автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Кавказская война и народы Северного Кавказа: прошлое и современность

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Дармилова, Элла Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Черкесск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Кавказская война и народы Северного Кавказа: прошлое и современность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Дармилова, Элла Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

1.1. Особенности Кавказской войны.

1.2. Кавказская война и изменения в национальном самосознании горцев и русских.

ГЛАВА И. СПЕЦИФИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ КАВКАЗА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

2.1. Русско-горские культурные взаимодействия.

2.2. Русская духовность и национальные культуры.

ГЛАВА III. КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА Й СОВРЕМЕННОСТЬ

3.1. Последствия Кавказской войны для современности.

3.2. Особенности современного этнокультурного развития северокавказских народов.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Дармилова, Элла Николаевна

Актуальность темы исследования. Сложные этнополитические процессы, наблюдаемые на Северном Кавказе после распада СССР, возрастание- роли и значения «национального» фактора, усиление сепаратистских и экстремистских тенденций, этнической конфликтности, ошибки в проведении национальной политики - все это и многое другое необходимым образом 'требуют объективного исследования прошлого и настоящего в единстве и взаимосвязи разноаспектных факторов, связанных с ролью и значением Кавказской г войны как-, события, во многом предопределившего характер общественных процессов, происходящих на Кавказе. • 1

• «« • . ' ' : »*. '. I ;

I • ' • • '

Северный Кавказ всегда отличался высокой степенью этнокультурного, конфессионального многообразия. Исторически • сложилось, что Северный Кавказ представлял собой территорию соприкосновения различных цивилизаций (Европы и Азии), что - с учетом геополитического положения -делало его объектом интересов многих великих держав. Более того, Кавказ и сейчас обладает большой притягательной силой. В этой связи вопрос о значении присоединения Кавказа к России, о последствиях Кавказской войны приобретает несомненную актуальность.

В постсоветское время на волне развившегося национального самосознания получило распространение- стремление пересмотреть и переосмыслить исторические итоги Кавказской войны. Тем более, что именно с ней связывают многие из современных проблем, в; ней' видят причину многих последующих исторических несправедливостей. Самое сложное при оценке событий Кавказской войны - избежать тенденциозности, оставаясь в рамках научности: не умаляя значения продолжительной борьбы горских-народов за свою свободу и независимость, не идеализировать их патриархально-традиционный жизненный уклад; развинчивая негативные проявления и последствия русского влияния на Кавказ, удержаться от отрицания его безусловно прогрессивной роли. При этом не следует забывать и о том, чем была и остается Кавказская война для самих русских. История - в том числе и современная - подчеркивает особую актуальность проблемы русско-кавказских и внутрикавказских отношений. Национальный фактор после Кавказской войны в явной или скрытой форме всегда имел существенное значение в социально-политических процессах на Северном Кавказе. Его сложность и конфликтогеиный характер подтверждаются периодически вспыхивающими на Северном Кавказе межнациональными столкновениями, опасность которых для территориальной целостности Российской Федерации нельзя недооценивать.

Быстро меняющиеся условия жизни современной России, экономические, политические, социальные трансформации вызывают изменения в общественном сознании, которые в первую очередь затрагивают проблемы, связанные с этническим прошлым. Обращаясь к историческим истокам, в них не только ищут спасения, но и пытаются найти ответы на многие нерешенные современные проблемы. Поэтому процесс национального возрождения народов сопровождается усилением интереса к истории, культуре, духовности. В такие моменты велика опасность ее идеализации, перехода от одной крайности в суждениях и выводах к другой, чем сегодня страдают многие. В свете национальных событий последних лет особую актуальность приобрел вопрос об объективном исследовании истории народов в связи с распространением националистического подхода к ее интерпретации, когда события прошлого - в зависимости от национального интереса - приобретают искаженное содержание. Не вызывает сомнения тот факт, что одинаково вредны как упрощенное представление о событиях прошлого, так и их мифологизация.

Не менее актуальна проблема политизации истории Кавказской войны и ее итогов, когда современные конфликты на Кавказе представляются ничем иным, как логическим продолжением длящейся в течение вот уже 400 лет борьбы его народов против колонизаторской политики России «разделяй и властвуй». Внедрение в массовое сознание такого искаженного взгляда на историю русско-кавказских отношений как раз-таки и находится в русле такой политики и еще более углубляет конфликтность в регионе.

Цена подобных измышлений слишком велика. Произвольное толкование истории русско-кавказских отношений, в том числе событий Кавказской войны, явилось детонатором всплеска националистических антироссийских настроений в Чечне и привело к вооруженному конфликту. Подобная конъюнктурность в трактовке столь непростых исторических событий не допустима. Только взвешенная, научно аргументированная, лишенная сиюминутных политических пристрастий оценка положительных и отрицательных моментов в истории русско-кавказских отношений позволит правильно понять и оценить роль, место и последствия Кавказской войны в истории России и народов Северного Кавказа.

Проблемы Кавказа для России всегда были одними из самых сложных, порой болезненных. Даже при беглом взгляде на них понимаешь, что Кавказ, его отношения с Россией, кавказские войны сыграли в русской истории большую роль, чем обычно представляется: с одной стороны, их объединяет и одновременно разъединяет обилие пролитой крови, что более очевидно, но с другой, Россия и Кавказ питались мощным взаимным тяготением. Феномен русско-кавказского сосуществования и взаимовлияния в его историческом, культурно-психологическом и национальном аспектах мало разработан и очень актуален даже в своей ретроспекции. Рассмотрение данной проблемы в единстве различных отраслей социального знания, интегрированность истории в современность дают ту особую связь, которая предстает неуловимой при изолированном исследовании чисто исторического прошлого только для самого прошлого.

Кавказ - родина многих народов с их уникальными культурами, традициями, верованиями. На его территории исторически складывались своеобразные системы межэтнического взаимодействия. И все это на фоне полной драматичных событий истории, во многом изменивших судьбы горцев. В этом смысле Кавказскую войну следует понимать как цепь взаимосвязанных событий разной значимости, до сих пор предопределяющих специфику национального вопроса в этом регионе.

По сей день остается актуальной проблема постижения Кавказа в российском массовом сознании. Как в прошлом бытовал негативный стереотип кровожадного горца-туземца, так и сегодня в условиях сложных межнациональных отношений этот образ кавказца «ожил», трансформировавшись в «лицо кавказской национальности», мусульманина-террориста. Таким же образом «ожил» «имперский» стереотип в восприятии России. Такая высокая стереотипичность негативного свойства как с той, так и с другой стороны свидетельствует о том, что проблема все еще далека от разрешения.

И, наконец, актуальность темы исследования связана с повышением интереса к вопросу о роли и значимости этнокультур в развитии и стабилизации межнациональных отношений на Кавказе, с необходимостью накопления и осмысления новых знаний, которые могут способствовать более полному пониманию истории региона. Раскрытие этих факторов позволит глубже осознать 1) сложность такого феномена как северокавказская культура, 2) характер взаимовлияния общероссийской и национальных культур, 3) роль духовности и национальной интеллигенции в развитии современных национальных процессов на Северном Кавказе.

