автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий
Полный текст автореферата диссертации по теме "Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий"
На правах рукописи
САИДКАРИМОВ БАХТИЁР АХМАДХОНОВИЧ
ИЗ ИСТОРИИ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ХУДЖАНДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЙ
Специальность 07.00.02 - Отечественная история (исторические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук
Худжанд-2012
005052804
Работа выполнена в Центре гуманитарных исследований ЮНЕСКО при Худжандском государственном университете имени академика Б.Гафурова
Научные руководители:
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор Мирбабаев Абдуллоджон кандидат искусствоведения, профессор Хакимов Наим Ганиевич
Абдулла -заде Хуршед Файзуллаевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания физики и теоретической физики Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова
Раджабов Аскарали, доктор исторических наук, профессор, заведующий Отделом истории, культуры и искусств Института истории, археологии и этнографии имени А.Дониша, АН Республики Таджикистан
Ведущая организация:
Кафедра истории таджикского народа Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики
Защита состоится «30» мая 2012 года в 13-00 часов на заседании диссертационного совета К 737.002.04 по защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук по специальности 07.00.02 - Отечественная история (исторические науки) при Худжандском государственном университете имени академика Б.Г.Гафурова по адресу: 735700, г.Худжанд, проезд Бобобека Мавлонбекова, 1, Малый зал
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова
Автореферат разослан «30» апреля 2012 года
Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, доце:
^^тзгго^Шарипов Ш.
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Объектом исследования является песенный фольклор города Худжанда, истоки которого уходят вглубь веков. Среди разнообразных сфер народного искусства Таджикистана он до недавнего времени занимал одно из ведущих мест. Данная тема остаётся пока весьма малоисследованной. В отечественной науке по данной теме отсутствуют работы, посвящённые проблеме этнологии и музыковедения.
Выбор темы обусловлен, наличием сложившейся уже в средние века в Худжанде своей музыкальной среды, которая имела большое влияние и на другие жанры музыкального искусства, о чём свидетельствуют письменные источники.
Народно-песенное творчество во все времена отражало настроения общественной жизни и всегда являлось неотъемлемой частью быта, духовной и трудовой деятельности народа. Худжандцы даже умершего провожали в потусторонний мир песнопениями. В связи с этим исследование музыкальной культуры, в особенности фольклора даже одного города, имеет большую научную актуальность. Постановка такой темы очень важна для дальнейшего развития самой современной музыкальной культуры, находящейся всегда во взаимодействии с народным песенным творчеством.
Музыкальное наследие Худжанда, и в особенности песенная культура, как и другие жанры искусств, отражает содержание народной мысли о добре и зле, красоте природы. Жители Худжанда с древнейших времён отражали в песенно-художественном творчестве свою радость и переживания. Население Худжанда создало множество песен, в которых в художественной форме нашли отражение многовековая история, трудовая, социальная жизнь, а также философское воззрение и эстетическая мысль горожан. Богата музыкальная культура также обрядовыми песнями.
Песнетворчество, как в средневековом, так и в современном Худжанде, является одной из популярных и весьма развитых сфер традиционной музыки. Музыкальная культура Худжанда вобрала в себя особенности, которые
характерны в целом для песенного творчества древних городов Центральной Азии. Вокальные музыкальные жанры в практике народа больше сохранились в устной форме, что свидетельствует об исторических, профессиональных устоях этих традиций.
Другим важным моментом выбора темы настоящей диссертации является не только недостаточная изученность отечественным музыковедением, фольклористикой песенной традиции Худжанда, но и самим фактом её влияния на культуру и развитие искусства других регионов современного Таджикистана. Особенно это касается жанровой классификации народных песен, выявления и определения стилевых и музыкальных особенностей. Примечательно, что фольклор Худжанда в последнее время видоизменяет свои стилистические, формообразующие основы в связи с новыми социальными и экономическими преобразованиями.
Здесь^ мы старались исследовать комплексно музыкальный фольклор Худжанда в контексте социальной жизни населения и художественного вкуса как культурного и эстетического явления.
Степень изученности проблемы. Исследование традиционной музыкальной культуры таджикского народа, в особенности городской культуры, началось в 30-х годах XX века. Истоки формирования городской музыкальной культуры, в частности музыкальной культуры города Худжанда и его округа в Х1Х-ХХ вв., нашли отражение в исследованиях А.Раджабова', А.Низомова2, Ф.Зехни3, Н.Хакимова4, А. Якубова5, Д.Рустамова<> и других искусствоведов.
1 Раджабов А. Ходжент и музыкальная культура таджиков.//Иссле-дования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе, 1986; Рачабов А. Афкори мусикии точик дар асрхои XII - XV. Душанбе, 1989
2 Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. Душанбе, 2000; его же - Таърих ва назарияи Шашмаком. Душанбе, 2003.
3 Зехнй Ф. Сурудхои маросими туйи точикон. Душанбе, 1978
4 Хакпмов Н. Мусикии чашни арусии точик. Хучанд, 2003
Некоторые стороны культурной и музыкальной жизни Худжанда были также освещены известными историками, в том числе - Н.Негматовым7, А.Мирбобоевым8, Н.Турсуновым9, С.Марофиевым, А.Раджабовым10, а также музыковедами - З.Таджиковой11,
5 Ёкубов А. Анъанахои пакшсарой дар шимоли Точикистон /дипломная работа/. Душанбе 1991
6 Рустамов Д. Маъруфхоча Баходуров. Хучанд, 2000.
1 Негматов Н., Марофиев С. Выдающийся классик таджикского искусства Содирхон. В сб. Сообщения Государственного объединённого музея историко-краеведческого и
изобразительного искусства. Вып.УГ Душанбе, 1966. стр. 141-146
8 А.К.Мирбабаев Историческое наследие Худжанда. - Душанбе, 1995. - с. 133-153; его же - Очерки истории средневековой культуры таджиков. - Худжанд, 2011, - 56,5 п.л.(в соавторстве)
9 Турсунов Н.О. Ходжент и его население (конец XIX - начало XX вв.). В книге «Очерки из истории северных районов Таджикистана». Учёные записки ЛГПИ имени С.М.Кирова, вып. XXX, Ленинабад, 1967. стр. 17-49; его же - Сложение и пути развития городского и сельского населения Северного Таджикистана XIX - начала XX вв. Душанбе,: Ирфон, 1976. 302 е.; его же - Глава IV Ленинабад (Ходжент) в предколониальный период (50-е годы XVIII в - 60-е годы XIX вв.). В кн.: История Ленинабада. Душанбе, : Ирфон, 1986 стр. 124-156; его же - Глава V Ленинабад (Ходжент) в колониальный период (1866-1917). В книге История Ленинабада. Душанбе,: Ирфон, 1986 стр. 157-196; его же - Шахри офтобй. Душанбе,: Ирфон, 1989.160 с.
10 Раджабов А. Ходжент и музыкальная культура таджиков. В сб. Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе, 1986 г. стр. 224-225; его же - Ранние сведения о циклических музыкальных произведениях в таджикских источниках. - Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Г.Гуляма, 1978. - с. 41-46; его же -Уникальный источник музыкальной культуры народов Востока. -Профессиональная музыка устной традиции Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1981. - с. 213-216.
11 Таджикова З.М. О соотношении метрики стихосложения и метроритмики напева в таджикских песнях. //Известия отделения общественных наук АН Тадж.ССР. Душанбе, 1968, № 2. - с. 45-50; её же - Свадебные песни таджиков.//История и современность.
Н.Хакимовым12, Н.Нурджановым13. Данная тема в разное время была затронута и исследователями другого профиля14. Вместе с тем до сих пор отсутствует фундаментальное исследование песенного искусства и других видов музыкального фольклора таджикского населения Худжанда. По этой причине диссертант сделал свой выбор в пользу исследования песенной культуры Худжанда и его ближайших населённых пунктов, связанной с музыкальной культурой Бухары, Самарканда, Коканда и других городов.
Мы, основываясь на имеющейся классификации музыкального фольклора, впервые предложили стройную классификацию жанровых особенностей песен Худжанда. А также определили основные типы народного песнетворчества. В них мы передали все особенности богатого народного песенного искусства, ранее записанных на магнитофонную ленту, а также хранящихся в видеоматериалах.
Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Москва, 1972. с.249-266; её же -Становление таджикского музыкознания. .//История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Москва, 1972. С.43-48
12 Хакимов Н.Г. Истоки и эволюция автохонно-професеиональных традиций в музыкальных культурах иранских народов. -Проблемы национального и интернационального в развитии культуры и искусства Советского Востока. Душанбе, 1990. - с. 138143; его же - Исторические этапы становления музыкальной культуры таджиков. - Страницы жизни и творчества. Душанбе: Дониш, 1990. - с. 117-123; его же - Музыкальное искусство: модели профессионального образования. - Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития (Сборник статей) Душанбе, 1999
13 Нурджанов Н.Х. Шашмаком и таджикская хореография Бухары в конце XIX - XX веков.-Профессиональная музыка устной традиции Ближнего, Среднего Востока и современность. -Ташкент, 1981.
