автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Категория художественного времени в онтологии изобразительного искусства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Категория художественного времени в онтологии изобразительного искусства"
ТЕННИСКОЙ ГОСУДАРСТВЕН!Ш УШИЕРСаТЕ?
¡¡.ддшхшпиши ■
На права;: рукописи УЖ - 7.01
АНДРИАДЗЗ Давид Сергеевич
КАТЕГОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕШЫ В ОКТСаОПИ ИЕОЕРАШТЕЛЫЮГО ИСКУССТВА
Специальность 09.00.04 - Эогетика.
Л в г о р о мера! диссертации на солскшшз ученой степекл "кандидата философских паук
РаОота sisiojsjeua 11а кафедре эстетки Тбилисского государст-вэнлого уаизсрсжтота им. К.А.Даавахиивали.
Пяучяш руководитель - доктор йилэсо'Ъглах наук,
npoîaccop А.А.ТКЙЛАЛЛДЬИ
ошонзктн: - доктор миоготазко: наук,
профессор Р.Г.'ИШШ^тлЛЗЕ
кшдвдпг ф'.:лэооаск:;х наук, доцент З.Н.ШАШУВД53
Зеду^цая организация - ТОклясская государственная консерватория и:,:. 3 .Сарад.™1пз:иы, кафедра dctctîiïki и кскусствозкатш
Зачата состоится "{3 " ûej/e-fj}^ I99C г. в /У часов ка заседании скеццалкзирозйшого со-зега Л Uj?.03.20 по залоге дассзртацаи ка соискание у чело:! столени доктора философских ьаук при Тбилисском государственно;.! уязвзпсатзте 1ы.И.А.&»за-яипвллл.
Адрес: 380028, Тбилиси, лр.Л.Чзвчааадзе,1, корн.2, факулъ-■ тет филосояш и из:и:слог;г.:; щ'д.Ж;.
С диссертацаей ыоню ознакомиться в ¿¡Сдюгоке университета.
Автореферат разослан. " " l^io^/f/Ut Ii-t C г.
Учений секретарь сцащализцроваккого совета
rfff* /«A» J. Ц Л. 3. Г.v 1 < ШAI L; Î
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРНО Я ПСА РАБОТЫ
Актуальность тема исследования. Динамика. философско-гсте-тическох-о мышления, подчиняясь законам внутренней логики, привела к необходимости построения новой общетеоретической модели искусства. Одной из основ подобной модели следует принять опре-делеше как эстетически-познавательного, таге и' бытийного статуса художественного произведения, что подразумевает анализ категории времени и пространства з художественном творчестве. Философское осмысление художественного "хронотопа" смокет помочь, в решении такой принципиально дискуссионной проблемы эстетики,как взаимоотношение искусства к действительности. Ведь эстетика, как говорит Г.Риккерт, начинается с вопроса: чем отличается художественное произведение от изображенной пли яивей действительности (Ценности игзни и цешости культура. - "Логос", кп.1, с.2$).
Значительный интерес к категории художественного времени вполне закономерен, так как в нал век время становится своеобразной мета-прсблемой. Более того, монга говорить о становлении независимой науки под названием "хронософия". Как правило, осмысление времени и пространства всегда связано с прогрессом ес-тествонаучного и гуманитарного познания пира. Сегодня, когда деятельность человека как субъекта культуротзорчества, обрела планетарные и космические масштабы, да и феномен времени обрел особый смысл, время сферы пгаых организмов (биосферы) и сферы деятельности разума (нооссреш) измеряется научными методам»:, что
о
является своеобразным толчком в исследоЕШПы времени духовной ЛЬ туры.
Современный человек, потеряв непосредственное восприятие временя, потерял и его бытийное пере>:-шаш;е, и поэтому обратился к теоретической рефлексии о времени. Это поиск "утерянного
вре:.:з;:ц". "С по.-лощю ху;;о;;.оствс-ш;о11 рекоистругосгл времени худоб-нйк создаем окрздолошгл^ культурней гето о врокепа к старается лга-'-гс вооогс^евпта чувскзо »гсуловямого течения айвой прцродн в уохгуз'.чзском 01;т:ас ^да -пода. А это свдцетольатвуо-г с налк-чы процесса аойска иоз:;:: цэнпосте!; путем гсорзипескои рзфлег-с-п: о зос.:.-1:!.;, щюдвсса, »согорай. поляосгка подчиняемся потоку соз::.'яа;я творческого субъскта и говоря? об эволэдан тег.'лораль-¡ш представлен;::'! челоиекд. В оиссойо темпоральных представлений ЧОЛОПека ПОДООШЗ ¡13.70псшш, со свое!! сторо:ш, ОТОбра-'КС.ОТ и ;<гароЕоззрэн-:с-с1".:е сдакм, цроте.ж:л-2 з недрах культуру. ото опрздо;1йот 1:р;ипаи;:а"1Ьно ксаое сгео-еошю и вракаки в худокест-
вйш'.о-.' ТБОрЧ'сство выспо:.' проявл-л-лы КУЛЬТУрОТВОрЧССТВа,
Стог:.:;;, тт.л~1аоо??.7":остт-г 1г>оо?к:.-ц. Как в советской, так а в загадкой (Г-илосойско-аста^чсзкой и искусствоведчсской литературе проблема х/доксств^шоло времени, как правило, рассматривается в какроксто т.::. времошио: ис;сусси». И его попятно. Вре-кепиая спсцпфтаг в "ягако:' этого тгаа чскусства дана сюлее ела шнее кетосредстьонно. Л едссъ сразглшлъно неисследованная целина - т.к. просч-анстзениые искусства. Экспл;а-.ация констант кодированною в лро^звэдоння.: 1:зооразп?ельного искусства воеке-на и вктекакдаз огсцяа фшеойское "оделхроьаниз эстетической ■гегляоралыюск: трейух/г спощгХтнэексго анализу. Это даст возможность реконструировать не тслько те:.н:оралькость проз:ведения изобразительного-искусства, ьо и темпорэльноеть оототкческох,о цредаета воооио. ■
Традиционно анализ зстетпческого фуккцчош'.роЕглич художественного врз:.-ен;1 проводят в гносеологнческо.'.': аспекте. Художественное время рассматривается как фор:ла художественного отражения и цреобразевашы физического я педологического времени.
