автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Концепт истины в поэзии В. С. Высоцкого

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Сполохова, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Череповец
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Концепт истины в поэзии В. С. Высоцкого'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сполохова, Елена Александровна

Введение.

Глава I. Истина и правда

§ 1. Предварительные замечания.

§ 2. «Истина -ложь».

§3. «Правда - ложь».

§ 4. Синтаксис слов-концептов истина и правда.

Выводы к 1-й главе.

Глава II. Фрагмент картины мира В. С. Высоцкого

§ 1. Картина мира. Поле. Ядерные зоны.

§ 2. Околоядерная зона поля истины.

§ 3. Околоядерная зона поля правды.

§ 4. Околоядерная зона пол я лжи.

§5. Периферийные зоны полей истины, правды илжи. Диффузная зона.

Выводы ко П-й главе.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Сполохова, Елена Александровна

В «Балладе о Кокильоне» В. С. Высоцкого есть такие строки: «Душа его просила и плоть его хотела до истины добраться, до цели и до дна.». Стремление «до истины добраться» - то, что было и, наверное, будет присуще человеку всегда. Изучению истины с лингвистической точки зрения посвящено немало фундаментальных работ (Арутюнова 1991, 1993, 1995, 1999; Гак 1995, 1998; Булыгина, Шмелев 1995, 1997; Степанов 1997 и др.). Предметом анализа стали этимология, семантика на уровнях синхронии и диахронии и многое другое. Однако «каждый объект, каждое понятие обладает бесконечным числом связей с другими объектами и понятиями», «каждый говорящий может актуализировать привлекающие его черты, связи с другими понятиями и явлениями, дать свою оценку» (Гак 1998, 43).

Диссертационная работа посвящена рассмотрению с лингвистических позиций концепта истины и соотносимого с ним фрагмента картины мира В. С. Высоцкого.

Объектом, исследования послужило поэтическое творчество Высоцкого: песни, в том числе написанные для театра и кино, стихи и незаконченная поэма Высоцкого (произведения 1960 - 1980-х г.). Текстовый материал, использованный в работе, извлечен путем сплошной выборки из издания, на сегодняшний день наиболее полно и адекватно представляющего творчество Высоцкого: В. С. Высоцкий. Собрание сочинений в 2-х томах. - Изд. 9-е, испр. (Подгот. текста и коммент. А. Крылова). - Екатеринбург, 1997. Кроме того, для анализа привлечен текст «В царстве троллей главный тролль.» из издания: В. С. Высоцкий. Собрание сочинений в 4-х томах. (Подгот. текста и коммент. Б. Чака и В. Попова). - СПб, 1992.-Т. III. - С.131.

Предметом исследования стали концепт истины в сопоставлении с тесно связанными с ним концептами правды и лжи и ассоциативно-семантические поля истины, правды и лж:и (поле рассматривается как основная содержательная единица картины мира). В работе мы опираемся на определение концепта, з данное авторами «Краткого словаря когнитивных терминов»1. Оно представляется релевантным для нашего исследования. Концепт - это термин, служащий объяснению единиц ментальных и психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека; концепт - оперативная единица всей картины мира, отраженной в человеческой психике (Кубрякова и др. 1996, 90). В текстах же мы имеем дело со словами-экспликаторами концептов, т.е. со словами-концептами. «Слово выступает <•••> как тело знака для концепта или группы концептов, как носитель определенного кванта информации, закрепленного за его оболочкой в акте наречения соответствующего объекта. Одновременно оно вызывает к жизни цепочку сколько угодно протяженных сложных ассоциаций» ( Кубрякова 1991, 103). Соответственно, если мы говорим о слове-концепте истина, необходимо обратиться к анализу функционирования его в текстах, к анализу его ассоциативных связей в поэзии Высоцкого, оппозиций, в которых проявляется семантический объем слова-концепта.

