автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема идеологии

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Жукоцкая, Александра Васильевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема идеологии'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Жукоцкая, Александра Васильевна

Введение 2—

1. Глава I. Экспликация понятия «идеология» 20 —

1.1. Идеология в терминах марксизма 22 —

1.2. Идеология в терминах знания (К. Мангейм, П. Тепе, М. Шелер)

1.3. Идеология в терминах действия (И. Горовиц, Ю. Хабермас)

1.4. Идеология в терминах иррационального (Э. Топич, К.

Саламун, Э. Шиле, Е. Лемберг) 44 ~

1.5. Идеология в терминах аксиологии (Г. Альберт, Т.

Гейгер, X. Зайферт) 49 —

2. Глава II. Некоторые основания идеологии 55 —

2.1. «Историческая» или «кризисная» гипотеза возникновения идеологии (У. Матц, Э. Шиле, Р. Козеллак)

2.2. Гипотеза «политическая». Происхождение идеологии из гражданского общества и государства ~

2.3. Гипотеза «марксистская». Поиск онтологических и гносеологических оснований (логико-гносеологический подход)

2.4. «Эпистемологическая» гипотеза. Идеология и пред-посылочно-мировоззренческое знание

2.5. «Единая» гипотеза оснований идеологии (социальная практика, социальная теория и язык)

3. Глава III. Идеология и действительность (системный подход) 161

3.1. Идеология в методологическом пространстве 161 —

3.2. Идеология в историческом пространстве (Россия в начале XX века: дискуссии об идеологии) ^^ ~~

3.3. Идеология в политическом пространстве 191 —

3.4. Идеология в аксиологическом пространстве 205 —

3.5. Идеология в интерпретационном пространстве 225 —

4. Глава IV. Власть идеологии (функциональный подход) 251 —

4.1. Идеология и пропаганда 251 —

4.2. Идеология и «производство сознания» (манипулятивная функция идеологии) 268 —

4.3. Идеология и язык (лингвосоциальная функция) 290 —

4.4. Идеология и образование (социализирующая функция идеологии и идеолого-методологическая культура образования)

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Жукоцкая, Александра Васильевна

Предметом диссертационного исследования является одна из наиболее актуальных проблем современности - проблема идеологии Идеология выбрана нами как предмет исследования потому, что на социальном рынке ценностей интерес к этой проблеме растёт. Сделана государственная заявка на создание «новой» идеологии. Разрабатывать идеологию - профессиональное дело идеологов. Осмыслить проблему, её логику, её историю и напомнить об ответственности перед будущим - профессиональное дело философа.

Тезис Д. Белла о «конце идеологий» оказал сильнейшее влияние на духовную культуру середины XX века. Само понятие «конец идеологии» было введено в литературный оборот Альбером Камю ещё в 1946 году, но в то время не актуализировалось настолько, чтобы счиX тать идеологию «падшим словом и греховным делом»1. Что же такое идеология? Почему идеология стала не только опорой власти, но и фундаментальной категорией мировоззренческого знания, символом XX века?

Не хотелось бы, чтобы в своём увлечении пафосом гуманистической идеи, мы вновь поддались иллюзиям. Хотя идеологические иллюзии — отражение объективных общественных отношений. Идеолог преувеличивает и изображает жизнь как карикатурист, ис— пользуя острые линии и контрастирующие тона. Но изображает—то он всё равно жизнь.

Дебаты вокруг слова «идеология» лишь усугубляют путаницу в самом понятии. Маркс считал себя учёным, но видел Адама Смита как идеолога. Либералы полагают Адама Смита учёным, Маркса — идеологом. Совсем недавно мы говорили о научной (марксистско— ленинской) и ненаучной (буржуазной) идеологии, а нынче почти отказываем ей (идеологии) в праве на существование. Этого слова, так часто звучавшего ещё пятнадцать лет, назад нет даже в словаре учебника, рекомендуемого для средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.2 Авторы учебника пытаются объяснить, что такое государство, власть, демократия, либерализм, маргинальность, харизма, национализм и многие другие понятия, не прибегая даже к слову «идеология». Как же мы можем питать надежду на постижение природы социума, если будем воздерживаться от изображения «нелюбезных» нам социальных феноменов и институтов?