Однако гносеологический подход к проблеме, который осущоствля-ется в трудах Э.Сурьо, Р.АрнхеИма, Дд.Гибсона, Н.Волкова. В.Фаворского, редко учитывает конституирухглие характеристики темпоральных структур з произведениях изобразительного искусства,в больаей степени доверяя времени субъекта восприятия. Рассматривая произведешь изобразительного искусства в аспекте визуальной организации и вытекающей отсюда эстетической рецепции, они применяют психологический метод. В рачках семиотического подхода хронотоп произведения изобразительного искусства рассматривается как знаковая система, а само произведение - в семиозисе, т.е. знаковой ситуации (Л.Жеган, З.Топоров, Б.Успенский. Р.Якобсон и др.).
К анализу художественного времени как иерархически оргадлзо-ванной системе ценностей обращаптся В.Боррингср, Р.Ипгарден, Р. Фраи, П.Фражастель, Э.Пшювский,*II.Флоренский, Ы.Бахтин, О.ой-зенштейн, Б.Виппер, Ы.Каган, Ю.Яогман, И.Данилова, И.Семенов и др. Их исследовательский метод учитывает и онтологический подход к проблеме. Художественное время ими рассматривается как оптическая характеристика эстетической структура произведения,что в определенной степени указывает на субстанцпонную установту :с проблеме и подразумевает, что произведение изобразительного искусства было осмыслено как феномен, подчиненный внутренне организованно завершенному миру. У истоков онтолоютеслой разработки проблемы стоят Ы'.Хайдеггер и Х,-Г.Гздгмер. Фундаментально-онтологическая и герменевтическая реконструкция произведения пс-кусстза представляет собой тот огас философского' моделирования объекта исследования, который дает возможность перейти ст метафорического пспользова;с:я самого термина "художественное время" к разработке "эстетической тем.поралъности1' ::а!■: научному понятно.
Основная здль иоцдодовакАг - аг^жз фушщгоняровагаш времен:: в лроазвздегпи изобразительного искусства, вытекающее отсюда осшолеппе его астатической темпоральной специфики и связанное с га.: 'раскрытие функют худол:еетвекшго времени во вза-ишотноиении коигоненюв ¿с^гт::чеог.с;: йормы пластического образа.
Для реализации зтой цела в диссертации поставлена слздуздпе конкретные задачи: дать дофкгоздпо художественного времени как эстетическс.2 категории и вияеппть- ^кцпонпровакпо це;:аш13ыов данного фопс:..сна в онтологии изобразительного искусства; определить игрсзоззршпескую функции художественного времени в эс-тзтччесхо^ с::ст?1;е искусств определенных историко-культурных глох; к-тасск^ягтооБать форм! времени в пространственней структуре произведен!;!! изобразительного искусства и провести их ис-торако-сравнатглыЕк! анализ; гэделнрозакь теулоральную систему пластического образа в оотстическо:.: контексте худо::.ес?Бешгаго ;я1«:еслса; определить темпоральное содор::л1г.:е просзвздения изобразительного искусства в аспекте его ¿я эстетически ценностного смысла; на основз анализа временной организации произведешь изобразительного искусства выявить ушшерсаяьнуи специфику эстетической теимральаостл.
Теогетитеская " котодологотеокач база :;;:ссс1>гзщи1. В качество такоЗ базц диссертант попользует нау^пше достигали советских н западных философов, эстетиков, культурологов, а таю/я теоретиков, историков и социологов искусства, психологов творчества. Поскольку функцпоннрование .художественного произведешь непредставимо без зстетичоского субъекта, исследование его эстетической те;люралыюстц параллельно с онтологической вмецдет £ себе пюсеолохэтасхсш п аксналогзчесья£ подход. 3 диссертации
использована философская модель человеческой деятельности,которая выявляет процессуальную природу художественного грелгве-декия. Использован принцип единства лзторлческого к логачс-ско-го, методы сравнительного и историко-срашктелышго, структурального, феноменологического, экзистенциального л герменевтического анализа. Названные методы исполт-зуится компдексяо.
