автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Конструирование субъектности в антропологии С. Н. Булгакова
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Управителев, Александр Федорович
Введение
Глава 1. Пропедевтика антропологии
§ 1. «Ипостась» и «ипостасность» как мыслительные формы
§2. От дихотомизма к трихотомизму и троичности
§3. Интуиция единства и прагматика сплошности
Глава 2. Характер антропологии С.Н. Булгакова
§1. Методологические определения к исследованию характера антропологии
§2. Тематизированный дискурс субъектности
§3. Два типа субъектности
Глава 3. Симулякры метафизической антропологии
§ 1 .Методологические определения к исследованию симулякров метафизической антропологии
§2. Симулякр тела
§3. Симулякр пола
§4. Цель как симулякр
§5. София как симулякр
Глава 4. Антропология активной субъектности
§ 1. Субъект хозяйства
§2. Субъект религиозного действия
§3. Субъект аксиологического действия
§4. Субъект социального действия
Глава 5. Антропология рецептивной субъектности
§1. Методологические определения к исследованию антропологии рецептивной субъектности
§2. Субъект именования
§3. Субъект чуда
§4. Субъект Церкви
§ 5. Субъектность в пневматологии
§6. Субъектность в ангелологии
Глава 6. Антропологические типы в Новом Завете
§1. Богоматерь Мария: неотмирность, рецептивность, открытость
§2. Иоанн Предтеча: неотмирность, активность служения, преодоление обусловленности
§3. Иуда Искариот: конфликт активности и рецептивности 178 Заключение 186 Библиография
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Управителев, Александр Федорович
Актуальность темы диссертационного исследования
Философская антропология - устойчивый интерес и постоянная забота мыслителей 20 века. Человек стал «проблематичным для себя» (М. Шелер), стал «проблемой» (Г. Марсель). Современному обществу настоятельно необходима информация о том, «что есть человек» (Ж. Маритен). Исследователи и теоретики философского процесса говорят об «антропологическом ренессансе» (П.С. Гуревич), и утверждают, что современная ситуация «характеризуется незнанием того, что такое человек» (Б.В. Марков).
Интерес к человеку обусловлен открывшейся стихией иррационального в обществе и человеке. В наступившей «эпохе бездомности» (М. Бу-бер) все привычное стало необычным, очевидное - неочевидным. Вопро-шание об очевидном не познает очевидное как таковое, а позволяет осуществить рефлексию субъекта вопрошания, принуждает искать рационального подтверждения непосредственности существования. Проблематизация человека свидетельствует о потере чувствительности к глубинным основаниям существования и требует рациональной компенсации недостаточности существования. Проблематизация очевидного создает особые формы мироотношения. Человек в эпоху бездомности нуждается в «самоуглублении» (X. Ортега-и-Гассет), чтобы дистанцироваться от ставшего чуждым мира. Субъективизм, волюнтаризм, экспрессионизм - это «крик» (Э.Мунк) миру потерявшего себя человека, построение существования путем субъ-ективизации ставшего призрачным существования. Превращение человека в проблему создает основания для рационализации человеческого бытия или легитимизирует необходимость субъективизации человеческого существования. Названные практики конструктивного интеллектуального освоения проблематизированной очевидности требуют самого пристального внимания исследователей. 5
Кроме «самоуглубления» и «крика» в культуре 20 века был еще один вариант избывания дефицита бытия. Это русское богостроительство (В.АБазаров, A.B. Луначарский, П.С. Юшкевич), богоискательство (Д.С.Мережковский, H.A. Бердяев, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, З.Н. Гиппиус), то, что можно назвать как жизнестроительство, превращение художника-человека в «свою собственную художественную форму» (А. Белый). При всей политической, религиозной и организационной разнородности это единое по метафизической определенности и по пафосу духовной активности движение - философия борьбы, философия практики, философия действия по созданию бытия. При такой установке богословие, космология, политология, антропология, даже эстетика и теория экономики становятся темами праксеологии, формами «одействотворения» (А.И. Герцен), способами превращения духа в действительность, знания в действие. Конструктивное преодоление дефицита бытия в социологии выражается как теория революционного преобразования общества, а в антропологии - как теория построения нового человека. Жизнестроительство и проективная антропология как практики избывания дефицита бытия требуют основательного философского исследования.
Исследование человека в контексте мировой мысли (человек - это проблема) и в контексте русской мысли (человек - это творец себя и своего существования) крайне важно в теоретическом и практическом отношении.
Философия и судьба С.Н. Булгакова типичны для определенной части русской интеллигенции начала 20 века. Творчество - бесконечное движение «от . к .» , все интеллектуальные усилия направлены на освоение реальности, не желающей становиться своей, судьба - неустанность строительства себя как идентичного миру, текст - рационализация движения, одействотворение. В мировоззрении С.Н. Булгакова удивительным образом сочетаются «почвенничество» (JI. Зандер) и новаторство. 6
Антропология С.Н. Булгакова репрезентативна для русской культуры конца 19 - начала 20 века. При всем многообразии тематики творчества, при достаточно отчетливом различии эволюции мировоззрения на философский и богословский периоды, можно обнаружить единую интенцию мировоззрения и творчества мыслителя: человек - творец себя и собственного существования, но он должен быть организован на это творческое самосозидание. На уровне мировоззренческой аксиомы существует мысль, что человек - автор Я и своего мира. Философский дискурс создает на этой аксиоме проект нового человека, причем в проект включается и требование к осуществлению этого проекта. Исследование как аксиомы, так и проекта позволяет по-новому понять глубинные основания русской мысли 20 века. Представление о человеке как самоосуществляющемся проекте позволяет открыть новые горизонты антропологической мысли, заслуживает самого пристального внимания исследователей.
Антропология С.Н. Булгакова являет собой актуальную и действенную мировоззренческую позицию человека в бытии. Бытие воспринимается как проблема, как вызов, творчество - решение проблемы, ответ, размещение себя в бытии. При такой установке изменяется статус текста, текст становится организующей системой, он не описывает, а создает реальность. Императивность ответа на вызов бытия создает текст как прескрип-тивную реальность, текст становится предписанием, приказом, инструкцией к производству нужного, должного продукта. Актуальность ответа превращает текст в акт, в действие по созданию реальности, делает текст пер-формативным. Прескрипт и перформанс, будучи обращеными на Я, создают антропологию субъектности, задающую понимание человека как творца себя и собственной реальности. Праксеология, идеология и дидактика самостановящейся субъектности требуют основательного исследования.
Антропология С.Н. Булгакова очень актуальна Проблема человека как субъекта самосознания и действия особенно важна в эпоху перемен. Действительный прогресс общества выражается в движении к внутренней ос7 нове организации общественного человека. Действительная гуманизация всех сторон общественной жизни станет возможной только тогда, когда центр организации личности будет не внешним, а внутренним. Строительство правового государства предполагает не только производство правильных законов и эффективных органов власти, но и воспитание субъекта правосознания. Все это требует понимания человека, ведь он - субъект и объект исторического действия. Социальное развитие и социальное строительство невозможны без антропологического знания.
