автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему: Изменение роли интеллигенции в формировании национального самосознания в странах Магриба
Полный текст автореферата диссертации по теме "Изменение роли интеллигенции в формировании национального самосознания в странах Магриба"
~ 7 0 4 5 2
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Л1. В. ЛОМОНОСОВА
Специализированный совет (К.053.05.88) по философским наукам
На правах рукописи
КОБЕЛЬСКИ РОМАН
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В СТРАНАХ МЛГРИБА
Специальность 23.00.03 — Политическая культура н идеология
АВТОРЕ ФЕ Р Л Т
диссертации па соискание ученой степени кандидата политических паук
Москва 1992
!
;ч /
Диссертация выполнена па кафедре мирового политического процесса философского факультета Московского государственного университета им. М. Г>. Ломоносова.
Научный руководитель: ■ кандидат философских наук,
доцент Цыганкова Э. Н.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Кудряшова Л\. С.; доктор философских паук, доцент Диденко В. Д.
Ведущее научное
учреждение: Институт Африки Академии
наук.
Защита состоится « » 1992 года в
. . . часов на заседании Специализированного совета К.053.05.88-.по политическим наукам в Московском государственном университете имени М. В.- Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, 1-ын корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, 11-ый этаж, аудитория 1157.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова.
Л у> .Лс^ятия,
Автореферат разослан « . Г . » / 1992 года.
/
Ученый секретарь Специализированного сонета
Цыганкова Э. И.
ОБЩАЯ - XIIАКГЕГИСГИКА РАБОП.;-
5 - ...
•"АйЧ^гальнрсть исследования. При рассмотрении сложного я во • многом противоречивого развитая общества т Востоке все- болылеа значение.приобретай? изучение, его отдельных слоен и групп. В ряду ■ваяйвйятх.'составждашх 'компонентов социально-политической структуры -развивавзшхс...''стран находятся национальная интеллигенция, которой прпнадлатят-особаяфольВататериальН' 1 к духовной аквни.
1<лк объект 'пзуч-зпкя-лштеллпгенция- стран Востока привлекает впапу,к}льпов.вяш.«шгш исследователей, поскольку имеш'т оп^' являемся главным'носителем я ■ вира'зитэле.м идей, стремлений я йастрое-н,1й, характерных ,*для; Общественной, жизни этих стран,, имепко' опа мрабатавает: шкалу ценностной'ориентации и национальный идеал,.. Особый интерес представляет собой изучение национальной йнт;едли-генцяй в странах .магрдба, которая"дает своеобразный пример. участие в^процессе формирования национального самосознания общества.
Интеллигенции Магрнба присущ ряд, социаДЪяб-псяхологяческях-' особенностей., которые т намзЬевагмся рассмотреть в данной диссертации, Страны Магряба, -Алжир, Марокко, ауаис, 'Мавритания и'. Ливия'-создавшие п -198У гону.Совз.Арабского Магриба ,/САМ/,- в силу специ- ' фшш своего .колониального -прошлого и по сей день заним?'?! оообое место как на- Востоке в'целом, так и в арабском мире, в частности. Отаь-аяеяпе'сл^я современней, штеллигеицгл происходило здесь а
Зг'бловиях - постоянного и, й'-тчас, очень острого I ^отивобо>ства"ме.ст-
\ - '-.''■ -них. традиция в-.ценностей-.западной цг-чш-ации,
Исследовянпе роли национальной''интеллигенции в формирован,;я нацяона«ьног самосознаний, в странах кагрчба, на г^ш рчгляд, является очень актуальным, ак так оно псзвсл, ; не только более широко взглянуть' ьи процесс структурализоции обидеть.., т „также
п белее глубоко проникнуть б сущность современных проблем соцпаг:-но-политического л духовного оазЕития данного региона. Кроме того, предпринятое исследование, по нашему мнению;, должно - дополнить общее представление об основных этапах и формах оволвдпи самой интеллигенция в целом.
Основным объектом данного исследования является кагрпбекая интеллигенция в процессе своего генезиса, становления я развитых. Подвергнута анализу её роль в национально-освободительном Движении, а также в поиске путей развития обществ чоладах независимых государств в послеколонпадьннй период,
4 Основная дкеевряецп« состоит а раскритш главных форм и" методов, посредством когорта осуществлялось воздействие национальной шиехтагенция та,процесс,формирования нацколального само-созишшй 'в странах могркба, •. ' -
., >' еоответщи с поставленной целы: автор стремился решить
гшаить г^ав'ыз соцпальйо^поляткчвскяе к культурко-режь гпоаныб особенности Нормирования ткионадьнсЧ интеллигенции в е*ршос. \ ■ - . , V* . .
