автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Категориальный анализ проблемы идеологии

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Лакиза, Андрей Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Харьков
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Категориальный анализ проблемы идеологии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Категориальный анализ проблемы идеологии"

нжчстгрсггво 0epa30r\h"[.íT украшу XAFbKOB3CÍ?» ГОСУДАРСГЕШШЯ 1ШГ0П1ЧЗСКИП ИНСМЭТ и«.-г.с.сковороди

Не прг^х рунзг.:«п

JIAI30A Андра:' Алвксайзяч

ИТЕГОШЛЬШП АНАЛ;3 ПРОГхЩ'Л ЩОЛОПК Специальность 09»C0«.II - С01,аздьнкя 5ялосо^;я

АВТОРЕФЕРАТ диссертации из соискание ученой степзнп кандидата ^игоссфсютх наук

Хдрьков - 1992.

Работа выполнена но кг,фодрэ философии Сшлферопольсгсп государстпеиного университета им. М.В.Фруизе.

Неучннй руководитель - доктор философских наук, профессор Сагатовский В.Н.

Офитшальнда оппоненты: доктор философских наук,

профессор Кривуля А.М.

пандвдат философских наук Стопаненко И,В.

Ведущая органивация - Харьковский государственный

университет, кафедра философии.

Защиту состоится "8 " декабря_ 1992 г. в " 14" пасов на заседании специализированного совета К. 113.24,03 Харьковского государственного педагогического института иы.Г.С.Ско-вороды по адрзеу: 310078, Харьков, ул.Артема 29, ауд. 210.

С диссертацией можно ознакомиться в Научно)! библ::,'еке Харьковского государственного педагогического института иы.Г.С.Ско-вороды.

Автореферат рааослан _;_1992 г.

Ученый секретарь

специализированного совета ф.Ии^^ В.В,Коркенко

РОССИЙСКИ Птг. I

БКСЛИОСЙЛА --------

ОЩДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТи.

Актуальность теич исслетовтгш. Актуальность категориального анализа проблемы идеологии определяется слсдущии ротон обстоятельств.

Человечество на рубеже 3-го тысячелетия достигло такого уровня развития, который поставил под угрозу сако ото существование. Нарастание и обострение глобальных проблем вынуздазт человека поставить под котггроль все свои отношения и правде всего отношения иевду лщдьгл. Ибо стихийная трансформация общественных отношений, как показывает горький оннг последних десятилетий, ведет к кровопролитиям, гибели лщей, наносит, порой непо прав алий, ущерб природе и культуре. Программой целенаправленного и осознанного воздействия на общественные отношения слуют идеология. Тем оамим, практическое осуществление идеологии, но, конечно, не любой, а той, которая тлеет подлинно гуманистический характер, становится условием сохранения цивилизации и ее достижений.

Общество - это открытая, развивающаяся система. Саморегуляция социальных систем всех уровней обеспечивается посредством учета и реализации интересов образующих их субъектов. Интересы обладают двойственной природой. Они порождается как спеидф!ческ::.*л особенностями отдельных субъектов, тазе п общими параметрами различных субъектов. Следствием игнорирован.!я интересов первого рода оказывается либо разрыв социальных связей, либо нарастание застойных явлений. Идеология, вырагля такие интересы и выступая про графой их реализации, предупреждает подобные процессы. Недооценка .¡пти-ресов второго рода'тормозит, а порой и препятствует решению шо-гих проблем общественной хизнн. С необходпьюстыэ реализации общих и особенных интересов столкнулись сейчас практически Есе республик! бывшего СССР.

Не только общество в целом и образущие его социальные группы нуждаются в идеологии. Она необходим и катдоь-у отдельному человеку. Противоречивый характер созременпой действительности, по-лнвараантность тевденций дальнейшего развития общества дслапт ро-ольпой опасность для многих лвдеЯ оказаться вовлеченными в осуществлено процессов, противоречаще их "подлинным интересам. Осознать и защитить свою жизненную позицию каждому человеку помогает идеология.

Актуальность именно филрсо«$ского анализа адеолог;ш определяв ется тем, что разработанные частнонаучной теорией представления о ней недостаточны для тога, чтобы она могла быть средством, адек-

ватным решению задач, выдвигаемых общественной практикой. 3 этом кроется одна из причин вытеснения идеалопм как форьш рационального осмысления действительности популизмом, опирающимся на эмоциональную реакцию людей,- со всеми его недостатками: приоритетом уз-коэгоистическях устремлений, бездумным разрывом социальных связей, потерей людьми жизненных ориентиров в калейдоскопе меняющихся переживаний.

Разочарование в определенной форме идеологии не устрашат за от феномен из реальной жизни ойдества.

Сложившаяся многозначность термша "идеология", под которой понимают общественное сознание в целом, его теоретический уровень, ложное сознание, классовое сознание, политическую форму обдествсн-ного сознания, теоретическое обоснование стихийно сложившейся казненной позиция, делает актуальным установление собственной категориальной специфики вдеологии.

Степень разработанности проблемы. Термин "идеология" был введен в научный оборот в начало 19-го века французским мыслителем Антуан Дестют де Траси. В течение длительного времени он не привлекал к себе особого внимания. Появлявшиеся концепции общественного сознания разрабатывались без использования этого термина. Его значение оставалось довольно неопределенным и допускалось возможным дажз в ра\жах одной философской школы трактовать идеологию по-разному. О последнем свидетельствует, например, то, что К.Маркс и Ф.Энгельс называли ее иллюзорным сознанием, а В.И.Ленин считал, Что вдеология может быть научной.

Ситуация изменилась после того, как в России в начале ХХ-го века развернулись процесоы, в годе которых были достигнуты практические результаты целенаправленного переустройства социальной реальности в соответствии с определенной системой идей. Это побудило философов серьезно задуматься над вопросами о том, что такое идеология и какова ее роль в жизни общества.