Научная новизна диссертации заключается з специальном исследовании природа времени в изобразительном искусство, в частности в конкретном освеаюнии эстетически темпоральной характеристики пластического образа. Исходным тезисом взято-утверждение, что время является одной из спещхфпческюс. особенностей существования художественной реальности. Новизна зтэ конкретно формулируется в следующих полой®киях, выносимых на защиту:
- художественное время произведения изобразительного искусства представляет собой синхроничность перелсиванця пространственной структуры произведения;
- эстетическая темпоралъность изобразительного искусства предстает не только в качестве прсцессуалькостн эстетической рецепции пространственного объекта, по и ностхлонием виртуального времени, существующего в оптической структуре худониотвея-ного образа;
- художественное время является средством рстеткческого конституировакия духовно-сверхчувственного содержания заднего плана художественного произведения в перзднем плане его субстратной "конструкции," существупщей фкзичоско-чувствепной форме;
- художественное время -- интегрирующее начало формальных и содержательных, эмоциональных п интеллектуальных моментов произведения изобразительного искусства;
- художественное время - специфическая кате.тар:-1 комдап'-
хицип рсйгшпекта как эстетического субъекта к ^'додественлому произведен:!» как эстетическому ойгэкс^;
- зрг»£ з ¿зс^разгдельисгс искусства суи'ост--.уст ьа р^алнт, г
- вре:.": о з,г.с > ль:л;. ¿¿гй'.гчсскмс алнелом существует в нде-апъко.л произведен»!;
- худол^стнскгоо врекл в гдатетичосг-ом искусстве йушолнокп-руот как феномен гхнщретпзд категориальным статусом, з ентимп-кетнчзском лз - как феномен, облздагцв! статусом абстрактной ■сагегорисльпсетн.
Пг.аст:чеокал послсдсвакля. Оскопило теоретические
голжняя и результаты диссертации могут быть использованы з худокас?.зенйо£ критике, где до сих пор категории худозкестеси-иого времени и пространства часто Есдользуглтсл с неадекватны поверхностным ркаченнзм,с лклде2 сссмистической своевольность:-.), без осмысления астенической тедиоралькоск: как философско-эе-теткческогс понятия. Некоторые результаты работы мозео использовать з практике учебх^-дедзюготэсхой деятельности, в частности, как в процессе преподавания курса эстетики, так и при разработке спецкурсов по западноевропейской эстетике-, теории ;:удок£СТ- • Еенного творчества, тоорйн и аотоши художественной критики.
Алпооягда расотк. Основные идеи и лолшшя диссертации нал-т отражало в мурнолькы:; к газетных лубязкздаях автора и его З'лс-туанлпях в Тбилисском (1383., 1935, 1388 гг.) л Кз-зескои укигярзктато {1984 г.) на кодфзрзздгях и проблемных ссг-шаца:; молодых ученых и аспирантов. Диссертация обсушена на засадш-и каперы эстетики (10 октября 1950 года) Тбилисского государст-е^иного уяиззреите га таена И.Дтавахипвили и рекпглецдована к
От.7ктутп диссертации. Диссертация состоит из ззздендп,четырех глав (вклшащпх в себя 10 параграфов)," зс.ггличогсл к библиографии; Работа изло;:Ена кэ 188 страницах, список литературы содержит 2Я6 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ!] ' Зо "Введении" дается обоснование актуальности то:« диссертации, характеристика степени ее научной разработанности, скорму лировазм цель и задача исследования, определена методслог;:че-ская основа исследовашш и его практическая ценность, указаны моменты, которые определяют ее научную новизну.
Глава I - ''ФллососЬское понятие времени" - состоит из двух параграфов: I."Постановка вопроса"; 2."Вре:,н.Культура.Ценности", в которых прсслз.пнзается эволюция времен как философского пс-л нятия и выстраиваются те методологические конструкции, ла основе которых станет возмо.тисй смысловая реконструкция собственно худо:хественного времени, или яе времени, сконцентрировавшего в эстетических образах. В главе исследованы те мыслительные ситуации, которые сопутствовали генезису этого понятая. '
Диссертант исходит из тезиса, согласно которому категор'.ги пространства и времени - общеонтологпческие понятия. Как правило, онтологические проблемы з эстетике ставятся в аспекте осмысления способа бытия эстетического предмета. Исходя из этого, вполне закономерно данный предает характеризовать у ¡пш ерсаль ними категориями времени и пространства которые дол;пны мэдпфпцнро-ваться соответственно природе эстетического бытия.Исторически эстетическая наука ориентирована к гносеологическим проблемам.Что 23 касается проблематики' эстетической онтологии, то фундаментальная постановка и философское обобщение является делом б.удуцзго. Азтор коротко характеризует исторически сфор:.гпрога!шыз луг::
осмысления .егкулоик и что Бремя с давних пор счи-
талось ксрр^тс:-; Зпервпо Кант уолыталзя утвир-
дгиь озтолэ.- :.чос:;?.> времени до отношокша лпос^ап-
си:^. 1»о. он кз уол-'.1: траноцедоитальпсс скогдолопае
ьрс:.;с;м. оз^:;: фу^амплтальпс:: очтологпи наз.члазт
г: оити?". онсолс-
:::г.-зрцре?ацгл &гг*я как таковогс рсшс/ае-гся как тсгиЧпрааиость о::.тш:" (М.Ха1'аеггер. &т:с и врем^, Т6.1С-Б9, с.39).
Зр(з!П - сдн.'- гарактерцсгик культуры. Та к.га
икая :к?зриретац::я зроизаа проявляется в определенном историчного.-.: типа ку^турч. 2/онпо п аспетсте культуры и ценностей жллк оно как потззртое измерение быгтя. Если физическое возхя .¿лохслогическн :ац;аффоронтно и яздяется линь предает.: естественного лоз на::.:;:, зремя, конституированное в феломеаах гудьтур::, есть-предмет не только познания, но к ценностного осмколс.ыя. Поэтому одной из функций культуры ярлястся постл-г»нп8 ценности времени, ил:: гв времени как целости. Проолема отдодащк культур*.! к времени рассматривается автором как проблема изменчивости человеческого бытия. Исходя кз этого культура донг-мазтея как созда:п»ая человеком историчз&си развиваемая система материальных и духовных ценностей. Здесь же подчеркнуто различи;? цегзд язл-зан;-:.^.. цроасходяивлн в астрономическом вромеи:: :; кетсричноста культуры, отмечается, что феномен культуры влгзчаеу все три модуса исторического времени- промого, пастояззю ь 'юлеоленч^пкого будущего. Только таглг: образйь: лоч.'ПЙ лию-гок культур: г&тнмаея место в цсурокоыачзсту. вре-¡леи;. С-, озооЗ сторсни, лсгсрлчиость культуры - цоннсстеоо по-иясио. 2 пком пе:ш.:и:иих статус цскгосп культуре щвдает древ-
ность. Именно после испытания зре.менег.: культура утиорвдаотся з системе ценностей.
