автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Эволюция католицизма на Северо-Западе России

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Дремлюг, Антон Игоревич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Эволюция католицизма на Северо-Западе России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дремлюг, Антон Игоревич

Введение.

Глава I. Католицизм на Северо-Западе восточнославянских земель в эпоху Древней и Средневековой Руси.

1. Возникновение католических общин на Северо-Западе Руси.

2. Католицизм в Древних Новгородских землях.

3. Католическая Церковь в шведских и немецких поселениях на будущей территории российского Северо-запада.

Глава П. Католицизм этнических групп. (XVIII - нач. XX вв.).

1. Особенности католических общин Северо-Запада России в XVIII нач. XX вв.

2. «Второе рождение» католицизма на Северо-Западе России в XVIII веке.

3. Католическая Церковь Северо-Запада России в составе Могилевской архиепархии.

4. Национальные католические общины Северо-Запада России в XVIII -нач. XX веков.

5. Особенности развития католицизма на Северо-Западе

России в начале XX века.

Глава III. Упадок и возрождение католицизма на Российском

Северо-Западе в советский и постсоветский периоды.

1. Особенности существования Католической Церкви на Северо-Западе России в советский период.

2. Католические общины Северо-Запада России в первые годы советской власти.

3. Упадок Католической Церкви общины на Северо-Западе России.

4. Католические общины Северо-Запада России в эпоху социализма (40е - нач. 90х гг.).

5. Возрождение католицизма на Северо-Западе России в конце 1991

1999 гг.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Дремлюг, Антон Игоревич

Актуальность темы исследования. Северо-Запад России издавна являлся регионом, притягивающим представителей разных национальностей и культур. Близость к границам и наличие удобных торговых путей обусловило то, что с древнейших времен на Северо-Западе Руси существовали крупные торговые города, такие как Новгород, Псков и Ладога, имевшие постоянные связи с многиминами Европы. В Новое время именно на этих землях, в силу их выгодного географического положения, Петром Великим была основана новая столица России. Торговые города обычно становятся и культурными центрами, т.к. в них пересекаются, взаимно обогащая друг друга, различные культурные традиции. Такими центрами на Древней Руси, несомненно, являлись Новгород и Псков в периоды их расцвета. Европейское культурное влияние прослеживается в этих городах весьма отчетливо. Санкт-Петербург, с самого своего основания, также испытал на себе значительное влияние европейской культуры. Петербург и сегодня остается городом многонациональным и му л ьтику льтурным.

Религия всегда была непосредственно связана с культурными традициями народов. Трудно представить себе русскую культуру без влияния православия, так же как и польскую, итальянскую или французскую без влияния католицизма. Поэтому любое место соприкосновения разных национальных культур неизбежно становится и местом взаимодействия разных религий и конфессий. Северо-Запад России, и, особенно Санкт-Петербург, с его столичным положением, является, в этом смысле, наиболее показательным примером. Сегодня здесь представлены практически все мировые религии и основные христианские конфессии. Католическая община до конца 20х гг. нашего столетия оставалась одной из крупнейших религиозных меньшинств Северо-Запада. Показательно, что в начале XX в. в регионе действовало 84 католических церкви и часовни. Сегодня католицизм в числе других исповеданий, продолжает занимать значительное место в формировании общей этно-конфессиональной картины Северо-Западного региона.

Как известно, католицизм является крупнейшим направлением в христианстве. Сегодня Католическая Церковь (латинского и восточных обрядов) насчитывает более 900 миллионов последователей по всему земному шару. Католические приходы существуют практически во всех странах мира, от Японии до Исландии, независимо от того, какие религиозные течения являются в этих странах доминирующими. Очевидно, что влияние Католической Церкви в современном мире продолжает оставаться значительным, и такое положение будет сохраняться в течение еще долгого времени. Российская Федерация также не может не учитывать этого влияния, не только как участник международной политики, но и как страна, в которой, по последним данным, проживает более миллиона католиков1. Учитывая устойчивую тенденцию к возрождению этнического и религиозного самосознания национальных меньшинств, наблюдаемую в течение десяти последних лет, а также существование прокатолических симпатий среди части интеллигенции и молодежи, можно ожидать значительного увеличения этого числа в будущем.

Для построения в России гражданского общества, неотъемлемым элементом которого является этно-религиозная толерантность, необходимо всестороннее изучение истории и современного положения всех этно-религиозных меньшинств, ознакомление основной массы населения с их традициями.

Данная работа является попыткой показать эволюцию самосознания католической общины Северо-Запада, восприятия ею своего места в Российской истории. Особенно пристальное внимание при этом уделяется специфике католических общин как этно-конфессиональных сообществ. Рассматривается проблема взаимовлияния религиозного и национального фактора в мировоззрении общины, существующей на фоне другой доминирующей конфессии.

В то же время, католицизм российского Северо-Запада вызывает особенный интерес как фактор, в течение длительного времени оказывавший влияние на формирование мировоззрения жителей региона. Это влияние выражалось прежде всего в самом факте существования католических общин, которые, объективно присутствуя в жизни региона, наряду с другими религиозными и этническими меньшинствами, способствовали развитию терпимости к носителям иной религиозно-культурной традиции. В точке пересечения религиозных и культурных влияний, каковой, несомненно, является на протяжении веков Северо-Запад России с центром сначала в Новгороде, а затем в Санкт-Петербурге, неизбежно возникает особый характер мировоззрения людей, отличающийся толерантностью и открытостью.

С другой стороны, на Северо-Западе присутствовало и влияние католицизма как идеи, прежде всего, в богословии и религиозной философии. Оно шло из Западной Европы через труды многих православных богословов, учившихся по книгам знаменитых католических авторов разных времен, и впитавших в себя многие характерные элементы католического богословия. Заметное католическое влияние прослеживалось начиная с эпохи Петра I и в системе образования, построенного по европейскому образцу, и имеющему в своей основе систему воспитания, разработанную орденом иезуитов.

Католическая община Санкт-Петербурга долгое время являлась крупнейшей в России по численности. Сегодня она занимает второе место после московской общины. Тем не менее, тенденции развития петербургской общины характерны для всех католических общин в крупных российских городах. Анализ истории и современного положения католической общины в северной столице дает довольно точное представление о состоянии католицизма как конфессии в России в целом.

Степень научной разработанности темы. Проблема истории и эволюции католицизма в России, и, в частности, в Северо-Западном регионе на сегодняшний день освящена слабо. До сих пор не существует монографических исследований, посвященных непосредственно эволюции католических общин. Исследования, в которых данный вопрос затронут частично, также весьма немногочисленны. При небольшом количестве работ, все они так или иначе небеспристрастны, а некоторые и прямо тенденциозны. Это объясняется тем, что из всех авторов, занимавшихся данной проблематикой, одни сами

1 "Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России" Справочник. Российская Академия Гос. службы при президенте РФ. Комитет по связям с религиозными организациями Правительства Москвы, с. 142 принадлежат к структурам Католической Церкви и склонны многое приукрашивать, другие же трактовали историю католицизма в России с позиций современной им господствовавшей идеологии, явно недоброжелательно относясь к предмету своего исследования. Это, в равной мере касается как православных исследователей прошлого столетия, так и историков-марксистов.