Для современной лингвистики очевидна актуальность антропоцентрического подхода к языку, растет интерес к изучению языковой личности. Диссертационная работа представляет собой исследование в русле данного подхода. Важным является когнитивный аспект, связанный с выделением концептуальных доминант языковой картины мира В. С. Высоцкого. Актуальность темы обусловлена также значительным вниманием современной науки к идиостилю отдельных авторов и неуменьшающимся интересом к личности и творчеству В. С. Высоцкого. Яркое свидетельство тому - международная научная конференция «Владимир Высоцкий и русская культура 1960 - 1970-х годов» (1998 г., Москва). Ежегодный альманах «Мир Высоцкого» , отражающий панораму вы-соцковедения 1970 - 1990-х годов, также дает возможность убедиться в том, что В. С. Высоцкий был и остается в центре внимания исследователей, в том числе лингвистов. По оценке Н. М. Рудник, «актуальность лингвистических ис

1 Кубрякова Е. С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 1996.

2 Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого. Впервые вышел в свет в 1997 г. следований вполне объяснима, поскольку В. Высоцкий во многом определил наше сегодняшнее речевое поведение» (Рудник 1998, 239).

Актуальность выбора истины как предмета исследования обусловлена спецификой самого концепта, который фундаментален для всех сфер знания. Истина принадлежит к числу основных концептов, регулирующих взаимодействие человека с действительностью и другими людьми. Сам поэт подчеркивал: «Хотите верьте, хотите нет, но во всех своих встречах стараюсь разговаривать искренне - иначе нету смысла выходить. Поэтому все, что я буду вам на сегодня говорить и петь, - это есть истина для меня на сегодняшний день» (Высоцкий В. О песнях, о себе. // Высоцкий В. Избранное. / Сост. Г. Грибовская. - Мн.: Мает. JTît., 1993.-С. 575).

Представляется важным и интересным изучение концепта истины в картине мира В. С. Высоцкого, поэта, который занимает особое место в ряду личностей, оказавших значительное влияние на умы и сердца людей XX века. Творчество Высоцкого по праву может быть названо языковым портретом эпохи, а «для русских антропонимический образ русских включает в себя антропоним «Высоцкий»» (Сорокин 1995, 48).

Важными для нас представляются следующие положения: «Благодаря центробежности, разомкнутости поэтической системы В. Высоцкого, в ней по принципу обратной связи <•••> отразились характерные черты ментальности и психологии современных ему людей» (Шилина 1998, 65); «Поэтическое творчество Владимира Высоцкого играет значительную роль в формировании представлений о тенденциях в развитии современного русского языка» (Соколовская 1997, 315).

Каждый писатель исходит в своем творчестве из своего индивидуального видения мира, обусловленного историей и культурой» (Панова 1996, 29). В. С. Высоцкий говорил: «. мне кажется, что у моих песен очень русские корни и по-настоящему они могут быть понятны только русскому человеку. Особенно последние вещи: «Купола», «Правда и Ложь», «Кривая и Нелегкая». (Высоцкий В. О песнях, о себе. // Высоцкий В. Избранное. / Сост. Г. Грибовекая. -Мн.: Мает. JIit., 1993. - С. 568.) Актуальность изучения истины во взаимосвязи с концептами правды и лжи в картине мира B.C. Высоцкого во многом обусловлена контекстом нашей этнокультуры. «Ученые, изучавшие русский национальный характер, постоянно подчеркивают стремление русских к «этической манере выражения», - отмечает Анна Вежбицкая. По мнению исследовательницы, для русских характерны «любовь к морали - абсолютизация моральных измерений человеческой жизни, акцент на борьбе добра и зла (и в других и в себе), любовь к крайним и категоричным моральным суждениям» (Вежбицкая 1996, 37). Правда - одно из ключевых понятий русской культуры, и именно оно объединяет сферы истины и этики (Арутюнова 1995, 7). Ложь противостоит и истине, и правде, совмещая отрицательные истинностную и этическую оценки. Таким образом, концепты истины, правды и лжи, связанные с этической сферой, являются особенно актуальными для русского человека.

