автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Течения в исламе: причины возникновения и роль в общественно-политической жизни Арабского Халифата

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Джадалла, Ибрагим Айяд
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Течения в исламе: причины возникновения и роль в общественно-политической жизни Арабского Халифата'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Течения в исламе: причины возникновения и роль в общественно-политической жизни Арабского Халифата"

[21 0 - ^ Ордена де/веы народов

российский университет друкш НАРОДОВ

На правах рукописи

даадмла ибрагим айяд

течения в жламе: причин возникновений и роль в общзственко-шлитичзской жизни арабского халифата

К07,00.05 - Всеобщая которая

АВТОРЕ.в ЗРАТ

длосвртацки на соискание ученой степени кандидата исторических науа

М о с к а а

19 9 2

Работа выполнена не кафедре всеобщей историй Российского университета дружбы народов

Научный руководитель - член-корреспондент Акадеши

естественных науа Российской Федерациие д.и.н.е проф. ПУЧКОВ П.И,

Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

ЛЕВИН З.И.

- д&ндздат исторических наук,, и.о. доцентаММАХОБСКИЙ А.К.

Ведущая организация - Институт стран Азии и Африки

при МГУ

Защите диссертации состоится "17" сентября 1992 годе в 14 ч.ЗО м. в ауд. 442 на заседании специализированного совета К 055.22.25 э Российском университете дружбы народов по адресу: 1X7198, Москва, ул. Миклухо-Мякляя,, д. 6,

С диссертацией можно ознакомиться в нэучноС библиотеке Российского университете дружбы народен

Автореферат разослан "_" августа 1992 г.

Ученый секретарь специализированного соьета кандидат исторических н^ук,

доцент Й.С.ВЛ.МАНОВА

ос*'/;. Л

С ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

'■11^1! V; I

Религия занимает исключительно важное место в политк-[еской, социальной и культурной якзни развивающихся стран.

Особенно велика роль религии в странах Арабского Восто-;а, где она глубоко внедрилась в быт, семейные отношения и ;ультуру, определяет правовые норш. Следует также помнить, ¡то распространенный здесь ислам не только вероисповедание -■то широкая мировоззренческая система, компонентами которой :вляются философия, идеология и право.

3 настоящее время почти повсюду отмечается определен-ая "политизация" ислама: в общественном самосознании мусуль-¡ан все большее место занимают социально-политические пред-¡тавления. Повысился интерес к тем исламским положениям, ко-орые еошли как составляющие в различные доктрины "третьего ути развития", - понятию о равенстве и неравенстве, власти, редставлениям о труде, справедливости, нации и т.д.

Очень большое внимание уделяется раннему исламу, кото-ый в большинстве работ мусульманских исследователей рассма-ривается как религиозно-политическое движение, поставившее воей целью достижение равенства и справедливости.

В связи со сказанным особый научный л практический ин-ерес представляет проблема происхождения и эволюции этой елигии, появления в ней различных течений и сект, тим во многом определяется и адтуатьность. ¡избранной нами те»-а, тем более, что в арабских странах довольно широкое распро-транение получила концепция построения общества на религиоэ-ых началах.

В диссертации рассматриваются три направления в исламе? унвизм,шиизм и хариджизм. В этой связи хочется обратить ени-аниа на такую актуальную проблему в современной иотории стран усульманского Востока, как роль духовенства в социально-поли-ической структуре восточных обществ. Речь идет в первую оче-едь о шиитском духовенстве, которое з большинстве случаев на-одится в оппозиции к существующим режимам и не участвует в правлении государством. Но духовенство это в ряде стран пре-ендовало и претендует на руководство светской властью, ссы-аясь на шиитскую доктрину о незаконном и временном характе-

ре любой светской.власти до пришествия "скрытого имама и тре буя соединения в своих руках светской и религиозной власти.

Для правильного понимания этих процессов весьма важно проследить историю возникновения религиозных движений, их эволюцию на протяжении веков.

