автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Из истории монастырей средневековой Грузии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Из истории монастырей средневековой Грузии"
академия наук грузии
институт истории, археологии и этнографии им. и.ддавахимш
На правах рукописи УДК 902.035 (479.22)
БУРДИДАДЗЁ Coco Варламович
ИЗ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЕЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГРУЗИИ v ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛАМ ПУСТШЬ-ЖНАСМРЯ ВАНИС КВАБИ) Специальность 07.00.06 - Археология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Тбилиси - 1990
Работа выполнена в Государственном музее Грузии им. С.Джанашиа Академии наук Грузии
Научные руководители: чл.-корр. АН Грузии, доктор исторических наук, шроф.. Л.А.Чилашвили; кандидат архитектуры Г.У. Гаприндашвили
Официальные оппоненты: чл.-корр. АН Грузии, доктор исторических
наук, проф. Д.Л.%схелишвили; кандидат исторических наук Е.Г.Джандиери
Ведущая организация - Тбилисский государственный университет им. акад. И.Джавахишвили
Защита состоится "_"___ 1990 г. в __часов на заседании специализированного совета Д. 007.13.01 при Институте истории, археологии и этнографии им. акад. И.Джавахишвили АН Грузии
Адрес: 380009, Тбилиси, ул. Л.Меликишвили, 10
С диссертацией мокно ознакомиться в библиотке Института историк, археологии и этнографии им. акад. И.Джавахишвили АН Грузии
Автореферат разослан "_" _• 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета,
доктор исторических наук М.В.КАНТАИЫ
общая характеристика работы
Актуальность исследуемой темы.За последние двадцать пять лет в Грузии широко развернулась работа по исследованию скальных (выдолбленных в скале) памятников. Изучению этих памятников придается большое значение, поскольку на определенной ступени развития общества они играли довльно болыцую роль в ходе исторических процессов.
В 19оо году в соответствии с постановлением Президиума Академии наук Грузинской ССР при Государственном музее Грузии им» академика С.Дканашиа была создана лаборатория слелеистики (.пещероведения) , которая планомерно изучает существующие на территории Грузии скальные светские и культовые памятники и связанную с ними культуру - архитектуру, живопись, эпиграфику и, что главное, лаборатория тесно связана с археологическими изысканиями.
Актуальность настоящей работы определяется и тем, что в целом ряде районов Грузии, имеющих славное историческое прошлое, выявлено много памятников, вызывающих большой интерес как с архитектурной, так и с археологической точки зрения. Среди них особо выделяется монастырский комплекс Давид Гаредки ^Восточная Грузия), пещерные комплексы в Вардзиа (Шная Грузия) и в регионе Каем о Карт ли (Юго-Восточная Грузия), а также большое количество, скальных памятников в одном из древнейших уголков Грузии - Самцхе, в том числе наиболее значительный из них - монастырь Ванис Кваби, который вместе с замечательны^ памятником Вардзиа был важным культурно-хозяйственным центром средневековой Грузии. Именно исследование указанных памятников положило начало формированию грузинской спеяеютмхи.
Длительное изучение монастырского комплекса Ванис Кваби было
обусловлено необходимость») особенностей древнегрузинского быта, установления видов скальных культовых монастырских комплексов, а также крайне тяжелым аварийным состоянием памятника. Вследствие двух сильных землетрясений С1иа9, 12вЗ) и многократных вражеских нашествий большая часть монастыря разрушена. Ухудшение экологического состояния региона отрицательно сказалось и на монастырском комплексе Ванис Кваби. Необходимость археолого-архи-тектурного изучения памятника обусловлена также его близостью к союзному и республиканскому туристским маршрутам.
Таким образом, археолого-архитектурное изучение монастырского комплекса Ванис Кваби имеет как научный, так и культурный интерес.
Степень изученности проблемы. Письменных сведений о пустыни Ванис Кваби сохранилось очень мало. За почти трехвековое господство турецких завоевателей монастырь почти обезлюдел. Поэтому неудивительно, что известный грузинский географ и историк ХУШ века Вахушти Багратиони ошибочно указывает, что Ванис Кваби расположен у границы между Самцхе и Ачара. В скале, отмечает он, высечено много пещер, которые теперь покинуты и перестали действовать как монастырь.
Также ошибочно Iочевидно, основываясь на сведениях Вахушти) Т.Жорданиа- считал, что Вахани находится в Тао-Кларддети.
В 1Ь96 году Т.Жорданиа опубликовал типик монастыря Ванис Кваби - "Устав Вахаяских пещер". Ввиду большого значения памятника Л.фсхелишвили в 1939 году опубликовал хритичесхи установленный (без приписок) текст типика с приложением исследования, словаря и предметного указателя. По тексту "Устава" не удается установить точнуп дату как основания монастыря, так и создания самого типика, хотя Л.Цусхелнтвили датировал последний первой по-
ловиной ХШ века.
Большую часть поздних приписок к типику издал в 1<396 году Т.Жо-рданиа. В одной из них, датированной Х1У веком, "Вахани" уже упоминается как "Вани".
Б "Картлис цховреба" ("История Грузии") Ванис Кваби упоминается в связи с военными столкновениями между самцхийскими феодалами в конце ХУ1 века и с вторжением в Южную Грузии иранского шаха Тамаза (Тахмаспа I).
Несколько исследований посвятил монастырскому комплексу Ванис Кваби Н.Бердзенишвили. В частности, им обнаружена и издана строительная надпись на ограде монастыря, датированная 1204 годом. На основании анализа надписи ученым установлено, что в начале Х!«1 века Ванис Кваби еще считался царским монастырем. Большое значение придавал он и надписям, выполненным чернилами на стенах небольшой купольной церкви, встроенной в скале на верхнем ярусе монастыря; некоторые из них были им опубликованы.
