автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Кабарда в системе этносоциальных отношений на Северном Кавказе, XVIII в.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Кожев, Заурбек Анзорович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Кабарда в системе этносоциальных отношений на Северном Кавказе, XVIII в.'

Текст диссертации на тему "Кабарда в системе этносоциальных отношений на Северном Кавказе, XVIII в."

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н.Миклухо-Маклая

на правах рукописи

Кожев Заурбек Анзорович

КАБАРДА В СИСТЕМЕ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (XVIII в.)

Специальность 07.00.07. - этнография, этнология и антропология

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидатаисторических наук

Научный руководитель: кандидат исторических наук Волкова Н.Г.

Москва 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение.

Глава I. Предпосылки и условия возникновения системных этносоциальных связей между Кабардой и народами Северного Кавказа.

1. Этно-демографическая ситуация на Северном Кавказе к началу XVIII в._15

2. Основные тенденции развития миграционных процессов._26

3. Особенности хозяйственно-экономической жизни населения края._43

4. Особенности традиционной общественной организации народов региона._ 59

Глава II. Общественно-политические институты регулирования взаимоотношений кабардинцев с народами Северного Кавказа.

1. Сеньориально-вассальные отношения.__76

2. Союзнические отношения.___102

3. Аталычество._117

4. Гостеприимство и покровительство._130

Глава III. Этнокультурный и социальный аспекты взаимоотношения кабардинцев с народами Северного Кавказа.

1. Взаимовлияния в социальном развитии._143

2. Содержание этнокультурных процессов._165

Заключение._191

Список сокращений._198

Приложение._200

Библиография.

231

Введение.

Актуальность исследования. Изучение истории этно- и

культурогенеза современных народов Северного Кавказа (адыгов, абазин, карачаевцев, балкарцев, осетин, ингушей, чеченцев) является одним из основных предметов исследования отечественного кавказоведения.

Северный Кавказ представляет собой часть более обширной кавказской историко-культурной области, и несмотря на этническое многообразие отличается определенным единством психокультурных параметров, присущих населяющим его народам. Сложение северокавказской этнокультурной общности происходило в процессе длительной эволюции в конкретных исторических условиях, подчиняясь внутренней логике развития, обусловленного целым рядом естественно-географических, экономических и социально-политических факторов.

Долгое время Кабарда, являясь крупнейшим феодальным социумом Северного Кавказа, играла выдающуюся роль в истории края. Конгломерат кабардинских удельных княжеств, издавна связанный системой устойчивых этносоциальных отношений практически со всеми крупными этническими общностями Северного Кавказа, был одним из активнейших субъектов исторического процесса, имевшего место в регионе. До практического включения народов Северного Кавказа в государственно-правовое пространство Российской империи система этносоциальных отношений, сложившаяся вокруг Кабарды, играла самостоятельную роль в процессах этно- и культурогенеза кабардинцев и других народов края. Ее реконструкция и изучение на материалах XVIII в., на наш взгляд, может позволить яснее представить степень влияния межэтнического взаимодействия северокавказских народов на формирование их современного этнокультурного облика.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении этносоциальных отношений, связывавших кабардинцев с горцами Северного Кавказа и той роли, которую они сыграли в социальном развитии этно- и культурогенезе коренных народов региона в XVIII в .

Для решения поставленной задачи нам представляется необходимым акцентировать внимание на следующих аспектах проблемы:

этно-демографические, экономические и социально-политические предпосылки и условия формирования системных (устойчивых, постоянно возобновляющихся) этносоциальных связей между Кабардой и горскими народами Северного Кавказа;

основные общественно-политические институты (сеньориально-вассальные, союзнические отношения, аталычество, гостеприимство и покровительство) их функционирования;

взаимовлияния в социальном развитии субъектов в рамках сложившейся системы отношений;

этнокультурное содержание межэтнического взаимодействия кабардинцев с горцами Северного Кавказа .

Научная новизна исследования. Отечественной историографией накоплен огромный научный материал по истории и этнографии кабардинцев и других народов Северного Кавказа. Проделана большая исследовательская работа по освещению различных вопросов их социально-политического и этнокультурного развития. Однако история разнообразнейших, многовековых взаимоотношений кабардинцев с их непосредственными соседями - горцами Северного Кавказа, в отечественном кавказоведении не стала предметом специального исследования.

Нам представляется перспективным изучение северокавказской этнокультурной общности как системной целостности, каковой она и являлась на протяжении целой исторической эпохи относительной

независимости вплоть до включения в состав Российского государства. Конечно же, Северный Кавказ и населяющие его народы не существовали изолированно, и выделение северокавказской этнокультурной общности для самостоятельного исследования с позиций некоторого «кабардиноцентризма» в отрыве от многообразных связей с далекими и близкими соседями может рассматриваться как некоторое насилие над исторической реальностью.

