автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Коммуникативная рациональность философии постнеклассической науки

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Белозеров, Александр Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Автореферат по философии на тему 'Коммуникативная рациональность философии постнеклассической науки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Коммуникативная рациональность философии постнеклассической науки"

На правах рукописи

БЕЛОЗЕРОВ Александр Борисович

КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Специальность 09.00.08 - философия науки и техники

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

2 7 НОЯ 2014

Москва 2014

005555768

005555768

Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Оботурова Галина Николаевна

Официальные оппоненты: Даниелян Наира Владимировна

доктор философских наук, ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МИЭТ» профессор кафедры философии и социологии

Абрамов Пётр Дмитриевич

кандидат философских наук, ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, старший преподаватель кафедры философии

Ведущая организация: ФГАОУ ВО «Самарский государственный

аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный

исследовательский университет)»

Защита состоится «22» декабря 2014 года в 14,00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.06 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. 818.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1 и на официальном сайте университета http://www.rnpgu.edu/

Автореферат разослан <<r"//-» '/'f 2014 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Кузнецова Светлана Вениаминовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа рациональности как объекта исследования философии науки, изучения коммуникативной рациональности в контексте постнеклассической науки и современной теории познания, проведения реконструкции её классического и неклассического понимания в истории философии и науки. Особая роль для достижения поставленной в работе цели принадлежит разработке интегративного подхода к пониманию коммуникативной рациональности, осмыслению предмета исследования как синтеза дискурсивного и экзистенциального элементов общения, выработке интегративного определения коммуникативной рациональности и его методологического применения к философии юридических наук.

Степень разработанности проблемы. Актуальным проблемам философии науки в западной философской и научной литературе посвящены работы Р. Барта, Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Маритена, М. Мерло-Понти, Э. Мунье, И.Р. Пригожина, П. Рикёра, Г. Риккерта, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, К. Ясперса. В отечественной философии - H.H. Алексеева, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, В.А. Лекторского, Л.А. Микешиной, К.Х. Момджяна, Н.В. Мотрошиловой, В.Н. Садовского, B.C. Степина, Э.Г. Юдина.

Анализ рациональности и её общая историко-философская характеристика во второй половине XX - начале XXI века дана в трудах таких отечественных философов, как Н.С. Автономова, П.П. Гайденко, Б.Л. Губман, A.B. Гулыга, П.С. Гуревич, Ю.Н. Давыдов, В.А. Лекторский, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, Б.В. Марков, Л.А. Микешина, Н.В. Мотрошилова, В.А. Подорога, В.Н. Порус, B.C. Степин, И.П. Фарман, B.C. Швырев, Н.С. Юлина.

Проблемы понимания коммуникативной рациональности в отечественной философии науки представлены в работах А.Ю. Антоновского, И.Т. Касавина, А.П. Огурцова, В.Н. Поруса, B.C. Степина, К.Х. Момджяна. Постановка и осмысление вопросов, соотносящихся с проблемами коммуникативной рациональности, имели место в истории философии в трудах таких отечественных авторов, как М.М. Бахтин, Л.П. Карсавин, К.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский.

Анализ коммуникативности на основе представлений о разумности человеческого познания в истории философии и науки был заложен в античной философии Сократом, Платоном и Аристотелем. В Новое время развитие античной традиции продолжается в исследованиях научной рациональности Р. Декартом, Г. Галилеем, И. Ньютоном. В немецкой классической философии коммуникация анализировалась как условие и форма человеческого

существования И. Кантом, отводившим главную роль человеку как цели, а не средству её достижения; Г.В.Ф. Гегелем, рассматривающим коммуникацию как результат социальных взаимодействий. Плодотворными в истории философии явились подходы к пониманию коммуникации как способа научно-познавательной деятельности В. Дильтеем, С. Кьеркегором, Ф.В.Й. Шеллингом, А. Шопенгауэром; как трансцедентальной интерсубъективности Э. Гуссерлем.

Осмыслению места и роли коммуникации в герменевтической трактовке были посвящены работы Ф.Э.Д. Шлейермахера; в концепциях прагматизма — Ч.С. Пирса, Ч. Морриса, У. Джеймса, Дж. Дьюи; неокантианства - Г. Когена, П. Наторпа, Э. Кассирера, В. Виндельбанда, Г. Риккерта; конвенционализма — А. Пуанкаре; в диалогической философии - Ф. Эбнера; экзистенциализма - М. Хайдеггера, К. Ясперса. Выявлению коммуникативных аспектов в анализе общественной жизни и социальных проблем посвящены исследования П. Бергера, Г. Блумера, М. Вебера, Т. Лукмана, Г. Марселя, Дж. Г. Мида, М. Мерло-Понти, Э. Мунье, К. Хюбнера, А. Шюца, Т. Парсонса.

