автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Карматское движение в Исламе и его особенности в Йемене
Полный текст автореферата диссертации по теме "Карматское движение в Исламе и его особенности в Йемене"
На праицх рукописи
ДЛИ САЛЕХ АБДУЛРАБ АЛЬ-ХОЛЯТШ
' '
1СЛРМАТСКОЕ ДВИЯСЕНИЕ В ИСЛАМЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ЙЕМЕНЕ (IX - X ПО). •
-^сцнэльпсняь 07,00.03 — Всеобщая история
1 (история сродних ьекоь)
'Автореферат Ачссортацш» на сойсивдк* ученой сгеиенч
каиддадта историчесюрс иаук
Москва -- 1995
Работа вшголнсиа па кафидре Всеобщей истории Российского унивзрситета другбы народов1
Иа/чниП руководитель: ' *
ялеи-ксрроспопдант РАН,доктор исгоричасиггл паук,профессор Искандеров А.А. ■
0$ии'иайь;шо оппонаити: ; . ,
г'доктор исторических. науя,профессор Науи^ин В,В. кавдидат исторических наук,доцент Прозорова Г.К.
Ведукая организация . ’ . •
Институт стран Азии и Африки ирм'КосковсЬои гобударствзяйог: ушторсг.ч’стс «кМГвЯомовосоеа ' '
Зацлтч состоится 23 ноября 1995г. в 14 ч. 30 цпн. на цасод.'шгл диссертационного.совбта Д'053.22.03 в Росси йене:; уппварсатехо друкСа народов'ф адрзсу:
117198,г.Косота, ул.1.'жлухо~-1агклая, д.6,Ьуд.442
С ьвссортацсей козгдо озиакогаться а вгучроЛ библиотеке Российского университета друабы кародоа.1
Аагсрофзрая -разослан ••* ' • ‘‘•еог.брл 1Ср5г„
УчоккЛ соирзтарь
глсеерттп'.опного созота ■
каэдидпт нсторичеспиг паук,
доцс-нг ; ' Н.С.Плиашза
1. 0В(НДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛВОТЫ
Акгуалшасть' темы исследовании. Изучение ■ истирм» карпатского движения имеет/ важаоо научное и практическое значение, Обусловлено иго тем, • что карматскоо лвиясешп; нредстаи.\яло собой одну из наиболее влиятельны*. и хорошо организованных политических сил и период раине'го мусульманского сродпопекопьк. Возйихнуз во время распада аббясидского халифата в крицо IX века, оно сыграло заметную рол:, в истории халифата /• В истории ислама имеется -немало трагических страниц, которые, ' связаны, как правило, с действиями правителей, питавшихся подавить любыа оппозиционные движения, ьозннкавшио как на религиозной, так и иа политической почве. При этом сиоах протипникоп власти изображали как. отступников от ислама. Это делалось с той целью,
. чтобы оправдать жестокость мор, которые применялись л о отношению к оппозиционным пметупленням, с том числе и особпию п отношении ' карнатского движении. . •.
В крице XIX ~ начало XX вокоц карматскоо движение привлекло " к собз внимание м/юглх зрелых. Появились труди, авторы которыа '' стремились < воссоздать историю гарматского дниження, проанализировать ого дели и . задачи. Следует отметить, что значительное число исследователей в своих трудах- опирались с основном на материалы тем средневековых авторов, которыо "• негативно л дп:пе !врахсдебпо относились к карматам, из: це\ям и . устремления;!. На ^пражтерс отюс работ отразилось также' и то, что они писались а то ирсмя, когда шля ожесточенная борьба между различными религиозными группировками и течениями. (
, . Недостаточная изученность данной проблемы вызьшала зшето^гтельнуш потребность дальнейшего его исследования, повышала интерес к изучении различных аспекта» карматскаго движения. Иионпо эта оОстопто/л.ство способствовало тому, что шшмаиие к истории карпатского доихишия наблто,дастся н в настоящее время, гопе со стороны арабских исслодонателай, ток и у\еных др}тнх. стран. И :лотя растущее вттмлцпо к этой тематике не..ка>кет на вызывать улоплотноришя, - 'тон по иснео приходится с сожалошгеп констатировать, что далкй рнд пояшшшижя.в последнее время работ добавляют мало нопото в оеврщеншз ‘данной проблемы. При этой
- •
, серьезным недостатком мнотх исследовании ^пляотся то, •: .й в ник,
г»!к привило, гмтрапшаются проблемы, касиющнес.ч ,'шиь развития камчатского динжиии» г. ИрРк<\ Сирии н Бахрейне. и практически «•и.у1игву»гг мгш'гипл о кормнтох Йемена. Между т-ч, ц.ииючх' jii.i4iravii.iii.iii ьклад ь разлитии карматского движения внесли Печчг II пмлаюшпйсп -ш,\<'Р зчопс движения ибн аль — Фалл. ■
Именно ./то уг>-|'о?гг(ъ\!,ст1:о определяет научный шггарес! к
и |Гф,!Ш1г>Г| дигссртл 1гго.м томе II придаст ой важное практической
плпч'.чпю, В нж-гг'яще'й д)’~1'ортлп1;о)!1!ой работе предприняли потока
сстчявил. у^гч'пг- но хлракг^ру и значению источники, п -и^жс
Пр"*»ИМПНр01'иГ1> новейшую лнгер.тгуру ПО ЛСТОрИИ клрмс1' гскЬго
движении в Помипо. К сожалению, среди авторов монографий |но
И|ЮЮ О рабских НС "Л' ~,\0 Ш'.ТОЛО Й, в том числе . Гк-менсклх ученых.
Гллвизи винмаиш; в диссертации уделяется проблемам истории •
керманскою двия;счшя Йспснл. Обьясннетси это тел., что именно в
" 11>'Мс|.о это дш.жочи»' достигло но и больших успехов {здесь на рубеже • ' . ' . ' - • ' ■ ! ,
IX —X покоя было создано кярматское государство,
пр.кун'оепювавикк- почти 20 лет), в также I тем, чго Истории
йом.-н- ко.о карматсхого движеяия подвергалась особенно
. значительны'! с*«1лм:ж|)ик«ч1|ям. " • I и.'