Краткие сведения в связи с Ванис Кваби встречаются в путеводителях, изданных в. разное время Ц.Габашвили.а также авторским коллективом ^Г.Дкамбуриа, Н.Шошиашвили, Ш.Хантацзе), в работе Ш.Они-аш! и др.
Первую архитектурно-археологическую разведку по линии %зея-заповедника Вардзиа Академии наук Грузинской ССР произвел в 1964 году Г.Гаприндашвили. Было сделано два археологических раскопа: к западу от храма св.Георгия был обнаружен камень из церковной ограды, орнаментированный розетками, сс строительной надписью тмогвского эристава вокруг рельефного изображения креста в высеченной в скале^ «купольной церкви - фрагменты орнаментированных плит иконостаса ХЛ-ХШ веков и камни с остатками настенной росписи.
В 19оэ году, также по заданию-¡^зея-заповедника Вардзиа, архе-
олог О.Гамбашидзе расчистил часть фасадной стены каменного дома тмогвского эристава вместе с входом. Здесь были найдены фрагменты глазурованной керамики лП-ХШ вв., а под порогам - скелет ребенка.
В 1964 году спелеологическая комиссия при Президиуме Академии наук Грузинской ССР во главе с Г.Гаприндашвили, проводившая разведы-вательнуо экспедиции в ущелье Куры, при раскопках в Ванлс Кваби обнаружила камень из ограды усыпальницы с надписью, орнаментированные фрагменты иконостаса, церковь эристава Самичама Тмогвского,три серебряные чаши и фрагменты керамики времен развитого средневековья Грузии, а также архитектурные детали разрушенной землетрясением колокольни. Этой важной находкой, относящейся к памятникам материальной культуры эпохи 1^ставели, и в соответствии с постановлением Совета Министров Грузинской ССР было положено начало стационарным археологическим раскопкам в Ванис Кваби.
Г.Гаприндашвили опубликовал несколько статей о результатах работ в Ванис Кваби. Цутем архитектурно-аналитических исследований он установил виды архитектуры культовых памятников монастыря, типологию пещер, процессы исторического развития и место памятника в ряду грузинских спелеистических памятников вообще.Оду же принадлежит статья для Грузинской Советской Энциклопедии, посвященная Ванис Кваби.
Однако до последнего времени результаты многолетних археологических раскопок, фактически, не были освещены должным образом.¿^ж-ду тем эти материалы имеют важное значение для выяснения специфики монастырской жизни и датировки других подобных археологических памятников на территории Грузии, тем более, что грузинские монастыри феодальной эпохи за исключением ГУдарехского и Болнисского 1"Ламази гора"), археологически почти не изучены.
В связи с пещерным характером памятников-пустыней эпохи раннего средневековья в Грузии У-УШ вв.) лаборатория спелеистики избрала
изучение этих памятников как одну из основных тем плана научных исследований- В результате широко развернулась работа' по изучению, наряду с Ванис Кваби, пещерного комплекса Давид Гаредаи в Порском ущелье (Б.Мчедлишвили, пустыни-монастыря Иоанна Крестителя (.З.Твалчрелидзе) и скальных памятников в Квемо Картли Ш.Ба-хтадзе).
Цель исследования: «
- обобщить и включить в научное обращение основную часть материала, добытого в результате многолетних археологических экспедиций;
- на основе выявленного материала произвести анализ монастырских письменных источников, архитектурных памятников, групп пе-щэр; на основании археологических данных датировать указанные объекты, определить хронологические рамки памятника и уровень социальной и экономической жизни в разные эпохи;
- вияснфъ место и роль пустынь-монастыря Ванис Кваби во взаимосвязи с другими аналогичными памятниками Грузии и их значение в деле изучения истории грузинской материальной культуры вообще.
»¡етодолигия и источники. ¿Методология настоящей работы опирается на признанные нашей историографией закономерности исторического развития общества. В то же время в работе мы опираемся на прогрессивные метода исследования отечественных и зарубежных историков и археологов, нашедшие признание в историографии.
, Основным источником для работы служат нарративный документ ХШ века "Устав Заханских пещер" и связанные с ним исследования грузинских учёных.
Материальную базу исследования составляют выявленные экспедициями многочисленные вещественные материалы, а также фотодокументы, данные архитектурных и топографических измерений, графи-
ческие таблицы и научные работы, посвященные аналогичным памятникам.
Научная новизна исследования.Настоящая работа представляет собой первую попытку включения в научное обращение большого количества малоизученных, либо неизученных скальных памятников - как отдельных, так и целых комплексов. Археологические материалы позволяют установить хронологические рамки указанных комплексов, принятие на основании их сравнительного архитектурно-исторического анализа. Новизна исследования состоит в следующем: I. Классификация археологического материала выявила несколько таких предметов, которые могут быть характерным^ только для монастырей и культовых памятников; 2. На основании анализа керамической посуды с надписями, принятая в науке общая дата одноцветных глазурованных керамических мисок - XI—ХШ века - уточнена и они отенесены к первой половине XI века; 3. Общая дата посуда, покрытой красным ангобом, - Х1-ХШ века - также уточнена и отнесена к XI веку; 4. Путем классификации поддонников керамических мисок установлена их хронология.
До последнего времени в грузинскогГ историографии господствует мнение, что в Грузии монастырское служение внедрено "ассирийскими отцами", а пустынничество как эпохальное явление якобы вообще не было распространено. Спелеистичесними исследованиями отчетливо выявлена важная роль пустынничества как социального движения в деле утверждения христианства в Грузии.
