автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Категория хронотопа в структуре художественного произведения

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Казанцева, Людмила Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Категория хронотопа в структуре художественного произведения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Категория хронотопа в структуре художественного произведения"

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ пмепи В. И. ЛЕНИНА

Специализированны!! Совет К 053.01.0i

На правах рукописи

КАЗАНЦЕВА Людмила Владимировна

КАТЕГОРИЯ ХРОНОТОПА В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(л¡шгво прагматический и жанровый аспекты) Специальность 10.02.04 — германские языки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Месква 1991

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор С. М. МЕЗЕНИН

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор В. В. ГУРЕВИЧ кандидат филологических наук, профессор В. Н. БГАШЕВ

Ведущая организация — Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской.

Защита диссертации состоится 12 февраля 1992 года в 10 час. па заседании специализированного Совета К 053.01.04 по присуждению учений степени кандидата наук в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: Москва, Проспект Вернадского, 88.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ им. В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, ул. М. Пироговская, 1.

Автореферат разослан .....¿(.ff.^.f^btZ.r.... 199/ года.

Ученый секретарь Специализированного Совета

. Реферируемая диссертация посвящена исследовал ¡ж категории хронотопа в структуре англоязычного художественного произведения,рас- • смотрели» лингвопрагматической дайереникагаи категории.ДантЛ! анализ является,в основном,попыткой лингвистической разработки полоко-ния М.М.Бахтина, что хронотоп/ время-пространство/ в литературе имеет существенное жанровое значение, определяет структ.урно-семоп'ичее-кую модель текста, его пространственно-временные параметры, прагматические особенности движения повествовательного континуума. Лучение хронотопической модели в этом направлении предполагает рассмотрение целостной иерархии текста художественного произведения в отражении структурно-семантической парадигмы исследуемой категории.

Актуальность выбора данной темы обусловлена интересом к категории хронотопа как структурно-семантическому и жанровому феномену текста художественного. гфоизведения.Структурно-семантическая парадигма хронотопа художественного произведения реализуется в синтагматических и парадигматических связях текста,называя тот или лкой состав разноуровневое средств вырачшния и единиц содержания данной категории.Хронотопическая модель неразрывно связана с тотальным объемом текста художественного произведения и способна выступать интерпретатором текстовой иерархии,отобракая специфику плана заражения и плана содержания, а таете,в зависимости от жанра,называя принципы структурирования художественной системы.Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотрения всей полостной иерархии текста в отражении парадигмы категории, определении закономерностей гронотошческих отношений текста в зависимости от того или иного жанрового варианта художественной структуры.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть обдай он-толого-функшюнальный механизм связей хронотопа в структуре художественного произведения в зависимости от его вадо-у^нровой принадлежности .В диссертации при этом решаются слегуюэтае яа.т.?ли. :

1.Разработать понятийную модель хронотопа, обосновать вьодимкй объем его составляющих.

2.Установить актуальной ядро хронотопа определенной текстовой структуры.'

3.Установпть зависимость планок репрезентации хронотопа от структура художественного произведения, ьинспигь внутреы'ях оилль стратов - репрйзент&торов хронотопа. . / ■ .

4 .Определить инвентарь средств и'функций каткого страта и реализации хронотопических отношений текста худокестивццога дания. *

5.Назвать единицу исследования для каждого уровня представления хронотопических отношений.

. ©.Рассмотреть отношения плана содержания категории,наметить и обосновать вероятностную оппозицию повествовательных линий хронотопа.

7.Обосновать положение о подтексте как концептуальном повествовательном плана хронотопа в тексте определенного каяра.

Б.^идференглровать видо-жанровне варианты хронотопа художественного произведения.

9.Описать принципы структурирования хронотопа лирического стихотворения и хронотопа рассказа,обосновать структурно-семантическую оппозицию данных кадровых вариантов категории.

Теотетичеостр основу исследования составляет системный подход к изучению категории,ликгвопрагматический и жанровый аспекты анализа хронотопа.Теорегическоо значение диссертации состоит в рассмотрении целостно!! структуры текста в отрахении хронотопа,в соотношении "грехмоментноЯ" структуры текста /внешняя форма,внутренняя форма, содержание - А.А.Погебня/ и учета цепи "формы выражения,субстанции выражения,Форш содержания,субстанции содержания"Д.Ельмслев/текста в отраг.екии структурно-семантической парадигмы категории.Канровый аспект анализа предполагает разработку теоретических положений и выводов о текстовой структуре лирического стихотворения и рассказа /эпический род/,описывает лкнгволрагиагический вариант хронотопа данных произведений,проводит дифференциацию их характеристик.

Научная новизна диссертации. заключается в попытке расширить понятийный объем хронотопа с целью нахождения критерия для разграничения яанровых вариантов хронотопичоской модели текста,для охвата максимальных граккц структурно-семантического пространства текста. Ставятся проблема семантической даугыаковости хронотопа текста определенного жанра.Впервие на материале английского языка выкосится полокение о статусе подтекста как концептуальном повествовательном плане хронотопа.Предпосылкой оппозиции повествовательных линий сю» , жета и подтекста послужило,в ■частности»общепринятое членение семантической структуры текста на план содержания и план смысла;имеющих в зкаково-вербальном пространстве текста свои единицы номинации и, , следовательно,способных к автономному плану репрезентации хронотопа.

В диссертации ставятся задачи исследования видо-жанровых особенностей структурирования хронотопа художественного произведения, анализа структур хронотопа лирического стихотворения и хронотопа • рассказа, определения обдих тенденций онтолого-функционально- ••.

