автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Книжная и литературная традиция крестьян-старообрядцев Удорского края в конце XVIII-XX вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Прокуратова, Екатерина Владимировна
Введение.
Глава 1. Миссионерская деятельность православной церкви и старообрядческое движение на Удоре в XVIII-XX вв.
1.1. «Противораскольническая» деятельность духовных и светских властей по отношению к старообрядцам Удорского края в XIX - XX вв.
1.2. Политика местных властей по отношению к удорских старообрядцам в начале XX вв.
1.3. Миссия православных просветительских обществ на территории Удоры в конце XIX - начале XX вв.
1.4. Религиозная идеология удорских старообрядцев и особенности ее распространения в конце XVIII - XX вв.
§ 1. Старообрядцы-филипповцы Удорского края.
§ 2. Странническое согласие на Удоре в конце XIX - начале
XX вв.
Глава 2. Книжная традиция крестьян-старообрядцев Удорского края в конце XVIII - XX вв.
2.1.Типы рукописных сборников и репертуар чтения удорских старообрядцев
§ 1. Сборники регламентирующего характера удорских староверов XIX - XX вв.
§ 2. Четьи сборники «Цветники» как тип рукописной книги.
Духовные стихи удорских староверов-странников XIX - 153 XX вв.
2.2.Родовая история и библиотеки удорских крестьян- 178 старообрядцев Бозовых, Ильиных, Коровиных, Федоровых
§ 1. Родословная семьи Бозовых и ее место в истории развития удорского старообрядчества.
§ 2. Старообрядческая династия Ильиных. Рукописная библиотека П.Ф.Ильина.
§ 3. Семья Коровиных и их рукописное наследие.
§ 4. Старообрядцы Федоровы.
Глава 3. Литературная деятельность удорских старообрядцев в XIX-XX вв.
3.1. Полемическая традиция странников-статейников Х1Х-ХХ вв.
§ 1. Страннические послания Х1Х-ХХ вв. в рукописях удорских старообрядцев.
§ 2. Полемические послания каргопольских и удорских странников. «Возражение» М.И.Залесского в контексте полемики страннических обществ.
§ 3. Полемическое сочинение «Об истинной вере» в литературной традиции удорских староверов XIX - XX вв.
§ 4. Вопросно-ответные сочинения странников-статейников
XIX - XX вв.: проблемы поэтики.
3.2. Переписка удорских староверов.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Прокуратова, Екатерина Владимировна
Изучение письменного наследия книжных центров, оказавших воздействие на формирование духовной и материальной культуры старообрядческого населения отдельных регионов России, является одним из актуальных и перспективных направлений современных исследований. Воссоздание истории книжных центров позволяет выявить обстановку, на фоне которой протекал литературный процесс, имена местных писателей, причины доминирования определенной тематики и жанровых разновидностей в той или иной книжной традиции. Возникновению книгописных центров среди крестьянского населения в значительной степени способствовало распространение старообрядческой религиозной идеологии. Старообрядческая культура, с характерным для нее традиционализмом сознания, обратившись к древнерусской письменности, восприняла свойственное ей преклонение перед книгой, письменным словом, несущим идеи нравственности и морали. И вместе с тем рукописная традиция последователей «старой веры», развивавшаяся в изменившихся условиях, выдвинула на первый план некоторые новые темы, идеи и образы, наиболее актуальные для староверов XIX - XX вв.
Одной их локальных письменных традиций, сложившихся на фоне общерусского историко-литературного процесса, является рукописно-книжная культура крестьян-старообрядцев Удорского района Коми края, характеристике которой посвящена диссертационная работа. Удорский старообрядческий книго-писный центр сформировался на территории северо-западной части Коми края, входящего в состав Вологодской губернии, в бассейне р. Вашки (притоке р. Мезени) в конце XVIII - XX вв. Хронологические рамки исследования обусловлены появлением старообрядческого движения на территории Удоры и распространением его среди местных жителей к концу XVIII в., ко второй половине же XX столетия старообрядчество здесь практически исчезает как религиозно-культурный феномен.
Старообрядческое движение, появившись на территории Удоры в конце XVIII в., довольно быстро распространяется среди местных жителей, и уже ко второй половине XIX в. приверженцами староверия считается едва ли не все удорское население. Появление старообрядчества на Удоре непосредственно связано с притоком крестьян-старообрядцев из различных северно-русских регионов, которые бежали в столь отдаленные северные районы, опасаясь гонений со стороны официальных властей. Старообрядцы-переселенцы постепенно ассимилировались с местным населением, усвоив их язык и культуру, и во многом способствовали утверждению своих мировоззренческих установок среди удорских жителей. Усвоение старообрядческой идеологии способствовало не только распространению общей грамотности среди местного населения, но и активизации рукописной деятельности и становлению самобытной книжной культуры.
Впервые вопрос об особенностях бытового уклада жизни и отчасти религиозной идеологии местного населения, проживающего на территории Удорского края, был поднят в исследованиях дореволюционных историков и этнографов. В этих работах, опубликованных по большей части на страницах Вологодских губернских ведомостей, представлена информация историко-этнографического и статистического характера.1 Сведения по истории развития духовных традиций удорского населения, приверженного влиянию старообрядческой идеологии, по большей части встречаем на страницах Вологодских епархиальных ведомостей. Особое место в истории развития историографии «удорского раскола» занимают отчеты епархиальных миссионеров Удорского края, в которых содержится довольно обстоятельная информация по истории старообрядческого движения на Удоре; в отчетах миссионеров впервые представлена попытка аналитического исследования истории духовной культуры местного населе
1 Титов И. Ярмарка на Вашке // ВГВ. 1840. № 38; Первая поездка на Удору // ВГВ. 1847. № 41-42; Протопопов П. Статистическое описание Яренского уезда // ВГВ. 1849. № 20-21; Аврамов В. Жители Яренского уезда и их хозяйственный быт // ВГВ. 1859. № 28 - 38, 40-42, 45; Попов И. Черты из быта, нравов и обычаев зырян Яренского уезда Удорского края // ВГВ. 1875. № 89 - 91; Волков Н.Д. Удорский край // Вологодский сборник, Вологда, 1879. Т. 1. ния. В 60-70-х гг. XX в. к изучению истории старообрядческого движения на территории Удоры обращались известные исследователи истории Коми края Л.П. Лашук3, Л.Н. Жеребцов4, Ю.В. Гагарин5. В 80-90-е гг. XX века появились работы, посвященные исследованию миссионерского движения православной церкви на территории уездов Коми края, и связанной с ним истории местного старообрядчества (А.Н. Власов, А.Н. Манаков, Ю.В. Савельев)6.
Начало изучения рукописно-книжного наследия удорских староверов было положено в 60-х гг. XX века, когда сотрудником ИР ЛИ (Пушкинский Дом) Г.М. Прохоровым была предпринята первая археографическая поездка в Удорп ский район Республики Коми. В течение 1987-1999 гг. на Удору было совершено несколько экспедиций исследователями Сыктывкарского университета под руководством А.Н. Власова, материалы которых подтвердили существование в данном регионе местной рукописной традиции.8 В ряде исследований были намечены возможные пути рассмотрения старообрядческой книжности на Удоре и обозначена ведущая для изучения этой культуры проблема двуязычия местного населения, в целом оказавшая влияние на формирование письменного наследия удорских жителей; были рассмотрены также отдельные литературные памятники, связанные, прежде всего, с творчеством писцов и книжников из старообрядческого рода Рахмановых-Матевых-Палевых.9
2 ВЕВ, 1896-1917; Шляпин В.П. Удора. Из воспоминаний и путешествий в Удорский край в 1888 г. // За работу! 1921, №2. С. 75 - 82.