■ «> , ' ' - • ■ " *> •
Проблема, слизанная с кнрдктером. мстйкэди ц эволюцией •
• ' 1 • I
клрматското движении, виляете» предметом острых научит.! и »ол|гги’кч.ких дпслсуссий »о мьопи арабскш:! странах, гдо идои' нооросник оСщсстпя и государства на религсюзиЦх началах иолушла достаточно «троко^ распространение. . | ;
Цели « замчп Исслсдоп;шп*. Основным предметом дис— сортий.ионного исследования яиляется кнрматскос ;двцжени« в Йемене., Главные цо\и исследовании состояли в том, чтобы; • '
• — выявить гредлссылкя бозшнсювения карматского движения,
оирсди-иггь сю Иденные исгокн; . * I
. — проследить эволюцию кормоггского деижопия и установил- его "
сьязи н издимоотмошелшя с исмаплитсклм даиксимом;' ;
— прогшгглпзпропвть деш-ельпоел. различных ветвей карматского движения, гчастности, » Ираке. Сирии. Бпхреййо, а также роль| и мяею карматского движения в политической жизИи указанны* стран:
— рассмотреть проблемы карматского лвиж«шш в Йемене, опыт'
создания л фупхдиоппрогаанн карматского государства, а также жизнь л деятельность лидера йсмсискг-х кармато!» — Алн ибл аль — Фадла; 1
— проанализировать остотные аргументы и доводы, которые выдвигали и выдвигают критики кар кате ко п> движения вообще 11 йеменскою, и частости, непредвзято иодопш к оценке чгого . движешш в истории арабских народов.
Нау«гдая ирви-ша работы заключается прежде осого п том, мй проблема, карматского дшикенеин но полу тли достаточного освещения как в арабской, так ii мировой историографии. 15 лиесортацпи пнерьые дается подробное млож( пне истории кормитского дпн/^еиия, приводятся ранее НО ИЗВССТНЫС ИГГО'ШНКН, пиодигсп и научный оборот новый факти'кч_'к1',,1 материал.
Большая часть диссертации иосвящина карматскому лщ| -кешпо в Йемене. ПоиЫШСШШН интерес И изучении) iiev.eliCKOlO опыта
о С условлен но ■гольки исторической значимостью карматского . ДВИЖОИИЯ Ь Йемене, 110 И тем, ЧТО и ШуЧНОИ литературе J:а проблема освещена крайне недостаточно. До сих нор ни и арабской, ни п йеменской, ли и российской историографии нет специальных работ на зт ч тему, М<?жду тем сущестйоцымиее в Йемене кармлтскоо государство оставило заметный след в средненековой истории этой страша. При анализе избранной темь: диссертант руконодстчоналсп принципами научной объективности, всестороннего учета фа кто л, непредвзятого подхода к историческим документам. . • ’ ■ ,
Практическая значимость работы состоит и возможности использования ео положений и выводов при изучении истории,1 религии, общественной мысли и политических движений в странах средневекового Востока, а также при подготовке обобщающих трудов . по истории Йемена. Работа представляет определенный интерес и ь рвете идейной борьбы, которая развернулась в , некоторых.
' мусульманских странах вокруг так называемого карматского наследия. Источники. Диссертационное исследование базируется на широком круге источников, а также на работах, в которых, содержатся важные сведения, касающиеся многих сторон политической, экономической и идеологач<к.'кой деятельности кармаггои, К сожалению, позиция авторов многих последований' по истории харматского движения не отличается оСгьективпостМо н Непредвзятостью, По отой причине исследователю данной проблемы , лртгшдитсм расчищать* огромные завалы ча пути и исторической правде. Дело пе и 'том, что карматскнй идеилохи^ свое е ромг .и были’ способны достойно ответить свош^ - . критикам, отстоять идеи,-
принципы и позиции этого движения. Весь вопрос п том, 'по работы, ' ирштлложащио перу самих кар.чнтоь были почти уничтожены и но дошли до пас. і |
Следу*-!- НОДЧ<:[>М1уП. ПрН ОТО»), >ГГО рЛбОТЫ, ЦЫХОДШШШС из —иод
. •• I
пі'ра ирсдстгі:іігтам‘п псм<іплите кого, ініі/гго — нмамитского, зандшекого г, «^ншггского Лйтіряплсчіца п исламе, в то і і ііліі иной степени посли {їй і:і>Гн> почать !ірпжА(;Г)іі()(ТН по отношению к кармами. Лишь j
пічнпчігплмісії чпсть оптороп тяких робот пропиляла o(Vu?icrmmoc|l> при рисемотрсітн проблем истории кпрматского дпиячоїшя. j
. Мсмаплнтскис нпо’шшш. Эта группа источников г.хлючаст роботы, ііршіїїлдияшиціи «еру нредсті'ічт'і'лой нсманлитскоро
Ш(1рйііЛЄІІШІ, которые такліо подвергались жестоіаїм репрессиям. Одной из uopr.ux публика пай такого рбда являете:: работа Лль— Кадц ап,— Пу.мат1, относящаяся к концу >С в. В йен рассматривается история гх'-'мліілі.-іскпи) дг,п;>:єш;й и Йомеио И ІСоверлой Африке. ПЛНОСТРОППІШО ДОГ.ОДІГГСІ7 до врвмсин сочдания Фптнмидско^Х)
ХЦЛІГфНТ.І її ІІПІЇГГЄ. С ряди нсмаїшггскіїх нсгочтіко», об'єктивно (ХТНЧЦНИНШЯ НОРМІПСКОО- ДИіиХРШЮ, следует j имдоллті. кишу
ііріь'іопоріюго іфоноїц'-диііг.ії iicMtuiAJi.TMu І{ііспри Хосрова2. Лг.торы ухсі.'міших кпиг подбробно оішсьтали дипиь зі деятельность клрматоіі Г. Ткіхрсчіно, І1 шк содержатся цешіио спедсчшя о кармлтском государств», от поліп ическом і; социальном егрео. Частой обращение
ЛСМОИМГМП К ТС VO К(ірМііТ.,)П свидетслис-гпует О ТОМ, ЧТО ЭТИ ilirmpuj с уіілійеіяи.'М относились v. корм-пим, приііндішлн j ігх дочтсльгіос-п. : н високо оцешиїпли сч‘. Н таком ;ііо ду*^ опчемиал жнзнь харміїтоп ц r.yiniiit'cniemniK иль—Мукдлсп, л»ям ио многом он!И повторяет тс, что.
