автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Качество жизни как проблема социальной философии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Качество жизни как проблема социальной философии"
004603031
На правах рукописи
Абрамов Евгений Вячеславович
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Красноярск 2010
004603080
Работа выполнена на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева г. Красноярск
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор философских наук, профессор Панюков Александр Иванович
доктор философских наук, профессор Бармашова Татьяна Ивановна
кандидат философских наук, доцент Медведева Екатерина Сергеевна
Сибирский федеральный университет г. Красноярск
Защита состоится «_14_»_апреля_2010 г. в _13—_ на заседании диссертационного совета ДМ 212.249.01 при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева по адресу: 660014, Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 31, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева.
Автореферат разослан «/с2
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент
2010 г.
Т. В.Мельникова
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования определяется тем, что изучение проблемы качества жизни относится к разделу важнейших задач современной социальной философии.
Подлинное становление человеческой цивилизации «начинается с уважения к жизни - своей и любой другой», с того, что А. Швейцер назвал «благоговением перед жизнью». Определив проблему поддержания устойчивого качества жизни человека предметом специальных исследований, практик и методик, современная наука, в сущности, совершила подлинную революцию в культурно-историческом бытии людей, изменяя их ценностные ориентиры и смысложизненные установки. Как только обществом был сделан первый шаг в этом направлении, актуализировалась задача философского осмысления проблемы качества жизни. Естественно, что в фокусе внимания, прежде всего, оказались категории здоровья и болезни, которые начинают восприниматься как особые философские категории, имеющие как онтологическое, так и, что особенно важно, аксиологическое содержание.
Здоровье и болезнь - конечные и итоговые результаты многих составляющих человеческой жизни. Если исследовать здоровье и болезнь в контексте проблемы качества жизни, то станет очевидным, что уровень социально-нормативного соотношения здоровья и болезни выступает как интегральный критерий для оценки образа и качества жизни как человека, так и общества в целом. В этой ситуации в социальной философии выдвигается абсолютный критерий: человечно все, что способствует здоровью человека и общества. Другими словами, речь идет о человеческом в человеке или о степени подлинности человеческого бытия.
В онтологическом смысле здоровье и болезнь - это всегда вопрос о целом, а не только о состоянии отдельных органов и частей живой системы. При таком подходе становится очевидным, что, например,
заболевание выступает как социальный феномен. Понимание этого обстоятельства требует нового взгляда на причины заболеваний, включая социальные, культурно-исторические, экологические факторы. Выясняется, что оценка здоровья и диагностика заболеваний предполагает, помимо медицинского, и другие измерения этих феноменов. Довольно часто подобная ситуация приобретает характер обсуждения того, в чем собственно состоит предметное основание ключевых жизненных ценностей человека. В XIX и XX веках методологические подходы к теоретическому анализу здоровья и болезни были связаны с господствующей в европейской науке ньютоно-картезианской мировоззренческой моделью мира, в которой причины и следствия линейны и однозначны. В XXI веке релятивистские и вероятностные подходы становятся важным аспектом лечебной диагностики.
Идея XX века увеличения продолжительности жизни человека не является залогом переживания социального и физиологического благополучия. Эксперты отмечают, что сегодня мы сталкиваемся с фактом, что медицина сама создает ситуации, приносящие страдания, которые оказываются несравненно хуже смерти в субъективитете больного, а потому особую актуальность приобретает задача анализа качественного жизненного функционирования.
Реализацией этого замысла и выступает данное диссертационное исследование.
Степень разработанности темы
Проблема качества жизни является темой многочисленных социофилософских исследований отечественных и зарубежных мыслителей. В статьях, учебных пособиях и монографиях Ф. Г. Агеева, С. Р. Геляревского, Р. О. Гордеева, М. Ф. Ермолаевой, Т. И. Ионовой, Г. М. Зараковского, О. В. Красновой, Г. П. Медведевой, В. Ф. Мареева,
С. А. Нижникова и др. качество жизни рассматривается как комплексное междисциплинарное понятие.
Большое влияние на отечественные и зарубежные исследования последней четверти XX века оказала разработанная ООН концепция индекса развития человеческого потенциала, которая сводится к трем компонентам: 1) достижение долгой и здоровой жизни; 2) приобретение знаний; 3) получение доступа к экономическим ресурсам. Качество жизни в контексте концепции индекса развития человеческого потенциала определяется как показатель, который фиксирует существование человека с точки зрения его объективных характеристик, включающих медицинское и социофилософское описание здоровья и болезни. Однозначного определения качества жизни в современной науке не существует.
В отечественной философии изучение проблемы качества жизни имеет относительно недавнее происхождение и связано, прежде всего, с представлениями о нравственно-этической норме здоровья и болезни. Тема здоровья и болезни в русской культуре активно обсуждается с XI века. В Киевском патерике недуг Феодосия Печерского уже называется болезнью. Индивидуальное здоровье - предмет переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским. О здоровье, болезни и смерти размышляет JI. Н. Толстой в рассказе «Смерть Ивана Ильича».
Решающий вклад в философско-историческую концептуализацию изучения здоровья и болезни и соответственно изучения проблемы качества жизни был сделан в XVIII веке. В 1818 году А. И. Галич в «Опыт философского словаря» ввел понятия «здоровье» и «болезнь». В XIX веке оформляется философская позиция в медицине. Идея философии медицины как новый этап изучения здоровья, болезни и качества жизни появляется в XX веке и переходит в XXI век. Научно-рациональные знания о здоровье и болезни становится философским основанием проблемы качества жизни.