Лашук Л.П. Старообрядчество в Коми АССР // Вопросы атеистической пропаганды. Сыктывкар, 1961. С. 32 -43.
4 Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII - начале XX вв. М., 1972.
3 Гагарин Ю.В. Старообрядцы. Сыктывкар, 1973; История религии и атеизма народа коми. М., 1978.
6 Власов А.Н., Манаков А.Н., Савельев Ю.В. К вопросу о новых источниках по изучению Сольвычегодско
Устюжского края (деятельность Великоустюжского Православного Стефано-Пркопьевского Братства /7 Проблемы изучения традиционной культуры Севера. (К 500-летию г. Сольвычегодска). Сыктывкар, 1992. С. 80-86; Савельев Ю.В. Развитие старообрядческого книжного центра на Удоре (По материалам отчетов миссионеров Велико-Устюжского Православного Стефано-Прокопьевского братства) // Бысть на Устюзе .: Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1993. С. 100- 109.
7 Прохоров Г.М. За рукописями на Мезень и Вашку // ТОДРЛ. М.; Л., 1964. Т. 20. С. 404-408.
8 Власов А.Н., Савельев Ю.В. Некоторые проблемы генезиса старообрядческой книжной культуры (по материалам археографических экспедиций Сыктывкарского университета) // Источники по истории народной культуры Севера: Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1991. С. 105-111.
9 Власов А.Н. Проблемы бытования традиционной книжности среди населения коми (по материалам археографических экспедиций СГУ 1986 - 1989 гг.) // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа коми: Тез. докл., Сыктывкар, 1990. С. 19-21; Власов А.Н., Рыжова Е.А. Старообрядческий книжный центр на Удоре // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Тез. докл. II научной конф. М., 1997. С. 171 -172; Рыжова Е.А.: 1) Удорский дневник XIX - XX вв. коми крестьян-старообрядцев // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Материалы IV научно-практической конференции. М, 1998. С. 238-240; 2)
Актуальность исследования обусловлена тем, что в научный оборот введены далеко не все архивные документы, историко-литературные памятники, изучение которых поможет глубже понять положение старообрядчества на территории Удорского края. Не привлекавшиеся ранее источники позволяют по-новому взглянуть на уже известные материалы, дополнить сложившиеся представления о местных старообрядческих согласиях. В первую очередь, это касается страннической (бегунской) традиции, широко распространенной среди удорского населения в конце XIX - начале XX вв. Рассмотрение удорской рукописной традиции в рамках каргопольской книжной культуры интересно, прежде всего, тем, что удорские староверы, входящие в состав каргопольской страннической общины, принадлежали к иной - коми - этнической группе.
Научная новизна работы состоит в том, что до сегодняшнего дня не предпринимался комплексный анализ литературно-книжной традиции удорских старообрядцев в контексте общерусской старообрядческой культуры. Кроме того, странническая письменная культура, во многом ставшая определяющей для самосознания и религиозной идеологии местного населения, на сегодняшний день является одной из малоизученных традиций. В современных исследованиях в основном представлены попытки источниковедческих разысканий. До настоящего времени не были решены проблемы развития поздней рукописной традиции северно-русских странников, не предпринимался филологический анализ страннических текстов. Письменное наследие странников-статейников, к которым принадлежали и удорские староверы, осталось практически не изученным: не определен репертуар чтения, круг авторских сочинений, ведущие жанровые формы, особенности литературной манеры, приемы и принципы работы страннических книжников.
Историко-культурная и литературная традиция старообрядцев Удорского края рассмотрена нами на основании привлечения большого круга письменных
Удорская старообрядческая редакция «Азбуки о голом и небогатом» // Уральский сборник: История. Культура. Религия (К 25-летию Уральской объединенной археографической экспедиции. Екатеринбург, 1998. С. 237 -241; Рыжова Е.А., Филиппова В.В. К проблеме истории коми письменности: о новом рукописном источнике XIX в. // Общие проблемы преподавания языков: Тез. международной научно-методической конф. Сыктывкар, 1998. С. 136- 137 и др. источников - документальных и литературных, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Изучение письменного наследия удорских староверов в широком историко-культурном контексте позволяет провести комплексное исследование духовных традиций местного населения, приверженного старообрядческой идеологии.
В первую группу источников можно включить неопубликованные материалы, среди которых наиболее значимыми являются рукописные сборники удорских крестьян, созданные местными книжниками или бытовавшие в кругу жителей Удорского края. Имена книжников, восстанавливаются, прежде всего, исходя из авторских и читательских записей, помет и маргиналий, оставленных на полях рукописных сборников и старопечатных книг. Не менее важными источниками, раскрывающими состояние рукописно-книжной традиции, являются архивные документы, входящие в фонды духовных консисторий и правлений, а также материалы судебно-следственных дел в фондах гражданских ведомств - уездных судов, губернских и уездных правлений (НА РК, ГАВО, ВУФ ГАВО).
Материалы дореволюционных архивов отражают точку зрения церковных и гражданских властей на «раскол» в Удорском крае. Архивные документы дореволюционного периода, непосредственно связанные с «противораскольниче-ской» деятельностью представителей духовных и светских властей на территории Удорского края, в настоящее время находятся в различных архивных собраниях: фондах Вологодской духовной консистории10, Великоустюжского и Яренского духовных правлений11. Отдельные документальные материалы были привлечены из Усть-Сысольского духовного правления, поскольку Яренский и Усть-Сысольский уезды, являясь смежными территориями, входили в состав Вологодской губернии; в ряде случаев в фондах Усть-Сысольского духовного правления присутствуют необходимые сведения о распространении старооб
10 В фондах Вологодской духовной консистории содержится 255 дел 1731 - 1917 гг. В отдельных указах и постановлениях духовной консистории нашла отражение «противораскольническая борьба» с раскольниками Удорского края. В фондах Яренского духовного правления представлено 11 дел, с 1788 по 1917 гг., в которых имеются матерядчества на территории всей губернии, в том числе и Яренского уезда. Большую значимость при реконструкции книгописной деятельности удорских староверов имеют сведения, присутствующие в ежегодных отчетах окружных и епархиальных миссионеров Удорского (ВУФ ГАВО). Отчеты миссионеров представляют собой первичные, собранные на местах, сведения, которые впоследствии объединялись и в сокращенном виде публиковались на страницах «Вологодских епархиальных ведомостей» или выходили отдельными брошюрами.
Среди документов этих архивных фондов встречаются сведения об изъятии у местных староверов рукописных и старопечатных книг, материалы о привлечении удорских старообрядцев к административной и уголовной ответственности, отдельные факты, позволяющие реконструировать биографии старообрядческих наставников и местных книжников. Кроме того, ценной информацией в деле восстановления родословных удорских староверов-книжников служат сведения, полученные от местных жителей в ходе фольклорных и археографических экспедиций, материалы которых демонстрируют состояние старообрядческой традиции настоящего времени, фиксируют бытовые и религиозные особенности жизни местного населения, изменение сознания современных староверов. Значительный комплекс источников составляют устные воспоминания, записанные от удорских жителей в экспедиций. К ним, прежде всего, относятся семейные предания о старообрядческом роде Рахмановых-Матевых-Палевых, Коровиных, Ильиных, Екимовых, Федоровых, легенды и рассказы о преследовании старообрядцев в годы Советской власти, отдельные бытовые зарисовки
12 из жизни местных староверов.
