автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.14
диссертация на тему: Комедия Менандра "САМИЯНКА"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Комедия Менандра "САМИЯНКА""
хкяиоскиа госи'дар сгвеншл университет
г«. ;'.ДКАЗАХИШВ11Лп
На правде рукописи
ЛХАКАДЗЕ I/AHAHA JIE0PÎÎS0BHA
7JJK 875.90
комедия менандра "сашянка" (характеры шрсонадея к драматургическая техника)
Специальность 10.02.14 - Классическая филология .
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соаокангэ ученой степени кандидата филологических наук
Тбилиси 19Э0
Работа выполнена на кафедре кяасс;ф:чсской Филслогки Тбилисского государственного университета
Научный руководитель - соктор ^клояогпчеснюс наук,
профессор Л.З.УРЖАДЗй
Официальные оппоненты - доктор фнлолстаческкх наук,
профес сор P.C.Ю&Ш37ЛК'
кандидат филологических наук В .Т .ЕААХЛДЗКй'
Ведущая организация - Институт зостоховедения и;.!, академика Георгия Церетели Ш Грузинской ССР
Защита диссертации состоится " //V 1Э90 г.
tfCO ' ■ ■
в [Л часов на заседании специализированного совета Д 057.03.18 в Тбилисском государственном университете им. И.Дасавахшв2ла по апресу; 38С028, Тбилиси, пр<'ИЛевчавадзе, • 36, к.У, ауд.48.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тбилисского государственкого университета.
Автореферат разослан "Jod- 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук,
» Р.А.ШХИГАТИ»!
огт. хАгшшшвк РАБОТЫ
/'. к ? ;-, ал ь и о с т ь тс;/;:. Тьорч-эству ','л.нандра особое внимание уделяотся в последние дооглслеткл. Анализ художественного паслен'.?. "згозди }:с»с£т;:чцскс>: кокед;:ц" принял совершенно -новые гасатаби наг.ра~-денкя после юге, как в 1357 году бкля обнаружены еду.нсгвс'Ш-.йЯ до нас подасстьы дсаедт коиедая "Брюзга" г. значительные ^.рагмьнти комедии "Самаяжа" и. "¡Ддт", а в доеледуйдем незначительные фрагменты и друга комедий. По икекгг диссертанта, комедия Менандра "Самияика", от текста которой до нас дс/лла почти дне-трети, дает гораздо большую возможность для понгиакия творчества ¡Менсддра, чем, "Брюзга" или более -¿лк менее значительные фрагменты других комедий. В этой комедии все осдог;ненпя, запутанная схема интриги, всякое отклонение от основной сюкеткок линии, которде делают текст комедии семантически богатым, связаны, з оонодком, с характерами, имевшей больной художеств еккаГг силы трсгпкокическиш поспешными заключения:.« действующих лиц.
Комедии '.'знакдра представляют собой последний этап а эволюция аакра греческой драмы, причем этап весьма своеобразный» который учитывая и используя достижения х'.ласспческой греческой драмы одновременно отвечают духсьннк стрвидениям современной ему эпохи. В то не самое время з расдитзш греческой драмы комедии "енандра предста&шзт собой качественно новый этап, который считается походной точкой новой европейской драмы. Изучение творчества Менандра имеет большое значение для истории р.э только античной, но а «прозой драки.
Состояние изучения тега. Почти все исследователи тзорчз-1тга Менандра более ели менее основательно занималась изуче-
шем комедии "Самлянка", но до сих пор, по мнению диссертанта, не проводились четкое выявление особенностей характере главных действушсих лиц и структурный анализ текста коыедки. Вместе с тем, следует отметить, что достижение автором диссертации намеченной цели било бы существенно затруднено, если 6к не наличие трудов У.Ф.Вилья.7.ов1гца-Келендорйз, ¿.Лески, Г.Ф."Церетели, В.Н.Ярхо, Т.БД .Вебстера, Ф.Г.Сэвдбэча, Х.И.Иетте, В.Г. Арыотта, К.Троя, В.Луппе, ¿.Бланяара, З.Т.Мак Кари, Р.Меркель-
баха.Н.Гольцберга и других учетд, имеющих для изучения творчества Менандра этапное значение. Особенно ваккк:.; в изучении комедии Менандра "Самиянка" представляется монография Х.Д. Бдуыо. История к современное состояние исследования не только комедии "Сашяика"»но в общих чертах и творческого наследия Менандра подробно изучены в диссертации.
