автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Шерабадская дастанная школа
Полный текст автореферата диссертации по теме "Шерабадская дастанная школа"
АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ
На правах рукописи ЭРГАШЕВ Абдиолим
УДК 398.22. (575.1)
ШЕРАБАДСКАЯ ДАСТАННАЯ ШКОЛА
10.01.09 — фольклористика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Ташкент — 1991
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Социальные обновления, перестроичные процессы/происходящие в последнее время в страде, безусловно призваны способствовать возрождению науки, культуры, национальных ценностей, изучению и сохранению древних народных традиций. Надо признать,, что, в пробуждении народного самосознания устному народному творчеству принадлежит исключительно важное место.
Собиранию и изучению оригинальных народных дастанов, которые составляют неотъемлемую часть богатого духовного наследия узбекского народа,стали непосредственно уделять внимание в 20-е годы нашего столетия. Исследователи фольклорных материалов Газы Алим ¡СЦусов, Элбек, Атаджан Хашим, Руюк Карим, Ходи Зариф, Мансур Афзалов.Музай-яна Алавия и другие внесли огромный Еклад в развгие узбекской фольклористики. Эти первые энтузиасты развернули большую и активную деятельность по собиранию, изданию, исследованию всех жанров устного народного творчества. В результате их неустанного труда узбекская фольклористика достигла несомненных значитетьных успехов.
Изучение процесса дифференциации традиционных дастанных школ, их своеобразия, проведение классификации узбекских дастанов, исследование идейно-художественных особенностей широко распространенных дастанов "Алпамыш", "Гороглы" становится одним из важных направлений в советской фольклористике. Появляется ряд интересных исследований, касающихся поэтического творчества и исполнительского мастерства бахши-шаиров. фундаментальные труды Х.Т.Зарифова, М.Саидова, М.Мурадова, 'Г.Мирзаева, В.Саримсакова и других узбекских ученых известны далеко за пределами республики.
Многие работы,раскрывающие'важнейшие стороны общеузбекского дастанного искусства, обычно ограничивались лишь Булунгурским и Курганским школами народных сказителей. Однако до настоящего времени дастанное искусство и мастерство бахши из южного Узбекистана оставалось вне поле зрения исследователей^.
I. См.; Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. И., 1947; Зарифов Х.Т. Узбек совет фольклористикаси та р их ид а н//Уз бек совет фольклористикаси масалалари. Тошкент, 1970; Саидов М. Узбек шщ достончилигида бациий майорат. Тошкент, 1969; Мурадов М.М. Жанровые и идейно-художественные особенности дастанов "Гор-оглы". АДП,Ташкент,1975; Эпос Гор-оглы - сокровищница души и чаяний народа. Ташкент, 1990;Мирзаев Т..... "Алпомиш" достонининг узбек вариантлари. Тошкент, 1963; Его же. Хал^ бахс лат ¡Инг эпик ре-пертуари,Тошкент, 1979: Саримсаков Б. Узбек . л 1 • ада-биетвда сажъ.Тошкент,1978; Его же. Эпик жанолар диффузияси//Узбйк фольклорининг эпик жанрлари. Тошкент, 1981; Узбек хали; маросиы фоль-влори, Гошкант, 1986.
- б -
мы опирались на письменные труды и высказывания выдающихся авторитетов Махмуда Кашгарекого, Фирдоуси, Алишера Нзвои, В.Г.Белинского, а также на работы советских ученых Э.М.Гороглы» Х.Т.Зари-фова, М.С.Саидова, М Л^.Афзаиова, М.Алания, М.М.Мурадова, Т.М.Мир-эаеда, Б.И.Саримсакота, А.К.Каххарова и яр.
Научная новизна. Исследование Шерабадекой дастанной школы относительно других даетанннх школ началось позднее. Несмотря на то, что эта работа была начата ещё Х.Зприфорнм в конце 20-х родов и продолжалась со стороны М.Афзалова в 40-е годы, тем не ?иенее из-за неустойчивости политической жизни, разнообразных препятствий, чинимых официальными чиновниками, исследование подобного феномена в'устном народном творчестве осталось'незавершенным. И как следствие этого явились отсутствие сбора, издания И всестороннего исследования богатого дастанного материала Ккного Узбекистана.. До настоящего времени не было определено место данной школы в системе регионально-локальных школ народных сказителей. Исходя из таких посылок объектом нашего исследования послужила Щэрабадская дастанная школа и, в целом, дастанное искусство Ккного Узбекистана, его место в устном эпическом сказительстве.
