автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Католическая церковь США в 1960-е - 1990-е гг.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Саракаева, Ася Алиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Католическая церковь США в 1960-е - 1990-е гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Саракаева, Ася Алиевна

Введение

Глава I Статус религии в США.

1.1 Юридические и социокультурные условия существования 30 организованной религии в США. Религиозный ландшафт США.

1.2 Влияние религии на стереотипы поведения американцев.

1.3 Этносоциальный портрет американских католиков.

Глава II. Процессы внутрицерковной эволюции в 1960-90е гг.

2.1 «Кризис священства» в Католической церкви США.

2.2 Феминистское движение в Католической церкви США.

2.3 Эволюция католической образовательной системы в 1960- 94 1990е гг.

2.4 Вопросы половой и медицинской морали и их 115 конфликтный потенциал для американских католиков.

2.5 «Харизматическое Обновление» в Католической церкви 136 США.

Глава III. Проблемы взаимоотношений Католической церкви с государством, гражданским обществом и другими конфессиями США.

3.1 Социальная доктрина и внутриполитическая позиция 164 Католической церкви США.

3.2 Внешнеполитическая позиция Католической церкви США.

3.3 Противостояние Католической церкви и светского 200 общества по вопросу о приходских школах.

3.4 Отношения Католической церкви с другими конфессиями

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Саракаева, Ася Алиевна

События рубежа XX и XXI в. показали устойчивость религиозной мотивации в деятельности людей и целых наций. Политические конфликты и террористические акции все чаще приобретают религиозную окраску, примером чему могут послужить события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. Глобальные перемены, вызванные крушением биполярного мира, повлекли за собой кризис многих идеологий, и вновь реальную альтернативу старым идеологическим системам предлагает религия. В странах бывшего социалистического лагеря происходит возрождение традиционных и бурный рост множества нетрадиционных религий, устанавливаются новые взаимоотношения между церквами, государствами и обществом. В таких условиях чрезвычайно важным становится понимание внутренней логики церковного развития, а также изучение норм сосуществования традиционных конфессий и плюралистического общества в демократическом государстве.

В 1960-90х гг. в Католической церкви шел процесс качественных изменений, вызванный реформами II Ватиканского собора. В результате этого произошло определенное сближение Церкви с нормами и ценностными установками современного секуляризованного американского общества, с другой стороны, было ослаблено внутренне организационное и догматическое единство Церкви. Поскольку в послесоборный период была фактически ревизована социальная доктрина католицизма, то это непосредственным образом отразилось на позиции Католической церкви США по ключевым политическим вопросам, на ее активности и приоритетах на политической арене. Помимо внутрицерковных реформ, не менее важное значение в изменении облика американского католицизма имеет образ жизни, национальный характер и общественно-политическая система США, в частности, такие характерные особенности, как отсутствие господствующей государственной религии, «стена разделения» между церквями и государством и распространенная в обществе система «американских ценностей».

Развитие Католической церкви США во второй половине XX века становится все более важно для определения направления эволюции всей Вселенской Римско-Католической церкви. Католическая иерархия и католическая общественность других стран уделяют большое внимание событиям в американской Церкви благодаря особой активности американских католиков и массовости американских католических движений.

Все, сказанное выше, придает актуальность настоящему диссертационному исследованию.

Предметом исследования является крупнейшая конфессия Соединенных Штатов - Католическая Церковь. Мы рассматриваем ее историю в 1960-90х гг., выявляем взаимосвязь и взаимозависимость между эволюционными процессами, протекающими в Церкви, и главными тенденциями развития американского - и шире - западного общества и общественного сознания. Изучая церковную эволюцию в контексте американской политической и интеллектуальной истории, мы уделяем внимание той роли, которую религия вообще, принадлежность к вероисповедной организации, и Католическая церковь в частности играют в жизни американского социума и государства.

Объектом исследования выступают эволюционные процессы, протекавшие в Католической церкви США в 1960-1990е гг.

Цель работы - анализ внутрицерковной эволюции и взаимоотношения Католической церкви с государством, гражданским обществом и другими конфессиями.

Обозначенная цель обусловила постановку следующих задач:

- изучение статуса религии и конфессиональных объединений в сознании и жизни американцев,

- исследование особенностей католического и секуляризованного менталитета в США,

- углубленное рассмотрение изменений, имевших место в последней трети XX в. в американском католическом духовенстве, университетах, массовых организациях и общественных движениях,

- определение позиции Католической церкви по важнейшим экономическим, социальным, политическим вопросам современности и ее роли в межконфессиональном диалоге в своей стране и за рубежом.

Хронологические рамки исследования совпадают с так называемым «послесоборным периодом» в истории Вселенской Римско-Католической церкви и охватывают 1960-1990е гг. Начальный временной рубеж исследования связан со II Ватиканским собором 1962-65 гг. Данный собор инициировал ряд реформ в устройстве и практике Церкви, и развитие этих реформаторских инициатив (порою весьма неожиданное) составляет основное содержание церковной истории на протяжении четырех последовавших десятилетий. Помимо этого фактора, актуального для всей Римско-Католической церкви во всех странах мира, для американской католической общины последняя треть XX в. имеет собственную специфику. К началу этого периода завершается ассимиляция католиков в американское общество и достижение ими равноправия, манифестацией чего послужило избрание католика на пост президента США в 1960 г. Конечный временной рубеж исследования связан с тем, что в 1990х гг. вследствие повышения социального статуса американских католиков изменились отношения между ними и другими религиозными группами страны и усложнились реакции католиков на политические и экономические вызовы, что наблюдается в избранный нами для изучения период.

Территориальные рамки исследования - Соединенные Штаты Америки. Это обусловлено рядом характерных особенностей, присущих американскому католицизму в целом и в изучаемый период. Среди этих характерных черт в первую очередь следует назвать высокую активность рядовых католиков-мирян, их вовлеченность в дела своего прихода и своей

Церкви, что очень отличает США от традиционно католических стран. Со времен II Ватиканского собора именно на американском материале можно проследить наиболее интересные тенденции в эволюции Католической церкви вообще. Здесь довольно большое развитие получают разного рода обновленческие инициативы: литургические реформы, эксперименты с молитвенной и филантропической практикой, богословское диссидентство в университетах и семинариях, монашеское феминистское движение. Все эти явления несколько менее выражены в Западной Европе и почти совсем отсутствуют в Латинской Америке и Восточной Европе. От Католической церкви США во многом зависит будущее Вселенской Римско-Католической церкви, так как, во-первых, американские католики - наиболее крупные плательщики разного рода церковных взносов и пожертвований, во-вторых, благодаря активности американских католиков и массовости американских католических движений и той роли, которую США играют во всех сферах жизни, к ним приковано внимание всего католического мира.

Основными проблемами, поставленными и решенными в рамках настоящей диссертации, являются проблема кризиса в Католической церкви США в 1960-1990х гг., его причин, характера и перспектив преодоления, а также проблема взаимоотношений Католической церкви с американским государством, гражданским обществом и другими конфессиями.

Названная проблематика определяет концепцию исследования: кризис, переживаемый Католической церковью США в последней трети XX в., был вызван, главным образом, сменой ведущей культурной парадигмы общественного сознания американцев, - место традиционных ценностей, основанных на христианской морали, заняли так называемые «американские ценности». Как этот сдвиг в массовом сознании, так и спровоцированный им церковный кризис оказали существенное влияние на систему взаимоотношений Католической церкви с обществом, государством и другими религиозными объединениями США.

Степень изученности проблемы в отечественной и зарубежной науке очень неодинакова. В 1960-80х гг. в СССР защищен ряд диссертаций, посвященных анализу современной католической философии или участия Католической церкви в общественно-политической жизни США. Но наибольший интерес представляет вышедшая в 1993 г. монография С. Б. Филатова «Католицизм в США. 60-80е гг.». Анализу положения Католической церкви в годы, вынесенные в заглавие книги, предпослан весьма подробный обзор ключевых событий и явлений в истории Церкви в предшествующее время - с начала XX в. Наиболее тщательную проработку в монографии получают, в соответствии с отечественной традицией изучения данной проблемы, аспекты церковно-государственных отношений и позиция Католической церкви США по внутри- и внешнеполитическим вопросам. В рамках этой тематики труд С. Б. Филатова до сих пор остается самым глубоким и полным исследованием из проведенных в СССР и РФ.

Определенной спецификой американских работ по данной теме является то, что, в большинстве случаев, их авторы - католики, воочию видевшие описываемые события и имеющие собственную, иногда вполне пристрастную, точку зрения на недавнюю церковную историю. Поэтому не всегда легко провести четкую грань между научными исследованиями и произведениями философского и публицистического характера. В первую очередь это относится к таким работам, как монография Джеймса Хитчкока «Упадок радикального католицизма» (1971 г.), Гэрри Уиллса «Разрушенные хоры: сомнение, пророчество и радикальная религия» (1972 г.), Энн Маггеридж «Заброшенный город. Католическая церковь в руинах» (1986 г.), Джеймса О'Коннора «Народ против Рима. Радикальный раскол в американской Церкви» (1969 г.) и Чарльза Фраккиа «Вторая весна. Взросление американского католицизма» (1980 г.).

Первое из названных произведений - оригинальный и остроумный анализ американского католического модернизма, главной задачей автора является выяснение тех социально-психологических предпосылок, которые лежат в основе почти всеобщего увлечения католической интеллигенции обновленческими экспериментами. На богатом фактическом материале Хитч-кок приходит к заключению, что главной из этих предпосылок был недостаток веры в Бога, что и заставляло католических модернистов искать иную, по большей части, социальную, мотивацию для своего членства в Церкви или в духовном сословии. На наш взгляд, вывод об «упадке радикального католицизма» в начале 1970х гг. был несколько преждевременным, но во всем прочем аргументация автора безупречна.

