автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Коммуникативная рациональность Ю. Хабермаса
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кусраев, Бондо Нугзарович
Введение.
Глава I. Теоретические и методологические основания концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса
§ 1. Основные положения теории коммуникативного действия
Ю. Хабермаса.
§2. Концепция коммуникативной рациональности.
§3. Формальная прагматика как стратегия обоснования критической теории общества.
§4. Индивид, государство и общество в формальной прагматике.
Глава II. Коммуникативная рациональность и общественная рационализация
§ 1. Историко-социологическая проекция парадигмы коммуникативной рациональности.
§2. Взаимосвязь модели коммуникативной рациональности и жизненного мира.
§3. Праксеологическая проекция модели коммуникативной рациональности: новые перспективы практической философии.
§4. Ю. Хабермас - мыслитель гражданского общества.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Кусраев, Бондо Нугзарович
В современной философии стала очевидной несостоятельность как тех общественных теорий, которые базируются на рассмотрении атомизированных, изолированных друг от друга и следующих своим частным интересам индивидов, так и тех, в которых индивиды выступают безмолвными винтиками социального механизма, работающего в соответствии с железной логикой истории. Все более обнаруживают свою ограниченность попытки создать философию как теоретическую систему достоверных знаний о мире в рамках субъектно-объектного отношения. В условиях впечатляющих общественных сдвигов проявляются не только достижения, но и издержки цивилизационного процесса, бросающие вызов и современному обществу в целом, и философии в частности. Одной из ее главных задач стала своевременная диагностика цивилизационного потенциала разрушения и поиск путей его нейтрализации. Видимо, этим обусловлена выраженная практическая направленность в современной философии, ее ориентация на животрепещущие политические, моральные, социально-экономические и идеологические проблемы, ее эмансипаторный потенциал.
В настоящее время продолжается поиск новых ориентиров общественного развития, причем философия является инициатором данного поиска. В отличие от теоретико-познавательных и социальных доктрин Нового времени, осмысливающих мир в рамках познавательного отношения субъект-объект, современная философия, как, впрочем, и современная гносеология, смещает свой фокус исследования в сферу интерсубъективности, фундированную в языке, а объектом ее рефлексии становится коммуникация в языковом сообществе.
Предметом данной работы является выявление специфических черт и методологических оснований этико-социальной концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, относящегося к числу наиболее заметных 4 фигур немецкой и мировой философии второй половины XX века. С одной стороны, философская ^онцепция коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса по целому ряду параметров может быть оценена как демонстрация нетрадиционного подхода к осмыслению общественных проблем. С другой стороны, эта концепция интересна еще и тем, что она представляет собой попытку синтеза двух главенствующих традиций европейской социальной мысли - немецкой (а если брать шире - континентальной) и англосаксонской в основных их направлениях: трансцендентальной философии, феноменологии, герменевтики и диалектической философии по линии континентальной философии, прагматизма и аналитической философии по линии англосаксонской философии.
Актуальность темы исследования определяется как тем, что концепция коммуникативной рациональности еще не нашла должного осмысления в русскоязычной философской литературе, так и тем, что применяющийся в ней методологический инструментарий помогает глубже, а зачастую даже с неожиданной стороны осмыслить современные социальные системы, находящиеся в стадии драматических изменений. В частности, речь идет о применении для осмысления социума методологического инструментария философии языка. Особенно важно то, что концепция коммуникативной рациональности ставит ключевой вопрос о нормативных основаниях современного общества, о рационалистическом подходе к выработке таких нормативных оснований, которые не ограничивались бы апелляцией к традиции, к автономным правам индивидов или же партикуляристской этноцентристской риторикой. Тем самым предлагается новое видение государства, общества и индивида, основанное на принципах коммуникативной рациональности и дискурсивной этики. Актуальность данных проблем очевидна.
И в европейских, и в американских философских кругах формально-прагматическая теория общества Ю. Хабермаса обсуждается весьма широко. Стоит назвать хотя бы книги таких известных авторов, как Н.Луман, Р.Рорти,
В.Хёсле, Д.Бёлер, В.Кульман, Р.Гетцен, О.Хеффе, П.Ульрих А. Хоннет и многие другие.