Степень научной разработанности темы Интерес к философской антропологии огромен. Только за последние 10 лет вышло несколько учебников, среди них особо следует отметить учебники B.C. Барулина, В. Губина и Е. Некрасовой; Ю.Д. Железнова, Э.А. Абрамян, С.Т. Новиковой; H.H. Козловой, Б.В. Маркова, В.В. Шаронова, перевод учебника К. Вальверде. Значительный научный интерес представляют общетеоретические антропологические исследования Б.Г. Ананьева, П.С. Гуревича, Н.П. Дубинина, В.П. Казначеева, Е.А. Спирина, В.И. Красикова, JI.A. Мясниковой, E.H. Некрасовой, С.С. Хоружего, позволяющие представить концепцию человека на основе определенного подхода (психология, философия культуры, экология) или в традиции определенной школы (феноменология, герменевтика, философия всеединства, религиозная антропология). Существует целый ряд значительных теоретических исследований, рассматривающих отдельные стороны человеческого существования, это работы М.А. Гарнцева, JI.B Скворцова, (самосознание), Б.Л. Губмана (история), А.Н. Леонтьева (сознание), Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой (самоутверждение), В. По дороги (тело), А.Я. Слинина (феноменология трансцендентального субъекта), Е.Г. Трубиной (проблема персональной идентичности). В российских философских исследованиях не остается без внимания и зарубежная антропологическая мысль, здесь нужно назвать исследования Б.Т. Григорьяна, Ю.А. Кимеле-ва, К.Н. Любутина, Л.И. Филиппова. Историки философии осуществляют 8 великую культурную миссию, готовя к печати антропологические тексты мыслителей и составляя тематические сборники по антропологии.
В современной литературе, посвященной исследованию творчества С.Н. Булгакова, можно выделить следующие направления: 1. Булгаков исследуется в контексте русской философии. Есть работы, определяющие значение творчества и позволяющие представить личность мыслителя. Здесь нужно назвать таких исследователей как: Н.К. Бонецкая, В.Н. Бодров, Г.Д. Гачев, З.В. Гришина, K.M. Долгов. И.В. Зиновьев, В.А. Кувакин, E.H. Некрасова, С.М. Половинкин, И.Б. Роднянская, В.В.Сапов, С.С. Хо-ружий. Есть работы, в которых творчество Булгакова рассматривается в проблемном поле какой-либо традиционной темы русской философии. Здесь можно назвать таких исследователей как Ю.В. Зартайская, А.И. Рез-ниченко (философия языка), М.А. Колеров, O.K. Локтева, О.Ю. Ролдугина (религиозная мысль), А.Д. Крылов, Е.Г. Хилтухина (философия всеединства), И.А. Треушников (историософия). 2.Есть работы, рассматривающие творчество С.Н.Булгакова в контексте экономической, политической и социологической мысли. Это исследования Ю.Н. Давыдова, Л.П. Кетовой, H.A. Портягиной, В.В. Сапова, Е.И. Селезневой, И.П. Смирнова, В.Ф. Шаповалова, В.П. Шестакова.
В зарубежных антропологических исследованиях можно выделить целое проблемное поле, которое тематизируется как рассуждение о «деятельной жизни» (X. Арендт), проблематика отношения Я - Ты, Я - Оно (М. Бубер), «принципы персонализма» (Э. Мунье), «герменевтика субъекта» (М. Фуко). Общим, несмотря на содержательную разнородность, является своеобразный «экстерналистский подход»: человек рассматривается как продукт внешних, очень различных, детерминирующих факторов.
Как в философско-антропологических, так и в историко-философских исследованиях недостаточно полно изучена специфика человеческой субъектности, не до конца выяснен вопрос о человеке как субъекте построения себя и своего мира. 9
Современные исследования по теории текста и логике смысла (Ж. Де-лёз, Ж. Деррида, Д.А. Леонтьев) рассматривают текст как своеобразную машину по производству реальности. До настоящего времени данное понимание текста не применялось для реконструкции антропологии С.Н.Булгакова.
Ни в антропологических, ни в историко-философских исследованиях до настоящего времени не было работы, дающей целостное знание антропологии С.Н.Булгакова. Диссертационное исследование дает целостное знание антропологии Булгакова, предлагает концепцию, позволяющую понять и реконструировать антропологию С.Н.Булгакова как тематическое конструирование субъектности посредством прескриптивно-перформативного текста.
Объект и предмет исследования Объект исследования: антропология С.Н. Булгакова
Предмет исследования: антропология субъектности, конструируемая в творчестве С.Н. Булгакова посредством прескриптивно-перформативного текста.
Цель и задачи исследования
Цель исследования: реконструкция антропологии С.Н.Булгакова на основе целостного анализа его творчества методом исчисления конструируемых им форм субъектности в содержании философского и богословского дискурсов. Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
1.Описание пропедевтики антропологии С.Н.Булгакова, т.е. рассмотрение специфики мыслительной организации философа, задающей специфику антропологии
2.Конкретное изучение специфики антропологии С.Н.Булгакова.
3.Рассмотрение симулякров антропологии С.Н.Булгакова, задающих прескриптивное и перформативное качества антропологии;
10
4.Реконструкция типов субъектности в антропологии активной субъ-ектности.
5.Реконструкция типов субъектности в антропологии рецептивной субъектности.
6.Анализ и осмысление конкретных антропологических типов субъектности, представленных в творчестве С.Н.Булгакова в учениях о Марии Богоматери, Иоанне Предтече и Иуде Искариоте.
Методология исследования:
Методологической основой диссертационного исследования является герменевтика как теория и практика имманентного понимания текста. Герменевтический метод пытается понять текст, «исходя из его интенции, понять на основании того, что он хотел бы сказать» (165, с.З). Понимание и интерпретация определяются согласно традиции школы герменевтики. Понимание, по Дильтею есть «процесс, в котором становятся познаваемыми чувственно данные обнаружения душевной жизни» (226, с.336) Истолкование, интерпретация определяется как «искусное понимание письменно зафиксированных обнаружений жизни» (226, с.336). Дройзен относительно интерпретации утверждает следующее: «Сущность интерпретации состоит в том, чтобы видеть во всех событиях действительности всю полноту условий, которая требуется для их осуществления в действительности» (227, с.346). Дройзен выделяет следующие виды интерпретации: прагматическая интерпретация, интерпретация условий, технологическая интерпретация, психологическая интерпретация, интерпретация идей. В настоящем исследовании наибольшее применение находят технологическая, психологическая интерпретация и интерпретация идей. Учет и использование специфики текста Булгакова добавляет семиотическую, системную функцию к герменевтике. Герменевтический метод ориентирован на обнаружение смысла, а смысл, в свою очередь, определяется как средство освоения действительности в терминах значимого содержания.
11
Существенно важными для методологии исследования являются отдельные положения БаБет-анализа Л. Бинсвангера, а именно: как нормальная психическая жизнь, так и неврозы и психозы являются осмысленными способами конструирования себя и мира; человек в мире заботы создает определенность себя и Другого в форме «принятия-за-нечто».
На основе герменевтической методологии используются традиционные методы исследования (культурно-исторический анализ, реконструкция, сравнение), а также и современные (реконструкция базовых паттернов мысли, экспликация интенционального поля, моделирование и исчисление параметров дискурса).
Существенно важным для методологии является понимание природы текста в творчестве С.Н. Булгакова. Текст Булгакова - прескриптивная реальность, темы творчества мыслителя - феномены прескриптивной реаль-ностьи. Текст Булгакова - перформативная реальность, где темы - области конструирования субъектности. Текст - норма и действие по созданию субъекта. Конструируемые Булгаковым формы субъектности исследуются по следующим параметрам: предметная отнесенность, определенность, самосознание, экзистенциальная практика, онтология Я.