Цель диссертационной работы - исследование специфики концепта истины во взаимосвязи с концептами правды и лжи в мировидении B.C. Высоцкого и реконструкция фрагмента картины мира, организованного словами-концептами истина, правда, ложь. Соответственно сформулированы задачи исследования:

- рассмотреть реализацию содержания слов-концептов в конкретных текстах;

- определить семантический потенциал слова-концепта истина в поэзии B.C. Высоцкого в соотношении со словами-концептами правда и ложъ\

- выявить реализацию типовых и индивидуально-авторских ассоциаций на рассматриваемые слова-стимулы;

- выявить ассоциативно-семантические поля истины, правды и лжи и специфику их взаимодействия в текстах и языковой картине мира поэта.

В работе использованы методы наблюдения, ступенчатой идентификации, компонентного анализа с опорой на словарные дефиниции, контекстно-дистрибутивного анализа с учетом парадигматических и синтагматических связей, оппозиционного анализа, сопоставительного анализа, статистического б подсчета, полевого анализа. Толкования слов и фразеологизмов даются по данным толковых и фразеологических словарей современного русского языка (СУ, БАС, MAC, СО, ФСРЯ, АСС, САРЯ и др.), «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Привлекаются данные этимологических словарей. Ассоциативно-семантические связи слов в тексте сопоставляются с данными «Русского ассоциативного словаря» (РАС) и «Русского семантического словаря» (PCC).

Научная новизна работы определяется недостаточной, несмотря на обширную исследовательскую литературу, изученностью творчества В. С. Высоцкого с лингвистической точки зрения и многогранностью предмета исследования.

Многочисленные исследовательские работы, посвященные творчеству В. С. Высоцкого, затрагивают самые различные аспекты изучения с позиций литературоведения, лингвистики, культурологии. Особенности поэтического языка Высоцкого, идиостиль поэта, специфика видения мира и человека в нем привлекали и привлекают высоцковедов (Богомолов 1980; Кормилов 1983; Зайцев 1990; Новиков 1993, 1990, 1999; Скобелев, Шаулов 1991; Рудник 1994; Кулагин 1993, 1997, 1998; Блинов 1994; Евтюгина 1995,1999; Шилина 1997, 1998, 1999 и мн. др.). В работах исследователей представлены такие аспекты изучения картины мира поэта, как реализация в ней топоса дома (Скобелев 1999), концепта времени (Кац 1999), языковая концептуализация мира в цветовых характеристиках (Забияко 1999), роль союза но как средства создания «п р о т и в о -чувствия и противомыслия»в языковой картине мира Высоцкого (Лассан 1999, 163). О значимости извечных проблем смысла истины для Высоцкого и их разрешении в творчестве поэта пишет Ю. Н. Блинов в кандидатской диссертации, предлагая трактовку с позиций философии экзистенциализма (Блинов 1994); о путях поиска истины и смысла бытия в творчестве Высоцкого с позиций христианского мировоззрения пишет О. Ю. Шилина, основное направление исследований которой - поэзия Высоцкого в её нравственно-психологическом аспекте (Шилина 1998). Однако проблемы, связанные со спецификой концепта истины в его взаимодействии с правдой и ложью в картине мира Высоцкого, не были предметом специального изучения лингвистов. В данной работе впервые делается попытка реконструкции фрагмента картины мира, организованного словами-концептами истина, правда и ложь, на материале поэзии B.C. Высоцкого.

Теоретическая значимость. Выявление семантического потенциала, ассоциативно-семантических связей слова-концепта истины во взаимосвязи со словами-концептами правда и ложь позволило охарактеризовать специфику рассматриваемых концептов и значимого фрагмента картины мира B.C. Высоцкого, представленного в работе в виде ассоциативно-семантических полей истины., правды и лжи. В исследовании определена сфера взаимопроникновения полей и ассоциативно-семантические связи между группами слов-ассоциатов. Выявлена реализация в текстах типовых и индивидуально-авторских ассоциаций и их взаимодействие.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при изучении вузовских курсов «Лингвистический анализ художественного текста», «Лексикология», «Риторика», «Стилистика», на базе исследования могут быть созданы спецкурсы и спецсеминары по изучению творчества В. С. Высоцкого с точки зрения языковой личности поэта, характеристики его ми-ровидения.