С середины 60-х г.г. XX века последовательно выходят монографические сборники (Философские и социальные проблемы медицины, 1966; Философские проблемы медицины, 1969; Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни, 1975; Философские вопросы медицины и биологии, 1990), в которых формулируются философские принципы общей теории здоровья, болезни и качества жизни. Важное методологическое значение для понимания и уяснения изучаемой проблемы имеет коллективное исследование института философии РАН «Философия здоровья» (2001г.). В сборнике напечатаны статьи участников действующего методологического семинара ИФ РАН философского анализа проблемы здоровья в историческом и современном контекстах развития знания: О. Е. Баксанского, Д. И. Дубровского, С. А. Нижникова, В. М. Розина, А. Т. Шаталова, Б. Г. Юдина, Л. Ф. Фесенковой, Ю. В. Хена.
Здоровье, болезнь и качество жизни широко исследуются в рамках нескольких теоретических подходов: конкретно-исторического, культурологического, социологического. Данные подходы изучения представлены работами Н. Г. Блиновой, Т. В. Белинской, Н. К. Боголепова, Н. А. Горбач, В. Е. Давыдовича, И. В. Дулина, Э. М. Казнина, К. Л. Карпова, Л. П. Кокориной, В. И. Кудашова, Н. Ф. Литвиновой, В. И. Сабанова, В. Е. Сильвестрова, Н. А. Фролова, Д. И. Фельдштейна, Г. И. Царегородцева, А. Е. Чекалова.
Кроме традиционных подходов в изучении здоровья, болезни и качества жизни, сегодня складывается новое направление. Это -междисциплинарные и научно-популярные работы групп философов, историков, культурологов и психологов А. Л. Андреева, Н. М. Амосова, Б. С. Братуся, И. С. Кона, Т. М. Марютиной, А. И. Моховикова, В. В. Минеева, В. И. Панова, И. С. Сиротиной, И. Т. Фролова.
Диссертант также опирается на анализ фактологического материала, содержащегося в весьма значительной по объему исторической, социологической и медицинской литературе.
В ходе анализа категорий здоровья, болезни и качества жизни диссертант обращается к выводам диссертационных работ Ю. А. Лукина, Н. Н. Базилюк, О. В. Терентьевой, И. Б. Бовиной, О. М. Ивановой.
Использованы также исследования некоторых зарубежных философов, историков и социологов, в том числе классиков западноевропейской мысли: М. Маслоу, Э. Фромма, М. Фуко, М. Элиаде, К. Ясперса.
Вместе с тем, диссертант полагает, что проблема качества жизни является не достаточно исследованной.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является проблема качества жизни.
Предметом исследования являются категории здоровья и болезни.
Методологическая основа исследования.
Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют положения и принципы диалектико-материалистического учения. Диссертационное исследование опирается на диалектический, конкретно-исторический и социокультурный методы научного анализа. Были изучены и в ходе работы учтены положения исследований в области философии медицины, философии культуры, медицины, социологии и социальной психологии.
Цели и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является изучение проблемы качества жизни как соотношение категорий здоровья и болезни.
В соответствии с поставленной целью в работе намечено выполнение следующих задач:
-изучить содержание категорий здоровья и болезни в истории европейской философской мысли;
-изучить содержание категорий здоровья и болезни в истории русской философской мысли;
-изучить содержание категорий здоровья, болезни и качества жизни в современных философских и медико-социологических исследованиях;
-исследовать здоровье как социальную норму в контексте взаимодействия человека и среды;
-исследовать болезнь как социальную норму в контексте взаимодействия человека и среды;
-исследовать качество жизни как социально-нормативное соотношение здоровья и болезни в контексте взаимодействия человека и среды.
Научная новизна диссертационной работы
1. Установлено, что в европейской и русской философской мысли существует единое понимание здоровья и болезни как сложных антропологических проблем, которые включают в себя медицинские и социальные (религиозные, моральные, философские и др.) аспекты. Философское исследование феноменов здоровья и болезни предполагает отказ от оппозиции «здоровье-болезнь», от традиционного понимания этих дефиниций как сущностно различных и противоположных по социальной природе.
2. Установлено, что современные социальные концепции здоровья и болезни отличаются от предыдущих не просто гуманистической направленностью, а признанием важности всех предшествовавших антропоцентрической модели пониманий здоровья и болезни.
3. Выявлено, что в XX - начале XXI века социальный аспект здоровья становится наиболее значимым для общества. Здоровье представляет собой процесс, посредством которого человек или общество
достигают состояния социального равновесия, что означает отсутствие переживания конфликта с социальной средой.
4. Установлено, что болезнь - это такое состояние человека, при котором он уже не может самостоятельно осознать свою проблему и справиться с ней без помощи специалиста. Лечение предполагает сложную форму социального взаимодействия больного и врача, в которой активная роль принадлежит, прежде всего, врачу, реализующему определенную социальную практику оздоровления.
5. Доказано, что характер переживания болезни будет определяться выбором определенного отношения к ней и способом ее анализа. Существенным достоинством философско-медицинского дискурса является рациональное объяснение заболевания, позволяющее выработать четкую социальную стратегию лечения.
6. Установлено, что в соотнесении здоровья, болезни и качества жизни прослеживаются следующие параллели: понимание качества жизни как удовлетворенность жизнью; частота переживания положительных эмоций; отсутствие негативного эмоционального напряжения; вовлеченность в социальные отношения; достаточный уровень социоадаптивной регуляции.