Цель и задачи диссертации. Основная цель нашего исслед валия - объяснить причины появления в раннем исламе течений сект, определить их роль в общественно-политической.жизни ха фата и дать их сравнительную характеристику. В соответствии такой целью были поставлены следующие конкретные задачи:

- проанализировать религиозную ситуацию на домусульман-ском Арабском Востоке для того, чтобы можно было лучше понят] не только особенности вероучения ислама как единого целого, I и специфику доктрин его отдельных течений;

- определить исторические, социальные и культурные условия появления течении в исламе;

- выявить сходстш и различия ыонду течениями и сектами ислама;

- детально исследовать синкретический характер так называемых "крайних сект";

- показать относительную однородность ислама как едино!; религии (в сравнении с такими мироеыми религиями, как христианство и буддизм).

Научная новизна работц заключается, во-первых, в исполь зовании при исследовании течений ислама историко-философского, а но теологического (как это свойственно большинству исла моведов) подхода, во-вторых, в акценте на сравнительную характеристику течений ислама и выявление их сходств и различий, в-третьих, в обращении особого внимания на детерминщгаванност ; специфики различных течений и сект теми историческими, социальными и культурными условиями, в которых они возникли, в-четвертых, в своеобразии материала, на котором базируется исследование. •

Пракпдес^ая^ значимость диссертации состоит в возможности использования ее основных положений и выводов при чтении вузовских курсов по истории религий, религиоведению, истории стран мусульманского Востока.

Источциуи Ц ^СТОРДОГР^фИД. Основным источником по истории раннего ислама является, конечно, Коран, который считает-

я собранием божественных откровений, ниспосланных пророку [ухаммеду. Это очень богатое и сложное по структуре истори-[аское и литературное произведение, создавалось в основном в П в„ Согласно мусульманскому преданию, Коран в доше,мем дс 1яс звде оыл составлен в правление халифа Османа (644-656 гг.).

Вторым источником следует признать Житие посланника ллаха (), написанное во второй половине Ш з- модницам Ибн Исхаком и дошедшее до нас в обработка выдающегося филолога X в. Ибн Хишама.

Пенный материал по истории ислама дает сунна - сборник ■здисов (букв, "известий", "рассказов"), в которых эафиксиро-шш поступки и высказывания пророка Мухаммеда. Большинство адисов отражают реальную жизнь ранпемусульманской общивы и озэренкя ее членов. В работе использовано также шиитское редание - ахбар.

В качестве своеобразных источников можно рассматривать работы ряда историков и писателей средневековья, например руд ат-Табари (ум„в 923 г.) "История' пророков и царей"0 где моется богатый материал по истории арабоя и возникновению слама.

Наряду с этими источниками следует отметить хронику Ибн лто-Асира "Полный свод истории", работу аль-Багдади ''Различия едду сектами в исламе", книгу "Шиитские секты", автором которой является аль-Нубахти, по религиозной принадлежности

Особое место среди средневековых источников занимает ундаментальняя работа богослова-законоведа аЫДахрастани, осЕяиденнчя истории религиозных сект ц философских направлена в исламе,

Одним из интерескейашх источников, использованных в иссертации, яеляз'ск памятник . историко-эпического Еорчестна арабов "Айям аль-Араб'" ("Дни арабов"), представ-яюидай собой собрание легенд и преданий ночвЕЫх племен в до-сламской Аравии. Правда^ имеются очень сольшие основания со-неваться в подлинности многих событий, описанных в "Айям ль-Араб", и относиться к этому произведению кан к исто^ячес-эму источнику нужно с большой осторожностью.

Сопроманнуо работы по истории ислама и его направлений [Югочисленны. Среди них следует отметить работу Махмуда Ис-зила "Тай;ше движении в ислама",, которая посвящен.- харидхи-

тамс мутазилитам и карматам. Несмотря на то, что автор пытается рассмотреть перечисленные шше движения с позиций современности, его религиозно-политическая ориентация мешает эму объективно исследовать процесс станоачения этих течении.

Серьезное впечатление производит написанная в 70-х годах и принадлежащая перу известного философа Хусейна Ыруве монография "Материалистические тенденции в ара б о-мусульманской философии", посвященная главным образом теологии ислама и некоторым его философским школам.