Апробация работы. Материалы исследования были представлены в выступлениях на аспирантских семинарах кафедры русского языка и общего языкознания Череповецкого государственного университета, в докладах на научных конференциях, проходивших на базе ЧГУ. Содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Сполохова Е. А. Функциональный анализ слов-концептов «правда» и «ложь» в поэзии В. С. Высоцкого // Сб. тр. молодых ученых ЧГУ. Вып. 1. - Череповец, 1998. - С. 25 - 27.

2. Сполохова Е. А. Слово-концепт «правда» в поэзии В. С. Высоцкого // Criterion. Вып. 1. Сб. научн. тр. - Череповец, 1998. - С. 40 - 43. (Упоминается в

разделе «Рецензии, аннотации» альманаха: Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. 3. Т. 2. / Сост. А. Е. Крылов и В. Ф. Щербакова. - М., 1999. - С. 532.)

3. Сполохова Е. А. Концепт истины в поэзии В. С. Высоцкого // Criterion. Вып.З. Тезисы докладов на научной конференции «Язык. Текст. Культура» (январь 1999 г.). - Череповец, 1999. - С. 6 - 7.

4. Сполохова Е. А «До истины добраться, до цели и до дна.» (Концепт истины в поэзии В. С. Высоцкого: ассоциативный аспект) // Текст. Узоры ковра: Сб. ст. научн.-метод, семинара «TEXTUS».- Вып. 4. - Ч. 1. Общие проблемы исследования текста / Под ред. К. Э. Штайн. - СПб. - Ставрополь, 1999. -С. 116 -117.

5. Сполохова Е. А. Семантический объем истинного по Высоцкому // Традиции в контексте русской культуры. - Вып. VII. - Череповец, 1999. -С. 156 - 159.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, 2-х исследовательских глав (первая из которых посвящена анализу семантического объема оппозиций «истина - ложь» и «правда - ложь» в поэзии В. С. Высоцкого, вторая -исследованию фрагмента картины мира поэта, представленного полями, которые организованы словами-концептами истина, правда, ложь), Заключения, Списка используемой и цитируемой литературы (162 наименования), Списка словарей с указанием используемых в работе сокращений для их обозначения (28 наименований). Общий объем работы - 156 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепт истины в поэзии В. С. Высоцкого"

Выводы ко 2-й главе.

1. В поэтических текстах Высоцкого слова-концепты истина, правда и ложь организуют обширные ассоциативно - семантические поля, представляющие важный фрагмент языковой картины мира Высоцкого, и могут быть названы концептуальными доминантами мировидения поэта.

2. Для поэзии Высоцкого характерна актуализация этимологических связей слов-концептов. Околоядерные зоны полей истины и правды включают ассоциаты, которые на уровне языковой синхронии не входят в словообразовательные гнезда слов-стимулов.

3. Выявленные поля -неяя истины, правды и лжи пересекаются, образуют обширную диффузную зону, свидетельствующую о взаимодействии концептов и антиномичности мировидения поэта.

4. Анализ ассоциативно-семантических связей слов-концептов истина, правда и ложь позволил выделить характерные лексико-тематические группы ассоциатов, условно названные: «видовые проявления истины», глаголы «языка истины», «первоноситель истины», «субъекты-носители истины (правды, лжи)», «явления-носители истины (правды, лжи)», «наука и атрибуты», «явления-распространители лжи», «ценности», «состояния», которые значимы в рассматриваемом фрагменте языковой картины мира. Представляется, что неоднократное обращение в текстах к определенным группам ассоциатов на стимулы истина, правда и ложь отражает закономерности видения мира поэта.

5. Ассоциации в поэтическом тексте предполагают совмещение индивидуально-авторского и коллективного, типового. Авторские ассоциации у Высоцкого обусловливаются типовыми, ориентированными на норму ассоциациями. Это устанавливает «точки контакта» между автором и читателем (слушателем). В то же время неповторимость индивидуально - авторского восприятия мира обусловливает постоянное переосмысление самой ассоциативной нормы, позволяющее «дойти до предела и даже как бы выйти за предел, исчерпать. возможности»1 слова, «добыть» новые смыслы из уже устоявшихся и известных словосочетаний и идиом».2

1 Хазагеров Г. Г. Две черты поэтики Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып.