Пустынничество непосредственно связано с пещерными памятниками. В Ванис Кваби подтверждены характерные для пустыниичнст-ва термины"кваби" (пещера) и "удабно" (пустынь). "Кваби" - общий социальный термин, обозначающий существующее в скале (естественное, искусственное) "пещерное укрытие, убежище". Термин
"удобно" в феодальной Грузии обозначает выдолбленное в скале помещение для монаха (а не географический термин), либо.монастырский комплекс. Упоминание скальных памятников раннехристианской эпохи как "удобно" подразумевает существование скального помещения, пристанища для монаха.
В верхней части ущелья Гуры наряде с Ванис Кваби выявлены памятники-пустыни У1-УП веков - Маргастани, Джолда, Гелсунда, Са-дакудебуло, С&мерцхле Клде (Верташи) и др.
В период расцвета монастырской жизни в Ванис Кваби Ш1-ХШ вв.) здесь вновь отмечается возрождение монашеской жизни периода "пустынничества" в соответствии с новой эпохой.'
Археологическими материалами подтверждаются соображения о том, ■ что в эпоху монастырской кизни, начиная с ХУШ-1Х веков! наряду с пещерами появляются каменные сооружения, что превращает комплекс Ванис Кваби в "монастырь-пустынь", повсеместно заменивший в так называемуо монастырскую эпоху "пещеры-пустыни". А все это имеет важное значение с точки зрения комплексных исследований, в которых археологическому изучению комплексов отводится особое место.
Апробация работы. Основные положения диссертации рассмотрены на ежегодных заседаниях лаборатории спелеистики в 1979-19оо годах. По этому же вопросу нами опубликованы 4 работы (список прилагается). Работа прошла апробацию на совместной сессии лаборатории спелеистики и отдела средневековой архитектуры Государственного музея Грузии им. С.Дканатиа в 1990 году.
Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, содержит 139 страниц машинописного текста и 64 иллюстрации.
- в -
краткое Содержание рабой
во введении анализируются актуальность и значение изучения скальных памятников, их состояние в настоящее вр^мя и степень их изученности; рассматривается история их изучения, приводятся анализ исторических и нарративных источников, причины возникновения и развития пустынь-монастырей, методология исследования, обосновывается практическая ценность работы.
Первая глава - "Историко-географический обзор" - состоит из трех параграфов. Структура настоящей главы обусловлена объемом рассматриваемого материала и принятым в исторической науке определенным методом.
В первом параграфе - "Скальные памятники региона" - приводятся исгорико-географическое описание и характеристика монастыря Ванис Кваби и других- пещерных комплексов, расположенных поблизости От него. Пещерные комплексы в верхней части ущелья Куры охарактеризованы более или менее полно - в зависимости от их значения и уровня изученности.
Возникновение указанных памятников было обусловлено благоприятными природно-климатическими условиями и близостью транзитных путей. Имелись прекрасные условия для развития земледелия в пойме %ры; для расширения площади обрабатываемых земель широко применялось террасирование горных склонов. Ввиду указанных факторов поселения в ущелье Чуры возникли еще в пору бронзы.
Поэтому не случайно, что здесь в античную эпоху возник древний грузинский город Цунца, раскинувшийся на довольно большой плаощади. В дальнейшем, особенно в раннее средневековье (У-У1 вв.), Цунда стал не только религиозны*, но и административным и экономическим центром Даавахета, к это способствовало возникновению в его окрестностях новых поселений, таких, как
город-крепость Т^огви, крепость Хертвиси и, наконец, пещерный город Зардзиа - уникальный скальный монастырский комплек?.
Среди пещерных комплексов особо выделяется остынь Маргаста-ии - выдолбленная в скале одноэтажная пещера. В центре комплекса расположены купольная церковь и связанные с ней пещеры - кельи. На основании архитектурного анализа памятник датирован УЛ-УШ веками.
Из других памятников следует отметить цустыни Садакудебуло, Верташи, Берислеви, «Цжолда I,' Гамогма Чачкари, Гелсунда, отдельные выдолбленные в скале церкви: Корисхеви, Джолда П, церковь св. Ефрема; скальные сельские поселения: Пиа, Ахчиа, Гагма Чачкари. Хотя указанные памятники археологически и не изучены, тем ::е менее знание специфики развития монастырской жизни, палеографические материалы и архитектурный анализ памятников дают возможно зть произвести их классификацию и приблизительно установить их хронологические рамки.
Как в экономическом отношении, так и по совокупности исторических процессов .комплекс Ванис Кваби был тесно связан с такими важными памятниками средневековой Грузии, как Вэрдзиа и город-крепость Чиогви. В течение ряда веков Вардзиа, Тмогви и Ванис Кваби были той историко-географической средой, в которой интенсивно развивались культурные отношения в светской и духовкой сферах.
Второй параграф - "Обзор литературы" - целиком отводится рассмотрению литературы, посвященной монастырю-пустыни Занис Кваби. Как отмечалось выше, имеющаяся по Ванис Кваби литература содержит и определенное количество материалов, касающихся непосредственно монастыря. Здесь следует особо выделить отчет академи-да-ЙЛаердзенишвили о научной командировке в Дткавахети, в кото-
ром ученый отмечает важное значение памятника и необходимость его изучения. Ему же принадлежит открытие надписи на каменной ограде монастыря, на основании анализа которой выясняется, что в 1204 году ограда для монастыря была сооружена по инициативе первого везиря царицы Тамар Антона Чкондидели.
Интенсивные исследования, связанные с Ванне Кваби, начались только после археологического изучения памятника. Годовые отчеты о раскопках, работы, представленные на различных сессиях и симпозиумах, содержат интересные сведения по основным моментам его истории.