Некоторые' арабские исследователи рассматривают упомянутые выше "еретические" течения л исламе лишь в негативном плане, считая, что они олицетворяют собой "неудачную историю мусульманского мира". Особенно отрицательно характеризуются исмаилиты, которые в работе аль-Хадж Мустафы "Некоторые идейные движения в исламе1' называются течением, не имеющим к исламу НИКаКОГО ОТНОЕЭКИЯо

3 диссертации были также широко использованы труды известных западных исламоведов, среди которых следует выделить таких авторов, как Хдо Гуэ, Б.Льюис, Ю.Велльхаузен, И.Гольд-циэр. Большинство из них неоднократно бывали в арабских странах сумели найти в крупных библиотеках Арабского Востока редкие исторические источники к оригинальные рукописи.

Из европейских биографий Мухаммеда, появившихся в нашем столетии, заслуживают внимания две книги английского ориенталиста Монтгомери Уотта "Мухаммед в Мекке" и "Мухаммед в Медине". Они содержат весы/л богатый материалЕ поданный нз только в хронологической последовательности, но и систематизированный по отдельным проблемам.

Крупный немецкий исследователь Ю.Велльхгузен написал монографию "Арабское государство к его падание". Эта рабста считается классическим трудом по историк Оыейядского халифата. Однако некоторые выводы Ю.Велльхауэека, на над езгляд, несостоятельны. Например,трудно согласиться с его аргументами в пользу того, что иудаизм оказал особенно большое влияние на возникновение ¡шизма.

В российской исторической науке тояе имеется ряд содержательных работ по истории ислама, в-которых дается оценка роли этой религии в общественно-политической жизни стран му-

сулылансхого Востока в разные исторические периоды. Это труды З.З.Бартольда, Е.А„Беляева, Е.Э.Бертельса, И.Ю.Крачковс-кого, И.П.Петрушевского л др,

Особо следует выделить работы известного востоковеда-арабиста Е.А.Беляева. Наиболее интересны его труды, в которых рассматриваются генезис ислама л его роль в формирования арабского государства. Определенную ценность представляет и Зрошюра Е.А.БеляеЕа "Мусульманское сектантство" хотя сведения, сообщаемые в ней, к сожалению, слишком лапидарны.

3 книге П.П.Петрулевсного "Ислам в Иране в УП-ХУ вв." наибольшее впечатление производит глава, посвященная исмаи-пизму. Автор достаточно подробно излагает историю этого религиозного течения, дается также анализ вероучения исмакли-гов, проводится параллель меаду исмаилизмом и карматским движением.

Апробация диссертации. Основные положения и вывода циссертации докладывались на научно-теоретических конференциях молодчх ученых Российского университета дружбы народов з I99I-I992 гг.

С.тру^тура работы. Работа построена по цроблемно-хроно-' югическому принципу, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЪ'

Во введении обосновывается актуальность темы, показы-¡аются эе научная новизна и практическая значимость, спреде-яатся цель и задачи диссертации, характеризуются источники.

в первой улаве, "Возникновение ислама" кратно расс.матри-гаются предпосылки возникновения ислама, анализируется ста-гень влияния на ислам распространенных до него в регионе ре-[игиозшх верований.

До появления ислама основной формой религии в аравийс-:ом обществе было язычество. Оно восходит к весьма древним :стокам истории арабов. Языческие верования были0 напримор, аспространены в период станоалеьия сабейского царства в емечэ (УШ в, до н.э.).

b более поздние годы язычество в своих различных видах родоляало преобладать в Аравки вплоть до появления ислама»

Хотя язычество к было в У1 в. и в начале УП в. наиболее заметной формой религии на Аравийском полуострове, значительную роль в ряде его районов играли также иудаизм и христианство. Видимо, первоначально эти две .религии проникли в Аравию через племена^ населявшие северо-западные районы полуострова, соседние с Сирией и Палестиной, где среди кителей также имелись арабы.