2 / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова - М., 1998. - С. 106. Намакштанская И. Е., Нильссои Б., Романова Е. В. Функциональные особенности лексики и фразеологии поэтических произведений Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1 / Сост. А.Е. Крылов и Б.Б. Жуков - М., 1997. - С. 178.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение творчества В. С. Высоцкого в аспекте когнитивной лингвистики, в русле актуального для современной науки антропоцентрического подхода - попытка приобщиться к духовной жизни многогранного, сложного поэта, приоткрыть одну из «форточек» в картину мира выдающейся личности второй половины XX века. Концепт истины как один из основных концептов, регулирующих отношения человека с другими людьми и действительностью - важнейшее звено картины мира. Анализ концепта как оперативной содержательной единицы картины мира - путь к ее постижению.

Исследование концепта истины в картине мира русского человека невозможно без обращения к концепту правды. Специфика соотношения истины и правды, объединяющей понятийные сферы истины и этики в контексте нашей этнокультуры, и антонимические отношения слов-концептов истины и лжи, правды и лжи предопределили анализ данных концептов в их тесном взаимодействии.

Обращение к текстам В. С. Высоцкого позволило выявить семантический объём слов-концептов истина, правда и ложь, те приращения смысла, которые возникают в произведениях поэта. Семантический объём обусловлен рядом факторов: словарными значениями и теми знаниями, которые стоят за словами-концептами; дистрибуцией в конкретных текстах; парадигматическими и синтагматическими ассоциативно - семантическими связями на уровне текстовых и межтекстовых ассоциаций, в которых сочетается индивидуально - авторское видение мира с ассоциативной нормой; употреблением слов-концептов в семантически значимых позициях текста (в заглавии, в рифме); функционированием в качестве релятива.

Анализ текстов показал, что истинностная семантика в поэзии Высоцкого представлена большей частью словом-концептом правда и словами-показателями истинности суждения, выражения. Немногочисленные случаи употребления слова-концепта истина, наряду с частотным употреблением слова-концепта правда, обусловлены, вероятно, коренным различием в семантике концептов (истина - это универсум, и она единственна, правда - множественна, это отражение многочисленных частных случаев без сведения их воедино), синтаксической полифункциональностью слова- концепта правда, а также стилистическими особенностями поэзии Высоцкого. Нечастое употребление слов с корнем ист- сочетается в текстах Высоцкого с тем, что широко представлена лексика, выражающая семантический объем изучаемого концепта, ассоциации, характерные для мировидения поэта (философский камень, суть, глубина, цель, дно и т.д.).

Слова-концепты истина и правда в поэзии Высоцкого взаимосвязаны, семантически сближены, тем не менее, различие их четко осознается: они употребляются в разных контекстуальных позициях, где замена их друг другом неприемлема. Несовпадение в целом семантической структуры слов-концептов истины и правды при наличии общих сем и общего антонима, различие их синтаксических позиций свидетельствует о том, что в картине мира B.C. Высоцкого истина и правда обозначают два разных, самостоятельных, но тесно взаимодействующих между собой концепта (что совпадает с положением истины и правды в современном русском языке).

Слова-концепты истина и правда организуют в текстах Высоцкого обширные ассоциативно-семантические поля. Околоядерные зоны полей включают ассоциаты, входящие в словообразовательные гнезда испиты и правды, а также характерные для текстов Высоцкого реакции на стимулы истина и правда, повторяющиеся, типовые и индивидуально-авторские, обладающие общими со словом-стимулом интегральными семами. Так, околоядерная зона поля истины включает многочисленные ассоциаты, представляющие один из основных параметров истины и объединенные архисемой «поиск» («видовые проявления истины» - суть, цель, философский камень, корень жизни, дно, глубина и др.; глаголы «языка истины» - добраться, найти, познать и др.; «источники истины» - спор, в вине). Осмысление концепта истины в картине мира В. С. Высоцкого связано с ценностными характеристиками. Так, околоядерный компонент поля истины истинный содержит ценностную характеристику потенциальных свойств «предметов» (явлений) или актуализацию их в индивиде, причем оценка истинности сближается с интенсификаторами положительных качеств предмета и связана с понятиями цели и совершенства (истинный поэт, истинный рыцарь, истинное мщенье).