- оаред&лить отношение вотея^ейщй к цройшае взюкодвйот-шя традшцшаих п западноевропейское ценностей, в особенности французской; . . к , , . -
- раш№трэт$ роль шт^лшгеида'в равраб©т1се-ховдшщ& пат-рзонимаа» иадиа^вхжа, надяомалхйой сшо&шостй, зтдйолально^'о едавш? , -ч • • -
- ароанадлайцаМть н здейю-палатп-
хтешеу» страт&жацяй штеяяйгевцал в колошшльнйй'и поавекодоан- . адьшй периода» .
- иромедкть влияние- ^нт&жяягеацйв к& шс<.сво& религиозное
- 5 - " - •/
/ * - . ]
сознание в условиях нарастания исламского «//ндачеиталиэма;
-- проследить процесс изменения роли л функции интеллигенции на различных этапах надастальнск истории. 5
Научная новизна иселедоззнич заключается, на язв взгляд, в том, что в нём влсзрр-г пр9;;т11'нчта попытка дать подрой«'Я анализ отношения интеллигенции ,\*агр/бз к проблемам яациоаального развития, среди которых проблема национального гдаосознанпя занимает особое мссто. и постаралась более шчроко осветить ироблеш полг-.тико-адаичистра^ипноЗ, аэенчоЧ ч других эл™ б послеколониальном развитии избранного региона, % такжэ попытались выяв:гь осковнче, в том числе раяео мало известно, черта личностного мкшлзная и поведения магрибской интеллигенции. ' хронологические рамки исследования бхрзгнвают период с конца А1Х - начала И вв., когда началось фррлированав современной национальной интеллигенции Магриба, до настоящего времени, т.е. ззготяаат.в себя два основных этапа:.колониальной я послекодони-альпнЛ» ' ' '
Методологическую основу диссертации.составляют установившееся в 70-80-9 гг. в советскоЗ и .польской паука подхода к ечализу сбщэственннх процессов на Востоке, проблемам национализма, религиозного сознания^. традиционного духовного пас., дия.
Степень разработанности проблемы. Диссертация написана ка основа широкого'»руга источников. К ним относятся преадэ всего официальные- документы и законодательные акта А.дира, Марокко а Тупи- . са,' принятие в период независимости,- а также воспоминания, речи, .внетуплеитя их лидеров п гооударственяо-политических деятелей, которые позволяет судить о принципах национальной политики в отношении культура, образования, религии и прочих сфер, гдо пнтоляи-• •генция занимает-наиболее видное место, Шрэделеякоо значение тлеют
- ь ~
также и внска'чшниб в етих маторяалах сценки, касайцкэся' роди ог-делыШл сомальных групп, в том числе п интеллигенции, в''Структуре и жизни обческа.
Наше особое внимание привлекли работы видных общественно-политических и государственных деятелей Алжира, таких как А.Т.Йбра-хкми, м.Лашреф и А.Мехрп, которые имели самое непосредственное отношение к процесса., подготовки национальна кадров, реформы национального .образова- ия, арабизадии и исламизгции,
15 -.".оде исследования мировоззрения и деятельности раз-ичкых групп недионалчюй интеллигенции ш в значительной кере опирались, на воспоминания, трактаты, политические статьи отдельна'участников национального движения, принадлежавших к ':ем или иным его те-■ чен.'.ям, таким как: кошунилтичеекпе /С.Хаджерес, Л.Ята/, буржуазно-демократическое /Меосали лада, Ф«Фанон/, буржуазно-рефор:'.ист-ское /ФДббас, Р.сената/, религиозн-о-реформистское, Д1,Бен;.аби, Ы. аяь-ышм, А.аль-Фаси/ к.пр. Но этим источникам можн° судить че только о взглядах нациояал_яой интеллигенции, но и о её психологии и яотйтзах поведения в различных политических ситуациях..
Отдельные' проблемч национальной интеллигенции в арабском ми- ■ рз в цело»! п в странах-магриба з частности уже получили■ некоторое освещение я советской нау&е. Станет. выделить прежде все-'о работы З.И,/2ьляа и ВгИ.максш^е.жо, посвященные этоЛ проблематике,
наше внимание привлекли также работы' М.Н.завадского, А.и.Куприна и В.У.шагаля,/в которгх затронуты проблемы языкоео^ ситуации в йагрибе и политики в области чапповдльног" образования и "одго-тов..и национальных кадров в „¡агрибе.
