автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Картина мира в башкирском фольклоре

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Салихов, Гафур Губаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Картина мира в башкирском фольклоре'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Картина мира в башкирском фольклоре"

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЩЕРЛЩШ

ШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

САДКОВ Гзфур Губаевич КАРТИНА МИРА В БАШКИРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Специальность 05.СО.01 - Диалектика и теория козяятм •

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соисквииа учйяой степени кандидата философе гаи наук

- Уфа 1932 - - '

)

Работа выполнена на кафедре философии Башкирского государственного университета

Научный руководитель Официальнце оппоненты

Ведущее учревденйе

доктор фндософскиг наук, профессор Б.С.'ГАЛШШ

доктор философских наук, профессор Д.М. АЗАМАТОВ .

кандидат философских наук, доцент А.И. КЩАИБАЕВ

Институт Hosopmi яаикь в литература Башкирского научного центра Уральского отделения РАН

Зашита состоится

часов

1992 г. в /3 на ааседании Специализи^вашого Совета Д.064.13.01 по защите диссертаций на соискание учаноК степени доктора философских наук в Башкпроком государственном университете по адресу: г.Уфа, ул. Фрунзе, 32, главный корпус, ауд. 01.

С содержанием диссертации можно ознакомиться в бийашотекв Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан

на

1992 г.

Ученый оекретирь Специализированного Совета доктор философских иаук, профессор(* *

И.Н. Сулейманов

•-^¿.■•.ичС'лЛл

0Б!Ш' ¿рягтегастш^А РАБОТЫ

¿ГА ПС •'•-••ИМ.-- I в?

Актуальность тем исследования. Диссертационная работа посвящена теоретическим исследованиям мировоззрения банкирского •чрода. Актуальность проблемы связана со многими историческими, политическими и социально-отичеокимя запросами современности.

Нынешняя эпоха характеризуется большим прогрессом во ЕСвх областях знания. Человечество настойчиво постигает сложнейшие зоггросн происхождения вязни и сомой Вселенной. По мере продвижения познания всё острее проявляется интерес к безымянным мыслителям далёкого прошлого. Всегда актуал&н вопрос: какие проблеет привлекали внимание наших предков, и какгми путями двигались оки в их ретении?

Во всо времена наши потомки стремились познать окружасяиЗ мир. Одним из путей изучения этого процесса являвася многосторонние исследования богатого наследия народного творчества: 8ПОСОВ, легенд, предалиП и сказаний. Народное творчестао мояет слуялть историческим источником и позволяет в известной мере реконструировать прошлое, '{я подобном уровне закодировано мировоззрение народа, социально-нравственные идеалы, выяснение которых представляет собой ваянув задачу для философии и иото-рии. Генезис устного народного творчества издавна привлекает внимание исследователей, представляющих различные отрасли знаний. Поэтому располагаемы»! нами опыт предяествуюиах поколений показывает, что, изучая духовную жизнь в её историческом развитии, мы имеем дело с различными системами не только радио-. нальных, но и иррациональных, фантастических взглядов на окружающую природу, человека и общества.

Состояние научной разработанности проблемы. Несмотря на огромную значимость для каадого народа наследия его предков, изучение башкирского народного творчества, считавшегося одним из богатых * оригинальных, до сих пор не получило, достаточного развитая. Имеющиеся исследования не удовлетворяют требования логической завершенности. Оотаётоя не вовлечённым в круг серьёзных дискуссий феномен "картины мира" в устном народном твор-

чеотве банкир, являющийся показателем уровня духовного развития этого этноса.

Проблема "кврглгщ мира" г.глгет весомоо положение в ?.г~ра науки. В ней понятие "картина мара" интерпрстируетол двояко: а) как слптев теоретического знания; б) гак предпосылка теоретического знания.* В данной работе наибольшее внимание уделяется второму аспекту, т.е. картина юра древних бегюр рассматривается как предпосылка теоретического (рационалпстяче-ского) усвоения мира.

Первоначальный сбор и изучение банкирского фольклора свя-ваян с кланами русских н европейских цутепественкяков, писателей и учёных, посетивплх Урал в ХУП-Ш1 вв. К ним следует отпестя таких исследователей, как Ьерещзгин Г., Даль В.И., Игнатьев Р.Г., ИльминскиЙ Н., Кудряшов П.М.,-Лепехин И.И.,-.Лосиевский М.В., Потанин Г.А., Ркбаков С.Г., Юматов B.C., Ядркнцев В. н' многие другие. Основной характер их работа заключается в сборе материала: эпоса, легенд, преданий и сказаний, а затем публикации на страницах журналов и ведомостей."

