исторические события должны быть основой для исторического романа. Здесь должны найти свое отражение события реальной действительности в переосмысленном писатрлем толковании. В этом плане роман Айбека "Священная кровь" является примером узбекской исторической романистики, в частности, и потому, что в нем изображены социальные, экономические, политические и культурные причины, приведшие-к национально-освободительному взрыву в Ташкенте в 1916 году. Воплощенные
^ Хайитметов А.Х. Из истории творческого метода литературы Востока. На узб: языке., Т., "Фан", 1970.
^Часто по отношению к произведениям на историческую тему употребляется термин "исторический жанр". Это неверно с научной точки зрения. Определение "/.сторичес-кий"не указывает на специфику жанра, а ливь подчерк -.зает характер материала произведения, относящегося к тему или иному канру. Л-зсой из существуют« жанров узбекской л ературы может быть посвящен истерической тематике, и ни один из жанров не "специализируется" исключительно на исторической тематике. Следовательно, теомин "исторический жанр" нельзя признать удачным и в научном и в поак-ти'-ском плане.
оллизии детерминируют и движут свжет и харзктерологи» романа.
2. Герой. Существует тип исторических романов, где реальные исто-ические события изображаются не с помощью реальных исторических ге-оев: а в реальном хронотопе действуют художественно вымы 1енные обра-ы. Но гораздо часе условием исторического ромгна является введение в удожественную ткань реальных исторических лиц. Достоверные историчес-ие события предопределяют участие исторических героев. Например, еальное противостояние между Кокандским ханством и Ташкентским бек-гвом обусловливает необходимость художественного воплощения таких ис-эрических ?игур, как Худаярхан, Мусулманкул, Азизбек, Абдурахман и др.
романе А. Кадыри "Минувшие дни'1. _
К еще одному типу исторических романов относятся такие, где .веду-дми являются только исторические личносп., а действия, происходящие произведении, есть в основном реальные события их жизни. Такие рома-<.именуются историко-биографическими. Роман П.Кадырова "Звездные ночи" зжно,отиести к этому типу.
следующий тип исторического романа - произведение, где при нэли-»и исторических героев, больиое место занимают вымышленные коллизий, |кты( и' детали - плод художественной фантазии писателя. К романам )добного типа относятся, например, "Сокровища Улугбека", "Этот старый Ф" А.Якубова, "Спитамен" Я.Ильясова и др'
3. Хронотоп. Третьим условием романа является обязательное;при-'Тствие в художес венном историческом произведений реального истори-!ского.пространственно-временного континуума. "Хронотоп как фольклор-| содержательная категоря определяет(в значительной мере) * образ ■ловека в литературе: этот образ всегда существенно' хронотопичен"^.
Художественная ценность каждого события, происходящего в опреде-нном времени и пространстве при участии конкретных личностей, изме-ется уровнем точности хронотопа. Напримег если бы история трагичес-й любви Атабека и Кумуш изображалась не в таких временных ''период авления Худаярхана) и пространственных (Маргилан, Коканя, Ташкент) аницах, а совсем в другом времени и пространстве, то она бы потеряла едительность. Ибо историческое событие, его участники, место и время ределяют.правдивость исторического произведения.
В некоторых из них могут быть опре;- ленные условности. Но степень их условностей и отступлений не должны быть на уровне искажения исто-ческой правды.
зхтин М.И. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике -кн.¡Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,"Худ.лит.".1975,С.235.
- к -
Обобщ' т наблюдения этой главы можно сказать следующее:
Во-первых, историзм настолько широкое понятие, что ни в обществе ной жизни, ни в отражающих ее формах социального сознания, в частности лит оатуре, нет одного явления, находящегося вне историзма.
Во-вторых, необходимо отличать историзм, являющийся принципом обцеметодологического процесса познания, от художественного историзма являющегося одним:из способов художественно эстетического прзнания мира. Также не следует путать непосредственный историзм художественного произведения с историзмом, являющимся одним из принципов эстетик м литературоведческой науки.
В-третьих, не следует упускать из иду тесную связь историзма со всеми свойствами и проблемами художественного творчества. Как показали наблюдения над проблемами взаимосвязи историзма с творческим методом, литературными видами и .«акрами, творческой индивидуальностью писателя, историзм романтизма и реализма, эпоса, драмы, и лирики а также присущих этим видам конкретны" жанров имеет вой специфические особенности, которые необходимо всегда иметь в виду при анализе художественной историографии.
