автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Кодекс чести русского офицера

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Холманских, Алла Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Кодекс чести русского офицера'

Текст диссертации на тему "Кодекс чести русского офицера"



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ХОЛМАНСКИХ Алла Евгеньевна

КОДЕКС ЧЕСТИ РУССКОГО ОФИЦЕРА. (КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА

И НОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ -КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

Раздел 07.00.00 - Исторические науки Специальность 07.00.02 - Отечественная история

на правах рукописи

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

МОСКВА -1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ 3

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ 13

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 29

ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ В ОФИЦЕРСКОЙ СРЕДЕ. ДУЭЛЬ 42

ГЛАВА 2: СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ВОЕННО-

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 59

ГЛАВА 3: ОФИЦЕР КАК ВОСПИТАТЕЛЬ НИЖНЕГО ЧИНА 92

ГЛАВА 4: ОФИЦЕР ВНЕ СЛУЖБЫ. РОЛЬ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА

В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ. 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187

ПРИМЕЧАНИЯ 192

БИБЛИОГРАФИЯ 231

ПРИЛОЖЕНИЯ 241

Вступление

История русской армии конца XIX - начала XX столетия являет собой важнейший аспект задачи изучения последнего периода существования Российской Империи. Состояние армии при всей ее самостоятельности в системе государства неотделимо от состояния общества и в определенной степени служит показателем его благополучия. Изменения в жизни общества - перестановка социальных сил, появление новых ценностей, формирование оппозиционной идеологии - существенным образом деформируют духовные основы армии. В условиях многосословности армии ее духовное единство является залогом стабильности внутриполитической системы всего государства. Именно представления о воинской этике, долге и патриотизме связывают воедино разнородные элементы, которые вне армии разделяют серьезные противоречия как социального, так и политического характера. Эта связь не может быть устойчивой при коротких сроках службы, когда в силу постоянной смены рядового состава армии в ее среду проникают свежие отголоски общественных противоречий, а нескольких отведенных для службы лет просто не достаточно для прочного усвоения военно-патриотической морали. Таким образом, из силы охранительной по отношению к государственной системе армия может трансформироваться в силу, ее разрушающую. В этом отношении эпоха правления Николая И представляет собой особый интерес, ибо позволяет проследить путь внутреннего распада армии через призму ее духовной эволюции.

Хронологически данная работа ограничивается периодом с 1894 по 1914 г. Нижняя граница выбранного временного отрезка определяется узаконением в мае 1894 г. дуэли в офицерской среде. Этим знаменуется начало особого периода в истории армии, в ходе которого заинтересованность государства в сохранении престижа офицерства как внутри армии, так и в обществе в целом приобретает масштабы отдельного направления внутренней политики. С другой стороны рассматриваемый период ограничен годом начала Первой мировой войны, которая обрывает начатый еще в 70-х годах прошлого столетия процесс реформирования армии, и в ходе которой происходит ее распад.

В течение двух рассматриваемых десятилетий вся Россия, а вместе с ней и армия, пережили немало потрясений, из которых сильнейшими были неудачный исход войны с Японией 1904-1905 гг. и захлестнувшая всю страну первая русская революция. Учитывая, что именно в офицерском корпусе заключается нравственная сила армии, мы попытались определить систему представлений самого офицерства о его роли в обществе, его понимание чести и достоинства офицерского звания, долга, патриотизма, благородства - иначе говоря, то, что современники называли неписанным кодексом офицерской чести. Целью данной работы было, помимо рассмотрения в культурно-историческом плане положений кодекса офицерской чести, также проследить, в какой степени русский офицер того времени соответствовал формировавшемуся на протяжении многих десятилетий идеальному образу защитника Отечества.

Понятие "кодекс офицерской чести" само по себе условно, ибо свод правил поведения и образа жизни офицера не был нигде регламентирован, а складывался частью под влиянием самих условий офицерской службы и быта, частью был привит сознательно правительством, сознающим важность здоровой атмосферы в офицерской

среде. Петр Великий, создавая регулярную армию в России, был первым, кто в законодательном порядке установил ответственность за оскорбление офицера. В 1712 г. он издал указ, штрафовавший каждого, кто не почтит офицера, и провел это преимущество в Табели о рангах. Оскорбление, нанесенное офицеру, рассматривалось как задевающее честь всего офицерского сообщества данной части так же, как и неблаговидный поступок одного из военнослужащих бросал тень на достоинство офицерского звания. На протяжении всего ХУШ и части XIX веков, предшествовавших проведению в России военных реформ, в частности, введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности, офицерский корпус русской армии формировался главным образом из представителей дворянских семей, обеспечивавших соответствующий происхождению уровень воспитания. По окончании кадетского корпуса и вслед за тем военного училища, где стремились культивировать принципы строгой порядочности, либо получая воспитание в полковой семье, где проходил службу в качестве юнкера, молодой офицер должен был твердо усвоить комплекс понятий, соответствовавших требованиям своей почетной и престижной службы. К тому же армия была в то время сравнительно небольшая и не требовала большого количества офицеров, что давало возможность применять при их наборе жесткие критерии, а в последующем - тщательно контролировать их поведение.