7. Доказано, что представления о здоровье и болезни входят в структуру качества жизни, образуя ее субъективный компонент.
8. Выявлено, что проведенный философский анализ содержания понятия качества жизни позволяет предложить следующую его дефиницию: качество жизни - это сложная, многоаспектная характеристика человеческого бытия, характеризующая его с социальной, экономической, психологической и медицинской точек зрения, имеющая иерархическое строение, организация уровней которого изменяется в зависимости от культурных и возрастных факторов.
Практическая значимость диссертационной работы,
Материалы диссертационной работы могут быть применены для дальнейшего изучения основных закономерностей развития отечественной социальной мысли. Полученные выводы позволяют объективно исследовать проблему качества жизни как проблему и предмет отечественной социальной философии. Анализ проблемы качества жизни как предмета философского познания, предпринятый в диссертации, уточняет содержание данного понятия, создает определенную основу для усвоения его мировоззренческой направленности.
Апробация работы.
Содержание и основные результаты исследования были изложены в выступлениях на ряде международных, республиканских и региональных научных конференций: на всероссийской научно-практической конференции «Бренное и вечное» (Нижний Новгород, октябрь 2005 г.); на межрегиональной научной конференции «Молодежь и наука - третье тысячелетие» (Красноярск, 2005, 2008, 2009 гг.); на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, февраль 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.); на межвузовской конференции «Воспитание национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла» (Канск, апрель 2007, 2008 гг.); на региональной конференции «Далевские чтения » (Канск, 2008,2009 гг.).
Научные результаты диссертационного исследования использованы в учебном процессе (лекции, семинарские занятия) Сибирского федерального университета и Красноярского государственного медицинского университета имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого.
Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.
Структура и объем диссертационного исследования.
Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация включает в себя 178 страниц текста и состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и списка цитируемой и используемой литературы.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность избранной темы диссертационного исследования, определяется степень научной разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, излагается его научная новизна, характеризуется методологическая основа работы, раскрывается ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Здоровье, болезнь и качество жизни: историко-философский аспект» вводится исходный понятийный аппарат, анализируется философское представление о здоровье и болезни, уточняется граница исследовательского проблемного поля и основное внимание сосредотачивается на философском содержании понятия качества жизни.
В первом параграфе первой главы «Исследование содержания понятий здоровья и болезни в истории европейской философской мысли» диссертант доказывает, что первые философские представления о здоровье и болезни относятся к V века до н.э. Алкмеон полагал, что здоровье или болезнь есть равновесие или неравновесие противоположно направленных сил. Гиппократ утверждал, что здоровье возможно только тогда, когда соблюдается соразмерность всех частей телесной природы. Платон соотносил здоровье с калокагатией. Марк Аврелий писал, что природа назначает нам болезнь, или увечье, и следует любить наши болезни и увечья, также как мы любим наше здоровье.
Диссертант утверждает, что здоровье души и здоровое состояние тела венчают античную иерархию общечеловеческих ценностей. Это ступени, по которым осуществляется духовное восхождение к вершине философской гармонии. Любовь к мудрости в античной культуре выполняла, прежде всего, лечебную функцию и была распространенной релаксационной практикой, помогавшей поддерживать здоровье духа и здоровье тела. Диссертант подчеркивает, что античные философы выступали в роли врачей. Античные врачи - в роли философов. Эпикур в «Письме к Менекею» призывал, чтобы никто в молодости не откладывал занятия философией, а в старости не утомлялся занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни перезрелым.
Античные принципы лечения нашли отражение в средневековой медицине. Средневековье заимствовало у античности общую универсальную концепцию уравновешенности души и тела. Эта концепция, прежде всего, прослеживается в трудах Авиценны и ощутима практически во всех учениях западноевропейской мысли.
Диссертант считает, что научная мысль XIX века выработала современные теоретические представления о здоровье и болезни, которые опираются на учение Ч. Дарвина о приспособлении к окружающей среде, социологию О. Конта и психологию Э. Дюркгейма. Сегодня медицина ориентируется, во-первых, на анализ механизмов приспособленности человека к окружающей биосоциальной среде и, во-вторых, на характер социальной включенности человека в сообщество людей. Биологической мерой здоровья признана способность человека поддерживать стабильность на психофизическом уровне в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей социальной средой. В болезни видят нарушение системы психофизической саморегуляции человека, обусловленное рядом социальных факторов - от урбанизации до
негативных переживаний. Болезни духа, упадок и гибель культуры в настоящее время понимаются как нарушение основных приспособленческих механизмов человека. При таком подходе на первый план выступает всесторонняя социализация личности, человек операционализируется как «социальное животное», а социальный аспект здоровья становится наиболее значимым для общества. В.М.Розин в работе «Здоровье как философская и социально-психологическая проблема» пришел к следующему выводу, что здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными (медицинскими) технологиями. Но осознается этот артефакт в превращенной форме (как естественный феномен); последнее объясняется необходимостью оправдать медицинские технологии природой человека. Д. И. Фельдштейн в статье «Здоровье как проблема социального бытия и основание действенной силы человека и его эволюции» обосновывает идею социального моделирования здоровья на материале анализа современной биомедицины и генетики.
Здоровье представляет собой процесс, посредством которого человек достигает состояния социального равновесия, что означает отсутствие переживания конфликта с социальной средой.