Целью исследования является рассмотрение нескольких узловых моментов комедии "Саыиянка", в частности, принципов индивидуализации персонажей, композиции, развития действия к ззйиыосзязи действия с характера»»® глазных действуицях лиц. . Б работе ставится также цель - исследозать целый' ряд других вопросов (проблему характера в древнегреческой литературе, функцию сцен, соотношение и ©аду идфорыирозанностью зрителя и пероонааа к др.). По инению диссертанта, в зопросе изучения таких структурных элементов, как композиция к концепция персонажа комедии Менандра отечественная наука в некоторой степени отстает ст современного уровня мировой элликистихк. Цель диссертационной работы - СБоего рода восполнение этого пробела. Анализ Ецшеупоь'лкутых зопросов может создать более полное пред ставление о художественной силе .и величии одного из крупнейших драматургов античности.
Методологическую основу исследования составляют полосе-
нпя сб органичном е,г#кств& ¿.ерик и содержания б художественной произведении.
■•ат-на.': ношена. Коаы:/. г- диссертации являогся прежде всего , подход к тс:/, ссисгккк .'.х-контгм творчества ¡."онандра, которое определяет своеобразие х&ракторизаЦ/Ш героев, структурное построение комедии, связь мезду сценами, принцип развития действия; танле ноьыи является статистическое исследование речей главках дзйстзуйахх лгц. 3 отечественной классической филолога: впервые кокогра$ическх изучается комедия "Сгулянкг".
П пад т и ч г с кг я и е :•и ос т ь работы заключается в том, что результаты исследования проливают свет на искусство характери-залии комедиографа и дает возможность более глубоко вник- . нуть в особенности драматургической техники Менандра. Они могут быть использованы при изучении теоретических Еопроссз становления характера в миров-ой драме, в сбага курсах всторка античной литератора. и литературоведения, специальных курсах античной'драмы и комедии,
Апеобаспя работы. Основные положения и вывода диссертации Скли долоаекк на заседаниях лаборатории со исследованию культур Средиземноморья, кафедры классической филологии Тбилисского государственного университета, на республиканских, зональных, всесоюзных к международных научных конференциях; опубликованы в виде отдельных статей. Диссертационная работа рассмотрена и одобрена ка заседаниях лаборатории по исследование культур Средиземноморья и :кафедры классической филологии ТТУ.
Объем и структуза работы. Диссертационная работа излсасена на 161 странице машинописного текста и состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, включающего
- € -
443 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖА!НЕ РАБОТЫ
Во введении изложены основные положения, которые определили выбор избранной темы, сформулирозана цель работы, показана научная новизна исследования, очерчен круг практического применения основных ее результатов и определена ее структура.
Порвая глава - "К открктию и историк-изучения текста комедии "Самиянка" - посвящена состоянию изучения творчества Квшшдра, историю которого условно ксскно разделить ка три этапа - I. древнюю (от античности и до средних веков включительно), 2. ковуа (XIX и начало ХХ-го века) и 3. нове&куз (СО-ые годы XX века). От древнего периода особое внимание уделяется высказыванию Плутараха о менандровском слоге, который "призван выранать самые разнообразные чувства, раскрывать :.шо;кест-во характеров, приспосабливаться к действующи лицам всякого рода" (Плутарх, Моравии, 7ПР, 712БС).
