автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Конфликт в узбекских народных дастанах
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сабитова, Таджихан
ВВ ЕД ЕНИ Е
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА В УЗБЕКСКОМ ДАСТАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
§ I. О сущности конфликта и его видах
§ 2. Отражение противоречий первобытно-общинного строя в узбекских народных традиционных дастанах
§ 3. Место и характер конфликта в дастанах.
ГЛАВА ВТОРАЯ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ КАТЕГОРИЙ КОНФЛИКТА - КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ЭПОСА
§ I. Отражение социально-политического конфликта в традиционных, исторических и современных поэмах.
§ 2. Конфликт морально-бытового характера
§ 3. Конфликт аллегорического характера
Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Сабитова, Таджихан
Дальнейшее развитие советской науки и совершенствование высшего образования в стране, определенные ХХУТ съездом КПСС, ставят перед советскими учеными задачу глубокой и всесторонней разработки теоретических основ науки об устном народном творчестве и всестороннего исследования фольклора.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории всего человечества. Она предоставила миллионам угнетенных счастье, подлинную свободу, создала благоприятные условия для их трудовой и культурной жизни. Вместе с тем она открыла науке, культуре, искусству и литературе широкие возможности для служения трудовому народу.
Возникнув в первые годы Советской власти, узбекская фольклористика получила благоприятную возможность для своего развития.
Узбекский фольклор обладает богатейшими художественными источниками, которые дают плодотворный материал для ведения научных исследований как в историческом, так и в теоретическом аспектах. Запись, публикация образцов фольклора, теоретические исследования его материалов в ещё более широком масштабе стали одной из актуальных задач современной узбекской фольклористики.
Актуальность темы. Одной из важных проблем в изучении устного народного творчества и традиционных поэм является вопрос конфликта. У фольклористов разрабатываемая нами тема не получила должного освещения.
Противоречия в обществе и природе, иначе конфликт, находят своё отражение в произведениях фольклора. Данная проблема в применении к произведениям устного народного творчества пока не исследована теоретически в монографическом плане. Известные фольклористы делают либо краткий экскурс в решении данной проблемы, либо лишь попутно выражают на неё свою научную точку зрения. Но этого, безусловно, недостаточно для полного освещения вопроса.
В формировании и развитии узбекской фольклористики, большую помощь оказали научные исследования виднейших дореволюционных русских фольклористов и. ученых братских республик.
Узбекский фольклор существует в течение многих столетий. Он чрезвычайно богат в жанровом отношении. Его произведения имеют большую познавательную, воспитательную и эстетическую ценность, В процессе бытования фольклорных произведений сказителями и певцами выработаны разнообразные приемы. Они имеют вековые традиции. Интересные изменения в настоящее время происходят в современном узбекском советском фольклоре в жанровом и эстетическом отношениях, усиливается его связь с художественной литературой. В научный обиход в последнее время включаются все новые источники, которые дают плодотворный материал для ведения научных исследований как в историческом, так и в теоретическом аспектах.
Совершенствование методики записи, выработка принципов публикации фольклорных текстов, всестороннее изучение идейно-тематического богатства и особенностей художественной формы, выяснение судьбы отдельных жанров, взаимовлияние и. взаимообогащение фольклора и литературы стали актуальными задачами для современной узбекской фольклористики.
Методология исследования. Работа опирается на марксистско-ленинскую методологию, положения материалистической эстетики о связи литературы с жизнью, идейно-познавательных функциях искусства. Автор опирается на ряд работ ведущих советских литературоведов, разрабатывающих сходную проблематику на общесоюзном материале.
Основываясь на теоретических положениях классиков марксизма-ленинизма о сущности фольклора, его происхождении, роли, месте и значении в жизни людей, узбекские фольклористы вносят свой полезный вклад в разработку теории фольклора^.
Прекрасную творческую лабораторию для узбекских фольклористов представляют обильные по количеству, весомые по качеству, монументальные по теоретическому освещению труды русских фольклористов П.Киревского, А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, А.Ф.Гильфердин-га, Е.Барсова и др.
Узбекские фольклористы усваивают и творчески развивают достижения советских фольклористов Б. и Ю.Соколовых, А.М.Астаховой, В.И.Чичерова, В.Я.Проппа, Б.Путилова, Э.В.Померанцевой, И.П.Лупа-новой, М.К.Азадовского, Х.Г.Короглы, Н.И.Кравцова и др., также азербайджанских ученых М.Тахмасиба, М.Сеидова, Ф.Фархадова, В.Ве-лиева, туркменского фольклориста Б.А.Карриева, таджикских ученых Алимова, Исмаилова и других.
За полувековой срок узбекская наука о фольклоре достигла больших успехов в выработке теоретических основ сбора и публикации фольклорного материала, широкого ознакомления читателей с художественными произведениями, бытующими в народе - с традиционными поэмами., сказками, легендами, песнями, пословицами., загадками и поговорками*, обрядовыми произведениями и т.п.
Преданными энтузиастами узбекской фольклористики являются
Г.О.Юнусов, Б.Каримов, Г.Зафарий, Ш.Ризо, В.М.Жирмунский, Х.Зарифов, В.А.Успенский, М.Афзалов, Г.Каримов, М.Алавия, Ж.Кабулниезов, О.Собиров, Т.Гози.боев, М.Саидов, Т.Мирзаев, З.Хусаинова,
М.Мурадов, Х.Раззаков, Г.Жалалов и др. Талантливый ученый Х.Зарифов ещё в начале 20-х годов стал собирать и изучать произведения
I. Зарифов X. Узбек совет фольклористикаси тарихидан.- Тошкент: Узбек совет фольклори масалалари, 1970, б.218-281. узбекского народного творчества. Благодаря его и ряда других фольклористов поискам и исследованиям были открыты и изучены творчество талантливых узбекских сказителей Эргаша Джуманбульбуль оглы, Фазыла Юлдаш оглы, Мухамеда Жомрад оглы Пулкана, Бола бах-ши, Абдуллы Нурбай оглы, Ислама шаира Назар оглы, Бекмурада Джу-рабай оглы и других. Была начата и запись из их уст традиционных народных поэм.