Иудаизм и христианство боролись между собой а этой части Аравийского полуострова, движимые политическими интересами. Однако это лишь одна сторона иудаистского и христианского присутствия в доисламской Аравиис

Здесь был еще один ьахный аспект, сеяуэнный с религиозным мышлением. Распространение этих религий стало фактором, способствовавшим изменению религиозного сознания в направлении абстрактного взгляда на проблему бытия - в противовес наивно-чувственному взгляду язычества. Благодаря длительному сосуществованию языческих и иудаистско-христианских представлений о бытии между ними, естественно, установилось определенное взаимодействие.- Разгорелись споры вокруг вопросов творения» теологии, природы богов, Длительный контакт с последователями иудаизма и христианства и связанное с этим брожение привели к появлению в языческом обществе группы людей, занимающих особую позицию в отношении всех етих вопросов бытия - позицию ни языческую,, ни иудаистскую, ни христианскую, а совершенно своеобразную, основанную на созерцательном видении. Такая группа возникла на последнем этапе доисламской эпохи. В ее состав вошли люди, известные в дяахилийском (доисламском) обществе как "мудрецы". Они отличались тем, что выступали против идолопоклонства и многобожия и проповедовали ^еру в единого Бога,• однако их видение бога было несколько иным, чем у иудаистов и христиан. Этих людей арабы называли "ханифами".

В параграфе второ;.". главы I рассматриваются исламский монотеизм и его особенности, а также образование халифата и появление религиозных течений в исламе. В данной диссертации нас в первую очередь интересует ке религиозно-доктринальная сущность единобокия, а его социальный аспект. Если хакифы отразили этот социальный аспэкт слишком общо, то это произошло потому, что их учение появилось на том этапе, когда факторы разложения племенной систепы все еще находились в зародышевом

состоянии. Ко времени же появления ислама распад этой системы стал назревшей исторической необходимостью.

Разделанность аравийских арабов на отдельные,, независимые друг от друга племена стала серьезной преградой на пути реализации практических задач развития. Следовательно, зту преграду нужно было устранить. Иначе говоря, необходимо было "присутствие" монотеистической система как объединяющего начала о

Необходимость такой системы автор видит в двух функциях; зо-пврвых, ка?, объединяющая; материальная сила, а во-вторых, как принципиальная объединяющая идея на уровне сознания. С этими двумя функциями успешно справился ислам. Он был одновременно и материальной силой, своего рода институтом, и принципом, идеей уровне сознания,, Таким был смысл монотеизм с точки зрения социального аспекта^ скрытого за непосредственно религиозным содержанием.

Этот социальны:! аспект вдинобояик Мухаммед открыто выявил б тексте первого разработанного им политического донумек-та, составленного после переезда э Медину, в котором провозглашались принципа плана союзнических взаимоотношений медду различными группировками города, одной из которых стали мусульмане, Этот документ принял форму книги.

3 целом можно сказать„ что время появления ислама было временем окидания взрыва пламенной системы. Иными словами,, назрело появление общества, обладающего качественно вошли гарактаристиками с точки зрения социальной структуры к социальных институтов. Таксе, общество появилось на следующем этазе , а стадия его назревания исторически совпала с началом ис-тамского приэыЕа.

Б этом параграфе показывается также состояние мусульман-2кого общества после смерти Мухаммеда. Как только объявили о змерти пророка, вспыхнула борьба га власть. Последователя! Му-саммеда разделились на две противоборствующие группировки,, <аядая из которых стремилась сделать своего лредставиталя яа-шфом (то есть наместником, преемником, пророка), что гозеоля-ю сосредоточить в своих руках реальную власть.

Проблема наследования поста халифа породила еще одну гокфлинтную ситуации, связанную с истолкованием самого термина халифат": является ля он боябствошшм правом, а пост халцфа,

соответственно„ - чисто божественным постом, как пост самого пророка у мусульман?

Хотя борьба за власть в халпфате отражала соперничество различных социальных и племенных груш, ее форма была всегда религиозной. Аргументы каждой из сторон тоне носили религиозный характер„однайспо своей сути и содержанию речь шла о социально-политических и племенных противоречиях.

Е«ть очень много свидетельств того, что именно эта религиозная по форме борьба различных группировок арабского общества привела к появлению религиозных течений и сект в исламе.

Вторая глава посвящена подробной характеристике течений з исламе, которые возникли и получили развитие в рассматриваемый период. Имеются в зиду суннизм как официальная доктрина ислама, шиизм как доктрина оппозиционная-и хариджизм как альтернатива обоим этим течениям.