Гри написании диспертаций ш опирались на ряд Фундаментальных работ известных советских востоковедов /и.д.Иванов, лг-да И.О.луцкаУ В' которых глубоко и всесторонне исследованы -роблемч
яовейшзй истории и борьбы'за независимость Ада;;ра, Марокко и Ту-• лиса
Следует также упомянуть о работах и. Ф Полянского и А.М.'Гра-скуновой, А.й.малагаеяко. п. ¡мюте^кгна, пгтлященнах вопросам современного развития -îpa. - также и.й.Ьорончаншой, посвященных культурным преобразования?.; в современ»ом ïyiwfte и роли ислама в общественно-политической,яеэке oto:í страны, длг нас представляли интерес и исследования u.C.iipacoBa, л,л,Пг'"'.теяго, д.У.нэлшевой,' из которых Ш1 почерпнули ястзи сведен«.'! о роет духовного наследия в нозологии нациояально-ссвободятельного двчяенча я афро-аяи-атском регионе, а также о наст-тщем положении релэтгя а религиозных отношений в странах региона.
Определенное вчяианяе общественным. процессам в Магркбз било также уделено польской историографией. Следует назвать ряд работ А.Джибинского, К.Грзеджиясного, Ф.Вошенского и др., посвященных кап обдш, так и некоторым час-гаш проблемам колониального и noi> доколониального развития Алжира, Марокко и Туниса.
важными для исследования являются труда алжирских, марокяая-ских и туяисскзх авторов. Среда них следует виделить работы адиир-цев А.Мазупя, А.глэгерйя; А.Мерада, в которых содержится много ценно!, информация гостатояно штереснь'х впво^яв по проблема^ культура, образования, мусульманского реформаторства я национальной самобытности з-Алжира к в магрябе в делом, в,работах марокканского ученого Э.Хешооя и тунисского А.Ларуи ш обнарухшш интересные попнтки сравнительного анализа и классификации религиозных и политических движений в-странах магрлба. . "
Шжяое значение для раскрытия теми диссертация шело ознакомление с работами известных французских авторов /lü.-Р.Ажероп, л. Берк, ш.-г.^ильен, р.млуряб, А «Нута, tÚFysxo, К
£оидо и др./, в которых получили всестороннее освещение различные этапы исторического пазвития, а также социально-политической и . духовной газвч стран №агриба.~ ' ■ /
® В коде исследования мн пользовались материалами периодических изданий, выходящих во Франции /"Дэфанс насьональ"« "шгреб-Машрек", "ревю гьер конд"/, а такае в Алжире, Марокко и 'Щшсе ,; /"Аль-Еаш",/,Алдери-Актюш1й?", "Алжэ-тзеивбликэн", "магреб", "Ре-'¿олюсьрн Африкзл"/.
Лз работ «ллерпкаяских авторов яти' бит использовали богзтые ' фактическим чатериалом и интересными выводами монографии д.Б,кван~ .дта" и ж.Ц.^нтеякса. и них ш нашлл ыяого сведений о .государствен-, них структурах Алжира в период независимости, е также о месте представителей иационаллоЗ интеллигенции в этих структурах.
практическая значимость работа состоит в том, что материалы .. в вывода исследования могут быть использованы для .расширения и ■ ' обогащения представлений: о месте в функциях йнтел.пгенгда в ста- ■ .новяешш.'национального Сымооознавия в странах магриба, в тактике' ■ учебно-п^агогической работы,'при разработке, учетных■ пособий, лек-■ тонных курсов л спецкурсов.. , - . ".' •'' ',
Апробация работа.' Материалы диссертации обсуддалисъ йа ?еоре,-. тическсм оемиварв института политических наук иилезского политех- ^ • "1ич".с..ого университету, диссертация обсуждена и рекомендована к ьдато га кафедре мирового политического процесса философского факультета Московского государственного университета-им. ;,1.У.Ло-мсносов?-15 ашеля д.9У1 года. •
' ' Структура забота, диссертация с.стоит ь.» введения, трёх глав,-чааадпчения и списка ^пользованной литературы.
|;О;:.':рг'А:;ИЗ РАНОЧЦ .