Определенный вклад в изучение рациональности и коммуникации внесли труды таких теоретиков неопозитивизма и постпозитивизма, как K.P. Поппера, Т.С. Куна, И. Лакатоса, П.К. Фейерабенда, Дж. Агасси, X. Альберта; лингвистической философии - Л. Витгенштейна, Г. Райла, Дж. Остина, П. Стросона; неопрагматизма — Р. Рорти; структурализма и постструктурализма — К. Леви-Стросса, Ж. Дерриды, Р. Барта, Ж. Делёза, Ф. Гваттари; герменевтики -Х.-Г. Гадамера, М. Франка, П. Рикёра. С середины XX века проблема коммуникативной рациональности находится в центре внимания таких зарубежных философов, как К.-О. Апель, Ю. Хабермас, Н. Луман, является предметом научных дискуссий в трудах Д. Дэвидсона, Ж.-Ф. Лиотара, Р. Рорти, У. Эко.

Идея естественно-правового подхода, содержащего коммуникативные аспекты юриспруденции, восходит к размышлениям софистов, Аристотеля, Цицерона, развивается в Средние века Фомой Аквинским, Раванисом, Луллием, Бартолусом, в Новое время - Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш.Л. Монтескьё. Анализу западной человекоцентристской правовой традиции посвящены исследования Г. Гроция, С. Пуфендорфа, X. Томазия, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Хр. Вольфа. В конце XIX - начале XX века позитивистское понимание сущности права отстаивали И. Бентам, Дж. Остин, Р. Иеринг, Г.Ф. Шершеневич, Г. Кельзен, Г. Харт.

В России системоцентристской идее соборности и всеобщего равенства были посвящены труды А.Н. Радищева, B.C. Соловьева, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, E.H. Трубецкого, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, Г.Д. Гурвича. Правовое понимание коммуникации в рациональном контексте было проанализировано в трудах русских юристов -

Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, E.H. Трубецкого, Г.Ф. Шершеневича. Развитию интегративного подхода к пониманию права и единства коммуникативного пространства посвящены работы современных правоведов С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, Г.В. Мальцева, B.C. Нерсесянца, A.B. Полякова, А.Ф. Черданцева.

Несмотря на достигнутые результаты, проблема понимания сущности и природы коммуникативной рациональности недостаточно разработана в контексте постнеклассических научных исследований, современной теории познания, трансформации понимания субъект-объектного взаимодействия, типологии рациональности, исследования сложных саморегулирующихся, саморазвивающихся, человекоразмерных, ценностноориентированных систем.

Объект диссертационного исследования - проблема рациональности философии постнеклассической науки, основные подходы к её современной интерпретации и типологии.

Предмет диссертационного исследования - анализ коммуникативной рациональности, многообразных концепций её понимания.

Цель исследования - интегративное определение коммуникативной рациональности, его методологическое применение к анализу конкретно-научного знания, философии юридических наук.

Задачи исследования:

- анализ коммуникативной рациональности как объекта исследования философии науки;

- изучение специфики коммуникативной рациональности в контексте современной теории познания и постнеклассической науки;

- реконструкция различных подходов к пониманию коммуникативной рациональности в истории философии и науки;

- разработка интегративного понимания коммуникативной рациональности как синтеза различных концепций в классической, неклассической и постнеклассической науке;

- методологическое применение полученных результатов к анализу юридической коммуникативной рациональности.

Методология и методы исследования. В диссертации использованы философские, общенаучные и конкретно-научные методы:

- рациональное обоснование актуальности и необходимости исследования коммуникативной рациональности в контексте постнеклассической науки;

- реконструкция различных подходов к пониманию коммуникативной рациональности в истории философии и науки;

- контекстуальный анализ и интерпретация постнеклассических теорий коммуникативной рациональности;

- интегративный синтез многообразных концепций понимания коммуникативной рациональности в контексте современной теории познания;

- экстраполяция полученных результатов на анализ современных актуальных проблем философии юридических наук, коммуникативной юридической рациональности, её роли и значения в комплексном исследовании права.

Научная новизна результатов исследования:

- дан анализ понятия коммуникативной рациональности в контексте исторической типологии рациональности как дискурсивной формы познания;

- выявлена специфика классического типа коммуникативной рациональности как абстрактно-безличного соглашения, основанного на договорно-контрактных отношениях и целерациональной деятельности;

- показана особенность неклассического типа коммуникативной рациональности, связанная с признанием роли трансцендентального субъекта, интерсубъективности и контактно-диалогического общения;

- исследована сущность постнеклассического типа коммуникативной рациональности как единства разума и экзистенции, самоопределения и межличностного общения, нормативности и нравственности в ценностно-ориентированной деятельности;

- дано комплексное определение коммуникативной рациональности как взаимосвязи договора и диалога; разума и экзистенции; личностного самоопределения и трансцендентальной интерсубъективности; целерациональной нормативности и ценностно-нравственной ориентации человеческого познания, общения и деятельности;

- полученные результаты исследования методологически применены к анализу западной человекоцентристской концепции философии юридических наук, ориентированной на понимание права как формы свободы человека в общественной жизни, и отечественной системоцентристской, рассматривающей право как стоящую над индивидом форму духовного единения людей;

- дано определение юридической коммуникативной рациональности как единства нормативной текстуальности закона, содержащего в себе смысловой контекст, и ситуативно-контекстуальной интерпретации нравственных принципов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Диалог как форма коммуникации был применён Сократом в качестве способа достижения истинного знания. Коммуникативное поведение Сократа являлось отличительной чертой его стиля философствования, заключавшегося в обращении к человеку как диалогически мыслящему существу, способному самостоятельно определять содержание понятий при помощи логики задаваемых вопросов. Платон превратил коммуникативное содержание диалога в развёрнутую, рациональную и совершенную литературную форму,

добившись, при этом, целостного сочетания различных подходов в понимании рациональности и коммуникации. Аристотель привнес в анализ рационального обоснования истинного мнения способ логического доказательства, разработав топику как технику диалогической, речевой организации мышления и понимания. В результате в философии античности, наряду с классическим подходом к коммуникативной рациональности, были заложены истоки и неклассического, диалогического понимания её сущности.

