автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
"Католическая идея" в русской культуре первой трети XX в.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Юдин, Алексей Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему '"Католическая идея" в русской культуре первой трети XX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Юдин, Алексей Викторович

Введение.

Глава I. Истоки и основные этапы формирования русской католической идеи" в XIX — начале XX века.

1.1. Становление русского католичества и теоретическое оформление русской католической идеи в "досоловьевский" период.

1.2. Религиозно-философское наследие B.C. Соловьева и его интерпретация в процессе дальнейшего развития русской католической идеи".

Глава II. Формирование "католической идеи" в контексте становления личного мировоззрения

Л.И. Федорова.

11.1. Детство и гимназические годы.

11.2. Идеалы юности.

11.3. Выбор пути.

11.4. Встреча с митрополитом Шептицким.

Глава III. "Восточная идея" в католическом мире Европы начала XX века и дальнейшее становление концепции

Л.И. Федорова.

III. 1. Семинарист Leonidas Pierre.

111.2. Церковно-политические перемены в России и начало Велеградских конгрессов в Моравии.

111.3. Римские встречи и "искушения" русской политики.

111.4. Научная деятельность во Львове и первые поездки в Россию.

111.5. Монашество в Студитском монастыре в Каменице.

Глава IV. Реализация концепции Л.И. Федорова в России в ходе организации Русской католической церкви византийско-славянского обряда.

IV.l. Начало Первой мировой войны и последствия этого события в судьбах свящ. JI. Федорова \ и митр. А. Шептицкого.6.

-9 -с

IV.2. Организация Русской католической церкви византийско-славянского обряда.

V.3. "Униональная" деятельность.

IV.4. Возникшие трудности и противоречия в деятельности Л.И. Федорова на путях сближения с православными.

Глава V. Церковно-общественная деятельность Л.И. Федорова в политическом контексте послереволюционной России, 1917-1923 г.г.

V.I. Реалии русской католической миссии.

V.2. Отделение церкви от государства — реакции со стороны православных и католиков.

V.3. Кампания по изъятию церковных ценностей.

V.4. Судебный процесс над католическим духовенством в марте 1923 г.

Глава VI. Судьбы Русской католической церкви в период гонений, 1923-1935.

VI.1. В московских тюрьмах.

VI.2. 1926 год: освобождение Л.И. Федорова и его новый арест в Могилеве.

VI.3. Соловецкий лагерь особого назначения.

VI.4 Последние годы жизни.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Юдин, Алексей Викторович

Постановка темы

Исследование посвящено такому явлению в истории русской религиозной культуры и религиозно-общественной мысли, как "русское католичество". При анализе данного явления представляется методологически обоснованным говорить о двух его составляющих: т.н. "русской католической идее", т.е. религиозно-философской составляющей (прошедшей достаточно долгий путь развития на протяжении XIX века), и практическом воплощении этой идеи — конкретном церковном направлении, получившем название "русского католического движения" в начале XX века. Под "русской католической идеей" в дальнейшем будет пониматься совокупность философско-богословских и церковно-культурных построений, имеющих своей целью обоснование органической возможности восстановления единства между Русской православной и Католической церквами и разработку конкретных путей достижения этого единства. "Русское католическое движение" в контексте настоящей работы рассматривается в двояком аспекте: как собственно церковное течение русских католиков византийско-славянского обряда, а также как более широкое явление, которое включало в себя различные инициативы из православных кругов, выражавших интерес к "церковному проекту" русских католиков. Это более широкое явление в терминах той эпохи получило наименование "унионального движения".

В качестве наиболее репрезентативной фигуры для настоящего исследования выбрана персоналия русского католического священника Л.И. Федорова, ставшего в 1917 г. главой небольшой общины русских католиков византийско-славянского обряда. Именно Л.И. Федоров, по нашему мнению, является принципиально важной фигурой в истории "русской католической идеи". Федорову удалось не только синтезировать предшествующие церковно-общественные проекты воссоединения Православной и Католической церквей (в первую очередь т.н. "проект B.C. Соловьева"), но и "перевести" эти проекты на конкретный церковный язык своей эпохи. Т.о. концепция и практическая деятельность Л.И. Федорова выражала "русскую католическую идею" в согласии с реальными экклезилогическими моделями т.н. "унионального" направления, получившего развитие в католических кругах в понтификат папы Льва XIII (1878-1903).

Актуальность и теоретическая значимость темы

Актуальность данного исследования мотивирована следующими факторами:

1. Тема данного исследования относится к области истории Русской церкви XX века. И шире — к области истории мировой и отечественной культуры. Эта область исследований в отечественной исторической науке до недавнего времени либо разрабатывалась исключительно в соответствии с идеологическим заказом и крайне фрагментарно, и в настоящее время представляет собой медленно заполняемую лакуну. Степень фактографической насыщаемости данной лакуны еще недостаточна, что во многом затрудняет целостный объективный анализ этого очень сложного исторического периода, и особенно — специализированные исследования в области функционирования различных религиозных культур и выявления их соотношений с общими процессами религиозного развития современной европейской цивилизации.