Из православных историков следует, прежде всего, выделить Дмитрия Андреевича Толстого, занимавшего с 1864 по 1880 гг. пост Обер-прокурора Священного Синода Русской Православной Церкви. Его двухтомная монография «Римский католицизм в России», изданная сначала в Париже в 1863 - 1864 гг. на французском, а затем в Санкт-Петербурге в 1876 - 1877 гг. на русском языке, до сих пор остается единственным крупным отечественным трудом посвященным истории католицизма в России. В 1867 г. в вышла также книга Леонида Ссыльного (Л. П. Блюммера) под названием «Папство и Россия: исторический фельетон», являющаяся кратким изложением еще не переведенной тогда на русский язык работы Д. А. Толстого. В монографии Толстого имеются лишь некоторые краткие сведения о положении католической общины на русском Северо-Западе. Другой крупной работой, затрагивающей проблему истории католицизма в России является двухтомное исследование православного священника Михаила Морошкина «Иезуиты в России с царствования Екатерины II до наших дней», вышедшего в Санкт-Петербурге в 1888 году. Однако и здесь непосредственные сведения о католических общинах также весьма отрывочны. *

Марксистских работ, специально посвященных истории католицизма в России не существует вовсе. Скупые сведения о жизни католических общин содержатся в ряде исследований, посвященных истории дипломатических отношений России и Ватикана. Из работ, изданных в советский период наиболее значительными являются труд Б.Я. Рамма «Папство и Русь в X - XV вв.», изданный Академией Наук СССР в 1959 году, и трилогия немецкого историка-марксиста Эдуарда Винтера «Папство и Россия»2 Первые две части трилогии были выпущены на русском языке издательством «Прогресс» в 1964 г. под заглавием «Папство и царизм», а третья - «Политика Ватикана в отношении СССР (1917- 1968 гг.)» в 1977 г.

Исследования о католицизме в России, принадлежащие католическим авторам, более многочисленны. Однако и среди католической литературы на сегодняшний день существует весьма мало исследований, специально посвященных католицизму в Северо-Западном регионе. Так, в 1998 г. вышла книга М. В. Шкаровского, Н. Ю. Черепниной и А. К. Шикера "Римско-Католическая Церковь на Северо-западе России в 1917 - 1945 гг.". Однако данный труд является не исследованием, а сборником документов, хранящихся в различных архивах Санкт-Петербурга и сопровожден лишь небольшой вступительной статьей. Книга остается пока единственной работой, посвященной истории католицизма на русском Северо-Западе, но она является весьма ценным сборником источников, т. к. абсолютное большинство представленных здесь документов опубликовано впервые. Остальные труды католических авторов в большинстве своем повествуют о проблемах российско-ватиканской дипломатии, сообщая лишь краткие сведения о внутренней эволюции католических общин. Из дореволюционной литературы такого рода наиболее существенными являются труды русского католического священника немецкого происхождения о. Павла Пирлинга (1840 — 1922). Его перу принадлежит множество работ, среди которых наиболее известны «Россия и Св. Престол, дипломатические исследования» (СПб., 1912) и «Исторические статьи и заметки» (СПб., 1913). Ему же принадлежит ряд статей и заметок о дипломатических отношениях России и Св. Престола, а также о наиболее выдающихся деятелях русского католического движения: И. С. Гагарине (в «Русском биографическом словаре», СПб., 1895 г.), С. П. Свечиной (в «Русской старине» №9-12 за 1900 г.) и др.

После Октябрьской революции 1917 г. в эмиграции было издано несколько книг, посвященных истории католицизма в России, в которых затрагивается тема католических общин Северо-Запада и, прежде всего, Санкт-Петербурга. Так, воспоминания о Католической Церкви в России в начале века оставил бывший царский дипломат, а затем иеромонах иезуитского ордена о. Николай

2 Winter Е. «Russland und das Papsttum», Berlin, 1.1, 1960, t.2, 1961, t.3, 1972.

Бок в своей книге «Россия и Ватикан накануне революции. Воспоминания дипломата», вышедшей в издательстве Русского Центра Фордамского Университета в Нью-Йорке в 1962 г. Фундаментальным исследованием по истории русской католической общины восточного обряда является труд диакона Василия фон Бурманна «Леонид Федоров: жизнь и деятельность» на 833 страницах. Он был издан в Риме в 1966 г. и переиздан в сокращенном варианте в 1992. Этот выдающийся труд до сих пор остается наиболее серьезным и полным исследованием по истории католицизма в России в XX веке.

После 1991 года вышло только три книги (помимо уже упоминавшейся работы "Римско-Католическая Церковь на Северо-западе России в 1917 — 1945 гг."), имеющие непосредственное отношение к проблеме истории католицизма на Северо-Западе России. Это, прежде всего, работа «Посол Его Святейшества» о дипломатической миссии нунция Томмазо Ареццо в Петербурге, принадлежащая о. Мишелю Амара-Пуанье, некоторое время служившему викарным священником прихода св. Екатерины Александрийской. Вторая работа - краткий очерк В. Задворного и А. Юдина "История Католической церкви в России", выпущенный издательством Колледжа Католической Теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве в 1995 году. И, наконец, в 1998 году в Санкт-Петербурге вышла брошюра священника Сергия Голованова "Католичество и Россия: Исторический очерк".

В современной русской католической периодической печати проблемы истории католицизма в России освящаются достаточно широко. В журнале «Истина и Жизнь» - вестнике Апостольской администратуры для католиков латинского обряда европейской части России (до 1995 г.) был помещен ряд статей, рассказывающих об истории и современном положении католических общин. В № 1-2 за 1993 г. опубликована статья Сергея Дедуха и Дмитрия Полтавского "Санкт-Петербург. Католическая Церковь вчера и сегодня" (с. 63 -67). Заметка А. К. Шикера об истории прихода Пресв. Девы Марии Лурдской помещена в "Молодежном Вестнике", издававшимся этим приходом (№ 1 (22) январь-февраль 1996 г.,- с. 4). Ряд публикаций посвятила проблеме истории католицизма в России католическая газета «Свет Евангелия», издающаяся в

Москве. Проблемой истории католицизма в России сегодня занимается московский исследователь Алексей Викторович Юдин. Его работы являются значительным вкладом в дело изучения истории и эволюции католических общин в России (См. Юдин A.B. «Католичество и Россия» в журнале «Истина и Жизнь» № 3-4 за 1991 г. Его же «Россия и Вселенская Церковь: судьбы российского католичества» в кн.: «Религия и демократия» М., 1993 г.)

Материалы о католических приходах Санкт-Петербурга встречаются не только в католических, но и в протестантских изданиях. В качестве примера можно привести заметку Станислава Козлова "Из истории католических приходов Петербургского деканата" в лютеранском журнале «Церковь Ингрии», № 2-3(4), декабрь 1992 г.