2. В основе коммуникативной рациональности классического подхода в философии Т. Гоббса и Дж. Локка лежала теория общественного договора, контракта, на основании которых гражданам со стороны государства был гарантирован статус безопасного существования. К классическому типу понимания коммуникативной рациональности относится, связанная с началами теории общественного договора, и теория целерационального действия М. Вебера, с точки зрения которой взаимодействие между личностями осуществляется на принципах конкретной ориентированности, последовательности, взвешенности и чёткой направленности на ожидаемый результат. Вместе с тем, теория общественных отношений Вебера содержала и элементы неклассического подхода к пониманию коммуникативной рациональности, смыслового соотнесения социального действия индивида с поведением других людей, ориентированного на достижение определённого согласия, контакта, диалога.

3. Начала неклассического понимания рациональности и коммуникации были заложены в XVIII веке в теории трансцендентального субъекта И. Канта, в которой взаимодействие между субъектом и объектом познания реализовывалось в мыслительных конструкциях, устраняющих их противопоставление, снимающих различия между сущим и должным, теоретическим и практическим разумом в науке, философии и этике. В дальнейшем развитие неклассической теории познания и коммуникативной рациональности нашло своё проявление в феноменологии Э. Гуссерля, раскрывающей взаимосвязь субъективного и интерсубъективного, роль коммуникативной рациональности в разработке проблем методологии философского и научного познания.

4. Сущность коммуникативной рациональности на постнеклассическом этапе развития науки исследуется в многообразных концепциях и подходах: в экзистенциальной философии К. Ясперса, в плане установления диалогической связи между людьми посредством согласования экзистенции и разума с помощью философской веры; персонализме Э. Мунье, рассматривающем трансцендирование индивидуума как постоянное преодоление себя и окружающего мира в стремлении к абсолютному началу, раскрывающем межчеловеческое общение как процесс взаимодействия между сознаниями людей, нацеленный на достижение взаимопонимания. В основу

постнеклассического лингвистического анализа текстов, этнографического рассмотрения речевой практики и прагматических переменных языковой интеракции были положены теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса и трансцендентально-прагматической коммуникации К.-О. Апеля, в которых нормы идеального коммуникативного сообщества обусловлены мотивацией, определяющей взаимопонимание между людьми, и социокультурной направленностью регулятивной идеи жизненного мира. В результате развития этих теорий открытая коммуникативная рациональность получила оформление в качестве одного из центральных понятий неклассической теории познания и явилась современной формой постнеклассического критико-рефлективного типа рациональности и коммуникации как способов взаимодействия людей через конструктивный диалог.

5. К постнеклассической коммуникативной рациональности относится также теория коммуникативного действия и сообщества Н. Лумана, в которой в понятиях системного функционализма ставятся вопросы открытости коммуникативных практик, перспективы достижения понимания между людьми в процессе жизнедеятельности. Идея коммуникативной рациональности рассматривается Луманом в контексте понимания общества как самовоспроизводящей, аутопойетической и самореферентной целостной системы, состоящей из множества взаимообусловленных элементов, соединённых коммуникативными связями. Благодаря стремлению к открытости, случайности, вариативности, незавершённости общественные отношения эволюционируют, трансформируются в новые способы коммуникативного взаимодействия, готовности к взаимопониманию.

6. В отечественной философии науки проблемы коммуникативной рациональности ставятся в социокультурной концепции человекоразмерных систем B.C. Степина, имманентной, инвариантной включённости человека в освоение сложных, самоорганизующихся систем, становления новых смыслов и ценностных ориентиров в сфере мировоззренческих оснований философии, культуры и науки. Междисциплинарная, человекоразмерная стратегия научных исследований, обусловленная целеполаганием и диалогичностью человеческого мышления, коммуникативным взаимодействием системы с внешней средой и человеческим фактором, изменяет аксиологический аспект познавательной деятельности с нейтрального на ценностно-ориентированный.

7. Анализ разнообразных типов рациональности и концепций коммуникативной рациональности на классическом, неклассическом и постнеклассическом этапах их развития позволяет интегративно определить коммуникативную рациональность как взаимосвязь договора и диалога; разума и экзистенции; личностного самоопределения и трансцендентальной интерсубъективности; целерациональной нормативности и ценностно-нравственной ориентации человеческого познания, общения и деятельности.