Впервые в работе подвергаются цельному анализу история изучения, своеобразные особенности дастанного репертуара, индивидуальная творческая деятельность бахши-шаиров в деле сохранения и развития дастанного искусства. В силу невозможности показать в рамках одной диссертационной работы на примере циклических даста-нов все схожие и отличительные стороны Шерабадской школы сказителей от Других дастанных школ, мы ограничились при решении этой задачи анализом дастана "Авазхон", входящего и дастанный цикл "Го-роглы". К тому же Шерабадские сказители используют более сорока вариантов биографических дастанов "Нурали", "Шераля", "Амиркул", "Жахангир, входящих в генеалогический цикл дастана "Авяэхан". Естественно, до настоящего времени, в последние 50 лет, ни один из дастанов, собранных из цикла автобиографического дастана "Авазхон", не вошел в круг исследования ученых. Мы обратились только к тем дастанам, которые были записаны в 70-80-е годы и попытались показать живое бытование традиций панной дастанной школы.
Народные сказители, индивидуальное творчество которых оказалось исследованным, являются сказителями пятого ¡к соле..ия. Это Кадыр бахши Рахимов, братья Кора'и Чори Умировы, Чоршанба Рахяа-
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается тема диссертации, её актуальность, новизна; сформулирована методология, цель и задачи исследования, указываются его теоретическая значимость и практическая ценность.
Первая глава - "Дастанное искусство Юкного Узбекистана и его современное состояние". С 30- х годов нашего столетия в Узбекистане начинается собирание, издание и исследование образцов устного народного творчества. Однако к исследованию фольклора и, в частности дастанов Сурхандарьи и Кашкацарьи, приступили намного позже. И только в 1969 году со стороны ученых было констатировано существование оригинальной дастанной школы, которая функционировала с начата XIX века, и было отмечено, что эту традицию дастан-ной'школы продолжали на протяжении огромного времени более чем 200 народных сказителей^.
Среди даетадных щкол Ккного Узбекистана, таких как Дерабад--ская, Камайская.. %ра,щинс,кая, ¡пожалуй, первая .из них наиболее .известная. Данная шкода дадоодаср; ¡в .себя .дастанное искусство'¡всей Сурхандарьдаскогй области, Дехканабадс-таго., ¡Каманинекого,, даеач» Гузерского районов Кащкадарьинской области, аулов и кишлако® 'Таджикистана и Туркменистана, .где проживает узбекское население.
До настоящего времени из итого ареала записано более 150 традиционных дастанов, из них около 80 дастанов хранится в фольклорном архиве Института литературы и в фольклорном фонде Института рукописей им.Х.Сулейманова АН УзССР, и более 70 дастанов собрано в архиве Каршинского государственного педагогического института. Кроме того, в личных архивах фольклористов М.Myрадощ Т.Мирзаева, Б.Саримсакова, А.Каххарова, Т.Турдыева, а также самого диссертанта хранится множество дастанных текстов и магнитофонных записей. Были изданы одиннадцать традиционных® и пять новых
2. Зарифов X. Узбек фольклористикаси т ар и х и це н//"Узбе к совет фольклори масалалари". Тошкент, 1970 йил. 1б4-бет.
3. Умир игаир Сафаров. Бояхувон//"Гулихираман", Ташкент, 1969; Ойпарча. Ташкент, 1965; КАДЫР ВАХШИ РАХИМОВ. 0йчи(юр//"0йсулув", Ташкент, 1984; Жорхун мастон//"Нурали", Ташкент, 1989: В этом же сб. см: "Нурали ёплнги" в исполнении Базара Ононова; Нуралинияг готилиши" в исполнении Бури Ахмедов»; "Нурали в а. кари Ахмад" в исполнении Ваймурата Ваймата-оглы; "Мулла савдогар" в исполнении %ры Эимирзя-оглы: ЗАХИР Ш0ИР. Хасанхон, Ташкент, 196": ХАЗРАТКУ.Л
ВАХШИ ХУД0ИБЕРДИЕВ. 0га Юнуснинг олиб кочилиши, .Ташкент, 1988.