Вместе с тем, методология системного исследования позволяет такое допущение. Исследования, проводимые в рамках системного подхода, направлены на изучение специфических характеристик сложноорганизованных объектов - систем, представляющих собой целостные комплексы взаимосвязанных элементов.1 Специфика системного исследования определяется в выдвижении новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентации всего движения исследователя, «что выражается в стремлении построить целостную картину объекта».2

По А.А.Малиновскому, «система строится из единиц, группировки которых имеют самостоятельное значение, звенья, подсистемы, каждая из которых является единицей низшего порядка, что обеспечивает иерархический принцип, позволяющий вести исследование на заданном

о

уровне». В данном случае выделение Северного Кавказа как части более обширной кавказской историко-культурной провинции в целях научного исследования некоторых аспектов исторического процесса и места в нем кабардинского этноса, на наш взгляд, отвечает иерархическому принципу и позволяет вести исследование на заданном уровне.

Так как действующим фактором системы являются не субъекты, а связи между ними, представляется, что комплексное изучение этносоциальных отношений, связывавших Кабарду с народами Северного Кавказа имеет важное значение для «построения целостной картины» изучаемого объекта - Кабарды и раскрытия реального содержания сложных

социальных и этнокультурных процессов, имевших место в регионе в новое время (XVIII в.).

«Создается впечатление, - писал С.А.Арутюнов, - что хотя факторы природной среды несомненно накладывают отпечаток на любые проявления культуры жизнеобеспечения, но в еще большей степени на них влияют социально-историческое окружение, а так же локальные традиции, сложившиеся в результате конкретных обстоятельств исторического развития; эти факторы доминируют над природно-экологическими, но не подавляют их, взаимодействуют и переплетаются с ними».4 Кабардино-горские отношения и являются факторами социально-истоического характера, существенно повлиявшими на многие проявления культуры жизнеобеспечения и пути общественной эволюции народов Северного Кавказа. Их комплексное изучение имеет самостоятельное значение наряду с такими важными проблемами как история взаимоотношений кабардинцев и других народов края с Крымским ханством, кочевниками степного Предкавказья (ногайцами, калмыками), Российским государством, народами Дагестана и Закавказья.

Хронологические рамки. Хронологические рамки исследования ограничены нами XVIII в. по следующим причинам:

- кабардинцы со времен массового заселения Центрального Кавказа вошли в соприкосновение со всеми основными этническими группами населения края (абазинами, карачаево-балкарцами, осетинами, вайнахами). Система этносоциальных отношений, связывавшая кабардинцев с закубанскими адыгами и горскими народностями Северного Кавказа сложилась в XV-XVI веках и просуществовала до фактического присоединения Кабарды к России в первой четверти XIX в.;

- XVIII в. интересен тем, что в это время на Северном Кавказе произошли заметные изменения этно-демографического характера, связанные, в

первую очередь, с активизацией горцев Закубанья (предков натухаевцев, шапсугов, абадзехов) и вайнахских народностей;

- это позволяет избрать XVIII в. для изучения системы этносоциальных отношений, связывавшей народы края, в процессе динамического развития до ее кардинального разрушения военно-административными мерами Российского государства, которое с начала XIX в. активизировало свою борьбу за прочное обладание Кавказом;

- кроме того, основная часть источников по интересующей нас теме приходится именно на XVIII в.

Историография и источники. К сожалению, в отечественной историографии практически не существует специальных работ, посвященных комплексному изучению многообразных форм межэтнического взаимодействия автохтонных народов Северного Кавказа. Вместе с тем, очень многие авторы, занимавшиеся историей и этнографией края, в той или иной степени, касались отдельных аспектов (экономических, социально-политических, этнокультурных)

взаимоотношений кабардинцев с горскими народами Северного Кавказа. Любопытный сведения, характеризующие военно-политическое и социокультурное доминирование кабардинцев на Северном Кавказе, содержатся в первых кратких историко-этнографических описаниях кабардинского народа, составленных В.Бакуниным и П.С.Потемкиным соответственно в 1748 г. и 1784 г.5

В XIX в. появилось много новых работ, в которых русские историографы касались отдельных вопросов, входящих в круг обозначенной нами проблемы. Вместе с тем, такие исследователи как С.М.Броневский, А.Новицкий, Л.Я.Люлье, К.Ф.Сталь, Н.Ф.Дубровин, отмечая хозяйственные, военно-политические и многообразные общественные связи (аталыческие, куначеские и др.) между народами Северного Кавказа, отдавали предпочтение изучению различных аспектов исторического

процесса современной им бурной эпохи покорения Кавказа, ограничиваясь констатацией определенных фактов, характеризовавших социально-политическое доминирование в прошлом кабардинцев на Северном Кавказе и заметное влияние последних на культурогенез соседних народов.6

Одним из первых историков, предпринявших попытку исследования последствий кабардинского влияния на процессы социальной эволюции горцев Центрального Кавказа (абазин, карачаево-балкарцев, осетин) был М.М.Ковалевский. Его тезис о приоритете внешних факторов (кабардинского влияния) в процессе феодализации абазин и горских обществ Центрального Кавказа предполагал некоторую прямолинейность в осмыслении сложной проблемы разложения патриархальных порядков и генезиса новых формационных отношений в среде горского населения Осетии, Балкарии, Карачая и недооценивал значения внутренних предпосылок социальной эволюции горцев.7 Кроме того, М.М.Ковалевский совершенно не обратил внимания на вполне естественную обратную связь между прогрессирующим развитием аристократических начал общественной организации кабардинцев и эксплуатируемых ими горских обществ Центрального Кавказа.