Сложность феномена идеологии обусловлена его специфической природой. Идеология - это всегда интерпретирующее сознание, отражающее разнонаправленность интересов субъектов и социальных групп. Идеология устанавливает связи между фактами материальной жизни общества, общественным и индивидуальным сознанием Идеология носит ценностный характер и отражает конкурирующий набор ценностей в обществе. Одной из функций политической идеологии является стратегия контроля за социальным порядком. Проблема идеологии выступает концептуальным и мировоззренческим ядром, вокруг которого группируются все социально-политические науки.

Актуальность социально-философского подхода к проблеме обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, переменами в экономической, социально-политической и духовной жизни нашего общества. Они требуют нового освещения ряда фундаментальных проблем, к которым относится и идеология. Все, сделанные ранее философско-социологические разработки проблемы идеологии, не выходили за рамки официально господствующей социальной теории, которая сама была идеологией. Во-вторых, значимость проблемы идеологии возрастает по мере нарастания национальных, религиозных и геополитических противоречий в обществе. В-третьих, содержание и статус проблемы идеологии по-разному представлены в западной и отечественной философской науке. Это обусловлено прежде всего мировоззренческими, ценностно-идеологическими и политическими позициями исследователей. Поэтому соотнесение различных взглядов, теорий и гипотез является, на наш взгляд, научной необходимостью. Формулирование новых научных гипотез, в которых отражаются поиски оснований идеологии, расширяет и актуализирует наши представления о предмете познания. В-четвёртых, наука и технология революционизировали нашу жизнь. С начала нынешнего столетия резко возросли темпы социальных изменений, произошла интеграция политических, художественных, научных идей, а подчас и социальных институтов. Доминирующим стал системный взгляд на мир, однако наши действия, по-прежнему, во многом обусловлены не только исторической памятью и традицией, но мифом и идеологией. Идеология — это «природный ингредиент» социальной жизни, «клей общественных структур».3 Назрела необходимость выявления специфики идеологии как одной из форм мировоззренческого опыта людей. Поэтому особый интерес представляет исследование сходства и различий между философскими, мифологическими и религиозными взглядами. В-пятых, идеология в коммуникативно-информационном обществе - это особый механизм. Поэтому его специфика, манипулятивная и властная функции, воздействие на массовое сознание также нуждаются в особом прояснении. В-шестых, одним из активных факторов, формирующих и изменяющих наше сознание, является язык. Его функция «конструирования» и «обработки» сознания ярче всего проявляется в политико-идеологической лексике. Язык идеологии и политики представляет для философа даже больший интерес, чем для лингвиста. В-седьмых, актуальность проблемы обусловлена также фактом имплицитного присутствия идеологии во всех во всех познавательных структурах. Чтобы изучать феномен идеологии, необходимо представлять, как и на каком уровне она представлена не только в общественном, но и в индивидуальном сознании. Раскрытие способов функционирования идеологии в обществе, её социализирующей функции позволяют понять, что идеология имманентно присуща обществу, и любые попытки избавиться от идеологии «навсегда» заранее обречены.

Актуальность и необходимость исследования идеологии обусловлена также её полифункциональностью. Идеология это - система, элементы которой включены во все стороны общественной жизни, в духовной сфере идеология имманентно присуща системе и структуре образования. Идеология и образование выполняют важнейшую для общества и человека функцию - социализирующую.

Для нас представляет особый интерес проблема «границ»: ограничивает ли идеология содержание образовательного процесса, или само образование может поставить границы идеологии? Выработка критического, открытого взгляда на феномен идеологии будет способствовать формированию независимого и творческого мышления субъекта. Всякое знание, особенно социальное, обеспечивает человеку прочность его позиции в обществе, умение предвидеть события, быть на шаг впереди. Адаптированность субъекта к изменению экономических, идеологических, политических основ общества, социальная активность выступают гарантом личностной свободы. Но эта свобода всегда предполагает высокую степень ответственности перед общест— вом, государством и теми, кому мы оставляем прошлое —перед нашими детьми.

