автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Карикатура в периодической печати

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Хамадах Мамдух
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Карикатура в периодической печати'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Карикатура в периодической печати"

, БЕЛОРУССКИЙ ОГДЕНА ТРУДОВОГО КРА. ЛОГО ЗНАМЕНИ "' ГОСУДАРСТВЕННЫ': УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ХАМАДАХ МАЦЦУХ

КАРИКАТУРА В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ Специальность 10.01.10 - журналистика.

Автореферат

диссертации па сотскание ученой степени кандидата Филологических наук

ШНСК' - 1994

Работа выполнена на кафедре зарубежной журналистики и литературы Факультета курнаяистики Белорусского государственного уни-вепситета

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор

Б.В.Стрельцов

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

П.И. Ткачев

кандидат искусствоведения, допет Г1.Т. Фрольцова

Ведущая организахшя: отдел изобразительного искусства Инстит] та искусствоведения, этнографии и фольклора АН РБ

Запита состоится " ЯЖЛ'^ЦуЬ1994 г. в " часов

на заседании Специализированного Совета К.056.03.18. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.10 - журналистика в Белорусском государ! твенном университете по адресу: 220080, Минск-80, пр. Ф.Скорины-4 главный корпус БГУ, ауд. 206

С диссертаций'!* можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета

Автореферат разослан " 41 " ^ 1994 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета, .кандидат йилологкчдеких-ттаук, допент

В.П.Воробьев

О В! НАЛ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБ ты

Актуальность томи. Карикатура занимает особое место среди других литературных и изобразительных жанров. В каждой стране сложились свои традиции и приоритеты в сатирико-иносказательном отраке-нии действительности средствами графита. Чтобы убедиться в правильности этого тезиса, достаточно поставить в один ряд и сравнить карикатуру У. Хогарта, Дж. Гилрея / Англия /, Г. Гросса / Германия /, Ф. Гойи / Испания /, Л. Домье, П. Говорни / Франция /, И. Теребне-ва, А. Венецианова, Кукрыниксов / Россия /, А. Чуртна, Е. Бусела / Беларусь /, Али-Фарзата / Сирия /, Наджи аль-Али / Палестина /, Бахдната / Египет / и других.

Популярность карикатуры не 'вызывает сомнения. Использование ее в печати делает карикатуру эффективным оружием политической борьбы. И если в условиях политической стабильности в бывшем СССР редко можно было встретить политическую карикатуру на первой странице газеты, то теперь, когда политическая борьба обострилась до предела, многие известные и популярные издания отводят карикатуре самое значительное место на первых страницах. Это газеты " Известия", " Правда.", " Советская Россия ", журнал " Новое время ", белорусские газеты " Рэспу.бл1ка ", " Народная газета ",■ " Чырвоная зме-на " и другие.

Во многих странах карикатура широко используется в органах печати, которые представляют оппозицию. Сатирическая интерпретация действительности, ясность, лаконичность и доступность карикатуры оказывают самое эффективное воздействие на читатооя. " Публично осмеивая порок, осувдая конкретных носителей социального зла, сатирик всегда берет в союзники читателя , - это умозаключение фельетониста А. Суконцева полиостью мохшо отнести и к карикатуре.

Карикатура актуальна не только в политическом й социальном смысле, о чем чаще всего принято говорить; она выполняет в печати различные функции и назначения - от чисто коммерческих до психологических, обеспечивая читателю как дополнительную информацию, так и эмоциональную разрядку. Карикатура вакна с точки зрения эстетики к образования. В условиях рынка очень многие издания переходят на самофинансирование, я карикатура может принести немалые доходы. Присутствие в номере рисунка, в сатирико-иносказательном ключе ос-ие:иаицем действительность, привлекает читателя. Он отдает предпо-

1 Суко/шев А. До и поело фельетона. Мысль. М., 1989. С. 7.

чтение этому изданию, и если дохода от продаж являются не совсем достаточным::, то возросшая популярность даст возможность сделать рокламу высокооплачиваемой и получить дополнительные средства.

Состояние исследования проблемы. Карикатуре посвящено очень мало работ, на что сетуют как сами карикатуристы, так и искусство веды, занимающиеся этйм видом графики. Процитируем одно из типических высказываний: " К сожалению, у нас об этом не очень много написано. До смешного мал библиографический список " карккатурове ческой " литературы, который традиционно возглавляется книгой, вь шедшей в свет в начале нашего века и давно ставшей букинистическс редкостью, это " Иллюстрированная история карикатуры с дреанейши? времен и до наших дней ", составленная A.B. Швыревым А египеа ский исследователь Исса Садах, имея в виду KapKxaTypv. как объект научного исследования, добавляет к сказанному выше: ' Карикатура - это самое непопулярное название в арабских странах с момента et возникновения полтора века тому назад

Кроме того, что' карикатуре посвящено очень мало работ, в бо. шинстве из них крайне заужен диапазон исследования. Разговор идс или о политической карикатуре, или об исторических факторах ее В' никновения и существования.

Строго научного комплексного исследования карикатуры не суж твует. Различные книги о карикатуре представляют собой сборники статей и заметок типа книги карикатуриста Б. Ефимова " Основы по мания карикатуры " или Л. Самойлова " Карикатура, карикатурист, татель ".

С научной точки зрения карикатура рассматривается искусстог дом В. Полевым в книге " Двадцать лет французской графики " и в работе 5. Виппера " Статьи об искусстве ". Этими исследователям; сделана попытка определять функции карикатуры, а также ее соотнс шения с сатирическими жагфамк литературы. Исследованию карикагу! посвящены отдельные статьи в газетах и журналах / статья А. йяы вича " Только ли графика? ", опубликованная в 10 номере журнала " Искусство " за 1970; статья сирийского карикатуриста Абуль-Хз, аи-Шамаа в газете Аль~Баас й 7712 " Карикатура: комический рису или критическое действие !? "./, в которых делается попытка отн

1 Самойлов Л.С. Карикатура, карикатурист, читатель. М., 1581. С

2 Бахджат. Правительство, граждане и другие. Каир. 1987. С. 6, также журнал " Диоасат иштиракия ". №9. 1987. С. 125.