Вторая группа источников представлена материалами, опубликованными на страницах Вологодских губернских и епархиальных ведомостей. По сравнению с отчетными материалами миссионеров православной церкви, представленныриалы по истории старообрядческого движения на Удоре.
12 Удорское собрание Фольклорного архива Сыктывкарского университета составляют аудио, видео и рукописные записи, выполненные в ходе фольклорно-археографических экспедиций СыктГУ на Вашку (1988, 1989, 1999 гг.), учебных фольклорных практик студентов филологического и финно-угорского факультетов СыктГУ (1996-2000 гг.), а также поступившие из личных фондов собирателей. Всего собрание насчитывает 100 единиц ми в архивных фондах, журнальные варианты отчетов отличаются краткостью и лаконизмом, в них отмечаются самые неординарные или, наоборот, традиционные сведения. В эту же группу источников мы включили опубликованные отчеты археографических экспедиций, отмечавшие отдельные исторические сведения о распространении старообрядческой культуры среди местного населения, а также фиксирующих состояние книжной культуры на определенный период.
Первостепенное значение в изучении истории местного старообрядчества занимает рукописное творчество книжников Удорского края, поскольку письменная традиция, распространившаяся среди удорского крестьянства, оказала существенное влияние на весь жизненный уклад местного населения и, в первую очередь повлияла на их духовную культуру. Изучение книжных собраний удорских староверов помогает подробнее раскрыть внутриобщинную жизнь местных последователей старообрядчества, оставивших после себя богатое рукописное наследие. Рукописные сборники, созданные местными книжниками, входят в различные книжные собрания, сформированные в результате археографических экспедиций на Удору. 23 рукописные книги удорского происхождения входят в состав Мезенского собрания Древлехранилища ИРЛИ13; 58 рукописей представлено в Вашкинском территориальном собрании Отдела редкой книги Научной библиотеки СыктГУ (далее - ОРК НБ СыктГУ)14. Отдельные рукописные сборники удорских староверов входят в состав рукописного фонда Коми республиканского историко-краеведческого музея15 и Гагаринско-го собрания ОРК НБ СыктГУ, в котором представлены памятники письменности, имеющие непосредственное отношение к удорской рукописной тради-16 ции. хранения (77 аудиопленок, кассет и минидисков, 14 видеокассет, 9 единиц рукописных записей).
13 Краткое описание рукописей удорского происхождения см.: Прохоров Г.М. За рукописями на Мезень и Башку // ТОДРЛ. М.;Л., 1964. Т. 20. С. 404-408.
14 Машинописный (электронный) вариант описания 48 рукописей из Вашкинского собрания ОРК НБ СыктГУ выполнен А.Н.Власовым, Е.А.Рыжовой; 10 рукописей, привезенные из археографической экспедиции 1999 г., описаны и подготовлены к изданию Е.В.Прокуратовой. Памятники письменности в хранилищах Коми АССР: каталог-путеводитель. Ч. I. Рукописные книги. Вып. 2. Рукописное собрание Коми республиканского историко-краеведческого музея (в печати).
16 Памятники письменности в хранилищах Коми АССР: каталог-путеводитель. Сыктывкар, 1989. Ч. I. Рукопис
Существенную помощь в разрешении поставленных нами задач оказало
1 7 изучение Каргопольского собрания БАН и рукописных фондов Каргопольско-го историко-краеведческом музея-заповедника. В ходе исследования нами было установлено, что удорские рукописи, в частности, страннические рукописные сборники, генетически восходят к каргопольской рукописной традиции; удорские странники-статейники входили в состав Каргопольского предела и потому имели постоянные контакты с этим культурным центром.
Кроме того, при изучении рукописной традиции удорских старообрядцев необходимо учитывать старообрядческие книги из частных собраний местных жителей Удорского района Республики Коми: в первую очередь, это родовое
1 8 собрание Рахмановых-Матевых-Палевых (с. Пучкома) , книжное собрание рода Давыдовых-Коровиных (с. Чупрово), коллекция А.П.Лимеровой (д. Муфтю-га)и др.
В книжных собраниях удорских крестьян-старообрядцев довольно часто встречаются рукописные сборники, созданные в страннической среде, последователи которого оказали значительное влияние на формирование вероиспове-дальных особенностей местного населения, развития их духовной культуры. Рассматривая письменное наследие удорских староверов, видимо, не следует говорить об оригинальности их рукописной культуры без указания ее ориентированности на духовные и литературно-книжные традиции северно-русского старообрядчества. Удорская рукописная традиция последователей страннического согласия - это только небольшая часть более широкой и имеющей глубокие исторические корни рукописно-книжной культуры Каргополья, которая нашла свое специфическое преломление в среде удорских староверов-странников. Изучение удорской рукописной традиции в рамках каргопольской книжной культуры интересно, прежде всего, тем, что удорские староверы, вхоные книги. Вып. 1. Рукописное собрание Сыктывкарского государственного университета. С. 32-135.
17 Краткое описание рукописных сборников Каргопольского собрания см.: Бубнов Н.Ю., Копанев А.И. Отчет об археографической экспедиции библиотеки АН СССР. 1965 г. // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. М.;Л., 1966. С. 199-205; Кукушкина М.В., Лихачева О.П. Археографические экспедиции в Каргопольский и Плесецкий районы Архангельской области // Сборник статей и материалов по книговедению. Л., 1970. Вып. 2. С. 309-326. дящие в состав каргопольской страннической общины, принадлежали к иной -коми - этнической группе.
Целью нашей работы является попытка восстановить картину развития и функционирования старообрядческой письменной культуры на территории данного Удорского района; мы попытались приблизиться к постижению феномена старообрядческой книги, который оказал существенное воздействие на формирование религиозной идеологии и жизненного уклада местного населения. Письменная традиция удорских крестьян-старообрядцев развивалась под определяющим воздействием старообрядческого наследия крупных северно-русских книжных и литературных центров, располагавшихся на территории Поморья, Каргополья, Мезени, Пинеги, Северной Двины, воплощая в себе и развивая их духовные традиции. Вместе с тем удорской старообрядческой традиции нельзя отказать в самобытности, поскольку на формирование духовного наследия местного населения, а также на их самосознание повлияла не только старообрядческая идеология в целом, но и собственная специфика жизнедеятельности и бытового уклада, и в первую очередь двуязычный характер культуры жителей Удорского края.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи: 1) выявить исторические корни и духовные истоки удорской старообрядческой традиции; 2) рассмотреть формирование и функционирование крестьянской старообрядческой библиотеки; восстановить историю отдельных старообрядческих родов, имеющих непосредственное отношение к распространению книжной культуры; 3) обозначить различные типы рукописной книги, бытовавшей среди последователей удорского старообрядчества; 4) рассмотреть соотношение жанров в письменной традиции удорских старообрядцев, определив наиболее характерные и продуктивные жанры, а также выявить причины доминирования одних жанровых разновидностей над другими; 5) определить основной круг литературных памятников, получивших распространение на территории Удорского края, особенности их бытования в кругу местных жителей; 6) проанали
18 Описание родового собрания Рахмановых-Матевых-Палевых, выполненное А.Н.Власовым и Е.А.Рыжовой, зировать отдельные литературные сочинения и попытаться обозначить некоторые принципы и приемы построения старообрядческих текстов удорской рукописной традиции; 7) проследить трансформацию сознания старообрядческого книжника, которая нашла отражение в рукописном наследии удорских староверов; 8) определить место удорского рукописно-книжного центра в развитии общерусских старообрядческих традиции.