В 20-е годы вдеология становится самостоятельным предметом философских изысканий. Именно тогда начата формироваться два основных направления ее изучения. Одно из них развивалось в рамках советской фклосфии, другое - западной. Среди работ того временя следует выделить труды ' А.¿.Богданова и К.Мангейма. А.А.Еощанов отождествлял идеологию о общественным сознанием и видел ее функцию в организации взаимодействия лвдей; К.Мангейм противопоставляя идеологию науке, ставил ее в один ряд о утопией, а основное назначение усматривал в защите существупцего порядка.

Основные положения концепции идеологии, созданной советскими

философа?.*:!, опиравшимися в основной на эдеи К.Ь'лркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, сводятся к следующему. реология - это идеальное отражение действительности, тграгаадее классовые интересы. Она служат программой активного воздействия классов на социальную действительность в целях защиты их интересов. Идеология играет позитивную роль, кохда -помогает пролетариату осознать сво:1 коренные иптерзсы и кобализует его на их реализацию.

В советской фалософзи проблема вдеолопш особенно активно начала разрабатываться о 50-х годов. С той поры и до настоящего времени могло выделить два этапа изучения идеологии. Первый ьтап, который длился с конца 50-х со конец 70-х лет, отличает то, что ' идеологию анализировали в основном с общих позиций, ее исследовь-• 1С!я имели тогда з большей степени теоретическую, чем практическую направленность. Идеология рассматривалась преимущественно как общественный феномен, специфическая форума духовной деятельности. Изучалась ее связь с компонентами, уровнями и. сферами общественного сознания. Разоблачительной критике подвергались бурздаз.ак-концепции идеологии. Перечисленные особенности изучения идеологии получили выражение в работах: АЛ1.Афанасьева, П.Б.Биккенина, Г.М.Гака, Вас.Иванова, В.1£.Келе, М.Я.Ковальзсна, В.В.Швеняерадзе, Б .Д. Паршина, Е.Т.Тощенко, В.ПЛ'утарииова, Л.Н.Косквичова, Д.М.Уг-риновпч, А.К.Улодова, В.Й.Шзнкарука, В.А.Ддова, А.М.Яковлева л др.

На втором отеле - конец 70-х - 80-е годы - исследования идеологии ииеля в большей шрз практическую направленность. Основное внлглнне советскиш фллоос$ама уделялось конкретиш вопросам:

- сущность, функции и структура идеологии и идеологической деятельности /В.Г.Байкова, Г.Т.Журавлев, 1.1.С.Вершинин, В.С.Карпцчев, З.А.Каштонов, З.А.Киселев, А.Й.Капто, В.И.Муравьев, Е.В.Оаичнюк, Д.П.Фролов, Е.А.Шаханоз, А.И.Яковлев и др./;

- соотношение :>деологни и общественной психологии /А.И.Горячева, М.Г.!;1аз;аров, А.Х.Бутазов, Л.А.Кощей, В.В.Лагетко, II.II.Мансуров, Р.М.Самсонов, В.А.Стародубец, З.Т.Фокина и др./*,

- специф,гка идеологических общественных отиосен;.Л /Ю.П.Авдреез, О.В.Лармин, М.АЛйлчанов, И.К.Ечетниксз, В.М.Прекопенко, В.И.Разин, П.А.Рачков, Н.Т.Тс^еш-.о и др./;

- эффективность идеологического воздействия /Э.Бартенев, В.И..Меркулов-, М.Ф.Ненашев, В.В.Панина, П.В.Поздняков, В.П.Басильзв, П.Н.РешетОв, А.Ц.Яковлев и др./;

- особенности семантических средств идейного воздействия /В.Г.Бо-рботысо, К.В.Бахнян, В.П.Еорухов, Е.В.Гулова, Н.Ш.Кочубей и др./.

Отдавая должное научной и практической значимости работ со-'

- 6 - •

ветских философов, усилиями которых изучеще вдеолопш оформилось б самостоятельное научное направление, вместе с тем, следует отметить, что развивавшейся в советской философии теории вдеолопш свойствен ряд существенных недостатков.

Б теория идеология, как ни в одной другой области фалософско-. го знания, был сильным диктат политически: установок. Она в большей степени ориентировалась на директивы партийных органов, чем на реалии мелящейся социальной действительности. Творческий поиск велся лишь в пределах, заданные положениями классиков марксизка-ленинизма. Не ставилась задача'разработки системного категориального аппарата теории. Не удалось установить объективное основание соотношения идеологии и общественной психологии. Понятия, раскрывающие природу идеологии, интерес, ¡щея, общественные отношения и некоторые другие, рассматривались, как правило, но а их взаимосвязи, а отдельно друг от друта. Остался нерешенным вопрос о категориальной специфики идеологии. Критически не осмыслена внутренняя противоречивость идеологии, вследствие которой она в определенных_ условиях способна играть как позитивную, так и негативную роль.

В западной философии подход к проблеме идеологии принципиально отличается от того, который утвердился в советской философ-.га. Господствующим среди западных философов является представление об идеологии как об особой форме сознания, б искаженной форпе, отра-кашей социальную реальность и потому абсолютно несовместимой с наукой. Исходя из такого понимания идеологии, основное внимание иш уделяется разработке двух вопросов: причины ложности идеологии и ее роли в жизни общеотва.

К.Мангейм причины локнссти идеологии усматривал в социальной обусловленности познания. М.ХоркхаШлер - "в ложности отражаемой идеологией социальной действительности. Т.Адорно в объективируеко-ста человеческого духа. Ю.Хабермас находил несколько пр.1члн, в том числе психологические ыеханяззд подавления инстинктивных ишульсов человека. Ы.Луман - в невозможности человеческой рефлексивности в условиях функциональной дифференциации общества репрезентировать его целостность. .

Признавая основной социальной функцией вдеолопш ориентацию поведения ладей, западные философы по-разному оценивают ее роль в жизни общеотва.