14 Холматов М. Ягона шогирди Содирхон. - Хакшсати Ленинобод, 1990,10 август
В работу включены также музыкально-этнографические материалы, собранные диссертантом с 1989 по 1995 гг. расспросный этнографический материал. За более чем 20 лет диссертант имел встречи и беседы со многими исполнителями профессионального музыкального искусства и исполнителями народных песен кварталов Худжанда. Именно эти опросные материалы легли в основу настоящей диссертации. Все материалы задокументированы и хранятся в фонде кафедры Истории и теории музыки факультета искусств Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова. В ходе этих успешных полевых работ были собраны дополнительные материалы о творчестве известных певцов и исполнителей как Содирхон Хофиз, Максуджон Болтуев (Танбури), Ма'руфходжи Баходурова15 и десятков других народных певцов, периода начала XX в.
Из исследований, последних лет посвящённых непосредственно музыке Худжанда следует отметить монографическую работу профессора Н.Хакимова16, в которой отведены отдельные главы, посвящённые музыкальному фольклору также Худжанда.
Цель и задачи исследования. Принимая во внимание актуальность избранной темы, а также недостаточность её разработанности с учётом её высокой теоретической и практической значимости, мы в своём исследовании дали развёрнутую характеристику, и классификации основных типов народного песенного творчества распространённых в Худжанде. Нами определены также особенности отдельных
15 С Маруфходжой Баходуровым мы имели несколько бесед в его доме (1990-1993 гг.)
16 Хакимов Н. Музыкальная культура таджиков. Книга I. Социофун-кциональные аспекты эволюции музыкальной культуры таджиков: древнейшая, древняя и раннесредневековая история. Худжанд, 2001. - 457 е.; его же - Музыкальная культура таджиков. Книга II. История музыкального инструментария таджиков: древнейшая, древняя и раннесредневековая история. Худжанд, 2004. 594 е.; его же - Мусикии чашни арусии точик. Худжанд, 2003. - 142 с.
жанрово-тематических групп, их функционирование в различных социальных прослойках городского населения.
На основании богатого музыкально-этнографического материала мы впервые дали ясное представление о богатом песенном наследии Худжанда в контексте культуры таджиков. Определить особенности песенной культуры Худжанда.
Для достижения поставленных целей мы поставили перед собой решение следующих задач:
- сбор и расшифровка песенного материала;
- рассмотрение и обоснование классификации песенных жанров;
- раскрытие музыкальных локальных особенностей;
- изучение важнейших частей музыки и поэтики и их взаимосвязей;
- установление основных исторических этапов формирования и развития традиционной музыкальной практики г.Худжанда в конце XIX - начале XX веков;
- определение социальных сфер функционирования музыкальной практики г.Худжанда;
- определение закономерностей исторического формирования песенной культуры и музыкально-жанровой системы;
- раскрытие процесса взаимодействия и взаимовлияния традиционного и европейского музыкального творчества;
- выявление результатов синтеза традиционной музыкальной практики и европейских музыкальных традиций, жанров и форм.
Хронологические рамки исследования определяются второй половиной XIX века и началом XX столетий. Это обусловлено наличием следующих исторических факторов:
1) коренные изменения социальных условий функционирования музыкальной культуры как следствие изменения социально-экономических условий её бытования;
2) возникновение и формирование новых традиций и форм музыкальной практики, основанных на европейской музыкальной культуре;
3) изменение художественного и идейного содержания музыкальной культуры, средств трансляции музыкальной культуры.
Источниковедческая база исследования включает в себя труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённых истории и духовной культуре, в особенности музыкальной культуры таджикско-язычного населения Худжанда.
Разработка основных положений диссертации осуществляется на основе изучения комплекса источников:
- материалов полевых исследований (система песенных жанров, вокальные, вокально-инструментальные жанры, тексты песен и т.д.);
- образцов песен, уцелевших у различных исполнителей старшего поколения;
- материалов Государственного архива Согдийской области;
- трудов отечественных учёных, посвящённых культурному строительству в Таджикистане, в частности, материалы двухтомного издания «Из истории культурного строительства в Таджикистане», «Музыкальная жизнь Советского Таджикистана», составленные на основе архивных материалов, газет и журналов.
Методологическая основа исследования. Историко-ти-пологический, музыкально-аналитический. Принцип историзма, комплексный, системный подход изучаемого исторического явления позволили выявить пути формирования и развития традиционной музыкальной культуры города Худжанда, а также пути синтеза традиционной музыкальной практики и европейских музыкальных традиций в XX столетии. Автор опирается на базовые методологические положения, используя достижения отечественной исторической науки, разработки по истории культуры и искусства, в частности, на исследования истории музыкальной культуры, как в Таджикистане, так и в странах зарубежного Востока. Важнейшим компонентом комплексного метода исследования является изучение взаимодействия традиционной и европейской музыкальной школы.
На защиту выносятся следующие основные положения:
- истоки формирования и особенности музыкальной жизни Худжанда, её связи с другими музыкальными школами, преимущественно городской культуры в частности с Бухарой, Самаркандом, Кокандом и Ташкентом;
- взаимосвязи классической и фольклорной музыки с поэзией и устным народным творчеством;
- место вокальной и хоровой музыки в музыкальной жизни горожан. «Накш» как особая форма песенной музыки. Этапы его формирования;
- сатирическая, траурная и другие жанры музыкальной культуры;
- профессиональные певцы и музыканты. Их творческая жизнь. Связь поэзии с музыкой;
- музыкальные школы. Их связи с музыкальными школами других городов современной Республики Таджикистан.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые даётся музыкально-этнографическая, жанровая характеристика одного из уникальных явлений музыкальной культуры таджиков - песенного наследия населения Худжанда. Также впервые определены музыкальные и стилистические особенности на основе изучения местных наречий музыкальной культуры, являющихся принципиальными в процессе изучения исследуемого фактического материала.
Данное исследование по существу является первой всеобъемлющей попыткой изучения музыки и песенной культуры Худжанда, а также структуры и типов музыки, их взаимосвязи с музыкальными культурами других соседних областей Ферганы и Ташкента. Всё это способствовало расширению знаний в сфере фольклорных традиций Худжанда, а также позволило нам с уверенностью приводить в работе результаты наших исследований со ссылкой на конкретные виды народного музыкального творчества населения Худжанда.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Определяется возможность использования полученных результатов для создания обобщающего труда
по истории таджикской музыкальной культуры Х1Х-ХХ столетий, для чтения специальных лекционных курсов по истории отечественной культуры.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Отечественной истории факультета Истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова.
Основные научные аспекты диссертации отражены в одной монографии (учебное пособие), и в более чем шести научных статьях диссертанта. Отдельные теоретические положения работы были изложены на международных симпозиумах (Душанбе-1999, Исфара-2003) и конференциях (Худжанд, 2008).
Диссертация обсуждалась в Центре гуманитарных исследований ЮНЕСКО при Худжандском государственном университете имени академика Б.Гафурова и на расширенном заседании кафедры Отечественной истории факультета истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова и рекомендована к публичной защите протокол № 11 от 12 апреля 2012 года.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений с образцами традиционных песен.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, рассматривается степень её изученности, определяются цель и задачи исследования; обозначена источниковедческая база и её хронологические рамки; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая ценность работы; определяется методологическая основа исследования; определены основные положения, которые выносятся на защиту.
Первая глава «Исторические особенности развития музыкальной культуры Худжанда» состоит их двух
параграфов. В первом параграфе «Песенная культура Худжанда XIX - XX столетий (сферы формирования вокальных жанров)» автор предлагает классификацию традиций и вокальных жанров Худжанда.
В первой главе даётся краткий экскурс в историю развития музыкальной культуры древнего Худжанда. Глава I. «Исторические особенности развития музыкальной культуры Худжанда» состоит аз двух параграфов: 1. Песенная культура Худжанда XIX - XX столетий (сферы формирования вокальных жанров); 2. Традиционная жанровая система песенной культуры Худжанда (Х1Х-ХХ вв.).
В данной главе даётся краткий очерк истории музыкальной жизни Худжанда в средние века, а также их вклад в развитие музыкального искусства таджиков. О трактатах, написанных ими и посвященных музыке, профессиональным музыкальным традициям и музыкальному фольклору. Первый параграф посвящен песенной культуре Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий (сферы формирования вокальных жанров). 2 параграф посвящён классификации жанровой системы музыкального наследия населения Худжанда. В том числе здесь мы отмечаем, что в научной классификации традиционных музыкальных жанров существует три пути определения. Первый - классификация существующих жанров на основе образно-тематического и идейно-художественного содержания, не принимая во внимание их связь. Второй - классификация музыкального фольклора с точки зрения взаимоотношения жанров и их функций. Третий - характер и типы использования жанров в отдельных случаях, их месте и влиянии на обряды.
В связи с этим, мы отмечаем, что музыка населения г.Худжанда состоит из трёх больших циклов песен: календарные, семейно-бытовые и религиозно-ритуальные. Такое разнообразие видов и содержания таджикских песен, в свою очередь, свидетельствует о разнообразии жанров музыки. Поэтому, в таджикских народных песнях можно просле-дить развитие следующих жанров, которые можно разделить на две группы:
1. Обрядовые и специальные бытовые:
а) Алла (колыбельная песня матерей); б) Ёр-ёр (свадебная песня); в) плачи-причитания (овозандозй, гиря, навха); г) календарные песни; д) трудовые песни и другие.
