автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Комическое в творчестве Андрея Платонова 1920-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Комическое в творчестве Андрея Платонова 1920-х годов"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ _ _ МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РГ5 0/1
Диссертационный совет Д 113.11.02 ^ " ' ' Яа правах рукописи
МАТВЕЕВА Ирина Ивановка
КОМИЧЕСКОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА 1920-х ГОДОВ
Специальность 10.01.02—литература народов Российской Федерации
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1995
Работа выполнена с Московском педагогическом университете на кафедре русской литературы XX века.
Научный руководитель —
доктор филологических наук, профессор Малыгина Н. М.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, ведущий сотрудник ИМЛИ Корниенко И. В.,
кандидат филологических наук, доцент Фоменко Л. П. Ведущая организация —
Московский государствгнный педагогический университет им. В. И. Ленина.
Защита состоится 5 октября 1995 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 113.11.02 по литературоведению в Московском педагогическом университете по адресу: 107005, г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 21-а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПУ (ул. с — ~ - 1П ^
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических
. Судьба русской литературы первой половины XX века была сложной и трагической. С точки зрения официальной идеологии особенно опасной была юмористическая и сатирическая проза. По^ле дискуссий о сатире 1923-1925 и 192Э-1931 годов она стала в нашей стране принципиально невозможной. Н.Булгаков в письме Правительству СССР от 28 марта 1930 года точно определил изменившееся отношение к этому роду литературы: "... никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима". В этот период в критике утвердилось мнение о сатирико-юмористическон литературе как о литературе "второго сорта". Творческие судьбы писателей-сатириков приобрели трагические черты. М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров. В.Шишков, М.Булгаков и др. вынуждены были пойти по пути свертывания сатиры или отказа от публикаций произведений.
Горечь столкновения писателей с авторитарной властью разделил и /ч'дрей Платонов. Сатира сыграла роковую роль в его судьбе, обусловила враждебное отношение прижизненной критики и долгое замалчивание творческого наследия после смерти. Лишь со времени "оттепели" произведения писателя стали доступны широкому кругу читателей. Между тем платоноведение 60-х годов решало, главным образом, задачи пересмотра прежних негативных оценок и "популяризации" (Л.Иванова) творчества художника. Ради этого сатирические намерения писателя затушевывались.. Так возникла идея сугубо антибюрократической направленности платоновской сатиры, ее "гуманистического пафоса", "оптимизма" и ярко выраженного положительного идеала.
Процесс переосмысления литературы 20-30-х годов, наметившийся со второй половины 80-х годов, потребовал нового прочтения нз1-вестных текстов Платонова, а также анализа произведений, ранее остававшихся в тени. Стало очевидно, что необходимо отказаться от концепции кратковременного появления сатиры в творчестве писателя 1927-1931 годов н последующего "качественного изменения" прозы в 30-40-е годьг. Платонов-сатирик и автор произведений с элементами комического оставался изучен недостаточно, не рассматривалось разнообразие юмористических жанров и приемов создания комического. Этим обстоятельством обусловлена актуальность предлагаемой работы.
Новизна исследования продиктована историко-литературными и методологическими причинами. Творчество Платонова в полком объеме читателю еще предстоит открыть. Наименее изученная его часть (сатирико-юмористическая проза) не соответствовала тому типу
- г -
культуры, который определял развитие официального литературоведения до 80-х годов. Сегодня стало возможным приступить к системному изучению комического в творческом наследии художника.
ЦЕЛЬ диссертации: осуществить системный многоаспектный анализ сатирико-юмористических произведений Платонова 1920-х годов; рассмотреть поэтику комического в этих произведениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие практические задачи:
- выявить генезис сатиры писателя:
- установить характер ее связей с традициями фольклора и русской сатиры XIX века (Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина);
- рассмотреть приемы создания комического:
- выделить основные типы комических персонажей;
- проследить эволюцию комического начала от ранних рассказов до романа "Чевенгур" и повести'"Впрок";
- обозначить связи между отдельными приемами комического и общей картиной платоновского художественного мира.
Методы исследования представляют собою сочетание сравнительно-исторического, генетического и типологического подходов.
В процессе работы использовались методологически е труды М.М.Бахтина. Ю.Борева. В.В.Виноградова. Ю.Манна. Е.Ме-летинского. Д.Николаева.
Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.
Практическое значение работы определяется возможностью использования ее материалов в лекционных курсах по истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах.
Апробация материалов диссертации проводилась на научных конференциях в МПУ и МПГУ им. В.И.Ленина в 1993-1995 годах, а также на Международной конференции в ИМЛИ им. М.Горького, посвященной 95-летию со дня рождения Платонова. Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях.
Содержание диссертации.
Во введении обосновывается тепа диссертации, ее новизна, практическая ценность, определяются цель и задачи, содержится обзор критической литературы по проблеме комического в творческом наследии Платонова.