В главе дается обстоятельная характеристика текста комедии "Самаяика" »ее сохранности, руконксей, особенности письма (каииграфая, здарелие, спнритус, гласные, передача чередования гсаорааего) ,1фе|®ояоават' од объема текста,о заглавии ко-иедии, о распределении стихов мекду разнима кодексам. диссертант отм&чзет, что вследствие того» что не сохранялись до-куь1.сатыаннв данные о врзк&яи иосталозкн.зтой пьесы, то с да-тгрок-з", лрездагаеыае иосдедозатедямя, противоречишь:. Ода. ученые (Г.Ф.Церетели, У .V ЛЗильямозкц-^олоэдерФ, Т.Б. Л .Веб-стар, А.Барригааи. ХДйоЗд-Дяонс п др.) ааонкн отнести коме-дао й началу.творческого путк Игааищра, другие (А Дескл, ВД;,Нрхй, В Ладпиг» В,Всрлп, Н.Гольцберг, К.Трой и др.) - по-
здне.-.'у периоду творчзстаа комедиографа. lio мнении диссертанта, в пользу раиной датировки это.': комедии говорят: а) личная инвектива (&23-CC3), которая не встречается в поздних комедиях ("СстрИЕенная", "Третейский суд"); 6) содержащий "Cajт-янку" кодекс Гсд'-ера, остальные две комедии ("Брюзга" и "Шит") которого ранние произведения. В диссертационном труде отдается предпочтение предположению.что ионандровские комедии в этом кодексе объединены со хронологическому принципу: также отмочено, что проявленный в комедии драматургический -таланф и iao-терстго раскрытия характеров не в коей кере не говорят против ранней датировки, так как yze в "Ервзге" проявились драматургические способности переосЕшсления. традиционных сшетных эле-у.ектоз и стандартных ¡¿асск, а такае тонкой передачи чувств персоказа Менандром.
Б главе особое вки/ание удаляется изучения творчества Менандра з грузинской (Т.Ф.Церетели, С.Г.Каухчнпшли) к русской (И.И.Толстой, Б.В.Варнеке, С.И.Соболевский, К.Ы.Трснский, З.Н.Ярхо, А .А .'Тахо-Годи, JI .3 Лазленко и др.) классической филологии, а такае факта:/, упсшиания Менандра в дрезиегрузЕНскоЙ литературе (перезоды: К коринфянам 1,15,33; Хронограф Георгия Аыартсла; кадисанн&ч по приказу царевича Еакара 'Научная книга" и др.).
Зс второй глазе - "Проблег/а характера в древнегреческой литературе" - особое внимание уделяется выяснению сущности характера, различию античного и современного понятия характера и выявления тех основных определяющие черт, совокупность которых создает т.н. литературный характер. Б диссертационной ра- -боте отмечается, что в современном литературоведении, как а в "Поэтика: Аристотеля, глазнш критерием своеобразия персо-
нежа считается индивидуальноеть "выбора" з поступках и речах. Проведенное исследование оснозкзается на толковании характера как художественно цельно.'.', органическом единств в сбдсго и индивидуального, которое отражает внутренний склад или структуру личности; также литературный характер является пезо;; реальностью, худокс-ствекно "созданноГ:" личностью" в основу которой лежит свойственная тому или иному автору этическая и эстетическая концепция человеческого существования. Особое внимание уделяется на констатированном Аристотелем однозначной отнозе-кии характера к выбору; так как античная литература стремилась выразить общее, универсальное, идеальное, то она больше внимания уделяла общему, чем индивидуальному, а универсальность и общее в некоторой мере заслоняют индивидуальное и наоборот, "индивидуальность как бы отрицает или, во всяком случае, ограничивает универсальность чувства" (Кассирер). В работе отмечается, что для Аристотеля характер - определяющая сущность действующего лица моральная сторона, главным элементом которого является выбор и которой представляет такое единство общего и индивидуального, в котором за индивидуальностью проявляется стремление к общему. Несмотря на то, что анализу характера большое внимание уделили Гегель, Жан-Поль и другие мыслители новой эпохи, ло сути, основа толкования характера - единство общего и индивидуального и воля (выбор) - осталась той же. Б работе высказано шение, что различие мааду античным и современным понятиями характера основывается на: а) заполнение современного литературного характера большими параметрами, что обусловлено объективными причинами; б) другом значении греческого характера, как выявления более общего нравственного свойства человеческой воли того или иного
- э - '
направления и стремления, а не передаче индивидуальной и неповторимой особенности личности, что определяет современное понятие характера; в) функциональном различии, так как в греческой литературе (эпос, драма), в отличии от новой, художественно значимым, "носителем идеи" был не характер человека, а событие.
