автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему: Карикатура как жанр политического дискурса
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Артемова, Евгения Александровна
1. Введение.
Глава первая. Карикатура как креолизованный текст.
1.1 Специфика реализации текстовых категорий в тексте политической карикатуры.
1.1.1 Трактовки понятий "текст" и креолизованный текст".
1.1.2 Понятие категории текста в современной лингвистике. \
1.1.3 Специфика реализации категории информативное ги.
1.1.4 Специфика реализации категории ингегративности и ее субкатегорий: рсферснциональности, системности и хронотопа.
1.1.5 Специфика реализации категорий модальности и персональности.
1.1.6 Специфика реализации категории адресованное™.
1.1.7 Специфика реализации категории дискретности.
1.1.8 Специфика реализации категории интертекстуальности.
1.2 Карикатура в сопоставлении с другими типами креолизованных текстов.
Выводы по первой главе.
Глава вторая. Карикатура в жанровом пространстве политического дискурса.
2.1 Политический дискурс и его жанровое пространство.
2.2 Карикатура в системе жанров политического дискурса.
2.3 История жанра политической карикатуры в Англии, США и России.
2.4 Карикатура в системе смеховых жанров политического дискурса.
2.5 Функции политической карикатуры.
2.6 Жанрообразующие признаки политической карикатуры.
11 Выводы по второй главе.
Глава третья. Понимание политической карикатуры в межкультурном аспекте.
3.1 Проблема понимания текста и знака.
3.2 Особенности интерпретации политической карикатуры в межкультурном аспекте.
3.3 Уровни понимания американской и английской политической карикатуры представителями российской культуры.
Выводы по третьей главе.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Артемова, Евгения Александровна
Политический дискурс и его жанровое пространство в последние десятилетия являются объектами пристального внимания отечественных и зарубежных лингвистов. Интерес специалистов вызван недостаточной разработанностью теории институционального дискурса.
Политический дискурс в настоящее время тесно связан с дискурсом массовой коммуникации. Смеховой жанр политической карикатуры включается в ту сферу политической коммуникации, которая, с одной стороны, пересекается с дискурсом масс медиа, а с другой стороны, соприкасается с художественным дискурсом.
Актуальность избранной темы определяется: 1) повышенным интересом лингвистов к изучению невербальных средств коммуникации; 2) недостаточной разработанностью проблемы различных форм текста, в частности, вопросов креолизованного текста; 3) отсутствием специального исследования, посвященного политической карикатуре как феномену массовой коммуникации и жанру политического дискурса.
Данная диссертация посвящена изучению текстовых и жанрообразующих признаков политической карикатуры, а также факторов, обеспечивающих ее понимание.
В основу настоящей работы была положена гипотеза о том, что существование жанра политической карикатуры и специфика его , жанрообразующих признаков обусловлена конструктивным взаимодействием вербального и изобразительного компонентов сообщения, а также принадлежностью жанра к разным типам дискурса (институционального и неинституционального).
Объектом данного исследования является политическая карикатура как средство передачи специфической информации в политической коммуникации и смеховой жанр, основная интенция которого - критика актуальных политических событий и политических деятелей.
Предметом исследования служит семиотическая природа составляющих политическую карикатуру знаковых комплексов.
Цель работы заключается в систематическом описании политической карикатуры как вербо-иконического знакового комплекса, являющегося одним из вторичных жанров политического дискурса. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) выявить специфику реализации базовых текстовых категорий в политической карикатуре;
2) раскрыть специфику карикатуры в сопоставлении с такими разновидностями креолизованного текста, как плакат и комикс;
3) установить жанрообразующие признаки политической карикатуры;
4) сравнить политическую карикатуру с другими смеховыми жанрами политического дискурса: политической частушкой, анекдотом и пародией;
5) определить основные функции политической карикатуры;
6) выявить типы знаковых кодов, составляющих сообщение в политической карикатуре и установить характер их взаимодействия;
7) определить уровни и факторы понимания политической карикатуры в межкультурном аспекте.
Обозначенные задачи решались с помощью следующих методов:
- гипотетико-дедуктивного;
- контекстуального анализа;
- метода интроспекции;
- описательного метода с его основными компонентами: наблюдением, интерпретацией и обобщением;
- метод интервьюирования.
Научная новизна исследования заключается в комплексном описания политической карикатуры как креолизованного текста; в установлении специфики ее текстовых категорий, жанрообразующих признаков и семиотических кодов; в выявлении особенностей ее понимания в межкультурном аспекте.
Теоретическая значимость работы обусловлена дальнейшей разработкой проблемы номенклатуры текстов и обогащением теории политического дискурса, поскольку в жанре политической карикатуры проявляются определенные закономерности развития политического дискурса.
Практическая ценность объясняется возможностью применения материалов работы в вузовских лекционных курсах по общему языкознанию, спецкурсах по лингвистике текста и теории дискурса, в дидактике (практическом курсе интерпретации политических текстов масс-медиа на английском языке).
Теоретической основой послужили исследования в области:
• лингвистики текста и теории дискурса: (Е.Е. Анисимова, 1992; Р. Барт, 1994; Р. Водак, 1997; И.Р. Гальперин, 1981; В.И. Карасик, 1998; В.А. Кухаренко, 1988; Ю.М. Лотман, 1970, 1999; М.Л. Макаров, 1998; Б.А. Плотников, 1992; З.Я. Тураева, 1986; В.И. Шаховский, 1998; Е.И. Шейгал, 2000);
• жанроведения (М.М. Бахтин, 1996; С. Гайда, 1999; В.В. Дементьев, 1998, 1999, 2000; М.Ю. Федосюк, 1997; Т.В. Шмелева, 1998);
• прецедентных феноменов (Ю.Н. Караулов, 1987; В.В. Красных, 1998; Д.Б. Гудков, 1999; Г.Г. Слышкин, 1999);
• понимания текста (Г.И. Богин, 1986, 1989; Ю.Б. Борев, 1985; A.A. Брудный, 1998; Т.А.ван Дейк и В. Кинч, 1988; A.A. Залевская, 2001; Е.С. Кубрякова, 1997; O.A. Леонтович, 2002; У. Эко, 1998).
Данная работа основывается на следующих положениях, доказанных в научной литературе:
1) Креолизованные тексты являются одновременно феноменами языковой и визуальной коммуникации (Л. Дж. Дэвис, 1995; Ю.М. Лотман, 1970, 1999; Б.А. Плотников, 1992; У. Эко, 1998).