Глава П. - "Зт>з:.ш гак эстетическая лпобж.га" - тетаз состоит из двух параграфов: 1."Зре:ля.Пространстзэ,Рит:.1." 2. "Время как объект философского анализа".
В этой главе дана попытка рассмотрения многочисленных асие-ктоз проблемы времени в отношении к параллельна.: ему категориям. Подчеркнута органическая сзязь категории времени и пространства, з частности, выявленное Лайдеггером обстоятельство, что зремя "есть" пространство. В этом смысле время является "истиной" пространства. Время дает пространству возмозеость "открытости". Время как существующее внутреннее психическое состояние "оифываес" пространство для человеческих дояшш.
Рассматривая логические парамзтры концептуального и перцеи-туального времени и пространства, диссертант ставит вопрос о механизма их функционирования з эстетическом предаете. Произведение искусства как эстетический греда;ет, существующий в физическом времени-пространстве, представляет собой всего лждь материальный объект. В концептуальном времени-пространстве зто произведение является вырач^кие:,! определенного класса реальных и мыслительных ситуаций а пока еце не является "произведением" в собственном смысле этого слова. В диссертации подчеркнуто, что перцентуалыгое время-пространство эстетического предмета существует в мира субъекта. "Вне" подобного :ира его не напти -он ценностные феноаген. Перцептуальное время-пространство - источник эстетической информации. Оно необходимое условие художественного "хронотопа".
Исходя из этого, диссертант характеризует эстетическую цоо ритма и рассматривает фор*лц ого проявления: епмметопя и орнамент.
^¿ссертгн? определяет различая, суцеству:хис меэд гкво-есю л срдаггокад:.-: с гочггя сро:пя оатютзскоИ срх'пиизглзд;'. к , "í-j .;oo:::.;:;Tp:::n;:iü, i"';".: в пространство
чре^-.г.ркс-ед::/.'-;.'..'.:'■; г&Сгсзгхоаыих ; ' .• о'.".-и:т:'. :: •.г ¡s.ieeT рег^гр-
коротко разлл'аа::: нут;' в»дово2
ccts :îci; проблему остетжс: и рзз-
злуайг: тсс:.с о тог, что худс2.:аствс:п.'00 втем.1 цредстазлдзт codoíi п-!25г:гчеокуа iui¿oi-oc-.u, которая цатая? с з^допастветда; пространстве:.1 эпрс-дсл-гз? гракгса г.сэду ;тостраксгведша;«! 2 вре:.:оц~ ."хгл y.c:-.yccTBc:.*i и воссс^пвлпвас-- п-стрскнке згйкошлориостх: р-а£ь;;тгя cc*icr.:mocko¿ >ï-oi:,:iî иезду о&п дву:.л шг/рологлчесг^;:: тхяа«;.: лску'ссша.
3 snoct-pïcva в онргдохагзк:.: сл:одс. раздзлке тся мнение о 1С.", что црспззедеже изобразительного искусства обладает "вну--pvuzr^.', врзг/.знкг', которое, со cBooi: с крона, :ке?г "стелларкул;''' сспуг.руру (ó.Cypáo). Дчссартап? учаазас? п nojiCSJEie с тс.м.чтп чилозеческое восприятие, ajxJCïpaiicTBCîUîîJx азобрагенгл протекает во времени л восдрннкмается дискретно (il.íxopoacKiúl). Исходя кг огого, хартхнлоэ лолз. органозовано не только про с транс тв с к-Я.-ЛГ.:, ко и вром?нншл: rpaicc^ni. Рецепкл подобного кконгсческо-ге "токста" распределяется отдояьзыо p::ï..::4sc:ci:e такты к ¡¡онтаглш.
!Ь, хес-ютря ка охгЬделенлу-.э дискретность всепрлятля, врз-УС1П.С4* лрлгода арокгт/шйгасчлт искусств характеризуется nphu-сд кшрз^екноетъз. Дело a год?, что л боль^'лст^е слу-чя?ь грс:.а ронехгдли арсЕЗВйдепзяг л время sove—
ексгс б\л::я c?¿k>a'o крелззедслпя. Раз оптическая характзрп-
стока изобразительного зокусстаа заклгсаеуся в пространо^вея-ности, следовательно, существенной темпоральной :ар.?лтатл1сгл:-кой этого искусства надо считать синхроничность^ Исходя из зто-го, рецепцию пространственного изображения нельзя .галатть за спещгфнческую тслнюраяьцуо валентность бнкя произведения изобразительного искусства, хотя диахротшчпость в этом типе искусства основывается на синхронности и на ней ке строится. Несмотря на это, длахропдчность не мозет изменить тмлапзнткуга природу пространственных искусств.
Таким образом, вдзно резюмировать, что темлорашгость произведения изобразительного искусства обозначает сниу.'с&ташое переживание эстетической структуры произведения в настоящем, притом настоящее это не лишено длительности, оно объединяет отдельные модусы времеш, как прошедшее, так и будущее, когорыУ пересекается з симультанной плоскости произведения, -следовательно, симультанное постижение произведения изобразительного искусства как эстетический акт само тест темпоральную структуру и не зависит от времени зосприятия пространственного "текста".