После исследования.литературного характера в доиенандров-скои греческой литературе,, сделаны следующие выводы:
3 греческой литературе С эпос, драма) как в чисто теоретическом, так и в художественном плане характер реально сущест-вувдий феномен.
Уне в античности стояла проблема возможности или невозможности осуществления отображения характера э литературе и искусстве.
Индивидуализация героя заметна уяе в Гомеровском эпосе, ста тенденция продолжается. у лириков и особую форму приобретает в классической греческой трагедая, где от эсхпловских грандиозных и софоклевских монументальных человеческих фигур характер . трансформируется в евригшдовсдого.реального человека.
В древнеаттической комедии отсбраяение личности, в основном, не продолжает намеченную трагедией и комедией линию, а учитывает собственную 'специфику комедии . В последних комедиях Аристофана индкзидуализация персонажей достигает невиданных высот.
История научного'изучения .характера прошла сложный путь от самопознания поэзии Шнндар) до последовательной эстетической системы (Аристотель).
В древнегреческом философском и эстетическом мышлении проблема характера тесно связана с проблемой мимесиса, теоре-
тическое осмысление которого впервые дано у Платона. 3 трагедии к наверно, восбда в драме, проблему характера г.&рсонажа впервые изучил Аристотель, который в с-еномене характера, в качестве основного элемента выделил выбор и тем самым, по мнению диссертанта, поставил под сомнение всеобъемхг^ую роль детерминизма.
Индивидуализации героя особое ыж/анке было уделено в искусстве У-1У века, з частности, в скульптуре; а величайшее завоевание эллинизма - портретное искусство - смогло з низом единстве физической и духовной характеристики передать человеческий характер. Следовательно, отображение характера внутренняя тенденция греческой литературы. Во время многовекового развития литературы литературный характер не только постепенно осложнялся, но и претерпевал значительные функциональные изменения, что сделало его в новой литературе релевантным. элементом художественного текста..
В третье" главе - "Принципы индивидуализации героез в. "Сакищке" - отмечается, что во время пелопонесской войны произошло усугубление оппозиции между'отдельной личностью и обществом, которое окончательно оборвало связь между индивидуумом и полисом, в т.н. "переходном периоде". Поверхностная сторона этой связи у Аристофана выявилась-не в показе литературного характера героя, а в изображении независимого действия (напр. сепаратный мир). В работе показано, что стремление сблизить искусство с жизнью с большой силой проявилось в творчестве Менандра (ср.высказывание Аристофана Византийского - "О Менандр и.яизнь ! Кто из вас кому подражал?"), в комедиях которого усилились тенденции углубления индквидуализа-ции и изображения характера героя. После рассмотрения совре-
- II -
ги состоя:-.;:* -:зхарактеров иДкапдра, обозрения груд:,;-, ^.^аааазз-д^да, 1;.Пйкксгпча, Кари, Т.Е.Л.Бсй-
зтзрп ;: др. гк-рздана :з:ьадд:;зз~г:ал концепция перссдада, которая оара^лдегсд сдзд;Д".::д.\: сгразоа: а) г;огзс:;а;;::: ".днандра :.::. "средние'' : .д; й) у персонала :::;еотсл характер; ъ) характер грс^-знасс здедстыо; г) изменение характере, из-за ка-;дд--тз о^стсятздьсгз ньдезаожно; д) несмотря на то, что дойот-з::л чедедока от реддендн контролируется бс.-кбсгио:/., "уяудзение" да: "ухудд:з;р:з" характера оно не «окет; е) божество всегда доброе, по это не исклюет человеческую озлобленность, которая всецело зиждется не на божестве, а на собственное непригодней характере;.ё) стиекаваатся друг от друга несчастье и 15спр83ёдл220сть, так как первое вызывает случай, а второе - ■ зпосо5яость выбора, едка из основных элементов характера; г) персонал: всегда иол-сет исправить свой неправильный выбор, сотя '''исправление" своего .характера' превосходит его силы.