Таким образом, актуальность темы «Кавказская война и народы Северного Кавказа: прошлое и современность» определяется ее научной, исторической, познавательной, практической значимостью и состоит в научном освещении ее роли и места в российском обществознании, в извлечении уроков в интересах социального прогресса общества.

Степень научной разработанности темы. Кавказская проблематика, будучи глубоко и всесторонне исследованной, представлена в многочисленных трудах ученых различных отраслей социально-гуманитарного знания. Кавказоведение разработано фундаментально и разносторонне. Не является в этом смысле исключением и тема Кавказской войны и русско-горских отношений. Это работы В.И. Атапикова, М.Г. Аутлева, М.М. Блиева, В.Б. Виноградова, В.К. Гарданова, Б.М. Джимова, Г.А. Дзидзария, Х.М. Думанова, А.Х. Касумова, Х.А. Касумова, Т.Х. Кумыкова, В.Н. Мальцева, О.В. Матвеева, З.Н. Налоева, Р.Х. Хашхожевой, Т.М. Феофилактовой и др. Хотя кавказская проблематика - в особенности в том, что касалось последствий Кавказской войны и присоединения народов Кавказа к России, а также характера русско-горских отношений, - находилась в определенных ограничительных рамках, в том числе и идеологических, тем не менее, эти и другие ученые-кавказоведы проделали огромную работу по поиску и публикации исторических документов, научному осмыслению актуальных проблем истории Кавказской войны и Кавказа в целом, его этнографии и этнокультуры. Их находки, идеи заложили научно-теоретический фундамент и обеспечили основу для понимания сложного и противоречивого феномена кавказско-русских отношений.

В 90-е годы с обострением всего комплекса межнациональных отношений, вызванных разрушением советской системы, проблема Кавказской войны и отношений России и Кавказа становится объектом как общественного, так и научного интереса и серьезного критического анализа. Это в особой степени коснулось оценки последствий Кавказской войны и присоединения к России. С исчезновением идеологических преград расширилась источниковая база исследований, которая, несомненно, обогатила спектр мнений по проблематике. В работах В.В. Дегоева, Р.Ж. Бетрозова, Н. Бэрзэджа, С.Г. Кудаевой, М.А. Меретукова, К.К. Султанова, Р.У. Туганова, P.J1. Хут и др. в научный оборот введен новый фактологический материал, представлены различные' подходы к исследованию всего многообразия проблем, связанных с Кавказской войной и ее последствиями, в том числе для этносоциокультурного развития горских народов.

В этот же период мнения на последствия Кавказской войны стали варьироваться от исключительно позитивного до крайне негативного. И именно с позиции того, чем они были для горцев, - «русская» составляющая оставалась как бы в тени. Это объясняется не только актуальностью и важностью проблемы, сколько ее излишней политизированностью (в силу, соответственно, политизированности всей сферы межнациональных отношений).

Проблема Кавказской войны стала темой для многочисленных научных конференций внутрироссийских и международных. С точки зрения разнообразия рассматриваемых вопросов и новизны их освещения для автора представляют интерес материалы Первого Кошехабльского форума «История - достояние народа» (1990), российской научной конференции «Кавказская война: уроки истории и современность» (1994) и международной научной конференции «Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения» (1991).

В центре внимания участников форума (Д.Х.Мекулова, А.Х. Бижева, З.А. Бзасежева, П.У. Аутлева, Р.З. Куадже, М.Х. Шебзухова, В.П. Громова, С.С. Минца и др.) оказались вопросы периодизации, причин и характера Кавказской войны, сущности политики царского самодержавия на СевероЗападном Кавказе; история русско-адыгских отношений во второй половине XIX - начале XX века; формирование русского населения Адыгеи в XIX веке; причины махаджирства адыгов. Итогом форума стало признание того факта, что «борьба горцев Северного Кавказа за независимость составная часть отечественной истории, одна из драматических страниц истории народов Кавказа. Тем не менее, до сих пор не создана целостная, объективная научная концепция событий, сыгравших важнейшую роль в судьбах этого многонационального региона». Было особо отмечено, что именно последнее «обусловило появление в исторической литературе и публикациях последних лет ряда несостоятельных высказываний и оценок по многим актуальным вопросам истории. В первую очередь это относится к оценке социальной сущности и идейных истоков освободительной борьбы горцев в XIX в.»1.

Посвященная 130-летию окончания Кавказской войны научная конференция «Кавказская война: уроки истории и современность» (1994) (И.Я. Куценко, Ф.П. Тройно, Ж.А. Калмыков, Г.Н. Шевченко, И.Х. Байрамуков, А.Д. Вершигора, С.А. Раздольский и др.), рассмотрев широкий круг проблем: историзм в изучении Кавказской войны, Кавказская война в исторической памяти, русская православная церковь в Кавказской войне, военное сотрудничество русских и горцев после войны, влияние войны на административно-судебные реформы и др., - показала, что многие аспекты Кавказской войны требуют дальнейшего изучения и осмысления.

Среди опубликованных материалов конференции заметно отличаются статьи: В.А. Матвеева «К вопросу о последствиях Кавказской войны и вхождении северокавказских народов в состав России (новое концептуальное освещение проблемы)» и С.Г. Кудаевой «О некоторых стереотипах в оценке роли Османской империи в судьбе адыгов (черкесов) в период Кавказской войны». Она предлагает рассмотреть эту тему в «несколько необычном и непривычном историческом ракурсе: какова роль Османской империи в спасении адыгского этноса от полного исчезновения на том этапе, когда махаджирство как историческое явление уже состоялось»2. Что касается В. А. Матвеева, то он остается приверженцем двойственного характера русской политики на Кавказе: с одной стороны, «за счет отношений, не содержащих дискриминации, проявления «заботливости об их нуждах», а с другой, - за счет «твердого правления», без которого не может обойтись ни одно государство, с элементами политического принуждения непокорных и напоминанием им в случае необходимости о силе русского оружия». И видит главную цель проводимой по отношению к инородцам политики не в получении материальных и политических привилегий для господствующих наций, а в

1 Черкесня вXIX веке.-Майкоп, 1991,- С.261,262.

2 Кавказская война: уроки истории и современность. - Краснодар, 1995. - С. 221. гражданском приобщении к России3.

Особый интерес последних лет к теме судеб национальных диаспор нашел концентрированное отражение (в фольклорном, литературном, историко-этнографическом, языковом аспектах) в материалах международной научной конференции «Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения» (1991). Ее участники (Н. С. Надъярных, Г.Г. Гамзатов, К.Х. Хагурова, Б.Б. Карданова, А.И. Чагин, С.М. Сакиева, А.Н. Багов, С.Х. Хатко, Е.П. Алексеева, Б. Фасих, М. Хелиг, А.-М. X. Батчаев и др.) представили феномен диаспор «в потоке времени», специфику этнокультурного развития «разделенных» этносов. Обсуждаемая проблема, кроме того, интересна еще и тем, что напрямую связана со сложным вопросом о том, какую роль в развитии народов играли и играют как культурная замкнутость, так и культурная открытость.