Сведения о католических приходах Новгорода, Пскова и Санкт-Петербурга, а также ряда городов в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях содержатся в отдельных изданиях, посвященных истории этих городов и их архитектурным памятникам. Наиболее полная информация о большинстве католических церквей Санкт-Петербурга содержится в книге С. С. Шульца "Храмы Санкт-Петербурга: история и современность", вышедшей в издательстве «Глаголъ» в Санкт-Петербурге в 1994 г., а также в историко-церковной энциклопедии В. В. Антонова и А. В. Кобака "Святыни Петербурга" (т. 3), выпущенной издательством Чернышева в Санкт-Петербурге в 1994 -1996 гг.

Существует ряд журнальных и газетных статей и заметок, рассказывающих об отдельных петербургских католических храмах. Большинство материалов посвящено церкви св. Екатерины Александрийской. В качестве примера можно привести статью В. М. Когана "Судьба костела на Невском", помещенную в Ленинградской панораме № 12 за 1989 г. В Санкт-Петербургских газетах заметки об этом приходе помещались неоднократно под разными заголовками: "Под обгоревшими сводами", "Где отпевали Монферрана", "Капелла вновь освящена" и др. Несколько заметок было посвящено приходу и храму Лурдской Богоматери, Успения Пресв. Девы Марии и Св. Станислава.

Литература на иностранных языках, посвященная истории и современному положению католицизма в России, в том числе, на Российском Северо-Западе достаточно обильна по сравнению с русскими исследованиями. Основная масса иностранных книг о российском католицизме не имеет переводов на русский язык. Любопытно отметить, что в 1984 г. в Москве издательством "Новости" была выпущена сразу на нескольких иностранных языках книга Игоря Трояновского "Католицизм в СССР", перевод которой на русский язык также отсутствует.

Большинство непереведенных зарубежных исследований о католицизме в России можно прочитать на польском и французском языках. Заинтересованность французских, а затем польских авторов католическими делами в России связана прежде всего с судьбами их соотечественников, в разное время доминировавших в католической общине Северо-Запада. Так, на польском языке был издан целый ряд книг, посвященных Католической Церкви в России, и, в частности, польской католической общине. Несколько таких было издано в Польше еще до войны. (См.: Okolo-Kuíak A., "Kosciól w Rosji: dawniej, obecnie i w przyszlosci", Krakow, 1928 и др.) Возрождение интереса к судьбам Католической Церкви в России произошло в Польше в начале 90х. В это время во множестве издавались книги и статьи, посвященные данному вопросу (См.: "Polacy w kosciele katolickim w ZSRR" pod red. ks. Edwarda Walewandra. Redakcja wydawnictw KUL, Lublin, 1991; Dzwonkowski R., Palyga J. "Za wschodni^ granice, 1917 - 1993. O polakach i Kosciele w dawnym ZSRR", Warszawa, Wspólnota Polska: Pallotinum II, 1993; "Odrodzenie Kosciola Katolickiego w bylym ZSRR: studia historyczno-demograficzne". Pod red. ks. Edwarda Walewandra. Redakcja wydawnictw KUL, Lublin, 1993, Adam Hlebowicz, "Kosciól odrodzony", Gdansk, 1993 и др.) Существует также ряд изданных в разное время исследований, касающихся отдельных тем, связанных с историей католицизма на Северо-Западе России. Это, например, история Санкт-Петербургской Духовной Коллегии (Petrani Aleksy "Koleghim duchowne w Petersburgu", Lublin, 1950). Исключение в этом плане представляют собой работы польского историка Богуслава Мухи, посвященные не внутренним польским проблемам, а русскому католическому кружку и прокатолическим симпатиям русской аристократии XVIII - XIX веков. (См.: Mucha Boguslaw "Rosjanie wobec katolicyzmu", Diecezjalne Wydawnictwo Lódzkie, 1989; "W krçgu rosyjskich katolików i fílokatolików", Wydawnictwo Uniwersytetu tódzkiego, 1995, и др.) Часть сведений о католических приходах российского Северо-Запада содержится в изданных на польском языке исследованиях, как польских так и переводных, посвященных Российско-Ватиканским дипломатическим отношениям. Об этом, в частности, повествует книга священника-иезуита Адриана Буду "Святой Престол и Россия: дипломатические отношения между ними в XIX столетии"3.

На французском языке также издано немало работ о католицизме в России и его наиболее ярких деятелях. Это во многом объясняется не только заинтересованностью Франции, как страны, которая долгое время считала себя оплотом католицизма, ходом католических дел в России, но также и тем, что во Франции находился крупнейший центр русской католической эмиграции. Миссионерская деятельность в России волновала прежде всего духовных и светских лиц, связанных с русскими конвертитами. В частности, на французском языке были изданы биографии многих известных русских католиков (С.П. Свечиной, И.С. Гагарина и др.) Первые серьезные исследования, повествующие о положении Католической Церкви в целом в России также вышли во Франции. Существует несколько фундаментальных работ, посвященных этой теме. (См.: Theiner A. "Vicissitudes de l'eglise catholique de deux rites en Russie et en Pologne", Paris, 1843 и др.) Особенно много работ на французском языке посвящены деятельности в России ордена иезуитов. (См.: Lutteroth H. "La Russie et les jésuites de 1772 a 1820. D'après les documents la plus part inadits". Paris, 1845; Carayon A. "Mission de jésuites en Russie, 1804 - 1824", Paris, 1869; Rouët de Journel, Marie-Josef "Un Collège de jésuites a Saint-Pétersbourg, 1806 - 1816", Paris, 1922 и др.) Существуют и другие работы, как монографии, так и сборники и журнальные публикации. Русскому восточному католицизму начала XX века посвящена книга П. Мэло о первом руководителе русских католиков восточного обряда. (См: P. Mailleoux "Entre Rome et Moscou. L'Exarche Féodoroff", Bruexelles, 1960) Ценнейшие сведения по

3 Ks. Adrjan Boudou SJ "Stolica éwiçta a Rosja: stosunki dyplomatyczne miçdzy niemi w XIX stuleciu", Krakow, 1928. данной теме содержатся также в работе Ванже "Рим и Москва 1900-1950". (А. Wenger "Rome et Moscou 1900 - 1950" Paris, 1987) Уже начал осуществляться перевод этой книги на русский язык. Многие ценные материалы, связанные с историей католицизма в России публикуются в франкоязычном русском католическом журнале «PLAMIA», издаваемом Центром Русских Исследований св. Георгия в Медоне под Парижем. (См. в частности исследование о. Константэна Симона "Иезуиты и Россия: этапы истории"4).

Некоторое количество работ, так или иначе затрагивающих тему истории Католической Церкви на Северо-Западе России изданы на немецком языке. Помимо уже упоминавшихся работ восточногерманского историка Эдуарда Винтера, к проблеме католицизма в России обращались еще несколько исследователей как в Восточной так и в западной Германии. (См.: Riemeck R. "Moskau und Vatikan", Frankfurt, 1965; Mourin M. "Der Vatikan und die sowetunion", München, 1967 и др.)