тельной классификации разных школ и направлений в мировой карикатуре. На эти к некоторые другие работы мы частично опирались в нашем исследовании.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследован/л является определение роли и места карикатуры в печати, выявление особенностей карикатуры как изобразительного жанра.

Для достижения этого требовалось провести исследования по следующим взаимосвязанным этапам:

- выявление связи карикатуры с печатью;

- объяснение связи карикатуры с другими литературными и изобразительными жанрами;

- определение особенностей'функционирования карикатуры в различных видах печатных изданий;

- выявление функций и назначений карикатуры;

- определение необходимых предпосылок эффективности выполнения функций и задач карикатуры.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Диссертационное исследование имеет два направления: историческое и теоретическое. Первое направление - это определение путей.формирования карикатуры как самостоятельного айда изобразительного искусства и ее исторических корней. При достижении этих целей автор опирался на фундаментальные труды по истории и эстетике. Были использованы искусство Вавилона, древних финикийцев, египтян, римлян, Древней Греции, йндии, Японии. Изучена мифология этих народов. Это помогло обоснованно определить начало внедрения сатиры в изображение. В вопросах, касавшихся истории карикатуры, автор опирался на работы Леонардо да Винчи, Гойи, Босха и многих других художников, имена которых тесно связаны с карикатурой.

При решении теоретических вопросов автор опирался на работы Б. Ефимова, л. Самойлова, В. Полевого, Салаха Иссы, Радвана Шафшса, Б. Виппера и другие исследования, в которых сделана попытка создания методологической основы изучения карикатуры.

Использованы также труды по философии и психологии, в частности исследования французского психолога Г. Брежсона о природе смеха, опубликованные в 1889 г в журнале " Париж " под названием " Смех. Исследование символизации.смеха "; труды Белинского, Добролюбова, Бахтина, Хейзинги и др.

Научная новизна диссертационной работ)!. Как было укс отмечено, фундаментальное исследование по функционированию карикатуры в печати отсутствует, поэтому многие вопросы до сих нор спорны и поясни.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- сформулировано" положение о том, что карикатура всегда состоит из двух элементов: комизм + изображение, на основе которых реальным становится существование всех ее видов;

- впервые проведена классификация карикатуры по форме ее существования;

- впервые замечено возникновение нового- направления в карикатуре - философская карикатура;

- рассмотрено место карикатуры в универсальных и специализированных. лапаниях;

- впервые проведено и обосновано разделение функций и задач карикатуры на основе предварительной заданности;

.- определены, зафиксированы и классифицированы предпосылки эффективности карикатуры в печати;

Сама тема " Карикатура в периодической печати " в ряду, комплексных научных исследований является.новой, поэтому в ее разрабо1 ке изначально много элементов новизны.

Научно-практическая значимость результатов, полученных в лис сеогншюнной работе. Результаты, полученные ь работе, значительно дополнят' исследования карикатуры,-добавляют новые факты об ее ис торичеси'Х корнях, углубляют изучение карикатуры как изобразител! '¡ого жанра и его сяяэи с журналистикой.

Большое значение могут иметь практические предложения, каса* щкеся редакторской деятельности, по выбору наилучшего способа он: бликования карикатур в печатных органах сродств массово!! информации.

Работа может быть использована в качестве учебного пособия для факультетов журналистики и художественных учебных заведений, а также в области искусствоведешя.

Апробация работы. Оенониив положения и результаты диссертации отражены в реферате автора " Карикатура в периодической печа ти " / Минск, 1993 /, апробированы на заседании кафедры зарубека

фнаиистики Белгосуниверситета, которая и рекомендовала ее к затее.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, зех глав / в каждой главе по три параграфа /, заключения, списка ¡тературц и приложения. Объем текстовой части диссертации - 127 границ машинописного текста, 10 страниц занимает заключение, 8 границ - библиография и 50 страниц занимает приложение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении - дается общая характеристика работы, обосновывался актуальность темы, раскрывается степень ее разработанности, эмулируются цепь и задачи исследования, определяется ее методо->гическая основа, показана научная новизна к научно-практическая тчимость работы.

В первой главе - " Формирование синкретности двух видов твор-зскои деятельности " - рассматриваются пути формирования связи шикатуры с изобразительным искусством и периодической печатью.

В первом параграфе - " История возникновения карикатуры " -ш сжатый исторический анализ возникновения карикатуры, которая )яв"ла<;ь, пг мнения автора к многих специалистов, вместе с появ-зккем человака, о чем свидетельствуют рисунки, обнаруженные на генах пеьер во Фра!дни;, Тасскли, Алжире и на Кипре. При этом ос-)вцое внимание уделено появлению понятия карикатуры как изобргже-:я из традиции развития масок, к религиозно-комического театра, >д воздействием которых карикатура принимает вид рисунка.

В Древнем Египте, на Древнем Востоке и особенно в Древней Гре-и:,. где широко практиковалась форма иллюстраций к комедиям в виде >заик, сатирическое изображение полнило свое дальнейшее развитие. Древнем Египте вообще были обнаружены рисунки, аналогичные сов-зменкой карикатуре. И хотя не существует категорической мотивации улого появления о тих рисунков, изображения на них косят явно графический характер.

И все ке назвать карикатурой в полном смысле слова все эти зображения нельзя, основа карикатуры как самостоятельного жанра

была заложена в эпоху Возрождения в виде анатомических исследова ник итальянского художника Леонардо да Винчи, хотя его наброски не имели сатирического содержания, а носили лишь характер грогес ка. Элементы гротеска можно такие обнаружить в картинах Босха, Гольбейна шедшего и других художников.

Многие специалисты считают, что карикатура как самостоятель ный жанр начала свое существование с сатирических картин А. Кар-рачи в середине шестнадцатого века, поскольку основной целью автора было стремление рассмешить своего зрителя. В дальнейшем кат катура получила более глубокое развитие в работах французов Фкл1 иона и Гензи, английского графика Хогарта, испанского художника Гоми и млогих других. Но главная роль в утверждении карикатуры как самостоятельного жанра принадлежит прежде всего французам: < ткрическим графикам Домье и Доре, благодаря которым карикатура стала широко тиражироваться и прочно обосновалась на страницах ] риодичоских изданий.