Различные аспекты Кавказской войны и ее последствий были и остаются предметом рассмотрения в диссертационных работах многих авторов (A.M. Гаджиева, P.P. Гашимова, М.Н. Губжокова, О.В. Матвеева, О.В. Ктиторовой и др.), в том числе и в тех, которые касаются проблем этногенеза кавказских народов, истории их войн, вооруженных конфликтов, этнических противостояний, преследований, имевших место в различные исторические периоды отечественной истории, но так или иначе связанные между собой.

Отдельно следует указать на научные труды русских, российских и зарубежных ученых-кавказоведов разных лет4. Представленный в них богатейший материал, множество точек зрения, касающихся и проблемы

3Там же.-С. 194.

4 Бсрже Л. П. Выселение горцев с Кавказа. - Махачкала,2000; Блиев М.М., Дегоев B.B. Кавказская война. -М., 1994; Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. - М., 1967; Дзидзария Г.Л. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. - Сухуми, 1975; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе.Т.4. - СПб., 1886; История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.) -М.,1988; Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. - М., 1961; Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. - Л., 1978; Люлье Л.Я. Черкесия . Историко-этнографические статьи. - Нальчик, 1991; Невская В.П. Присоединение Черкесии к России и его социально-экономические последствия. - Черкесск, 1956; Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края, 1911; Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX века. - М., 1960. русско-горских отношений, позволяют получить более или менее целостную картину истории Кавказа и Кавказской войны, в том числе на фоне многообразия горской и российской жизни, в различных конкретно-исторических условиях. Кроме того, во избежание тенденциозности и фрагментарности в оценке тех или иных событий автор отталкивается как от прошлых, так и современных мнений и суждений.

Материалы, охватывающие самый широкий спектр вопросов истории, культуры и этнографии кавказских народов, содержатся и в сборниках трудов научно-исследовательских институтов регионов Северного Кавказа, а также в монографических исследованиях5. Это дает возможность рассматривать разнородные явления и события в единстве и на основе привлечения большого эмпирического материала.

При всем многообразии научных изысканий и точек зрения все же это в большинстве своем несколько фрагментарные, разрозненные - хотя и достаточно хорошо разработанные - исследования узкоспециализированного, главным образом, историко-этнографического характера. Это является основой и в то же время необходимым образом требует выработки междисциплинарного подхода к исследованию сложных исторических событий, каким и является Кавказская война. За рамками исследований остаются такие аспекты рассматриваемой темы, как последствия Кавказской войны и их влияние на национальное самосознание горцев и русских, диалектика положительного и отрицательного, традиционализма и универсализма в развитии русско-кавказских отношений, взаимосвязь прошлого и настоящего в череде событий, следовавших за Кавказской войной и т.д. Кроме того, использование междисциплинарного подхода позволяет усилить теоретико-аналитическую составляющую исследования

5Абазины (историко-этиографическнй очерк). - Черкесск, 1989; Дои и степное Предкавказье. XVII. - первая половина XIX века. - Ростов, 1977; Из истории Карачаево-Черкесии. Серия историческая. - Ставрополь, 1970; Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1993; Калмыков И.Х. Черкесы. Исторнко-этнографический очерк. - Черкесск, 1974; Карачаевцы. - Черкесск, 1978; Культурная диаспора пародов Кавказа: генезис, проблемы изучения. - Черкесск, 1993; Мир культуры адыгов. - Майкоп, 2002; Некоторые вопросы социально-экономического развития Юго-Восточной России. - Ставрополь, 1970; Труды Карачаево-Черкесского НИИ истории, языка и литературы. - Ставрополь, 1966; Ученые записки Адыгейского НИИ. - Майкоп, 1974; Черкесия в XIX веке. - Майкоп, 1991. событий и фактов в их хронологической последовательности, прийти к выводам более высокой степени обобщенности.

Кроме этого, совмещение различных временных пластов, взгляд на Кавказскую войну через призму прошлого, настоящего и будущего, в логической цепи всех последующих событий позволяет представить Кавказскую войну расширительно.

Несмотря на то, что до сих пор не до конца осмыслены события и значение Кавказской войны и ее последствий для горцев, на наш взгляд, малоизученной является тема того, чем была и остается Кавказская война для России и для русских. Тем более редки работы, органично соединяющие в себе оба аспекта. В этой связи приходится признать некоторую односторонность исследований по интересующей нас теме. Данная работа представляет собой одну из попыток восполнить этот пробел.

Объектом исследования являются особенности Кавказской войны, ее последствия и влияние на характер национальных процессов на Северном Кавказе.

Предметом исследования выступают русско-горские отношения в период после Кавказской войны, сложность и противоречивость их развития, место Кавказской войны в исторической памяти народов и ее роль для развития их национального самосознания.

Цели и задачи исследования. Целью данной диссертации является целостный анализ феномена Кавказской войны в единстве прошлого и настоящего и ее значения для этнокультурного развития северокавказских народов.

Для достижения этой цели автором сформулированы следующие исследовательские задачи: раскрыть особенности Кавказской войны и ее последствия как для горских сообществ, так и для России; выявить характер влияния Кавказской войны на национальное самосознание народов, в нее втянутых; охарактеризовать специфику русско-горских отношений и взаимодействий на рубеже XIX-XX веков; рассмотреть роль и значение русской духовности и горского просветительства для развития северокавказских культур; исследовать последствия Кавказской войны для современных национальных процессов; определить место Кавказской войны в исторической памяти народов и в череде исторических несправедливостей.

Хронологические рамки работы определяются целью и задачами исследования и не ограничиваются периодом собственно Кавказской войны (середина XIX века), включая в себя события как конца XIX-начала XX века, так и современности.

Территориальные рамки исследования охватывают регион Северного Кавказа.

Теоретико-методологическую базу исследования составил комплекс общенаучных, специально-научных и конкретно-исторических принципов и методов. Из общенаучных использовались методы: исторический, логический и системный. Из специально-научных историко-сравнительный, историко-философский, проблемно-хронологический, аналитический, социального прогнозирования.

Объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования обусловили использование принципов историзма, объективности, конкретности, комплексно-системного охвата предмета рассмотрения во взаимозависимом и противоречивом развитии множества его аспектов.

Качественная методологическая база позволила представить рассматриваемую проблему в комплексе фактов и факторов, причин и следствий, с учетом конкретно-исторических условий, в статике и динамике событий, логически объединив хронологическую и внехронологическую последовательность.

Учитывая сложность темы исследования, автор особое значение придает принципу объективности, широкое использование которого позволяло избежать излишней политизации, предвзятости в оценке тех. или иных событий, а также односторонности и стереотипности выводов и суждений.

Источниковую базу исследования составили документы и материалы, которые можно тематически объединить в несколько групп.