2. Жанры, имеющие разнообразную тематику:
а) Суруд; б) Лапар; в) Ашула; г) Ялла.
Глава II. - «Профессиональные и народно-профессиональные вокальные жанры» состоит из двух параграфов: 1) Вокальные жанры в классической музыке; 2) Вокальные жанры в религиозно-бытовой музыке.
В данной главе приводится характеристика основных видов исполнительского искусства профессиональных певцов, творчество которых протекало в определённые культурно-исторические периоды. Всё это исследуется с точки зрения музыкально-художественных и вокальных процессов, протекавших в этот период. В данной главе речь идёт о творческой деятельности одного из известных певцов Центральной Азии - Содирхона Хофиза и других музыкантов в контексте развития классической музыки Худжанда в конце XIX и начале XX веков.
В XIX и начале XX веков во многих таджикских городах по древним традициям устраивались музыкально-поэтические собрания, в которых участвовали городская интеллигенция, в том числе поэты и писатели, инструменталисты и певцы.
В Худжанде этого периода подобные собрания организовывались вокруг поэта-просветителя Тошходжи Асири и певца и инструменталиста Содирхона Хофиза.
Песни и мелодии, созданные Содирхоном Хофизом, были сочинены на основе таджикских макомов, и этим его имя как народного певца сохранилось в истории.
Содирхон прославился как певец, знаток музыки, а также как исполнитель таджикских классических песен. Его голос был высоким и красивым, с широким диапазоном. Одной из особенностей его песен были выразительность и чувственность, а достигалось это тесной связью и взаимодействием мелодии и ритмики стиха. Во время пения Содирхон мог переходить из высоких тонов в низкие или наоборот, с затяжных мелодий в короткие, и это было
свидетельством его высокого певческого искусства. Как отмечали его современники, Содирхон имел так называемый «брюшной» («шикамй») голос, пел он свободно и без затруднений.
Следует отметить, что певческая манера профессиональных певцов с точки зрения эстетики является «совершенной». Вместе с тем, по видам техники исполнения - сложным и многосторонним. От профессиональных певцов требуется специальный природный талант, высокое мастерство и специальные вокальные навыки, для того, чтобы он мог показать полностью (ба таври комил), все особенности исполняемого произведения слушателям. Также следует отметить, что профессиональный певец должен обладать сильным красивым голосом с большим диапазоном (не менее двух октав), и вместе с тем, тембр его голоса должен хорошо звучать во всех его рабочих регистрах. Кроме того, голос настоящего певца должен завораживать слушателя разнообразием, новизной, а также интонационным богатством. Отсюда, уровень исполнительства певцов определяется не только качеством и природными возможностями голоса, но, в первую очередь, требованием развития умения и сочетания голосовых возможностей и сознательного использования мелодического и интонационного украшения, видов мелизматики голоса (нола) предъявляются и другие требования.
Другим важным требованием, предъявляемым к профессиональным певцам - это хорошая память и внимательность, так как певцы обязаны одновременно использовать и соблюдать следующие важные элементы:
а) одновременно обращая своё внимание на ритм исполняемой мелодии, соблюдать также основной метр (усуль);
б) хорошо помнить текст песни, а также понимать и разбираться в его содержании;
в) умение одновременного контроля трёх ритмических процессов - поэтического, мелодического и ритмического (усули), а также соблюдения художественной идеи произведения;
г) протяжное исполнение;
д) одновременно с исполнением песни, также необходимо умение игры на музыкальном инструменте.
Другим важным требованием является наличие у певца хорошего музыкального слуха, который проявляется непосредственно в процессе практических занятий, а также в демонстрации музыкальных данных, богатства внешнего и внутреннего мира певца.
Также очень важно умение импровизации, выступления и исполнения без предварительной специальной подготовки. То есть во время исполнения уже имеющегося произведения, на основе собственной художественной практики, использовать возможность самостоятельно вносить что-либо новое.
Кроме перечисленного, также от певца требовалось глубокое знание классического поэтического и музыкального наследия, специальных психологических особенностей, умения игры на национальных музыкальных инструментах, постоянного стремления к освоению новых достижений искусства.
Как известно, процесс обучения исполнительскому мастерству со стороны певцов происходил в рамках практики так называемой системы «устод-шогирд» (букв.«учитель-ученик»). Для достижения высокого профессионального уровня требуется постоянное практическое и особенно духовное самосовершенствование ученика. Данная традиция ранее была разработана в рамках учения суфизма, который процесс познания не представлял без практики «Устод-шогирд».
Прохождение данных ступеней связано с постоянными практическими занятиями и поисками ученика, который почти всегда находился возле Учителя («Устод»). Иногда при надобности ученик мог выступать в роли инструменталиста, а иногда и выполнять роль второго певца.
Характеристика индивидуальных вокальных особенностей исполнительства того или иного певца потребовала от авторов определения основных критериев исполнительского искусства, и особенно так называемого
«уровня исполнения». Здесь имеется в виду, что в процессе раскрытия внутренних и внешних особенностей вокального произведения от певца требуется не только умение воспроизведения музыкальных звуков, но также с их помощью и выражения художественного смысла, философской идеи. Вместе с тем, певец во время обеспечения поэтического и музыкального единства старается своим голосом выразить внутренний смысл песни. Также следует отметить, что во время индивидуального выражения музыкального произведения следует соблюдать и определённые внутренние каноны его строения. Данный процесс связан с соблюдением интонационной и звуковой шкалы, глубокого познания системы метра и ритма, канонов развития лада и мелодии, драматургии соотношения частей музыкального произведения: всё это входит в число важных требований. Степень изучения этих канонов раскрывает стилевые выражения, степень исполнительского мастерства и полноценности результатов обучению музыке.
Глава III. Вокальные традиции в музыкальном фольклоре Худжанда состоит аз трёх параграфов: 1. Календарные песенные жанры; 2. Обрядовые песенные жанры; 3. Семейно-бытовые жанры. В вышеназванных разделах рассматриваются вопросы формирования песенной культуры Худжанда во второй половине XIX - начале XX веков, определяются важнейшие песенные жанры, сферы их формирования и развития.
Здесь даётся характеристика разнообразных песенных жанров, которые состоят из двух направлений -народное и народно-профессиональное. В данном исследовании мы не ставили перед собой задачу подробного изучения различных периодов истории развития жанров, а также их местных видов, что может стать отдельной темой уже другого исследования. Здесь наше внимание обращено лишь на то, чтобы пролить свет на песенное творчество г.Худжанда при всём его богатстве и разнообразии.
Метр и ритм таджикских песен являются важными факторами, которые тесно связаны со стихом и выражаются в локальных особенностях таджикского языка населения г.Худжанда. Определение единиц времени в мелодии связано
с короткими и длинными слогами в тексте, а в музыке отличается с временным соотношением длинных слогов -отсюда, на короткий слог приходится нота, имеющая краткое время продолжительности звучания, длинному же слогу соответствует нота, имеющая соответственное время продолжительности звучания.
В данном исследовании мы старались расшифровать побольше образцов народного песнетворчества, которые дошли до нашего времени с древних времён. Песни же -богатая часть культуры, которые способствовали выделению следующих слоёв: а) народный, б) народно-профессиональный, в) профессиональные жанры устной традиции.
В рамках народных песенных жанров нами исследуются трудовые песни (среди них можно разделить песни, исполняемые в трудовом процессе, а также песни о труде), детские песни, семейно-обрядовые, которые связаны с рождением ребёнка, а также торжество, посвящённое обряду обрезания мальчиков (туйи суннатй, хатна), торжества по случаю свадьбы (туйи арусй) и траурные (мотами)церемонии.
Во время разделения перечисленных песен на группы (жанры народных песен), имеется в виду не только их содержательная сторона, но также их функции, музыкально-стилистическая и инструментально-исполнительская стороны.
Трудовые песни. Поэтическое содержание. Мелодии этих песен, ритм (усули) и типы исполнения. Женские трудовые песни, отражение чувств женщины.
Исполнение песен в процессе работы является важным средством для облегчения тяжёлого труда. Во время анализа трудовых песен вырисовывается образно-эмоциональное строение, которое связано с характером выполняемого труда.
В трудовых жанрах существуют два вида мелодий. Первый связан с трудом мужчин. Ему свойствен умеренный темп, выразительный ритм, по-своему отражающий движение. В мелодии изображаются чувства, переживаемые во время труда. В песнях данного вида можно выделить
особые чувства интонирования, которые определяют начало и конец мелодического построения. По своему размеру каждое мелодическое построение равно поэтической строке, каждая из которых имеют небольшие слоги (четырёх-семи слоговые). Другими словами, небольшая мелодия в пределах двух октав, в соответствии с количеством строк импровизируется и постоянно варьируется. Диапазон этих мелодий не превышает интервала терции, и в основном они монохордны.
Второй вид трудовых песен связан с трудом женщин. Отличается умеренностью настроения, имеет спокойный темп. Также для них характерны бессвязность метра и ритма, а ещё широта дыхания. Поэтические слоги текста звучат шире. Количество слогов в предложениях может быть увеличиваться или уменьшаться, что зависит от характера труда.