Таким образом, произошло выделение карикатуры из традицкон понимаемого вида изобразительного искусства, ничем не отлкчающе ся от других по технике исполнения в начале его возникновения, искусство, связанное с журналистикой, периодической печатью.

Пользуясь выработанными искусствоведами общими критериями, сегодняшний день в современной карикатуре- можно ввделить запади европейскую, американскую и восточноевроньйскую школы, которые личаются мезду собой по характеру выбранной темы и технике испо нения.

Функционирование карикатуры не ограничивается печатью и ие бразЕтедыгам искусством. После возникновения кинематографа кар!-1 катура появилась на экране в виде анимационного кино, которое г своей популярности не уступало другим его видам.

Изучение истории появления карикатуры является темой, трес щей отдельной разработки, однако краткий исторический анализ н< ходим для лучшего понимания и выявления причин связи карикатур1 журналистикой.

Во втором параграфа - •" Предпосылки внедрения карикатуры : журналистику " - рассматриваются закономерности, обусловившие обратимый процесс сближения карикатуры с журналистикой.

Карикатура с самого начала возникновения была средством б бы с политической властью, поэтому карикатуристы всегда предст

ги опасность для государственных и политических лидеров. Впервые шкатуристы проявили себя как политические бориы в период Ройюр-1ии, которую возглавил Мартин Лютер. Один из историографов nansa вннувдон бил признать, "что своим успехом в Германии Реформа-í обязана карикатуре. Новым толчком в развитии карикатуры послу-га революционные события в Голландии,откуда сатирические рисун-распространялись по всей Европе, проникли на Британские острова, 5 карикатура получила дальнейшее развитие в творчестве английс-?о художника Хогарта, но уже в качестве оружия против негатив-с социальных явлений.

Карикатура преследовала Наполеона в течение всей его жизни: зсильный правитель Франции и почти всей Европы оказался унижен-л и бессильным перед сатирой художника. Во Франции-карикатура згда играла значительную роль в периоды политической нестабиль-зти и социальных потрясений; постепенно она занимает важное'мес-

в социальной лизни и политике. ..... •

.Таким образом очевидно, что карикатура превратилась из исклю-гельно изобразительного жанра в инструмент, влияющий на общест-шое мнение, стала оригинальным жанром журналистики и неотъеглле-К частью печатной графики. Так как журналистика является одним важнейших средств политической и идеологической борьбы, это данам основание говорить об общности целей и задач, которые сто-перед журналистикой и карикатурой. Целью художника-карикатурис-является ознакомить со своими рисунками как можно большее коли-;тво людей одновременно, что наилучшим образом осуществляется страницах периодической печати, поэтому страницы газет и журна-з для карикатуры намного важнее выставочных залов.

Наряду с тем, что карикатура является средством политической ;оииальной борьбы, существуют другие аспекты, связывающие ее с эналистикой. Карикатура несет в себе заряд актуальной информа-i, связанной с тем или иным событием, происходящим в мире. Дегазированная информация содержится также и в карикатурах на бы-зую, нравственную и другую тематику.

Весьма существенным для взаимодействия карикатуры и печати метен то, что карикатура доступна для понимания самому широко-кругу читателей, включая неграмотных людей, что обеспечивает огромную популярность среди населения, а также тем, что инфор-тля, содержащаяся в карикатуре, выражается нэ однообразным пе-гным шрифтом, а изображением, что придает печатному изданию

большую яркость и индивидуальность, а совмещение изображения с j тературным средством выражения - словом - дает возможность боле' полно раскрыть содержание рисунка.

Все вышеперечисленные факторы можно рассматривать в качесач достаточных оснований для того, чтобы считать карикатуру своеоб] ной, но очень вая:нок и неотъемлемой частью журналистики. С техн: ческой точки зрения сближению карикатуры с периодической печаты способствовало использование одной и той же печаткой и множител: ной техники. И если карикатура в начале ее возникновения не выд лялась из канвы традиционной живописи и при рисовании использов, лксь масло и другие живописные приемы, то кнформапионло-сатирич кий характер и требование широкого распространения способствова применению техники печати, прежде всего графики и литографии, ч ограничивало цветовую гамму только черным и белым цветом из-за слабых возможностей на начальном этапе техники печати. Хотя сов менная техника печати позволяет публиковать рисунки с использов нием различных цветовых гамм и в мельчайших деталях, газетная к рикатура традиционно ограничивается черно-белой гаммой, причем хника рисунка не отличается филигранностью к точностью, так как главное значение придается содержанию рисунка.

Кроме техники исполнения, периодическая печать оказала или ни о на назначение карикатуры. И если изначально карикатура испо зовалась в качестве сатирического изобразительного жанра, то не мере сближения ее с периодической печатью она нашла свое прамеь ние в других сферах - в рекламе, образовании и т.д.

Связь карикатуры с журналистикой привела к появлению текст вого сопровождения, что выразилось вначале в коротких номмэнтат: ях к карикатурам, а затем в цельных сатирических текстах и диа; гах.

Б третьем параграфе - " Диапазон (Тункнионирования каоикат\ в печати и ее виды " - дана краткая характеристика форм, в коте карикатура йункпионирует в печати, а также рассматриваются разл ные виды карикатуры.

Выполняя функции самостоятельного журнального или газетно) материала, карикатура может выступать как самостоятельное прои: ведете. Самостоятельность такой карикатуры придает художнику < боду в выборе темы, и в подавляющем большинстве такая карикату] затрагивает самые злободневные политические события. В специал!

¡анннх журналах и гаэетг« эта форма карикатуры иллюстрирует осиную тематику.

Карикатура иногда может сопровождать газетный или журнальный .'ериап / например, рисунок к критическому эссе " Веселье ново-щее припомнили сегодня мы ". "Добрый вечер", 30 дек.1991 /. В шом случае карикатура и газетный материал разрабатывают одну «у, что дало редакции повод совместить их, но могла она появить-ка газетных страницах и изолированно.

Если карикатура отражает газетный или журнальный материал, то 1 раскрывает определенные элементы газетного или журнального тега, а карикатурист, как правило, создает рисунок по заданию ре-■слии, после ознакомления с подготовленной к печати рукописью. Ть * карикатура играет зависимую роль и не может быть помещена от-яьно от текста.