1. См.: Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природа (методологические проблема): Дпс. ...' д-ра филос. наук. Уфа:_ БзшГУ, 1988. С.7.

2. Даль В.И. Башкирская русалка //Москвитянин. IS 18. Ii I; Игнатьев Р.Г. Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности п устных пересказах у инородцев магометан Оренбургского края //Заа. Оренбургского ■отдела Русского географического общества. Вня.З. Оренбург, 1875. С.183-236; Он äs. ШаЙтановы муки. Башкирская легенда //Оренбургский листок. 1876 . Л 3; Кудряаов Я.И. Яредрассуд-кп п суеверия башкирцев //Отечественные записки. 1826. 4.28. й 78; ЛосиевскиХ М.З. Из суеверий в легенд мусульман Оренбургского края //Оренбургский листок. 1873. И 27-38; Башкирская легенда о Месяце //Оренбургский листок. 1876.

ä 24; Башкирские предакяя о Луне //Известил общества любителей естествознания и антропологии. 1> 28; Былое Балкврии по легендам, преданиям и хроникам //Справочная книга Уфпм-ской губеркйк. Уфа', 1883. отд.5; Юматов Б.С. Древние преда-, нгя балкарцев Чубилинской волости //Оренбургские губернские недомоет;:. 1848. й 7. .

Из среди самого ¿¡алжирского народа, а ХУИ - XIX вв. выросла шгогяа писателя, цоотн-птрозязатори и учёние. Наиболее вэвеог-ниш иооледавателямз фольклора били А. Алиигулов, Н. Бурангу-лов, М. Куватов, И. Илетбаев, Р. Фихретдннеа, Б. Юлуев ¡я дрЛ Важное м!ото в культуре башкирского народа занимаю? поэш-вмпрсввзатори, поовлтивхи саом жизнь слукенив народу, К нгм оуносятоя Н. Акмулла, Ереяаэ оэовн, Шаызетдпя Закк, Абелым-изх Каргакн, Иб&тулла Салгхов и Овлават Пдаея.

В 50 - 60-х г.г. нашего столетня наблюдается новая волна по сбору з сзстэиатязацга баялофсксго фольклора. Зарождается школа,, которая вырастала и воопатала плеяду молодых учёте: аз среды местного населения. Результатом зх кропотливого труда и огромных усилий явился выпуск 18-томкого зздазпш "Еякк адское народное творчество" с последую егол периодом на русский язык. В настоящее время по-прежпему продолжается сбор я накопление материалов, публикация которых планируется в отдельных кютех. Но это богатое достояняе, о одержав® э б себе этзгческие, исторические я другае мировоззренческие аспекты многовекового народного сшги, не исследовано в достаточной степени.

Начало в научной разработке фялссоФскоЯ шелп балкарского парода было положено в конце 70-х - Еачале 80-х годов Д.М. Аза-матовым, Г.С. Исмаггловнм я Л.Я. Валеевым. Эта.ия авторе!":: ьи-иушен ряд ян'.гг з монографий, поеачщенннх этике, эстетике у па-ровоззренав Оаякпр/' Среда ипх имеется я работа кандидата фдаб--

1. См.: Уметбаеэ М. Яадкяр. На бгя.яэ. Уфа, 1984. С.184,205; История башкирской лнтерат.. рц: в 6 т. Ка dan.яз. /Гл.ред. Г. Хусаинов. /¡»а, 1990. Т. 1,2; Бакиев И. Деревня Зианчурано Орского уезда Оренбургской губернии //Изв. Оренбургского отдела Русского географического общества, IS95. выи.7; Юлуев Ь Авдаха-змеЙ в рассказах башкар //Этнографическое сбозреиае.

. 1892. .4 2-3. С.245-248.

2. Азвматоа Д.М. Банкирские я татарские пословицы как лоточника изученяя народного миросозерцания //Фольклор народов РСчСР. Уфа: БалГУ, 1975. С.187-19I; Валеев Д.К. Нравственная культура башкирского народа: Прошлое я настоящее. Уфа, 1'ЕгЗЗ.