;»!ного интересного материала о Ванис Кваби содержится в изданном в 19В6 году на русском языке сборнике, посвященном ВОи-летию комплекса Вардзиа. В сборнике представлены три работы, непосредственно касающиеся комплекса Ванис Кваби: "Пустынь как монастырский ансамбль" Г.Гаприндашвили, "Классификация поддонников керамических изделий, из пустынь-монастыря Ванис Кваби" С.Бурдиладэе и "Образцы тканей из Ванис Кваби" Г.Джалабацзе. В этих работах проанализированы различные материалы по Ванис Кваби и ряд аспектов его истории.
Третий параграф - "Письменные источники" - почти полностью касается типика "Устав Заханских пещер", который служит первоисточником для анализа исторических и экономических данных по Ванис Кваби, в то же время он содержит данные о корпоративном праве средневековой Грузии.
Из текста типика выясняется, что в начале ХШ века царь передал монастырь тмогвеким эриставам на правах наследственного владения и что они же составили и указанные правила внутреннего *
распорядка в монастыре.
В типике не упоминается Ичкит фргениедзе, однако анализ най-
денного при раскопках в Ванис Кваби камня с надписью доказывает, что в ХЛ веке, до 1191 года, Ванис Кваби был фамильным- монастырем феодалов Гургенисдзе. В дальнейшем Ванис Кваби становится царским монастырем, что подтверждается надписью на ограде, датированной 1204 годом. Очевидно, по каким-то причинам феодальный род ГУргенисдзе попадает в немилость, а тмогвские эриставы, напротив, стали возвышаться в масштабах всего Джавахети. Это были известные военные и политические деятели, а один из них, Саргис Тмогвели, упоминается в источниках как "ученый, философ и ритор"; ему же приписывается и авторство "Диларгетиани".
Из типика выясняется, что Ванис Кваби в период перехода во владение тмогаских эриставов представлял собой небольшой монастырь, в котором числился 51 моних; к монахам были приставлены 10 служек - для работы в пекарне, поварне и в трапезной.
По мнению издателя типика Л.Цусхелишвили, в пекарне и поварне работали крепостные крестьяне, нанятые владетелем монастыря. Феодальный порядок социального деления находит отражение и в делении монахов на три группы: на "главных братьев", "малых братьев" и "братьев". К группе "главных братьев" относились настоятель монастыря, протоиерей, экономист, лекарь, качонарх (.монах-регент), казнохранитель и стар'яий трлпеэной. К "малым братьям" относились монахи, которые, кроме обедни, не несли никакой службы. Третья группа ("братья") состояла из монахов, которые не служили обедни, вообще не имели никакой должности в монастыре и, фактически, были приравнены н монастырским служкам как в правовом, так и в экономическом отношении.
Кроме того, "в типике содержатся интересные сведения об организации корпоративного права и о системе наказаний. Лчявление в щк*е вместо "кваби". обозначавшего жилище монахов, термина
"сахли" (дом) является подтверждением проникновения в монастырскую жизнь светских правил.
Приписки, сделанные в разное время на рукописи типика, также служат весьма важным источником для выяснения вопросов экономической истории и исторической географии Джавахети. Одним из свидетельств экономической мощи монастыря являются указанные в приписках синодики о пожертвованиях. Жертвовали не только серебряные деньги ("тетри"), но и имения, земли, различные вещи, продукты, вино, крепостных и др. Б приписках на полях рукописи типика среди жертвователей фигурируют Атабаги, Шаликашвили и Р^еу липши ли.
По сведениям, содержащимся в типике, во второй половине ХУ1 века против Атабагов восстали местные феодалы, но правители Самцхе с помощью турок нанесли им поражение. Там же сообщается, что во время похода шаха Тамаза I (Тахмаспа) в 1551 году, наряду с другими пунктами Самцхе, враги напали и на Ванис Кваби.
С конца ХУ1 века, когда Южную Грузию захватили турецкие завоеватели, регион Самцхе-Саатабаго был разделен на в турецких провинций - "ливов"; Ванис Кваби вместе с Тмогви входил в Ахалка-лакскую ливу.
Во второй главе - "Археологические памятники Ванис Кваби" -изложены результаты двадцатилетней работы археологической экспедиции на разных археологических участках. Часть участников определилась еще в самом начале рчскспок в центре монастыря и в окрестностях "малых ворот" ограда, другая же одеть образовалась в процессе зрхеологкчсских расяспок. И сс-о'гзо'тствта со значимостью выявлениях обьехтоз, качествам к ггоатаетосм матэряэлз та стдояь-!са участках археояоглчгекке ргсхоики пеяксь ил п(ч>яда»гот многих лет.
С учетом особенностей и назначения вдявхеепш: яагскнгтов я
- - 13 -
добытого материала было выделено 7 археологических участков.
Сооружения:
I участок охватывает центр монастыря с высеченным в скале купольным храмом св.Георгия и расположенные вокруг него пещерные комплексы общественного и жилищного назначения: усыпальницу, зальную церковь Самичама Тмогвели, помещение для хранения вина (марани) и скальные дома.
Храм расположен в 16-м ярусе, примерно в средней части монастыря. Зал храме делится устоями на стенах на две части. Центральная часть увенчана куполом, который держится не на тропмах, которые известны в древности, а на парусах. Храм относится к типу т.н. "купел-халле" (купольный зал) и по архитектурным элементам датируется XI веком.
Алтарь храма двухступенчатый, полукруглый, в центре восточной стены имеется сводчатая ниша, перед которой в некотором отдалении от стены лежит массивный трапезный камень. Пол выложен пли-товым камнем. На сегодня храм полностью расчищен. Археологический материал представлен в основном домашней глазурованной и неглаэуроьанной керамической посудой.
Усыпальница представляет собой дзухэтажкый придел, нижняя часть которого с севера непосредственно примыкает к храму. Овальный алтарь усыпальницы трехступенчатый.
