автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Каравайные песни Белорусского Полесья (историография, семиотика, специфика жанров)

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Ермакова, Людмила Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Каравайные песни Белорусского Полесья (историография, семиотика, специфика жанров)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Каравайные песни Белорусского Полесья (историография, семиотика, специфика жанров)"

АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ЭТНОГРАФИИ И ФОЛЬКЛОРА ИМЕНИ К.КРАПИВЫ

УДК 392.51(=826) + 392.8(=826)

>Г6 од

5 ИЮН 1995 Ерыаяава Людмила Леонидовна

КАРАВАЙИЕ ПЮЙ БООРУССКОГО ПОЛЕСЬЯ (ксторзатграфия, семиотика, специфика жанров)

10.01.09. — фольклористика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Минск — 1995

Работа выполнена в Белорусском государственном университете I Гомельском государственном университете им. Ф.Скорины

Научный руководитель - _

кандидат филологических наук, доцент ) Захарова В. А. 1

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Кабашников К.П. кандидат филологических наук Крук И. И.

Оппонирующая организация -

Белорусский государственный университет культуры

Зашта состоится Ш^ОССА. ^995 года в -у/ часов н

заседании специализированного совета К 006. 07. 01 по присувде нио ученой степени кандидата наук в Институте искусствоведения этнографии и фольклора имени К.Крапивы АН Беларуси (220600 г.Минск, ул.Сурганова, д. 1, корп.2).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научнс библиоть:-;е имени Якуба Коласа АИ Беларуси (г.Минск, ул.Сургаис ва, д.15).

Автореферат разослан " 1995 г_

Ученый секретарь специализированного совета

Л.М.СОЛОВЕЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации может быть охарактеризована с нескольких сторон. Косвенно ее выражает тот Факт, что народная свадьба Белорусского Полесья привлекает внимание исследователей уже более столетия. К этому добавляется и острота переживаемого момента. Стремительный бег современной цивилизации все в большей степени оставляет на обочине многие знания, навыки, приобретенные человечеством, а подчас и целые культурные системы, и это, по словам X. Ортега-и-Гассета, вызывает "грозные симптомы надвигающегося варварства". В рассматриваемом конкретном случае эти тенденции усиливаются социальными последствиями чернобыльской катастрофы. Поэтому и для обеспечения преемственности интеллектуального и духовного поиска народа, необходимой для возрождения национального самосознания и белорусской государственности, и для зашиты культуры от хаотического разрушения продолжение этих исследований является не только актуальной, но и неотложной задачей.

В оценке актуальности темы существенную роль играют также качества самого объекта исследования. Свадебный обряд как один из трех важнейших обрядов перехода в жизни отдельного' человека (рождение, свадьба, смерть) ритуализирован с древнейиих времен и потому несет в себе в виде готовых, устоявшихся форм отпечатки различных сторон жизнедеятельности многих предыдущих поколений. Тем самым свадебный обряд и сопровождающая его поэзия дают богатый материал для фольклористики, одной из основных задач которой и является изучение духовной жизни народа в прошлом и настоящем посредством анализа этих готовых продуктов человеческой культуры.

Традиционная полесская свадьба особенно ценна тем, что это свадьба так называемого караванного типа Важно отметить, что караванный обряд и его поэзия хорошо сохранились среди сельского населения и дошли до наших дней в живом бытовании, по-прежнему сочетая в себе и утилитарную и поэтическую функции. При этом он является развитым магическим обрядом и представляет собой не одномоментное действие, а цепочку самостоятельных, но взаимосвязанных между собой ритуалов, длящихся в течение всей свадьбы. Это, с одной стороны, помогает глубже разобраться в механизмах функционирования народного сознания, а, с другой, позволяет по-

1 Никольский Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности.- Минск, 1956.

- £ -

нять "культурный контекст" с его бытовыми опоэтизированными pea лиями. дает возможность увидеть и расшифровать смысл как отдель ных "знаков", так и всей мифопоэтической системы, которая свя зана с каравайным обрядом и его поэзией. Таким образом, каравай ный обряд и его поэзия дают редкую возможность для расшифровк "социальной наследственности", без чего нельзя понять истоки закономерности развития и степень влияния народного творчества.

Реализация этой возможности требует комплексного, системнс го изучения этого явления культуры. Такая работа до сих пор eu не была проведена, но усилия многих исследователей создали xj нее хорошие предпосылки. Реферируемая работа как раз и наделе* на решение этой назревшей и актуальной исследовательской задач*

Пель и задачи исследования. С формальной точки зрения ос новной целью работы является научная систематизация средстваь фольклористики всего массива каравайных песен Полесья, — kà зафиксированных в разнообразных печатных источниках, так и со( ранных в полевых фольклорных экспедициях с участием автора.

При этом, в виду специфики бытования каравайных песен, да! ■ная задача исследования решается как составная часть более обои и столь же актуальной задачи, системного изучения каравайного о( ряда и■его поэзии в их связях с материальными и духовными стор( нами жизни народа.