256 е.; Моральная проблематика в эпосе "Урал-батир" /Долги-лср к родов РИС Р. Уфа: ЕааГУ, I97f.. С.20-25; Даалеткулов А.Х. Картина тара в народном эпосе. Дао... канд.фалоо. науь. Уфа: БаиГУ, Г391. 150 е.

софокюс наук А,Х, Давлвткулова, поевядекиад нсоледовашш картины мара к балжкроком народном апоов.

. Исходе яа осозявния важноотз и необходимое« дальнейших вс-следованяЯ миропредставления древних башкир, была определена рель настоящей диссертация:

I) изучить многовековой опыт башкирского народа в формировании картины мираj 2) исследовать первобытные мифы башкир о Земле, Небе, Солнце, Луне и звёздах; 3) воссоздать (реконструировать) понятийные ступени представления башкирами окружающего мара; 4) уяснить особенности понимания древними башкирами бытия, про- . странства, времени, природы и человека; 5) проделать сравнительный анализ башкирских мифов о мифами народов Китая, Средней Азии, Ирана, Ирака и Ближнего Востока; 6) выярвть истоки возникновения башкирских мифов и возможные пути ьзаямовлиянкя мировоззрений различных народов с банкирскими.

Методологическую основу исследован; я составили принципы историзма, сравнительно-типологического еквдаза и системности. Как известно, изучение духовной культуры народа начинается с рассмотрения коренных основ его духовной жизни.

Основную теоретическую базу диссертации составили сочинения, труда в монография многих видных философов как зарубежных, так в отечественных. Пыли привлечены работы Аристотеля, Платона, Цицерона, Авиценны, Ала-Оараби, Якоба Беыз, Гегеля, Канта, Якобсона, а также мифологическая' энциклопедия и словари. Богатый материал

I. Аристотель. Метафизика //Мир философии. М.: Политиздат, 1991. 4.1. С.184-190; Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. 381 е.; Кбн Сина. Избранные философские произведения. Пер. с араб, и фарси. М.: Наука, 1980. 551 е.; Аль Фараби. Соци-альяо-этачеокие трактаты. Алма-Ата, 1973. 530 е.; Ы Д. Трактат о человеческой Природе. Пер. с англ. М. ¡ !,&сяь. Т.Г. 647 е.; Юань Кз. Мифы Древнего Китая. Пер. с кит. М.: Наука, 1987. 527 е.; Якобсон Б. Мифы Древнего Мира. Пер. с англ. М.: Наука, 1977. 230 е.; Ясперс К. Смысл и назначение истсрая. Пер. с нем. М.: Полатнчеехая литература, 1991. 527 с.

представлен в трудах русских и советских учёных: философов, историков, тюркологов - Л.Н. Т^милёва, 'I. Вялиханова* и т.д. Использованы книги и публикации местных иооледователей: Л.Г. Бэрагв, Р.Г. Куэеева, П.Л. Мажитовэ, Ф. Надкргаиной, Б.Х. Плдашбаева, Р.З. Янгузина, A.M. СулеЯманова, А.И. Хприсова, 1.Б. Хусаинова2 и др.

Источниковедческая база исследования основана на 18-томном сборнике - "Башкирское народное творчество", в котором была собраны произведения: эпос, предания, легенда, сказки, нуба-иры, песни, загадки и кулемесы.

1. Абнаев X. Элементы астрономии и погода в устном народном творчгстве казахов. Алма-Ата, 1949. 61 е.; Алексеев H.A. Ранние формы религии твркоязычннх народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 317 с,; Анпсимов A.C. Этапы развития первобытной религии. М.-Л.: Наука, 196?. 162 е.; Еартольд В.П. Соч. К.: Наука. 1963; Гумилёв Л.Н. Древние терка. М.: Наука, 196?. 504 е.; Лосев A.Ö. Философия. Микология. Культура. М.: Политиздат, I99T. 525 е.: Петросян A.A. Героический эпос народов СССР. Т.1,2. К.: Наука, 1975; Сагалеел A.M., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков ЮяноЯ Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск: Наука. 1990. 370 о.