го механизма хронотопических отношений жанровых структур.

Практическая иеннрсть работы определяется возможностью использования теоретических положений,выводов диссортак'ли.иллюстратино-го материала в вузовской учебной практике : при проведении селдпгарс-ких н практических занятий но интерпретации и стилистике текста , лйнгвостил11стическо:лу,кгнрово-ти1;олог;!ческолу и другие аспектам анализа текста художественного произведения ;при чтении курса лекций по обдим теориям структуры текста .типологии и?.нра,частшад аспектам стилистики текста ;при написании студенческих курсовых и дипломных работ по данным дусинплпнач.

Иетодк ,использованные в работе,являются ког/т.лексоп взаимообусловленных и дополняющих друг друга методой : метод комплексного анализа,рассматривании^ иерархию текста в различных ракурсах; сип -тагматкческой и парадигматической плоскостях; уровнях граь.матпч8с-ком, стилистическом,семантичееком-.уромшх текстуры,контекста и аод-текста.В ходе исследования конкретных текстов использог&чоя глатод контекстологического анализа.метод сопоставительного анализа контекстов, литературоведческая трактовка материала.

Материалом исследования послуяалд тексты художественных произведений английских и американских авторов,прозаиков и постов ХПП-ХХ веков .В качестве дополнительного источника привлекались анлоязнчнк-э текста произведений авторов других стран. Источниками прш/,еров в основном явглись тексты произведений гаь-роп лирического стихотворения и рассказа в силу поставленной теоретической проблемы. Исследование проводилось на материале источников примеров обидел объемом в 22.500 страниц.

Цели и задачи исследования обусловили структуру диссертации. Она содержит введение,три главк,заключение - общим объемом 200 страниц машинописного текста.Библноградслческкй описок ьключазт около 3C0 работ советских и зарубежных авторов. ■ ■

Во вяепэнии обосновывается выбор теми диссертации,дается кра-, ткнй обзор лингвистических и литературоведческих работ по проблемам изучения хронотопа к его сост(ШЮ^их,определится цель к залд-чи исследования,его актуальность а вовне, на.

Б главе I. рассматривался обцие »опросы изучения категории, определяется вводимый объем состадлядах хрокотогл,гяализируэтея " актуальное ядро хронотопа определенной текстовой структуру.полено рассмглр-лв'атся тиши pwipeaeircaïai'A. каюто^и г тсксто худаатлвк-.

ного произведения.

В главе II проводится анализ категории хронотопа * структуре лирического стихотворения,описываются стрзлстурко-ссм^тческая

парадагг.а категории дашюго жанра и принципы структурирования хронотопа лирического стихотворения^ конпе главы приюдятся общие понятл?но-струк.турш:е особенности хронотопа лирического стихотворения.

в главе III рассматривается категория хронотопа в структуре рассказа .анализируется структурно-сеглантическая парадтш хронотопа, описываются пркншшы структурирования хронотопа даююго жанра, называются общие понятийно-структурные особенности данного жанрового варианта хронотопа.Отдельно выносится вопрос о подтексте как концептуальном плане хронотопа произведения определенного жанра,подробно описываются характеристики подтекста как планового репрезен-татора исследуемой категории.

В заключении представлены вывода и результаты исследования, показана перспектива дальнейшего изучения хронотопа,прежде всего в направлении разработки жанровой типологии хронотопа худогественно-го произведения. ' .

XXX

Изучение хронотопа и его составляющих варьируется в исходных 'определениях ведущих понятий художественного времени л художественного пространства, кнзентаре средств и составе уровней актуализация' категорий,выборе методик стратификации хроиотодических отношений текста.Раздельное изменив категорий художественного времени и художественного пространства,видимо,может восходить к замечанию М.М. Бахтина,что "..в литературе ведущим началом в хронотопе является время." Действительно,часто в поле внимания лиюто-лктературовед-ческих изучений попадает преимущественно категория художественного ( времени вне связи с художественным простраяством.Вместе с тем,бесспорным признается факт о взаимосвязи художественного времени в пространства в плане их содержательных характеристик.Связь содержания времени и пространства наиболее наглядно проявляется прежде всего в том,что перемещения в пространстве не могут не затрагивать течения времени,к,наоборот,смена временного ракурса часто сопровождается изменениями пространственного ориентира .В настоящее, время в ряде ра-бот ставится вопрос о включении понятия "субъект" в структуру хронотопа.Р.И.Енукидзе пишет:"Хронотоп можно представить я как трехкомпонентную састему/Субъэкт+Время+Пространство/. .Исследование проблемы хронотопа не будет адекватным, если анализ художественного времени-пространства' будет проводиться' вне субъекта,вок-

1 Бахтин М.М. Вопросы литературы к эстетики. Исследования разных* лет. !.!., 1?75. С. 235.