Во многих газетах и особенно журналах карикатура дается на ложках. Она занимает чаше всего всю обложку, оставляя место тол* для названия журнала и представляет собой шарж на героя одной центральных публикаций или отражает содержание важного, по ению редакции, материала и сопровождается коротким сообщением и указателем страницы, на которой расположен иллюстрируемый ею териал.

Карикатуру с заголовком мокно встретить во многих изданиях, и практически не несут в себе никакого содержания и используют-■ в качестве символа при заголовке или рубрике,сопровождают, как >авкло, юмористические отделы изданий. Карикатура-символ газеты :и журнала - своеобразная визитная карточка издания, которая изо-•азитедьннми средствами дублирует название журнала или газеты.

В иекпаме карикатура Функционирует в виде рисунков, исполнение в карикатурной манере, которые сопровождают различные реклам-:е объявления. Оригинальная форма карикатуры - комикс - тесно вязана с литературным жанром, а карикатура-сериал - не имеет лигатурной основы, но сама развертывает событие или явление в ди-адике их развития. В некоторых телекомпаниях используется телефонная карикатура, т.е. худокнкк-карикатурист предлагает свою )чку зрения на происходящие события, используя вместо газетной границы экран телевизора. Карикатура-коллаж использует двойной зтод - изображение и фотографию - и чаще встречается в журналах.

Кроме форм, отличающихся по внутрижанровым моделям, следует

произвести видовое деление карикатуры по содописанию. Проанаяизяр. вав имеющуюся в наличии литературу г.:ы определили з карикатуре следушие четыре вида: политическая кали кату па - затрагивает раз личные стороны политической жизни общества, такие как международ ные отношения, политическая обстановка, выборы, проблемы демокра тии, политическая борьба и т.д.; бытовая карикатура - затрагивав социальные проблемы: культурно-бытовые условия, торговлю, воспит ние детей, отношения мечеду поколениями, проституцию, наркоманию, алкоголизм и т.д.; юмористическая карикатура - отображает гаморис тическую обстановку, в которой отсутствует остро конфликтное сод жание; тар* - изображение лица человека при помощи определенных приемов. Динамика действия отсутствует.

Деление на виды определилось в процессе развития карикатуры как самостоятельного жанра. По нашему мнению, в настоящий момент наметилось зарождение нового вида карикатуры, которую можно уело но назвать философской - она затрагивает, как правило, страдания человека, кмевдие под собой психологическую основу, или размышло ния, относящиеся к внутреннему, духовному миру человека.

Глава вторая - " Публицистика и искусство '* - посвящена род вой принадлежности карикатуры, ее отношению к изобразительному и кусству и журналистике, а также другим видам искусства, единству слова и изображения в карикатуре, связи карикатуры с плакатом л тографией, месту карикатуры в куриале и газете, сатирических иод ниях.

В первом параграфе - " И вопросу о дуализме каоикатупы " -мечается тот факт, что вопрос о родовой принадлежности карикатур является спорным. Но, поскольку, с одной стороны, главным средст вом выражения з карикатуре является изображение, а, с другой сто ны, карикатура выполняет задачу оперативного воздействия на чита тельскуо аудиторию и по своей функциональной направленности роде; нна журналистике, то можно говорить о дуализме карикатуры. Другн словами: связь карикатуры с журналистикой не противоречит ее при надлежности к изобразительному искусству, или, по мнению А. Ельк вича, " карикатура лишь в значительной степени принадлежит к сфе

1 см.: Ефимов Б.Е. Основы понимания карикатуры. М., 1961, а таю Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. 1.1., 1970.

заразительного искусства, но отнюдь не ис допивается ею "и. Са-становление карикатуры произошло на страницах печати, журналиста обеспечила ей широкое распространение, то есть связь карикары с журналистикой не является искусственной, она естественна и еат немалое значение для развития карикатуры. Она в равной степи принадлежит и к изобразительному искусству и к журналистике -это одно из синтезированных выразительно-изобразительных средств орческой деятельности.

Существуют разногласия по поводу целесообразности кспользова-я в карикатуре слова и текста. По-существу, если бы карикатура ла чисто изобразительным искусством и ее назначение ограничива-сь эстетикой, то наличие литературного текста в ней можно было считать незаконным. И если для большинства видов изобразитель-го искусства главным является эстетическое восприятие, то в ка-катуре основная цель - передать зрителю или читателю определен-ю мысль. Добавление к карикатуре, как изобразительному "жанру, ементов сатирических литературных жанров укрепляет ее и помогав достижении цата. Но отсутствие текста не является признаком абости той или иной карикатуры. Следует говорить не только о прям синтезе, но и о взаимовлиянии двух способов выражения - изоб-.зителБного и словесного. Текстовое сопровождение изображения ;ачительно расширило возможности карикатуры и сделало с течением юмени формулу "изображение + слово " одним из распространенных рлемов в карикатуре. В этой связи можно выделить четыре внутри-и-гровых вида карикатуры: 1. Карикатура без комментария, в которой лностыо отсутствуют словесные элементы. Обычно эти карикатуры игоовождает ремарка "без слов". Такая карикатура передает инфор-шию об определенном событии ни ситуации только путем изображе-:я, без использования какого-нибудь комментария. 2. Карикатура ' словами, входящими составным элементом в изображение, которая ! использует слова в качестве комментария, а в качестве объясне-;я - заменить их изобразительными средствами невозможно. 3. Кари-1тура с комментарием. расположенным под рамкой, в которой слова ¡посредственно не входят в карикатуру и не являются элементом ¡обращения, но являются комментарием к данной карикатуре и помога-■ полностью раскрыть суть рисунка. 4. Карикатура с сатирическим

Елькович А. Только ли графика? К вопросу о методологии анализа карикатуры. Искусство. 1970. № 10. С. 35.