Научная новизна подученных результатов характеризуется npi жде всего тем, что вместе они составляют комплексное и моногр. фически цельное исследование уникального явления в белорусск< народной свадьбе -- каравайного обряда и его поэзии, новыми я: ляются и следующие основные результаты диссертации:

1) на основании собственных наблюдений и разысканий друг исследователей установлен терминологический смысл понятия "кар вай" (см. описание раздела 1.4);

2) представлена схематическая модель каравайного обряд отражающая наиболее общие виды его бытования, пространственные временные параметры, основные функциональные характеристи собственно обряда, сопровождающих его песен и каравая; уточне функции всех караванных чинов (см. 1.5):

3) выявлены жизненные истоки каравайного обряда и генет ческая связь каравая с календарной обрядностью (Куст, Kvnauis др.), обозначена их общекультурная база и в русле этого высвеч ны следы древнейших языческих культов;

4) сделана попытка объяснить и дешифровать семантику и нг

начение ритуальных и вербальных компонентой караванного обряда:

5) обращение к технике человеческого общения дало возможность взглянуть на каравай с точки зрения обрядовой игры, праздника и позволило обнаружить карнавальное начало и элементы "сме-ховой культуры" в рассматриваемых песнях и в обряде;

6) исследованы методологические аспекты и предложены новые подходы в проблеме жанровой классификации наиболее архаичных жанровых форм — малых обрядовых песен:

7) проведена филологическая классификация жанров каравайных песен, с опорой на перечисленные выше результаты большинство песен отнесено к следующим четырем основным типам: заклинательные. ритуальные, величальные и корильные песни;

6) собраны и дополнены собственными версиями автора гипотезы происхождения термина "каравай" Сони даны в приложении).

Перечисленные результаты и выносятся на зашту.

Практическая значимость полученных результатов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсе истории культуры, белорусоведения, в научной, учебной и практической работе, связанной с исследованием малых жанров аутентичного фольклора. Полученные результаты показывают актуальность и дают основу для продолжения и углубления исследований рассматриваемого уникального явления народной культуры. Они могут быть полезны при изучении социодинамики культуры и социальной психологии, при расшифровке и использовании достижений народной педагогики. Они также дают ключ к проблеме сохранения и переосмысления народных традиций и включения их в новую культурную среду.

Апробация результатов диссертации. Основные положения и результаты исследования докладывались на десяти конференциях (Гомель, 1980, 1984, 1985, 1993. 1994; Минск. 1981, 1991. 1993. 1994) и опубликованы в двенадцати печатных работах. Некоторые ив них получили положительный отклик в печати.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской современной литературы Белгосуниверситета, кафедры русской литературы и кафедры белорусской литературы Гомельского госуниверситета им. Ф.Скорины, сектора фольклора Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси, научного семинара при кафедре русского фольклора Московского госуниверситета им. М.В.Ломоносова (1987. руководитель — профессор Б.П.Аникин).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и приложения. Ее полный объем — 123 страницы.

Список использованных источников содержит 1ЭЗ наименования и ы нимает 14 страниц, приложение •— 6 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Бо введении дана общая характеристика работы, обоснована t актуальность, сформулированы цели и задачи исследования, пер« числены главные результаты, выносимые на защиту, указаны возмо* ные сферы их практического использования.

ГЛАЗА 1. КАРАВАЙНЫЙ ОБРЯЛ гчАК ФОЛЬКЛОРйО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В первой главе очерчен ареал распространения каравая в вое точнославянском мире, перечислены основные источники, содеожаш упоминание о каравае, сделан обзор наиболее значимых описаш каравайного обряда и его поэзии. Исходя из общекультурного коз текста,•выявлены и промаркированы основные функции, а также caí ральные и другие знаковые характеристики полесского свадебноз каравайного обряда, сохранившего наиболее полнокровный облик. 1.1. Традиционный каравай на восточнославянском фоне Хлеб и его заменители Сзерно, каша) издавна пользовали< особым уважением в славянском мире. По мнению Б.Б.Иванова Б.Н.Топорова, караванный обряд, в основе которого лежит кул! хлеба, нашел отражение у восточных, южных Са косвенно и у зала, ных) славян и может быть возведен к общеславянскому Одна/ только восточнославянский каравай сохранился в живом бытовании донес до наших дней "архаичные представления, сопоставимые с н; иболее древними свидетельствами об остатках язычества в сам) старых памятниках других славянских традиций"

Представленные сведения позволяют говорить о широте pací ространения каравая в Беларуси, Украине и России, что дает ochi вание вести историю каравайного обряда от времени единой гос; дарственной и культурной общности трех братских народов. Иссл' дователь великорусской свадьбы А.И.Козаченко ставил использов. ние обрядового хлеба в один ряд с древнейшими обычаями, легши

1 Иванов В.В., Топоров В.Н. Каравай // Мифологический сл> варь,- М. : Советская энциклопедия, 1991.- С. 277.

~ ЗваноУ У.У., TanapoV У. H. Арха1чныя рысы рытуялау, пав рья? 1 рзл1г!йных уяУленняу на тэрыторы! Беларуси // Беларуск

i славянскае мовазнауства.- Мн.: Навука i тэхнгка, 1979,- С. 8

в основу развития последующей свадебной обрядности: "выкуп, ко-ровай, свадебный поезд, участие свадебных чинов, выворачивание шубы, проводы невесты, расплетение косы, брачная постель, обрядовая пища" 1. Первые упоминания о свадебном хлебе-каравае можно обнаружить в "Слове некоего христолюбив" (XI в.), в котором автор сетует на то, что наблюдаемое им явление "не брак, а идоло-служение", в "Слове святого Григория" и в более поздних источниках. описывающих события, связанные со вступлением в брак представителей княжеских родов.