Глава Ш - "Художественное время и пространственные искусства" - состоит их трех параграфов: 1."Миглетпческо-антпмзтиче-ское как эстетическая оппозиция"; 2.''Структура худопественпэго времени в миметическом изобразительном искусстве"; 3."Враля в антишметическол кивсписи" .
Диссертант исходит из положения, что гятметическая эстетика - база-для искусства принципиального "страдания", а поэтическая эстетика легдт в основе "ц?еобра;:гш:я". В мкметичностп подразумевается эстетическая платформа, согласно которой искусство находится в "зеркально;.;" отксазнии с .миром, з отли-п::; от антимкметичности, где худрааяс - "демиург", и на 71'-го аозле.-
*
гопа -.'.нсопя создания свВФлздикэ павой иуде-тзстзэппсй действительности. ^тметнчозко-аптпм'птетпчее^ая йссо'лгыская onnco:i-и?л - cBoeoCmsKaS модн^^чацпя Ползз 1.::ро?:о:.: оппозиции - изоо-
.'Со:: мнметпчтзк^я, v?:: i апл1:.'.;г.„о'."-Г{е-о::-гя гстетичоскол по-зпцпл р итого - огдистока ;:y/;o;.ao;t<;:i;nro мплгсопза (з широко:.: поки:.:аН1п: scoro поняшя - пс Э.Луорбаху). 3 ома случае инмззпс иодразушзаоя гштуэ л«до:»о-гвjшю-бсгстичзску^ трансформации действительное:':: :сг.к нроязлеппе человеческого iterar., аогорас, со своей стороны, лвязз'л'оя дпалзктзчоскам единство:.: сходства н различия с предчотсГ;: к цтод-леяькн сбстсдтзльства-Ш. В стой случае диссертант oüpas^re«: к термину "интервал подобия" предложному -чоысаагл сотеяжои С.Шабоуком. Исхода из этого, как .штураяистичеекад, та*: и .тормзх:ст;1чзс*сая ориентация худо;2ш>са направлены л утвоогдекпо йормальной функции интервалов. Отсэда двойная тенденция: ''натурах;ст;жскпй формализм" и "имманентный формализм".
' Диссертант подчеркивает, что нельзя соотносить м.-мзтпчос-■ Kits иллюзионные элементы произведения к цельную остетнческуго структуру цроизвздвнгя, и наоборот, пеглнметичеекче элементы црэкзведения нельзя статрдъ отражателями ант;г.пметичес::ого ас-' . тетического преображения. Кроме того, нельзя убрать как из миметического, так u sc антг^нилгтпческогс искусства но-^тие эстетического идеала,- Диссертант выьвляз? еда одну характерна;;: cccieiüiccTb м.тметнческого и аитпмтгметичесг.ога искусетза. йто Ч'до^-лсзсяпго-истотичйское абеттагерованце дейслвитзльксоти; Лвтсп связяваэг иго' с абстрагированием фежл, чл: элементы в боль^м иоличество продетая тепы :: в ::сг. чет-туг.?', аг2 широком лошл;%-:.г:: мттмезчел не считать м/петпчссклм искусотьстл в том смысле,, что, созвал
жудоявствегасгЛ г-скрокосмса. худояпж-аСсг-глшошп".' подасг^? макрокосмосу, оСъяпляя недоверие пртаодп-хл яелсяя « гак случайным формам, роздениса в критически:1! i-:oí.kjí:v зо..гг-:н' . пра, <>:'-радаетсл к более верному источник/ - ар.лгинп:.:.: i»
тексте подобно:! постановки вопроса могло сгс^за-Ь, чд> !-
ческой искусство - конструирование реальнее?«, а а ru: vx-j т::-:сс:с ы гло искусство - реконструкция реально яопструпроьалггого ва. В отом аспекте, модернистское искусство - пр^офлгмпо от-раэзнноп г.ишзткческим искусством реальности.
В зтои главе диссертант анализируй г структуру ::удэ*ест1п-а-ногс времени в миметическом и аатимемптэт.*око:.; '.'екуосгзе, рассматривает их мировоззренческие основы, ксюрпс. формирование темпоральных концепций в искусство тон или иной исто-рпчоско-культурной олохи.
Используя историко-сравнптзльный мет-од, диссертант подробно рассматривает онтологическую и гносеологическуи дочку искусства античности,средних веков, возрождения,маньеризм 1р*ко) Pb-коко (А.Вата), романтизма (Бзри«;о) импрессионизма Ппоспглпесеи-ошзма (Сезанн), выстраивает опредзлвлчу» койцсагуадьцуы систем, определяет характер эстетической образности искусства :/тнх энох и соответствующих конкретных темпоральгак ¡:де12.
После теоретического обобщения богатого ошлрэтг. ского материала автор резюмирует, что нласс"'час;.а;: -.же-лЛ-ш:^? 'изоиись свои вро:ле?!Иу,о структуру обротает в картине, опирг-ета: на ратурлу:-! гему" п отличается приггатом сю.'лат-.о-ообптплнсго !>:>.• .t,-Hi. Zot.'I, с отлично от зраменкнх искусств, зтл'.с.гамч мсгго изобразить только один момент какой-то лсюрпл {?..'1ы«г--дзн>. Заа^татлеи» по repino мо;лю лагере-; урп'глл сглсоJc-ля, с •«>-глогзй .tocopic! ccóut.u развертывавзо аримеги. ¡Гоходч из •• •. .