С массовым пополнением офицерской корпорации представителями недворянских сословий, вносившими с собой понятия своей социальной среды, постепенно размывались устоявшиеся в ходе более полутора веков сословно-дворянские понятия о чести офицера. Этот процесс был в существенной мере ускорен войнами - Крымской 1853-56 гг., русско-турецкой 1877-78 гг., русско-японской 1904-1905 гг. В ходе этих войн армия теряла лучших, наиболее достойных из кадровых

офицеров, на смену которым призывались офицеры запаса, ранее уволенные ввиду неудовлетворительного поведения.

Отмена в 1861 г. крепостничества ознаменовала собой начало нового, буржуазного периода в развитии России, в ходе которого дворянство постепенно утрачивало свое экономическое превосходство!. Ускоренное развитие к исходу прошлого столетия всех отраслей промышленности и предпринимательства в России открывало новые горизонты и сулило большие перспективы отнюдь не на поприще военной службы. Политика отдельных ведомств - Министерства финансов, железнодорожного и др., - создававших отличные условия для своих чиновников, обеспечивала резкий приток молодежи в гражданские учебные заведения. Это обстоятельство делало явно недостаточным источник рекрутирования офицеров среди представителей дворянства, и значительное число мест в средних и высших военных учебных заведениях доставалось детям из семей, принадлежавших к иным сословиям. Учитывая, что в царской России дворянство являлось небольшой частью всей нации, кадровое офицерство, представляя значительный его процент, образовывало важнейшую социальную группировку, ибо выступало гарантом сохранения абсолютного повиновения всей армии правительству. Кастовое самосознание офицерского корпуса, существовавшее в дореформенный период в рамках дворянского сословия, сохранялось и после утраты последним значения эксклюзивного источника пополнения командного состава армии. Это обстоятельство служило до некоторой степени защитным механизмом, снимавшим с офицера клеймо худородности в обществе и создававшим социальную терпимость внутри армии в обмен на соблюдение кодекса чести.

Кодекс чести выполнял, на наш взгляд, несколько важнейших в политическом и социальном смысле функций. Регламентируя образ поведения представителей элиты армии, он создавал единые для всех офицеров стандарты отношения к службе и восприятия явлений общественной жизни. Кодекс чести был средством, с помощью которого армия через ее командный состав сохраняла особое положение в государстве, и одновременно кодекс был самоцелью, храня на протяжении десятилетий традиции, давно ставшие анахронизмами. В трудные для армии времена официальное признание права офицерства жить по законам своего кодекса чести было, пожалуй, одним из немногих оставшихся в распоряжении государства средств компенсации бесконечной материальной нужды, которую испытывало подавляющее большинство армейских офицеров, а также состояния моральной угнетенности вследствие растущей начиная с 1905 г. неприязни со стороны общества и усиления в нем открыто антиармейских настроений.

Что же представляла собой кастовая психология офицерства? В отличие от внешнего идеала "человека из общества", здесь ценились, главным образом, чисто военные качества: дисциплинированность без подобострастия, спокойная отвага, находчивость и храбрость, жизнерадостность, некоторая лихость, отсутствие мелочности и заносчивости, идеальная честность и прямодушие, снисходительно-настойчивое - без придирчивости - отношение к подчиненным, истинно товарищеский дух и привязанность к части и т.п. Надев офицерский мундир, человек должен был подчинить свою жизнь интересам профессионального долга. Он становился частью корпорации, усваивая ее традиции и предрассудки, пользовался почетом, оказываемым ей правительством и обществом, и нес ответственность за неверные действия любого из ее членов. В.Трубецкой приводит в своих

воспоминаниях слова командира, обращенные к вновь прибывшим в полк молодым офицерам: "В глазах общества и света всякий ваш неблаговидный поступок или даже жест будет приписан не столько вашей личности, сколько всему полку, потому что полк, принявший в свою среду офицера, тем самым гарантирует его порядочность и воспитанность"^.

Рассуждая о роли кодекса чести в формировании корпоративной психологии, стоит отметить, что понятие "честь" может рассматриваться двояко: как честь внутренняя (субъективная) и честь внешняя (объективная). Первая представляет собой известное чувство самоуважения, самооценки, сознания собственной нравственной порядочности и близости к составленному самим человеком нравственному идеалу. Иными словами, внутренняя честь ориентирована на личность саму по себе, независимо от ее профессиональной принадлежности.

Офицерская честь - это честь внешняя, определяющаяся потребностью человека состоять равноправным членом данного общества и его правом на внимание и уважение со стороны других его сочленов. Пренебрегать нравственным идеалом офицерской корпорации значит рисковать правом быть ее членом. Следовательно, не только внутренняя порядочность и внутренняя честь, но в значительной степени репутация и доброе имя составляют природу офицерского достоинства.