В 1 главе рассматривается поэтика конического в произведениях писателя. Под комическим автор диссертации, вслед за ю. Бо-ревым и Б.Дземидоком. подразумевает как категорию эстетики, так и особый род творчества, направленный на создание специфической художественной картины мира. Сатира и юмор являются основными видами комического, выделившимися в ходе развития культуры в самостоятельное целое. Поэтика комического Платонова не содержит таких форм и приемов, которые не встречались раньше в литературе. Тем не менее она оригинальна и несет на себе печать неповторимой индивидуальности мастера.
Платонов использовал в своих художественных произведениях три основные формы комического: комизм характеров, комизм ситуации и комизм речи.
Комическое восприятие платоновских "чудаков" обусловлено прежде всего их близостью "низкому" фольклорному герою и типу юродивого. что нашло выражение в описании их внешности. Создавая об-'■ разы комических персонажей, Платонов использовал приемы комической маски, сравнение человека с неодушевленным предметом, с животным или птицей, с частью тела, расчленение персонажа на части и выделение этих частей и даже функций в самостоятельное целое.
Традиционно для юмористической и сатирической литературы писатель использовал конические имена: Соломон Лупердень ("Бучило"), Дерьменко ("О потухшей лампе Ильича"). Бормотов ("Город Градов"), Недоделанный, Игнатий Мошонкос, Меринг-Мерин ("Чевенгур"), Лев Ильич Пашкин ("Котлован"). Имя персонажа у Платонова вызывает множество ассоциаций. При этом комическое является, как правило, сос-.тавной частью сложного переплетения значений.
Комизм персонажа возникает от демонстрации несоответствия между высоким мнением героя о себе и его фактической значимости, выраженной в оценках этого персонажа другими героями (Лев Чумовой из рассказа "Усомнившийся Макар", Федор Достоевский из романа "Чевенгур", бог из повести "Впрок").
Комических героев Платонова можно условно разбить на 4 группы.
1. Персонажи, возбуждающие симпатии благодаря присущим им комическим чертам.
2. Персонажи "жалкие", вызывающие авторскую иронии, созданные в основном комическими средствами, однако достойные читательского
сочувствия (провинциальные "чудаки").
3. Персонажи с преобладанием отрицательных черт, изображенные сатирическими средствами ("умники", воспринявшие новые идеи государственности). Эти герои утратили внутреннюю свободу и подчинились жесткому идеологическому диктату государства.
4. Собирательные образы: партийные вожди ("люди в полном облачении"), "бюрократические бакенбарды", образы бестолковых обывателей. Чем выше по иерархической лестнице государственности расположены эти герои, тем беспощаднее становится их критика.
Второй формой комического в творчестве Платонова является комизм ситуаций. Писатель часто использовал "анекдот" для показа жизненного абсурда и создания картины деформированной российской действительности. В основе комизма положений часто лежит псевдоде-ятелыюсть героев, а также их склонность решать сложнейшие вопросы чрезмерно простым, кустарным способом Комические ситуации у Платонова могут быть как реалистическими, так и фантастическими, гротескными. основанными на принципе "исходного фантастического допущения" (Д.Николаев). Таковы сцены бала и торгов в пьесе "Шарманка". Создавая подобные сцены, Платонов прибегал к приемам сатирического заострения, окарикагуривания, гиперболы и гротеска.
С середины 1920-х годов одной из излюбленных форм сатирического изображения у Платонова становится грогеск. В основу сюжетов повести "Котлован" и романа "Чевенгур" автор положил принцип "реализации метафоры" (Н.М.Малыгина). Необычная форма иносказания позволила писателю вырази!ь свои мысли в условиях жесткого идеологического давления.
Оригинальность платоновских произведений ярче всего проявляется в языковом исполнении. Платонов мастерски овладел приемами языкового комизма, такими как "семантическая редупликация", "комический окказионализм", "сдвиг в логике", "палопропипическая подмена" (терминология М.Крепса). Сломав привычную связь между словами, столкнув различные стили речи, писатель создал принципиально новые художественные средства, обладающие большим комическим потенциалом. При этом диалог ориентирован на остроумие, на сказовую манеру, а в основу авторского повествования положен принцип "серьезно го осмысления комического" (Е.Толстая-С^гал).
Столкновение различных стилей рг.чи'. книжною литературного с кшшшм функпионавьным и ра п'оворнж •• «ппяпся правилом ичато •
новского повествования. Такое объединение, не имеющее аналогий ни с живом разговорном языке, ни в произведениях других писателей, способствовало возникновению комизма на стилистическом уровне. Платоновские герои, которым свойственно в основном просторечие, не к месту употребляют газетный стиль, целые единицы политической и экономической лексики, смысл которой им зачастую неясен. Разнообразие таких комических приемов, как словесная игра, использование неправильных грамматических оборотов, столкновение различных стилевых потоков, является средством характеристики распространенного после революции неразвитого типа мышления. Мучительно рождающиеся мысли платоновских "душевных бедняков" постоянно попадаются в ловушки политических и бюрократических штампов, делая их речь косноязыкой. Вместе с тем "юродивый" язык с его особой поэтичностью и многозначностью стал для Платонова способом передачи философского взгляда на мир.