На английском языке работ о католицизме в России сравнительно немного. Наиболее близкой к теме настоящего исследования является книга Zatko J. "Descent into darkness. The distinction of the Roman Catholic Church in Russia. 1917 - 1923", Notre Dames, USA, 1965. Данной теме посвящен также ряд статей в английских и американских католических и светских исторических журналах.

Статьи и брошюры, посвященные положению Католической Церкви в России, в том числе и на Северо-Западе, в разное время издавались и на других европейских языках.

Отдельные сведения о католических общинах в Северо-Западном регионе России можно почерпнуть из книг иностранных историков, косвенно затрагивавших данную тему в своих исследованиях. Так, например, ценную информацию о Новгородском католическом приходе св. Петра - одном из древнейших католических приходов Северо-Запада, содержит докторская диссертация немецкого историка Макса Гурланда "Двор Св. Петра в Новгороде (1361 - 1494)"5. 4

См.: «Plamia» № 81, Le Centre d'Etude Russes Saint-George de Meudon, 1991. p. 37-40.

5 Gurland M. "Der St. Peterhof zu Novgorod (1361-1494)", Göttingen, 1913

Довольно подробные исследования по истории отдельных католических храмов и приходов проведены польскими искусствоведами и историками архитектуры. Так, еще до революции 1917 г. в Варшаве на польском языке была издана работа Станислава Сенницкого "Историческое описание римско-католической церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге с 1763 по 1872 гг."6. На сегодняшний день наиболее полной работой о Санкт-Петербургской католической церкви св. Екатерины Александрийской является монография Ромуальды Ханковской "Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге"7, изданная в Варшаве в 1997 году на средства Мастерских Консервации Памятников. Книга посвящена практическим вопросам реставрации и консервации храма, однако она содержит весьма подробный и богатый ценными сведениями очерк истории прихода с момента его основания.

Цель диссертационного исследования заключается, во-первых, в анализе эволюции католицизма в Северо-Западном регионе России с момента возникновения первых общин до настоящего времени. Во-вторых, в раскрытии как объективных (политическая, экономическая, духовная ситуация в стране и, в частности, на Северо-Западе), так и субъективных (внутрицерковные перемены, личностный фактор) причин, обусловивших динамику католицизма в данном регионе. В-третьих, в раскрытии внутренней логики эволюции российского католицизма в Северо-Западном регионе, имея в виду, в особенности, его мировоззренческий аспект, и анализе возможных перспектив развития католицизма на Северо-Западе России.

Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- Изучить историческое развитие католических общин на Северо-Западе России и эволюцию российского католицизма.

- Рассмотреть особенности национальных католических общин Северо-Запада России и их взаимное влияние, а также культурное и религиозное влияние данных общин на Российское общество в разные периоды истории.

6 $1епп|'ск|" в!. "Ор^в ^огусгпу rzym.sk о-каю1>ск^о койЫЫа Ка1аггупу \у 51. Ре1ег5Ьи^и ос! г 1763 с1о 1872", \Varszawa, 1872

7 Напко\узка И. "Койсю! 8»!с1с| Кайг/упу \\ вапкЬРйегэЬи^и", \Varszawa, 1997

- Определить отношение российских (советских) властей и общества к католицизму в Северо-Западном регионе на протяжении истории.

- Установить объективные и субъективные факторы, оказывавшие и оказывающие наибольшее влияние на развитие католических общин Северо-Запада России.

- Выявить генетическую преемственность в мировоззрении католиков Северо-Западного региона России с момента зарождения первых общин до настоящего времени, а также особенности мировоззрения современных российских католиков.

- Определить возможные перспективы развития католицизма в СевероЗападном регионе.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на принципе сравнительно-исторического анализа. Это позволяет рассмотреть Католицизм на Северо-Западе России в контексте политических и социальных изменений, происходивших в Российской истории. Эволюция католицизма и история католических общин в России не могут быть полностью раскрыты в отрыве от конкретных исторических условий, в которых происходило их развитие. Сравнительно-исторический анализ дает возможность для выявления особенностей католических общин и мировоззрения составлявших их людей в разные периоды истории, а также позволяет полнее раскрыть механизм взаимовлияния католической общины Северо-Запада и российского общества, как в прошлом, так и сегодня.

Источниковая база работы. Основными источниками по истории католицизма на Северо-Западе России являются законодательные акты российского правительства, судебные дела, сохранившиеся церковные административные документы, документы финансово-хозяйственной отчетности католических приходов, а также мемуары и переписка.

К сожалению, церковные архивы многих католических приходов Северо-Запада России были уничтожены или утеряны во время революции, гражданской войны и политических репрессий. Значительная часть документов в период 1917 - 1920х годов была вывезена за пределы России и также бесследно исчезла. Сохранилось сравнительно небольшое количество архивных материалов, могущих служить источниками для изучения приходской жизни католиков Северо-Запада в дореволюционную эпоху. Вследствие этого, сегодня существует недостаток достоверной информации об истории отдельных приходов. В частности, в конце ЗОх годов был утрачен приходской архив церкви Св. Екатерины Александрийской. Не избежали этой участи и многие другие приходы.

Так, по законодательным актам можно не только судить об отношении правительства к католицизму и Католической Церкви в России в различные периоды истории, но также изучать официальную структуру Католической Церкви в России и устанавливать отдельные факты приходской жизни. К источникам этой группы относятся указы и распоряжения российских императоров, начиная со знаменитого "Манифеста о вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания" от 16 апреля 1702 г. Эти документы касаются вопросов веротерпимости, регламентации жизни христианских "инославных" общин и содержат немало конкретной информации о католических приходах Санкт-Петербурга. Таковы указы "Об отводе мест под Римско-католическую церковь и под конюшенный двор"8 от 14 сентября 1738, "Об отдаче Католической церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге с прилежащим к ней домом в управление монахам ордена иезуитского"9 от 18 октября 1800 г. и др. Важнейшими документами являются также "Жалованная грамота Санкт-Петербургской Римско-католической Церкви10" от 12 февраля 1769 г. и "Регламент Санкт-Петербургской Римско-католической церкви"11 от того же числа.

Еще до революции предпринимались попытки систематизировать и опубликовать правительственные указы и распоряжения, касающиеся Католической Церкви в России. Существует несколько сборников документов, посвященных данной теме. (См.: "Акты и грамоты о устройстве и управлении

8 I ПСЗ X № 7654

9 I ПСЗ XXVI № 19608

10 I ПСЗ XVIII № 13251

11 1ПСЗ XVIII № 13252 римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском", СПб., тип. II отд. собст. е.и.в. Канцелярии, 1846; "Устройство римско-католической Церкви в России", СПб., тип. Мин. Внутр. дел, 1867; Белоголов И. М. "Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению римско-католической Церкви в России", тип. Д. А. Алексеева, Пг., 1915). Последней работой данного типа является книга "История Римско-Католической Церкви в Российской империи (XVIII - XIX вв.) в документах Российского Государственного исторического Архива" / "Historia Kosciola Rzymskokatolickiego w Imperium Rosyjskim (XVIII - XIX w.) w dokumentach Rosyjskiego Pañstwowego Archiwum Historycznego", выпущенная на русском и польском языках приходом Св. Станислава совместно с РГИА (Санкт-Петербург - Варшава, 1999).