Позиция Г. Уиллса довольно парадоксальна: в вопросах внутрицерков-ного развития он поддерживает консерваторов, в вопросе о нормах отношений Церкви и государства - радикальных либералов. Он прослеживает соответствия между интеллектуальной модой светского общества в 1960х гг. и религиозными реформами католических обновленцев и присоединяется к суждению о том, что обновленческие инициативы зачастую являлись эрзац-религией, заменой собственно религиозной веры. С другой стороны, он дает весьма нелицеприятную оценку тем отношениям, которые до конца 1960х гг. существовали между Католической церковью и государством. По его мнению, приспособление Церкви к государству было достигнуто путем утраты независимости, достоинства и способности предоставлять верующим моральное руководство. Поэтому он приветствует деятельность «католической левой» - экстремистских пацифистских группировок, считая, что они способны разрушить этот порочный альянс.

Канадская исследовательница Э. Маггеридж рассматривает церковное обновление в терминах революции, выделяя его причины, движущие силы, старую и новую, рвущуюся к власти, элиты и событие, давшее толчок к непосредственным революционным действиям.

В отличие от вышеупомянутых авторов, О'Коннор относится к обновлению с энтузиазмом, обвиняет церковную иерархию в косности и авторитарных притязаниях, и на широком фактическом материале доказывает массовость поворота американских католиков к модернизму.

Авторская позиция Ч. Фраккиа не столь явственно прослеживается, но и он согласен с тем, сто перемены в Католической церкви США очень серьезны и внушают некоторое беспокойство. Причиной увлечения американцев религиозным модернизмом он считает излишнюю сухость и рассудочность американского католицизма, его акцент на долг, мораль и дисциплину, при определенном пренебрежении религиозным опытом и мистикой.

Изучению роли и места религии в жизни американцев посвящены труды священника-социолога Эндрю Грили. В исследованиях «Религиозные перемены в Америке» и «Безобразный маленький секрет: антикатолицизм в Северной Америке» он, опираясь на многочисленные социологические опросы возглавляемого им чикагского Центра изучения общественного мнения, демонстрирует устойчивость американской религиозной традиции: с одной стороны - высокий уровень религиозности американцев, с другой -живучесть религиозных предрассудков и некоторой дискриминации по религиозному признаку. К сходным выводам пришли Гэллап и Поулинг, обобщившие результаты своих социологических исследований за несколько десятилетий в книге «Поиски американской веры».

В отличие от Грили и Гэллапа, соавторы Космин и Лэчмен («Единая нация под Богом. Религия в современном американском обществе») оперируют данными социологических исследований, проведенных другими учеными. Их труд носит обзорный характер, раскрывая роль религиозных верований и конфессиональной принадлежности практически во всех сферах жизни американского общества. На наш взгляд, наиболее интересны приводимые ими сведения о соотношении религиозной и этнической принадлежности американцев и о религиозном ландшафте США.

В силу ряда причин в 1960-70х гг. изменяются традиционные отношения государства и Католической церкви (об этом - параграфы 2.4, 3.3), что вызвало к жизни несколько специальных исследований, посвященных этой проблеме. Это работы Моргана «Политика религиозного конфликта: церковь и государство в Америке» (1980 г.), Мэри Ханна «Католики и американская политика» (1979), Фрэнка Сорауфа «Стена разделения. Конституционная политика церкви и государства» (1976), Джина Бернса «Границы католицизма. Идеологическая политика в современном мире» (1992). Они констатируют сохранение особого «католического блока» на выборах и существование собственно католических политических вопросов, таких как ограничение практики абортов и государственное субсидирование приходских школ.

В 1997 г. была опубликована монография Чарльза Морриса «Американский католицизм. Святые и грешники, создавшие самую могущественную церковь Америки». Некоторая удаленность от «бурных» 1960х и 1970х гг. проявляется в том, что этот труд гораздо менее полемичен по характеру, чем работы, названные выше. Последние главы монографии, посвященные по-слесоборному периоду в истории Католической церкви США, дают обзор всех важнейших проблем Церкви в это время, различных богослужебных стилей и идеологических течений. Исследование объемно и энциклопедично, выводы автора о настоящем и будущем Католической церкви намного более оптимистичны, чем у ученых 1960-70х гг. Вместе с тем, мы можем отметить, что это исследование несколько проигрывает в оригинальности и глубине анализа явлений.

Таким образом, наиболее изученными аспектами проблемы являются богословское диссидентство в американском католицизме и роль Католической церкви в общественно-политической жизни США. Наименее изученные аспекты - влияние религии и секуляризации на формирование стереотипов социального, политического и экономического поведения американцев, отношение к Католической церкви со стороны некатолического большинства, феномены католического феминизма и «Харизматического Обновления».

Настоящая диссертация написана на широкой и разнообразной источ-никовой базе. Большинство использованных нами источников не были задействованы в отечественной историографии этого вопроса. Значительный круг источников не нашел отражения и в доступных нам западных монографиях, особенно это касается церковных документов 1990х гг. Мы можем выделить следующие группы использованных нами источников:

1. законодательные источники

2. документы Церкви

3. публицистические, философские и богословские произведения

4. мемуары и воспоминания участников событий

5. материалы периодической печати

6. справочные издания

7. статистические источники

8. фотоисточники.

Задача беспристрастного и досконального анализа источников и предмета исследования в целом продиктовала оперирование в качестве методологической основы комплексным, сравнительным, критическим и другими принципами познания, удельный вес которых опосредован характером разрешаемых в диссертации проблем. Системный подход помогает достаточно полно раскрыть положение и деятельность Католической церкви США, акцентируя ключевые процессы и тенденции.

Научная новизна диссертации состоит в ряде факторов, в их числе:

- детализация истории Католической церкви США в 1960-90х гг.,

- новаторский для отечественной историографии подход к изучению ключевых процессов внутрицерковной эволюции и их причин,

- введение в оборот ранее не использованных материалов.

Определенным новшеством данной работы является акцент на исследование внутрицерковного развития: на детальное рассмотрение перемен, происходивших в Католической церкви в изучаемый период, на вычленение их причин и предпосылок, на анализ идеологической конфронтации консерватизма и модернизма, вызванной к жизни этими переменами.

Практическая значимость работы проявляется в возможности использовать приведенные в ней факты и достигнутые выводы и заключения при:

- подготовке монографий по данному предмету или религиозной истории США в целом,

- разработке спецкурсов и спецсеминаров,

- выполнении научных квалификационных работ всех уровней.

В структуру исследования входят введение, три главы, заключение, примечания к тексту глав, библиографический список и приложения.

В первой главе рассмотрен статус организованной религии в США: основные законы, определяющие границы деятельности церквей; социокультурные условия существования религии в Америке, которые, как мы полагаем, формирует процесс секуляризации; религиозный ландшафт страны и влияние религии на экономическое, социальное и политической поведение ее граждан.

Во второй главе дается анализ важнейших явлений и тенденций в эволюции Католической церкви в изучаемый период. В качестве важнейших нами были выделены такие аспекты, как кризисные явления в американском католическом священстве и монашестве, перемены в образовательной системе, конфликт внутри американской Церкви и ее конфликт с обществом по вопросам половой и медицинской морали и католическое харизматическое движение как самое значительное новшество в религиозной практике американских католиков.

Третья глава посвящена изучению отношений Католической церкви США с внешним по отношению к ней миром: обществом в целом, американским государством и иностранными правительствами, а также другими конфессиями США. Для лучшего уяснения позиции Католической церкви по всем этим проблемам, а также причин, приведших Церковь к такой позиции, этому анализу предпослан параграф о социальном портрете американских католиков и о социальной доктрине Вселенской Римско-Католической церкви.

Заключение содержит выводы из проделанной работы.

Обзор источников и литературы.

Источники.

Законодательные источники. Положение вероисповедных организаций в Соединенных Штатах Америки определяется очень ограниченным числом законов. Важнейший из них - «Билль о правах», в частности, первая поправка к конституции, постановившая, что государство не вмешивается в дела церквей и не поддерживает ни одну из существующих конфессий. Определенное значение для нашего исследования имеет также поправка четырнадцатая, гарантирующая всем гражданам равную защиту закона. Данные поправки наиболее релевантны для настоящего исследования, так как именно первой поправкой обусловлены юридические условия существования церквей в США; на основании первой и, в меньшей степени, четырнадцатой, поправок государственные органы федерации и штатов вынуждены, вопреки собственному желанию и насущной необходимости, отказывать в финансовой помощи учебным заведениям, связанным с религиозными деноминациями.

Из всех использованных нами источников наиболее обширную группу представляют документы Церкви. В эту группу мы объединили: итоговые документы II Ватиканского собора 1962-1965 гг.; папские энциклики; решения и руководства, изданные различными конгрегациями ватиканской курии; заявления и послания Национальной конференции католических епископов -высшего коллегиального органа Католической церкви в США; речи, заявления, пастырские послания и открытые письма римских пап, куриальных кардиналов, американских епископов, католических ассоциаций мирян или духовенства, ректоров католических университетов; материалы богословских диспутов Католической церкви с другими конфессиями.

Нами были использованы следующие декреты II Ватиканского собора: конституция «О Богослужении», «Об экуменизме», «Декрет о пастырской должности епископов в Церкви», декрет «Об апостольстве мирян», пастырская конституция «Радость и надежда», «Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям», «Декларация о религиозной свободе», «Декрет о миссионерской деятельности Церкви».