В первом параграфе, посвященном суннизму, прежде всего объясняется этимология арабского слова "сунна", которое означает "путь", "способ". В богословском же смысле под "сунной" подразумевают то, что осталось после пророка из высказываний, действий, решений, нравственных или моральных качеств и образа жизни.

Сунна считается зторым после Корана источником законодательства в, исламе. Отмечается,, чтс б самом Коране есть ая-ты„ освящающие законодательную роль сунны.и обязывающие мусульман соблюдать ее. И всё жз сунна по своему значению вне всякого сомнения уступает Корану, в котором изложены все основные догматы ислама.

Далее рассматривается проблома рационализма в суннитском исламе, признавшем рациональные аргументы как метод доказательства истинности религиозных догматов.

Далее в диссертации рассматривается появление группы суннитских богословов-законоведов (аль-Харис ибн Асад аль-Ма-хасиби и др.)„ которые считали возможным использовать рациональные доводы для доказательства истинности религии. Правда, попыткам этим недоставало методологической базы, вследствие чего они не принесли результатов и даже вызвали возмущение известного богослова Ахмеда ибн Ханбала. Он осудил эти попытки и.оснлаксь на Коран и сунну, говорил о недопустимости спо-

в и обсуждения.

Аль-Ашари, будучи вначале ханбалитом, выступил с рез-3 критикой рациональных доказательств, отстаивая идеи "тас-ма" (безоговорочного принятия догматов ряр.ч) и "таклида" ризнания авторитета ученых-богословов з разработке частных просов фикха - мусульманского правей Однако со временем оа изнал возможность использования рациональных доказательств я подтверждения религиозных догматов. Многочисленные ученп-аль-Ашари расширили его учониво Появилась богословская ола, получившая название айаритской.

Завоевав значительный престиж в мусульманском мире, аратская школа со своим рационалисткчэ снкм подходом г; догглл: в же продолжала встречать активное противодействие со сторо-части суннитов, прежде всего ханбалитов.

Б данном параграфе диссертации освещается также различ-е понимание богословами "калама" - теологической дисциплиныа эщей догматам ислама рационалистическое истолкование. Балами калама считались идейная борьба с противниками, а также ционалисткческое обоснование истинности догматов вероучения том видо, в каком они признавались первыми мусульманами и ннитами.

Однако метод калама сравнительно недолго сохранял езою игинальность.:После того, кал в мусульманском богословии по-лнсь такие мыслители, как ар-Рази и аль-Газали, методика уки калама протерпела серьезные изменения. Наступил новый ап в --гстории суннитского калама, когда богословы начали изу-ть арастг.тельскуи логику»

Так™»« образом.логнкз, которая вначале была полностью отогнута к которую резко критиковали такие исламские группи-вки, как ашариты, мутазилиты, штаты и т.д., считая, что она ла смешана у Аристотеля о философией, противоречащей осно-м исламского звриучеЯ:^ получила б конце концов право на шествование». Богословы -стали изучать философские книги, в зультато 401-0 философия и калам у них как бы объединились одно целое.

При характеристике суннизма неизбежно встает Еопрос о о соотношении с другими направлениями ислама. Дело в том, о, говоря о различных направлениях мусульманской религии, едуе'т очень осторожно применять такие понятия, как "орто-

доксия'" к "врес£. Хотя обычно основным ортодоксальным надрав ланиом ислама признается суннизм, это в первую очередь евяза-но не с первородством данного направления, а с его численным лреобладалиом среди мусульман, Поэтому квалификация двух других исламских направлений как еретических является восыла спорной. Все эти три направления ислама не только считали себя ортодоксальными, но и задвигали претензии на власть в халифате, причем принципы организации власти были у суннитов, шиитов н харидкитов весьма различными «>

Несмотря на спорность проблемы ортодоксальности, сунни-тн провозгласили себя последователями "первой веры", людьми истины, стали смотреть на пиктов к харидкитов как на заблудших людей, отошедших от истины. Однако общепризнанных критериев в определении чистоты верк не существовало, что позволяло другим мусульманам легко опровергать довода суннитов.