' ' * ’ до' него уж» писало ыфиитих «Он Хаук<иА ' j
В боЛЬШИНСТЫ.) «О CAV4UOIi ПСМІНІЛИТСКИО ПСГОЧ1ЧІІ.ІІ J!CKa;<’.0!ltlO
тракгуют проблемы Шфматского _дінпкспіш, iJo скрипай спорга Иі-ЧИТНПНіШ) К нему ОТІЮШсИШІ. Это ОТНОСИТСЯ. I! частности, К ТрУДУ ИСМйІІЛНТГКОГО ироповодинг.) ИдріІСІІ ІІ»ІР- Ям-JHII [XV г>.)', г. котором содор'-кнтся Matc-п обйшіеинп по едресу у.арматол Йумеїт. Их обГ.ппяАн
1 /\ль— Кцдн сш — Лум,ін. Ііа'мло яри.іьнш (' *>—) Тунис.
1975 г. ! '
2 Нленрн Хосрои. Кнмга ігу-гріжч.тшіч. М. !(Ш. !
3 С.м. иль — XuimLY'6 М. Науко о социологии н іч* школи,) іL—'і1 fJ„;
\Ktuip, П.г. j.
4 Идрис «іль — Яміііш. Источники сіієдо.ннім j*------------u>-4j )
Пі-йрут. І‘Ю6.
.' ' - 5
і ‘ /
і • ■ *
' за'; ОТХОД НС только от исмшілігтской воры, но її пообщо от мелями.
Один из соиременцых исмаилшгч], некий <ілі> — Хіімдани • вырин.«<гг
СОМНЄНИО относительно сираиод-иївосиі ТОХ обЫПК'ЩШ, К(/Ю(Л.|Ч
. . выдвигались прогин: ибн аль —Фадлц. Лль—Хамдани учлорждаот, п
частности, что йеморскро общостио ирчд ліі смирилось с что лбн
аль — Фадл. возглавлял Йемен в течение 20 ■ лег, если бы ыос/.идннн
совершал чуАовіщіфе преступления, о которых писали пс.млііліггскио
авторы*. 1 , ' /
' , Шіттско-нмампктскке лсточггакп. Эта группа 1 источников
Ігредставлеиа и основном клнтй аль —Хасина нбн Мусы пн — І Іаубохтн
(конец IX — начало' Хв.) "Шиитскиг* секти”2 , в которой содержатся
полезные сведения о Карпатах. Работа эта носит и осношю м
рпнсатс^ышй харазс^ер, той но менее, она представляет собой ааж —
ный источник, лоскОльку автору у ділось собрьть большое количество
фактов, относящихся к рассматриваемо!"! проблеме.
Зайддтктае истопника. Пожалуй, к наибольшему количеству фальсификаций, касающихся карматег.ого движения. прибегал» ". историки тго го направления. Адоити’зн идите кого течения в исламе ’ ‘вади в Йемене настоящую воГнгу .против карматов. Принимал но внимание вышесказанное, нетрудно представит!., какие иебиллад»: рассказывал»! сторонник!!, запднтского направления ■ о кардттах. Подобные фальсификации содержатся, в частности, в книги ."Биография аль —Ходи Яхьп бен аль—Хусейна” (написана в начале X века)3 . Еа аптор водгларлял отряды вль^Хади, которые участсочали ь военных сраясешшх с карнотамп. Естественно, что его высказывании яиражепы в резко «раждебиых то,/ак по отношения) к послеунім. Он
■ негодует по /ю в оду тою, что кврматы но раз лароси^и ощутимые удары войнам аайдктс.адю государства, причиняя зайдитам большие неприятности, Именно по этой причино ашор указанной к^шги обвиняет ибн аль — Фадла и возглавляемое нм карнатское движение во ' г?сах смертних грехах. Тех же взглядов придир?кщшлись и такиа. историки, кик Яхі.я беи а дії — Хусойп (Х\Щс,), Мухаммед Ксм^-ил плі>-<
1 Лл). — ХішдіШіі Xустій/. сулнцхнды и фатамЦі\ск6е движение її Помоне
■ (і о ») Бейрут, 1985. -
.» Ли—Ивубахти. Шиотсхие сект. М.г-'1973.- • $-•' '
.з Аль — Ала ви Али М. Биография аль—Хомі Яхья йен аль —Хусейна
о
Ки(>оі, Лхмод Хусейн Шараф од—Дин1 • Среди современных міичигскиь. историков немало таких, кго шлт’тсиїоГі’ьек-гивно подойти к опоики кармшского движении в Йемоне. Спеди них ."ледуйт выделись л!>Л(1Мг..ч'да ’Д,Ч1 ііль—Лкв<іа, Лбдуллу ель—Шамахн’ . Их вы поды 'и . оііі'Ніиі бллие обьикшпим ч іаС/іужішают Сольшогб доверия. ! |
• м Сушштпшс кгточлпкп. Эти источники ппоогг суїцсствонпЦи т;>-'п\ с ртраво-гку рассматриваемой проПломм.| К ним откосятся СГІОЦИ.ІМ.ТІМО рлб ’ТЪ’, ПОС»Я,1(СЧНТЛС» различном чусулі.мапсхнм сектаи, П ТПМ ЧИСЛО И КПГМЧТСУ.оЛ. Эго V ПС Ж” ГС я в основном обобщают!1 ї|іул,он. которые содержат в<ч:ьма иолсшый материал по карматскоп* динж(»нию. ;
К С11СЦЧ:1ЛиНЫ.Л ИСЧ.Л<>ДиП[!1.'И5ГМ СЛСДУОТ І О'ПККГШ раооті простого суїшіггскоїт» Т(Ч5лоіа ЛП)ліі—Хлсдііа иль —Аштарії (X іЦ), ЛГідг'аі. Кихир <іль — Б'ЧУА’У' (начало XI в.', и также Лбу аль—Фатіх <іч;.~Шл*]>ис-<<і!іі (ні "-їло XII в.)1. | 1
Ср<\\и м/ппг-лгютптплт рпбот «хгобос моего іпітнмпст книга аль-|-Швдрпстанм, которий, к отлично от свонх шз.'ліпрсгвошшк.оп, су мол огрн-іиті. ріічмічнми точки зрении но рассматриваемой проблемо. ' |
К осоСміі группе иегошшкоа следуот стноати работы обп;огЪ хлрииор.;, ирііішдло;кдіЦііо пору пСн Хальдуна (кііпеїі, XIV7 — начало XV пп.), нбм а м.— Лснра (начало ХШ ь.) и др. ! ! |
Сроді» Гі'.моііских историков пообходимо нрйждо всего назвать і.лі. — Хі’мдчнт (X в) Ято, пожалуй, одні из самкі.х ярких фигур о истории сроді»('пскі.:РО го . Кроме трудов аль — Хамдпни
заслуживает шшмашге также работа Умарм алі,— Намани (XII в.)