В новейшее время вопросы взаимоотношений кабардинцев с народами Северного Кавказа, не становясь предметом специального исследования, чаще всего, поднимались в связи с конкретным научным анализом отдельных проблем социокультурной истории народов края. Так, Г.А.Кокиевым и Б .В. Скитским был рассмотрен социальный аспект кабардино-осетинских отношений. Эти авторы отметили значимость воздействия более развитых социальных институтов кабардинцев на процессы феодализации осетинского общества, в первую очередь, в

о

Дигории. Влияние Кабарды на другие осетинские общества и Г.А.Кокиев, и Б.В.Скитский признавали несколько поверхностным. Однако в своих

более ранних работах Г.А.Кокиев был совершенно не склонен преуменьшать степень кабардинского влияния на общественную жизнь Тагаурии, Куртата и Алагира, хотя и оценивал его иногда крайне

9

негативно.

Вообще кабардино-осетинские межэтнические связи благодаря усилиям, в первую очередь, осетинских ученых получили наиболее полное отражение в отечественной историографии. К числу наиболее удачных исследований, посвященных этому вопросу, следует отнести работу В.С.Уарзиати.10 Выделяя несколько этапов в истории осетино-адыгских межэтнических контактов - домонгольский, когда адыги испытывали, по мнению автора, значительное аланское культурное влияние и второй период, охватывающий ХУ-ХУШ вв., на протяжении которых осетины, в свою очередь, находились под сильным кабардинским влиянием, В.С.Уарзиати приводит в подтверждение своим тезисам многочисленные осетино-кабардинские этнокультурные параллели.

К.М.Текеев, исследуя различные формы культуры жизнеобеспечения карачаевцев и балкарцев, также обратил внимание на идентичность некоторых сторон материальной и духовной культуры горцев Карачая, Балкарии и соседних адыгов, что объясняется, по мнению автора, многовековым влиянием со стороны кабардинского феодального общества.11

Не умаляя значения для отечественного кавказоведения подобных работ, необходимо отметить, что для изучения этно- и культурогенеза всех народов Северного Кавказа, и в первую очередь адыгов, перспективнее комплексные исследования, охватывающие более широкий круг субъектов межэтнического взаимодействия.

Особенно наглядным это становится в том случае, когда предметом исследования становятся те стороны материальной и духовной культуры, универсальность которых для всех народов Северного Кавказа наиболее

очевидна. Е.Н.Студенецкая и Э.Г.Аствацатурян, исследуя некоторые

последствия кабардинского влияния на формирование традиционного для

народов Северного Кавказа комплекса мужской одежды, вооружения и

конского снаряжения, обходят стороной вопросы, связанные с изучением

12

причин подобного этнокультурного влияния.

Б.Х.Бгажноков отмечал определенную значимость распространения среди народов региона этических ценностей и идеалов, присущих адыгскому феодальному обществу, в интенсификации и оптимизации межэтнических связей. Однако, в силу чисто этнографического характера исследовательских задач, которые ставил перед собой Б.Х.Бгажноков, в его работах не получили адекватного освещения некоторые социальные аспекты генезиса элитарных форм адыгского этикета и степень влияния на эти процессы многообразных этносоциальных отношений, связывавших адыгов с другими народами края.13

Рассматривая традиционные общественные институты кабардинцев (институт земельной собственности и связанных с ним сеньориально-вассальных отношений, аталычество, гостеприимство и покровительство) В.Х.Кажаров кратко обрисовал их роль во взаимоотношениях кабардинских удельных княжеств с близкими и дальними соседями -северокавказскими этносами, Крымским ханством и др.14 Кроме того, В.Х.Кажаров, пожалуй, одним из первых отметил значимость внеэкономической эксплуатации подвассальных Кабарде горских народностей в развитии гипертрофированных форм феодализации кабардинского общества.15 Однако, другой, не менее важный аспект проблемы - этнокультурное содержание межэтнического взаимодействия кабардинцев с народами Северного Кавказа, остался за рамками исследовательской работы В.Х.Кажарова.

В целом, традиционный подход к изучению истории и этнографии края, ограничивавшийся, как правило, исследованием общественных

отношений, этно- и культурогенеза отдельных народов или близкородственных этнических групп населения, предполагал, в лучшем случае, лишь упоминание (в контексте обозначенных исследовательских задач) тех или иных фактов, свидетельствующих о тесных связях между ними в историческом прошлом. При этом экономическая и социально-политическая зависимость целого ряда народов Северного Кавказа от кабардинцев, их этнокультурное доминирование в регионе на протяжении длительного времени признавались большинством кавказоведов как несомненный исторический факт. Однако его констатация не дает ответов на многие вопросы, без разрешения которых невозможно ясное научное понимание многих проблем истории народов Северного Кавказа, ведь без анализа конкретного исторического материала в рамках обозначенной темы невозможно объяснить, благодаря чему кабардинский феодальный социум выделился из числа однотипных общественных организмов средневековой Черкеси