автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Коммуникативные основания устойчивого развития

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Каландаров, Камилжан Хамутович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Диссертация по философии на тему 'Коммуникативные основания устойчивого развития'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Каландаров, Камилжан Хамутович

Введение.

Раздел I. Основания'и сущность концепции устойчивого развития.

Раздел II. Духовные предпосылки устойчивого развития: проблема сознания.

1. Феномен сознания в истории философии и науке.

2. Структура сознания.

3. Формирование экологического сознания.

Раздел III. Коммуникативные процессы и экологизация сознания.

1. Массовые коммуникации и управление сознанием.

2. Способы формирования социальных установок.

3. Средства массовой коммуникации и экологизация сознания.

4. Социально-экологический мониторинг как индикатор экологического сознания.

Раздел IV. Информатизация общества и устойчивое развитие

1. Становление информационного общества.

2. Новая коммуникативная среда: Интернет.

3. Проблемы информационной безопасности.

4. Коммуникации и экологическая культура.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Каландаров, Камилжан Хамутович

Актуальность темы исследования. На рубеже XX - XXI вв. стало очевидно, что противоречия между нарастающими потребностями общества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы ставят под угрозу дальнейшее существование человека. Вопросы эко-логобезопасного развития цивилизации поэтому вышли на передний край научного поиска, общественного сознания в целом. В принципе, человечество находится на таком уровне взаимодействия с природной средой, когда еще можно регулировать экологические изменения на основе консолидации усилий различных стран, всесторонних исследований создавшейся ситуации, принятия должных практических мер.

Важным показателем уровня осмысления экологических проблем явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г.1 На этой конференции была принята стратегия (концепция) перехода современного общества к устойчивому развитию. Речь в данном случае идет о переходе к новой эпохе цивилизационного развития на основе радикального изменения ценностей и целей современного общества, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.

Общий смысл стратегии устойчивого развития сводится к определению предпосылок и условий неопределенно длительного существования человечества. Для этого предполагается таким образом удовлетворять потребности людей, чтобы это не вело к деградации биосферы, не ущемляло интересы будущих поколений.2

1 См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. - Женева, 1993.

2 См.: Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. - М., 1998. - С. 36.

Однако устойчивое развитие - это не только экономическое и экологобезопасное развитие. Это также стабильность в развитии политической, социальной и других областей жизни общества. По всем этим направлениям возможны свои критерии устойчивости, которые должны быть системно объединены в самом понятии устойчивого развития. В таком толковании устойчивое развитие соединяет в единую социоприродную систему экологические, экономические, социальные и культурологические характеристики.1

Устойчивое общество - это общество, способное существовать в течение жизни многих поколений, общество достаточно дальновидное, гибкое и мудрое, чтобы не разрушать поддерживающие его физические и социальные системы.2 Это общество, обеспеченное информационными, социальными и институциональными механизмами, способными осуществлять контроль за ростом численности населения и экономики, качеством жизни людей и состоянием природной среды.

Решающее значение в свете этого приобретает целостное рассмотрение объективных и субъективных сторон перехода современного общества к устойчивому развитию, его социально-экономических, технологических и духовных, ценностно-мировоззренческих аспектов. Как справедливо пишет В.И.Данилов-Данильян, "сами по себе новые технологии вовсе не предопределяют положительного либо отрицательного результата своего использования. Все дело в том, кто, как и зачем их применяет. Более важной задачей, чем создание и внедрение новых технологий, является изменение сознания человека - индивидуального и общественного; - его системы ценностей, норм, правил и традиций поведения, его отношения к природе и другому

1 См.: Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. - М., 1996.

2 Медоуз Д.Х. и др. За "пределами роста". - М., 1994. - С. 49. человеку. Устойчивое развитие, соответственно, может быть результатом глубинного преобразования всех социальных структур и структур сознания, хотя, естественно, этот процесс в свою очередь не может происходить без воздействия и использования накопленных технических средств И'научных знаний."1

В предисловии к докладу Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее", послужившему основой концепции устойчивого развития, принятой конференцией ООН в г.Рио-де-Жанейро, ее председатель Г.Х.Брундтланд также особо выделила необходимость понимания всеми жителями нашей планеты угрожающего состояния окружающей природной среды и в связи с этим безотлагательности решения целого ряда политических, социально-экономических, технологических, культурологических задач. "Если мы не добьемся того, что наш призыв быстро дойдет до нынешних родителей и лиц, ответственных за принятие решений, мы рискуем подорвать фундаментальное право наших детей на жизнеспособную и жизнеобеспечивающую окружающую среду. Если мы окажемся не способными перевести наши слова на язык, понятный умам и сердцам людей, молодых и старых, мы будем не в состоянии предпринять глубокую социальную перестройку, необходимую для изменения характера развития. Изменения в подходах, в социальных ценностях, в идеалах, к которым призывает доклад, будут зависеть от эффективных мер в области образования, от заинтересованных обсуждений и участия широких масс населения".2

1 Данилов-Данильян В.И. Состояние и проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации // Научные и технические аспекты охраны окружающей среды. - Вып. 10. - М., 1995. - С. 67.

2 Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). - М., 1989. - С. 11.

Примечательно, что В.И.Вернадский, определяя основные условия становления ноосферы, также особо подчеркивал необходимость преобразования средств связи и расширения обмена информацией между странами, усиления коммуникаций между государствами, возрастания роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.1

Средства массовой коммуникации, таким образом, призваны выполнить существенную ориентирующую роль в формировании и развитии общественного сознания. Если учесть, что от перехода к устойчивому развитию зависит будущее человечества, то в информационной сфере должна произойти смена традиционных парадигм, установок, стереотипов деятельности, отражающая глобальную политику по формированию экологического общества. В этом плане можно говорить о необходимости формирования новой философии и методологии коммуникативных процессов, соответствующей переходу современного общества к устойчивому развитию. Эта философия должна содействовать реализации экологической политики, соответствующей установкам устойчивого развития. И хотя до сих пор идут дискуссии о смысле и содержании "устойчивого развития", путях его достижения, однако, бесспорно, имеется общая платформа для дальнейших действий как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Как отмечает А.Д.Урсул, "на саммите Рио-92 главы государств и правительств 179 стран признали, что все завоевания цивилизации, включая рыночную экономику и демократию, без решения проблемы окружающей среды поставлены под угрозу исчезновения. Они могут исчезнуть в ближайшие десятилетия просто потому, что все

1 См.: Яншина Ф.Т. Мировоззрение В.И.Вернадского и философский контекст учения о биосфере и ноосфере. - Диссертация в виде научного доклада. - М., 1999. - С. 21. человечество будет ввергнуто в пучину экологической катастрофы".1

Степень разработанности проблемы. Предпосылкам устойчивого развития, его сущности и особенностям посвящен довольно большой объем литературы. Концепция устойчивого развития рассматривается в основном в следующих аспектах. Во-первых, выявляются теоретические истоки данной концепции, в частности особенности преломления в ней философских, социологических, естественно-научных и математических идей. Здесь следует отметить труды Брауна Р., Голубева B.C., Горшкова В.Г., Коптюга В.А., Лося В.А., Мамедова Н.М., Матросова В.М., Урсула А.Д., Яншина А.Л. и др. Во-вторых, делается попытка обобщения данной концепции, придания идеям устойчивого развития определенной системности в связи с ориентацией исторического процесса. В этом отношении заслуживают внимания работы: Данилова-Даниляна В.И., Дрейера O.K., Лося В.А., Лосева К.С., Мальцевой Н.Л., Моисеева H.H., Урсула А.Д. и др. В-третьих, исследуются методологические вопросы трансформации различных сфер человеческой деятельности — науки, образования, техники, экономики и др. — в соответствии с критериями устойчивого развития. В данном случае представляют интерес разработки Ги-русова Э.В., Делокарова К.Х., Козлова Б.И., Лукьянчикова H.H., Пасхина E.H., Никоноровой Е.В., Чумакова А.Н., Урсула А.Д. и др.