Конституция «Радость и надежда» является базовым изложением католического социального учения. Она обобщает все то, что было достигнуто к 1960м гг. и вносит в социальную доктрину Церкви ряд новых моментов, например, осуждение войн. Вплоть до середины 1980х гг. католическая общественная мысль в США развивалась в русле и под влиянием этого документа, но и в настоящий момент социал-демократические идеи «Радости и надежды» сохраняют сильные позиции в социальной доктрине Католической церкви, в том числе и в США, и влияют на выработку позиции Церквипо целому ряду внутри- и внешнеполитических вопросов.

Конституция «О Богослужении», декреты «О пастырской должности епископов в Церкви», «Об апостольстве мирян», «О религиозной свободе», «О миссионерской деятельности Церкви» инициировали ряд внутрицерков-ных изменений и определенное перераспределение власти и ответственности в Церкви. Поскольку значительная часть нашей работы посвящена именно эволюционным процессам внутри американской Католической церкви, то нам чрезвычайно важно было обращение к первоисточникам этих эволюционных преобразований.

Дерет «Об экуменизме» и «Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям» впервые в истории Римско-Католической церкви признали возможность и желательность братского диалога с другими религиозными объединениями, и, тем самым, заложили основы всех экуменических контактов Католической церкви. Значение этих контактов трудно переоценить, особенно для американского католицизма, существующего в некатолической поликонфессиональной стране, где нормальные отношения с другими деноминациями являются непременным условием для создания благоприятного общественного имиджа Церкви, и, в целом, - для ее социального благополучия.

Одной из острейших проблем в послесоборной Католической церкви (и для американской Церкви это актуально едва ли не более чем для всех других национальных Церквей) является исключительная непопулярность учения о нормах семейной и медицинской морали. Наиболее авторитетным защитником этого учения является римской папа Иоанн Павел II. Поэтому мы сочли необходимым обратиться к его трудам на данную тему: книге «Любовь и ответственность» и энциклике "Veritatis Splendor" («Великолепие истины»). Второй из названных трудов более даже, чем изложению собственных взглядов папы на этот предмет, посвящен критике теологов-диссидентов. Изучение этого источника дало нам представление о современном состоянии дискуссии церковного консерватизма и модернизма на самую болезненную для многих католиков тему.

Изданные конгрегацией по делам священников документы «Образование священников в современных условиях» и «Руководство о жизни и служении священников» позволили нам рассмотреть те способы, какими Ватикан пытается решить еще одну сложную задачу: хроническую нехватку рукоположенных лиц. На основании этих источников мы смогли сделать некоторые выводы и спрогнозировать дальнейшие варианты выхода из ситуации, которую мы обозначили как «кризис священства».

Среди тех проблем, с которыми в 1960-1990х гг. столкнулась католическая образовательная система США, одно из важнейших мест занимает потеря католическими ВУЗами собственной идентичности. Католические иерархи и специалисты в области образования предлагают разные способы решения этой проблемы. Нам показалось интересным сравнить подходы ректоров двух североамериканских католических университетов - иезуита Дж.

Д. Монена из Бостон Колледжа и доктора Д. Лолесса из университета св. Франциска Ксавьера. Их мнения сформулированы в докладах «Целостное воспитание личности» и «отношения между преподавателем и студентом» соответственно. Сравнение этих докладов и предложенных в них практических мероприятий позволило нам констатировать устойчивость конфликта и борьбы за власть внутри католического высшего образования.

Американские епископы и организации уделяют немалое внимание политическим проблемам США и мира. В наиболее обобщенном виде католические воззрения на злободневную политику конца XX века были выражены в заявлении административной комиссии Католической конференции США «Политическая ответственность: возрождение американской демократии». Анализ этого источника помог нам вычленить политические приоритеты Католической церкви в 1990х гг. и констатировать преемственность политических воззрений американского католицизма по отношению к началу изучаемого периода.

В нашем распоряжении был относительно большой круг источников по такой теме, как экуменическая активность Католической церкви. Помимо уже упомянутых документов II Ватиканского собора, необходимо, в первую очередь, назвать «Руководство по применению принципов и норм экуменизма», изданное Папским советом содействия христианскому единству. Оно представляет из себя развитие и конкретизацию тех установок, которые содержались в соборных постановлениях.

Кроме того, поскольку преобладающей религиозной группой США являются протестанты, то нам особенно важно было изучить материалы богословских дискуссий и переговоров американской Католической церкви с протестантскими деноминациями, собранные в книгах «Лютеране и католики в диалоге» и «Католическо-пятидесятнический диалог (1977-1982)».

Помимо всех названных, мы хотели бы перечислить как весьма важные, следующие источники: «Призыв к корпоративной этике», «Христос, наша надежда, воскрес! Богословские размышления о послесоборной женской монашеской жизни», «Сознательной сопротивление в защиту человеческой жизни», «Встретить будущее с надеждой», «Справедливость и солидарность, а не влияние и контроль», «Яешт 1Моуагит и католическое социальное учение», «Новый момент в католическо-иудейских отношениях».

Большинство упомянутых в данном обзоре источников этой группы относятся к 1990м гг., что объясняется, во-первых, труднодоступностью церковных материалов за 1960-1980е гг., когда в СССР не выписывались зарубежные религиозные издания, во-вторых, тем, что большинство исследований по теме диссертации не затрагивают 1990е гг., что делает использованные нами источники еще более ценными.

Публицистические, философские, богословские произведения. Характеризуя эту группу источников, мы должны остановиться, в первую очередь, на трудах теоретиков американского католического феминизма — Розмари Рой-тер («От мачизма к взаимности. Эссе о сексизме и освобождении женщин и мужчин» в соавторстве с Ю. Бианки) и Дж. Читтистер («Ветра перемен. Женщины бросают вызов Церкви»). В этих произведениях отражены типичные для феминистского менталитета взгляды на социальные отношения полов, на Церковь, ее устройство и роль в мире, на Библию и т.д. Изучение этих источников позволило нам постулировать существование собственно феминистской теологии, ее большую близость к либеральному протестантизму, чем к католичеству, и выявить ряд ее существенных характеристик.

Вопросам нравственного богословия и практической морали посвящена книга иезуита Дж. МакНейла «Церковь и гомосексуалисты». В ней автор отвергает нравственное и религиозное осуждение нетрадиционной ориентации. Проанализировав способ аргументации, принятый МакНейлом, и приводимые им факты, мы смогли показать широкое распространение в США такого феномена, как «католики на собственных условиях», т.е. люди, считающие себя членами Церкви и настаивающие на признании за ними этого статуса, но игнорирующие церковные моральные требования. Кроме того, анализ данного источника позволил нам установить некоторую корреляцию между практическими отклонениями от религиозной морали и современным менталитетом.

Работа американского консервативного мыслителя и публициста Дж. Вейгела «Католицизм и обновление американской демократии» является, фактически, ответом на многочисленные обвинения по адресу Католической церкви за вмешательство в политическую жизнь. Автор доказывает, что религия принадлежит к сфере общественных отношений, и что на церкви ложится обязанность формировать те ценности, в соответствии с которыми вырабатываются политические цели. Работа с этим источником помогла нам сформулировать ответ на вопросы, какова роль религии в американской политике, и каковы, с точки зрения американских католиков, идеальные отношения между церковью и обществом.

Брошюра С. Мамфорда «Папа и новый апокалипсис. Священная война против планирования семьи» послужила нам зримым доказательством сохранения в США антикатолических настроений.

Мемуары и воспоминания участников событий. Как мы уже упоминали, одной из самых серьезных проблем Католической церкви является острый недостаток священников, поскольку число расстрижений хронически превышает число рукоположений. Опыт такого «исхода из священства» изложен в книге Д. Райса «Нарушенные обеты. Исход из священства». Д. Райе, бывший священник францисканского ордена, описывает причины, процедуру и последствия снятия сана, опираясь при этом на собственные воспоминания и на рассказы других бывших священников. Симптоматично то, что Райе и многие из защищаемых им священников-расстриг, хотели бы вернуться к активному священству, но тоже на «собственных условиях» - без соблюдения целибата и обета послушания. Анализ мировоззрения автора и его собеседников привел нас к предположению о причинах, по которым Церковь не отменяет целибат, несмотря на то, что безбрачие отталкивает людей от священства и мешает увеличить численность священников до необходимого числа. Кроме того, книга Райса предоставила в наше распоряжение богатый фактический материал.

Одно их самых своеобразных и массовых движений в истории современного католицизма - «Харизматическое Обновление». Широкое распространение сделало его доступным для наблюдения, и потому в произведениях многих авторов, даже специально не посвященных этому вопросу, есть воспоминания о личном опыте участия в харизматических богослужениях. Но наиболее полными характерным источником по данной теме является труд французского теолога Р. Лорентена «Католическое пятидесятниче-ство». Автор, активный участник «Харизматического Обновления», на основании собственных наблюдений и встреч с лидерами движения, доказывает, что «Харизматическое Обновление» вполне соответствует букве и духу католической традиции. Для нашего исследования наибольшую ценность представляют собою сообщения Лорентена о харизматических практиках, богослужениях и массовых исцелениях, на которых он сам присутствовал.