Вышеперечисленные трудовые песни, независимо от ситуаций и определённого времени исполнения, могут использоваться и присутствовать в других жанрах.
Детские песни. Исполнителями детских песен являются дети самого разнообразного возраста. Большинство из этих песен исполняются непосредственно во время игр. Соответственно такое исполнение в основном имеет коллективный характер. Мелодии детских песен не имеют определённой связи только с какой-либо определённой игрой. Они могут изменяться в зависимости от возраста детей и их эмоционального состояния. Отличительной особенностью детских песен является размеренный метр и ритм (усуль), которые обусловлены элементами движений во время игры. В них не имеется полутоновых интонаций, им свойственны простые напевы, а припевы часто варьируются. Кроме того, следует отметить, что также имеются детские песни, которые исполняют взрослые, то есть сочинённые специально для детей. Их исполняют бабушки, дедушки, отцы и матери.
Семейные и обрядовые песни. Данные песни связаны с определёнными случаями, которые происходят в жизни человека (рождение ребёнка, свадьба, похороны и т.п.). Эти песни берут своё начало, как и у всех других народов мира, с
самих древних времён. Возможно, они являются неотделимой частью веры народа в магию, которая постоянно сопровождает традиционные обряды, торжества, ритуалы и праздники. Характерными показателями жанров являются в основном поэтический текст и образно-эмоциональные ситуации. Ярко выраженный синкретизм данных песен отражается в единстве слова, мелодии и движения.
Колыбельные песни. Период детства в основном связан с песнями, которые исполняют не только женщины. Содержание этих песен направлено на одну цель - уложить ребёнка спать. Они состоят из мечты, чувств и воззрений матери. Отсюда можно прийти к выводу, что колыбельные песни больше связаны с миром взрослых. Мелодии колыбельных песен отличаются равномерностью, выделением устойчивых слогов, всё это связано с мерным движением колыбели. В современных условиях наблюдается процесс лиризации колыбельных песен. Однако в их мелодиях сохраняется интонационное начало, которое характерно для традиционных колыбельных песен.
Песни обряда обрезания (туйи хатна). Эти песни звучат непосредственно во время проведения самого обряда. Основными исполнителями являются женщины. В тексте песен в том числе упоминается об осторожности, жалости и т.п. В мелодии в ритмической формуле чувствуются, с одной стороны, высокие эмоциональные душевные чувства, идущие от танцев, с другой стороны, крики от боли ребёнка.
Песни свадебного обряда. По своему содержанию и направленности обряда очень разнообразны. Древность свадебного обряда выражается в синкретизме элементов. Песни сопровождают танцы, а также театрализованные действа и т.п. Эмоционально-психологическая сфера также является разнообразной. И в свою очередь отражается в особенности строения музыки песен.
В свадебных песнях наблюдаются различные элементы типов исполнительства, в их числе можно перечислить колыбельные, трудовые, а также плачи-причитания. Особенно это можно ощутить при сравнении колыбельных песен, а также во время действий связанных с
процессом подготовки к свадьбе (наряжение невесты), проводов невесты. С интонационной стороны они составляют единую группу, при том, что они по своему содержанию имеют особые функции в различных обрядах17.
Траурные песни. С древних времён всем трагическим событиям в отдельных жанрах народного творчества приносятся соболезнования, в том числе и в песенной форме, в основном со стороны женщин - сольно, а также коллективно. Особенность траурных песен проявляется в тесной связи ораторских интонаций, которая выражается в лексике текста и музыки. Основной текст может иметь дополнения в виде возгласов, выкриков, воплей, или слов и выкриков-припевов. Основу траурных песен составляет импровизированное исполнения на определённую мелодию. Для них характерны «свобода» ритмического строения, неорганизованность мелодии в регистровом порядке и неустойчивость.
Народно-профессиональные песенные жанры. Глубокий анализ особенностей народной музыки и их примеров даёт нам возможность разделения их на две группы жанров, похожих друг на друга. Это речитативно-импровизационное исполнение - так называемое «Достонсарой» (букв. «Исполнение поэмы») с одной стороны, и «Накш», «Ёр-ёр» - с другой стороны, в них обязательно имеется припев, а в «Ёр-ёр» присутствует также инструментальный проигрыш. Народно-профессиональные песенные жанры больше развиты в мелодии и содержании.
Под термином «Легенда» в Худжанде понимали сказание - Достон, который кроме музыкальной части, имел также как и поэтические, так и прозаические части. Исполнение Достонов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Общественная функция Достона, как речитативного жанра - связь, донесение новости, знания и влияния. Отсюда можно прийти к такому выводу, что Достону как виду художественной речи свойственно изложение.
17 Файзуллаев М. Праздничная и похоронно-поминальная обрядность у населения Худжанда. - 2008, - с.23
Заключение. Обобщаются основные наблюдения и выводы, касающиеся особенностей отдельных жанрово-тематических групп, типологии жанров песенного творчества г. Худжанда. Жанровое разнообразие связано с социальными условиями жизни и бытом народа, локальные особенности г.Худжанда пока сохраняются, они выражены в песенном наследии населения города.
Наше исследование выносится в таком виде впервые, оно показывает перспективы комплексного изучения песен населения г.Худжанда. Отсюда, совместные старания учёных Таджикистана в определении, расшифровках, а также сохранении народного музыкального творчества очень важны для будущего.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:
1. Статьи опубликованные в рецензируемых изданиях, включённых в перечень ВАК Российской Федерации
1. Истоки музыкальной культуры Худжанда и его оазиса (XV - середины XX веков)//Известия Академии наук Таджикистана. Серия: Общественные науки - 2010. - № 4. - С. 222-228
2. В других изданиях:
2. О проблемах преподавания музыкально-исторических дисциплин//Таджикская музыкальная культура начала XXI века, приоритеты развития. Душанбе, 1999. С. 63-65
3. Учебная программа "История музыки таджикского народа" для специальностей 050900 - инструментальное искусство, 051000 - вокальное искусство, Худжанд, 2000. 35 стр.
4. Учебная программа "Основы макомов" для специальностей 050900 - инструментальное искусство, 051000 - вокальное искусство, Худжанд, 2001. 30 стр.
5. Учебная программа "Таджикское народное музыкальное творчество" для специальностей 050900 -инструментальное искусство, 051000 - вокальное искусство, Худжанд, 2001. 26 стр.
6. Учебное пособие "Музыкальная жизнь Худжанда в XIX - начале XX веков", Худжанд, 2002. 54 стр.
7. Содирхон Хофиз - выдающийся инструменталист и певец//Учёные записки /гуманитарные науки/ (Номаи Донишгох /илмхои чомеашиносй/) № 1 (14) Худжанд-2007. -С. 132-138
Подписано в печать 27.04.2012 г. Бумага типографическая. Формат 60x84/16/. Объём 1,5 п.л. Заказ № 32. Тираж 100 экз.
Типография «Меъроч» 735700, г.Худжанд, ул.50-лет СССР ТЦ «Ориёнфар»
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович
Введение.
Глава I. Исторические особенности развития музыкальной культуры города Ху джанда.
1. Формирование музыкальной среды средневекового Худжанда.
2.Песенная культура Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий (сферы формирования вокальных жанров).
3. Традиционная жанровая система песенной культуры Худжанда вторая половина XIX - начало XX столетий).
Глава II. Профессиональные и народно-профессиональные вокальные жанры.
1. Исторические виды музыкального обучения.
2. Вокальные жанры в классической музыке.
3. Вокальные жанры в религиозной музыке.
Глава III. Вокальные традиции в музыкальном фольклоре
Худжанда.
1. Календарные песенные жанры.
2. Обрядовые песенные жанры.
3. Семейно-бытовые жанры.
Введение диссертации2012 год, автореферат по истории, Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович
Актуальность темы. Песенный фольклор является неотъемлемой частью духовной культуры таджикского народа. Возникнув в глубокой древности, этот вид народного творчества дошел до наших дней. До недавнего времени песенный фольклор занимал одно из ведущих мест среди разнообразных сфер народного искусства Таджикистана. В зависимости от исторического периода и региона песенный фольклор отличается большим разнообразием. С научной точки зрения очень важным и интересным является песенный фольклор одного из древних культурных центров таджикской культуры - города Худжанда во второй половине XIX - начале XX вв.
Выбор темы обусловлен наличием сложившейся уже в средние века в Худжанде своей музыкальной среды и своеобразного песенного фольклора. Письменные источники свидетельствуют, что песенный фольклор имел большое влияние и на другие жанры музыкального искусства.
Народно-песенное творчество во все времена отражало настроения общественной жизни и всегда являлось значимой частью быта, духовной и трудовой деятельности народа. В Худжанде даже умершего провожали в потусторонний мир песнопениями. В связи с этим исследование музыкальной культуры, в особенности фольклора даже одного города, имеет большую научную актуальность. Постановка такой темы очень важна для дальнейшего развития современной музыкальной культуры, находящейся всегда во взаимодействии с народным песенным творчеством.