8. Полученное интегративное определение коммуникативной рациональности методологически применено к философии юридических наук на основе анализа западной человекоцентристской концепции, понимающей право как форму свободы человека в общественной жизни, и отечественной системоцентристской, рассматривающей право как стоящую над индивидом форму духовного единения людей.

9. Наличие морально-нравственного аспекта в категорическом императиве И. Канта, обусловленного объективностью, отождествляемой с необходимостью, всеобщностью и доопытным пониманием действительности как качествами и свойствами присущими трансцендентальному субъекту, является одной из важнейших предпосылок коммуникативной рациональности в философии права. В основе понимания юридической коммуникативной рациональности находится также идея гражданского общества, изложенная Г.В.Ф. Гегелем, в которой его проект предстает как форма коммуникации во всей совокупности реальных процессов и взаимоотношений между сообществом граждан и государством. Проблема гражданского общества как сочетания легитимного разума и морально-нравственных принципов в практической реализации юридической коммуникативной рациональности является актуальной и сегодня.

10. В отечественной философии права проблема соотношения морали и права рассматривалась B.C. Соловьевым, E.H. Трубецким, Г.Д. Гурвичем в контексте духовного единения сограждан на основе божественной истины и взаимного согласия между ними, содержащего в себе нравственные ориентиры коммуникативной рациональности. Кроме того, в российской правовой парадигме осуществлялись попытки сближения позиций индивидуализма и коллективизма, закона и морали в контексте понимания общего блага как основы существования общества.

11. В результате интегративного синтеза человекоцентристской и системоцентристской концепций права юридическая коммуникативная рациональность определяется как единство нормативной текстуальности закона, содержащего в себе смысловой контекст, и ситуативно-контекстуальной интерпретации нравственных принципов.

Научно-теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью изучения коммуникативной рациональности как объекта исследования философии науки в контексте современной теории познания и постнеклассического этапа науки; необходимостью реконструкции классического и неклассического понимания коммуникативной рациональности в истории философии и науки; рассмотрения коммуникативной рациональности как синтеза экзистенциального и интерсубъективного элементов общения; методологического применения интегративного определения коммуникативной рациональности к философии

юридических наук. Полученные результаты могут быть использованы в постановке и анализе основных проблем курсов «Философия», «История философии», «Философия науки», спецкурсов «Коммуникативная рациональность как объект философии науки»; «Интегративно-коммуникативная концепция философии права»; «Коммуникативная правовая рациональность как единство нормативного и нравственного ориентиров общения и действия».

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования изложены автором в материалах и выступлениях на научных и научно-практических конференциях: Всероссийская научно-техническая конференция «Вузовская наука - региону» (Вологда, 2008 - 2014); Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Молодые исследователи - регионам» (Вологда, 2009, 2010, 2014); Ежегодная сессия-смотр аспирантов и молодых ученых по отраслям наук (Вологда, 2007, 2009, 2013, 2014); «Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых и аспирантов» (Вологда, 2007 - 2009); 5-я Международная научно-техническая конференция «Философия в техническом вузе» (СПб.,2011); VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (Н. Новгород, 2012) и др., в 23 публикациях по теме исследования, в том числе в 4 статьях, опубликованных по перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ.

Диссертация обсуждена на кафедре философии Вологодского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Объем диссертации 130 страниц машинописного текста, из них 13 страниц библиографии, содержащих 168 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении к диссертации обоснована актуальность, показаны степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе, цели и задачи, методология, новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация результатов исследования.

В первой главе диссертации «Рациональность как объект исследования философии науки» дан анализ темы исследования в контексте постнеклассической науки, осуществлена реконструкция понимания рациональности и коммуникации на классическом и неклассическом этапах развития истории философии и науки.

В первом параграфе первой главы «Коммуникативная рациональность в контексте постнеклассической науки» обосновывается цель исследования - выявить специфику коммуникативной рациональности в

контексте классической, неклассической и постнеклассической типологии научной рациональности.

Истоки классического типа рациональности берут начало в античности, а его основы были заложены в классической науке Нового времени периода становления и развития дисциплинарной дифференциации в работах Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Г.В. Лейбница. Классическая модель рациональности характеризуется зависимостью когнитивных действий от убеждений и желаний, существованием особых правил, устанавливающих границы рационального и иррационального мышления и поведения. Как форма рациональности коммуникация начинает формироваться в Средние века в Европе и представляет собой разновидность общения, механизм обмена информацией, необходимое условие развития познания и науки. В теории общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка была поставлена проблема коммуникативной рациональности как справедливости, легитимности и соблюдения договорных условий. Классический подход к характеристике коммуникативной рациональности был также представлен в конце XIX -начале XX века в «понимающей социологии» М. Вебера, направленной на анализ целерационального действия индивидуумов, в котором личные цели согласуются с интересами общества. Предпосылки коммуникативной рациональности неклассического типа появляются путём преодоления абсолютизации жестких классических, закрытых установок уже на классическом этапе развития науки, получая своё осмысление в философии И. Канта, раскрывшего роль и значение трансцендентального субъекта в процессе познания. В дальнейшем неклассический подход к осмыслению коммуникативной рациональности как связи субъективного и интерсубъективного имел место в феноменологии Э. Гуссерля, выявившего в исследованиях грамматических и логических построений общую сущность различных значений, находящихся в сфере коммуникации. Возникновение многообразия неклассических направлений научного исследования Нового времени характеризовалось динамизмом, открытостью, вариативностью, анализом роли вероятности и относительности, что нашло своё отражение в работах основоположников теории относительности и квантовой механики А. Эйнштейна, М. Планка, Н. Бора и В. Гейзенберга. В отечественной философии неклассическое осмысление коммуникативной рациональности было представлено философией М.М. Бахтина, анализировавшего диалог как способ выражения и взаимопонимания.