Очень необычно построение книги Дж. Салливана «Голубой воротничок - пасторский воротничок - белый воротничок. Участие Католической церкви США в конфликтах труда и капитала». Автор - священник, одно время исполнявший по приказанию епископского комитета обязанности посредника в трудовом конфликте на предприятиях фирмы «Стивене». Впрочем, собственно мемуарная часть его книги весьма невелика. В основном, книга составлена из сообщений церковной и светской прессы о трудовых конфликтах 1960-80х гг. и о той роли, которую Католическая церковь играла в развитии и/или разрешении этих конфликтов. Газетные статьи цитируются без комментариев. Как статьи, так и собственные воспоминания Салливана имели значительную ценность для настоящего исследования, так как они позволили детально рассмотреть практические действия Католической церкви и на основании этого прийти к выводу о той степени, в которой социальная доктрина Католической церкви влияет на конкретные внутриполитические акции епископата, массовых католических организаций и рядовых верующих.

В параграфе, посвященном внешнеполитической позиции американской Католической церкви мы утверждаем, что важнейшей вехой на пути выработки этой позиции стало участие католических организаций в кампании против войны во Вьетнаме. Истории этой борьбы посвящены такие источники, как статья лидера «католической левой» Филипа Берригана «Кровь, война и свидетельство» и автобиография его брата Дэниела «Жить в мире». Эти произведения, написанные образным и эмоциональным языком, позволяют понять мировоззрение вождей католического радикального антивоенного лагеря, оценить их религиозные и гражданские мотивы, выяснить причины роста политической активности католического духовенства.

Еще один участник «католической левой», Ч. Меконис, описал борьбу против вьетнамской войны в книге «С неуклюжей грацией: американская католическая левая, 1961-1975». Этот источник содержит богатейший фактический материал по данному вопросу.

Материалы периодических изданий. Статья в бостонской газете «Экономист», озаглавленная «В эти дни слишком немногие откликаются на призыв», интересна для нас в нескольких отношениях. Во-первых, она приводит ряд статистических данных о состоянии католических социальных, медицинских и образовательных учреждений на 2001 г., и тем дает нам возможность проследить выявленные нами тенденции до конца 1990х гг. Во-вторых, она рассматривает католические социальные службы с точки зрения светского общества и государства и приходит к выводу, что недостаток священников и монахов, обусловивший финансовые трудности католических школ и больниц, неизбежно в будущем отразится на всех американцах, вне зависимости от вероисповедания. Таким образом, статья позволяет судить о роли Католической церкви в поддержании общенациональных стандартов образования и здравоохранения.

Кроме того, мы могли бы выделить такие сообщения периодической печати, как опубликованная в «Кэтолик интернейшнл» статья «Избиратели поддержали орегонскую инициативу» (о реакции Католической церкви на легализацию эвтаназии в штате Орегон) и материалы епархиальной газеты Сан-Антонио «Тудэй'з кэтолик», которая, в частности, содержит информацию о развитии такой инициативы, как домашнее образование и катехизация детей в католических семьях.

Наиболее полным и информативным из использованных нами справочных изданий была трехтомная «Энциклопедия американского религиозного опыта. Изучение традиций и движений». Факты, изложенные в этой энциклопедии, были использованы нами при подготовке параграфов о влиянии религии на стереотипы поведения американцев, об эволюции католической образовательной системы, об отношениях Католической церкви с другими конфессиями США и, в меньшей степени, - в некоторых других. В написании соответствующих частей диссертационного исследования также использовались данные главы о религии справочника «Современные Соединенные Штаты», «Словаря пятидесятнических и харизматических движений» и «Словаря экуменического движения».

Среди статистических источников нашей работы особое место принадлежит труду американских социологов Р. Шенхера и Л. Янга «Полные скамьи и пустые алтари. Демография нехватки священников в католических диоцезах США». В отличие от других социологических исследований, цитируемых в данной диссертации, работа Шенхера и Янга не содержит авторской интерпретации собранных данных, что заставляет считать ее источником, а не монографией. Но круг вопросов, освещенных ими, исключительно широк: это и колебания численности священников в диоцезе в зависимости от идейных установок правящего епископа, и отношение священников к целибату и многое другое. Эти сведения оказались очень полезны для нас, так как интерпретация фактов, собранных Шенхером и Янгом, привела нас к выводам о значении «кризиса священства»для Католической церкви США и о том, что необходимо для его разрешения.

Статистический портрет Католической церкви США в целом за1970-1990е гг., с количеством ее епархий, приходов, школ, клириков и мирян, приводится в «Статистическом ежегоднике Церкви».

Фотоисточники по теме нашего исследования стали доступны через Internet. Это, в первую очередь, фотогалереи женского кармелитского монастыря в Лос-Анджелесе на сайте www.carmelitegeneralate.homestead.com И организации бывших священников - www.rentapriest.com. Названные фотогалереи дают возможность лучше представить изменения, произошедшие в 1960-90х гг. в быте и представлениях американского католического духовенства.

Литература.

Монографии. Как уже упоминалось выше, непредвзятое изучение зарубежной религиозной и церковной истории началось в нашей стране только в 1990х гг. Поэтому круг отечественных монографий, релевантных для настоящего исследования, крайне узок. Самой значительной из них мы считаем работу С.Б. Филатова «Католицизм в США. 60-80е гг.» Наиболее тщательному рассмотрению в этой монографии подвергается такой аспект, как роль и участие Католической церкви США в общественно-политической жизни страны. Автор выделяет ведущие тенденции в развитии политической позиции американской католической иерархии, объясняет их причины. Нами использовались приведенные в монографии факты, а также их интерпретации и собственные выводы С.Б. Филатова, в основном, именно по названному кругу вопросов (параграфы 3.1 и 3.2 настоящей диссертации).

Из трудов американских ученых имеет смысл назвать, в первую очередь, социологические исследования священника Э. Грили: «Очерк католического высшего образования», «Безобразный маленький секрет: антикатолицизм в Северной Америке» и «Религиозные перемены в Америке». Все три книги опровергают мифы, устоявшиеся в современной американистике: о низком уровне и излишней догматичности католического высшего образования, об исчезновении антикатолических настроений в США и об увеличении в Америке числа неверующих и/или не принадлежащих к конфессиям людей.

В трудах многих католических ученых, как и в некоторых источниках встречаются мнения, что предубеждения против католиков все еще распространены среди протестантской и секуляризованной частей американского социума. Но именно исследование Грили предоставило нам статистические доказательства этого факта, и тем самым дало возможность с уверенностью утверждать наличие антикатолических предрассудков в сознании определенной части американцев.

Монография «Религиозные перемены в Америке» посвящена теории секуляризации. На богатом социологическом материале Э. Грили доказывает, что эта теория не соответствует действительности, и американцы как нация по-прежнему очень религиозны. Мы, напротив, пришли к выводу о том, что именно секуляризация определяет социокультурный контекст существования церквей в Америке. Но с учетом фактов и аргументов Грили мы предложили несколько иную трактовку самого понятия секуляризации.

Самым актуальным для нашей диссертации вопросом, поставленными решенным в рамках монографии «Очерк католического высшего образования», явился вопрос о том, как католические университеты влияют на религиозное и социальное поведение своих студентов и выпускников, что, в целом, обусловливает роль католических ВУЗов в передаче религиозной традиции.

Во многом на результатах социологических опросов построена также книга Б. Комина и С. Лэчмена «Единая нация под Богом. Религия в современном американском обществе». В ней собраны статистические данные о религиозном ландшафте США на начало 1990х гг. Также исследование

Космина иЛэчмена помогло нам детализировать различные аспекты влияния религии на стереотипы социального поведения и на политическую культуру Соединенных Штатов.

Изучению феномена феминистской идеологии в американском католицизме посвящена часть вторая монографии финской исследовательницы Э. Вуола «Границы освобождения. Практика как метод латиноамериканской теологии освобождения и феминистской теологии». В отличие от всех ранее упомянутых работ, ее монография носит не собственно исторический, а, скорее, историко-философский характер. Предметом особого внимания автора является обращение к личному опыту как главный метод философствования теоретиков феминизма. Таким образом, труд Вуола позволил нам раскрыть одну из существенных идеологических и психологических характеристик феминизма.

Монография М. Дж. Нейтц «Харизма и община» - наиболее полный, глубокий и всесторонний труд, анализирующий католическое «Харизматическое Обновление». Автор рассматривает теорию и практику харизматического движения, проводит разграничительные линии между массовым и элитным вариантами этого движения, привлекает данные об общекультурном контексте 1970-80х гг. для объяснения описываемых явлений. Выводы Нейтц об особенностях и причинах распространения «Харизматического Обновления» в Католической церкви США представляются нам вполне обоснованными, хотя и не всегда достаточными.

Параграфы 3.1, 3.2 и 3.3 нашего исследования посвящены изучению действий Католической церкви США на политической арене. Этот вопрос привлекал внимание многих ученых. В качестве базовых назовем такие монографии по данной теме, как «Католики и американская политика» М. Ханна и «Стена разделения. Конституционная политика церкви и государства» Ф. Сорауфа.

Научный метод М. Ханна - метод «интервьюирования элит», для определения позиции американских католиков она оперирует не результатами социологических опросов, а мнениями католических духовных и (в большей мере) светских лидеров: глав католических лобби и массовых организаций, сенаторов и конгрессменов католического вероисповедания. Привлечение данных таких интервью позволило нам уяснить иерархию политических приоритетов Католической церкви, степень ее активности в достижении различных целей и отношение политической элиты страны к католическим ценностям. Исследование Ф. Сорауфа более академично и детализировано, но сосредоточено, в основном, на конфликте Церкви и сепарационистских организаций по вопросу о частичном государственном субсидировании приходских школ. Здесь рассматриваются методы и мотивы различных групп сепарацио-нистов, способы, какими государство на разных этапах пыталось оказать религиозным образовательным учреждениям финансовую поддержку, и пути разрешения этого конфликта - главным образом, с помощью судебных решений или принятия конституционных поправок.

