автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Календарная обрядность гагаузов в конце XIX - начале XX вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Квилинкова, Елизавета Николаевна
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ 15
ГЛАВА 11. ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДОВ ГАГАУЗОВ
§ 1. Пространственно-временные представления гагаузов 37
§ 2. Зимние обычаи и обряды 50а) Волчьи праздники (Yabam yortulan / Canavar yortulari) 50б) День Св. Андрея (Audrey gunu) в) Варвара, Савва, Николай (Varvara, Sava, Nikulay) 53г) День Св. Спиридона (Skirdon) д) День Св. Игнатия (ignatgunu, Tauklarin gunu) 55е) Рождество (Kolada, Kregun) 58-65 ё) Новый год (Eni Yil) 66ж) Воловий день (Okuzlerin gunu) 77з) Праздник Крещение Господне (Ау Yordan, Vaatiz) 78и) День Иоанна Крестителя (Ау Yuvan) й) Бабин день (ВаЬи gunu) 79к) День Св. Афанасия (Ау Tanas)
§ 3. Весенние обычаи и обряды 81а) День Св. Трифона, праздник Сретения, день Св. Симеона
Trifun, Strateniya, Simon) 81б) День Св. Харлампия (Aralambu gunu) 82в) Масленица, Сырная неделя (Punir aftasi) 83г) Начало Великого Поста д) Тодоров день (Ау Todur) 86е) Первое марта (Birinci mart) 90-91 ё) Праздник 40 великомучеников (Kirkayoz, Kirkmegik) 91 ж) Праздник Благовещения (Blag
§teni) з) Лазарева суббота, обряд Лазари (Lazari cumaaertesi, Lazari) 93и) Вербное Воскресенье (Suutpazari) й) Чистый четверг ^Kpe
§emba) 101 к) Пасха (Paskella) 104л) Маленькая Пасха (Кйдик Paskella) 106м) Русальная Среда (Rusali ga
§ambasi)
H) Праздник Хедерлез, день Св. Георгия (Hederlez, Ау Gorgi) 107о) Распус (Raspus) п) Вознесение (ispas) 115
§ 4. Летне-осенние обычаи и обряды. 117а) Пипируда (Pipiruda) 117б) День Св. Афанасия (Ау Tanas) 129в) День Св. Николая (Nikulay) г) Праздник Константин и Елена (Konstatin-Uana) д) Троицкая суббота (М
§а, М
§а cumaaertesi) 130е) Троица (Traita, DuminikaMare) 131 Русальная неделя (Rusali aftasi) \Ъ1-А ж) День летнего солнцестояния, Рождество Иоанна Крестителя
Dragayka, Yeni gunu) з) Праздник в честь апостолов Петра и Павла (Petro, Pavli) 143и) День Св. Кирика, Св. Марины, Св. Ильи, Св. Фоки
Kirik
§kop, Marina, iliya, Foka) 144й) День Св. Маккавей (Makavey) 145к) Праздник Преображение Господне (Pobrejene) л) Успение Богородицы (Вшк Panaiya) 146м) День Св. Анны (Panaiyanm Anasi)
H) Праздник Усекновение Главы Иоанна Крестителя
Yuvan Krestitel) о) День Симеона Столпника (Simon) 147п) Рождество Богородицы (Kuguk Panaiya) р) Праздник Воздвижения Креста Господня (Krestov) с) Петков день (Petkov) т) Праздник Касым, День Св. Димитрия (Kasim, Ау Dimitri) у) День Мыши (Sigan gunu) 149ф) Архангел Михаил (Arahangil Mihail)
ГЛАВА III. РОЛЬ КАЛЕНДАРНЫХ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГАГАУЗОВ
§ 1. Календарные обычаи и обряды как форма регуляции хозяйственной, социальной и семейной жизни 155
§ 2. Функциональная направленность обрядов годичного цикла 160-
§ 3. Этническая специфика гагаузской календарной обрядности 185
Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Квилинкова, Елизавета Николаевна
В настоящее время в Молдове и в соседних регионах заметно возрос общественный интерес к гагаузской народной культуре, что связано с ростом национального самосознания. Многие аспекты народной культуры гагаузов оказались в центре внимания современных исследователей. В числе проблемных вопросов находится и календарная обрядность, в которой как бы в сжатой форме объединились различные представления и верования гагаузского народа, связанные со многими сторонами общественного и семейного быта.
Систематизация знаний о гагаузском народном календаре помогает лучше понять этническую культуру гагаузов, их представления об окружающем мире, эстетические и морально-этические взгляды и позволяет заполнить имеющиеся пробелы в знании древних пластов традиционной культуры. Для «бесписьменных» народов, каким в прошлом был гагаузский народ, изучение обрядов и обычаев является чрезвычайно важным для установления их исторических корней. При отсутствии письменных источников роль этнографических данных о характере народной культуры намного возрастает. В них содержится часть истории народа. Изучение народных обрядов дает возможность сохранить творческое наследие народа. Все вышесказанное определяет актуальность изучения гагаузской календарной обрядности.
Возрождение национальной культуры должно происходить не только с помощью более успешного овладения своим родным языком, но и путем изучения, сохранения и возрождения своих национальных традиций, сконцентрированных в том числе в календарных и семейных обычаях и обрядах. Таким образом, комплексный подход является необходимым условием для наиболее полного освещения проблем этнической истории, а также для современного развития культуры гагаузского народа.
Календарная обрядность - одна из форм традиционной духовной культуры, в которой из поколения в поколение передается содержание и форма всех годичных обрядов, отражающих духовную сущность этноса. При всей своей консервативности календарные обряды, в определенной мере, отражают и изменения, происходившие в культуре народа на протяжении его истории будь то смена хозяйственного уклада, территории проживания, религии и т. д., которые происходят под действием глубоких и длительных этнокультурных процессов. Изучая динамику календарных обычаев и обрядов можно раскрыть также и процессы этнокультурного взаимовлияния народов.
Под термином «календарная обрядность» исследователи понимают совокупность праздников, обычаев, обрядов, примет и связанных с ними верований, относящихся к определенным временам года. Календарные праздники, верования и приметы хранятся в народной памяти и передаются из поколения в поколение, являясь как бы неписаным сводом правил поведения в семейном и общественном быту.
Календарные праздники можно разделить на две группы: «непереходящие», точно повторяющиеся каждый год в одно и то же время, и «переходящие», время проведения которых изменяется в зависимости от дня празднования Пасхи (Троица, Вознесение, Тодоров день. Русальные праздники и др.). Дата празднования Пасхи в свою очередь определяется по лунному календарю (после наступления первого весеннего полнолуния в период апреля - мая).
Объектом исследования является народный календарь во всем его многообразии бытовавший у гагаузов Бессарабии в конце XIX - начале XX вв.: древние, а также возникшие под влиянием христианства, обычаи, обряды, поверья, приметы, гадания, обрядовые песни. Отдельно анализируются представления о времени, пространстве.
Целью исследования является выявление роли календарных праздников и обрядов в традиционной культуре гагаузов. В соответствии с целью исследования автор выдвинул следующие задачи:
• описание праздников, обычаев и обрядов всего годичного цикла.
• выявление структуры народного календаря и основных этапов его развития.
• исследование символического значения календарных обычаев и обрядов и их основных функций.
• изучение генезиса народных праздников, обычаев и обрядов и рассмотрение соотношения древней народной основы и позднейших церковных христианских наслоений.
• исследование локальных особенностей обрядов.
• определение общих черт, объединяющих гагаузскую календарную обрядность с обрядностью соседних народов, с одной стороны, и с обрядностью тюркских народов, с другой стороны.
• выявление характерных черт обычаев и обрядов, в которых проявляется специфика гагаузского народного календаря.
• рассмотрение процессов сокращения календарной обрядности и ее изменения в XX веке в новых социально-экономических условиях.
Известно, что формирование гагаузов в качестве самостоятельного этноса происходило на территории Балканского полуострова, а последний этап - в Северо-Восточной Болгарии. На протяжении многих столетий гагаузы жили по соседству с болгарами, греками, турками, влахами (румынами), молдованами. Как отметил российский этнолог М. Губогло, значительную роль «в складывании этнической общности гагаузского народа на ранних этапах его истории сыграло принятие ими христианства. Позднее христианство стало одним из главных отличительных этнических признаков гагаузов, выделяющих их из остальной массы тюркоязычных народов Балканского полуострова, исповедующих ислам». (Губогло, 1967, 8)
Христианство коренным образом повлияло на ход этнических процессов, а также на духовную культуру предков гагаузов. С одной стороны, оно объединило генетически разнородные этнические компоненты в единую этническую общность. С другой стороны, оно сыграло роль этнического размежевания гагаузов-христиан от турецкого мусульманского населения Балкан и в то же время стало основой для близости разноэтничных народов (болгар и гагаузов). (Губогло, 1993, 15)
Переход предков гагаузов к оседлости сопровождался приобщением к христианской вере, в результате чего древний традиционно-бытовой календарь объединился с церковным христианским. Характерной чертой их религиозности было фанатическая преданность христианству, которая в то же время сочеталась со слабым или полным незнанием христианских догматов. Тем не менее, само осознание принадлежности к христианской вере, а также язык и народная культура позволили гагаузам сохраниться на Балканах как этносу.