Методологической основой нашего исследования послужили работы современных ученых по истории развития древнерусской и старообрядческой литературы, общерусского историко-литературного процесса. Проблема развития региональных литературных центров была обозначена еще в работе Н.К. Пик-санова «Областные культурные гнезда»19, в которой автор областные литературы рассмотрел как «органическую часть целого». Исследование региональной литературы на фоне общерусской традиции, обращение к теоретико-методологических аспектам данной проблематики представлено как в работах по медиевистике, так и по современному литературному процессу Ю.С. Пост
20 21 22 23 нова , Д.С. Лихачева , Б.А. Чмыхало , A.M. Панченко , Е.К. Ромоданов
24 25 26 27 28 ской , JI.A. Дмитриева , А.Н. Власова , А.Г. Мосина , В.В. Абышева и др.
Определенным этапом в изучении локальных книгописных центров стало
09 появление сборников научных статей «Книжные центры Древней Руси»" , в которых исследования объединяются по своей типологической общности - изучение литературно-книжных традиций различных регионов России. существует в машинописном (электронном) варианте.
14 Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. М.; Л., 1928. С. 13-15.
20 Постнов Ю.С. Русская литература Сибири первой половины XIX в. Новосибирск, 1970.
21 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М. 1979. С. 31.
22 Чмыхало Б.А. Региональные проблемы истории русской литературы: Автореф. дис. .д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1993.
23 Панченко A.M. Литературы Сибири и Дона // История русской литературы. Л., 1980. Т. 1. С. 325 - 326.
24 Ромодановская Е.К. Русская литература в Сибири первой половины XVII века. Новосибирск, 1973.
25 Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера XIII - XVII вв. Л., 1973.
20 Власов А.Н. Устюжская литература XVI - XVII веков. Историко-литературный аспект. Сыктывкар, 1995.
27 Мосин А.Г. Книжная культура и рукописная традиция русского населения Вятского края (XVII - середина XIX в.) Автореф. дис. . канд. ист. наук. Свердловск, 1986.
28 Абышев В.В. Пермский текст в русской культуре и литература XX века: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2000.
29 Книжные центы Древней Руси XI - XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991; Книжные центы
Древней Руси XVII в.: Разные аспекты исследования СПб., 1994.
Начало изучения рукописной культуры крестьянского старообрядческого населения было положено исследованиями В.И. Малышева, обобщающим результатом которых и одним их первых опытов целенаправленного археографического анализа рукописной старообрядческой библиотеки стала монография ученого, давшая толчок исследованиям книжных центров России.30 Изучению рукописно-книжных старообрядческих традиций посвящены работы Н.Ю. Бубнова31, И.В. Поздеевой32, Н.В. Понырко33, Е.М. Юхименко34, А.И. Мальцева35 и др. Исследование региональных старообрядческих духовных центров позволяет говорить как об общих тенденциях их развития, так и о характерных особенностях, свидетельствующих о самобытности и оригинальности рассматриваемых традиций.
В методологическом аспекте были привлечены работы, в которых исследователи попытались рассмотреть методы и приемы изучения старообрядческой рукописной книги и ее характерные особенности как своеобразного феномена русской культуры36, принципы построения старообрядческих историко-литературных текстов.37 В первую очередь, отметим исследования по изучению выговского старообрядческого центра, повлиявшего на развитие большинства старообрядческих традиций позднего периода и ставшего духовным ориенти
Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв.». Сыктывкар, 1960.
Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в Росси во второй половине XVII в.: Источники, типы, эволюция. СПб., 1995. л Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. По материалам археографических экспедиций МГУ 1966- 1980 гг. М., 1982. С. 40-71.
J> Понырко Н.В. Выговская литературная школа в первой половине XVIII столетия: Автореф. дис. .канд. филолог. наук. Л., 1979.
4 Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: литература и духовная жизнь: Дис. . д-ра филол. наук. СПб, 1999.
35 Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII - первой половине XIX в. Новосибирск, 1996.
6Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в Росси во второй половине XVII в.: Источники, типы, эволюция. СПб,
1995.
37 Покровский H.H. О роли древних рукописных и старопечатных книг в складывании системы авторитетов старообрядчества // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1978. С. 30-48; Плигузов А.И. Авторские сборники основателей Выговской пустыни // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С. 103 -112; Буланин Д.М. О некоторых принципах работы древнерусских писателей // ТОДРЛ. Л, 1983. Т. 37. С. 3 - 13; Беляева O.K. Старообрядческая рукописная традиция начала XVIII в. и работа выговских книжников над поморскими ответами // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск, 1986. С. 63- 69; Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996; Бахтина О.Н. Проблемы поэтики старообрядческой литературы (агиографические тексты): Автор, дис. . д-ра филологич. наук, Томск, 2001 и др. ром и отправной точкой в развитии их собственных книжных и литературных культур (Н.В. Понырко, Е.М. Юхименко).
Принципиальное значение при характеристике рукописно-книжной культуры имеет вопрос о зависимости состава общинного книжного собрания от конфессиональной принадлежности той или иной старообрядческой группы, от
3 8 особенностей ее формирования. Впервые этот вопрос был поднят в докладе Е.И. Дергачевой-Скоп и H.H. Покровского в 1968 г. на конференции в ИР ЛИ РАН (Пушкинском Доме).39 Распространение религиозной идеологии старообрядчества в филипповском и странническом изводах среди населения Удорско-го края в конце XVIII - XX вв. повлияло не только на бытовой уклад жизни местного населения, но и существенным образом отразилось на самосознании удорских жителей и нашло свое претворение в их рукописно-книжной культуре.
Методы исследования. В основу работы положен комплексный филологический подход к изучаемым источникам, сочетающий себе принципы историко-культурного, текстологического и источниковедческого анализа, что позволяется приблизиться к воссозданию целостной картины развития книжной и литературной традиции данного региона.
Практическая значимость работы заключается во введении в научный оборот широкого круга документальных и литературных источников, напрямую связанных с развитием литературно-книжных традиций Удорского края в XIX -XX вв. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в общих курсах по истории старообрядческого движения на северно-русской территории, отдельные положения работы могут послужить основой построения курсов по истории развития литературного процесса среди части крестьянского населения, подверженного влиянию старообрядческой религиозной идеологии.
38 Дергачева-Скоп Е.И., Алексеев В.Н. Репертуар традиционного чтения старообрядческих согласий Сибири. Этюды нравственной философии // Skupiska staroobrzedowcow w Europie, Azju i Ameryce. Warshawa. 1994.