Диссертационное исследование построено как тематическая реконструкция антропологии С.Н. Булгакова с привлечением необходимого теоретического и справочного материала.
Большое внимание в работе уделяется операциональному определению базовых понятий.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:
1.Построена целостная концепция антропологии С.Н. Булгакова.
2.Рассматриваются индивидуально-личностные особенности мировоззрения С.Н.Булгакова, позволяющие создать новое измерение философско-антропологического дискурса.
12
3.Предложено понимание текстов М.Н. Булгакова как прескриптивно-перформативной реальности, что позволяет рассматривать антропологию как тематическое конструирование субъектности.
4.0бнаружен и описан корпус симулякров в антропологии С.Н. Булгакова. Показано, что симулякры тела, пола, цели, Софии создают динамическое измерение антропологии, их наличие в антропологии задает понимание человека как существа, организованного к построению себя и мира на основе ценности, ведущей к цели.
5.Реконструированы антропологические типы активной субъектности, создаваемые С.Н. Булгаковым в учениях о хозяйстве, религии, в аксиологии, в обществознании.
6.Реконструированы антропологические типы рецептивной субъектности, создаваемые С.Н.Булгаковым в учениях об имени, чуде, Церкви, в пневматологии и ангелологии.
7.Дан анализ конкретных антропологических типов субъектности, представленных в учениях С.Н. Булгакова о Марии Богоматери, Иоанне Предтече и Иуде Искариоте.
Положения, которые выносятся на защиту:
Для мышления С.Н.Булгакова характерны следующие особенности, создающие специфику антропологии и всего мировоззрения в целом:
1.1 Создание отношения «ипостась-ипостасность» и онтологизация второго элемента, что позволяет решить ряд задач: изменяется содержание отношения, получает подтверждение идея самозаконности бытия, становится обоснованной интуиция единства мира, понижается концептуальный статус догмата творения, проблематизируется догматика Божественного присутствия в мире.
1.2.Мышление философа развивается по связи «дихотомизм-трихотомизм-троичность». Дихотомизм, предполагающий мышление пределами, противопоставление и иерархию пределов, замещается на трихо-томизм, осуществляющийся как различение. Замещение происходит в ре
13 зультате онтологизации отношения между пределами. Трихотомизм перерастает в троичность на основе акцентуации интуиции целостности. Целостность понимается как троичное единство субъекта мысли, объекта мысли и самой мысли.
1.3.Мировоззрение С.Н.Булгакова развивается на основе интуиции единства мира через прагматику сплошности к методологии всеединства.
1.4.Текстовая реальность в произведениях имеет прескриптивный и перформативный характер, где темы - формы конструирования субъектно-сти.
2. Антропология С.Н.Булгакова, присутствующая во всех его работах, независимо от тематики, может быть понята как дискурс субъекта и субъ-ектности. Исходным пунктом этой методологии является понимание человека как динамической монады, изводящей из себя свое бытие и создающей собственную определенность.
3. Антропология С.Н.Булгакова есть выстраивание активной и рецептивной субъектностей. Основанием различения является тип маргинально-сти. Состояние однопорядковой межпредметности производит антропологию активной субъектности, здесь доминантой мировоззрения является разум, а содержанием творчества - манифестация субъекта позиционально-сти. Состояние разнопорядковой межпредметности производит антропологию рецептивной субъектности, здесь доминантой мировоззрения является вера, а содержанием творчества - конструирование субъекта смысла.
4. Антропология С.Н.Булгакова содержит в себе симулякры (тело, пол, цель, София), усложняющие предмет рассуждения и задающие порядок рассуждения. Введение симулякров позволяет включить в дискурс учение о ценностях и целях человека, создать и запустить в действие идеологию движения к ценностям-целям.
5. Антропология активной субъектности, развиваемая в творчестве С.Н.Булгакова, занимается конструированием человека как агента антро
14 поморфизации мира. Происходит трансформация тем и создаются концепты:
5.1.Философия хозяйства превращается в учение о трансцендентальном и эмпирическом субъектах хозяйства. Трансцендентальный субъект хозяйства - космическая, трансцендентная сила, обеспечивающая возможность хозяйства. Эмпирический субъект хозяйства - человек, производящий тотальную антропоморфизацию мира, являющуюся одновременно и ософиением этого мира.
5.2.Философия религии превращается в учение о субъекте религиозного действия. Субъект религиозного действия вступает в трансценди-рующую его связь, синтезирует свое Я на основе переживания единства с Абсолютом, организует себя на отношение к миру как к поводу для восхождения к Богу, сознает себя между уровнями иерархического бытия.
5.3.Аксиология становится системой объективации аксиологического субъекта. Субъект аксиологического действия существует как агент производства и воспроизводства форм неинституциональной организации общественной жизни, ценность для него - место встречи Я и мира, пространство личностной самоактуализации и инструмент противодействия энтропии.
5.4.Социальная философия превращается в учение о субъекте социального действия. Субъект социального действия - субъект власти, национальности, войны, государства - существует как становящееся в историческом трансцендентное. Становление субъектности есть движение в за-предельность. Законы становления - равнодействующая имманентной и трансцендентной сил истории.
6. Антропология рецептивной субъектности, развиваемая в творчестве С.Н. Булгакова, занимается конструированием человека как субъекта актуализации трансцендентного. Происходит трансформация тем и создаются концепты:
15
6.1 .Философия имени превращается в учение о субъекте именования. Субъект именования есть сила рационализации бытия, агент связи идеального и реального, его существование заключается в производстве знаков, где знак - синтез логоса вещи и голоса Абсолютного.
6.2.Учение о чуде становится учением о субъекте чуда. Субъект чуда, соучаствуя с Богом в чудотворении, определяет и выражает свое пограничное положение в мире, ограничивает меру тварной обусловленности и увеличивает меру приобщения к Божественной реальности. б.З.Экклезиология превращается в учение о субъекте Церкви как индивиде и о субъекте Церкви как соборном человечестве. Субъект Церкви как индивид есть человек, организующийся и организуемый на воцерков-ление и жизнь в Церкви. Субъект Церкви как соборное человечество есть существо, становящееся ко Христу в истории и имеющее бытие во Христе после истории.
6.4.Пневматология превращается в учение о человеке как субъекте естественной и сверхъестественной благодати. Человек как субъект естественной благодати есть субъект рационализации бытия, трансформирующий свое присутствие в мире ради достижения свободы в подзаконности. Человек как субъект сверхъестественной благодати - воспреемник Духа Святого, обретаемого в самотворчестве как осуществлении духовной причинности.
6.5. Ангелология С.Н.Булгакова, в особенности, учение об ангелах-хранителях, является способом персонализации антропологии. В ангелоло-гии снимается противоположность между Божественным и тварным. Концепция любви объясняет человека как существо, находящее подлинность, свободу и полноту бытия в любви к своему конкретному трансцендентному alter ego.
7. Антропология С.Н.Булгакова предлагает не только совокупность констатирующих, нормирующих и конструирующих суждений, но и обра
16 зы нового человека, новой субъектности (Богоматерь Мария, Иоанн Предтеча) и деструктивной субъектности (Иуда Искариот).