от известного узбекского фольклориста М.Афзалова. О фольклорной экспедиции, организованной в данный регион, он пишет следующее: "Шарна был мастером слова, большим народным сказителем, ему не было равных также в подготовке учеников, Шерназар, бывая в городах и кишлаках Сурхандарьи, Кашкадарьи и даже соседней Туркмении, поражал своим пением слушателей. Народ по достоинству оценил сказительский талант этого бахши. Также прославились его ученики Мардонакул Авлиёкул-оглы (племянник Щерны), Ахмад юэба-ши, Саодат юзбаши, Чары юзбаши, Нормурод Шерназар-оглы, Мура Эшмирза-оглы, Худойк.ул-лакай, Эсон Шомурод-оглы.
Спустя десятьлет после того, как были получены первые сведения о Шерабадской дастанной школе,» 1955-1956, 1958, 1960 гг. снаряжаются фольклорные экспедиции. В результате этого были записаны около пятнадцати дастанов. В области изучения и собирания образцов устного народного творчества ¡Окного Узбекистана большую работу проделали (с 1953 по 1990 гг.) студенты Каршинского государственного педагогического института под руководством Абдуму-мина Каххарова.
Самой результативной фольклорной экспедицией была экспедиция, проведенная в 1969 году и организованная Музеем литературы ИМ.Алишера Навои АН УлССР и филологическим факультетом Каршинского государственного педагогического института. Эта экспедиция, . возглавленная фольклористами М.Мурадовым и А.Каххаровым, прошла по маршруту Карши - Гузар - Дехканабад - Вайсун - Шелабад - Ан-гор - Термез - Жаркур^ан - Кумкурган - Шурчи - Денов - Сариосие - Таджикистан. Второй маршрут охватил Дехканабад - Куйтан - Чор-шанга - Чорджоу - Талимарджан. Третий маршрут пролегал по пунктам Карши - Чиракчи - Камаши - Яккабаг - Шахрисабэ. Члены экспедиции от более чем тридцати бахши-шоиров - Кадыра бахши Рахимова, Юсуфа Утаган-оглы, Тангир Сафарова, Чары Киём-огЛы, Мамарайим юзбаши, Ташмурада Тура-огли, Эшмураца Шердан-оглы, Нормуроца Поён-оглы, Хушвакта Марданакулова, Эшкобила Кушак-оглы, Гайима бахши, Хайитназара Алисайд-оглы, Кора и Чоры Умировых, Хазратнула бахши, Раджаба Нормурод-оглы, Хушвакта Сатарова, Куэи Рузиева -записали более десяти оригинальных, народных дастанов. Среди них имеются дастаны "Ойсанам", "НуралинГ'Г ёшлиги" ("Детство Ну-рали"), "Нурали и Семург", "Шахиднома", "Келиной", "Гу,углининг
1. АФЭАЛОВ и. Узбек халц бахшилари//пШарк, юлдузи", 1946,
щаиров, входящие в Шерабадскую дастанную школу. Но своему возрасту, профессии, способности, знанию традиционного текста все они. разнотипны.
Профессиональный бахши, умеющий показать особенности дастан-кого искусства, не преходадую ценность дастанов, своеобразие и различие одной даетанной школы от другой, должен выполнить три условия для подготовки аудиторий:
а) проиграть партию музыки для того, чтобы определить настроенность музыкального инструмента {
б) исполнить одну или две терма?
в) в большинстве случаев исполнить терма "Пима айтай?" (''Что спеть?") или отрывки из некоторых дастанов.
В процессе выполнения этих условий бахши стремится понять Настроение, интерес слушателей, а слушатели определяют исполнительский уровень сказителя, иными словами происходит духовное сближение бахши и аудитории.
В последний период во время свадебного, праздничного исполнения и в связи с настроениями бахши серьезным изменением подвергаются дастанные тексты. Это в первую очередь связывается с социальными, семейно-бытовыми изменениями. В частности, бахши во время своего выступления по радио, телевидению или во время свадеб для того, чтобы уложиться в отведенное ему время, сокращает тексты традиционных дастанов. Вне зависимости на каком профессиональном уровне ни исполнялся бы дастан, все равно сокращение сказываемого Текста приведет к угасанию зтой эпической традиции. Подобное явление,' вносящее искусственность, должно оцениваться как отрицательный факт в сказительском творчестве. Потому что со временем сам бахши привыкает к ¡кдобному усечённому тексту, а слушатели запоминают его в таком содержании и форме. Это обязательно сказывается и на любителях, которые так же впоследствии будут исполнять тот или иной дастан в усеченном объеме. Могут впасть в заблуждение и исследователи дастанов, которые запишут и будут вести исследование над сокращенным текстом дастанов.