Музыкальное наследие Худжанда, и в особенности его песенная культура, как и другие жанры искусств, отражает содержание народной мысли о добре и зле, красоте природы. Жители Худжанда с древнейших времён выражали в песнях свои чувства и на протяжении веков создали песенный фольклор, в котором в художественной форме нашли отражение многовековая история, трудовая и социальная жизнь, а также философское воззрение и эстетическая мысль горожан. Музыкальная культура города богата также обрядовыми песнями.
Песнетворчество, как в средневековом, так и современном Худжанде, является одной из популярных и весьма развитых сфер традиционной музыки. Музыкальная культура Худжанда вобрала в себя особенности, которые характерны в целом для песенного творчества древних городов Центральной Азии. Вокальные музыкальные жанры в практике народа больше сохранились в устной форме, которые свидетельствуют об исторических, профессиональных устоях этих традиций. Важным моментом является и тот факт, что песенная традиция Худжанда оказала заметное влияние на культуру и развитие искусства других регионов современного Таджикистана. Особенно это касается жанровой классификации народных песен, выявления и определения их стилевых и музыкальных особенностей. Примечательно, что фольклор Худжанда в последнее время видоизменяет свои стилистические, формообразующие основы в связи с новыми социальными и экономическими преобразованиями. В диссертационной работе мы старались комплексно исследовать музыкальный фольклор Худжанда в контексте социальной жизни населения и художественного вкуса как культурного и эстетического явления.
Степень изученности проблемы. Исследования известных этнографов и фольклористов М.Андреева, Ф.Зехниевой, Н.Кислякова, М.Мардоновой, Е.Пещеревой, Р.Рахимова, Р.Кадирова, Р.Джумаева, Х.Эшонкулова сыграли важную роль в изучении традиционной обрядовой практики, в особенности музыкальной практики таджиков Х1Х-ХХ веков1.
Однако, ннесмотря на свою значимость, история песенной культуры таджикского народа и особенно Худжанда остается до настоящего времени
1 Ишанкулов Х.Р. Брак и свадьба у населения Ходжента в новое время (конец XIX - начало XX вв.). Душанбе: Дониш, 1972,- 120 е.; Зех,ниева Ф. Сурудхои маросими туи точикон. Душанбе, 1978; Мардонова А.; Ч,умъаев Р. Ч,ашни арусии точикони водии Х,исор.//Дар чустучуи фархднги водии Х,исор. Душанбе, 1992,- С. 24-59; Нурджанов Н.Х. Свадьба.//Таджики Каратегина и Дарваза. Вып. 3. Душанбе: Дониш, 1976,- С.26-67; Рахимов P.P. "Мужские дома" в традиционной культуре таджиков. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1990.-156 е.; Мардонова А. Свадебное торжество у таджиков Файзабада.//История и этнография народов Средней Азии (Сборник статей). Душанбе: Дониш, 1981,- С. 106-122; Ч^умъаев Р. Ч,ашни арусии точикони водии Х,исор (пажухиши этнолочй- фолклорй). Душанбе, 2001. -121 с. мало изученной. Исследование традиционной музыкальной культуры таджикского народа, в особенности городской культуры, началось в конце XIX века. Истоки формирования городской музыкальной культуры, в частности музыкальной культуры города Худжанда и его округа в Х1Х-ХХ вв., нашли отражение в исследованиях русских исследователей,2 а также ряда современных исследователей3.
Некоторые стороны культурной и музыкальной жизни Худжанда были также освещены известными историками - Н.Негматовым А.Мирбобоевым, Н.Турсуновым, С.Марофиевым, А.Раджабовым4, а также музыковедами -Н.Н.Мироновым, О.Л.Данксером, Б.Кабиловой, З.М.Таджиковой, Н.Хаки-мовым. Отдельные аспекты данной темы в разное время были затронуты и исследователями5.
2 Эйхгорн А. Музыкально - этнографические материалы. Под ред. Беляева В. М. - Ташкент, Изд. АН. Узб. ССР, 1963; Лыкошин Н.С. Полжизни в Туркестане.- Пг.,1916. Крестовский В.В. В гостях у эмира Бухарского. СПб., 1887; Костенко Л.Ф. Путешествие в Бухару русской миссии в 1871 году. Спб., 1871; Лагофет Д.Н. В горах и на равнинах Бухары. СПб., 1913; Наливкин М., Наливкина В. Очерки быта женщин оседлого населения Ферганы. - Казань, 1886; Вызго Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. - Москва: Музыка, 1970; Музыкальная фольлористика в Узбекистане.- Ташкент, 1963.
3 Раджабов А. Ходжент и музыкальная культура таджиков//Исследования по истории и культуре Ленинабада. - Душанбе, 1986; Рачабов А. Афкори мусик,ии точик дар асрхои XII - XV. - Душанбе, 1989; Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии,- Душанбе, 2000; Его же - Таърих ва назарияи Шашмак,ом. - Душанбе, 2003; Х,акимов Н. Омузишгох,и санъати ба номи Содирхон Хрфизи Хучандшах,р.- Хучанд, 1999; Х,акимов Н. Мусик,и чашни ару-сии точик. - Хучанд, 2003; Х,акимов Н. Шашмак,ом дар карни XX: анъана ва навоварй (нашри дувум бо тасх,еху иловах,о).-Хучанд, 2006; Ёкубов А. Анъанах,ои накшсарой дар шимоли То-чикистон. - Душанбе, 1991
4 Негматов Н., Марофиев С. Выдающийся классик таджикского искусства Содирхон//Сообщения Государственного объединенного музея историко-краеведческого и изобразительного искусства. Вып.VI. - Душанбе, 1966. - С. 141-146; Мирбобоев А. Суннатх,ои Наврузй//Илм ва хдёт. -1991, № 3. - С.2; Турсунов Н.О. Шах,ри офтобй. - Душанбе, 1989; Раджабов А. Ходжент и музыкальная культура таджиков//Исследования по истории и культуре Ленинабада. - Душанбе, 1986. - С. 224-225
5 Миронов Н. Музыка таджиков. Сталинабад, 1932; Музыка таджиков. Составители: Н.М. Зубков и A.C. Ленский. Ташкент - Сталинабад, 1941; Данксер О.Л. Собрание и изучение таджикской народной песни.//Искусство таджикского народа. Труды АН таджикской ССР. Т. 42. Сталинабад, 1956.; Таджикова 3. Свадебные песни таджиков (по материалам Зеравшанских искусствоведческих экс-педиций).//История и современность. Проблемы музыкальной культур народов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. М.: Музыка, 1972. - С.249-266; Таджикова 3. О музыкальном искусстве Бухарских женщин-созанда.//Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Москва: Советский композитор, 1987-С. 74-82; Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн. 1. М.: Советский композитор, 1978.-182 е.; Нурчонов Н., Крбилова Б. Мавригй. - Душанбе, 2010; Хакимов Н. Бунёди мусикии точик. Хучанд, 1998; Х,аки-мов Н. Санъати мусик,й (самтхои ташаккул ва тафсиру таснифи он)//Инъикоси масъалахои фарханг дар ВАО.- Хучанд, 2009,- С. 57-100.
Вместе с тем, до сих пор отсутствует фундаментальное исследование песенного искусства и других видов музыкального фольклора таджикского населения Худжанда. По этой причине диссертант сделал свой выбор в пользу исследования песенной культуры Худжанда и ближайших к нему населённых пунктов, связанной с музыкальной культурой Бухары, Самарканда, Ко-канда и других городов.
На основании имеющейся классификации музыкального фольклора мы впервые дали стройную классификацию жанровых особенностей песен города Худжанда. А также определили основные типы народного песнетворчест-ва. В нотных расшифровках мы передали все особенности образцов народного песенного искусства, ранее записанных на магнитофонную ленту, а также хранящихся в виде видеоматериалов.
Ввиду недостатка музыкально-этнографического материала, мы уже с начала 1989 года приступили к сбору расспросного этнографического материала. За этот отрезок времени, включающий более 20 лет, имели встречи и беседы со многими жителями кварталов Худжанда, а также исполнителями профессионального музыкального искусства и исполнителями народных песен. Именно их данные легли в основу настоящей диссертации. В настоящее время указанные материалы хранятся в фонде кафедры Истории и теории музыки факультета искусств Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова. В ходе полевых работ были дополнительно собраны сведения о творчестве известных певцов и исполнителей Содирхона Хофиза, Максуджона Болтуева (Танбури), Маъруфходжи Баходурова6 и десятков других народных певцов.
Из трудов, в которых имелись бы сведения, касающиеся непосредственно народного творчества Худжанда, в первую очередь следует назвать работу русского исследователя Н.С.Лыкошина7, опубликованную в начале XX столетия. В этой книге приводятся сведения, посвященные быту, обычаям, рели
6 Мы имели несколько бесед с Маъруфходжой Баходуровым в его доме (в 1990-1993 гг.)
7 Лыкошин Н.С. Полжизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. - Петроград, 1916 гиозным воззрениям и мировоззрению таджикского народа, в том числе, жителей г.Худжанда.
Как. было отмечено, исследований, посвященных непосредственно музыке Худжанда, не существует вовсе. Но в некоторых работах этот вопрос затрагивается в общих чертах. Из исследований, выпущенных сравнительно нео давно, следует отметить некоторые монографии профессора Н.Хакимова , в которых есть отдельные главы, посвященные музыкальному искусству Худжанда.