Для русскоязычных читателей философия Хабермаса, несмотря на появившиеся в последнее время посвященные ему работы, остается мало освещенной. Издан сборник его лекций1 который, впрочем, дает весьма скудное представление о философии Хабермаса, вышла книга И.П. Фарман2. Стоит упомянуть книгу А.В.Гайды, С.Е.Вершинина и В.Л.Шульца3, где в основном рассматриваются ранние произведения Хабермаса и многие выводы которой требуют существенных уточнений в свете последующих работ философа. Ю. Хабермасу посвящены две диссертационные работы4, существует также ряд статей различных авторов.
Целью данной диссертации является, основываясь как на произведениях самого Ю.Хабермаса, так и на трудах его критиков и последователей, проанализировать методологические основания формально-прагматической теории разума и дать праксеологическую проекцию концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, которая является составной частью формальной прагматики. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- сформулировать основные положения теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, составной частью которой является концепция коммуникативной рациональности и вычленить из нее данную концепцию; установить, каким образом формально-прагматический методологический инструментарий применяется в социально-философском анализе;
- проанализировать формально-прагматическую теорию Ю.Хабермаса в свете соотношения немецкой и англосаксонской социально-философской
1 Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1992.
2 Фарман И.П. Социально-культурные проекты Ю. Хабермаса, М., 1999
3 Гайда А.В., Вершинин С.Е., Шульц В.Л. Коммуникация и эмансипация. Свердловск, 1988.
4 С.В. Шачин. Коммуникативная теория разума Ю. Хабермаса. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд.филос. наук. СПб., 1996; Назарчук А.В. Этико-социальные доктрины К.О.-Апеля и Ю. Хабермаса. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд.филос. наук. М. 1996. 6 традиций и присущих им подходов к пониманию роли и функции государства, общества и индивида в рамках социального целого;
- проанализировать понятие коммуникативной рациональности, обозначив его отличия от веберовского понятия рациональности; сделать историко-социологическую проекцию концепции коммуникативной рациональности;
На основе рассмотрения вышеуказанных вопросов будет предпринята попытка обрисовать новые перспективы практической философии в свете формально-прагматической теории Ю. Хабермаса и представить философа в качестве мыслителя гражданского общества, рассмотрев основные идеи формальной прагматики применимо к современному обществу.
Методологическим основанием диссертации послужил метод социально-философского анализа, а также основные положения и выводы, содержащиеся в трудах, посвященных коммуникативному подходу к пониманию общества и анализу социокультурных детерминант формирования социально-философских и политических теорий. При этом основное внимание сосредоточено, прежде всего, на трудах Ю.Хабермаса.
Научная новизна результатов исследования заключается: в выявлении эпистемологических истоков теоретических и методологических оснований концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса;
- в раскрытии специфики и места формально-прагматического подхода к осмыслению социума и индивида в свете соотношения немецкой и англосаксонской социально-философских традиций;
- в установлении закономерностей влияния социокультурных факторов на понимание соотношения государства, общества и индивида в немецкой и англосаксонской социально-философских традициях вообще, в философии Хабермаса частности;
Заключение научной работыдиссертация на тему "Коммуникативная рациональность Ю. Хабермаса"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис традиционных подходов и их неспособность дать удовлетворительное объяснение причин социальных патологий стимулировал поиск новых парадигм в обществознании.
Как показывает осуществленное в данной работе исследование, в универсальной прагматике Ю.Хабермаса предлагается нетрадиционный подход к построению общественных теорий. Переформулировав классические вопросы социальной теории, он создал новые эвристические рамки для решения целого ряда социальных и этических проблем.
Исследовательская перспектива концепции коммуникативной рациональности Хабермаса лежит в русле лингвистического поворота, обозначившегося как в континентальной, так и в англо-американской философии и коснулся почти всех сфер философского знания. Мы рассмотрели характерные черты этого поворота в немецкой социальной философии. Особенность универсальной прагматики как социально-философской теории заключается в том, что ее несущей конструкцией является тезис о социальной релевантности языковой прагматики. Именно в ходе исследования культурных и институциональных рамок употребления языка, процесса коммуникации Ю. Хабермас вырабатывает свой инструментарий анализа социальных процессов, позволяющий, по его мнению, создать гибкий и адекватный категориальный аппарат, способствующий распознаванию симптомов кризиса современного общества (а тезис о кризисе является, пожалуй, общим местом всех современных социально-философских трудов) и предлагает пути устранения первопричин, порождающих этот кризис.