текстом, которая содержит в себе речь, произнесенную ее "героем В таких карикатурах изображение обычно играет второстепенную ро если убирается изображение, то суть замысла ясна из самого текс

Ксходд из сказанного вине, можно утверждать, что если бы к рикатуре в печати отводилась только эстетическая роль, то испод повинно в ной слов в большинстве случаев являлось бы лишним эле монтом, значительно ее отягощающим. Но кроме эстетической, кар* тура заключает в себе и целенаправленную публицистическую фунга и оказывает оперативное политическое воздействие на широкую ау; торию периодической печати. И здесь на помощь приходит слово.

Зо втором параграфе - " Карикатура и другие виды иллюстра1 р. печати " - рассматривается использование в печати таких изоб] зительных видов, как плакат и фотография,- наряду с карикатуро;

Из данных БСЗ определений карикатуры и плаката можно сдел; вывод о том, что карикатура, в основном, отличается от ддакага им сатирическим началом, а плакат, какую сферу деятельности он не затрагивал, - своим пропагандистским, рекламным характером, гле того, если злободневность карикатуры прочно связывает ее с чатыо, то общественно-тематический характер плаката не обеспеч вает такую органическую связь.

Единственный вид плаката, сохранившего более прочную связ прессой, - это политический плакат, который не имеет рекламног характера, а отражает, в основном, политическую точку зрения.

Так называемая "плакатная карикатура" - плакат с сатириче ким содержанием- для достижения поставленных перед ним целей г, использовать карикатуру как пиразительно-изобразительное средс На начальных этапах своего развития плакатная карикатура имеле чно политический характер, сейчас она используется также в тес лъиых, здравоохранительных к рекламных плакатах. У плаката и * катуры в'зависимости от их функционального назначения существу много отличий. Особенно они заметны в технике исполнения и рас ложения элементов внутри рисунка. Карикатура отличается от гш; та слецушим:

- карикатура всегда сатирическая, а для плаката это не о( тельно;

- техника исполнения плаката сложная, карикатуры - прост.

- в плакате расположение элементов имеет большое значени карикатуре этому уделяется меньше внимания;

- карикатура связана прочными узами о печатью, у плаката такой прочной связи нет.

Очень часто карикатуристы, ваботаюшие в жанре политической карикатуры, заблуждаются, когда ставят перед карикатурой плакатную цель, но пытаются реализовать только за счет карикатурной техники исполнения свои мысли. Так получается плакат без техники или плохая карикатура, поэтопф художяил-карикатурист зеегда должен помнить: карикатура без сатирического содержания не может состояться. Таким образом, сатира может объединять карикатуру и плакат. Пр> наличии сатиры в плакате получается плакатная карикатура или карикатурный плакат.

Связь карикатуры с фотографией очевидна и особенно прослеживается в использовании техники фотографии при выполнении коллажа. Кроме коллажа, существует eme сатирическая фотография, во многом подобная карикатуре, которую можно разделить на два типа: художественная moTorpatfivm или фотомонтаж, которая выполняется по заранее рассчитанному замыслу, и случайный сатирический эпизод, который по своему содержанию в значительной мере похож на карикатуру, только в карикатуре жизненное противоречие является результатом мышления, а здесь оно определилось стечениями обстоятельств.

Наряду с карикатурой в печати существует еще один вид графики - рисунок, который сопровождает газетный материал или выступает в качестве фона для конкретного текста. Такие рисунки отражают содержание произведения, и их характер разнообразен.

Если мы будем сравнивать карикатуру с плакатом и карикатуру с сатирической фотографией, то обнаружим, что в первом случае плакат к карикатуру связывает только сатирическое содержание, сатирическую же фотографию связывает с .-карикатурой не только содержание, но и назначение, а также неотделимость и карикатуры и сатирической фотографии от пеоиодкческой печати. Различия между ними лишь в технике исполнения.

В третьем парагоайе ~ " Дапикат.уоа в газете и журнале " - говорится о том, что на характер содержания и технику карикатуры влк яние оказывает не'только видовое многообразие карикатуры, но и раз личие органов печати, имеющих разную периодичность выхода, тематически и жанрово-тематически строго ориентированных.

С точки зрения исследования карикатуры особенно интересны еже дневная газета и журнал-еженедельник, поскольку большинство универ

сальных журналов, в которых карикатура является неотъемлемой частью, - еженедельники. Тема карикатуры в газете всегда должна быть злободневной, и карикатурист должен очень четко соблюдать принцип оперативности. Журнал "отражает" события, происходящие как минимум в течение недели', поэтому актуальность карикатуры сохраняется благодаря аналитическому характеру публикаций, а карикатурист имеет достаточно времени на обдумывание темы своей работы. Эти условия влияют и на технику исполнения: лимит времени не позволяет автору, работающему в газете представить свою работу в цвете, поэтому большинство газетных- карикатур выполнено черно-белой, достаточно простой техникой.

В зависимости от тематического диапазона к специфической направленности все органы печат: можно разделить на универсальные, специальные / ведомственные /, сатирические, молодежные, детские0 и издания рассчитанные на другие возрастные группы. Сатирические и детские газеты и журналы не включены в разряд специальных органов печати, поскольку они могУт быть также универсальными и отличаться не по тем'" а по способу отражения действительности: при разработке тем в сатирических изданиях нельзя забывать о комическом моделировании, а в детских - интерпретация дается с учетом детского возраста.

Карикатура в универсальных издания'х. которые отражают и интерпретируют весь крут жизненных проблем - от политики до спорта, имеют широкую читательскую аудиторию, а также являются самыми распространенными к популярными, поскольку . лждый читатель может найти интересующий его материал, занимает важное место. Она может касаться любой проблемы и любой сферы деятельности, располагаться на любой странице, но при этом существует три наиболее традиционных способа расположения"карикатуры в универсальных газетах и журналах:'!. Определяется постоянный уголок газетного листа, где публикуется карикатура - бытовая, политическая и т.д., которая может быть самостоятельной или же дополнять содержание отдельной публикации. Обычно - это место на первой или последней странице, т.е. на внешней стороне газеты. В куриале постоянная карикатура может располагаться в различных местах, но многио предпочитают первую страницу. 2. Капк&тгупы публикуются на разных страницах и иллюстрируют различные материалы - такая карикатура обычно выполняется по конкретным разовым заданиям. 3. Карикатура сопровождает страницы юмора и сати-рь' - такая карикатура чаще всего занимает предпоследние страницы.