руг которого реализуется эти пространственно-временные огношенлч л художественном тексте.'^Вектор повествования в нроязгедекия "начхча-ет отсчет" с указания на координаты "где","когхй","с кен","что про-дсходдт".Та поэтапность действий.вьракдщаяся в су.енн форм граг.татл-Теского вреканя,лзмененяи пространственной лекстсг.,чередования ком-позациошшх форт/ континуума, сшетннх лдний,"точек зрения"* т.д.- з полном объеме не соответствует..самому названии "хрокотоп"/"зре1гя-пространство"/.Одновременно с координатами "время"кипрозт^анст?.о,,1 как само собой разумеющееся,часто интерпретируется ";®Пстгл'е""суДъек та";в результате повествовательный вектор "где"-"когда"-"с кеи"~"про-всходит действие" вмещается в двусоставны? хро.'?отол"где"-"когда",который подразумевает/!/,но не наэквает в слоем смысловом объеме - само "действиеТкотороё проасхолкло/про2сход1т,1грон?.о';;.г,ет/"тт:~,;,о" и "тогда-то" а тот "субъект'.'вогшуг которого а развертывается к бс;3 которого не мокет развертываться,повествовательная динатака в произведении«

Иоэтга-у актуальной ввдмтся задача эксплггштного вираленуя всего анализируемого объема хронотопа в следующем ахте :

ХРОНОТОП = СУШ=ЕКТ+БРЕ!^н-1РОСТРАНСТВО+;йГО?1ГГМ ДЕЙСТЗКЯ

Повествовательное "поведение" субъекта реализуется тканью произведения, как пашет М.А.Сапарол.в "I/ута осучествкецекся. .сроплом; 2/непосредствекно переживаемом на с т о/от а т; 3 /е пг е не осукествютемоя, но антэтоткф;емом бухтаем«и<!Так.сютетиое время-нрэстракство в' основном а ость то.что вуратено составляющей "что происходят".Однако ,в самоП структура сюжета нельзя полностью приравнивать локтори "где","когда" к вектору "что происходит" ,ка*дай ¡'У шос моет свою специфику направленности.Поэтому в отноыенад "субъекта" его "проявленное" ."ьмеащееся" 2 "возможое"/т.е.то,что с гаг\ происходят в том: али. ином пространстве к временя/ назовем алтурлу^ом двГ.стаяя суб ъекта.В итоге.хронотоп будем ресоматравать как четчрехкоупонант,.-Hyw/CY6teK?fBt)9Mfl-<-nT)0CiT'aHCTB0+Aja'0T»n'M действия/ систему зах'йси-моетеЯ.опрбде.нт<УЮ ЛУнг'допг>агмат''чсс?:э/1 катехтулв" вектоъа в плане повествовательной тТорчегча«

Изучение хронотопа'в сеяэи именно петхрех его составляющих --"субъекта-временя-пространства-алгорг.тм?. 'действия"- актуально для отражения собьташю-нронессуэлъиоХ сдеки повествования,кг. развортш;ак?я деАстт-'КЯ.Ъведанае еовт«уямз»й "алгору.п; ¿¡■улт.рял" *

^Знукздзе P.Il«Ci/i, Худоиестяенньй хронотоп а его л''кг.".яс г'счесиап орга>,«заюдя,Авг'оре$.дасо, ...:шнд,ф«гад,к«ух.Т0хлдс/;,18Г;4.0«Г;0.

^Сапароз H.A. Об организации простране/ггегло-зрежп.чого донт^ну-утла художественного произведения.// пространство .я ареия

в .'геторатуре а искусстве. Л. ,1974.0,98,.

логико-понятийную структуру хронотопа назвало доминанту для той сот.етной направленности в произведении, где повествовательный континуум не содержит ни лексических координат времени /in May , two months la-tar, at 5 o'clock, etc/,ни пространственных перемещений как ориентиров следственное™ повествования /ггапсе- italy--Spain,etc/,a движется непосредственно за счет маркеров действия- сошз In - sits down - га ads - Hateas- stand a up- goes out.

Рассматриваемое актуальное ядро хронотопа /"Субъект + ВРШЯ+ + Пространство + Алгоритм действия" , "Субъект + Время + J2E0GI -РАН'З'ГЬО + Алгоритм действия" к т.д./ способно выступать жанровым показателем произведения. Так,доминанта составляющей "пространства" характерна для "пейзажной лирики", "пейзажной прозы" ;"субъект-

- для "я-лгрнкн" ; "алгоритм действия" - для жанра лимерика ; "время" - для зг-анра фантастики по тематике временных перемещений, "калика времени" и т.п.

3 качестве "отражателя" полной парадигмы хронотопа в ра - • боте рассматривается вопрос о структуре текста художественного произведения. За основу принимается дэпь уровней Ф - Ф - С - С /форма Екраженая-субстанаия виракэния-форма-содертания-субстак-и;:я содержания - Л.Ельмслев/,которая интерпретируется в терминах "текстура"/®]/ - "контекст формы"Д^/ - "контекст содеравния'УСз/--лодтекст" /Су/ в отражении парадигмы хронотопа. С чисто содержа-, тельной стороны структуры, плановыми репрезентагорами хронотопа /шляются "план языковой актуализации"/^/- -"план композиции"/^/-

- "план сюкета"/С2/ - "план подтекста"/Cj/. В итоге структуру планов репрезентации хронотопа можно представить следующей' схемой :

Оj , текстура /грамматический- континуум / план fcj

текста языковой

актуализации

Ф2 контекст формы ■ план'

. контекст / ^/стилксти- -композиции

ческий кон' • ^чкяуук текс-

. С2 контекст содер- .' >>ч* • план .' .С2

»•алия

сюжета

Сj подтекст /прагматический континуум'/ план С.

