автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Кинесический язык (введение в кинесику)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кеворкян, Камарник Унанович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Диссертация по филологии на тему 'Кинесический язык (введение в кинесику)'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Кеворкян, Камарник Унанович

Стр,

ВВЕДЕНИЕ.2

ГЛАВА ПЕРВАЯ. КИНЕСИЧЕСКИЙ ЯЗЫК И КИНЕСИКА

1. Движения.II

2. Жест.<©

3. Телодвижение.15

4. Мишка.16

5. Поза.18

6. Походка .20

7. О некоторых терминах.22

8. Кинесика как лингвистическая дисциплина . 27

ГЛАВА ВТОРАЯ. МАСШТАБЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕМАМИ

9. Индивидуальные кинемы . 38V" г

10. Кинемы, относящиеся к отдельным сферам . ( ,

11. Национальные кинемы.52(*^

12. Международные кинемы. . 59]

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КИНЕСИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

13. Кохща языки разные.65

14. Говорить запрещается . . 74

15. Физические и другие препятствия .84

16. Пантомима и танец.90

17. Рекомендует этикет .104

18. Жестикуляция предпочитается речи.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ КАК ПАРАЛИНГШСТИЧЕСКОЕ

ЯВЛЕНИЕ )

19. Жестикуляция в обыденной речи.,121

20. Жестикуляция в ораторском искусстве . 133

21. Жестикуляция в театре и литературе.143

ГЛАВА ПЯТАЯ. НЕКОТОРЫЕ ЗНАКОВЫЕ СВОЙСТВА КИНЕМ

22. Возникновение двигательного языка.152

23. Кинемы дошедшие до нас из древности.176

24. Архаизмы и неологизмы.188

25. Моносемия и полисемия . .197

26. Синонимия.201

27. Степени интенсивности.207

28. Отражение жестикуляции в современном армянском языке.215

 

Введение диссертации1990 год, автореферат по филологии, Кеворкян, Камарник Унанович

Специальность 10.02.19 - Теория языкознания

Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук

Ереван-1990

ВВЕДЕНИЕ

В общественной жизни язык выполняет три основные функции: это, прежде всего, средство общения членов какого-то коллектива, далее - выражения эмоционального состояния (воли, чувства, отношения) и, наконец, - закрепления знаний и передачи их последующим поколениям. Значение последней функции заметно возросло,когда с созданием письменности, а позднее и звукозаписи, стало возможным передавать сначала письменную, а потом и устную информацию отдаленным, в смысле пространства и времени, поколениям и субъектам.

Вербальный язык относится к ряду таких знаковых систем, которые также выполняют весь комплекс вышеупомянутых функций, в том числе самую важную из них - функцию общения, и изучаются в семиотике и паралингвистике. Такие знаковые системы в силу самых различных причин призваны или целиком заменить язык или, при употреблении одновременно с речью, дополнять и прояснять ее.

0 знаковом характере языка еще Фердинанд де Соссюр в своем труде "Курс общей лингвистики" высказал следующую характерную мысль: "Язык есть система знаков, выражающих идеи, а следовательно,его можно сравнить с письмом, с азбукой глухонемых, с символическими образами, с формами учтивости, с военными сигналами и т.н.

Он только наиважнейшая из этих систем"*. Действительно, в течение веков человечество создало различные системы условных знаков, которые, являясь носителями информации, были призваны также применяться с целью общения, и если в восприятии языка участвует только один орган чувств - ухо, то в других системах и средствах общения используются практически все органы чувств. Оставляя вне рамок нашего исследования самую важную знаковую систе

1 Соссюр Ф.де. Труды по языкознанию. - М., 1977. - С.271. му - язык, кратко рассмотрим другие, вспомогательные условные знаковые системы и средства. Приводимые ниже условные знаки, как правило, многозначны, причем они могут быть рекомендуемыми или нерекомендуемыми, но и последние часто употребляются различными группами общества.