2. История русского католического движения, на первый взгляд, не относится к "магистральным" темам в истории Русской Церкви XX века. Вместе с тем его исторический опыт и в особенности практическое и теоретическое наследие Л.И. Федорова нельзя назвать маргинальным в истории русской религиозной культуры, поскольку оно воплощает в себе достаточно органичный (и до сегодняшнего дня по сути уникальный) проект восстановления единства между Русской православной и Католической церквами. Движение русских католиков византийско-славянского обряда, единомышленников Л.И. Федорова, и развивавшаяся ими "русская католическая идея" имеют большое значение для описания механизмов функционирования диалога религиозных культур, для выявления различных аспектов развития религиозной мен-тальности в России. Соответственно, изучение настоящей темы дает дополнительные возможности для расширения источниковой и методологической базы для традиционных культурологических исследований в парадигматике "Восток-Запад".

3. В результате воздействия различных исторических факторов опыт русского католического движения, самым видным представителем которого был Л.И. Федоров, в настоящий момент можно признать невостребованным в общей проблематике отношений между Православной и Католической церквами. В то же время острый кризис в православно-католических отношениях (прежде всего характерный для религиозно-общественной ситуации в современной России) требует переосмысления и критического разбора всей истории взаимоотношений XX века. В этом смысле критическое осмысление опыта русского католического движения предоставляет возможности для потенциальной реализации смыслов, адекватных как для православной, так и для католической традиции. Анализ данного явления может сформировать необходимые ориентиры в богословском и историософском развитии данной отрасли межконфессионального диалога.

4. Еще одним фактором, свидетельствующим о потенциальной актуальности данной работы, является беатификация (причисление к лику блаженных) свящ. Л. Федорова во время визита папы Иоанна Павла II в Украину в 2001 году. Данное событие в современной католической традиции имеет не только прямые последствия в форме установления особой формы церковного почитания свящ. Л. Федорова как блаженного, но и может способствовать актуализации его идейного наследия в актуальном церковно-политическом контексте.

Объектом исследования в настоящей работе является религиозно-философское и церковно-практическое течение в России, развивавшееся в исторический период конца XIX - начала XX века. Этот период был отмечен как открытием новых возможностей на пути сближения между Католической и Православной Церквами (порожденных т.н. "восточным направлением" понтификата папы Льва XIII), так и попытками критического переосмысления путей развития Русской православной церкви и формирования программы ее актуальных реформ. Конкретный предмет исследования — концепция и многоаспектная практическая деятельность ключевой фигуры русского католического движения, священника Леонида Федорова, ставшего во главе образованной в 1917 Русской католической церкви византийско-славянского обряда.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является комплексная реконструкция концепции Л.И. Федорова и через анализ его деятельности — выработка систематизированного представления об идейной основе и историческом контексте развития католического движения в России в первой трети XX века.

Задачи исследования: 1) дать систематизированное представление о генезисе "русской католической" идеи в отечественной религиозно-философской мысли XIX в.; 2) выявить особенности собственно "церковного" периода в истории русского католичества, начавшегося с появления первых общин русских католиков византийско-славянского обряда в конце XIX века; 3) представить мировоззрение Л.И. Федорова и его практическую деятельность как первую в отечественной традиции попытку установления равноправного диалога между русской церковной традицией и традицией Католической церкви; 4) проанализировать проблемы, с которыми столкнулся Л.И. Федоров в ходе реализации русского католического "проекта" и поставить те вопросы, которые не утратили своей актуальности для православно-католического диалога и на современном этапе.

Методологической основой исследования является совокупность научных методов, составляющих базис современного культурологического исследования: контекстный исторический подход к анализу явлений прошлого, меж-дисциплинарность, комплексный подход к феномену религиозной культуры. Последний аспект предполагает как историко-культурное описание предмета исследования, так и функциональный анализ структуры культурного процесса, что позволяет раскрыть его парадигматические и синтагматические закономерности. Подобный комплексный подход дает необходимую гарантию для многоаспектного анализа исторических явлений.

Хронологические рамки исследования в основном ограничены биографическими границами жизненного пути Л.И. Федорова (1879-1935). Хронологическое расширение, допущенное в первой главе, объясняется необходимостью дать систематическое представление об основных этапах становления "русской католической идеи". Историография проблемы

История русских католиков в целом и непосредственно того явления, которое нами обозначено как "русское католическое движение" конца XIX - первой трети XX века привлекало внимание как иностранных, так и отечественных исследователей. К первым работам такого рода следует отнести статьи русского иезуита И.С. Гагарина1. Непосредственные материалы, относящиеся к истории русского католического движения, равно как и биографические очерки русских католиков публиковались в начале века в русских католических журналах "Вера и жизнь" (1908-12), "Слово истины" (1913-18) и "Католическое обозрение" (1914). Первая попытка систематизации истории русского католичества была предпринята кн. П.М. Волконским в 1930 году. В дальнейшем материалы по истории русского католичества публиковались в различных католических изданиях на русском языке, выходивших в эмиграции, например, в журналах "Вера и родина" (Лион, 1924-1926), "Благовест" (Париж, 1930-34), "Китеж" (Варшава, 1927-31), "Россия и Вселенская Церковь" (Брюссель, 1953-70) и др. Осмыслению задач и целей "русского католического движения" в широком толковании этого термина посвящена небольшая работав. Вилинского3.