•¿о ввел янки раскрывается, актуальность теш, анализируется степень её ивучепности, определяется цель й вадвчм исследования, его практическое значение, обосновываются основные ;летодологичес-кие принципы работы»
и псовой главе "Роль интеллигенции в выработке национального идеала в колониальный период" раскрываются особенности стаповле-, нвя национального идеала в странах 1/агпкба в колониальный перчод и роль интеллигенции в этом проц&есо. ','
В § I "исобенности социально-экономического и политического развития стран Магриба в колониальный период" рассматриваются код. негативные, так к отдельные позитивные факторы я последствия ко-, гениального периода в странах Магриба, характеризующегося разрушением традиционных социальных общностей и системы ценностей,.возникновением национально" буржуазии, пролетариата, пнтеллигэнциг,-;* Показывается двойственность колониальной политики метрополия в этих странах, выражавшаяся в стремлении реализовать концепция ес~-сшиляцля завоеванного общества - о одной стороны, а с другой - ■ укрепить --вое влияние через противопоставление еврспе.^скогр п -; .арабс-мусульманского этносов я присущих т систем ценностей и образа киани. Лема^вважяое значение в стратегии яолонгалязма' зали-№ато такое "духовное завоевание" автохтонов,' предпо.гагавлгае подав/ ленке и вытеснение местных традиций, обмчаев п прежде всего язкка* Отмечается, что в основе французской колониальной;паготикк лежал? , такие принципа как введедяе культа европвйск.оё французской'пявп-дивацзк, направленного на формирование комплекса я с иол;: оц е:! п с о? я у местного яаселеш:я ч уничтожение местных традиций И'культуры, если оля в каяой-то мере угрожали интересам колонизаторов.,,:
.У 9тот период сам угнвтепйй человек легко йог созгрить чт~
- 'ю- -
823 о цеподя данности овое?1 культуры, й его сознании отрицание колоягалгьла. бщо эгагивалеятяо огрицанио цквилкзашда колонизаторов. однако сугеетвсвзло все ке направление французской колоии-йЛ1 •юз политики, в котсроЗ ассзмпляция проводилась усиленно и по- ■ следовательно. Это бкл процесс к уничтожения бмвкей элита через образование яоэоЗ, сформированной /образованной/ на среднем европейской уровне.
я § 2 "Кологзальное просвещение и ног.зя езропызированная . элзта" аналязкру этся ассимклизациояная политика Франции в страчах кагркба, нацеленная на образование местной элиты, что позволяло, метрополии, втягивая превилкгпровагный слой в этих с.раках во французскую цивилизации я культуру, предотвратит"- возникновение в Iаспростракение арабского надионалиэма. ио'все возрастающей ко-лойпзаэтеЗ уменьшалось значение.старых элит к появлялась новая элита, владевшая французским языком, готовая принять европейский образ жизни и отрицающая традиционные морыьние нормы. Утот процесс гаел через разрушение тасти'арабских школ и создание французских и (рррчко-нусульманскях учебных зав дений, Га:.;м образом, фра!иДузскиЁ язык становился инструментом, -а офранцуживая"е - .' сутью образования, что приводило к'иреобразовг.шю французской ■'. аколы в средство десерсояализацк:. и офранцуживания местного насе-
Принт французской культуры являлся принципом, принятии не только администрацией, но,' грезде всаго, у-чтелгда. •
л соответствии о общ н ког-щ"альноЗ ск уацией французская
I • . *
шсо..а создавала ков>ю экономическую р. социальную иерархию престижа. Кпоме того, она. созда: эла, по утвердде'-ик д,Камю\целнй пчд дихотомий, чт мимо проследить ка следу-щей схеме: \
- Я -
. зш
" собрийнность
УЫ /гЛССУДОХ/ наука
СШСгЬ ГуГЕСя-лж огстаяои общество' лясталсё, л1лд0'ш0?3/
:лсси
развитое 6б!$сгл' /ШВ1ШИ30Ь"1р];се к
Французская политика в области просвег",ч«я з странах п&гогба
нечной г.эльо,зто'Л деятельности продолжала оставаться ■■'>лсти.т;т покоренного населения путем нрпзквачия ему чуждого образа кикни, чуждой системы ценностей, что в результате доджго бнло облегчить / установление нового порядка а обеспечить упрочение, и то хе. самое время усилия, направленные на полную ассимиляцию местного населения /всеобщая посола и цивилизация/, ставились под вопрос подавляющей частью представителей колониальных в^астел, которые рассматривали местное население липь в ;гачесгвэ подчиненного элемента, но не в'качестве равноправного партнера. Поэтому, речь шла скорее о создании определенной' группы лэдей, "думаидас г^-драноуз-екч", но не настолько многочисленной группн, чтобы она бнла в сос-тоянш. обеспечит14|угчционировшяе нового псря,.:;а, не прздетявляя для него угрозы.