Д.Белл, С.Липсет, Р.Арон, А.Тофяер считают вдеологию продуктом особого этапа в развитии общества, который служит показателем его незрелости и свидетельствует о наличии в.нем социальных групп, оделенных правами. Являясь активными пропагавднеташ "конца идео-

логин", они утверядаот, что идеология свою роль сыграла я в индустриальном обществе ее интегративные функции выполняет наука.

Прявергешзд реидеологизации Э.Винер, Л.йойер, О.Лемберг, К.Менерт указивакт на то, что социальные ценности и идеалы не могут бить обоснованы рационально и потому наука не в состоянии заменить идеологию. По из£ мнению, идеология и в современник условиях сохраняет за собой функцию средства воздействия на сознание п поведение лкдей.

М.Селяццяер, призывая к "расширенному понимании идеологии", допускает ее позитивную оцежу, видит роль вдеологаи в руководстве и обосновании политических действий.

Теоретики Франкфуртсксй пколы резкл негативно оценивают роль вдеологаи, считаяя ее репрессивным механизме?»!, служащим только для манипулирования сознанием лкдей, оправдания гооподства к укрепления конформизма.

Хотя проблема идеологии в результате ее исследования советскими и' западными философами предстает во многом достаточна разра-бота1шой, она тем не менее по-прекнему нуждается в философском анализе. Ибо вопрос о том, что такое идеология и каково ее место в жизнедеятельности человека остается открытым. Отрешение понять это я обусловило замысел денного исследования.

Прлъ и основные задачи исследования. В соответствии с выыеиг-лонешшм в диссертационной работе ставится пяль; с позиций снстем-ио-деятелыюстного подхода провести анализ проблемы эдеологии.и на этой основе наметить пути построения многомерной модели, выражающей ее категориальную специфику.

Реализация поставленной цели предполагает решение следупццх згдач:

- обоснование необходимости применения системно-деятельностного-подхода к, анализу проблеш идеологии",

- устаысзленла значений вдеологаи, Составляющих ее многомерную модель: аспекта общественного бытия, типа активности субъекта, программы, управляющей этой активностью и отрахаицей указавший аспект;

- выявление взаимосвязи понятий, которые образую категориальный у контекст, обосновывающий предлагаемые■значения идеологии;

- ввделенле объективного основания и особенностей соотнонпиля дцоо-логш и общественной психологии.

Научная новизна результатов диссертационного исследования, полученных азтором, впервые последовательно лепользовавкмм при анализе проблемы идеологии слстьмно-деятелышспшй подход, конкретизируется в выносимых на защиту положениях:

1. Причина кризиса теории идеологии, которая препятствует установлению значений идеологии, выражазаци;: се категориальную специфику, заключается в том, что осталось из ввделошшм породдавдое идеологию объективное основание, являющееся свойством любого субъектно-субъектного отношения.

2. Установлены значения кате гор ли идеологии, образующие ее многомерную модель: (

- во-первых, идеология - это аспект общественного бытия, образуемый структурой: "сущностные силы" - "интерес" - "идея" - "общественные отношения";'

- во-вторых, идеология - это целенаправленный процесс рационального осознания субъектом степени развития его сущностных сил и соответствия ей занимаемого им общественного поло,тления;

- в третьих, цдеолох'ия - это концепция, обосновывающая способ активности , при осуществлении которого субъект занимает общественное положение, соответствующее определенной степени-развития его сущностных сил",

- в-четвертых, идеология - это тип активности субъекта, осуществление которого обеспечивает идеологическая работа, воплощающая в бьшш ценности справедливости и консолидации.

3. Выделяются два равнозначных аспекта идеологической работы: содержанием одного из шк является сохранение отношений в социальных системах при изменешга их общественного положения; содержанием другого - сохранение общественного положения социальных систем при изменении отношений в них.

4. Показывается, что соотношение вдеологап и общественной психологии не редуцируется к соотношению рационального и эмоционального уровней общественного сознания, а является соотношением относительно самостоятельных, но взаимозависимых процессов общественного сознания и их результатов, непосредственной основой которого служит диалектика потребности .и интереса, онтологическим жз базисом - взаимосвязь сущностных сил и функциональных уровней субъекта.

5. Применительно к проблеме идеологии конкретизируется и уточняется содержание таких понятий, как: "общественные отношения", "общественное положение", "интерес", "потребность", "идея", "права и обязанности".

6. Обосновывается тезис,- что плюрализм идеологий - это условие демократизации и стабильности социальных систем.

Практическая и теогеттаескал значимость Работы заключается в следупцем. Результаты проведенного исследования могут быть исполь-

зованц в поел едущей разработке проблем общественного сознания и социальной активности, в чтении курсов социальной философии, при разработке курсов политологических дисциплин. Выводы и положения работы могут найти применение в деятельности политически партий я общественных движений, органов государственного управления, служить методологическим обоснованием конкретно социологических исследований.

Апробаття работы. Диссертация обсуздатась на заседании кафедры фшюсофяи Симферопольского государствешюго университета, где получила положительную оценку и рекомендована к защите. Материали диссертации докладывались на Всесоюзных конференциях "отчуждение и мир культуры" /Симферополь 1991г./, "Духовность и творчество как стержень культуры" /Симферополь 1991г./, занятиях аспирантского семинара.

Структура ягосестагощ. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения. К тексту прилагается список основной использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во вврпентт обосновывается актуальность избранной темы, дается краткая характеристика состояния проблемы, степень ее разработанности в научной литературе, формулируется цель и конкретизируются задачи исследования, очерчиваются его методологические ц источниковедческие основы, показывается научная новизна выносимых на защиту положения, отмечается научная и практическая значимость работы.

Первая глава - "Идеология как проблема философии" посвящена рассмотрении проблемного характера идеологии, обоснованию необходимости использования при ее изучении систетшо-цеятельностного подхода.

В первом нат'аграДо - "Историческая судьба идеологии как выражение ее проблемного характера" показывается, что идеология с момента ее 'появлешш в ряду философских понят;1Й в начале 19-го века вызвала к себе противоречивое отношение, которое сохранилось до наш;«: дней.