Ю. Хабермас критикует подходы своих предшественников и выдвигает задачу смены парадигмы в социальной теории. Подводя итоги рассмотрению концепциикоммуникативной рациональности, упомянем, прежде всего, ее оригинальные черты. Хабермас предлагает выйти за рамки объективистского
123 подхода, изучая общество не только как систему, но и как жизненный мир с точки зрения участников процесса коммуникации, чем подчеркивает значимость самореференции для анализа социальных систем. В данном случае речь идет о рационалистическом подходе к решению задач, стоящих перед социальной теорией. Однако важно и то, что и само понятие рациональности претерпело изменения: речь идет не о рациональности цели и средства в веберовском понимании, а о коммуникативной рациональности. Это понятие значительно шире, и в нем целерациональность выступает как пограничный случай.
Целью данной работы было, во-первых, сформулировать суть концепции коммуникативной рациональности, которая является составной частью универсально-прагматической теории Ю. Хабермаса. Эта задача представляется весьма важной с учетом потенциального круга читателей представленной работы: при том, что в мире Ю. Хабермас, наряду с Х.-Г.Гадамером К.О.-Апелем и К.Поппером занимает одно из ведущих мест в индексе цитирования среди современных немецких философов. Изложение философских воззрений Хабермаса страдает фрагментарностью и отсутствием концептуального подхода к оценке методологических оснований универсальной прагматики.
Во-вторых, важно было показать сильные и слабые стороны концепции коммуникативной рациональности. Несомненно то, что процессы функционирования и трансформации социальных систем не могут сводиться к механизмам коммуникации, хотя заслуга Хабермаса состоит в том, что он впервые предложил комплексный анализ процесса коммуникации, соединив тем самым философию языка и философию общества.
Как подчеркивалось, само по себе стремление проложить мост из сферы семиотики в сферу этики, связав воедино прагматические правила употребления языка и этические правила, является новаторским, т.к. оно путь к аподиктическому обоснованию этических принципов, на которых должен строиться общественный уклад. Однако во многих отношениях такой подход является спорным, хотя и создает новые понятийные конструкции, вводящие в
124 поле социально-философского исследования те сферы (прежде всего сферу употребления языка, сферу коммуникации), которые до этого оставались за рамками исследования.
Что же касается проблемы адекватности понимания социальных процессов, то здесь, по всей видимости, наиболее интересным является вопрос о методике сопряжения системного анализа процессов трансформации социальных систем и герменевтического анализа процесса самореференции системы ее участниками. Хабермас ясно представляет себе суть проблемы и убедительно показывает, что результаты, полученные при применении двух принципиально разных методологических аппаратов, будут различаться, что всегда существует "угол зазора". Точкой же интеграции двух понятийных стратегий, по мнению Хабермаса, является повседневная коммуникативная практика, рассматриваемая как высшая инстанция процесса аргументации. Совершенно очевидно, что на правомерно поставленный вопрос тем самым дается не очень убедительный ответ.
В данной работе была подробно проанализированы в компаративистском ключе методологические основания формально-прагматической теории общества Ю. Хабермаса и была предпринята попытка дать праксеологическую проекцию концепции коммуникативной рациональности. Результаты анализа показали, что для Хабермаса характерен интерес к этической проблематике, и социальная философия выступает у него в роли метаэтики, задаваясь целью предложить методологические рамки для создания содержательной этической доктрины, соответствующей особенностям современного общества.
Чтобы адекватно понять философскую доктрину Хабермаса, важно было вычленить его философские и социокультурные детерминанты. Как было показано, вступив на путь синтеза немецкой и англо-саксонской социально-философских традиций и восприняв идеи герменевтики и аналитической философии, прагматизма и марксизма, философ дает свой ответ на вопрос о природе социума, о соотношении государства, общества и индивида, отличающийся в ряде важных положений от ответов предшественников. Этот
125 ответ, тем не менее, не ставит под вопрос эссенциалистское понимание природы государства, характерное для немецкой социально-философской традиции.
Предлагая свое видение стоящих перед современным обществом проблем, Хабермас указывает пути их решения как через институты государства, так и через автономные организации общественности в соответствии с принципами дискурсивной коммуникативной этики.
В одном из своих главных проектов - «коммуникативной рациональности» - Ю. Хабермас смоделировал способ творческого существования человека, а также условия, при которых только и возможно выработать (именно выработать, прежде чем принять) правильные решения, которые будут адекватны существу и сложности стоящих перед обществом задач и за которые каждый человек несет свою долю ответственности.
