автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Керамика Смоленска второй половины XIII-XVII веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Керамика Смоленска второй половины XIII-XVII веков"
и*
л ; МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОГДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи
СЕР1ИНА ТАТЬЯНА ВАСШГШНА КЕРАМИКА СМОЛЕНСКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХШ-ХУП ВЕКОВ
Специальность 07.00.06 - археология
Автореферат диооертации на соиокание ученой степени кандидата исторических наук
Москва, 1994
Работа выполнена в Сйделе славяно-русской археологи* Института археологии РАН.
Научный руководитель - доктор исторических наук,
профессор Д.А.ЩУСИН Официальные оппоненты - доктор исторических неук
Е.А.ШМИДТ кандидат исторических наук Т.Д.ПАНОВА
Ведущее учреждение - Государственный Исторический Музей
Защита диссертации состоится "^У" (СУ2ииС$к( 1994 г. в 16 часов на заседания специализированного оовета К.053,05.29 по археология и этнографии в Московском государственном университете им.М.В.Ломонооова.
Адреог И7234 Москва, Ленивою» горы, М17, I корпуо гуманитарных факультетов, 5 эта», ауд.551.
С дисоертащей шкно ознакомиться в научной библиотеке им.А.М.1\эрького /I корпуо гуманитарных факультетов М1У/.
Автореферат разослан " аШ>£Ц(£ 1994 г.
—- ■ / .
Ученый секретарь специализированного оовета
кавддат иоторичеокмс наук,
доцвнт Л.Б.Заовдателев«
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы
История и материальная культура древнерусских городов оолемонгольского периода - одна из актуальных и в го же время щё малоизученных тем отечественной археологии. Её исследование ринвдпиально важно для решения таких научных проблем,, как дре-нерусское культурное наследие и его вклад в развитие русской ультуры позднего оредневековья; иноземные влияния на исторл-вское развитие и материальную культуру русских городов; учас-•ие каждого древнерусского города в сложении и развитии город-(кой куЛьтуры централизованного Русского государства» Достойное юсто в процессе исторического развития Руси занимал один из её Западных форпостов - Смоленск.
Среди археологических категорий материальной культуры керайка по праву занимает одно из ведущих мест. Нередко она являйся единственным источником для хронологических выводов» Но 5удучи продуктом организованной человеческой деятельности,, аккумулирующей опыт предшествующих поколений мастеров и ювремэн-ше новшества, керамика служит надежной опорой не только для датирования, но в решения вопросов социально-экономического я культурно-исторического характера. Возможности пoзднвcpeднeв',-ковой керамики как исторического источника ещё далеко не исчерпаны.
Цели и задачи исследования Целью {«боты является изучение керамики Смоленска периода развитого и позднего средневековья ~ кухонной и столовой посуды» предметов бытового обихода, печных изразцов- Исоледовалась керамическая коллекция, накопленная за годы работы Смоленской
экспедиции М1У под руководством проф.Д.А.Авдуоина в 50-70-х гг. Коллекция хранится в фондах Смоленского музея-заповедника и насчитывает около 25 тыс.фрагментов разнообразных керамических изделий о Не рассматривалась строительная керамика /плинфы и кирпичи,, архитектурные изразцы и др./» так как этот материал требует специальных изысканий и выходит за рамки работы, В рабом поставлены следующие задачи:
I/ изучить и проследить изменения в технологии керамического производства Смоленска в ХШ-ХУП вв.;
2/ выявить ассортимент изделий и эволюцию их форм в изучаемый период;
3/ разработать керамическую шкалу города как один из способов относительного датирован ля древностей Смоленска. Научная новизна работы
Благодаря наличию цельной керамической коллекции о хронологическим диапазоном в несколько столетий и серии абсолютных дат строительных периодов /раскоп УС-Х1/ впервые исследована поздне-ередневековая керамика Смоленска детально и во всеохватывающей полноте« -
На примере Сыоленока изучены региональные особенности русского керамического производства: сочетание непрерывного развития цветных традиций к достижений домонгольского периода о танорус-скими и западноевропейскими новшествами.,
Выявлен перелом в технологии смоленского керамического производстве в ХУ веке: использование» а позднее - господство »он- . ках к средних формовочных массг использование развитых форм гончарного круга; совершенствование прошсса обжига изделий. . Планаграфия керамических новинок /тип горшка, горшковые из- 2 -
зш/ хорошо увязывается о изменением планировки выявленных околками усадеб. Таким образом, керамика позднего орэдневе-вья выотупает в роли одного из надежных показателей социаяь-'-экономических перемен в городе.
Наблюдения за хронологией малейших изменений э формах и хнологии изготовления массового керамического материала позво-ют опереться на керамику как на основу для дробного хронологи-окого членения культурных слоев позднего средневековья»
Практическое значение
Материалы диссертации можно привлекать в качестве аналогий и изучении синхронных памятников Руси и соседних государств» зультаты и выводы могут быть использованы при написании обоб-ющих работ по истории керамического производства периода разного и позднего средневековья историками техники, этнографами искусотвоведами.
Предложенную керамичеокую шкалу можно использовать при рвоначаль^ом датировании древностей Смоленска во время поле-х работ и экспонировании керамики в музеях.
Апробация результатов
Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в бликаииях автора.
По теме диссертации сделаны доклады на конференции "Древне-секая керамика" /Москвар ноябрь 1990 г./, на заседаниях Отде-I славяно-русской археологии и сектора археологии Москвы ИА РАН 1992-93 гг., на научно-практической конференции "Археология история Пскова и Псковской земли" /Псков, март, ноябрь 1993 г./, I семинаре "Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в :оху средневековья" /Тверь, март 1994 г./.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, описи использованной литературы. Кроме того, в приложениях помещены результата девдрохронологического определения строительных ярусов раскопа УС-И и данные спектрального анализа поливы на смоленской посуде и изразцах. Альбом иллюстраций включает III таблиц рисунков керамики.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснован выбор темы, её хронологические рамки и методика исследования; сформулированы дали и задачи диссертации; дана обобщающая характеристика исходных данных» История изучения различных групп керамики и библиографические сведения даны в начале соответствующих глав.