Непосредственно биографии Л.И. Федорова и ее историческому контексту его деятельности были посвящены следующие работы: "Некролог экзарха Леонида Федорова", написанный кн. П.М. Волконским в 1935 году4, фунда

1 Gagarine J. Tendances catholiques dans la societe russe. Extrait du "Correspondant". Paris, 1860. Рус. пер.: Католические тенденции в русском обществе // Символ. Париж, 1994. № 32. С. 73104.

2 Волконский П.М. Краткий очерк организации русской католической церкви в России. Львов, 1930.

3 Вилинский В. Черты идеологии русско-католического движения. Ужгород, 1928.

4 Волконский П.М. Экзарх Леонид Федоров (Некролог) //Логос. Брюссель-Москва, 1993. № 48. С. 10-44. ментальное исследование русского бенедиктинца диакона Василия (фон Бур-манна)5, а также историческая биография Федорова, составленная священником-иезуитом Полем Майе6.

Необходимо также упомянуть книгу К.Н. Николаева "Восточный обряд"7. Однако, при всем богатстве приведенного в ней фактического материала, она посвящена по преимуществу истории "русской католической миссии" в эмиграции и по своим целям имеет полемический, а по сему крайне тенденциозный характер.

К новому поколению исторических работ, посвященных истории как Католической Церкви в России в первой половине XX века, так и непосредственно истории "русского католического движения", принадлежит монография французского исследователя Антуана Венгера8, а также ее последующая версия, значительно переработанная на основе недавно открытых российских архивных источников9. Анализу мировоззрения и практической деятельности центральной фигуры "восточной политики" Ватикана 1920-1930 годов, иезуиту Мишелю д'Эрбиньи и истории русского католичества в эмиграции посвящена строго документированная монография канадского исследователя Леона Третьякевича10. Истории взаимоотношений Католической и Русской Православной Церквей в XIX и первой половине XX века и, соответственно, эволюции "русской католической идеи" подробно рассмотрена в монографии одного из крупнейших современных итальянских славистов Анджело Тамборра11. В недавно вышедшем в свет исследовании профессора Папского

10

Восточного института в Риме К. Саймона биографии Л.И. Федорова посвящено сравнительно мало места. В ней помещен ранее опубликованный в

5 Василий [фон Бурманн], диакон. Леонид Федоров: Жизнь и деятельность. Рим, 1966.

6 Mailleux P. Exarch Leonid Fedorov: Bridgebuilder between Rome and Moscow. New York, 1964. Франц. изд. Entre Rome et Moscou: L'Exarque Leonide Fedoroff. Bruges, 1966.

7 Николаев K.H. Восточный обряд. Париж, 1950.

8 Wenger A. Rome et Moscou, 1900-1950. Paris, 1987. Рус. изд.: Венгер А. Москва и Рим, 19001950. М., 2000.

9 Wenger A. Catholiques en Russie, d'apres les archives du KGB, 1920-1960. Paris, 1998.

10 Tretjakewitsch L. Bishop Michel d'Herbigny SJ and Russia: A Pre-Ecumenical Approach to Christian Unity. Wurzburg, 1990.

11 Tamborra A. Chiesa cattolica e Ortodossia russa. Milano, 1992.

12 Simon C. Russicum. Pioneers and Witnesses of the Struggle for Christian Unity in Eastern Europe 1: Leonid Fedorov, Vendelin Javorka, Theodore Romza. Roma, 2001. журнале Diakonia краткий биографический очерк Л.И. Федорова, принадлежащий видному исследователю восточного католичества Д. Эттвотеру (D. Attwater). В книге К. Саймона очерк Эттвотера расширен и прокомментирован публикатором. Вторая монография13 К. Саймона на основании ранее не публиковавшихся архивных источников детально воспроизводит все аспекты деятельности Русской католической семинарии "Russicum" в Риме в первое десятилетие ее существования. Введенные К. Саймоном в научный оборот документы и произведенный им исторический анализ дают качественно новую картину развития русской католической миссии после смети Л.И. Федорова и разгрома структур Русского католического экзархата в СССР. В том или ином аспекте тема русского католичества XX века освящают исследования по истории Католической Церкви в России, вышедшие в 1990-х годах. К ним в первую очередь следует отнести построенную на архивных материалах МВД и ФСБ работу И.И. Осиповой14, коллективную монографию М.В. Шкаровского, Н.Ю. Черепениной и А.К. Шикера (включающую публикацию документальных материалов из различных архивов Санкт-Петербурга)15, а также сборник биографий репрессированного католического духовенства и мирян Книга памяти16. Тема истории русского католичества (преимущественно XIX века) нашла отражение в работах современных российских историков. В 1994 в Европейском альманахе была опубликована статья С.Г. Яковенко17. В 1996 в МГУ была защищена диссертация Е.Н. Цим-баевой на степень кандидата исторических наук Русский католицизм как общественно-философское течение XIX века, а в 1999 вышла монография того же автора18. В 1999 Mill У была защищена диссертация А.А. Кирьянова