За сравнительно короткое время были записаны и изданы сотни, поэм, песен из цикла "Гороглы", "Рустамхан", "Алпамыш", художественно воплотивших народные характеры и образы, обычаи, обряды, особенности языка, историю, богатую культуру узбекского народа. От народных сказителей были записаны тысячи народных сказок, легенд, приключенческих устных рассказов, частушек, народных песен, загадок, пословиц и поговорок, разнообразных обрядов. Первые их образцы были переведены на русский язык.
В настоящее время узбекский народ получил возможность не только слышать импровизации фольклорных произведений, но и читать их тексты. Примечательно то, что большинство эпических произведений, записанных от народных сказителей, были созданы в послеоктябрьское время. Опытные сказители - мастера творческих импровизаций традиционных поэм - проявляют свой талант и. свои художественные возможности в создании новых фольклорных исторических поэм, художественно воплотивших бурные события первых лет Советской власти. Сказители Эргаш Джуманбульбуль оглы поэмой "Товарищ Ленин", Фазыл Юлдаш оглы - "Джизакское восстание", "Маматкарим Палван", "Очилдов", Пулкан - "Хасан-батрак", "Комсомолка Айтути", "Хасан кюль" и другие способствовали, обогащению сокровищницы национальной по форме, социалистической по содержанию узбекской народной культуры.
Известно, что ценность любой книги определяется тем, насколько её любят читатели. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что любое фольклорное произведение, будь то традиционные дастаны, сказка или произведение другого жанра, отшлифовываясь в репертуаре прославленных народных импровизаторов, возвышается до уровня художественно зрелых, идейно богатых, композиционно целостных литературных произведений. А зафиксированное на письме оно получает литературную жизнь, приобретая широкую популярность в широких читательских кругах. Большая заслуга проф. Х.Зарифа состоит в том, что редкостные фольклорные произведения в свое время дошли до массового читателя. Ученый разработал научные принципы популярного издания произведений фольклора, которыми широко руководствуются и в настоящее время. Х.Зариф приступил к изданию шедевров узбекского фольклора.
За последние сорок лет узбекские фольклористы издали, подготовили к изданию и переизданию традиционные и исторические дастаны: "Рождение и юность Гороглы", "Юнус пери", "Мискол пери", "Гульнор пери", "Авазхан", "Хасанхан", "Осада Чамбиля", "Хасан чапсан", "Лукавая царевна", "Далли", "Равшанхан", "Ширин и. Шакар", "Кунтугмыш", "Кундуз и Юлдуз", "Арзыгуль", "Алпамыш", "Рустам-хан", "Халбика", "Хиламан", "Ядгар" и другие.
Ими неоднократно переиздавались сборники сказок, народных песен, пословиц, поговорок, острословий, загадок и т.д.
Цель и, задачи исследования. Изданный фольклорный материал потребовал своего обстоятельного научного изучения. К нему приступили основоположники узбекской фольклористики Ходи Зариф, Гази Олим Юнусов, Буюк Каримий и другие.
Им удалось разрешить ряд проблемных вопросов, вставших перед молодой наукой. Труд В.М.Жирмунского и Х.Т.Зарифа "Узбекский народный героический эпос" явился фундаментальным, основополагающим для узбекской фольклористики, хотя в нем и не были разрешены отдельные проблемы, а ряд спорных вопросов был решен поверхностно. Безусловно, крупным достижением узбекской науки о фольклоре явился труд В.М.Жирмунского и Х.Т.Зарифова "Узбекский народный героический эпос", сборники "Из истории узбекской фольклористики" и "Вопросы узбекского фольклора" (1970). Ученым удалось установить наличие в Булунгуре, Кургане, Хорезме, Шерабаде и других районах и поселениях нашей республики существование своеобразных школ сказителей. Каждая из них отличается друг от друга идейно-тематической направленностью и художественным своеобразием в интерпретируемых ими народных произведений.
Особенно плодотворна была деятельность основателей Булун-гурской и Курганской школ сказителей Буран-шоира, Джуман-шоира, Ярлакаб-шоира и их талантливых последователей, таких как Джуман-бульбуль оглы, Бекмурад Джурабай оглы и других. Они достигли большого мастерства в импровизации фольклорных произведений и выработали оригинальную их идейно-тематическую и художественную трактовку.
После Великой Октябрьской революции перед узбекской фольклористикой встала задача дальнейшего развития и совершенствования. Новое поколение фольклористов достигло значительных успехов в исследовании фольклора на различных уровнях и в более широком масштабе. Были созданы крупные монографические исследования: "Проблемы художественного мастерства в узбекском фольклоре", "Лукавая царевна" профессора М.С.Саидова; "Сатира и юмор в узбекском народном творчестве" профессора Х.Раззакова; "Узбекские варианты эпоса "Алпамыш" лауреата республиканских премий им.Беруни, талантливого ученого Т.Мирзаева; "Пути развития узбекского советского фольклора" Ж.Кабулниезова; "Узбекские сатирические сказки" К.Имамова; "Поэтика сказок" Г.Джалалова и другие. В них нашло решение ряд актуальных проблем и определены задачи, требующие своего решения.
Узбекские фольклористы определили и предприняли попытку научно исследовать проблемы версии-вариации в исторических даста-нах, проблемы циклизации жанров, проблемы драматизма и конфликта, своеобразия художественного языка и поэтических средств в эпических произведениях. Было выяснено идейно-тематическое и художественное богатство исторических дастанов, генезис новых исторических дастанов, выяснены элементы сатиры и юмора в произведениях классического и советского фольклора, дана оценка различным вариантам традиционного дастана "Алпамыш" и др.*
Были определены и изучены основные периоды развития узбекского фольклора, связанные с бытованием и трансформацией дастанов, сказок, загадок, песен, народных драм и других жанров, всесторонне исследовано их идейно-художественное содержание и их судьба в советскую эпоху, репертуар художественной самодеятельности, судьба обрядов.