Наиболее комплексный характер носит труд Ч. Морриса «Американский католицизм. Святые и грешники, создавшие самую могущественную церковь Америки». Часть III этого исследования, озаглавленная «Кризис», посвящена периоду 1960-1990х гг. Автор дает развернутую и всестороннюю характеристику положения Церкви в обществе, ее внутренних конфликтов, ее общественного имиджа, различных стилей духовной жизни и богослужения. Выводы Ч. Морриса на отличаются особенной глубиной, но представленные им факты, как и собственные наблюдения автора оказались очень полезны практически во всех разделах настоящей диссертации.

В 1960-1980х гг. был защищен ряд диссертаций по темам, релевантным для нашего исследования. Это диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Католическая церковь в общественно-политической жизни США» Г.А. Романенковой, «Влияние конфессионального фактора на этнические процессы в США (1870-1980 гг.)» Н.Я. Дарагана; на соискание степени кандидата философских наук «Католицизм и экуменическое движение» В. Отрубовой; Докторские диссертации Д.Е. Фурмана «Религия и социальные конфликты в США» и И.Б. Ястребова «Новые тенденции в социальной программе современного католицизма (историко-философский анализ)».

Исследование Г.А. Романенковой демонстрирует либеральную позицию католической общественности США по многим политическим вопросам. Наиболее важен для нас был параграф этого исследования, посвященный реакции католических иерархов и массовых организаций на войну во Вьетнаме. Диссертация Г.А. Романенковой была написана непосредственно во время вьетнамской войны, когда антивоенная позиция Католической церкви США еще только складывалась, и это помогло нам проследить зарождение и первый этап эволюции католического пацифизма.

В работе Д.Е. Фурмана самыми интересными для нас были выводы автора о тех способах, какими религиозная вера и конфессиональная принадлежность позволяют оформить, канализировать и впоследствии погасить социальный конфликт в американском обществе. Выводы эти расширили наши представления о социально-политической роли религии в поддержании стабильности социума в США и, в частности, о той важной роли, которую американская Католическая церковь играет как главный агент ассимиляции и американизации католиков-иммигрантов.

Из общих работ, использованных нами в данном исследовании, в первую очередь, мы должны упомянуть «Социологию религии» В.И. Гараджи.

К учебнику В.И. Гараджи «Социология религии» мы обратились за определением понятия «секуляризация» и разными теориями секуляризации, существующими в отечественной и зарубежной социологической науке. Некоторые из описываемых в этой книге теорий, например, теория американского ученого П. Бергера, подтвердили наше предположение, сформулированное в параграфе 1.1, о том, что секуляризация в современном американском обществе есть не потеря религиозной веры большинством населения, а скорее превращение религии в терапию и ослабление связи верующего с церковной организацией.

Статьи. Социальная доктрина католицизма, ее эволюция на протяжении последних десятилетий XX в. и реакция католиков на те или иные аспекты этого учения стали предметом рассмотрения в статьях Н.В. Максимовой и Б.А. Филиппова «Социальное учение католической церкви и либеральные институты» и H.A. Ковальского «Современный мир, осмысленный католицизмом». Обе названные статьи опубликованы в проблемно-тематическом сборнике «Православие и католичество. Социальные аспекты». (1998 г.)

В работе H.A. Ковальского детально изложены различные стороны социального учения католицизма, выработанного энцикликами римских пап и итоговыми документами II Ватиканского собора. Н.В. Максимова и Б.А. Филиппов акцентируют трансформацию католической социальной доктрины под влиянием консерватизма Иоанна Павла II и описывают тот отклик, который новые социальные энциклики вызвали у консервативных католических мыслителей США - на примере защитника «американского эксперимента» М. Новака. Эти акценты помогли нам выделить причины принятия или непринятия социальной доктрины американскими католиками и уточнить их воззрения на идеальное общественное устройство.

Другим чрезвычайно важным для нашего исследования сборником является вышедший в 1995 г. в Индианаполисе сборник статей «Быть правым. Консервативные католики в Америке». Две статьи из этого сборника раскрывают теологический и практический конфликт в американском католицизме вокруг учения о половой и медицинской морали. Доминиканский монах Б. Эшли в статье «Потеря богословского единства. Плюрализм, томизм и католическая мораль»уделяет основное внимание теологическому и

29 историческому анализу идей модернизма, например, теории «морального компромисса» Ч. Каррена, и тому, почему эти идеи оказались популярны в американском католицизме вообще, но неприемлемы для консервативных католиков.

М. Кюнео посвятил статью «Битвы за жизнь. Рост воинственности в американском движении «за жизнь» такому малоизученному феномену, как постепенное нарастание агрессивности в борьбе американских католических «про-лайферов» за отмену абортов. Фактический материал этой статьи, безусловно, помог нам целостно изучить католический протест против распространения практики аборта, хотя причинам такого роста воинственности автор уделяет, на наш взгляд, недостаточное внимание.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Католическая церковь США в 1960-е - 1990-е гг."

Выводы.

Социальная доктрина Католической церкви, основание которой было положено в 1981 г. энцикликой "Кегиш 1Чоуагит" включает в себя признание прав рабочих на объединение и забастовку, требует смягчения социального и имущественного неравенства между людьми, как и между нациями, обязывает общество заботиться о своих слабейших членах, а развитые страны - о развивающихся. Она осуждает социалистическую модель развития за ограничение прав и свободы индивида ради государства, а капиталистическую - за неограниченный индивидуализм, приносящий общее благо в жертву эгоистическим интересам. Соответственно, идеалом общественного развития здесь выступает некий «третий путь», основанный на солидарности классов, объединяющий достоинства капитализма и социализма. Впрочем, социальная доктрина католицизма претерпевает некоторые изменения в учении Иоанна Павла II. В социальных энцикликах этого папы свобода и демократия признаются высочайшими общественными ценностями, экономический прогресс поставлен в зависимость от формы государственного устройства. Эти новшества в католическом социальном учении сближают его с ценностями американской политической культуры, что и обеспечивает высокий уровень его принятия американскими католиками.

Социальную доктрину Вселенской Римско-Католической церкви отражает позиция американских католиков и епископата по конкретным политическим вопросам. Американские иерархи в многочисленных заявлениях и пастырских посланиях утверждают, что серьезнейшие проблемы американского общества - бедность (особенно детская бедность), расизм, безработица. Все эти проблемы они объясняют духом индивидуализма и эгоизма, царящим в обществе. Католические епископы считают государство ответственным за судьбу и благосостояние своих граждан и решительно выступают против всякого политического курса, направленного на сокращение программ социальной помощи. В соответствии с этой идеологической установкой своих иерархов, американские католики в целом больше, чем протестанты поддерживают социальные мероприятия государства. Впрочем, по мере роса их социоэкономического статуса эта поддержка имеет тенденцию снижаться. В 1980х гг., когда в общественном сознании и экономической мысли страны преобладал неоконсерватизм, внутри католической общины появилось мнение, разделяемое, в основном, мирянами, о неверности традиционного католического подхода к социально-экономической проблематике. Эти публицисты и экономисты разделяли консервативные убеждения в том, что свободу и благосотояние могут обеспечить только свободное предпринимательство, труд, творчество и личная инициатива, а не государственное регулирование.

Католическая церковь в лице своих епископов и массовых организаций принимала активное участие в урегулировании ряда крупномасштабных трудовых конфликтов, в частности, на предприятиях фирм «Фара» и «Стивене» и на фермах и ранчо Калифорнии и Техаса. Во всех этих случаях Католическая церковь решительно принимала сторону рабочих, поддерживала забастовки, пикеты и бойкоты, собирала деньги и продукты для бастующих, выступала посредником на переговорах с правлением компаний, лоббировала принятие законов в интересах рабочих.

Формирование независимой внешнеполитической позиции Католической церкви началось в 1960х гг. Толчком к этому послужил массовый протест против участия США во вьетнамской войне. Сначала епископат занял традиционную проправительственную позицию, как и ряд католических организаций. Но затем возникает и фронт антивоенных групп. Из них наибольшего внимания заслуживают группы так называемой «католической левой»: пацифистские радикальные кружки, совершавшие налеты на призывные пункты и офисы военных ведомств и предприятий оборонной промышленности. Их деятельность и суды над ними оказали существенное влияние на возникновение устойчивых антивоенных настроений в Католической церкви.

В 1983 г. НККЕ опубликовала пастырское послание о войне и мире «Вызов мира: обещание Бога и наш ответ». В нем содержится осуждение ядерной войны и гонки вооружений. Воздействие этого послания на американских католиков было значительным: активизировались экстремистские пацифистские группы, на 22% возросло число католиков, порицающих рост военных расходов.

Отношение Католической церкви США к другим государствам определяется, главным образом, уровнем религиозной свободы и положением национальных католических церквей в этих государствах.

Таким образом, мы можем утверждать существование католических политических ценностей, к которым относятся: идея «общего блага» и ответственности общества перед индивидом, пацифизм, религиозная свобода и права церкви в государстве.