Б газете это, как правило, последняя страница, на которой-нередко публикуются рисованные юмооистнческие шутки, состоящие из нескольких рисунков.

Карикатура в сатирических изданиях, которые публикуют текстовые и изобразительные материалы только в сатирической интерпретации. Предположение о том, что для сатиры достаточно страниц универсальных изданий, неверно, поскольку недостаточность места и невозможность постоянного включения сатиры з системный и беспрерывный информационный поток делает сочетание ее с традиционно-информационными и аналитическими материалами не паритетным* Упреки же сатирическим изданиям в ограниченности тем, а также узости интерпретации ситуаций и явлений не следует относить к функциональным особенностям изданий, их следует адресовать жесткой цензуре и "осторожным" редакторам.

Размещение материалов на страницах сатирических изданий зависит от их ориентации: одни держат в поле зрения все сферы человеческой жизни, другие предпочитают только одну, в одних преобладает сатира, а другие в равной степени сочетают сатиру и юмор, третьи вообще предпочитают юмористическую направленность. На наш взгляд, тексты и изображения, выполненные в юмористическом ключе, должны "разбавлять" сатиру в сугубо юмористических журналах.

Специфична работа сатирических изданий и по оперативному и долговременному планированию, осуществляемому в виде "темных" совещаний, сущность которых следующим образом разъясняет заведующий художественным отделом белорусского журнала "Вожык" Л. Гармаза : " На них мы принимаем к исполнению темы рисунков. Их предлагают как

штатные работники журнала, так и нештатные "темами", которые пос-

..1

тоянно сотрудничают с журналом .

Коллективное, относительно длительное обсуждение тем, конечно, имеет свои преимущества. Но, на наш взгляд, такой метод работы подходит для стабильных тем, которые продолжаются в длительном временном пространстве. Е кратковременных ситуациях теряется эффект оперативности, что влияет на авторитет и популярность издания. Принимая во внимание дуализм карикатуры, ее публицистическое и художественное начало, не следует забывать о том, что один из принципов публицистического творчества, по которому индивидуальное должно сочетаться с коллективным,- может полностью заслонить худо-

1 Беседа с Л.И. Гармазой 15.01.1993.

жествепный принцип индивидуальности творчества и превратить карикатуриста из творца в рисовальную машину. Кроме того, определение тем исключительно па совещаниях ограничивает творческую свободу карикатуриста. Конечно, совет, коллективное размышление в творческом деле - вполне нормальное явление, но все же не следует забывать: это не основная форма творчества, а только сопутствующая.

Анализ сатирических изданий дает основание однозначно утверждать, что карикатуре в них все же отводится второстепенная роль, что связано с кадровой диспропорцией: в основном в таких журналах предпочтете отдается Сатирикам-литераторам. Наличие нештатных карикатуристов отчасти обеспечивает изданию определенный сатирико-изобразительный уровень, однако не следует забывать, что такой сотрудник не отвечает за облик здания, за его профессиональный уровень.

Карикатура в отраслевых изданиях, которые ориентированы на "узкую" проблематику, определенные сферы общественной жизнедеятельности, также нашла себе место. Функционирование карикатуры в подобного рода изданиях имеет несколько мотивов - это иллюстративная роль карикатуры, прежде всего, затем расчет на психологический эффект и, наконец, это один из способов привлечения внимания ч"тате-ля к конкретной и наиболее важной по мнению редакции публикации. Для такого рода изданий чрезвычайно важен способ размещения карикатур: их не следует размещать кучно, а располагать равномерно на разных страницах, учитывая элементы творческой интриги для привлечения внимания к наиболее интересным .. сложным материалам.

Карикатура в детских изданиях используется более широко: и как сатирический рисунок, к как иллюстрация к литературным текстам, и как сродство воспитания и обрааования. Иллюстрирование детских изданий требует выполнения определенных правая: рисунки должны быть увлекательными, яркими, потому что, но словам исследователя творчества известного немецкого иллюстратора Вернера Клемке, М. Либма-■на " Дети многое могут простить иллюстратору, не прощают они скуки "Ч Это требование относится как к школьным учебникам, так и ко всей детской лщ'ературе. Кроме этого, в зависимости от возраста иллюстрация должна быть обшей г:и фрагментарной, причем всегда следует помнить, что общая иллюстрация побуждает ребенка к мышлению образами, дает возможность пофантазировать и развить свое воображе-

1 Либмаи Ш. Вернер Клемке. Л., 1988. С. 174.

¡ше. При иллюстрировании текста следует соблюдать точность-к не порождать у детей оиугсонко страха. Ксли карикатура в .детских изданиях выступает в качестве самостоятельного рисунка, то она должна по своему юмористическому содержанию бить доступной детям, отражать ситуации, яо которым у детей уже накоплен опыт, лпбая деформация реальности, изобразительное иносказание осуществляются с учетом детской психологии. Необходимо, по словам заместителя главного редактора журнала "Пачатковая школа" Л.А.Карачун, " во всем иметь чувство меры, т.е. обладать высокохудожественным вкусом, хорошо разои-

1

оаться в детской психологии".

Размышления над уровнем карикатуры в детских изданиях приводят к однозначному выводу: за небольшим исключением, карикатурист не t/ожет одновременно работать и. на взрослую и на детскую аудиторию. Здесь необходима ориентированная специализация.

Глава третья - " Роль катжкатупы в печати " - посвящена выяснению вопросов, касающихся назначений и функций карикатуры, ее внутренних качеств, а также психологической сущности.