Источниковой базой исследования явились работы зарубежных и отечественных философов, социологов, социальных психологов, политологов, историков, лингвистов. Взгляды различных авторов на проблему идеологи, попытки определить это понятие различны, иногда диаметрально противоположны, иногда откровенно субъективны, но они представляют несомненный интерес, так как расширяют и обогащают палитру взглядов и мнений.

Степень разработанности проблемы в отечественной и западной философии не достаточна для того, чтобы делать окончательные выводы о возникновении, основаниях и сущности идеологии как формы мировоззренческого опыта людей. По сей день сама теория идеологии является проблемой острой идейной (а иногда и идеологической) борьбы.

В одной из своих лекций Мераб Мамардашвили заметил, что философам следует воздерживаться от рецептов и тем более от абсурдных предположений. Работа философа направлена на «прояснение». Философская мысль предлагает многообразие различных позиций и точек зрения. Во взглядах на общество и его феномены, например идеологию, могут быть найдены все оттенки философского мнения.

В отечественной науке проблема идеологии активно рассматривалась в предыдущем десятилетии в рамках марксистско—ленинской социально-политической теории и методологии (Н.Биккенин,

A.Богомолов, Ю.Вдовиченко, А.Гончаренко, Б.Григорьян, Н.Дученко,

B.Загладин, В.Келле, М.Ковальзон, Р.Косолапов, Ю.Красин,

A.Мельвиль, С.Попов, Ю.Филиппов, И.Фролов).

В последнее десятилетие идеология включалась в круг научных интересов В.Андрющенко, А.Ахиезера, А.Бутенко, О.Волкогоновой, К.Гаджиева, Н.Григорьяна, А.Зубова, В.Ильина, В.Казютинского, Б.Капустина, П.Карабущенко, В.Матиашвили, Н.Михайлова,

B.Панарина, И.Пантина, С.Ручкина, А.Салмина, Л.Сморгунова, А.Формозова, А.Ципко.

Анализ отечественных работ позволяет сделать следующие выводы:

• философские исследования по социальным проблемам потеряли унифицированную идеологическую форму, что придало им концептуальное и методологическое многообразие

• альтернативные мнения и подходы к исследованию любой социальной проблемы выявляют резкие идеологические противоречия, противоположные политические и мировоззренческие позиции, что ещё более актуализирует идеологию как научную проблему, нуждающуюся в социально-философском анализе

• феномен идеологии как собственно философская проблема почти не рассматривался, за исключением диссертационных работ О.Волкогоновой, В.Матиашвили, Н.Михайловой, С.Ручкина, О.С.ависько

• остальные авторы рассматривают проблему в контексте политической философии, социологии, политической истории, культурологии, социальной психологии, истории и других наук об обществе.

Западная социальная философия, изучающая проблему идеологии, представлена значительно шире. Но уровень обсуждения и анализа преимущественно утилитарно—прагматический. Именно так идеология представлена в работах Р.Боудона, П.Дуприза, Н.Лумана, И.Межароса, Ф.Саттона. Позитивистская и неопозитивистская концепции идеологии представлены идеями Г.Барта, К.Мангейма, П.Тепе, М.Шелера. Особый интерес представляют взгляды на идеологию И.Горовица, последователя идей Ч.Миллза, и Ю.Хабермаса. Хабермас полагает, что через «интеракцию» (символически опосредованное коммуникативное действие) идеология устраняется. Иррациональная концепция в области теории идеологии представлена взглядами Е.Лемберга, К.Саламуна, Э.Топича, Э.Шилса. Идеология как аксио— логическая система рассматривается Г.Альбертом, Т.Гейгером, Х.Зайфертом.