Глава I«, Некоторые вопросы технологии производства смоленской керамики развитого и позднего средневековья.
Визуальный метод исследования позволяет в общих чертах осве-_ить вопрос об исходном сырье, применявшихся примесях, способах формовки, обработки поверхности,, а также о характере обжига.
Подавляющую часть смоленской керамики рассматриваемого времени, как и в домонгольское время, изготавливали из местных cqce-лезненных глин« При окислительном обжиге они приобретали различные оттенки красного, а при восстановительном - серый цвет. Появление белогланяной керамики в верхних напластованиях находилось под влиянием хорошо налаженного столичного гончарного ремесла, базировавшегося на белых гжельских глинах. Выходов белых глин на Смоленщине не отмечено, напротив, выходы ираснсжгущихся глин довольно многочисленны, известны они и на территории города /Чуриловский ров/, и в ближайших пригородах. Это позволяет пред. - 4 -
юлагать, что белоглиняные изделия для Смоленска всегда являлись фивозными.
Примеси, определяемые визуально, подразделены по размеру на «едкие и крупные. Обломки извести и охры не являются искусствен-гой примесью, а служат показателем недостаточно высоной степени >чищенности глик от естественных примесей /Бобринсний A.A., [978/. Глина без видимых примесей - свидетельство использования фиродных глин без добавления к ним непластичных примесей. В досматриваемый период времени такие фрагменты составляют 10-18$ >т общей массы керамики, подавляющая же её часть содержит искус-зтвенные примеси. Подобные навыки составления формовочных масс Зыли широко известны в лесной и лесостепной зонах Восточной Европы о неолитического времени и без перерывов дошли до современ-юоти / БобринокиЙ A.A., 1978/.
Наблюдения за составом формовочных масс смоленокой керамики показывают, что грубые формовочные массы, характерные для домонгольской поры, известны во втопой половине ХШ-Х1У вв. В ХУ в. «ступил перелом, который привел к господству средних и тонких формовочных масс э последующее время.
Смоленская керамика рассматриваемого времени отражает срав-штельно высокую ступень развития функций гончарного круга. Это-<у уровню соответствует использование круга не только для заманивания поверхности сосудов, но и для профилировки венчика и кон-зтруирования венчика и верхней части тулоаа. Дно и в значительной степени придонную часть тулова конструировали без круга, спо-зобом ручной лепки, что проявляется на донцах в виде подсыпки кепластичного материала или в ваде бортиков по периметру дна, чередко оба признака сочетаются /Бобринсккй A.A., 1978/. Сравни- 5 -
вая способы формовки с составами формовочных масо, можно конете тировать, что ХУ в. явился заметной вехой в постепенном соверше ствовании технологии производства смоленской керамики: начиная с этого времени количество донцев со следами архаичной технологии составляет не более половины всех донцев, тох^а как в ХШ-Х1 вв. их доля достигала двух третей. Донца со следами использования инерционных ножных кругов /срезанные нитью о круга/ извести в Смоленске в единичных случаях. Автор полагает, что, как и в д монгольское время, во второй половине ХШ-ХУП вв. у городских го чаров господствовали круги ручного тана.
О том, что ножные круги яе нашли в Смоленск© широкого применения,, говорит сравнительно долгое сохранение обычая клеймена посуды* По материалам раскопа УС-Х1 этот обычай прослеживается , конца Ш в. Учтены 35 клейм на донцах сосудов, которые по виду изображений разделены на три групп: простой круг /или его часть, круг усложненного рисунка /с деталями внутри него/} крест в круге „ Во второй половине ХШ-Х1У вв., как и в более ранне время, господствовали отпечатки простого круга или с вариантами изображений внутри нагоо С Х1У в„ преобладающими стали изображения крк ста в круге с Учитывая то обстоятельство, что отпечатки в виде крута могут быть следами рабочего диска некоторых видов ручных кругов /Бобринский А„А.„ Х962/„ особенно интересным представляем оя устойчивое преобладание клейм в виде креста в круге„ начикЕУ о НУ Во Нельзя не согласиться с магическим значением подобных изображений /Тухтина НсВ.^ 1960/« Пережитки веры в магическую о лу креста в круге отмечены этнографами среди гончаров И в о
Обработка поверхности изделия-является следующим этапом гончарного производстве. С домонгольского времени в Смоленске иэве-
ген обвар, ангобирование, применение кроюшей поливы /Каменец-ая Е.В., 1976/. Эти вилы обработки поверхности бытуют в городе в более позднее время, однако такая продукция не многочислен-а. Применение ангобов не является примечательной чертой смоленной керамики позднего средневековья, в отличие от Москвы, где; нгобированная керамика широко производилась в ХУ-ХУ1 вв. /Ро-енфельдт Р.Л., 1968/. В более широких масштабах в Смоленске при-енялось лощение керамики, обожженной в восстановительной среде.