Во втором параграфе первой главы «Исследование содержания понятий здоровья и болезни в истории русской философской мысли» диссертант подчеркивает, что Киевская и Московская Русь собственно здоровьем считали коллективное моральное благополучие. Представления об индивидуальном здоровье и болезни были органически включены в общую систему сначала языческих, а затем христианских верований и обрядов. Коллективное - оздоровление такова древнерусская стратегия лечения.
Православие внесло свой аспект в представления о здоровье. Православные представления о здоровье в полной мере выражены в
следующем постулате ипатевской летописи: Бог располагает здоровьем человека. В современном тексте «Болезнь с точки зрения православного христианина» (Божья Аптека. Советы пожилым людям. М., 2008. По благословению Пресвященнейшего архиепископа Амвросия (Щурова)) сказано, что подлинно верующего человека хранит благодать Божия. Заболев, верующий спросит себя: может быть, с душой что-то неладно? Может, есть какой - нибудь грех неисповеданный? Но никогда имеющий веру не скажет: «За что мне это?» - потому что всякий, имеющий совесть и не обманывающий себя, знает: всегда есть за что.
Постепенно к концу XVI века представления о здоровье и болезни объективировались в русском историческом сознании. Домострой выразил коренные свойства национального бытия и православного самосознания русского народа. И. П. Сахаров писал, что Домострой - это обрядник всего, что надо делать и как жить. Домострой отразил наиболее фундаментальную особенность русской жизни: здоровье обретается лишь в коллективе. Главное, что следует из наставлений Домостроя - нельзя спасаться индивидуально.
В третьем параграфе первой главы «Исследование содержания понятий здоровья, болезни и качества жизни в современных философских и медико-социологических исследованиях» диссертант указывает, что в философской литературе проблема качества жизни обсуждается с середины 60-х г.г. прошлого века. Изучение качества жизни возникло в рамках более широкого исследования медико-социологических индикаторов болезни и здоровья. Можно выделить два основных фактора, определивших интерес к данной области в медицине и социологии: во-первых, возникла необходимость соотнесения государственных программ развития и роста уровня жизни населения и других социально-экономических показателей с целью более эффективного распределения государственных ресурсов, во-вторых (и этот фактор выделяют как более
значимый), желание многих исследователей упорядочить измерение общего медико-социологического состояния общества.
Следующим шагом в развитии концепции «качества жизни» было соотнесение этого понятия с социально-философскими представлениями о здоровье и болезни и обретение «качеством жизни» самостоятельного значения в области медицины.
Большинство исследователей отмечают, что первостепенную роль в становлении концепции качества жизни сыграла дефиниция здоровья, сформулированная ВОЗ в 1947 году. В концепции указывалось, что здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В поисках более емкой формы определения исследовательская группа ВОЗ предложила рассматривать здоровье как состояние или качество человеческого организма, выражающееся в адекватном функционировании организма в заданных генетических или средовых условиях.
Во второй главе «Здоровье, болезнь и качество жизни как социальные нормы: философско-социологический аспект» диссертантом представлен анализ здоровья, болезни и качества жизни, как объективной реальности существования человеческой цивилизации.
В первом параграфе второй главы «Здоровье как социальная норма в контексте взаимодействия человека и среды» диссертант отмечает, что ключевые проблемы человеческого существования, связанные с изначальной включенностью индивида в социум и культуру, предполагают «глобальный» уровень анализа проблемы человека, при котором утрачивается индивидуальная специфика и особое значение приобретают крупномасштабные социальные процессы, детерминирующие развитие личности.
Диссертант разделяет позицию Руссо, который полагал, что человек в естественном состоянии не нуждается в лекарствах и еще менее — во врачах, и его врачевателем является сама природа, законам которой подчинена вся его жизнь. Руссо писал, что по мере развития цивилизации мы изобретаем для себя болезней больше, чем медицина может предоставить нам лекарств.
Диссертант считает, что здоровье определяется характером соотношения биологического и социального компонентов, полная согласованность которых представляется скорее идеалом, нежели непосредственно переживаемой внутренней гармонией. В Новое время античный постулат «в здоровом теле - здоровый дух» теряет свою убедительность; выясняется, что здоровый дух может обитать в больном теле, а здоровое тело - быть носителем больного духа.
Понимание здоровья в значительной степени определяется теми концепциями болезни и моделями лечения, которые доминируют в конкретном социокультурном контексте.
Средневековье рассматривало болезнь как захваченность души мировым злом. Реформация формирует массовый тип социального характера человека, который отражает основные дефекты общественного устройства. С распространением идеи свободы и автономии субъекта формируется новый тип человека, который испытывает нарастающее чувство одиночества, утрачивает веру, не уверен в собственной безопасности, отказывается от свободы, творчества, уникальности, подчиняется авторитаризму, накапливает в себе деструктивность, превращается в массового потребителя и погружается в самоизоляцию и переживает тотальное отчуждение. Э. Фромм писал, что отчуждение и автоматизация ведут к растущему безумию. Жизнь не имеет смысла, в ней нет ни радости, ни веры, ни реальности. Все «счастливы», хотя ничего не чувствуют, никого не любят и не рассуждают. В XIX веке проблема
состояла в том, что Бог мертв, в XX - проблема в том, что мертв человек. В XIX веке бесчеловечность означала жестокость, в XX - она означает шизоидное самоотчуждение. К. Ясперс в работе «Казуальные и «понятные связи» между жизненной ситуацией и психозом при ОтепПа ргагсох (шизофрения)» утверждает, что здоровье (норма) и болезнь (норма), оцениваются исключительно как функции взаимоотношений «индивид-среда», в которых активность субъекта не играет существенной роли. В античной и средневековой медицине человек выступает в качестве природного объекта - организма. Начиная с реформации, человек превращается в беспомощный и пассивно страдающий объект негативных социальных воздействий, которые он не в состоянии выдерживать без ущерба для своего здоровья. В настоящее время в философском понимании здоровья на первый план выходят социальные аспекты.