Весьма важными источниками для изучения католицизма на Северо-Западе России являются материалы судебных процессов по делу российских католиков. До революции 1917 г. этот. н. дела о "совращении в католичество" хранящиеся ныне в Архиве Св. Синода (в РГИА - Ф. 796) и Департамента духовных дел иностранных исповеданий (Ф. 821). Дела о русских католиках: Ф. А. Голицыне, В. С. Печерине, Е. П. Балабине, И. С. Гагарине, И. М. Мартынове, Ю. К. Астромове хранятся в Архиве Государственного Совета по департаменту гражданских и духовных дел (Дела: №90 (1845 г.), №159 (1847 г.), №257 (1865 г.) и др.). Судебные дела российских католиков советского периода, в большинстве случаев осужденных за контрреволюционную деятельность и шпионаж в пользу Ватикана, хранятся в Центральном Государственном Архиве Санкт-Петербурга и в архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Сохранившиеся церковно-административные, финансовые и другие документы католических приходов находятся в Государственном Российском Историческом Архиве, Архиве Российской Академии Наук, Архиве Академии Изобразительных Искусств, Архиве Управления Государственной Инспекции Охраны Памятников и Государственном Архиве Санкт-Петербурга. В этих архивах хранятся не только рукописи, но также планы, карты, рисунки, литографии и фотографии католических церквей. Наиболее важные документы дореволюционного периода истории хранятся в Российском Государственном Историческом Архиве в Санкт-Петербурге (Ф. 821, 822, 826). Важнейшие сведения о Католической Церкви на Северо-Западе России с 1917 г. содержатся в документах, хранящихся в Центральном Государственном Архиве Санкт-Петербурга (Ф. 56 и Ф. 7384).

Источники по истории русской католической общины восточного обряда также весьма многообразны. Это официальные церковные акты, отчеты о положении дел миссии, судебные постановления и неофициальная переписка русских католиков. Оригиналы этих документов хранятся в архиве митрополита Шептицкого во Львове, в архиве кн. П. М. Волконского в Риме и в архивах Ватикана. Значительная часть их опубликована в книге диакона Василия (фон Бурманна) «Леонид Федоров» (Рим, 1966), а также в журнале «Логос» № 48 за 1993 г.

Одну из важнейших групп источников по истории католицизма на российском Северо-Западе составляют воспоминания современников, как россиян, так и иностранных путешественников. Эти источники особенно важны при изучении двух исторических отрезков: периода становления католической общины Санкт-Петербурга в начале XVIII века и ЗОх - 40х годов XX века, поскольку другие источники, относящиеся к этим периодам весьма малочисленны. Воспоминания иностранцев, в которых содержатся сведения о католической общине и церкви XVIII столетия собраны в книге А.Н. Беспятых "Петербург Петра I в иностранных описаниях", вышедшей в издательстве "Наука" в Ленинграде в 1991 г. Среди сообщений иностранных путешественников следует назвать воспоминания Фридриха-Христиана Вебера, изданные во Франкфурте в 1721 г. под заглавием "Преображенная Россия", "Записки Юста Юля, датского посланника при Петре I Великом (1709 - 1711), воспоминания французского путешественника Этьена Дюмона и мемуары А. де Кюстина "Николаевская Россия" (оригинальное название: "La Russie en 1839").

Сведения о периоде закрытия храмов в конце ЗОх годов содержатся в воспоминаниях А. Краснова-Левитина. Они опубликованы в книге "Лихие годы. 1925 - 1941" (YMCA-Press, Париж, 1977). Существуют также неопубликованные воспоминания Софьи Степулковской, относящиеся примерно к тому же периоду.

Новизна диссертационного исследования. В данной работе впервые предпринимается попытка комплексного освещения эволюции католицизма в отдельном регионе России. Немногочисленные исследования, проводившиеся до настоящего времени по данному вопросу рассматривали историю Католической Церкви в России и, в частности, на Северо-Западе, не затрагивая эволюцию католицизма, как целостного явления. В данной работе показываются не только исторические изменения, произошедшие в католической общине российского Северо-Запада, но и изменения в восприятии и оценке ими своего места в Католической Церкви и российском обществе. С другой стороны, новизна в подходе к изучению католицизма на Северо-Западе России в данном исследовании заключается в том, что рассмотрению, прежде всего, подвергается не церковное руководство и клир, а непосредственная жизнь самих общин с их внутренними проблемами. Взаимоотношения католической общины и российского общества также рассматриваются не с точки зрения государственно-церковных отношений, а преимущественно с точки зрения взаимоотношений на уровне простых прихожан и их сограждан-некатоликов. Это поможет лучше понять российский католицизм в самой его сути, на уровне менталитета самих католиков, без чего представление о Католической Церкви на Северо-Западе России не может считаться полным.

Научная значимость работы. Материалы и выводы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования российского католицизма в работах как исторического, так и религиоведческого плана. Материалы работы могут также применяться при подготовке вузовского курса, спецкурса по истории католицизма в России, семинаров по религиоведению.

Апробация работы. Основные положения настоящего исследования представлены в публикациях автора. Они апробировались в выступлениях на российских и международных конференциях12.

12

Напр., доклад "Современное положение Римско-католической общины Петербурга" на конференции «Герценовские чтения 1997», доклад «О католическом влиянии на Древней Руси» на конференции «Герценовские чтения 1998», доклад "Из истории католического образования в Санкт-Петербурге" на конференции «Религия, религиоведение, богословие в российском образовании» и др. * *

Переходя к рассмотрению проблемы эволюции католицизма на Северо-Западе России, необходимо сделать ряд существенных оговорок, касающихся ключевых понятий. Во-первых, следует оговориться, что термин "католицизм" используется нами исключительно в силу сложившейся в советской и российской науке традиции. Вследствие разных причин, само слово "католицизм" имеет в России некоторый негативный оттенок, и для многих современных российских католиков является неприемлемым. Вместо него обычно употребляется более корректное понятие "католичество". В словаре "Азбука христианства", выпущенном Международной академической издательской компанией «Наука» (Москва, 1997), в частности, говорится: "Использование термина «католицизм» вместо «католичество» не оправдано, ибо сводит всю суть последнего к идеологии"13. Не желая отступать от сложившейся в историографии традиции, и, в то же время, уважая религиозные чувства тысяч российских католиков, мы заранее оговариваем, что используемый в данной работе термин «католицизм» полностью соответствует понятию «католичество» и не несет какой-либо отрицательной окраски.