Цель и задачи исследования. Принимая во внимание актуальность темы, недостаточность её разработанности при её высокой теоретической и практической значимости, в исследовании ставится цель дать на основании богатого музыкально-этнографического материала представление об исторических особенностях развития музыкальной культуры и песенного наследия Худжанда XIX - XX столетий в контексте культуры таджиков, дать характеристику и классификацию основных видов народного песенного творчества Худжанда, а также определение особенностей отдельных жанрово-темати-ческих групп, их существование и социальное использование.
Для достижения поставленных целей мы поставили перед собой решение следующих задач:
- сбор и расшифровка песенного материала XIX - начала XX вв.;
- рассмотрение и обоснование классификации песенных жанров;
- раскрытие музыкальных и локальных особенностей;
- изучение важнейших частей музыки и поэтики их взаимосвязей;
- установление основных исторических этапов формирования и развития традиционной музыкальной практики Худжанда в конце XIX - начале XX веков;
8 Хакимов Н. Музыкальная культура таджиков. Книга I. Социофункциональные аспекты эволюции музыкальной культуры таджиков: древнейшая, древняя и раннесредневековая история. - Худжанд, 2001. - 457 е.; Его же. Музыкальная культура таджиков. Книга II. История музыкального инструментария таджиков: древнейшая, древняя и раннесредневековая история. - Худжанд, 2004,594 е.; Его же. Мусик,ии чашни арусии точик.- Хучанд, 2003. - 142 с.
- определение социальных сфер функционирования музыкальной практики Худжанда;
- определение закономерностей исторического формирования песенной культуры и музыкально-жанровой системы;
-раскрытие процесса взаимодействия и взаимовлияния традиционного и европейского музыкального творчества;
- выявление результатов синтеза традиционной музыкальной практики и европейских музыкальных традиций жанров и форм.
Хронологические рамки исследования определены второй половиной XIX века и началом XX столетия. Это обусловлено наличием следующих исторических факторов:
1) коренные изменения социальных условий функционирования музыкальной культуры как следствие изменения социально-экономических условий её бытования;
2) возникновение и формирование новых традиций и форм музыкальной практики, основанных на европейской музыкальной культуре;
3) изменение художественного и идейного содержания музыкальной культуры, средства трансляции музыкальной культуры.
Источниковедческая база исследования включает в себя труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённых истории и духовной культуре, в особенности музыкальной культуре таджикского народа исследуемого исторического периода.
Разработка основных положений диссертации осуществляется на основе изучения комплекса источников:
- материалов полевых исследований (системы песенных жанров, вокальные, вокально-инструментальные жанры, тексты песен и т.д.);
- образцов песен сохранившихся на различных носителях;
- трудов отечественных ученых посвящённых культурному строительству в Таджикистане, в частности материалы двухтомного издания «Из истории культурного строительства в Таджикистане», «Музыкальная жизнь Советского Таджикистана», составленные на основе архивных материалов, газет и журналов.
Методологическая основа исследования. В работе использованы ис-торико-типологический и музыкально-аналитический методы исследования. Принцип историзма, комплексный, системный подход изучаемого исторического явления позволили выявить пути формирования и развития традиционной музыкальной культуры города Худжанда, а также пути синтеза традиционной музыкальной практики и европейских музыкальных традиций в XX столетии. Мы опираемся на базовые методологические положения, используя достижения отечественной исторической науки, разработки по истории культуры и искусства, в частности, исследования по ориентальной истории музыкальной культуры, как Таджикистана, так и стран зарубежного Востока. Важнейшим компонентом комплексного метода исследования является изучение взаимодействия традиционной и европейской музыкальной практики.
На защиту выносятся следующие основные положения:
- истоки формирования и особенности музыкальной культуры Худжанда, её связи с другими музыкальными школами, в частности, с такими крупными центрами, как Бухара, Самарканд, Коканд и Ташкент;
- взаимосвязи классической и фольклорной музыки с поэзией и устным народным творчеством;
- место вокальной и хоровой музыки в музыкальной жизни горожан. «Накш» как особая форма песенной музыки. Этапы его формирования;
- сатирическая, траурная и другие жанры музыкальной культуры;
- профессиональные певцы и музыканты. Их творческая жизнь. Связь поэзии с музыкой;
-музыкальные школы. Их связи с музыкальными школами других городов Центральной Азии.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые даётся музыкально-этнографическая, жанровая характеристика одного из уникальных явлений музыкальной культуры таджиков - песенного наследия населения Худжанда. Определены музыкальные и стилистические особенности местной музыкальной культуры, являющиеся принципиальными в период изучения исследуемого материала.
Данное исследование по существу является первой попыткой изучения музыки песенной культуры Худжанда, её структуры и видов, а также их взаимосвязи с национальным творчеством соседних народов. Всё это способствовало расширению знаний в сфере фольклорных традиций Худжанда, а также позволило нам с уверенностью привести в работе результаты наших исследований со ссылкой на конкретные виды народного музыкального творчества населения Худжанда.
Практическое значение исследования. Результаты исследования могут быть использованы для создания обобщающего труда по истории таджикской музыкальной культуры Х1Х-ХХ столетий и для специальных лекционных курсов по истории отечественной культуры.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации отражены в одном учебном пособии и шести научных статьях диссертанта. Отдельные теоретические положения исследования были изложены на международных симпозиумах и конференциях (Исфара, 2003, Худжанд, 2008).
Диссертация обсуждена на заседании Центра гуманитарных исследований ЮНЕСКО при Худжандском государственном университете имени академика Б. Гафурова (протокол № 6 от 06 февраля 2006 года), на кафедре отечественной истории факультета истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (протокол № 11 от 26 апреля 2012 года) и рекомендована к публичной защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений с образцами традиционных песен.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В свете всего вышеизложенного мы, прежде всего, должны отметить, что таджикские народные песни имеют различные виды, для них характерны гибкость, цезурная точность отдельных частей. Вместе с тем можно утверждать, что все виды и формы, которые мы наблюдали (одно, двух-, трёхчаст-ные и другие), также характерны и для музыки других соседних народов, и схожие особенности таджикской музыки об этом свидетельствуют. Также единые особенности мы можем наблюдать и в методах развития мелодии (вариантность, расширение, секвенции), которые используются в таджикской национальной музыке, что также наблюдаются в ладах и основах ритмики. Движение мелодии может быть восходящее, нисходящее, а также восходяще-нисходящее, только для таджикской музыки характерны два последних вида движений.
Таджикская музыка имеет характерные особенности. Естественно, что все особенности музыки того или иного народа определяет мелодия.
В таджикской музыке, которая развивалась в основном как монодийное искусство (за исключением инструментальных пьес для дутора, думбурака, отчасти танбура, в которых содержатся элементы многоголосия), выразителем национальных особенностей является мелодия, которая воспринимается как взаимодействие ладотональности и метро-ритмической основы. Вместе с тем, по результатам анализа некоторых видов песен, мы можем утверждать, что особенностью мелодии является характер основного мотива, который составляет основу мелодии, и методов развития основного мотива путём использования вариантности, секвенций (нисходящих) и разработки самого мотива. Метод же развития основного мотива характеризуется поступенностью, что также является особенностью таджикской музыки.
Многоплановость идейного и эмоционального содержания отражены не только в разнообразии музыкальных образов, которые также способствовали появлению отличных музыкальных обрядов (свадебных Ёр-ёр, похоронных причитаний) и бытовых (Алла - колыбельные песни), а также широких и разнообразных по своему содержанию жанров, таких как суруд, лапар, ялла и ашула. Каждый из перечисленных жанров, имеют свои особенности по форме и типам исполнения (сольные - любовные, песни-суруд, ашула; диалоги в лапарах; сольное и хоровое исполнение в ялла). Следует отметить, что они имеют общие особенности с жанром суруд.
В современном Худжанде из этих музыкальных жанров больше развиваются жанры Суруд, Лапар, Ялла, которые пополняются новым содержанием и составляют основу песенной культуры таджиков.
Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что жанровая система народной музыки Худжанда содержит в себе много особенностей, которые характерны для других инструментальных и вокальных жанров, а также для музыки как обрядовой, так и внеобрядовой, связь между которыми является очень тесной. Это имеет отношение к архитектонике песен, принципам выразительности и развития интонационной сферы, неоднообразности ритма в мелодиях.
Вместе с тем, в жанрах обрядовой музыки имеются особенности, которые характерны только для их внутреннего строения. Например, тесная связь с происходящими действиями в обрядах; связь между словом и музыкальным стилем; в образно-эмоциональных строениях; разнообразие определяющих выразительных элементов драматизации музыки; в них наблюдаются две степени разнообразных мышлений: первое - древнее унисонное групповое, и второе - унисонное антифонное и сольное последовательное.
Таким образом, основу музыки таджикского народа составляет народная песня, и это выражается в простейших мелодических построениях метра и ритма, а также в строении и видах календарных песен, обрядовых и производственных, семейно-бытовых, из которых в определённой мере вышли другие виды музыкального творчества. Основу достижений музыкальной культуры таджикского народа составляют музыкальный фольклор и профессиональная музыка устной традиции, и несомненно, сама жизнь народа, богатая история и развитие, имеющие высокую степень, культура таджикского народа.