Одно из первых известных сегодня свидетельств об обрядовом хлебе на территории Беларуси относится к XVI веку и принадлежит Яну Ласицкому, оставившему записи, посвященные брачным обычаям населения здешних мест.

Названные письменные источники слишком обрывочны и не дают полного представления о средневековой свадебной обрядности, но они подтверждают, что восточнославянский каравай, широко используемый в свадебной обрядности как простого народа, так и высшего сословия, имеет древнее происхождение, .а значит и расшифровку его надо вести с учетом традиций и верований, идущих ив древних эпох.

1.2. Белорусский каравайнкй обряд в описаниях середины XIX - начала XX веков

Попытка столь широкого охвата материала вызвана необходимостью найти ту основу, то стабильное ядро е многогочисленных вариантах караванного обряда, которые позволили бы перейти к исследованию отдельных сторон, таких как семиотика, мифология и типологизашя караванных песен.

Работы, содержащие какие-либо сведения о каравае и каравай-ном обряде, достаточно отчетливо распадаются на две группы — работы описательного характера и аналитические работы.

Начиная с XIX века этнографическая литература содержит достаточно разнообразную информацию о каравае. В работах А.Терещенко, А.Киркора, Л.Бобровского, П.Гильтебрандта, Н.Носовича, П.Чу-бинского и других даны сведения о всевозможных местных вариантах каравайного обряда и сопровождающих его песен, об исполнителях обряда и самом хлебе-каравае. Наиболее богатое описание полесского каравайного обряда в лрошлом веке принадлежит П.Чубинско-

1 Козаченко А. И. К истории великорусского свадебного обряда /7 Советская этнография.- 1957, N С. 27.

- б -

му, собравшему 147 песенных текстов.

Сведения о караьайном обряде и его песнях пополнили в нача ле XX века П.Шейн, И.Бессараб, А.Розенфельд. И.Копаневич, С.Ма левич, Е.Романов и другие. Так, например, корреспондент сборник П.Шейна мозырский священник С.Сулковский отмечал церемониально богатство полесской свадьбы и, говоря о строжайшем соблюдем жителями всех ритуальных действий, подчеркивал: "...обрядоьа сторона свадьбы возведена как бы в догмат и равносильна, по к понятию, церковному браку". При этом уже тогда многие собирател высказывали тревогу за степень сохранности народной культурь испытывающей разрушительное влияние цивилизации.

Среди работ исследовательского плана одна из первых попытс уяснить значение, внутреннюю сторону каравайного обряда, сод?1 жится в этюде В.Крачковского "Быт западнорусского селянинг (1874'). М. Ловнар-Запольский в своих исследованиях "Мотивы с-ьг дебных песен шнчуков" (раздел "Коровайные песни") (1836) и "?1 туальное значение коровайного обряда у белорусов" (1308) проан; ■лидировал религиозно-мифическое и юридическо-бытовое назначен] каравая. Е.Карский в книге "Белорусы" (1916) дал свое объяснен] происхождению обрядового действия, в том числе и каравайного.

Перечисленные работы испытали значительное влияние публик; ций А.Потебни "и купальских огнях и сродных с ними представл' ний" (1667) и "Объяснение малорусских и сродних народных песе: (1683), раскрывающих представление о символическом характе: свадебного хлеба, а также воздействие книги Н.Сумцова "Хлеб обрядах и песнях" (1855), в которой проведен анализ обрядово употребления хлеба и мифологических истоков его культа.

Итак, перед исследователями XIX века каравай представал виде "обязательной священной принадлежности крестьянской свад бы" и изображал собой брачный союз или дар божеский.

1.3. Полесский свадебный каравай на современном этапе

Информация, собранная в 20-е — 40-е годы, свидетельству о вхождении традиционной свадьбы, в том числе караванного обр да, в быт деревни и в новых исторических условиях. Среди собир телей и составителей сборников в этот период можно выдели Н.Листопада. А.Немцевича, Т.Котова, А.Шлюбского, М.Горецког Э.Голубка, Н.Богдановича, З.Эвааьд и С.Сахарова.

В послевоенные десятилетия и настоящее время образцы кар вайного обряда опубликованы в сборниках М.Федаровского, З.Може ко. К.Пвирки, Л.Малаш. В.Захаровой, поэта и фольклориста Н.Гид

вича.

Исследователь истории религии и культуры К.Никольский в монографии "Происхожение и история белорусской свадебной обрядности" (1956) выделил два типа свадьбы у белорусов: столбовой, распространенный на севере Беларуси, и караьайный. обнаруживаемый в различных регионах республики. По его мнению, изготовление каравая означало явление и воплощение бога Каравая - Вырапая (Боропая) - Рая, предстающего в нескольких лицах. Б.Иванов и Б. Топоров в трудах по знаковым системам в конце 50-х годов дали семиотическую интерпретацию каравая и караванного обряда, отождествив каравай с мировым деревом. Эти наблюдения подтверждены ими в энциклопедии "Мифы народов мира" (1930) и в Мифологическом словаре (199Г).

Б би-е годы каравайный обряд и его поэзию в оамках традиционной свадьбы исследуют филологи-Фольклористы Л. Малаш и о. Захарова. Так, в предисловии ко второй книге академического издания материалов по белорусской свадьбе (1981) Л.Малаш бегло остановилась на характеристике художественно-тематического своеобразия каравайных песен. Ею предпринята попытка разделения караванных песен на следующие жанровые типы: заклинательные. императивные, повествовательные, шуточно-сатирические и величальные. Вопрос с жизненных истоках-культа каравая и о внепесенных связях обрядовой караванной поэзии затронула во вступительной статье к сборнику "Пзлескае вяс-елле" С1984) Б.Захарова.