1 Яхмі Гн'К ьлі. —ХусгГчі. Цілії И жологня людей. в агиллл нсторНи Йомепа. ( ./-Ь-*-'1 „■—»>-* сі» Каир, 1985; Аль — Кибси м.
История Йеменских ,;аистп ( .*» (-іі'.Ці)•) Каир, 1077- ,
Шлрлф Эд~-Дии Л.Х. История мус\'Л1.мпнгк,ои мысли и Иомгне ( О—^ и? <Ч> - ) П.М.,' :0ОТ. * -
’ ау.— Аквла М Л. Цготистый Йомтш — Колибольг,еіиіли~ацііі. Г */<*<•*'см^Я "Ч“щ.М., :гіГ;2; уіи -Шимахл Л.Л. П^мей —человек и діти 4- . лтация ( Ь'—^1? о>—-с-^1) Копр, 1472. ' ' |
1 Аль— Ашлрп Абуль—Хпсан. О шшр^илоиинх в !ісл>і\і« (
Каир. !950; Л\ь - Ніахрпсташі. Кштэ о рилгтыл и лчалх ~ )_
Кипр. 1049; Ал» — Сіігдсідн. Различия м.>жду сектам»! ( :).
Каир. 1950; і\лі.-Табари. История 1иро,чоь н Цсірс^'і і ^^Ьл>Ш*гч>Ь )•
Гх'йрут. 1979; И5н Хллдч'ч. История < ^ Лл ^ ). Бойр^т. 198І;
Иби злі. — Лепр. Пслпі.ііі свод псгорил ( г—1). Бейрут.
* А\ь— Халлами иль— Хасан бон Лхмид. Ко;?она ( J-^Д5 V'). Копр, 1966.
"История", сочинен^ Нопшана аль —Химиары (XII п.) ( _^().
"Раскрытие тайн" ( алд,—Хакади (XI в.), «ль —джпнчди
(XIV и.), Тедж ад—Дли Абд аль —Паки (XIV б.), аль-Х.'зраджн (N V а.), лбы ад — Дайба (XVI *р.) и др. (см. библиографию). .
П современной'йеменской историографии часго тенденции .по трактуются вопросу, относящиеся к характ^рнс^и'с* кар.чатскот движения, которым1 руководил Л ЛИ бон аЛЬ—ФаД\. ПрОДСТа МП-ЛЛИ данного направления опира'ггся, как ирагило, на труди аль—Хампдн, ВИДНОГО суннитского теологи И ОДНОЮ ИЗ ПКТ1ШИЫХ ПрОПЧКПППП кар йотов и исмаилито» Йомена1 . И хотя сторонники даннти направления По-разному интерпретируют взгляды, аль— Хомади вкладывал’в них свой сглысл н свой понимании проблемы, все они 1побра»0ют карнатское движение в ложном свете, но скрипгк/г своей ненависти к его участникам. К там) же они стремились оправдать позиции), которую занимали по огону вопросу правящие круги. Все ото обязывает исследователя проявлять необходимую осторожность и объективность при ' пьпшлетш характерных черт и особенностей шариатского движения, отбрасывая лоАшыо стереотипы и 'ненорные оценки. Диссертант стрелялся следовать именно атому приниину.
, . Историографий. Исследования солредюшшх авторов по истории карматов н карнатского движения немногочисленны. Можно назвать, в частности, труды Мухаммеда Алиина, Мухи ад--Дина аль —Лязикипи 1}орвий посвятил спою работу карматскому движению в Ираке'’ . В то же время в г.ей затрагиваются проблемы тсарматов Сирин и Паурснна. К сожалению, автор почти по касасггся «опросов, относящихся к деятельности карматов Йемена. Труд иль—Лязнкани иосвин^н нчаличу .культурной, 1 идеологической и духовной деятельности , карматов^ , Ais-.ro р нр1'ц:.однт к вс-сьна полезным и важным выводам и оценкам, Аг/гопу книги "История карматов Ирака, Сирин, Бахрейна и Иемепа"4 Сум й ль Заккару удалось собрать н проанализировать раяпообразиие иеточпшги, тга позволило ему воссоздать обхоктноиую и правдивую :хто].'/!;о карпатскою дгзшгмкшт. . . ■
1 Ли>—Х.шсчАИ аль —Яамаки. Раскрытие тайн батипшпт)!|(
Каир, 1086. . - ".