Безусловно, узбекский фольклор невозможно представить без талантливых народных сказителей. Поэтому всестороннее исследова
I. Алавия М. Узбек халк; кушиклари. 1959; Афзалов М. Узбек халк эртаклари х;акида. 1964; Цодиров М. Узбек халк; огзаки драмаси. 1963; Жураев Ё. Узбек халк огзаки ижодида динга карши мотив-лар. 1965; Хусаинова 3. Узбек топишмок;лари. 1966; Саидов М. Узбек достончилигида бадиий майорат. 1969; Собиров 0. Ислом шоир Назар угли. 1967; Гозибоев Т. Фозил Йулдош угли. 1968; Очилов Т. "Маматкарим полвон" достонининг тарихий асослари. 1965; Каххоров А. "Келиной" туркум достонларининг специфик хусусиятлари. 1971; Мадаев 0. Хоразм достонларининг узига хос хусусиятлари. 1973; Ражабов Р. "Зевархон" достонининг генези-си ва гоявий-бадиий хусусиятлари. 1973; Умаров С. Узбек халк достончилигида бош к;а^рамон талкини (Пулкан шоир репертуари мисолида). 1974; Ашуров Т. Узбек халк; достонларида сатира ва юмор. 1974; Аълоев А. Янги достонларда анъанавийлик ва майорат проблемалари. 1975. ние их жизни и творческой деятельности является одной из злободневных задач, стоящих перед фольклористикой.
0 жизни и творчестве мастеров народного искусства Эргаше Джуманбульбуль оглы, Фазиле Юлдаше, Пулкане, Ислам шоире написано большое количество научных статей, создано ряд монографий. Сектор фольклора ЙЯЛ АН УзССР систематически издает серии сборников и статей, посвященных жизни, творчеству и репертуару народных сказителей.
Первый сборник "Вопросы узбекского советского фольклора" был посвящен 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. В статьях, опубликованных в нем, решались актуальные вопросы изучения советского фольклора, высказывается ряд ценных суждений по общетеоретическим вопросам, связанным с решением проблемы "В.Й.Ленин и литература", "В.И.Ленин и фольклор". В статьях М.Афзалова и К.Имамова предпринимается попытка выяснить научную значимость высказываний В.И.Ленина об отдельных жанрах фольклора и о путях развития советской науки, об устном народном творчестве.
В статьях М.Алавии, Дж.Кабулниязова, О.Собирова и Н.Сабурова высказывается ряд ценных мыслей о судьбе узбекских народных песен после Великой Октябрьской социалистической революции, выясняются пути проникновения в них нового содержания на основе богатой многовековой традиции. В сборник вошли и исследования Х.Зарифова, М.Мурадова, Т.Мирзаева, О.Сабирова, Т.Ашурова, Э.Клычева, в которых исследуется сложный путь, пройденный узбекской фольклористикой за короткое время, определяются основные этапы её формирования и развития. Эти ученые уделяют много внимания решению проблемы взаимодействия фольклора и письменной литературы.
В другом сборнике из серии "Исследования по узбекскому народному творчеству" были опубликованы очерки о творчестве известных народных сказителей ("Эргаш шоир и его место в эпосе",
Фазил шоир", "Пулкан шоир", "Иолам шоир"). В них поднимаются ряд проблем, связанных с развитием современного советского фольклора.
Одной из важных проблем в изучении узбекского народного творчества, в частности традиционных, исторических и современных поэм, является проблема конфликта.
В имеющихся исследованиях по узбекскому фольклору она не находит своего обстоятельного решения.
Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтантном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей"^. В.И.Ленин призвал ученых обратить пристальное внимание в своих исследованиях на этот тези.с.
Развитие природы и общества происходит на основе борьбы противоположностей. Борьба в общественной жизни начинается с расслоения общества на классы, возникают социальные противоречия, иначе конфликт. Он находит свое отражение и в произведениях фольклора. Проблема конфликта в произведениях устного народного творчества пока что ещё теоретически не и.сследована и. монографически не освещена. Известные узбекские фольклористы в своих трудах делают либо краткие замечания по данной проблеме, либо попутно выражают на неё свою личную точку зрения. Так, проф.М.С.Саидов в своих работах определяет отношение конфликта к драматизму, Г.Джа-лалов и К.Имамов выясняют характерные особенности конфликта в сказках, А.Пулканов выявляет конфликт в исторических поэмах на основе выяснения процесса создания художественных образов на основе прототипов (новое отношение и их выводы высказываются на с. 33-34 настоящей работы).
Этого, конечно, недостаточно для правильного научного выяснения проблемы конфликта в произведениях узбекского фольклора.
I. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание пятое, т.29.-М.: Изд-во политической литературы, 1969, с.317.
Объектом исследования диссертационной работы выбрана проблема "Конфликт в узбекских народных дастанах", то есть конфликт в героических и героико-романических циклах традиционных и исторических дастанов. Конечно, исходя из имеющихся возможностей и цели данного исследования, проблема конфликта ограничивается только раскрытием её в аспекте исследования узбекского народного эпоса.
В. работе выясняется:
1. Воспроизведение в героических дастанах общественно-социального конфликта.
2. Отражение в дастанах противоречий первобытнообщинного строя и его дальнейшей эволюции.
3. Сущность конфликта и его виды в устном народном творчестве.
Идейно-тематическое и художественное своеобразие новых исторических поэм и их отличие от поэм традиционно-героических (на примере традиционных дастанов "Алпамыш", "Гульнар пери", исторических - "Товарищ Ленин", "Маматкарим палван", "Мардикор", "Джизакское восстание", "Хасан батрак", "Комсомолка Айтути" и других).