2) Креолизованные тексты (в том числе текст политической карикатуры), создающиеся вербальными и изобразительными компонентами, входят в общую номенклатуру текстов наряду с собственно вербальными текстами (Е.Е. Анисимова, 1989, 1992; Л.В. Головина, 1985; A.B. Дмитриев, 1998; Е.В. Козлов, 1999, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, 1990).
3) Политическая карикатура входит в жанровое пространство политического дискурса наряду с другими смеховыми жанрами (А.Н. Баранов, 1991; Д. Грейбер, 1981; Е.И. Шейгал, 2000).
4) Юмор является разновидностью комического отношения к действительности, сущность комического состоит в критическом переворачивании ценностей (Ю.Б. Борев; М.М. Бахтин, 1965; М.А. Кулинич, 1999; В.Я. Пропп, 1999).
5) Сложность понимания смысла любого текста возрастает в процессе межкультурной коммуникации, что связано с различиями в когнитивных базах представителей разных культур (В.В. Красных, 1998; O.A. Леонтович, 2002; С.Г. Тер-Минасова, 2000; Н.Л. Шамне, 1999)
На защиту выносятся следующие положения:
1. Как креолизованные, так и собственно вербальные тексты обладают одинаковыми базовыми текстовыми категориями. Однако характер реализации общих текстовых категорий в креолизованном тексте политической карикатуры имеет свою специфику (политическая тематика, сатирическая направленность авторской интенции и содержательно-концептуальной информации, креолизованный характер формальных средств интеграции текста, возможность членения однокадровой политической карикатуры, отсылка к прецедентным феноменам политического и общекультурного характера в вербальной и невербальной частях текста политической карикатуры).
2. Основными функциями политической карикатуры являются сатирическая и эмотивная, которые тесно связаны с другими ее функциями: регулятивной, креативной, иллюстративной и функцией культурной памяти. Функции жанра политической карикатуры являются частным проявлением отдельных функций политического дискурса в целом.
3. Когнитивные структуры в политической карикатуре актуализируются не только через языковую проекцию, но и через визуально-пространственные образы, что говорит о сложной системе кодирования данного текста. Языковой и визуальный коды (технический, репрезентативный, иконический и иконографический) пересекаются с социальным, культурным, стилистическим и идеологическим кодами.
4. Адекватное понимание политической карикатуры в межкультурном аспекте может быть достигнуто, если сюжет карикатуры основан на элементах, входящих в универсальную когнитивную базу. Интернациональный характер изобразительного компонента не снимает сложности при интерпретации инокультурной политической карикатуры, которая обусловлена отсылками к политическим и общекультурным прецедентным феноменам, а также сложной системой кодирования данного типа текста.
Апробация. Концепция, основные положения и результаты исследования докладывались на научных конференциях Волгоградского Государственного Педагогического Университета (1999, 1999, 2000, 2001, 2002), Волгоградского педагогического колледжа (2001), на международной конференции "Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности" (Воронеж, 2002), на заседаниях научно-исследовательской лаборатории "Языковая личность" при кафедре языкознания ВГПУ, на теоретических аспирантских семинарах. Диссертация обсуждалась на аспирантском семинаре и кафедре языкознания ВГПУ. По теме диссертации опубликовано 5 работ.
Материалом являются образцы русских, английских и американских политических карикатур, представленные в периодической печати (газетах, журналах) и в Интернете за 1996-2002 года. В работе использовалось около 2000 политических карикатур, в которых присутствует буквенный текст.
Объем и структура работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы, список лексикографических источников, справочников и источников примеров, а также приложение.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Карикатура как жанр политического дискурса"
Выводы по третьей главе
В третьей главе данной диссертации были выявлены типы знаковых кодов, составляющих сообщение в политической карикатуре, и установлен характер их взаимодействия, а также определены уровни и факторы понимания политической карикатуры в межкультурном аспекте.
В ходе эксперимента, нацеленного на выявление специфики понимания инокультурной политической карикатуры, и при анализе его результатов учитывалось, что понимание креолизованного текста в межкультурном аспекте отлично от понимания буквенного текста, что связано с актуализацией когнитивных структур не только через языковую' проекцию, но и через визуально-пространственные образы. Словесный ряд карикатуры кодируется языком, а видеоряд кодируется визуальными кодами. Языковой и визуальный коды (технический, репрезентативный, иконический и иконографический) пересекаются с социальным, культурным, стилистическим и идеологическим кодами.
В ходе проведения эксперимента с учетом сложной системы кодирования текста были выявлены следующие уровни понимания инокультурной политической карикатуры: 1) адекватное понимание (12 %), 2) частичное понимание: а) узнавание только лиц или других деталей и непонимание общего смысла карикатуры (20 %); б) понимание общего смысла без узнавания лиц (25%); 3) неадекватное или ложное понимание (30 %); 4) полное непонимание текста карикатуры (13 %).
Трудности при интерпретации американских карикатур у российских студентов обусловлены тем, что авторы карикатур опираются на элементы, входящие в состав (как минимум, в ядро) когнитивного пространства своей культуры и, соответственно, малоизвестные либо неизвестные представителям иных культур. Примерами служат аллюзии на: прецедентные имена, прецедентные высказывания и идиоматические выражения, прецедентные политические имена и аббревиатуры, прецедентные политические ситуации, не имевшие мировой огласки, неофициальные символы страны.
Непонимание карикатур обусловлено несовпадением системы ценностей и несовпадением когнитивных баз представителей разных культур. Понимание может быть достигнуто лишь в том случае, если сюжет карикатуры основан полностью на элементах, входящих в "универсальную" когнитивную базу, а именно на знании: крупных политических деятелей, чаще всего президентов стран; реальных политических ситуаций, которые обсуждались мировой общественностью длительное время; проблемных политических ситуаций, свойственных любой стране в любое время; государственной символики либо неофициальных, но хорошо известных всему миру символов государств; литературных, художественных и музыкальных произведения, входящие в мировую классику, на которые делаются аллюзии. Адекватное понимание наблюдается также при интерпретации карикатур, сюжет которых связан с событиями российской политической действительности.
Анализ результатов эксперимента показал, что в целом интерпретация иконического и иконографического кодов осуществляется успешно. При раскодировании языкового кода участники эксперимента также не испытывают сложностей. В основном блокировка понимания происходит на уровне пересечения языкового и иконографического кодов с социальным, культурным и идеологическим кодами. Без специальной установки технический код и код репрезентации никак не интерпретируются участниками эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа проводилась в русле таких научных парадигм, как когнитивная лингвистика, лингвокультурология, семиотика, лингвистика текста, жанроведение, исследования по теории политического и смехового дискурсов, что доказывает актуальность данной диссертации.