Отраженные в прсизведем.и история или современность, и их воспри) тие читателем в качестве событий прошлогоили современности не могут быть единственными и абсолютными критериями историзма. Для выявления критерия прежде всего необходимо разделить историзм на два вида, определенных нами как квазиисторизм и конкретный историзм. Вопрос изображения з произведении прошлого или настоящего приобретает особую значимость только с точки зрения конкретного историзма. Понятия "историческое произведение", "исторический роман'' основываются на требования! э 1го конкретного историзма.
Осмысление принципов историзма позволило установить три важных условия исторического произведения,- в частности, реалистического исторического романа (исторические персонажи, исторические события и исторический »^онотоп);. Если учесть, что после октябрьского переворота узбекская литература является в основном литературой реалистической, то современный исторический роман требует реального воссоздания и отображения исторических героев, исторических событий и исторического хронотопа.
ГЛАВА ВТОРАЯ. "ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОМАНИСТИКИ В УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУ У каждого народа имеются основы возникновения романного жанра, в частности, исторического романа. С этой точки зрения, можно установить три важных источника, сыгравших значительную роль в формировании жанра ремана в узбекский литературе. Это: 1) влия-
ние устной эпической литературы; 2) влияние европейской и русской реалистической романистики; 3) влияние эпических произведений Востока в частности, арабскрй>. персидской, и тюркской литератур.
Важичй фактор, сыгравший серьезную роль в■возникновении узбекского романа - влияние европейской и русской реалистической романистики -исследован достаточно широко в литературоведческой науке. И потому почти не затрагивается в данной работе.
Множество "белых пятен" можно обнаружить в отношении проблемы влияния на узбекский исторический , мая восточной эпической классики. Заслуживают внимания некоторые мысли В.М.Йирмунского и Х.Т.ЗарифОва ттно-
О
сительно влияния на роман народных эпосов?
Целью второй ггавы настоящей диссертации является изложение наряду с другими параметрами воздействия как мировой так к национальной куь-туры на жанр исторического романа, некоторых наблюдений и суждений по двум последним проблемам.
Возникновение романа в пределах тех- или иных историко-культурных границ происходит на основе своеобразных закономерностей. Например, у некоторых народов, чье культурное наследие Богато тпадициями героического эпоса, происхождение крупных жанров, основанных на эпическом повествовании, протекает относительно легко. Во-первых ,у художников имеется опыт создания логически-условно связанных крупных сюжетов, т.к. у слушателей есть сформировав* лея навык сенсорного восприятия таких масштабных скжетов. Во-вторых, в любом эпическом произведении естественно воплощение проблем; свойственных конкретному народу и конкретному историческому времени.
Развитие этой тенденции приводит к усил шю в значительных эпических сюжетах конкретно-исторических социально-реалистических тенденций. ■
В некоторых случаях из-за отсутствия в устном творчестве крупных эпосов (в результате всевозможных трансформаций, сложно и медленно происходящих в жанрах сказки, легенды, предания, притчи и др.) и в следствие освоения опыта передовых литератур возникает особый романный тип художественного мышления и соответствующая форма художественного творчества - роман.
В наследии стран Ближнего и Среднего Востока, особенно в культурной сокровищнице народов Средней Азии, развилась богатая поэтическими •
с
"См.; Жирмунский В.М.,Зарифоз К.Т. Узбекский народный героический эпос. И.,1947.
и прозаическими формами литература, отдельные явления .оторой истолковываются как образцы средневекового романа. 6 них и эпос, и сказки, и иные канры устной народной прозы выступают в роли историко-структурной основы, "разработанной" в устной литературе для жанра реалистического романа. Другим его истоком являются произведения, находящиеся на грани ца.. устной и письменной литератур и именуемые "народными книгами". Если ме этот список продолжить чисто х; южественными, не дифференцированным в отношении стиля чисто научного изложения историко-литературными произведениями, то направления и перспективы исторического романа в узбек ской ли1*ратуре несколько прояснятся.
Исследователь исторически" основ и эволюции персидско^таджикской эпической прозы Ю.Салимое видит корни романа в жанрах героических романов, повестей, рассказов и басен.' Но по его мнению, для жанра романа ведуцуе обоснованную роль сыграли сказания о битвах "Амир Хамза", "Абу Муслнм-наме", "Самаки айёр" и др., которые в стйрину именовались как.'Ьастан", "рассказы о битвах", "повесть" и т.д."