Отсутствие живого наблюдения над процессами, происходящими в Шерабадской еказительской школе, привело к тому, что в научной
7. Хаим бахши иэ Дехканабада исполняет три ррчные музыкальные партии для определения настроенности музыкального инструмента. Домбра считается настроенной, если на ней можно исполнить три музыкальные партии.
В данной работе даетаны, вошедшие в биографический цикл "Нурали", подразделены на четыре группы и в такой последовательности подверглись всестороннему анализу.
1. Даетаны, относящиеся к рождению, детству и годам учения
Нураяи: "Нуралининг тугилиши" ("Рождение Нурали"); "Нуралининг ёшлиги" ("Детство Нурали");"Нурали ва беш юз мулла бачча" ("Нурали и пятьсот мулла-учеников"); "900 кун туй" ("900 дней свадьбы"); "Малла савдогар" ("Р^лжий купец").
2. Даетаны, определяющие жйзни детства Нурали: "Ойсанам", "Сулувхон", "Нуралининг ютилиши" ("Проигрыш Нурали"), "Жархун мастон", "Сув париси" ("Русалка").
2. Даетаны о юнеиском периоде, женитьбе и рождении его ребенка: "Гуппоной", "Нурали ва Семурр".
4. Даетаны,повествующие о ИураЛи как о достойном приемнике Гороглы и Аваза: "Нуралининг Авазни куткариши" ("Спасение Нурали Аваэом"), "Пераяи", "Шералининг банди булиши" ("Пленение Шерали"), "Амиркул", "Жахонгир".
В первой группе самым распространенным является дастан "Малла савдогар". Для исследования данного дастана мы взяли два варианта из репертуара Кадыри бахши, три варианта из репертуара Чары бахши, Чаршонба бахши, Каххара бахши. Потому что данные пять вариантов с тотаи зрения сохранения традиционных характе- . ристик, художественности, глубине идейного, содержания намного выше, чем остальные образцы и даже чем изданные варианты^.
Дастан "Малла савдогар" о варианте Кадг" бахши начинается с рождения Курали^, у Ках ар бахши - с тоя, продолжающегося 40
дней*'*, у Чары бахши - с путешествия Гороглы^, у Чоршанба бахши - с ожидания приезда гостей^. Все четыре варианта объединены сюжетными действиями ~ приезд в Чамбиль, девушка в платье джигита, которая участвует на скачках, победа в козлодрадаи над Ава-зом, отъезд ее с Авазом из Чамбиля и продажа Ахмадом детей Аваза, Однако в раскрытии характера героев,преодолении препятствий,в обрисовке сюжетных линий наличествует большая разница.В работе освещены
12. К?РА ЭШЙРЗА УШ. Малла" савдогар. Нуршт//Узбек халк; ижоди (куп томлик). Тоакент, 1980, с. 295-377.
13. Кадыр бахши Рахимов. Малла савдогар,- архив КГПИ.
14. Наххор бахши Нодир угли. Малла савдогар, - архив ЮПИ.
15. Чори бахши Умиров. Малла савдогар,- архив КГПИ.
16. Чоршанба бахши Рахматуллаев. Маллэ савдогар,- рук. ЗУФА, ичв. № 181о.
®
Вариант Кадыра бахши отличается глубокой художественностью, традиционностью и цельностью изображаемых персонажей. В дастанах "ГуппзноЙ"^, "Нуралй и Семург , описывается Любовь героя во сне к девушке, шошескйй период «йзни и женитьба, поиск возлюбленной, преодоление препятствий, проявление небывалого героизма.