Б 1988 г. в книге "Северобелорусская свадьба" искусствовед Т. Барфоломеева подчеркнула в качестве одной из особенностей свадьбы на севере Беларуси относительно слабую по сравнению с Полесьем) развитость каравайной церемонии при отчетливо выраженном внимании к караванному ритуальному хлебу.

Б исследовании "Белорусские народные обряды" (1994' ?ткому-зыкологи поставили каравай в один ряд с такими древними календарными обрядами как "гуканне" весны, волочебный. кустовой, купальский и отнесли каравайные песни по типу к средневековым.

Среди других работ, проливающих сьет на каравайный обряд, выделяется исследование Г.Пашковой "Етнокультурн1 зв'язки укра-1ншв та белорус!в Пол1сся" (1978) и монография Л. Балашова и др. "Русская свадьба..." (1985).

Из проведенного обзора вытекает, во-первых, что данное явление традиционной народной культуры имеет глубокие корни, богато по содержанию и заслуживает пристального внимания исследова-

- & -

телек самых разных научных направлений. Во-вторых, несмотря на имеющиеся наработки, резервы в изучении караванного обряда еще очень велики. Это касается как проработки отдельных ранее обозначенных позиций, так и всестороннего филологического анализа караванных песен, оставшегося практически вне поля зрения ученых. Б-третьих, отчетливо обнаруживается, что ограничение рассмотрения каравайного обряда территорией Полесья может служить первым шагом на пути к отысканию эталонной конкретно-исторической модели этого обряда.

1.4. Культурно-исторический и мифологический подтекст каравайной обрядности

Учет множества пространственных и временных параметров реального бытования караванного обряда и анализ песенного репертуара позволили уточнить диапазон его фольклорно-этнографических значений. Показано, что каравай в народной свадьбе выступает: 1) как сакральный обрядовый хлеб; 2) как обряд выпечки и раздела ритуального хлеба каравая; 3) как мифологическое существо КАРАВАЙ. ВЫРАПАЙ (ВОРОБАЙ). РАЙ; 4) как универсальный мифологический символ с достаточно широким кругом значений.

Каравай у полешуков соединяется с представлением о магии первого дня, то есть с представлением об изоморфизме первого дня целой жизни, всему ряду дней. Невыросший. подгоревший хлеб сулил несчастье в будущей жизни.

Сакральная мотивированность таких универсальных противопоставлений как первое и последнее, часть и целое, верх и низ у т.п. в проекции на связь между хлебом и долей оказала большое влияние на формирование особых правил обращения с обрядовым хлебом, которые также приведены в работе.

Помимо самого каравая высшей сакральностью наделялись дрова, вода, продукты, используемые при выпечке хлеба, производственно-технические операции я этапы изготовления, нередко обставленные мантикой, атрибуты техники (дежа, лопата, печь),-; также исполнители обряда.

В этом же разделе рассмотрены культурно-исторические корн] перечисленных символов, истоки культа хлеба, выявлены след] древнейших языческий культов: культ умирающей и воскресающе: природы, культ воды и огня, культ зайца, птичек, медведя (медве^ дицьО. культ Фаллоса, культ Рода и рожениц, культ предка (куль души умершего -- культ тотемического предка — культ семейно-ро дового опекуна). С этим культам примыкает культ каравайниц

культ кузнецов. Эротика в каравае тесно связана с традициями смеховой народной культуры. Рожденный амбивалентным восприятием мира "ритуальный смех" каравайного обряда переплетается с зачинающим. производительным низом, а значит, и с главной идеей брака, идеей плодородия. В каравайном обряде хорошо видны и элементы праздника, игры и пережитки общинных дарений.

В работе расшифрована антитеза "дар-жертва". Затронута также проблема новаций, касающихся прежде всего песенных текстов, вобравших отдельные христианские элементы и некоторые реалии нового времени.

1.5. Базовая модель каравайного обряда

На основании рассмотренных материалов и с помощью развернутых описаний современной Полесской свадьбы, сохранившейся в наиболее полном объеме, в данном разделе составлена следующая схематическая многоплановая модель бытования "каравая", отражающая наиболее характерные отношения, в которых находятся каравай -как объект обрядовых действий, каравайный обряд и его участники.

1. В 19-ом веке и начале 20-го века каравайный обряд был широко распространен на всей территории Беларуси, но, по ряду причин, в живом бытовании дошел до нас преимущественно в Полесском регионе.

2. Ритуальный хлеб-каравай на Полесье имеет богатую изобразительную символику: это и воткнутые в каравай веточки с определенным количеством отростков, украшенных цветной бумагой и засушенными растениями, которые привязывают яркими (преимущественно красными) ниткаыи; это также зооморфные, фитаморфные, антропоморфные, астральные, солярные, фаллические и прочие геометрические фигурки из теста. В соединении с другими фактами эти украшения дают основание считать каравай универсальным мифологическим символом с широким кругом значений, а именно, позволяют считать его то символом солнечного божества, небесного семейства, молодых, то символом богатства (доли), брачного союза, то символом, тождественным мировому дереву.

3. Каравай пекли и пекут обычно в доме жениха и в доме невесты, как правило, круглой формы, реже — в виде полумесяца. Часто рядом с караваем находятся и другие изделия из теста. В изготовлении каравая принимают участие родные и близкие каждой брачующейся стороны, между ними и происходит его раздел.