В философии сформировались две основные позиции но отношен.и идеологии. Со.церг.салле каждой лз них образует определенный - положительный или отрицательный - ответ па вопрос: способна ли идеология дать человеку объективное и достоверное знание о социальной реальности, а следовательно, может она или нет служить программой его деятельности? Философы могут принадлежать к одному лагери, опираться в своих размышлениях на какие-то общие фундаментальные пойэшлмя

и при этом по-разному отвечать' на него. Такая ситуация характерна как для советской, так и для западной сЕплоесфии.

Опираясь на факты, характеризукщие противоречивое отношение общества и философов к идеологии, диссертант приходит к следуюцпм выводам. Во-первых, в жлзни общества существует определенный аспект, который порождает идеологию, отражается в ней и изменения в состоянии которого ведут к изменента отношения к ней. Во-вторых, важнейшей особенностью идеологии как феномена общественного созна-шш является то, что она служит формой для у чеши!, содержание которых взаимо исключает и опровергает друт друга. В-третьих, практическая реализация идеологии может быть как средством установления тоталитаризма, так и условием демократии.

Во-втотом параграф - "Кризис теорщ! идеологии и его причины" исследуется кризис теории вдеологии и его причины, характеризуется тот вклзд, который бил сделан в ее развитие советскими и западными фмософами.

По мнению автора на кризисное состояние теории вдеологии, разрабатывавшейся в советской философы:, указывают два основных фактора. Во-первых, неспособность прадлояить новую модель идеология, позволящуги преодолеть недостатки прежней идеологической практика -просветительство, принудительность, х'олую декларативность, склонность к скловкм методам воздействия. Во-вторых, непрояскчнкость главного вопроса теории: "Что такои идеология?"

Диссертант выделяет две 'главные причины кризиса теории идеологии. Первая - это редукционизм теории, заключающийся в сведении слоеного взаимодействия факторов к действию одного из них. Если отимул, то лишь потребность, если формирование сознания, то прежде всего идеологической работой, если вдейнбсть, то только классовая. Автор обращает внимание на то, что сведение вдеологии к классовому аспекту означает абсолютизацию роли экономических интересов и игнорирование ее консолидирующей функции.

Второй причиной кризиса теории идеологии является господствовавшая в ней парадигма формирования сознания и развития социальной активности, которую кояно представить в виде двух тезисов: "Формирование сознания посредством внесения в него идей" и "Развитие активности посредством Армирования сознания". Недостатки зтой парадигмы состоят:в абсолютизации рационального компонента в сознании и поведении человека, принижении их эмоциональной стороны; в недооценке способности человека к самостоятельным суждениям, проявлению им собственной инициативы.

Вклад советской фил о софт в развитие теории вдеологии заклю-

. - 11 -

чается: во-первых, в ориентации поиска пороэдаыцей идеологию основы не на свойства сознания, как в западной философии, а на свойства объективных отношений субъекта к миру; во-вторых, в обосновании того, что идеология, опиращаяся не на мнимое, а на подлинное основание, служат не средством манипулирования сознанием лщей, а осознания ими своих реальных интересов.

Кризис теории идеологии, разрабатывавшейся в западной философии, проявляется, по мнению диссертанта в неспособности найти объективное основание, пороздаидее идеологию. Эта неспособность выразилась в том, что практически качдый философ, обращавшаяся к проблеме идеологии, ввдолял свое основание. Причиной тому явилось то, что подлинное основание идеологии западные философы усматривали в свойстве сознания содержать и обосновывать ложные представления об окружающей человека действительности. И как. только открывался какой-то фактор, служащий причиной отчуждения и господства над человеком, он сразу объявлялся основанием идеологии.

Вклад западных философов в развитие теории идеологии заключается, во-первых, в ориентации исследований на поиск универсального основания, пороздамдего идеологию, в том, что они не связывали его с каким-то одним общественным отношением, во-вторых, в констатации того факта, что в определенных условиях идеология служит средством манипулирования сознанием лвдей, их духовного угнетения.

Исходя из анализа концепций идеологии, предложенных советскими и западными философами, автор сделал вывод, что преодоление, кризиса теории идеологии связано с отказом от изучения идеологии лишь как феномена общественного сознания и с установлением объективного основания, являющегося свойством любого субъектно-субъектного отношения.

В третьем параграфе - "Пути решения проблемы идеологии" обосновывается необходимость обрал!епия к снитешо-деятельностноыу подходу при анализе проблемы идеологии.

Рассматриваются два имевшихся в литературе подхода к установлению значения понятия "идеология". Один из них состоит в том, чтобы для каэдого значения идеологи отпекать его денотат. Недостаток такого подхода в том, что значения понятия могут бить изначально неверными, как, например, отоадествленле идеологии с общественным сознанием, и тогда теряет смысл построенао соотвитствую-щей теор.ш. Другой подход предполагает анализ существующих определений идеологии и выведение на этой основе такого понятия, которое» бы обеспечивало выражение всех остальных и формулировку новых. И этот подход неприемлем,по мнению автора, для решения проблемы вдео-

логин, поскольку получаемое в результате такой процедуры понятие содержит в себе недостатки тех понятий, на базе которых оно выводилось. Кроме того, и в этом случае исследование идеологии оказывается направленным не на анализ объективной реальности, порождающей идеологию, а на изучение понятий о ней.

В связи с этим, по мнению диссертанта, возникает проблемная ситуация. Идеология является фундаментальной категорией, необходимой для решения и осмысления определенного класса социальных задач. Имеющаяся многозначность понятия "идеология" открывает возможность для произвольного обращения с ним и даже его дискредитации. Попытки уяснен,ш категориальной специфики идеологии не имеют успеха, поскольку не вскрывает поровдаацую ее объективную основу. Выход из этой ситуаций видится в обращении к системно-деятельностному подходу. В качестве исходного для категориального анализа проблемы вдеологаи автор считает возможным использовать следующее прложение: "Универсальная онтология бытия проявляется в универсальном уровне онтоло-ш человеческой деятельности, которая и служит непосредственным эмпирическим базисом для категориального знания". В соответствии с этим положением ставится задача установления содержания понятия вдеологаи в значениях: аспекта общественного бытия, типа субъектной активности, программы, управляющей этой активностью и отражалдей данный аспект.