сама история и сопутствующая ему темпоральная структура выходит за рамки содержания картины, которая способна фиксировать лиыЬ только огрзделенное "теперь". ,
Пространство зл^вокисаого произведения - кривое пространство. Это сфероидное подьишоо иоле, где круговое расположение зещей Создает у зрителя чувство ¡сос.лпческогс единства. Охват вецеи в таком активней, т.е. деформированном, пространстве обозначает охват этих вещей и во времени, который, со своей стороны, подразумевает конвенцию двух основных моментов - "предшествующего" и "последующего". В зтом случае обнаруживается своеобразный Еременной "скачок". В процессе генезиса "языка" изобразительного искусства, этот "скачок" растет, следовательно, сокращается интервал меяяу временными пу;отэми. Они Есе теснее и теснее сбшшыотся, и, наконец, сливаются в импрессионистском мгновении. Чем экстенсивнее пространство произведения швошеи,' тем интенсивнее его тешорельнооть. Чем интенсивнее темпораль-ность произведения, тем меньпе интервал медцу временными моментами, II наконец, полная лизевидация разграничения этих моментов, со своей стороны, определяет изменение пространственного статуса пластической формы, отображается а эволюции эстетического образа и завершается полной денатурализацией л превалентом времени над пространством в модернистском искусстзе.
В модернизме снята всякая задача худоясественной фиксации явления. Сккетнее время Произведения здесь сменяется временем эстетической реакции реципиента, хотя это не исключает существование бытийного времени произведения.
Диссертант подчеркивает, что миметическое искусство опирается на такую мировоззренческую установку, которая признает время как более или менее объект1,шнув форму бытия, антимимети-
ческое зе искусство воспринимает время как /арлктерное свойство человеческого сознания и результат его эмонлонатаю-ллто.'пзкт.у-альпоЗ деятолзност.;. Это последнее создает оуб-.-ок-иг^гуп глк.ч.х> времени, на которой эсноганэ с.'^н: пслуо'У^с, ••;..! --ли -
щее свои ;.ететиче;:к;::; с:а:,/е г. коп/. ;:::■: то л::;лг.;:с::о'.'с и ■.Гопоме-пологического времен;:.
¿'одврнпо:: поставил на пореда>:« »ипп дзо!;лу;; когИ5п:<х») менп. Одна из зтпх рассматривает врсмл ¡ж: пгпрерняиил устный ноток, вторая орсечтароаага на д-юг^л:;.;? .\'гглл«к¡3 этом кснтзг.стс диссертант анализирует тгмиоряглшо -.•хвдякаг <1(У-турнстоя п куснстсэ п отмечает, что оип замен:;,::' физи-
ческое, персональное зремя нрззлыпы, „мгпрло-
нальншл временем. .
Диссертант констатирует ту ^слптольку:') ентудада), » которой, начиная с пягроссионизча, окхачая абстракт;::¿и гклпргч-сяокйэм. художественное ирсмя рассматривается как глгаоьундс-; Темиоралъ-шЗ деааз этого искусства - фаустовское "остчнгглг-ь. мгноваиь.:, ты - прекрасно". Таким оегазом, темпоралньая систзма нового г новешгего европейского ;:скусстнз. облечена приматом "мгповзглол детедминиз^ции". В абстрактном экспрессионизме и его цездкии дпфикадии-ташнсмс: момэнталькосты) оцго.сс.пвтся как акт гоздеии.) "картинн", так и акт ее рецепции. ТаЕНстск:;:! ысмент ■л^лич.-Г;'; длительность. *го касается гес^с.тр1Поо/:"~ -хЯ-т; шаик;. -.-о сдел'.ч стремятся к единству мгновенности и з^'шс--:тои-'оо ности.
- Позу:: зстотическул модель :л;ра и ого г./ .ле:-::> дотсрм"нади:о даст ст.преалиэм, для'ксторпгс -г/цеотв ппп с-'^о::.* пстср. спорхреальности универсума. ь,-. по
::х£шэт вместо, в аолокуплоога л о;,нов:-лс.:ио. ото ген. '. по:-..
соответствия ограниченности и безграничности, времекнбго и сворх^ремешюго, наоса и космоса и т.д.
Диссертант значительное внимание уделяет времени поп-арта и оп-арта и рззширует, что эстетическая темпоралыюсть поп-арта основана на идее недвижимости л неизменчивости физического времени. Сливолама педвикдчого, остановившегося времени являются "мертвые" предметы. Что касается времени ол-арта, здесь вое зазксит от фактического времени зрителя. Следовательно, здесь сшегаэе и авторское время устранено. Темлоралыгасть опарта - постоянное двь-книс раз заведенного механизма. Такая концепция зрзаена в гипертрофированном виде предстает в кино— ткческом искусстве.
Итак а миметическом искусстве время предстает как кенкрет-но-ивдгаидуальная категория и определяется илтозионистско-на-турзлистичсской ориентацией стой эстетической модели, которая 4 опирается на идею гармонии человек и космоса и выявляется в- ■ кудодеотвешюм отображении трехмерного органического мира. В актишилетическом кз искусства время представляется как абстрак-тно-униЕерсальная категория, которая основана на идее дисгар-'-ыонии человека и космоса и, следовательно, дегуманизации искусства. Лптлчкметическое искусство, не признавая глубину органического ¡лира, со своим плоскостным формообразованием, подталкивает, воспринять и эстетически познавать сотворенный ш художественный мир в ввде мгновенного эстетического акта. В этом случае плоскостность, как качество абстракщш трехмерного пространства, максимально открывает путь для феноменологического времени, которое конституирована в самом произведении как процесс репрезентации эстетического предмета.