I. Звуковые условные знаки, т.е. знаки, связанные с органом слуха; их можно разделить на два разряда. а) Произносимые человеком звуковые знаки, состоящие из нечленораздельных звуков, при помощи которых передаются разные чувства и их оттенки. Например, вздох, кряхтение, стон выражают горе, усталость, боль; причмокивание ртом или языком у армян - отрицание, гнев, упрек, сожаление; прищелкивание или цокание языком - удовлетворенность, одобрение; кашель - предупреждение, способ привлечь к себе внимание. Особенно многозначен условный знак в виде сочетания ягм", который, в зависимости от интонации, способа произнесения (коротко, протяжно, тихо, громко), может обозначать вопрос, утверждение, сомнение, догадку, пренебрежение, иронию, упрек, побуждение к действию; вариант звукосочетания [ИоМ и междометия с 4С означает утверждение, указание, ожидание чего-то. Разнообразные положительные и отрицательные эмоции выражаются посредством смеха, с которым по многозначности может сравниться, пожалуй, только интонация голоса. Аплодисменты демонстрируют поощрение и похвалу, длительный и резкий свист - недовольство и порицание, а тихое и музыкальное при-свистывание - удивление. Звуковой знак оса выражает речевую робость и заикание, знак ^фф соответствует чувству неожиданной острой боли, а в ширакских говорах - "да". Звуковыми знаками передаются также озноб, ощущение жары, чувство облегчения, удовольствие от вкусной еды, пренебрежение, ирония и т.д. и т.п. При необходимости все эти знаки приблизительно передаются в ре

- 4 чи фонемами данного языка или описанием. б) Звуковые знаки, производимые с помощью инструментов. Это разряд звуков, возникающих от непосредственного воздействия человека на предметы, а также звуки, издаваемые различными музыкальными инструментами. Таким образом, становится возможной передача информации корреспонденту, отсутствующему в зоне прямого контакта или даже находящемуся на достаточно далеком расстоянии. Стук в дверь - знак, обозначающий просьбу разрешить войти, стук в окно - просьбу открыть окно или знак привлечения внимания. Легкое постукивание вилкой по тарелке - способ подозвать официанта. Выстрел, производимый из разных видов оружия (пистолет, винтовка, пушка), - возвещает начало праздника, старта в некоторых видах спорта - знак салюта, приветствия или прощания (корабля и т.д.), а также военной тревоги. Самыми распространенными звуковыми средствами общения являются звонок, свисток, гудок, барабан. В зависимости от условий использования, вида (длительность, тональность, громкость и др.), а также от применяемого типа звонок может иметь многочисленные и разнообразные значения: просьба открыть дверь (дверной звонок), призыв к тишине (звонок председателя за столом), предупреждение об опасности на транспорте, набат (сбор людей), начало и окончание некоторых процессов (урок, работа, спектакль, обед) и т.д. Например, милиционером свисток применяется для фиксирования нарушения порядка или для сообщения об этом своим коллегам. Спортивный судья свистком возвещает начало или окончание игры, указывает на нарушение правил соревнования и т.д.

Гудками различной протяженности и тональности извещают о времени, о несчастье, об опасности, о радостном событии, о прибытии и убытии определенных видов транспорта, о начале и окончании некоторых действий (работа, спортивное соревнование).

В тех же целях применяется и барабан. Отметим также, что барабан явился исторически одним из самых ранних средств передачи звуковой информации, причем в очень широком диапазоне: от военной тревоги до свадебной церемонии.

Учитывая результативность передачи информации с помощью звуковых сигналов, создан и применяется ряд искусственных языков, в основе которых, как правило, лежит принцип кодирования естественных языков. Самым распространенным из них является азбука Морзе. На Канарских островах гуанчи пользуются языком силь-бо: основу кода составляют громкие свисты, которые слышны на расстоянии более одного километра. При помощи свиста общаются также мексиканские племена мезатеко, запотеко, чинантеко. В Африке с той же целью используются барабаны, тамтамы, звук которых слышен днем на расстоянии пяти километров, а ночью - до семи километров. Информация передается от одного населенного пункта к другому, с удивительной быстротой преодолевая тысячи километров. У племен оломби, топоке, келе, комо, мба, населяющих берега Конго, применяется гонг, а на Фиджи, на островах Океании и в Перу - различные музыкальные инструменты. А француз Сюдер в 1868г. в Париже придумал международный язык - сольресоль, в котором речевые знаки заменены нотами и их сочетаниями, общедоступными для всех народов. Слова этого языка можно говорить, петь,играть, а трудность в освоении такого языка заключается в механическом запоминании многочисленных нотных комбинаций.