5. Специфика конфликта в героических, героико-романических и исторических дастанах.
6. Сходство и различие в изображении конфликта в произведем ниях устного народного творчества и в письменной литературе.
Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое монографическое исследование проблемы конфликта в фольклористике Узбекистана.
Степень новизны данной работы состоит в следующем:
1. Впервые рассматривается функция конфликта в устном народном творчестве применительно к дастанам в теоретическом аспекте.
2. Обращается внимание на значение конфликта, его виды и трансформации в произведениях.
3. Исследуется проявление общественно-политического характера конфликта в дастанах.
Изучаются морально-бытовые и аллегорические конфликты, встречающиеся в дастанах.
5. Выявляются специфические черты конфликта в героических, герошсо-романических, исторических дастанах.
6. Конкретизируются специфические отличия конфликтов в устном народном творчестве и в произведениях письменной литературы.
7. Прослеживаются элементы историчности, в популярных дастанах.
8. Выясняется различие между традиционными и историческими дастанами.
Для решения этих вопросов прежде всего необходимо выяснить своеобразие и отличие традиционных дастанов от поэм исторических, определить виды воспроизведения в них конфликтов, указать различия в использовании конфликта в каждом из двух названных циклов поэм. Решая эти вопросы, в диссертации впервые в фольклористике вводится термин аллегорический конфликт и обосновывается необходимость его употребления.
Практическое значение работы состоит в дополнении курса узбекского устного народного творчества и теории литературы. Материалы диссертации, могут быть полезны при чтении спецкурса по устному народному творчеству на филологических факультетах вузов Узбекистана, оформленные в виде монографии, они будут интересны как для преподавателей-филологов, так и для студентов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Конфликт в узбекских народных дастанах"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство, в том числе искусство слова, - продукт человеческого сознания. Произведения устного народного творчества характеризуются динамическим, целостным художественным воспроизведением жизни в художественным образах со всеми её противоречиями. Они оказывают сильное эстетическое воздействие на духовный мир человека.
Разрешение противоречий в жизни способствует её прогрессу. В произведениях искусства художественное изображение противоречий жизни порождает конфликт, который определяет дальнейшее развитие событий произведения. Разрешение же конфликта зависит не только от близости его к реальной жизни, но и от мировоззрения сказителя, а порой от его классовых позиций. Конфликт в произведении может разрешаться совершенно не так, как в жизни.
Признавая относительный характер эпического конфликта во времени и пространстве, в произведениях фольклора, можно сделать вывод, что в древности люди стремились на мифологической основе разрешить противоречия своего времени, заставляя положительных героев вступать в борьбу со злыми волшебными существами, которые нередко имели тотемическое значение или олицетворяли собой непонятные людям стихийные силы природы. Но это было на ранней ступени развития человечества. Зпос же любого народа, в том числе и узбекского, пройдя долгий путь своего развития, дошел до нас в различных трансформациях, вбирая в себя и события человеческой жизни более поздних периодов, когда уже человеческое общество разделилось на классы. В связи с этим конфликт в дастанах этого вида также испытал трансформацию, включив в себя противоречия классового характера. Поэтому при анализе конфликта в том или ином произведении эпоса надо исходить, во-первых, из определения конкретного исторического периода жизни человека, отраженного в произведениях в момент проведения записи от сказителя. Во-вторых, необходимо учитывать истоки корней эпического конфликта, идущие из глубокой древности от мифологических представлений человека.
Конфликт в произведениях традиционного народного эпоса обычно не связывается с проблемами конкретного исторического периода, а включает противоречия, свойственные широкому промежутку времени. Поэтому определение конфликта в эпическом произведении, записанном в наше время или в недалеком прошлом, связанно с большими, трудностями.
Конфликт в произведениях традиционного эпоса проявляется в своеобразной художественной форме. В нем народ - творец эпоса противопоставляет порокам общества свой идеал свободы, мира, братства, человечности, любви. Постановка и разрешение традиционного эпического конфликта в произведениях фольклора осуществляется с помощью своеобразных изобразительных средств. Отсюда в произведениях подобного вида много места занимает фантастика в изображении событий и героев, сверхестественные волшебные существа, волшебные предметы и т.д.
Одна из предпосылок, вызывающих эпический конфликт в художественном произведении, заключается в правдивом отражении сказителем жизни, в которой имели место социально-экономические и социально-политические противоречия. А вторая предпосылка заключалась нередко в изображении богатой фантазии народа-творца в поисках своего идеала. Ещё одна особенность эпического конфликта заключается в том, что в произведении фольклора никогда не бывает неантагонистического конфликта.
Если конфликт в произведении в древности был порожден антропологическими или зоологическими, реально человеческими или мифологическими причинами, он всё равно в народном дастане, бытующем в настоящее время, включает в себя и антагонистические противоречия.
Выход победителем положительных героев-персонажей из любых, даже сложных трагических ситуаций, оптимистический дух народного эпоса обеспечивает ему бессмертие. Произведения традиционного устного народного творчества лишены пессимистического чувства, в них главный конфликт обязательно разрешается в пользу народных положительных сил, ибо сказители в эпических дастанах выражают идеалы трудового народа. Они не желали видеть своих героев побежденными, а противника - победителем.
Узбекский народный эпос прошел долгий путь своего развития. Об этом свидетельствует наличие в нем большого количества разновидностей произведений.
Весь эпос условно можно разделить на шесть разновидностей: эпос героический, романтический, баталистический, исторический, эпос литературного происхождения, эпос советской эпохи (то есть акынское творчество).
Эта классификация помогает в общих чертах наметить основные этапы развития художественного мышления узбекского народа. Если подойти к истории развития узбекского эпоса с точки зрения особенностей разрешений в нем конфликта, то можно условно наметить три типа конфликта:
1. Конфликт, разрешаемый в героическом эпосе. Конфликт, возникший на основе необходимости разрешения грандиозных событий героического простого узбекского народа, его борьбу за цельность своего государства. Например, в узбекском эпосе "Алпамыш" художественно запечатлена борьба представителей новых феодальных отношений с защитниками патриархально-общинного строя. Он явился героическим эпосом для всех времен узбекского народа.