4. Источники свидетельствуют о значительной роли каравайни-ков в обряде. Современный каравай пекут женщины-карвайнииы, обя-

зательно счастливые в браке, среди них выделяется старшая кара-вайница. К каравайным чинам относятся также сват и брат молодых Особое место в обряде отводится жениху и невесте, матери и отцу

5. Каравай пекли лишь при первом вступлении в брак. В мифо логическом сознании он представал как бог-предок, бог плодороди и богатства, бог брака, божество Рода, рожениц и инициации.

6. Полесский караванный обряд сопровождался в прошлом сопровождается сегодня пением песен, функционально и тематическ связанных с обрядом. Они невелики по объему и лаконичны по со держанию. Вне обряда каравайные песни не исполняются. Репертуа их богат и включает с вариантами около 1000 текстов.

7. Каравайные обрядовые песни являются специфической часть, белорусской свадебной поэзии, исполнение их во время печения ка равая не адресовано непосредственно молодым и не требует их обя зательного присутствия.

8. К наиболее характерным этапам каравайного обряда, зафик сированным на протяжении полутораста лет и сопровождающихся пе нием песен, относятся: 1) Приглашение родственников и соседей н каравай. 2) Расчинка каравая. 3) Вымешивание каравая. 4) Изго товление свечей. 5) Подготовка печи. 6) Изготовление каравая шишек. 7) Посадка каравая в печь. 8) Печение каравая. 9) Доста вание каравая из печи. 10) Украшение каравая. 11) Перенос кара вая в клеть. 12) Угощение каравайниц. 13) Раздел каравая. 14 Прошение каравая.

С каравайным обрядом могли органично соединяться другие об рядовые ритуалы и действия -- изготовление венка, посад невест и жениха, вождение хороводов и пр.

9. Данные этапы каравайного обряда хронологически делятс на два периода: первый (1-12) связан с изготовлением каравая осуществляется в начале свадьбы, второй (13,14) связан с разде лом каравая — им, как правило, свадьба завершается.

10. Содержание каравайных песен часто раскрывает содержали обряда. Утрата обрядового действия или его элемента компенсиру ется песней на эту тему. Исполнение песен осуществляется в стрс го определенной последовательности и параллельно с изготовление обрядового хлеба.

11. Производственные мотивы в каравайных песнях тесно пе реплетены с хвалебными, заклинательными, шуточно-сатирическими эротическими, последние подкрепляются соответствующим ритуальнь поведением.

12. В каравайных песнях содержатся словесные реликты, отголоски общественно-бытового уклада, верований и обычаев прошлых эпох.

Данная фиксация основных элементов и отношений, характеризующих каравайный обряд, не отрицает наличия большого числа локальных отклонений и местных вариантов обряда. Напротив, только через выделение общего ядра и возможно детальное изучение многообразных различий и особенностей. Поэтому и весь собранный материал и эту схематическую модель "каравая" можно считать базой для дальнейшей, ориентированной на использование современных технических средств работы по изучению как самого обряда, так и социодинамики культуры в целом.

Представленная модель отчетливо демонстрирует, что речь идет о сложном, многостороннем обрядовом комплексе. Его антиэнтропийная устойчивость на протяжении долгого времени означает присутствие в нем постоянно действующих и объединяющих разные части в единое целое глобальных функций, отвечающих насущным интересам многих людей. Очевидно, они имеют психологическое происхождение. Именно непредсказуемость последствий перехода к новому социальному положению и высокая их значимость заставляют человека искать опору вокруг себя: и в природе, и в сфере социальных отношений. Это и делает кар'.вай многозначным символом, роднит его с мировым деревом и превращает в своеобразный транслятор культурной традиции. Магическая функция потому и сохраняет свою доминирующую роль, что в момент перехода человек снова и снова оказывается перед бесконечностью вещей, которые его превосходят.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА КАНРОВ КАРАВАЙНЫХ ПЕСЕН

2.1. К проблеме изучения малых обрядовых жанров

В данной работе наиболее трудным в методологическом плане является вопрос о подходах к определению жанра. Основу для решения этой проблемы в рассматриваемом конкретном случае составили научные разработки В.Я.Проппа, В.П.Аникина, Н.П.Колпаковой. М.М.Колесницкой, Ю.Г.Круглова, А.С.Федосика, Л.А.Малаш. А.С.Лиса, Р.М.Козалевой, В.Г.Тавлай и других ученых. Наряду с этими разработками существенную роль в этом вопросе играют также качественные характеристики самого караванного обряда и его поэзии. Во-первых, жанровые структуры, которые образованы караванными песнями, являются долговременными, причем в них заметны смещения некоторых компонент, такие, например, как угасание

практических обрядово-магических функций. Таким образом, самые общие признаки, характеризующие сформированность жанра в фольклоре с исконно утилитарной целевой установкой, здесь присутствуют. Это, в частности, открывает возможность и для исследования динамики развития жанровых систем.

Во-вторых, каравайные песни сохраняют свое активное участие и свою роль в выполнении каравайным обрядом его главной задачи, которую можно сформулировать в инвариантном виде как задачу обеспечения стабильности сложного перехода к новому социальному положению. Отсюда и отчетливые различия в функциях, которые выполняют отдельные группы песен, что и облегчает выбор между возможностью разделения каравайных песен на самостоятельные жанры и возможностью разделения их лишь на жанровые разновидности.