Помимо политических проблем, особую активность Католической церкви США на общественной арене вызывает вопрос о государственном субсидировании приходских школ. В связи с финансовыми сложностями, с которыми Католическая церковь столкнулась в послесоборный период, материальная поддержка со стороны государства делается все более необходимой для сохранения католической образовательной системы. Администрации штатов и федерации желают оказать такую поддержку, поскольку этот шаг был бы очень популярен среди избирателей католического вероисповедания, но этому препятствует широкий фронт сепарационистских общественных организаций, действующих по разным идеологическим и практическим соображениям. Эти организации инициировали в 1960-90х гг. множество судебных процессов, обвиняя правительство и Католическую церковь в нарушении Первой поправки к Конституции. Ареной наиболее острой конституционной борьбы по этому вопросу стал в 1961-71 гг. штат Нью-Йорк. До сих пор нигде в США католические школы и их защитники не смогли добиться от государственной власти финансовой помощи в необходимом объеме, но соответствующие законодательные инициативы продолжают появляться.

Еще одним направлением деятельности Католической церкви США в 1960-90х гг. являлся экуменический диалог с другими конфессиями. Активность американской Церкви в этом диалоге объясняется как экуменическими инициативами Второго Ватиканского собора, так и чрезвычайной поликонфессиональностью американского общества, что делает необходимым установление хороших отношений между церквами. Наиболее плодотворными оказались богословские дискуссии и практическое взаимодействие Католической церкви и деноминаций, близких ей по литургической традиции: Православной, Лютеранской и Епископальной. Несколько сложнее складывается диалог с носителями не-сакраментальной традиции в протестантизме: баптистами, методистами, пятидесятниками, адвентистами, «учениками Христа» и т.д. Экуменические встречи католических богословов с представителями нехристианских общин скорее свидетельствуют о взаимном дружелюбии, чем о подлинном богословском сближении. Отношения Католической церкви с иудаистскими синагогами и ассоциациями испытывают сильное влияние со стороны современной политической культуры, в частности стандартов «политической корректности». В 1980 -начале 90х гг. в экуменической дискуссии большое место уделяется социальной и антропологической проблематике, наибольшие успехи межконфессионального сближения достигаются на уровне диоцезов и приходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы проследили ряд важнейших эволюционных процессов, протекающих внутри Католической церкви США, рассмотрели ее взаимоотношения с обществом, государством и другими религиозными конфессиями, выявили как самостоятельную логику ее развития, так и ее зависимость от основных тенденций американского менталитета и культуры последней трети XX века.

В США широко представлены многие конфессии. Наиболее многочисленные из них - католики, баптисты, методисты, лютеране и пресвитериане. Возможно выделить несколько регионов, отличающихся друг от друга по религиозному составу населения. Это северо-восток с его значительным католическим населением, Средний Запад, получивший название «Библейский пояс» за свой преимущественно евангелический профиль, и религиозно пестрый, с наибольшим процентом атеистов, Тихоокеанский регион.

Все церкви и деноминации США обладают равными правами и положением в государстве: согласно Конституции и ряду законов они находятся вне государственного контроля, не облагаются налогами и не могут участвовать в политической жизни страны.

Во второй половине XX в. в США продолжается процесс секуляризации. Мы утверждаем, что секуляризация есть отчуждение человека не от Бога, а от церкви. Люди сохраняют религиозную веру, но ее догматическое содержание, как и принадлежность к определенной церкви теряют для них первостепенное значение.

Важнейшей социальной функцией религии в американском обществе является то, что она дублирует этническую принадлежность. Религия влияет и на экономическое поведение американцев, формируя личную деловую этику и повышая уровень удовлетворенности человека его работой и доходами. Ее влияние на политику США опосредовано политической культурой.

В частности, религия участвует в формировании общественных ценностей, которые влияют на выработку политических целей, она амортизирует социальные конфликты. Кроме того, выбор консервативной или либеральной политической позиции часто зависит от конфессиональной принадлежности гражданина и глубины его религиозных убеждений.

Начиная с 1960х гг. Вселенская Католическая церковь переживает период глубоких изменений, вызванных либеральными реформами II Ватиканского собора. В Католической церкви США наблюдается ряд явлений кризисного характера. Смена во второй половине XX в. ведущей культурной парадигмы общественного сознания привела к утрате таких традиционных, базовых для религиозного мировоззрения, ценностей, как иерархия, терпение, смирение, воздержание, и к маргинализации таких понятий, как грех, ад, посмертное воздаяние, Божий гнев, необходимость искупать грехи и спасать душу. В результате этих социально-психологических перемен происходит отчуждение от общества священников и монахов, в религиозные верования многих католиков, как светского, так и духовного звания, проникают элементы «гражданской религии», происходит перенос религиозной веры с Бога на человека, главной задачей Церкви начинает казаться удовлетворение материальных, социальных и психологических, а не духовных нужд людей. Распространение подобных эмоций и убеждений привело многих священников и монахинь к снятию сана. В женских католических орденах США в 1960-90х гг. распространяется идеология феминизма. Католические феминистки требуют рукоположения женщин в священнический сан, активно участвуют в социальной и политической деятельности. Анализ теоретических трудов женщин- теологов и церковных публицистов позволил нам постулировать существование специфической феминистской теологии и философии, в основе которой лежит не католическая традиция или Библия, а так называемый «женский опыт» и «американские ценности».

Снижение численности духовенства, по нашему мнению, нарушает сакраментальный характер Католической церкви и может в будущем привести к ее протестантизации. Помимо того, оно наносит серьезный урон католической системе образования, обостряя ее финансовые проблемы. Кроме того, американские католические школы и ВУЗы столкнулись в 1960-90х гг. с «кризисом идентичности», утратив собственную специфику и ясное представление о том, каково должно быть католическое учебное заведение, каково его отличие от светских институтов и его роль в Церкви, чему и как следует учить. Мы полагаем, что преодоление этого кризиса зависит от способности церковных консерваторов и либералов (чьи позиции в сфере образования очень сильны) найти консенсус.

Наиболее глубокие противоречия между церковноначалием и либеральными богословами, а также большинством католиков-мирян возникли в сфере половой и медицинской морали. Официальное учение Церкви осуждает использование контрацептивов, добрачные связи, гомосексуализм, эвтаназию. Американские диоцезы и католические общественные организации активно добиваются запрещения или ограничения абортов, причем католическое движение «за жизнь» имеет тенденцию к радикализации. Такая позиция Католической церкви втягивает ее в противостояние с секу-лярным обществом и отталкивает от нее множество рядовых католиков, которые находят вполне допустимым и более комфортным нарушать церковное нравственное учение.

Самым значимым новшеством в религиозной практике Католической церкви США в изучаемый период является, как мы полагаем, «Харизматическое Обновление». Оно акцентирует мистические переживания и личный опыт и включает в себя глоссолалию, пророчества, духовные целительства, изгнания бесов и т.д. Харизматическое движение обнаруживает явные авторитарные тенденции и культивирует в своих адептах инфантилизм. По своим взглядам оно ближе к протестантизму, а также имеет много общего с популярным оккультизмом. Однако консерватизм харизматиков по нравственным и богословским вопросам обеспечил «Харизматическому Обновлению» благожелательное отношение со стороны Ватикана и американских иерархов.

Главной отличительной чертой в социальном портрете американских католиков во второй половине XX в. является их высокая социальная мобильность: из бедной, в основном пролетарской, группы, какой они были в начале века, уже к 1970 гг. они превращаются в самую (за исключением евреев) высокопрофессиональную и высокооплачиваемую религиозную общину США. По своим политическим настроениям они традиционно ближе к демократической партии, но в 1990х гг. становятся самой большой частью независимого электората - так называемых «плавающих голосов». Несмотря на успешную ассимиляцию католиков в американское общество, в нем еще сохраняются антикатоличские предрассудки.

Социальной доктриной Католической церкви является солидаризм, идеалом общественного развития - «третий путь», призванный объединить достоинства капитализма и социализма. Впрочем, в социальных энцикликах Иоанна Павла II намечен отход от такого рода социал-демократических идей. Признание демократии высочайшей общественной ценностью, от которой зависит экономический и социальный прогресс, сближает его учение с американской политической культурой.

Изучение позиции Католической церкви США по ряду конкретных политических вопросов дало нам основание утверждать, что существуют собственно католические политические ценности, к которым относятся: идея «общего блага» и ответственности общества перед индивидом, пацифизм, религиозная свобода и права церкви в государстве. Так, американские католики поддерживают социальные мероприятия государства и борьбу профсоюзов за справедливую оплату труда. С 1960х гг. основой их внешнеполитической позиции становится пацифизм. Во многом это связано с борьбой католических организаций против войны во Вьетнаме, причем ряд католических групп действовал экстремистскими методами.

Помимо политических проблем, особую активность Католической церкви США на общественной арене вызывает вопрос о государственном субсидировании приходских школ. Желание администраций штатов и федерации оказать им такую поддержку и противодействие со стороны сепарационистских общественных организаций приводят к острой законодательной борьбе, примером которой может служить конституционный конфликт в штате Нью-Йорк в 1961-71 гг.

Еще одним направлением деятельности Католической церкви США в 1960-90х гг. являлся экуменический диалог с другими конфессиями. Успехи в этом диалоге зависят от степени близости теологической и литургической традиции Католической церкви и ее партнеров по дискуссии. Экуменические встречи католических богословов с представителями нехристианских общин скорее свидетельствуют о взаимном дружелюбии, чем о подлинном богословском сближении. Отношения Католической церкви с иудаистскими синагогами и ассоциациями испытывают сильное влияние со стороны современной политической культуры, в частности, станд артов «политической корректности».

Таким образом, мы определили, что:

1. Социокультурные условия существования организованной религии в США определяются продолжающимся процессом секуляризации, которые мы предлагаем понимать не как утрату религиозных верований вообще, а как снижение значимости церкви и догматов в жизни человека.