2. Бикбула^ов Н.Б.,- Фатнхова О.Ф. Семейный быт бвежир XIX-XX вв. М.: Наука. 199I. 189 е.; Ишбердзн Э.О. Пережитки культа жи-вотггых и птиц у башкир. Ономастика Поволжья. Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1971. 362 е.; Кузеев Р.Г. Историческая этнография банкирского парода. Уфа: Башкяигоиэдат, 1973. Я64 о.; Он же. Декоративно-прикладное творчество башкирского народа. -Уфа: RAH, ГЭ79. 226 е.; Уяхитов H.A. йпшй Урал в УП-Х1У вв. М.: Наука, 1977. 240 е.: Надыртина 0. Память народная. Уфа: Балкнигоиздат,■ 1986. IR9 е.: Сагитоз М.М. Древние банкирские кубряры. Уфа, I2E7. 2?Л с.

Научная нознзка исследования заключается в следующем, Р- диссертация впэрвке проведена работа по систематизации «стонов мировоззрения банкирского народа, по -реконструкции картины мира на основе устного народного творчества, по изучению дрепнчй мифологии п религии, допедпих до нас в народном фольклоре. Выявлены отличительные ссобенности понятий и представлений бвщкир о мире и природа. В итоге получены следующие ннте-рр^пк'. результаты доследования:

Т) .!3jriçKH мрфя первобытных бвшкир о сотворении Земли, Неба, ■ Солн:;з. Лутш, звёзд и человеке. Реконструирована кэртира мире с цянтром Уралом, с осьв - космической горой и мировым деревом, окруженным горами Kai т&у и покрытым куполом небесной сферы:

2) выявляется предстадлслле бгскир о многомерности пространства нашего мира. о возможности существования нескольких параллельных м:;ров:

3) обнаружены мотЕви "философии всеединства" в устном народной творчестве банкир. Введены в научный оборот древние легенды болкир о возникновении горных массивов, рек и озёр. Реконструирована картинг. природа. Земля, Солнце, Луна, купол неба рассматривается каг. хивыв организмы, а мир - это живая единая системз ;

4) центральной идеей древних верований бэккир выделяется учение о человеческих дугах и ах переселениях;

5) проведён сравнительный анализ мировоззрения древних башкир ' с учениями народов Бостона л Запада в целях выявления путей взагмввлиянкя культур народов мвр&. Подвергнуты пересмотру некоторые устсярспзся в современной науке термины - Тенгри на Тяирэ и др. ■

Исходя из поставленных перед диссертаций целей и полученных результатов, можно судить о теоретической и практической значимости самого исследои-птя. Диссертант позволяет себе думать, что результата настоящей рзботн частично могут обогатить понимание духовного мера древних башкир к быть использованными в ходе дальнейшего г^учекия лкровоззреккп бзакпрокого народа. Опубликование полученных результатов позголит внести в научный

оборот мировоззренческие идеи и идеалы древних башкир.

.Выявленные в ходе работы некоторые особенности башкирской мифологии могут учитываться специалистами при составления учебна* пособий и программ. Конкретные материмы а выводы засну*«-вапт вняканйя на курсах философии, этики и литературы в ставших классах средних школ, педучилищ и вузах.

Результата исследования были подвергнуты апробации. Ряд ;ю -ложеняй п выводов изложены в спубликоваяныг статьях.

Структура диссертации состоят аз взбдения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ1»'

Вожделении дано обоснование вкгуильноэ^а *еш, освещене степень её разработанности и изученности,. сфотаулиробти. цель я звдачг. ясслздоеоняя , указана его тесрзтическиз а методологические оонови, в таи» г'/пирячеокгя и вп*ср1ЭД:?эппзя бязе диссертации, покягйни научная новизна и ггрья".зчесмя значпйсгь.

3 первой гл-sse - "Особенности ыдя'чгя rapa в устном неродном творчестве ба'лккр" - зоследуется снсгггфкка в:;дгиия шр1 древними башкир;ми. Суть этой работы заключается я азуч^нгй пуфов базткпр я в Еыявленля ыгфологпческо.'! гзртгии ихроусгрвИ-ггш. Много ангмяны уделяется- древним версвзагли, уясататся пу:я взавмовлачняя мифов народов Зостока а Зепзда и у.у отрч*9<же на кгрвоззрекпи бвгкяр, Сделан вывод, что на зя^делчнп.л: отз~ пе ксторгческого дезпктеа бадквэы вобрали -»леугнгы кулътурч народов Китая, СргдчгА Агии, йр^на, Иракк. я Ргяпта. В более поздний период озутяшЗ вклад бил внесён Зенэдсгл. Прсвлдеиц сравнительные анализы банкирских мн^ов и некоторых сторон ех философского воззрения па мир с аналогичными концепциями соседних и более отдаленных народов. Обнаружено, что мяигие мотивы маревого фольклора имеют обете параллели, присущие для каждого этноса. Автор придерживается мнения, что несмотря па многие наслоения различных мировоззрений, бяакирскяй народ смог выработать свой миропонимание и породить см я специфическую культуру. В последующем мировоззрение п культура б::лккрй:'0г0 наго-