Развивая мысль Ю.Салимова о значении этих героических дастанов и "военных" сказаний как подготовки необходимой почвы для становления жанра ооманз, можно лишь добавить: роль их настолько велика, что определяет их доминирующее место в создании основ исторического романа, ведь не только в узбекской, но'и в любой литературе редко можно встретить исторический роман, где бы не было изображения битв и сражений. В "Минувших днях" сшибка между Кокандом и Ташкентом; борьба Хусейна Бзйкара со своими сыновьями в романе "Навои"; столкновения войск Улуг-бека и Абдулатифа в "Сокровищах Улугбека";целые сцены битв и сражений Бабура в Мавераннахре, Афганистане, и Индии в " Звездных ночах"; в романе "Темур алик" война не на жизнь, а на смерь народа Хорезма с монгольскими ордами и т.д. Невозможно опровергнуть тот факт, что в этих романах ощутимы явственные т; диции восточных героических зпосоз и сказаний о битвах.
Конечно, их влияние на роман и значение в качестве исторических основ романа не ограничивается только лишь наличием военных сцен. Художники опирались на целостный историко-социзг.ьный и духовно-эстетический опыт героического эпоса в процессе художественного осмысления пробоем войны и общества, войны и человека, в процессе изображения действительности, связанной с экстремальными ситуациями в жизни общес-
'^Сзлимсе П. Насри.ривояти форсу точик. Душанбе, 1971, 15,17.
тва и личности.
Вторым важным источником узбекского романа, рассмотренным в диссертации является переводная литература - переложения больших эпических произведений е основном персидско-таджикской литературы. Этот источник по своему тематическому содержание несколько разнообразен.Боль-пая часть переводов состоит из произведений, проповедующие религиозные и суфийские идеи. Например, "Саййид-гази 5аттал","Ховарнаме", "Хусейн курд", "Киссаи Ибрахим Адхап", "Чардарвеш" и др. могут подтвердить эту мысль.
Одним из ярких и значительных образцов переводной литер?ууры является сыгравший большую роль з персидско-таджикской литературе народный роман, именуемый "Амир Хамза" или "Хамзанэме", в котором рассказывается о приключениях, геройстве и боевых качествах Алишера Хам-зы, сына дяди пророка Иухаммада, Абуталиба. Именно поэтому данное произведение, считающеесг образцом жанра сказаний о битвах, было переведено на узбекский язык.
Интерес народа к подобным произведениям всегда был велик. И их постоянное перечитывание сформировало и развило в художественном сознании народа и его художников навыки восприятия и создания сюжетов обширного эпического плана.
Если "Амир Хамза" считается одним из первых образцов исторического романа персидско-таджикски и тюркских народов средних веков с точки зрения многоплановости сюжета, изображения жизни и приключений героя, участия в произведении множеств^ персонажей и удовлетворения эстетических потребностей людей того времени, то другой героический эпос, сниск зший большую популярность среди нардов Среднего и Ближнего Востока, "Абумуслимнзме", по жанровой принадлежности считается символико-историческим романом. Потом- что события, изображенные з произведении, являются синтезом чисто исторических- событий и художественного вымысла.
"Абумуслимнаме", "Мамшиднаме", "Ахмад Замчи", "Тысяча и одна ночь', "Вомик и Узра", "Бахрам и Гуландам", "Варка и Гульшах","Киссаи Сайфу>,о-иулик", "ИсуФ и Зулейха","Самаки айёр" , и проч..е книжные романы средних веков, а с другой стороны - более сорока самостоятельных сюжетов из серии 'Тсроглы", 'Рустамхан", "Нурадхан", "Юсу? и Ахмад" и др. - все это составляет национально-локальные основы романного изнра узбекской литературы, в частности, исторического романа. И именно поэтомувнем чаблюлае т с я целый ряд элементов романтизма, что в основном объясняет-:я возникновением и становлением узбекской словесности на почие романтической традиции.
Романтический характер романов А.Кадыри замечен и исследован многими учеными. В романе Айбека "Навои" зга грань произведения также особо отмечена как поиск г торского идеала-мечты о совершенной личности и справедливом обществе.