Ирония является определяющей чертой платоновской сатиры, основой стиля, художнической позицией и жизненным кредо писателя. Ироничность была присуща Платонову, по воспоминаниям современников, и в молодые, и в зрелые годы. Его иронию питало критическое отношение к уродливой жизни, поэтому сквозь ироническое повествование просвечивает трагическое неприятие действительности. В то же время ирония и юмор окрашивают повествование в более мягкие тона, переводя его в лирический план, приоткрывая искреннюю любовь писателя к людям и тревогу за судьбу революции и страны.
Во 2 г л а в е раскрывается связь оригинального художественного мира Платонова с фольклорной и классической традицией - прежде всего гоголевской и щедринской.
Н.Бердяев, уловивший приметы нового "апоколиптического времени", отметил влияние гоголевских традиций на литературу XX века. Это выразилось, по его мнению, в смешении трагического и комического, в "распылении" и "расчленении" целостного человеческого "Я".
С Гоголем Платонова роднит аналитическое видение мира, приверженность комическим приемам подачи художественного образа (портрет-маска, сближение человека с животным и предметом), комическим стилистическим фигурам. Платонов, как и Гоголь, увидел неотделимость зла. от самой сути бытия, поэтому сатира у него неразрывно связана с трагедией.
Платонов продолжил гоголевскую тему "маленького человека", показав его глазами сложнейшую историческую эпоху. Как и у Гоголя, это "безродный, бездетный, безбытный чудак" (А.Белый), словно вышедший из природы. Он сознает непрочность своего бытия и бессилен перед этим знанием. Приверженность Платонова одинокому, безродному герою вылилась в его творчестве в самостоятельную тему сиротства.
"Маленький человек" Платонова обнаруживает только ему свойственные черты. Это философ, пытающийся осмыслить сложную революционную эпоху. Задавленный беспросветной нуждой, с темным, неразвитым сознанием, в котором "мысли рождаются чудовищем", он видит мир деформированным и искаженным.
В творчестве Платонова развился и транформировался гоголевский мотив русской провинции. Как и у Гоголя, он поэтичен и связан с образом России. В то же время тема российской слободки часто решается в сатирическом ключе. Так. в изображении провинции, ставшей центральной темой сборника "Епифанские шлюзы" (1927), наряду с лирическими мотивами присутствуют сатира или ирония. В сатирическом показе противоречий между новой стремительной эпохой и застывшим провинциальным бытом писатель близок М.Зощенко. Платонов мрачен в выводах о способности народа противостоять бюрократизму; народ живет своей обособленной жизнью и его не затрагивают великие планы государства.
С Салтыковым-Щедриным писателя сближает трагическое мироощущение, приверженность к гротесковым художественным структурам, фантастическим ситуациям, политическая злободневность произведений. Тема "умников-дураков" в творчестве Платонова также берет свое начало в сатире Щедрина. Главную вину за тяжелое положение народа Платонов возложил на "умников" - всех тех, кто так или иначе нарушает естественное течение жизни. Любимце герои Платонова, как бы следуя ироническому заявлению Щедрина о том. что лучшее "правление" заключается в отказе правителя от вмешательства в естественное течение дел, часто стремятся пустить жизнь на самотек. "Умники", напротив, хотят подчинить себе даже природу.
Известно, что Щедрин впервые в истории русской сатиры обратился к осуждению всеобщего положения вещей и государственного порядка. При этом он стремился к созданию обобщенных образов, типов в их собирательном социальном значении. Групповне портреты, соответствующие щедринским йомпапурам и тншкетцзм. в сатире II на тойона
были замечены С.Залыгиным. У Платонова им соответствуют собирательные образы представителей партийной номенклатуры, новой советской бюрократии. Писатель создал целую галерею образов, девиз которых, как и щедринских,- "жрать".
Наиболее ярко щедринское начало проявилось в первом сатирическом произведении Платонова - "Городе Градове". Здесь восприятие традиции осуществлялось на основе отождествления, гармонии с первоисточником. Перед читателем предстает типичный город-гротеск, в котором совмещены признаки сразу всех городов, сел, деревень с чертами государства. Платонов подчеркивал сходство Градова с Глуг повым. В диссертации приводятся примеры аллюзий, в явной или скрытой форме обращающих читателя к классической русской традиции сатиры.
Платонов, как и Щедрин, был вынужден прибегать к эзоповой манере повествования. Сложная система иносказаний диктовала особую поэтику, сделалавшую сатиру Платонова интеллектуальной.