В поэзии В. С. Высоцкого актуализируются этимологические связи слов-концептов истина и правда, поэтому выявленные поля истины и правды включают ассоциаты, которые на уровне языковой синхронии не входят в словообразовательные гнезда слов-стимулов (истый, исто; оправдать, оправданье, прав и др.). Характерно, что в языковой картине мира поэта, с одной стороны, нашло отражение представление об истине как соответствии действительности (источник), действительности, которую в какой-то мере может знать только Бог (первоноситель), и представление о правде как соответствии этическому идеалу, справедливости, норме (источник) в человеческом мире (носитель - человек). С другой стороны, в картине мира Высоцкого реализуются ассоциации с видением правды как соответствия идеалу, имеющему Божественное происхождение, правды как высшего суда (не случайно в текстах поэта актуализированы связи правды со словами области права (оправдаться, правосудье и др.), что соответствует осмыслению концепта в диахроническом аспекте.

Специфика дальней периферии полей истины и правды заключается в том, что образуется обширная диффузная зона, поскольку выделенные поля пересекаются. Одна из важнейших точек пересечения - слово-концепт ложь, являющееся репрезентантом соответствующего концепта, значимого в картине мира поэта, и стимулом, организующим, в свою очередь, ассоциативно-семантическое поле. Ядерная зона поля, доминантой которого является слово-концепт ложь, представлена у Высоцкого следующей группой ассоциатов: обман, неправда, вранье, фальшь, обман-коварство.

Исходя из эквиполентности антонимических оппозиций «истина- ложь» и «правда - ложь», мы говорим также о диффузной зоне полей истины, правды и лжи, центром которой является лексема человек. Отметим, что в большинстве картин мира в центре - человек (см. исследование метафорической картины у> мира Г. Н. Скляревской, языковые картины мира по Халлигу и Ватбургу, словарь Касареса). Диффузная зона полей является показателем антиномичности, присущей мировидению поэта: экспликация в текстах диаметрально противоположных точек зрения на сущность одного явления обусловливает включение целого ряда ассоциатов и в поле истины, и в поле правды, и в поле лжи. «Ан-тиномичность вовсе не говорит: «Или то, или другое неистинно»; не говорит также: «Ни то, ни другое не истинно». Она говорит лишь: «И то, и другое истинно, но каждое по-своему; примирение же и единство - выше рассудка» (Флоренский 1990, т. I (I), 159 - 160).

Околоядерные зоны анализируемых полей включают группы ассоциатов, выражающих характеристики истины, правды и лжи. Привлекает внимание то, что истина у Высоцкого получает единственное определение «простая», (указывает на одно из достоинств истины в аспекте ее выражения, соотносимо с типовыми ассоциациями: истинный - типовая реакция на стимул простой), тогда как правда и ложь наделяются в текстах Высоцкого многочисленными определениями, характеризующими их с разных сторон. Представляется, что это не случайно. Возможно, таким образом в модели мира Высоцкого отражены базовые знания о единственности истины и множественности правды и лжи. В картине мира поэта отражен широкий спектр свойств многочисленных «правд» (голая правда, нежная правда, мучительная правда и пр.), представляющий специфику одного из самых противоречивых русских концептов. Что касается характеристик лжи, то все они выражают сугубо негативные коннотации (коварная, грязная, заведомая и пр.).

В пределах ассоциативно-семантических полей выделяются характерные лексико-тематические группы ассоциатов, значимые в рассматриваемом фрагменте языковой картины мира, условно названные как «первоноситель истины», «субъекты-носители истины (правды, лжи)», «наука и атрибуты», «явления-носители истины (правды, лжи)», «явления-распространители лжи», «состояния», «ценности».

Первоносителя истины» в поле истины у Высоцкого представляют номинации Бог, Господь, всевышний, Христос, Он. В то же время Господь и всевышний ассоциируются с правдой как высшим судом, святой правдой-справедливостью . В этом смысле истина и правда близки.