да били подвержены существенным деформациям, и поэтому ей сегодня трудно реконструировать. Но никакая деформация не смогла довести дело до того, чтобы вта культура исчезла бесследно - она продолжает жить в душе народа,

Основными формами первоначальных религиозных представлен«!! древних баикпр явились: тотемизм, культ предков, культ неба, • горы и явления природа. Поклонялись многим предметам и живим оуаествам. Б одно время у них было двенадцать господ и культов: культ зимы, лета, дождя, води, земли, лошади. Особым уважением почитался культ неба п света - 'Гянрэ. Возникновение определения тянрэ - ото шаг вперёд в сторону формирования единобожия. На определенном историческом этапе духовного прог-• ресса люди заставляют всех культов земного происхождения подчиниться культу Солнца - кон тянрэхе. Отныне око стало объединять в себе все божества как верховный небесный бог. Данную ступень верования следует отнести к началу становления тян-гриапства. Идет процесо дальнейшего усовершенствования верования, и в итоге приходит к тому, что вей было преклонено перед более высоким Верховным Кук Тянрэ, т.е. семо набо становится Богом. Правде существовавший культ Солнца - кон тянрз, со специфичным изображением солярного знака-креста, отходит на второй план. Солнце отныне становится лпяь символом и атрибутом верховной власти Кук Тянрэ'. Отталкиваясь от этого уровня единого Верховного Тянрэ, 'спустя несколько периодов, у баикпр появля-еюя Бог - Худай (Хузей). Возникает он на том историческом этапе. когда человек з силу прогресса свойго знания и развития мыслительного аппарата сумел оторваться от досягаемого взором бытия-неба и удалиться в пределы абстракции космоса - быхен. Тогда прсяде главенствовавши* единый кук тянре отводится в подчинение к сце более высшгку, не видимому взором Хузаю.

Вообще надо полагать, что доисламские верования башкир взаимопроникают с религией первоначального зороастризма. Поклонение Худаю и зороастризм - это своего рода разветвления продолжения древнего тянгрианства. Религия башкир не требовала знания наизусть всех канонов и догм. Человек веровал и поклонялся, ' исхода пз своих требований и инициэтиьи. В ходе церемоний молитв и словесного обращения к Тянрэ или Худав подходил творчески, т.е. имел полное право на свободную итровизацию. Няхо-

дил наиболее подходящие олова и обращения в зависимости от жизненного опита, чести л совести. Древняя религия ориентировалась и допускала индивидуальное, уединенное исповедание перед бегом с совершенно самостоятельным подходом. Название всему атому, поклонение богу как религия, ба.ткары дали доступный слспои - зар аотырыу. Отсутствие распространенных c^whivjoiui-санпй не говорит о том, что у башкир не било проповедников и знатоков, пёсиих лидям наиболее разработанные ;; систематизированные стсрски учени.1 о религии - зар зстырыу. Официально таких проповедников в народе называл:! зар астырыусы ; созвучно с Заратустра).

Мировоззренческий пласт баскнрекого фольклора е основном представлен епястами мифологического характера: коенсгоияче-окямл, этнологическим1! и отчеств топо!1п:л!чеекн;ла, атнегепетиче-схимз. Основу космогонпческлх хстът составляют сюжеты о £ёшв и небесных светилах. Они сохранили черты лрзвннх мифологически* представлений об их связях с жизстшм л лвдылг земного происхождения. По представлениям дрззнах. наа V.;rp состоит из трах ярусов: Земля, воздуха, неба - Ер, хоуа, Кук, с соотиетстиу-пгщш им подземным, надземным п небесным мирами. Sa к/полсм неба - Кук начинается пространство космоса - йыхан. Они все имевт свои природные цвета: Земля - зеленый, цвет тра-зы, воздух - бели?., небо - сипя.!. 1'з подобных расположений цветоз .чара и были взяты флаги символы многих тиркских народов. Вся система на^.-го Мира считается хивым организуем. Зенля как »м-*оЯ объект э;\;Г: систем является основным стержнем мирового бита;! и считается матерый - инл ".-и прородительняцчЯ всего, что на ней еуиествует. Воздушная оболочка - сто живая дуга - ян, я обволаккваюак'Л небесный кутол - кук уподобляется защитной коже - тян или кук тян.