Коммуникативные процессы в контексте управления общественным сознанием рассмотрены в трудах: Горохова В.М., Егорова Е.П., Доценко Е.Л., Ершова В.В., Карнаулова H.A., Карташева E.H., По-чепцова Г.Н., Серебрякова Л.С., Федякина И.А. и др.

Вопросы формирования экологической культуры и экологического сознания рассмотрены в работах: Галкина Ю.Ю., Глазычева С.Н.,

1 Урсул А.Д. Модель устойчивого развития для России. - М., 1994. - С. 4.

Гирусова Э.В., Кочергина А.Н., Мамедова Н.М., Никоноровой Е.В., Сосуновой И.А., Овсянниковой О.В. и др.

Вместе с тем непосредственно коммуникативным основаниям устойчивого развития, роли средств массовой информации в формировании императивов устойчивого развития, ценностных ориентиров экологической культуры посвящено ограниченное количество работ.

Объектом диссертационного исследования являются коммуникативные процессы в условиях перехода общества к устойчивому развитию.

Предметом исследования - философско-методологические аспекты формирования средствами коммуникации императивов устойчивого развития.

Цели и задачи исследования. Основная цель настоящего исследования состоит в выявлении коммуникативных оснований перехода современного общества к устойчивому развитию, раскрытии механизмов формирования соответствующих ценностных ориентаций, культурных образцов и социальных установок.

Для реализации данной цели поставлены и решены следующие задачи:

- уточнить основные положения концепции устойчивого развития, ее политические, социальные, экономические императивы;

- определить духовные предпосылки устойчивого развития общества, необходимые изменения в системе ценностей, идеалах, сознании современного человека;

- рассмотреть генезис проблемы сознания в философии, современные подходы в осмыслении взаимоотношения общественного и индивидуального сознания, становление и сущность экологического сознания;

- выявить статус массовых коммуникаций, их мировоззренческие, социо-культурные, психологические функции;

- определить пути воздействия средств массовых коммуникаций на общественное и индивидуальное сознание, механизмы формирования ценностных ориентаций, культурных образцов, социальных установок, соответствующих парадигмам экологического сознания;

- показать особенности информатизации различных сфер человеческой деятельности, значение данного феномена в решении коммуникативных вопросов устойчивого развития.

Методологические основания исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составили исторический и логический, экологический и ноосферный подходы, принципы системности и развития, положения социальной философии и философии науки, данные социальной экологии, социальной психологии, теории коммуникации и журналистики.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Обоснована связь концепции устойчивого развития с общей логикой исторического процесса, ориентированной на идеалы демократии и гуманизма, открытого общества и правового государства.

2. Выявлено, что необходимой предпосылкой реализации концепции устойчивого развития является целенаправленное формирование в общественном и индивидуальном сознании императивов экологической безопасности, социальной гармонии, политической и экономической стабильности.

3. Определена зависимость реализации концепции устойчивого развития в условиях демократического общества от меры понимания широкими слоями общественности социальной и исторической значимости экологобезопасного развития, необходимости соблюдения при практическом освоении природы интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений.

4. Показана роль коммуникативных процессов в формировании экологической политики государства, ее координации с общей стратегией мирового сообщества по устойчивому развитию.

5. Обосновано, что духовной предпосылкой перехода к устойчивому развитию современного общества является прежде всего совершенствование внутреннего мира человека, когда нормы его деятельности в самых различных сферах определяются установками экологического сознания.

6. Уточнено содержание термина "экологическое сознание", под которым понимается не отдельная форма общественного сознания, а все общественное сознание, переориентированное на новый подход к окружающему миру и месту человека в нем.

7. Раскрыта сущность феномена массовой коммуникации как особого вида социального взаимодействия, основной функцией которого является воздействие на широкие социальные слои через содержание и формы передаваемой информации.

8. Выделены факторы воздействия массовой коммуникации: психологические, информационные, коммуникативные. Показано, что средства массовой коммуникации, отражая происходящее, моделируют его, формируют нормы социальной консолидации и идентификации, культурные образцы, ценности, установки.

9. Проанализированы различные аспекты процесса управления общественным сознанием: его структура, условия (физические, культурный фон, социальный контекст), "мишени воздействия" (психические структуры, при помощи которых осуществляется манипуляция), уровни контакта с аудиторией. Все многообразие процессов управления сведено к двум моделям: эмоциальной и рациональной.

10. Показано, что экологизация средств массовой коммуникации, с одной стороны, определяет формирование экологического сознания, содействует становлению эко-гуманистических ценностей и идеалов, с другой - является отражением уровня экологической культуры общества.

11. Выявлены новые возможности коммуникативных процессов в связи с тенденцией информатизации общества, радикально меняющие пространственно-временные масштабы жизнедеятельности людей, их образа жизни, неизмеримо расширяющие горизонты восприятия информации о природной и социальной действительности.

12. В связи с появлением качественно новых коммуникативных средств (интернет и др.) рассмотрены вопросы информационной безопасности, возможности правового управления данным процессом с учетом императивов устойчивого развития.

13. Раскрыта взаимосвязь и взаимоотношение средств массовой коммуникации и систем воспитания и образования в формировании экологического сознания, ценностей экологической культуры. Сделан вывод об управляющей функции экологической культуры при переходе современного общества к устойчивому развитию.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Человечество сейчас стоит перед выбором дальнейшего пути развития. Обеспечение безопасности общества становится приоритетной задачей нашего времени. Не одностороннее наращивание экономики, а обеспечение сбалансированнного, двуединого развития экономики и экологии, точнее социально-экономического и экологического развития, выходит ныне на передний план. Реализация данной задачи предполагает системно-футурологические исследования перспектив социального развития, целенаправленное "конструирование" будущего, движение к качественно новому состояния общества. Это новое состояние отличается от предшествующей истории возможностью поддерживаемого устойчивого развития.

2. Усилия по реализации концепции устойчивого развития ныне переведены в ранг государственной и межгосударственной политики. В условиях демократического общества коммуникативные процессы существенно влияют на формирование экологической политики государства. Экологическая политика призвана быть искусством возможного, т.е. осуществлять оптимальное соотношение между различными интересами, предпочтениями, решениями, фиксируемыми в эколого-правовых нормах. Экологическая политика может касаться разнообразных сторон человеческой деятельности, может быть направлена на сохранение той или иной экосистемы или биосферы в целом. При этом происходит все большее осознание необходимости дополнения экологической политики отдельных стран экологической политикой современного общества в целом. Национальная экологическая политика, не связанная с глобальной экологической политикой, обречена в конечном итоге на неудачу. Все страны призваны прилагать усилия для предотвращения разрушения природной среды. Но все такие действия должны сочетаться в рамках общей стратегии, которую мировое сообщество после "Рио-92" видит в концепции устойчивого развития.