Глава 1У - '"Основные определенности художественного воеме-^¿л" - состоит из трех параграфов: I."Вреди.Знак.Си.',шол"; 2."Вре-
кривая форма пространственного образа": и 3,"Бутия ¡: ере с? ху-дояеетвенкоге хгрсиззедения".
Автор делает попытку рекопструиротилд :лГ >.::
модорнисгекои скульптуры и проангг."г:::л:р':.г»".ть д.•.:■.:-
ответного времени в гг.рлого:: иптуац.:" мог;<,р-:ц:;:<'лс.: лкулы.турп.
Здесь он исходит из полозе лж, что модераиг. ■ но оводаа знаковому еостроокигз подтверждает распространении!: 2 сааре чошдпе эстетических теория:-: тезис, что искусство - г, то онстемло орга-яизовшшьй язык. сясер'ально озгаяавАиьг-зтся кг. изэрчесл-з Г.Уу-ра и пр:;ходит к «¡¿воду» что в его творчество илаотиче^кг овеществилась философами ''роздаэдрго врзцежГ, эй; а^гзди» «*:ризке-нуь сатуаму бытия. По мнение диссертанта. ксмг;оз:щи;'. мура в езязи с т.н. "малым" временем проявляют историческую форму. о "больпкм" же временем кх. связывает ь-нфолог*ичссзс/и а сг.алогический план "рогдащего времени". Обобщая эмпирически:: материал худо&естаенной ¡фактики, диссертант характеризует темпоральную концепции классической скульптуры как «укцеаснв1гую ячтвгргцкп зкачов-индеьзо!!, а врзменчуо сухость модернистской- скулъпту-ры он видит з симультанном синтезе знаков-символов.
Мастера " органической' сколы " гюдеъяястскои скульптуры юзеездавт такую модель мира, суть которой
проявляется з иикличьо]! логихз б;-'тия. Несмотря яа т^гматнчго. цротязопостазлгкго пространства и ооъема. их ирсизвгдс:«я щ<о-возгла!га:э'-' идеи у.чниерсального пор;;.хк» и эш:раьтол ;са ?д.уоло-гичесхуп концзпцйь. зрекешг, которая указывает на сверявгь-лп-кос бит::з.
Рассматривая ароме-шум сорту пространств -итого обпаза.д серталт сраанпвг.е? друг с другом худохсстлеинис- до:;е:.и ::..обр«\-менгд яг!й2н,зк>" и "внутреннего" чолозглс. (теомя;и .л.Бгитиич) ь освоиает мировоззренческие ир;ал5шу античил-о и
христианского периодов.
Христианское лудолестзенное мышление противопоставило грече-ско-анткчкому телесно-предметному мировоззрению("внешний человек") духовность и перенесешь акцента на проникновение во ьнутрешгли кар человека. Средневековое искусство рассматривает "внутреннего человека" как воеменпбе проявление трансцендентального субъекта. Формами его действий являготся самоуглубленность, медитация, контемпляция. Эти пспхсфлзичоские состояния состав"" ляюг то содер.'каниа, которое являлось основой эстетического-гносеологического смысла медиевалъной эпохи. Подобные состояния, как безлкчнсстнйе, общие психические модусы, характерны такде для "прогатонистов" политеис.чгческого искусства.
Мссертант приходит к выводу, что, если греческая классика времз'.шу;} форму пространственного образа мыслит в виде физического времени, тс е средневековой пластпке врсмегаая форма про- -е траке тзенного оораза является психологическоы.
Такт.' образом художественное время aiíтичнoй скульптуры -время настоящее, а теыноральность готической скульптуры является выражением экстатического охвата во всех трех модусах времени.
Новые формы темпоральных фушсций пространственного образа формирует высокое Возрождение. Ыикеланджело отрицает как трече-ско-классическую, та:: и ередневеково-готическук модель временного моделирозагсш .пространственной фигуры. Адаптированную греческой :{лассикой человеческую фигуру и гармонии ее жизненной воли ШкеладдЕоло неожиданно перерастит в трагический конфликт тела и души (или фигуры и воли). Пластическое движение как новое художественное осмысление временного феномена дает эпоха барокко (.в частности Бе рыт;.). Барокко представляет не просто движение, I а движение как средство передачи впечатлении от событий, прояс-ходяпих в'о времени.
• Скульптура XIX века полностью подчинит д2на:.гн:о-'га-.'Л>-!2,:..пь-ное мотивирование пространственного образа псиязеддшпгл с.-.л'/дъ-с&м и сведет стабильное физическое до мгг.-.ь-лпого
цпскалькэго движения. Роден ирнлнссст а ег:т' цка шаг. ких своеобразную „«л-афору цгпиеншю поре к
пространстве и наоборот - д-рострачстволгою - э: унп.
В диссертанта: выделяются две модели су^ествимант деяня изобразительного искусства: субстратно актуальнее ^шествование а собственно эстетическое или поомог^ое, »иотуальаоо судестЕОвакю. Автор разпизаег тезис о тем, что художественное произведение - эстетический предает, обладоюцаГ. ддеогаякм способом бытия. Изобразительное искусство но удовлатьор^.е'-зл указанием на актуальное существование предмета, сродни гусссрлов-ской "феноменологической эпохе", она воздерживаете;! от доказательства су'дсствозаш'л предмета или предметного. обстоятельства, хотя но отрицает очевидности предметного суцестьовакая. В т;у<ом случае, это пережнвшше - указание очевидности, т.е. это рефлексия, или жо интенция от факягеескл дашюго иродмет.ч к само:.?' сознанию. Именно поэтому абстракционизм не отрицает прздьыгнос существование, или точнее, постижение предметного суцесгвоьатал, а заменяет инте1£Цлональлость этого предметного существовала, .феноменологически?;! углублением з сознание, в следс ть и;- чего ■ логе? быть установлена феноменальность ^гк^л^от.