39 Говоря о сибирских старообрядческих районах, исследователи отметили, что принадлежность старообрядцев к определенным согласиям оказывает влияние «на распространение в данном месте тех или иных памятников древнерусской книжности. При этом приходится учитывать не только специфику какого-либо старообрядческого согласия, но и различное отношение к древним книгам в поселениях одного и того же согласия, но распо
Апробация. Основные положения диссертационного исследования обсуждались в рамках аспирантских семинаров и семинаров кафедры фольклора и истории книги, на 14 Коми республиканской молодежной конференции (Сыктывкар, 2000); конференции «Проблемы материальной и духовной культуры России и зарубежных стран» (Сыктывкар, 2001), «Февральских чтениях» Сыктывкарского университета (2000, 2001, 2002 гг.), на научно-практических конференциях «Духовная культура Севера: итоги и перспективы исследования» (Сыктывкар, 1998), «Старообрядчество: история, культура, современность» (Москва, 2000); «Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности» (Архангельск, 2001); на международной конференции «Коренные этносы Севера Европейской части России на пороге нового тысячелетия: история, современность, перспективы» (Сыктывкар, 2000). По теме диссертации опубликовано шесть работ, две статьи находятся в печати.
Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка сокращений, Перечня архивных материалов и библиографии. Основной текст диссертации сопровождается рядом приложений. В Приложении 1 дается реконструкция собрания рукописных книг удорского наставника П.Ф. Ильина; в Приложении 2 представлена реконструкция состава рукописного собрания семьи Коровиных; Приложение 3 содержит краткое описание рукописных книг из частного собрания А.П.Лимеровой (д. Муфтюга); Приложение 4 включает эпистолярные произведения удорских староверов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Книжная и литературная традиция крестьян-старообрядцев Удорского края в конце XVIII-XX вв."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Литературно-книжное наследие жителей Удорского края представляет собой позднюю письменную традицию конца XVIII - XX вв., которая распространилась среди крестьянского старообрядческого населения, и достигла своего расцвета в самом конце XIX - начале XX вв. Территориальное расположение Удорского края, отдаленного от центральных районов, способствовало притоку на эти земли последователей старообрядчества из различных северно-русских регионов, спасавшихся от преследований и гонений официальных властей. Носители старообрядческих традиций, принесшие с собой свои мировоззренческие установки, постепенно ассимилировались с местным коми населением. Сложившиеся обстоятельства способствовали сохранению жизненных устоев и традиций старообрядческого населения, во многом ориентированного на культуру допетровской Руси. Вместе с тем удорская традиция не была «закрытым» явлением и подобно другим старообрядческим культурам развивалась, воспринимая иные течения и веяния.
Рукописная традиция удорских крестьян-старообрядцев впитала в себя книжное и литературное наследие различных направлений старообрядчества, прежде всего, поморского, филипповского и страннического согласий, распространенных на территории удорских селений, что обусловило ее синтетический характер и оказало значительное воздействие на репертуар чтения старообрядческих книжников. И вместе с тем, говоря о рукописной традиции удорских староверов-странников, можно заметить, что она генетически восходит к каргопольской рукописной культуре.
Подавляющее большинство рукописей удорских старообрядцев создано последователями страннического согласия, поскольку странники, приняв «иноческий постриг» и посвятив свою жизнь «духовному деланию», приобщались к старообрядческому наследию, постигая искусство рукописного и иконописного ремесла, и зачастую получали «профессиональные» навыки составления рукописных сборников (Ильины, Коровины, Екимовы, Козыревы,
Федоровы и др.). Нередко местные книжники составляли целые династии, в которых передавалось по наследству управление той или иной ветвью старообрядчества и умение составлять рукописные книги. В то же время последователи филипповского согласия, проживающие на территории Удорского края, как правило, вели образ жизни обычных северно-русских крестьян, многие из них были неграмотны, и потому большая часть их рукописного наследия создана отдельными старообрядческими наставниками, владеющими навыком составления рукописных книг (книжники из рода Рахмановых-Матевых, Бозовых и др.).
Определяющее воздействие на формирование духовных традиций местного населения и развитие удорской литературно-книжной традиции оказали местные наставники, начетчики и религиозные идеологи различных согласий, круг чтения которых имел более широкую палитру по сравнению с рядовыми книжниками. Большое значение для определения репертуара чтения старообрядческой общины играют сборники четьего характера, весьма популярные среди удорских старообрядцев и отражающие литературные вкусы и предпочтения местных жителей. Круг чтения старообрядческих наставников свидетельствует об их широкой образованности. Наряду с традиционными для старообрядческих кругов текстами - книгами Священного Писания, святоотеческими творениями, древнерусскими памятниками книжности -составители рукописных сборников были знакомы с текстами «новой литературы»: исследованиями миссионеров православной церкви, работами синодальных историков, сочинениями своих оппонентов, материалы которых они активно включают в авторские тексты.
Среди рукописных сборников, пользовавшихся особой популярностью у староверов Удорского края, были книги уставного и регламентирующего характера, моделирующие поведение человека, прежде всего представителя своей старообрядческой общины, и определяющие взаимоотношения староверов со своими единоверцами и религиозными противниками. Определяющим для самосознания удорских старообрядцев XIX - XX вв. стали полемические сборники, содержащие сочинения разнообразных жанровых форм. Традиция догматических прений, изначально присущая старообрядческой письменности, нашла свое преломление в страннических полемических сочинениях. Возникшая в староверческих кругах полемика по тем или иным вопросам разрешалась, прежде всего, посредством периодических соборов старообрядческой церкви. Помимо этого, в ходе разрешения возникших противоречий появляются многочисленные рукописные сочинения полемической направленности, в которых обозначаются точки разногласий и споров. Полемические тексты воплотили в себе старообрядческую концепцию видения мира, отразили самосознание старообрядческого книжника и определили значение и место того или иного согласия в развитии старообрядческого движения и христианской истории в целом. Эти сочинения, с одной стороны, были направлены на опровержение идеологии реформированной церкви в лице ее официальных представителей, с другой - были адресованы последователям других старообрядческих согласий и толков и написаны в целях опровержениях их точки зрения и утверждения своей собственной позиции.
Старообрядческая письменная культура с характерным для нее традиционализмом сознания, способствовала определенной консервации устоявшихся литературных канонов и жанровых разновидностей, закрепившихся еще в древнерусской и ранней старообрядческой письменной культуре. Среди историко-литературных текстов, переписанных и бытовавших на Удоре, наибольшее распространение получили публицистические сочинения разных жанровых разновидностей (послания, поучения, беседы, вопросно-ответные сочинения). Доминирование публицистических текстов объясняется тем, что эти жанры в наибольшей степени отвечали потребностям старообрядческой общины, пропагандистским задачам и общей направленности старообрядческой литературы. Кроме того, характерной чертой поздней старообрядческой литературы стала ее полифункциональная направленность, позволяющая в рамках создаваемых произведений вести не только религиозную полемику и прения, но и выполнять дидактические цели -увещания и наставления. Нередко полемические сочинения получают названия, в которых отражена не только их дискуссионная направленность, но ярко обозначена и их дидактическая природа. Так, полемическое послание А.В.Рябинина получает заглавие «Увещание и извещение», а его полемический сборник, направленный против последователей оппозиционного течения, определяется как «Просветитель страннический», основная задача которого видится в наставлении «непросвещенного» читателя. Жанровая полифункциональность, на наш взгляд, проявляется, во-первых, на уровне синтеза документальных памятников письменности и чисто литературных произведений, во-вторых, в отсутствии чистоты жанровой формы, когда определенный жанр - чаще всего послание, - включает в себя другие литературные разновидности, не лишая их при этом присущего своеобразия.