Судьба национальной культуры во многом зависит от глубины и устойчивости её корней, от духовной взаимосвязи практики прошлых эпох, которую можновозродить, синтезируя неиссякаемое богатство.
Всё это отражается в народной музыке, которая является основной частью духовной культуры таджикского народа, и вместе с тем в ней отражаются этнические особенности. Исследование обрядовой музыки населения Худжанда, с одной стороны, позволило нам осветить определённую реконструкцию мировоззрения народа и его составляющие, а с другой стороны, позволило выявить моменты исторической связи народов и их общности. Такая постановка вопроса возникает во время сравнительного исследования.
Обрядовая музыка, как и сам обрядовый фольклор, появилась в результате определённых исторических и эстетических условий, и вместе с тем сложились особенности характерные для них, а также жанровая система. В связи с этим, каждое обрядовое музыкальное произведение в исследуемый социально-культурный период содержит в себе определённые элементы, а также отражает взаимовлияющие уровни.
В Худжанде с древних времён существовала система праздников и обрядов, которые дошли до нашего времени в несколько видоизменённом виде. Так, праздники «Мехргон», «Навруз», наступления весны, первого посева, тюльпана, а также сбора урожая и другие, имеют отношение к хозяйственной деятельности человека. Также появились обряды, проводимые зимой, после завершения работ в поле. Они не имеют никакого отношения к трудовой деятельности, это так называемые «Гап» (букв. «Разговор»). Мужские вечеринки: этот обряд сопровождался исполнением разнообразных народных песен с использованием и без использования музыкальных инструментов. Данный обряд совершался в основном в чайханах, или в других отдельных местах, где звучала музыка вокальная и инструментальная (дутор и дойра были популярными музыкальными инструментами таких вечеринок).
Сравнительный анализ цикла обрядов населения Худжанда показал, что независимо от того, что они видоизменились, эволюционировались, в них сохранились древние элементы и легендарные смыслы. Например, виды календарных обрядовых песен - «Сумалак», «Рамазон» являются примером жизненности данных обрядов.
Музыка привлекалась во время празднования разнообразных торжеств -в общественных и семейно-бытовых, сельскохозяйственных обрядах и ритуалах. Например, в свадьбе инструментальная музыка, песня, текст и танцы занимали важное место, ибо умение талантливо использовать музыкально-поэтический, а также инструментально-танцевальный материал позволяет шире раскрыть художественные образы свадебных обрядовых действий. Целый ряд свадебных действий начинался именно со специальных инструме-нальных пьес, а также заканчивался ими. Это позволяло повысить эмоциональное воздействие на человека, при этом выполнялись определённые функции.
Всё это получило отражение в обрядовой музыке.
Список научной литературыСаидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки. Кн. 1 .Пер.М.А.Салье. -Ташкент, 1954
2. Зайнулобиддин Мах,муди Х,усайнй. К^онуни илмй ва амалии мусик,й. -Душанбе: Дониш, 1987
3. Избранные произведения Содырхона (Бобошарифова). Сталинабад, 1946
4. Коран. Пер. комм.И. Ю. Крачковского. 2-е изд. М., 1986
5. Наршахи Мухаммад. История Бухары. Пер. с персидского Н. Лыкоши-на. Под редакцией В.В.Бартольда. Ташкент, 1897
6. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али XVII века. Сокращённое изложение персидского (таджикского) текста с введением, примеч. и указ. Семёнова A.A. Ташкент, 19462. КНИГИ И МОНОГРАФИИ
7. Абдуллаев P.C.Обрядовая музыка Центральной Азии. Ташкент, 1994
8. Айнй С. Ёддоштх,о. Ч- III. Сталинобод, 1950
9. Айни С. Коротко о моей жизни. Собр. соч. T.I.- М., 1960
10. Аникин В.П. Русский фольклор.-М., 1987
11. Асрорй В. Жанр^ои хурди фолклори тоцик. Душанбе, 1990
12. Ахмедов М. Хаджи Абдулазиз Расулов. Ташкент, 1974
13. Бартольд В.В. Таджики. Исторический очерк //Бартольд В.В. Сочинения. Т.П. 4.1.-М., 1963
14. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана//Бартольд В.В. Сочинения. Т.П. 4.1. -М., 1963
15. Беляев В.М. Очерки по истории музыки народов СССР. Вып.1. М., 1962
16. Виноградов В. Классические традиции иранской музыки. М.,1982
17. ВызгоТ.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. М.,1974
18. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -М., 1972
19. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Изд. 3-е. М., 1965
20. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. JL, 1975
21. Зехдиева Ф. Сурудхои маросими туи точикон. Душанбе, 1978
22. История и этнография народов Средней Азии.- Душанбе, 1981
23. Ишанкулов Х.Р. Брак и свадьба у населения Ходжента в новое время (конец XIX начало XX вв.). - Душанбе, 1972
24. Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн. 1. М.: Советский композитор, 1978.-182 с.
25. Лыкошин Н.С. Полжизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. Петроград, 1916
26. Масов Р. История топорного разделения. Душанбе, 1991
27. Миронов H.H. Музыка таджиков. Самарканд, 1931
28. Миронов Н. Таджикские песни. М., 1936
29. Музыка таджиков. Составители: Н.М. Зубков и A.C. Ленский. Ташкент Сталинабад, 1941
30. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1919-1945 гг). Вып.1. Отв. ред. Нурджанов Н.Х. Душанбе, 1974
31. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1946-1956 гг). Вып.П. Отв. ред. Нурджанов Н.Х., Таджикова З.М. Душанбе, 1975
32. Музыкальная эстетика стран Востока. Общая редакция и вступительная статья В.П.Шестакова. М., 1967
33. Муродй Точ;ибоев Х,оцимурод Аз таърихи дини Ислом (дастури мух-тасар аз таърихи дин). Хуцанд, 1998
34. Нагмаи ниёгон: ба муносибати 1400-солагии Борбад. Тахдик, ва тахдяи А.Рачабов. Душанбе, 1988
35. Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. Душанбе, 2000
36. Низомов А. Таърих ва назарияи Шашмак,ом. Душанбе, 2003
37. Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов. Душанбе, 2001
38. Нурджанов Н. Традиционный театр таджиков. T.I.- Душанбе, 2002. Нурчонов Н., Крбилова Б. Мавригй. Душанбе, 2010;
39. Раджабов 3. Очерки истории культурного строительства в Таджикистане. Душанбе, 1976
40. Раджабов 3. Поэт-просветитель таджикского народа Асири. Душанбе, Дониш, 1974
41. Раджабов 3. Страницы прошлого. Душанбе, 1986
42. Рахимов P.P. "Мужские дома" в традиционной культуре таджиков. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1990.-156 с.
43. Рачабов 3. Аз таърихи афкори цамъиятй-сиёсии халк,и тоцик дар ни-маи дуюми асри XIX ва аввали асри XX. Сталинобод, 1959
44. Рацабов А. Афкори мусикди тоцик дар асрх,ои XII XV.- Душанбе, 1989
45. Рустамов Д. Маъруфхоца Бах,одуров. Хуцанд, 2000
46. Саидкаримов Б. Х,аёти мусик;ии Хуцанд дар охири асри XIX ва аввали асри XX. Хуцанд, 2002
47. Салимов Ю. Ёдгори умр. Хуцанд, 2003
48. Содирхон Бобошарифов (Содирхон Хрфиз). Асарх,ои мунтахаб. Му-раттиб, муаллифи пешгуфтор, хдвошй ва фехристи осор Н.Х,акимов. -Хучднд: Нашриёти «Меркурий принт».- 2011.- 96 с.
49. Турсунов Н.О. Шахри офтобй. Душанбе, 1989242. Туёна. Сталинобод, 1950
50. Ульмасов Ф.А. О генезисе восточной монодии. Худжанд, 1995
51. Хакимов Н. Музыкальная культура таджиков. Книга I. Социофункцио-нальные аспекты эволюции музыкальной культуры таджиков: древнейшая, древняя и раннесредневековая история.- Худжанд, 2001
52. Хакимов Н. Музыкальная культура таджиков. Книга II. История музыкального инструментария таджиков: древнейшая, древняя и ранне-средневековая история. Худжанд, 2004
53. Эйхгорн А. Музыкально этнографические материалы. Под ред. Беляева В. М. - Ташкент, Изд. АН. Узб. ССР, 1963
54. Х,акимов Н. Бунёди муси^ии точик. Хучанд, 1998
55. Дакимов Н. Мусикии чашни арусии точик. Хучанд, 2002
56. Хакимов Н. Шашмак,ом дар карни XX: анъана ва навоварй (нашри дувум бо тасхеху иловато)-Хучанд, 2006
57. Ч,умъаев Р. Ч,ашни арусии точикони водии ХисоР (пажухдши этнолочй- фолклорй). Душанбе, 2001. -121 с.