По сравнению с другими направлениями ислама, и преаде асего с шиизмом, суннизм всегда отличался относительной однородностью, В аем никогда не было какого обилия течений и сект, какое шел шизы.

В диссертации кратко излагается возникновение в суннитском ислам? юрвдичзско-богословсимх школ (мазхабоз). Различие икот. было связано как с особенностями религиозно-политической структуры з различных регионах халифата, так и со спецификой соцкаль;-;о-экокогв1чесу.ого развития этих рэпадов. Основателями оункитокюс мазхаЗов были богословы Абу Халифа (629-767), Малик ».г'я А нас (713-795), Мухаммед алЯПафк (767-820} и Ахмад йбн Хан бал (780-855). В соответствии с этим последователей четырех ■оуннгтояих мазхабов называют ханафитами, .маликитамг, глафиига« г.ш и ха>:балиташс

Вг. втором параграфе второй глава "Шиизм как оппозиционная доктрина ислама'-' приводятся различные значения олова "ши'а" и в то же время отмечается, что а исламоведашш термином "шк'а" обозначай?, всех, кто признает Али ибн Аби Талиба к его потомков единственно законными наследниками и духовныш преемниками пророка Мухаммеда.

На время возникновения шиизма имеются различные точки зрения, однако есть веские.основания считать, что шиизм как доктрина окончательно сформировался лишь после появления концепции духовного завещания ("насс" о^-Ь) и назначения ("та™

:инг' о^кйН)» которая обособила эго от прочих направлений и ;октрин„ Шиизм связан именно с этой концепцией, и шиитами на-ывагот лишь тех, кто разделяет ее. Тех же, кто отвергает эту онцепцшо, шишами назвать нельзя, даже если они разделяют зсэ рочие воззрения шиизма» Если рассматривать шиизм именно з та-ом ключе, то можно утверждать, что его возникновение как ре-игиозной и идейно-политической доктрины приходится лишь на овец первого века хиджры.

Далее е параграфе излагаются разлитые теории ттроисхож-ения шиизма.

Согласно выдвинутой Сгистом Миллером версии персидского роисхоадения шиизма, это направление своими корнями уходит з ерсию.

йбн Хазм разработал версию иудаистского происхождения иизма, основывающуюся на том,,что доктрина крайпбй шиитской екты кайсанитов.имеет общие черты с догмами иудаистов (имеь-

0 с иудаизмом связана идея этой секты о том, что имам ке умэр обязательно вернется вновь, чтобы установит-/на земле спра-

эдлнвость).

Существует еще предлояенная И.Гольдаиером версия комби-ярованного иудаистско-христиаяского происхождение, шиизма. Со-ласно нее идея "возвращения" попала в ислам благодаря совмбст-зму иудаистско-христиансному влиянию, а библейский пэрсонг'»: оорок Илия является прообразом шиитских скрытых имамов, кото-живут, не видимые никем, к однажды вернутоя а качестве мах-

1 - спасителей мира.

Наиболее убедительной представляется версия арабского эоксховдения шиизма, которой придерживается М.7отт. В ней об-ащается внимание на то, что первыми шиитами были йеменские забы, а г, Йемена господствовали монархические династии и йе-?нсние пари, обладая соответствующими духовным, атрибутами, гояли зо главе как духовной, так и светской власти, гаким об-'зом, концепция бо. стЕенного воплощения возникла в среде, где л1ныкли обожествлять сеоих царей.

В этоы лв параграфе отмечается, что шиизм по сравнению суннизмом гораздо б "лее разно иоде;;, Чсли оунни.ски? мазхабы рлпчаются друг от друга лишь незначительными деталями и вза-лно считаются одинаково правоверными, то течпния шиизма весь-1 существенно различаются между собой. В этой связи дается

достаточно подробная характеристика основных шиитских сект.

П|Уамм_тк-двуна;19сдт_к--щк ( -Что—I"' ^ • ). Это наиболее распространенное течение шиизма. Когда говорят просто о пиита; тс обычно подразумевают именно его. Основными доктринальнымп положениями дзунадесятякков являются слодуэдие:

- необходимость имамата и присутствие амама во всякое

время,

- назначение имамов в соответствии с духовным завещание»

- непогрешимость имамов (исма),

- признание двенадцати имамов.