далее диссертант рассматривает социальна" статус и роль з общественной жизнл-прослойки, получившей'название' "Уволюэ", составившей новую группу, находившуюся на пересечении двух культур -■ европейской и арабо-мусульманской. подчеркивается, что сформированный при колониализме новый культурный слой ¿вдвинул светский националистический идеал, которцй базировался в основном на норках западно-европейской демократии, ко был наделен на сохр-ляение
народов йегриба' ках сачостьдтеяьпых н&чгояальных общностей, идна-йо, наряду со светским направлением общественно-политической .мысли магрибской иателлпгеицтш существовало и религиозное, ставившее 'во главу угла ияне меннсстя в опиравшееся на жую социальную багу.
В § з :,Аргбо-кусуяьмакская интеллигенция в борьбе за национал ьпуп сакс'быткось" речь идет о зарождении к разлитии ы странах Магрчба в качестве реакции на ослабление позгтглй традиционной ¿усушланскоИ элиты различных реформаторских религиозных дни':енк:;, стре.мяк'.пхоп залить господствующее место в обществе. гегггать подобную проблему перед лицом пеоспорю'ых преимуществ западно" науки и техники, огромной притягательности идей буржуазной демократии и углублявшегося процесса европеязецкл местного населения, разумеется было очень слояпэ. и этмх условиях выход мог быть найден липь на далях иодернагачм правдах религиозных учреждений, ■приспособле-V впя религиозной идеологии к'яовам тробовагшягг жизни. И выполнить' тг\к?к> задачу были способны лить теолога, причет.- не только досконально знашяе ыусулыкаискке догматы, но а достаточно просвещен-1 ' ше в области еааадноЯ облествешю-лояитрческой мысли.
Ликагдпровать собствеянуо отсталость и запять достойное уес-то в ряду передовых стран и народов, по их мнению, иожо было лишь результате всеобщей реформы общества.' Остову зе всеобщей реформы долаэа была составлять реформа ислама,
•'"..;' Такик обращал, взгляда мусульманских реформаторов были очень • бливкк к адэям ваиадкого ивдаяи дуализма, ибо в'них была залояеяа'
свободы волг' человека, "^ернкальцаз оградачетность реформате- • ров, Однаковыразилась в тс1*,( что'главный упор в своей деятель-- ' костк;,ч ияеояо«в..оад одвлаяк яэ на' социалько-экоасмэтеско* .отсро-й«-адзойразоттаЯ',- а па нравства«ко4&ттлеской, иня шгалпеь:доо~-ъапъ ,>ягиго|адьаого ьозроздекая пЬей духовиох-о одкосявкия' иус.т—
ман. При этом они проводил!:' мысль о необходимое гп серьезно рабо~. тать. „ сфере материального производства, использовать современную науку п технику, заимствовать элементы ;/атериалъко>* н эдхсв-но^ культутя других народов, сохраняя при этом свой кацчональн/с самобытность, основными -злемозтачк самобытности для них бнлл сам ислам, г.ащ!Оначьчый язык .к традиции. Приспосабливая яслат.1 к измед нквпимся условиям жчзяа, реформаторы стремились укреппгь «го вла- • яниэ в обществе, защитить от волни неверия я атеезма, которую несла с собой европейская колонизация.
Анализируется двчхелгпооть улексв-реформяторов в /ллйре, сторонников партии Дгстур а ртом регионе, особенности светского национализма, европеизированной интеллигенции в '¡уяисв и Марокко. Показывается, пто с кмюклальнкй- пэрисд п среде иацгокапькой интеллигенции стран Магриба обнаружился довольно четкий водораздел между двумя основными течениями - европадвяроваавш и ар&бо-му-сулылачок^.;. аба эти течения своим возникновением бажк обязаны презде вскгс иностранной колонизации,, проте-л первое было яепос- ' редственно связано с колониальной политиков создания новой политической а культурной элиты, а второе - с реакцией на эту политику, подриьазшуя позиция. старой элитн.