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость антропологии, ориентированной на проблематику субъектности, самосознания, самоактуализации особенно важна в эпохи, когда от человека требуется активность самоопределения и самопостроения. Антропология субъектности создает основания для понимания и «одействотворения» человека в качестве автора собственного существования. Рождение, а не «смерть автора» (М. Фуко) - действительная перспектива современного антропологического исследования.
Диссертационное исследование антропологии С. Н. Булгакова позволяет на конкретном материале представить парадигму и пафос творчества в русской культуре начала 20 века. Убеждение, что Я - лишь потенциальность, вынужденная создавать себе существование, делает творчество и социальное действие радикальными, а текст - машиной созидания. Названные концепты позволяют объяснить как радикализм мышления и действия, так и завороженность словом, характерные для русской культуры начала века.
Результаты диссертационного исследования антропологии С.Н. Булгакова расширяют область философско-антропологического познания В содержательном отношении в научный оборот вводится антропология становления, где человек понимается как существо, создающее себя и мир собственного существования. Понимание человека как существа сущно-стно, социально и метафизически вынужденного к самоактуализации позволяет по-новому представить традиционные темы философии. В методологическом отношении понимание текстов С.Н. Булгакова как прескрип-тивно-перформативной реальности позволяет расширить пространство философско-антропологического дискурса, дает возможность различать нормативные, организационные и содержательные компоненты антропологии. Экспликация связи между мыслителем, текстом и читателем создает
17 новые возможности для понимания творчества и социальной коммуникации.
Теоретические положения диссертации могут быть использованы как в научных исследованиях и учебных курсах по философской и религиозной антропологии, в исследованиях по истории русской философии, по философии С.Н.Булгакова, по проблематике самосознания, в теоретическом религиоведении, так и в виде самостоятельного теоретического курса.
Исследования субъекта и субъектности особенно важны в настоящее время. Всякие суждения относительно «смерти автора» (М. Фуко), о том, что человек - социальный конструкт, об исчезновении субъекта и т.п. в личностном измерении избавляют человека от ответственности за себя, а в социальном - явно или неявно предполагают отношение к человеку как к средству, как к объекту манипулирования. Бесспорно, прав Феллман (Ре11тап), утверждающий, что «в исчезновении субъекта имеется опасность манипулирования и потери ответственности» (234, с.229). Действительное обновление жизни невозможно без понимания человека как творца собственной реальности, существа активного и ответственного
Диссертационное исследование может быть основанием для создания стратегий и методик личностного развития на основе работы с самосознанием. Действительное самосознание не позволяет человеку жить в инфантильности биологических и социальных инстинктов, делает его свободным и способным к самоорганизации, ответственности и творчеству, что создает, в свою очередь, реальные основания прогресса общества.
Основное содержание и важнейшие выводы диссертации отражены и апробированы в следующих формах:
1.В монографии «К будущему цельному мировоззрению. Религиозное миросозерцание П.А.Флоренского». Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997.
2.В монографии «Вопрошая очевидное. Исчисление субъектности». Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999.
18
3.В монографии «Конструирование субъектности в антропологии С.Н.Булгакова». Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001.
4. В учебных курсах «Введение в теологию», «Богословие П.А.Флоренского», «Религиозная антропология», «Феноменология религии» для студентов-теологов Алтайского государственного университета (АГУ), в спецкурсах «Философские проблемы самосознания» для студентов факультета журналистики АГУ, «Человек в системе субъектных отношений» для студентов Алтайского государственного технического университета, «Философская антропология», «Философия религии» для студентов Алтайского государственного аграрного университета (АГАУ).
5. В выступлении с научными докладами «К вопросу о предмете антропологии», «Что заставляет человека производить тексты? К уяснению пафоса творчества С.Н.Булгакова», «Субъектное измерение антропологии» на кафедре философии АГАУ.
6. В выступлении с докладом «Смысл интерпретации» на конференции «Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знания» (Москва, РГГУ, 30 сентября - 1 октября 1996 г.).
7. В лекционном курсе «Человек и мир в христианской метафизике» в Институте переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В.Ломоносова в 1997г.
8. Диссертация обсуждалась на заседании экспертной комиссии диссертационного совета Д 212.286.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Уральском государственном университете им. A.M. Горького и рекомендована к защите
Структура диссертации подчинена целям и основным задачам исследования. Диссертация состоит из введения 6 глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 218 страницах. Библиография состоит из 234 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Конструирование субъектности в антропологии С. Н. Булгакова"
Заключение
Подводя итоги исследования необходимо сделать основные выводы и указать перспективу исследования. Считаю целесообразным расположить параллельно выводы и перспективы, и обозначить перспективы не как эскиз возможного дискурса, а как вопросы, организующие область и интенцию исследования.
Творчество С.Н.Булгакова энциклопедично по своему содержанию: экономическая теория, социология, политология, эстетика, практически все темы богословия: история христианства, христология, пневматология, экклезиология, мариология, ангелология, экзегетика Апокалипсиса, литур-гика. Понять, несмотря на многообразие тем, решений, действий, внутреннее единство творчества и биографии мыслителя - понять очень многое в русской культуре прошлого и настоящего.
Пафос творчества С.Н. Булгакова - создание нового человека. Как интеллектуальное и социальное событие - это проект, создание возможности сущностного обновления человека. Как религиозное событие этот проект -трансцендирующая надежда нового века, обращенная к человеку.
Антропология С.Н.Булгакова по пафосу творчества типична для русской культуры конца 19 - начала 20 века. Человек понимается как задача, проект, как то, что должно быть создано самодеятельностью Я. Какие культурно-исторические факторы задают стремление к созданию нового человека, нового общества, нового мира? Из каких источников, на каких основаниях современники Булгакова пришли к выводу, что старый мир никуда негоден и что у них хватит сил построить новый мир и нового человека? Какая энергия питает оптимизм исторического действия, при каких условиях этот оптимизм становится утопизмом и опасным социальным экспериментированием? Названные вопросы - мировоззренческая перспектива исследования, а по большому счету - дело каждого сознательно живущего в России человека.
187
Индивидуальные особенности мировоззрения и мышления философа задают специфику его учения. Антропология С.Н.Булгакова - тематизи-рованный дискурс субъектности. Введение норм, ценностей, целей, властных знаков в антропологию превращает учение в сложноорганизованную систему, в которой соприсутствуют элементы различной онтической плотности. Система имеет открытый характер, построена как организующая типы субъектности.
Антропология субъектности, данная текстом как прескриптивно-перформативный комплекс, разворачивается как антропология активной и антропология рецептивной субъектности, находит конкретизацию в учениях о Марии Богоматери, Иоанне Предтече, Иуде Искариоте. В целом, антропология Булгакова построена как проект, в котором содержится требование к осуществлению этого проекта. Как взаимосвязаны аксиология, антропология и метафизика, как трансформируются эти три области знания, будучи представленными в творчестве как одно учение? Какие особенности приобретает текст, если он, помимо описания, содержит еще норму, ценность, предписание? При каких условиях текст становится машиной создания реальности? Решение этих вопросов - методологическая перспектива исследования.