К постнеклассическому типу коммуникативной рациональности относятся концепции, сочетающие рациональные и иррациональные компоненты познания и деятельности человеческого разума — осмысление экзистенциального уровня человеческого бытия К. Ясперсом; межличностного общения, активного и деятельного существования личности Э. Мунье; роли

жизненного мира как обоснования социальных норм в теориях коммуникативного действия Ю. Хабермаса и консенсуально-коммуникативной рациональности К.-О. Апеля, в которых традиционным подходам к пониманию познания и деятельности были противопоставлены концепции,

анализирующие возможности и перспективы коммуникативного участия и взаимопонимания; в теории коммуникативного действия и сообщества Н. Лумана, анализирующего роль коммуникации, открывающей просторы постижения человеком «Другого» и взаимопонимания между людьми.

В конце параграфа обоснованы цели и задачи исследования - соотнести с типами научной рациональности классическую коммуникативную рациональность, ориентированную на договор, контракт, целерациональность; неклассическую, связанную с трансцендентальностью, интерсубьективностью, диалогом; постнеклассическую, соединяющую в себе позитивные элементы классического и неклассического подходов с идеями экзистенции, личностного самоопределения и ценностно-нравственной ориентации человеческого познания, общения и деятельности.

Во втором параграфе первой главы «Реконструкция классического и неклассического понимания коммуникативной рациональности в истории философии и науки» на основе анализа идей Сократа, работ Платона и Аристотеля показано, что истоки научного понимания мира относятся к периоду становления древнегреческой философии, которая предвосхитила постановку проблемы рациональности и её коммуникативного типа, оказавшую влияние на весь ход развития науки и общества. В научных и философских исследованиях Нового времени вопросы рациональности и коммуникативной рациональности ставились с позиций классического подхода в контексте механистической картины мира. Использование методов абстрагирования для рационального анализа опытных данных было применено Г. Галилеем к изучению природных явлений, конструированию идеальных моделей в физике и астрономии. Идеи классической рациональности и её методологические установки, развитые Галилеем, оказали значительное влияние на И. Ньютона, который заложил основания механистической картины мира Нового времени. Определяющую роль разума в создании всеобщего научного пространства в процессе становления и развития классического типа рациональности отстаивал Г.В. Лейбниц, считавший ясность, четкость и разумность формулировок в дискуссиях критериями научной истины. Основные идеи классической картины мира и классической рациональности в новоевропейской философии были развиты Р. Декартом, которым был сформулирован универсальный метод достоверности знания, в основе которого находился субъект познания, способный выявлять наиболее очевидные и истинные положения, что позволяло утвердить превосходство рационального мышления над чувственным познанием.

В рамках классической рациональности возникает и классический тип понимания коммуникативной рациональности в теории общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка, сущность которого заключалась в достижении безопасного существования людей, взаимного согласия между ними и социального компромисса в обществе. К классическому типу коммуникативной рациональности можно отнести также и теорию целерационального действия М. Вебера, обосновавшего положение о том, что в процессе взаимодействия людей лежат принципы рациональной последовательности, взвешенности, соответствия используемых средств желаемому результату и устремлённости индивидуума к достижению поставленной цели. Признание необходимости разумности общения, обмена информацией и достижения посредством этого определённого консенсуса позволяют говорить об элементах неклассического подхода в теории Вебера к пониманию коммуникативной рациональности.

Исходным пунктом неклассического понимания рациональности и коммуникации в XVIII веке явилась теория трансцендентального субъекта И. Канта, преодолевшего ограниченность классического противопоставления субъекта и объекта познания, указавшего на определяющую роль трансцендентального субъекта как основания предметного мира, деятельность которого от созерцаний переходит к понятиям и заканчивается идеями. Учение Канта закладывало основы неклассического понимания рациональности, активной роли субъекта познания и коммуникации. Последующее становление неклассического типа коммуникативной рациональности было связано с феноменологическими исследованиями Э. Гуссерля, который в поиске фундаментальных положений своей теории ввел понятия жизненного мира и интерсубъективности как оснований сознания, а значит, и коммуникативного начала. В результате этого стиралась граница между истинным и ложным путём снятия проблемы противопоставления субъективного и объективного, идеального и материального, расширялась способность сознания к восприятию предметов через коммуникативную интерпретацию смыслов. В конце XIX — начале XX века неклассическое понимание рациональности было связано с трудами А. Эйнштейна, М. Планка, Н. Бора и В. Гейзенберга, развитием теории относительности, квантовой механики, признающих роль субъекта в познании, относительность пространственно-временных свойств, роль и значение вероятности и дополнительности в проявлении законов и закономерностей в развитии мира и познания.