текста подтекста

Под ТЕКСТУРОЙ будем подразумевать штеитарь язкковцх /лисспчос-ках.морфологхчесних,синтаксических/ едмнзд,участвующих по грамматическим законам англайского/дадного/ языка с построения речевого высказывания.КОНТЕКСТ опроделж "кодовым построением", располагал»! спецафкчоскоЯ састемой средств I/сг.сплокая колтавуууа/архдтекголи-ческая.композипаонная фунгаша коптечста/ /С2/ 1 2/'Y.OKTava" содер- . гательных едангц/фабульная,сюжетная функции контекста/ /0g/,участ-»уюгцис в о&ормленкх схтуация речевого вксказивзная.П0ДГЙгСС7 я.:ияс-т~ ся смнсловкм планом речевого сооб^еняя.ъкрагает "сущность г гель . пысказкван гя", /В .Я .Мирюш/'

План яэкковой актуализации предполагает рассмотрение лек-сжо-гравд.'.аткческих средств"выражения состаг-ляшР-Х хронотопа : ho, sbe, Alico, паа,.../"Субъект"/; Londoa, Amarica, stroat.rooa./"Пространство"/; future, at 5 o'clock, tomorrow. ./"Время"/; arrived, cones ±a, have gona, begin../"Алгоритм действия"/.План яз^'.омГ; актуалпзашш является автономиям планом рапрезептагдек хро;го:гопа,т. к,опирается на язуяовой инвентарь средств вн]>яхегош огфздолгкшвс категорий значокия/в нашем случае - значения состалюхщих хронотопа/

следовательно,не быть актуальным в иерархии текста "не жгт-'.с-тичэскк не т.'озгет".Единица уровня /ij/ - словоформа.

План композити/З^/ глоию назвать "субстанциональной <сор:-!оЯ" хронотопа, ыфагазшцоЯ связь язиковкх моментов з дай»®кии конгчнууг.'д я тещей -собственную сцеюфпсу их ci-епленяя.Ллэн отражает перспективу композит;; как "систем элементов (Jopw,основанной на ко-орлагарую'зей связи"/Г.В,Анпс:н/.План композиции выделяется о автономны?. ракурс репрезентации хронотопа и,вместо с тем,в условиях . анализа противопоставляется плану слжета/С2/с той точки зргнм.что ситуация 02 'л-iemo в плане формы может быть асимметрично:»: ситуации С2.Пт)Я30Дем,к призеру,тот случай,когда сскстная проспекпкя на офор~ мляется з контияуумв графически,тогда как всо сжеткне ретросаек-циц имеют коипозкцуонкуп форму курсива/См.прдаэрн в рассказе 3 .Хемингуэя' "The Snows of Kiliasoijaro "/.Единица уровня/Х^Л-абзаи.

План сюжета /С2/1тмечаот анализ соотнесенности и последова - 1 тельяоети единиц содержания в ходе гл^еотьоваиал .Ступень сдио*ной реферешцш/С2/прехде всего отражает рс.1*рен7яо-фабу;ша,й характер повествовалйя :каковч дпнаужа и статус. ?о% или иной ре£вр««?яо? ситуации,фабулы, сохета »' иелом;ке>.09 деГ.стьие,когда и где соьорил-ет "субъект";ахронологичон' илй хронолоричвн сигетчнП ксжишуум к т.д.РеференциальиыИ вектор хпонотоиа подрезу? ism ет только то,что "предаегно представлено" в сажет^;каковы координация к направленность сютетннх эпизодов,их содержательная перспекти'да.

Сюлегный шшн хронотопа составляет автономный ракурс любого произведения в силу того,что последнее всегда называет эксплицитно исходную схему события.

План подтекста/С]-/ наличествует в каждом произведении как слой "предметно непредставимого"/М.К.Сапаров/,"радиация" ассоциативных связей текста,как й.оиэвая и локальная импликация и т.д.Безусловно, вектор повествования задан й в таком статусе подтекста..Однако,как смысловой вектор в парадигм'? хронотопа план подтекста должен описывать иной вектор хронотопа /Субъекта{Времени+Пространства+Алгоритка действия/,отличный от его сюжетного референта.Данный вид подтекста выделяется очень редко;как правило,он характерен только для жанра рассказа-притчи, где "малая форма" использует "двойное дно" повествования .Единица уровня/С ¡У-"единица вторичной номинацик"/ЕВН/.

Семантическая дауплановость хронотопа /план С2,план С^/ исходит из опоры на семантически двуплаковость перспективы содержания/план содерзания,клан'смысла/в художественном произведении.Перспектива смысла создаезся функциональной реконструкцией всей предшествующей цепи к С1 ,где определенный элемент/континуума ЕВН/выпол-

лязт одновременно две функции: зксшшкативную и ймпдикатквнуп.

Вопрос о семантической двуплановости хронотопа тесным образом связан с жанровой проблематикой категории.в знаменателе формально-семантической заданностк структуры,Анализ хронотопа как' тотальной, категории текста,как нельзя лучше,позволяет проследить за рольв уровней структуры в жанровом варианте того или иного произведения в пелом.Статус актуальности и азтономкости казйдого уровня структуры <!>2_ с2- С-ц в жанровой дифференциации произведения неодинаков.К примеру,в жанре приключенческого.детективного рассказа или романа в представлении хронотопа "гиперактуален" уровень С2 ?сюжетные зигзаги и острота действия - его содержательная параллель ,!Го же можно отнести и к фантастическим произведениям,сказкам и т. д. В тех как бы "бессюжетных" произведениях,но в которых выдвигается, на первый план форма,-"гиперактуален" уровень в двикении континуума: арабески формы,их композиционное движение .часто отдаленные содержательной основы.Свда можно отнести направления в литературе и искусстве модернистского толка/спрреализм,кубизм,абстракционизм, "поток сознания" и т.д.и т.п./.В произведениях-параболах "гиперактуален" уровень С^ -смысловое имплицитное повествование.В лирическом стихотворении¡где каждое слово - смысл т-относительно нейтрально . ; звено уровней с2 •• к т,д* "

Ли н га о с т1*л и ст ич е с ки е исследования художественного»времени и художественного пространства ограничивались рассмотрением структуры /язык,композиция,сюжет/ литературного произведения:где и когда развертывались событкя.План содержания хронотопа г. целом, как л его отдельных составляет,приравнивался к экспляцктному ге-ченизо сообщения. ' .