Купол главного храма высечен в скале, а придел усыпальницы сооружен из базальтового камня и туфа в соответствии со скалой, что и придает храму величественный вид.
Постройка этого комплекса, судя по обнаруженным надписям, связана с именем лестного феодала Ичкита ГУргенисдзе.
В изголовье одного из скелетов найден фрагмент орнаментированного камня (деталь колокольни), на основании которого усыпальница датируется Х1У-ХУ1 веками.
Таким образом, двухэтажная усыпальница представляет собой фамильный склеп рода ГУргенисдзе и тмогвских эриставов, сооруженный в Пво-1191 гг.; датой же ее разрушения предположительно можно считать Х1У-ХУ1 вв., что подтверждается обнаруженной здесь керамикой.
Зальная церковь обнаружена в процессе раскопок на территории к северу от храма. На основании надписи, имеющейся на найденном здесь камне, церковь датируется второй половиной ХШ в., что подтверждают и фрагменты раскопанной здесь же керамической посуда ХП-ХШ вв.
Каменное погребение овальной формы было обнаружено возле аннулированного входа северного придела храма. В нем находились свелеты двух покойников, захороненных на разных уровнях почвы. Керамика позволяет датировать погребение ХП-ХШ веками.
Пещера № 57 обнаружена при расчистке центральной части монастыря, к западу от него, в 13-м ярусе. .Пещера представляет собой однокомнатное жилище. Зафиксировано два слоя: верхний сос-~ тоял из каменного щебня, здесь кулмурный слой не подтвердился; высота второго слоя - 0,6 м, здесь выявлен разнообразный археологический материал, в основном глазурованная и простая глиняная посуда. Этот материал датируется первой половиной XI в. Очевидно, разрушительное землетрясение (1069 г.) завалило пещеру и в дальнейшем жизнь здесь больше не возобновлялась.
Помещение с кирпичным полом. Обширное помещение, обнаруженное при раскопках, надстроено непосредственно над пещерами нижнего яруса. Стены помещения возведены из массивного тесаного камня. В северной стене имеется дверной проем шириной м), с которым связывается пристроенная вдоль стены каменная лестница к из 12 ступеней), соединяющая помещения ни*-
- lo -
них и верхних ярусов. Пол помещения выстлан т.н. "грузинским", т.е. квадратным (Ib х 18 х Ü,ó см) кирпичем.
Нижняя хронологическая грань сооружения определяется периодом до землетрясения I0U9 года, после которого разрушенное место, очевидно, было выровнено и с целью расширения площади жилья над разрушенными пещерами было сооружено указанное помещение.
Второе землетрясение (I&33 г.) окончательно завалило большую часть центра монастыря, а также это сооружение.
Марани (винный погреб) и группа пещер, датированных IX-X вв., обнаружены при раскопках к западу от храма, в том же ярусе. В марани имеются 8 квеври (большие врытые в землю кувшины), сохранившиеся в целости. Квеври были изготовлены из крупнозернистой красноватой глины и опоясаны рельефными кольцами; вокруг горлышка - плетеная полоска орнамента. Квеври и другой обнаруженный здесь же материал датируется ХШ-Х1У веками.
П археологический участок составляет остатки мастерской пэ изготовлению керамической посуды и связанная с ней пещера I2d в 6-м ярусе, зафиксированные в нижней южной части монастыря. Возле сохранившихся западной и восточной стен обнаружен шлак и брызги глазури. В средней части западной стены сделаны отверстия. С ига'печь примыкает к пещере № l'¿а, стены которой обоикены. У входа обнаружен перегорелая сл~.й -wri'fKH углл, смешанные с золой. Взису повреядениости датиро-:¡«t¡. мастсрскуо не удастся. Здесь ко обнаружен': длкс характернее длл iio'iü орудия производства (клинки, трсношгиси). Нлдо по-ичга'п, что ото предприятие относится к более н^одчему, чем М »ох, периоду» поскольку в шито при перечислении других маете-«у>гд|х не названо лицо, сбсяушгеавйее печь.
ji я р и о л о г к ч (г с к к .1 ч о г с я. С Г р а;; а. Ко существование! !ттгвркдо;тс>; гаднкс-к, к к -тор.ч! i пеки-
- - 16 -
наются "большие ворота" и "малые ворота". Сооружение ограда,как отмечалось выше, связано с именем Антона Чкондидели 11204 г.), когда Ванис Кваби был царским монастырем.
В последующий период господства владетельных князей"Тмогвели ограда Ванис Кваби неоднократно перестраивается. Это заметно по неоднородной кладке стен. Верхняя часть "малых зоро'г" ограды обрушена, но видно, что вход был арочным. "Большие ворота" пока не обнаружены; видимо, они были аннулированы вследствие переделки ограды.
IV археологический участок. Водопровод. На южном ответвлении центральной части монастыря, в ярусе над погребом зафиксирована часть трассы водопровода,керамические трубы которого поднимаются по пологой скале вверх, в направлении Джавахетского плато. Длина труб - 30 см, диаметр -4,0-6,0 см. Трубы были уложены в продолбленном в скале желобе и закреплены известкой. Водопроводы этого типа зафиксированы в комплексах Вардзии и Шиомгвиме.
V археологически Л участок, известный под названием "Саважкацо", расположен за оградой монастыря. На участке подтаерздазтся остатки сооружений, расположенных тромя террасами.-Их сзязизают менду еобо.Ч уступи екали и небольшие ступени. Лол и стены одяш/я засечены з скале. Кошгатн четырехугольные, с закругленными углами, стены кое-где заполнены большими камнями. Здание представляет собой дом, сооруженный путем комбинирования скалы и камня.