Многие критики проектов Ю. Хабермаса, особенно марксистские, считают их утопическими на том основании, что в них не содержится анализ экономических факторов, которые могут обеспечить преобразования в социокультурной сфере и общественной жизни в целом. Хабермас является сторонником действенности теории, и хотя подчеркивает ориентированность своей теории и своих проектов на практику, считает необходимой и во многом обеспечивающей успех теоретическую разработку насущных социальных проблем.
Философ убежден, что человечество может и должно преодолеть свой "подростковый кризис" моральных, социальных, экономических и политических институтов путем следования идеалам Просвещения и создания институциональных условий для развертывания потенциала рациональности, заложенного в производительной силе коммуникации.
При всех своих недостатках такое видение действительности привлекает уже тем, что четко осознает изъяны как сциентистско-редукционистского, так нигилистически-релятивистского подходов к осмыслению социальной
126 реальности и стремится предложить альтернативу этим двум крайностям, лежащую в русле практической философии.
Как мы видели, суть и новизна концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса состоят не в конструировании каких-то новых социальных процессов, а в выявлении социокультурного потенциала, который открывает возможность на основе определенным образом организованных коммуникативных связей преодолеть существующие кризисные ситуации и стимулировать направленность в сторону этического рационализма, что, по замыслу и убежденности автора, будет способствовать расширению перспектив как свободного творческого развития человека, так и гуманизации общества в целом.
127
Список научной литературыКусраев, Бондо Нугзарович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Американская социологическая мысль. / под ред. Добренькова В.И. М., 1994.
2. Андерсен П. Размышления о западном марксизме. М., 1991.
3. Арутюнова И.Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
4. Бабенко В.Е. Проблема идеологии в "критической теории" Ю.Хабермаса. Дисс. канд. филос. наук. М., 1975.
5. Базилюк А.Ф. Социальная философия неомарксизма. Киев, 1989.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
7. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
8. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX века. М., 1973.
9. Богомолов А.С. Буржузаная философия США XX века. М., 1974.
10. Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности. Горизонты и тупики феноменологической социологии. М., 1987.
11. Вартофский М. Модели: Репрезентация и научное мышление. М., 1988.
12. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
13. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
14. Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М., 1994.
15. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1986.
16. Гайда А.В., Вершинин С.Е., Шульц В.П. Коммуникация и эмансипация: критика методологических основ социальной концепции Ю.Хабермаса. Свердловск, 1988.
17. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.
18. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века. // Вопросы философии. 1991, № 6.
19. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.
20. Гайденко П.П. Человек и история в свете "философии коммуникации" К.128
21. Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. Критический анализ некоторых буржуазных концепций. М., 1978.
22. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.
23. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.
24. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993.
25. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
26. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Собр. соч. в 2х т. М., 1991.
27. Грязнов А.Ф. Язык как деятельность. М., 1991.
28. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985.
29. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977.
30. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
31. Диалектика. Творчество. Гуманизм. П., 1991.
32. Дробницкий О.Г., Кузьмина Г.И. Критика современных буржуазных этических концепций. М., 1967.
33. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
34. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
35. Ермоленко А.Н. Этика ответственности и социальное бытие человека. Киев, 1994.
36. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. История буржуазной философии середины XIX начала XX в. М., 1988.
37. История буржуазной социологии XIX нач. XX в. М., 1979.
38. История буржуазной социологии перв. полов. XX в. М., 1979.
39. История теоретической социологии. Т. 1. Под ред. Давыдова Ю.Н. М., 1995.
40. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч. в 8 т. М., 1994.
41. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
42. Кант И. Основоположения метафизики нравов // Кант И. Собр. соч. в 8 т.1291. М., 1994.
43. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник МГУ, серия 7. Философия. 1990, №1.
44. Кнабе Г.С. Изменчивое отношение двух постоянных характеристик человека // Одиссей 1990. М., 1990
45. Кржевов B.C. Власть и собственность в докапиталистических обществах // Вестник МГУ, серия 7. Философия. 1990, № 1.
46. Критика современных буржуазных теорий социологии. М., 1977.
47. Куш М.Ю. Хабермас об интерпретации и критицизме. Новосибирск, 1989.
48. Лой А. П. Проблема интерсубъективности в современной герменевтике // Герменевтика: история и современность. М., 1985.
49. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
50. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества//Социо-логос 1. М., 1991.
51. Мазер В. Гельмут Коль. Биография. М., 1993.
52. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (II изд., т.23-24). М., 1960.
53. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М., 1983.
54. Мельвиль Ю.К. Социальная философия современного американского прагматизма. М., 1980.
55. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. М., 1968.
56. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // "Логос". 1994, №1(3)
57. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1993.
58. Момджян К.Х. Маркс и современная история // Социальная философия в конце XX века. М., 1991.
59. Мотрошилова Н.В. О лекциях Ю.Хабермаса в Москве // Ю.Хабермас, Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.
60. Назарчук А.В. От классической критической теории к теории130коммуникативного действия // Вестник МГУ. Серия 7 (Философия). 1993.
61. Назарчук А.В. Этико-социальные доктрины К.О.-Апеля и Ю. Хабермаса / автореф. канд. дис. М. 1996.
62. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989, № 4.
63. Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986.
64. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. М., 1965.
65. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.
66. Петров М.К. ^оль языка в становлении и развитии философии // Историко-философский ежегодник -91. М., 1991.
67. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
68. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.
69. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
70. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX- XX вв. Иваново, 1994.
71. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
72. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991.
73. Серль Дж. Р. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. М., 1987.
74. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986.
75. Современная западная социология (словарь). М., 1990.
76. Современная западная теоретическая социология. Вып. II. Толкот Парсонс. М., 1994.
77. Современная западная философия (словарь). М., 1991.
78. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
79. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.131
80. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.
81. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф.Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
82. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. М., 1986.
83. Тернер Р. Структура социологических теорий. М., 198.
84. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992.
85. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Ю. Хабермаса, М., 1999
86. Философия техники в ФРГ. М., 1984.
87. Философия языка Хайдеггера и современность. М., 1991.
88. Философия языка: в границах и вне границ. Т.1. Харьков, 1993.
89. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
90. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
91. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
92. Фромм Э. Иметь или Быть. М., 1990.
93. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.
94. Фурманов Ю.Р. Концепция "универсальной прагматики"
95. Ю.Хабермаса// Вестник ЛГУ, Сер. "История, философия, право". Л., 1988.
96. Фурманов Ю.Р. Критический анализ "критической теории". Дисс. канд. филос. наук. М., 1974.
97. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1992.
98. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. №4.
99. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990, № 1.
100. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989, №2.
101. Хабермас Ю. Сощальна проекщя Фрейда i утопи суспшьства // Ф'шософська i соцюлопчна думка. 1990, № 2.
102. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Том I. Рациональность132действия и общественное рационализирована (отрывок) // Вестник МГУ. Серия 7 (Философия). 1993. №4
103. Хабермас Ю. Философия как местоблюститель и интерпретатор. // "Новый круг", Киев, 1993.
104. Хабермас Ю. Хайдеггер: творчество и мировозрение //Историко-философский ежегодник -1989. М., 1989.
105. Хайек Ф.А., фон. Пагубная самонадеянность. М., 1991.
106. Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.
107. Хесле В. Трансцендентальная прагматика как фихтеанство интерсубъективности // "Философия и социологическая мысль". 1992, №2.
108. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.
109. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
110. Чубукова Е.И. Методологические проблемы социально-критической теории Ю. Хабермаса. Д., 1988. Деп. ИНИОН.
111. Чубукова Е.И. Ю.Хабермас о проблемах структурно-функционального анализа в социальном познании. СПб., 1992. Деп. ИНИОН.
112. Шачин С.В. Коммуникативная теория разума Ю. Хабермаса / автореф.канд. дис. СПб., 1996;
113. Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.
114. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993.
115. Шютц А. Структура повседневного мышления //Социологические исследования, №2/1988. М., 1988.
116. Язык и наука XX века. М., 1995.
117. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
118. Albert Н. Transzendentale Traumereien. Hamburg, 1975.
119. Apel K.-O. Das Problem der philosophischen Letztbegrundung im Lichte einer transzendentalen Sprachpragmatik, in: Bernulf Kanitschneider (Hg). Sprache und Erkentniss. Innsbruck, 1976133
120. Apel K.-O. Der Denkweg von Charles Sanders Pierce eine Einfuhrung in den amerikanischen Pragmatismus. Frankfurt, 1975.