Б связи с иснандрсзской концепцией персонажа рассмотрены
теология персонала и каски, высказано инение против аб-;одвтиг>ацгаг, а тек более отождествлении связи тип-2.5аска, так сак, хотя количество типов и масок ограничено,- но первое, в сраньем случае, мокко довести до десяти, а число масок в нсво-йтичоской комедии больше сорока, притом, они разного лроис-:о:кденкя к маска, не учитывая словесного г^т&риала, могла передать 44 разных типов, что указывает, на возросшую драматургк-гескую еозмоиность дифференциации и индазидуализации персола-са.
Для выявления кндтапдуалънкх особенностей главных деист-|ующих лиц, изучены их действия в т.н. узловых ситуациях и оточено, что у каждого главного действующего лица е узловых он-
туациях обнаружилась та индивидуальная и неповторимая особенность, которая вместе с другими чертам определяет поведение но только в конкретной ситуации, но и единство действия в различных ситуациях; а столь высокая ступень ишшэздуализ&-цки приближается к современному пониманию характера. Сткечая при сопоставлении главных персонажей комедии принципиальную разницу мезду характера!® героев внявлен также контра&твнй способ обрисовки характера: обладавшего силькоЛ воли Декзэ п слабохарактерного Нккерата Векацдр ушашенно ставит з одинаковую ситуацию и преднамеренно заставляет принять одно и то ее решение (оба персонажа выгоняют из доуа гетеру). С первого взгляда, одна и та. же ¡¿отизацпя обоих персонажей (для лих нарушена одна из нор«! полисной этики), ко на самок деле, у мотиваций разные основы и для обоих персонажей переход от мотивации к поведению шает развив характеры. - Для Нскерата легко выгнать праютзгвшуася у него гетеру, которая недостойно вола себя и ее изгнание не требует большие внутренних усилий, а для Демеи вызванное "твц" ае мотивом действие требует от- •■ рокную внутреннюю яацряаешость и силу воли. Следовательно, для Менандра характер персонажа определяется обусловленным не той или иной мотивацией действием, а наоборот, известный для автора характер придает разнообразную драматическую окраску происшедшему действию.
Далее в главе излагаются результаты -лингво-статистичес-кого анализа речи персонажей комедии. В распределении частей речи ввделением дорфолотачески'дифференцированной лексики (существительные, прилагательные, глаголы) отмечено статистически значимое различие медду главным и второстепенными героя?.®.
- 13 -
Проводя более глубокий лингво-статистический анализ речи главных действующи: лиц по частоте употребления определённых понятий, по специфике группировки этих понятий, по самостоятельности т.н. словаря речи каждого главного героя, по производным статистическим величинам (соотнесение частоты при-м.екения той или иной части речи, чисел частей речи, однократно и многократно прк!/.ененко2 той иди иной части речи, частоты применения тс" или'иной части реч'т, частоты кяогократно примененной той или кной. части рс-;, сб^Д лэтееннп и т,л. с количеством строи, с числом частой речи и т.д.),отмечается статистически зна-д;;л;5 различил; мс~но сказать, что речи главных действуй:;,";* лиц номед;::: днфференпчрсваны :: статистически заметно наличие концепции каддого глазного героя, как индивидуума.