58. Файзуллаев М. Праздничная и похоронно-поминальная обрядность у населения Худжанда. 2008. - С.23
59. Худойбердиев С. Х°ФИ30НИ мумтози халк,ии Точикистон. Тошканд -Хучанд, 2000
60. Шермухаммадов Б.Назми халкии бачагонаи точик (тасвир ва тахдик,и мухтасар).- Душанбе, 1973
61. Еафуров Б.Е. Точикон. Ч.Л. Душанбе, 19833. СТАТЬИ
62. Азизова Ф. Зебопарй//Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. 4,-1. -Душанбе, 1988. -С.463.
63. Айнй С. Назаре ба гузаштаи санъати точик//Шарк,и сурх. 1941, № 3 (10).-С. 11-16.
64. Айнй С. Сарсухан ба китоби «Шашмак,ом»//Шарки сурх. 1958. - С.47
65. Айнй С. Шашмакрм. Сарсухан//Айнй ва мусикД.-Душанбе,1978 С. 9
66. Айрапетянц Д. Оилаи хушбахти мо//Хак,ик,ати Ленинобод.-1954,5 июн
67. Ализода Е. Чарог пойи худро равшан намекунад//Точикистони сурх. -1930, 23 март.
68. Аминзода А. Дар майдони адабиёт//Бедории Точик. 1928, 13 сентябр.
69. Болту ев М. Асирй ва Содирхон//Х,ак,икати Ленинобод. 1964, 15 август
70. Бертельс Е.Э. Назми «Шашмаком»//Шашмаком. К^исми I. Ма^оми якум. Бузрук. М., 1950. - С. 17.
71. Вызго Т., Рашидова Д. Музыкально-теоретическое наследие великих среднеазиатских мыс-лителей//Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. -Ташкент, 1969. С. 165
72. Данскер О.Л. Музыкальная культура Советского Таджикиста-на//Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1946-1956 гг.). Вып. 2. Душанбе, 1975. - С. 5-42.
73. Данскер О.Л. Собирание и изучение таджикской народной песни/Пруды АН Таджикской ССР. Т. 42. Сталинабад, 1956. - С. 98-99.
74. Курбанмамадов А. Музыкальная эстетика Ибн Сино//Памир. Душанбе, 1979. -№ 10.
75. Латифй О., Рабиев А. Устои даврон//Маданияти Точикистон. 1982, 10 декабр
76. Листопадов А. Записано 150 песен//Рабочий Ходжента. 1935, 3 июля.
77. Мардонова А. Свадебное торжество у таджиков Файзабада.//История и этнография народов Средней Азии (Сборник статей). Душанбе: Дониш, 1981.-С.106-122
78. Мардонова А.; Ч^умъаев Р. Ч,ашни арусии точикони водии Х,исор.//Дар чустучуи фархднги водии Хдсор. Душанбе, 1992.- С. 24-59
79. Мирбобоев А. Суннатньои НаврузТ//Илм ва н>аёт.- 1991, № 3 С.2
80. Набиев В.М. Иди гули лола дар точикони Исфара//Таърих ва этногра-фияи точикон. Хучанд, 2011. - С.12-19
81. Негматов Н., Марофиев С. Выдающийся классик таджикского искусства Содирхон//Сообщения Государственного объединённого музея историко-краеведческого и изобразительного искусства. Вып. VI.1. Душанбе, 1966.-С. 141-146
82. Нурджанов Н.Х. Свадьба.//Таджики Каратегина и Дарваза. Вып. 3. Душанбе: Дониш, 1976.- С.26-67
83. Пещерева Е.М. Праздник тюльпана (лола) в селении Исфара Коканд323. ского уезда//В.В. Бартольду, туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927. - С. 374-383;
84. Раджабов А. Ранние сведения о циклических музыкальных произведениях в таджикских источниках//Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. -Ташкент, 1978. -С. 41-46.
85. Раджабов А. Ходжент и музыкальная культура таджиков// Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе, 1986.-С.224 - 225
86. Рачдбов А. Дурдонах,ои «Шашмак,ом»//Адабиёт ва санъат. 1984, 21 июн.
87. Рацабов 3. Содирхон Х,офиз//Тоцикистони Сурх. 1939, 11 июл. Салтовская Е.Д. О разных костяных предметах из Ашта//ООН АН Таджикской ССР. - 1968, № 2 (52). - С. 109
88. Таджикова З.М. О соотношении метрики стихосложения и метрорит-мики напева в таджикских песнях//Известия отделения общественных наук АН Тадж.ССР. Душанбе, 1968, № 2. - С. 45-50
89. Таджикова 3. О музыкальном искусстве Бухарских женщин-созанда.//Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Москва: Советский композитор, 1987 С. 74-82
90. Таджикова З.М. Свадебные песни таджиков//История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении,- М., 1972. С.249-266
91. Хакимов Н.Г. Исторические этапы становления музыкальной культуры таджиков//Страницы жизни и творчества. -Душанбе, 1990 С. 117123.
92. Хакимов Н. К вопросу о традиционной структуре и социофункциональ333. ных сферах музыкального искусства.//Проблемы возрождения и развития национальных культур в Республиках Средней Азии и Казахстана. Шымкент, 1992.
93. Хакимов Н. К вопросу о методологии исследования традиционной музыки народов Востока //Учёные записки. Гуманитарные науки.-Худжанд, 2005, № 10.- С. 131-158
94. Хакимов Н. Санъати мусикй (самтх,ои ташаккул ва тафсиру таснифи он)//Инъикоси масъалах,ои фархднг дар BAO.- Хучанд, 2009.- С.57-100.
95. Холматов М. Очил дуторчй// Тирози ч;ах,он. 1993, 17 апрел
96. Холматов М. Ягона шогирди Содирхон//Х,ак,икдти Ленинобод. 1990, 10 август
97. Шах,обов Ф. Айнй ва «Шашмаком»//Садои Шарц. Душанбе, 1978. -№ 1. - С.125-127.
98. Шах,обов Ф. Назаре ба таърихи «Шашмак,ом»//Садои Шарк,. Душанбе, 1972.-№ 10.-С.83-91.
99. Шах,обов Ф. Савтх,ои наврузй//Садои Шарк,. 1977, № 3.
100. Шах,обов Ф. Санъаткори мумтоз//Таъзими аср. Душанбе,2004. - С.67-71.
101. Цветаев М. Музыкальное искусство Советского Таджикистана// Таджикская Советская Социалистическая республика. Душанбе, 1984.
102. Шакурй Б. Дилбохти «Шашмак,ом». Сухане чанд аз эцоди як нафар мак,омхон//Адабиёт ва санъат. 1990, 21 июнь. - С. 11.
103. Шах,идй 3. Ба таракдиёти маданияти музыка ва пропагандаи он ахдми-ят дих,ем//Точикистони Советй. 1957, 22 ноябр.
104. Ща^идй 3. Чанд сухан дар бораи дофизони халк//Маориф ва маданият. 1978, 9.02.
105. Хасанов С. Концерти кал он дар Хонаи дехдон/ЛГоцикистони сурх. -1929, 13 ноябрь4. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ
106. Музыкальная энциклопедия. Т.З. М.,1976
107. Музыкальная энциклопедия. Т.4. М., 1978
108. Музыкальная энциклопедия. Т.5. М., 1981
109. Музыкальный энциклопедический словарь.-М., 1990
110. Фархднги забони точ;икй. Т.1. М., 1969
111. Фархднги забони тоцикй. Т.2. М., 1969
112. Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. X. I. Душанбе, 1988.
113. Энциклопедияи адабиёт ва санъати тоцик. X. II. -Душанбе, 1989.
114. Энциклопедияи советии тоцик. Ч,.2.- Душанбе, 1980.
115. Энциклопедияи советии точик. Ч.З. Душанбе, 1981.
116. Энциклопедияи советии точик. 4^.4. -Душанбе, 1983.
117. Энциклопедияи советии точик. Ч,.6. Душанбе, 1986.
118. Энциклопедияи советии точик. Ч,.7. Душанбе, 1987.
119. Энциклопедияи советии точик. Ч.8. Душанбе, 1988.5. АВТОРЕФЕРАТЫ
120. Абдурашидов A.A. Танбур и его функция в изучении ладовой системы Шашмакома. — Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Ташкент, 1991. -26 с.
121. Газиева М.С. Интернациональные связи Таджикстана в 30-е годы XX века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Худжанд, 2011. - 22 с.
122. Зубайдов А.Д. История профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30 80-е годы XX века. Автореферат диссерта ции на соискание учёной степени кандидата исторических наук.-Душанбе, 2005.- 29 с.
123. Мирбобоева Т.Х. Вклад Согда и согдийцев в Великом Шёлковом Пути (ВШП). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Худжанд, 2005. - 22 с.
124. Назарова Jl.А. Таджикская симфоническая музыка (в аспекте эволюции композиторского творчества). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - М., 1983. - 22 с.
125. Таджикова 3. Песенная культура таджиков. Автореферат кандидат -ской диссертации. Л., 1977.- 20 с.
126. Хакимов Н.Г. Инструментальная культура иранских народов (древность и раннее средневековье). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.- М.,1986 - 27 с.
127. Хакимов Н.Г. Исторические этапы формирования музыкальной культуры таджиков (эпоха древности и раннего средневековья). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук. -Худжанд, 2006. - 50 с.