В ходе работы подтвердилась гипотеза о том, что существование жанра политической карикатуры и специфика его жанрообразующих признаков (отраженных в концепции автора, событийном содержании, факторах коммуникативного прошлого и будущего, языковом и графическом воплощении) обусловлена конструктивным взаимодействием вербального и изобразительного компонентов сообщения, а также принадлежностью жанра к разным типам дискурса (институционального и неинституционального).
Политическая карикатура определяется как креолизованный текст, поскольку ее вербальный и изобразительный компоненты образуют одно визуальное, структурное и смысловое целое.
Вербальная и невербальная части креолизованного текста карикатуры (в отличие от иллюстрации, прилагаемой к буквенному тексту) создаются единовременно одним автором или авторским коллективом, в противном случае нарушается целостность текста. Важной характеристикой креолизованного текста также является возможность иметь только один вариант как вербальной, так и невербальной части.
В работе опровергается распространенное мнение о том, что рисунок является паралингвистическим (параграфическим) элементом. Исследование показало, что рисунок следует трактовать как собственно графический элемент креолизованного текста.
Паралингвистические элементы могут находить отражение в рисунке (например, мимика или жестика) или параграфике (размещение текста на плоскости, использование в нем цвета, варьирование шрифтов).
Таким образом, в создании содержательного и формального аспектов креолизованного текста одновременно участвуют вербальный и невербальный (параграфический и графический) компоненты.
Исследование показало, что креолизованному тексту политической карикатуры свойственны те же базовые категории, которые присущи вербальным текстам: категории информативности и интегративности (с субкатегориями референциональности, системности и хронотопа), модальности (и персональности как ее субкатегории), категории дискретности, адресованности и интертекстуальности. Сочетание вербального и невербального компонентов обусловливает специфику реализации базовых текстовых категорий в политической карикатуре.
Сопоставление политической карикатуры с другими разновидностями креолизованных текстов показало, что политическая карикатура и политический плакат различаются по своим коммуникативным целям: карикатура имеет целью критиковать и высмеивать неадекватные качества и действия политиков, а плакат создается в рекламных, агитационных или учебных целях.
Различие между карикатурой и комиксом заключается в ориентации на разную аудиторию, в характере членимости, коммуникативной цели (развлекательная направленность комикса и сатирическая направленность карикатуры), роли вымысла в сюжете (вымышленные элементы в карикатуре обязательно должны сочетаться с реальными, тогда как сюжет комикса может быть целиком построен на вымысле).
Карикатура может включаться в текст плаката или комикса, выступая как элемент общего текстового пространства, подчиняясь его правилам и утрачивая свои основные функции. В то же время в политической карикатуре могут использоваться аллюзии на известные плакаты.
Разновидностью карикатуры является коллаж, совпадающий с рисованной политической карикатурой по теме (политика), по коммуникативной цели (сатирическое осмеяние политических деятелей и событий) и имеющий того же адресата, что и рисованная политическая карикатура. Рисованная карикатура отличается от коллажа по фактуре и по степени абстрактности.
Сходство политической карикатуры с другими смеховыми жанрами политического дискурса (частушкой, анекдотом и пародией) обусловлено общей коммуникативной целью, заключающейся в критическом осмыслении и осмеянии политических событий и политических деятелей, а также в косвенном воздействии на общественное сознание.
Важной составляющей всех четырех рассматриваемых жанров выступает развлекательный компонент, который также может выполнять регулятивную функцию. Данные смеховые жанры являются вторичными, периферийными жанрами политического дискурса и носят респонсивный характер. Общей чертой также выступает отсылка к прецедентным феноменам (своей или мировой культуры) и дексакрализация принятых в культуре норм и ценностей, поэтому для понимания произведений этих жанров требуется наличие у реципиентов необходимых фоновых знаний.
Общим для большинства текстов политической карикатуры, пародии, частушки и анекдота является быстрая утрата ими злободневности, так как все они создаются как реакция на актуальные политические события. По мере забывания обществом этих событий происходит "старение" произведений этих-жанров. Исключением являются те произведения, сюжет которых основан на «вечных» проблемах, свойственных большинству стран в любое время (коррупция, неэффективная работа законодательных органов и т.п.).
Политическая карикатура отличается от политической пародии большей степенью абстракции. Краткость текста политической карикатуры сближает ее с политическим анекдотом и частушкой, но отличает ее от жанра политической пародии. Отличие политической карикатуры от жанров политической частушки, пародии и анекдота заключается в различии типов текста и несовпадении канала передачи информации. Совпадение по каналу передачи информации возможно только в пространстве Интернета.
Политическая карикатура выполняет регулятивную, креативную, иллюстративную функции и функцию культурной памяти. Все функции, выполняемые политической карикатурой, являются частным проявлением основных функций политического дискурса. Сатирическая и эмотивная функции являются базовыми для политической карикатуры, поскольку коррелируют с тремя основными функциями политического дискурса: 1) атональной, 2) контролирующей и побудительной функций, 3) функциями интерпретации и ориентации.
Понимание политической карикатуры, определяемое как когнитивная деятельность, результатом которой является установление смысла текста карикатуры, представляют собой сложный и многомерный процесс. Базу для понимания текста реципиентом составляет совпадение концептуальных систем автора и адресата, но полное совпадение таких систем невозможно, соответственно полного совпадения проекций текста у автора и адресата не может быть.
Вероятность неадекватного или ложного восприятия политической карикатуры носителями "своей" культуры достаточно высока. Проблема понимания смысла текста в значительной степени возрастает в процессе межкультурной коммуникации. Это объясняется тем, что в основе мировидения и миропонимания каждого народа лежит своя система социальных стереотипов и когнитивных структур.
В ходе эксперимента, нацеленного на выявление специфики понимания инокультурной политической карикатуры, и при анализе его результатов учитывалось, что понимание креолизованного текста в межкультурном аспекте отлично от понимания буквенного текста, что связано с актуализацией феноменологических когнитивных структур не только через языковую проекцию, но и через визуально-пространственные образы. Языковой и визуальный коды (технический, репрезентативный, иконический и иконографический) пересекаются с социальным, культурным, стилистическим и идеологическим кодами.
Трудности при интерпретации американских и английских карикатур у российских студентов обусловлены отсылками к политическим и общекультурным прецедентным феноменам, а также сложной системой кодирования данного типа текста. Интернациональный характер изобразительного компонента не снимает сложностей при понимании. Понимание может быть достигнуто лишь в том случае, если сюжет карикатуры основан полностью на элементах, входящих в "универсальную" когнитивную базу.