Часть сосудов украшена орнаментами. Орнамент представлен рочерченным /линейный, волнистый и их сочетание/ и оттиснутым разнообразные отпечатки в виде ямок, треугольников, овалов, ко-ых насечек, ногтевые/. Во второй половине ХШ в. преобладал раз-озненный линейный орнамент /35$/, ногтевой /26$/ и волнистый 13#/, остальные виды орнамента и сочетание прочерченных и стиснутых видов составляли четверть общего количества орнаментованной керамики /26%/. В Х1У в. соотношение видов орнамента очти не изменилось. В.ХУ в. исчез оттиснутый орнамент, кроме огтевого, увеличилось применение волнистого орнамента. К ХУТ в. счез линейдай орнамент».нанесенный гребенкой, а также орнамент .з сочетаний волны, линий и оттисков, В ХУ1 в. линейный разроз-енный орнамент вновь стал домр-тируюпмм /55£/, волнистым орна-(ентом украшено 35$ орнаментированной посуды, ногтевым - 10??. йкйм образом, в характере орнаментации подтверждаются выводы, излученные при наблюдениях технологического роды: с ХУ в. гон-1арами Смоленска всё более широко используются круги быстрого [решения. Орнаментация оттисками сдерживала производство, стано-«С-. нерентабельной. Орнамент упрощается стилистически и по спо-;обу нанесения. Вполне естественно и уменьшение доли орнаменти-
рованной посуды: если во второй половине ХШ в. орнаментировано около половины всех сосудов, в Х1У в. - треть, то в ХУ в, уже около 7$, а в Ш в. - всего 2%, В меньшей степени редуцирование орнаментации коснулось столовых сосудов.
Заключительная стадия керамического производства - обжиг из< делий. По цвету черепка в изломе ввделено три группы керамики. Полному окислительному обжигу соответствует одноцветный излом, окраска черепка обязательно однородная, от розового до кирпично-красного. Кратковременному обжигу в окислительной среде, или неполному окислительному обжигу, соответствуют черепки о З-цвет^ ным изломом /с непрокалившейся темной серединой/. Третью группу составляют однотонные серые или белесые в изломе черепки, соответствующие восстановительному обжигу. Возможно, что серый цвет некоторой части керамики этой группы может иметь иное, не технологическое объяснение. Доля керамики, прошедшей полный окис лительный обжиг, во второй половине ХШ в. еда не велика - 456 от всей керамики, доминирует керамика о 3-цветным изломом -около трети - 28$ - керамики серого цвета. В Х1У в. по-прежнему господствует неполный окислительный обжиг, доля шрамики с одноцветным красным изломом увеличивается ненамного, а доля серой керамики почти не мзняется. Разительные изменения наблюдаются в ХУ веке: во много раз увеличилось количество керамики, прошедшей полный окислительный обжиг /32$/, доля керамики о 3-цветным изломом снизилась о двух третей до трети /35?/, количество верой керамики также составляет около трети /3356/. В Щ в. доля качественно обожженнной керамики становится устойчиво высокой /4,1%/1 доля керамики с 3-цветным изломом и серой не превышает каждая трети общего числа керамики /соответственно 30$ я 23И/-*
аким образом, необходимо констатировать заметный прогресс в Зжиге смоленской керамики, начиная о ХУ в„ Уместно заметить акже, что восстановительный обжиг технически легче достижим» адимо, этим обстоятельством объясняется стабильное существова-яе на всем исследуемом отрезке времени керамики с серым изло-ом.
яава П. Неполивная керамика
Из определимых форм неполивной керамики более 80% составля-г горшка. Далее по количеству следуют крышки /5%/, миски /Э>%/, увшины /7%/ и группа малочисленных форм /кастрюльки на ножках полой ручкой, сосуды для питья, рукомои и пр.//2%/. Такое со- , тношение кухонных и столовых групп керамики соответствует вы- , оду о расположении в пределах раскопов УШ-Х1 во второй полови-а ХШ-ХУП вв. усадеб рядового посадского населения /Асташова Н.И., 991/.
I. Массовые формы сосудов
Доля горшков в течение рассматриваемого времени непрерывно • оэрастала - от в1% во второй половине ХШ в до 93% в ХУ1-начала УП вв., доля крышек, напротив, уменьшалась, особенно заметно ХУ в. Количество мисок, кувшинов и сосудов группы малочислен-ых форм в общей массе неполивной керамики Смоленска резко не зменялооь, а имело тенденция постепенного сокращения к началу УП в. Сокращение выпуска неполивной столовой пооуды компенсиро-алооь за очет расширения с ХУ в. производства чернолощзной и оливной керамика.
Горшки.По диаметрам венчиков подразделяются на миниатюрные до 10 см/, малые /от 10 до 14 6м/, средние /от 14 до 21 см/ и ольшие /свыше 21 см/> Из-за фрагментарности материала разделение
горшков на типы проведено по характеру оформления верхней части сосудов. Ввделено 7 типов горшков. К типу I отнесены горшки малых и средних размеров с вертикальным или чуть отклоненным наружу венчиком и слабо выраженными шейкой и плечиками. Тип 2 включает миниатюрные, малые и средние сосуды о плавно изогнутым профилем верхней части, обычно называемым эсоввдннм. Тип 3 объедини ет горшки средних и. больших размеров с угловато изогнутым профилем, изнутри всегда есть желобок для крышки, шейка и плечики чет ко выражены, нередко плечики уступчатые. Тип 4 отличается от пре дыдущего срезанным наружу венчиком, отчего образуется широкий, нависающий над плечиками бортик. К типу 4 отнесены также горшки о горизонтально отогнутыми наружу венчиками. Горшки этого типа средних и больших размеров, 5 представлен сосудами всех размеров с четким профилем верхней части, для которых характерен завернутый наружу венчик-валик различной конфигурации, в основном округлый. Тип в отличается отсутствием шейки: завернутый наружу венчик нависает .близко над плечиками или касается их. Этот тип представлен исключительно миниатюрными сосудами. Тип 7 немногочислен, объединяет малые и оредние горшки, напоминающие крынки, с вертикальным высоким горлом и округлым венчиком-вади-коМо Возможно, типы 6 и 7 являются вариантами типа 5.