После массового переселения различных групп балканских народов (в том числе гагаузов) в эпоху русско-турецких войн на территорию Бессарабии здесь значительно увеличилась мозаичность этнического состава населения, и дальнейшее этническое развитие гагаузов вступило в новый этап. Консервативность сельской общины, патриархальный уклад жизни, компактное проживание сыграли решающую роль в сохранении самобытности гагаузов на новой Родине (в Бессарабии).
Церковь оказала значительное влияние на эволюцию календарных обычаев и обрядов, синтезируя и вытесняя языческий субстрат. В рассматриваемый период (конец XIX - начало XX в.), который можно условно охарактеризовать словами историка русской церкви Е. Голубинского как "бессознательное двоеверие" (Голубинский, 1904, 839), многие дохристианские обычаи и обряды еще сохраняли свою функциональную значимость для людей, которые их совершали, то есть сохранилась вера в их магическую силу.
Народный календарь гагаузов, как и народные календари других народов, является результатом языческо-христианского синкретизма и включает в себя автохтонные обычаи и обряды, связанные с земледельческой и скотоводческой обрядностью. Церковь была не в состоянии полностью уничтожить языческие по содержанию обряды и потому прикрепила многие из них к определенным церковным праздникам, которые соответствовали им по времени. Следствием этого было включение элементов христианской обрядности в народные обряды, а также использование двойных названий для обозначения многих праздников, например: Hederlez - Ау Gorgi (Хедерлез - день Св. Георгия), Rusali $ar§ambasi — Prepoloveniye (Русальная среда - праздник Преполовение), Topai canavar gunti - Ovdeniye (день Хромого волка - праздник Введение в храм Богородицы) и т. д.
Методологическая основа исследования. Календарная обрядность представляет собой сложный комплекс обрядов и верований, возникших в различные исторические периоды. Методы изучения этих разнородных явлений требуют научного подхода с учетом специфики каждой из эпох. В результате реализации этих требований специалистами-этнографами была выработана общая методология изучения календарных обрядов народов Европы. Ее основные принципы изложены в трудах Е. Ферля, А. ван Геннепа, Е. Шнеевайса, В. Миллера, В. Манхардта, Ж. Гримма, Дж. Фрезера, М. Арнаудова, И. Гиною, Е. Аничкова, С. Токарева, В. Проппа, В. Чичерова и др.
Большинство исследователей единодушны в утверждении, что почти все народные календарные праздники и обряды тесно связаны с хозяйственной деятельностью крестьян. Проследить эту связь не всегда легко, так как она не носит непосредственный характер, а во многих случаях бывает опосредованной.
Автор диссертации использовал методологические разработки известных ученых, изучавших календарную обрядность (М. Арнаудова, И. Гиною, С. Токарева, В. Чичерова, В. Проппа, Б. Рыбакова, В. Иванова, В. Топорова, Т. Златковской и др.)
Основные методы исследования. Исследование строится на основе междисциплинарного подхода к анализу происхождения, развития и функциональной направленности календарных обычаев и обрядов с использованием принципа историзма и концептуальных схем в этнологии. В работе используются следующие методы: сравнительно-исторический -изучение эволюции народных обрядов и динамике их развития; типологический - при определении типов и видов обрядов. Подобные подходы обусловили структуру работы, главы которой дополняют друг друга, рассмативая различные стороны такого интересного и сложного явления, каким является народный календарь.
Наряду с другими проблемами в работе особо ставится вопрос о соотношении гагаузского народного календаря с турецким. Отмечается, что, несмотря на языковую общность и некоторые общие элементы в материальной и духовной культуре гагаузов и турок, их народные календари формировались под влиянием различных религий - христианства и мусульманства, что и определило их отличие. Этим и объясняется несопоставимость гагаузского и турецкого народного календаря. Поэтому, говоря о древнем пласте в календарной обрядности гагаузов, можно отметить лишь некоторые элементы сходства в обрядах и обычаях календарного цикла у гагаузов с турками и другими тюркскими народами.
Сравнительно-исторический подход к исследованию темы позволил выявить общие черты гагаузской календарной обрядности с календарной обрядностью народов Балкано-Карпатского региона, а также с восточными славянами, что является результатом существования общности, свойственной большой историко-этнографической области. С другой стороны, проявляется сходство гагаузских обычаев, обрядов и верований с некоторыми тюркскими народами, что подчеркивает наличие общих этногенетических корней.
С принятием христианства и изменением хозяйственно-культурного типа предками гагаузов был воспринят и христианский календарь, включавший в себя и языческую обрядность народов Балкано-Дунайского региона. Как было отмечено многими учеными (В. Мошков, М. Губогло и др.), процессы этнической консолидации гагаузов проходили в северо-восточной части Балканского полуострова в тесных контактах с болгарами. Это наложило свой отпечаток на календарную обрядность гагаузов, в которой прослеживается много общего с болгарскими народными традициями.
Хронологические рамки работы включают конец XIX - начало XX вв. в связи с тем, что наиболее ранние письменные свидетельства о календарной обрядности гагаузов относятся к последней четверти XIX века. В то же время, именно в конце XIX - начале XX вв. многие обычаи и обряды не только не были забыты, но и сохранили свою функциональную направленность.
Данная работа основана на собственных полевых исследованиях автора, проведенных в 1996-1998 гг., которыми были охвачены 15 гагаузских населенных пунктов юга Молдовы (Gagauz ¥ег1): с. Авдарма, с. Чок-Майдан, с. Конгаз, с. Бешалма, с. Дезгинджа, г. Чадыр-Лунга, с. Бешгёз, с. Баурчи, с. Гайдар, с. Джолтай, с. Томай, с. Казаклия, с. Копчак, г. Вулкэнепхть, с. Карбалия, и в трех гагаузских селах Украины: с. Димитровка, с. Виноградовка (с. Курчи), с. Котловина (с. Болбока). Некоторые села (Гайдар, Джолтай, Баурчи, Авдарма, Карбалия, Копчак) были выбраны автором по принципу наибольшей удаленности от главных дорог, железнодорожных путей, инонациональных сел, и представляют собой так называемую "гагаузскую глубинку". В этих селах народные обычаи и обряды длительное время сохраняли свой архаический характер, а некоторые из них исполнялись вплоть до недавнего времени.
Полевые исследования были проведены автором также в 4 гагаузских селах Болгарии в сентябре 2001 года: в Българево (Гяур сюютчук), Божурец, Генерал Кантаржиево (Чауш-киой), Кичево (Джеферли). Поскольку сравнение календарной обрядности гагаузов Молдовы и Болгарии - это тема для отдельной монографии, то в данной работе мы приводим этнографические материалы по календарной обрядности гагаузов Болгарии лишь по некоторым праздникам для более полного раскрытия сущности этих обрядов и определения территории их распространения.
Научная новизна исследования состоит в том, что в научный оборот вводятся новые этнографические материалы по календарной обрядности гагаузов, собранные автором в экспедициях 1996, 1998, 2001 гг. Впервые гагаузская календарная обрядность исследована в этнографическом аспекте в полном виде, включая обычаи и обряды всех временных циклов, а также охарактеризованы пространственно-временные представления гагаузов. Автор представил свою классификацию народных гагаузских обрядов и на основе сравнительно-сопоставительного метода исследования выявил специфические черты гагаузской календарной обрядности.
Изучение гагаузского народного календаря позволило рассмотреть вопрос о взаимосвязи трех форм идентичности гагаузов - этнической, конфессиональной и так называемой социально-бытовой. Задачей автора было на основе анализа имеюгцейся литературы, критического освоения небольших по объему источников, а также собственных полевых исследований показать объективную картину той части духовной жизни гагаузов, которая наиболее тесно связана с этнической идентичностью и является важным условием сохранения и воспроизведения самобытного образа жизни.
Существуют различные методы деления календарной обрядности по сезонам. В научной литературе используются различные способы классификации календарных праздников, обычаев и обрядов в хронологической последовательности для земледельческого и скотоводческого календаря (четырех, трех и двучленное деление годичных праздников).
Наиболее широко применяется деление календарных праздников и обычаев на три цикла. При этом одни исследователи объединяют в один цикл весенние и летние праздники (русский этнограф - В. Соколова, болгарские этнографы - Ж. Стаменова, М. Василева и др.). (Соколова, 1979) (Стаменова, 1987) (Василева, 1985) Другие исследователи объединяют в один цикл летние и осенние праздники (С. А. Токарев и авторы многотомного коллективного труда «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы»). (Календарные обычаи 1978) Русский этнограф С. Серов, используя трехчленное деление годичных праздников, выделяет в отдельные группы 1) праздники, связанные с завершением и 2) началом сельскохозяйственных работ; 3) праздники, относящиеся к зимнему и летнему солнцевороту. Данный способ членения, на наш взгляд, не вполне удобен, так как не позволяет включить, например, обряды вызывания дождя в ту или иную группу. (Историко-культурные ., 1988, 96)
Некоторые ученые (болгарские этнографы - Р. Попов, С. Гребенарова) используют двучленное деление года: зима - лето, которое более соответствует древнему скотоводческому укладу хозяйства (наступление лета - выгон скота на пастбища и наступление зимы - пригон скота с пастбища). (Попов, 1999) (Гребенарова, 1996)
В мировоззрении гагаузов сохранилось двуцикличное деление года (на лето и зиму - от праздника Не(1ег1ег (день Св. Георгия - 23 апреля / 6 мая) до праздника Казш (день Св. Димитрия - 26 октября / 8 ноября), то есть в народном календаре сохранились следы древней скотоводческой традиции. Однако с изменением хозяйственно-культурного типа и переходом от скотоводческой деятельности к земледельческой (с элементами полуотгонного скотоводства), гагаузская календарная обрядность исследуемого периода представляла собой в основном земледельческую обрядность. Поскольку земледелие стало основным видом хозяйственной деятельности, то и в народном календаре отразился весь цикл работ, связанных с земледелием, в основе которого лежали представления народа о линейности времени с 4-х цикличным делением года: весна, лето, осень, зима.