В данном случае имеет место едва ли не уникальная ситуация: основной объект исследования и сам очень многое дает для прояснения общих методологических проблем. Так, например, сопоставляя тот Факт, что "вся символика каравая соответствует мифологическим символам, присущим мировому дереву" 1, с процессом изготовления каравая, легко прийти к выводу, что здесь "без всякой мистики совершается тот переход, психологическое осмысление которого до сих пор является весьма трудной и острой задачей, переход "идеального" в "материальное"." Тем самым рассмотрение выпекания каравая как важнейшего ритуала, в котором осуществляется де-ятельностное, поэтапное создание, материализация божества, позволяет воочию убедиться, что искусство в своих моделях не только "фотографирует" действительность, показывая "истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах" (А.С.Пушкин). Здесь присутствует яркий образец того, что "созидая действительность, хотя бы и иллюзорную, пусть только "видимость" действительности, искусство с помощью своих моделей, благодаря их жизненному "правдоподобию", прежде всего непосредственно воздействует на действительность реальных практических отношений людей" 3. Это созидательное единство и самого обряда и его песен показывает, что наряду с разделением каравайных песен на жанры весьма плодотворным будет и рассмотрение этих

1 Мифологический словарь.- М., 1991.- С. 277.

** Нечаев H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе.- М.: Изд-во МГУ, 1985.- С. 89.

3 там же, С. 97.

жанров в их единстве, в их взаимодействии, то есть именно как системы жанров в смысле определений, предложенных Л.С.Лихачевым и В.П.Аникиным.

В этом разделе дано обоснование избранного подхода, который, как уже было отмечено выше, связан с идеей сакрализации. Настоящая жанровая классификация строится на основе выделения магико-заклинатель ной функции, специфическими сторонами которой являются собственно заклинания, ритуально-церемониальные сообщения, а также величания и высмеивания. Анализируются возможности таким же путем осуществить одновременную систематизацию песен различных календарных и бытовых обрядовых комплексов.

2.2. Заклинательиые песни

В первоначально единой, нерасчлененной духовно-практической деятельности людей заступничество предков, богов и других высших сил при создании новой семьи было крайне необходимо. Традиционные караванные заклинания как раз и отражают стремление человека заручиться поддержкой этих сил: "Раст, каравай пышней, /Зудзь, каравай, румяней, /Лай ичасш, дол! маладам, /Каб гора яны не знал!". Заклинательные каравайные песни представлены тотемичес-кими заклинаниями, заклинаниями-молитвами и заклинаниями-уподоблениями. Их обшей отличительной чертой является наличие особых заклинательных формул, которые отражают древнюю веру людей в магию собственного слова и способность слова "одним своим проявлением создать то, что оно обозначает" (А.А.Потебня). С позиций, высказанных выше, заклинагельные песни можно отнести к разряду специфических средств, непосредственно осуществляющих наполнение каравая божественным содержанием.

2.3. Ритуальные песни

Второе место по количеству зарегистрированных на территории Полесья текстов занимают ритуальные песни, дающие возможность представить весь каравайный обряд от приглашения на каравай до его раздела: "Соб!райся, рол, к рому, /'А старыя мухи, на параду, /Маладыя маладзгш, к караваю..."; "Старце дзяжу юсовую, /Няс:-це ваду крытчную, /Сыпце иуку пшан1чную"; "Няхай 1дзе па па-мельн!ка 1 лапат — /$жо час 1 пара каравай саджац1": "Бярыце меч, рубайце печ — /Каравай з печы не лезе"; "Ой, мядзведзю кашлаш, /Гаспадару багапы, /Ой, выкацъ тую бочку, /Што у св1рн! пры куточку"; "Ой, дайце нам свечю, /Пойдзямо да рэчт /Ла ка-л1ны лзмацг — /Каравай у(Ирац1"; "Трэба каравай дзялгиъ, /На свет божы распусцщь"; "Вше, маршалку, сорам знайце, /Нам кара-

ваю дайце".

Нацеливая на реализацию обрядового действия, каравайные ритуальные песни также закрепляют в сознании присутствующих акт завершения того или иного этапа обряда, проводимого в соответствии с установленным этикетом: "Удача, удач а, /Як каравай убрау-ся, /Шырокш л1сцем усларся, /У чырвоныя кветк1 убрался".

Ритуальные песни обра?уют две подгруппы: к первой относятся те, что предваряют совершение действия, содержат сведения по его организации, указывают на"необходимость совершить данный ритуал с участием конкретных лиц, а ко второй относятся те, что поясняют совершенное ритуальное действие, закрепляют его результаты путем оповещения о них в кругу родных и соседей.

2.4. Величальные песни

Величальные каравайные песни — песни также магические по своему происхождению. Их наиболее заметное отличие от заклинатель ных песен состоит в том, что величание изображает желаемое как бы уже существующим. Поэтому величальные песни сродни задабриванию, восхвалению духов и богов, которые знают все первобытные народы. Тематически величальные каравайные песни представлены песнями-величаниями каравая и песнями-величаниями каравайниш "Ой харошы, каравай, харошы, /Во харошы каравайнты гЮалг, /Ка-равайигш прытл!, /Так як зораньм зышл1. /Каравайн 1ш красны, /Так як зораиък! ясны".