3. Важнейшим элементом экологической политики любого государства, с которого она должна начинать реализацию своей экологической функции, является формирование соответствующего экологического мониторинга, создание основы информационного обеспечения экологической политики. Экологическая информированность населения создает предпосылки принятия грамотных управленческих решений. В этой связи особую значимость приобретает использование способов формирования социальных установок, механизмов управления общественным сознанием средствами массовых коммуникаций. Сегодня становится все более очевидным, что для выживания человечества необходимым является осознание каждым индивидом важности решения экологической проблемы.

4. Осознание жизненно важного значения для судеб цивилизации гармонизации взаимоотношения человека и природы отражается на практическом й теоретическом освоении действительности. Мера данного отражения определяется уровнями понимания экологической проблемы. Этот субъективный фактор является одной из существенных причин различного отношения к разработке и объективации результатов экологических исследований. При глобальном характере большинства проблем экологии и разделенности человечества на культуры и субкультуры необходима всесторонняя просветительская работа по анализу и обобщению способов понимания социально-экологической ситуации. Понимание социоприродной ситуации существенно зависит от предпосылочного ценностно-мировоззренческого знания, традиционной культуры, уровня образованности населения, доступности, гласности экологической информации.

5. В широком смысле устойчивое развитие возможно на основе экологической культуры, которая предполагает:

- политическую систему, обеспечивающую права человека и участие каждого в принятии решений;

- экономическую систему, ориентированную на расширенное воспроизводство и технический прогресс на основе природосберегающих технологий;

- социальную систему, обеспечивающую должный уровень и качество жизни людей;

- образовательную систему, содействующую всестороннему развитию личности, формированию экогуманистических ценностей и идеалов;

- административную систему, способную к самокорректировке, самосовершенствованию в зависимости от новых условий;

- коммуникативную систему, обеспечивающую необходимые связи между людьми, различными социальными структурами, доступность информации и гласность.

6. Становление экологизированного сознания представляет своеобразный итог эволюции сознания, обусловленный как экстремальными реалиями современности, так и логикой его саморазвития. Анализ эволюции проблемы сознания в истории западной и восточной философии показал, что трансформация коллективных форм дофилософского сознания в индивидуализированные формы философского - в конечном итоге отражает как социально-экономические, так и естественные сдвиги в окружающей природной среде.

7. Экологическое сознание - это отражение в общественном сознании предпосылок и условий гармоничного взаимодействия человека с природной средой, предпосылкой которого является знание закономерностей природы. Экологическое сознание - это не просто форма сознания. Экологизации подвергается не отдельная сфера, перемены затрагивают общественное сознание на всех его уровнях и во всех проявлениях. Сознание, правильно отразившее бытие, само становится определяющим по отношению к нему, обусловливая преобразующую деятельность человека на экологическом направлении.

8. Целенаправленное воздействие на формирование экологического сознания должно быть основано на знании взаимосвязей обыденного и теоретического уровней сознания. Попытки формировать мнение только на теоретическом уровне малорезультативно, ибо они не учитывают опыт, присутствующий в обыденных воззрениях людей. Обыденное сознание обладает большой устойчивостью, самостоятельностью, которые нелегко поколебать. Оно консервативно, т.к. является главным регулятором человеческой практической деятельности.

9. Усложнение общественной жизни, усиление ее противоречивости неравномерное распределение образования, культуры и информации неизбежно ведут к возникновению "познавательных барьеров", к продуцированию, сохранению и усложнению препятствий, затрудняющих массам осмысление социальных и культурных реалий. Человеку все труднее становится разбираться в происходящем, знанию предпочитает облегченную интерпретацию, утрачивая системный образ действительности. Отсюда проистекает та "символическая власть", которой обладают средства массовой информации. Власть, основанная на формировании способов, по которым действительность изменяется: создание образа мира, культурных кодов, позиции в социальном пространстве, конституировании социальных групп, реконструкция прошлого с целью "легитимизации" настоящего и конструирования будущего. Символизация должна органично включать экологический аспект, превращая его в один из основных кодов культуры будущего.

10. В формировании установок устойчивого развития может представить интерес известный опыт воздействия информации на качественно различную социальную среду. Успех воздействия зачастую определяется не характером информации, манерой ее подачи и средствами распространения, а качеством (уровнем интеллектуального развития) самой социальной среды. Как правило, социальная среда обладает уже сформировавшимися системами предпочтений, установок, картиной мира, она нуждается в подтверждении силы и легитимности своих взглядов, их значимости и важности. Поэтому обычно отвергает все, что им противоречит: люди склонны интерпретировать информацию в привычных "координатах", ценностных иерархиях и искать ее там, где она подается в соответствии с их представлениями, убеждениями и верованиями. Информация, которая этому не соответствует, игнорируется средой. Подача новых сведений поэтому должна осуществляться в привычной информативной форме, учитывать особенности когнитивных и социокультурных "фильтров", избирательность восприятия и ее инерционные механизмы. Данное обстоятельство диктует необходимость избирательного подхода в пропаганде, распространении идей устойчивого развития, учета особенностей отдельных стран и регионов.

11. Основой развития современного общества становятся информационные технологии - технологии получения, переработки информации и создания новых коммуникаций. Неравномерность распределения ресурсов в мире - природных, интеллектуальных, рабочей силы - актуализирует процессы обмена этими ресурсами и соответственно коммуникации между различными регионами мира. Информационное общество несет с собой новый стиль жизни, новую культуру, распространяя ее независимо от пространственной и временной отдаленности. Мгновенность и доступность передачи информации на большие расстояния стирают географические границы, усиливают интеграцию специалистов, ученых, общественности до глобальных масштабов. Формируется единое культурное пространство с универсальными нормами поведения, пониманием приоритетности эко-гу-манистических ценностей. Это обстоятельство не нивелирует ценности отдельных культур. Ценностная компонента национальных культур консервативна, ибо она формировалась столетиями и существует не только на осознаваемых, но и неосознаваемых уровнях психики в виде установок, архетипов и т.п.

12. Общество не просто состоит из индивидов, но и выражает характер связей, отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Иначе говоря, общество является продуктом многообразного взаимодействия людей. Интенсификация этих взаимодействий по тем или иным причинам с неизбежностью влияет на состояние и динамику общества. Данный процесс довольно четко просматривается, например, при анализе последствий неолитической и промышленной революций, которые на несколько порядков обогатили структуру социальных связей, ускорили общественное развитие. Выявление значения информационных процессов в социальной действительности сделало очевидной возможность беспрецедентной интенсификации общественного развития. Новые "высокие" технологии позволяют значительно оптимизировать информационные процессы в обществе. Именно данное обстоятельство содействует непрерывному обновлению общественных отношений, становлению новой, постиндустриальной цивилизации.