Как и Салтыков-Щедрин, Платонов пытался активно влиять на ход строительства новой жизни. Но если положительные идеи и образы Щедрина постигаются' через отталкивание, то Платонов в 20-е годы предлагал практические рекомендации преобразования жизни. В "Городе Градове" он лишил насиженных мдст Бормотовых и Шмаковых, в "Усомнившемся Макаре" отдал власть в учреждениях в руки рабочим и крестьянам.
Платонов обладал народным мировоззрением и народным юмором. Характер связей его художественного мира с фольклорной традицией можно обозначить как ориентацию на жанр сказки с присущей ей усг ловной поэтикой.
Практически во всех произведениях Платонова наблюдается особый - "сказочный" - хронотоп. Заметную роль в творчестве Платонова играют фольклорные мотивы: "путешествие героя в поисках счастья", "поиск чудесной страны", народного анекдота, бытовых сатирических сказок. К фольклорным представлениям восходит платоновский образ-символ "башни".
Писатель обращался к фольклорному образу Иванушки-дурака. Во 2 главе проанализированы несколько разновидностей этого героя, генетически восходящих к образам Ивана-запечника, Ивана-"не подающего надежд", Ивана-хитреца и др.
Для произведений писателя характерна образность устной народ-
ной речи, иногда он прибегал к ее стилизации, включая в художественные тексты пословицы и поговорки собственного изобретения. Однако главное, что роднит творчество Платонова с фольклором,- это народный взгляд на жизнь, при котором оценка событий дается как бы изнутри народного сознания.
В 3 главе рассматривается эволюция комического начала в творчестве Платонова 20-х годоп. Проблема эволюции художника является спорной. В диссертации устанавливается, что комическое в творчестве Платонова берет свое начало от натуралистических сельских сценок в первом поэтическом сборнике "Голубая глубина" (1922). 11а протяжении 20-х годов оно претерпело значительные изменения. От небольших комических произведений (фельетон, рассказ-сказка. сатирическая повесть, сатирический рассказ), осложненных философской проблематикой. Платонов перешел к созданию политической сатиры с элементами фантасмагории и гротеска ("Усомнившийся Макар", "Шарманка". "Впрок"), а также повестей и романов со сложной художественной структурой, в которых комическое органично входит в ткань повествования. При этом такие важнейшие элементы сатирической поэтики, как гротеск, условность, исходное фантастическое допущение организуют художественную структуру произведений; а приемы комической маски, звероподобия, сближения человека с неодушевленным предметом служат средством характеристики отнюдь не комических персонажей..
В 20-е годы Платонов обрел и сохранил в последующем творчестве способность в шутливой или ироничной манере говорить о серьезных вещах. Его стиль органично вобрал в себя лирику, сатиру и трагедию. К концу 20-х годов в творчестве писателя все больше ощущается тяга к условноеги, метафоричности. Произведения приобретают притчевый характер. Претерпевает изменение и манера повествования, которая все больше приобретает черты эзоповской. Тексты становятся все более зашифрованными и требуют большой читательской подготовки. Эволюционирует и гротеск. На смену реалистическому (повесть "Город Градов") в конце 20-х годов пришел фантастический гротеск, организующий структуру произведений в целом ("Шарманка", "Котлован").
Сатира Платонова стоит нескоиько особняком от основного корпуса юмористической и сатирической литературы 1920-х годов, обра-
тившейся, главным образом, к критике "родимых пятен капитализма". Уже в первом собственно сатирическом произведении Платонова "Душа человека - неприличное животное" (1921) возникают образы "официальных революционеров", сатирическое изображение которых станет постоянной темой платоновского творчества с середины 20-х годов.
Переломным в творчестве писателя является рассказ "Антисек-сус", написанный в к.1925-н. 1926 годов. От него берет начало политическая тема "государственности", которая станет центральной в его творчестве 1927-1930 годов. В нем Платонов-сатирик совершил качественный скачок к условной сатирической поэтике.
"Антисексус" затрагивает множество проблем. Платонов сумел синтезировать их путем создания принципиально нового для себя гротескного образа. Произведение получилось антитоталитарным, гуманистическим, "сложноорганизованным" (Е.Толстая-Сегал) и многогранным. Это вновь обретенное качество платоновской прозы берет начало в период 1925-1926 года. Гротескный стиль стал с этого времени выражением миропонимания автора, ощутившего к 1926 году кризисные изменения в стране.