2. Конфликт, свойственный романтическим дастанам. В этом типе конфликта художественно отразились непримиримые противоречия между народным идеалом и противоборствующими ему социальными силами. Необходимо подчеркнуть, что в романтических дастанах не может быть неантагонистического конфликта.
3. Конфликт, разрешаемый в исторических поэмах. Исторические поэмы по характеру художественного отражения в них социальной жизни, её противоречий, делятся на две группы: а) Конфликт в традиционно-исторических поэмах ("Шейвали", "Айчинар", "Тулганай", "Тулумбий" и др.). Он разрешается в органической связи с конкретными историческими личностями. Но поскольку поступки героев и события логически не связываются с раскрытием сущности эпических событий, конфликт в исторических поэмах по сути характера своего разрешения резко не отличается от конфликта в романтическом эпосе. б) Конфликт, разрешаемый в романическом эпосе советской эпохи. Он тесным образом связан с конкретными историческими личностями, конкретными событиями и временем. Он отражает всё действительное, реальное - и людей, и события, и время, и пространство. Поэтому конфликт в поэмах такого типа имеет подлинно исторический характер.
Конфликт баталистических и поэм литературного происхождения существенно не отличается от конфликтов романтических дастанов.
В произведениях фольклора по функции, которые выполняют герои, можно наметить следующие конфликты:
1. Социально-политический конфликт между идеальным героем-персонажем произведения и образами внешних врагов, несправедливых людей и жестоких правителей.
2. Моральный конфликт между героями традиционных дастанов и их близкими (сестрами и братьями, отцом и сыном, мужем и женой, дядей и племянником).
3. Аллегорический конфликт между эпическим героем и дивами, пери, волшебниками, ведьмами, драконами и другими волшебными существами.
Эти конфликты могут иметь ещё несколько разновидностей. В каждом произведении есть один или несколько главных конфликтов, которые,в свою очередь, дополняются побочными конфликтами. Побочные конфликты разрешаются в эпизодах и являются толчком к совершенствованию лейтмотива всего произведения.
Конфликт, разрешаемый в дастане о рождении Гороглы, послужил основой для создания всего цикла "Гороглы".
Социально-политический конфликт разрешается в дастанах "То-марис", "Айсулув", "Кунтугмыш", а конфликт, возникший из классовых противоречий и семейных интриг, разрешается в поэме "Ширин и Шакар".
Таким образом, конфликт в произведениях устного народного творчества возникает на основе необходимости изображения в них борьбы трудового народа и его героя за свободу своей родины от иноземных захватчиков, за уничтожение социальной несправедливости.
Конфликт, исходя из характера изображаемых в произведении событий, можно разделить на следующие группы:
1. Главный конфликт, разрешаемый в победоносной борьбе с внешними врагами народного героя, за свободу Родины и народа.
2. Главный конфликт, связанный с изображением столкновения эпического героя с врагами, преграждающими ему путь к возлюбленной.
3. Главный конфликт классового характера, разрешаемый в борьбе народного идеального героя с противоборствующими социальными силами внутри страны за установление справедливости.
Истинно художественное произведение фольклора немыслимо без конфликта. Изучение своеобразия конфликтов в произведениях фольклора даёт возможность отличить традиционные дастаны от исторических.
Сюжетные события, изображенные в традиционных дастанах, тесно связаны с вековыми идеалами народа, которые проявляются в поступках идеального героя. Характер положительного героя в традиционных дастанах даётся в готовом виде. А в исторических дастанах характер героя-персонажа развивается динамически и он не является воплощением народного идеала. В исторических дастанах события изображаются конкретно, реально. И. в них показывается, что идеалы народа смогли осуществиться только благодаря Октябрьской революции .
Талантливые народные сказители, обогащенные опытом исполнения традиционных дастанов, на их основе впоследствии создали исторические дастаны.
События в традиционных дастанах в большинстве случаев фантастичны. В дастанах же на историческую тему события воспроизводятся реально, в органической связи с воспроизведением в них времени и пространства. Ряд традиционных дастанов на основе эпических традиций могут образовать целый цикл, объединяемый одним главным героем. А дастаны исторического цикла образовать не могут. У героев исторических дастанов есть реальные прототипы, их поступки не идеализируются. Их дела конкретны и реальны. Дастаны на исторические темы художественно отражают жизнь через определенные характеры. Создание характеров и их художественное раскрытие зависит от правильного изображения сказителем конфликта и путей его разрешения. В этом отношении конфликт и характеры в исторических дастанах должны рассматриваться в единстве, так как характер и конфликт определяют произведение, его кульминацию, коллизию.
Конфликт эпического произведения, как и в письменной литературе, основывается на действительных фактах реальной жизни. Однако конфликт фольклорного произведения со временем своего возникновения и в связи с совершенствованием мировоззрения людей и последующих исторических событий претерпел ряд изменений.
Совершенно иной характер имеет конфликт в произведениях письменной литературы. Он связан с конкретным промежутком времени и с пространственными границами изображенных в произведениях лиц и событий.
Поэтому в литературном произведении конфликт не изменяется вследствие происшедших изменений в жизни. А в фольклорном произведении благодаря смене исторических периодов, изменений условий жизни людей конфликт обогащался все новыми и новыми чертами, претерпевал изменения. Поэтому раскрытие генетических основ конфликта в фольклорных произведениях всегда содержит больше трудностей. Именно поэтому разработка исторических причин возникновения конфликта в произведениях узбекского устного народного творчества остается на сегодняшний день одной из актуальных проблем узбекской фольклористики.