Автор диссертации, основываясь на разработанных в научной литературе методах научной калассификации календарной обрядности, использовала собственную научную классификацию гагаузской календарной обрядности, которая состоит из трех циклов - зимний, весенний, летне-осенний. Объединение лета с осенью и выделение летне-осеннего цикла определяется общей функциональной направленнностью ряда летних и осенних праздников и обрядов. Таким образом, опираясь на методологические принципы, разработанные сторонниками "трудовой теории" (В. Проппом, С. Токаревым и др.) отметим, что в основе используемого нами в работе деления года на три цикла лежит обусловленная сменой времен года цикличность сельскохозяйственных работ.
Деление года на три цикла условно, так как не всегда можно провести четкую границу между зимним, весенним и летне-осенним циклом. В то же время каждый из указанных временных циклов имеет свои характерные особенности. Отнесение того или иного обряда или праздника к определенному времени года определяется не календарной датой, а самим типом праздника или обряда, то есть его содержанием.
Данная работа не претендует на полное исследование материалов по календарной обрядности гагаузов во всем ее многообразии, тем более что объектом исследования являлся не какой-то отдельный цикл народного календаря, а весь народный календарь. В настоящем исследовании рассматриваются вопросы происхождения, эволюции и содержания земледельческих и скотоводческих обрядов гагаузского народного календаря.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке научных и популярных изданий посвященных гагаузской культуре, а также в качестве методического пособия при подготовке спецкурсов по истории и культуре гагаузов для школ, колледжей и университетов.
Для более полного исследования всех вопросов, связанных с происхождением и эволюцией того или иного обряда, необходимо изучение локальных форм проявления обрядов в гагаузских селах Молдовы, в том числе у гагаузов проживающих в Болгарии, Греции, Румынии, Украине, Казахстане.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Календарная обрядность гагаузов в конце XIX - начале XX вв."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ основных компонентов обычаев, обрядов и верований календарного цикла позволяет раскрыть ряд существенных особенностей развития и функциональных закономерностей, обусловивших специфическую роль народных праздников и обрядов на протяжении веков. Являясь неразрывной частью народного быта, они были призваны способствовать увеличению плодородия земли и плодовитости скота, а также росту семейного благополучия.
Главная функция народного календаря заключалась в регламентации хозяйственно-производственных процессов в жизни людей. Основу календарной обрядности составляли народные представления и верования, которые отражали древнее мировоззрение и христианское вероучение в обрядовой интерпретации. Время воспринималось крестьянами не как самостоятельная категория, а как часть явлений природы и социальной жизни.
К архаическим элементам относятся представления о пространстве и времени, которые связаны с культом Восходящего и Полуденного солнца.
В основе мифологических представлений гагаузов о природе (о роли Солнца и влиянии Луны на благополучие человека) лежат представления о единстве Человека и Природы, о тождественности микрокосма и макрокосма. Жизнь воспринималась как непрерывный процесс, в котором выделялись начало, середина и конец. Способ жизнедеятельности свойственный человеку переносился на Солнце и Луну, которые воспринимались как живые существа. Таким образом, важное место в представлениях гагаузов о времени занимала идея круговращения времени, основанная на восприятии космических циклов.
В народном календаре отразилось использование одновременно двух и и и и т-\ и моделей счета времени: циклической и линейной. В добалканский период в системе определения времени у предков гагаузов преобладали представления о цикличности времени. На Балканах с изменением хозяйственно-культурного типа довольно продолжительное время сосуществовали два способа счета времени: циклический и линейный. Со сменой хозяйственного уклада постепенно менялось соотношение типов обрядности, что в первую очередь отразилось в народом названии месяцев (преобладание названий месяцев, связанных с сельскохозяйственными работами).
В Бессарабии у гагаузов преобладала линейная система счета времени, что объясняется социально-экономическими изменениями протекавшими в бессарабский период и увеличением роли земледелия, в то время как циклическая система исчисления времени постепенно теряла свое значение. Одновременно с этим исчезали некоторые древние обряды животноводческого цикла, связанные с первым выгоном скота, обрядовым доением, употреблением первых молочных продуктов и т. д. В конце XIX века начался общий процесс сокращения всей обрядности, в ходе которого земледельческие обычаи и обряды, будучи связаны с преобладающим типом хозяйства, сохранились лучше, чем скотоводческие.
Наряду с тем, что народный календарь несет в себе хозяйственно-производственную информацию, он также является источником знаний о народной культуре, о национальных формах проведения досуга. Некоторые древние обряды и обычаи у гагаузов Молдовы долго сохранялись и исполнялись даже в конце XX века. Живучесть народных традиций объясняется преобладанием в быту патриархальных отношений, общинной системой землепользования, сохранявшейся долгое время, консервативностью взглядов крестьян, силой общественного мнения, компактностью их проживания.
На разные временные циклы приходится неодинаковое количество народных праздников и обрядов. Основная их часть была сосредоточена в зимний и весенний циклы, а также в "переходный " период от весны к лету.
Общая направленность обрядов зимнего цикла - стремление и т-ч и подготовить» успешное начало сельскохозяйственного года. В основе зимней обрядности лежат обычаи и обряды, посвященные повышению плодородия земли и плодовитости скота и обеспечению благополучия крестьянского хозяйства в целом.
Содержание весенней обрядности подчинено одной цели: содействовать процессу возрождения природы, в основе которой лежат древние представления об умираюгцей и воскресающей природе, связанные с культом предков. Важное место в этом цикле занимают обряды, приуроченные к началу сельскохозяйственных работ.
Обряды и обычаи летне-осеннего цикла направлены на «обеспечение» плодородия земли и на сохранение созревшего урожая. Важное место в этом цикле занимают обряды, связанные с «пищевым табу», с поминовением умерших, как форма «благодарения» живых за их помощь в выращивании урожая. Большая часть сельскохозяйственных работ, связанная с уборкой урожая, начиналась в летний период.
Изучение народных обычаев и обрядов позволяет выявить существование в гагаузской календарной обрядности отдаленных реликтов ранних форм религии: фетишизма (культ камня, воды, природы, огня), тотемизма (культ волка), анимизма (Русалии), культа плодородия (праздник урожая), культа предков (Чистый четверг. Маленькая Пасха и др.). В основе календарных обычаев и обрядов лежат различные верования и виды магии: инициальная, контактная, имитативная, апотропеическая.
Календарная обрядность гагаузов Бессарабии характеризуется единством содержания обрядов при некотором разнообразии их форм. Существуют отдельные локальные варианты, различия между которыми проявляются в обрядовой одежде, в возрастном составе участников обряда, в элементах обрядовых действий, в продолжительности и дате празднования. Варианты в обрядовых действиях в разных районах или селах объясняются некоторыми объективными факторами: этническими традициями жителей села, степенью межэтнических влияний и др.
Принятие христианства и переход на оседлость явились тем рубежом, который во многом определил содержание гагаузской календарной обрядности, связав духовную культуру гагаузов с христианскими земледельческими народами, но при этом в ней сохранились и древние черты. Во многих обычаях и обрядах проявляется контаминация земледельческой и скотоводческой обрядности, а также религиозный синкретизм.
На раннем этапе генезиса гагаузской культуры большую роль сыграли несколько тюркских этнических компонентов (печенежский, огузский, кьгачакский (половецкий). На более позднем этапе значительное культурное влияние оказали соседние народы. Изучение вопроса этнического взаимодействия и взаимовлияния между предками гагаузов и народами Балкано-Дунайского региона (и в первую очередь болгарами, греками, румынами, молдованами), с одной стороны, и восточными славянами, с другой стороны, позволило выявить общие и специфические черты календарной обрядности гагаузов. В результате длительного совместного проживания и этнокультурных контактов предков гагаузов с народами Балкано-Карпатского региона сформировалось много сходных обычаев и обрядов, отражающих специфику данного региона, основанную в значительной степени на фракийских обрядовых традициях.
Корни гагаузской календарной обрядности не однородны и непосредственно связаны с этапами в этнической истории гагаузов, которые не пропорционально представлены в гагаузском народном календаре. На наш взгляд можно выделить три периода, связанных с генезисом гагаузской календарной обрядности: добалканский (тюркский), балканский, бессарабский.
Добалканский пласт является наиболее древним и включает в себя обычаи, связанные с культурным наследием тюркских кочевых этносов (со скотоводческой обрядностью) из которых сформировался гагаузский народ. Этот пласт в календарной обрядности гагаузов сохранился слабо, что объясняется его более ранним происхождением, чем балканский и бессарабский пласты.
Тюркский элемент в гагаузской календарной обрядности проявляется в использовании скотоводческого календаря по отношению к земледельческой обрядности; в воззрениях на волка, как символа доброго предзнаменования. (Урманчеев, 1978, 12-23) Много терминов, относяш,ихся к добалканскому пласту и обозначающих понятия времени и пространства, а также названия некоторых праздников являются тюркского происхождения: gun duumasi -восход солнца, gun duusu - восток (рождение Солнца), gun batisi - запад / закат солнца, uulen - юг / полдень, uulen-gunduusu - юго-восток, Ау — Месяц, Gun -Солнце, Eni YU- Новый год и др.