Тревогой за судьбу революции и государственное устройство страны объясняется политический характер обличения в рассказе "Надлежащие мероприятия", написанном к X годовщине Октября. Взяв в основу сюжета рассказа излюбленный прием сатириков - "анекдот", частный "случай". Платонов высмеял всеобщую заорганизованность и формализм, бездумную подчиненность лозунгам и директивам, омертвение духовной жизни страны. Подчеркнуто условное место действия -"злектрофлюидсиндикат" - указывает на всеобщий характер изображенных в нем событий. Комический эффект возникает за счет контраста между слишком маленьким объектом изображения (контора электрофлю-идсиндиката) и грандиозностью планов, выдвинутых ее работниками. В результате возникает комическое поле раздвоенного мира: с одной стороны, заурядное учреждение с обычными служащими, озабоченньаш сохранением рабочих мест, с другой - великие планы, реализация которых потребовала бы огромного напряжения сил всей нации. Читатель попадает в мир абсурда, где все вывернуто наизнанку, где форма не наполнена содержанием, а действия совершаются без цели. Реальг ность, доведенная до абсурда, становится фантастикой, гротеском.
Рассказ не увидел свет при жизни автора. Сегодняшнее включение "Надлежащих мероприятий" в контекст творчества Платонова, дает
представление об эволюции комического начала в его прозе, а также о гражданской позиции художника, разглядевшего истинное лицо новой государственности.
Летом 1928 года А.Платонов и Б.Пильняк, автор нашумевшей "Повести непогашенной луны" (1926), по заданию "Нового мира" предприняли совместную командировку в Воронеж. Как итог поездки были опубликованы очерки "Че-Че-0", сатирические тенденции которых чрезвычайно сильны. Платонов привнес в эту вещь опыт журналиста, хозяйственника и служащего, досконально знающего бюрократическую волокиту.
В архиве дочери писателя была найдена рукопись очерков, подписанная одним Платоновым /1/. Известно также заявление писателя о том, что "Че-Че-0" написаны им одним. Все описанное в очерках достоверно, поэтому критика действительности в них приобрела социальную резкость. Публицистическая форма позволила обозначить зло. имя которому тщательно подыскивал Платонов. Племенем "сусликов", "грызунов". "бюрократической бакенбардой" назвал он быстро крепнущую номенклатуру. В первом обращении к этому образу в фельетоне "Душа человека..." зло выглядело еще очень абстрактно, в очерке же предпринято глубокое исследование психологии этой социальной прослойки, ее классовые и морально-нравственные истоки.
Вывод Платонова о новом типе социального неравенства предвосхищает выводы современных социологических исследований, предпринятых на Западе, о классовой структуре Советского государства /2/.
Рассказ "Государственный житель" (1928) Платонов посвятил влиянию бюрократизма на душу человека, обратившись к классической теме "маленького человека" в его взаимоотношениях с государством. Высказывая в художественной форме мнение в развернувшейся дискуссии по вопросам экономического и политического строительства страны накануне Апрельского пленума 1928 года. Платонов настойчиво подчеркивал в рассказе идею "ложно проектируемой общей жизни" (В. Эйдинова).
Здесь обьектом сатирического анализа С1ал тип человека из массы, слепо верящего в высшую справедливость государственной власти. Полумертвый герой с автоматизированным мышлением - "госу-
1. "Молодой коммунист", 1988, N 3.
2. Восленский М. Номенклатура - господствующий класс Говетского Союза. Лондон. 1990.
дарственный житель" Петр Евсеевич Веретенников - находится в одном ряду с "официальными революционерами". Бормотовым и Шмаковым, с которыми его объединяет стремление "думать за весь народ". Личность Петра Евсеевича изуродована государством, превратившим его в робота - и в этом смысле образ Веретенникова трагичен.
В рассказе соединились горькая ирония, язвительная сатира и трагические ноты. Однако финал произведения делает его сатирическим по жанру, так как комически развенчивает "государственного человека", на самом деле оказавшегося обыкновенным безработным.
Сатирический рассказ "Усомнившийся Макар" (1929) продолжает тему "человек и государство". Рассказ перекликается с провозглашенными Апрельским пленумом лозунгами борьбы с бюрократизмом, выдвижения новых хозяйственных кадров и статьями Ленина "Как нам реорганизовать рабкрин" и "Лучше меньше да лучше".
Для "Усомнившегося Макара" писатель выбрал жанр литературной сказки, с помощью которого создал, своеобразное фантастическое "мертвое царство", восходящее не только к образной системе волшебной сказки, но и к "мифологической концепции хаоса" (М.Липовец-кий). Комически переосмыслив этот жанр, Платонов написал оригинальный сатирический рассказ, иносказательность и условность которого позволила в шутливой "облегченной" форме поставить серьезные социально-политические проблемы, а также высказать затаенные надежды на устройство рабоче-крестьянского государства.
Герои рассказа, противопоставленные по принципу "умный - дурак", напоминают трех сказочных братьев. Второй "умный" брат появляется почти в конце платоновской сказки, выполняя роль чудесного помощника. Имя Макара ассоциируется как с фольклорной традицией, так и с классической, напоминая "униженного" героя Ф.Достоевского Макара Девушкина. Фамилия Ганушкин происходит от слова "ганить", "поносить", "оскорблять", "ругать", что также свидетельствует о низком фольклорном происхождении героя, напоминая Ивана-дурака^ "не подающего надежд" (Е.Мелетинский).