Интерпретация иконического и иконографического кодов осуществляется адресатом успешно. При раскодировании языкового кода адресат также не испытывает сложностей. В основном блокировка понимания происходит на уровне пересечения языкового и иконографического кодов с социальным, культурным и идеологическим кодами. Без специальной установки технический код и код репрезентации никак не интерпретируются адресатом. Перспективы исследования мы видим:
- в дальнейшем изучении проблем понимания политической карикатуры в пределах одной культуры, выявления влияния возрастных и тендерных факторов на понимание политической карикатуры;
- в выявлении этнокультурных характеристик жанра политической карикатуры;
- в углубленном изучении смеховых жанров политического дискурса.
Список научной литературыАртемова, Евгения Александровна, диссертация по теме "Теория языка"
1. Александрова О.В. Проблема дискурса в современной лингвистике//Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований. - Калининград, 1999. - С. 9-13.
2. Алексеев Ю.Г. Вербальный и иконический компоненты креолизованного текста в интракультурной и интеркультурной коммуникации (экспериментальное исследование)// Автореф. дисс. . канд. филол. наук, Ульяновск, 2002. 185с.
3. Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов)//Вопросы языкознания, №1, 1992. С. 71-78.
4. Анисимова Е.Е. О цельности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы)//Филологические науки. 1996. -№5. - С.74-84.
5. Антипов Г.А. и др. Текст как явление культуры, Новосибирск: Наука, 1989. - 196с.
6. Арнольд И.В. Стилистика декодирования. Курс лекций, Ленинград ЛГПИ., 1974.-76с.
7. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Стилистика декодирования, М.: Просвещение, 1990. - 300с.
8. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: СБ. статей -СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 1999. 444с.
9. Арнольд И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения//Вопросы языкознания, №4, 1982.
10. Ю.Арнсон О. Слова и репродукции (комментарии к поэзии Льва Рубинштейна)//Логос # 6 (1999) 16, Изд-во Дом интеллектуальной книги. -С. 144-157.
11. П.Арутюнова Н.Д. Жанры общения//Язык и мир человека М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 649-653.
12. Арутюнова Н.Д. Дискурс//Лингвистический энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. С.136-137.
13. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста/ Редкол.: Н.А. Слюсарева (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1982. - 192с.
14. М.Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. -534с.
15. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации, -М.: Знание, 1991.-42с.
16. П.Баранов А.Н. Очерк когнитивной теории метафоры // Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. -М.: Институт русского языка АН СССР, 1991. С. 184-193.
17. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. М.: Институт русского языка АН СССР, 1991. - 193с.
18. Барт Р. От произведения к тексту//Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Г.К. Косинова - М.: Прогресс, 1994. - С. 413-424.
19. Барт Р. Удовольствие от текста//Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -Г.К. Косинова М.: Прогресс, 1994. - С. 462-519.
20. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров//Собрание сочинений, 5 т., М.: Русские словари, 1996. С. 159-207.
21. Бахтин М.М. Из архивных записей к "Проблеме речевых жанров'У/Собрание сочинений, 5 т., М.: Русские словари, 1996. С. 207-240.
22. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 528с.
23. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Эстетика словесного творчества, М.: Искусство, 1986. - С. 9-192.
24. Бахтин М.М. Проблема текста. Опыт философского анализа// Вопросы литературы. 1976. № 10. - С. 122-151.
25. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992.
26. Бирвиш М. Насколько линейно упорядоченной является языковая обработка?//Новое в зарубежной лингвистике, М.: Прогресс, Вып. XII, 1988. -С. 93 152.
27. Богданов В.В. Текст и текстовое общение, СПб: Изд-во СПб ун-та, 1993. -67с.
28. Богин Г.И. Субстанциональная сторона понимания текста, Тверь: Тверской гос. ун-т, 1983. - 137с.
29. Богин Г.И. Типология понимания текста: Учеб. Пособие/ КГУ. Калинин, 1986.-87с.
30. Борботько В. Г. Общая теория дискурса (принципы формирования и смыслопорождения). Автореф. дис. . докт. филол. наук. Краснодар, 1998. - 32с.
31. Борев Ю.Б. Теории, школы, концепции. Художественная рецепция и герменевтика, М.: Наука, 1985. - С. 1-67.
32. Борисова Е.Г. Особенности типов политического дискурса в России//Политический дискурс в России 2: Материалы раб. совещ. (Москва, 29 марта 1998 года). /Под ред. Ю.А. Сорокина и В.Н. Базылева. -М.: Диалог-МГУ, 1998. - С. 17-18.
33. Брудный А. А. Коммуникация и семантика//Вопросы философии. 1972, № 4.
34. Брудный А А. Психологическая герменевтика: Учебное пособие. М.: Лабиринт, 1998. — 336 с.
35. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание./Пер. с англ. М.: Рус. словари, 1996. —416 с.
36. Вежбицкая А. Речевые жанры//Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997.— С.99-111.
37. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного, М.: «Русский язык», 1983. -269с.
38. Воробьева О.П. Текстов1 категорп i фактор адресата: Монография. К.: Вищашк., 1993.-200с.
39. Выготский JI.C. Мышление и речь//Собр. Соч. в 6 т./Под ред. A.M. Матюшкина. Т.З - М.: Педагогика, 1982. - С. 5- 361.
40. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика, Волгоград: Перемена, 1997. - 139 с.
41. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма, М.: Наука, 1989. - 160с.
42. Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики, М.: «Прогресс», 1988.-704с.
43. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного, М.: Искусство, 1991.
44. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.: Изд. корп. «Логос», 1997.-544с.
45. Гайда С. Жанры разговорных высказываний// Жанры речи, Сборник научных статей. Саратов: Изд.-во Гос. учебно-научного центра "Колледж", 1999.-С. 103-112.
46. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка, М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1985. - 459с.
47. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка, М.: «Высшая школа», 1981. -334с.
48. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования, М.: Наука, 1981.- 138с.
49. Головина Л.В. Креолизованный текст: закономерности построения//Речевое общение: цели, мотивы, средства. М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1985. -С. 45-88.
50. Гольдин Е.В. Проблемы жанроведения//Жанры речи, Сборник научных статей. Саратов: Изд.-во Гос. учебно-научного центра "Колледж", 1999. -С. 4-7.
51. Голубков С.А. Мир сатирического произведения. Самара: Самар. ГПИ, 1991.- 106с.
52. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации, М.: Наука, 1980. - 104с.
53. Гридина Г. А. Языковая игра: стереотипы и творчество: Монография//Уральский государственный педагогический университет, -Екатеринбург, 1996.-214с.
54. Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. М.: Изд-во МГУ, 1999.- 152с.
55. Гудков Д.Б., Красных В.В., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний//Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1997, № 4. С. 106-118.
56. Гюббенет И.В. К проблеме понимания литературно-художественного текста, М.: Издательство МГУ, 1981. - 110с.
57. Гюббенет И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста, М.: Издательство МГУ, 1991. - 205с.
58. Дейк ван Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста//Новое в зарубежной лингвистике, М.: Прогресс, Вып. XII, 1988, С. 153-212.
59. Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация/Сост. В.В. Петрова; под ред. В.И. Герасимова, -М.: Прогресс, 1985. 312с.
60. Дементьев В.В. Фатические речевые жанры//Вопросы языкознания, 1999, № 1.-С. 37-55.
61. Дементьев В.В. «Текстоцентрическое» и «жанроцентрическое» изучение речи (к выходу первого выпуска сборника «Жанры речи»)//Вопросы стилистики: Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998Ь. - С. 21-32.
62. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 248с.
63. Дильтей В. Описательная психология, Алетейя, 1996. - 156с.
64. Дмитриев A.B. Социология политического юмора, М.: РОССПЭН, 1998. -332 с.
65. Дмитриев A.B., Латынов В.В., Хлопьев А.Г. Неформальная политическая коммуникация, М.: РОССПЭН, 1997. - 197 с.
66. Дмитриева Л.В. Типы речевых актов в высказываниях, содержащих юмор и сарказм//Речевые акты в лингвистике и методике: Межвуз. сб. науч. тр. ПГПИИЯ. Пятигорск, 1986. - С. 71-76.
67. Дмитриева O.A. Прецедентный текст в системе лингвокультурных текстов//Языковая личность: жанровая речевая деятельность. Тезисы докладов научной конференции. Волгоград, 6-8 октября, Волгоград, Перемена, 1998. - С. 35-36.
68. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 268 с.
69. Дридзе Т.М. Семиотические уровень как существенная характеристика реципиента//Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976. - С. 200-204.
70. Енина Л.В. Современный российский лозунг как сверхтекст. Дисс. . канд. филол. наук, Екатеринбург, 1999. 186 с.
71. Желтухина М.Р. Комическое в политическом дискурсе//Диссертация на соискание степени магистра, Волгоград, 1998.
72. Желтухина М.Р. Комическое в политическом дискурсе (на материале немецкого и русского языков). Дисс. . канд. филол. наук. Волгоград, 2000.-250с.
73. Желтухина М.Р. Реализация комического в жанре политического интервью/АЯзыковая личность: жанровая речевая деятельность. Тезисы докладов научной конференции. Волгоград, 6-8 октября, Волгоград, Перемена, 1998. - С. 37-39.
74. Желтухина М.Р. Реализация комического в дискурсивных стратегиях борьбы за власть//Языковая личность: социолингвистические и эмотивныеаспекты. Сборник научных трудов, Волгоград - Саратов, Перемена, 1998. -С. 68-77.
75. Женет Ж. Вымысел и слог: fictio и <1юйо//Филология. Вестник МГУ/1996, № 5.-С. 136-156.
76. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
77. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи//Вопросы языкознания, 1964, № 6. С. 26-38.
78. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. - 160 с. 81.3алевская A.A. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике: Учеб.
79. Зимняя И. А. Вербальное мышление (психологический аспекту/Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985.-С. 51-72.
80. Иванова Е.Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах. Дисс. . канд. филол. наук. - Волгоград, 2001. - 177с.
81. Имплицитность в языке и речи/Отв. ред. Е.Г. Борисова, Ю.С. Мартемьянов -М.: Языки русской культуры, 1999. 200с.
82. Каменская O.J1. Текст и коммуникация, М.: Высшая школа, 1990. - 151с.
83. Карасев JI.B. Антитеза смеха//Человек. № 2. 1993. С. 12-31.
84. Карасев JI.B. Мифология смеха//Вопросы философии. № 7. 1991. С. 68-86.
85. Карасев JI.В. Парадокс о смехе//Вопросы философии. 1989. - № 5. - С. 47-65.
86. Карасик A.B. О ситуации смехового общения/Юсновное высшее и дополнительное образование: проблемы дидактики и лингвистики. -Волгоград: Политехник, 2000. С. 105-108.
87. Карасик A.B. Лингвокультурные характеристики английского юмора. -Дисс. . канд. филол. наук. Волгоград, 2001. - 189с.
88. Карасик В.И. Анекдот как предмет лингвистического изучения // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. — С. 144-153.
89. Карасик В.И. О категориях дискурса// Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград: Перемена, 1998. -С. 185 - 197.
90. Карасик В.И. Религиозный дискурс//Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики, Волгоград: Перемена, 1999.-С. 5-19.
91. Карасик В.И. Структура институционального дискурса//Проблемы речевой коммуникации, Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 2000. - С. 25-33.
92. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 261с.
93. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. -Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175с.
94. Киркегор С. О понятии иронии//Логос: Философско-литературный журнал. 1993. - № 4. - С. 176-198.
95. Кифер Ф. О пресуппозициях//Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск VIII. М.: Прогресс. 1978. С. 337-369.
96. Комедко Л.Г. Об имплицитном характере высказывания. Грамматика, лексикология и стилистика романских и германских языков, Минск, 1980.
97. Клюканов И.Э. Динамика межкультурного общения (Системно-семиотическое исследование). Тверь, 1998. - 99с.
98. Козлов E.B. Буквенный текст комикса//Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр./ВГПУ. -Волгоград, Перемена, 1999 с. 65-73.
99. Козлов Е.В. Коммуникативность комикса (в текстуальном и семиотическом аспектах). Дисс. . канд. филол. наук. Волгоград, 1999. -234с.
100. Козлов Е.В. Парадигматическая конструкция комикса//Языковая личность: жанровая речевая деятельность. Тезисы докладов научной конференции. Волгоград, 6-8 октября, Волгоград, Перемена, 1998, - С. 44-45.
101. Козлов Е.В. Эмоции и интерпелляция в комиксе//Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Сборник научных трудов, -Волгоград Саратов, Перемена, 1998. - С. 104-110.
102. Козлов Е.В. Элементы мифического и текстуальность в комиксе как объекты лингвокультурологического исследования//Диссертация на соискание степени магистра, Волгоград, 1997. - 111с.