13 Simon С. Russicum. Pioneers and Witnesses of the Struggle for Christian Unity in Eastern Europe 2: The First Years, 1929-1939. Roma, 2002.

14 Осипова И.И. "В язвах Своих сокрой меня.": Гонения на Католическую Церковь в СССР. М., 1996.

15 Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-Католическая Церковь на Северо-Западе России в 1917-1945 г.г. СПб, 1998.

16 Книга памяти: Мартиролог Католической Церкви в СССР / Сост. свящ. Б. Чаплицкий, И. Осипова. М., 2000.

17 Яковенко С.Г. Католическая идея в России XIX века // Европейский альманах: История. Традиция. Культура. М., 1994, с. 46-55.

18 Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: Забытое прошлое российского либерализма. М., 1999. на степень кандидата исторических наук Религиозное течение католицизма в контексте политического курса Александра I.

Источниковая база исследования охватывает широкий круг опубликованных и неопубликованных источников, которые делятся на три группы с соответствии с поставленными задачами: общие работы по истории русского католичества, монографии и документы по истории Католической церкви в России XX века, биографические материалы Л.И. Федорова. В ходе подготовки исследования в российских и зарубежных архивах автором были выявлены и использованы в диссертации ранее не публиковавшиеся комплексы документов: из архивов Foyer Oriental Chretien (Bruxelles) (ныне не существует, часть архива переведена в центр Russia Cristiana, Seriate (Bergamo, Italia), Bibliothnque Slave de Paris (ныне в г. Лион) и Centre d'Etudes Russes Saint-Georges de Meudon, а также российских архивов — РГИА Санкт-Петербурга, архива Политического Красного Креста (ГАРФ). Документы, вошедшие в монографию диакона Василия, преимущественно исследованы автором по архивным оригиналам, однако в работе, по вполне понятным причинам, даны отсылки на работу В. фон Бурманна как на их первую публикацию. Научная новизна исследования. В диссертации впервые предпринята попытка дать комплексное исследование концепции Л.И. Федорова и на анализе его деятельности выявить практическое содержание "русской католической идеи" в ходе создания Русской католической церкви византийско-славянского обряда. Так же впервые в отечественной исторической науке делается попытка реконструкции такого уникального явления русской церковной истории как "униональное движение" 1910-1920-х годов. Феномен русского католического движения описан в широком религиозно-культурном контексте эпохи. В настоящей работе приведены редкие архивные документы, систематизирована отечественная и иностранная библиография по истории Католической церкви в России XX века и истории русского католического движения начала XX века.

Научно-практическая значимость. Результаты исследования могут применяться как при специальном изучении истории русского католичества XX века, так и при более широком изучении религиозных культур России в целом. Практическая значимость данной работы может быть также выявлена в процессе исследования конкретных проблем, связанных с функционированием механизмов межконфессионального диалога. Собранные и систематизированные автором материалы могут быть использованы прежде всего при разработке ряда курсов и учебных пособий по специальности "Религиоведение", в частности для курса "История религий в России" и "Межконфессиональный диалог". Определенное научно-практическое значение данное исследование может также иметь для разработки ряда курсов по специальности "Теория и история культуры".

Апробация исследования. Автор опубликовал ряд работ по теме настоящего исследования как в России, так и за рубежом. Результаты исследования отражены также в докладах, сделанных на VI Соловьевской конференции (Католический университет Неймегена, Нидерланды, 1998), IV Андреевских чтениях (Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 1999), Международной конференции "Опыт Униатских Церквей и его значение для будущего католичества и экуменического диалога в России (Фонд "Russia Cristiana, Сериате, Италия, 2001), Международной конференции "Отношения России и Ватикана в конце XIX - начале XX века (Институт всеобщей истории РАН, Папский комитет исторических наук, С.-Петербург, 2003). Структура исследования. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Католическая идея" в русской культуре первой трети XX в."