2.5. Корильние (шуточно-сатирические) песни

В караванной обрядовой поэзии отчетливо выделяются тексты, высмеивающие "участников обряда: "Ой, вы сваньк:-сарою, сарок1, /Спякл1 кара&ай бязбокг, бязбок!...", "Каравайн1ца-неряха. пят-тая рубаха...", "Каравайн1т п'яны /Да рее песта пакралд. /да усе цеста пакрал1, /Р пазуху да у ктэню схавал1.. . /9 к1шэн1 цеста падышло. /А ктэня амарвалася, ''Яна сорту набралася". Осмеянию, как правило, подвергаются те действия, поступки, которые, по мнению окружающих, могут нанести ущерб караваю, а, значит, и молодым. Кроме страховки от покушений на божественную суть каравая, корильные песни страхуют и от неудачного применения этого сильного средства воздействия на людей, например, при ошибках во время раздела каравая. В шуточно-сатирическом осмеянии отчетливо просматривается гротескное начало. Объектом насмешек становятся каравайницы, дружка, свашка. хозяева дома, редко сам каравай.

Следует отметить, что каравайные песни были распределены по

названным группам прежде всего на основании Филологического анализа песенных текстов, т.е. через анализ их содержания, выявление средств художественной выразительности и изобразительности. Учет внепесенных обстоятельств, оправданный обрядовым синкретизмом, лишь подтвердил значимость найденных различий, упростил ю описание и обоснование.

ВЫВОДЫ

1. Полесский караванный обряд и его поэзия -- живой релик1 народного творчества. Глубина и гармония выполняемых ими функци: заслуживают дальнейшего их изучения специалистами самого разног* профиля.

2. Магическая сила каравая рукотворна, как и он сам; он проистекает из магии человеческого труда, магии человеческих от ношений, магии человеческих поступков. Именно эта опора на кол лективную "картину мира" и превращает каравай в эффективно средство социализации и культуризации личности.

3. Полесские караванные песни не утратили живых связей обрядом и потому дошли до наших дней во всей своей полноте (относительной) первозданности. Благодаря обрядовому контексту возможности многостороннего учета внепесенных обстоятельств он могут быть поняты достаточно глубоко и тем самым могут быть ж пользованы в качестве эталона при изучении малых обрядовых пе сен. утративших связь с породившим их обрядом.

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

1. Дементей (Ермакова) Л. Л. Коровайные песни- Велорусског Полесья У/ Рэпянальныя традыцьц ва усходнеславянстах мовах, лЗ таратурах 1 фальклоры: Тэзюы дакладау II рэспубл1канскай нав\ ковай канферэнцьа.- Гомель. 1980.- С. 176-178.

2. Дементей (Ермакова) Л.Л. К истории изучения каравайно1 обряда Белорусского Полесья // Актуальные проблемы обществен^ и естественных наук / Научная конференция молодых ученых, лоси ценная 60-летию БГУ: Тезисы докладов.- Минск: Вышейшая школ; 1981.- С. 45-46.

3. Дземянцей (Ермакова) Л. Л. Вяселле у Дружылав1чах /7 П. лескае вяселле / Уклад. 1 рэд. В.А.Захаравай.- Мгнск: Унгверс гэцкае. 1984.- С. 253-283.

4. Дементей (Ермакова) Л.Л. К вопросу об изучении фолькло на уроках литературы в школе // Актуальные проблемы формирован

и совершенствования педагогического мастерства: Тезисы докладов областной научно-практической конференции учителей-стакеров. -Гомель, 2984,- С. 35-36.

5. Дементей (Ермакова) Л.Л. Жанровый состав полесских кара-вайных песен // Региональные особенности восточнославянских языков, литератур, фольклора и методы их изучения: Тезисы докладов и сообщений Ш республиканской конференции.- Гомель, 1985.- Ч. 2.- С. 81-83.

6. Дземянцей (Ермакова) Л.Л. Лалеснл "каравай" у кантэксце традыцыйнай народнай культуры /V Беларусская Л1таратура. - М1нск: Ун:верс1тэцкае, 1987.- Вып. 15.- 0. 187-190.

7. Ермакова Л.Л. Этнаграфзчныя праиы Е. Раманава як крьшца для мадзлявання беларускага народнага вяселля // "Л близка стаю да народа..." / Матзрыялы навуковых чытачняу, прысвечаных ЕУда-кЛму Раманову.- Гомель, 1933.- С. 19-21.

8. Ермакова Л.Л. 0 роли фольклора в системе филологического образования // Гуманхтарызашя адукахш!: сучасная канцзпцыя i практыка: Тезасы дакладау Рэспубл1канскай навукова-метадычнай канферэнцы1 22-23 снежня 1993 года. Ч. 1.- MiHCK, 1994,- С. 131.

9. Ермакова Л.Л. Современная свадебная обрядность Туро-во-Пинского региона как источник для реконструкции мифологических представлений /J Наследие Кирилла Туровского и современная общественно-культурная жизнь / Материалы научной конференции. Гомель, 1994.- С. 68-70.

10. Багамольн1кава К.А., Ермакова Л.Л. Прыроднае асяроддзе Палесся як ключ для дэшыфроук! тэкстау традыцыйнай народнай культуры // Рэг1янальныя асаблйвасш. мовы, лдтаратуры i фалькло-ру / Тзг1сы дакладау i паведамленняу V Рэспубл1канскай навуковай канферэнцьп. - Гомель, 1994.- С. 55-57.