2. Осязательные системы. Среди осязательных способов передачи звуков в первую очередь необходимо отметить брайлевскую систему, созданную французским тифлопедагогом Луи Брайлем (18091852гг.). В шрифте Брайля буквы естественных языков заменены рельефно-точечными знаками, доступными душ осязания. Шрифт Брайля (первая книга на котором была издана во Франции в 1837г.) основывается на комбинации шести точек, дающей возможность обозначать буквы, цифры, знаки препинания и др. Передвигая обычным образом указательные пальцы по длине строки, можно прочитывать текст. С помощью этой системы для миллионов незрячих всего мира печатаются периодические издания, огромное количество художественной и научной литературы.

К осязательным относится также дактильная система общения слепоглухонемых. Здесь фонемы превращаются в осязательные знаки,-которые различаются по числу пальцев и их расположению. При общении информатор кончиками пальцев последовательно прикасается к ладони адресата, составляя из знаков слова. По достижении определенного уровня овладения этой техникой, слепоглухонемые переходят к брайлевской системе, которая позволяет значительно увеличить объем получаемой информации. В Советском Союзе слепоглухонемые воспитываются и получают образование в Загорском интернате (Московская область) по теории и методике, разработанной И.А.Соколянским С1889-1960гг.) и А.И.Мещеряковым. Насколько результативны брайлевская и дактильная системы явствует из того, что при отсутствии или дефекте двух важных органов восприятия информации, воспитание и образование людей могут достичь достаточно высокого уровня. Американка Елена Келлер стала доктором философских наук и общественным деятелем, русская Ольга Скоро-ходова - кандидатом педагогических наук, В настоящее время научными работниками Московского научно-исследовательского института общей и педагогической психологии являются слепоглухонемые Александр Суворов, Сергей Сироткин, Юрий Лернер и Наталья Кор-нева.

Ударами пальца по какой-то части тела можно передать информацию при помощи также азбуки Морзе.

3. Вкусовые и обонятельные условные знаки. На практике эти знаки не нашли широкого применения, однако в лингвистической литературе имеются упоминания об их существовании (Эд.Холл,М.Крич-ли). Обонятельные условные знаки используются в частности, в промышленности для подачи сигнала о нарушениях того или иного производственного процесса. Условным сигналом о неисправности газовых приборов является запах одоранта, примешиваемый к топливному газу. Обонятельные знаки, таким образом, можно поставить в один ряд со световыми и звуковыми условными знаками, используемыми в этих же целях.

Приведем пример вкусовой сигнализации. В книге М.Кричли, посвященной языку жестов, упоминается индийский обычай: если кому-то дарят намазанный сладостью лист растения "пан", это надо понимать, как признание в любви. Если в ответ отгибают край листа и добавляют сладость, то это означает приглашение "приходи", а если прибавляется приправа, приготовленная из растения terra-merita и меняется вкус сладости, - то это отказ "не могу придти .

4. Зрительные системы. Средства общения, связанные с визуальным восприятием, являются значительно более распространенными, чем все предыдущие, так как человек примерно 90 процентов информации получает зрительным путем; являясь средством невербального общения, зрительные системы не только успешно конкурируют с устной речью, но иногда и превосходят ее, что обусловлено целым рядом их преимуществ, особенно проявляющихся в определенных условиях, ситуациях, процессах.

Из систем знаков, воспринимаемых посредством зрения, в первую очередь отметим письменность во всех ее разновидностях (пиктография, идеография, клинопись, буквы), которая действует не

2 Critchley М., The Language of Gesture,London,1935,p.59-60. только на бумаге, но и через многочисленные объекты окружающего нас предметного мира. Большая часть разнообразной информации поступает к человеку через письменную речь. Общеизвестность и общедоступность письменности вызвали к жизни письменные международные, искусственные языки (пазиграфия). Примером может служить проект искусственного языка, разработанный доктором Дама (Лейпциг, 1877г.) и состоявший из ста идеографических знаков, каждый из которых обозначал сто понятий и соответствовал языковым корням.