Существующие не в узбекских исторических романах фольклорные и полуфольклорные сюжеты составляют в нашем понимании л-чь элементарную основу романного жанра.
Переводная литература, занимавшая значительное место в узбекской литературе Средних веков опиралась на слияние полутюркских и полуфольклорных сюжетов, в рамках которых устойчивые характеры героев оставались не тменными до энца . .юизведения. Своеобразие взаимоотношений эпического времени и пространства в переводны- творениях заключал ь в том, что воссоздаваемые эпические пространства изображались на основе определенных условностей и воспринимались на основе этих же условностей. Например, упомянутые в "Абумуслимнаме" такие реальные топонимы, как Марвшахижахан, Ниюапур, Герат, Исфахан и др. воспринимались и в символико-эпическом значении. Изображенные в узбекских исторических романах города Ташкент, Коканд, Маргилан, Самарканд, Х'-^а, Бухара,воспринимаемые прежде вс-то а качестве конкретного исторического пространства, вместе о тем создают ощущение и условного эпического рростран-ства. Значит, жанр истори1'чкого романа пришел к своему сегодняшнему состоянию путем конкретизации пространственного изображения, составляющего национально-местную традицию, восходящую к одному из своих корней. Существенную роль в этом сыграло и влияние европейской, в частности, русской реалистической романистики.
Изображение в средневековых романтических эпосах временных отношений, Ьч>сившее также фольклорный характер, подчинялось требованиям эпической логики. Но в историческом романе временные отношения должны подчиняться жизненной ло|«ске. Значит, в узбекской исторической романистике писатели подчиняют требования эпической логики временных отно-юений требованиям жизненной логики. Потому что если в романтическом эпосе эпическое время служит воспроизведению только конкретного эпического прошлого, то в историческом романе эта категория хронотопа направлена на отражение конкретного незавершенного прошлого.
Отсюда следует вывод, что при создании исторических роканов писате; в какой-то мере используют опыт народных "романов" в создании эпичег къго хронсо..а. Творчество Чулпана, Кадыри. Айни и др. может служить тому примером.
Кы рассмотрели вышеуказанные источники, хак возможные основы, фор-ироеавмие жанр исторического романа. Но, как было оговорено, сущес-Вует eve множество корней, способствовавших его возникновению и разви-ию.
В диссертации на примере романов "Минувшие дни" А.Кадыри, "День и очь" Чулпана, "Священная кровь" Айбека, "Звездные ночи" и "Перевал по-олений" П.Кадырова сжато рассмотрены как важные факторы формирования збекского исторического романа эпитафия и эпистолярный жанр, "культура ародного смеха" (М.Сахтин) и различные идеологические пласты сознания в частности, джадидизм), устные и письменные формы дидактической лиге-атуры, историко-мемуерная струя ("Бабурнамэ" и др.).
Таким образом, проблема источников узбекского исторического рома-а весьма многоаспектна и может бить решена лишь при условии ухода от атегоричных выводов.
ТРЕТЬЯ ГЛАВА "ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЗвЕКСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ РчНАНАХ". Воздерживаясь от перечня узбекских ис-эрических романов и определений их места а узбекской литературе, заедимся лишь одним вопросом и постараемся на него ответить: "В чем приема доминирующей роли исторической тематики в уз'гкской романистике?".
Основная причина столь высокого положения исторического романа, а збекской литературе - это то, что узбекский народ имеет многовековое, згатое и многострадальное провлое. Ибо никакую действительность нельзя эобразить вне реальных возможностей, заложенных в самой ее основе.
Подобную мощнуи привязанность узбекской литературы к истории арсдной нельзя объяснить линь с точки зрения национальной принаплеж-всти, -.е. тем, что эта история принадлежит узбекскому народу. История .¿дней Азии послужила жизненным материалом для сотен произведений ли-рратуры различных народов мира. Еще а XV.I веке трагедия Кристофера >рло "великий Тамерланг" потрясла английскую общественность.
Но существует определенная разница между воссозданием истории конфетного народа е своей и в "чужой" литературе. Причину обращения пи-зтеля к истории другого народа можно объяснить -азными факторами: хересом, притяжением, общностью проблем, стремлением изучить всемирна историю и многим другим. Но причины обращения настоящего худояника истории своего народа неразрывно связаны с процессом роста национально самосознания.