11. Ермакова Л.Л. Сакральный функшп i язычтцкая самвол!ка палескага вясельнага каравая // РэПянальны асабл1васш мовы. л1таратуры 1 фальклору / Тэз1сы дакладау i паведанамленняУ V Рэспубл1канскай навуковай канферэнцы!.- Гомель. 1994.- С. 51-53.

12. Ермакова Л.Л. Да пытання аб вэфхнацьц фальклорна-зтнаг-раф1чнага тэрм1на "каравай" // Пытанн1 нармаглзаиьп беларускай навуковай тэрмАналогП /' Матзрыялы РэспуСл1канскай навуковай канферзниьи • - Гомель. 1994.- С. 50-62.

РЭЗЮМЭ

Ермакова Лютгла Лезя!дауна Каразайные песн! Беларускага Палесся (ггсторыяграфгя, семгёггыка, спеиыф1ка ханрар)

Традыцыйнае вяселле, каравайны абрац, культ хлеба, мгфала-г1чяае Усведамленне, каравайныя песна, спецыф1ка жанра?

Аб'екг даследавання: палеск! вясельны каравайны абрад 1 яго пазз!я. Мэта даследавання: правядзенне жанравай класдф1кады1 караванных песень, комплекскае вывучэнне абраду. У працы паказана, што гзтыя дзве задачы цесна узаемазвязаны адна з другой сутнасцю справы. На аснове анализу вял!кай колькасц1 друкаваных крьшц I вын!кау экспедышй з удзелам аУтара састаулена базавая мадзль каравайнага абраду. якая адлюстроУвае яго найбольш агульныя функцыянальныя 1 сакрзльнь:я характарысгыю. Выявлены жыццевыя вытокл каравайнага абраду 1 генетычная сувязь каравая з калян-дарнай абраднасцю. Устаноулена, што У абрадзе дамШруе магачная функцыя, рознанак1раванасць якой 1 вызначае неаднароднасць кара-вайных песень". Болывасць караванных песень аднесена да чатырох жанраУ: закл1нальныя, рытуальныя, вел1чалъныя 1 дакаральныя пес-н1. Тым самым упершыню у беларускай фалькларыстыцы прапанаваны 1 распрацаваны састзмны падыход да ханравай клас1ф1кады1 найбольш архаачных жанравых форм -- малых.абрадавых песень.

Атрыманые вынШ могунь быць выкарастаны у кавуковай праиы 1 у навучальных курсах па фалькдору 1 г^сторьа культуры. Яны бу-дуць карысны для анал!зу агульных праблем экалогп культуры, а таксама для растыФроУк1 1 выкарыстання дасягненняУ народнай пе-дагогШ.

РЕЗЮМЕ

Ермакова Людмила Леонидовна Каравайные песни Белорусского Полесья (историография, семиотика, специфика жанров)

Традиционная свадьба, каравайный обряд, культ хлеба, мифологическое сознание, каравайные песни, специфика жанров.

Объект исследования: полесский свадебный каравайный обряд и его поэзия. Цель исследования: проведение жанровой классификации каравайных песен, комплексное изучение обряда. В работе показано, что эти две задачи тесно взаимосвязаны друг с другом существом дела. На основании анализа большого числа печатных источников и результатов экспедиций с участием автора составлена базовая модель каравайного обряда, отражающая его наиболее общие функциональные и сакральные характеристики. Выявлены жизненные истоки каравайного обряда и генетическая связь каравая с календарной обрядностью. Установлено, что в обряде доминирует магическая функция, разнонаправленность которой и определяет неоднородность каравайных песен. Большинство караванных песен отнесены к четырем жанрам: заклинательные, ритуальные, величальные и ко-рилъные песни. Тем самым впервые в белорусской фольклористике предложен и разработан системный подход к жанровой классификации наиболее архаичных жанровых Форм — малых обрядовых песен.

Полученные результаты могут быть использованы в научной работе и в учебных курсах по Фольклору и истории культуры. Они будут полезны при анализе общих проблем экологии культуры, а также для расшифровки и использования достижений народной педагогики.

SUMMARY

Erirakova Lyudmila Leorddovna "Loaf bread" songs of Belarusiari Polessve (historiography, semiotics, specific character of genres)

Traditional wedding', "loaf bread" ceremony, the cult of bread, mythological consciousness, "loaf bread" songs, specific character of genres.

The subject of the study is the wedding "loaf bread" ceremony of Polessve arid its poetry. The aim of the investigation is the genre classification of "loaf bread" songs, the complex study of the ceremony. It is shown in the paper that these two tasks are closely connected with the essence of the matter. On the basis of the analisis of a great number of published works and the results of the expeditions in which the author took part, the basic model of the "loaf bread" ceremony, reflection its most general functional and sacral characteristics, was es-teblished. The origin of the "loaf bread" ceremony and the genetic link of the "loaf bread" with the calendar ceremonial rites were revealed. It is shown that there dominates a magical function in the ceremony, the versatility of which dictates the heterogeneity of "loaf bread" songs. Most of the "loaf bread" songs refer to four genres: invocation, ritual, reproachable songs arid songs of praise. Thus, for the first time in the Bela-rusiari folk lore study the systematical appraoch to the most archaic, genre forms — short ritual songs has Deen suggested and developed.

The results obtained can be used in scientific investigations arid can be included into the academic courses of folk lore and the history of culture. They will be very useful in analyzing the general problems of the ecology of culture, as well as for the decoding and the use of the achievements of people's pedagogical science.