Содержательная перспектива исследования может быть осмыслена на уровне теоретического, практического и индивидуального разума. Антропология активной субъектности занимается конструированием человека как агента антропоморфизации мира, предлагает понимание человека как существа, создающего мир собственного существования. Я и мир - это то, что создает человек. Насколько, каким образом, какой энергией человек активен, креативен, ответственен? Какие системные детерминации он имеет и создает в своей деятельности? Решение этих вопросов теоретическим разумом требует изучения Я, теоретического осмысления бесконечной проблематики самосознания, самопознания, самоактуализации. Вопросы об активности, творчестве и ответственности возникают как пред
188 метные конкретизации проблематики самосознания и требуют своего исследования. Решение этих вопросов практическим разумом делает человека существом творческим и ответственным. Принятие найденных ответов разумом, волей и чувствами дает личности установку на жизнь как на то, что он сам для себя делает.
Антропология рецептивной субъектности предлагает понимание человека как существа, создающего себя в усвоении трансцендентного и принуждает человека к самопостроению. Всякое Я имеет свое не-Я, актуальность человеческого существования - пограничная линия между Я и не-Я. Как из не-Я добыть человеку то, что увеличит его укорененность в мире? К чему из не-Я должно присоединиться Я, чтобы увеличить меру существования в мире? Как восприятие, познание, понимание, социализация создают человека? Какие системные качества получает человек при взаимодействии с миром? Решение этих вопросов теоретическим разумом позволяет понять человека как существо воспринимающее, познающее, понимающее, социальное, а также и сами процесс восприятия, познания, понимания, социализации. Решение этих вопросов практическим разумом позволит понять человека как существо аксиологическое, а также и сами ценности личности и социальной организации. Принятие найденных ответов разумом, волей и чувствами дает личности установку на жизнь как на то, что его формирует на основе им же избранных оснований формирования.
Названная мировоззренческая, методологическая и содержательная перспектива имеет всю многозначность "перспективы". Это и контекст, и проект, и тематизированная потенциальность. Для настоящего исследования это контекст, задающий определенность и энергию вопрошания. Для возможного будущего исследования - конкретизация проекта, движение к действительной актуальности. И возможности становления в теме бесконечны.
189
Список научной литературыУправителев, Александр Федорович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Августин А. О Граде Божием: В 4-х т.- Репринт, изд.- M.: Изд-во Спа-со-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994.-Т. 1-4.
2. Алексеев С.Я. Я в философии // Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона-СПб., 1904-Т.41.-С. 465-467.
3. Алипий архимандрит, Исайя архимандрит. Догматическое богословие: Курс лекций Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997 - 287 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Л.: Изд-во ЛГУ, 1968339 с.
5. Арендт X. Ситуация человека // Вопр. философии, 1998.- № 11- С. 131142.
6. Арендт X. Vita activa, или о деятельной жизни /Пер с нем. и англ. В.В.Бибихина/.- СПб.: Алетейя, 2000.-437 с.
7. Артсег. Владелец вещи, или онтология субъективности: Теоретический и исторический очерк. Йошкар-Ола; Чебоксары: АФИТ-Владиком, 1993.-351 с.
8. Барт К. Очерк догматики. СПб: Алетейя, 1997 - 271 с.
9. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии М.: Онега, 1994- 256 с.
10. Ю.Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома: Мифрил, 1997 - 334 с.11 .Белый А. Будущее искусство // Белый А. Символизм как миропонимание.-М., 1994.-С. 142-144.
11. Белый А. Из воспоминаний о русских философах: Об A.A. Блоке, С.Н. Булгакове. //Минувшее: Ист. альм.-М., 1992-Вып. 9 -С. 326-351.
12. З.Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества- М.: Правда, 1989.-530 с.
13. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание - М.: Прогресс, 1986420 с.
14. Библейская энциклопедия Репринт, изд.- М.: Терра, 1991- С. 789.190
15. Бинсвангер JI. Бытие в мире: введение в экзистенциальную психиатрию.- М.; СПб.: «КСП +».- 300 с.
16. Биологический энциклопедический словарь М.: Большая Рос. эн-цикл., 1995.-С. 451.
17. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. Homo tagens СПб.: Изд-во Рус. Христианского гуманит. ин-та, 1998 - 349 с.
18. Богословие в культуре средневековья: Сб ст. / Отв. ред. Л. Лутковский-Киев: Путь к истине, 1992 383 с.
19. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть.- М.: Добросвет, 2000389 с.
20. Бодров В.Н. Сергей Булгаков: софиологическое видение мира // Вестн. МГУ. Сер. 7, Философия.- 1989,- № 5.- с. 55-64.
21. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4-х т.- М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994.-Т. 1-4.
22. Болотоков В.Х. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья: Н. А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др / В.Х. Болотоков, A.M. Кумыков М.: Логос, 1998 - 263 с.
23. Бонецкая Н.К. Русская софиология и антропософия // Вопр. философии.- 1995.- № 7 С.79-97.
24. Бонецкая Н.К. Русский Фауст и русский Вагнер: Об отношениях П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. // Вопр. философии 1999 - № 4 - С. 120-138.
25. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты М.: Наука, 1990470 с.
26. Бубер М. Два образа веры.- М.: Республика, 1995 463 с.
27. Бубер М. Хасидские предания-М.: Республика, 1997 334 с.
28. Булатович А. Моя борьба с имяборцами на Святой горе Афон Пг.: «Исповедник», 1917 - 136 с.191
29. Булгаков С.Н. Агнец Божий. О богочеловечестве. Ч. 1- Париж: 1МКА-Р^Б, 1933.-473 с.
30. Булгаков С.Н. Апокалипсис Иоанна: Опыт догматического истолкования- М.: Православное Братство Трезвости «Отрада и Утешение», 1991.-351 с.
31. Булгаков С.Н. Беседы о Божественной литургии // Журн. Моск. Патриархии.- 1991.- № 10.-С. 47-51.
32. Булгаков С.Н. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословст-вованию // Путь Париж, 1926- № 5 - С. 3-19.
33. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество М.: Рус. кн., 1992 - 527 с.
34. Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов.- СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.- 589 с.
35. Булгаков С.Н. Друг жениха: О православном почитании Предтечи Париж, 1927.-245 с.
36. Булгаков С.Н. Евхаристический догмат // Путь Париж, 1930.- № 20, 21.
37. Булгаков С.Н. Евхаристия и таинство // Путь Париж, 1935.- № 49- С. 3-46.
38. Булгаков С.Н. Жребий Пушкина // Новый град. Париж, 1937.- № 12-С. 3-46.
39. Булгаков С.Н. Иван Посошков: История экон. учений / Подгот. к печ. И. Л. Галинская // Человек: образ и сущность: Гуманитарные аспекты.: Ежегодник /АН СССР. ИНИОН.- М, 1993.- С. 226-279.
40. Булгаков С.Н. Из записной книжки 1906г. / Публ. О. К. Локтевой и М. А. Колерова // Вопр. философии 1994.- № 6.- С. 144-147.
41. Булгаков С.Н. Иуда Искариот Апостол Предатель // Путь. - Париж, 1931.- №26.- С. 3-60; №27.-С. 3-42.43 .Булгаков С.Н. К вопросу о дисциплине покаяния и причащения // Путь. -Париж, 1929.-№ 19.-С. 70-78.192
42. Булгаков С.Н. Купина Неопалимая: Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Париж: IMKA PRESS, 1927.-288 с.
43. Булгаков С.Н. Лествица Иаковля: Об ангелах Париж: IMKA-PRESS, 1929.- 245 с.
44. Булгаков С.Н. Лозаннская конференция и папская энциклика // Путь. -Париж, 1928.- № 13.- С. 71-82.