Заключение

Русское католическое движение, зародившееся в конце XIX века, следует рассматривать как совершенно оригинальное явление русской религиозной жизни. Это наглядно подтверждает генезис церковно-культурной концепции Л.И. Федорова. Первые русские священники византийско-славянского обряда — Николай Толстой и Алексей Зерчанинов, стоявшие у истоков анализируемого здесь движения, да и сам Леонид Федоров вышли из среды православного духовенства, следуя своим собственным убеждениям, а не усваивая полученные извне (напр., от иностранных католических миссионеров) взгляды. Церковную и религиозно-философскую программу русского католического движения можно условно назвать "русской католической идеей". Эта "русская католическая идея", развивавшаяся на протяжении всего XIX века, стала попыткой решения ряда проблем, сформировавшихся в процессе исторического развития русской церковной традиции и религиозно-философской мысли, как синодального, так и досинодального периода. К числу этих проблем следует в первую очередь отнести: 1) вопрос об исторической причастности Русской церкви к разделению восточного и западного христианства и, соответственно, вопрос о религиозно-исторической роли России в цивилизационной трихотомии "Европа — Россия — Азия"; 2) вопрос о соотношении частной (национальной) церковной традиции и универсального предания Вселенской церкви (т.е. того, что закреплено в вероисповедных формулах и относится к архетипам христианского церковного сознания); 3) нахождение оптимальной модели восстановления единства Русской церкви с Католической церковью при условии сохранения первой своего исторического своеобразия, т.е. догматического, канонического и литургического уклада; 4) определение статуса церкви в истории российской государственности и поиски возможных путей обретения подлинной независимости церкви как института.

Теоретическим импульсом, породившим "русскую католическую идею", стали историософские интуиции П.Я. Чаадаева, однако свое непосредственное оформление в реалиях церковно-исторического плана эта идея получила в творческом наследии русских католиков XIX века, из числа которых в первую очередь должен быть назван И.С. Гагарин. Новый этап развития "русской католической идеи" связан с религиозно-философской программой B.C. Соловьева (особенно т.н. "теократического периода" его творческой эволюции). Несмотря на то, что в современных ему католических и православных кругах Соловьев не нашел практической поддержки своим планам, сформулированные им историко-экклезиологические основы для органического воссоединения русского православия с Католической церковью стали программным элементом в мировоззрении большинства деятелей русского католического движения. В этом плане религиозно-культурное "послание" и непосредственно церковная программа воссоединения, раскрывающаяся в деятельности Л.И. Федорова, может быть рассмотрена как логическая эволюция и практическое воплощение религиозно-философских идей B.C. Соловьева (с учетом некоторых корректив, возникших в процессе интеграции Соловьевского проекта в систему католической экклезиологии того времени).

Возникшая в начале XX века Русская католическая церковь византийско-славянского обряда, центральной фигурой в которой стал свящ. Л. Федоров, должна была дать ясное свидетельство того, что русский человек может быть католиком, не изменяя своему национальному своеобразию и не становясь инородным телом в своей собственной церковной традиции. Эта новая церковь не должна была действовать враждебно по отношению к русскому православию, конкурировать или намеренно полемизировать с ним, но включиться в диалог и стремиться к корпоративному воссоединению. В случае русского католического движения следует признать, что мы имеем дело с уникальным в отечественной истории опытом межконфессионального диалога. Содержанием этого "до-экуменического" диалога была т.н. "униональная" модель воссоединения. Для того времени именно эта модель олицетворяла собой конкретный путь в восстановлению общения между двумя Церквами, и поэтому часть православного духовенства, для которого стремление к единству осознавалось как неотъемлемая составляющая христианского призвания, склонялась к диалогу именно с русскими восточными католиками. В том, как русские католики восточного обряда понимали церковное единство (или, по их собственному выражению, "святую унию"), обнаруживаются первые ростки того сознания, которое впоследствии получило наименование "экуменического" в учении самой Католической церкви на II Ватиканском соборе.

Апостольское незлобие" в отношении православных, о котором говорил Л.И. Федоров, позднее будет воплощено в католичестве в развернутой концепции экуменического диалога, направленного на прояснение позиции своего партнера и на "деконструкцию" исторического и богословского "балласта" многовековой межконфессиональной полемики. Неизменно сохраняя свою идентичность "восточного христианина", Л.И. Федоров своей практической деятельностью стремился доказать представителям современной ему Католической церкви, что духовная традиция православия есть неотъемлемая часть вселенского предания Церкви и по сути своей она столь же "кафолична", как и традиция латинского Запада. При этом Федоров безусловно оставался в границах того изначального понимания церкви, как оно выражено в католической экклезиологии: вместе чувством христианского универсализма ему было присуще четкое осознание того, что безальтернативной опорой подлинного единства церквей может быть только признание главенства в христианском мире епископа Рима. Именно к адекватному пониманию смысла этого служения, основывающемуся на наследии неразделенной церкви первого тысячелетия и должен был вести, по его мнению, диалог с православием.