Далее следует персональный словарь применяемых неоднократно главными персояатш частей речи; упомянутый' словарь-л без использования статистического метода подтверждает релевантность дифференцированного распределения- семантических значений слов в речах главных действувдих лиц. ■
В главе анализируя с точки' зрения синтаксических элементов (распределение существительного на абстрактный, конкретный и собственные имена, на формы падекей, на синтагмы контактности и дистанционноети согласования, по соотношению абстрактных имен с суммой конкретных к собственных имен и т.д.) монологические партии главных действующих лих;: Демеи (с.20С-282), Мосхисна (с. 1-56) и Накерата (с.339-407) сбнаругоЕзает-зя статистически 'значидше различия для всех главных героев. Следовательно, отмечается принципиальное отличие главных деп-зтзуюших лиц друг от друга.по действиям и речам.
- 14 -
Подзедя ктсгй анализа действий к речей главных персскамей', диссертант определяет принципы глс:-1в;ш%'ал:'.ь.21Д'.г. герегз, которые сакльчаютсл а следукде:.': а) у "онсл;;ра нплпллпт::; конвенция главного к второстепенного г.срсска?.сй; тот pan:, что закономерность распределения строк пьес;; :'с:;ду главнпмп и второстеп синими керсока-жж есотнстствуст закону р^.-д'.реггд-кого ряда Зсту-^ейе, статистически сбосновыгает зп:;плепнуп 2 ситуациях авторскую тенденцию резко разграничить главные к вторсстенD?/:ii'.2 персонажи;' б) главный адцент нппдзпдуалчзыпп: ставится на различие медку протагонистом, девтерагош'.стоу и трптагснистом. Данное обстоятельство усиливается тем, что прерогативой выбора пользуется только глазные персонажи, тогда как действия второстепсннюс персонажей определено или цро-фессгснальшки чертам; или отношениями к главнкм действующим лвдак. Одновременно на основе сопоставления применения глазными действующий лицами существительных, прилагателыаж, глаголов и производных статистических велкчин диссертант приходит к выводу, что несмотря на равномерное распределение частей речи среди этих персонален, наблюдается стреилекяе автора к Ш!ди2идуалп2ацли речей этих героев по производным статистическим величиной, что указывает на углубленно индивидуализации героев языковыми средствами, и в итоге, тенденцию выражения характера. Статистические различия мезду откиш величина-•ыа дают возможность заключатьчто лзкк -главных персонажей отличается элементами кндивидуаты:ого стиля, хотя они не мешают восд^лжл) их речи, как единого языка. Высказано соображение , чтс'. дело касается идеального случая диалектической связи единого, интегрированного языка с дифференцированной речью; в) носитель конфликта не протагонист (Демея), а дев-
- 15 -
терагонхст (.'"ccx"0;i), здесь ks отмечается отлогие пришклтн-ального характера от классической греческой дра/.ы, где носителе:,'. хтфзяка, как правиле (в дрезнзаттпческсй комедия копр ■ окно) ятзлястся протагонист. (На <гсне внутренне убездез-ного, к»ею-его сгяыагЯ хар.\ тер Дегоз носителей конфликта является внутренне кеубездешшй, слабовольный Мссхион, кстосий нарушает принятые в обществе моральнее нор?®, страдает, стесняется и з действие вовлекает раба Паркенска); г) инднзвдуалп-зацкя героев па уровне сознательного .зиждется на действие персонажей в сктуаляях, а различие в их речи откосится к cío-pe бессознательного; ситуации таковы, что в них часто прояэля-зэтея конструктивные моменты авторской концепции и обсая концепция характера персона-ка.