Специфическим способом зрительного общения является взгляд, который может выражать чувства, отношение, мнение, волю, приказ, может указать на предмет и т.д. Богатством информации взгляд превосходит смех и интонацию голоса. Обмен взглядами является одним из действенных факторов в процессе общения. Можно привести множество примеров из художественной литературы,когда ход событий развивается в зависимости от информации, получаемой персонажами посредством взгляда.

Широкое применение имеют также световые условные сигналы, которыми, как азбукой Морзе, кодируют устную речь, показывают начало, нормальный ход или нарушения, конец различных действий в спорте, в военном деле, в производственном процессе, в театре и т.д., указывают местонахождение объекта и т.д. Световой сигнал, подаваемый огнем, с давних пор считался символом бедствия: костры разжигали, прося о помощи, а также для сообщения об опасности, например о приближении врага. Это средство использовалось в Урарту и упоминается в письме от 714г.до н.э. ассио рийского царя Саргона П. То же в своей книге "Анабасис" сообщает Ксенофонт. Такие же сведения есть о соседях арменов кардухах

3 Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту // Вестник древней истории, 1951. - Л 2. - С.328. с.83).

Широко распространены и так называемые предметные знаки общения. Они встречаются везде: например, свод дорожных знаков,показывающих направление дороги, ее особенности, ближайшие объекты, расстояние, допустимую скорость и изображаемых в виде общепонятных рисунков. Такие знаки символизируют предметы и явления; так, змея и чаша - символ медицины, перекрещенные нож и вилка -объект общественного питания, телефонная трубка - пункт связи, череп и скрещенные кости - сигнал опасности для жизни и др. Зрительные условные знаки характеризуют также людей и предметы: погоны - звание военного, звездочки на бутылках - "возраст" напитка, рисунок рюмки на почтовой посылке - хрупкость содержимого и т.д. У многих народов предметные условные знаки составляют системы, которыми в случае необходимости заменяется устная речь.

Одной из самых массовых и выразительных систем невербального общения является кинесический язык. Двигательные знаки использовались человеком на всех этапах его эволюции: определенную роль играли еще до возникновения Homo н-abiiis , развивались, изменялись в функциональном отношении, дошли до нас и используются поныне. Кинесический язык - неотъемлемая часть национальной культуры каждого народа и имеет большое социальное, историческое, этнографическое значение. Знание этого языка помогает лучше, полнее понять поведение какого-либо народа в процессе общения, без жестикуляции устная речь остается маловыразительной. В содержательном аспекте кинесический язык уступает только письменной речи, а своими выразительными возможностями, обусловленными широким практическим применением, эмпирическим характером и другими особенностями он во многих случаях превосходит и ее. В определенных условиях и ситуациях кинесический язык - единственно возможное или лучшее средство, заменяющее вербальное общение. В последние десятилетия специалисты в области семиотики и лингвистики обращают особое внимание на этот способ невербального общения: о кинесике пишут теоретические исследования, составляют словари языка жестов, сопоставляют и подвергают сравнительному исследованию системы двигательных знаков разных народов.

Цель настоящей работы - рассмотреть средства кинесического языка, причины и предпосылки его возникновения, роль и значение, сферы и условия применения, знаковые свойства, взаимосвязь с армянским языком и армянской культурой.

 

Список научной литературыКеворкян, Камарник Унанович, диссертация по теме "Теория языка"

1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. -М., 1955. 0.48-53.

2. Ельмслев I. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. М., 1960. - Вып.1.

3. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М., 1967. -С.228-229.

4. См.: Петросян Л.Н. Коммуникативные сигнальные или условные средства у армян // Патмабанасиракан андес, 1968. № 3. -С.191-198.

5. См.: Халатян В. Дактилология и язык жестов // Гитутюн ев техника, 1976. № 12.

6. См.: Современная армянская разговорная речь: Сборник. -Ереван, 1981. С.115-119.

7. См.: Гулян А. Коммуникативные движения у армян // Семиотика и проблемы коммуникации. Ереван, 1981. - С.125-127.