К четвертому типу цикла Дастанов "Нурали" относятся "Освобождение Нурали Авазом , "Юерали", "Пленение Шерали", "Амиркул", "Жахангир". Здесь Нурали рисуется как идеальный герой государства Чамбиль, продолжатель дела Гороглы. Он выступает как спаситель Аваза, как добрый брат Шерали и Амиркула, как отец, воспитывающий сына Жахмгира. Посредством определения функций и задач возложенных на образы в дасганах цикла "Нурали", можно определить идейно-художественные особенности дастаног, мастерство и личность сказителя, особенности дастаниой школы. Эту мысль можно подтвердить на примере обреза Ахмада,- Ахмад4 изображаемый в большей степени как положительный образ в Самаркандской и Шерабадской дастанных школах, показан как отрицательный персонаж. Он прежде всего ненавидит приемного сына Аваза и ищет пути избавлений от него. Со старостью Гороглы усиливается вражда Ахмада к Авазу. Потому что Аваз достойный наследник Гороглы. Ахмад не хочет отдавать престол пришельцу Авазу, хочет сам стать правителем, или на крайний случай посадить на престол своего младшего брата Юзуфбека* •
Образ Ахмада в цикле дастанов "Нурали" является отражением в эпосе правителей феодальной эпохи, которые в борьбе за престол ввергали свои и чужие. народы в' бедствия и «ойны. Образ Ахмада кчк символа зла, деспотии находит свое отражение в Шерабадской дастанной школе. К'слову, и эпос возникает как результат определенной эпохи и отражает идеал этой эпохи .
В диссертационной работе наряду с раскрытием образов ведущих героев освещаются образы женщин, их героизм, участие в государственных делах, англизируется один из главных персонажей дастана Гирот.
В процессе импровизации в содержание произведения вводится какая-нибудь этнографическая или ритуально-обрядовая деталь, которая в дальнейшем служит для усиления образа героя и образности в целом. Одним из таких моментов является сцена встречи гостей. В
20. КАДКР БАХШИ РАМОВ. Гтапоной//Фольклорный отдел Института рукописей им.Х.Сулейманова, йнв. №770*
21. КОРА БАЖУМИРОВ. Нурали ва Семург. Рук.- архив КГПИ.
22. ЭЛЬФОВ X. Узбек совет йольклористикаси татжхия!№//Узбек фольклори масалалари. Тз^кект, 1970, с. 237,
десятилетнее отсутствие интереса у него к поискам сына.
Наличие в Шерабадской дастанной школе более десяти самостоятельных дастанов, свьше сорока вариантов, мифологизирование элементов, существование отдельного цикла дастанов о втором сыне Авяза Шеради, создание отдельного дастана о третьем сыне А.лиркуле подтверждают вышесказанную нашу мысль. Дастаны об Авазхане подразделяются на:
а) биографический цикл Авазхан; ■ б) генеалогический цикл дастанов "Авазхон". Последний в свою очередь можно пополнить:
1) Малый биографический цикл Нурали;
2) Малый генеалогический цикл "Нур.иш";
3) Малый биографический цикл Шэрали; - 4} Дастан "Амиркул".
По-нашему мнению, подобная циклизация, входящих в орбиту дастанов Гороглы, хоть и относительная, однако они окажут.огромную помощь в углубление содержания исследований.
Третья глава - "К проблеме художественного мастерства бахши Шерабадской дастанной школы".
По проблемам, касающимся художественного мастерства, узбекских дастанчи, имеется ряд научных исследований. В них имеются некоторые высказывания по отношению Шерабадской дастанной школы. Шесте с тем, исследования некоторых аспектов художественного мастерства бахши Шерабадской дастанной школы, а также особенностей художественности традиционных дастанов этой.школы впервые выполняются в нашей работе. Из-за того, что понятие художественность трактуется очень широко, мы решили остановиться на конфликте, постоянных стилистических **тгурах, искусстве создания портрета и некоторых других художественно-выразительных средствах.
Художественный конфликт в ШераЗадском дастанном искусстве в зависимости от его структуры может быть простым и сложным.. Т.Сабитова, исследовавшая конфликт в народном эпосе^ подчеркивает^ что в зависимости от функции героя конфликты могут б«» трех видов:
1) аллегорический конфликт;
2) общественно-политический конфликт;
3) бытовой конфликт*®.
По-нашему мнению, данная классификация художественных конфликтов неполная и не может отражать вею гамму конфликтов во всех
25. СОБИТОВА Т. Халк эпосида конфликт масаласи//Узбек тили на адабиёти. 1986, № 2, с. 61-62.
к.ургаышнг созидай, мурити куринар-куринмао янги чщаётган сабзидай... з?али бачча эди, Уз и галча эди, тили андак соцовча эди, бачча булсаям юриши хатяр эди, кулини тошга урсаям икки энлик ботар эди, эрта нахоряа икчигина кузини «утар эди, уч кулоч аркок белига илла жетар эди"^.—"Каждое плечо как гора, каждая щека кан цветок, усов видно и не видно, но каждый ус как морковка, он был еще ребенком, но был языкастым, хоть и был ребенком, но был опасным, когда бил об камень рукой, рука погружалась в камень, на завтрак употреблял двух овец, пояс у него был р три обхвата".