3 четвертой глазе таботы - ""Структура когяозиция и развития действия "Саг.<гянки" - после рассмотрения состояния изучения драматургической техники Менандра и краткого обзора трудов многих ученых, отмечается влияние на пьесы комедиографа не только его непосредственных предтечей -'трагедии и комедии, но и специфики посвященного богу Дцокнсу культового празднества; Еысказана гипотеза об основе пятиактксго деления, начало которого следует искать в долитературнкх мимических сценках, которые как один из состазнкх элементов содейст-зоваяи становлению литературной комедии. Высказано сообразе-ше, что каждая встреча протагониста мимических сценок с пер-}Она»аМЕ-схемами (глупый богач, лжеучений, вор, пут , г.ото-ше старались его обмануть, но побезденнкэ и побитые оставили сцену) и линия действия самого главного персонажа составили основу отдельного акта; ■ также высказано соображение .что формлевию этих встреч актами в древнеаттической комедии, по
- 16 -
мнению диссертанта, помешало структурное сходство древнеат-тической комедии с классической трагедаей; для данной гипотезы достойным внимания представляется соображение, согласно которому, по своей структуре комедии Менандра более архаичны, чем древнеаттическая комедия (0.М.Фрейденберг. Поэтика сюжета и жанра. 307).
В работе рассмотрены функции актов комедии Менандра к з частности, данной пьесы, композиционные структурные элементы (имена персонажей и др.), исследованы более маленькие и независимые части композиции, т.е.сцены (общее число - тридцать) комедий, для деления которых отмечены точные критерии: начало первой сцены естественно совпадает с началом пьесы, а окончание сцены обозначается выходом персонажа или персонажей со сцены, чем принципиально изменяется содержание действия.
При анализе сцен выявлена закономерность, которая определяет беспрерывную, последовательную мотивировку, взаимообусловленность, симметричную упорядоченность сцен и подчиненность этому лексических средств; отклоняется всякая возможность объявления "лишней" или "переставимой" какой-нибудь сцены, такае отмечается различная от классической драимы концепции сцен менандровской комедии. Сцены классической драг/ц по своей природе однородны, а сцены комедии Менандра - неоднородны, т.е. если суть трагических сцен в консекветности к финаль-кости, а сцены древнеаттической комедии не взаимозависимы как в формальном, так и стилистическом и 'функциональных отношениях, то пер^-ая и последняя, сцены ксуедии "Самиянка", как и соответствуй:*.,!} сцены древнеаттической комедии,- не шеат-в виду предшествующе и соответственно последующие, заранее известные действия, но з отличии. от древнеаттической комедии, пер-
- 17 -
вел сцена обусловливает последующую и последняя сцена подразумевает действие дродшоствуадеЛ сцены. Следовательно, отмочено, ч-о первая и последняя сцены комедии "Самиянка",в отличие от классической греческой драмы, сцены нового типа. Одновременно, первая и последняя сцены отличаются от всех сцен этой г.э комедии, таге как остальные сцены имеют в ьилу предшествующие сцены и обусловливают последунодае сцены.
При анализе отдельных актов с структурной точки зрения выявлен принцип построения акта: калдай акт начинается монологом, который в последней сцене акта находит логическое скончание в диалоге двух или трех действукдпх лиц (констатированная схема: цокаяог-дааяог-усугубляет предположение о вышеуказанной основе деления квнанцроБскпх комедии). Следовательно, отмечено, что принцип построения каждого акта до известной степени воспроизводит принцип построения целой комедии; окончание каждого акта, несмотря на кажущуюся завершенность, всо-таки нуждается з дальнейшей развитии действия и побудительный стимул зтого развития действия налицо в предыдущем акте. Со структурной точки зрения пятый акт подытоживает целый текст комедии и является той частью, от которой лучп;е всего познается целое. Отмечается также определенно-организованная связь [.'.езду I и У, и Ш и 1У актами.
Функциональный анализ сцен приводит диссертанта к рас-згатривакию менандровской концепции . Отнече-
ю, что драматург искуссно чередует особо напряженные п специфически комические сцены, что дает ему возможность быстро кв~ 1ять интонацию и придать действию не свойственный комедии до этого динамизм; танке отмечается трагикомический характер не-:оторнх сцен, что роднит их с дудой драмы нового вреиени.
- 18 -
Особое внимание уделяемся менандровскому реализму, который противопоставляется фантастическому миру древнеаттичасксй комедии, с этим противопоставь:нием связывается свойственная новоаттической комедии соразмерность, симметрия-, смешного к ст>-отношенки избытка смеха в древнеаттической комедии. Далее отмечается отличающаяся от классической драмы соотношение серьезного а смешного с точки зрения распределения семантической и эстетической информации; показано, что в большинстве сцен доминирует тип е-яо^о^/! <я ¿V , который одновременно является носителем семантической и эстетической информации.