Список научной литературыСабитова, Таджихан, диссертация по теме "Фольклористика"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В двух томах.- М.: Искусство, 1957, т.1. 631 е., т.2. - 758 с.
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Сацъат туррисида. 2 том.- Тошкент: Узбекистон, 1977,- 752 б.
4. Энгельс Ф. О происхождении семьи, частной собственности и государства.- М.: Политическая литература, 1980,- 238 с.
5. Энгельс Ф. Оила, хусусий мулк ва давлатнинг келиб чициши.-Тошкент: Уздавнашр, 1956.- 260 б.
6. Ленин В.Е. О литературе и искусстве.- М.: Художественная литература, 1979.- 827 с.
7. Ленин В.И. Маданият ва санъат туррисида.- Тошкент: Уздав-нашр, 1962.- 333 б.
8. Ленин В.И. Адабиёт туррисида.- Тошкент: Узбекистон, 1974.402 б.
9. Официально-документальные материалы
10. Брежнев Л.И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик.- М.: Политиздат, 1973.- 126 с.
11. Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудящихся. Речи и статьи.- М.: Политиздат, 1974.- 559 с.
12. Брежнев Л.И. Мех,наткашларни коммунистик рух;да тарбиялаш туррисида. Нуткдар ва мацолалар.- Тошкент: Узбекистон, 1974, -624 б.
13. Вопросы идеологической работы. Сборник важнейших решений КПСС.- М.: Политиздат, 1961.
14. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
15. Программа КПСС.- М.: Госполитиздат, 1962.- 144 с.
16. Материалы ХХП съезда КПСС,- М.: Госполитиздат, 1961.- 464 с.
17. Материалы ХХШ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1966.- 304 с.
18. Материалы ХХ1У съезда КПСС,- М.: Политиздат, 1971.- 320 с.
19. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1977.- 256 с.
20. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политическая литература, 1981.- 223 с.
21. КПСС ХХ1У съезди. Назария билан практика бирлиги.- Тошкент: Узбекистон, 1974.- 516 б.
22. КПСС съездлар, конференциялар ва МК Президиумларнинг резолюция ва к^рорлари. I кием.- 7 нашр., 1953.
23. Адабий бадиий танкидчилик хак,ида КПСС МК царори.- Тошкент: Совет Узбекистони, 1972, 26 январь.4. Книги.
24. Абдуллаев В. Узбек адабиёти тарихи. 2 китоб.- Тошкент, 1967.- 316 б.
25. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре.- M.-J1.: Гослитиздат, I960.- 547 с.
26. Абдурахманов X. Узбек халк; огзаки ижоди асарларининг синтак-тик хусусиятлари буйича кузатишлар.- Тошкент: Фан, 197I.-183 б.
27. Абдугафуров А. Навоий ижодида сатира.- Тошкент: Фан, 1972.260 б.
28. Алавия М. Узбек халк кушиклари.- Тошкент: Фан, 1959,- 316 б.
29. Азбелов С.Н. Новгородские былины и летописи.- Новгород, I960.- 295 с.
30. Астахов A.M. Русский былинный эпос на Севере.- Петрозаводск:
31. Госиздат Карело-Финской АССР, 1948.- 396 с.
32. Ауэзов М. Мысли разных по литературным тропам,- Алма-Ата: Казгосиздат художественной литературы, 1961,- 542 с.
33. Айтматов Ч. Заметки о себе. Советские писатели. Автобиографии. Т.1У.- М.: Художественная литература, 1972.- 415 с.
34. Асадуллаев С.Г. Историзм, теория и типология социалистического реализма.- Баку: Азернашр, 1969.- 278 с.
35. Азимов С. Хамид Олимжон абадияти.- Тошкент: F.Гулом номида-ги, бадиий адабиёт нашр., 1967.- 175 б.
36. Азимов С. Хдмид Олимжон ^аёти ва ижоди.- Тошкент: Фан, 1955.- 151 б.
37. Алиев А. Абдулла Кодирий. Адабий танк;идий очерк.- Тошкент: F.Гулом номидаги нашр., 1967.- 215 б.
38. Адабиёт ва замон.- Тошкент: Г.Гулом нашр., 1980.- 367 б.
39. Афзалов М.А. Узбек халц эртаклари ^ак;ида.- Тошкент: Фан, 1964.- 121 б.
40. Белинский В.Г. Полн.собр.соч., т.У.- М.: Изд. АН СССР,1954.- 863 с.
41. Белинский В.Г. Собр.соч., в 3-х томах. Ш том.- М.: ОГИЗ ГИХЛ, 1948.- 928 с.
42. Белинский В.Г. Танланган асарлар.- Тошкент: Уздавнашр,1955.- 318 б.
43. Бабушкин Н.Ф. Устно-поэтическое творчество народов в трудах В.И.Ленина.- Томск: Томское книжное издательство, 1958.224 с.
44. Бабушкин Н.Ф. 0 марксистско-ленинских основах теории народно-поэтического творчества.- Томск: Изд. Томского ун-та, 1963.- 220 с.
45. Бартольд В.В. Мусульманский мир. Соч., в 9-ти томах. Т.У1. M., 1966.- 784 с.
46. Бартольд B.B. Поли.собр.соч., т.УШ.- М.: Изд. АН СССР, 1973.- 723 с.
47. Богатырев П.Г. Некоторые очередные вопросы сравнительного изучения эпоса славян, об основных проблемах восточных славян.- М.: Изд. Ин-та мировой литературы им. А.М.Горького
48. АН СССР и Ин-та искусствоведения фольклора и этнографии АН СССР, 1958.- 50 с.
49. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.- М.: Искусство, 1971.- 544 с.
50. Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. Элементы народного поэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности.- М.: Изд. АН СССР, 1956. 496 с.
51. Бертельс Е.З. К вопросу о традициях в героическом эпосе тюркских языков.- В кн.: Советское востоковедение.- М.-Л., 1947, с.73-79.