ларактерно, что оба течения, подьяов&швеся необходимым полк-', ткчееккм статусом-з каждой из стран, еуг-емалксь к национальному' • возрождение, зс> пред.;агали пря атом разные, модели будущего общему'' ва; • Шработйнпне'яацяокальчие идзалн-в целом совпадали с тсч~-ко!* аревил политической. свободы я иадиэймьякх прав; ода&ко„рчч • основнввлясь на раэлчччнх доозанх цеЕиоемвс: -у первого течения •• бол^е на стерзотктт-эх яапядао-зароязйског'о образа жизни при уьзЖг- . тельном отношения к есао*венным надиез&прчи традталжд, у/^торото ' тече-сия более на ггдаояалыпа^радая^ях-е- учётаг дпс№хепяй1
(уранцузскся культура. Следовательно, разница заключалась в неодинаково:,! соотношения западного, т.е. заимствованного, и традиционного, самобытного, мо неоспоримым является тот факт, что именно национальной интеллигенции принадлежала главная роль в руковод- • етва .антиколониальным движением и в выработке его идеология. От того же, какие шепко группы интеллигенции заняли преобладающие позиции в руководстве этим двияением, во Многом рависел в'гбор путч развития молодых государств магриба" после достижения незави- , •сгмоотя. . ' . . . ' {
!; главе II "газмежевакве национальной интеллигенции в уело- 1 виях1 независимого развития" рассматривается процесс джТ^еренгдиа- I ции различных слоев национальной интеллигенции в период после
ч (
обретенкч: независимости. .
в §•1 "Изменение положения и функций национальной интеллигенции в условиях независимого развития" показывается, что -важней- > шям результатом достижения странами Магриба национальной независимости явились качественные сдвиги в развития их общественных институтов и структур, характер этих сдвигрв бая во многом предопределен как ходок борьбы-.за независимость,- гаак и политической ориентацией новых сил, приведших и власти пасле изгнания колониза-
. - * ' ' '
торов.
13 момент получения независимости.страны магриба располагали зесыла'немногочисленной группой лйц, чьё образование и опыт позволили взять им на себя ответственность за поддерканае административного, экономического и технического порядка. Цстрая нехватка квалифицированных ¿одров?препятствовала быстрому возобновлении нормального функционирования экономики, а это, В езою очередь, не позволяло обеспечить занятость всего трудоспособного населения ' Алжира. и этих условиях вполне логичным для ие;^обуржуазного руко-
водства страны, воплпщепгого во Фронте Национального исвобождзнпя, било проведение курса на национальные революционно-демократические преобразования в социально-экономической и политической жизни, выраэивл!еся в создании самоуправляемого сектора в промнгтлекиостп, аграрной реформе, вовлечении.:в систему образования огромной массы . простых аляирцев я лр. Ясе это неиэбелю вело к изменению социального облика национальной интеллигенции, представители которой при • колониальном реяше были, как правило, выходцами из состоятельна, рет" "разчочинннх слоев" общества. С одной стороны, престиж умсг-
I
венного"труда в независимом Аяетре значительно вырос, с Другой -требования у профессиональному урогчю иктелектуального труда в силу ускоренного-восаоднеяля дефицита квалиуипкрованных кадров знач!, гельно снизились.
.подобные явления были характерны и для кнте.учгегтни других стран, которые также /хотя и в несколько'кень^й степени/ были посгаплегш перед необходимостью предами." национального характера систена:: упракя^нкя и образования.
Количественный.рост интеллигенции стран Кагриба /з тексте диссертации да<гг..ся развернутая статистика, харрктерчзуичая этот процесс/ усиливал ^неоднородность. В силу этого, применительно, к послеколониальному.периоду развития, на наш езгляг, било бы целесообразно рас^ ютреть-''интелляЯе:щк® не' только в горизонтальнее , но и в вертик-пьиоп срезе, пнг-га словами, национальная интеллигенция все болыге' представляла собоГ вертши-жьннй слой, включавший , ' отдельные части Других классов-.и социальных групп общества, „обье-.-дянеккл! по 'щ. !знау$ опеяи^юи И характ'ра труда
ча.:емо качественного роста, нац?онат!.ная'иятеллих^-яция в -странах Магрйбг. :претс^пела и важнее стзукт^ряне изменения, вира-яявЬле^я в возч:здовеят"» новых элитарных./групп, которое вкполчали.