13. Развитие новых коммуникативных сред на основе информационных технологий обуславливает необходимость принятия на международном и национальном уровнях особых правовых норм для обеспечения информационной безопасности как отдельных граждан, так и общества в целом. Право на свободу получения и распространения информации каждым человеком должно органично сочетаться с признанием и уважением прав и свобод других, соответствовать нормам морали, общественного порядка и национальной безопасности. Если право на достоверную экологическую информацию не может быть ограничено, то серьезного пересмотра с точки зрения императивов устойчивого развития требует, например, доступность информации, возбуждающей низменные страсти, социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение данной диссертации определяется исследованием:

- роли субъективных факторов (уровня знаний, информированности, понимания, ценностных установок) в реализации концепции устойчивого развития;

- способов формирования средствами массовой коммуникации указанных субъективных предпосылок перехода к устойчивому развитию;

- возможностей новых коммуникативных технологий в становлении и развитии глобальной экологической культуры.

Практическое значение проведенного исследования связано с возможностью использования полученных результатов при разработке конкретных программ перехода к стратегии устойчивого развития на различных уровнях, в образовательном процессе при преподавании курсов философии, теории устойчивого развития, социальной экологии, а также спецкурсов, посвященных современным проблемам журналистики, средств массовой коммуникации.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Основные положения исследования отражены в 3 монографиях, брошюрах и в целом ряде других публикаций, изданных на русском языке, общим объемом около 40 пл.

Полученные в диссертации результаты были доложены на Всероссийском семинаре по проблемам экологического образования (Москва, ноябрь 1998г.), методологическом семинаре кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ (Москва, сентябрь 1999г.).

Идеи, развиваемые в диссертации, послужили основой 5 региональных программ, подготовленных под руководством автора и принятых ЮНЕСКО для реализации в Туркменистане. Это программы:

- экологического мониторинга состояния Амударьи;

19

- изучения экосистемы Арала;

- создания кафедры ЮНЕСКО при Туркменском университете;

- создания международного сейсмического полигона для прогнозирования землетрясений в Туркменистане;

- подключения Туркменистана к сети Internet.

Кроме того, на туркменском телевидении по сценариям автора снято 5 научно-популярных фильмов, созданы научно-познавательные телевизионные журналы "В мире науки" и "Природа и мы". На туркменском радио подготовлено около 100 научно-познавательных передач.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Коммуникативные основания устойчивого развития"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тлобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений г с окружающей средой. Человечество подошло к осознанию необходимости реформации основных принципов своей жизнедеятельности, материальной и духовной культуры, социальной практики в целом.

Решение глобальных проблем становится основой общепланетарного единства человечества, основой утверждения начал разума, добра и справедливости между народами. Перед лицом глобальных опасностей должно отступать на задний план все, что разъединяет людей.

На пороге XXI столетия большинство философов, социологов, футурологов склоняются к мысли, что формируется новая синкретичная культура человечества. Речь идет о становлении интегратив-ной культуры, развивающейся благодаря взаимодействию и взаимообогащению традиционных национальных культур на основе экогу-манистических ценностей и идеалов. Происходит интеграция социально-экономических, политических и иных связей и отношений в мире. Все это подтверждает справедливость утверждения академика В.И.Вернадского о том, что человечество может жить только как единое целое в соответствии с целостностью биосферы.1

Важной задачей, стоящей перед мировым сообществом, является переход на ноосферный путь развития, который предполагает прежде всего единство действий человечества. Естественной основой данного единства является задача сохранения биосферы как общей основы

1 См.: Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988. жизни на планете. Реализация этой задачи в то же время будет означать движение общества по пути ноосферы.

Учение о ноосфере выполняет методологическую функцию по отношению к концепции устойчивого развития. Конечным итогом перехода на путь устойчивого развития должно стать формирование ноосферы как социоприродной системы, в которой будут обеспечены приоритеты нравственного разума, интеллектуально-информационных ценностей, экогуманизма; реализованы гармония человека, общества и природы, их безопасное и неопределенно долгое соразви-тие (коэволюция).

Переход к устойчивому развитию ноосферной ориентации объективно выдвигает духовно-информационные факторы на приоритетное место в будущем управляемом развитии, поскольку весь такой переход должен быть не стихийным и быть направленным на гармонизацию социально-экономического и экологического развития.

Переход к устойчивому развитию зависит прежде всего от того, какой тип человека сформирует общество. Уровень развития индивидуального сознания, нравственных представлений человека, характер и широта его межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь определяют ценностные установки, мотивы жизнедеятельности людей. Эти составляющие, необходимые для формирования так называемого "ответственного сознания", общество может задать определенной политикой в области образования и развития средств коммуникации.

В свете концепции устойчивого развития человек должен взять на себя регулятивно-организующие функции в системе "общество — природа". Точно так же как основным результатом жизнедеятельности организмов стало формирование биосферы, адекватной потребностям живых существ, основным результатом человеческой деятельности должно стать формирование новой планетной оболочки — ноосферы, адекватной потребностям органической и социальной жизни.

Если люди заинтересованы в своем сохранении на планете, они должны следовать в своей деятельности объективным требованиям сохранения жизни. Достигнуть этого можно лишь через новый подход к системе образования и деятельности средств массовых коммуникаций, целью которого должно стать бережное отношение человека к природной среде, понимание ее самоценности.

Эта экологическая парадигма цивилизованного развития предстает основой развития науки, образования и средств массовой коммуникации.

Деятельность средств массовой коммуникации в общем и целом зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, богатства, многообразия потребностей общества. Сложность заключается в том, что не всегда однозначна и равносильна структура этих детерминирующих факторов. Неизбежно возникает поэтому проблема выбора, определения приоритетов как в выявлении общей стратегии коммуникативных процессов, так и в решении многочисленных частных вопросов. В содержательном отношении коммуникативные процессы должны ориентироваться не столько на прошлое и настоящее, сколько на будущее, т.е. на грядущие события. Последние развиваются как независимо от человека и общества, так и согласно воле людей, что позволяет формировать будущее согласно желаемым моделям и образам, которые предлагает наука. Предсказания и нормативные прогнозы в принципе могут группироваться вокруг идей становления ноосферы и перехода к устойчивому развитию.

Опережающий фактор", таким образом, должен сказаться на деятельности средств массовой коммуникации.

Качественный сдвиг в коммуникативных процессах вызовет цепные реакции в других сферах человеческой деятельности и ускорит переход к устойчивому развитию современной цивилизации.

Глубокие изменения в жизни современного общества, особенно в его социально-экономической структуре, ценностно-мировоззренческих установках делают необходимым всестороннее рассмотрение оснований коммуникативных процессов, осмысление его целей и функций. В свете стратегии устойчивого развития коренным образом должны измениться социальные условия, в которых живет человек, формируется личность. Средства коммуникации призваны сыграть в удовлетворении этой потребности особую роль, создавая реальную картину современной социальной действительности, раскрывая возможности и способы самореализации в ней человека.

Содержание коммуникативных процессов в современных условиях должно, на наш взгляд, способствовать: самоопределению личности, созданию условий для ее самореализации; развитию гражданского общества; формированию социальной, экологической, политической, правовой, духовной культуры общества, адекватной ноосферному развитию; становлению общей культуры личности, интеграции личности в системе мировой и национальной культуры; адаптации личности к жизни в обществе, формированию человека, гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование по пути устойчивого развития; взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными национальностями, этническими, религиозными и социальными группами.