8. См.указ.раб. М., 1982. - С.93-101.

9. Бушелева Б.В. О культуре поведения. М.: Знание, 1974.-€.61.

10. Правила соревнований. Бокс. -М.: Физкультура и спорт, 1977.

11. Павстос Бузанд. История Армении. Тифлис, 1912. - С.65.

12. См.: Знание сила, 1985. - Л 2.

13. Кулак у виска, слегка наклоненный вниз белый человек.

14. Рука у груди, с вытянутым вверх большим пальцем с нами.

15. Рука наполовину вытянутая в сторону, на уровне виска, кисть руки полузакрыта друзья.

16. Кисть руки у подбородка, с согнутым большим пальцем -четыре года.

17. Правая рука на уровне груди, ладонью к груди, указатель

18. Critchley М., The Language of Gesture, p. 41-42.

19. Фолсом Ф. Книга о языке. М., 1974. - С.35,39.ный и средний пальцы направлены влево, остальные пальцы согнуты лгать.

20. См.: Румнев А. Указ.раб. С.49. .

21. Стоять прямо, но без заносчивости; поступь должна выражать твердый характер, но не надменность. Не менять часто своего места. Не переносить тяжести тела на одну ногу,наклоняясь в эту же сторону.

22. Голову держать прямо, плечи раздвинуты, грудь выпятить, шея нескованная. Туловище выпрямлено так, чтобы легкие беспрепятственно наполнились воздухом и можно было управлять дыханием соответственно надобности.

23. Необходима согласованность во всех значащих движениях тела руки, ноги, глаза и головы вместе с языком должны выражать одно.

24. Движения должны быть умеренными и всегда выражать какое-нибудь значение. Никогда не совершать движение лишь ради самого движения. При произнесении страстной речи всегда требуется больше движений, чем при спокойных рассуждениях.

25. Движение должно на мгновенье предшествовать слову, ибо оно является вспомогательным средством. Движение, хотя и возникает раньше, но не завершается прежде завершения мысли, которой призвана пособить, а заканчивается шесте с ней.

26. Апресян Г. Ораторское искусство. М.,1978. - С.245-246.

27. Лектор прежде всего должен быть естественным. Его движения и голос не должны быть театральными.

28. Толстой А.Н. Как мы пишем // Собр.соч. Т.13. - М., 1961. - С.143-144.

29. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Собр. соч. Т.5. - М., 1953. - С.708-709.

30. Дарвин Ч. Указ.раб. С.121.

31. Сукиасян A.M., Галстян С.А. Фразеологический словарь армянского языка. Ереван, 1975.

32. См.: Березина В.Н., Лившиц H.A. Указ.раб. С.129-132,232.

33. Еврипид. Трагедии. Т.2. - C.I78.109 СпцЦЕ. С.177.ПО Аристофан. Комедии. T.I. - С.36; СпцЩЕ. - СД79.111 Там же.

34. Аристофан. Комедии. T.I. - С.172.113 Гелиодор. Эфиопика. С.86.

35. ПтДВ, 1ии-Сю-Ань. С.361; Гелиодор. Эфиопика. - С.112.

36. ПипДВ. С.503; Аристофан. Комедии. - Т.2. - 0.444.

37. Гелиодор. Эфиопика. 0.228.120 Там же. С.148.121 Там же. С.331.122 Там же. С.212.

38. Эврипид. Трагедии. Т.2. - С.237.

39. Выразить чувство любви и нежности (П.Бузанд,298).

40. Радоваться, ликовать (там же,132).

41. Приветствовать при встрече (Н.,3аз.,70)2. Прощаться (С.А.,Иде,33)- 199

42. Выразить нежность и любовь (С.Х.,Мхе,30)

43. Выразить чувство дружбы и близости (Мкр.А,,3нс,т.2)

44. Познакомиться с кем-либо (ВсЧ,212,257)

45. Примириться, забыть обиду (СвК,185)

46. Выразить соболезнование (В.П.,Аэ)

47. Выразить уважение (Р.,Без.,сс.,т.2,220)

48. Поблагодарить (Р.З.,Восп. ,т.2,220)

49. Поздравлять (С.Х.,"Грн",1982,$ 7)