В первую группу источников входят материалы из фондов: Российского Государственного военно-исторического архива в г. Москве (РГВИА), Государственного архива Краснодарского края в г. Краснодаре (ГАКК), Государственного архива Ставропольского края в г. Ставрополе (ГАСК), Государственного архива КЧР в г. Черкесске (ГА КЧР), Центрального Государственного архива КБР в г. Нальчике (ЦГА КБР). Из них были почерпнуты основные сведения, факты и статистические данные, характеризующие различные стороны и аспекты Кавказской войны и русско-горских отношений. В этом смысле представляют несомненную ценность изданные в 2003 году в г. Нальчике «Архивные материалы о Кавказской войне и выселении черкесов (адыгов) в Турцию».

Вторая группа источников, существенно дополняющая первую, представлена сборниками документов, статистическими сборниками, обозрениями и отчетами6. Содержащийся в них разнообразный фактологический материал, касающийся социально-экономической, политической, культурной жизни народов Кавказа, позволил представить горское сообщество конца XIX-начала XX века в его многообразии и противоречивости.

6Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв.Т.2. - М., 1957; За стеной Кавказа. Документы п воспоминания. - М.,1989; Из истории русско-кавказской войны. Документы и материалы. - Нальчик, 1991; Судьбы кавказских пленников. Документы 1817-1853 гг. - Армавир-Нальчик, 1998; Историческая записка о Ставропольской гимназии, составленная М. Красновым. - Ставрополь-Кавказский, 1887;Отчет постепенного развития и современного состояния Екатеринодарской городской женской гимназии за десятилетний период существования с 14 сентября 1884 г. по 14 сентября 1894 г., в связи с общим обзором движения образования на Кавказе и в Кубанской области, составленный Поликарпом Николаевичем Крыжановскнм. -Екатеринодар,1899; Отчет инспектора станичных училищ о состоянии училищ Кубанской области за 1873 год. - Екатеринодар, 1874; Трагические последствия Кавказской войны для адыгов. Вторая половина XIX-начало XX века.Сборннк документов и материалов. - Нальчик, 2000,

Несомненный интерес представили при подготовке диссертации мемуары, личные архивы, путевые заметки, воспоминания ученых, путешественников, участников и очевидцев событий Кавказской войны, чиновников и т.д. Это работы мемуарно-исследовательского характера Я. Абрамова, И.Бларамберга, С. Броневского, М. Воронцова, Г. Клапрота, П. Короленко, И. Попко, Ф. Потто, С. Рашпиля, К.Сталя, Э.Спенсера, Ф. Торнау и др. Красочность и тонкость их зарисовок и наблюдений, оригинальность и эмоциональная непосредственность восприятия, взгляд со стороны и изнутри, соединенные с относительно достоверным историческим фоном (сведениями о социально-экономическом, культурном развитии, образе жизни, характере, поведении), как нельзя точно отражают своеобразие кавказского мира. Они отнесены к третьей группе источников и давно уже стали традиционной источниковой базой многих исследований по кавказоведению. Их использование, тем не менее, требует критического осмысления в силу отсутствия в них, на наш взгляд, строгой научности7.

Определенное место в работе уделяется материалам периодической печати (газет «Кавказ», «Кубанские областные ведомости», «Северный Кавказ»; журналов «Революция и национальности», «Революция и горец», «Школа и жизнь»), что позволило получить разнообразную информацию и изучить наиболее дискутируемые проблемы по теме.

Цель и задачи диссертационного исследования обусловили широкое использование работ горских просветителей (К.Хетагурова, Ш. Ногмова, У. Берсея, К.Атажукина, Ч. Ахриева, А.-Г. Кешева, С.-А. Урусбиева, С. Сиюхова, И. Крымшамхалова, Т. Эльдерханова, П. Тамбиева, М. Хандиева и о др.) и исследований об их жизни и деятельности .

7 Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. - Нальчик, 2001. 'Деятели адыгскоП культуры дооктябрьского периода .- Нальчик, 1991; Кусов Г.И. Вокруг Коста. -Орджоникидзе, 1979; Кумыков T.X. Культура, общественно-политическая мысль н просвещение Кабарды во втором половине XIX - начале XX в. - Нальчик, 1996; Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. - Орджоникидзе, 1954; Хакуашев A.X. Адыгские просветители. - Нальчик, 1978; Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX-начала XX века. - Нальчик, 1993.

Важным компонентом стала еще одна группа источников, которую составили работы деятелей культуры, представителей русской демократической общественности (А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, В.И. Немировича-Данченко, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова).

Комплексное использование вышеназванных источников позволяет с достаточной научной достоверностью раскрыть цель и задачи исследования. Творческий подход к содержанию известных архивных документов в сочетании с малоизвестными и их соотнесение с сегодняшними проблемами позволили придать им современное звучание.

Научная новизна настоящей диссертации, по мнению автора, заключается в следующем: применен системный подход к изучению особенностей Кавказской войны, ее влияния на этнокультурное развитие народов Кавказа и их национальное самосознание; комплексно проанализирована связь событий и последствий Кавказской войны с национальными процессами в их проспекции и ретроспекции; определены некоторые тенденции русско-горских отношений в их противоречивом развитии; - . рассмотрено влияние Кавказской войны и других исторических несправедливостей на судьбы малочисленных народов Кавказа; показано воздействие Кавказской войны на развитие исторической памяти народов; выявлены факторы, влиявшие, наряду с Кавказской войной, на разрушение традиционных форм жизни горских народов; исследованы миграционная динамика в разных исторических условиях, ее причины, истоки, направленность и воздействие на социально-экономические, политические, демографические, культурно-нравственные процессы; выдвинут и обоснован тезис о «живучести» стереотипов Кавказской войны и причинах, их актуализирующих; сделан вывод о становлении под влиянием последствий Кавказской войны, русской культурной традиции и горского просветительства своеобразной кавказской этнокультурной среды и общекавказского самосознания.

На основе использования междисциплинарного подхода к изучению феномена Кавказской войны удалось внести существенные изменения в установившиеся представления о ее особенностях и характере последствий для прошлого и современности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что основанные на системном анализе выводы обладают высокой степенью научной достоверности. Данное исследование, соединяющее в себе прошлое и современность, исторический, философский, культурологический и социологический подходы, может быть использовано для подготовки трудов по проблемам Кавказской войны Работа представляет определенный научный интерес в изучении широкого спектра современных национальных вопросов, современной этнополитической и этнокультурной ситуации на Северном Кавказе, выработке механизма совершенствования межэтнических отношений.

Изложенные в диссертации положения отличаются научной аргументированностью, подтверждены фактическими данными и документальными свидетельствами. Сформулированные автором теоретические выводы основаны на широком использовании как известных исторической науке положений, так и гипотез, в том числе собственных.

Результаты настоящего диссертационного исследования имеют и прикладное значение: они могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса отечественной истории и истории народов Кавказа, при подготовке спецкурсов по этнологии, этноконфликтологии, национальной психологии. Некоторые положения исследования могут представлять научно-практический интерес для работников министерств по делам национальностей.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре истории и политологии КЧГТА. Отдельные положения работы нашли отражение в материалах вузовских и межвузовских научных и научно-методических конференций. Результаты исследования представлены в трех научных публикациях автора общим объемом 0,3 п.л.