Различные параллели с обрядами и верованиями ряда тюркских народов наблюдаются: в содержании и структуре праздников Hederlez и Kasim (с турками, туркменами); в совершении обряда курбан и способе приготовления обрядового блюда (с узбеками и турками); в общих корнях образов Русали и Пери, а также в связи конных скачек с культом предков (у гагаузов с другими тюркскими народами). (Коев, 1963, 128-130) (Кармышева Дж., 1986, 60, 65) (Серебрякова, 1979, 45)
Балканский пласт связан с древними обычаями и обрядами, в первую очередь земледельческого характера, которые в определенной степени были восприняты предками гагаузов у соседних народов во время их проживания на Балканах. Сопоставление гагаузских календарных обычаев и обрядов с аналогичными по функции обрядами народов Балкано-Карпатского региона выявило их значительное сходство, что объясняется длительным совместным проживанием в общей историко-этнографической области. Это позволяет говорить как о заимствованиях некоторых обычаев и обрядов, так и о их типологическом сходстве.
Собранные нами этнографические материалы показывают, что гагаузская календарная обрядность во многом схожа с календарной обрядностью болгар. Общность проявляется не только в обрядах языческого происхождения, но и в праздниках, связанных с христианской религией, что объясняется сложившимися историческими условиями (принятием гагаузами христианства от болгар). Ряд церковных наименований праздников греческого происхождения были заимствованы гагаузами из болгарского языка (Blagu§teni, Ispas, ТгоЦа, Pobrejene и др.).
Многие названия праздников образованы с помоп1ью терминов различного происхождения, например: Kirkmegik, Kirkayoz, Rusali gar§ambasi, Rusali aftasi и др.
К балканскому периоду относится значительное число терминов календарной обрядности, которые, в основном, связаны с древними традициями и также являются заимствованиями из болгарского языка: Kolada - Рождество, Yeni gunu - Енев день, kitka - обрядовый букетик из цветов, Survaki - обычай поздравления с Новым годом, ВаЫп den - Бабин день, Pipiruda, Germango -обряд вызывания дождя, Lazari и Boenet - весенние девичьи обычаи, pera§ki -вид расписных яиц, sveti - святой и др.
В той части народного календаря, в которой в значительной степени проявляется влияние христианства, важное место занимают термины греческого происхождения: ayazma - освященная вода, ayoz - святой, Vaatiz -Крещение, Panaiya - Богородица, proroA: - пророк (Покровская, 1974, 140) и другие, например: poyraz - север (Turk9e sozluk, 1988, 1198)
Арабско-персидские лексические заимствования, которые пишутся в соответствии с их фонетической адаптацией в гагаузском языке, относятся к добалканскому и балканскому пласту: названия праздников Hederlez и Kasim, дни недели {даг§атЬа (среда), per§emba (четверг), ситаа (пятница), pazar (воскресенье) и некоторые другие термины, например: kurban -жертвоприношение животного, vakit - время, afta - неделя, огид - пост, sabaa - утро и др.
Бессарабский пласт более поздний и связан с культурным взаимодействием гагаузов с соседними народами, и в первую очередь с молдованами и восточными славянами (украинцами), на новой родине в Бессарабии.
В результате тесных этнокультурных контактов гагаузов с румынами и молдованами гагаузская календарная обрядность обогатилась значительным числом разнофункциональных обрядов, например: Stauaylan gezmaa -колядование «со звездой», Bugaylan gezmaa - колядование с «бухаем», Puluklan gezmaa - колядование с «плугом», Ekinnan kutlamaa - обряд Посевания, Sarmisak beklemaa - обычай Хранения чеснока и терминологией Кгадип -Рождество, Ajun - канун Рождества, Крещения, Dragayka - праздник летнего солнцестояния, Foka - день Св. Фоки, Kirika§kop - день Св. Кирика, sfintu -святой, Мо§а - Троицкая суббота, Duminika mari - Троица, Ziua kruga -праздник Воздвижения Креста Господня, карга (Kapnylan gezmaa)-колядование с «козой» и др.
Сходство гагаузской календарной обрядности с обычаями, обрядами и верованиями восточных славян, в частности с украинцами и в некоторой степени с русскими, проявляется в русальной обрядности, в праздновании Масленицы, в Прощеном воскресенье, в новогодней обрядности (использование маски козы, близких по содержанию колядок).
Анализируя гагаузскую календарную обрядность в целом, следует отметить, что некоторые обряды, распространенные у народов Балкано-Дунайского региона приобрели у гагаузов некоторые специфические черты (Пипируда, Лазари, Русальные праздники. Масленица, обрядность Тодорова дня. Вознесения, праздника Хедерлез, 40 мучеников).
Суммируя вышесказанное отметим, что характерной чертой гагаузской календарной обрядности конца XIX - начала XX вв. является синкретизм языческой и христианской обрядности, контаминация земледельческой и скотоводческой традиций, а также наличие в ней разных этнокультурнъхх" компонентов (тюркского, южнославянского, греческого, восточно-романского и восточнославянского).
Исследование проведенное автором показало, что в конце XIX - начале XX вв. происходил процесс разрушения народных обрядов, который был обусловлен изменениями социально-экономического уклада. В начале XX века исчезли межсельские праздники (Сборы), Тем не менее, ряд праздников и обрядов сохранился. Обряд жертвоприношения животного (курбан) и в настоящее время является важной составной частью христианской православной обрядности у гагаузов, хотя традиционный способ приготовления обрядового блюда уже не всегда соблюдается.
Наиболее устойчивыми оказались обряды и обычаи, связанные с почитанием умерших, прикрепленные к определенным датам церковного календаря (Чистый четверг, канун Вознесения, Прощеное воскресенье, 40 мучеников. Маленькая Пасха, Троица). Поминальная обрядность, будучи связана с индивидуальной психикой человека (страх перед загробным миром), является наиболее консервативной и в меньшей степени подвержена влияниям со стороны духовенства и общества.
Некоторые сохранившиеся обычаи и обряды исполняются и в настоящее время в измененном виде, испытав определенную эволюцию. Одним из последствий этого процесса явилось значительное сокращение обрядов. Другой не менее существенный аспект заключается в изменении направленности их содержания: прежние магические акты утратили свое значение, превратившись в развлекательные действия. Намного возросли зрелищные моменты обрядов -танцы, музыка, спортивные состязания.
Список научной литературыКвилинкова, Елизавета Николаевна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Национальный Архив РМ, Ф. 208. Кишиневская Духовная Консистория.
2. Архив Национального историко-этнографического музея им. Д.Кара Чобана.с.Бешалма (Комратский район).
3. Архив отдела гагаузоведения Института межэтнических исследований АН РМ.
4. Архив Института археологии и этнографии АН РМ.5. Архив диссертанта.
5. Внебогослужебные собеседования в приходе с. Кубей, Аккерманского уезда, всвязи с кратким очерком религиозно-нравственного состояния прихожан. -КЕВ. 1892.-№3.-С. 5 5-5 8;-№4.-С. 65-76.
6. Деятельность архиепископа Иринарха в период управления им Кишиневскойепархией (1844-1858).-КЕВ. 1911.-№ 33, 34. С. 1148-1150.
7. Козак И. Дезгинже, болгарский приход Бендерского уезда // КЕВ. 1978. № 6.- С. 233-254.
8. Малай К. Приход Чок-Мейдан Бендерского уезда // КЕВ. 1875. № 22.-С. 830-843.
9. Нефталимов Е. Из села Гайдар Бендерского уезда. (Письмо в редакцию) //
10. КЕВ. 1872. -№ 14. С. 446-448.1. БИБЛИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
11. ЕАгаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв.-Ашхабад, 1969.-295 с.
12. Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири.1. Новосибирск, 1980. 320 с.
13. Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на западе и у славян / Отделениерусского языка и словесности. Т. 74. - Санкт-Петербург, 1903. - 795 с.
14. Арнаудов М. Очерки по българския фолклор. Т. I-I1. - София, 1969.
15. Арнаудов М. Студии върху българските обреди и легенди. Т. 1. София, 1971.-Т. II.-София, 1972.-468 с.
16. Басилов В. Н. Легенда: верить или не верить? // Советская этнография (далее СЭ).1974.-№ 1.-С. 163-172.
17. Басилов В. Н. О туркменском «пире» дождя Буркут-баба // СЭ. 1963. № 3.- С. 42-52.
18. Басилов В. Н. Культ святых в исламе. Москва, 1970. - 144 с.
19. Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. Москва, 1969.- С. 269-270.
20. Баялиева Т. Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе,1972.- 167 с.
21. Баялиева Т. Д. Религиозные пережитки у киргизов и их преодоление. Фрунзе,1981.- 100 с.
22. Беновска М. Сущность и естетически измерения на обреда Герман // Обреди иобреден фолклор. София, 1981. - С. 235-255.
23. Богатырев П. Г. Магические действия, обряды и верования Закарпатья // Вопросытеории народного искусства. Москва, 1971.
24. Боргояков М. И. Гуннско-тюркский сюжет о прародителе-олене (быке) //
25. Советская Тюркология (далее СТ). 1976. -№ 3. С. 55-59.
26. Ботезату Г. Г. Молдавский фольклор. -Кишинев. 1976. -207 с.
27. Буджактан сеслар: Литература йазылары / Хазырл. Д. Танасоглу. Кишинев,1959.-227 с.
28. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестанав XIX начале XX вв. - Ленинград, 1988. - 197 с.
29. Булатова А.Г. Традиционные весенне-летние праздники девушек в горном
30. Дагестане и формы их современного бытования // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1982-1983 гг.-Тезисы докладов.-Ч. I. Черновцы, 1984. - С. 160-162.
31. Булгар С. С. Дев адамын оолу: Масаллар. Кишинев, 1990. - 64 с.
32. Булгар С. С. Жанавар йортулары. Кишинев, 1990. - 317с.
33. Българските алиане (Сб. етнографски материали). София, 1991. - 218 с.
34. Българско народно творчество. В 12-ти томах. / Отбор. И характеристика от М.
35. Арнаудова. Т.1. - София, 1976. - 729 с; / Отобр. и ред. М. Арнаудов, X. Вакарелски. - Т. V. - София, 1962. - 666 с.
36. Българск1я народныя пъсни / Собр. Л. Каравеловым. Москва, 1905. - 165 с.
37. Бэешу Н.М. Манифестэрь етнографиче ши фолклориче традиционале ындиминяца примей зиле а анулуй // Фолклористикэ ши фолклор. Кишинэу,1970.-П. 39-54.
38. Бэешу Н. М. К вопросу об истории развития обряда поэтического текстатрадиционного «Плугушора» // Женурь ши спечий фолклориче. Кишинэу, 1972.-С. 88-111.
39. Бэешу Н. М. Поезия популаре молдовеняскэ а обичеюрилор де Анул Ноу.- Кишинэу, 1972. 236 п.
40. Бэешу Н. М. Поезия популаре а обичерилор календариче / Алкэт., комент.
41. Н. Бэешу. Кишинэу, 1975. - 464 п.
42. Вакарелски X. Етнография на България. Изд. 2. - София, 1977. - 671 с.
43. Василева М. Календарные прадници и обичаи // Добруджа. Етнографски,фолклорни и езикови проучвания. София, - 1974.
44. Василева М. Лазаруване (Български празници и обичаи). София, 1982. - 87 с.
45. Василева М. Календарни празници и обичаи // Етнография на България. Т. III.-София, 1985.-С. 89-139.
46. Василева М. Календарни празници и обичаи // Капанци. Бит и култура на старогобългарско население в Североизточна България. (Етнографски и езикови проучвания) София, 1985. - С. 89-139.
47. Василева М. Коледа и Сурва. София, 1988. - 93 с.
48. Белецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. Москва,1978.-235 с.
49. Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха / Сборникотделения русского языка и словесности. Собр. соч. - Т. XXXII.- Санкт-Петербург, 1883. -461 с.
50. Виноградова Л. Н. Заклинательные формулы в календарной поэзии славян и ихобрядовые истоки // Славянский и балканский фольклор. Генезис, архаика, традиции. Москва, 1978. - С. 7-26.
51. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян
52. Генезис и типология колядования). Москва, 1982. - 254 с.
53. Время и календарь в традиционной культуре. Тезисы докладов Всероссийскойнаучной конференции. Санкт-Петербург. 1999. - 195 с.
54. Гагауз фольклору / Собир. и сост. Н. И. Бабоглу. Кишинев, - 1969. - 260 с.
55. Гагаузские народные сказки / Сост. и пер. П. Чеботаря. Кишинев, 1998. - 224 с.
56. Гагаузские сказки / Собр. и обр. Ю. Лопатков и А.Тукан. Кишинев, 1958. - 123 с.
57. Гагаузский фольклор: Песни и сказки / Пер. В. Худякова, Москва, Хазина //
58. Днестр, 1960. № 3. - С. 68-78.
59. Гагаузско-русско-молдавский словарь: 11500 слов / Сост. Г. А. Гайдаржи,
60. Е. К. Колца, Л. А. Покровская, Б. П. Тукан: Под ред. проф. К. А. Баскакова.- Москва, 1973. 664 с.
61. Гагаузско-русский и русско-гагаузский словарь / Сост. Бабогло Н. И. Кишинев,1996.-365 с.
62. Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов горного Дагестана.1. Москва, 1991.- 180 с.
63. Генчев С. Обичаи и обреди за дъжд // Добруджа. Етнографски, фолклорнии езикови проучвания. София, 1974. - С. 345-351.
64. Гмыря Л. Б. Языческие культы у гуннов северо-восточного Кавказа // Обряды икульты древнего и средневекового населения Дагестана. Махачкала, 1986. -С. 90-108.
65. Голубинский Е. История русской церкви. Москва, 1904. - С. 839
66. Гордлевский В.А. Османские суеверия о зверях.; Материалы для османскогонародного календаря Изб. Соч. - Т. IV. - Москва, 1968. С. 88-91.
67. Гордлевский В. А. Элементы культуры у касимовских татар. Изб. Соч. - Т. IV.1. Москва, 1968.-С. 188-213.
68. Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»? (К толкованию «Слова о полку
69. Игореве».) Изб. Соч. - Т. П. - Москва, 1961. - С. 482-504.
70. Гордлевский В. А. Народный календарь. Изб. Соч. - Т. III. - Москва, 1962.- С. 58-65.
71. Градешлиев И. Коледуването в село Българево, Толбухински окръг, в сравнение страдициите на старого местно население от Североизточна България // Български фолклор. Год. XIII, - София, 1987, - Кн. 1, - С. 46-54.
72. Градешлиев И. Краят на един мит и началото на една легенда // Историческипреглед. 1991, кн. 1. - С. 80-89.
73. Градешлиев И. Гагаузите. Изд. 2. - София, 1994. - С. 127.
74. Гребенарова С. Календарни обичаи и обреди // Странджа. Материальна и духовнакултура. София, 1996. - С. 305- 350.
75. Губогло М. Н. Малые тюркоязычные народы Балканского полуострова (К вопросуо происхождении гагаузов) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, 1967.
76. Губогло М. Н. Этнокультурные данные о кочевом прошлом гагаузов //
77. Археология, этнография и искусствоведение Молдавии. (Материалы и исследования). Кишинев, 1968. - С. 51-60.
78. Губогло М. Н. Гагаузы // Наука и жизнь, 1969. № 10. - С. 99-103.
79. Губогло М. Н. Гагаузская терминология по скотоводству // Тюркскаялексикология и лексикография. Москва, 1971. - С. 217-236.
80. Губогло М. Н. Гагаузская антропонимия // СТ, 1973. № 2. - С. 84-92.
81. Губогло М. Н. К изучению гагаузов в тюркоязычном мире Юго-Восточной
82. Европы в свете современных задач балканистики // Балканские исследования. Исторические и историко-культурные процессы на Балканах. Российский этнограф. № 17. - Москва, 1993. - С. 7-20.
83. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. Москва, 1993. - 526 с.
84. Демидов С. М. О верованиях и обычаях туркмен, связанных с огнем //
85. Исследования по этнографии туркмен. Ашхабад, 1965. - С. 163-190.
86. Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей.- Чебоксары, 1969. 175 с.
87. Державин Н. С. Болгарские колонии в России. Таврическая, Херсонская и
88. Бессарабская губернии. София, 1914. - 233 с.
89. Державин Н. С. О наименовании и этнической принадлежности гагаузов //-СЭ. 1937 .-№ 1.-С. 80-86.
90. Джикиев А. Этнографический очерк населения Юго-восточного Туркменистана.-Ашхабад, 1972.- 108 с.
91. Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры.-Ашхабад, 1983.- 117 с.
92. Динеков П. Български фолклор. Първа част. - Второ издание. - София, 1972.- 587 с.
93. Динчев К. Българската фолклорна култура от Таврия (и от Бесарабия) висторическом контексте // Българите в Северного Причерноморие: Изследвания и материали. Том трети. - Велико Търново, 1994. - С. 341-350.
94. Добруджа. Етнографсюя, фолклорни и езикови проучвания. София, 1974. - 497 с.
95. Дражева Р. Д. Обряды, связанные с охраной здоровья в праздник летнегосолнцестояния у восточных и южных славян // СЭ. 1973. -№6.-С. 109-119.
96. Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии / Сб. ст. под ред.
97. В. Н. Басилова. Москва, 1986. - 205 с.
98. Дурбайло М. А. Баллада тюркулери: Солпет топлуму / Хазырл. М. А.Дурбайло.-Кишинев, 1991.-190 с.
99. Дурбайло М. А. Гагаузские народные баллады с образом желтой змеи // СТ. 1990.-№2.-С. 31-47.
100. Дыханов В. Я. а) Культ умерших в календарной обрядности болгар и гагаузов
101. Украины // История и культура болгар и гагаузов Украины и Молдовы. -Кишинев, 1999.-С. 177-190.
102. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / Пер. Т. В. Цивьян. Москва,1986. -234 с.
103. Еремеев Д. Е. На стыке Азии и Европы. (Очерки о Турции и турках). Москва,1980. -236с.
104. Етнография на България. Духовна култура. Т. III. София, 1985. - С. 89-139
105. Етнографски проблеми нанародната духовна култура. (Сб. ст.) София, 1989.-263с.
106. Живков Т. Обредност и обредно изкуство // Обреди и обреден фолклор.-София, 1981.-С. 7-28.
107. Живков Т. Народна поезия // Българска народна культура. Наука и изкуство.-София, 1981.-С. 174-180.
108. Жигульский К. Праздник и культура. Москва, 1985. - 334 с.
109. Забылин Н. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.-Москва, 1989.-607 с.
110. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Т. I. Вып. ТУмершие неестественнойсмертью. Петроград, 1916. - 312с.
111. Зеленин Д. К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников.1. Петергоф, 1917.
112. Зеленин Д. К. Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии. Ч.П. //
113. Сборник музея антропологии и этнографии. Москва, 1929. - 165с.
114. Зеленин Д. К. Истолкование пережиточных обрядов // Советская этнография,1934.-№ 5.-С. 4-16.
115. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. Москва, 1991, - 507 с.
116. Зеленчук В. С. Очерки молдавской народной обрядности (XIX начала XX вв.)-Кишинев, 1959.-94 с.
117. Зеленчук В. С. Народные традиции и современность. Кишинев, 1980.
118. Зеленчук B.C. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (Этнические исоциально-демографические процессы). Кишинев, 1979. - 287 с.
119. Зеленчук B.C., Попович Ю. В. Антропоморфные образы в обрядах плодородия увосточно-романских народов (XIX начало XX вв.) // Балканские исследования: Проблемы истории и культуры. - Москва, 1976. - С. 195-201.
120. Земцовский И. И. Песни, исполнявшиеся во время календарных обходов дворову русских // СЭ. 1973. - № 3. - С. 38-47.
121. Златковская Т. Д. О происхождении некоторых элементов кукерского обряда уболгар // СЭ. 1967. № 3. - С. 36-46.
122. Златковская Т. Д. К проблеме взаимодействия древнебалканских идревнеславянских культур: обряд сурвакания у болгар // СЭ. 1976. № 6. - С . 59-70.
123. Златковская Т. Д. а) К истории провинциальной культуры в римской империи
124. Розалии на Балканах и в Малой Азии) // Проблемы античной истории и культуры (доклады XIV Международной конференции античников социалистических стран «эйрене»). Ереван, 1979. - С. 94-100.
125. Златковская Т. Д. б) Некоторые проблемы этногенеза молдован в свете данных
126. ИХ весенней обрядности // Этническая история и этнография восточных романцев. Москва, 1979. - С. 106-126.
127. Иванов В. В. Топоров В. И. Исследования в области славянских древностей.-Москва, 1974.-343с.
128. Иречек К. Няколко бележки върху остатоците от печенези, кумани, както и върхутъинаречените народи гагаузи и сургучи въ днешна България // Периодическо списание на българско книжовно дружество в Средец, год. VII. - кн. 32-33. -Среден, 1890.-343с.
129. Историко-культурные аспекты этнографический исследований. (Сб. ст.) -Москва, 1988.
130. Йорданова Л. Изкуство и народни обичаи. София, 1982. - 127 с.
131. Кавалов А. И. Календарни празниции // Българска етнология. София, 1998.
132. Кавалов А. И. Календарни празници и обичаи в град Твъдица, България и в село
133. Твардица, Республика Молдова // История и культура болгар и гагаузов Молдовы и Украины. Кишинев, 1999. - С. 190-201.
134. Кагаров Е. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции.-Санкт-Петербург, 1913.
135. Календарни празници и обичаи на българите. Енциклопедия. София, 1996.-95 с.
136. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Москва, 1989. - 359 с.
137. Календарь и календарная обрядность народов Дагестана. / (Сб. ст.). Махачкала,1987.- 106 с.
138. Каравелов Л. Памятники народного быта болгар. Москва, 1961. - 277 с.
139. Кармышева Дж. X. Земледельческая обрядность у казахов // Древние обряды,верования и культы народов Средней Азии. Москва, 1986. - С. 50-70.
140. Кармышева Б. X. Архаическая символика в погребально-поминальнойобрядности узбеков Ферганы. // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Москва, 1986. - С. 139-190.
141. Квилинкова Е. Н. Гагаузский религиозный деятель Д. Чакир: жизнь идеятельность. §tiinta. Chi§inau, 1995. - № 12. - С. 6.
142. Квилинкова Е. Н. Курбан: общее и особенное. §tiinta. Chi§inau, 1997, - № 1-2.-С. 15.
143. Квилинкова Е. Н. Обряд вызывания дождя у гагаузов // Сборник Научных
144. Трудов Комратского Государственного Университета. Комрат, 1999.- С. 99-107.
145. Квилинкова Е. Н. Гагаузско-славянско-молдавские общности в русальнойобрядности // Unitatea poporului Republicii Moldova §i problema idenfitatii etaice: Materiale confirintii din 4-5 mai 1999, raporturi §i comunican. Chi§inau, 2000.-R 136-139.
146. Квилинкова E. H. Тодоров день гагаузский обряд / - Мысль. - Кишинев, 2000.-№1.-С. 95-96.
147. Квилинкова Е. Н. Культ волка у гагаузов // Мысль. Кишинев, 2000. - № 2.- С. 83-85.
148. Келар С. П. Скарби Буджацького краю: Дещо про гагаузьк! народи! казки //
149. В1дродження, 1993. № 10. - 21 с.
150. Киранов С. Борьба приходского священника с предрассудками и суевериямиприхожан-болгар//КЕВ. 1875.-№ 21.-С. 770-788;-№ 22. С. 818-823.
151. Коев И. Турецкий народный весенний праздник «Идреллез». (По материалам издеревни Севар Разградского округа Болгарии) // СЭ. 1963. № 1. - С. 128-130.
152. Козлова К. И. Этнография народов Поволжья. Москва, 1964. - 175 с.
153. Колева Т. А. За происхода на пролетните момински обичаи // Проблеми набългарския фолклор. София, 1972. - С. 367-372.
154. Колева Т. А. Весенние девичьи обычаи у некоторых южнославянских народов //1. СЭ. 1974.-№5.
155. Колева Т.А. Георгиев день у южных славян. (Обычаи, связанные сживотноводством) // СЭ. 1978. № 2. - С. 25-38.
156. Конский А. Простонародные праздничные обычаи в Бессарабии // КЕВ. 1870.-№23.
157. Кононов А. Н. Способы и термины определения стран света у тюркских народов
158. Тюркологический сборник. 1974. Москва, 1978. - С. 72-89.
159. Короглы X. Г. К тюркско-венгерским фольклорным связям // СТ. 1988. № 3.- С. 24-29.
160. Королева Э. А. Кэлушары // СЭ. 1991. -№ 5. С. 27-35.
161. Краев Г. Бабин ден. Български празници и обичаи. София, 1985, - 80 с.
162. Курогло С. С. Поминальные обряды и обычаи гагаузов в XIX начале XX вв. //
163. Изв. АН МССР: серия общественных наук. Кишинев, 1975. - № 3. -С. 79-83.
164. Курогло С. С. Семейная обрядность гагаузов в XIX начале XX вв. - Кишинев,1980.- 138 с.
165. Курылев В. П. Хыдырэллез пережиток древнего земледельческого культа в
166. Малой Азии // Филология и история тюркских народов (Тезисы докладов). Ленинград, 1967.
167. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Москва, 1983. - 535 с.
168. Литература сабаалыклары ушак башчаларында / Уйдурду хем чевирди
169. Н. И. Бабогло. Кишинев, 1990.
170. Лобачева Н. П. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии //
171. Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Москва, 1986.- С. 7-29.
172. Лугуев С. А. Рудименты календарных праздничных обычаев и обрядов всовременном быту аварцев // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1982-1983 гг. Тезисы докладов. Ч. I. Черновцы, 1984. - С. 166-168.
173. Лукьянец О. С. Русские исследователи и молдавская этнографическая наука в
174. XIX начале XX века. - Кишинев, 1986. - 112 с.
175. Манов А. Потеклото на гагаузите: Техните обичаи и нрави. Варна, 1938.- 183 с.
176. Маринов В. Принос към изучаването на бита и кулстурата на турците и гагаузитевъ Североизточна Бъгария. София, 1956. - 360 с.
177. Маринов В. По въпроса на произхода на гагаузите в България / Сборник в честна член кореспондент Йордан Захариев. София, 1964. - С. 157-166.
178. Маринов Д. Избр. Произв. Народна вяра и религиозни народни обичаи. Т. I.- София, 1981. С. 378-712; - Т. II. 1984. - 937 с.
179. Марков Г. Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественнойорганизации. Москва, 1976. - 318 с.
180. Маруневич М. В. Поселение, жилище и усадьба гагаузов Южной Бессарабии в
181. XIX начале XX в. - Кишинев, 1980, - 168 с.
182. Матеевич А.(Матеевич А.) Религиозные мотивы в поверьях и обрядахбессарабских молдован // КЕВ. 1911. № 13-14. - С. 592-599.
183. Матеевич А. (Матвеевич А.) Новый год у молдован. Очерк молдавскихрелигиозно-бытовых традиций // КЕВ. 1913. №16-17, 18, 20; 1915. - № 47. -С. 1325-1346.
184. Матеевич А.(Матеевич А.) Молдавские празднования от Пасхи до
185. Пятидесятницы//КЕВ. 1913.-№ 16, 17.
186. Мещерюк И. И. Социально-экономическое развитие болгарских и гагаузских селв южной Бессарабии (1808-1856 гг.). Кишинев, 1970. - 341 с.
187. Милетич Л., Старото българско население въ Североизточна България. София,1902.
188. Миньков Л. И. Календарно-аграрные обычаи и обряды белорусского Полесья в
189. XIX начале XX в. // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1928-1983 гг. Тезизы докладов. - Черновцы, 1984. - С. 174-177.
190. Мифологический словарь / Главн. ред. Е. М. Мелетинский. Москва, 1990.-671 с.
191. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. Москва, 1991. - Т. I. - 671 с,- Москва, 1992. Т.П. - 719 с.
192. Молдаване. Очерки истории, этнографии, искусствоведения. Кишинев, 1977.- 458 с.
193. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск. 1968. - 159 с.
194. Мошков В. А. Гагаузы Бендерского уезда. Этнографические очерки и материалы
195. Этнографическое Обозрение (ЭО). 1900. -№ 1. С. 1-135; 1901. -№ 2. -С. 1-44; 1901.-№ 4.-С. 1-80; 1902.-№3.-С. 1-63; 1902.-№ 4.-С. 1-91.
196. Мошков В.А. Наречия бессарабских гагаузов // Образцы народной литературытюркских племен, изд. В. Радловым. -Ч. X. СПб., 1904. - С. I-XXXII.
197. Муродов О. Представления о дэвах у таджиков средней части долины Зеравшана
198. СЭ. 1973.-№ 1.-С. 148-155.
199. Мухиддинов и. Реликты доисламских обычаев и обрядов у земледельцев
200. Западного Памира XIX начала XX в. - Душанбе, 1989. - 98 с.
201. Народностна и битова общность на Родопските българи. София, 1969. - 239 с.
202. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. I. Москва, 1962.-766 с; - Т. П.-Москва, 1963.-777 с.
203. Народы Европейской части СССР, Т. П. - Москва, 1964.-917 с.
204. Народы Зарубежной Европы, Т. I. - Москва, 1964. - 590 с.
205. Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. (Сб. ст.)-Москва, 1985.-307 с.
206. Народы Кавказа. Т. I. - Москва, 1960.-610 с.
207. Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса. -Москва, 1975. -177 с.
208. Обреди и обреден фолклор. София, 1981.-347 с.
209. Оглан хем Мари-кыз. -Киев, 1990.-23 с.
210. Плетнева С. А. Кочевники средневековья. -Москва, 1982. 186 с.
211. Плетнева С. А. Половцы. Москва, 1990. -204 с.
212. Покровская Л. А. Песенное творчество гагаузов. Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата филологических наук. Ленинград, 1953. - 18 с.
213. Покровская Л. А. Народные песни гагаузов Молдавии и Украины: Сообщениесоветской делегации: (Первый конгресс балканских исследований. София, 26 авг. 1 сент. 1966 г.). - Москва, 1966. - 22 с.
214. Покровская Л. А. Мусульманские элементы в системе христианской религиознойтерминологии гагаузов // СЭ. 1974. № 1. - С. 139-144.
215. Покровская Л. А., Чернышева М. Б. Народные песни гагаузов. Москва, 1989.-80 с.
216. Покшишевский В. В. Гагаузы юга Молдавской ССР // Памяти акад. Берга.- Москва-Ленинград, 1955. С. 383-400.
217. Попов Р. Пеперуда и Герман (Български празници и обичаи). София, 1989.-83.
218. Попов Р. Към характеристиката на българските народни вярования свързани спериодите на преход към зимата и пролетта // Етнографски проблеми нанародната духовна култура. София, 1989. - С. 52-73.
219. Попов Р. Календарни празници и обичаи // Ловешки край. Материальна идуховна култура. София, 1999. - С. 293- 320.
220. Попович Ю. В. Молдавские новогодние праздники. Кишинев, 1974. - 124 с.
221. Попович Ю.В. Праздник последнего снопа. Кишинев, 1972. - 36 с.
222. Потапов Л. П. Умай божество древних тюрков в свете этнографических данных
223. Тюркологический сборник. 1972: (Памяти П. М. Мелиоранского). Москва, 1973. - С. 265-286.
224. Потапов Л. П. Элементы религиозных верований в древнетюркскихгенеалогических легендах // СЭ. 1991. № 5. - С. 79-86.
225. Правила орфографии и пунктуации гагаузского языка» (авторы Г. А. Гайдаржи,
226. Е.К. Колца, Л. А. Покровская). Комрат, 1994. - 88 с.
227. Православные праздники. Москва, 1990. - 63 с.
228. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Ленинград, 1963. - 143 с.
229. Религиозная обрядность: содержание, эволюция, оценки. Киев, 1988. -271 с.
230. Робев И. Тракийските гагаузи // Векове, 1988. - № 3. - С. 36-42
231. Руденко С. И. Новогодние обрядовые празднества у курдов // Фольклор иэтнография. Обряды и обрядовый фольклор. Ленинград, 1974.
232. Русско-турецкий словарь. Москва, 1977. - 563 с.
233. Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // Советская археология (СА).1967.-№2.-С. 91-116.
234. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Москва, 1981. - 607 с.
235. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. Москва, 1987. - 782 с.
236. Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев: Центрально-азиатскиевлияния. Новосибирск, 1984. - 121 с.
237. Салакая Ш. X. Обрядовый фольклор абхазов // Фольклор и этнография. Обрядыи обрядовый фольклор. Ленинград, 1974.
238. Салмин А. К. Духи требуют жертв. Чебоксары, 1990. - 164 с.
239. Свешникова Т. Н. Волки оборотни у румын // Balcanica. Лингвистическиеисследования. Москва, 1979. - С. 208-221.
240. Свешникова Т. Н. Волк в контексте румынского погребального обряда //
241. Исследование в области балто-славянской духовной культуры.200201.202.203.204.205206207.208209210211212213214
242. Погребальный обряд. Мосьсва, 1990.
243. Сейидов М. А. Заметки о гуннской мифологии // СТ. 1970. № 2. - С. 107-116.
244. Серебрякова М. И. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне. Москва, 1979.- 166 с.
245. Скальковский А. О ногайских татарах живущих в Таврической губернии // Журнал министерства народного просвещения. Санкт-Петербург, 1843. -Ч. 1-2.
246. Скальковский А. Болгарские колонии в Бессарабии и Новороссийском крае. -Одесса, 1848.- 156 с.
247. Славянский и балканский фольклор: Этногенетическая общность и типологические параллели. Москва, 1984. - 278 с.
248. Снесарев Г. П. О некоторых причинах сохранения религиозно-бытовых пережитков у узбеков Хорезма // СЭ. 1957. № 2. - С. 60-72.
249. Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. Москва, 1969. - 336 с.
250. Снегирев М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Москва, 1990.-71с.
251. Соколова В. К. Календарные обряды и поэзия восточнославянских народов в начале XX века // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. V Международный съезд славистов. Москва, 1978. - С. 355-400.
252. Соколова В. К. Масленица // Славянский и балканский фольклор. Москва, 1978.-С. 48-70.
253. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX начале XX в. - Москва, 1979. - 287 с.
254. Соколова В. К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах // Обряды и обрядовый фольклор. (Сб. ст.) Москва, 1982. - С. 11-24.
255. Соколова В. К. Особенности календарных обрядовых песен восточных и южных славян // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. IX Международный съезд славистов. Москва, 1983. - С. 224-240.
256. Соколова 3. П. Культ животных в религиях. Москва, 1972. - 211 с.
257. Сорочяну Е. С. Зимняя календарная обрядность болгар юга Молдовы и Одесской области середины XX века // Страницы истории и этнографии болгар
258. Молдовы и Украины. Кишинев, 1995. - С.92-105.
259. Сорочяну Е. С. Терминология болгарской календарной обрядности в сравнениис гагаузской (На материале болгарских и гагаузских говоров Бессарабии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва, 1995. - 18 с.
260. Сорочяну Е. С. Гулять, так гулять! Святочно-новогодняя обрядностьгагаузов // Педагогический журнал, Кишинев, 1999. - № 1-2. - С. 68-74.
261. Спатару Г. И. Молдавский новогодний обрядовый фольклор // Фольклор иэтнография. Обряды и обрядовый фольклор. Ленинград, 1974. -С. 110-117.
262. Спатару Г. И. Драма популарэ молдовеняскэ. Кишинэу, 1976. - 238 с.
263. Стаменова Ж. Календарни празници и обичаи // Пловдивски край. (Етнографскии езикови проучвания). София, 1987. - С. 244-283.
264. Стеблева И. В. Культурные контакты тюркских народов в древности и раннемсредневековье // СТ. 1987. № 3. - С. 83-87.
265. Стоиков Н. Религиозно-нравственное состояние болгарских колоний в
266. Бессарабии со времени их основания до настоящего времени // КЕВ. 1910. -№36.-С. 1267-1280;-№37.-С. 1307-1311;-№ 38. С. 1355-1366; -№4 1.-С. 1463-1478;-№42.-С. 1510-1516; 1911.-№ 1-2, -С. 5-14;-№4.-С. 142-152.
267. Студий ши материале де фольклор. Кишинэу, 1971. - 222 п.
268. Сырку П. (Сирков П.) Святочные обычаи и песни бессарабских молдован на
269. Рождество и Новый год // КЕВ. 1874. № 5. - С. 207-221.
270. Сырку П. А. Из быта бессарабских румын // Живая старина. № 1-2.-Петроград, 1914.-С. 148-182.
271. Сычева В. А. Арабские и персидские заимствования в лексическом составегагаузского языка // СТ. 1973. С. 24-30.
272. Танасоглу Д. Созбашы // Буджактан сеслар: Литература йазылары / Хазырл.
273. Д. Танасоглу. Кишинев, 1959. - С.3-15.
274. Терещенко А. Быт русского народа. Санкт-Петербург, 1848. - 348 с.