103. Кочкин М.Ю. Манипуляция в политическом дискурсе//Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр./ ВГПУ. Волгоград, Перемена, 1999. - С. 29-34.
104. Кравченко A.B. Знак, значение, смысл. Очерк когнитивной философии языка. Иркутск: Издание ОГУП "Иркутская областная типография № 1", 2001.-261с.
105. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? М.: Диалог, 1998.-352с.
106. Красных В.В. Система прецедентных феноменов в контексте современных исследований//Язык, сознание, коммуникация. М.: Филология, 1997. - Вып. 2. - С. 5-12.
107. Кулинич М.А. Лингвокультурология юмора (на материале английского языка). Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. 180с.
108. Купина H.A. Смысл художественного текста и аспекты лингво-смыслового анализа, Красноярск, Изд-во Красноярского ун-та, 1983. 160с.
109. Курченкова Е.А. Культурно-языковые характеристики текстов газетных объявлений (на материале английской и русской прессы)// Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Волгоград, 2000. - 26с.
110. Кухаренко В.А. Интерпретация текста, М.: Просвещение, 1988.
111. Колшанский Г.В. Паралингвистика, М.: Наука, 1974. - 81с.
112. Леонтович O.A. Системно-динамическая модель межкультурной коммуникации между русскими и американцами. Дисс. . .доктора филол. наук. - Волгоград, 2002. - 502с.
113. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. - 287с.
114. Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, 1974. - 365с.
115. Леонтьев A.A. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. - 118с.
116. Ливергант А.Я. О пользе смехаУ/Юмор и сатира Ирландии. (Как важно быть остроумным.) М.: Радуга, 1986. — С.9-26.
117. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. -256с.
118. Лисоченко Л.В. Высказывания с имплицитной семантикой (логический, языковой и прагматический аспекты). Ростов-на-Дону, 1992.
119. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителя/ Под ред. Г.Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. - 96с.
120. Лотман Ю.М. Текст как смыслопорождающее устройство//Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 11-163.
121. Лотман Ю.М. Структура художественного текста, М.: Искусство, 1970. -384с.
122. Лузина Л.Г. Виды информации в дискурсе//Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сб. обзоров/РАН.ИНИОН Центр гуманитарных научных исследований. Отд. Языкознания. М., 2000. - С. 137-151.
123. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Учеб. Для филол. Спец. вузов. М.: Изд-во "Ось-89", 1999.- 192 с.
124. Луннова М.Г. Проблема идиостиля в сатирических жанрах//Общество, язык и личность/Материалы Всероссийской научной конференции, М.: 1996.-С. 28-29.
125. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.:Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1979.-320 с.
126. Лушникова Г.И. Интертекстуальность художественного произведения. -Кемерово: Изд-во Кемеровского ун-та, 1993. С.4-59.
127. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Средства выразительного письма. Красноярск, 1987. - 180с.
128. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1998. 200с.
129. Малахов В. Герменевтика и традиция//Логос, 1999, № 1. С. 3-10.
130. Малахова А.Д. Взаимодействие образных и вербальных компонентов в процессах понимания.//Вопросы психолингвистики, 1981, № 5 — С.63-73.
131. Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста: Учеб. пособие. Минск: Вышэйш. шк., 1997.
132. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, 1997.— 208с.
133. Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. -Вып. 1/Под. Общ. Ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. Мн.: Белгосуниверситет, 1998. - 283с.
134. Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. -Вып. 2/Под. Общ. Ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. Мн.: БГУ, 2000. -479с.
135. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика, М.: «Аспект Пресс», 1996. -207с.
136. Микешина J1.A. Специфика философской интерпретации//Вопросы философии, 1999, № 11.-С. 3-12.
137. Михайлова Е.В. Жанры научного дискурса//Языковая личность: жанровая речевая деятельность. Тезисы докладов научной конференции. Волгоград, 6-8 октября, Волгоград, Перемена, 1998. - С. 64-65.
138. Михеев A.B. О некоторых типах взаимодействия изображения и текста//Типы коммуникации и содержательный аспект языка. М.: АН СССР, Ин-т Языкознания, 1987. - С. 191 -199.
139. Мороховский А.Н., Воробьева О.П., Лихошерст Н.И., Тимошенко З.В. Стилистика английского языка, Киев: «Выща школа», 1991. 270с.
140. Мурзин Л.Н., Штерн A.C. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991.- 171с.
141. Никитин М.В. Предел семиотики. Вопросы языкознания. - 1997. - №1. -С. 3-14.
142. Павлючко И.П. Эмотивность языковой личности в творческом ракурсе//Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. -Волгоград: Перемена, 1998. С. 117 - 129.
143. Панов E.H. Знаки, символы, языки. М.: Знания, 1983. - 248с.
144. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: "Ай Кью", 1992. - 262с.
145. Пирс Ч. Логические основания теории знаков/Перевод с англ. В.В. Кирющенко и М.В. Колопатина, СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПб ГУ; Алетейя, 2000. - 352с.
146. Плотников Б.А. Семиотика текста. Параграфемика, Минск: «Вышэйшая школа», 1992. - 173с.
147. Попова Е.А. Культурно-языковые характеристики политического дискурса (на материале газетных интервью)//Дисс. . канд. филол. наук. -Волгоград, 1995.- 187 с.
148. Попова Е.С. Лингвокультурологический аспект проблемы нормы в рекламном тексте// Русский язык в контексте современной культуры, -Екатеринбург, 1998. 114с.
149. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж, 2001.- 192с.
150. Почепцов Г.Г. Психологические войны. -М.:Рефл-бук, К.: Ваклер 2000. -528с.
151. Почепцов Г.Г. Язык и юмор. Киев: Вища шк., 1976. - 112с.
152. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. — 288с.
153. Радзневская Т.В. Текстовая коммуникация. Текстоообразование//Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис, -М.: Наука, 1992. С. 80-87.
154. Реформатский A.A. Введение в языковедение, М.: «Аспект пресс», 2001. -536с.
155. Розин В. Семиотические исследования. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 256 с.
156. Розеншток-Хюсси О. Значение юмора для выживания//Вопросы философии, 1997, №8.- С. 147-150.
157. Рузавин Г.И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения//Вопросы философии, 1983, №10. — С.62-70.
158. Санников В.З. Каламбур как семантический феномен//Вопросы языкознания, 1995, №3. С. 56-67.