В свете концепции устойчивого развития идеалом становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостноста. Свобода в рамках экологической необходимости — такой должна быть стратегия личности на рубеже новой цивилизации. Именно эти качества общество призвано задавать через образовательные, просветительские системы, средства массовой коммуникации.

Экологизацию средств массовой коммуникации можно рассматривать как важнейшую необходимую предпосылку перехода к устойчивому развитию. Экологизация коммуникативных процессов находится в зависимости от путей и возможностей решения экологической проблемы как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Основная цель экологизации коммуникативных процессов — формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы.

Ответственность человека по отношению к природе характеризуется и как система отношений с природой и в то же время как качества личности.

Экологическая ответственность проявляется в: ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности; ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность; активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями людей.

Показателем эффективности формирования экологической ответственности должно стать реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

В широком смысле устойчивое развитие возможно на основе экологической культуры, которая предполагает: политическую систему, обеспечивающую права человека и участие каждого в принятии решений; экономическую систему, ориентированную на расширенное воспроизводство и технический прогресс на основе природосберегающих технологий; социальную систему, обеспечивающую должный уровень и качество жизни людей; образовательную систему, содействующую всестороннему развитию личности, формированию э ко гуманистических ценностей и идеалов; административную систему, способную к самокорректировке, самосовершенствованию в зависимости от новых условий; коммуникативную систему, обеспечивающую необходимые связи между людьми, различными социальными структурами, доступность информации и гласность.

В формировании установок устойчивого развития может представить интерес известный опыт воздействия информации на качественно различную социальную среду. Успех воздействия зачастую определяется не характером информации, манерой ее подачи и средствами распространения, а качеством (уровнем интеллектуального развития) самой социальной среды. Как правило, социальная среда обладает уже сформировавшимися системами предпочтений, установок, картиной мира, она нуждается в подтверждении силы и легитимности своих взглядов, их значимости и важности. Поэтому обычно отвергает все, что им противоречит: люди склонны интерпретировать информацию в привычных "координатах", ценностных иерархиях и искать ее там, где она подается в соответствии с их представлениями, убеждениями и верованиями. Информация, которая этому не соответствует, игнорируется средой. Подача новых сведений поэтому должна осуществляться в привычной информационной форме, учитывать особенности когнитивных и социокультурных "фильтров", избирательность восприятия и его инерционные механизмы. Данное обстоятельство диктует необходимость избирательного подхода в пропаганде, распространении идей устойчивого развития, учета особенностей отдельных стран и регионов.

В условиях демократического общества коммуникативные процессы существенно влияют на формирование экологической политики государства. Экологическая политика призвана быть искусством возможного, т.е. осуществлять оптимальное соотношение между различными интересами, предпочтениями, решениями, фиксируемыми в эколого-правовых нормах. Экологическая политика может касаться разнообразных сторон человеческой деятельности, может быть направлена на сохранение той или иной экосистемы или биосферы в целом. При этом происходит все большее осознание необходимости дополнения экологической политики отдельных стран экологической политикой современного общества в целом. Национальная экологическая политика, не связанная с глобальной экологической политикой, обречена на неудачу.

В принятой конференцией ООН в Рио-де-Жанейро "Повестке дня на XXI век" ответственность за экологическую стратегию возлагается на национальное правительство, но одновременно подчеркивается, что поиски путей к экологобезопасному будущему видятся в широком международном сотрудничестве. Декларация Рио в целом свидетельствует о необходимости перевода усилий по сохранению окружающей среды и реализации концепции устойчивого развития в ранг государственной и межгосударственной политики, с которой должны сверяться все экономические и политические решения.

Современная экологическая политика включает в себя различные направления, основными из которых являются организация системы управления экологической деятельностью, ее правовое обеспечение, способы финансирования и экономического регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования, информационное обеспечение.

Одним из важнейших элементов экологической политики любого государства, с которого она должна начинать реализацию своей экологической функции, является информационное обеспечение экологической политики. Экологическая информированность населения создает предпосылки принятия грамотных управленческих решений.

В целом процесс экологизации сознания связан с глобальной информатизацией современного общества. Качественно новая информационная сфера создает предпосылку создания ноосферной действительности. На глазах разрушаются рамки старой информационной среды и рождается информационная среда будущего. Благодаря информационным технологиям общественное сознание превращается в планетарное по своей сути. Но сам по себе процесс информатизации не дает гарантий, что коммуникационные каналы планеты заполнятся экологической информацией.

Необходимо обеспечить развитие цивилизации без негативных социально-информационных процессов, влияющих на безопасность развития, на выживание и развитие общества в целом. Только в соединении с экологизацией сознания информатизация поможет предотвратить экологическую катастрофу.

 

Список научной литературыКаландаров, Камилжан Хамутович, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1. Абдуллаев Д.С. Переход к информационному обществу и становление ноосферы: философско-методологический аспект. М.:РАУ, 1993. 157.

2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М: ВЛАДОС, 1994. 336с.

3. Абульханова-Славская A.B., Брушлинский A.B. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М., 1989.

4. Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы / История всемирной литературы. В 9 т. - Т.1. - М., 1983. -С.501-516. См. также: Учение. Пятикнижие Моисеево /Пер., введение и коммент. И.Ш. Шифмана. - М., 1993.

5. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М., 1994. 310с.

6. Алексеенко И.Р., Конычев A.A., Панченко H.A. Экстремальные факторы и биообъекты Киев, 1989. С.91.

7. Алексеенко И.Р., Кейсевич Л.В. Последняя цивилизация?// Человек. Общество. Природа. Киев, 1997.

8. Америка и устойчивое развитие / Перевод с англ. под общ. ред.В.И.Данилова-Данильяна М., 1996. 154 с.

9. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982. 334 с.

10. Араб-Оглы Э.А. В поисках нового мышления // Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. С.5-19.

11. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М., 1975.

12. Асмолов А. Деятельность и установка. М., 1979.

13. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1992, №1. С. 68-77.

14. Барлоу Д.П. Декларация независимости киберпространства // Журнал Ру. 1996. - № 1. www.zhurnal.ru.

15. Бастиан Т. Кризис окружающцей среды. М., 1995. 201 с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

17. Белл Д. Постиндустриальное общество // Америка. 1977. 9,1. С.3-19.

18. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. - С.293.

19. Бехтерев В. Коллективная рефлексия. М., 1994; Кареев Н. Основы коллективного поведения. - М., 1998; Укач-Огорович Н. Массовые психические реакции. - Харьков, 1912.

20. Бехтерев В. Коллективная рефлексия. М., 1994; Москович С. Век толп. - М., 1996.

21. Бессонов Б. Идеология духовного подавления. М., 1971.

22. Богомолова H.H. Массовая коммуникация и общение. М., 1988. - С. 30.

23. Брушлинский A.B. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968; Петровский A.B. Введение в психологию. - М., 1995.

24. Будыко М.И. Эволюция биосферы. JL: Гидрометеоиздат, 1984. 488с.

25. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

26. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1978.