Вторая глава - "Идеология как аспект общественного бытия" посвящена анализу онтологического аспекта проблемы идеологии.

Диссертант считает, что преодоление отмечаемой в литературе оторванности изучения общественного сознания от анализа общественного бытия и превращение принципа об определяющей роли последнего из декларативного в работающий, связано с выделением в общественном бытии структур, порождающих соответствующие формы общественного сознания. Он выдвигает гипотезу, что структуру того аспекта общественного бытия, который идеологию порождает, в ней отражается и ев обозначается, образуют компоненты: "сущностные силы" - "интерес" -"вдея" - "общественные отношения".

В первом параграфе - "Сущностные силы" дается характеристика этих качеств человеческой целостности и рассматриваются особенности их реализации.

По мнению автора, исходным элементом структуры онтологических оснований идеологии должно быть такое качество человеческой целостности, которое, являясь ее универсальной характеристикой, отличало бы не только от иных систем реальной действительности, но и слу-

.1981. - С.01.

етло объективным критерием различий мелду лвдьш. Концепщг' сущпо-стных сил, разработанная В.Н.Сагатовским позволяет их считать таким качеством.

Онтологическая основа сущностных сил - это непрерывное, открытое взаимодействие человека с миром, очеловечивающее кар и обогащавшее человека. Место сущностных сил в человеческой деятельности определяется их функцией воплощаться в бытии посредством деятельности. Интегративная природа сущностных сил заключается в том, что в их состав входят не все существенные свойства человека, но лишь те, которые содержат в себе всю иерархию других человеческих свойств, раскрываемых при их декомпозиции. Сущностные сила - это не просто способности, знания, умения, воля, темперамент и другие частные характеристики субъекта. Сущностные силы являются выражением их синтеза. Такого синтеза, который обеспечивает осуществление конкретного типа субъектной активности, разрешающего определенную проблемную ситуацию общественного бытия и реаллзувдего при этом соответствующие ценности. • '

Диссертант вводит понятие, фшссирулцее различие сущностных сил у разпнх субъектов. Это - степень развития сущностных сил. Данное понятие является количественно-качественной характеристикой. Сте-' пень развития - это значит количественное различие и качественное разнообразие сущностных сил. Степень развития сущностных сил обнаруживается в стремлении субъекта к осуществлению определенного способа активности, т.е. такого, который позволяет реализовать именно эту степень развития.

Особенностями реализации сущностных сил, обусловливаэдкш возникновение идеологии, автор считает: целостность /взаимозависимость реализации одной сущностной силы и всей их системы/1 самодетершни-розанность /они формируются и обнаруживаются но просто под воздействием каких-то внесши*' факторов, а в результате осуществления ига субъектной активности/', вариативность /способность обретать различную стпень развития/.

Во лтотоом парагта^ - "Интерес" исследуется специфика интереса как самостоятельного стимула'субъектной активности, выявляются особенности его взаимосвязи с потребностью.

Во многих работах, в которых дается характеристика интереса, он рассматривается в неразрывной связи с потребностью. По мнению диссертанта, зачастую это - не столько признание их глубокого родства, сколько выражение тех огромных трудностей, который обнаруживаются при попытке ввделеняя специфики качцого из них. Именно поэтому интерес выводится из потребности» рассматривается как ее част-

1шй случай. Не соглашаясь с такой трактовкой интереса и его взаимосвязи с потребностью, автор ввделяет поровдавдуы основу, способ существования и направленность каздого из этих стимулов субъектной активности.

Поровдащей основой потребности являются функциональные уровни субъекта: биологический /хде человек выступает как биологический ивдивид/, социологический /где он предстает как носитель социальных ролей - личность/, психологический /где обнаруживается относительно самостоятельный внутренний ыир, присущий только человеку, в котором раскрывается собственная жизнь его субъективной реальности и он предстает как индивидуальность/. Способом существования потребности является эмоциональное переживание противоречивого состояния этих функциональных уровней. Предметной направлешюстью-благо, т.е. все то, что может удовлетворить потребности субъекта, снять внутреннее напряжение его функциональных уровней. Таким образом, потребность - это внутренний стимул, который выражает состояние функциональных уровней субъекта в форме переживаний представлений о благе и побуждает его к активности, направленной на преобразование и/ш потребление предметов реальной действительности.

Пороздаацей основой интереса-служат сущноотные сш. Способ его существования - рациональное осознание степени их развития. Предметная направленность - общественное положение и общественные отношения. Интерес - это такой внутренний стимул, который выралает в форме рационального сознания степень развития сущностных сил и побуждает субъекта к активности, направленной на сохранение или изменение его положения в системе общественных отношений.

Сущностные силы и функцаошшьнне уровни субъехста, являясь относительно независимыми факторами детерминации субъектной активности, не сводятся друг к другу. Однако, противоречия, возникаыцие в состоянии функциональных уровней не могут быть разрешены иначе, как посредством реализации сущностных сил,' Так же, ,как и последняя имеет смысл, если она обеспечивает' нормальное состояние функциоанльных уровней. Диалектика пороадавдей основы интереса и потребности обусловливает взаимную зависимость этих побудительных стимулов.

р третьем параграфа - "Идея" раскрывается природа идеи как одного из объективных оснований идеологии. Црздметом рассмотрения здесь являются вдеи, управляющие социальными отношениями.

•Конкротизируя применительно к проблеме идеологии основные по-ломенпя представления об идее, сформировавшегося в советской философии, диссертант пришел к следунцим,.результатам.