159. Слышкин Г.Г. Концепты прецедентных текстов: классификация по степени опосредованности восприятия//Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр./ ВГПУ. -Волгоград, Перемена, 1999. С. 73-79.
160. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Волгоград, 1999. - 18с.
161. Слышкин Г.Г. Культурные концепты и проблемы интертекстуальности// Языковая личность: жанровая речевая деятельность. Тезисы докладовнаучной конференции. Волгоград, 6-8 октября, Волгоград, Перемена, 1998. -С. 86-88.
162. Соболева Т.А., Суперанская A.B. Товарные знаки. М.: Наука, 1986. -176с.
163. Солганик Г.Я. Стилистика текста, М.: Флинта, Наука, 1997. - 120с.
164. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985.- 168с.
165. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативные функции/Юптимизация речевого воздействия, М., 1990. -С. 180-186.
166. Степанов Ю.С. В мире семиотики//Семиотика,- М.: Радуга, 1983. С.5-37.
167. Степанов Ю.С. Семиотика 1971. - 167с.
168. Столнейкер P.C. Прагматика//Новое в зарубежной лингвистике, М.: Прогресс, Вып. 16, 1985. С. 419-438.
169. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление//Вопросы Языкознания, 1995, № 6. С. 17-29.
170. Сухих С.А. Зеленская В.В. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1998. -160 с.
171. Т.А. ван Дейк, В. Кинч. Стратегии понимания связного текста//Новое в зарубежной лингвистике, 1988, Вып. 23, М., Прогресс. С. 153-212.
172. Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю.А. Национальная культурная специфика речевого и неречевого поведения//Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. - С. 14-38.
173. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/Slovo, 2000. - 264с.
174. Тураева З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика), М.: Просвещение, 1986. 126с.
175. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров//Вопросы языкознания, 1997, № 5. С. 102-120.
176. Филатов В.П. К типологии ситуаций понимания//Вопросы философии, 1983, №10. — С.71-78.
177. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания//Новое в зарубежной лингвистике. 1988. - Вып. XXII. - С. 52-92.
178. Хайдеггер М. Время и бытие, М.: Республика, 1993. - 445с.
179. Храпченко М.Б. Текст и его свойства//Вопросы языкознания. 1985. -№2. - С. 3-9.
180. Чиркова O.A. Поэтика современного народного анекдота//Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1997. - 20с.
181. Чубарян Т.Ю. Семантика и прагматика речевых жанров юмора//Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1994. - 24с.
182. Чудинов А.П. Спортивная метафора в современном российском политическом дискурсе//Вестник Воронежского государственного университета. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 20Ш, №2. С.20-24.
183. Шамне Н.Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. Волгоград: Изд-во Волгогр. ун-та, 1999. — 208с.
184. Шахнарович A.M. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. - 366с.
185. Шахнарович A.M. Общая психолингвистика: Уч. пособие/Ун-т Рос. акад. образования, фак. иностр. яз. М.: Изд-во РОУ, 1995. - 93с.
186. Шахнарович A.M., Габ М.А. Прагматическая структура и семантика текста//Стилистика текста. Якутск, Изд-во Якутского ун-та, 1995. -С.5-13.
187. Шаховский В.И Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж, 1987. 192с.
188. Шаховский В.И. Интертекстуальный минимум как средство успешной коммуникации//Языковая личность: система, нормы, стиль. Тез. докл. науч. конф. Волгоград: Перемена, 1998. С. 120-121.
189. Шаховский В.И. Эмоции-мысли в художественной коммуникации как стилистический прием//Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград: Перемена, 1998. - С. 80-91.
190. Шаховский В.И, Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). Волгоград: Перемена, 1998. — 149с.
191. Шаховский В.И. Запахи русского политического дискурса // Политический дискурс в России 4: Материалы раб. совещ. (Москва, 22 апреля 2000 года)//Под ред. Ю. А. Сорокина и В. Н. Базылева. - М.: Диалог-МГУ, 2000.-С. 108-111.
192. Шаховский В.И. Эмоции и их концептуализация в различных лингвокультурных контекстах//Русистика: Сб. науч. тр. Вып. 1 - Киев: Изд. Полиграфич. Центр "Юевский ушверситет", 2001. - С. 13-19.
193. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра// Жанры речи. Саратов: Изд.-во Гос УНЦ "Колледж", 1998. С.88-98.
194. Шмелева Е.Я., Шмелев А.Д. Рассказывание анекдота как жанр современной русской речи: проблемы вариативности//Жанры речи: Сб. науч. статей. — Саратов: Колледж, 1999. — С. 133-145.
195. Шейгал Е.И. Эвфемизм и ирония в политическом тексте//Филология -РЫ1о^а. Краснодар: КубГУ, 1997. - № 11. - С. 47-49.
196. Шейгал Е.И. Вторичные жанры политического дискурса//Русский язык в контексте современной культуры, Екатеринбург, 1998. - С. 143-144.
197. Шейгал Е.И. Структура и границы политического дискурса//Филология -РЫ1о1о§юа. № 14. Краснодар: Изд-во Кубан. Ун-та, 1998. С. 22-29.
198. Шейгал Е.И.Семиотика политического дискурса: Монография/Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 2000. -368 с.
199. Щурина Ю.В. Речевые жанры комического//Жанры речи, Сборник научных статей. Саратов: Изд.-во Гос. учебно-научного центра "Колледж", 1999.-С. 146-157.
200. Щурина Ю.В. Речевые жанры комического//Жанры речи: Сб. науч. статей. — Саратов: Колледж, 1999. — С. 146-156.
201. Щурина Ю.В. Шутка как речевой жанр//Автореф. дисс. . канд. филол. наук., Новгород, 1997.- 19с.
202. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию, ТОО ТК "Петрополис", 1998. - 432с.
203. Alan С. Harris Sell! Buy! Semiolinguistic manipulation in print advertising 1989 <http://www.csun.edu/~vcspc005/advertis.html> (21 August, 2002)
204. Alexander, Richard J. Aspects of verbal humour in English, Gunter Narr Verlag: Turingen, 1997.
205. Australian political cartooning rich tradition (1998) <http://www/ cultureandrecreation. gov. au/articles/1998/12/cartoon.htm > (23 May, 2002)
206. Barthes, Roland Image, Music, Text. "The Photographic Message." Ed. and trans. Stephen Heath. New York: Hill, 1977. pp. 15-31 <http://mh.cla.umn.edu/ebibld3.html> (1 July, 2002)
207. Burnett, Ron Critical Approaches to Culture, Communications + Hypermedia, 2002 <http://www.eciad.bc.ca/~rburnett/Barthes.htm> (15 August, 2002)
208. Carter, Paul A Semiotic Analysis of Newspaper Front-Page Photographs, 2000 <http://www.aber.ac.uk/media/Students/pmc9601.html> (15 August, 2002)
209. Colon, Carlos Communication Science vs. Semiotics, 1995 <http://php.indiana.edu/~ccolon/Semiotics/ccolon l.html> (14 July, 2002)
210. Davies Sr., L. J. The multidimensional language of the cartoon: a study in aesthetics, popular culture and symbolic interaction//Semiotica Vol. 104- V2, 1995.