Что касается «субъектов-носителей», то поле истины содержит обширную группу ассоциатов, представляющих, наряду с ассоциатами группы «наука и атрибуты», истину научную и характеризующихся интегральными со словом-стимулом семантическими множителями нау- и зна: ученый, мученик науки, учитель скромный Кокилъон (великий Кокильон), фанатик, ученое светило и др. Этот ряд ассоциатов включает многочисленные имена собственные, наиболее частотными среди которых являются Ньютон, Эйнштейн. Для диффузной зоны полей истины и правды характерны ассоциаты с семой «предсказатель», представляющие сферу истины-откровения: вещая Кассандра, ясновидец, волхвы, птицы вещие, прорицатель, пророк и др («субъекты-носители истины и правды», те, кому было дано знать истину и передать ее людям).

То, что фрагмент языковой картины мира В. Высоцкого, организованный словами-концептами истина, правда и ложь, представлен довольно обширной группой ассоциатов с общей семой «предсказатель», говорит о значимости проблемы предсказания, предвидения. Связана с этой проблемой группа ассоциатов, обозначающих «явления-носители»: бред, сон, виденье, мираж, ясновидение, предсказание, пророчество. Данная группа соотносится с зонами слов-концептов истина, правда (ясновидение, предсказание, пророчество) и слова-концепта ложь (виденье, мираж). В диффузной зоне всех трех полей расположатся сон и бред (обозначают явления, связанные как с ложью, так и с истиной и правдой).

Неоднократное обращение в текстах Высоцкого к проблеме предсказания подчеркивает актуальность вопроса о свободе выбора человека, возможности или невозможности избежать предначертанного, изменить свою судьбу. Судьба - слово-концепт, к которому мы неизбежно приходим, исследуя поля истины, правды и лжи. Истина и судьба в картине мира Высоцкого переплетаются, и если в споре рождается истина, то «.судьба - до последней черты, до креста / Спорить до хрипоты (а за ней - немота), / Убеждать и доказывать с пеной у рта, / <■■■>// Что - лабазники врут про ошибки Христа.». Ассоциативно-семантически слово-концепт судьба связано и с истиной, и с правдой, и с ложью. Так, ассоциаты от вещей Кассандры до пророчества, представляющие в картине мира поэта диффузную зону полей истины и правды, являются показателями этих связей, поскольку концепт судьбы, с одной стороны, предполагает предварение событий, их пред-определенность, а с другой стороны - реализацию жизненной программы, о которой судят в ретроспективе (Арутюнова 1999, 618, 623), с точки зрения соответствия действительности, известной человеку, то есть с точки зрения правды-истины. В то же время судьба в ряде случаев характеризуется семантическими множителями, свойственными для компонентов поля лжи: обман- (И судьба всех обманет - финита. - «Я верю в нашу общую звезду»), крив- (судьба Кривая - «Две судьбы») и т. д. Судьба. - одна из важнейших точек пересечения в диффузной зоне рассматриваемых полей.

Носители лжи» у Высоцкого - врун, враль, лгун, хитрец. Всем им свойственна сема «намеренность», характеризующая «носителей лжи» с отрицательной стороны. Помимо этих имен, «носителей лжи» в картине мира поэта представляют такие оценочные номинации, характеризующиеся, в частности, семой «подлый», как: подлец, предатель, мерзавец, трус, проходимец, кликуша. Актуальной для рассматриваемого фрагмента языковой картины мира В. Высоцкого представляется группа ассоциатов, неоднократно встречающихся в текстах и характеризующихся семантической близостью: сплетни, слухи, кривотолки, молва, навет, наговор («явления-распространители лжи»), В целом группы ассоциатов, представляющие околоядерную зону поля лж~и в картине мира Высоцкого, объединяются существенными признаками: как правило, они представляют сферу намеренного искажения истины и нарушения этической нормы, содержат устойчивые негативные коннотации. И если правда в языковой картине мира В. Высоцкого связана с такими понятиями, как честь, доброе имя («ценности»), то ложь ассоциируется с чувством стыда и отвращения: стыдно, мерзок (был) («состояния»),

К периферии полей истины и лжи относятся такие ассоциаты, как ошибка, ошибиться (ошибаться), обозначающие ненамеренное искажение истины.