45. Булгаков С.Н. Моцарт и Сальери / Публ. И. Хабарова // Искусство кино.-1991.-№ 9.-С. 8-11.
46. Булгаков С.Н. На путях догмы // Путь. Париж, 1933.- № 37 - С. 3-35.
47. Булгаков С.Н. Нация и человечество // Новый град. Париж, 1934.- № 8.-С. 28-38.
48. Булгаков С.Н. Невеста Агнца. О богочеловечестве. Ч. 3 Париж: IMKA -PRESS, 1945.-624 с.
49. Булгаков С.Н. Неопубликованные письма С.Н. Булгакова к В.В. Розанову, 1906 1914 гг. / Публ. М.А. Колерова // Вопр. философии-1992.-№ 10.-С. 147-157.
50. Булгаков С.Н. О Царстве Божием // Путь Париж, 1928.- № 11- С. 330.
51. Булгаков С.Н. Очерки учения о Церкви // Путь Париж, 1925.- № 1; 1926.-№2.
52. Булгаков С.Н. О чудесах евангельских М.: Рус. путь, 1994 - 120 с.
53. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Сочинения: В 2-х т.- М.; СПб.: Искусство: Инапресс, 1999-Т. 1-2.
54. Булгаков С.Н. Письма С.Н. Булгакова о. Павлу Флоренскому, 1918 г. / Публ. С.М. Половинкина // Начала.- М., 1993.- № 4 С. 84-94.
55. Булгаков С.Н. Письма С.Н. Дурылину 1912-1916 гг. / Публ., предисл. и примеч. М.А. Рашковской и Е.Б. Рашковского // Вопр. философии-1990.- №3.- С. 156-164.193
56. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви / Авт. предисл. JI. Зандер.-М.: Терра, 1991.-413 с.
57. Булгаков С.Н. При реке Ховаре // Путь Париж, 1935.- № 47 - С. 66-70.
58. Булгаков С.Н. Проблема «условного бессмертия» // Путь- Париж, 1937.- № 52.- С. 3-23; № 53.- С. 3-19.
59. Булгаков С.Н. Развитие личности как религиозная задача / Публ. И. Хабарова // Киносценарии 1991.- № 4 - С. 167-169.
60. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения М.: Республика, 1994.-415 с.
61. Булгаков С.Н. Святый Грааль // Путь Париж, 1932.- № 32.- С. 3-42.
62. Булгаков С.Н. «Смерть первая и воскресение первое»: Письма С.Н. Булгакова 1917-1923 гг. / Публ. М. А. Колерова // Новый мир 1994.- № П.-С. 200-208.
63. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2-х т.- М.: Наука, 1993.- Т. 1-2.
64. Булгаков С.Н. Судьбы мира, грядущее // Наш современник 1993.- № 7.-С. 126-142.
65. Булгаков С.Н. Тихие думы М.: Республика, 1996 - 509 с.
66. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2-х т.- М.: Наука, 1997.-Т. 1-2.
67. Булгаков С.Н. Утешитель. О богочеловечестве. Ч.2.- Париж: IMKA -PRESS, 1936.-448 с.
68. Булгаков С.Н. Философия имени.-Париж: IMKA PRESS, 1953.-278 с.
69. Булгаков С.Н. Философия хозяйства М.: Наука, 1999- 416 с.
70. Булгаков С.Н. Христос в мире / Публ. В. Г. Безносова // Звезда 1994. -№ 1.-С. 150-178.
71. Вальверде К. Философская антропология М.: Христианская Россия, 2000.-411 с.
72. Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов.-М.: Смысл, 1998.-685 с.194
73. Волков ЮГ. Поликарпов B.C. Человек: Энцикл. словарь М.: Гардари-ки, 2000.-518 с.
74. Гарин И. Что есть человек? // Гарин И. Что такое философия? Запад и Восток. Что такое истина?.- М., 2001 С. 114-158.
75. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта).- М.: Изд-во МГУ, 1987.-214 с.
76. Гачев Г.Д. Русская дума: Портреты русских мыслителей М.: Новости, 1991.- 268 с.
77. Герцен А.И. Дилетантизм в науке // Избранные философские произведения: В 2-х т.-M.-T. 1.-С. 13-88.
78. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих- М.: Канон, 1995.-384 с.
79. ГригорьянБ.Т. Философская антропология-М.: Мысль, 1982 188 с.
80. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире-М.: Мысль, 1986.- 224 с.
81. Губин В. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов / В. Гу-бин, Е. Некрасова.- М.: ПЕР СЕ; СПб.: Унив. кн., 2000.- 240 с.
82. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история: Учеб. пособие-М.: Высш. шк., 1988 190 с.
83. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопр. философии.- 1995.- № 8. С. 92-102.
84. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа // Проблема человека в западной философии М., 1988 - С. 504-517.
85. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков: Христианская аскеза и трудовая этика //Вопр. философии.- 1994.-№ 2.-С. 54-73.
86. Дамаскин И. Точное изложение православной веры М.: Ростов-на-Дону: Приазов. край, 1992 - 167 с.
87. Делез Ж. Логика смысла М.: Academia, 1995- 298 с.
88. ДерридаЖ. Эссе об имени-М.; СПб.: Алетейя, 1998 190 с.
89. Джентиле Д. Введение в философию СПб.: Алетейя, 2000 - 470 с.195
90. Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии М, 1898.
91. Доброхотов A.JI. С.Н. Булгаков // Русские философы: Антология М., 1993.-С. 72 -79.
92. Дубинин Н.П. Что такое человек М.: Мысль, 1983- 334 с.
93. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. С. и К. Гроф; Пер. с англ. A.C. Ригина; Под ред. В.В. Майкова- М.: Изд-во Трансперсон, ин-та, 2000 288 е.- (Библиотека психологии и психотерапии; Вып. 78).
94. Емельянов Б.В. Этюды о русской философии Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1995 - 264 с.
95. Зартайская Ю.В. Имеславие и философия языка С.Н.Булгакова: Ав-тореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук / Санкт-Петербург. гос. ун-т СПб., 1995.- 16 с.
96. Звездкина Э.Ф. Социальная природа самосознания- Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986 196 с.
97. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т.- JL: Эго, 1991.-Т. 1-2.
98. Зеньковский В.В. Основы христианской философии М.: Канон + , 1996.-560 с.
99. Зиновьев И.В. «Философия хозяйства» С.Н. Булгакова: на пути к идеалистической системе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фи-лос. наук / Урал. гос. ун-т Екатеринбург, 1995- 17 с.196
100. Иванов В.И. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические-М.: Мусагет, 1916.-355 с.
101. Иванов В.В. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь-1904.- № 1,2,3,5,8,9.
102. Из архива А.Г. Достоевской: Письма Мережковского Д.С. и Булгакова С.Н. // Минувшее: Ист. альм.-М., 1992.- Вып. 9.- С. 235-293.
103. Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие М.: Изд-во Братства святителя Тихона, 1996234 с.
104. Иоанн Кассиан. Обозрение духовной брани // Добротолюбие: В 5 т-Б.м., 1993.-Т. 2.-С. 7-154.
105. Казначеев В.П. Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.-302 с.
106. Кант И. Антропология с антропологической точки зрения // Соч. в 6 т.- М.: Мысль, 1966, Т.6. С.349 - 588.