121. Apel K.-O. Die Herausforderung der totalen Vernunfipolitik und das Programm einer philosophischen Theorie der Rationalitatstypen, in: Concordia Nr. 11, 1987.
122. Apel K.-O. Die "Erklaren : Verstehen" Kontroverse in transzendental-pragmatischer Sicht. Frankfurt, 1979.
123. Apel K.-O. Diskurs und Verantwortung. Das Problem des Ubergangs zur postkonventionellen Moral. Frankfurt, 1980.
124. Apel K.-O. Die Idee der Sprache in der Tradition des Humanismus von Dante bis Vico. Bonn, 1975.
125. Apel K.-O. (Hg). Praktische Philosophie /Ethik. Frankfurt, 1980.
126. Apel K.-O, Sprachakttheorie und transzendentale Sprachpragmatik zur Frage ethischer Normen // Sprachpragmatik und Philosophie. Frankfurt a.Main, 1976.
127. Apel K.-O. (Hg). Sprachpragmatik und Philosophie. Frankfurt, 1976
128. Apel K.-O. Transformation der Philosophie. Bd.I. Frankfurt a.Main, 1973.
129. Apel K.-O. ,van Reijen W. (Hg). Rationales Handeln und Gesellschafistheorie. Bochum, 1984.
130. Apel K.-O. Sprechakttheorie und Begriindung ethischer Normen, in: K.Lorenz (Hg). Konstruktionen versus Positionen. Berlin, 1979. Bd. 2.
131. Apel K.-O. Transformation der Philosophie, Band I II. Frankfurt, 1973.
132. Arendt H. Macht und Gewalt. Munchen, 1970.
133. Arendt H. Vom Leben des Geistes. Bd.I. Das Denken. Miinchen-Ziirich, 1979.
134. Arens E. (Hg). Habermas und Theologie. Frankfurt, 1989.
135. Austin J.L. How to do things with words. Oxford, 1962.134
136. Baumgartner H.M. (Hg). Prinzip Freiheit. Freiburg-Munchen, 1979
137. Bergson H. Les deux sources de la morale et de la religion. P., 1932
138. Beymev K. Die politischen Theorien der Gegenwart. Eine Einfuhrung.139. Munchen-Zurich, 1984.
139. Bockenforde E.-W. (Hg). Staat und Gesellschaft. Darmstadt, 1976.
140. Bohler D. Rekonstruktive Pragmatik. Frankfurt, 1985.
141. Boler D. Transzendentalpragmatik und kritische Moral // Kommunikation und Reflexion.
142. BonB W., Honneth A. (Hg). Sozialforschung als Kritik. Zum sozialwissenschaftlichen Potenzial der Kritischen Theorie. Frankfurt, 1982.
143. Brogan D.W. Der amerikanische Charakter. Stuttgart, 1947.
144. Bubner R. Handlung, Sprache und Vernunft. Grundbegriffe praktischer Philosophie. Frankfurt, 1976.
145. Crick, B. 'Preface' and 'Introduction' to N. Machiavelli. The Discources. Hannondsworth: Penguin. 1983.
146. Dallmayr, F. Introduction' in S. Benhabib and F. Dallmayr (eds) The Communicative Ethics Controversy. Cambridge, Mass.: MIT Press. 1990
147. Dubiel H. Herrschaft oder Emanzipation // Honneth A., Mc Carthy Т., Offe C., Wellmer A. (Hg). Zwischenbetrachtungen. Im ProzeB der Aufklarung. Frankfurt, 1989.
148. Eder K. Geschichte als LehrprozeB? Zur Pathogenese politischer Modernnitat im Deutschland. Frankfurt. 1985.
149. Foucault, M. 'The Ethic of Care for the Self as a Practice of Freedom' in J. Bemauer and D. Rasmussen (eds) The Final Foucault. Cambridge. Mass.: MIT Press. 1988.