В Смоленске в исследуемый период времени преобладали горшки 2о 4 и 5 типов. Они составляли каждый по четверти от общего числа горшков. В середане-второй половине ХШ в. при господстве типов 2 и 3, характерных для домонгольского времени, бытовали горшки типов 1-6. Тип 5 появился в середине ХШ в. Его появление на усадьбе В раскопа Н совпадает с существенной перепланировкой,
низведенной в это время и связанной, видимо, с переменой хо-1вв /Астапова Н.И., 1991/. Автор высказывает предположен®, что >вый тип горшка был принесен в город с волной переселенцев с та, из разоренных татарами областей. Оформление венчиков горш->в в виде валиков различной конфигурации было широко распростра-!Н0 в гончарстве южнорусских земель в ХШ-Х1У вв. /Беляева С.А., )82/. В Х1У в. набор типов горшков в Смоленске сохранился прея-IM, преобладал тип 4 и по убывающей - типы 2 и 5. В ХУ в. бато-ши все выделенные типы горшков, тип Ь доминировал, на втором по [оленнооти месте тип 4. Он исчез в 70-80-х гг. ХУ в. Несколько шьше - в конца Х1У-начале ХУ в. - исчез тип 3. В 50-60-х гг. г в. сошел на нет тип 6. В ХУ1 в. бытовали типы 1,2,5,7, пре-1ладали типы 5 и 2. Тип 7, появившийся в 70-80-е гг. ХУ в., «кратил существование в 5b-e гг.ХУТ В ХУЛ в. сохранялись [пы 1,2 и 5 при доминировании последнего.
Среди массовых форм'горшков найдено несколько фрагментов гор-:ов о боко'ыми петлевидными ручк!ми. Все они происходят из на-астований 60-х гг. ХШ в - середины 40-х гг. Х1У в, усадьбы В скопа XI. Траяишя их изготовления в Смоленске восходит к бое раннему времени и связана с освоением некоторых запедноевро-йоких форм керамики. Горшки с ручками широко представлены к у и западу от Смоленска на территории Украины, Польши, Чехии, овакии. Ручка представляла собой удобное приспособление, по-ояявшее ставить сосуд в печь, не применяя ухвата. Оно возник-в Западной Европе, тр£ широко использовалось на открытых очах.
В эволюции смоленских гориков особое место занимает ХУ в. течение этого времени вышли из употребления архаичные домон-
гольские формы /типы 3, 4/ и господствующим стал тип 5» появившийся ранее под южнорусским влиянием и просуществовавший до ХУЛ!
При изучении эволюции горшков рассмотрен вопрос о споообах оформления краев венчиков. Связь между типом горшка и определенным вариантом оформления края сосуда не прослеживается. Наиболее распространенными у всех типов были закругленные края /45$ всех венчиков/. Самыми непопулярными способами оформления оказались раздвоение, заострение» гранение и срезание краев внутрь /21%/. Скорее всего, это объясняется неудобством работы на внутренней поверхности венчика и большей трудоемкостью при гранении /несколько срезаний/, чемс например, при одинарном срезании горизонтально сверху или наружу /28$/. Все веды срезания, раздвоени« гранение венчиков создавали на их внутренней поверхности желобки для крышек«, Эта деталь - показатель архаичности типов венчиков о она наиболее характерна для типов, зародившихся еще в домонгольское время /типы 1-4/, её почта нет у оосудов а венчиками-валиками /типы 5-7/» Желобки для крышек исчезают в ХУ в., встретить желобок у сосуда ХУ1 в. - редкость.
Миски» Бытовали в течение всего рассматриваемого времени. Различаются два основных типаг о выделенной горловиной к без нее* Миски с выделенной горловиной по оформлению верхней части схожи с горшками 2, 3, 4 типов, отличаются от них большей приземистостью /сосуд относится к мискам, если отношение его высоты к ширине не превышает 0,6/. Такие горшковидные миски имели высоту от 7,5 до 10,5 см, диаметр венчиков 15,5-24 см. Их края оформлены аналогично краям горшков - округлые, срезанные внутрь, горизонтально или наружу, раздвоенные. Миски без выделенной горловины имели сферическое или усеченно-коническое гу-
гово высотой ог 3 до 8 ом, диаметр от 9 до 20 см. Их края в оо-говном срезаны внутрь. Среди мисок из слоев конца Х1У-первой чет-юрти ХУ1- вв. еоть сосуды, напоминающие глубокие тарелки высотой >,5-4 см, диаметром 12,5-13 см. В напластованиях первой половины СУХ в. найдены глубокие миоки высотой XI-I5 см сферической формы » отогнутыми наружу, закругленными или срезанными внутрь венчиками диаметром 16,5-23 см. Все эти формы нашли развитие в посу-te более позднего времени. Миски украшались рядами линейного или юлнистого орнамента, их сочетаниями.
Кувшины. Бытовали с домонгольокого времени. Малочисленность ( фрагментарность материала не позволяет проследить их эволюцию » деталях. Один из ранних фрагментов относится к кувшину о шаро-»бразным туловом и усеченно-конической горловиной, высотой около '.9 см, диаметр венчика II си£. Более многочисленны находки кув-шнов другого типа - о вытянутым /яйцевидным/ туловом и цилнн-сричеокой горловиной, установить размеры которых не удается„ Та-(ой тип кувшчнов богато орнаментигюван сочетанием линейного ш от-гионутого орнамента, составленного в несколько ярусов по плечи-гам и отчасти по горловине. Возможно, к третьему типу относятся »рагоенты цилиндрических горловин кувшинов о раздутиями* Диаметр ос венчиков от 9,5 до 14,5 см. кувшины такого облика есть среди юрнолопданой керамики. На разнообразные размеры кувшинов указы-(ают фрагменты «х ручек овального или круглого сечения шириной iT 2,3 до 4,5 ом, часто находимые в культурном слое.