Хронотоп как категория вектора в плане повествовательной информации корректирует отсчет и соотношение периодов событийного ряда в повествовании,включая интерпретацию событийности и как лозмозкннй подтекстянй повествовательный фокус изображения вектора "субъекта-времени-пространства-алгоритма действия".Событийное течение повествования:,вероятно, следует считать основным критерием заданкостц :сг-докественного феномена хронотопа.Событце,г свои очередь.может потраться как действие,поступок,факт,эпизод отношений«свершившиеся /претворяемый, намечаются/ акт и т.д.и т.п.Сема "движения" в со- ' держании хронотопа и есть.тот повествовательный вектор,который задает направление художественного изложения в произведении.Поэтоуу так необходимо учитывать возможные максимальные границы структур!! произведения,гда план С| "гигерактуален" в задаче ланровоЯ концептуализации имплицитного вектора позе'стЕования.Сойытие,которое "можно условно приравнять", ко'всему "ряду ссверласдихся событид'/З.И. Чередниченко/ в гакро рассказа-притчи проходит две ступени; семантической реконструкции: линию сну.ста и линия подтекста в репрезентации хронотопа пройзведенил.Повествователъшй вектор данного .чан-■ •'ра инвертирован в направлениях эксплицитного и имплицитного- ракурсов изображаемого события в том смысле,что сюкетная перспектива ' "субъекта-времени^простраыства-алгорипи действия" асимметрична . ' подтекстному концепту "субъекта-вреиени-пространства-алгоритта ■действия",

Б главе И диссертации рассматривается категория хронотопа в структуре лирического стихотворенля.Семаптическая парадигма хронотопа лирического стихотворения соблюдает три условия своей .тавровой реконструкции:1/услозие субъективного и вторичного представ- ' ления пространственно-временного локуса »неязыкового- мира;2/усло-вие одновременной повествовательной связи субъекта и объекта лирического стихотворения5 3/условив симметричной реконструкции "про-■ Образа"/план Сц /и "образа"/план '(^Асемантического плана хронотопа. . . . _ .

■ ' Кёким бн шогоплшовым/прОшюе-нас^ошев-будуиее/ и последо-. вате'лЬпйм не был представлен сюсет хронотопа лирического стихотворения, событие лирического повествования'не воспринимается как

тртлттй реалычЛ" референтен'« фага его организапии.Событие лирического стихотворения конструируется "собственно языковой дейст-лятеяьчостыо".Несмотря на еозуожо ирисутсгвущий языковой маркер кростракстЕеинкх и временных координат реальный йакт схжетной р'4ерснщж не равен голвкчиой еноязыковой действительности,трейу-ю'';е:! точне;'.шего постулирования пространстве!-ко-арег.:еккой коордкна-'пки либого деГ.стлия,события./Сорма художественной прозаической речи качбэлпе п^ибдкжояа к первичному Цъкту ре;«срек1да. одаако.думается,нл настолько,каскошхо это моге? бкть достигнуто жанром мему-арпо-!.7бЛ1си1с,г№'бско»,,^>оиш«У£Ы!оК проз« и т.д..где кромгранствен-ко-кпепенися координация полностью ориентируется па внеязыковые •Т-рктк дн?стя}*тельносгя/Задак^е "лирического переупганкя" сводится к сл едстгио ыйшоргоста, пуСъсипумн>с?и в движении вектора хроко-тог-п .Рояльныл (Т<1кт Аирлчдского стихотворения и прозы. не равноцен-ии в ко'«'наияи собнгкИной схем;/ внеказгаакия.

Движение хронотопа лирвч&ского стихотворения опирается на пгкт "вторично/ гаохестаачиоЯ ррфёреягяааьяол еоотнесенвоств будучи исходно с&язанаш-! ни с о;шкм 'Грап/ентом неязыковой. деЕстви-телы"ости"/ГиЕзкна 0.Г./.Событие лирического стгдотворения,игнорируя дутелг.Яйкию реального пространствен};о-вре.\;е::кого локуса как у.к самоцель в прагматическом отноионии.шекно в прагматике - фокусируется как "обобтешга-личноо".В результате.лирический хронотоп, гак гтда.яло.м/'геркргггяруотся в сенах "свободного"."независимого" ' премии .Или "философского, вечного",или "сиампнутного, длящегося? или "кезабктйгэ". "помнимого", "предчувствуемого", "ожидаемого"и т.г.У.рбкоток лирического стпхагзорекпл,таким образом,отражает не тзпеязыково»! конпеит своих составлявших "субъекта-вроиеии-простран-даа-алгоритка действия",а лично-обобщенную и концептуально-субъек-типгую "временную" точку зрения на исходный факт события рваль* но'.'' р&черожии.В таком итоге, "речевой жанр/лирического стихотворения -Л.К./ выступает'одним из способов коминашш фрагмента объективно?. де!'|стаительности"/Понова Т.П..Брэндес О.П./.одним из способов реализации пространственно-временного локуса события . '.'ключом" к расотйргн«'* внутренких смысловых, отношений "субъекта-крет.-.ени-пространства-алгоритна действия" лирического вектора повествования, ' ' ■