Оригинальное церковное творчество русских восточных католиков, бывших строгими приверженцами русской религиозно-культурной традиции и последовательно отстаивавшими ее достоинство в полноте Вселенской церкви, безусловно служило основой для взаимопонимания с православными. Яркое подтверждение тому — письмо, написанное в 1922 году двумя православными участниками московских "униональных" встреч" русских католиков и православных — сенатором А.Д. Арбузовым и князем С.Е. Урусовым Папе Пию XI. "Какова причина того, что между нами и католиками царило доверие и надежда прийти к желанной цели?" — риторически вопрошали два православных автора. "Причина кроется в том", — развивали они свою мысль далее, — "что они — русские католики восточного обряда, — наши, и вследствие этого не имеют намерения подчинить себе нашу религиозную жизнь и полны уважения к историческому и национальному развитию нашей Церкви. Они желают свободного союза и не высказываются об историческом прошлом нашей Церкви как о "ереси", которую нужно уничтожить. Глубокое убеждение, основанное на знании нашего народа, подсказывает нам, что дело объединения может увенчаться успехом при единственном условии — когда оно будет передано в братские руки, в руки людей, близких нам по плоти и духу".219

Среда "русского католического движения" первой половины XX века оставила примечательные свидетельства о самостоятельном и весьма значительном участии православных в "униональном" сближении. Православный публицист В. Вилинский (по его собственным словам "долгое время находившийся вблизи русского католического движения") писал в 1928 году: "Было бы коренной ошибкою отожествлять русское католическое движение с католической Церковью восточного обряда. Это в принципе неверно, ибо движение, как таковое, по своему объему гораздо более широко, чем формальная принадлежность в русско-католической Церкви. В состав движения, следовательно, могут входить не только католики, но и православные, и последних, на самом деле значительно больше чем первых. Только теперь, когда появился этот слой православных унионистов, можно говорить о том, что русско-католическое движение на самом далее пустило глубокое корни в толщу религиозного сознания русского народа".220 Согласно автору вышеприведенных строк в отношении русского католического движения со стороны его православных участников, речь шла не только о диалоге с восточными католиками, но о формировании "религиозно-философского течения русской мысли, сознающего обязательность для христианина работы в пользы соеди

219 Юдин А.В. Униональное движение в России и русской эмиграции // Логос. Брюссель-Москва, 1993. № 48. С. 140-141.

220 Вилинский В. Черты идеологии русско-католического движения. Ужгород, 1928. С. 6-8. нения Церквей.".221 Эта "религиозно-философская идеология" есть, несомненно, прообраз того экуменического сознания, которое стало движущей силой в консолидации современного христианского мира.

Русские католики восточного обряда, или как они сами себя называли "православные католики" ставили своей целью вернуть в русскую церковную и богословскую традицию сознание ее функциональной причастности к Вселенской церкви (полноценное выражение которой они видели в Католической церкви) через преодоление национально-церковного партикуляризма и претензий на исключительность. В этом они также полагали пути выхода из тупика традиционного изоляционизма Русской церкви. Именно в этом, по нашему убеждению, состоит неоценимый вклад русского католичества в современное развитие русской религиозной мысли. Один из последних представителей русского католического движения в эмиграции, М.Н. Гаврилов (1893-1954) писал в начале 1950-х годов: "Смысл существования русского католичества и русских католиков только в том, чтобы на деле показать возможность православия в католичестве. Вне этого мы, в конце концов, ни на что не нужны"222. Вместе с тем примечателен тот радикализм, с которым М.Н. Гаврилов отвергает идею перехода в латинский обряд при обращении русских в католичество. Этот радикализм представляется совершенно логичным в парадигматике той "русской католической идеи", которая разрабатывалась русскими католиками восточного обряда, исходя из их понимания "заветов Соловьева" и церковного проекта экзарха Л. Федорова и митр. А. Шептицкого. Вновь приведем уже упоминавшиеся нами строки Гаврилова: "Самый худший и, по-моему, абсолютно вредный и недопустимый выход из положения — это переход православного в латинство. Русский католик-латинянин — явление уродливое и жалкое, что называется "ни Богу свечка, ни черту кочерга". Говорю, конечно, не о тех "русских", которые совершенно обыностранились и забыли свой язык, являясь русскими лишь по происхождению. Эти в счет не идут, и для них латинство — естественное и необходи

221 Там же. С. 6.

222 "Письмо к человеку, желающему "перейти" в католичество" (19.03.1950). Архив Foyer Oriental Chretien (Bruxelles). мое завершение их денационализации. Но дело не только в этом: дело в том, что русский латинянин есть явление вредное для Церкви и вот почему. Для русских православных всякий русский латинянин есть новое наглядное доказательство невозможности соединения Востока и Запада, так как всякий "настоящий" католик непременно должен стать латинянином. Для западных же всякий лишний русский латинянин служит нередко лишним доказательством в пользу необходимости латинизации русской католической Церкви: раз сами русские избирают латинство, значит, оно свойственно их духу и стремлениям. И в том, и в другом случае получается невозможность соединения, вместо которого выступает подчинение"?23

Подобного рода обрядово-культурный радикализм в условиях современной церковной жизни оказывается безусловным анахронизмом. Однако в наследии "русской католической идеи" содержится еще один важный урок. Единомышленники Леонида Федорова впервые четко обозначили проблему "инкультурации" католической идеи в контексте русской религиозной культуры. Для своего времени эта проблема была ограничена прежде всего рамками "обрядового" вопроса. Однако вне зависимости от обрядовых споров, сам Леонид Федоров ясно определил те условия, на которых католическая деятельность в России может привести к подлинному успеху в деле желанного соединения Церквей. "Нужно помнить латинскому духовенству, — писал он митр. А. Шептицкому, — что Россия не Конго и не Замбези, не Китай и не Япония, где нужно идти и проповедовать с крестом в руке, а страна с очень древней, в плоть и кровь вошедшей христианской культурой, в сущности своей вполне католической и искаженной только по форме и по своему применению на практике".