Первоосновой ныне существующего универсума является мирово! хаос. Спустя определенное время, из этого состояния начинает проявляться процесс образования первоначального Ярового Океана и появления участков суии. Мрак отодвигается, хаос упорядочивается, на верху рождается Тянрэ, на низу Земля, а между ними, посередине, рожден человек. Так был создан Мир - ДснЯа.

В результате дальнейшего кзученяя влияния культур народов

Востока и Запада не башкир бцли обнаружены многие синтетические мотивы их мировоззрения. В атом плане значительным с точки зрения Бтнической, а также и в целом кулыурно-историчвокой, явилось своеобразное 'географическое расположение Башкирии между двумя разнородными очагами этнокультур и восбше мировой культуры, на стыке Азия и Европы. Синтез прослеживается во всех структурах модули картины мира. Это и многоступенчатость небесного свода, Мировой Океан, ворота Солнца и трехъярусный мир/ Рассказы о жизни и деятельности персонажей е эиосах, а также повествования о явлениях природы: потопи, гибель мера и новое возрождение созвучны с китайскими, евангельскими и кораническими мифами. Одним из ообранных тем Востока, Запада, а такие в бапкар считаются мифы о волшебных палочках, цветках-растениях, учеквя о душе и об их похождениях после смерти человека. Банкирские летавшие хони-тулперц идентичны с греческими пегасами и летаадами конями китайцев и елааян.

У ьсех народов мира есть культовые герои, сыгравшее историческую роль для своего народа. У башкир таковым является Урал-бвтыр, у китайцев - Паньгу, дух Гунгун, у индейцев - Пуруиа,1 древнеиракскпй Иьдар и Загрее у народов Ближнего Востока. В зпосах "Акбузат", "Хвубен и хыухылыу" одно из центральных мест мифического персонажа занимает русалка. Подобные тематические варианты полны как в восточных, так и в европейских легендах и преданиях. Описываемые в китайских мифах образы цзяояень нимфи-люди-рыбы близки по содержанию со сказками Андерсена о русалках. Великаны Адиы, Алпамыша сравнимы с великанами лунбо народов Китая, Циклопом из гомеровской "Одиссеи" и Гулливером.

Этносы, живущие по соседству с банкирами, в большинстве случаев располагает1 одними и теми яе опосами, преданиями я леген- ' дами. Особенно близко стоят киргизы и казахи как наиболее прочно сохракивиие, как и башкиры, компонент древнетюркокой культуры.

Таким образом, мировоззрение древних балшир, хотя и содержит в своей основе древнетрркский компонент, получило своЗ дальнейшее развитие в ог.ргдплЦнаом контакте с культурами многих народом, о.со.^й1н:о Воаюкл. Начав с неизвестных нем самих ранних первобытных алемактсн сукг.ерая, они доили до культов:

фитишизм, тотемизм, идолопоклонничество и пр. Люди обратили взоры на Солнце - Тянрэ, а затем и па Кук-Тянрэ. 3 последующем Верховный Бог персонифицируется в образ человека-мужчины и возносится в пределы космоса. Это явилось выспей ступенью развития специфической культуры лревнпх бепкир. Но она была наслоена м тгсЯ волной молодей религи - ислэлом. Утрата банкирами богатства чисто древпетюркскоЭ культуры явилась отрицательной чертой, приведшей этнос к первоначальному историческому застою. Ислам проникал болезненно, первоначально он оспаривался, затем боги смелалссь в взаимопополпдли яруг друга. На определенном этапе разработался специфический банкирский вариант учеклй ислама. Под нарастающими усилиями новой религии древиетюркокпо учения зяр всткрну казалось бы отступили окончательно. Г" сил не исчезли бесследно, сохранялись в устах народа, во t/логих воззрениях, обычаях, традициях и церемониях. Старая религия, вера предков так и т отпустила багкир от себя, она обволокла их л удерзотЕяет крепко. Возможно, именно из-за сохраним у банкир дреэкетюряскоД культуры они так и не смогли отат?» по сегод-нпанчй дип. ортодоксально-консервативными мусульманами панисламистами. Даже во всех проявлениях современной культуры у них наблюдается своё, древнебагжирспое, восходящее к культуре предков.