В ганроъон варианте хронотопа лирического стихотворения связь "субъек, .Усубъект/.и "объекта"/время-пространство-алгоритм действия,т.е. его статически!! и динамический объект/. /2 условие/' происходит одновременногдистанийрованности лирического героя от события но мо*6т йцть-как результат "суоъоктдалгога портрета1* про-

странственно-временной референции события лирического>стихотворения. Однако,в прозаических яанрах связь "субъекта" и его "объекта" в повествовании мо.вдт отдалиться настолько далеко,что меуду ними смогут уместиться истории других человеческих судеб,другое фабульное ¿ремя н пространство и т.д.

Условие симметричной реконструкции водички crr-reca/Cg/ и г.одтг.кс-та/С]-/ семантического плана хронотопа является третьим. гамюш'м условием хронотона лирического стихотдорения.Иринэдем стихотворение . У .С .Лсидора 'Boparatioa " :

ÍThoro i3 a aoitatain and a wood between ua, VJharo the lon.o shepherd and lata bird have seca us. I'orains and noon and eventide repass. Between ua now the mountain ¡and the wood Soon standing darkor than last year they stood, йЛ'Х say we taust not cross - alaal alas! (»7.3.landor) В данном тексте явно .вычленяется понятийное ядро хронотопа : "субъект"- ub.íto ;"время"- настоядее-проолое- now, last year ; "пространство"- a noantain end a wood between аз и т.п.;"алгоритм действия"- separation в общем объеме развития действия.Вопрос о симметричной реконструкции "прообраза"/план сюжета/и "образа"/план подтеке», та/ лирического стихотворения очень вахен для анализа семантического плана хронотопа этого жанра в.том."смысле,что сюкетный "прообраз"/ре-ферешшальнкй вектор/ и смысловой "образ"/концептуальный вектор/ лирического стихотворения создают перспективу семантической однопл^но-, востя категория.Семантлчс-скуэ %окоплаповостъ событий.чой схемы хронотопа лирического стихотворения можно интерпретировать и.в терминах метафорического акта' как "акта узнавания"/й.Ы.Лотман/ связи "референта" н "агента" в общем контекстуальной "основании"/С.М.»'&зенпн/ события сюжета лирического стихотворения.Само лирическое событие раскрывает свой причинно-следственную связь непосредственно в контексте/в сюжете/ стиха;"домысливание" причины и следствия события в ассоциативном подтексте стихотворения/в С^/лишь расширяет информацию о событии /в этот процесс может быть.максимально включен весь культурологический фон интерпретатора/,но не изменяет саму схему события. Так,например,в стихотворении "separation " ассоциативный подтекст может "отнести", повествование к теме любви,к теме дружбы,к tiuoco{.c-кой теме и т.я.Однако.онтологического подтекста в структуре стиха, который бы "поставил под сомнение" событийные факты,что "a acmtain and' a w6od (are not)" between'йв" "the mountain and the wood oonm ,standing"' (brighter, happier)« Т.Д.и т.п.в тексте лирического стйхот-' ворения ' .

не i'o;:X'X бить: собчтмйтл сзгзь поиествованля осуществляется в .строго!! симметрии язнкового актуализатора события и его повествр-пстсльного смысла. "Понятие "яодтексг",определяемое как двойная си'сло.чал иазрюлениость... нерелевантно по отношении к лирическому стихотворению в силу специфики Еанра."1На этом основании Cj как а5г<?ло;.ш«Я длян г парадигме хронотопа лирического стихотворения не актуглен.

Услогшм кедровой формы лирического стихотворения можно считать слвдуадук' закономерность,что структуру <&j С лирического стихотворения в'отрешении парадигмы хронотопа следует отнести к функционально напряженному типу,а текстуру i'j - к "рыхлому",иена-прякокноаду типу.Так,л стихотворении Д.Хьюза "Роеа " -Vie havo tomorrow Bright before us like a flana.

Yeeterd.3y

a night - gorio thing, a sun - down naas.

And dawn - today

Broad arch, above tho road wa came (L.Hushao) - слозо^орма yesterday яюшется и единицей плана языковой актуалпзшщи/Ф^/, и композиционным актуалкзатором строфического де-лсч}:я/ботаогго1Я' - yoatarday - today / /Sg/.n стекетной ре&еренци-с;: плана прошлого- план yesterday /(¡/.Вместе с том,наблюдаемая "гл-хлость'* TevcrypH является характерным ¡жанровым индикатором плачг. хронотопа лирического- стихотворения .Так, языковые

координату хронотопа '¡yesterday '", "today " не закреплены грамматически однозначно:яллявтся ли ирямм дополнением в грашати -чзехо?. Tei'crypo стихоморвнияДв have toaorrow, yesterday ... , today... /или подразумеваются как noiwiexaaaieAostordoy/eras/ /is/ а night - воае. thing, A sua - dov,a пале/."Размывание" грамматической одюрмлекности текстуры Ф-ц в той или мной степени в лирическом стихотворении иногда доходит до пределов логического узнавания собь-тайно;" схемы ко:? е ствовопия, как, например, част о в сти-хотворыШх Э.Камммнгса : . . ь

raia or.hiiil . '

^ ёгп done ' .

thj best he -kin ...