107. Карсавин Л.П. Малые сочинения СПб.: АО Алетейя, 1994 - 532 с.
108. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Избранное. Опыт о человеке М., 1988 - С. 440-710.
109. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Грани социальности: постклассический взгляд-Екатеринбург: УралНАУКА, 1999 142 с.
110. Кетова Л.П. «Легальный» марксизм в интеллектуальной жизни России (С.Н.Булгаков, П.Б.Струве): Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. ист. наук/Ростов, гос. ун-т-Ростов-на-Дону, 1992 15 с.
111. Керлот Х.Э. Словарь символов: Мифология. Магия. Психоанализ-М.: REFL-BOOK, 1994.- С. 576-577.
112. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы М.: Паломник, 1996.-450 с.
113. Кирмани Хамид Ад-Дин Аль. Успокоение разума- М.: Ладомир, 1995.-512 с.197
114. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология-М.: Наука, 1985 143 с.
115. Козлова H.H. Социально-историческая антропология: Учеб.- М.: Ключ-С, 192 с.
116. Кокс X. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте-М.: Восточ. Лит., 1995 -263 с.
117. Колеров М.А. С.Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1903-1905) / М.А. Колеров, O.K. Локтева // Лица: Биогр. альм,- М.; СПб., 1994.-Вып. 5.- С. 401-424.
118. Кондаков H.H. Логический словарь М.: Наука, 1971- С. 547.
119. Красиков В.И. Человек на пути встречи с самим собой: Проблема метафизической самоидентификации человека Кемерово: Кузбассвуз-издат, 1994 - 173 с.
120. Красиков В.И. Явь беспокойства: Предельные значения человеческого существования-Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998 163 с.
121. Кропотов СЛ. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида- Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 1999.-408 с.
122. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977 - 304 с.
123. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности- М.: Смысл, 1999.-242 с.
124. Лиотар Ж. Состояние постмодерна М.; СПб.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 1998 - 159 с.
125. Лосский В.Н. «Видение Бога» в византийском богословии // Богословские труды.- М., 1972.- Сб. 8.- С. 184-194.
126. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие М.: Центр «СЭИ», 1991 - 287 с.
127. Лосский В.Н. Паламитский синтез // Богословские труды- М., 1972.-Сб. 8.-С. 195-204.198
128. Лосский В.Н. Спор о Софии. Статьи разных лет М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996 - 195 с.
129. Льюис К.С. Нарния Ижевск: Квест, 1992 - 416с.
130. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии и марксистско-ленинской философии М.: Высш. шк., 1981.-364 с.
131. Майерс Д. Социальная психология СПб.: Питер, 1997 - 684 с.
132. Марков Б.В. Философская антропология- СПб.: Изд-во «Лань», 1997.-384 с.
133. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия СПб.: Ювента: Наука, 1999.- 608 с.
134. Мифологический словарь М.: Сов. энцикл., 1991- С. 541.
135. Многообразие жанров философского дискурса: Учеб. пособие / Рос. Филос. о-во и др.; Под общ. ред. В.И.Плотникова.- Екатеринбург: Банк культур, информ., 2001 276 с.
136. Монашеское делание М.: Свято-Данилов, монастырь: СП «Квадрат», 1991.-207 с.
137. Мунк Э. Альбом /Авт.-сост. М.И. Безрукова М.: Изобразит, искусство, 1984 - 64 е.: ил.
138. Мунье Э. Персонализм // Французская философия и эстетика XX века.-М., 1995.-С. 108-260.
139. Мясникова Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.-218 с.
140. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец через молитву Иисус Христову .Киев, 1912.-96 с.
141. Нанси Ж. CORPUS.- М.: AD MARGINEM, 1999.- 255 с.
142. Некрасова E.H. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX в.- М.: Мартис, 1997 160 с.199
143. Немезий Эмесский. О природе человека / Пер. с греч. Ф.С.Владимирского; Сост., послесл., общ. ред. М.Л.Хорькова- М.: Канон +, 1998,-464 с.
144. Несмелов В.И. Наука о человеке Казань, 1905-1906 - 438 с.
145. Никитин Е.П. Феномен человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова СПб.: Алетейя, 2000 - 217 с.
146. Нил Сорский. Устав о скитской жизни Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.-80 с.
147. О вере и нравственности по учению Православной Церкви М.: Моск. Патриархия, 1991 - 286 с.
148. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М.: Азъ, 1995.- С. 569, 745, 781, 707, 361, 861, 802, 694-695, 166, 133, 877, 292, 92, 672, 540, 133.
149. Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии: Ав-тореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук / Санкт- Петербург, ун-т.-СПб., 1997.-51 с.
150. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Человек: образ и сущность. Толерантность и архитектоника эмоций (Гуманитарные аспекты).- М., 1996.-С. 108-184.
151. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1911- 221 с.
152. Петров Ю.В. Антропологический образ философии,- Томск: Изд-во НТЛ, 1997.-448 с.
153. Подорога В. Феноменология тела М.: AD MARGINEM, 1995- 340 с.
154. Подорога В. Эпоха Corpusa // Нанси Ж. CORPUS.- М., 1999.- С. 18216.
155. Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2-х т. Т. 1.-М.: Возрождение, 1992.-С. 572, 1083-1084, 1118.200
156. Портягина H.A. Проблема «власти» в работах С.Н. Булгакова (19031917) // Вести. Санкт-Петербург, ун-та. Сер. 2, История, языкознание, литературоведение 1994-Вып. 4-С. 19-23.
157. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1991 - 828 с.
158. Проблема человека в современной западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С.Гуревича; Общ. ред. Ю.Н.Попова.- М.: Прогресс, 1988.-552 с.
159. Прокл. Первоосновы теологии; Гимны: Пер. с древнегреч. / Сост. A.A. Тахо-Годи.-М.: « Прогресс», 1993.-319 с.
160. Рикёр П.Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике- М.: Моск. филос. фонд, «Academia- Центр»: «Медиум», 1995.-414 с.
161. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий М.: Республика, 1995.-463 с.
162. Розанов В.В. Люди лунного света.- СПб, 1911 232 с.
163. Розанов В.В. Семейный вопрос в России: В 2-х т.- СПб., 1903- Т. 12.
164. Русская религиозная антропология. Антология: В 2-х т.- М.: Моск. Духов. Акад.: Моск. филос. фонд, 1997-Т. 1-2.
165. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность- М.: Лабиринт, 1994.-223 с.
166. Русская философия: Словарь М.: Республика, 1995 - С.223.
167. Самохвалова В.К. Выбор как антропологическая проблема: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Ин-т философии РАН М., 1998.-32 с.201
168. Сапов B.B. От марксизма к «христианской социологии» (путь С. Н. Булгакова) // Социол. исслед- 1990 № 4 - С. 101-111.
169. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде М.: Мировое древо, 1993.-552 с.
170. Скворцов JI.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия М.: Политиздат, 1989.-319 с.
171. Скворцов JI.B. Субъект истории и социальное самосознание.- М.: Политиздат, 1983 264 с.
172. Слинин А .Я. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование- СПб.: Наука, 2001 528 с.
173. Смирнов И.П. Русская социально-экономическая доктрина в трудах М.И. Туган-Барановского, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / Изд-во МГУ М., 1997 - 25 с.