Во-вторых, необходимо четко определить, что следует понимать под Северо-Западом России в контексте настоящего исследования. Сегодня под СевероЗападным регионом понимается территория, включающая в себя Санкт-Петербург с Ленинградской Областью, Новгород с Новгородской Областью, Псков с Псковской Областью, а также Республику Карелию. До революции октября 1917 г. понятие Русский Северо-Запад подразумевало совершенно иную территорию. Под Северо-Западом России подразумевались, прежде всего, северные районы Польши и Литвы. В данной работе будут рассматриваться католические общины, находившиеся на территории Северо-Западного региона в его современных границах.

Католические приходы на рассматриваемой территории до революции объединялись в Санкт-Петербургский деканат. Однако в состав Санкт

13 "Азбука христианства" М., Наука, 1997, с. 5

Петербургского деканата входило также несколько общин, находившихся на землях, ныне принадлежащих другим государствам. Это, прежде всего, приход Св. Генриха в Гельсинфорсе (Хельсинки), часовня в Свеаборге (Суоменлинна) и церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Нарве. Поскольку данные общины выходят за границы современного Северо-Западного региона России, мы не будем подробно на них останавливаться.

Необходимо учесть также тот факт, что христианизация финно-угорских народов, населявших современную территорию российского Северо-Запада, осуществлялась католическими миссионерами еще до широкого распространения здесь собственно славянского населения. Первые католические общины возникли еще тогда. Население шведских крепостей, располагавшихся на этих землях, также первоначально было католическим. Так, в католической Ландскроне, основанной в 1300 г. Торкелем Кнутсоном не далеко от того места, где сейчас расположена Александро-Невская Лавра, вероятно действовала католическая часовня или церковь. И после Реформации, в построенном на месте Ландскроны к началу XVII в. лютеранском Ниеншанце существовал католический приход14. В древнем Выборге находился католический собор и два монастыря. Однако католические общины в этом случае никак не связаны с Россией, и, следовательно, выходят за рамки настоящего исследования. Мы ограничимся лишь краткой справочной информацией о них. В данной работе преимущественно будут рассматриваться те католические общины, которые существовали на фоне массы славянского языческого или православного населения. Только приняв во внимание данные оговорки, можно переходить к рассмотрению существа вопроса.

ШульцС. «Храмы Петербурга», СПб., с. 231

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция католицизма на Северо-Западе России"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Католическая община Северо-Запада России, как совокупность верующих всех национальностей и обрядов, прошла путь длительной эволюции от первых "латинских" приходов, существовавших в Древних Новгородских и Псковских землях до восстановления полнокровной религиозной жизни в посткоммунистической России 90х годов XX столетия. За это время кардинально изменились не только структура и национальный состав католической общины, огромные изменения произошли в самосознании католиков российского Северо-Запада, в осознании ими своего места в жизни региона и всей России в целом.

Представляется, что существовало три основных этапа в истории католицизма на Северо-Западе России. Наступление каждого из них было связано с принципиально новыми историческими условиями в которых формировалась и развивалась католическая община. Эти условия как раз и определяли изменения в самосознании членов общины, заставляя их по-новому воспринимать и оценивать свою роль в судьбе Российского Государства и Католической Церкви. Наличие этих изменений в самосознании общины позволят нам говорить об эволюции католицизма на Северо-Западе России.

Этапы истории католической общины Северо-Западного региона разделены между собой двумя длительными перерывами, во время которых жизнь католической общины полностью или в значительной степени угасала. Первый из них, начавшийся с закрытием католических церквей в Новгороде в XV веке, длился несколько столетий и закончился с основанием Санкт-Петербурга. Окончание второго, длившегося около 60 лет, совпало с возвращением городу на Неве его исторического имени. Эти перерывы были столь длительными и имели столь разрушительные последствия, что после каждого из них организация церкви начаналась фактически с нуля. Можно даже говорить о трех самостоятельных католических общностях, существовавших на протяжении истории и фактически не имевших преемственной связи между собой. Единственное, что их объединяло - это общность веры, поэтому мы говорим именно об эволюции католицизма, а не об эволюции общины.

Древнейший этап можно условно назвать "иностранным" периодом в истории католической общины Северо-Запада. Достоверно известно, что католические общины существовали в этот период в Новгороде, Пскове и Старой Ладоге. Их характерной особенностью было то, что "ядро" приходов составляли иноземцы - купцы или наемные воины, находившиеся на территории Руси временно, по необходимости, связанной с военными или торговыми делами. Имеются скупые сведения о крещении в католическую веру некоторых русских людей, однако нет оснований предполагать существование русской "латинской" общины. Фактически, носителями католической веры в данный отрезок истории являлись лишь обитатели иностранных купеческих колоний в крупных торговых городах. Вполне закономерно, что тот этап истории российского католицизма завершился с закрытием иноземных тороговых дворов в середине XV века по приказу московских властей.

Второй этап истории католицизма на российском Северо-Западе начинается с "открытия" России для европейцев, ставшего возможным благодаря реформам Петра I. Католическая община первоначально также как и в предыдущий период состояла из иностранцев, однако для большинства из них пребывание в России уже не являлось временным. Петербург стал для них родным городом, а они сами и их потомки уже являлись полноправными гражданами Российского государства и подданными русского царя. Второй период истории католической общины на Северо-Западе России можно считать периодом "этнического католицизма". Отличительной особенностью этого периода явилось разделение единой католической общности на меньшие общины, сформированные по национальному признаку. Они существовали если не изолированно, то, по крайней мере, совершенно самостоятельно, не вмешиваясь во внутренние дела друг друга. Единственным связующим звеном фактически оставался общий епископ - митрополит Могилевский. В течение второго периода в Петербурге и Кронштадте, а позднее и в других городах Северо-Западного региона отдельно существовали французские, немецкие, итальянские, польские, латышские, литовские общины, а также небольшая община русских католиков. Нектоторые из них имели собственные приходы, часовни или храмы, другие, ввиду своей малочисленности, вынуждены были соседствовать в приходах с представителями других национальностей. Примерно с середины XIX века среди католиков Северо-Запада начинают преобладать поляки. Им принадлежало абсолютное большинство католических приходов, благотворительных и учебных заведений.

Жесткое деление католической общины на замкнутые этнические группы, а также широко распространенное в обществе (в т.ч. и среди католиков) представление о том, что конфессиональная принадлежность человека обусловлена его этническим происхождением создавала значительные трудности в жизни общины и миссионерской деятельности. Прежде всего, следствием этого стали многочисленные мелкие конфликты на национальной почве периодически возникавшие в католической среде. В отдельных случаях это даже выливалось в устойчивую неприязнь между приходами. Такое положение не могло не сказываться на авторитете католиков в Российском обществе, и, следовательно, на успехах католической миссии. С другой стороны, польская диаспора, весьма многочисленная в то время в России и особенно в столице, фактически сделала Католическую Церковь одним из элементов своего этно-культурного сообщества. Наряду с польскими культурными и благотворительными обществами и польской прессой в Санкт-Петербурге и других городах Северо-Запада России существовали и польские церкви. Это привело к тому, что начиная с 60 - 70 годов XIX столетия на большей части территории империи, в т.ч. и в столице, между католиками и поляками фактически ставился знак равенства. Показательно, что все католические храмы, в т.ч. принадлежащие французским и немецким приходам неизменно назывались "костелами"156. Вследстве этого какая-либо более или менее значительная миссионерская деятельность католиков на Российском Северо-Западе к моменту провозглашения свободы вероисповедания оказалась практически невозможной. К этому времени русское общество окончательно укрепилось во мнении, что принадлежность к католической общине обязательно ведет к отказу от национального самосознания, а это для подавляющего большинства потенциальных конвертитов было неприемлемо.