27. Валитова А.И. Социально-психологический анализ экологического сознания кадров государственного управления. Дисс.канд.-филос. наук. М., 1997. - С.158.

28. Введение в социальную экологию / Под ред. А.Д.Урсула. Ч. I, И. М.: Луч, 1993/94.

29. Величковский Б. Современная когнитивная психология . М., 1982.

30. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 358 с.

31. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 270 с.

32. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

33. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М.: Наука 1987. 239 с.

34. Взаимодействие общества и природы. М., 1986. 370 с.

35. Вилюнас В. Психологические механизмы мотиваций человека. М.,1990.

36. Вульф В. Холодинамика вашей жизни. М., 1995. - С. 15.

37. Вундт М. Греческое мировоззрение. Пбг., 1910. 228 с.

38. Газман Л., Шестопал Е. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.

39. Галкин Ю.Ю. Экологическое движение: философско-социо-логический анализ / Дисс. докт. филос. наук. М.: РАУ, 1994. 339 с.

40. Гегель Соч. Т.П. М.-Л., 1935.

41. Гейтс Билл, Мирволд Натан, Райнарсон Питер. Дорога в будущее. М., 1996.

42. Гельвецкий К.А. Сочинения в 2-х томах. М., 1974.

43. Герасимов И.П. Структура и динамика природы Земли. М.: Наука, 1993. 333 с.

44. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986. С. 338-348.

45. Гирусов Э.В. Система "общество природа". М.: Издательство Московского государственного университета, 1976. 167 с.

46. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М.: Изд-во Российского университета, 1998. 208 с.

47. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М., 1998.

48. Глобальная экологическая проблема. М., 1988. 371 с.

49. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 321 с.

50. Глобальные проблемы человечества. М.: ИНИОН, 1990. 112 с.

51. Голубев B.C., Шаповалова И. Что же такое устойчивое развитие // Свободная мысль. М., 1993. № 5. С. 23-24.

52. Гончарова A.JI. Экологическая деятельность как предпосылка устойчивого развития //Диссер. канд. философ. наукМ.: РАГС, 1995. 154 с.

53. Горелов И. Невербальные компоненты коммуникации. М.,1980.

54. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., 1995. 451 с.

55. Государственный доклад о состоянии окружающей среды // Зеленый мир, 1997. № 2. С.И-18.

56. Гриндер Дж. Коммуникатор и его функции // Современные проблемы социальной коммуникации. Спб., 1996.

57. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М. 1993.

58. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.

59. Гумилев JT.H. Этногенез и эволюция биосферы. М., 1990. 421 с.

60. Гуревич П.С. Культурология. М., 1995, с. 124.

61. Давыдов Ю. Н. Человек. Культура. Природа. // Проблемы теории культуры. М., 1977. С. 109-118.

62. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества. М., 1998. С.18.

63. Данилов-Данильян В.И., Котляков В.М. и др. Проблемы экологии России. М., 1995. 344 с.

64. Данилов-Данильян В.И. Состояние и проблемы окружающей среды Российской Федерации // Материалы Всероссийского съезда по охране природы (3-5 июня 1995 г., Москва) М., 1995, С. 113-121.

65. XX век: последние 10 лет. Сборник статей из ежегодника States of the World. M., 1995, C.181.

66. Дейк Ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

67. Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. С., 1989.

68. Делокаров К.Х. Философия и кризис современной цивилизации. М.: Луч, 1993. 254 с.

69. Делокаров К.Х. Философские перспективы человечества. М.: РАГС, 1993. 103 с.

70. Джемс У. Психология. М., 1991.

71. Дилигенский Г. Г. В поисках смысла и цели: проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М.: Политиздат, 1986.

72. Диоген Лаэртский. Указ соч. С.313.

73. Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Левши. М., 1994.

74. Дорст Ж. Влияние человека на природу // Смит Р.Л. Наш дом планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. М.: Мысль, 1982. С. 125-140.

75. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996;

76. Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М.: РАО, 1997. 224 с.

77. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.

78. Егорова Е.П. Социальные коммуникации. СПб., 1996

79. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности. М., 1981. 249 с.

80. Земцова Л.М. Современная американская коммуникативис-тика. М., 1995.

81. Информатизация общества. М., 1996.

82. Информационная безопасность. М., 1998. 131 с.

83. Иорданский В.Б. Звери, люди, боги // Очерки африканской мифологии. М., 1991. - С.9.

84. История первобытного общества. М., 1986. 376 с.

85. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М., 1974. 205 с.

86. Капра Ф. Дао физики. СПб, 1984. - С.16.

87. Карнаупов H.A. Настроения общества и задачи выборных технологий. СПб., 1997.

88. Карпинская P.C. и др. Философия природы: коэволюцион-ная стратегия. М., 1995. 290 с.

89. Карасаевская Т.В. Изменение биологии человека как социально-детерминированный процесс. Человек и природа. М., 1980. -С.61.

90. Кареев Н. Основы коллективного поведения. М., 1998.

91. Касавина И. Принципы познания социальной реальности. М., 1990.

92. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. М., 1998.

93. Киселев H.H. Мировоззрение и экология.- Киев, 1990. С.60.

94. Клозе Ф. Массы и манипуляция. М., 1997.

95. Князева E.H., Курдюмов С.П. Путь самоорганизации природы: детерминация из будущего // Информация и самоорганизация. М.: Издательство РАГС, 1996. С. 14-34.

96. Когнитивные стили. Таллин, 1986.

97. Колшанский Г. Паралингвистика. М., 1974.

98. Коммонер Б. Замыкающийся круг: Природа человека. JI.: Гидрометеоиздат, 1974. 279 с.

99. Конт Ö. Дух позитивной философии. СПб., 1910. - С. 108.

100. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета, 1996, 9 апреля.

101. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор. Новосибирск: РАН, 1992. 62 с.

102. Корванов А.М. Мнения и политика. СПб., 1997;

103. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования. Новосибирск, 1987. - С.51.

104. Крапивенский В. Социальная философия. Волгоград. 1995, 314 с.

105. Круть И. В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988. 472 с.

106. Николай Кузанский. Простец об уме. Соч. в 2 т. - Т. 1. - М., 1979. - С. 385-444.

107. Культура: теории и проблемы. М., 1996. 290 с.

108. Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. 368 с.

109. Кушнаренко И.А. Становление ноосферы: проблемы информатизации и экологизации. Пятигорск: Вестник Кавказа, 1997. 149 с.

110. Лазаревич A.A. Научное знание об информационном обществе. Минск: Наука, 1993. 101 с.

111. Лаптев И.Д. Экологические проблемы. Социально-политический и идеологический аспекты. М., 1982. 294 с.

112. Лассуэл Г. Коммуникативный процесс и его структуры // Современные проблемы социальной коммуникации. Спб., 1996.

113. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

114. Лейбин В.М. Информационное общество: проблемы и парадоксы информатизации // Сб. трудов. М.: ВНИИСИ. 1988. Вып.З. С.9-18.

115. Лейбниц Г. Изб. философ, соч. М., 1908.

116. Лесевич Г. Типология лидеров. Киев, 1998.

117. Локк Д. Избр. философ, произв. Т. 1. М., 1960.