Во втором параграфе второй главы «Болезнь как социальная норма в контексте взаимодействия человека и среды» диссертант рассматривает болезнь как сложную антропологическую проблему, которая включает в себя медицинские, морально-этические, религиозные и философские аспекты. Сегодня отчетливо просматривается социальная природа болезни. Болезнь становится актуальной проблемой и качественной характеристикой современного общества.
В статье «Постановка вопроса о границах душевного здоровья» П. Б. Ганнушкин писал, о том, что со времен Клода Бернара можно считать установленным отсутствие коренной разницы между явлениями здоровья и болезни, и, что, наоборот, существует необходимая связь между феноменами того и другого порядка, что в области патологии действуют те же законы и силы, что и в норме; между двумя формами существования человека - здоровьем и болезнью - разница только в том, что при последней нарушается гармония тех взаимоотношений между функциям организма, которые наблюдаются в норме.
В XXI в. Философский анализ феномена болезни предполагает отказ от жесткой оппозиции «здоровье - болезнь» и от традиционного дифференцирования этих понятий относительно друг друга как сущностно различных, противоположных по природе.
В рамках христианской духовной традиции сложилось понимание болезни как следствия индивидуального греха или общей греховности человеческой природы. Болезнь идентична греху, и приносимые ею страдания должны побудить человека встать на путь искупления и духовного преображения.
Принципиально иное понимание феномена болезни составляет основу естественно-научной и медицинской системы анализа. Заболевание превращается в четко фиксируемый и распознаваемый по конкретным признакам объект рационального познания. В данном случае понятие болезнь имеет исключительно естественно-научный и биологический смысл. Исследование болезни является составной частью общего изучения природы, то, что субъективно, изнутри переживается как страдание и неблагополучие, включаясь в единый порядок научного знания, обретает строгую рациональную форму, зримую структуру и умопостигаемую логику развития. А. Маслоу пишет о том, как ярко и красочно отображается бурное цветение патологии в развернутом медицинском заключении. Он подчеркивает, что есть в этом особая эстетика, некая чудовищная красота. Раковая опухоль, рассматриваемая в микроскоп, может выглядеть - если только мы можем забыть, что это рак, - как изумительно красивый и тонкий узор». Врач должен добиться объективного анализа болезни. Врач, понимающий болезнь как рационально постигаемый феномен, обязан воздерживаться от нравственных суждений и от обращения к неясным субъективным данным. Болезнь имеет свою объективную логику развития. Эта логика болезни напрямую связана индивидуальным существованием субъекта: один
жизненный процесс нарушается или блокируется другим, по отношению к нему чужеродным. М. Фуко пишет, что изобретение и внедрение в практику механизма изоляции, относимое к XVII в., явилось поворотным моментом становления западноевропейского подхода к лечению безумия и душевного нездоровья в целом. Медицина берется лечить душевные болезни посредством всевозможных воздействий на организм и психику. Социальная практика обуздания психической болезни воплотилась в «институте изоляции». Лечение определяется как «искусство ремонтировать человеческую машину».
Диссертант утверждает, что существенным достоинством медицинского дискурса является рациональное объяснение заболевания, позволяющее выработать четкую стратегию лечения и делающее пациента в познавательном смысле «прозрачным» для исследующего и диагностирующего взгляда опытного клинициста. В. М. Розин обозначил эту установку как «принцип прозрачности».
Болезнь и патология могут оказаться достаточно продуктивными и нередко выступают в качестве стимулов, движущих сил и факторов духовного роста, благодаря чему приобретают определенное значение для творческого процесса и становления личности.
Не только научная литература, но и повседневная жизнь показывает нам, что разные люди склонны прибегать к различным вариантам переживания или осмысления своих болезней. Одни связывают свои заболевания с неупорядоченным образом жизни, дурными поступками или негативными установками, которые следует преодолеть посредством усиленной работы над собой, поста, молитв, особого распорядка и т.д. Другие склонны видеть в болезни объективное и закономерное явление и сетуют на возраст, трудности жизни или врожденную неполноценность, либо смиряясь с недугом, либо уповая на чудеса медицины.
Из этого становится очевидным, что характер переживания болезни будет определяться выбором определенного отношения к ней и способа ее анализа, ибо, как выразился Эпиктет, нас волнуют не вещи сами по себе, но то, что мы о них думаем.
В третьем параграфе второй главы «Качество жизни как уровень соотношения здоровья и болезни в контексте взаимодействия человека и среды» диссертант подчеркивает, что существуют различные подходы к изучению качества жизни как уровня соотношения здоровья и болезни в контексте взаимодействия человека и среды. В настоящее время позиционируется необходимость описания здоровья не через отсутствие болезненных проявлений, но через выявление позитива человеческого развития. Б. С. Братусь определяет здоровье как сложное образование, имеющее поуровневое строение, в котором высший личностно-смысловой уровень выполняет регулирующую функцию по отношению к уровням индивидуально-психологического и психофизиологического здоровья.