Как в сказке, время-пространство путешествия Макара, отправившегося на поиски истины, дискретно. Автор фиксирует лишь те моменты. которые необходимы дчя раскрытия идейного содержания рас-
сказа. Ситуации "испытания" героя откровенно комичны, так как действительность изображается через призму видения наивного чудака. невольно вскрывающего ее противоречия и несостоятельность. Оказавшись по законам фольклорного жанра в фантастическом, злом и бездуховном мире. Макар, носитель нравственного закона, вступает с ним в единоборство.
Так же как Градов. Москва в "Усомнившемся Макаре" - город-гротеск, в котором царствует абсурд. Платонов рисует сатирический образ "мертвого царства", изображенный в виде замкнутого волшебного круга, из которого нет выхода. Блуждания Макара по ущельям контор напоминают аналогичные хождения булгаковского Ко-роткова, образ неуловимого товарища Лопина ассоциируется с булга-ковским Кальсонером из рассказа "Дьяволиада" (1924). Однако Платонов более оптимистичен в выводах. Если булгаковский бюрократический мир откровенно враждебен герою, то платоновские бюрократы вынуждены делать вид, что озабочены нуждами трудящихся. Между тем еще современники Платонова увидели, что государство и человек у него "непримиримые враги" /1/.
Символом "мертвого царства" является образ "научного человека", созерцающего общие масштабы и не видящего частного Макара. "Научный человек" - сатирический, гротескный образ, неисчерпаемый по глубине. Он вмещает в себя и обобщенный образ бюрократизма, вождизма, преступного невнимания к "маленькому человеку". Это и образ мертвой системы, порожденнЬй неограниченной властью партийной бюрократии. Но это и химера,, рожденная "пустой" голевой Макара. это вечное желание "маленького" человека, переложить на кого-то обязанность думать, ответственность за свои поступки. Сказочная легкость победы героя над мертвым "научным человеком" объясняется не только законами жанра, но и надеждой автора на возможность "спуска под уклон" опасного для государства рабочих и крестьян монстра. Финал "Усомнившегося Макара", когда герои, взяв власть в канцелярии в свои руки, уничтожают государство, подтверждает эту мысль.
В рассказе Платонов в художественной форме воплотил свои юношеские утопические мечты и свое понимание ленинского учения об отмирании государства, а заодно "подсказал" возможный путь к его осуществлению. Однако сказочность концовки и откровенно ироническая манера повествования позволяет говорить о том, что писатель
1. Гурвич А. А. Платонов // "Красная новь", 1937, кн. 10. - С.195.
сильно сомневался в легкой исполнимости этой идеи на практике.
Опыт сатирической комедии представлен в пьесе "Шарманка", где комическое выступают в качестве принципа типизации, определяя ее художественную структуру.
Пьесу можно датировать декабрем 1929 года, о чем свидетельствуют многочисленные аллюзии с политической и экономической жизнью страны этого периода. Кроме того, в ней прочитывается ответ писателя на несправедливую критику в печати.
В пьесе тесно переплелись две основные линии: лирическая тема музыки, связанная с образами Алеши и Мюд. и сатирическая - щоевс-кая - разоблачающая бюрократическую организацию советского общества.
"Шарманка" имеет притчевый характер. В центре ее - замкнутый условный мир песчано-овражного кооператива. Флаг с нарисованным на нем "кооперативным рукопожатием" является одновременно символом города-государства и ироническим намеком на политику партии в области сельского хозяйства.
Щоевское царство - это уже знакомый нам по сатирическим произведениям Платонова мир канцелярии, где действуют свои законы природы, своя абсурдная логика. Многие сцены комедии решены в технике буффонады. Показывая бюрократизм как бессмысленную механическую игру, в которой живому человеку нет места, Платонов вынес приговор явлению, препятствующему естественному течению жизни.
Образ мертвого "научного человека" здесь трансформировался в образ бездушной "башни", возвышающейся над затихшей полумертвой страной.
Платонов избрал характерное для сатиры разрешение конфликта. В финальной сцене отрицательные герои оказываются униженными, Пес-чано-Овражная кооперативная система ликвидируется, учреждение разбирается на глазах у зрителем, а абсурд, царящий в нем, объясняется угарным газом, содержащимся в почве. На сцене появляются рабочие. выносящие приговор бюрократам. На высокой ноте заканчивается и лирическая тема музыки-человеческой души.