118. Лосев А.Ф. Культурно-историческое значение античногоскептицизма и деятельность Секста Эмпирика / Секст Эмпирик. -Соч. в 2 т. Т.1. - М., 1976. - С. 5-61.

119. Лосев А.Ф. История античной эстетики: ранняя классика. -М., 1994. С. 224, 426.

120. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-2 вв. До н.э. М., 1979.

121. Лось В.А. В поисках "экологической философии"//Новое понимание философии. М., 1993. С. 41-49.

122. Лось В.А. Человек и природа: Социально-философские аспекты экологической проблемы. М.: Политиздат, 1978. 224 с.

123. Лотман Ю.М. Феномен культуры. // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1992. Т. 1. С.34-43.

124. Лотман Ю. Семиотика. Внутри мыслящих миров. Тарту,1996.

125. Лукьянов А.Е. Становление философии на востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

126. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследование. Л., 1970.

127. Мамедалиева С.Ю. Химия и экология. Баку, 1992, 110 с.

128. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М.: Издательство РЭФИА, 1996. 92 с.

129. Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. М., 1989. - 57 с.

130. Мамедов Н. М. Философская рефлексия взаимоотношения общества и природы // Философия и экологическая проблема. М., 1990. С. 91-110.

131. Мамедов Н.М., Кадыров М.Я. Основания концепции устойчивого развития // Устойчивое развитие будущее цивилизации. М.,1997. С. 21-30.

132. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Восточный университет Союз, 1996. 388 с.

133. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З.

134. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 1983. 383 с.

135. Мартин Дж. Информационное общество. Проблемы и иллюзии. М., 1989. 183 с.

136. Массовая коммуникация. М., 1995.

137. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста -М., 1994. 345 с.

138. Межуев В. М. Культура и история. М., 1977, 190 с.

139. Межуев В.М. Культура как проблема философии. // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 45-47.

140. Мелюхин И.С. Информационное общество: проблемы становления и развития // Дисс. на соискание уч. ст. докт. филос.наук. М.: РАГС, 1997. 259 с.

141. Мифы народов мира. Т.2. - М., 1982. - С. 6.

142. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. С.235.

143. Моисеев H.H. Мировое сообщество и судьба России. М., 1997. 201 с.

144. Моисеев H.H. Природный фактор и кризисы цивилизации // СПЖ, 1993, № 9-10, с. 34-47.

145. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351 с.

146. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта. // Логос. 1992.- №3. - С. 9.

147. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

148. Муравых А.И. Философия экологической безопасности. М.: НИИ "Геодезия", 1997. 180 с.

149. Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКСОР). М., 1989. 376 с.

150. Наумова В. Жизненные стратегии. М., 1993.

151. Низ А. Экономика и окружающая среда. М.: Экономика, 1981. 191 с.

152. Никитин М.И. Предпосылки эффективности экологической пропаганды / Экология. Политика. Пресса. 4.2. - М., 1989. - 92 с.

153. Никонорова Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы. Дис. на соискание степени доктора философских наук. М., 1994. 291 с.

154. Никуличев Ю.В. Тупики "информационного общества" // Мировая экономика и международные отношения. М.: 1984. С. 106-115.

155. Общение и оптимизация деятельности. М., 1997.

156. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. 271 с.

157. О'Коннор Дж., Сеймор Д. Введение в НЛП. Челябинск, 1997.

158. Олдак П.Г. Общие начала биосоциальных исследований. Новосибирск, 1977. 175 с.

159. Ольшанский Д. Массовые настроения в политике. М., 1995.

160. Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

161. Пасхин E.H. Информатика и устойчивое развитие. М.: РАГС, 1996. 178 с.

162. Петренко В.П. Выборные технологии и общественное сознание. М., 1996.

163. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1986.

164. Платонов Е.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.: Издательство МГУ, 1989. 190 с.

165. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М.: Издательство Московского университета, 1971. 247 с.

166. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. - Т.1. -М., 1994. - С.348

167. Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства. // Безопасность. Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. 1994. № 5. С.29-39.

168. Полищук МЛ. В преддверии натиска "третьей волны". М., 1989. 150 с.

169. Почепцов Г. Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997; Лесевич Г. Типология лидеров. - Киев, 1998.

170. Почепцов Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев, 1987.

171. Почепцов Г. Теория коммуникации. К., 1996

172. Пресса и общественное мнение. М., 1986. - С. 59-60, 71.

173. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. 432 с.

174. Пригожин И. Р. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989, № 8. С. 3-20.

175. Проблемы перехода России к устойчивому развитию. М., 1997. 170 с.

176. Проблемы экологии России / Под ред. Данилов-Даниль-ян В.И., Котляков В.М. и др. М., 1995. 344 с.

177. Программа действий. Повестка дня на XXI век. Женева, 1993. 70 с.

178. Прокл. Комментарий к Первой книге "Начал" Евклида. Введение. М., 1994.

179. Природа и общество. М.: Наука, 1968. 346 с.

180. Природная среда и естественные ресурсы Земли. М.: ИГ, 1986. 182 с.

181. Поппель Г., Голдстайн Б. Инормационная технология миллионные прибыли: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990. 238 с.

182. Петренко В. Психосоматика сознания. М., 1988.

183. Проблемы речевой коммуникации. М., 1994.

184. Психологическое воздействие. Сб. Ст. М., 1992.

185. Психология воздействия (проблемы теории и практики). М., 1989.

186. Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1972.

187. Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. М., 1998.

188. Пуанкаре А. Наука и гипотеза. М., 1913. - С.39.

189. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. 216 с.

190. Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИ-ОН, 1989. С. 3-15.

191. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992, №5. С.3-16.

192. Рассел Б. Человеческое познание. М.: Иност. Литература. 497 с.

193. Рейзема Я.В. Информационный анализ социальных процессов. М., 1982. 183 с.

194. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992. 362 с.

195. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: Издательство МНЭПУ, 1993. 262 с.

196. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб., 1911. 253 с.

197. Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. 1989, № 5. С. 11-22.

198. Ракитов А.И., Андрианова Т.В. Информатизация и медиатизация общества в глобальном масштабе. М.: ИНИОН, 1991. 120 с.

199. Реале Д., Антрисере Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб., 1997. - С. 7-9.

200. Рикер П. Конфликты интерпретаций. М., 1995.

201. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

202. Робер Н. Социальная информация. М., 1998.

203. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -М., 1988. С. 5.

204. Ромашов В.А. Становление нового экологического сознания: философский анализ. М., 1989. - С. 12.

205. Руденский Е. Социальная психология. М., 1997.

206. Савинье П. Коммуникации и общество. СПб., 1998; Карта-шева E.H. Коммуникативная личность и современный процесс социальной динамики. - М., 1998.

207. Самоорганизация в природе и обществе. Л.: Наука, 1998. 200 с.

208. Свенцицкая И.С. Человек и мир в восприятии греков эллинистического времени / Эллинизм: Восток и Запад. М., 1992. -С.233.

209. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: античная парадигма. Л., 1991. - С. 12.

210. Серкйна A.A. Опыт дешифровки древнейшего китайского письма.- М., 1973; Спирин B.C. Построение древнекитайских текстов. М., 1976.

211. Секст Эмпирик. Соч. в 2 т. - Т.1. - М., 1976. - С. 78.