Анализ западной литературы по проблеме идеологии позволяет сделать следующие выводы:

• в последнее десятилетие возродился интерес к взглядам на идеологию и её функции, представленным в работах классиков западной социальной науки: Д.Белла, М.Вебера, К.Мангейма, А.Тойнби, Т.Парсонса, К. Поппера

• множество попыток определить понятие «идеология» ещё не получили в западной философской науке системного, инте— гративного анализа. Идеология по-прежнему рассматривается как «ничья земля»(К.Поппер) и дебаты вокруг этого слова лишь усугубляют путаницу в самом понятии.

Философский анализ предполагает определённую методологию исследования: совокупность процедур, рабочих концепций, гипотез и правил. Но методология — это и определённый способ видения, угол зрения на проблему, мировоззренческая позиция. Она—то и становится рамками или границами нашего понимания. Принимая один способ миропонимания, мы так или иначе отклоняем другие. Карл Ясперс утверждал, что любой, кто ищет доктрину, пропускает главное. Под доктриной он подразумевал определённую традиционную «школу мысли», допускающую, что совершить выбор можно лишь в соответствии с уже имеющейся истиной. Методы исследования всегда являются частью научной теории.

Но какая наука занимается изучением феномена идеологии: по— литология, социология, философия, история? Действительно ли идеология — это «ничья земля»?

На Западе важное место в обществоведении занимает полито— логия. Наиболее известны Американская Ассоциация политических наук, Американское общество политической философии и философии права, Ассоциации политических исследований в Англии, Французский Национальный фонд политических наук. При ЮНЕСКО с 1949 года функционирует Международная ассоциация политической науки и другие организации. На заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины Э. Фримэн замечал: «История — это прошлая политика, а политика — это теперешняя история».4 Гражданское общество является преимущественно объектом исследования социологии, а мир его политики — политологии. Но гражданское общество и государство реально строго не отделены друг от друга. Поэтому всякое разграничение, как и любая другая классификация, условно. Между этими объектами есть «промежуточное пространство», в которое включается и идеология. Политическое сознание — весьма своеобразный феномен: с одной стороны, оно ищет «веры» — в определённый класс, нацию, партию, лидера; с другой стороны — требует «инструментальных» гарантий. Вера — понятие метафизическое, а гарантии — реальное. Гарантии обеспечиваются властью, государством, опирающимися на господствующую идеологию. Полито—; логия сформировалась как «государственная» дисциплина, призванная изучать предназначение и функции государственных политических институтов. Поэтому идеология интересует политологов прежде всего в аспекте политической идеологии.

Политическая социология, по мнению американских социологов Р. Бендикса и С. Липсета, исходит не от государства, а от общества. Она изучает влияние общества на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти. Здесь феномен идеологии рассматривается в более широком аспекте.5

Гносеологические и онтологические основания идеологии изучает философия. Культурный код общества базируется на доминирующих философских парадигмах. Основываясь на значениях и нормах культурного кода, общество формирует политические, идеологические и социальные идеи и учреждения, которые, в свою очередь, отражают нормы и ценности общества. Представление о том, что истинное философствование несовместимо с политикой и идеологией, не более, чем миф. Попытка быть аксиологически нейтральным отнюдь не означает отсутствия личных убеждений.

Позиция философа идеологична и актуальна. Сама идеология как феномен ни хороша, ни плоха, ни правдива, ни лжива. Луи Альтюссер, представитель школы структурного марксизма, утверждает, что идео — логия — органическая часть «социальной тотальности», «атмосфера, необходимая для исторического дыхания и жизни».6 Идеология по— строена на иных основаниях, чем наука, функционирует иначе и выполняет другую задачу. Немецкий социолог и политолог П. Тепе подчёркивает, что «без ценностно наполненной идеологии невозможна никакая культурная жизнь».7

Итак, концептуально и методологически невозможно выделить какую-либо одну науку — философию, политологию, историю, социологию, которая исследовала бы основания и феномен идеологии. Системный подход, использование данных не только философско— социологических наук, но и политологии, социальной психологии, социальной лингвистики, истории расширяет исследовательские возможности. Поэтому в анализе феномена идеологии существенно необходимыми оказались как общенаучные методы, так и частные принципы исследования, используемые в социологическом и историческом познании: принцип целостности, который фиксирует объект исследования в единстве его проявлений; принцип социокультурной детерминации явления; принцип причинной обусловленности явлений и событий общественной жизни; принцип ассоциаций и сущностных аналогий; принцип историзма; принцип корректировки информации; метод количественного анализа мнений и другие.