Объективная реальность, отражаемая в идее, - это сущностные

силы. Содержанием вдел является представление о способе пх реализации. Обозначая, выдвигая его, идея, тем самым, познает сущностные сеты, определяет степень :тх развития. В то же время, она выражает стремление человек я нему. Ибо только реализуя этот способ, сущностные силы превращаются из возможности в действительность, обнаружив азот л 'формируют степень своего развития. Именно поэтому вдея есть органическое единство познания и стремления человека.

Поскольку социальная активность имеет общественный характер и условием роализацш сущностных сил выступает совместная деятельность лкдей.'то реальностью, создаваемой идеей в процессе практической деятельности человека, предстают общественные отношения. Вариативность сущностных сил обусловливает многообразие идей, которое детерминирует различие общественных отношений.

Специфика процесса отражения идеей объективной реальности состоит. в воображении способа реализации сущностных сил. '

Противоречие, которое песет в себе идея, - это противоречие прав и обязанностей. Содержанием прав и обязанностей, обосно'внвао--•лк идеологией, являются требования субъектов к новедешго друг друга, выраяанцие осознание ими степени развития сущностных сил. ■ Право - это признаваи/не другими субъектами требования данного субъекта к способам реализации пх сущностных сил. Обязанность -это признаваемые данным субъестом тре(Ьваиия других субъектов к ' способам реализации его сущпостшх сил. Права и обязанности вкра-;каот взаимозависимость субъектов, вне которой невозможна реализация пга своих сущностных сил. Права и обязанности любого субъекта характеризуют его общественное поношение. Объективная основа общественного положения - место в разделении труда; ■ субъективная -степень развития сущностных сил. Противоречие мелду этими фактора-га осознается как противоречие прав и обязанностей.

Выдвижение вдея, обозначайся новый способ реализации сущностных сил, разрушает соответствие прав и обязанностей, поролдат противоречие меэду ними, а ее практическое воплощение это противоречие разрешает.

Опираясь на проведенный анализ, диссертант предлагает следующее определение идеи. Идея это проектируем;:!! способ реализации сущностных сил, ввдвигепие которого пороадаот противоречие прав и обязанности" а его практическое осуществление его разрешает. При разрешении противоречия прав и обязанностей идея материализуется в в общественных отношениях, закреплялцих определенный способ реализации сущностных сил.

В четвертом параграфе - "Общественные отношения" проводится

классификация различных типов'общественных отношений.

Критериями классификации общественных отношений диссертант предлагает считать: проблемные ситуации общественного бытия, социокультурные посредники /орудия производства а знаковые састеки/, факторы детерминации субъектной активности /объективные условия предметиого шра, сущностные силы и ценности/. В соответствии с предложенными критериями выделяется следующие общественные отношения.

А. Субстанциональные: вещественно-энергетические и информацп-оншше. В общении между собой и окружающим миром лвди используют искусственно созданные посредники - орудия производства л знаковые оистемы. В орудиях производства свойства вещества и энергии организованы таком образом, что это позволяет человеку преобразовывать и потреблять предметы живой и неживой природы. Те ибщес'лзеыдю отношения, носителями которых служат орудия производства, являются вещественно-энергетическими.

йзшс, будучи знаковой системой, обладает способностью нести в своих значениях предметное содержание, освобожденное от вещественности. Это позволяет человеку создавать программы преобразования и потребления, не включаясь в систему веществешю-эноргетичест кого взаимодействия. Поэтому знаковые системы и являются самостоятельным посредником отношений мсвду ладьи,!, обусловливая возникновение информационных отношений.

При помощи орудий производства а знаковых систем субъекты не только устанавливают отношения меаду собой, но а реализуют сущностные силы. В понимаемых таким образом общественных отношениях ош и стремятся занять положение, позволяющее реализовать сущностные силы в соответствии с определенной степенью их развития.

Б. Функциональные общественные отношения; производственные, идеологические, ценнооткые.

Фундаментальными факторами детерминации субъектной активности, по поводу которых люди вступают мезду собой в отношения, осуществляя любой тип активности, являются: объективные условия предметного мира, сущностные силы человека и ценности. Признавая их универсальными основаниями, зависимость от которых обнаруживается при осуществлешш любого типа активности, диссертант выделяет производственные, идеологические и ценностные отношения.

'• Производственные отношения - это отношения по поводу того, какой быть актизности субъекта, чтобы обеспечить максимально эф^ фсктивнос преобразование и потребление предметов объективной реальности . В этих отношениях получают выражение особенности именно

предметных областей. Производственные отношения, детерминируемые объективными условиям;: предметной реальности, осознаются как отношения по поводу собственности. Формируя их, субъекты отвечают на вопрос: кто и как должен влздет£, пользоваться и распоряжаться данным аспектом предмотной реальности, чтобы обеспечить его эффективное преобразование и потребление.

Идеологические отношения - это отношения по поводу того, такой быть активности субъектов, чтобы обеспечить реализацию определенной степени развития сущностнн! с;п. Идеологические отношения осознаются как отношения к определенным идеям, т.е. способам реализации сущностных сил. Участвуя з нес, субъекты борятся за общественное полокекие, возводящее им реализовать свои сущностнко силы 5 соответствии ■ с определенной степенью их. раззития.

Ценностные отношения - это' отношения по поводу того, какой быть активности в зависимости от ответа, который дают участвунщзе в ее осуществлении субъекты на вопрос: зачем, во имя чего она совершается?

В. Целостнне отношения - это отношения в единстве субстандяо-нальных и функциональных отношений, сопутствующие любому кошфет- . ному типу субъектной активности, напри." р, про образ овакпю, позна-шпэ, эстетическом освоению, разрешающему определенную проблемную ситуацию общественного бытия и реализующего соответствуйте ценности.

С позиции предложенной классификации общественных отношений представляется неверны!.! их деление на материальные и идеологические. Ибо у них разные основания деления. В первом случае- -. это отношение к сознанию, зо втором - зависимость от евзиоров детерминации субъектной активности. Материальность общественных отношешШ состоит в том, что они возникает, развивается п функционируют по своим законом, независимо от того, известно ли это сознанию или нет. Идеальность, но не ддеологпчность, заключается в том, что они отражаются сознанием, а их образ вторичен по отношению к существующим в реальной действительности общественным отношениям.