вполрр определенные Функции в зависимости от потребностей молодох пезавпежчх государств. АарактёрпоЯ тенденцией ст*ло разл'а-гевание иатедлигекцзи. понеяко нельзя не признать, что ещё1в колониальный период вкработелось отнеиевлв к образованию не ка* к самоценности, а как к средству социального продвижения. в период же независимости подобное представление ка уровие массового сознания ещё более укрепилось. . '.''■"'
Показнза?тся, что з года независимости существсня'' изменилась рать и место ютеллгтеяцим в духовной жизни общества. Цели в колониальны! период национальная интеллигенция закш^да ведугдее позядлу организатора борьбы за рациональное освобождение,' то в послек^дониальннй перязд при сохранении,огромного боевого потенциала её в ¡ее в общестзвкно-.политической сфере значительно уменьшился, поскольку ог роли оппозиционера она а основном перешла к роли исполнителя политической ноли правящих кругов, прпходу к власти когорт; она сама ке способствовала,
и $ 2 'ЧЬлгтвхо-ад.гангстраткБная и военная элита" рассматривается одно из наиболее сущеот винах следствий социально-политических поеобразоваяйй в странах .'.¡агриба п создания собственно;! го-сударственкостн - гипертрофия бюрокр'атпи;^ сопровождавшаяся слиянием партийного аппарата с государственным. ■ •
наряду с общими причинами разбухания административного аппарата, в каждой из стран Магркба сушествов&яг и частные, обусло--легшые спецификой их'колониального прошлого, а таете особенностями социально-этнической структ„л)ы общества.
Стремление занять престижное место в административном аппа- -рам связано с социально?, асяхологлай, присущей 'совр".менному востоку, где в условиях серьезной нераввптостп гражданского общества, интеллигент, глубоко озабоченный проблемой авторитета, питает-
ся'примкнуть к политгко--бюрократической общности как одной из' самих оформленных-и влиятельных" в обществе. Лро^етого, при неразвитости гражданского общества сильнее действую, некоторые стереотипы массового и народного сознания: в частности, связаннее с верой в национальное государство и олицетворяющую её чиновяичъе-бюрократгческул манну с источником прогресса и (благосостояния. Таким- образом, новая бюрократическая элита станов :тся всё более активной и влиятельной-в области политики, политической культур1' и, /таконец, культура в целом. .!
Сак называемая академическая интеллигенция, запятая /шутрен- . nicm п сугубо интеллектуальными проблемами оказывается разрозненной и деморализованной. Об зтщ свидетельствуют масштабы "утечки., мозгез": в 1962-1968 гг. только'в США и.Канаду эмигрировало из
■ Марокко 3529 специалистов, из- lynnça - 1517.
Помимо политико-адалинистратизной элиты в "трапах Магриба в после::олонаальнцй. период появились и обрели большое влияние военная й псуйщейсшяя элита, что,являлось непосредственным результатом создания национальных. вооружеышх сил и сил правопорядка.
Рассиатризсются структура, дина/щка-развития и социальные функции ЕоияноД и. полицейской элиты, тс влияние на общественную киань в странах Магриба. ■ - \
. Б § 3 "Самссохраяяюшийся хёракрер культурных и психических структур и.сЕговоспроизводстВ'- элитарных лрупа"' исследуется чави-скмость между ' тойкостыо иостколсчиальнн.. структур -/социально-культурных, язнковнх, психологических/ и самовоспроизводствда элит, что уьлличива о дистанцию между элитами и осталь™ам обйествЬм.
■ их лй•значительная первоначальная численность допо4нить,д>но уьели-
чивала как их привилегированность, так и^их власть, вот почему этот разрыв имел не только культурный, по и экономический характер. ,
Анализируются данные о модели потребления в этой категории ■ населения, и значительной мере оно ориентируется на европейские образца, левые постколоняальнйе.элиты перешли.не только на освободившиеся должности, но в связанные с ними привилегии и оклады; одл заняли также' оставленные колониальными чиловникаш квартиры, концентрируясь таким образом в европейских районах, на виллах европейского тгза, в этой среде, архитектура которой тяготеет к европейским образцам и fíe .млеет ничего общего с традиционной арабской архитектурой и арабским, мусульманским образом жизни. Фак-■ тором, объединяющим эти категорий, является se столько общность политических взглядов," сколько'определенный обваз жизни. Улитар-ные группы действуют как нормативные референтные группы. Их члены, главные .наследники привилегированных позиций, которче в колониальный период занимали европейцы,, по причине своих контактов' о . западной /французской/ культурой начали Производить отбор ценностей этой культуры, принимая одни и омергая другие ценности, таким образом, элиты понимаются не только ц&к всесторонне привилегированные сдоя,'но и как группы, разделявде определенны® ценности как ценности, свойственные европейской культуре, так и ценности,- создаваемые само" элитой. У идеологии в странах Магриба есть два источнике: собственное культурное наследие и воспринятый из философии и общественной мысли европейского культурного круга марксизм. Использование чужих источников носит здесь выборочный характер: выбираются те элементы, которые легче всего сходятся с местной культурной и религиозной традицией, или те, которые подходят к данной общественно юга политической ситуации.