С археологической точки зрения интересна верхняя, третья терраса, где комната эысечена в скале; в углу зосточной стены комнаты устроена сацнахели - винодавильня. Возле северо-восточного угла этогэ помещения, вале, на 1У террасе, зафиксирована водо-
проводная канава длиной 9 м с уложенными в землю керамическими трубами.
Как указывает топоним, "Саважкацо", по-видимому, было местом, где народ собирался по праздникам для игр и состязаний. Однако возможно, что этот термин утвердился в память о героизме воинов, сражавшихся в битвах, происходивших в окрестностях Ванис Кваби.
Обнаруженные здесь керамические изделия - фрагменты глазурованной и простой столовой посуды - характерны в основном для Х1У-ХУ1 вв.
У1 археологический участок составляют двухкамерные жилые сооружения, расчищенные недалеко от ограды комплекса. Одно из них имеет округлую форму и, очевидно, является фортификационным сооружением - небольшой"башней". Это сооружение прикрывало не защищенную скалой часть монастыря.
К северо-западу от "башни", близ нее,, зафиксирована большая комната овальной формы. Пол комнаты выложен камнем. На этом участке археологический материал представлен остатками железного шлака, фрагментами ангобированной посуды и частями курительной трубки, относящейся к ХУ1-ХУШ вв.
УП археологический участок также охватывает те сооружения, которые расположены за пределами монастыря, к юго-западу от него. Раскопано два дома, расположенных потеррас-но. Дом № I примыкает к небольшому утесу скалы, он состоит из восьми помещений. Стены построены большими камнями и выложены сухой кладкой. Дом № 2 состоит из трех комнат. В скале, к которой он примыкает, выдолблена небольшая яма, очевидно, для установки деревянного столба. Данное обстоятельство позволяет предположить, что дома имели плоское перекрытие ("бани").
¡¿ощность археологического слоя зафиксирована на высоте 0,8-
1,2 м. Из раскопанного материала примечательны кости животных, остатки угля, железная лопата, фрагменты простой глиняной посуды.
Таким образом, несмотря на разнообразие архитектурной планировки построек и хронологическое различие археологического материала участков, комплекс Ванис Кваби предстает как единый ансамбль, основанный на закономерностях исторических процессов. Здесь налицо все основные признаки, присущие отдельным памятникам либо . группе памятников этого типа; жилища Ванис Кваби представляют собой в основном высеченные в скале двухкомнатные дома (жилое помещение и кладовая). Б то же время здесь, как и в Вардзиа, встречаются и трехкомнатные скальные дома.
При определении хронологических рамок участков Ванис Кваби большое значение придается последствиям землестрясений, имевших -место в средневековой Грузии (1089, 1283 гг.). До первого землетрясения (1089 г.) основная группа пещер Ванйс Кваби была высечена в эпоху раннего средневековья (У-УШ вв.), когда выдолбленные в скале пещеры использовались как первичные пустынные монашеские. кельи, и потому памятник представлял собой типичную пустынь. В дальнейшем комплекс претерпел изменения ввиду расширения и преобразования в монастырь (Х1-ХШ вв.).
Первое землетрясение разрушило определенную часть монастыря. Большинство ранних групп пещер оказались заваленными грудами скал и погребенными в земле. Археологический материал этого периода не зафиксирован, поскольку нам пока не удалось проникнуть в древнейшие пласты монастырского двора. В результате этого землетрясения были погребены пещера № 57, строение с кирпичным полом, что обусловило консервирование археологического материала на данном участке, и'верхний хронологический предел указанного пласта был определен второй половиной XI в.
После первого землетрясения в Ванис Кваби широко развернулись строительные работы! В конце ХЛ в. был восстановлен храм и одно' временно были высечены новые скальные жилища.
Разрушительное землетрясение 1283 года почти полностью уничтожило центральную часть монастыря. Следовательно, образовался еще один археологический пласт, охватывающий возникшие после землетрясения XI в. строения, пещерные жилища и сопутствующий им материал.
Монашеская жизнь в монастыре продолжалась и в последующие века, в период политического и экономического ослабления Грузии. И Ванис Кваби жил жизнь», соответствовавшей духу той эпохи.
Время от времени монастырская жизнь в Ванис Кваби прерывалась из-за вражеских нашествий и внутренних войн. В такие периоды монастырь использовался как убежище. В начале Х1У в. на двадцатом этаже монастыря, на месте разрушенных пещерных жилищ была построена небольшая купольная церковь. Здесь одновременно протекала монастырская деятельность и укрывались беженцы. Этот факт подтверждают надписи чернилами на стенах церкви, выполненные в ХУ1 в. укрывавшимися здесь женщинами - монахинями.
Третья глава - "Археологический материал". Среди раскопанного , материала главное место занимает керамика. На всех археологически изученных участках монастыря были обнаружены образцы повседневной домашней посуды (миски, тарелки, пиалы, горшки, кувшины). Немацую часть предметов хозяйственного назначения составляют большие и малые кувшикы для вина. Строительная керамика представлена кирпичом, черепицей и изразцом.
Раскопанные керамические изделия мы разделили на две большие группы:
I) глиняная посуда белого обжига, или раянс;
<с> £пкшвш посуда цветного обжига.
i Параграф первый, ¿аянсовых изделий, по сравнению с другими образцами, в Ванис Кваби обнаружено намного меньше. Из-за фрагментарности этих образцов не удалось произвести их стилистический анализ. Датировка произведена на основе их места нахождения, с учетом параллельных материалов, а также стратиграфии памятника (ХИ-Ш вв.).
b следующую группу объединена посуда красного, розового и серого обжига.
Посуда красного обжига, составляющая большинство образцов.представлена двумя видами - глазурованной и простой или ангобирован-ной керамикой.