_till they digged his hole (K. Cunnings)-_

".остовскгя ii.Ki. Контекстные связп слова в поэтическом тексте.

Авт ор с J). ди с с. . .".каид.филол.иаукД. ,1989. С.2-3,

Соответственно,в подобных случаях мо:тет быть затруднено одгсзнау-ное указание языковым актуализатором на ту или иную сосгагля:о-:ум хронотопа, определение,например,"точного б рем с ни "/'.7о havo -jaatevO-ay ; yesterday/was/ /is/.../ з результате опудепля гратаат;:".еекок íopiy глагола, неопределенность нома нага и "субъекта"/ваш." /и т.д.:! т.н. в обцеЙ "рыхлой" текстуре стихотворения.

Интересно,что,с одной стороны,ситуация Фт /"рыхлость'^/в ;-.око?о-рых случаях затрудняет "чтение" событипко-.i схемы в С ст/хотигрения; однако,с другой стороны,ситуация íPj/b частности,грамматическая семьи-тика временных форм/ предопределяет сюжетное временное деление в С /симметрия отношений Ф^ и С/ лирического стихотворения-"Аменно с это!«, структурной.точки зрения мокно выдвинуть то полокйние.что в лирическом стихотворении воемя гоацматкчес.'ое подчиняет сабе ргруя уу,г-»глт» венное^.- в том смысле,что художественное время,т.е.сюжетный эо.чтср повествования стихотворения не может "игнорировать" текстуру .языковой маркер грамматического времени/как это зачастую случается в прозаических ¡канрах/ и,если единица грамматического времени в W задала, К примеру.формой Past Indefinita /в условии композиционной формы У:.-:с-сказа",а не в составе диалогической речи/,сючетный временной план хронотопа будет представлять план прошлого далго в случае однократного употребления формы Paafc. Indefinite в текстуре лирического стихотворения. Например : .lato иу heart an air that kills _ ?гош yon far country Ыом : What ara thoso Ъ1из remenbered hills,' What spires, what farms are thoaa?

• • That ia land of lost content. ■ I seo it shining plain, The happy highway a where 1 went And oaimot coaa again. (Д.К.Ноцоаап) Текстура Фj является основным показателем возможной многоплановой временной сигуации/в данном стихотворении "план насто/щего"-"1:л;;л прояшого"/ сюаетного вектора хронотопа лирического стихотворения.

Основной принцип структурирования хронотопа лирического стихотворения - принцип симметрии всех уровней его текстового построения.

Среди общих по'нятийно-структурных особенностей хронотопа кого стихотворения называются:I/условие повн'лекной упорядоченности композиционного плана хронотопа в результате возможной г:р-.г -

* Ср.j"Художественное время подчиняет .себе время гралягагическоо..."

/З.Я.Тураева,Категория вгемвни.Время грамматическое и время худо-irecTBQHHoe.M.,I979.C.5G/'.-. •

nnwccKoií активности одной из • составлявших категории /ВРШЕЖ,

.Т-<ХЯТА'СШ и т.д./,2/условне гозтатаой безглагольной следстзеп-ности повествования^ sun - no noon! lío aorn - no nooa - Ко dav.-n -lio dusk - no proper tina of day... -стихотворение Т.Гуда 'ЯотешЪе/ И друпю особенности.

R главе III анализируется категория хронотопа в структуре рассказа .Оман тнческал паралпг:,:а хронотопа рассказа соблюдает три условия своей vaüpoBoi реконструкшш:1/условие относительно объективного и первичного г.р%дставлсн1ш пространственко-временного локуса ккеянукового ыира.й/условке относительной "эпической дистанции"су-6ъоу.п\ я объекта повествования,что коже* сводиться к факту повествовательно?. "отстраненности" героя/субъекта/ от перспектива объекта /параллельного временного плана,пространственной фабулы к т.д./, 3/условпе _ асимметрии отношений сюуеткого вектора/реферешшального ";1рообраза"событпя/и кодгекстного вектора/кошлптуального"образа" собнтиГ\ной схе1Яч'Арэп'огопа,*то ограничено мшровь'ми ремками произведения и характерно только дат хронотопа жанра рассказа-притчя. ■ 7ai.por.cK модель хронотопа рассказа-притчи отличается полным объемом связи сгратов ¿jj-íg-Co-Cj структуры как плаков-репрезектаторов ка-'тегорип.Особая актуальность в отражении структурно-семантической парадигмы хронотопа отводится плану Сj,составляющему подтексткую линию повествования в содьрнашш. рассказа-притчл.Сопряжение проб- : лематик даух категорий/категории подтекста п категории хронотопа/ j 'предлагается впервые в данной работе.Перспектива семантического ; плана хронотопа и вектор хюдтекстного повествования оказываются' ¡ сопрягеяннмн друг с другой в плаке двюгения вектора повествовательно'.1 отражающего перемедение событийной схемы повествования, ее "¡jiíJ repcui';" í оку с, двуплакогьч* характер отношении "субъек-та-зр'Л/ени-прострдо'ства-адгорЕтма- действия".