Сложность и многофункциональность феномена идеологии требует интегративного подхода к методологической стороне исследования. Комплексное использование методов и принципов исследования, заимствованных из других социальных наук, в сочетании с их критической интерпретацией позволили дать наиболее полную картину проявления и функционирования идеологии.

Заметим, когда говорят об идеологии, то при всей многозначности и неопределённости данного понятия, речь всё-таки идёт о феномене интерпретации бытия. Интерпретируются не только властные отношения, государство, политика, но и принципы, нормы социального поведения людей, ценностные ориентиры, иллюзии и стиль мышления — всё, что составляет социальное бытие человека и общества. Поэтому метод интерпретации является одним из ведущих в данном исследовании.

Через идеологию реализуются не только интересы, но и жизненная воля субъектов. Сила идеологии, особенно господствующей, велика. Но не просто потому, что в распоряжении правящих классов есть огромная материальная мощь и культурный арсенал. Такая идео— логическая сила возникает и благодаря мистификации. Люди вынуждены одобрять и легитимировать ценности и практическую политику, которые в действительности могут быть совершенно враждебны их жизненным интересам.

Неясность — центральное свойство идеологии. Никакая идеология не ведёт к истине. Как рассматривать идеологию и не начать с «идеологической теории идеологии»? Почему люди с такой готовностью принимают любые, и в том числе ложные идеи? Если бы не их согласие, ни одна идеология не появилась бы, не говоря уж о самостоятельном укоренении её в ткань общественной жизни. «Люди могут не верить в идеологию, — замечал М. Мамардашвили, — но если они вынуждены быть только в заданном пространстве, окружённые некими вещественными символами, то они действительно не знают, что думают на самом деле».8 Именно поэтому чрезвычайно интересной оказывается проблема оснований идеологии и проникновения её в духовную жизнь общества. Эта проблема включается в комплекс задач данного исследования.

Целью диссертационного исследования является системный онто — гносеологический анализ идеологии в контексте непрерывного воспроизводства материальной и духовной жизни общества.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Анализ различных взглядов на содержание понятия «идеология» и уточнение этого понятия в политическом, гносеологическом, аксиологическом, иррационально-мифологическом, лингвистическом, деятельностном аспектах социального познания.

2. Поиск оснований идеологии и построение на основе анализа западной и отечественной литературы некоторых гипотез возникновения идеологии.

3. Исследование идеологической составляющей сферы социального познания, а также адекватности идеологических интерпретаций социальной практике и социальной теории.

4. Выявление имплицитного присутствия идеологических взглядов и установок в личностном знании и в содержании некоторых образовательных концепций.

Научная новизна исследования состоит: в онто-гносеологическом подходе к анализу феномена идеологии; в попытке комплексной экспликации понятия «идеология» и интегративном использовании методов и принципов, заимствованных из других социальных наук, в сочетании с их критической интерпретацией; в выявлении специфики идеологии как интерпретации бытия; в разработке гипотез возникновения идеологии, сформулированных автором для осуществления максимально объективного поиска оснований идеологии; в синтезе социальной практики, социального познания и языка для выявления оснований идеологии; в анализе лингво-социольной стороны исследуемой проблемы; в исследовании сущностных оснований идео — логии, скрытых в социальных отношениях, которые фиксируются в диспозиции социальных групп и их хабитусах (Бурдьё); в обосновании ; того, что идеология является функциональной стороной общественного бытия и её целью является не достижение истины, а ориентация людей на определённое социальное поведение; в доказательстве имплицитного присутствия идеологических установок в личностном знании и в содержании некоторых образовательных концепций.