Зейдаугы ^ > ). Сопоставительный анализ мел

ду ныне исчезнувшим гочениеы мутазилитов и сектой зейдитов пс зволяет нам сделать вывод, что с точки зрения вероучения

О доктрина зэйдитов сходна с мутазилизмом. С точки зрзния не права ( Ь ) она в своей основной части близка к положениям ханайгтского мазхаба.

Не все шиитскиа богословы считают зейдитов шиитами. Част имгмитских улэмсв полагают, что большую часть зейдитов (сулай-манитов и бутритов) нельзя признать шиитами, так как они не сч тают обязательным духовное завегдание н говорят, что имама следует избирать. Право называться шиитами такие богословы оставляют только за дяарудаташг, которые согласны с тем,. что пророк завещал халифат Али ибн Абж Талибу.

Ис.мавддты {■*—Ъг 1 ). для исмаилизма весьма характерна вера в таинственные священные свойства числа "семь", имеющая на Ближнем Востоке весьма древние потоки. Ксмадяпти связывают с этим числом макрокосмос и исторические события. Они шделяют семь стадий этнации в горнем мире: 1>ог-абсолет, мировой разум, мировая душ, первичная материя, пространство, время и совершенный человек. Таким образом,в 1« ученик трудно обнаружить доктринальлые положения традиционного ислама. С известными основаниями можно сказать,, .что исмаизшзм,возникнув как умароаная шиитская секта, затем эволюционировал, , зоединив з овбе атеизм и вседозволенность-

Кроение циита { ь Мх^! ). Основные голокония крайних шиитов (гулат) - следующие;

а) эашетвованная у христиан гцея воплощения бога в человека (во многих сектах гулат существует вора в божественную оуирюсяь имамоз, а в некоторых из них - в то, что Бог частич-

i воплотился в них; часть сектантов аналогичным образом ье-ша з божественную сущность своих руководителей);

б) идея антропоморфизма л телесности божества, которую ;Торики мусульманских сект связывают с иудаистским влиянием;

в) цдоя переселения дуй (одна из сект отрицала судный iHb и считала, что души возносутся вместе с телами б горний :р, другая утворздала, будто душ: переселяются из одной обо-чкп в другу: и что посмертное воздаяние выражются в ток. да вселяется дула: в человека пли е животное);

г) :яея :<а-:суцейся смерти, истоки которой немецкий еос-ковед ...Орздлэндор связывал с некоторый! христианскими сок-ми (концепция кажущейся смерти, пли доцатлзм, появилась ? честве идеи, но не сформировалась в устойчивое, единое, табличное вероучение)-;

д) идея "непрерывного пророчества", которая сводится к глу, что пророчество - эте постоянная эманация, цикличная прорывная цепь, что пророки присутствуют всегда г что .каж-е звено этой цепи представляет собой более вйсокую и coebp--ннуэ степень, чем предыдущее.

Часть "крайних" пиитов пришла к атеизму, зсадозволеннс-и, освобожденности от нравственных норд:. Зацрииеп, секта анахитов разре.'иила своим послркопателям распитие вина, не' стаивала на обязательности молитвы, занята и хаджжа.

Еще одно;": идеей "крайних шш:тов" было обожествление ч::-л, почерпнутое у пифагорейских философов, считавших, что тинной первопричиной всего сущего является не материя, а, зле, которое можно выразить в геометрической форме.

В третьем, последнем параграфе второй главы "Харцдяизм как альтернатива обок течений" отмечается, что появление гидяизма косвенно связано с разногласиям::, возникшими между г ибн Аби Талибом и Г.'уавией после гибели третьего халифа лана. -Под религиозной доктриной ^ариджитоз скрывалась их со-альная идеология, ¿мешая демократическое содержание.

ХарИджитское истолкование веры носит уникальный харак-э, отличающий харицжитов от всех прочих мусульман. По их знию, недостаточно "-ore, чтобы человек имел определенные щдения, необходимо, чтобы убеждения совпали с делами. Сколь истинными и твердыми ни были убеждения человека, его аелъ-считать верующим, пока к шил не прибавятся действия, соот-

ветствующяе этим убеждениям. Всякий чаловак для хариджитов -либо правоверный„ либо безбожник, и третьего здесь не дано.