Исследуя развитие действия в "Самнянке" и его непосредственную связь с характерами главных персонажей, делается вывод, что действие в этой комедии проистекает из характеров и для его развития решающую роль играет резко выраженная индивидуальность главных действующих лиц; именно индивидуальность героев является основной движущейся силой конфликта, интриги и развития действия.
Анализируя элементы драматургической техники, делается вывод, что Уенаццр благодаря своему незаурядному таланту сумел решить поставленную Сократом в "Пире" проблему - гармонич но соединить виды классической греческой драмы - трагедии ц дрезнеаттическую комедию.
3 заключении лиссеэтагши азтор подводит итоги проделанной работы с целью выявления принципов пндщндуалпзации перс о нааей, раскрытия характеров героев, показа драматургической техники ¿«нпндра в "Семянке" и делает следуювде обобщающие выводы: г\
I» В творчестве Ыепащра литературный характер впервые в мировой литературе приобретает релевантный характер.
- 19 -
л. У Менандра окончательно оформляется комедия, как лз-ературный нанр, у которого перспектива развития.
3. В творчестве Менандра комедия из сферы политики окон-ательно перебрачась в сферу эстетики.
4. В творчество Менандра окончательно произошла нейтрализм оппозиции трагздия/комедия и его персонажи сбрели об-;греческую сущность, на которой особое внимание обратила ез->п опекая литература последующи зпох.
Основное содержание диссертация автором, опубликовано з едунщих работах:
НовснаДцеккые комедии "екандра. Труды ТГУ, Серия¡Археология, классическая филология, византанкетика. Тбилиси,ГЭ78, с.87-37 .
Принципы индивидуализации героев в комедии Менандра "Са-киятеса". Труды ТГУ, Серая: Археология,, классическая филология, византииистика. Тбилиси, 1984,'с.206-225. К вопросу-о соотношении серьезного и несерьезного в гре-" ческой драйе. Проблеет референции в языке и литературе. Тбилиси, 198?, с.162-163. .
Проблема характера героез в комедиях Менандра. Тезисы республиканской научной конференции молодых ученкх-фллологоз. Тбилиси, 1Э7Э, с.16.
Дискуссия о становлении характера в греческой литература а "Самиянха" Менандра. Тезисы международной научной кон.дс— эенции. "Историчность и актуальность антично и культуры". :билиси, 1380, с.69.
С индивидуализации речи в "Саиидкке" Мгкакдра. Тезисы Рес-[убликанской научноЕ кокфербкцхл коиодих уче:аа-$нлслогон.
Тбилиси, 1080, с.14-15.
7. К использовании статистического метода для изучения стиля речи персонала. Тезисы Республиканской научней ко:-г;ерон;;нн колодах учешх-филолгоз. Батуми, 1982, с.60.
8. Традиция и новаторство в творчестве "еналдра. Тезисы конференции колодюс ученых Закавказья'Актугльние г.ро;л-;:'н советского языкознания и литературоведения". Тедази, 1522,
с .84.
9. Драд-атуртяческая техника Менандра. Тезисн Е Всесоюзной научной конференции молодцх уче;-шх-?илолггов. Кутаиси-Тбплн-си, 1982, с.27.
10. Принципы построения текста комедии Менандра "Самиякка". Тезисы Всесоюзной научной конференции молодых учекцх-^и-лологов. Ленинград, 1Э83, с.29-30.
11. Метр комедии Менандра. Тезисы 17 Республиканской научной конференции молодых ученых-филологов, Сухуми, 1333, с.75-76.
12. Развитие действия в- комедиях Кензндра. Тезисы Всесоюзной научной конференции "Актуальные проблема современного языкознания и литературоведения. Кутаиси, 1Э85, с.33-34.