Типической чертой старообрядческой литературы позднего периода становится интертекстуальный характер создаваемых текстов: ведущую позицию в поздних старообрядческих текстах XIX -XX вв. занимает цитата. Для старообрядческих сочинений и рукописных сборников удорских староверов XIX - XX вв. компиляция становится наиболее продуктивным методом и принципом построения текста. Незначительное количество оригинальных «авторских» сочинений и переработок известных произведений древнерусской и старообрядческой книжности, компилятивный способ подачи материала можно объяснить иноязычным характером культуры удорских крестьян-старообрядцев, использовавших в своей разговорной практике коми язык. Для подавляющего большинства удорских жителей русскоязычная письменная культура оставалась иноязычной традицией, с которой были хорошо знакомы только отдельные представители местного населения, по большей части начетчики и наставники.
Характерной особенностью старообрядческой литературы позднего периода является по преимуществу ее документальная направленность, когда изначально нелитературные жанры - акты соборных постановлений, беседословия», созданные на основе соборных разбирательств, прошения, «показания», «объявления», частные эпистолярные произведения - активно включаются в литературную традицию и становятся ее неотъемлемой частью, переписываясь как художественные тексты. Подобные «документальные сочинения» могут выступать как самостоятельные произведения, входящие в состав того или иного рукописного сборника, так и вплетаться в повествовательную ткань более крупных по объему сочинений в качестве их структурных элементов.
В качестве источников старообрядческих произведений, их «мозаичного» материала, могли выступать не только традиционные для этих текстов многочисленные авторитетные выписки и цитаты из святоотеческих творений -своеобразная дань традиции, - но и «новая» литература - современные исследования по истории старообрядческого движения, догматико-богословским вопросам, написанные миссионерами православной церкви и учеными-историками официального православия.
Литературно-книжная традиция удорских крестьян-старообрядцев развивалась в русле северно-русской книжности, и вместе с тем удорская книжная культура заметно уступала крупным старообрядческим центрам в плане своей оригинальности: с одной стороны, ее можно рассматривать как вполне традиционную позднюю рукописную культуру, с другой - это самобытное явление, развившееся на фоне северно-русской старообрядческой письменности. Проявление этого феномена видится, прежде всего, в двуязычном характере языковой практики удорских жителей: распространенный среди местного населения коми язык использовался в повседневной жизни, в то время как культовая практика и рукописно-книжная культура создавались в рамках русскоязычной традиции. Удорской рукописной культуре почти не известны письменные тексты, созданные на коми языке, за исключением нескольких оригинальных сочинений, созданных ее лучшими представителями («Руководство по окрашиванию красками» И.М. Матева).
Удорская письменная культура практически не знала и оригинальных переработок древнерусских и старообрядческих памятников письменности. Отдельные самобытные сочинения, созданные местными книжниками, стоят на стыке делового документа и литературного произведения: частная переписка удорских староверов, «прошения» в вышестоящие органы, дневниковые (фенологические) записки и т.п. Решающую роль в этом процессе сыграли не только традиционализм сознания старообрядческого населения и общая ориентация удорских староверов на воспроизведение авторитетных сочинений древнерусской и старообрядческой письменности, но и иноязычный характер культуры местного населения. Кроме того, немаловажным фактором явилось и то, что удорская письменная традиция не успела окончательно сформироваться, поскольку известные события в стране в первой половине XX в. помещали этому процессу.
Список научной литературыПрокуратова, Екатерина Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Боева JT. Развитие жанров в русской и болгарской литературах XVII- XVIII вв. София, 1983.-/3. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: источники, типы, эволюция. СПб., 1995.
2. Буланин Д.М. О некоторых принципах работы древнерусских писателей // ТОДРЛ. Л., 1983. Т. 37. С. 3 13.
3. Вескинский А. Странники или бегуны. Очерк из новейшей истории раскола // Православное обозрение. 1864. Т. 14. С. 287 339.
4. Власов А.Н. Проблемы бытования традиционной книжности среди населения коми (по материалам археографических экспедиций СГУ 1986 1989 гг.) // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа коми: Тез. докл., Сыктывкар, 1990. С. 19-21.
5. Власов А.Н. Устюжская литература XVI XVII вв.: Историко-литературный аспект. Сыктывкар, 1995.
6. Z1. Власов А.Н., Рыжова Е.А. Старообрядческий книжный центр на Удоре // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Тез. докл. II научной конф. М., 1997. С. 171 172.
7. Вознесенский A.B. Старообрядческие издания XVIII начала XIX века: Введение в изучение. СПб., 1996.
8. М.Волков Н.Д. Удорский край // Вологодский сборник. Вологда, 1879. Т.1.
9. S.Волкова Т.Ф. Словарь книжников Печоры (задачи и проблемы издания) // Мир старообрядчества. Вып 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной конференции. М., 1998. С. 116-122.
10. Б.Волкова Т.Ф. Записи на усть-цилемских рукописных сборниках как источники по истории духовной культуры Нижней Печоры // Духовная культура. Проблемы и тенденции развития Всерос. науч. конф. 11-14 мая 1994: Тез. докл. Сыктывкар, 1994. С. 5-8.
11. Волкова Т.Ф. Эсхатологические сочинения в круге чтения печорских крестьян // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5 /Отв. ред. И.В. По-здеева. М., 1999. С. 279 288.
12. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.
13. У.Гагарин Ю. В. Старообрядцы. Сыктывкар, 1973.
14. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
15. Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988.
16. Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996.
17. Гурьянова Н.С. Словесный портрет на Выгу // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI XX вв.: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1998. С. 112-120.
18. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского севера как памятники литературы. Л., 1973.
19. Дмитриева Р.П. Четьи сборники XV в. как жанр //ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 28. С. 150-180.
20. Дмитриева Р.П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 202 230.
21. Дробленкова Н.Ф., Адрианова -Перетц В.П. О средневековых «энциклопедических» сборниках и поэтике // ТОДРЛ., СПб., 1992. Т. 45. С. 34 38. ^Докучаев-Басков К.А. Странническая секта в пределах Олонецкой губернии
22. Истина. 1878. Кн. 59. Без стр. 4£Дутчак Е. Старообрядческое согласие странников (вторая половина XIX XX вв.): Автореф. дис.канд. истор. наук. Томск, 1994.
23. W. Дутчак Е.Е. Учение о побеге в сочинениях старообрядцев-странников второй половины XIX XX вв. по материалам книжных собраний Москвы, Новосибирска, Томска // Мир старообрядчества. М., 1998. Вып. 4. С. 183 - 191.
24. Духовные стихи. Канты (Сборник духовных стихов Нижегородской области) /Сост., вступ ст., подг. текстов, исслед. и коммент. Е.А. Бучилиной. М., 1999.
25. W. Елеонская A.C. Идейно-художественные особенности полемических старообрядческих посланий и челобитных во 2-й половине XVII века // Вопросы стиля художественной литературы. М., 1964. С. 56 76.
26. Елеонская A.C. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. М., 1990.
27. Елеонская A.C. Русская публицистика второй половины XVII века. М., 1978.
28. Еремин И. П. Из истории древнерусской публицистики XI века // ТОДРЛ. М., 1935. Т. 2. С. 46-59.
29. Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII начале XX вв. М., 1972.