Л'лбое ¡хропзводокие иа;усотза по соое.ту сбсеонтодогп'геок'.".'." значения есть представление. Существование художественно.: без образа невозможно.
Дпссортаят рассматривает слссоб существования обгпз-., -г- " . терему пзобрглгчпе имеет пря^уп связь о пра- ордзом. ^р-к-ср ссотнигления образа и прз-сбраза с-сть познание кра-оСрат I чур.
изобретения, Существование образа лоептся в основу онтологического спосооа отра:;се:п:я перзо-образа,который осуществляется в репрезентации.
Процесс репрезентации хорошо проявляется в портрете. Произведения изобразительного искусства, в частности портрет,предполагаю? уплотнение бытия, что означает необходимость связи образа со слоим пра-образом, в альянсе с кш создает некое единство, которое обогащает его бытие какшд-то новым бкташным црсь цесссм.
Временное и вневременное бытие произведения искусства-ссте-.'ическая модификация деух временных систем-исторического и аи-с горние око го. Листоричеокое цельное время монло принимать за то время, в котором настоящее пе мгновение, а длительность. И.татао это настоящее не только гносеологическое вреш, а в лер-Е.ум очередь, феноменологически конотитуирозашюз время цроизве- ч дегтя изобразительного искусства. В этой мыслительно?: ситуации зстетичеекал структура произведения как репрезентация но своей сущности диахроническая, ш результат этой репрезентации он преподносит в форме синхронического образа, а сам образ - еда-., пый смоциоиалькый и интеллектуальный комплекс в дачном моменте времени (О.Паувд).
Опираясь на концепцию Хаидеггера, диссертант развивает шель о том, что способ бнтия произведения искусства, его оптическая определенность по .свое:! природе носит процессуальный характер, В семантике слова "произведетеV закодирована сущность произведения искусства как процесса экспликации истины, его прс-кзБедениз,эманацчя из скрытого и несокрытое существование.
Таккы образом, произведение не становится произведением пу-•л'М лишь изготовление артэфактного субстрата. А если и стапо-с.пся, оцо мертво, пбо не итог. Условием же нпзни цроизведекиа
является наличке в кем вечной истины. Исходя из зтого, истина -движущийся, динамичный субъект, который фугащпонкрует в пронзи--денхи искусства как онтологическая темпоральность. Поэтому о.ч.-о-лопгчоскую" специфику "худоязственного пропзведенля определяет но иудоник или зритель (реципиент), a ¡îcruiia.
Подводя итоги исследопанкя темпоральной специфики П'^онзви-дений изобразительного искусства, диссертант еце раз обгащаен:!. к двум важнейшим понятиям эстетики: цодракаииа и игре.
Игра как основонолагаетдзе начало искусства ноолт процессуальный характер, который доляен бить завершен п п завезенном виде перевошкмцается в структуру. Согласно такому ношелгнии, игра - это структура, йгра как процессуально сбуслсдлешюй эстетическое действие своей конечной целью должна ¿злеть пролит— дение как эстетически значилое целое, Исходя па отого. прол:;-водение искусства ужо ие рассматривается как предмет зстс'.пч.:-ского познания, так как оно предстает как часть бч гппного про цесса образа. Поскольку оно является выявлением бытия образа, его до.та£а характеризовать темпоральнсст^, которая в данном случае в меньшей степени связана с концентрированным в произведем! худозмствэшогл временем. Такк:л образом, темпэральнооть эстетического бытия рассматр^зазтся как одноврег.енность, которую мотано характеризовать как безвременье :uni суцестпооанио вне времени. Бытие произведения изобразительного искуссла. р конечном итоге, .отечено "одковре:ле;шостьч>", что означает щы-сутстзпо. в <?ыки произведения, а не симульташюсть эстетического дознания.
В "Заклачешш" диссертации; формулируются основные нигнн.'о, дается ебцпе поломенле л намечены перспективы дальиз.^ет ченкя проблемы.
Осгюзное оодерланзе диссертация езлогйно е слздувщих пуб-
1. Аэдркадзе Д.С. Город. Слово.. Знак (Графический дизайн
■л "монументальная литература" в системе ку.тьтурк)//Сабчота ::е-ловпеба. 1937, Л I. - с.32-46 (на груз.яз.).
2. "Лндрнздзе Д.С. На перекрестке десятилетки (Грузинская ;з:зопись в контексте астор;ш и теории искусства). Статья нерва;:.//Сабчота холовиеба. 1987, Ш. - с.7С-86. Статья вторая// Оаочота хеловнеба, 1Э87, И 9.- о. 118-127. Статья третья,.//'Саб-чота хеловнеба.1987, й 20. - с.80-90 (на груз.яз.).
3. Алдриадзе Д.С. Время и пространство искусства Давида Какабадяе.//Сабчота хеловнеба, 1989, ];> 9. - с.97-116-(на груз, яз).
4. Андрпадзе Д.С. Категория художественного времени и мо-дсрнястская скульптура (Опыт системно-структурного анализа)// Хешвксба, 1990, 6.-с. 29-44 (на груз.яз.).