В отечественной философии представления о неклассическом типе коммуникативной рациональности были связаны с концепцией диалога М. М. Бахтина, признававшего полифоническое взаимопроникновение смысла и значений в межчеловеческих отношениях как предельную свободу обмена высказываниями. В результате проблема сведения разумом живого многообразия сущностей к мёртвому тождеству, подмены их принудительной

логической схемой рационального познания была поставлена Бахтиным в контексте анализа коммуникативного диалога.

Таким образом, в результате проведённой в параграфе исторической реконструкции типов рациональности и коммуникации сделан вывод о том, что классическое понимание коммуникативной рациональности было представлено признанием договора и контракта, неклассическое - диалога и контакта, трансцендентальное™ и интерсубъективности. В конце параграфа обоснована необходимость анализа многообразия концепций коммуникативной рациональности на постнеклассическом этапе развития науки.

Во второй главе «Интегративный подход к пониманию коммуникативной рациональности в постнеклассической науке» дан анализ различных подходов к пониманию сущности коммуникативной рациональности на постнеклассическом этапе развития науки, получено интегративное определение коммуникативной рациональности, осуществлено его методологическое применение к анализу актуальных проблем философии юридических наук.

В первом параграфе второй главы «Коммуникативная рациональность как синтез дискурсивного и экзистенциального элементов общения» проведено исследование основных идей и произведений К. Ясперса, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, К.-О. Апеля, Э. Мунье, B.C. Степина, дан анализ многообразных концепций коммуникативной рациональности на постнеклассическом этапе развития науки.

В философии К. Ясперса в центре внимания находилась экзистенция как определённый уровень человеческого бытия и связанная с ней экзистенциальная форма коммуникации, которая представляет собой высший тип общения, утверждающий диалогическую связь между людьми с помощью философской веры, согласования экзистенции и разума. В концепции коммуникативной рациональности Э. Мунье феноменологическая идея интенциональности интерпретировалась как трансцендирование, представляющее собой раскрытие внутреннего мира людей в их стремлении к высшей реальности, взаимодействие с которой открывает истинные жизненные ориентиры миропонимания. В результате этого, человек получает возможность ответственного существования в обществе свободных личностей, совершенствования своего внутреннего мира и обретения нравственных ценностей в процессе межчеловеческого общения как формы взаимопонимания между сознаниями людей. Проблема рациональности и коммуникации в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса анализируется в контексте единства технического, практического и когнитивного интересов познающего субъекта. Процесс познания определяется как триединство герменевтического понимания, рациональности и освобождения людей от негативного воздействия искажённой коммуникации, в единстве которых сущность вещей и явлений

может одновременно открываться познающему субъекту, а коммуникативная рациональность позволяет объяснять события, происходящие в результате взаимодействия функционального разума и жизненного мира. В трансцендентально-прагматической теории коммуникации К.-О. Апеля коммуникативная рациональность раскрывается в контексте интерпретации идеи трансцендентального обоснования социальных норм, содержащих в себе синтез различных, существующих в дискурсивном пространстве мнений. Реализация положений консенсуально-коммуникативной рациональности выражается в достижении согласия, сближения различных точек зрения, снятия напряженности на основе ценностно-ориентированной направленности общения.

В параграфе анализируется разработанная Н. Луманом обобщенная теория коммуникативного действия и сообщества, отражающая процесс преобразования нормативного разума в коммуникативную рациональность, являющуюся базовым началом построения общества. Определенная роль в формировании и развитии социальных систем отводится случайности, открытости и вариативности. Рост знания в информационном массиве коммуникативной системы приводит к её усложнению, а возникающая вследствие этого неустойчивость системы становится основным фактором ее развития и изменения. В результате раскрываются сущность и перспективы обновления коммуникативной модели взаимопонимания между людьми, распространения информации, производства общественных смыслов и социальных практик. В отечественной философии науки проблема коммуникативной рациональности исследуется в концепции типологии рациональности B.C. Степина, в которой создание и налаживание коммуникационных связей при изучении человекоразмерных систем непосредственно связаны с осознанием ответственности и понимания необходимости ограничения ряда стратегий взаимодействия, потенциально содержащих в себе угрозу губительных для цивилизации последствий. При таком подходе аксиологический акцент современных научных исследований смещается с нейтрального на ценностно-ориентированный.

В результате проведённого анализа классического, неклассического и постнеклассического подходов, их синтеза получено интегративное определение коммуникативной рациональности как взаимосвязи договора и диалога; разума и экзистенции; личностного самоопределения и трансцендентальной интерсубъективности; целерациональной нормативности и ценностно-нравственной ориентации человеческого познания, общения и деятельности.