Вторая глава - "'Картина миря п легендах я преданиях банкирского народа" - пссвясена разработке проблематики банкирских эпооов, легенд и преданий. Подвергаются анализу вопросы бытия, пространства и времени, природы и человека. Выявляется характеристике учений древних бзлкир о вселенной с течки "зрения философии всеединства: весь мир - земля, воздух, кебо находятся во всеобщем единстве, взаимосвязана и взаимодействуют как система живого организма. Проводятся исследования способов я путей познания картины мира древним!? бэтагроки. Утверждается, что познание ютрз, природы - столь же древняя деятельность, ряк и практика. Оно неотделимо от ггредметр^чу^стве-гкгй деятельности, Е(«юаеЙ цель греобрязонпктгя окруя?жсЗ среды. Практическая деятельность .гпдей, нгпрзвлеш'ач на пэме.чгй.'е кок природа, и общества, пр9д:1слл1-£.ет и Rowm* деКстритэльяоотк. Псзнлвцтель-нае способности челозчк-з р^п^ггг.лтеь r-MW? с тем, кг/, ся приучался язхянить влетай:" мир. 1оо^птагтея. что изу^*:п:е

проблем познания бытия связано с процессом познания жизнедеятельности человека.

Историческое понятие времени у башкир тесно сопряжено с бытием и границами пространства бытия. Для человека нет бытия без времени и пространства и наоборот. Быт, социальные условия жизни и проявления культуры имеют непосредственную сбязь с прошлым, нестоящим и будущим. В понимании категории времени древними башкирами применялись термины бытие - барлык, пространство - кинлек, время - замена.

Закономерности развития представлений о картине мира, как и всякой другой единицы знания, определятся внутренними и внешними факторами. ВадшоЯ методологической аадачей в данной диссертации является выявление их соотношения. Исходя из принятой нами концепции о картине мира как о синтезе теоретизиро-ванных (идеализированных) объектов, предполагается, чтс в её развитии ведущую роль играют внешние факторы, а нмзнно общественная практика и уровень культуры. Но вместе с тем, разумеется, особый методологический- интерес представляет выявление внутренних побудительных моментов, давших первоначальный толчок на становление ступеней картины мира. На наш взгляд, таким внутрилогпческим связывавшим элементом является обаая тенденция диолектизацип картины природы. Отсюда вытекает задача и характер нашей работы. Думается, что выявление мотивов развития природы, по представлениям башкир, обрисует наиболее существенные стороны видения ими картины мира. К тому же, картина мира древних башкир - это фундаментальный, многослойный предает ис-следовапая. (/атодологическуо ценность для нас имеет такая картина природы, которая отражает логическую судлость картины развития мирового бнтия. 'С гтсй точки зрения нами предприняты усилия по выявлению понимания дргвнимя башкирами вопросов бытия, пространства, времени, а также, сущности и смысла человеческого сутг.ествотзакпл. По своему существу ьсе эти вопросы поддаются изучении лизь во взаимосвязи и конкретизации. Сдна группа раскрывает механизмы развёртывания картины мира. Вторая связана с цряболеч общими вопросом:!, характер:-лг:.:и для её функционирования.

Изучение устного народного творчества бгпкйр о природе позволило сбнзру.т.ит1. нзикональао специфические' стороны этого вопроса. По их П0кг1тг.ям, природа пклячзет в себя скрулиютЯ нас

пар со всевд ей црочмеиияма. Она вв дишгна.чувств и раауыа. Ставится проблема роаденця самой природа, вознпкновааяя гор, лесоз и рек. Немало упоминаний о травах, деревни, скалах н руднике?, воаносенних лрдьмя чуть да на до святых в рвмкзх первобытного анимизма. Утварждаетсд, что в результата постоянного столкновения с проблемами погоды из Среда людей начинаются выделяться виатош;, катораз как 6« по ьоле СБзрхьестесть-а поделены пплсй, обладает возможностью воздействовать на природ-. те условия. Этих лэдзЛ - "профеосксггзлоз", которые по заказу-или желаниям кого-то могли выпрааизать у Тяпрз погоду, урожай или детей для яггтязп, называли ИЛ2 5ШНЗ ~ креп, хтри—

оитеяь. Силу к сбызаемость их просьб а заклинаний обменял:; прямыми контактами с богом.