При попытке соотнесения качества жизни, здоровья и болезни прослеживаются следующие параллели. Во-первых, понимание качества жизни как удовлетворенности жизнью, частоты переживания положительных эмоций, отсутствия напряжения соответствует современному представлению о здоровье в понимании одних исследователей, уровню психофизиологической регуляции - у других. Во-вторых, такие параметры качества жизни как социальная вовлеченность, наличие позитивных отношений с окружающими и т.п. соотносятся с адаптационным эталоном и уровнем социоадаптивной регуляции.
Диссертант считает, что изучение различных точек зрения на проблему качества жизни показывает ее неоднородность и сложность организации. Проведенный анализ содержания понятия качества жизни позволяет предложить следующую его модель.
Во-первых, объективные составляющие: физический статус (здоровье, болезнь); материальный статус (условия жизни); социальный и образовательный статус (положение в обществе, профессия, образование).
Во-вторых, субъективные составляющие: представления о здоровье и болезни; удовлетворенность всеми объективными параметрами; эмоциональное благополучие, проявляющееся в отсутствии депрессии, тревожности, внутренних конфликтов; социальная адаптированность, соответствие социо-культурным нормам, способность взаимодействовать с людьми; психологическое благополучие, представленное способностью управлять своей жизнью, автономией, наличием близких отношений с окружающими, осмысленностью жизни, непрекращающимся личностным ростом, принятием себя.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы и намечаются в дальнейшей разработке проблемы.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
Статьи, опубликованные в научных изданиях, входящих в перечень ВАК РФ для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук:
Абрамов, Е. В. Болезнь как норма: к философской постановке проблемы \\ Вестник Красноярского Государственного университета: Гуманитарные науки. Красноярск : ИЦ КрасГУ, 2006. №6. С.7-9.
Статьи в других научных сборниках:
Абрамов, Е. В. Антропометрические особенности мужчин пожилого возраста // Приложение к журналу Андрология и генитальная хирургия. Тезисы научных трудов. М.: 2001. С. 84-85.
Абрамов Е. В. Похищение людей с целью изъятия и незаконной
трансплантации органов и (или) тканей человека как одно из наравлений транснациональной организованной преступности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Сборник материалов международной научно-практической конференции памяти д.ю.н. профессора В. И. Горобцова Ч. 1. Сиб. юрид. ин-та МВД России. Красноярск 2005. С. 45-48.
Абрамов Е.В. К вопросу о несовпадении правовых законов и нравственных ценностей в современной медицине // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Сборник материалов международной научной конференции. Ч. 1. Сиб. юрид. ин-та МВД России. Красноярск 2007. С. 383-387.
Абрамов, Е.В. Здоровье, болезнь и качество жизни населения в изменяющемся мире // Всероссийский научный фестиваль «Молодежь и наука - третье тысячелетие» 14 мая 2009. г. Красноярск 2009. С. 3-4.
Абрамов Е. В. Повышение качества жизни, как социальная проблема // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Материалы XIII международной научно-практической конференции Ч. 1. Сиб. юрид. ин-та МВД России. Красноярск 2010. С. 230-233.
Лицензия ПЛД № 40-12 от 17.12.1999 г. Сдано в печать 09.03.10 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная №1. Печать офсетная. Объём 1.375 физ. печ. л. Заказ № 213 Тираж 100 экз.
660049, г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 26. ККМИАЦ ОИиПД
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Абрамов, Евгений Вячеславович
Введение
Глава 1. Здоровье, болезнь и качество жизни: историко-философский аспект.
1.1. Исследование содержания понятий здоровья и болезни в истории европейской философской мысли.
1.2. Исследование содержания понятий здоровья и болезни в истории русской философской мысли.
1.3. Исследование содержания понятий здоровья, болезни и качества жизни в современной философской и медико-социологической литературе.
Глава 2. Здоровье, болезнь и качество жизни как социальные нормы: философско-социологический аспект.
2.1. Здоровье как социальная норма в контексте взаимодействия человека и среды.
2.2. Болезнь как социальная норма в контексте взаимодействия человека и среды.
2.3. Качество жизни как уровень соотношения здоровья и болезни в контексте взаимодействия человека и среды.
Введение диссертации2010 год, автореферат по философии, Абрамов, Евгений Вячеславович
Актуальность темы исследования определяется тем, что изучение проблемы качества жизни относится к разделу важнейших задач современной социальной философии.
Подлинное становление человеческой цивилизации «начинается с уважения к жизни - своей и любой другой», с того, что А. Швейцер назвал «благоговением перед жизнью». Определив проблему поддержания устойчивого качества жизни человека предметом специальных исследований, практик и методик, современная наука, в сущности, совершила подлинную революцию в культурно-историческом бытии людей, изменяя их ценностные ориентиры и смысложизненные установки. Как только обществом был сделан первый шаг в этом направлении, актуализировалась задача философского осмысления проблемы качества жизни. Естественно, что в фокусе внимания, прежде всего, оказались категории здоровья и болезни, которые начинают восприниматься как особые философские категории, имеющие как онтологическое, так и, что особенно важно, аксиологическое содержание.
Здоровье и болезнь — конечные и итоговые результаты многих составляющих человеческой жизни. Если исследовать здоровье и болезнь в контексте проблемы качества жизни, то станет очевидным, что уровень социально-нормативного соотношения здоровья и болезни выступает как интегральный критерий для оценки образа и качества жизни как человека, так и общества в целом. В этой ситуации в социальной философии выдвигается абсолютный критерий: человечно все, что способствует здоровью человека и общества. Другими словами, речь идет о человеческом в человеке или о степени подлинности человеческого бытия.