Во втором параграфе второй главы «Методологическое применение интегративного определения коммуникативной рациональности к философии юридических наук» анализируются западная

человекоцентристская и отечественная системоцентристская концепции философии права. Сущность западноевропейского человекоцентристского понимания права как формы свободы человека в общественной жизни была представлена в работах Аристотеля, Иоанна Скота Эриугены, П. Абеляра, Фомы Аквинского, Г. Гроция, Т. Гоббса, в которых понятие общего блага являлось высшим господствующим над индивидуумом началом, а право выступало неизменным и имело повсюду одинаковую силу. Одним из путей преодоления недостатков абсолютизации западного человекоцентризма стала идея соотнесения права с принятыми в обществе моральными установлениями, осуществленная И. Кантом, анализ которым нравственного императива являлся одной из важнейших предпосылок понимания сущности юридической коммуникативной рациональности. Вопрос соотношения права и нравственности путём преодоления нормативизма решался и Г.В.Ф. Гегелем, который, в контексте анализа правовой коммуникации, исследовал проблему гражданского общества, взаимоотношения между гражданами и государством, являющуюся актуальной и для современного общества.

Системоцентристская ориентация русской философии воспринимала право как форму духовного единения сограждан на основе божественной истины и согласия между открытыми для диалога личностями. Понимание права в русской философии, нашедшее своё отражение в работах B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, Г.Д. Гурвича, основано на неклассическом правопонимании, содержащим в себе нравственные ориентиры общения. Феномен общего блага как господствующего над человеком высшего начала в отечественной философии права рассматривался в виде таких стоящих над человеком нравственных ценностей, как правда, милосердие и справедливость, с преобладанием соборно-коллективистского подхода. В диссертации показано, что в российской философии права также были осуществлены попытки достижения синтеза позиций индивидуализма и коллективизма, закона и морали в неклассическом правопонимании, содержащим в себе нравственные аспекты понимания юридической коммуникативной рациональности.

В современной отечественной философии права проблема юридической коммуникативной рациональности анализируется такими авторами, как С.С. Гусев, И.И. Кравченко В.В. Лапаева, B.C. Нерсесянц, A.B. Поляков, Ю.Е. Пермяков, в работах которых ставятся проблемы исследования смысла правопонимания и коммуникативной ценности права, роли нравственности, свободы, равенства в их интегративной трактовке. На основе сочетания в рамках единого подхода классической нормативной и неклассической ситуативно-контекстуальной концепций понимания права в диссертации дано определение юридической коммуникативной рациональности как единства нормативной текстуальности закона, содержащего в себе смысловой контекст, и ситуативно-контекстуальной интерпретации нравственных принципов.

В заключении диссертации подводятся итоги проведённого исследования, формулируются основные выводы, определяются перспективы и направления их дальнейшей разработки.

Основные идеи диссертационного исследования отражены в 23 работах общим объемом 6,8 п.л., из них 4 статьи, опубликованные по перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ:

Статьи, опубликованные по перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ

1. Белозеров, А.Б. Коммуникативная методология в контексте философии юридических наук / А.Б. Белозеров // Вестник Поморского университета. Научный журнал. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Архангельск, 2010. - № 10. - С. 120 -123 (0,4 п. л.). Статья.

2. Белозеров, А.Б. Коммуникативная рациональность в контексте постнеклассической науки / А.Б. Белозеров // Вестник Поморского университета. Научный журнал. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Архангельск, 2011. - № 2. - С. 62 - 65 (0,4 п. л.). Статья.

3. Белозеров, А.Б. Понятие коммуникации в экзистенциальной философии К. Ясперса / А.Б. Белозеров // Вестник Костромского государственного университета имени H.A. Некрасова. Научно-методический журнал. Кострома, 2011. - № 3. - С. 58 - 62 (0,4 п. л.). Статья.

4. Белозеров, А.Б. Идея коммуникативной рациональности как архетипическая единица научного познания / А.Б. Белозеров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Научный журнал. Серия: Гуманитарные и общественные науки. Санкт-Петербург, 2011. - № 4 (136). - С. 236 - 240 (0,4 п. л.). Статья.

Статьи и тезисы

5. Белозеров, А.Б. Неопозитивистское направление философии права / А.Б. Белозеров // Материалы ежегодных смотров-сессий аспирантов и молодых ученых по отраслям наук: Гуманитарные и общественные науки. Часть II. -Вологда, 2007. - С. 115 - 116 (0,1 п. л.). Тезисы.

6. Белозеров, А.Б. Понимание юриспруденции на современном этапе развития философии науки / А.Б. Белозеров // Вузовская наука - региону: Материалы шестой всероссийской научно-технической конференции. В 2-х т. - Вологда, ВоГТУ, 2008. Т. 1. - С. 352 - 355 (0,4 п. л.). Статья.

7. Белозеров, А.Б. Проблемы коммуникационных отношений в управлении / А.Б. Белозеров, В.В. Гогина // Стратегия и механизм управления: опыт и перспективы: Сборник материалов научно-практической конференции. -Вологда, СЗАГС, 2008. - С.189 - 194 (0,2 п. л.). Статья.

8. Белозеров, А.Б. Методология научного исследования философии

юридических наук / А.Б. Белозеров // Вузовская наука - региону: Материалы седьмой всероссийской научно-технической конференции. В 2-х т. - Вологда, ВоГТУ, 2009. Т. 2. - С. 125 - 127 (0,3 п. л.). Статья.