2 Алнян М.А. Кнрматы } ■Трака ( ч _ -- ■•»_*■ ), Каир. 1970. 1 ^
3 Аль —Лязнкани М.Э. ТриоД'ппя мечта кариагго» (
<_y._k.yj^ ),_
Дгч«|.;с1'. ]9ь'7. ’ 1 С '
.• Загкар Суха иль. Псторшс карматов Ирака, Сирин, Бахрейна н Гь*ч:м { 0мк.!/Л.,и«). П М- 10вг
о
Можно назвать ря?\ других ученых, в трудпк которых в той іілн иной море осиеіцшотся проблемы истории кормКтои и нсмаилитов. К со.жалинню, «о многих «3 них содержатся нсоб*ы ■ гиииые и ироіто ошибочные положения и выводи, что снижает йх научную ценность. -Эго ОПЮСІПСЯ к таким епторам, как Таха аль — Вили, Мустафа Галеб, \р»-ф Тимор н др1 .Орье-шьт вкладам в разработку рассматриваемой Ч<'МЬ1 ПЧОСНТ фуНДПМО ІІТПЛІ. IIМ Гт труд известного ррлбекого философа ХусрГта Мурьг- ‘’Мпторналястичсскпо тсчідоііцнн п • арпбскс}—
мусульманской философии"3 , и котором дпн оО^ктипшн; научк^н . ЛНЛЛИІ КЙрМПТСКОІЧЧ ДПИЖ-ЙНИЯ. С," одует также учо*^янугь труды Махмуда Нема или, Али Мумаимолп Зайди, Мухаммеда аль —Фараіса, Хам-уда .'ль- Лудп, ЛСдзль Азиза ель— Макалсхц, Мухаммеда аль — и^ихарн Ллн Дбдулі. Фатгах и др.:< Сродн работ упомянутых аьто|Ьв ініді/лястя груд Алп М.Зпйда "Мутаднлиты Мом.чкі'1, значительная■ час-гтл котором поспящснп жпзнеописашпо Ллн боя алі. -- Фадла. Опираясь на псдруткестпрнньго в отношении к Сарматам источники, А.Зайд сутл показать И доказать срраіюдлиносЬ, борьбы, которую в«ли корматы Йемена, а ти код прогрессивный ха^апер доятельноаги их рукоьо\толя - 1-Сл $лъ— Фадда. В, книге носії рол іведеньї многие ї.\жіі!,;о мс.орлчесмк- факпи которые иротп.чппкпм карчатов, при геем нд с.тірліші, не удалось скрыт;.. Важное мо^о п псгорис графіш истории Кчрматоп заинман/г работы Ллн А Одел ь Ф.чтмха н Мухаммеда «ль— Фарра:са. посБчщічшия хлрмйтам Йомопа ч \Ы гуюводтоліо поп
1 Аль—Вали Таха. (О’ряыты — аерьое социаляегическое днижснио'-о
іісламе ( {У___- 5/^-' ^>>-4?' - Г»ойр> Н 398і; См. Мустафа
Г'х.лс'б. І-птішнсгскоо движение ч ислймр. і(•'и- Бейрут
П.Г.; Течср А реф. Кармдты { 1 и.^ *11 ). іїпі'іруг. 1979.
‘ Мур».' Хусоіш. Мпториаліісгическчи тенденции п лрябско —
мусульманской философии ! і________і-іЛи1 ^ V .И.*ЛіЦ>иІ)-
Бойруг, ]{,*79. ' ' , . . : , . і
’ Исмаил \іахиуд. Истории подпольных двіші-шиї іі нсла.мо (
Г>сйруг, 197'Л; Гігнл \лп Мухаммед. Мугг.зилнЛл Момлна ( о—■«•)* ). Вьйруг, (901; аль— Фарс.х'Мухаммед. Абуль!-
Фіітк Ллп беї, аль—Фодд. — журні' "Дпрасет Ямлміт” ( > І...І
Саїш, 1983 ,\гі'13; сіль —Му кал <гх А. Мусульманский Йемен ( іС>Х-'і’иі-1'!• П'. пруг, 19Н2; а:л--Шяхнри Муха.*.:чед. їіемиї' — гд'^олюпия гд юги п
падг>ш««> на севогм» ( 0Ч____,у 2____^ ), Бейрут, 1971'.
Л\н ЛСдулі, Фатгах. Кор.мати -• ичера н сої^дпя, — журнал "Алі — Хчкмит" І їй. )• /Ч\он, 1982 №. 99. ' '
чЛЬ—Фадлу. В работах указанных авторой содержится немало ценник фактических дпши.1х, м1.а;лей и идей. ,•
, В диссертации были использованы труды известных'российских исламоведов, в ко-^рих дастся опенка деятельности раннопеламекпх сект н направлений, показана их роль п общественно — полнтп'геской жизни халифата. Это прежде всего работы Л.П.Бертел.>са, Е.А.Рсляева, М.П.Пнптрог.схого, А.С.Васильева, уЪА.Кривелевп, В.П.Нпумкинэ Р др. (см., библиографию). • . •
К сожалению, среди трудов российских исламоведов нет специальных исследований но рассматриваемой проблеме. Исключение составляют лишь работы известного воегоковеда —араблста Е.А.Поляева "Мусульманское сектансгво”1 , хотя содерж.лцне-Я в пей сведения, к солшлешпо, слишком лапидарны, а также труд М.Б.Пиетропского "Южная Аравия п раннее средневековье", в котором сделана попытка сопоставить учение различных мусульманских сетгг Йемена той эпохи1 . .
В диссертации били использованы также сочинения панадно-^' европейских исламоведов, среди которых назовем М. де Гуе, П.аюисп, К.Э.Босворпта, Л,Массе, Г.О.ФонбрюнйСаум* и др. (см. бнблиогра— фшо). ‘ ■ .
Из вышеназванных авторов выделим труды голландского исследователя —араинста М. де'Гуэ "Кар:латы!’л и Б. Л га пса "Корпи исмаилнтов, фатпчпдов - и. карматоп4 ". Эго, действительно, фу НАпмптгталм'ые труды по истории кармптои. -
' АапроРагряя диссертации вроводилпсь н ходе положения-, ее оснотпн.гх положений ч выводов иа научно — теоретических
* 1 ' конференциях молодых ученых Российского’ университета дружбы народов. ,
По теме диссертации опубликованы статьи. ,
; И. СТРУКТУРА И ОСГЮИНОе'СОДЕРЖАНИЕ работы
Структура диссертации подчинена поставленным целям и задачам; В ее основе — проблемно—Хронологический принцип Л'’.'С;.Ч'(1!!>г
1 Полнев Е.Л. Мусульманское сектапство. М.,- 1957. .
2 Пготровскнй М.Б. Юткнчя Аравмп в раннее средневековье. М. 19^5.
’ Де Гу ) М. Карматц. Бейрут, 1970. .......... ’ '
4 Люгс Б. Корпії пемпнл/ггов, фатнлшдов н кармагов. Бейрут, І980, .