В отел параграф? показывается, что в условиях независимого . развития коренным образом изменяется роль и место интеллигенции в лизни общества. Процесс функционального размежевания в среде интеллигенции сопровождаете.: возникновением новый элитарных групп, гтрающих роль опоры политических режимов молодых государств, ид-' ноко, интересы национальной 'интеллигенции не могут полностью совпадать с комплексом задан государственного аппара-а, как не могут • быть тождественна творчество и чиноь:шй труд, огромная часть интеллигенции перерождается в бюрократию", •-незначительная часл. ста-
I
новит^я оппозиционной, но многие интеллигенты становятся (все бо- . • лй? индиферечтнт.и в политическом отношении, При этом продолжают сохраняться сформировавшиеся в колониальный период два оиновных течения - офранцуненное и арабизированное. 13сё это вносит немало сложностей в процесс национальной консолидации л счмогщентпфикации в странах-Магриба.
главе Ш "интеллигенция и проблема национальной самоидентн-фп^ации" ' рассматриваются особенности инехсторне закономерности противоречивого процесса национальной самоидеятификации Ь странах магриса. • . '• /' '
В § 1- главы 1л "политический аспект проблемы национальной са— моидеятификации" анализируется содержание понятия "гямо.щантифи-кацпя" в применении к капйональнп и историческим особенностям городов магриба. различайся внутренний аЬыкт еймоидентифйкапии /те'или иные этнические, особенности/ и Е.еганий /смещение этнических различий за пределы данных госудлрсти и продолжагамеся #,лия- -ния бьлпей метрополии/, рассмафивается.•диалектика их взаимбдеР' ств;:7.
§ 2 "1\у. угурко-р'елкгислше аспекты лроблекга национальной са\!0пдв.нти'5икации" дается' анализ обострявшегося проткиборства
- ¿С/'- ^
двух сувесгзенныг тенденций' в общественно-политической к;ипп ма-грибского региона - тепденщзд к универсализации образа жизни и деятельности с одной стороны, и тенденции.'-¿с усилению значимости традиционного сознания в этих странах.'Отмечается, что ыассн людей оказываются в драматическом разладе между традиционным образом жизни и мышления и новыми современными реалиями и понятиями. . противоборство между "старым* и' "новым", традиционным и современном приобретает особую остроту, "¿тарбе", обращенное в прошлое .. идеала, заложенного в Коране,. новое воспринимается в виде модели западного'. буржуазного общества, лшеяной, однако, присущих капи- . тедикму пороков. • ' " '
Подчеркивается, что, оценивая роль интеллигенции в процессе национальной ■ самоидентифгкации, следует, дифференцированно подхо-' дить к рааличяни ,ев группам, .поскольку.'гас воздействие неодинаково.
., . Г целом же при анализе • проблемы, национальной еемоиденти&ика- ! шш в Магрибй необходимо учитывать все воздействующие на неё фак-• торыполитические, вкономичбскрек этнические, культурные, рели- . , глозные. ■ '''•.'.'
... Н заключения подведены-' итоги- исследования, сформулированы -основные выводы, определены 'перспеКт^кш$ направления дальнейшего изучения етой сложной п интереоной .проблемы, ■ , ' По теме диссертации'«публикованы;следуйте работн: ' Г' Проблемы- национячьясто садосо^нанзд в странах Магриба. В кн.:' Научные. труды Оилезекого. политехнического уяиворритета. . Гливвда-, 1988,'0,5 а.'д.\.. .' ,
'¿.'-Г^гяьтурнотрвявхиог.ний аспект проблемы национальной оако- ! вденти5икащ»т. & кн,: материалы конференции преподавателей поли- 1 тв*нпчвс*га£. вувов -в Польше. Щецин, 1969,, С,У-п.л. •