Крышки. Известны с домонгольского времени и широко бытовали I рассматриваемое время. Подразделены на три типа; плоские„ усе-»нно-коническиа, сферические с отогнутыми краями. Материала не-;остаточно для прослеживания развития их форм, но несомненно су- 13 -
шествование в одно и то же время крышек различных типов. Диаметр крышек от II до 20 см, высота, в зависимости от типа, варьировала от 3 до 9 см; высота воронкообразных ручек - от I до 3 см, их диаметр - от 3 до 8 см. Края крышек оформлены теми же способами, что и края горшков: срезаны наружу или внутрь, закруглены, заострены. Украшением влужил волнистый орнамент или волнистая поверхность самих крышек, либо линейный орнамент, собранный в зоны по 2-3 витка. Количество крышек заметно сократилось в ХУ в.; с этого времени бытовали в основном усеченно-конические крышки,
§ 2. Мелкие керамические группы
В этом разделе рассмотрены формы сосудов, встреченные единицами. Кастрюльки на ножках имели сферическое или усеченно-коническое тулово со срезанным внутрь краем и полую втулку для вств! ной деревянной рукоятки. Сосуды такого облика известны среди поливной посуды ХУ-ХУП вв. Их высота могла достигать 11-15 см, диаметр венчиков - 16-20 см. По происхождению кастрюльки на ножках связаны с западноевропейской керамикой. В Смоленске они найдены в слоях второй четверти Х1У в. и 50-60-х гг. ХУ в. В слоях конца ПУ-начала ХУ1 вв. найдены фрагменты сосудов для питья
*
в виде кубков с усеченно-коническим туловом. Диаметр их дна 3-3,5 см„ диаметр венчика мог достигать 8-10 см, а высота 7-10 см. Эти керамические сосуды напоминают стеклянные кубки, найденные в домонгольских слоях многих древнерусских городов /Щапова Ю.Л., 1972/. Концом Х1У-началом ХУ в. датируется находка фрагмента зооморфного умывальника, трубчатый слив которого оформлен в виде головки лошади. Зооморфные рукомои известны в Смоленске среди чернолощеной керамики ХУ-ХУ1 вв., а также в других
регионах. Рубежом ХУ1-ХУП вв. датируется фрагмент сосуда для переработки молочных продуктов я вида горшка о трубчатым сливом. Горшок типа 2, закругленный венчик диаметром 20 см, диаметр трубчатого слива 4,Ь см. Аналогии находим среди поздней московской белоглиняной керамики /Роэенфельдт Р.Л., 1968/. Заслуживают внимания керамические подсвечники. В слоях второй половины ПУ-ХУ1 вв. найдены целые экземпляры в виде плошек высотой 3,5 - 4 см диаметром 10,5-11,5 см о боковой петлевидной ручкой и внутренним гнездом для крепления свечи. По краю моделирован носик-слив. Донце диаметром 4,5-7 см на невысоком плитчатом поддоне. Второй четвертью Х1У в. датируется находка фрагмента подсвечника другого . типа - в вида волнистого тоержня диаметром 4 см длиной около 10 см о гнуздом для свечи. У подовечии: эв такого типа снизу должен находиться приемник для стекающего воска. Аналогии смоленским находкам есть среди московской чернолощеной и белоглиняной керамики ХУ1-ХУП вв. /Розенфельдт Р.Л., 1968/.
Материалы данной главы показывают, что а Смоленске в после-монгольское время ассортимент неполивных керамических изделий постоянно расширялся и усложнялся. Было оовоено изготовление некоторых новых западноевропейских и южнорусских форм. Традиционные формы тороков, возникшие задолго до рассматриваемого времени, в Течение ХУ в. уступили место более технологичному типу горшка о венчиком-валиком и приподнятыми плечиками. По-видимому, эта форма наилучшим образом отвечала требованиям приготовления пищи в замкнутом пространстве русской печи. С небольшими изменениями она воплотилась позднее в общеизвестные чугуна. .
Глава Ш. Поливная керамика
Применение кровдвй поливы в керамическом производстве явля-
втоя важн"м достигшем этого вида ремесла. Древнерусская поливная керамика изучена сравнительно полно, определены истоки, основные направления и этапы русского поливного дела Х1-ХШ вв. /Макарова Т.И., 1963, 1965, 1967, 1972/. Отдельные группы поливных изделий из Смоленска получили освещение в научной литературе /Векслер А.Г., 1959; Авдуоин Д.А., 1960; Щапова Ю.Л., 1966; ¡Цркина Т.В., 1977; Сергина Г.В., 1981/. Во второй половине ХП в., в пору экономического расцвета Смоленска в городе появляется самостоятельное производство стеклянных браслетов /Щапова Ю.Л., Х972/. С этого же времени, удовлетворяя требованиям монументального зодчества, мастера-керамисты широко употребляют стекловидные массы для изготовлений поливных плиток /Попова Ю.Л., 1966; Воронин H.H., Рапопорт П.А., 1979/. По-видимому, тоща же производство поливной посуды отделяется от изготовления поливных плиток. Наиболее древние находки поливной пооуды зафиксированы в слоях 60-80-х гг. ХП в. Поливная посуда по материалу, технологии изготовления и формам не отличаетоя от обычной: в тесте ветре« чаются крупные отовдтели, еоть фрагменты о 3-иветным изломы, аатеки по периметру донцев. Поливой в домонгольское время покрывались горилл о ручками, мисочки, кувшины /о горлом-раструбом и валиком на месте перехода горла t плечики/ и открытые блцг.а /о раздвоенным или уплощенным валиком по краю/, кувшины и блюда находят аналогии среди шнорусской керамики. На влияние, приднепровских центров поливного1 дела указывает и орнаментация в вида пле-г текки, нанесенной мчогозубой гребенкой. Полива домонгольского времени покрывает изделия толстым слоем; как правило, она имезт с>тку мелких тренда и легко отстаивается. Глазури относятся к классу свинцово-кремнеземных, сваренных различными опоообами.
¡еетрота в ооставе полив одного класса может быть объяснена тем, [то стекло варили разные мастера, небольшими порциями, используя >азличные источники сырья. Найден также фрагмент поливного изделия с глазурью класса натриево-свинцово-кремнеземных стекол, что указывает на связь этой поливы с традицией византийского стекловарения.