MtHepildAa. Диссертация состоит из введения, двух lyjan, j заключения н бяиллофафии. . ' I ' ■
Во вседадгн обосновывается иаучнал ; ктугЛ!.нес1ъ (темы, ее иошш, niAai-aioTCH цели н задачи диссертации, дается характеристика источников и осиорнои литературы нр те.ме . t . j 1
Б первой главе . "Возникновение карматского дрижешш и' деятельность карматов п Ираке, Сирии и Бахрейне" рассматривается процесс становления и развития карматского ''движения в мусульманском халифате. Подробно анализируются вопроси происхождений Kftpt.iaiou и понятия ’’карматы".
Затрагивается вопрос о взаимоотношениях карматрв с иси.-йилитами, рассл1атр11ьа10"сй, основиыи ианр&илошш деятельности карматов в Ираке, Сирии И CaJipeiliia. •
' , Арабский средневековый историк • ат — Табари считает датой
."дрождс-5'1и карматского движения. ССО юд. Тем но менее, можно утверждать,; .что подпольная деятельность карматов и их пропагандистская работа шчалась на 20 лет раньше той даты,-которую называет ат — Табари. В диссмртаци^ рассматриваются разные точки зрении, касающиеся uoaimiv "карматы", которое, . но слоись; Е.А.БсЛЯОЬа, ДО CUX пер ЧОТх' о. не 'определено. По этим у вокросу ьисказыьак/хси разные, норой весьма снорхше, суждения.
Диссертант кроанллпзкрсиол наиболее распространенны;? точкп зрения j;o этимологии слова "карматы" и пршнел к выводу, что название карматского происходит от п|>озвшца Хлмдпш
"Кармат". \. , . ■
В диссертации доказана снизь кормзчеш с исманлитаыи. Имении этот воирое содёршгд’ ® ,ссб<; гяхщ сшеясшхзпЩ и до сад нор остаего. 'Не пыяеолшыы /,1-', В мако-гор-ыи uciopuucciaix нстоадикаи
можно шй'Ш.исмало дзииил, гоьорщцих о то:«, что история гармато^ немгнлятог имгет iii:o,ra oC:i;o:,o. Dra cmjl in разных !!сш;чгс«!аЕ этапах проявлялась TiO — разному i; в рззлт.чпил, формах. Но на какой-то этапа эти дза дшшикяя разошлись, и карматы избрала шюй путь, чем асмгпшгш п оформшчсь в самостоятельное дмиксциг,-._ Т. дасдортдош„•£«> A!:ux:.L’in:a расематрпиасяса лрилиыийулмю j. каждому pv-nioi/y, J-/,'-- око суирсгаонило, поскольку, шй оЗи;:;- черт И -обнгутп t'jjjp,:srj;orv\ .uiic i;i.c.Ao ссо». особенности к отличим ъ •ранних Ki'i.
История иракских кврматок —' это, по существу, чс горни стпноилонин кармагов. .Историки едины а том, что практическом деятельность гарматов в Ираке относится к. .началу 60 —х годон її; и.. хиджры (IX п.п.г.). По мнению аль— Макрнзь’ , кпрматская пропаганда в районе Куфы’ (Ирак) находила широкий оті^лик среди ргплщіпи,\ арабских пломсн этого региона. К ним с/едует добавить простих сельских тружеников из окрестностей Куфы. Надо полагчті., тю уж_‘ тогда существовала хорошо организованная группа людей, которая пола иоднолыгу.о деятельность. Постаиолито ХКпрмрту удалось создать достаточно стройную систему "алъ— Ульфа" | что ь перевода с
арабского означает "согласие" к "единодушие". Подобное структурное образованно представлялось тогда наиболее приемлемой форг-.ой для достижении социального равенства между членами кар мате кого общества. Достижение согласия между карматами позволяло нм аккумулировать и р 1111 ад». о я; пін и ую им собственность з одітих рутах. Кармати выглядели как единая семья, все члены которой были раішіі, никто н« мог считать себя вмше другого, какой бы собственностью он ни обладал. , ‘
Напряженная борьба, которую вели карматы нрогиз халифа» а и суннитского ислама, с самого возникновения пс своему характеру представляла религиозное и сектанское движение. Карматы,-которые впервые появились в Ираке, постепенно расширяли ' соого деятельность, распространяя её па все новые районы халифата. Однако, несмотря и? активность карматов в Иргто и их.ожесточенную борьбу против г.^басидскчто халифата, им не удалось осуществить свои цели и создать собственное государство. По существу, власти Ирака смогли иодашпь сопротивление кар мато», и само это движение ирагсгическн перестало существовать. Сохранились лишь отдельные небольшие ячейки ЭТОГО ДБИЛ<ЄІШЯ в Ираке. •
Что гчсается карматов Сирии, то м ноги о историки считают, что их появление г. гггой стране ™о возможным лишь после того, кек они потерпели поражение в Ираке. Деятельность гскрматов в Сирин связана, прежде всего, с именем одного из эмиссаров Хемдана — Закраина. Ліоне П., наьрнмер, уп№ржда<гг, что карматскйе движение и Сирии в •Х) 1—900 гг. и еіце до этого представляло' собой часть нсмаилитско.о движении. Закравия сумел привлечь на свою сторону немалое количество сторонников срсууіі жителей Сирийской пустыни.
1 Лдь —ракита. История фатимидских уялифои. Каир, 1948, с. 208. .
Он был полон решимости захватить Сирию и это|< ц4лыа направил, туда своих Д( т^'1. Однако, семейство Закравия иот<.>р|1елр поражений в! свои* пошатках создать карматскоо государство. -
Дьджешю карматоа и Бахрейне было тесно с.нииали с ,щене.ч Лбу Саида эль—Джапабп н ото детьми. Актнвпусть карьЦгов в Бахрейна приходится на период, когда ими руководил, Абу Саид; даправлониьш в этот район Хпмдаио.! Кар матом Здесь была благодати аг -рэчва длт А'-ятелыюсп) кпрматов, поскольку они проповедовали. полное раиенстро между людьми, обещали им рай и счастье т земле. В начале > б. кпрматы отхватили укрепленный город Хаджир, прекратив ею & сьой главный опорный пункт. Восточная Аринин стал# для кармитов своего рода плацдармом для постояшидх и нш;кидашшх ’рейдов в согедим страны, откуда они, как правило, возврещй^лсь с бэгатой доОичей и большим числом пленных.1
Лбу Саид создал сильное госудщ птро. со своими институтами. илиста, многочисленным госудярстае})гилиз аппаратом и армией. Б рцр|*од правления Абу Савди карматсхое государство достигло своего расицети. Речньдались ремесло и , торговля . 'Государство йктивно влияло на экономик/, оир»?лелялп формы владения собсгосниостыо. При Абу Техере центр тяжести’ во взаимоотношениях кеж/^у карматами (I врйскамп халифа изрел1естнлся к карматам Ему удалось' Подчинить с<;бе белышшетви владошш халифа ,-в , Ираке л , не Лравийоком иолусгтрово. • : Г V ■ . • г . .