Глазурованная керамика - один из интересных продуктов гончарного ремесла Ванис Кваби. С типологической и технологической точек зрения, а также с точки зрения убранства мы разделили глазурованную керамику на группы; особо примечательна поливная керамика цветного обжига. Эта группа керамики представлена мисками, тарелками, банками, солонками, и фрагментами различной посуды хозяйственного назначения. Столовая посуда покрыта в основном одноцветной поливой. Использована зеленая, голубая и красноватая глазурь. Банки и солонки обычно покрыты белым ангобом, а поверх ангоба - одноцветной глазурью; преобладает зеленый цвет, lio формам отличаются миски и тарелки; последние покрыты как одноцветной, так и разноцветной глазурью. Преобладают зеленые и голубые цвета, хотя встречаются образцы, покрытые красноватой и бесцветней глазурью.
С точки зрения убранства наиболее распространен орнамент,выполненный способом "сграфито" (выцарапывания). На орнаментах изображены геометрические линии, вращающиеся тела, многоугольники, петли, помещенные между крестообразными и параллельными
линиями." Особо следует отметить миску, покрытую голубой поливой; она обнаружена в пещере № 57 и была пожертвована монастырю. Судя по надписи на ней, датой ее изготовления надо считать первую половину XI в. Таким образом, уточняется дата производства одноцветных глазурованных изделий Ш в.); до этого подобная посуда в научной литературе датировалась XI-XIJ вв. • \
Это имеет немаловажное значение в специфике исследования керамических изделий эпохи развитого средневековья в Грузии.
Сравнительно в небольшом количестве встречается в Ванис Кваби полихромная керамика. Образцы »той группы керамики настолько фрагментарны, что порой бывает невозможно установить их форму, хотя несколько экземпляров удалось описать и охарактеризовать.
Из группы глазурованных предметов нами рассмотрены также изразцы и фрагменты черепицы, покрытые голубой и синей глазурью. Предполагаем, что они украшали стены одного и того же сооружения..
Параграф второй. Простая неполивная керамика в раскопках Ванис Кваби встречается в большом количестве. Правда, она преимущественно сохранилась в виде фрагментов, но все же' их удалось классифицировать.
Большую часть простой неполивной керамики составляет домашняя - кухонная посуда, в том числе миски, от которых сохранились в основном поддонники. При их изучении выяснилось, что поддонники мисок, обнаруженные на различных участках, отличаются друг от друга по форме. Прослеживается закономерность, выражающяся в видоизменении формы поддонников в определенный хронологический период.
В связи с указанным вопросом мы рассмотрели в общих чертах древнейшие образцы домашней посуда, обнаруженные на территории
всей Восточной Грузии. Это позволило нам проследить их эволюцию начиная с эпохи энеолита вплоть до средневековья.
На основе классификации поддонников и донышек, найденных в Ва-нис Кваби, нам удалось выделить следующие типы керамической посуды:
Л е р в ы м, и самым распространенным, типом являютмя миски с желобчатым поддонником и шишкой в центре. Такие поддонники ' имеются как у простых глиняных, так и у глазурованных образцов посуды. Они изготовлены иэг хорошо отмученной, процеженной глины. В результате сравнительного анализа можно заключить, что этот тип мисок относится к той группе"керамики периода развитого феодализма, которая датируется Х1-ХШ вв.
Второй тип, по данной классификации, миски с желобчатыми и выпуклыми поддонниками. Образцы этой группы представлены в большом количестве, встречаются по всей раскопанной территории монастыря. Круглый их поддонник менеа выпуклый. Керамика с таким поддонником встречается в большом количестве почти во всех памятниках. Рассмотренный нами тип мисок, при сравнении с аналогичным материалом, следует датировать ХП-ХШ веками.
Третий тип - миски с желобчатым, но плоским поддонником. Такие миски отличаются высоким качеством производства, как по форме,так и по окраске;глина мелкозернистая, красно-бурого обжига (поддоники чуть выше среднего - 0,9-1,1 см). Миски такого типа датируются ХШ веком.
Четвертый тип - миски с плоским поддонником встречаются в сравнительно небольшом количестве; они найдены в основном в центральной части монастыря, у церкви. Большая их часть серовато-желтого обжига, ¿юрма почти у всех однотипная, различие лишь в размере поддонников. Миски такого типа появляются в Ванис Кваби в Х1У-ХУ1 вв., в период, когда" кервмичесхое
- 23 -
производство приходит в упадок.
Из группы простой кухонной и хозяйственной керамики, выявленной в Ванис Кваби, нами рассмотрены горшки, котлы, кувшины и кувшинчики для питья вина, глиняные банки, большие кувшины для хранения вина (квеври), корчаги, плошки. Указанный материал выявлен почти на всех участках монастыря. В работе дается их подробное описание.указаны способы изготовления и хронологические рамки их распространения. Особо отличается посуда, покрытая красным ангобом, поскольку она занимает значительное место в материале из Ванис Кваби. Эта посуда представлена мисками 15 единиц), пиалами 12) и поддонником корчаги. В научной литературе ангобированная посуда этого типа датирована Х1-Х111 веками.
Анализ технологических особенностей данного материала, с учетом стратиграфии всего памятника, позволяет датировать указанные образцы керамики 1-й половиной XI века.
Нами отдельно рассмотрен особый вид керамических изделий, вещицы личной принадлежности обитателей Ванис Кваби. Это - глиняные курительные трубки двух типов. Они орнаментированы мелким резным и вдавленным орнаментом, покрыты' желтоватым и красным ангобом и залощены. Их появление в Ванис Кваби связано с нашествиями турецких завоевателей. По близким аналогам^указанные трубки сочтены образцами, относящимися к концу ХУ1 - началу ХУЯ вв.