Третья главг^ - "Идеология как феномен общественного сознания и ее соотношение с общественной психологией" посвящена анализу гносеологии ,;ого аспекта проблегш идеологии.

ВЛРХ-?^аЛ31ШЕЕ2$а ~ "реология как процесс. общественного со-знаппя п его результат" выделяются прнзнакл, характеризуицие идеологию как процесс общественного сознания и его результат.

Идеологию 1сак процесс общественного сознания отлетают три основных признака. Во-первых, непосредственной пороэдаидей основой

идеологии служит интерес. Он обретает свою побудительную силу, лишь выражаясь в идее. Во-вторых, идеология существует в форме целенаправленного процесса рациоанльного осознания субъектом степени развития его сущностных сил и соответствия ей занимаемого иы общественного положения. В-третьих, результатом идеологии как процесса общественного сознания является.концепция, обосновывающая определенное понимание степени развития сущностных сил и содержащая программу их реализации.

Идеолоогия как концепция имеет два типа. Общим для них является то, что оба они выражают интересы субъекта и служат програм-. мой его воздействия на общественные отношения. Различие состоит в направленности их содержания. Содержание одного типа идеологии направлено на сохранение отношений, существующих в социальной системе и изменение ее положения в той системе, в которую она входит как составная часть. Содержание другого типа идеологии направлено на изменение положения, занимаемого субъектом в социальной общности и на сохранение отношений, существундих в -ней. Оба типа идеологии являлся взаимодополнительныыи в выражении .интересов субъектов любой социальной общности. Первый.аз ввдеденйш: типов, уделяя основное внимание положению социальной системы меньше затрагивает . вопрос; об отношениях в ней; второй тип, наоборот, - придавая важное значение отношениям.в социальной системе, игнорирует вопрос о ее положении в других социальных системах. На основании этого диссертант делает вывод о том, что плюрализм идеологии - зто условие стабильности социальных систем.

Во втором параграфе - "Соотношение вдеолопш и общественной психологии" решается задача установления онтологического базиса, непосредственной пороздакщей основы и особенностей соотношения идеологии и общественной психологии.

Общественную психологию как процесс общественного сознания ; характеризуют три признака. Во-первыхее непосредственной порождающей основой является потребность. Во-вторых, она отличается эмоционально-волевым способом существования,'опирается на чувстве! цое знание. В-третьих, обеспечивает закрепление стихийно возникающих норм удовлетворения потребностей. Результатом процесса общест-• венного сознания, отличакщегося перечисленными признаками, пред-стаж социально-психологические явления, которые можно разделить на'три группы. Первую группы образуют явления, основной признак которых эмоционально-волевая форма существования. К ней относятся-социальные чувства, настроения, переживания, отрешения и т.п. Ко второй группе относятся психологические формы познания, возникаю-

щие ка основе чувственного знания. Их специфика заключается в оценочном характере уровня удовлетворения потребностей. В совскушюс-тя они определяют содержанию общественного мнения. Третью группу сош&тьно-психологнческпх явлена."! составляют стихийно формирущие-ся нормы }7,г.влетворе1шя потребностей: традиции, обычаи, привычки.

Исходя из того, что сущностные е.:лн служат интегративным выражением взаимодействия функциональных уровней, перманентно возникающие противоречия в состоянии которнх разрешаются лишь посредством их реализации и, учитывая, что сущностные силы и функциональные уровни являются футдамонтольнымя я универсальными качествами субъекта, обусловливавшими специфику его бытия, длссе^таят делает вывод, что их взаимосвязь з есть онтологпчеехгпл базис соотношения идеологии и общественной лезхологин. Таким образом, взаимосвязь сущностных сил и функциональных уровней обусловливает дйачектику интереса и потребности, которая в сфере общественного сознанпя-сб-наружнвается соотношением идеологии и общественной психологии.

Основными особенностями соотношения идеология и общественной психологии является их относительная самостоятельность и взаимная зависимость. '

Самостоятельность 'идеологии и общественной психологии определяется тем, что у них разные: во-первк", порозэдащая основа", во-вторых, способ возникновения и существования', в-третьих, отражаемые характеристики активности сутЗьекта /общественная психология свидетельствует о ее эффективности и продуктивности, идеология - о готовности к ней самого субъекта и ее соответствии его возможностям/-.

Взаимная зависимость идеологии и общественной психологии проявляется в следующей. Общественная психология свидетельствует о том, способствуют или нет обосновываемые идеологией связи и отноипния субъекта поддержанию нормального состояния его функциональных уровней. Идеология предупреждает субъекта о возможности разрыва каких-то устоявшихся связей в случае его стремления к удовлетворению определенных потребностей. В той мэре, в-какой социально-психологические явления служат почвой для выработки и усвоения идеологии, они оказываются следствием реализации ее. програ?ш. Ибо именно идеология обосновывает и организует опособы субъектной активности, в процессе осуществления которых только и формируются эти явления.

2£тд£а_ -я глава - "Идеология как тип активности субъекта" посвящена аначизу деятельностного-аспекта проблемы идеологии.

В петаом паппграйа - "Проблемная-ситуация идеологической активности и ценности идеологической работы" исследуется проблемная ситуация, обусловливающая возникновение идеологической активности

и выделяются ценности идеологической работы, обеспечивающей ее осуществление.

В рамках системно-деятельностного подхода характеристика любого типа субъектной активности предполагает полученле ответов на следующие Еопрссы. Что делает определешшй тип активности субъекта объективной тенденцией его действий? Что препятствует осуществлению этого типа активности? Каково то средство, которое обеспечивает его осуществление?