150. Gortzen R. J. Habermas: Eine Bibliographie seiner Schriften und der Sekundarliteratur. Frankfurt, 1982.
151. Gaus G. Zur Person, Portrats in Frage und Antwort. Munchen, 1970.
152. Gohlke-Abbaskanian Dawanloo G. Demokratie, Rechtsstaat und Offentlichkeit (Beitrag zur politischen Philosophie von K.-O. Apel). Habilitationsdissertation.135
153. Freie Universitat Berlin. Berlin, 1990.
154. Golz W. Begrtindungsprobleme der praktischen Philosophie. Stuttgart-Bad Cannstadt, 1978.
155. Gripp H. Jiirgen Habermas. Mimchen-Wien-Ziirich, 1984.
156. Havel, V. How Europe Could Fail", New York Rewiew of Books 18 November. 1993.
157. Habermas, J. „Burdens of the Double Past" Dissent 41(4), 1994
158. Habermas J. Erkenntniss und Interesse. Frankfurt, 1968.
159. Habermas. J. 1992a Funher Reflections on the Public Sphere' in C. Calhoun (ed.) Habermas and the Public Sphere. Cambridge. Mass.: MIT Press.
160. Habermas J. Handlungsrationalitat und gesellschaftliche Rationalisierung.
161. Habermas, J. Justification and Application: Remarks on Discourse Ethics. Cambridge. Mass.: MIT Press 1993.
162. Habermas J. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus. Frankfurt, 1973.
163. Habermas J., Luhman N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Was leistet die Systemforschung? Frankfurt, 1971.
164. Habermas J. MoralbewuBtsein und kommunikatives Handeln. Frankfurt 1983.
165. Habermas J. Nachmetaphysisches Denken. Frankfurt, 1988.
166. Habermas, J. Questions and Counterquestions' in R.J. Bernstein, (ed.) Habermas and Modernity, Cambridge. Mass.: MIT Press, 1985
167. Habermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. Neuwied und Berlin, 1962.
168. Habermas, J. The Philosophical Discourse of modernity. Cambridge. Mass.: MIT Press. 1987.
169. Habermas J. Technik und Wissenschaft als "Ideologie". Frankfurt, 1968.
170. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns, В d. I-II. Frankfurt, 1981.
171. Habermas J. Theorie und Praxis. Frankfurt, 1982.
172. Habermas J. Vorstudien und Erganzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt, 1984.
173. Habermas J., Luhman N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Was leistet die Systemforschung? Frankfurt, 1971.136
174. Habermas J. Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus. Fr./M., 1976.
175. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1979.
176. Heinrich D. (Hg). Kant oder Hegel? Akten des Hegelkongresses Stuttgart 1981. Stuttgart, 1983.
177. Hoffe O. Politische Gerechtigkeit. Grundlegung einer kritischen Philosophie von Recht und Staat. Frankfurt, 1987.
178. Honneth A., Joas H (Hg). Kommunikatives Handeln. Beitrage zu Jurgen
179. Habermas "Theorie des kommunikativen Handelns". Frankfurt, 1986.
180. Honneth A., Mc Carthy T, Offe C, Wellmer A. (Hg). Zwischenbetrachtungen. Im ProzeB der Aufklarung. Frankfurt, 1989.
181. Horkheimer M. Kritische Theorie, Bd. I-II. Frankfurt, 1968.
182. Horkheimer M. Zur Kritik der institutionalen Vernunft. Frankfurt, 1974.
183. Horkheimer M., Adorno Th. Dialektik der Aufklarung. Amsterdam, 1944.
184. Horster D. Habermas zur Einffihrung. Hamburg, 1990.
185. Hosle V. Die Krise der Gegenwart und die Verantwortung der Philosophie. Miinchen, 1994.
186. Hosle V. Wahrheit und Geschichte. Studien zur Struktur der Philosophiegeschichte unter paradigmatischer Analyse der Entwicklung von Parmenides bis Platon. Stuttgart Bad Cannstadt, 1984.
187. Habermas J. Entgegnung //A.Honneth, H.Joas (Hg) Kommunikatives Handeln. Beitrage zu J.Habermas' Theorie des Kommunikativen Handelns. Frankfurt, 1986.
188. Jaeggi H., Honneth A. Theorien des Historischen Materialismus. Frankfurt. 1977.
189. Keane, J. 1988a Democracy and Civil Society: On the Predicaments of European Socialism, the Prospects for Democracy, and the Problem of Controlling Social and Political Power, London: Verso.
190. Kettner, M. Scientific Knowledge, Discourse Ethics and Consensus Formation in the Public Domain' in E.R. Winkler and J.R. Coombs (eds) Applied Ethics: A Reader, Oxford: Basil Blackwell. 1993.137
191. Koch F. Jiirgen Habermas. Theorie des Kommunikativen Handelns als
192. Kritik von Geschichtsphilosophie. Frankfurt-Berlin-New York, 1985.
193. Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development. San Francisco, 1981.