В онтологическом смысле здоровье и болезнь — это всегда вопрос о целом, а не только о состоянии отдельных органов и частей живой системы. При таком подходе становится очевидным, что, например, заболевание выступает как социальный феномен. Понимание этого обстоятельства требует нового взгляда на причины заболеваний, включая социальные, культурно-исторические, экологические факторы. Выясняется, что оценка здоровья и диагностика заболеваний предполагает, помимо медицинского, и другие измерения этих феноменов. Довольно часто подобная ситуация приобретает характер обсуждения того, в чем собственно состоит предметное основание ключевых жизненных ценностей человека. В XIX и XX веках методологические подходы к теоретическому анализу здоровья и болезни были связаны с господствующей в европейской науке ньютоно-картезианской мировоззренческой моделью мира, в которой причины и следствия линейны и однозначны. В XXI веке релятивистские и вероятностные подходы становятся важным аспектом лечебной диагностики.
Идея XX века увеличения продолжительности жизни человека не является залогом переживания социального и физиологического благополучия. Эксперты отмечают, что сегодня мы сталкиваемся с фактом, что медицина сама создает ситуации, приносящие страдания, которые оказываются несравненно хуже смерти в субъективитете больного, а потому особую актуальность приобретает задача анализа качественного жизненного функционирования.
Реализацией этого замысла и выступает данное диссертационное исследование.
Степень разработанности темы
Проблема качества жизни является темой многочисленных социофилософских исследований отечественных и зарубежных мыслителей. В статьях, учебных пособиях и монографиях Ф. Г. Агеева, С. Р. Геляревского, Р. О. Гордеева, М. Ф. Ермолаевой, Т. И. Ионовой, Г. М. Зараковского, О. В. Красновой, Г. П. Медведевой, В. Ф. Мареева, С. А. Нижникова и др. качество жизни рассматривается как комплексное междисциплинарное понятие. Большое влияние на отечественные и зарубежные исследования последней четверти XX века оказала разработанная ООН концепция индекса развития человеческого потенциала, которая сводится к трем компонентам: 1) достижение долгой и здоровой жизни; 2) приобретение знаний; 3) получение доступа к экономическим ресурсам. Качество жизни в контексте концепции индекса развития человеческого потенциала определяется как показатель, который фиксирует существование человека с точки зрения его объективных характеристик, включающих медицинское и социофилософское описание здоровья и болезни. Однозначного определения качества жизни в современной науке не существует.
В отечественной философии изучение проблемы качества жизни имеет относительно недавнее происхождение и связано, прежде всего, с представлениями о нравственно-этической норме здоровья и болезни. Тема здоровья и болезни в русской культуре активно обсуждается с XI века. В Киевском патерике недуг Феодосия Печерского уже называется болезнью. Индивидуальное здоровье - предмет переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским. О здоровье, болезни и смерти размышляет Л. Н. Толстой в рассказе «Смерть Ивана Ильича».
Решающий вклад в философско-историческую концептуализацию изучения здоровья и болезни и соответственно изучения проблемы качества жизни был сделан в XVIII веке. В 1818 году А. И. Галич в «Опыт философского словаря» ввел понятия «здоровье» и «болезнь». В XIX веке оформляется философская позиция в медицине. Идея философии медицины как новый этап изучения здоровья, болезни и качества жизни появляется в XX веке и переходит в XXI век. Научно-рациональные знания о здоровье и болезни становится философским основанием проблемы качества жизни.
С середины 60-х г.г. XX века последовательно выходят монографические сборники (Философские и социальные проблемы медицины, 1966; Философские проблемы медицины, 1969; Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни, 1975; Философские вопросы медицины и биологии, 1990), в которых формулируются философские принципы общей теории здоровья, болезни и качества жизни. Важное методологическое значение для понимания и уяснения изучаемой проблемы имеет коллективное исследование института философии РАН «Философия здоровья» (2001г.). В сборнике напечатаны статьи участников действующего методологического семинара ИФ РАН философского анализа проблемы здоровья в историческом и современном контекстах развития знания: О. Е. Баксанского, Д. И. Дубровского, С. А.
Нижникова, В. М. Розина, А. Т. Шаталова, Б. Г. Юдина, Л. Ф.
Фесенковой, Ю. В. Хена.
Здоровье, болезнь и качество жизни широко исследуются в рамках нескольких теоретических подходов: конкретно-исторического, культурологического, социологического. Данные подходы изучения представлены работами Н. Г. Блиновой, Т. В. Белинской, Н. К. Боголепова, Н. А. Горбач, В. Е. Давыдовича, И. В. Дулина, Э. М. Казнина, К. JI. Карпова, JI. П. Кокориной, В. И. Кудашова, Н.
Ф. Литвиновой, В. И. Сабанова, В. Е. Сильвестрова, Н. А. Фролова, Д. И. Фельдштейна, Г. И. Царегородцева, А. Е. Чекалова.
Кроме традиционных подходов в изучении здоровья, болезни и качества жизни, сегодня складывается новое направление. Это -междисциплинарные и научно-популярные работы групп философов, историков, культурологов и психологов А. Л. Андреева, Н. М. Амосова, Б. С. Братуся, И. С. Кона, Т. М. Марютиной, А. И. Моховикова, В. М. Минеева, В. И. Панова, И. С. Сиротиной, И. Т. Фролова.