Мы традиционно ассоциируем идеологию с XX веком. Действительно в XX веке идеология становится символом социального бытия. Но ещё в VI веке до н. э. в Китае Конфуций выдвинул тезис: «сначала обогатить народ, потом его воспитывать». Что это, как не лозунг и программа действий одновременно? Фома Аквинский в XIII веке заметил — «мало значит то, что хотел сказать автор, важно то, что он сказал и что может быть использовано». Философ и теолог, он прекрасно понимал социальную ценность и значимость идей. Ещё один пример, тоталитарная по духу христианская средневековая Европа отождествляла в своей ментальности добро — с единством, а зло — с многообразием. Многим ли отличались мы, когда в 70 — х годах XX века советская философская и социологическая литература представ — ляла «буржуазный плюрализм» как воплощённое во множестве зло? С началом «перестройки» наши идеологи не рискнули сразу отказаться от прежней доктрины и ввели в употребление понятие «социалистический плюралйзм мнений». Где это понятие теперь?

Итак, можем ли мы мыслить вне и помимо идеолог^? Какие ограничения накладывает идеология на наши мысли и действия? Какое место занимает идеология в структуре личности? Произошёл ли процесс тотального проникновения идеологии во все сферы жизни общества? К чему ведёт разочарование и «кризис идентичности» — к размыванию» идеологии или к укреплению её? Само «размывание» идеологии не приведёт ли в конечном итоге лишь к усилению власти последней, с тяжёлыми, порочными последствиями — конформизмом и моральным релятивизмом? Что же такое идеология: ритуальный кодекс, мистификация, политическая реальность или, как говорил Дэниэль Белл, «народная» реальность? Не превратится ли идеология в фатальный поток, который постепенно уничтожит всё — и познание и веру? Вопросов становится всё больше и больше. Ответы на некоторые из этих вопросов лежат в сфере научного познания, в области специфики социального познания, в поисках истины в историческом познании, в особенностях мифологического, религиозного и философского отражения действительности.

Философское исследование проблемы идеологии уже давно — объективная потребность, продиктованная качественными изменениями в современном обществе: его информационно-коммуникативным характером, распространяющимся «кризисом идентичности», усиливающимися геополитическими противоречиями, формирующимся синергетическим взглядом на картину мира.

В подобных обстоятельствах идеология играет скорее транси— сторическую, а не суперисторическую роль. Как форма сознания sui generis она может быть понята только в контексте непрерывного воспроизводства материальной и духовной жизни общества. Идеология возникает и создаётся как деятельностное сознание общества.

 

Список научной литературыЖукоцкая, Александра Васильевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аверинцев С. Мировоззренческий стиль: подступы к явлению Лосева//Вопросы философии. 1993. №3.

2. Аксельрод А. (Ортодокс). Действительность и идеология. Кн. Всерос. Соц. — Демокр. организации. — Петроград. 1912.

3. Аристотель. Поэтика. — М. 1957.

4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М. 1993.

5. Бауман 3. Философия и постмодернистская социоло — гия//Вопросы философии. 1993. №3.

6. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М. 1963.

7. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. — М. 1990.

8. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. — М. 1986.

9. Бурдьё П. Социология политики. — М. 1993.

10. Вебер М. Избр. произв. М. 1990.

11. Вебер М. Избранное. Образ общества. — М. 1994.

12. Вебер М. Основные социологические понятия. Западноевропейская социология XIX — нач. XX в. Тексты. — М. 1996.

13. Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию. Концептуальный и методологический аспекты.//Полис. 1992. №1—2.

14. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии.//THESIS. 1993. Т.З. Вып. 1.

15. Грамши А. Тюремные тетради. // Избранные произведения. — М. 1959. Т.З.

16. Григорьян Н. Противостояние системе. К оценке социально —17