Платонов выступил в пьесе зрелым мастером сатиры, умело владеющим всем арсеналом ее изобразительных средств. В ней широко представлены комические ситуации, сатирические образы, комически организованная речь, а также такие традиционные сатирические средства, как заострение, гипербола и гротеск. Основой сатирического жюг.кззания в пьепе стала эзоповская речь,
В названии пьесы скрыта метафора мертвого мира - центрального объекта сатирического обличения. Образ механического инструмента несет в себе большую смысловую нагрузку. Он олицетворяет идею фальшивящего и дающего сбои громоздкого бюрократического аппарата, и отсылает к постоянной теме писателя - противостоянию "живого и неживого". Образ шарманки связан с лирической темой музыки - души. Пока шарманка звучит рядом с голосом Мюд. она помогает людским душам раскрываться, оживать (сцена в щоевской канцелярии, финал пьесы) . Но как только шарманка отрывается от живого голоса и становится самостоятельной (сцена бала). она сочетается с бездуховным механическим миром и несет с собой зло. Платонов считал решающим то, в чьих руках находится инструмент и кому он служит. Музыка -это тот нравственный ориентир, который должен постоянно звучать в душе каждого человека. Нести людям музыку - это особая миссия, которая по плечу не каждому, она требует от "музыканта" нравственной чистоты и веры в свое предназначение.
Критика антикрестьянской политики содержится в "бедняцкой хронике" "Впрок" (1930). В хронике возникает тема "отца всех народов" - в диссертации приводятся примеры пародийного использования сталинских речей, лозунгов, отсылок к известной статье в "Правде" "Головокружение от успехов".
Сатирическая критика в повести идет и по другим направлениям. Писатель высмеял "споры" литературных группировок, большевистские методы борьбы с религией. Платонов с тревогой замечал необходимость приспосабливаться к новой "счастливой" жизни, символом которой в повести стал образ искусственного электрического солнца, вобравший в себя различные пласты философских и технических идей молодого Платонова, отголоски политической жизни, фольклорные и библейские мотивы.
Хроника "Впрок" - яркий образец политической сатиры в традициях Щедрина, обращенной к современникам. Но Платонов не стал бы крупным художником, если бы писал сатиру только на злобу дня. Его сложные, многоуровневые образы несут печать высокого идеала писателя. философские мысли о добре и зле.
Сатирическая линия в крупных произведениях Платонова - повестях "Котлован" (1930), "Ювенильное море" (1934), романах "Чевенгур" (1929) и "Счастливая Москва" (1936) - представлена достаточно отчетливо, что нередко порождало дискуссии по поводу жанра произведений. "Спорным" оказался роман "Чевенгур", который определяли как трагическую' сатиру, антиутопию, трагедию, меннипею. Большинство исследователей считают жанр романа универсальным, сочетающим
высокую трагедию и сатиру, мистерию и фантасмагорию. Между тем мистерия и фантастика в романе часто используются автором в сатирических целях для опознания и обличения жизненного абсурда.
Платонов работал над романом в 1926-1929 годах, когда его художественная манера претерпела значительные изменения. "Чевенгур" дает представление об эволюции комического начала в творчестве художника.
В первой части сатира отсутствует. Платонов добивался комического эффекта, акцентируя отрицательные черты характеров персонажей, их грубые привычки. Между тем Платонов подчеркивал, что, несмотря на тяжелую жизнь, народ сохранил душу, из глубин его сознания способна родиться мечта о новой жизни.
Сатира появляется во второй части романа, написанной в 1927-1929 годах. В эти годы платоновская художественная манера стала более условной, тяготеющей к притчевости. Вторая часть романа обладает перечисленными чертами в полной мере.
Прежде всего следует отметить условный, близкий к сказочному, хронотоп романа. Условное пространство-время в "Чевенгуре" наполнено столь же необычными персонажами - чудаками и юродивыми в духе низких фольклорных героев. Три центральных персонажа: Копенкшп Александр и Прокофий Двановы - ассоциируются с братьями из волшебной сказки. Все они путешествуют в поисках счастья, и, как в сказке. старшие братья (Копенкин и Саша) не находят его. а младший брат выходит победителем, добившись своей цели и овладев всем имуществом Чевенгура. Таким образом, писатель проводит в романе, как и в сатирических произведениях этого периода, тему "умников - дураков".
Платонов, создавая в романе персонажи "чудаков" и "полоумных" (А.М.Горький), использовал множество приемов создания комического образа: "говорящие имена", "комическая маска", комические речевые портреты, алогизм поступков героев.
Платоновские чудаки живут в фантастическом, ирреальном мире, неправдоподобность которого нарастает по мере продвижения сюжета. В этом мире действует парадоксальная логика, которая диктуется тем. что все платоновские "дураки" мечтают о скорейшей реализации утопии, о чуде, которое они называют коммунизмом. Коммунизм в их неразвитом сознании во многом соотносится с библейским мифом о конце света и пришесгшш нп землю Царства Божля. Пересечение двух
планов в восприятии утопии: марксистско-теоретического и эсхатологического - рождает во многих сценах романа комический эффект.