30. Зеньковский С. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. Мюнхен, 1970.
31. СО. Казанская М.Г., Коняхина Е.В. Музыкальная культура старообрядчества. Екатеринбург, 1999.
32. Казанский К.И. О расколе в Троицком приходе Каргопольского уезда. Петрозаводск, 1990.
33. Касаткин Н.И. Рассказ бывшего странника о своем уклонении в раскол и возвращении в православную церковь // Братское слово. 1875. Кн. 4. С. 294 328.
34. Киселева М.С. Раскол и конец древнерусской книжности // Вопросы философии, 1990. № 10. С. 110-134.
35. Sk. Конявская E.JI. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI середины XV в.). М., 2000.
36. Книжность как феномен культуры (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1994. № 7-8. С. 3 36.
37. Куандыков Л.К. Филипповские полемические сочинения XIX в. о скитской жизни // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С. 113-124.•7/ Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке. СПб., 1999.
38. Z. Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки русского Севера (Очерки по истории книжной культуры XVI XVII вв.). Л., 1977.
39. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X XVII веков. Л., 1973.
40. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. У2. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. 80. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Тарту, 1970.
41. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси // Вопросы литературы. 1977. № 3. С. 162- 183.
42. XVI века. М.; Л., 1960. <$£. Макарий. Христианство в пределах Архангельской епархии // ЧОИДР. Кн. 3. СПб., 1878. С. 1-86.
43. Максимов C.B. Скрытники и христолюбцы // Отечественные записки. 1876. № 7-8.
44. Мальцев А.И. Старообрядческая повесть XX в. «Последние дни и кончина отца Арсения» // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 433 -440.
45. Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII первой половине XIX в. Новосибирск, 1996.
46. Мальцев А.И. Странники-безденежники в первой половине XIX в. // Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск, 1989. С. 330-351.
47. Малышев В.И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI XX вв. Сыктывкар, 1969.
48. Малышев В.И. Рукописные книги Сыктывкарского республиканского музея Коми АССР // Археографический ежегодник за 1962 г. М., 1963. С. 403-408 (описание удорских рукописных сборников представлено на С. 405-408).
49. Марченко Е.Е. Старообрядчество в Санкт-Петербурге во второй половине XIX в.: Автореф. канд. дис. .историч. наук. СПб., 2001.9£. Матхаузерова С. Древнерусские теории искусства слова. Прага, 1976.
50. Мосин А.Г. Книжная культура и рукописная традиция русского населения Вятского края (XVII середины XIX вв.): Автореф. дис. . канд. историч. наук. Свердловск, 1986.
51. Никольский Н. История русской церкви. М., 1983.
52. Островский Д. Каргопольские «бегуны» (краткий очерк) // Олонецкие епархиальные ведомости. 1900. № 10. С. 371-376.
53. Панич Т.В. «Книга о просуществовании» Афанасия Холмогорского в контексте полемики «грекофилов» и «латинствующих» // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI XX вв. Новосибирск, 1998. С. 56 - 68.
54. Jfif. Панченко A.M. Литературные школы Сибири и Дона // История русской литературы. Л., 1980. Т. 1.С. 325 -330.4DZ. Панченко A.M. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973.
55. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
56. Первая поездка на Удору // ВГВ. 1847. № 41-42.-/Af Памятники письменности в хранилищах Коми АССР: каталог-путеводитель. Ч. I. Рукописные книги. Вып.1. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета. Сыктывкар, 1989.
57. Плигузов А.И. Авторские сборники основателей Выговской пустыни // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С. 103 -112.
58. Плотников К. Обличение русского раскола, известного под именем старообрядчества. Петроград, 1915. №. Понырко Н. В. Выговская литературная школа в первой половине XVIII столетия: Автореф. дис. .канд. филолог, наук. Л., 1979.
59. Пятницкий И.К. Секта странников и ее значение в расколе. Сергиев Посад, 1906.
60. Робинсон А.Н. Творчество Аввакума и общественные движения в конце XVII века//ТОДРЛ. М, Л., 1962. Т. 18. С. 149- 175.
61. У^.Ромодановская Е.К. Русская литература Сибири первой половины XVII века. Новосибирск, 1981.
62. Старообрядчество в России (XVII -XX вв.). М., 1999. С. 149-189.
63. З^.Сесейкина И.В. «Книга бесед» Аввакума памятник полемической литературы второй половины XVII в.: Автореф. дис . канд. филол. наук. СПб., 1991.
64. Садовая О.Н. Старообрядческие полемические сочинения о браке XVIII первой трети XIX в. (обзор списков) // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С. 196-218.
65. JJ. Ситников JI.A. Распространение печатной и рукописной книги в Сибири во второй половине XVIII в.: Автореф. дис. . канд. историч. наук. Новосибирск, 1984.
66. Скворцов Д.И. «Лицевой Цветник» (Рукопись библиотеки Тверской духовной семинарии) // Труды третьего областного историко-археологического съезда, бывшего в г. Владимире 20-26 июня 1906 г. Владимир, 1909. С. 3.
67. МО. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб., 1998.
68. V. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. СПб, 1896.i^l. Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909.
69. ЯСуворов Н. И. Где находилась Удора? // BEB. 1868. № 22. Титов И. Ярмарка на Вашке // ВГВ. 1840. № 38.
70. JP.Титова Л.Б. Беседа отца с сыном о женской злобе: Исследование и публикация текстов. Новосибирск, 1987.fSi. Титова Л.Б. Послания дьякона Федора сыну Максиму // Христианство и церковь в России феодального периода. Новосибирск, 1989. С. 87-98.
71. Х2.Тяпин И.Н. Старообрядческое население Европейского Севера России во второй половине XVII начале XX вв.: Автореф. дис. . канд. историч. наук. Вологда, 2002.
72. Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1. С. 333 367.iSk. Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни / Изд. Д. Е. Ко-жанчикова. СПб., 1862.
73. S5. Хренникова Л.А. Эпистолии в литературе Древней Руси XI XII вв. // Литература Древней Руси. М., 1978. Вып. 2. С. 28-34.
74. Черторицкая Т.В. Ораторское искусство Древней Руси // Красноречие Древней Руси (XI XVII вв.). М„ 1987. С. 5 - 33.5? Чмыхало Б.А. Региональные проблемы истории русской литературы: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1993.
75. Реконструкция библиотеки П.Ф. Ильина (рукописные книги)
76. Вашкинское собрание ОРКНБ СыктГУ2. (Вашк.р.-22). Страннический полемический сборник. XX в. (нач. и серед.). 4°. 240 л.
77. Каргополъское собрание БАН4. (Карг.собр. № 325) Послание П.Ф. Ильина от 4 марта 1913 г. к каргопольским странникам. 8°. 4 л. Полуустав небрежный, автограф П.Ф. Ильина.
78. Каргопольский историко-краеведческиймузей-заповедник5. (Карг.м. (№ 66 к КП 6460). Обиход церковного пения. XIX в. (кон.). 4°. 250 л. Полуустав.
79. Содержит: Обиход церковного пения и Богоридичны воскресны на 8 гласов, Тропарь 8 гласа.1. Мезенское собрание ИРЛИ6. (Мезен. собр., № 99). Обиход. XIX в. (кон.) XX в. (нач.). 4°. 50 л. Полуустав.