Строительная керамика в Ванис Кваби представлена в виде квадратного хирпича; встречаются также глазурованные изразцы, простая черепица и плоские плитовые камни. Кирпич применя; ся как строительный материал для кладки стен (.напр., встроенная в скалу крестово-купольная церковь, ХШ-Х1У вв.). Кирпичом сложены некоторые погребения к югу от мтнастыря, на втором ярусе; им вымо-щали также полы в некоторых помещениях Х-Х1 вв.. Хотя глазурован-
ные изразцы и крашеная черепица более не облицовывают разрушенные здания, но масса их фрагментов разбросана по всей площади монастыря и всего раскопа.
Вся рассмотренная керамика из Ванис Квабипо формам и по художественному оформлению^ сродни изделиям известных грузинских центров керамического производства. Хотя цветная полива на керамических изделиях из Ахалкалаки и Ванис Кваби более тусклая, чем на аналогичных образцах из крупных производственных очагов Восточной Грузии (Тбилиси, Рустави, Дманиси), тем не менее предполагается существование местной керамической мастерской и на южной окраине Грузии - близ Вардзиа и Ванис Кваби, так как в раскопе монастырского комплекса найдено множество отходов и шлаков керамического производства, кварца, капель и брызг остывшей глазурной массы, деформированной при обжиге глиняной посуда, и т. а.
Параграф третий. Металлические изделия обнаружены почти на всех раскопанных участках. Ванис Кваби. Большинство образцов фрагментарны, что и создает определенные трудности в определении их видов и датировки. Все же удалось выделить две группы металлических изделий, относящихся к ХП—XIII и Х1У-ХУ1 вв.
В первой группе представлены: металлическая посуда Сбытового назначения), предметы, использовавшиеся в строительном деле, боевое оружие и церковная утварь. Металлические изделия второй группы представлены украшениями и церковными принадлежностями, хотя в эту группу вошли и несколько фрагментов хозяйственных оруций.
В параграфе четвертом рассмотрены погребения Ванис Кваби и содержащийся в них инвентарь. Больштство расчищенных погребений повреждено, часть из них разрушена. Клад-
)бище монастырского комплекса пока не найдено, но часть погребений расположена в приделе храма, на передней площадке, а часть " высечена в скале. На центральном участке, у храма, обнаружено множество скелетов. Многие из погребенных здесь людей, возможно,стали жертвами землетрясения, а часть их, вероятно, была наскоро за-хронена во время внезапного нападения врага. *
В Вание Кваби^ такТже как в большинстве памятников средневековой Грузии, очевидна скудность погребального инвентаря. Во многих погребениях инвентарь отсутствует. Лишь в некоторых из них обнаружены малые вещицы, украшения, предметы личной принадлежности (кресты, кольца, браслеты и т.д.). Скудность погребального инвентаря тех времен, очевидно, объясняется догматическим отношением .православной христианской церкви к захоронению.
Следует учитывать также пошатнувшуюся после ХШ века экономическую мошь страны, что, конечно, не могло, не отразиться и на количестве погребального инвентаря.
В заключении обобщены итоги исследования, приведен анализ проблем спелеистических памятников., прослежен процесс слияния культовых и светских архитектурных сооружений с пещерными группами. На основе изучения письменных источников и археологического мате. риала проанализирован процесс постепенного исторического и экономического развития монастыря. Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: Учитывая архитектурные и археологические данные, можно заключить, что пустынь Ванис Кваби^как пещерный комплекс;проходит следующие этапы развития: в период раннего средневековья(У1-Л&ш^он существует как пустынь 1это - этап пустынничества).В 'Ы/шеьвУсеяеш в скале большинство пещер. В IX-X вв. он про-1 ^свверрвэзйоие mm монастырский ансамбль 1это - этап мо-
настырской жизни памятника). В этот период в скальных жилищах появляются монументальные наземные архитектурные сооружения (IX-X, Х1-ХШ, Х111-Х1У вв.). Монастырь живет полной экономической и культурной жизньв. Это - этап развитого феодализма в Грузии.
После катастрофического землетрясения в 1283 году монастырская жизнь в Ванис Кваби восстанавливается. Согласно письменным источникам, в Х1У-ХУ вв. монастырь еще действует, но частые нашествия иноземных захватчиков - в 1551 году персов, а татем с 1573 года господство турецких завоевателей - прекратили деятельность самцхийских монастырей, в том числе и Ванис Кваби.
Археологический материал хронологически полностью соответствует датировке исследуемых объектов.
До теме диссертации опубликованы следующие работы автора:
1. Итоги археологических изысканий цустынь-монастыря Ваяис Кваби // Спелеистические изыскания. (Сб.). Научная сессия в Са-гареджо: Тез.докл. -Тбилиси: Мецниереба, 1977. -С.П-14.-Груз.
2. Глазурованная миска с надписью из Ванис Кваби // Вестник Гос.
музея Грузии им. С.Дканашиа АН ГССР. - 1933. - 37 В. - С. 1э2-1оЬ. - Груз.
3. Посуда, покрытая красным ангобом из Ванис Кваби // Дзеглис мегобари. - 198о. - №2. - С.22-2а. - Груз.
4. Классификация поддонников керамических изделий из пустынь-монасткря Ванис Кваби // Пещеры Грузии. (Сб.). - 19оВ.-
№ 12. - С.71-Ш.
0661 - orçiOoça
/ csoöc acqcy / ■■
•„ / 'MÜäCquQ qoçCàrciVQ uyCoPuOtiCfyc r)uyC&rçpga)Q-ugçoôe fjoeoCf r/ugoP/ gpd00i>u&Q0 oœyC'C cjogtg rjuùCCioyoppf) rçoçCCgerCrqpCfl
CV=Tû£J00CÇ СР-ПООГМГе WW