212. Смирнов Т.С. Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы // Экологизация сознанияво взаимодействии общества и природы. Иваново, 1984. - С.74-84.

213. Смит Р.Д. Наш дом планета Земля: полемические очерки по экологии человека. М.: Мысль, 1982. 383 с.

214. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. Социально-экономические предпосылки движения России к информационному обществу (Доклад на парламентских слушаниях, 10 июня 1977 г.). 35 с.

215. Современные проблемы американской социологии. М., 1998. - С. 139.

216. Сорокин A.A. Объекты и субъекты коммуникационных взаимодействий. Екатеринбург, 1998.

217. Сосунова И.А. Социально-экологический мониторинг: методологические и методические основы. М., 1997. - С. 53.

218. Социальная психология и процессы общественного развития. М., 1998. - С.39.

219. Спиноза Б. Избр. произв. в 2 т. Т.2. - М., 1957. - 292 с.

220. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

221. Становление экологического общества. Кишинев, 1992. 290 с.

222. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986, с.392-409.

223. Социальная политика. Социальная информация. М., 1996.

224. Социальная психология. Спб., 1998. - С. 132.

225. Столин В. Самосознание личности. М., 1998.

226. Современная мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1990.

227. Социальные представления. М., 1993.

228. Социальная идентификация личности. М., 1993.

229. Тоор М.Л. История процесса. 1983. 195 с.

230. Topo Г. Уолден или жизнь в лесу. М., 1979. - С.50.

231. Тоффлер О. Наука и изменение // Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. С. 11-34.

232. Туркина Е.Г. Концепция ноосферы: философско-методологический аспект // Дисс. канд. филос. наук. М.: РАГС, 1995. 150 с.

233. Тарасова С. Массовая коммуникация. М., 1997.

234. Терпищев А. Аудитория и коммуникация. М., 1997.

235. Технология власти. М., 1995.

236. Уайт Г. География, ресурсы и окружающая среда. М.: Прогресс, 1990. 544 с.

237. Укач-Огорович Н. Массовые психические реакции. Харьков, 1912.

238. Умов H.A. Эволюция живого и задача пролетариата мысли и воли. М., 1906. - С. 10.

239. Урсул А.Д., Лось В.А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М.: Луч, 1994. 273 с.

240. Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990.

241. Урсул А.Д., Уледов В.А. Государствот и экология. М.: Издательство РАГС, 1996. 148 с.

242. Урсул А.Д. Ноосферная стратегия перехода России к устойчивому развитию. М., Гомель, 1997. 340 с.

243. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М.: Луч, 1990. 277 с.

244. Урсул А.Д. Модель устойчивого развития для России. М.: Луч, 1994. 78 с.

245. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию.Ноосферная стратегия. М.: Ноосфера, 1998. 500 с .

246. Фадеев Е.Т. Экологическое производство. Пущино, 1980. 35 с.

247. Федякин И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М., 1988. - С.4.

248. Фешбах М., Френдаи А. Экоцид в СССР. М., 1992. 285 с.

249. Флоренсааз Т. Диалог в практической психологии. М.,1991.250. "Философия природы" в Индии: атомизм школы вайшеши-ка. М, 1986. - С. 154-173

250. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. - С. 487.

251. Фрейре П. Образование в современном мире // Перспективы. 1992. - №2.

252. Фром Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. - С. 88-90.

253. Хейзинг И. Homo rudens в тени завтрашнего дня. М., 1992. 358 с.

254. Хесли В. Философия и экология. М., 1994. 229 с.

255. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.

256. Хорос В.Г. Противоречивый характер массового сознания // Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1984. - С. 31.

257. Хуртасов X. Коммуникационное воздействие и специфика коммуникаторов. Спб., 1997.

258. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем современности. М., 1994. 235 с.

259. Шицкова А.П., Новиков Ю.В. Гармония или трагедия? Научно-технический прогресс, природа и человек. М., 1989. 191 с.

260. Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. М.,1997. 91 с.

261. Шибуртани Т. Социальная психология. М., 1998. 271 с.

262. Шибуртани Т. Эвристика или искусство спорить. М., 1993. 86 с.

263. Шилин К.И. Живое знание: эколого-философские проблемы. М., 1993. - С.15.

264. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. - С. 124.

265. Шорстман Э. Человек-манипулятор. М., 1992. 67 с.

266. Шерпель В. Имиджелогия. М., 1996. 176 с.

267. Шеркович Ю. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 71 с.

268. Экологическая альтернатива / Под общ. ред. Лемешева М.Я. М.: Прогресс, 1990. 600 с.

269. Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996. 290 с.2791. Язык и массовая коммуникация. М., 1984.

270. Якубайтис Э. Информационные сети и системы. М.Финансы и статистика, 1996. - 200 с.

271. Ярошко М.М. Социальная психология. СПб., 1997. 246 с.

272. ВеИ D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1973. 291 p.

273. Bell D. The social framework of the information society // The computer-age: A twenty-year view.- Cambridge: Cambridge University press, 1981. p.163-212.

274. Berry A. The nexten thousand years. N.-Y., 1974. - P. 146.

275. Dominic D. The Dynamics of Mass Communication. NY, 1993.

276. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y., 1993. - P. 8.

277. Estabroocs M. Programmed capitalism: A computer-mediated global society. N.Y.: Armonk; L.: Sharpe, 1988. - XIV, 207 p.

278. Fages J.B. Comprendre le structuralisme. P., 1968.

279. Frarell J., Rosse L. Cognitive Development. C-U-R., 1981.

280. Hall S. Culture, the Media and the Ideological Effect. E.A., 1997.

281. Information technology R&D: Critical trends and issues // US Congr. Office of technology assesment (OTA). — Wash., 1985.

282. Laslo E. Introduction to System Philosophy. N.Y., 1972. 329 p.

283. Levy P. Cyberculture, Rapport au Conseil de l'Europe. Paris, 1997.

284. Lyon D. The information society: Issues and illusions. Cambridge, 1988. - 196 p.

285. Manipulations. N.-Y., 1996; RudinowT. Manipulation. - N.-Y., 1997.

286. Martin W.J. The information society. L.: Aslib, 1988.- 196 p.

287. Masuda Y. The information society as a post-industrial society. -Wash.: World future soc., 1983. P. 29.

288. McQuail D. Mass Communication Theory. BX. SK., 1987.

289. Miles I. Information technology and information society: options for the future.- Oxford, 1989. VIII, 31p.

290. Miller J. States of mind. N.Y., 1983. - P. 69.

291. Morris-Suzuki T. Beyond computopia: Information, automation and democracy in Japan. L., 1988. - IX, 221 p.

292. Nora S., Mine A. The computerization of society: a report to the President of France. L., 1980. - P. 48.

293. Oakes P. . Stereotyping and Social Reality. Ox., UK, 1994.

294. Toffler A. The Powershift. N.Y., Bantam Press, 1983. 364 p.

295. Toffler A. The adaptive corporation. L., 1985. - 217 p.

296. Toffler A. The Third Wave. N.Y., Bantam Press, 1980. 225 p.

297. Winn D. Manipulated mind. O.P. England, 1983; Yokoyama O.

298. Winston Brian. Media Technology and Society. Routledge; London; New York. 1998. -P. 327-329.