Слово "костел" происходит от искаженного польского "ковЫо!" - церковь.

Фактически открытая миссионерская деятельность стала возможна после выхода императорского указа "Об укреплении начал веротерпимости" от 17 апреля 1905 года.

Некоторая часть католического, в т.ч. польского духовенства осознавала бесперспективность миссии в условиях "этнического" католицизма и стремилась к обособлению Католической Церкви от этнических групп. Вселенский характер католицизма и недопустимость ассимиляции в польской среде постоянно подчеркивали члены русской католической общины восточного обряда во главе с экзархом Леонидом Федоровым. Однако на общем фоне эти голоса были слишком незначительными для того, чтобы изменить самосознание всей католической общины Северо-Западного региона. Лишь большевистская революция и последовавшие за ней события положили конец эпохи этнического католицизма, смешав представителей всех национальностей.

С этого времени можно говорить о постепенном переходе к третьему этапу эволюции католицизма на Северо-Западе России - этапу "над-этнического" католицизма с доминированием русского элемента. Фактическое уничтожение старой церковной структуры и самих этнических общин объективно создало условия для построения новой католической общности на принципиально иной основе. Отсутствие доминирования представителей той или иной национальности в приходах сделало невозможным формирование приходских общин по национальному признаку. Основная масса прихожан или никогда не имела связи с 'Традиционными" католическими национальными меньшинствами или оказалась оторванной от своих национальных корней. Представители польской диаспоры и других этнических групп все еще составляют значительное число верующих, в основном, старшего поколения. Они относительно равномерно распределились по приходам Санкт-Петербурга в соответствии с местом жительства. В других городах Северо-Запада, таких как Новгород, Псков или Петразаводск, а также в пригородах пожилые люди польской национальности по-прежнему образуют основу прихода. Однако и здесь приходы не считаются польскими, т.к. процент русских среди прихожан (в особенности, молодежи) также весьма высок. В течение почти десяти лет возрожденная католическая община развивается по этим принципам, подчеркивающим наднациональный характер Церкви. В то же время позиция Русской Православной . Церкви, исключающая возможность миссионерской деятельности для христиан других исповеданий на своей "канонической территории" затрудняет развитие российского католицизма по этому пути. В наши дни Московская Патриархия продолжает считать, что католиками в России могут быть только потомки поляков, литовцев, латгальцев и других представителей "католических" народов. Русские же должны быть православными уже в силу своей национальной принадлежности. Таким образом единственной задачей Католической Церкви, согласно этому представлению, должно быть духовное окормление национальных общин. Яркой иллюстрацией подобных представлений явился скандал, разразившийся в Москве вокруг "русского" прихода св. Людовика, когда руководство Апостольской Администратуры для католиков латинского обряда Европейской части России фактически вынуждено было оправдываться за существование в католических приходах этнических русских. Возрождение "этнического" католицизма и приходов, сформированных по национальному признаку, таким образом, до сих пор остается вполне возможной перспективой, если руководство Католической Церкви в России поддастся давлению со стороны Московской Патриархии. Однако на сегодняшний день в Северо-Западном регионе остается только один приход, номинально считающийся "польским" — приход св. Станислава в Санкт-Петербурге. Фактически же он, как и другие приходы, является "интернациональным" с преобладанием русского или, по крайней мере, русскоязычного элемента.

Одной из важных и, в то же время, сложных проблем, рассматриваемых философией религии, является проблема взаимоотношения религии и культуры. В этом вопросе именно Католическая Церковь во многих странах мира продолжает представлять собой обширный материал для исследований. Особенно интересно проследить взаимовлияние религии и культуры там, где католицизм начал развиваться поздно, в уже сформировавшейся иной культурной среде. Пример российского Северо-Запада демонстрирует именно такой случай. Католическая Церковь появилась здесь с самого начала как нечто инородное на фоне доминирующей конфессии — православия и сформированной под его влиянием русской культуры. Особенностью ситуации было то, что католическая община Северо-Запада России представляла собой элемент, чуждый не только в конфессиональном смысле, но и в культурном и в этническом, т.к. абсолютное большинство российских католиков имели иностранное происхождение. Такое положение было довольно редким для католических общин «¡п раШЬиБ тйс1е1шт». В странах, где католические миссии были ориентированы на местное население (Азия, Африка), католицизм приспосабливался к местным культурным условиям и, с другой стороны, передавал местному населению традиции той европейской страны, представители которой осуществляли миссионерскую деятельность. В России с самого начала ситуации была совсем иной. Католики, будучи иностранцами или потомками иностранцев, были в определенной степени обречены на замкнутость в рамках своей религиозно-культурной традиции. Именно это обстоятельство значительно усложняло процесс инкультурации российского католицизма.

По словам итальянского священника о. Стефано Каприо, преподававшего в течение длительного времени в Католической Духовной семинарии в России, проблема инкультурации российского католицизма имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Российские католики вынуждены взаимодействовать как с православной так и с собственно католической традицией.

С внешней стороны для католической общины встает вопрос о взаимоотношениях с окружающей православной средой, о принятии или, напротив, неприятии русской культуры, укорененной в православии, об осознании себя как части общей этно-религиозной системы российского Северо-Запада. В качестве иллюстрации можно привести разное отношение российских католиков к русской культуре и, в частности, к иконописи и литургической традиции. Для большинства «традиционных» католиков это отношение определяется противопоставлением: «наша польская вера» - «их русская вера». Очевидно, что такие члены католической общины далеки от того чтобы принять русскую культуру как элемент своего мировоззрения и своей католической традиции. Впрочем, необходимо отметить, что такое отношение свойственно не только этническим полякам и выходцам из Западной Белоруссии, но и радикально прозападно настроенным русским. Другая часть общины, напротив, всячески старается показать отсутствие коренных противоречий между русской культурой и католической верой. В домах таких

144 католиков можно увидеть восточные иконы, они почитают признанных Католической Церковью русских святых: Ольгу, Владимира и др. В славословии Пресвятой Троице употребляют слова «ныне и присно», а не «как было в начале, и ныне и всегда» (калька с латинского текста). Для католиков этого типа характерно более доброжелательное отношение к православию.

С внутренней стороны для католиков российского Северо-Запада не менее остро стоит проблема принятия нового образа собственной Церкви, значительно изменившегося после II Ватиканского Собора. Эта проблема тем более актуальна, что до начала 90-х годов, несмотря на то, что католическая община продолжала существовать, кардинальные перемены, происходившие в Церкви в послесоборный период по понятным причинам не доходили до России. В то время как во всем мире уже более 20 лет служили «новую» Литургию, в ленинградском храме продолжала служиться тридентская Месса. Когда же железный занавес рухнул, перемены были восприняты весьма болезненно. Таким образом, современная европейская католическая культура: католическое искусство, литература, литургика еще не до конца усвоены российскими католиками и можно предположить, что процесс вхождения католической общины Северо-Запада в жизнь Римской Церкви с ее современными культурными и духовными особенностями продлится еще некоторое время.