Нельзя не отметить одну из самых тонких сторон проблемы неопно-(ачног. отношения к конкретной исторической действительности или ис-»рической действительности в литературах народов, исторически состо-
явшкх друг с другом в той или иной форме национально-государственно! контакта. Мокет бить'оценена с разных точек зрений роль одной и той ке личности и одного то 1 ке события в истерии различных народов. Т; например, в таджикской, азербайджанской и других литературах самый 1 рогой и великий национальный герой, Амир Темур, изображается как крс вый завоеватель, злой, беспощадный, алчный и бёсчеловг ныи воин. Но это, на наш взгляд, необходима различать с таким явлением, когда ш тель попадает' под гнет господствующей идеологии (в качестве примера иожнг вспомнить некоторые сцены из романа С.Бородина "Звезды над Са» каидом"). Однако настоящий художник может и должен выйти за границы репки у! .о национальных интересов; хс^тя история р определенный г,ери< своего развития и приносит немало бед собствен (ому народу, надо по_» ся до уровня осознания настоящей и великг* сути исторического событ! осмысления истинных мотивов чисто человеческого поведения. историчеа личности. 3 этой связи вспоминается Н.М.Лордкипанмг-е и его роман "I мая ночь". Побежденный Чингисханом Ямалалиддин Мангуберди вынужден ( целью укрепления своих позиций покорять большие и малые государства народы (в частности, он завоевывает Грузию). Грузинский народ встае1 ббрьбу с ненавистным йрагом.- Но автор, исходя из этого "неблагодарн< материала отнюдь не рисует Джалалиддина кровожадным палачем, Напрот> в произведении Дмал'айиддин .(зображен как сильный, смелый и одноврем( трагической" судьбы художественный тип'.'
' Авторы романов "Минувшие дни", "День и ноч>-", "Священная кровь' •воспроизводили Историю не как холодные регистраторы, .отстоящие от д ^ого прошлого, а как живые участники или свидетели тех или иных соб тий, трагические протйворёч'ия которых они прочувствовали как бы в с ствеьной жизни. ■ ' ' • ' ' '"'1 * г
Еще одной причиной доминирующей роли.исторических романов в узб ской литературе является то, что это ;бый единственный кайр/ с помощ • которого можно было хоть как -то пробить окамнневйие структуру 'мётОд социалистического реализма: избежать стереотипов, об^ательных для ражания эталонов и т.д. Ведь ке сск,(Ьет'4то .р, какаой^; национальной л тературе были свои '(:обственные"' "Мать","Клим" Самгин''^"Иои{унивёрскт ''"Поднятая целина" и т.д. ■■ ;
Как нельзя объяснить причину обрзщения Кадыри и Чулпана к исто подобными критериями, так и интерес к' исторической теме у А.Якубова и. П.Кадыро13 пробудили многие и разнообразие факторы, на которых м с;танавливаемся в настоящей главе.
Решая проблемы, позволяющие определить oiношение узбекских истори-ских романов к историческому прошлому, диссертант делает попытку уста-вления периодика.',*«, различая при этом три основных этапа в развитии т'рической роман.!;:!/.ки.
Персии период, вбирающий в себя 20-30—гсг.м, характерен тем, что. в ношении к vcTopKrt и исгор'.тчкому прошлому ..не были в полной морс при-иены сяикци* господствуясей идеологии. И, следовательно, ,у писателей рмирси-эниг отиой.'ннй t: ястории происходило в относительно '•волвный" риод. К романам -пой пори относятся ''Минувшие дни", "Скорпион из ал-ря", "День и ночь". Санкции яе к тмим авторам были примочены позже,-о их трагической судьбе известно сегодя всем.
Второй период, вбирает в себя ^0-60-геды, когда отношение писгте-й к истории проявилось в рамках стереотипов и канонов социалистического ализ*з и идеологии, заложенной в ее основу. К романам этого периода носят1 с я "Священная крое "Навои", "Хорезм", "Иукими", где доминируют ллизии, связанные с классовой борьбой,.социальными проблемами интел-генцни, с ужасным положением угнетенного тяаелыи, непосильным тру-м-"несоциэдистического""'народа (лля Социалистического" яе народа уд - это праздник) з свете новой концепции полок».тельного и птрица-льчот героя.