Диссертант также опирается на анализ фактологического материала, содержащегося в весьма значительной по объему исторической, социологической и медицинской литературе.
В ходе анализа категорий здоровья, болезни и качества жизни диссертант обращается к выводам диссертационных работ Ю. А. Лукина, Н. Н. Базилюк, О. В. Терентьевой, И. Б. Бовиной, О. М. Ивановой.
Использованы также исследования некоторых зарубежных философов, историков и социологов, в том числе классиков западноевропейской мысли: М. Маслоу, Э. Фромма, М. Фуко, М. Элиаде, К. Ясперса.
Вместе с тем, диссертант полагает, что проблема качества жизни является не достаточно исследованной.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является проблема качества жизни.
Предметом исследования являются категории здоровья и болезни.
Методологическая основа исследования.
Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют положения и принципы диалектико-материалистического учения. Диссертационное исследование опирается на диалектический, конкретноисторический и социокультурный методы научного анализа. Были изучены и в ходе работы учтены положения исследований в области философии медицины, философии культуры, медицины, социологии и социальной психологии.
Цели и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является изучение проблемы качества жизни как соотношение категорий здоровья и болезни.
В соответствии с поставленной целью в работе намечено выполнение следующих задач:
- изучить содержание категорий здоровья и болезни в истории европейской философской мысли;
- изучить содержание категорий здоровья и болезни в истории русской философской мысли;
- изучить содержание категорий здоровья, болезни и качества жизни в современных философских и медико-социологических исследованиях;
- исследовать здоровье как социальную норму в контексте взаимодействия человека и среды;
- исследовать болезнь как социальную норму в контексте взаимодействия человека и среды;
- исследовать качество жизни как социально-нормативное соотношение здоровья и болезни в контексте взаимодействия человека и среды.
Научная новизна диссертационной работы
1. Установлено, что в европейской и русской философской мысли существует единое понимание здоровья и болезни как сложных антропологических проблем, которые включают в себя медицинские и социальные (религиозные, моральные, философские и др.) аспекты.
Философское исследование феноменов здоровья и болезни предполагает отказ от оппозиции «здоровье-болезнь», от традиционного понимания этих дефиниций как сущностно различных и противоположных по социальной природе.
2. Установлено, что современные социальные концепции здоровья и болезни отличаются от предыдущих не просто гуманистической направленностью, а признанием важности всех предшествовавших антропоцентрической модели пониманий здоровья и болезни.
3. Выявлено, что в XX - начале XXI века социальный аспект здоровья становится наиболее значимым для общества. Здоровье представляет собой процесс, посредством которого человек или общество достигают состояния социального равновесия, что означает отсутствие переживания конфликта с социальной средой.
4. Установлено, что болезнь - это такое состояние человека, при котором он уже не может самостоятельно осознать свою проблему и справиться с ней без помощи специалиста. Лечение предполагает сложную форму социального взаимодействия больного и врача, в которой активная роль принадлежит, прежде всего, врачу, реализующему определенную социальную практику оздоровления.
5. Доказано, что характер переживания болезни будет определяться выбором определенного отношения к ней и способом ее анализа. Существенным достоинством философско-медицинского дискурса является рациональное объяснение заболевания, позволяющее выработать четкую социальную стратегию лечения.
6. Установлено, что в соотнесении здоровья, болезни и качества жизни прослеживаются следующие параллели: понимание качества жизни как удовлетворенность жизнью; частота переживания положительных эмоций; отсутствие негативного эмоционального напряжения; вовлеченность в социальные отношения; достаточный уровень социоадаптивной регуляции.
7. Доказано, что представления о здоровье и болезни входят в структуру качества жизни, образуя ее субъективный компонент.
8. Выявлено, что проведенный философский анализ содержания понятия качества жизни позволяет предложить следующую его дефиницию: качество жизни - это сложная, многоаспектная характеристика человеческого бытия, характеризующая его с социальной, экономической, психологической и медицинской точек зрения, имеющая иерархическое строение, организация уровней которого изменяется в зависимости от культурных и возрастных факторов.
Практическая значимость диссертационной работы,
Материалы диссертационной работы могут быть применены для дальнейшего изучения основных закономерностей развития отечественной социальной мысли. Полученные выводы позволяют объективно исследовать проблему качества жизни как проблему и предмет отечественной социальной философии. Анализ проблемы качества жизни как предмета философского познания, предпринятый в диссертации, уточняет содержание данного понятия, создает определенную основу для усвоения его мировоззренческой направленности.
Апробация работы.
Содержание и основные результаты исследования были изложены в выступлениях на ряде международных, республиканских и региональных научных конференций: на всероссийской научно-практической конференции «Бренное и вечное» (Нижний Новгород, октябрь 2005 г.); на межрегиональной научной конференции «Молодежь и наука - третье тысячелетие» (Красноярск, 2005, 2008, 2009 гг.); на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, февраль 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.); на межвузовской конференции «Воспитание национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла» (Канск, апрель 2007, 2008 гг.); на региональной конференции «Далевские чтения » (Канск, 2008, 2009 гг.).
Научные результаты диссертационного исследования использованы в учебном процессе (лекции, семинарские занятия) Сибирского федерального университета, Красноярского государственного медицинского университета.
Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.
Структура и объем диссертационного исследования.
Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация включает в себя 178 страниц текста и состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и списка цитируемой и используемой литературы.