194. Kopperschmidt J. Sprache und Vernunft. Stuttgart-Berlin-Koln-Meinz, 19781980.
195. Koslowski P. Die postmoderne Kultur. Mtinchen, 1988.
196. Kriele M. Einfiihrung in die Staatslehre. Die geschichtlichen Legitimitatsgrundlagen des demokratischen Verfassungsstaates. Reinbek-Hamburg, 1975.
197. Kuhlman W., Bohler D. (Hg). Kommunikation und Reflexion. Zur Diskussion der Transzendentalpragmatik. Frankfurt, 1982.
198. Kuhlman W. Die Kommunikationsgemeinschaft als Bedingung der Moglichkeitsinnvoller Argumentation // Kommunikation und Reflexion. Frankfurt am Main, 1982.
199. Kuhlman W. Die transzendentalpragmatische Position //Sprachphilosophie: Ein internationalles Handbuch zeitgenossischer Forschung. l.Halbband. Berlin; New York, 1992.
200. Kuhlmann W. Reflexive Letztbegrundung. Untersuchungen zur Transzendentalpragmatik. Freiburg-Miinchen, 1985.201. Vernunft. Freiburg, 1971.
201. Lipps H. Die Verbindlichkeit der Sprache. Arbeiten zur Sprachphilosophie und Logik. Frankfurt, 1958.
202. Lubbe H. Theorie und Entscheidung. Studien zum Primat der praktischen.
203. Luhman N. Die Wirtschaft der Gesellschaft. Frankfurt, 1988.
204. Luhman N. Handlungstheorie und Systemtheorie. MS Bielefeld, 1977.
205. Luhman N. Legitimation durch Verfahren. Frankfurt, 1989.
206. Lyotard J.F. Randbemerkungen zu den Erzahlungen // Postmoderne und Dekonstruktion. Stuttgart, 1993
207. Machiavelli, N. The Prince, Harmondsworth: Penguin. 1984.
208. Munch R. Theorie des Handelns. Frankfurt, 1982.138
209. Marquard О. Schwierigkeiten mit der Geschichtsphilosophie. Frankfurt, 1973.
210. Mc Carthy T. Kritik der Verstandigungverhaltnisse. Zur Theorie von Jtirgen Habermas. Frankfurt, 1980.
211. Machiavelli, N. The Prince, Harmondsworth: Penguin. 1984.
212. Meyn H. Massenmedien in der BRD. Berlin, 1992.
213. Nietzsche, F. Beyond Good and Evil. New York: Vintage Books. 1966.
214. Putnam. R.D. with Leonardi, R. and Nanetti Y.R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy, Princeton: Princeton University Press. 1993
215. Reese-Schafer W. Jiirgen Habermas. Frankfurt, 1991.
216. Reese-Schafer W. Karl-Otto Apel. Frankfurt, 1990.
217. Reese-Schafer W. Richard Rorty. Frankfurt, 1991.
218. Reese-Schafer W. Was ist Kommunitarismus? Frankfurt, 1994.
219. Rorty, R. Contingency, Irony, and Solidarity, Cambridge: Cambridge University Press. 1989.
220. Schafer G. (Hg). Struktur und Praxis des Nationalsozialismus. Frankfurt, 1977.
221. Schutz A., Lukman T. Strukturen der Lebenswelt. Neuwid-Darmstadt, 1975.
222. Schmitt C. Der Begriff des Politischen. Berlin, 1963.
223. Schnadelbach H. Transformation der kritischen Theorie // Honneth A., mc Carthy T, Offe C., Wellmer A. (Hg). Zwischenbetrachtungen. Im Prozefi der Aufklarung. Frankfurt, 1989.
224. Searl J.R. Sprechakte. Frankfurt, 1973.
225. Tugendhat E. Probleme der Ethik. Stuttgart, 1984.
226. Tugendhat E. Vorlesungen zur Einfuhrung in die sprachanalytische Philosophie. Frankfurt, 1976.
227. Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesellschaft. Bern- Stuttgart, 1986.
228. Vollrath E. Grundlegung einer philosophischen Theorie des Politischen.230. Wurzburg, 1987.
229. Wellmer A. Praktische Philosophie und Theorie der Gesellschafit. Zum Problem der normativen Grundlagen einer kritischen Sozialwissenschaft. Konstanz, 1979.