Третий период - эти /d-SQ-годы, когда обстановка уие несколько из-нилась: стали открыто говор-*ь о пороках сталинизма. Этот период от-сительной :еободы "произвел" на свет такие романы, как "Сокровища угбека", "Звездные ночи" и иноке»,.-во других произведений, большенство торых не представляют ссобсй художественной ценности, так как еще од-
хара...-ер«ой особенность» этого периода является с одной стороны оцесс постепенного осознания всей трагичности последствий отказа от аечелоаечес'ках ценно-¡-ей, г с >помянутое бепьвекство произ-
дгний поипились в л.?.т/лы«;те "требований времени" - т.е. "моды" на торию. Не .virдует .' ¡г.. этом упускать 'из виду также и "роль и знамени? ктора социального заказа отмирающей идеологии.
Но если вкккму«ь глубже' в суть проблемы, то „згляд исторической манит тики 20-НС- гедои оып направлен в основном на проблемы последних
времени ханстз и пе;;-'о;;з 'колонизации. А истерическая романистика -80-f оаой4'гоС-рпсз с eeS* историю Средней Азии с античних времен до рвой ■ ЧП'-.;;;>рТИ У... Sii J.
■ Ь р-' .:. . е на осноее ¿п :',-мзов конуретних романов приводятся доказа-явстег -¡ссти этих у.-дений.
Проводя классификацию исторических романов о далеком лроилом по тематическом/ признаку мы разделили их на пять групп.
Первая группа - ант. ,иый период истории Средней Азии - роман Н.1 рис-ва "Спитамен".
вторая группа - после крушения Арабского халифата наступает эпо) господстза Самакидоа, Газн^видов. Караханидов, когда не ывалых высот достигли наука и культура, появились таланты мирового значения Фараб! Аль-Хорезми, Беруни, Ибн Сииа, Рудаки и со., их жизни и периоду поев; цены р чаны типа "Этот старый мир".
Третья группа - произведения, посвященные периоду монгольского I Среди них драматически* произведения "Муканна", "Джалалиддин Кангубе| и роман "Текур Малик".
Четвертую группу - саяую большую (по оличеству произведений) п| ставляет целый ряд романос, посвященных периоду правления Темуридов,' "Навои", "Сокровища Улугбека", "Звезрные ночи", "Пер'зал поколений", "Лекарь".
Пятая группа - произведения, посвященные периоду после круюения настии Темуридов ("Иввраб" и др.), и периоду последних пи времени ха1 и колонизации - "Кинувьие дни", "Скорпион из алтаря", "День и ночь".
В работе мы.такие рассматриваем каждую группу отдельно и пытаем* разобраться в причинно-.еяеде. венных особенностях подобной раскладки, такой тематической периодизации особенно явным становится ©акт отсут-ствик произведений, посвященных периоду правлениг Арабского халифата , Над этим вопросом стоит призадуматься.
Краткие выводы третьей главы: Значительную часть узбекских рома! составляют исторически» романы, которые и по художественному уровню ляются образцами литературы периода их создания. В основе этого явле! лежит само историческое бытие узбекского народа, единство объектов и риографии и искусства, имплицирование исторической тематики самим пр< црссом роста национального самосознания народа,возможность писателей при обращении к исторической тематике и проблематике чувствовать себ . более свободными от канонов социалистического реализма. Помимо того, богатство исторического материала дает возможность узбекской романис .осмыслить время в процессе исторической преемственности.
Отношение к истории составляет одну из важнейших проблем содерж исторического романа. В этой связи целесообразно исследовать проблем прошлого (слидовательно и отношения к нему) - узбекских исторических рожнах, разделив их на две указанные группы. Охватываемая ими темат составляем основу содержания узбекской исторической романистики. Ист
рический роман Узбекистана отличается ра'знообразием проявления этнсие-ним к истории и богатством стиленых поисков в постияении жизненного .чэ-■гериала.
3 А К П Ц Ч Е Н И Е
I. Историзм является принципом общеметодологическою процесс? познания. Но мешду историзмом художественной литературы и обцекеюлолог'и-ческмм принципом нельзя ставить знак равенства в силу наличия ряда преимуществ художественного творчество: образность, художестьениый нкми-сел, художественная целостность, закономерности, относящиеся к сфере разума и чувств и т.п.