В задачу данной работы входит анализ взглядов на офицерскую честь и достоинство на разных уровнях военной среды: в военно-учебных заведениях - корпусах и училищах, в условиях прохождения службы, в межличностном общении офицеров, а также в отношениях с обществом. Посредством анализа офицерского корпуса изнутри и глазами общества того времени была предпринята попытка оценить уровень соответствия

офицеров своему высокому назначению, а также уровень внутренней дисциплины войск. Констатируя факт зависимости формирующих кодекс чести понятий от объективных внешних факторов, мы постарались их выделить и обосновать их причинный характер. Стоит подчеркнуть, что ни офицерский корпус русской армии в целом, ни тем более указанные аспекты его истории не являлись до сих пор предметом отдельных исследований, что определяет как особую актуальность, так и сложность раскрытия выбранной темы.

Одним из ключевых положений офицерского кодекса чести является право офицера защищать свою честь с оружием в руках, закрепленное старинной традицией и в итоге признанное государственным законом. Не случайно поэтому исследование

предваряет краткий очерк истории происхождения дуэли в России и ее места в правовой системе государства. Упорно отрицаемая и запрещаемая правительством, дуэль в 1894 г. вдруг провозглашается не только в определенных случаях желательной, но даже необходимой. Этот факт свидетельствует о возникновении именно в это время существенной необходимости столь явно обозначить особое отношении верховной власти к офицерству. Армии и в особенности ее офицерскому корпусу отводится привелегированное место в обществе, но насколько эти привелегии способны восполнить несовершенство устройства армии и сохранить морально-этические принципы офицерского корпуса -рассматривается в основной части работы.

Логика изложения обстоятельств, сопутствовавших на протяжении всей жизни офицера усвоению им представлений о воинской чести, обуславливает тематику следующего раздела работы, где дается обзор системы подготовки будущих офицеров начальными и средними военно-учебными заведениями. Воспоминания бывших воспитанников и

воспитателей корпусов и училищ дают богатый материал для воссоздания быта, традиций и нравов, под влиянием которых складывались самые первые понятия будущих офицеров. Потребности времени и меняющиеся условия боя формулировали задачу подготовки нового офицера -терпеливого учителя и наставника молодых солдат, в совершенстве знающего военные дисциплины и умеющего их применять на практике, инициативного, не боящегося самостоятельных действий при выполнении боевой задачи, ценящего принадлежность к офицерской корпорации выше недополученных материальных благ. Помимо воспроизведения системы подготовки будущих офицеров в работе предпринята попытка выявить несовершенство этой системы и отразить в общих чертах как многообразие мнений о путях предлагаемых реформ, так и самые основные мероприятия правительства в этой области.

Далее в работе рассматриваются различные аспекты служебного периода жизни офицера. Не ставя целью предоставить исчерпывающую характеристику служебных обязанностей офицера, мы постарались отразить взгляд военных деятелей на функции военного воспитания и роль офицера как просветителя и духовного лидера армии. Несоответствие возложенной на офицера высокой миссии условиям его жизни наряду с нерациональной организацией в армии системы боевой подготовки определяли низкую результативность работы по обучению и военному воспитанию нижних чинов. Задача превращения нижнего чина в самостоятельно мыслящую боевую единицу, поставленная перед офицерским составом еше выдающимся военным деятелем и педагогом М.И.Драгомировым, тормозилась также ввиду сохранения в отношениях офицера и солдата крепостнических отношений типа господин - слуга. Отсутствие какой бы то ни было духовной связи между офицерами и их подчиненными усиливало процесс внутреннего брожения в войсках,

ускоренный революционными событиями 1905-1907 годов. Ослабление внутренней, идеологической и даже внешней, формальной дисциплины свидетельствует о наличии в армии проблем, представлявших серьезную угрозу ее целостности. Факторы материального характера обуславливали состояние "моральной неудовлетворенности", переживаемое рядовым офицерством. Ярким тому свидетельством является уход офицеров с военной службы и увеличивавшийся некомплект командного состава армии.

Несмотря на изолированость от внешних явлений и духа времени, офицерский корпус уже не представлял собой той касты, основой которой в дореформенный период было дворянство. Армия и гвардия, разные рода оружия и даже отдельные полки культивировали свои, локальные "кодексы чести", складывавшиеся под влиянием разных для всех бытовых и служебных условий и заменявшие единые для всего офицерства морально-нравственные принципы.

Исследование социального конфликта "армия - общество", его истоков, причин, событий и последствий находится в центре внимания заключительной части данной работы. Неудачный исход войны с Японией, по словам М.Галкина, наглядно продемонстрировал всему обществу, что работа армии мирного времени была не просто бесплодной, но и отрицательной^. Активное привлечение армии к выполнению полицейских функций в период революции в условиях усиления антимилитаристской пропаганды левых сил вели к нарастанию в обществе настроения недоверия и глухой вражды к офицерству как олицетворению утратившего всеобщее доверие режима власти. Уличные столкновения между военными и штатскими становятся часто встречающимся явлением, судя по сообщениям газетно-журнальной хроники происшествий. Волнения в войсках приобретают массовый

характер, свидетельствуя об усилении революционного движения в армии. При этом офицерскому корпусу все же удается сохранить верност