9. Белозеров, А.Б. Проблема управления в китайской философии: коммуникативный аспект / А.Б. Белозеров // Экономика и управление: опыт, теория, практика: Сборник материалов научно-практической конференции. -Вологда, СЗАГС, 2009. - С.243 - 247 (0,3 п. л.). Статья.

10. Белозеров, А.Б. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса / А.Б. Белозеров // Молодые исследователи — регионам: Материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. — Вологда, ВоГТУ, 2009. Т. 2. — С. 278 - 279 (0,1 п. л.). Тезисы.

11. Белозеров, А.Б. Идея интерсубъективной коммуникации К.-О. Апеля / А.Б. Белозеров // Вузовская наука — региону: Материалы восьмой всероссийской научно-технической конференции. В 2-х т. - Вологда, ВоГТУ, 2010. Т. 2. - С. 251 - 253 (0,2 п. л.). Тезисы.

12. Белозеров, А.Б. Концепция коммуникации Н. Лумана / А.Б. Белозеров // Управление и экономика: опыт, традиции, инновации: Сборник материалов научно-практической конференции. - Вологда, СЗАГС, 2010. — С.266 - 269 (0,3 п. л.). Статья.

13. Белозеров, А.Б. Коммуникативная рациональность / А.Б. Белозеров // Молодые исследователи - регионам: Материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. - Вологда, ВоГТУ, 2010. Т. 2. - С. 241 -243 (0,2 п. л.). Тезисы.

14. Белозеров, А.Б. Рациональность в управлении как объект исследования философии науки / А.Б. Белозеров // Управление и экономика в условиях модернизации: история и современность. Материалы научно-практической конференции. - Вологда, СЗАГС, 2011. - С. 104 - 109 (0,4 п. л.). Статья.

15. Белозеров, А.Б. Концепция экзистенциальной коммуникации К.Ясперса / А.Б. Белозеров II Вузовская наука — региону: Материалы девятой всероссийской научно-технической конференции. В 2-х т. - Вологда, ВоГТУ, 2011. - Т. 2. - С. 160-162 (0,2 п. л.). Тезисы.

16. Белозеров, А.Б. Методологическое применение интегративного понимания коммуникативной рациональности в анализе субъект-объектных отношений в философии юридических наук / А.Б. Белозеров // Философия в техническом вузе: Сборник трудов 5-ой Междунар. науч.-практ. конф. - СПб, Изд.-во Политехи, ун-та, 2011. - С. 91 - 92 (0,1 п. л.). Тезисы.

17. Белозеров, А.Б. Методологическое применение интегративного понимания коммуникативной рациональности как взаимосвязи нормативных и контекстуальных компонентов общения / А.Б. Белозеров // Государственная политика по формированию и развитию кадровых резервов: региональный аспект. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. -

Вологда, Легия, 2012. - С.159 - 167 (0,5 п. л.). Статья.

18. Белозеров, А.Б. Идея коммуникации как архетипическая единица философского и научного познания / А.Б. Белозеров // История идей как методология познания: коллективная монография / под ред. проф. Г.Н. Оботуровой; Мин-во образ, и науки РФ; Волог. госуд. пед. ун-т. - Вологда: ВГПУ, 2012. - С. 88 - 92 (0,3 п. л.).

19. Белозеров, А.Б. Понятие эндокоммуникации в философии науки / А.Б. Белозеров // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса. В 3 томах. Т III. - Н. Новгород, Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. - С. 352 - 353 (0,1 п. л.). Тезисы.

20. Белозеров, А.Б. Актуальность исследования коммуникативной рациональности на современном этапе модернизации общества / А.Б. Белозеров // Управление и экономика в условиях модернизации: опыт и перспективы. Материалы научно-практической конференции. - Вологда, Легия, 2012. - С.131 -136 (0,4 п. л.). Статья.

21. Белозеров, А.Б. Стратегия исследования человекоразмерных систем в социокультурном контексте постнеклассической коммуникативной рациональности / А.Б. Белозеров // Управление и экономика в условиях модернизации: проблемы и пути их решения. Материалы научно-практической конференции. - Вологда, Легия, 2013. - С.90 - 93 (0,3 п. л.). Статья.

22. Белозеров, А.Б. Коммуникативная рациональность как фактор преодоления нестабильности в управлении / А.Б. Белозеров // Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. - Вологда, Вологодский филиал РАНХиГС, 2014. - С.272 - 281 (0,5 п. л.). Статья.

23. Белозеров, А.Б. Юридическая коммуникация как единство нормативных и нравственных ориентиров общения / А.Б. Белозеров // Образование через научные исследования: Сборник научных статей / под ред. проф. Г.Н. Оботуровой, доц. Н.А. Ястреб; Мин-во образ, и науки РФ; Волог. госуд. пед. ун-т. - Вологда: ВГПУ, 2014. - С. 77 - 81 (0,3 п. л.).

Заказ № 47-Р/11/2014 Подписано в печать 16.10.14 Тираж 100 экз. Усл. пл. 0,8

ООО "Цифровичок", г. Москва, Большой Чудов пер., д.5

тел. (495)649-83-30 1 J) www. cfr. ru; e-mail: zakpark@cfr. ru