Приведем сокьктуьльние характеристики подтекста как автономного ракурса в пегрозмтощш структурно-семантической парадигмы хронотопа:

I.P СТ1>УКТУУНП>»-пяру» - ■ ~

- Cj имеет статус онтологического/в отличие от ассоциативного/под-Tívcvn .средс.твт.'к вьра*!»иия которого является дискретный коиткиуум "'•лп'п-н .вторично? но\ашации"/ЕВН/уровквй ^'j-Sg-Co иерархии текста. С структурной точки зрения подтекст часто рассматривается как "рас-срздоточешФй дкег&ытрэгашшй поатор"Д.И.Сшамая,И.Ю.Мостовская/ код KOícpi'M vi; i подразумеваем дискрет кую/и дистантную,соответственно/ "встречаеность"ЕЗН .конструирующих подтекстны.Ч план повество-- . ранил.

З.в сл.-гппч'^еокг;?/ n.'ra'ie -

- Cj имеет статус асимметричного иодтекста/в отли«ие от симметрия-

ного/, вектор которого изменяет /одна из характеристик подтекста у В.А.Кухаренко/ смысловую связность спгетнои схемы "субгек-та-времени-пространства-алгоритма действия" хронотопа. Контраст сюжетной и-подтекстной перспектив событийно!: схемы поисстьоваа/я предполагает двуфокусность семантического плана'хронотопа. Две параллельных линии повествования /сюгетная С2 и подтекстнач С~/ име.мт, таким образом, отношения внутренней асимметрии в общем ходе повествования рассказа-притчи.

З.в прагматическом плане -- С| можно было бы определить прагматическим фокусом повествования, в отличие от ракурса С2 - реферешшального фокуса повествавания /прагматический и референкиальный фокус - термины Т.ван Дейка/.Ре-ференииальный /С2/ и прагматический /С~£/ ц .окусы находятся в 07'*'0— шениях сюжетное "данное"/С2/ - подтенстное "заданное"/^/.Дпусодер-жательность семантического плана хронотопа строит перспективу "рассказа в рассказе", создает многоплановость повествования, где одновременно с сюжетным течением реализуется подтькстная схема события в связи отношений "субъекта-времони-пространства-алгоритма действия'.'

Принцип асимметрии отношений уровневых репрезентаторов хронотопа жанра рассказа охватывает уровни сюжета и подтекста,а также отношения уровней текстуры и композиции, композиции и сюжета,'где отмечаются чача всего случаи асимяетрии.чем симметрии отношении средств актуализации категории. Так.грамматичеркое время зачастую проявляет асимметрию отноиений с временем художественным,т.е. сг>-_ гкетным временным планоделением. Считаем,в данном случае,в откол.е-нии эпических жанров, 3,Я.Тураева права, говоря о том, что "художественное время подчиняет себе время грамматическое", поскольку очень часто формы грамматического времени Раз!; InJertn.itо Функционируют в плане "настоящего" сюжета, а формы , к примеру, РгозопЬ 1пйоГ1п1Ъ9 и-др. - в плана "прошлого" рассказа и т.д.

С чисто формальной стороны структуры, Ф^ жанра рассказа следует отнести к типу "напряженной" текстуры /в отличие от Ф^ »аира лирического стихотворения/. Упорядоченность грамматических отношений в плане языковой актуализации способствует полной интер -претацин связи составляющих категории уе на начальной /локсико-грамматической/ступени анализа хронотопа уанра рассказа.

Среди обмих понятийно-структурных особенностей хронотопа рассказа отдельно выносится вопрос о статусе "реального .¡акта" рс-Фепенпий эпического произведения. Реальный <1ект ситотиоЬ рс-Юрек-пии хрЬкотопа гассказа исходно ориентируется на первичгзо отгч-о-

н;:е пространствеюю-зременкого лоуус.а внеязыкоаого бытия в собы-T.t'.'uo? схе«е произволения. Б это/ связи, в отражении схемы вне-.чзнко-'.ого события повествования особой упорядоченностью связи отличается все уровни репрезентации категории : I/ полная схема язы-козьх .vepxopoa составлнтаос хрокотопа, 2/ последовательность коор-;г.::;-дт состаалж-дах хронотопа в плане выражения категории, 3/ логически?: связь î.o.loydHi3tii в плане сажета. Повышенная детализация 1-св'л составляя:!™): хронотопа - одна из основных черт конкретизации объвкеевирзышаоага эпического повествования.

Структурно-семантическая парадигма хронотопа рассказа предполагает уровни "'j-^-C / детективный , исторический ...рассказ il т.д./ или уровни /рассказ-притча/ художественной

1:с.р?.р::;:и текста в своей актуализации в зависимости от ьидо-жанро-ього копиьпта произведения в отражении событийной схемы повествования.

Проведенное исследование категории хронотопа в- структуре художественного произведения показало необходимость рассмотрения категории в связи четырех ее составляющих "субъекта-времени-прост-раыстьа-алгоритаа действия", интерпретирующих схему события прокз-ьскогнл любого жанра и определяющих лкнгвовра.»штичеоку» структуру текста. Лсушы^ функциональный феномен хронотопа требует дальнейшего теоретического рассмотрения его текстовой модели в линг-ьистнчоском, стилистическом и ланровом аспектах на более широком ■ сопоставительном материале.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях■ :

1.Актуализация художественного времени-пространства /в соав-торстье/ /Доследования, по общему сопоставительному языкозланям. Тарту, 1988.

2.Ритм художественного времени-пространства /на материале рассказа Д.Г.^оуренса "ïlxiàgs " // Деп. в Иь1СН АН СССР. Библиографический указатель ЩЮН АН СССР. Новая советская литература • по общественным наукам. Языкознание,£ 6, 1989. _ _

СJ@Cs-