Богатый материал накоплен братярашг в цриймах и способах своеобразного объяснения я толкования доядя, грома и молний. Они воспринимаются на:; несбходг.'ще очистительные процессы, сминающие и унвчтожашие зло. Тяярэ и шгголи своош громада и ударами молний разгоняют й убивают иайтпнов, джинов, чертеЗ. Такие природные явления, как смерч - койсн, яноялданные порыва связывоит с ка^уоелями танцев нечистых сил.

Башкирское народное творчество богато своеобразными традициями философско-отическсго оомыслвния сути и предназначен;:.:-: человека в атс;.: мгрг. Ставится вопрос о самом происхогиенм сергого человека. Реп.'<згся проблема смартк и бессмертия, добр.* г. зла. Центрально* темой этого сюязта становится поиск "жмьо~" вода, приведен! в итегэ к осознанному отказу ладей от физического бессмертия во имя вечное-.и мара и природы. В итоге выявляется, что красота ьнеиаяя я внутренняя для женщин, доблесть и отвага для муячнн были столь яе необходимыми и неизбежными атрибутами создаваемой башкирами модели социального мира,как и модель природы.

■ Одной из наиболее интересных, проблем в мифах древних башкир являются вопроси о человеческой душе и её переселениях. Выявляется, что душа ссотоит из нескольких ступеней и частей. Она вселяется"только в биологические организмы: ей имеет и растительный мир. Утверждается, если человек - гость в этом мир«, то душа - гость в теле человека. Она никогда не умирает, поело смерти чь-овека переселяется в небеса или ао вселяетоя в хивот-

них, птиц, растений, а иногда и в новоровденного человека. Она состоит из нескольких чаотей, разбитых па рартительнув, авдот-нуп и человеческую. • '

В итоге делается вцвад, что картина мира древних башквр формировалась под воздействием внутренних и внешних факторов. Характер картины природа в них перемещаемся от метафизической созерцательности к единству субъекта и объекта познания. Субъект познания находит в природе не только материальный интерес, но и форму выражения, реализации самого себя. Специфика дизнвдея-тельности людей определяет норыа идеалы в познании - гуманвстаг-ческуо устремлённость, поиска общей гармонии в мире, переход к пониманию как норме познавательной деятельности. Эти нормы и идеалы возвышаат уровень дознания и цену объективной истины. Так создаются предпосылки философских, взглядов на картину прирсн ды. Познание природы в общества всегда для человека являлись по-внанием её развития, Эту задачу древние башкиры пытались решать в основном на уровне созерцания явлений. Постепенно шел процесо теоретизеции знаний и сбора практических 'данных. В итоге искомым концептуальным выражением картины природы явилось построение модели единого мира как живой системы.

В заключении диссертации на основе проведённого исследования даны теоретичеокие обобщения и выводы, высказаны суждения о путях дальнейшего исследования проблемы, сформулированы конкретные практические рекомендации.

Некоторые основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1. Шфы как форма познания реальности //Пространство и время

в научной картине мира: Тез.докл. Уфа: ЕашГУ, 1991. С.06-100.

2. Формирование картины мира в устном народном творчестве башкир //Проблемы духовной культуры тюркских народов СССР. Уфа: БОАН, 1901. С.68-70.

3. Истоки формирования мифологической картины мира //Научная картина мира как феномен культуры. 4.1. Уфа: БашГУ, 1992. С.51-54.

4. Картина пара древних башкир //Научная картина мира как феномен культуры. 4.2. Уфа: БашГУ, 1992. С.45-4?.

5; Башкярокяй апоо "Урал-батыр", Библия и Корен //Востоковедение в Башкортостане. 4.2. Уфа: БвпГУ, 1992. С.132-133.

6. Календарное летоисчисление бшпкир прошлых столетий //Востоковедение в Башкортостане. 4.4. Уфа: БагаГУ, 1992.

1 С.07-88.

7. снтие, пространство и время в устном народном творчестве башкир //Фихте я конец XX века. "Я" й "РВЯ". Межвузовский сборник научных статей. Уфа: БапГУ, 1992. С.182-183.

Подписано _в печать' 2Р/Х1-92г. Зак. 536. Чират ДСО эка. Гогачринт Баккироксго ун-та