80. Реконструкция библиотеки семьи Коровиных (рукописные книги)
81. Гагаринское собрание ОРК НБ СыктГУ5. (Гагар. р.-З) Ирмологий нотированный. 1905 г. (нач.). 4 (большая). 252 л. Полуустав О.П.Коровиной.
82. Родовое собрание А.А.Ивкиной 111. (РС. Ивк. р.-1). Сборник богослужебный. XIX (конец) XX в. (начало). 81 .11л. Содержит: «Начало на ночь и с ночь», «Панахида».
83. В книжное собрание A.A. Ивкиной вошли книги, принадлежащие И.Е. Коровину.
84. Перечень рукописных и старопечатных книг И.Е. Коровина.212.Учительное Евангелие 3
85. Книга, глаголемая Альфа и Омега (печ. 7414 (1706) и 7296 (1788) гг.). 2
86. Книга, глаголемая «Златоструй» 215. Цветная Триодь 1
87. Книга Жития святых из Пролога 127. Книга Св. Ефрема Сирина 128. Катехизис 1
88. Рукописная книга «Рассуждение об антихристе» 1
89. Данные книги были конфискованы у семьи Коровиных в 1889 г. при обыске местной полицией -Д. 304. Л. 86-89.1. Ф. 7. Оп. 1.
90. Краткое описание собрания рукописных книг А.П. Лимеровой3 (д. Муфтюга)
91. Сборник-конволют, без начала. XVIII в. (кон.) XIX в. (нач.). 8°. 37 л. Полуустав двух почерков. Киноварь, заставки. Переплет картонный с тканевым корешком. Содержит: выписки из Скитского покаяния, Книги правил святых отец, «Уроцы за грехи - опитимия».
92. Ирмосы, фрагмент. XIX в. (кон.) XX в. (нач.).4°. 2 л. Полуустав. Красные чернила в заголовках и инициалах. Без переплета.
93. Богослужебный сборник, фрагмент. XIX в. (кон.) XX в. (нач.). 8°. 6 л. Полуустав. Красные и желтые чернила, рисованные инициалы.
94. Сборник духовных стихов, фрагмент. XX в. (серед.). 4°. 2 л. Подражание печатному, гражданская скоропись. Листы из школьной тетради в линейку. Содержит: Стих об Иоанне Крестителе.
95. Сборник духовных стихов. XX в. (серед.). 4°. 5 л. Содержит: «Умоляла мать родная свое милое дитя.», стих о деве Марии, «К тебе, о матерь Пресвятая, дерзаю вознести мой глас.», стих о протопопе Аввакуме.
96. Сборник духовных стихов, фрагмент. XX в. (нач.). 8°.1 л. Полуустав. Красная краска в инициалах. Без переплета. Содержит: «Творец ты мой, покровитель, создатель мой.».
97. Цветник духовный (страннический). XX в. (нач.). 4 . 207 л. Полуустав. Миниатюры. Киноварь в заголовках и инициалах. Переплет доски в коже.
98. Молитва пресвятой Богородицы. 20.02.1966. 4.1 л. Гражданская скоропись. Без переплета.
99. Эпистолярные произведения удорских староверов (1) Письмо Ивана Малахиевича Матева Ивану Александровичу Бурачнину 1881-18854
100. Остаюсь в ожидании, многогрешный раб, старик Иван Малахеевич. нижайши кланяюсь.5
101. Ответ И.А.Бурачнина И.М.Матеву 6
102. Иван Малахиеич, Вы, верно, находитесь в крайнем сумнении о крещении за то, что Вы сами себя крестили, и за неправильное не должно сумневатися. Это отлучение несть правил-но, как святии тако соториша и Богу угодиша.
103. Письма И.М. Матева И.А. Бурачнину, хранящиеся в родовом собрании старообрядцев Рахмановых-Матевых-Палевых, были переписаны А.Н. Власовым.
104. Ответ И.А. Бурачнина представляет собой копию подлинника, выполненную мелким полууставом (почерк И.М. Матева) на полях рукописи И.М. Матева.
105. Письмо Прохору Филиппову (Ильину) от крестьян Чупровского прихода Удорского края (ИРЛИ. Мезенское 71)
106. Еще уведомляю: катанци каталъ Матфей. Василевь и вь цену не взялъ, сотвори хотьомолитву ко Господу Богу за труды .
107. Письмо Прохору Ларионову от Павла Ивановича и Дмитрия Ивановича Давыдовых о высылке икон (ИРЛИ. Мезенское 72)
108. Здесь и далее . обозначает утрату текста.
109. Испр, первонач. «молитву».
110. На поле л. 1 об. присутствут запись, выполненная чернилами подражанием полууставу: «По нискому по поклону и желають добраго здоровие».
111. Письмо Ф.Л. старцам и старицам Авраамию Ивановичу, Савве Ивановичу с прочими (ИРЛИ. Мезенское 73)
112. Письмо Петра Ивановича и Авдотьи Филипповны Прохору Филипповичу1. ИРЛИ. Мезенское 74)
113. На поле л. 1 имеется авторская приписка: «Письма к нам посылайгЬ заказныя, а не простыя».
114. Письмо Анисье Аврамовне Коровиной (старице Галине Аврамовне).
115. Родовое собрание Коровиных-Давыдовых)
116. Страха ради человеческаго или стыда ради (то есть где нужно исповедать) не отрекалася ли веры своея словесы, ни ничтожным или молчанием?
117. Не слушала ли хулы на Бога и Св. богородицу и святых и осталась, не отражая им страха ради?
118. Не слышала ли хулы на веру христианскую и осталась без отражения?
119. По принятии святаго крещения не сообщалась ли в житии християн?
120. По принятии святаго крещения не усумнилась в житии христианском? // (Л. 6 об.) 6. Не помыслила ли ко отпадению христианскаго закона?
121. Не бывала ли после святаго крещения во отступлении христианской веры?
122. Не помыслила ли паки в мирское жительство уклонитися?
123. Не имела ли мысли такой: дотоль живу в братстве, дондеже нисходят мне, аще не будут нисходить, то и жить не буду?
124. Входя в домы неверных, не кланялась ли мирским иконам?
125. Не называла ли еретическую церковь церковию, а попа попом и прочее подобно сему? Не называл ли кто тебя гражданской // (л. 7) или вчиняя в число граждан местных жителей?
126. Не была ли в безбожестве по собственному желанию и не агитировала ли за него или по принуждению, а если не была, то не мыслила ли уклонитися в него?
127. Письмо Дарье Алексеевне Коровиной от вологодских стариц
128. Родовое собрание А.Н. Федоровой)
129. Письмо вологодских стариц Дарье Алексеевне Коровиной и Александре Николаевне Федоровой (Родовое собрание А.Н. Федоровой)
130. Письмо Александре Николаевне Федоровой от вологодских стариц (Родовое собрание А.Н. Федоровой)
131. Лето сего году было хорошое. В огороде всего наросло хорошо. За хлебом ходит не можем, носят соседи, да из Вологды знакомые привозят. Вот так и живем. Мука белая в запасе есть., тем плохо нет дрожей. Но за все слава Богу.
132. Сице грешный. и [у]богий человекъ Прохоръ, прося от то всехъ прощения и святыхъ ваших молитвъ о мне грешнемъ и окаяннемъ предъ Богомъ и Пресвятей Богородице и всемъ святымъ.15 в ркп. доп. над строкой