174. Соловьев B.C. Смысл любви // Сочинения: В 2-х т.- М., 1988 Т. 2-С. 493-547.
175. Сузо Г. Книжица Истины // Вопр. философии 2000 - № 7.- С. 114 - 128.
176. Тертуллиан К.С. Избранные сочинения: Пер. с лат. / Общ. ред. и сост. А.А.Столярова.- М.: Прогресс: Культура, 1994- 448 с.
177. Тиллих П. Избранное. Теология культуры М.: Юристъ, 1995- 480 с.
178. Тиллих П. Систематическое богословие СПб.: Алетейя, 1998 - 568 с.
179. Тимошенко С.А. Религиозно-философская антропология С.Л.Франка: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова.- М., 1997 20 с.
180. Треушников И.А. Сравнительный анализ историософских взглядов П.А. Флоренского и С. Н. Булгакова и современное православное богословие: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Нижегор. гос. пед. ун-т СПб., 1997 - 16 с.202
181. Трубина Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности-Екатеринбург: УрОРАН, 1995 151 с.
182. Улих К. «Экономический человек» глазами Булгакова // Обществ, науки и современность 1996.- № 2 - С. 127-130.
183. Унамуно М. Избранное: В 2-х т.- JI. : Худож. лит., 1981.- Т. 1 -2.
184. Уолцер М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века М.: Идея -Пресс: Дом интеллект, кн., 1999 - 354 с.
185. Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст П.С. Гуревича М.: Высш. шк., 1993.-349 с.
186. Филиппов Л.И. Философская антропология Ж.-П. Сартра М.: Наука, 1977.-288 с.
187. Философский энциклопедический словарь М.: Сов. энцикл, 1987.— С. 90, 696.
188. Фихте И.Г. Второе введение в Наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему // Сочинения: В 2-х т.- СПб.- Т.1.- С. 447-546.
189. Франк С.Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Сочинения.- М., 1990.- С. 183-559.
190. Франк СЛ. Реальность и человек М.: Республика, 1997- 474 с.
191. Фромм Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики-Минск: Коллегиум, 1992.-251 с.
192. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности- М.: Магистериум: Касталь, 1996 447 с.
193. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-логос: Сборник.: Пер. с англ., нем., фр.- M., 1991.- С. 284-311.
194. Хилтухина Е.Г. Восток-Запад или философия всеединства русских мыслителей-М.: Изд. об-во «Штрихтон», 1997 128 с.
195. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии // Вопр. философии.-1999,-№ 3.-С. 55-85.203
196. Хоружий С.С. София Космос - Материя: Устои философской мысли о. Сергия Булгакова // Вопр. философии - 1989.- № 12 - С. 73-89.
197. Хоружий С.С. О старом и новом СПб.: Алетейя, 2000 - 476 с.
198. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание СПб.: Алетейя, 2000 - 186 с.
199. Человек в зеркале наук: Труды методолог, семинара «Человек»: Межвуз. сб.- Л.: ЛГУ. НИИ комплекс, социол. исслед.; Под ред. А.О.Бороноева, 1991.-125 с.
200. Человек в системе наук: Сб. ст. / АН СССР. Всесоюз. межвед. центр наук о человеке; Сост. Е.В.Филиппова; Отв. ред. И.Т.Фролов.- М.: Наука, 1989.-503 с.
201. Человек и духовность: Сб. ст. / Латв. АН. Ин-т философии и права; Редкол.: В.Г.Федотова (отв. ред.) и др.- Рига: Зинатне, 1990 152 с.
202. Человек и его бытие как проблема современной философии: Критич. анализ некоторых буржуаз. концепций: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т философии; Отв. ред. Т.А. Кузьмина-М.: Наука, 1978.-278 с.
203. Человек и культура: индивидуальность в истории культуры: Сб. ст. / АН СССР. Науч. Совет по истории мировой культуры; Отв. ред. А.Я. Гуревич.- М.: Наука, 1990 240 с.
204. Человек как философская проблема: Восток Запад.: Сб. ст. / Отв. ред. Н.С. Кирибаев.- М.: Изд-во УДН, 1991- 279 с.
205. Человек: образ и сущность: (Гуманитарные аспекты): Ежегодник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: Скворцов Л.В. (гл. ред.) и др.- М.: ИНИОН, 1990.-295 с.
206. Человек: философские аспекты сознания и деятельности- Минск: Наука и техника, 1989 208 с.
207. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии, 19 век. / Редкол.: И.Т.Фролов (отв.ред.) и др.- М.: Республика, 1995.-528 с.204
208. Шаповалов В.Ф. Булгаков как социолог // Социол. исслед.- 1993.- № 10.-С. 109-120.
209. Шарден Т. Феномен человека.- М.: Наука, 1987 240 с.
210. Швейцер А. Благоговение перед жизнью М.: Прогресс, 1992 - 576 с
211. Шелер М. Избранные произведения М.: Гнозис, 1994 - 414 с.
212. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры.-М.: ВЛАДОС, 1995,- 207 с.
213. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения- М.: Политиздат, 1991.-192 с.
214. Элиаде М. Мефистофель и андрогин СПб: Алетейя, 1998 - 375 с.
215. Энгельштейн Л. Ключи счастья: Секс и поиски путей обновления России на рубеже 19-20 вв.-М.: «ТЕРРА» «TERRA», 1996.- 575 с.
216. Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция М.: Новое лит. обозрение: Каф. славистики ун-та Хельсинки, 1998 - 687 с.
217. Это человек: Антология / Сост., вступ. ст П.С.Гуревича.- М.: Высш. шк, 1995.-320 с.
218. Ясперс К. Общая психопатология М.: Практика, 1997 - 1053 с.
219. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог: опыт сравнительного патографиче-ского анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина М.: Гуманит. о-во «Академический проект», 1999 - 238 с.
220. Dilthey W. Die Entstehung der Hermeneutik. Zusätze aus den Handschrift // Schreiter J. Hermeneutik-wahrheit und Verstehhen. Daarsteellung und Texte. Akademie-Verlag Berlin, 1988 S. 318-345.
221. Dröysen J.G. Die Interpretation // Schreiter J. Hermeneutik-wahrheit und Verstehhen. Daarsteellung und Texte. Akademie-Verlag Berlin, 1988-S.346-350.
222. Mautner F. Sprache und Leben. Ausgewellte Texte aus dem philosophische Werk. Residenz Verlag; Salzburg und Wien, 1986 260 s.
223. Schulz W. Vergeisterung und Verleiblihung // Schulz W. Philosophie in veränderte Welt. Verlag Gunter Neske 6.Aufl- Stuttgart, 1993,- S. 336470.
224. Sei wie das Veilchen im Moose.: Aspekte feministischer Ethik/ Hrsg. von N. Kramer, B. Menzel, B. Moller und A. Standhartinger.- Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1994.- 230 s.
225. Tanner, Fritz. Eros und Religion: Sexualität und Spiritualität/ Mit einem Vorm. von H. Haag Germany: Panorama Verlag, 1988.- 227 s.
226. Thurmer-Rohr, Christina. Verlorene Narrenfreiheit: Essays Berlin: Or-landa Frauerverllag, 1994.- 189 s.
227. Fellman F. Lebensphilosophie. Elemente einer Theorie der Selbsterfahrung. Rowolts Enziklopädie. Herausgeben von Burkhart König, Reibek bei Hamburg, 1993.-256 s.