Во второй половине ХШ в. количество поливной посуды .уменьшается, в слоях Х1У в. её не более 1,5$ от общего количества. В ХУ-ХУ1 вв. количество поливной керамики возрастает и достигает 9$. Причины резкого спада производства поливной керамики в ХШ веке очевидны: традиционные связи и пути поступления сырья были нарушены в результате неблагоприятных внешнеполитических обстоятельств и междоусобных распрей. Об ий упадок экономики Смоленска и прекращение монументального строительства также способствовала почти полному прекращению поливного дела в Х7У в. Однако сохранение его навыков в среде гончаров и расширение потребности горожан в столовой посуде привели в дальнейшем к увеличению производства' 'поливной керамики и новому расцвету поливного дела в ХУЛ в. Поливная посуда ХУ-ХУП вв. заметно отличается от ранней. Для неё характерно преобладание красноглиняных изделий без ангобирования, более плотное и тонкое глазурное покрытие. Изменился характер нанесения поливы: как правило, она покрывает лишь внутреннпо поверхность сосудов или нанесена только по венчику. Средч форм поливной керамики позднего средневековья преобладают горшки с ручками, известные о домонгольского времени. Кроме того, назовем кувшины с горЛом в виде плавно расширяющегося раструба, тарелк , о почти горизонтально отогнутым бортиком, миски, кумганы, фляги. Декор поливных сосудов - линейный, волнистая, штампованный орна-
мент, и у сочетангч. К середине ХЛ-началу ХУЛ вв. относится серия фрагментов кружек с цилиндрическим туловом и круглыми ручками, богато орнаментированных и покрытых двусторонней поливой разных цветов, в том числе глухой белой и изумрудной эмалью..На одних кружках орнаментация, обычная для других Форм поливной посуды, составлена из полос рифления /у дна/ и зигзагов /по тулову/, на других по белому фону нанесены пятна изумрудного цвета, у дна нанесен ограничивающий виток линейного орнамента. Пятнистая орнаментация напоминает кружки-кувшины из Москвы, покрытые пятнами белого ангоба, датируемые концом Х1У-серединой ХУ1 вв. Необходимо отметить также появление в ХУ1-ХУП вв. в Смоленоде поливной посуды с подглазуркой росписью ангобами, которая характерна для продукции украинских гончаров позднего средневековья /Тименко P.A., 1965; Данченко A.C., 1969/.
Глазури на позднесредневековой шрамике принадлежат к двум классам стекол: кадиево-свинцово-кремнеземные и преобладающие свинцово-кремнеземные. Щелочные глазури встречены ка посуде /з слоя третьей четверти ХУ в. Такой тип глазури мсисно овязгтать с рецептурой киевских стеклоделов. Свиниово-кремнеземные глазури оварены рарвдчными способами, что говорит о разных традициях и источниках сырья мастеров, знаших этот рецепт. В целом гожно констатировать преемственность рецептур домонгольокого и более позднего периодов в изготовлении поливной керамики.
Глава 1У. Чернолоарная керамика . ' ■,
Этот вид керамики является яркой и самобытной чертой городских материалов позднего средневековья. Традиционно чернолощаная керамика датирует слои ХУ1-ХУШ вв. Местное производство этого вида керамики изучено пока только в Москве /Розенфельдт Р.Л., 1968/.
ремя бытования чернолощеной керамики в Москве - конец ХУ-пер-ая половина ХУШ вв., самое баллов её количество /25$ от обще-о числа городской керамики/ приходится на ХУЛ в. Столичное про-зводство, несомненно, оказало большое влияние на облик керамики У1-ХУШ вв, других городов Московского государства. Однако в ку-[ьтурном слое северных городов чернолощеной керамики мало, её нога невозможно здесь изучать как отдельную группу /Смирнова Г.П., :955; личные наблюдения автора при раскопках во Пскове/. Клады »уоских монет ХУ1-ХУП вв., заключенные в чернолощеных сосудах, [роисходят в основном из центральных районов России /Калинин P.A., :979/. Использование лощения, главным образом в виде орнамента, • гашло применение в украинской керамике тздкего средневековья 'Тищенко P.A., 1969/. Оточено раннез появление чернолощеной керамики - на рубеже Х1У-ХУ вв.- в Гродно /Воронин H.H., 1954/. Бе-торусские материалы послемонгольского времени, целенаправленно
зобранные и активно изучаемые археологами за последние 20-25 лет,
f
хают основание говорить о большом удельном весе чернолощеной и золивной керамики в это время /Поздняков B.C., 1991; Соболь В.Е., [988/. Материалы раскопок в Смоленске деют основание для отнесения чернолощеной керамики в западнорусских городах к Х1У в. /¡Органа Т.В., 1976/. Первые фрагменты чернолощеной керамики встречены там в слоях второй четверти ХХУ в./яруо X/. Этот вид керамики на всем протяжении своего бытования в Смоленске нипох^;а не преобладая над остальной массой керамики, соотавляя не более 1629% общего числа городской керамики.