Проблема "инкультурации", т.е. соотнесение современной католической культуры с референтными ценностями русской духовной традиции, предстает особенно насущной для Католической церкви в сегодняшней России. Это напрямую затрагивает вопрос об культурно-религиозной идентичности современных российских католиков и, как следствие, ставит вопрос о целях и задачах деятельности Католической церкви в России.

223 Там же.

Внутри современной российской католической общины дискуссия об этом идет уже многие годы. Примечательно, что данная дискуссия в основном сфокусировалась на проблемах адаптации латинского обряда к русской религиозной традиции, т.е. традиции преимущественно восточной. О полноценном развитии общин восточного, т.е. византийского обряда, речь практически не идет. Действительно, по ряду причин преимущественным обрядом для Католической Церкви в сегодняшней российской действительности, видится только латинский. Соответственно, под инкультурацией латинского обряда в России может прежде всего пониматься его "ориентализация", т.е. возможная адаптация литургического языка при его неизбежном "осовременивании", введение почитания некоторых православных святых и, наконец, самое широкое преломление духа восточного богослужения в латинской обрядовой практике. Взаимодействие латинского и византийского обрядов в современной российской католической культуре — это и встреча, и интеграция двух типов богословского, обрядового и культурно-христианского наследия. Решение проблемы инкультурации, с учетом критического переосмысления опыта русского католического движения, дает Католической церкви в России шанс избежать маркировки "иностранной религии", чуждой "духовному укладу России" (что явственно проявилось в 2002 году, когда локальный православно-католический конфликт в России, прямо или косвенно развивавшийся в 1990-е годы, перешел в качественно новую фазу и приобрел социально-политическое звучание). Данная проблема приобретает дополнительную значимость и в ходе изучения современных процессов культурной глобализации.

 

Список научной литературыЮдин, Алексей Викторович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Архивы Кремля. Кн. 1: Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. Новосибирск-Москва, 1997

2. Булгаков С., прот. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. Орел, 1998.

3. Василий (фон Бурманн), диакон. Леонид Федоров: Жизнь и деятельность. Рим, 1966.

4. Вилинский В. Черты идеологии русско-католического движения. Ужгород, 1928.

5. Возлюбив Бога и следуя за Ним.": Гонения на русских католиков в СССР / Сост. И. Осипова. М., 1999.

6. Волконский П.М. Краткий очерк организации русской католической церкви в России. Львов, 1930.

7. Волконский П.М. Экзарх Леонид Федоров (Некролог) // Логос. Брюссель-Москва, 1993. № 48. С. 10-44.

8. Гагарин И.С. О примирении Русской Церкви с Римской / Пер. И. Мартынова. Париж, 1858 (2-е изд.: Символ, Париж, 1982. № 8. С. 209-243).

9. Дорошенко Д. Арест и ссылка Митрополита А. Шептицкого. 1914 год // На чужой стороне. Прага, 1925. № 13.

10. Книга памяти: Мартиролог Католической Церкви в СССР / Сост. свящ. Б. Чаплицкий, И. Осипова. М., 2000.

11. Краавський О. За УкраУнську державу i Церкву. Львiв, 1996.

12. Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: История и правовое положение. Саратов, 2001.

13. Митрополит Андрей Шептицький: Життя i д1яльшсть. Церква i Церковна Сднють: Документа i мaтepiaли. 1899-1944. Т. I. Льв1в, 1995.

14. Мочульский К. Владимир Соловьев: Жизнь и учение // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 63-216.

15. Осипова И.И. "В язвах Своих сокрой меня.": Гонения на Католическую Церковь в СССР. М., 1996.

16. Петракки Дж. Папская миссия помощи России. 1921-1923 гг. // Россия и Ватикан в конце XIX — первой трети XX века. СПб., 2003. С. 185-259.

17. Почти все пожелания Римской курии. получают ныне полное удовлетворение": Из секретной переписки Русской миссии в Ватикане. Февраль-октябрь 1917 г. / Публ. М.И. Одинцова // Исторический архив. 2000. № 4. С. 113-146.

18. Православие и католичество: От конфронтации к диалогу / Сост. А. Юдин. М., 2001.

19. Реммерс Г. Воссоединение Церквей по Ивану Сергеевичу Гагарину (18141882) // Символ. Париж, 1994. № 32. С. 8-71.