2. Несмотря на секуляризацию, уровень религиозности и конфессиональная принадлежность еще оказывают определенное воздействие на стереотипы экономического, политического и социального поведения американцев: они влияют на выбор консервативной или либеральной политической позиции, формируют модели семейных отношений, заменяют собой этническую принадлежность и повышают уровень приятия человеком себя и окружающего мира.

3. К середине XX в. произошла смена основной парадигмы общественного сознания американцев: место традиционных ценностей, основанных на христианской морали, заняли так называемые «американские ценности»: политическая и личная свобода, демократия, плюрализм, индивидуализм, желание «быть собой», неприятие иерархии, оптимизм и т.д. Либеральные реформы II Ватиканского собора инициировали определенную демократизацию Католической церкви и создали ощущение, что Церковь принимает «американские ценности» и ни в чем им не противоречит. Результатом стали такие кризисные явления в американском католицизме, как «кризис священства», рост оппозиции церковноначалию в женских монашеских орденах со стороны феминисток, и в католических высших учебных заведениях - со стороны теологов-диссидентов, расхождение подавляющего большинства американских католиков с церковной иерархией по вопросам нравственного богословия.

4. Движение «Хариматического Обновления» в Католической церкви США, которое часто рассматривается как противовес либеральному обновленчеству, по нашему мнению, испытывает не меньшее влияние современной культуры: оно, и вправду, консервативно по своим моральным убеждениям, но, как и либеральный модернизм, не вполне согласуется с традиционной католической догматикой и литургикой, и несет на себе сильный отпечаток протестантизма, «движения самоуверенности» и популярного оккультизма.

5. В 1960-90х гг. отношения Католической церкви с американским социумом на всех уровнях во многом продолжают развиваться под влиянием антикатолицизма, распространенного в протестантском и секуляризованном частях общества. Впрочем, необходимо отметить, что в изучаемый период

233 антикатолицизм уже не носит такого грубого и откровенного характера, как в предшествующее время.

6. Существуют собственно католические политические ценности, вычленяемые из социальной доктрины Римско-Католической церкви и из практических шагов американских иерархов и массовых политических организаций на политической арене. Главнейшими из этих ценностей мы считаем идею «общего блага», ответственность общества перед индивидом, пацифизм, религиозную свободу и права церкви в государстве.

7. Важнейшей из собственных, корпоративных целей американской Католической церкви на общественной арене является добиться государственного субсидирования католических учебных заведений, что необходимо для выживания католической образовательной системы и, по нашему мнению, соответствует интересам американского государства, но встречает жесткое противодействие со стороны сепарационистских организаций.

8. Высокая активность Католической церкви в экуменическом диалоге не приводит к реальному догматическому сближению с другими конфессиями США, но улучшает ее общественный имидж.

 

Список научной литературыСаракаева, Ася Алиевна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1.Законодательные источники:

2. Билль о правах// Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С.193-1951. Документы Церкви:

3. Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям// Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. С. 429-436

4. Декларация о религиозной свободе//Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. С. 437-452

5. Декрет о миссионерской деятельности Церкви//Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. С. 469-516

6. Декрет о пастырской должности епископов в Церкви// Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. С. 193-222

7. Иоанн Павел II «Любовь и ответственность» М., 1993

8. О Богослужении // Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. С. 79-118

9. Об апостольстве мирян // Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. С. 295-328

10. Об экуменизме// Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. С. 119-140

11. Пастырская конституция «Радость и надежда» о Церкви в современном мире// Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. С. 329-428

12. A Call for Constructive Leadership at the Cairo Conference// Catholic International vol. 5 N 9 Sept. 1994 P. 431-432

13. A Common Search for Alternatives to Abortion// Catholic International vol. 6 N 4 Apr. 1995 P. 185-186

14. A Culture of Convenience and Autonomy// Catholic International vol. 6 N 4 Apr. 1995 P. 196-199

15. A Love-Filled Ministry. Pastoral Letter on Celibate love by Bishop Edward Head of Buffalo, NY// Catholic International vol. 2 N 5 March 1991 P. 234-235

16. A Radical Commitment to US Catholic Schools// Catholic International vol. 3 N 1 Jan. 1992 P.64- 70

17. A Time for Healing and Reconciliation// Catholic International vol. 3 N12 June 1992 P. 557

18. An Early Journey// Catholic International vol. 2 N 13 July 1991 P. 638-643

19. A Call for Corporate Ethics// Catholic International vol. 2 N 10 May 1991 P. 456-462

20. Called to Be Catholic// Catholic International vol. 7 N 10 Oct. 1996, P. 450-462

21. Cardinal Cassidy's Presenattion of the Directory// Catholic International vol. 4 N 8 Aug. 1993 P. 352

22. Catholic Education in New Jersey: History, Reality and Vision. Statement on Catholic Schools by the Bishops of New Jersey// Catholic International vol. 3 N 1 Jan. 1992 P. 65-71

23. Changing Minds and Hearts// Catholic International vol. 6 N 4 Apr. 1995 P. 195-196

24. Christ, Our Hope, is Risen. Theological Reflections on Post-Conciliar Feminine Apostolic Religious Life// Catholic International vol. 5 N 9 Sept. 1994 P. 445-448

25. Conscientious Objection in Defense of Human Life// Catholic International vol. 6 N 4 Apr. 1995 P. 188-194

26. Days of Anguish, Nights of Flames Moving Towards a Brighter Future// Catholic International vol. 3 N 12 June 1992 P. 558-559

27. Directory for the Application of Principles and Norms of Ecumenism// Catholic International vol. 4 N 8 Aug. 1993 P. 350-399

28. Directory for the Life and Ministry of Priests// Catholic International vol. 6 N2 Feb. 1995 P. 62-93

29. Facing the Future with Hope. Pastoral Letter by Archbishop Rembert Weakland, O.S.B., Milwaukee// Catholic International vol. 2 N 8 Apr. 1991 P. 366-372, vol. 3 N 1 Jan. 1992 P. 75-87

30. Forming the Whole Person. Address by Father J. D. Monan, S.J., President of Boston College// Catholic International vol. 2 N 21 Dec. 1991 P. 1021-1025

31. For Peace with Justice// Catholic International vol. 2 N 2 Jan. 1991 P. 62-63

32. In the Beginning, the Word// Catholic International vol.2 N 3 Feb 1991 P. 10231 .John Paul II Letter to Women// Catholic International vol. 6 N 10 Oct. 1995 P. 462-468

33. John Paul II The Importance of Women in the Life of a Priest// Catholic International vol. 6 N 10 Oct. 1995 P. 470-476

34. John Paul II The Mission of Catholic Universities// You Are the Future, You Are My Hope. To the Young People of the World. Boston, 1979

35. Justice and Solidarity, Not Domination and Control// Catholic International vol. 5 N 10 Oct. 1994 P. 495-497

36. Lutherans and Catholics in Dialogue. Minneapolis, 1965

37. Mercy or Murder// Catholic International vol. 5 N 6 June 1994 P. 276-283

38. Moral Dangers and Human Costs// Catholic International vol. 2 N 2 Jan. 1991 P. 64-65

39. More Justice and Less Violence// Catholic International vol. 3 N 12 June 1992 P. 560

40. National Marketing Campaign// Catholic International vol. 3 N 1 Jan. 1992 P. 70

41. Political Responsibility: Revitalizing American Democracy// Catholic International vol. 3 N 1 Jan. 1992 P. 9-20

42. Priestly Vocations: the Role of Laity. Intervention at the 1990 Synod of Bishops by Cardinal James Hickey, Archbishop of Washington// Catholic International vol. 2 N 8 Apr. 1991 P. 364-365

43. Reaching out in Solidarity// Catholic International vol. 3 N 12 June 1992 P. 561

44. Reconciliation and Recommitment// Catholic International vol. 3 N 5 March 1992 P. 223-228

45. Report on Preparatory Committee for the Cairo Conference// Catholic International vol. 5 N 10 Oct. 1994 P. 496

46. Rerum Novarum and Catholic Social Teaching// Catholic International vol. 2 N 9 May 1991 P. 415-421

47. Reviving the Common Good// Catholic International vol. 2 N 7 Apr. 1991 P. 317-326

48. Roman Catholic Church-WCC Joint Working Group// Catholic International vol. 4 N 8 Aug. 1993 P. 390

49. Rome Issues Guidelines on Accepting Former Seminarians// Catholic International vol. 7 N 12 Dec. 1996 P. 545

50. Sandidge J. L. Roman Catholic Pentecostal Dialogue (1977-1982): A Study in Developing Ecumenism. Frankfurt am Main, 1987

51. Spiritual Formation of the Children// Catholic International vol. 4 N 8 Aug. 1993 P. 385

52. That We May Be One// Catholic International vol. 4N 8 Aug. 1993 P. 379

53. The Catechism of the Catholic Church on the Relationship of the Church with the Jewish People// Catholic International vol. 7 N 10 Oct. 1996 P. 464

54. The Church's Teaching is Unchangeable// Catholic International vol. 6N4 Apr. 1995 P. 186-188

55. The Formation of Priests in the Circumstances of the Present Day// Catholic International vol. 3 N 11 June 1992 P. 514-549

56. The International Catholic Jewish Liaison Committee// Catholic International vol. 7 N 10 Oct. 1996 P. 468

57. The New Moment in Catholic Jewish Relations// Catholic International vol. 7 N 10 Oct. 1996 P. 463-470

58. The Orthodox Roman Catholic Consultation in the US// Catholic International vol. 6 N 1 Jan. 1995 P. 8-9

59. The Pontifical Council for Promoting Christian Unity// Catholic International vol. 4 N 8 Aug. 1993 P. 364

60. The Relationship Between faculty Member and Student. Report by Doctor David Lawless, President of Francis Xavier University, Antigonish, Nova Scotia, Canada// Catholic International vol. 2 N 21 Dec. 1991 P. 1025-1026