Наблюдения за технологией, ассортиментом чернолощеной керамики, проведенные на материалах раскопг XX поярусно, позволяют наметить три периода в истории её бытования. Первый период - вто- 19 -
рая четверть Х1У - 60-е годы ХУ в. Встречено 6% чернолощеной керамики. В формовочной маосе присутствуют примеси, заметно ухудшающие качество вощения /на поверхности всегда остаются непроло-щеные полоски/. Улучшение состава теста заметно о конца Х1У в., отмечены случаи отличного лощения» Оно сплошное, обработаны даже мелкие детали сосудов. Ассортимент изделий еще невелик, в основном это кувшины с'различным оформлением горла. С начала ХУ в.. для выделки горловин кувшинов начинает использоваться шаблон. Господствует линейный и волнистый орнаменты, отмечен штампованный и рифление. Восстановительный обжиг высокого качества. Самца первые чернолощзные сосуды в Смоленске совешкенны по технологии изготовления и формам. Возможно, знакомство смолян с чернолоще-ной керамикой произошло на примере совершенных привозных образцов. Второй период - 70-е годы ХУ - первое десятилетие ХУТ. в. Количество чернолощеной керамики удвоилось - 14 Этап знаменуем как увеличение количества, тан и расширение ассортимента чернолощеной керамики. Кроме кувшинов и горшков, бытуют хуыганы, фляги, ёмкие сооуды для хранения припасов, горшковидные умывальники, крышка. Лощение 'рцательно пополнено. Используются шаблоны, что указывает на стандартизацию производства. Несомненно, что керамика данного периода меотная. Об этом говорит прежде всего увеличение количества чернолотекой керамики в слое и находки сосудов о пятнистой, непроомрлившййся поверхностью. Третий период- 10-20-э годы ХУ1 - (Начало ХУЛ в. К этому времени относится 80$ в^-ей чернолощеной керамики. Она исчисляется сотнями фрагментов в каждом ярусе. Её ассортимент весьма широк: кувшины не-. СКОЛЬКИХ ВИДОВ, куМГ81(Ы, фляги, кубышки, миски, каотрюльки с . ручками, горшкообразнф и зооморфные умывальники, крупные сосу-
-20-
Л для хранения припасов, крышки и, вероятно, горшки. Некоторые ' юрмы, например, кувшины с раздутиями на горле,, изготовляли стандартно. Характерно господство высокой ступени развития лощения и . юсстановительного обжига. Тесто без видимые примесей.
Раннее появление чернолощеной керамики в западнорусских "оро-(ах связано о постоянным и длительным культурным влиянием, кото-506 они испытывала, входя.в состав Польско-Литовского государст-за, Судя по археологическим находкам, варшавские гончары овладе-!и искусством восстановительного обжига о начала Х1У в. /кгиррв I., 1967/. Довольно широко-употреблялось в Варшаве и лощение. Смоленская чернолошеная керамика Х1У-первой половины ХУ в. сходна с синхронной польской по качеству лошения, зависящему от струн-гуры теота; по некоторым формам сосудов - кувшины с раздутиями на горле, миски в виде глубоких тарелок; по использованию щтам-зованного.сетчатого орнамента. В конце ХУ - начале ХУ2 в. в смочено кой чернолощеной керамике появляется ряд черт, сближающих
А
зё о московской. Это наличие срезов по контуру дна и бытование таких явно восточных форм, как хумганн и фляги. В ОТ в. в смоленском производстве не заметно каких-либо существенных изменений или новшеств, хотя очевиден рост числа находок. Появление и внедрение.в быт горожан чернолощеной керамики в Москве приходится на конец-ХУ - начало ХУ1 в. и совпадает о периодом присоединений Смоленска к Московскому государству. В связи о эт.л гож-но предположить, что производство нарядной столовой посуды в Смоленою, крупном западнорусском городском центре, оказало определенное воздействие на появление аналогичного производства в Москве, где до этого изготавливалась краонолощеная столовая посуда, почти неизвеотная в северных, южных и западных русских го--■-'■'.. - 21 - '
родах, в том числе в Смоленске.
Глава У. Изразцы Несмотря на сбширную библиографию, многие стороны русского изразцового дела остаются ещё слабо изученными, прежде всего вопросы хронологии и места производства. Трудность работы с изразцами при раскопках заключается в том, что почти все они происходят из верхних нарушенных слоев, не имеющих точных дат.
Все рассмотренные в главе смоленские изразцы - печные, Находки ранних горшкоьых изразцов из Смоленска долгое время не были атрибутированы. Публикации аналогичных изразцов из раско-' пок в Беларуси и на Украине, консультации с белорусскими коллегами убедили в том, что в Смоленске на усадьбе В раскопа XI в
!
слоях 70-80-х годов ХУ в. и первой половины ХУ1 в. найдены действительно ранние формы' изразцов.
Находки представляли собой фрггменты верхних частей разных горшковидных изделий, устье которчх по сырой глине было оформлено в виде четырехлепестковой розетки. Поперечник устья 14 см, высота изразцов могла достигать 18-20 см. Изразцы изготовлены из кра^ножгущейся рлины с примесыв песка и равномерно обожжены. Горшковидные изЬазцы с крестовидным устьем широко представлены на сопредельных территориях в ХУ-ХУ1 вв. /Польша, Литва, Беларусь, Украина/. Появление и:, в Смоленске не представляется случайным. Этот ввд керамических изделий мог появиться в городе с выходцами "из-за литовского рубежа", пополнявшими его население ьо второй половине ХУ-ХУП вв. /Ширяев С.Д., 1938/.
Коробчатые изразцы, известны главным образом поливные зеленые, малочисленны бесполивные красные, единичны находки полихроыных. Для их изготовления шли красножгущиеся глины, следов применения
мгобов под поливу не встречено.
Исследование размеров коробтатых изразцов, лицевых изображений, формы румп позволило выделить две группы изразцов. В первую, 5олее многочисленную, входят рамочные квадратные изразцы со стороной 18-19 см, неширокой плоско-рельефной рамкой и румпой, "е этотупающей от края. Орнамент составлен из разнообразных стилизованных побегов, листьев, цветов и как правило расположен по принципу 4-членной симметрии. Пространство между деталями узора часто заполнено мелкими звездочками, точками. Встречены поливные а неполивные изразцы, оттиснутые в одних и тех же формах. Кроме лидевых, в группу рамочных изразцов входят карнизные с геометрическим узором, составленным треугольниками, ромбами, зигзагами в различных сочетаниях. Их ширина рав з половине целого лицевого изразца. Встречены городки со стилизованным растительным орнаментом. Рамочные сщетные изразцы не характерны для Смоленска /в отличие, например, от Москвы/. Отметим только изображение грифона и рака. Во вторую группу входят прямоугольные, преимущест- ' йвнно без рамок поливные и неполивные изразцы размером 18x21-24 см, румпа которых отступает от края лицевой пластины. Рисунки растительного характера /извивающиеся стебли, побеги о двух- и трехлиотиаками, мясистые листья/. Встречены совершенно новые мотивы? ваза с отходящими из нее в разные стороны побегами, герб оо щитом и короной, монограммы. Есть изразцы о "ковровым" орнаментом.