Образом-символом, воплотившим мечты всех платоновских чудаков. является город Чевенгур - страна-утопия, изображенная Платоновым с большой долей иронии и в то же время с нескрываемым сочувствием. Гибель Чевенгура и чевенгурцев в конце романа придает произведению трагическое философское звучание.
Платонов продолжил в романе сатирическую тему партийного бюрократизма. Развиваясь в ходе романа, она все больше окрашивается в мрачные тона (образы Шумилина, плачущего комсомольца, Сербино-ва). С наибольшей художественной силой Платонов создал образ Про-кофия Дванова. Прокофий не способен претворять в жизнь великие идеи, он может приспосабливать их.к своим мелким, корыстным целям. Платонов показал социальную опасность такой психологии. Возведенная в ранг высокой политики, она несет в себе неисчислимые беды для народа: усиливается бюрократизм заседаний ревкома, где "прочие" могут присутствовать лишь стоя и только с правом совещательного голоса. ■
О власти и вождях размышляют в романе многие герои и сам автор. В целом складывается картина ее неприятия народом. Самым лучшим вождем, по Платонову, является тот, кто не нарушает естественного хода жизни. Попытки построить коммунизм изображаются писателем порой комическими средствами, но к самой идее Чевенгура он относился совершенно серьезно. Те, кто мешает народу совершить переход в завтрашний день (в романе это "вожди", представители власти, государства), изображаются средствами сатиры.
Взаключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы, характеризующие сатирико-юмористическую часть наследия Платонова 20-х годов.
Юмор Платонова глубоко народен. Он придает блеск отточенным фразам, заставляя их светиться неожиданным смыслом. Сатира писателя сочетает в- себе злободневность, глубину постановки социально-политических проблем с высоким уровнем их художественного воплощения, богатством поэтики. В то время, когда большинство литераторов утверждало, что революция целительна для человека, несет полноту и радость бытия, Платонов высказал по этому поводу сильные сомнения. Его произведения неопровержимой художественной логикой
доказывали несостоятельность бодрых лозунгов о скором о окончательном наступлении "светлого будущего".
Объектом сатирического обличения в творчестве. Платонова 20-х годов является прежде всего выявленная им партийная номенклатура, "оригинальная формация буржуазно-аппаратной демократии" (термин Платонова). воспользовавшаяся завоеваниями революции в корыстных целях.
Другая группа сатирических персонажей - "государственные жители"- герои, усвоившие психологию "винтиков" и руководствующиеся в мыслях и поведении отвлеченными общегосударственными интересами. Платонов часто делает "государственных жителей" своеобразными философами. несущики некоторые автобиографические черты. В результате этого сатира в них соседствует с грустной иронией. Любимые платоновские персонажи - чудаки и юродивые - близки "низкому" фольклорному герою и изображены комическими средствами. Однако именно им автор доверял свои сокровенные мысли.
Сатирик по складу мыслей, Платонов в силу сложившейся общественно-политической литературной обстановки вокруг сатиры в целом й его собственных сатирических произведений конца 20-х начала 30-х годов в частности - вынужден был пойти по пути ее свертывания, перевода в подтекст. Однако запрети и резкая критика в адрес писателя не сломили его. Изменяя и трансформируя форму своих произведений, Платонов оставлял неизменным их критическое содержание, прибегая для этого к эзоповской манере повествования. Система иносказаний. в соединении с глубоким философским взглядом на жизнь породила сложные зашифрованные образы, сквозь которые просвечивает трагическое неприятие действительности и скрытая ироническая полемика с общественными и литературными оппонентами.
Художественный мир Платонова отражает реальную картину послереволюционной жизни во всей ее сложности и противоречивости. Художник не бын сторонником прямолинейною разделения ее явлений на хорошие и плохие, поэтому комическое, лирическое и трагическое в произведениях писателя тесно переплетено. Ирония и юмор окрашивают их в более мягкие юна. Выбрав своим оружием иронию, Платонов тем самым отказался от ропн учитекя к проповедника. Его произведения будят ммспь. зиставпяю' надуматься о "печных" вопросах бытия.
Основные положения диссертации изложены в следующих работах:
1. Сатирическая линия романа А.Платонова "Чевенгур" // "Искусство". "почва" и "судьба" русской литературы XX века. МПУ, Н..
1994. - С. 30-40.
2. Гоголевские традиции в творчестве А. Платонова // Проблемы эволюции русской литературы.XX века (Материалы межвузовской научной конференции). Тезисы докладов. МПГУ, М., 1994. -С. 129-132.
3. Элементы комического в раннем творчестве А.Платонова// Русская литература XX века: образ, язык; мысли. Сборник. М., МПУ,
1995. - С. 3-14. .
4. Приемы создания комического образй & ранней прозе А.Платонова (В печатй).