61. The Role of the Professor. Address by Cardinal Pio Laghi, Perfect of the Congregation for Catholic Education// Catholic International vol. 2 N21 Dec. 1991 P. 1012-1014

62. The Ten Recommendations// Catholic International vol. 2 N 21 Dec. 1991 P. 1024

63. The Tragedy of the St. Lois// Catholic International vol. 6 N 5 May 1995 p. 236-238

64. Toward a World that is Generous to Life// Catholic International vol. 6 N 4 Apr. 1995 P. 188-189

65. Veritatis Splendor// Catholic International vol. 4 N 11 Oct. 1993 P.501-549

66. Where is the Moral Leadership?// Catholic International vol. 3 N 12 June 1992 P. 562

67. I Публицистические, философские и богословские произведения:

68. Bianchi Е., Ruether R. From Machismo to Mutuality. Essays on Sexism and Woman-Man Liberation. NY, 1989

69. Chittister J. Winds of Change. Women Challenge Church. Kansas City, 1986

70. Dulles A. The Catholicity of the Church. Oxford, 1985

71. Kung H. On the State of the Catholic Church. // The Church in Anguish. Has the Vatican Betrayed Vatican II? San Francisco, 1987

72. McNeil J. J. The Church and the Homosexual. Kansas City, 1976

73. Mumford S. The Pope and the New Apocalypse: the Holy War against Family Planning. NY, 1986

74. Ratzinger J. Church, Ecumenism and Politics. Slough, 1988

75. Swidler A. A. Women and the Seminaries. // The Church in Anguish. Has the Vatican Betrayed Vatican II? San Francisco, 1987

76. Weigel G. Catholicism and the Renewal of American Democracy. NY, 1979

77. Weigel G. The Neoconservative Difference. A Proposition for the Renewal of Church and Society. // Being Right: Conservative Catholics in America. Indianapolis, 1995

78. Мемуары, воспоминания участников событий:

79. Berrigan D. To Dwell in Peace: an Autobiography. San Francisco, 1987

80. Berrigan Ph. Blood, War and Witness // American Catholic Exodus. London, 1968

81. Conway S. A Woman and Catholicism. My Break with the Roman Catholic Church. Toronto, 1987

82. Hitchcock H. H. Women for Faith and Family// Being Right: Conservative Catholics in America. Indianapolis, 1995

83. Hitchcock J. The Fellowship of Catholic Scholars. Bowing out of the New Class// Being Right: Conservative Catholics in America. Indianapolis, 1995

84. Laurentin R. Catholic Pentecostalism. NY, 1977

85. Meconis C. With Clumsy Grace: the American Catholic Left, 19611975. NY, 1979

86. Rice D. Shattered Vows. Exodus from Priesthood. London, 1990

87. Sullivan J.A. Catholics United for the Faith// Being Right: Conservative Catholics in America. Indianapolis 1995 P. 107-137

88. O.Sullivan P. Blue Collar Roman Collar - White Collar: US Catholic Involvement in Labor - Management Controversies, 1960-1980. Lanham, 1987 V Материалы периодической печати:

89. Courage// Catholic International vol. 5 N 11 Nov. 1994 P. 510

90. History of Ex Corde Ecclesiae// Catholic International vol. 2 N 21 Dec. 1991 P. 1021

91. These Days, Too Few Heed the Call// The Economist Jun. 28th 2001, P.6

92. Today's Catholic Apr. 10th 1998 N 8

93. Voters' Approval of an Oregon Ballot Initiative// Catholic International vol. 6 N 2 Feb. 1996 P. 59-601. VI Справочные издания:

94. Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М., 1988

95. Encyclopedia of American Religious Experience. Studies of Traditions and Movements. NY, 1988

96. Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements. Crand Rapids, 1990

97. Dictionary of the Ecumenical Movement. Michigan, 1991

98. VII Статистические источники:

99. Schoenherr R., Young L. Full Pews and Empty Altars. Demographics of the Priest Shortage in the United States Catholic Dioceses. Madison, 1993

100. U.S. Catholic Elementary and Secondary Schools// Catholic International vol. 3 N 1 Jan. 1992 P. 64

101. Гаджиев K.C. Американский консерватизм (проблемы типологизации).// Проблемы американистики, вып. 8 1990, С.158-198

102. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996

103. Григулевич И.Р. Папство. Век XX. M., 1978

104. Дараган Н.Я. Влияние конфессионального фактора на этнические процессы в США (1870-1980 гг.). Диссертация насоискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1984

105. Каримовский A.M. Теологические трактовки «американской исключительности»// Проблемы американистики. М., вып. 9 1993. С.52-78

106. Кертман Г.Л. Массовое сознание : вьетнамский синдром и его последствия// Проблемы американистики. М, вып. 71989. С. 171-186

107. Ковальский H.A. Современный мир, осмысленный католицизмом.// Православие и католичество. Социальный аспект. Проблемно-тематический сборник. М 1998 №3. С. 160-179

108. Колсон Ч., Сантилли Вон Э. Конфликт царств. М., 1996

109. Кременюк В.А. США и окружающий мир: уравнение со многими неизвестными.// США Канада: экономика, политика, культура. 1991 № 1

110. Максимова Н.В., Филиппов Б.А. Социальное учение католической церкви и либеральные институты.// Православие и католичество. Социальный аспект. Проблемно-тематический сборник. М. 1998 № 3. С. 180-201

111. Отрубова В. Католицизм и экуменическое движение. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киев, 1983

112. Романенкова Г.А. Католическая церковь в общественно-политической жизни США. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1968

113. Сиромолот М. Образ времени в русской и американской культурах// Языковое сознание. Содержание и функционирование. М., 2000. С. 225

114. Филатов С.Б. Католицизм в США. 60-80е гг. М., 1993

115. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1981

116. Яковлев Н.Н. Религия в Америке 80х. М., 1987

117. Ястребов И.Б. Новые тенденции в социальной программе современного католицизма (историко-философский анализ). Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Вильнюс, 1988

118. American Catholic Women. NY, 1989

119. Ashley B.M. The Loss of Theological Unity. Pluralism, Thomism and Catholic Morality// Being Right. Conservative Catholics in America. Indianapolis, 1995

120. Burns G. The Frontiers of Catholicism. The Politics of Ideology in the Liberal World. Berkley, 1992

121. Cogley J. Catholic America. NY, 1973

122. Cuneo M.W. Life Battles. The Rise of Catholic Militancy within the American Pro-Life Movement// Being Right. Conservative Catholics in America". Indianapolis, 1995

123. Dinges W.D. We Are What You Were// Being Right. Conservative Catholics in America. Indianapolis, 1995

124. Fracchia C.A. Second Spring. The Coming of Age of US Catholicism. San Francisco, 1980

125. Gallup G., Poling D. The Search for America's Faith. Nashville, 1980

126. Greeley A.M. From Backwater to Mainstream. A Profile of Catholic Higher Education. NY, 1969

127. Greeley A.M. An Ugly Little Secret: Anti-Catholicism in North America. Kansas City, 1977

128. Greeley A.M. Religious Change in America. Cambridge, 1989

129. Hanna M.T. Catholics and American Politics. Cambridge, 1979

130. Hitchcock J. The Decline and Fall of Radical Catholicism. NY, 1971

131. Hollis C.A. A History of the Jesuits. London, 1968

132. Kosmin B.A., Lachman S.P. One Nation under God. Religion in Contemporary American Society. NY, 1993

133. Lader L. Politics, Power and the Church. The Catholic Crisis and Its Challenge to American Pluralism. NY, 1987

134. Lo Bello N. Vatican, USA. NY, 1973

135. Martin M. The Jesuits. The Society of Jesus and the Betrayal of the Roman Catholic Church. NY, 1987

136. Modern Catholicism. Vatican II and after. NY, 1991

137. Morgan R.E. The Politics of Religious Conflict: Church and State in America. Washington D.C., 1980

138. Morris C. American Catholic. Saints and Sinners Who Built America's Most Powerful Church. NY, 1997

139. Muggeridge A.R. The Desolate City. The Catholic Church in Ruins. Toronto, 1986

140. Neitz M.J. Charisma and Community. New Brunswick, 1987

141. Novak M. Black and White in Catholic Eyes// Uncertain Americans. NY, 1977

142. O'Connor J. The People versus Rome. Radical Split in the American Churc". NY, 1969

143. Ranke-Heineman U. Eunuchs for the Kingdom of Heaven. The Catholic Church and Sexuality. NY, 1991

144. Sorauf F.J. The Wall of Separation. The Constitutional politics of Church and State. Princeton, 1976

145. Vuola E. Limits of Liberation. Praxis as Method in Latin American Liberation Theology and Feminist Theology. Helsinki, 1997

146. Wallis J. The Soul of Politics. San Diego, 1995272

147. Weaver M.J. Introduction. Who Are the Conservative Catholics? // Being Right. Conservative Catholics in America. Indianapolis, 1995

148. Weaver M.J. Self-Consciously Countercultural. Alternative Catholic Colleges// Being Right. Conservative Catholics in America. Indianapolis, 1995

149. Wills G. Bare Ruined Choirs: Doubt, Prophecy and Radical Religion. Garden City, 1972

150. Wuthnow R. God and Mammon in America. NY, 1994