В диссертации подчеркивается, что по вопросу о халифата хариджиты разошлись как с шиитами, так и с суннитами,. Они решили, что пост халифа не должен непременно принадлежать только Али m его потомкам, как утверждали шииты, или только курай шитам (представителям родошхеме'яной группы курайш, из которой происходил Мухаммед), как утверждали сунниты. Халифом, говорили они, ио обязательно должен быть хашимит (потомок рода, основанного прадедом пророка), или курайщит, или даже араб: и может стать даже абиссински раб; Вопрос о халифате решает религиозная община - умма, которая должна стоять над халифом.

Наиболее сущрстЕенное расхождение мевду шиизмом и харпд-жизмом состоит в том, что хариджиты строго придерживаются при ципа, согласно которому коранический закон сальное любого человека? в зависимости от этого хариджиты оценивают имама: oc.ii человек придерживается этого принципа, то он пригоден стать имамом, если уклоняется от нвго„ то он плохой и безбожник.

Что касается шиитов, то для них имам человек, которому ведомо потустороннее и который получает полуб-.жественное откровенно. Он является человеком, посредством которого правит Бог. Они фактически обожествляют отдельных представителей "дома пророка", основываясь на идее воплощения универсального разума и слова (логоса), а также ид вдео возвращения и пересоло-ния душ.

Далее в диссе] :ации сопоставлены позиции в богословских Еоцросах суннитов и хариджитов. '¿ели суннитские богословы ут-верздали, что нельзя объявлять человека, совирптвшего тяжкий грех, безбожником и считать, что он вочно будет гореть в аду, то хашджитскы религиозные „аятели считали, что всякий чело-вок либо правоверный, либо безбожипн, и третьего здесь но дано. Они говорили, что тот, кто не действует в согласии со своими убеждениями, подобен человеку, изменившему им, а тот, у кого нет правильных убеждений, • безбожник.

Если сравнить концепции хариджитов и мутнзилитов, то можно обнаружить согласие между ними по многим попросам, таки

как сущность-Бога, сотворенность Корана, необходимость выступления против несправедливого правителя и т.д.

В заключении подытожены основные результаты диссертационного исследования. Они таковы:

- Обосновывается оригинальная точка зрения на врем возникновения шиизма: утверждается, что о шиизме в подлинном смысле слова можно говорить только после появления концепции назначения халифа путем духовного завещания, что заставляет отнести дату появления штатского направления в исламе не ко второй половине УП в., как это обычно делается, а к 10-20-м годам УШ в,

- Приводятся веские аргументы в пользу того, что появление повлиявших на возникновение ислама объединительных тенденций среди арабских племен было в значительной мере обусловлено двумя следующими событиями на Аравийском полуострове: политическим конфликтом в Йемене между местным населением и абиссинцами и победой, одержанной в 609 г. арабами над персами в битве при Зу-Каре.

- Доказывается, что содержащийся в Коране принцип "шу~' ры" (необходимость согласования мусульманами манду собой любого спорного вопроса в области общественной и политической жизни) не определяет какой-либо обязательной для всех приверженцев ислама системы правления.

- Приводятся дополнительные доказательства в пользу точки зрения крупного английского востоковеда М.Уотта, согласно которой первыми шиитами были арабы из Йемена.

- Подчеркивается -относительная отдаленность разных шиитских течений и сект друг от друга (по сравнению с подразделениями суннизма).

- Утверждается, что, нэсмотря на специфику различных исламские конфессий, различия между ними в большинстве случаев (не считая крайних сект) не столь уж велики. В этом плане диверсификация других мировых религий - христианства и особенно буддизма выглядит гораздо более значительной.

Естественно, что в рамках кандидатской диссертации трудно было показать всё конфессиональное разнообразие ислама. Сложно было дать и исчерпывающую характеристику дажэ самых крупных исламских конфессий. Поэтому мы старались сконцентри-

ровать свое основное внимание на одной частной, хотя и очень важной проблеме:«детерминированности специфики различных конфессий теми-историческими социальными и культур ними условиями, в которых они возникли.