В первом папагпате - " Функции карикатуры " - после анализа имеющейся в наличии литературы, предложена следующая классификация функций карикатуры, которая основывается как на самом определении понятия карикатуры, так >л на подходах в определении ее видового разнообразия. Били определены следующие функции карикатуры:

1. - ГшсКошапноиная Функция. Основная информационная нагрузка, которая ложится па материалы с. литературными средствами выражения ни в коек мере не отрицает выполнения карикатурой информационной ф.уикпил, а незначительность места карикатуры в общем потоке информации основывается на не очень больших возможностях ее в освещении события во всех деталях и в объеме, который занимает карикатура в средствах массовой информации. Карикатура - зто форма подачи информации, степень к определенность которой отличаются в зависимости от вида: политическая карикатура рассматривает определенный факт, в бытовой карикатуре информация носит более общий характер, в юмористической - информационность ограничивается сатирическим содержанием, а в mapire ослабляется до минимума. Информация в карикатуре может быть подана в прямом виде, если отражен дойствп-

1 Беседа с J1.А.Карачун 20.01.1993

. - 1Ь - '

тельный факт с реально существующими героями, и в косвенном, где факты и герои могут быть вымышленными, но само содержанке является намеком на конкретную действительность. Выполняя информационную функцию, карикатура помогает получить общую и полную информацию о положении в той или иной стране, а обобщение подаваемой информации имеет историческое значение.

Все сказанное выше не делает карикатуру основным источником информации. Карикатура - это одна из форм подачи информации со своими методами и средствами.

2. - Эстетическая Функция. Эстетическая, функция, которая присуща любому виду искусства, в том числе и отдельно взятому его жанру - карикатуре, заключается в том, что общение с искусством через творческую энергию человека формирует у него принципы общения с окружающей средой, которые по своей высочайшей значимости имеют эстетический характер. По сравнению с другими средствами выражения карикатура более доступна и понятна для восприятия, а комическое изображение сильнее привлечет к себе внимание. Карикатура отражает реальную действительность, используя своеобразные средства и формы. Карикатура занимает важное место в оформлении издания: ее присутствие усаливает эстетичность, гарантирует равновесие и разнообразие.

Несмотря на важность эстетической функции, само эстетическое занимает в карикатуре второстепенную роль, потому что в ней главное не мастерство, а комический момент в определенной ситуации, от .которого зависит удача карикатуры.

3.- Коммерческая функция. Коммерческая функция карикатуры за-улщается в той роли, которую играет само "присутствие карикатуры в издании''''®", яугрщ что постоянное размещение карикатуры на страницах издания обеспечивает ему популярность, расширяет круг чига--■гелей и его окудаеш^сть, что приводит к увеличению тиража этого издания. Причем .в данном .случае следует обратить особое внимание на размещение карикатуры.: быстрое зрительное восприятие обеспечивается только в том случае, если карикатура будет да виду еще до момента покути.,Кариказдру лучше расположить в верхней части листа или па сгк'бе.'" ■ "

4."-' Коммуникативная Функция. Карикатура является средством общения между художником 1Гзрителем, мевду изданием и читателем,

1.Беседа с С.В. Стельмашонком 10.05.1993.

между различит™ людьми, народами, различными группировками в обществе. И если живопись отражает, в основном, внутренний мир художника, то карикатура отражает психология общества, а ее сатирический характер обеспечивает ей превосходство среди других средств коммуникации меаду различными культурами, народами и людьми. По карикатуре можно узнать о состоянии общества, его проблемах и недостатках.

5. - Воспитательная функция. Карикатура, как сатирический жанр, оказывает влияние на формирование общественного мнения, формирует сознание общества в нужном направлении, помогает читателю занять определенную мировоззренческую позицию. Здесь достаточно вспомнить эффективность карикатуры в борьбе Мартина Лютера против Ватикана или ее роль в антинаполеоновской кампании. Однако не следует с помощью карикатуры способствовать возникновению националистических и шовинистических настроений.

6. - Эвристическая Функция. Карикатура выполняет эвристическую функцию главным образом в сатирической графике; Появление одной карикатуры на определенную тему может стать началом публикации целого ряда предложенных различными художниками-сатириками карикатур, развивающих и углубляющих данную тему.

7. - Гносеологическая Функция. Карикатура может ознакомитьчитателя с новыми знаниями в различных областях жизни. Ее содержанием могут быть различные научные, литературные, художественные л многие другие темы.

На основании всего изложенного выше мокно сделать вывод о том, что Функции существуют независимо от автора, а также содержания карикатурн,' они зависят только от самого- существования карикатура, следовательно, но когут быть запланированы заранее.

Во втором дапагоагТ'е - " Назначения каоккатупы в периодической печати " - говорится о том, что назначения карикатуры отличаются от Функций возможностью предварительного их планирования, возможностью оговаривать их задолго до появления карикатуры. Даже если одна и та же карикатура несет в себе все перечисленные нами Функции, она может иметь не более одного назначения, т.е. карикатура, имеющая политическое назначение отвечает всем функциям, но не может иметь одновременно рекламное.назначение. На основании этого нами определены следующие назначения карикатуры:

1. - Политическое назначение. Всякая политическая карикатура

. - 20 -

'имеет политическое .же назначение, а сатирическое содержание делает еэ острым оружием: она агрессивна, уничтожительна, направлена на то, чтобы помешать целям определенных политических группировок. Политическое'назначение карикатуры проявляется про;-.ще всего на внутриполитической арене той или иной страны, и здесь необходимо чувство меры в выборе объекта сатирической интерпретации - с учетом таких факторов как психология читателей, традиции, политическая обстановка. Не меньшее значение имеет и правильное размещение карикатуры: если для усиления коммерческой функции предлагается расположение карикатуры*на середине первой страницы, то, имея в виду политическое назначение карикатуры, рисунок всегда следует располагать в верхней части первой страницы. Рисунок должен быть достаточным по объему и выполненным толстыми линиями с большими пятнами, а также правильно подобранным (Тоном и противопоставлен!:-, см черного и белого.

2. - Образовательное назначение. Карикатура закрепляет в сознании реципиента познавательную информации комплексно: с помощью слова, через изображение и путем эмоционального восприятия /смех/. Дели мозг запоминает прочитанное, то изображение закрепляет и защищает его от "стирания" в памяти, а психологическое состоят"), связанное с эффектом комического, экохионалкзирует восприятие нового знания. Трехмерная форма равняется" по силе трехразовому повторению при ознакомлении с новым материалом, а ее преимущества заключаются в положительном психологическом состоянии реципиента и разнообразности приемов воплощения и ;/^*редачи.

3. - Рекламное назначение. Это назначение карикатуры хорошо проявляется в рекламе на стадии сохранения популярности того или иного товара. Использование карикатуры в рек/хамкровании товаров помогает сохранять средства, а рисунки с юмористическим подержанием закрепляют в памяти название товара и сведения о его качествах.