Объем и структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, примечаний и библиографического списка. Общий объем работы - 172 стр. машинописного текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Кавказская война и народы Северного Кавказа: прошлое и современность"

Выводы:

1 .Современность всегда имеет глубокие исторические корни, нарушение которых компенсируется повышенным стремлением к сохранению национальной культуры, традиций, всплеску национального самосознания, усиливая внутреннюю этносплоченность. Проявляется обостренный интерес к своему далекому и недавнему прошлому, к истокам становления народа и его государственности, культуры и духовности. Сознание общего прошлого, общей истории сплачивает этнос.

2.В современных условиях объективность подхода к этноистории приобретает особую актуальность, что диктуется усилением националистического подхода к ее интерпретации. События прошлого - в

125 Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи. - Армавир, 1995. - С. 18-19. зависимости от национального интереса - могут приобретать извращенное содержание. Периодическое наслоение исторических «извращений» меняет и саму суть исторической памяти, и тогда становится все трудней отделить правду от вымысла. В случае огульного или полного отрицания «положительного» события либо его «передергивания» происходит деформация национального самосознания, что чревато последствиями разного порядка.

З.Кавказ является пространством, на котором разместились «исторические родины» многих народов, зародились уникальные культуры, сложились традиции совместно проживания и своеобразная система межэтнических взаимодействий. И все это на фоне истории, полной драматичных событий, оказывавших и оказывающих серьезное влияние на внутри- и межэтнические процессы. В этом смысле Кавказскую войну следует понимать расширительно как цепь взаимосвязанных событий разной значимости, до сих пор предопределяющих специфику национального вопроса в этом регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты, полученные в ходе исследования, делают возможным сформулировать следующие основные выводы.

1. Тема Кавказской войны, несмотря на ее историческую отдаленность, не теряет своей актуальности. Ее особое и неоднозначное значение для судеб народов Кавказа и России требует всестороннего и беспристрастного осмысления в логической цепи всех имевших место событий и их последствий. В научном мышлении и идеологической практике нередко прослеживались тенденции то негативистской интерпретации истории и культуры народов Кавказа, то их преувеличение. Это привело, с одной стороны, к извращению подлинной природы Кавказской войны и исторических судеб и заслуг малочисленных народов. С другой, остается традиционным рассмотрение Кавказской войны с точки зрения ее последствий для горского общества. В то время как вопрос о том, чем она в действительности была и обернулась для России и ее народов, остается малоизученным.

2. До XX века Кавказ в целом характеризовали патриархальные общинные отношения, языческие верования и обычаи, натуральное хозяйство. Основу кавказского устройства составлял традиционализм - авторитет вековых традиций, власти рода. После Кавказской войны - на рубеже XIX- XX веков - стал преобладать авторитет власти, роль самодержавного государства, стремившегося закрепить свое господство изменением состава и численности местного населения, образа жизни (посредством русификации), унифицировать формы административно-государственного устройства, установить контроль над общественной и частной жизнью любого из своих подданных, независимо от их национальной принадлежности, имущественного состояния, рода занятий.

3. С приходом российской государственности на Кавказ отмечается подъем этноцентризма, этнического национализма. Если к концу XVIII века народы

Кавказа при всей их схожести имели родственные, но самостоятельные культуры, то после Кавказской войны, выступившей катализатором центростремительных тенденций, стало преобладать чувство этнической и культурной общности, ставшей основой пробуждения национального самосознания. Этому способствовала и политика самодержавной России, для которой «отсталых» «инородцев» необходимо было, с одной стороны, цивилизовать, с другой, обезопасить, включив в единое полиэтническое российское пространство, - сам факт колонизации воспринимался как явление положительное как для России, так и для цивилизируемых народов. Этому стремлению унифицировать, поставить под контроль разнородное политико-культурное пространство противостояли огромные территории с их естественно-географическим и этноконфессиональным разнообразием, чем и отличался Кавказ.

4. Одним из самых серьезных последствий Кавказской войны следует, на наш взгляд, считать вызванные ею глубинные изменения в национальном самосознании народов, в нее втянутых. Для горцев это, прежде всего, разрушение единого этнического образования - общности территории, культуры, экономических отношений и т.д. И, конечно же, размывание традиционного образа жизни и включение в жесткую государственно-административную систему. Первое в значительной степени коснулось и русских. Переселенные (в том числе и насильно) и расселенные в разных частях Кавказа, между отдельными кавказскими народами, они попали в аналогичную горцам адаптивную ситуацию. С той существенной разницей, что на них не распространялась колонизаторская политика царизма.

5. Кавказская война обнажила и углубила накопившиеся в горском сообществе внутренние противоречия, вызванные объективным ослаблением патриархальных основ. Поэтому одним из ее важнейших следствий и причиной, оказавшей существенное влияние на национальное самосознание, стало многоуровневое расслоение единых горских сообществ. Произошел раскол между 1) покинувшими родину и оставшимися; 2) примирившимися с неизбежностью российского присутствия и не прекращавшими продолжать борьбу; 3) переселившимися на равнины и ушедшими в горы; 4) перенявшими и адаптировавшимися к новым условиям и теми, кто оставался приверженцем чисто традиционных устоев. Как это ни парадоксально, этот раскол объективно способствовал активизации защитных механизмов, стимулировавших этнообъединительные процессы.

6. В условиях разобщения некогда единого этнокультурного образования, каким и был Кавказ, традиционная культура стала самым действенным фактором национального самосохранения. Народ, не забывший о том, что он един, но утративший такой важный консолидирующий фактор, как единая территория, невольно обращается к тому, что может подтвердить этническое единство и стать основой для этнической консолидации. Таким фактором стала сфера традиционной культуры, к которой апеллируют и сегодня. Вполне справедливо утверждение о том, что народы Кавказа спас традиционализм - исконно присущее им чувство привязанности к веками сложившимся устоям. Его эстетика, пронизывая все пласты национального сознания, объединяет этнос в единый национальный мир, создавая коллективное ощущение его целостности .

7. Феномен культуры Кавказа состоит в том, что она после Кавказской войны формировалась как результат взаимодействия культур 1) горских народов, 2) казачества, 3) русских переселенцев, 4) официальной российской культуры, 4) прогрессивной русской и 5) нарождающейся демократической национальной культуры. Кроме этого, нельзя не учитывать религиозную мозаичность региона, степень распространения тех или иных верований и их сосуществование. Это сложное переплетение, наслаивание насильственного и естественного факторов привели к формированию уникальной культурной системы, из которой нельзя уже без ущерба для ее развития исключить те или иные компоненты. И, главным образом, в силу того, что она стала основой существования многих поколений, взращенных на ее полиэтническом колорите.