Другой эпический герой Ахмад изображается так: "Ах,мад носкэш, уйи хата,!, ияи чутал, узи йутал, улгудой айэр, тухматга тайёр, шаП-тонншг энаси, Ачмад царининг буласи"^'.-"Ахмад курильщик наса, работу делает наполовину, сам постоянно кашляет, очень хитрый, клеветник страшный, ма.ть шайтана является тетушкой Ахмада".
Каххар бахши дает следующий портрет Ахмада кари: "А^ма.д кофи х;ам куп синчи эди, уч кунлик йулдан от~к>умурсканинг эркак-ургочи-лигини тайнима-тайик билар эди, туксок-туккиз ^ийласи бор эди, ¡пай-тондан буласи бор эди, тулки деган холаси бор эди, унинг х;ам узига яраша бир балоси бор эди. Ахмад - юришкм тух,мат деб узига-узи накл тук,иб олган эди. Иягида узи бир дона сокол эди, ту жигани накал эди, шу со долга хам куз тегмасин деб тувдона бил--ан кузмунчо к та-щб куйпхн эди ; "Ах;мад кари был конюхом знаменитым, мог определить род муравья через чутье коня на расстоянии трехдневного пути, имел он девяносто девять уловок-хитростей, с шайтаном был в родстве ^ ему тетушкой приходилась сама лиса, облагал он напастями-страстями. Из жития своего он тритчи разные слагал. Борода его была из одного волоса, говорил премудро-складно, на этой бороде от сглаза носил .талисман гч бусинок и ритуальной травы".
У Чоршанби бахши встречается обильное употребление сравнений, уподобления, использование сюжета при обрисовке портрета персонажей.
В дастанах, записанных от представителей Шерабадской школы, сохраняются пропорциональность поэзии и прозы. Вместе с тем размер прозаической части остается неизменным, а стихотворная часть под-
26.,'КАДЫР БАХЕМ. РАХШОВ. Нураля и пятьсот мулла-учеников. Маг-читофонкая запись, архив КГТ1И. "
27. КАДЫР БАХШИ РАХШОВ. Малла савдогар. 2-ая версия, магните • фоиная запись, архив КГОИ.
28. КАХХАР БАХШИ КАДИР^ОГЛЫ. Малла савдогар. Архив КПП, с.4Г>
строками.•' - -
В творчестве представителей Шерабадской сказительокой школы встречаются своеобразные художественно-изобразительные средства, разнообразные стилистические элементы, которые обеспечивают даста-' нам высокую поэтичность. В данном случае подтверждением нашей мысли здесь может послужить следующий отрывок: • 1 '
Вир жойда тухтаб туриши %зларга келган совчидай, Бошин кутариб царати Товларда, ¡орган овчидай .
(Когда стоит в одном месте, Похож на свата он. Когда вскинет голову, Похож на охотника в горах.)
Данное сравнение относится к Герату, два положения коня сравнивается с двумя объектами* в реэучьтате чего появляется художественная тропа - параллелизм. Приведем другой пример: )$ар ма^омда уйнашнг Уллининг эрка к^изйдай .
(Твоя чарующая игра -Будто любиМиц£.-дочь сама.)
„дей,- ад встречаемся-ещё с одним своеобразным сравнением, основанным на бытовом факте. Если в семье подряд .рождаются мальчики, то очень хотят рождения девочки, если ..одряд рождаются девочки,, то очень хотят рождени* мальчика. Девочка, родившаяся после мальчиков, имеет больше евободы и считается любимицей в семье.
В приведенном отрывке Гират как единственный жеребец сравнивается с единственной дочерью в семье. Художественно-изобразительные средства всегда реализуются в тесном контакте с эпическим героем, конем, событиями, происходящими в живой и неживой природой. В прозаической чьсти дастанов очень часто употребляются синтаксический параллелизм.
Представители Шерабадской сказительокой аколы продолжают эпические традиции узбекского дастанноРс искусства. Типологический характер стиха и прозы, зачина и концовки, эпических клище, художественной условности, конфликта и иных художественных средств
" 30. КАД*Р БАШ РАХИМОВ. Гуппаной. С. 47.
31. ЧОРШАНБА БАХШй РАШШЛАЕВ. Малла савдогар. ЗУ ФА, иьв. ■И> 181о, <-ая тетрадь, с.7.:3.