В начала Ум 9 г. карматгхпй отряд'вторгся на территорию Мокки И унес оттуда? "Черный камонь". Лтц'ь два : десятилетия спустя ср:;цн‘пна>1 для мусульман реликвия ,б;д1й возвращена в Мекку. Кармачи рыли ,до иирв>.ши, куо преградил надомникам путь к святим мостам. Что *й.с;йС1С» яричии, побудивших Абу Тахера к поводу, иа Мокку /| пв яахза? этой святыни, то эъуг .вопрос- яодробао, ц ойг»*.иТШ1Цс* освоициотся в работах рада историков. - - • - , . . - >■
ГКрчод правление Такер*. 0ыд''яодоадм : в^кол!‘.;для карматоц. Государство кпрматов р Бахрейн;? ко своему характеру б;>1лп ере^тош, ргл||■ иользооа71>ся современной тер>г!нологией. Господству!01ЦвЛ в над бцлп п^ео'ьотиа, евнаиття с ^роводгльшечием со^и-алъных ц,ат?иц,
,и чмел4 чи^ реллпгтозпу^о'9болс>;№у. Мо^ю, люжелуй, утп^рздать, ^о в отоц юсуддрство суцйртвовцлп^ .зачатки- демократии, .-что. д^шо, пр
* См. Г< ляоч И Л. М\ < ути н. '{скоп секта негао, с. 59.
себе , потно считать улняамашм для данного ротона »
. рассмптринисчмй п> рпод. . . ••
, Ка fiToncu їлйсз "Корматскос дпііжоіпіц в Ііемеїш и его лидер
<Лли бон лль —Фпд\" анализируются особенности її результаты . практической деятельности харматсв її їїемсне, которых оші добились я од руководством пбп ель— Фадда, рассматриваются связи н контакты Гір'лснскігх карматов и нсмпилігтоті Йемена, содержится критики ОНШбОЧНЬІЛ •ПТГЛЯДО'В по данному топросу в нсї'мчіской и мировой историографии. Необходимо отменить, 'ПО ЛИЧИОСП. руКОВОДМТСЛІ! йом<'-<!сиих чпрмй'ю» н юторимських рлСютач, которые. публиковались к то ?ромя, трактопаласъ весьма необъектшшо и тенденциозно. Это было «sujnano острыми разногласиями, существовавшим» я исламе в ту' опоху. Именно поэтому з исторически:: источниках очень часто "сгре'іа:етея обвіпюіпія з адрес кпрматов Йомена, с которыми никак нельзя согласиться. В диссертации сделана попытка обт-ектшшо установить, где прайда, а где отепидная цепралда ч на этой о'сиола дать оОгл-ктизяуjo харвгсгсюлсгику личности паи аль—Фадла.. • .
'! И-’ман п эпоху ііО/г лль —Фімла находился п сложных, порой, да;.\е г.рулсдоЗиы.х отношениях с центральной . лласп-ю исламского :-:алпфата. Ото происходило и силу присущий йимелцам :і то время склошюстн независимости от цбнтра, поскольку они больше ■ других нспіггг-.івалп тнжолкс материальные лшнеипя, обусловленные в. їначнтелмюГі море Test, что г,се его богатства уходили л столицу
•салифотп, г. Исмри тюстсиеппо црсчтгнцалсп а сто провинцию, на
эксплуатации которого 'г.аткпвьлнсь по только власти аббясидской империи, но и их иамсстнхи. Поэтому ‘Йемен сгал центром пр)ггя;к«£Н!« многих политически.': п рЬлштгозних дннжешш и течений, час.то отличавшихся по своим мировоззренческим ’ взглядам и убе.'кдеНнлм. Это были хэриджигы, заиднты, мутсзнлігш, д!!унадусятп»к1!, исмаилити, кармати л др. . .
Ибп аль—Фадл и пемаилпт ибн Хауитб прибыли в . Йемен п гонце- /X !!. Здесь пут между nmtit разошлись. Ибн алл — фадл
'.отправился в район Яфи ira юге, а ибн Хаушаб — на север. Когда
.социально— экономически!? условия и Йемене резко ухудшились, ибн иль — Фадл призвал твоих сторонников к борьбе против тех, кто угнетал и эксплуатировал спой народ. Чєлоїх-к, говорил он, но должен умирать от голода, ослі і его сосед с жиру бесится.
Несмотря па то, что с самого начала движение,,!ж> (лаае которого
AmjmiH iifiiun-скрй
^водсшЬ^алось ь
'тгоял ибн аль — Фад^-, несло на себе печать сильною секты, а своей и рактическоц деятельности oiu py»{i
CiHiVJllTOAbJiOSl Mtjpe СОЦНоЛЬИЪШН, IID.Utfll'RlCKilili I ,'lj Hil UliOi 111 ;j>l1ЫМ11 IlflflilMH и целями. ; , . ‘
, Как отмечал йеменский историк Заид A.M.', Aiuwccniie иби аль — Фадла представляло собой яопое для Йемена явленно и принципиально отличалось от гойп, которые ткли феодальные пожди между собой за сохранении а расширение с воет илиятш.