52. Валитова A.A. Татарская версия эпоса Алпамыш.- Сб.Тюрко-монгольское языкознание и фольклористика.- ИВЛ, I960.
53. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи.- Поэтика.- М.: Изд. АН СССР, 1963, 255 с.
54. Вопросы народного поэтического творчества.- М., I960.
55. Горький М. Собр.соч. в 30-ти томах. Т.24.- М.: Госиздат,1952.
56. Горький М. 0 литературе.- М.: Изд. Советский писатель,1953, 867 с.
57. Горький М. Адабиёт хакида.- Тошкент: Уздавнашр.- 351 б.
58. Гусев В.Е. Проблема фольклора в истории эстетики.- М.-Л.: Изд. АН СССР, 1963.- 205 с.
59. Гусев В.Е. Марксизм и русская фольклористика.- М.: Изд.АН СССР, 1961.- 178 с.
60. Гусев В.Е. Эстетика фольклора.- М.: Наука, Ленинградское отд., 1967, 319 с.
61. Давлатов К.С. Фольклор как вид искусства.- М.: Наука, 1966.
62. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана.- М.: Восточная литература, 1962.- 206 с.
63. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики.-Л.: Наука, Ленинградское отд., 1978.- 206 с.
64. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос.- Л.: Наука,1974.- 727 с.
65. Калинин М.И. Об искусстве и литературе. Статьи, речи, беседы.- М.: Госиздат, 1957.- 300 с.
66. Инкилоб ва адабиёт.- Тошкент: Г.Гулом нашр., 1977.- 447 б.
67. Ислом шоир ва унинг халк; поэзиясида тутган урни.- Тошкент: Фан, 1978.- 144 б.
68. Кор-оглы Х.Г. Узбекская литература.- М.: Высшая школа, 1976.- 301 с.
69. Кравцов Н. Фольклор и литература.- В кн.: Взаимодействие литературы и фольклора.- Душанбе, 1974, с.7-10.
70. Цаюмов Л.П. Замондошлар.- Тошкент: Адабиёт ва санъат нашр, 1972.- 288 б.
71. Цаюмов Л.П. Инкилобий драма.- Тошкент: Узадабий нашр.-192 б.
72. Каюмов Л.П. Бадиий ижодда ленинча таълимот.- Тошкент, 1970.
73. Каюмов Л.П. Аср ва наср.- Тошкент: Г.Гулом номидаги нашр.,1975, 355 б.
74. Кероглу. Сост. Тахмасиб М.Г. Пер. прозаического текста Гранина Ю., пер. стихотворного текста Оратовского И. и Плав-нина А.- Баку, 1959.
75. Кирдан Б.П. Собиратели народной поэзии.- М.: Наука, 1974.280 с.
76. Кобулниёзов I. Узбек совет фольклорнинг ривожланиш йуллари. Тошкент: Фан, 1969,- 362 с.
77. Кравцов Н.И. Проблемы теории фольклора.- М.: Наука, 1975.
78. Кушжонов М. ва У.Норматов. Майорат сирлари.- Тошкент: F. Рулом номидаги нашр., 1968.- 219 б.454. ^шжонов М. Ойбек ма^орати.- Тошкент: Бадиий адабиет нашр., 1965.- 265 с.
79. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы.-М.: Советский писатель, I960.
80. Луначарский A.B. Статьи о Горьком.- М.: Госполитиздат, 1938.- 208 с.
81. Луначарский A.B. 0 наследстве классиков.- М.: Художественная литература, т.8.- 654 с.
82. Максетов К. Поэтика каракалпакского героического эпоса.-Ташкент: Фан, 1965.- 258 с.
83. Маллаев Н.М. Навоий ижодиётининг хал^чил негизи.- Тошкент: Ук;итувчи, 1980.- 174 б.
84. Месихи. Варга ва Кулша.- Баку: Азернашр, 1977, с.288.
85. Мирвалиев С. Узбек романи.- Тошкент: Фан, 1970.- 316 б.
86. Мирзаев Т. Ходи Зариф, адабий портрет.- Тошкент: F.Гулом номидаги нашр., 1967.
87. Микушев А.Н. Эпические формы коми фольклора.- М.: Наука, 1973.
88. Невский H.A. Айнский фольклор.- М.: Наука, 1972.- 175 с.
89. Новикова A.M. и Александрова Е.А. Фольклор и литература.-М.: Просвещение, 1976.- 143 с.
90. Пеньковский Л.М. Некоторые стилистические особенности эпоса "Алпамыш" и принципы его перевода.- Ташкент, 1959.- 158
91. Пулканов А. Кахрамонлик ва инсонпарварлик мадх,и.- Тошкент: Узбекистон, 1975.- 32 б.
92. Пулкан шоир. 4-китоб.- Тошкент: Фан, 1979.- 278 б.
93. Пропп В.Я. Русский героический эпос.- М.: ГИХЛ, 1958.603 с.
94. Раззощов X. Узбек огзаки ижодида сатира ва юмор.- Тошкент: Фан, 1967.- 282 б.
95. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР.- М.: Наука, 1975.
96. Русский фольклор, т.1. Сборник.- М.-Л., 1959.- 412 с.
97. Селиванов Ф.М. Изображение человека в былинах.- М.: Наука, 1979.- 289 с.
98. Саидов М. Узбек достончилигида бадиий майорат.- Тошкент: Фан, 1969.- 189 б.
99. Саримсок;ов Б. Узбек адабиётида сажъ.- Тошкент: Фан, 1978.217 б.
100. Сорокин В.И. Теория литературы.- М.: Учпедгиз, i960.- 280 с.
101. Султон П. Адабиёт назарияси.- Тошкент: Ук;итувчи, 1980.391 б.
102. Специфика фольклорных жанров,- М.: Наука, 1978.- 345 с.
103. Сулхан-саба Орбелиани. Дикматли афсоналар.- Тошкент, 1968. 132 б.