4. - Объяснит ел ь по ц позкачеикс. Карикатура, нередко выступал как иллюстрация к какому-нибудь определенному тексту, предназначается на просто для украшения или обеспечения разнообразия в подаче материала, что она отчасти выполняет, а для подачи содержания. Причем оьа может бить нарисовав^ специально для определенного мате-!>игкн отражать ого полностью или частично. Одной из целей явли-

та;гго прйьпоченяв внимания читателя, возбузденпе у него, любоЕ » - назначение. Карикатура можт быть пред-

¡.значена просто идя развлечения, не для того, чтобы помочь насадить человека на определенную позицию или активизировать ого г.'и-ченио, а просто для того, чтобы вызвать у 'него улыбку, рассме-,:ть. 1! основном такое назначение имеет юмористическая карикатура, определенных случаях - шарж. Конечно, никто не с.танет отрицать аггеленность политической клрмкатуры на действенность, однако и исто развлекательный ео характер не должен считаться показателем изкого качества. Карикатура должна раскрывать комичность ситуа-ш, поэтому она не всегда может быть сложной, а также может сл.у-:ить целям разрядки при чтении серьезных материалов, изучение ко-■орих требует от человека большого внимания и мысленного напряжение , помогая воеттановить силы и расширить рамки восприятия.

В третьем параграфе - " Предпосылки эффективности карикатуры а печати " - говорится о том, что успех и эффективность карикатуры зависят от наличия некоторых факторов, без которых невозможно нормальное выполнение всех ее функций и назначений, а также невозможно выделение карикатуры из остальных видов газетной и изобразительной графики. К ним относятся:

1. - Комизм. Карикатура по существу является одним из видов комедии в искусстве, без наличия комического о карикатуре не может быть и речи. Смех яаияется фундаментом карикатуры, оя - залог ее преимуществ и отличительная черта: если изображение выделяет карикатуру среди других жанров, используемых в печати, то комизм отличает ее в ояду изобразительных искусств. Карикатура, в которой отсутствуют остроумие и острота, является неудачной; остроумная

же интерпретация самых неожиданных элементов в. ситуации, вызывающих у зрителя смех, обеспечивает эффективность карикатуры, ее успех.

2. - Оониадьно-психологическиЙ Фактор. Психологический склад человека формируется не только в ходе воспитания в домашних условиях, он обусловлен также уровнем развития общества, экономическими факторами, религиозным воспитанием и индивидуальными особенностями психики каждого отдельного'Человека. Кроме этого, в обществе существуют определенные установки, относящиеся к социальной психологии поведения и так или иначе известные всем, живущим в данном обществе. Именно их должен учитывать, на них должен опираться карикатурист в своей работе. Здесь не имеется в виду ограничение свободы гаряадлия шели. Просто следует всегда помнить, что кари-

. - VJc -

катура предназначена для человека, а если она оскорбляет его чувства иди. не может рассмешить его, то не достигает поставленных перед ней целей.

3. - Актуальность и злободневность. Актуальность и злободневность очень„.тесно связаны с социально-психологическим фактором. Они зависят от менталитета общества, политическая, экономическая и социальная жизнь которого - это огромный роман с постоянно меняющимися событиями и действующими лицами в зависимости от обстоятельст Карикатурист должен следить за'всеми изменениями, карикатура должна быть частью действия,"1 а не запоздавшим комментарием.

4. - Ясность. Фактор ясности, простота и доступность карикату ры очень важны. Однако карикатура выходит за рамки спора о "понятности" или "понятости" в области изобразительных искусств, посколь ку она должна быть понятной или понятой в зависимости от ее вида ;; назначения.

Если карикатура предназначена для достижения политических целей, то она должна быть понятной, мысль должна бить четкой. Такое положение не характерно для вида карикатуры, которую мы условно не звали "философской карикатурой", так как главная ее функция гносес логическая. Такая карикатура вызывает глубокие философские размышления, смысл ее читатель должен искать к искать. Очень ясной и чет кой должна быть юмористическая карикатура, потому что она может ш терять всякий смысл, если намек не направлен на увеличение-комиче< кого эффекта'.

5. - Технический тактов. Правильное использование технически: возможностей карикатуры усиливает эффективность воздействия изобр; зшя на аудитозию. Шруиеяме академического стиля в карикатуре н< я яляется показателем отсутствия профессионального мастерства, под которым понимается не способность усложнить рисунок, а наоборот, сделать его более простым. Самым подходящим материалом для карикатуры является акварель - она дает "прозрачный" цвет, который ыожс изменяться в зависимости от се содержания: для карикатур с чершм хвором предпочтительнее темные тона, для развлекательно-жкористп-ческих - более веселые, теплые. Важным также является и фон - для светлоокрашенной карикатуры сам . л подходящим является темный Фон, который йодчеркивает фигуры, увеличивает их объемность. В газетно карикатуре без цветной техники, которая всегда ограничивается белым фоном, особое внимание уделяется толщине линии и правильному чередованию .лини?" и пятен, дающему возможность не нарушать пропор

шонаяыюсть ияобрсясншт.

По иапюму кнопка, вез пярачкслениыо в отих параграфах фуккгапг назначения карикатурь1- опрардьтаат ее широкое распространение в нзркодическо!-! печати, а их отсутствие приводит к невозможности выделения карикатуры в отличный от других видов графики сатирический :::анр.

Данная работа не претендует ¡¡а исчерпывающий анализ роли карикатуры в периодической печати. За рамками исследования остался широкий круг проблем, связанных с вопросами историк возникновения карикатуры, техники карикатуры, Формированием и развитием творческих возможностей карикатуры как канра и способов их реализации. Все "ти вопросы были затронуты и рассмотрены настолько, насколько они способствовали решению основной задачи данного исследования.

Интересным представляется дальнейшее теоретическое обоснование дуализма карикатуры как ;канра изобразительного искусства к одновременно как :ганра журналистики, а такав исследование, касающееся внутоиланровнх процессов развития карикатуры, а возможно и более полного к четкого определения сгункций и задач.