Исследование слов-концептов истина, правда и ложь в текстах В. С. Высоцкого привело к выводу, что оппозиции «истина - ложь» и «правда -ложь» являются основополагающими для поэта и организуют важный фрагмент его языковой картины мира. Этот фрагмент изображен в работе в виде ассоциативно-семантических полей, где слова-концепты истина, правда и ложъ занимают ядерную позицию. Представляется, что текстовая и концептуальная оппозиционность истины и лжи, правды и лжи в творчестве В. С. Высоцкого связана с общим мироощущением «противочувствия и противомыслия» поэта, что, в свою очередь, отражает полемичность русской мысли и литературы, то есть особенность менталитета.

Правда - это отраженная Истина, истина в зеркале жизни, преломившаяся в его бесчисленных гранях» (Арутюнова 1999, 551). Поиск истины в бесчисленных гранях жизни, стремление «добраться до глубин, /До тех пластов, до самой сути» («Упрямо я стремлюсь ко дну») - основополагающая черта мировидения В. С. Высоцкого.

 

Список научной литературыСполохова, Елена Александровна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Высоцкий В. Собрание сочинений в 2-х томах. / Предисловие С. Высоцкого. Подготовка текстов А. Крылова. М.: Худ. Лит-ра, 1997. - ТЛ. - 544 е., Т.2-544 с.

2. Высоцкий В. Сочинения: В 4-х томах. / Подготовка текстов и коммент.: Б. И. Чак, В. Ф. Попов. СПб.: АОЗТ «Технокс - Россия», 1992. - Т. 3 -320 с.

3. Высоцкий В. Избранное. / Составитель Грибовская; Предисл. А. Адамовича. Минск, Мастац. Лп\, 1993. - 592 с.1. П. Литература.

4. Алисова Т. Б. Концепт истины у Данте // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995. - С.58 - 63.

5. Алмазов Б. Явление русской национальной культуры // Высоцкий В. С. Однажды. С.З - 7.

6. Аникина А. Б. Значение и смысл слова // Художественная речь. М, 1987. -С. 8-22.

7. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. -М., 1974.- 376 с.

8. Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык: (К проблеме языковой «картины мира»), // Вопросы языкознания. 1987. - №3. - С. 3 -19.

9. Арутюнова Н. Д. Истина: фон и коннотации // Логический анализ языка: культурные концепты. М., 1991. С. 21 - 30.

10. Арутюнова Н. Д. Вторичные истинностные оценки: правильно, верно /7 Логический анализ языка: Метальные действия. М., 1993. - С. 67-78.

11. Арутюнова Н. Д. Истина и этика // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. М.,1995. - С. 7 - 23.

12. Арутюнова Н. Д. Речеповеденческие акты и истинность // Человеческий фактор в языке: коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992. - С.6-39.

13. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. - М., 1999. -896 с.

14. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. М., 1997. - С. 267-279.

15. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. Автореф. дис.докт. фил. наук. Воронеж, 1998. - 41 с.

16. Баранов А. Н. Множественность «правд» как фактор формирования структуры значения лексемы правда. Русистика сегодня. ЛИЯ. - 1994. -№1,-С. 67 -68.

17. Вельская Л. Л. «Русские Гамлеты» в поэзии XX века. Русская речь. -1996. -№4. - С. Ю-17.

18. Бердяев И. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: Интеллигенция в России. Сб. статей 1909 1910. - М., 1991. - С. 24 - 42.

19. Берестенев Г. И. О «новой реальности» языкознания // НДВШ Филологические науки. 1997. - №4. - С. 47-55.

20. Бибок К. Проблема концептуальной семантики русского и венгерского языков // Вопросы языкознания. 1996. - № 2. - С. 156.

21. Бирюкова С. С. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1990. - 24 с.

22. Блинов Ю. Н. Приемы контраста и противоречия в идиостиле В. Высоцкого. Дис. канд. фил. наук. -М., 1994. -С. 3 -110.

23. Богомолов Н. А. Чужой мир и свое слово. // Менестрель. 1980. - №9 (ноябрь - декабрь). - С. 3-4.

24. Бойко С. С. Опыт изучения формальной поэтики барда. Вестник МГУ. -1996. - №2.-С. 158 - 162.22