Наиболее близкие аналогии смоленским изразцам находятся среди белорусских материалов второй половины ХУ1-ХУП вв. Сближает белорусские и смоленские изразцы отсутствие ангобирования под поливу и перемычек. Аналогии в орнаментации, сходство в печном
наборе V технологии изготовления указывают на близкое родство рамочных изразцов из Смоленска и Беларуси. Датировка безрамочных прямоугольных изразцов широкая - ХУЛ в. Укрупнение размера изразцов, выработка угловых форм для бесшовной облицовки печи, трактовка отдельного изразца как части композиционного целого, новые сшеты были интернациональны. В польском и белорусском ма те риале эти черты прослеживаются с конца ХУ1 в., в московском и; резцовом деле - с середины ХУЛ в. Полихромныв рельефные изразцы появились в Смоленске, по-видимому, несколько ранее, чем в Москве, поскольку многоцветные непрозрачные эмали встречаются на 0 изразцах, оттиснутых в тех же формах, что и неполивные рамочные, Спектральный анализ полив на изразцах показывает преимущественное использование глазурей состава Рь-31 . Анализом выявлен та! же рецепт многокомпонентного глухого стекла с натриевыми добавками, известный западноевропейские мастерам позднего средневековья.
Заключение
Общий экономический упадок Смоленска, вызванный в ХШ-Х1У вв. неблагоприятными внутренними и внешнеполитическими обстоятельствами, прчвел к уменкюнию общего количества керамики, встречаемой в культурном слое, резкому сокращению производства поливной керамики. Однако поиски гончаров в технологическом плане не прекратились. Рецептуры и семо стекловарение поддерживались в вида немногочисленных изде|лий. Поливное дело получило новый импульс развития в условиях относительно стабильного ХУ века. Он явился знаменательным этапом в истории смоленского керамического производства. С этого времени господствуют оредние и тонкие формовочные массы, дающие возможность применения круга быстрого вращения
есть существенного повышения производительности труда гонча-в. Качественный окислительный обжиг доминирует. Производство рямихи расширилось за счет обогащения ассортимента продукции, авным образом столовой керамики. Местные гбнчары освоили вы-ск чернолощеной керамики, с которой познакомились в Х1У в. еличили производство поливной посуды. В городе появились печ-е изразцы ранних типов. Среди массовых форм кухонной посуды выи из производства и употребления сосудн со сложной профилиров-й венчиков, характерные для домонгольского времени. ГЬсподству-им стая технологичный тип горшка с венчиком-валиком, наилучшим разом отвечавший требованиям приготовления пищи в условиях годе ко гожилища ХУ в. и более позднего ртемени. Орнаментация поды упрощена, сведена к проотому линейному, реже волнистому ор-»менту или нанесена штампами. Кухонная посуда почти не орнакен-|ровалась. В ХУ1 веке технологические достижения предшествующего имени закрепились и стали доминирующими. Гончары Смоленска вытекали значительный ассортимент керамики кухонного и столового 5ихода, бытовых предметов, выполненных в обычной, чернолощеной поливной технике. Возможно, в конце ХУ1 в.было освоено произ->дство красных и зеленых поливных изразцов. Анализ кроющэй по-1вы на посуде и изразцах дает основание говорить о преемствен-эсти домонгольского и позднеореднавенового периодов произвол-гва поливной керамики на примере свинцово-кремнеземных полив„ эдержащих заметное количество олова, но не как глушителя, а как римесь в основном сырье. Сложение самостоятельного смоленского роизводства чернолощеной керамики в Х1У-ХУ вв. оказало„ по-ви- . тому, определенное воздействие на сложение аналогичного проиг-одства в Москве. В свою очередь Смоленск испытывал постоянное
культурное влияете западных территорий, оказавшееся в освоении ряда форм сосудов /кувшины с раздутиями на горле, кастрюльки на нсжках, горики с ручками/ и изразцов, а также в производстве че-рнолощеной керамики. Смоленск воспринимал и культурные импульсы о юга, отразившиеся в освоении горшка с венчиком-валиком, тарелок. Влияние восточной керамики видно в таких формах посуда, как кумганы и фляги, в такой черте оформления сосудов, как срезание по контуру дна.
Керамика позднего средневековья - не только яркая страница городского быта а материальной культуры. Она является первокяао-' оным и надежным историческим, источником, ещё далеко, да исчерпавшим себя и потому требующим дальнейшего изучения и обобщения.
Материалы и выводы диосерташш отражены в публикациях: I. О чернолощеной керамике Смоленска Х1У-ХУП вв.// Проблемы ио-тории СССР0 вып.У. М.,1976. С.56-7Э,
2„ Смоленские иэразш//Проблемы истории СССР, вып.У1 ,М.,1977. СЛ4-260
3„ Поливная посуда из Смоленска// СА, 1981, * 2. С.233-2*4. 4. %рамш.а Смоленска,ХШ-ХУП вв./вопросы технологии и хронологии/ //Материалы конференции "История и археология Пскова и Псковской земли". Псков./в печати/.
бо Опыт планиграфического исследования позднесредневековой городской керамики /по материалам раскопа УС-Х1 Смоленска / //Материалы конференции "История и археология Пскова и Псковской земли'. Псков./в печати/
6. Изразцы ХУ-ХУП вв. из раокопок в Смоленске //Материалы конференции "Тверь, Тверская земля и сопредельные территории.в эпоху средневековья". Тверь,;/в печати/.