Идеологическая активность - это осознанная реализация сущностных сил в соответствии с .определенной степенью их развития. Объективной тенденцией действий субъекта-ее делают, во-первых, его призвание обеспечить целостность развития всей системы своих сущностных сел безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу, во-вторых, взаимозависимость степени развития и способа реализации каадой отдельной сущностной силы и всей их -системы.

Основный условием реализации сущностных .сил является взаимодействие субъектов. Оно упорядочивается, с одной стороны, правами и обязанностями, внракащгш осознание субъекташ степени развитие их сущностных сил, с другой - общественными отношениями, детерминированными необходимостью выполнения участниками взаимодействия производственных функций осуществляемого ими технологического процесса. Б первод. случае реализация сущностных; сил предстает идеологической деятельностью, во втором - идеологическим процессом. Идее логическая деятельность и идеологический процесс находятся в состоянии противоречия, коща выполняемые субъектами производственны? функции и их представления о степени развития своих сущностных с:и не соответствуют друг другу. Зто противоречие и препятствует осуществлению идеологической активности. Ибо если оно остается неразрешенным, то субъекты либо отказываются от участия во взаимодействии, либо, когда это невозможно, лишь.имитируют ого, либо гхе изма-няется их представление о степени развития сущностных сил.

Противоречие едеологлческой деятельности и идеологического процесса имеет два типа. Это объясняется тем, что одних участнико] взаимодействия устраивает - способ реалиэацпипих сущностных сил и они стремятся его .сохранить, закрепить, тем самым порогздая противоречие идеологического процесса идеологической деятельности, дру< гих,- нет, и потому они пытаются изменить способ активности, поро вдая противоречие идеологической деятельности идеологическому про цессу.

И те, и другие проводят идеологическую работу, ценности кото

рой выражают состояние соответствия способа активности и сопели развития сущностных сил. Эти цокности - справедливость и консолидация. Первая из них предлтавляет состояние соответствия способа активности определенной степени развития сущностных сил; вторая -соответствия сущностных сил определенному способу активности.

Цопности бывают интрогенкымн и экстерогепншл. Воплощая з бы-' Tira интрогенные ценности, субъект действительность приводит в соответствие с собственной природой; воплощая >:.э экстерогонные ценноо-ти, он наоборот, свою природу приводит в соответствие с действительностью. Справедливость и консолидация когут быть и интрогеннн-мя, и экстерогешитй ценностями. В той случае, кохяа гдеолопгчсс-хсая работа направлена на изменение способа активности, справедливость является интрогенной ценностью, а консолидация - экстероген-ной. Когда же идеологическая работа направлена па сохранение способа, активности, справедливость.оказывается экстерогенной ценностью, а консолидация -. интрогенной.

Возможность в рамках одной социальной систем приводить з. соответствие одновременно способ активности со степенью развития. ■ сущностных сил и последнюю с требованиями первого объясняется тем, ' что субъект обладаёт субстанционачьнкмя и атрибутивными параметрами , а. их реализация зависит не только от способа активности его самого, но и той.общности, в которую оь входит.

Во втором паватрагве - "Цель и функции идеологической работы" выделяются цель и функции идеологической работы.

С позиций системно-деятельностного подхода цель любого типа субъектной активности характеризует то объективное состояние, которое разрепает проблемную ситуацию, обусловливающую возникновение данного типа активности. Целью идеологической работы, разрешаицей противоречие между идеологической деятельностью и идеологическим процессом, является идейная общность. Идейная общность это система упорядоченных реакций субъектов на поведение друг друга, сбеспечивашцая осуществление определенного способа реализации их сущностных сил. ...

Основными функциями идеологической .работы являются идейное воздействие и организация взаимодействия.. Идейное воздействие как функция идеологической работы - .это способ побуждения субъекта к достижению общественного положения, обусловливахщего реализацию его сущностный сил в соответствии с определенной степенью развития. Диссертант сбоащает внимание на то, что ограничение функтий идеологической работы идейным воздействием неизбежно ведет к противопоставлению идеолога и тех, на кой направлено его воздействие, а

такли к подмене идеологической активности каким-то другим ее типом. Преодоление этих недостатков возможно при участии идеолога в организации взаимодействия тех, на кого направлено его воздействие. Организация взаимодействия как фушоздя идеологической работы - это установление отношений мезду активностями субъектов, обеспечивающее осуществление определенного способа реализации сущностных сил, в ходе которого они-осознает степень их развития. Поскольку человек является субъектом вещественно-энергетических и информационных отношений , то идеологическая работа призвана обеспечить организацию обоих этих типов взаимодействия. Средством организации информационного взаимодействия служит дискуссия', полемика, вещественно-энергетического - практические действия.

Цель и 'функции идеологической работы имеют своя особенности, когда она направлена на сохранение и изменение способа активности. В первом случае основанием создаваемой идейной общности слугат субстанциональные параметры субъектов, а образуют ее все те, кто участвует в осуществлении сохраняемого способа активности. Содержанием идейного воздействия является представление о положении общности, обеспечивающей осуществление сохраняемого способа активности. Организация информационного взаимодействия подчинена решению задач вещественно-энергетического взаимодействия. В том случае, когда идеологическая работа направлена на изменение способа активности, основанием создаваемой идейной общности служат атрибутивные параметры субъектов, а образуют ее лишь те, кого не устраивает этот способ. Содержанием идейного воздействия является представление о положении субъектов в той общности, которая обеспечивает осуществление изменяемого способа активности. Организация вещественно-энергетического взаимодействия при атом подчинена решению задач организации информационного взаимодействия.

В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, формулируются рекомовдеции, пкеедие практическое значение.

Основные положения работы отражены в следупдих публикациях:

1. Соотношение идеологии и общественной психологии в форшро-вании .человека. /Лакиза A.A. - Симферополь, 1930. - 27с. - Рукопись депон. в ИШОН АН СССР й 41576 от 13.04.90.'

2. Отчуждение и идеология, /Отчуждение как социокультурный феномен: теория история, современность: Тезисы Всесоюзной научно-теоретической конференции. - Симферополь, 1991. - С.67 - 69.