8. На рубеже XIX-XX столетий происходят глубокие изменения в структуре хозяйственной деятельности народов, закладываются основы новой, не свойственной ранее горцам, социальной инфраструктуры (торгово-промышленные, образовательные и медицинские учреждения, почтовая связь, дорожное сообщение); происходит уменьшение масштабов непроизводственных сфер обогащения за счет становления и расширения торгово-экономических отношений; постепенно осуществляется унификация административно-государственного устройства. Эти процессы, несомненно, были значительно ускорены присоединением Кавказа к России, но не следует забывать о том, что это было обусловлено и объективным ходом развития: во-первых, сохранение в первозданном виде системы горских общественных отношений уже тормозило их развитие, во-вторых, сказывалось влияние постепенного угасания феодальных форм жизни, приходивших в противоречие с нарождавшимися капиталистическими отношениями.

9. Важным моментом развития национальной культуры народов Кавказа стало формирование национальной интеллигенции, консолидировавшейся впоследствии как демократическая. Феномен горского просветительства состоит в том, что оно, сохраняя и приумножая национальное, раскрывая его красоту и неповторимость, раздвинуло тесные рамки горского мира и сделало его доступным и открытым для иновлияний. Благодаря просветителям, народы Кавказа получили возможность осмыслить свою историю и свое культурное наследие, пути взаимных сближений и основы своей самобытности, неповторимости своей национальной культуры и ее ценности для культуры общечеловеческой. Уже тогда они дали ответ на вопрос о судьбах народов Кавказа и их культур: их будущее - не в замкнутости, культурной изолированности и ограниченности, не в суженности национального существования и мировидения, а в открытости миру и способности сохранить себя в нем.

10. В этом смысле горские просветители уже тогда правильно понимали значение русского для горского. Они не отождествляли русскую культуру с политикой российского государства, были убежденными сторонниками и наследниками ее демократических традиций. Восприняв ее как носительницу высокой духовности, просвещения и гуманизма, они активно пропагандировали все передовое русское как средство вовлечения народов Кавказа в круг цивилизационных отношений. Но это не мешало им оставаться представителями своих национальных культур и отстаивать необходимость сохранения, приумножения и развития подлинно национального. Поэтому при всей неоднозначности оценок роли русского для национального приходим к убеждению о несомненном позитивном влиянии русской духовности.

11. В вопросе об оценке «советских» национальных процессов, на наш взгляд, научно неверно подходить к ним с исключительно негативной меркой. Не следует забывать, что расцвет национального пришелся именно на этот период. Это в первую очередь связано с тем, что многие народы, впервые получив государственность и возможность развивать свои национальные культуры, полнее ощутили свое национальное «Я», свое предназначение и свое место среди народов. Но необходимо учитывать и определенную противоречивость национального развития в СССР. Она выразилась в том, что мощные интеграционные процессы, объективно сближавшие народы, и постепенное усиление унитаризма сопровождались периодическими всплесками национального самосознания и появлением центробежных тенденций.

Современность всегда имеет глубокие исторические корни, нарушение которых компенсируется повышенным стремлением к сохранению национальной культуры, традиций, всплеску национального самосознания, усиливая внутреннюю этносплоченность. Проявляется обостренный интерес к своему далекому и недавнему прошлому, к истокам становления народа и его государственности, культуры и духовности. В современных условиях объективность подхода к этноистории приобретает особую актуальность, что диктуется усилением националистического подхода к ее интерпретации.

События прошлого - в зависимости от национального интереса - могут приобретать извращенное содержание. Периодическое наслоение исторических «извращений» меняет и саму суть исторической памяти, и тогда становится все трудней отделить правду от вымысла. В случае огульного или полного отрицания «положительного» события либо его «передергивания» происходит деформация национального самосознания, что чревато последствиями разного порядка.

12. Кавказская война и последовавшие за ней многочисленные несправедливости «оживляют» национальный вопрос и «держат» народы в постоянном напряжении. Их видимые «результаты» - сокращение численности дискриминируемых народов, утрата этнической территории и государственности. Но не меньшую, если не большую, опасность представляют невидимые следствия, выражающиеся в глубинном изменении национального самосознания, чутко и остро реагирующего на малейшие изменения национального статуса. Накопившиеся обиды требуют выхода и находят его, проявляясь по-разному. О чем ярко свидетельствует современная российская история. Наложение многочисленных национальных несправедливостей, ошибок и просчетов на нынешние социально-политические, экономические трансформации послужило катализатором реанимирования «национального вопроса» во всех сферах общественной жизни, что и привело к бурному росту национальных движений.

13. Память народа едина и. неделима. Она - естественно - природная, социально-культурная связь между прошлым и будущим, позволяющая народу осознать себя в истории человеческого развития. Народы нередко ищут спасения в прошлом, именно в нем пытаясь найти ответы на многие нерешенные проблемы. Поэтому процесс национального возрождения народов, как правило, сопровождается усилением интереса к истории. Но при этом велика опасность ее идеализации, перехода от одной крайности в суждениях и выводах к другой, чем сегодня страдают многие. Нередко встречаются упрощенные представления о событиях прошлого, переоценка исторических событий и их роли в этнической жизни, способные деформировать как саму историческую память, так и всю систему национальных приоритетов и ценностей.

М.Кавказ является пространством, на котором разместились «исторические родины» многих народов, зародились уникальные культуры, сложились традиции совместного проживания и своеобразная система межэтнических взаимодействий. И все это на фоне истории, полной драматичных событий, оказывавших и оказывающих серьезное влияние на внутри- и межэтнические процессы. В этом смысле Кавказскую войну следует понимать расширительно как цепь взаимосвязанных событий разной значимости, до сих пор предопределяющих специфику национального вопроса в этом регионе.

 

Список научной литературыДармилова, Элла Николаевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Архивные источники

2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Фонд 249. «Кавказские дела».

3. Оп.1: д. 148,350, 379, 406, 739, 890, 1003, 1255.

4. Фонд 261. «Кубанское областное правление Военного министерства». • Оп.1: д.731,1168, 1668, 1263.

5. Фонд 325. «Ученый архив». Оп.1: д. 280,301.

6. Фонд 327. «Документы по истории Кубани, собранные профессором Сиотоковым».1. Оп.1: д.З.

7. Фонд 454. «Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска».

8. Оп.2: д. 1325. Оп.5: д. 103.

9. Фонд 774. «Канцелярия помощника начальника Кубанской области по управлению горцами».

10. Оп.1: д. 27, 121, 126,478.

11. Оп. 2: д. 132,133, 135, 210,384,416,466.til'

12. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Фонд 79. «Общее управление Кавказской области» Оп.1: д. 906.

13. Фонд 101. «Канцелярия Ставропольского губернатора» Оп.1: д. 3885.

14. Фонд 133. «Канцелярия фабричного инспектора третьего участка Черноморской губернии».1. Оп.1: д. 28.

15. Фонд 249. «Управление главного пристава кочующих народов Ставропольской губернии».1. Оп. 3: д. 1, 2838.

16. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР).

17. Фонд 2. «Управление канцелярии Большой и Малой Кабарды». Оп.1: д. 465, 652, 743.

18. Государственный архив Карачаево-Черкесской республики (ГА КЧР). Фонд 1. «Центр документации общественных движений и партий Карачаево-Черкесской Республики (ЦДОД и П КЧР)»

19. Оп.1.: св.1, д. 16. Оп.4.: св.З, д.65.1. Опубликованные источники

20. Андреев Ю. Ессентукская летопись. Невинномысск, 2001.

21. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа, с 1722 по 1803 год. Ч.З.-СПб., 1869.

22. Сборник сведений о Северном Кавказе. Т.1. Ставрополь, 1906.

23. Хрестоматии и сборники документов.

24. Архивные материалы о Кавказской войне и выселении черкесов (адыгов) в Турцию (1848-1874). 4.2. Нальчик, 2003.

25. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Т.2. М., 1957.

26. Наш край (документы и материалы, 1777-1917).- Ставрополь, 1977.

27. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Карачаево-Черкесии (1790-1917). Сборник документов. Ростов-на-Дону, 1985.

28. Судьбы кавказских пленников. Документы 1817-1853 гг. Армавир-Нальчик, 1998.

29. Трагические последствия Кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX начало XX века). Сборник документов и материалов. -Нальчик, 2000.

30. Кавказские горцы. Сборник сведений. М.: МНТПО «Адир», 1992.

31. За стеной Кавказа. Документы и материалы. М., 1989.

32. Из истории русско-кавказской войны. Документы и материалы. -Нальчик, 1991.

33. Справочники, итоговые отчеты, обзоры, статистические материалы.

34. Агишев Н.М., Бушен В.Д. Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. СПб., 1912.

35. Историческая записка о Ставропольской гимназии, составленная М. Красновым. Ставрополь-Кавказский, 1887.

36. Македоиов JI.B. Население Кубанской области по данным вторых экземпляров листов переписи 1897 года. Екатеринодар, 1906.

37. Национальная политика ВКП (б) в цифрах. М., 1930.

38. Отчет инспектора станичных училищ о состоянии училищ Кубанской области за 1873 год. Екатеринодар, 1874.

39. Сборник сведений о Кавказе. Т.7. Тифлис, 1880.

40. Советский Карачай (1920-1940). Микоян-Шахар, 1940.1. Периодические издания.

41. Мемуары, воспоминания, путевые заметки.

42. Абрамов Я. Кавказские горцы. МЦТК «Возрождение», 1990.

43. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.

44. Архив Раевских. Т. IV. СПб., 1910.

45. Аталиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996.

46. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.

47. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. II. -М. ,1823.

48. Дубровин Н.Ф. Служивый. Очерки покорения Кавказа. СПб., 1901.

49. Каламбий. Записки черкеса. Нальчик, 1988.

50. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995.

51. Лорер Е.И. Записки моего времени. Воспоминания о прошлом // Мемуары декабристов. М., 1988.

52. Короленко П.П. Записки о черкесах // Кубанский сборник. Т. XIV. -1906.

53. Культура адыгов (по свидетельствам европейских авторов). Нальчик, 1993.

54. Победоносцев А. Черкесия. М., 1940.

55. Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Т. 1 Нальчик, 2001.

56. Спенсер Э. Путешествие в Черкесию. Майкоп, 1999.

57. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. Черкесск, 1994.

58. Фадеев Р.А. Письма с Кавказа // Фадеев Р.А. Собр. соч. Т.1. -СПб., 1889.

59. Флипсон Г.И. Кавказская война. Воспоминания. М., 1885.

60. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.1. ЛИТЕРАТУРА

61. Абазины (историко-этнографический очерк). Черкесск, 1989.

62. Алиев У. Национальный вопрос и национальная культура в СевероКавказском крае. Ростов-на-Дону, 1926.

63. АлиевУ. Карачай. Ростов-на-Дону, 1927.

64. Алиев У., Городецкий Б., Сиюхов С. Адыгея. Ростов-н/Д., 1927.у, I •

65. Асриянц" Г.Г. Партийные организации Северного Кавказа в борьбе за претворение в жизнь ленинских идей культурной революции // Осуществление ленинской национальной политики на Северном Кавказе. Пятигорск, 1970.

66. Аталиков В.И. Страницы истории. Нальчик, 1989.

67. Аутлев М.Г. Слово о правде истории (трагедия адыгов в XIX веке). -Майкоп, 1993.

68. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.

69. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 7. М, 1955.

70. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т. Т.2. М., 1948.

71. Берже А. П. Выселение горцев с Кавказа. Махачкала, 2000.

72. Берже А.П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992.

73. Бетрозов Р.Ж. Адыги: возникновение и развитие этноса.- Нальчик, 1998.

74. Бибикова О. Репрессии длиною в жизнь //Азия и Африка сегодня. -1995. №1.

75. Блиев М.М. Кавказская война: социальные истоки, сущность// История СССР.-М., 1983.-№2.

76. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М., 1994.

77. Боров А.Х., Думанов Х.М., Кажаров В.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы.-Нальчик, 1999.

78. Бэрзэдж Н. Изгнание черкесов. Причина и последствия.- Майкой, 1996.

79. Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи. Армавир, 1995.

80. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII -начале XIX в. М., 1974.

81. Гаджиев A.M. Антиколониальное движение горцев Дагестана во второй половине XIX в. (60-70 годы) // Дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 1998.

82. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967.

83. Гатагова JI.C., Исмаил-Заде Д.И., Котов В.И., Некрасов A.M., Трепавлов В.В. Россия и Северный Кавказ: 400 лет войны? // Отечественная история. 1998. - № 5.

84. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

85. Гашимов P.P. Борьба горцев Северо-Восточного Кавказа 20-50-х годов XIX века в советской историографии // Дисс. канд. ист. наук. -Махачкала, 2003.

86. Гибель Черкесии. Краснодар, 1994.

87. Гонов М.А. Русские на Северном Кавказе. 20-30-е годы.- Ростов-на-Дону, 1997.

88. Гонов М.А., Бугай Н.Ф. Кавказ: Народы в эшелонах (20-60-е годы). -М., 1998.

89. Губжоков М.Н. Западные адыги в период Кавказской войны // Дисс. канд. ист. наук. Нальчик, 2001.

90. Деятели адыгской культуры дооктябрьского периода. Нальчик, 1991.

91. Джимов Б.М. Социально-экономическое положение и классовая борьба трудящихся Адыгеи в пореформенное время (1869-1900) // Ученые записки Адыгейского НИИ. Майкоп, 1974.

92. Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975.

93. Добролюбов Н.А. Собр. соч. Т. 5. M.-JI., 1963.

94. Дон и степное Предкавказье. XVII. первая половина XIX века. - Ростов, 1977.

95. Дубровин Н. Ф. Черкесы (адыге). Нальчик, 1991.

96. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1.-СП6., 1871.

97. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 4.- СПб., 1871.

98. Думанов Х.М. Вдали от Родины. Нальчик, 1994.

99. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма. -СПб., 1998.

100. Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993.

101. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.) -М., 1988.

102. Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX в. Численность и этнический состав. М., 1992.

103. Казачество в истории России. Тезисы докладов международной научной конференции. Краснодар, 1993.

104. Кавказ: проблемы культурно-цивилизованного развития. Р/Д., 2000.