 

Список научной литературыДремлюг, Антон Игоревич, диссертация по теме "Философия религии"

1. РГИА Ф. 733. Дела Департамента народного просвещения по Петербургскому учебному округу

2. РГИА Ф. 821. Департамент духовных дел иностранных исповеданий

3. Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗ) СПб., 1830. ТТ. XXVI XXVIII; XXXI - XXXVIII.

4. Акты и грамоты о устройстве и управлении Римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1846.

5. Алфавитные списки церквей римско-католического, евангелическо-лютеранского и евангелическо-реформатского исповедания в Империи. Тип. МВД, СПб., 1885

6. Белоголов И. М Акты и грамоты, относящиеся к устройству и управлению Римско-католической Церкви в России. Пг., 1915

7. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях, Л., "Наука", 1991.

8. Краснов-Левитин. А. Лихие годы. 1925 1941. УМСА-Ргеэз, Париж, 1977.

9. Юостии де А. Николаевская Россия. М. Политиздат, 1990.

10. Путешествие в Петербурге аббата Жоржеля в царствование императора Павла!. М., 1913.

11. Распределение населения империи по главным вероисповеданиям на 1897 г. СПб., 1901.

12. Сборник документов, уясняющих отношения латино-польской пропаганды к русской вере и народности. Из исторических материалов, помещенных в «Вестнике Западной России». Тип. И. Блюмовича, Вильна, 1865 1866.

13. П.Юль Ю. Записки ЮстаЮля, датского посланника при Петре Великом (1709 -1711). М. 1990.

14. Ilistoria Koscioia Rzymskokatolickiego w Imperium Rosyjskim (XVIII -XIX w.) w dokumentach Rosyjskiego Panstwowego Archiwum Historycznego. Sankt Petersburg Warszawa, 1999.1. ЛИТЕРАТУРА

15. Азбука христианства. M., Наука, 1997

16. Адамов Е. А. Дипломатия Ватикана в начальную эпоху империализма. 1889 1900. М., 1931.

17. Андреевский И. О договоре Новгорода с немецкими городами и Готландом, заключенном в 1270 году. СПб., 1847.

18. Антонов В.В., КобакА.В. Святыни Петербурга т. 3. Издательство Чернышева, СПб, 1994 1996.

19. Амара-Пуанье М., свящ. Посол Его Святейшества. «Глаголъ», СПб., 1996.

20. Бережков М. Оторговле Руси с Ганзой до конца XV в. СПб., 1879.

21. Блюммер Л. П. Папство и Россия: исторический фельетон. СПб., 1867

22. Богословский К. Государственное положение римско-католической церкви в России от Екатерины Великой до настоящего времени. Харьков, 1898.

23. Бок Н., свягц. Россия и Ватикан накануне революции. Воспоминания дипломата, Русский Центр Фор дамского Университета, Нью-Йорк, 1962.

24. Брошюра иезуита Мартынова о России (Передовица) // Биржевые ведомости, № 350 (1873)

25. Василий (фон Бурмалн) OSB, диакон, Леонид Фёдоров: жизнь и деятельность, Рим, 1966.

26. Ватикан: натиск на Восток. «Одигитрия», М., 1998.

27. Винтер Э. Папство и царизм. М., «Прогресс», 1964.

28. Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР (1917-1968). М., «Прогресс», 1977.

29. Волконский П. М. Экзарх Леонид Федоров: некролог Париж, 1935 г. // Логос, № 48, 1993.

30. В. Т. Сношения России с папским престолом в исходе XVII и начале XVIII вв. // Русская старина, 1908, т. 136, № 10-12.

31. Вяземский П. А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки. М., 1988

32. Герф Е. Пажить Божия Истина и Жизнь № 6 (1993).

33. Голованов Сергий, свящ. Католичество и Россия. СПб., Изд-во Высшей Духовной Семинарии "Мария Царица Апостолов", 1998.

34. Задворный В., Юдин А. История Католической церкви в России. Изд-во Колледжа Католической Теологии им. св. Фомы Аквинского, М., 1995.

35. Извеков Д. Отношения русского правительства к католической пропаганде в 1 -й половине XVIII в. // Журнал Министерства Народного Просвещения, № 9, 1870.

36. Католицизм как орудие полонизма (Передовица) // Современный листок, № 75 и 76 (1867)

37. Католицизм по отношению его к русскому государству и правительству. (Передовица) // Русский Инвалид., № 114 (1866).

38. Как появились в Русской земле польские люди и католическая вера? СПб., 1911.

39. Кедров Н. Графиня Ростопчина и ее риверженность к католичеству // Русский Архив, № 3, 1888.

40. Киреев А. А. Католицизм и Россия. М., 1888.

41. Коган В. М Судьба костела на Невском // Ленишрадская панорама, № 12, 1989.

42. Козлов С. Из истории католических приходов Петербургского деканата // Церковь Ингрии, № 2-3(4), 1992.

43. Колеман Ю. Римский духовный цезаризм перед лицом Соборной Православной Церкви, СПб., 1913.

44. Красножен М. Иноверцы на Руси. Юрьев, 1903.

45. Красножен М. Как русские относились к католикам. Исторический очерк. // Живописная Россия №№ 52 57 (1902).

46. Лафит де Пелыгор В. Иезуиты красного петуха к нам пустили или развратится ли Россия в римский католицизм?. Посвящается иезуитам Гагарину и Мартынову Петром Артамоновым, вяземским мужиком. А. Franc, Paris, 1859.

47. Линд Д. Ж. Почитание скандинавских святых на Руси и датско-русские отношения. // История СССР, № 6 (1991).

48. Лупандин И. В. Декрет П Ватиканского Собора "О Восточных Католических Церквах" и судьба Католической Церкви Восточного обряда в России (1917 1995). //Theologia № 5, MCMXCV.

49. Любимов И. Русские и католицизм. Письмо из Бельгии //Дух христианина, № 1 (1865)

50. Любимов И. Романизм и Россия. Католицизм в России. Исторические очерки графа Дмитрия Толстого. Воен. Тип., 1865.

51. Морошкгш М, свягц. Иезуиты в России с царствования Екатерины II до наших дней. СПб., 1888 Т. 1-2.

52. Нечто о римском католицизме в России // Вестник Западной России, Т. 3, № 9 (1866)

53. Носов С. Папство и его борьба с православием. «Стрижев», М., 1993.

54. О введении русского языка в римско-католическое богослужение. Синодальная типография, СПб., 1867.

55. О положении римско-католического духовенства в России // Русский Инвалид., № 126 (1866)

56. Отношение русско-католической церкви к римской курии // Голос, № 217 (1867).43.