• . ИСи аль —Ф^дл бил выхо/цем на простом семьи, Рано испытан
TiIIO'J'J.1 ЖН:ИШГ UU иО'Л'ЛёИПЛ армию бедняков и ойоз&омших крестьян. Его целью было ооьедиление йемоиских ае.челъ и создание единого гисударргьа. Государство объединенного Молена, которое было создано, им и которое он' ьозглаянл, отличалось от -„всех; существовавших 41 истории ервдновекоплто Йемена государств прежде■ всего тем, тих оно отражало интересы простого народа, имело четко выраженную' социально —экономическую mu рлвлепностс, выступало нуютнв феодальных агнотчпшй, гис иоде то и a iu 1 m к тогда и аббасндском общество. Иби'йль—фадлу УАй^ось в определенной мере изменить сгарый уклад жизни йеменцев. В столице этого государства — аль — ‘ Музойхира била установлена экономическая и политическая система, которая ,-покои\ас;.. па принципах справедливости 71 равенства ncejt /лиАей..В1,1ло покончено с угнетение:.'. и ^кйилуатацион, простые жители были освобождены от тяжелого налогового бремени. • ■
' Движения v поп • аль —Фадла бь^ло массовым, » , чем,: СПЛДе’ГЙЛМ.'ГВуЮТ - >KiqJO4|4CA0liHhie ИСТОЧНИКИ. СреД11 сподвижников ибн иль - Фадлц додал не 5или иррдставгггелей мосЫой зиат* , ' ,
И5и ул;, - ФЬдл.' одержал ряд блистательных побед п ходе борьбы иа об{.единоиие. Йемена. Однако, ирэждебпмп ему' силы из-могли' смириться со своим, поражением и . с’.алл обх-едипяться против'" карматсуого государства, угрожавшего иодорггт. сами оснопы (}К;Г)ДеМНО — илеметшч ,рТ1301ие)ШЙ. Но с они не смогли /сколько-нибудь vcnuimip MporiiBccrosfu. пбц • иль—Фад.\у.. Лить после, его смерчм они нрисч-цилц ликвидации росударстпа гармятов и.&ахвету' jrro^isnui, 'tjiji мустт цо'^ле коидаьц иоп &гй,-Фадм войска.
<(Й!0азл1.Ь)о-»• K9»?weln/o*ro*1 ;CAd}<a> окружив,' 'со; всех, сторон ^.столицу
' t'S^lVVЛ-Ц'.- 1 .f-гИ. £■ .. . • .
'* n^wncKJwft !yj<B. Юлиш Драяия в ранее среднезекопьё. С. 115, 133.
сарматского государства, намоли ое осаду, которая продолжались около годн. Поели тот, кик дород Оыл полностью разрушен, пападаншио ' ьстуиили в него. Это произошло в январю 917 г. Город был полностью, разграблен и paapyvuuu.
г Однако несмотря на го, что кйрматскиа государство было
ушгпо.хеио, мд-и н цели кярматсхого движения продолжали ж:тть, па '■ протяжении .■'шопы веков привлекая к соСо пег нолыг; сторончнкои. Ряд КОГКрСТНЫХ идей 11 приицилоя, У.СТОрМР 61Ш рОНЛНЗОТУПШ п йеменском кармичскоч государстве. НО нотгрялл споого чнвчення и в па inи aviи, О лич помнит и сегодня в ряд», рчйпно» Иемонв.- ■
В ааключеции иодяодптсл trrom происдониого исследования и формулируются основные выводи, к которым иршиел диссертант.
} Изучение истории карматского движения позволило выявить ряд
новых момечтт, - касающихся как самого этого дв.тження, его , хпрчктора, движущих сил, долой и задач, тпк п нолгггнческоП и’ социальной истории мусулг.чя некого лира, восстановить ряд забытых juh искаженно трактовавшихся событий, фактов и отделг>ш.гХ личностей.’ Дннное нсследовяннз ' воснолижтг также некоторые пробелы В нзученин истории арабской общественной мысли. Оно помогает ло.шее иредеганигь не только особонностн разшггия карматского дпнжьшы ' п различных регионах мусульманского халифата, но и глубже понять политически;?, соинальнме и' идеологические последствия этого движения, которые в- той или »;нон мере . проя'плятпггя _ в обп'оствеппо —политической : жтт)
Современного врпОгжого мира. . ■ . ■ л- ■. , •
Ц, Пв теме даг.иой диссертаций опубликованы ствгьи: .
’ 1. "Связи шр^атон с исианлитами IX — X. в а", — М.., 1995. 8 с.,
Деи. в ИШЮН FAIT 25.10.95, Ш 5С855. : ' - ' ; ,
■ 2. Ма арабском языка "Человек, обижешшй историками". Газета
*Лс~Сауря"; Йемен. Сана, 10.08:95 № 1385. с. 3." / ' ‘
• Ali Saleh Abdulmb Alkhulaqi
* (Yemen)
The Kamate Movement 1b Islam and its specific features la Yemen (in the IX - X centuries:).
The theses considers the problems of history of4 the Karm^te movement in Irak, Syria, Bahrein end Yeinen in the IX .and X centuries. It investigates the causes of the Karmote movement, its nature, driving forces, purposes, activities of the Karma(e;; in tlio regions mentioned above, li is for the first times that such attemp has been carried out in the Yemeni historical science. -
Aah CuAex Ao^y/.paG qai> — Xoajuus ■
... (fWson)
, ICoptraTctEop ACKJKeanc n bcabiis a era pt»(?eunoopi '
■ . ‘ rs Hcwm (IX — X iiu.) ' '
B upe^cyajsAeimon ,Mic£oprrnii,nii neCAOAywrcji bj>o5agmu iicropni: lyjpr-irrcKoi'o auihuchiisj n Hpai'c, Cnpiin,. • Baxpcsmc! 1} floMene- sIX- X m. B paGoip pacKpucaioToi uonpocw,' Ka.cn— _ lomuecfl r.puHHU isosinuaioncimn KapMfvrcicoro fipwiiGWia, ero xapaicrepa, /^}UKyn(HX • cjsa, naAeii, AjasTaAMiocrii jcepMaroB .b ynoMsniynJx porJionas.- B iluMeiiCKofs nr-TopiiorpatJiHn no^o6i?oo HCCACAOBaline OCymeCTPAOJIO nnoppuo. .
b,10,35r, ~ DfoeM In; s.. ■ ■ Ispy 100 - -' 3aia 57fi
■' - Hzur OpaconiiKiuise, 3 " ' ■ ; .