105. Кавказская война: уроки истории и современность. Материалы научной конференции. Краснодар, 1995.

106. Кавказская война: спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов Международной научной конференции. Махачкала, 1998.

107. Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1995.

108. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк.- Черкесск, 1974.

109. Кандур М.К. Мюридизм. История Кавказской войны. 1819-1859 гг. -Нальчик, 1996.

110. Карданов Ч.Э. У истоков дружбы. Нальчик, 1982.

111. Ш.Касумов А.Х. Северо-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международные отношения XIX в. Ростов-н/Д., 1989.

112. Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. Из истории борьбы адыгов за независимость в XIX веке. Нальчик, 1992.

113. Кешев А.-Г. Избранные произведения. Нальчик, 1976.

114. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

115. Короленко П.П. Переселение казаков за Кубань. Русская колонизация на Западном Кавказе // Кубанский сборник. Т. 16. Екатеринодар, 1904.

116. Ктиторова О.В. Абазины Северо-Западного Кавказа в исторических событиях и процессах конца XVIII- начала XX в. // Дисс. канд. ист. наук.- Армавир, 2003.

117. Культура и быт адыгов. Вып. 1. Майкоп, 1991.

118. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. -Черкесск, 1993.

119. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX-начале XX века. Нальчик, 1996.

120. Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию последствие Кавказской войны. - Нальчик, 1994.

121. Кумыков Т.Х. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок в XIX в. Нальчик, 1962.

122. Кусов Г.И. Вокруг Коста. Орджоникидзе, 1979.

123. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. -М., 1963.

124. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Д., 1978.

125. Лапин В.В. Национальные формирования в Кавказской войне // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Исторические чтения. - СПб., 2001.

126. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.З.

127. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45.

128. Лилов А.И. Последние годы борьбы русских с горцами на Западном Кавказе // Кавказ. 1867. - № 209.

129. Лурье С. Российская империя как этнокультурный феномен // Общественные науки и современность. 1994. - № 1.

130. Люлье Л.Я. Черкесия. Историко-этнографические статьи. Нальчик, 1991.

131. Малахова Г.Н. Становление российской администрации на Северном Кавказе в конце XVIII первой половине XIX в. - Москва-Пятигорск, 1999.

132. Марков Л. На Кавказе после появления там России // Посев. 1993.-№2.

133. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 11.

134. Матвеев В.А. К вопросу о последствиях Кавказской войны и вхождения северокавказских народов в состав России // Кавказская война: урокиистории и современность. Материалы научной конференции. -Краснодар, 1995.

135. Матвеев В.В. Государственно-политическая централизация и местное самоуправление на северо-кавказских рубежах России до 1917 года // Российский выбор. 1998. - № 1.

136. Матвеев О.В. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе и ее этнополитические и социокультурные последствия // Дисс. канд. ист. наук. Краснодар, 1996.

137. Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.

138. Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985.

139. Напсо Д.А. Под знаменем интернационализма. Пятигорск, 1967.

140. Напсо Д.А., Чекменев С.А. Надежда и доверие. Черкесск, 1993.

141. Напсо Д. А. Трагедия депортированных народов // Актуальные социально-экономические, правовые и духовные проблемы общественного развития. Пятигорск, 1997.

142. Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. Очерки хозяйства, культуры и быта. ТОО «Кинт», 1994.

143. Невская В.П. Присоединение Черкесии к России и его социально-экономические последствия. Черкесск, 1956.

144. Некоторые вопросы кавказоведения. Ученые записки. Вып. 1. -Ставрополь, 1971.

145. Немирович-Данченко В.И. Под горячим солнцем. СПб.,1903.

146. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века (материалы конференции 28-29 марта 1974 г.) -Нальчик, 1976.

147. Ортабаев Б.Х., Тотоев Ф.В. Еще раз о Кавказской войне: о ее социальных истоках и сущности // История СССР. 1988. - № 4.

148. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

149. Перевернутый мир бесконечной войны («круглый стол») // Родина. -1994.-№3-4.

150. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в 5 томах. Т. 1. -М., 1954.

151. Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII первой половине XIX века. - Краснодар, 1989.

152. Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994.

153. Польская Е., Розенфельд Б. И звезда с звездою говорит. Ставрополь, 1980.

154. Попко И.Д. Исторические и биографические очерки. Екатерино-дар, 1872.

155. Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. Вып. 1. Гребенское войско. СПб., 1880.

156. Потто В.А. Два века терского казачества. Т.1. Владикавказ, 1912.

157. Потто В.А. Кавказская война. В 5-ти т.- Ставрополь, 1994.

158. Прозрителев Г. Печатное дело на Кавказе//Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края. 1911. - № 2511.

159. Пушкин А.С. Поли, собр.соч. в 6 т. Т. 6. M.-JI., 1931.

160. Развитие традиций интернационализма у народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1985.

161. Романовский II. Кавказ и Кавказская война. СПб., 1860.

162. Россия и Северный Кавказ (проблемы историко-культурного единства). -Грозный, 1990.

163. Савва М.В. Межнациональные отношения: теория, практика и проблемы Кубани. Краснодар, 1993.

164. Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Вып. 1. -Черкесск, 1983.

165. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790-1917). РГУ, 1985.

166. Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. Орджоникидзе, 1954.

167. Трахо Р. Черкесы. Нальчик, 1992.

168. Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края. Вып. 1.-1911.-JI. 1969.

169. Труды Карачаево-Черкесского НИИ истории, языка и литературы. Вып. V. Ставрополь, 1966.

170. Туганов Р.У. Страницы истории прошлого. Нальчик, 1989.

171. Тугов В.Б. Очерк абазинской литературы. Черкесск, 1971.

172. Фадеев А.В. Идейные связи и культурная жизнь народов дореформенной России.-М., 1966.

173. Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX века. М., 1960.

174. Фадеев Р.А. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860.

175. Федоров Я.А. Этническая история Северного Кавказа. М., 1986.

176. Фонвилль А. Последний год войны Черкесии за независимость. 18631864 гг. Краснодар, 1927.

177. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.

178. Хапаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.

179. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX начала XX века. -Нальчик, 1993.

180. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX начало XX в.). - Майкоп, 1957.

181. Цаликов А. Кавказ и Поволжье. М., 1913.

182. Цуциев А., Дзугаев Л. Северный Кавказ 1780-1995: история и границы. -Владикавказ, 1997.

183. Черкесия в XIX веке. Майкоп, 1981.

184. Черкесские мамлюки (краткий исторический очерк). Майкоп, 1993.

185. Чич Н.С. Государственная система общеобразовательной подготовки женской молодежи на Кубани в XIX начале XX века. - Майкоп, 1993.

186. Шапсугов Д.Ю. Местная власть в России и Германии. Ростов-на-Дону, 1994.

187. Шацкий П.А. Сельское хозяйство Предкавказья в 1861-1905 гг. (историческое исследование) // Некоторые вопросы социально-экономического развития Юго-Восточной России. Ставрополь, 1970.

188. Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. Карачаевск, 1998.

189. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатерино-дар, 1910.