104. Тахмасиб М. Проблема народности азиатских дастанов и современные исследования.их.- Сб: Вопросы изучения эпоса народов СССР.- M., 1958.
105. Типологические исследования по фольклору.- М.: Наука,1975.- 352 с.
106. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.- iM.: Просвещение,1976.- 448 с.
107. Тораев 0. Кураш ва к,ах,рамон.- Тошкент: Адабиёт ва санъат нашр., 1970.
108. Толстой А.Н. Собрание сочинений.- М.: Гослитиздат, 1960, т.8.- 567 с.
109. Толстой А.Н. Полн.собр.соч.- М.: Гослитиздат, 1947, т.5.-512 с.
110. Узбек фольклори. 1-китоб. Хрестоматия.- Тошкент, 1939.238 с.
111. Узбек совет фольклори масалалари.- Тошкент; Фан, 1970.312 б.
112. Узбек адабиет тарихи.- Тошкент: Фан, 5-томбик.
113. Узбек халк, огзаки. поэтик ижоди.- Тошкент: Укитувчи, 1980.359 с.
114. Узбек халк; мацол ва маталлари.- Тошкент, 1970.
115. Фольклор. Издание эпоса.- М.: Наука, 1977.- 287 с.
116. Фозил шоир. 3-китоб.- Тошкент: Фан, 1978.- 268 б.
117. Фозил Йулдош $тли. Балогардон.- Тошкент, 1956.- 298 б.
118. Фозил Йулдош урли. Алпомиш.- Тошкент, 1958.- 312 б.
119. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М.: Советский писатель, 1972.- 406 с.
120. Хайруллаев М. ва Шорахмедов Д. Маданият ва мерос.- Тошкент: Адабиёт ва санъат нашриёти, 1973.- 196 б.
121. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек.- М.: Советский писатель, 1976.- 366 с.
122. Чичеров В. Вопросы теории и истории народного творчества.
123. М.: Советский писатель, 1959.- 310 с.
124. Вопросы изучения эпоса народов СССР. М.: Изд. АН СССР, 1958.5. Словари
125. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, т. 7, 1972, с.730-742.
126. Кандаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.
127. Навоий асарлари лурати. Тошкент: Г.Гулом номидаги ада-биёт ва санъат нашр., 1972. - 782 с.
128. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.б. Статьи (журнальные)
129. Душжонов М. Сатира санъати. Узбек тили, ва адабиёти, № I, 1972, б.Ю-18.
130. Цушмоцов М. Тилла кампир.- Гулистон, № 3, 1978, 6.23-27.
131. Каримов Г. Алишер Навоий ва шарк поэзияси, анъаналари. -Шарк юлдузи, № 2, 1981, 6.195-198.
132. Рахимжонов Н. Лирик поэмада конфликт. Узбек тили ва адабиёти, № 4, 1974, 6.54-58.
133. Саидов М.С. Халк, ижодида реализм принциплари.- Шарк; юлдузи, № 12, 1981, 6.217-222.
134. Сейидов М.М. Этимологический анализ слова "Коркут".-Азарбайджан, № I, 1979, с.179-208 (на азерб.яз.).
135. Сейидов М.М. Этимология слова "Казах".- Азарбайджан, № 2, 1981, с.150-163 (на азерб.яз.).
136. Собиров 0. Фольклор анъаналари ^ак;ида мулох;азалар.- Узбек тили ва адабиёти, № 6, 1962, 6.24-27.
137. Стеблева И.Я. Туркий тиллар поэзиясида образлар системасини урганишга дойр.- Шарк; юлдузи, № 2, 1981, 6.221-226.
138. Шарафиддинов 0. Инсон цалбига йул.- Шарк юлдузи, № 3, 1981, 6.219-225.7. Авторефераты
139. Абдуллаев М.Дж. Проблема конфликта и характера в современной узбекской драматургии. Автореф.дисс. на соискание уч. степени канд.филол.наук.- Ташкент, 1970.- 20 с.
140. Абдуллаев Дж. Самед Вургун и фольклор. Автореф.дисс. канд.филол.наук.- Баку, 1962.- 16 с.
141. Голдобин В.Я. Проблема конфликта в пьесах на современные советские темы. Автореф.дисс. канд.филол.наук.- М., 1954.- 26 с.
142. Кор-оглы Х.Г. "Шасенем и Гарып" народный дастан. Автореф. дисс. канд.филол.наук.- М., 1955.- 16 с.
143. Мухиддинов У. Проблема конфликта и характера в современной узбекской поэме (1956-1967 гг.). Автореф.дисс. канд.филол.наук.- Ташкент, 1970.- 28 с.
144. Мирахмедов A.M. М.А.Сабир. Автореф.дисс. канд.филол. наук.- Баку, 1955.- 28 с.
145. Мурадов М.М. Жанровые и идейно-художественные особенностидастанов "Гороглы". Автореф.дисс. на соискание уч.степени докт.филол.наук.- Ташкент, 1975.- 76 с.
146. Сеидов М. Творчество Саят-Новы. Автореф.дисс. канд.филол. наук.- Баку, 1952.- 24 с.
147. Сеидов Н. Мотивы борьбы против социальной несправедливости в азербайджанских сказках. Автореф.дисс. канд.филол.наук. Баку, 1955.- 18 с.
148. Сарымсаков Б.И. Саджъ и его место в узбекском фольклоре. Автореф.дисс. канд.филол.наук.- Ташкент, 1973.- 23 с.
149. Фархадов Ф. К изучению эпоса "Кер-оглы" (Армянская версия эпоса). Автореф.дисс. канд.филол.наук.- М., 1954.- 16 с.
150. Хакимова X. Послевоенная узбекская комедия (к проблеме конфликта). Автореф.дисс. канд.филол.наук,- Ташкент, 1964.- 22 с.
151. Шаззо Казбек Гиссович. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Автореф.дисс. докт.филол. наук.- Тбилиси, 1979.- 46 с.