275. Тодорова Д. Календарни празници и обичаи на гагаузите във Варненско //
276. Известия на Народния музей Варна. Кн. 23 (38). - Варна. 1987. - С.177-185.
277. Токарев С. А. Этнографические наблюдения в балканских странах // СЭ. 1946.-№2.-С. 200-210.
278. Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX начала
279. XX века. Москва, 1957. - 163 с.
280. Токарев С. А. Этнография народов СССР. Москва, 1958.-615с.
281. Токарев С. А. Народные обычаи календарного цикла в странах зарубежной
282. Европы. (Опыт структурно-исторического анализа) // СЭ. 1973. № 6. - С. 15-29.
283. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. Москва, 1990. - 621 с.
284. Толстов С. П. Религии народов Средней Азии // Религиозные верования народов
285. СССР. (Сб. ст.) Т. I. - Москва-Ленинград, 1931.
286. Толстов С. П. Последам древнехорезмийской цивилизации. Москва-Ленинград,1948.-327 с.
287. Толстой Н. И., Толстая С. М. Заметки по славянскому язычеству.
288. Вызывание дождя в Полесье) // Славянский и балканский фольклор. -Москва, 1978.-С. 95-130.
289. Толстые Н. И. и С. М. Заметки по славянскому язычеству. Защита от града в
290. Драгичеве и других сербских зонах // Славянский и Балканский фольклор. Москва, 1981.-С. 44-120.
291. Толстые Н. И. и С. М. Заметки по славянскому язычеству. (Первый гром в
292. Полесье. Защита от града в Полесье.) // Обряды и обрядовый фольклор. (Сб. ст.) Москва, 1982. - С. 49-83.
293. Топоров В. В., Иванов В. Н. Исследования в области славянских древностей.-Москва, 1974.
294. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время.
295. Вещный мир. Новосибирск, 1988. - 224 с.
296. Трофимова А. Г. Обряды и празднества лезгин, связанные с народнымкалендарем//СЭ. 1961.-№ i. C . 143-148.
297. Тульцева Л. А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре. (В связи свопросом о культе птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор. Москва, 1982. - С. 163-178.
298. Турецко-русский словарь. Москва, 1972. - 833 с.244245246247248,249250251252253254.255.256.257258259
299. Тюркологический сборник. Москва, 1981. - 296 с.
300. Уразманова Р. К. Народный праздник сабантуй у татар // СЭ. 1977. № 1.- С. 94-100.
301. Федоров Я. А., Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. Москва, 1978.-293 с.
302. Фолклор дин Бужяк / Алк. Г. Г. Ботезату ши алт. Кишинэу, 1982. - 430 п. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. - Ленинград, 1974.- 274 с.
303. Чакир Д. Историко-статистическое описание церкви и прихода с. Исерлии Аккерманского уезда // КЕВ. 1891. № 22. - С. 736-742; - № 23.- С. 776-784;
304. Чеботарь П. Что воскликнул турецкий паша. Кишинев, 1990. - 123 с.
305. Чимпоеш Л. С. Дастанный эпос гагаузов. Кишинев, 1997. - 199 с.
306. Чичеров В. И. Русские колядки и их типы // СЭ. 1948. № 2. - С. 105-129.
307. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря
308. XVI XIX вв. (Очерки по истории народных верований). - Москва, 1957. -235 с.
309. Чичеров В. И. Русское народное творчество. Москва, 1959. - 521 с.
310. Шабашов А. В. К проблеме этногенеза гагаузов. Новые подходы // История икультура болгар и гагаузов Молдовы и Украины. Кишинев, 1999. -С. 154-177.
311. Шайкевич Б. А. К вопросу о генезисе и развитии колядных песен и обрядов // СЭ.1933.-№ 1.-С. 141-158.
312. Шаповалова Г. Г. Егорьевский цикл весенних календарных обрядов славянскихнародов и связанный с ним фольклор // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Ленинград, 1974. - С. 125-135.
313. Шаповалова Г. Г. Майский цикл весенних обрядов. (Связи фольклора с древнимипредставлениями и обрядами) // Фольклор и этнография. Москва, 1977. -С. 104-111.
314. Шереметьева Л. Д. К вопросу об исследовании народного календаря (наматериале украинской этнографии) // СЭ. 1973. № 1.
315. Элиаде М. Космос и история. Москва, 1987. - 309 с.
316. Этнография каракалпаков конец XIX начало XX в. - Ташкент, 1980. - 203 с.
317. Этнография народов СССР. (Сб. ст.) Ленинград, 1971. - 153 с.
318. Юфу 3. Български пародии песни (от селата Княжна и Валя Драгулуй
319. Румъния). София, 1991.-350 с.
320. Argun§ah М. Gagauz Halk Edebiyatinda Osmanli Turk Kulturunun Men // Turk
321. Kulturu. 1991. Eylul. 341. S. 15- 20.
322. Butura V. Cultura spirituala romaneasca. Bucure§ti, 1992.
323. Buzila V. Painea aliment §i simbol. Chi§inau, 1999. - 373 p.
324. Caraman P. ObrzAd kol?dowania u Slowian i Rumunov. Krakowie, Prace Komisjietnograficzneu. nr. 14. 1933. - 630 p.
325. Ciachir М. Religiozitatea gagauzilor // Viata Basarabiei. 1934. Nr. 3. - P. 21-28.278.279280281282283.284285.286.287.288289.290.291292.293.294.295.296.
326. Gennep A. van. Les rites de passage. Paris, 1909.
327. Jula N., Manastireanu V. Traditii §i obiceiuri Romane§ti. Editura pentru literatura
328. Turk Folklor Ara§tirmalan. istambul, 1949 // Македонски фольклорни списанияна институтот за фолклор. Скоп je, 18. IX. 1976. - С. 142-143.
329. TurkAe sozluk. С. 2: K-Z. - Ankara, 1988.
330. Vladutiu I. Etnografia romaneasca. Bucure§ti, 1973.
331. Vulcanescu R. Mitologie romana. Bucure§ti, 1987. - 711 p.
332. Zaiaczkowski Wl. Gagavuz folkloru (Gagauze folklore) // Proceedings of the Firstinternational Congress for Turkish folklore. Ankara, 1976. - S. 249-257.
333. Zelenciuc V. Obiceiul agrar Dragaica Sanzienele // Revista de etnologie. - Chi§inau,1997.-Nr. 1(2).-R 24-34.1. ПРИМЕЧАНИЯ
334. Праздник первой борозды исполнялся также у припамирских народностей на Новый год. В обряде первой борозды использовали модель плуга сделанную из ивовых веток, а затем бросали немного семян в землю. (Древние обряды ., 1986, 81)
335. Прим. 4) Колядование с маской козы исполняется и в настоящее время в некоторых гагаузских селах, например: в с.Копчак.
336. В некоторых районах Болгарии Св. Атанас почитался как покровитель скотоводов и пчеловодов; этот день также праздновался от чумы, в жертву приносили барана или черную курицу. (Календарные обычаи 1973, 280)
337. Календарни празници, 1996, 7) У молдован этот день отмечался, как пастушеский праздник. (Сырку, 1914, 157)
338. Прим. 9) Ряженье на Масленицу имело место у гагаузов Болгарии. (Манов, 1938, 115-116)
339. Прим. 12) Восточные славяне также отмечали праздник в честь лошадей в день Св.
340. Флора и Лавра (18 августа). В некоторых местах скачками в честь праздника устраивали скачки. (Зеленин, 1991, 93)
341. Зарубежной, 1964, 590) (Гордлевский, 1962, 61)
342. Прим. 31) У грузин, например, после обхода женщинами домов с "куклой" и сбора продуктов для общей трапезы, эти продукты продавали, а деньги употребляли напокупку барашков и козлят.
343. Прим. 37) А. И. Веселовский указал на различное происхождение двух разных обрядов Русалий: зимних (от древнегреческого праздника в честь Диониса) и весенних (от римского весеннего праздника Розалий). (Веселовский, 1883, 261-262)
344. С другой стороны, способ исполнения обряда (Встреча и Проводы Русалий), а также некоторые воззрения на образ Русалий подчеркивают связь гагаузского обряда Русалии с восточнославянским обрядом (Златковская, 1978, 216-217) (Зеленин, 1916, 202)
345. Прим. 39) Хоро в левую сторону с такой же целью известено у болгар и исполнялось на Рождество и в день Св. Георгия. (Шаповалова, 1974, 130-134)
346. Забылин, 1989, 66-70) (Зеленин, 1916, 237-240) (Терещенко, 1848, 137) (Пропп, 1963, 78-81)
347. Прим. 47) В последний день Русальной недели, в субботу, у молдован было принятоодаривать тарелками с едой в честь умерших, в основе которого лежитпредохранительная магия уберечься от злого воздействия Русалий.
348. Возможно, данный обычай связан не с днем Рождества Иоанна Крестителя (24 июня), а с днем Иоанна Крестителя (7 января).
349. Прим. 50) Подобный факт, «непразднование» солнечных дат, за исключением дня весеннего равноденствия, наблюдается и у некоторых народов Северного Кавказа (например, лезгин). (Трофимова, 1961,145-147)
350. Прим. 58) У тюркоязычных народов Средней Азии и Северного Кавказа накануне весеннего Навруза или непосредственно в праздник жгли костры и перепрыгивали через них. (Народы Средней 1963, 118, 180) (Булатова, 1988, 47) (Гаджиев, 1991, 85-86)
351. Прим. 61) Такая же пословица известна и у турок Болгарии. (Българските алиане, 1991, 145)