?. Есть два матннх аспекта художественного историзма. Это • время н?обраиенной в произведении действительности и время создания самого произведения. 3 произведениях ча современную тему эти два аспекта сливаются. Но з творениях, основанных кз мифологическом или игтсри'гескоч «атериале, яти два аспекта следует рассматривать дифференцированно.
3. Художественный историзм услозно мокно разделить на два вица ис,-горизма с широком и узком, конкретном значении.
4. Художественный историзм может иметь отличительные элементы ?авис*могти от творческого метода, индивидуальности г.исауеля и зчбрэч-■юго ик вида и »ачра литературы.
5. Понятия "исторический канр", "истор-лчьский рсман'' оснсеаиы на юлонениях конкретного ьсоркзча. Жанр ¡«.торического романа тебуег >тсбруыения исторических личностей, исторических событий и хронотопа с юмочыз роман1;0го мыиленля.
6. Есть несколько основ зосникнивенкя в узбекской литературе шанра |сторического романа. Главнее, основзни. национальной г.исьменной литера-уру - это эпические произведения ¡¡лагскчес.-сой литературы и фольклора. :ледуащее - европейская и русская реалистическая романистика. Но, поми-ю гого , сыграли своп роль рглигиозко-дидактические, историко-мсмузр-ые и лирические произведения, такие жанры письменной речи как письмо, пигафия и др., а тзКще "кугьтура народного смеха".
?. В деле становления исторической романистики как ведущего жанра зоэкской литературы сыграли свою роль такие факторы, как процесс роса национального сгмэсознания народа, необходимость освобождения о,- . станоеочны/. догм метода социалистическою реализма.
С. Разница ме.чду историческим романом и современным романом услов-а. Но несмотря на это, для определения романа в качестве исторического едостаточно иметь в виду лишь изображение реальных исторических собы-ий л реальны» мсторических личностей и даже наличия ззгпяьа с позиций
другого времени.' Исторический роьан от романа современного отличаете», не только по материалу, но и по многим особенностям своей проблематики и поэтики, системное изучение которых яеляет.-я задачей, стоящей перед литературоведческой наукой.
9. По признаку или гипу .отношения исторических романов к изображе! ной в ник действительности их моино разделить на три перкода - период создания пеовых исторических романов, романов, созданных по канонам социалистического реализма в роианов,- созданных б период постепенного уг; саник этих требований. Эти три типа отношения к истозии доказывают, чг; только при условии наличия у творческой личности художника свобод подхода к историческому прошлому и слияния в. его произведении отраженной идесла с общечеловеческими ценностями может процветать литература. а частности, развиваться историческая романистика.
10. Отношение к прошлому должно слиться вседино с отношение--: к жизни, (еловеку и времени. Писатель, не способный видеть в современное прошлое и в прошлом настоящее С и в них обоих вечиые проблемы жизни,человеческого духа и прирэдн), какими бы знаниями он ни обладал, не сможет создать полнокровнее историческое произзедение - исторический рома!
Узбекская историческая романистика с первых же. своих шагов стала неразрывной частью культуры' народа и поднялось до уровня общенгциэналь-ных ценностей. Сегодня исторический роман, является не только способом или средством расширения.диапазона мышления с помощью подхода к гегод-нящнему дню ка-к продолжению прошлого, но и фактором и источником культурного роста, духовного раскрепощения и возвышения народа Узбекистана.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:-
1. Возможности романа монолога.//"Узбекистон 'адабиёти ва :а:^ати" от 22 октября 1935г.,0.5|1.л. (на .узб.яз.),в соавт. с А.Бабаниязогым.
2. 0 ргглизмг Гоголя.//"Ссэет мактаби",1989.М7 -С.20-22(на узб.яз
3. Классификация исторического романа.//Респубт.^гнская конференц молодых ученых.-Ташкент,198?.
4. Исторический роман.Проблемы жанра.//Тезисы докладов научной ко феречции молодых ученых.//"Актуальные вопросы филологических и историч ких наук в вузе".-Самарканд,1988,-С.76.
5. Осноры узбекского романа.//Республиканская конференция молодых . филологов.-Ташкент,1989.
6. Бахтин и теоретические вопросы узбекской романистики.Е кн.-.Научная .концепция К.М.Бахтина и ее значение в теоретической разработке ь туальных проблем узбекской литературы.(на узб.яз.),2п.л.(нах.в печ.)