20. Соловьев B.C. О христианском единстве: Статьи. Письма. Брюссель, 1967.

21. Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977.

22. Токарева Е.С. Отношения СССР и Ватикана от переговоров к разрыву 19221929 гг. // Россия и Ватикан в конце XIX — первой трети XX века. СПб., 2003. С. 260-320.

23. Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: Забытое прошлое российского либерализма. М., 1999.

24. Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-Католическая Церковь на Северо-Западе России в 1917-1945 г.г. СПб, 1998.

25. Юдин А.В. Русская католическая периодическая печать XX века: Каталог. Брюссель, Москва, 1992.

26. Юдин А.В. "Россия и Вселенская Церковь": Судьбы российского католичества // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II. М., 1993. С. 452-516.

27. Юдин А.В. Униональное движение в России и русской эмиграции // Логос. Брюссель-Москва, 1993. № 48. С. 103-152.

28. Юдин А.В. Брестская уния и Россия в первой половине XX века // 400 лет Брестской церковной унии 1596-1996: Критическая переоценка. М.: ББИ, 1998. С. 69-83.

29. Юдин А.В. Леонид Федоров. М., 2002.

30. Яковенко С.Г. Католическая идея в России XIX века // Европейский альманах: История. Традиция. Культура. М., 1994. С. 46-55.

31. Boudou A. Le Saint-Siege et la Russie: Leurs Relations Diplomatiques au XTXe siecle. Paris, 1922. 2 vol.

32. Un College jesuite pour les Russes Saint-Georges: De Constantinople к Meudon 1921-1992. Meudon, 1993.

33. Cianfarra С. M. The Vatican and the Kremlin. New York, 1950.

34. Croce G.M. La Badia greca di Grottaferrata e la rivista "Roma e FOriente". Roma, 1990. 2 vol.

35. Croghan P.A. The Peasant of Makeyevka: Biography of Bishop Pius Neveu, A.A. Worcester, Mass., 1982.

36. Gagarine J. Response d'un Russe h un Russe. Paris, 1860.

37. Gagarine J. Tendances catholiques dans la societe russe. Extrait du "Correspondant". Paris, 1860. Рус. пер.: Католические тенденции в русском обществе// Символ. Париж, 1994. № 32. С. 73-104.

38. Gorka L. Dziedzictwo ojcow: Ecumeniczny character tradycji welehradzkiej. War-szawa, 1995.

39. Herbigny M. d\ Un Newman russe: Vladimir Soloviev (1853-1900). Paris, 1934.

40. Judin A. Pie-Eugene Neveu. Milano, 2002.

41. Judin A. La specificity deH'esperienza dei cattolici russi // La Nuova Europa 2001. 1 5. P. 51-66.

42. Korolevsky Cyril. Metropolitan Andrew (1865-1944) / Translated and revised by S. Keleher. L'viv, 1993.1.dit J. Archbishop John Baptist Cieplak. Montreal, 1964.1.sourd P. Le jesuite clandestin. Paris, 1976.

43. Mailleux P. Exarch Leonid Fedorov: Bridgebuilder between Rome and Moscow. New York, 1964.

44. McCullagh F. The Bolshevik Persecution of Christianity. New York, 1924.

45. Morality and Reality: the Life and Times of Andrei Sheptyts'kyi / Ed. P. R. Ma-gocsi. Edmonton, 1989.

46. Mucha B. Rosjanie wobec katolicyzmu. L6d£, 1989.

47. Pierling P. Le prince Gagarine et ses amis. 1814-1882. Paris, 1996. Рус. пер.: Символ. Париж, 2001. № 44. С. 7-178.

48. Simon С. Russicum. Pioneers and Witnesses of the Struggle for Christian Unity in Eastern Europe 1: Leonid Fedorov, VendeHn Javorka, Theodore Romza. Roma, 2001.

49. Simon C. Russicum. Pioneers and Witnesses of the Struggle for Christian Unity in Eastern Europe 2: The First Years, 1929-1939. Roma, 2002.

50. Stehle H. Geheimdiplomatie im Vatikan. Die Papste und die Kommunisten. Zurich, 1993.

51. Tamborra A. Chiesa cattolica e Ortodossia russa. Milano, 1992.

52. Tretjakewitsch L. The Candidates for the Russian Mission at the Greek College 1922-1929 // II Collegio Greco di Roma. Roma, 1983. P. 113-123.

53. Tretjakewitsch L. Bishop Michel d'Herbigny SJ and Russia: A Pre-Ecumenical Approach to Christian Unity. Wiirzburg, 1990.

54. Wenger A. Rome et Moscou, 1900-1950. Paris, 1987. Рус. пер.: Венгер А. Москва и Рим, 1900-1950. М., 2000.

55. Wenger A. Catholiques en Russie, d'apr£s les archives du KGB, 1920-1960. Paris, 1998.

56. Zatko J.J. Descent into Darkness: The Destruction of the Roman Catholic Church in Russia, 1917-1923. Notre Dame, 1965.