211. Dimter, Matthias On text classification//Discourse and Literature. Vol. 3 (ed. By T. van Dijk), Amsterdam/Philadelphia, 1985 pp. 215-225
212. Fiske J. Television culture, Routledge, London and New York, 1987, - 353 p.
213. Foster, Elaine A Semiotic Analysis of Alcohol Commercials, 2001 <http://www.aber.ac.uk/media/Students/mff9901.html> (15 August, 2002)
214. Graber, Doris A. Political languages//Handbook of political communication, -Beverly Hill, 1981.-pp 195-224
215. Herrmann, Stefan Do we learn to 'read' television like a kind of 'language'? 2000 <http://www.aber.ac.uk/media/Students/sfh9901.html> (15 August, 2002)
216. Hudzik, Sam Political cartoons// History & Thought of Western Man, Rich East High School, Park Forest, Illinois, 1999 <http://richeast.org/htwm/GRAPH/POLITICAL.HTML> (1 July, 2002)
217. Katz Harry L., Duke Sara W. Cartoon-related Research at the Library of Congress, Library of Congress, 2000 <http://lcweb.l0c.g0v//rr/prints/swann/cart00nresearch.html> (1 July, 2002)
218. Landow, George P. Textual openness. Hypertext and Intertextuality, 1997<http://calliope. jhu.edu/press/books/landow/derrida l.htm/> (23 May, 2002)
219. Langan Catherine R. Intertextuality in Advertisements for Silk Cut Cigarettes, 1998 <http://www.aber.ac.uk/media/Students/crl9502.html> (15 August, 2002)
220. Lemke J.L. Multiplying meaning: visual and verbal semiotics in scientific text, City University of New York, 2002 <http://academic.brooklyn.cuny.edu/education/jlemke/papers/mxm-syd.htm> (15 August, 2002)
221. Lemke J.L. Visual and Verbal Resources for Evaluative Meaning in Political Cartoons, City University of New York, 2002 <http://academic.brooklyn.cuny.edu/education/jlemke/papers/polcart.htm>15 August, 2002)
222. Low David, Williams R. E. Political cartoon//Grolier Multimedia Encyclopedia, 2000 <http//gi.grolier.com/presidents/ea/side/cartoon.html> (1 July, 2002)
223. Mazid, Bahaa-Eddin Deconstructing a Contemporary Egyptian Newspaper Caricature, 2000 <http://chass.utoronto.ca/french/as-sa/ASSA-No9/BEMl ,html> (23 August, 2002)
224. Moriarty, Sandra Visual semiotics and the production of meaning in advertising, 1995 <http://spot.colorado.edu/~moriarts/vissemiotics.html> (23 August, 2002)
225. Morris, Raymond N. The carnivalization of politics//Mr. Gill Queen's University Press, 1995.
226. Ryder, Martin <http:/carbon.cudenver.edu/~mryder/itcdata/semioticas.html> (23 August, 2002)
227. Sebeok, Thomas Communication <http://www.georgetown.edu/grad/CCT/505/sebeok.html> (1 July, 2002)
228. Sonesson, Goran Pictorial semiotics 1999 <http://www.arthist.lu.se/kultsem/sonesson/pictseml.html> (15 August, 2002)
229. Soth, Winfried SRB Insights: Can Pictures Lie?//Volume 6 (2) of The Semiotic Review of Books <http://chass.utoronto.ca/epc/srb/srb/pictures.html> (15 August, 2002)
230. Uniting Mugwump and the Masses Puck's role in politics (1996) <http://xroads.virginia.edu/~ma96/puck/notes.> (15 August, 2002)
231. Williams, Matthew Are TV and Film Like a Language Which we Read? 2002 <http://www.aber.ac.uk/media/Students/mhw0101.html> (23 August, 2002)
232. Williams, Jeff Comics: a tool of subversion? Journal of Criminal Justice and Popular Culture, 2(6), 1994 (pp. 129-146) <http://www.albany.edu/free-tops/scj./jcjpc/vol.2is6/comics.html#duncam> (11 July, 2002)
233. Zwick Jim <http://www. boondocknet.com/cartoons/mc 20b.html> (23 August, 2002)1. Использованные словари.
234. Ахманова O.C. Словарь лингвистических терминов, М.: «Советская энциклопедия», 1969.
235. Кондратов A.M. Пиктография (174-175)// Лингвистический энциклопедический словарь/ М., 1990.
236. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов, М.: Филологический факультет МГУ, 1997.
237. Новый большой англо-русский словарь. Медникова Э.М., Апресян Ю.Д., -М.: «Русский язык», 1993.
238. Популярная художественная энциклопедия. Полевой В.М. и др., в 2 т. М.: «Советская энциклопедия», 1986.
239. Советский энциклопедический словарь, М.: «Советская энциклопедия», 1990.
240. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., М.: «Азъ», 1995.
241. Философский энциклопедический словарь, М.: «Советская энциклопедия», 1989.
242. Энциклопедический словарь юного литературоведа, М.: «Педагогика», 1988.
243. The Oxford Dictionary of Art. Ian Chilvers, Harold Osborne, Dennis Farr, 1995.
244. Webster's School Dictionary, Mirriam Webster Inc., Publishers, Springfield, Massachusetts, USA, 1986.
245. Использованная литература.
246. Муратов Э.Н. Смех и улыбки (сборник юмора на английском языке), М.: «Издат-школа», 1997.
247. Грейвс Роберт Мифы Древней Греции, М.: Прогресс, 1992.
248. Brooks, Charles. Best Editorial Cartoons of the Year, 1996.4. Крокодил, 1996-2000.5. Новое время, 1998 2002.6. ФАС, 1999-2000.7. Путевая газета, 1999.8. Колокол, 1998-20029. Завтра, 1999-2001.
249. Ю.Комсомольская правда, 1998 2002.
250. Московский комсомолец, 1998 2002.
251. Новые известия, 1999 2002.
252. Аргументы и факты, 1999 2002.