автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Концепт Мирового Древа
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Туманова, Оксана Сергеевна
Введение.
I. Географические и исторические особенности существования концепта Мирового Древа.
I.2. Географическое распространение концепта Мирового Древа 17 2.2. Историческая типология концепта Мирового Древа
II. Символика концепта Мирового Древа в культуре.
2.1. Образ, символ, ритуал в культуре.
2.2. Структура концепта Мирового Древа.
2.3. Концепт Мирового Древа и модель мира.
III. Функции концепта Мирового Древа в культуре.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепт Мирового Древа"
Заключение
В современных условиях мы наблюдаем особый интерес к проблеме существования в человеческом сознании одновременно двух способов мышления - рационального и мифологического. Миф отразил процесс познания мира как еще нерасчлененную целостность.
Исследования показали, что в сознании человека закреплены определенные данные психосоматического характера, определяя предрасположенность его к созданию особых образов, символов и т.д. Т.е. на уровне ДНК человек обнаруживает способность кодировать информацию определенным образом.
30 тысяч лет назад зафиксировано появление Homo Sapiens, который не просто пользовался символами естественного мира, но сам создавал их. И сегодня мы не представляем человека без культуры, символов, коммуникации.
Следует предположить, что в сознании человека существуют определенные структуры, концепты, которые позволили ему создать строгую систему, в которой он существует до сих пор. Таким концептом является Мировое Древо, структурирующее как пространственно-временной континуум, в котором живет человек, так и процесс коммуникации, как одной из основных видов деятельности.
В силу своих функций этот образ получил широчайшее распространение в мировых мифологических системах и культурах. Основные его характеристики были заложены в верхнем палеолите, одновременно с появлением первых бинарных оппозиций, важнейшей из которых является Природа - Культура. В эпоху бронзы мы фиксируем присутствие уже сформированного концепта. Вокруг концепта МД формируются целые мифологические системы.
Возникновение религий привело к ситуации, когда концепт перестает существовать в явном виде, но сохраняет свое влияние. Идеи, заложенные в нем, продолжают жить уже в других символах.
Эпоха рационализма не привела к уничтожению концепта МД, которая была связана с мистическим восприятием мира. Оккультизм, противопоставивший рациональному объяснению мира мистическое, воспринял символику концепта.
Сегодня концепт МД продолжает существовать не только в языке. Наука воспользовалась предложенной в глубокой древности схемой. Подсознательно мы используем символику, присущую образу. Но в настоящее время мы застаем лишь осколки того концепта, который когда-то был ведущим в сознании человека.
Проблема концепта МД - это проблема возникновения и существования образов вообще в человеческой культуре. Автор работы на основании исследований полагает, что три фактора привели к появлению уникальных психических структур: трудовая деятельность, особенности психики, коммуникация. Совместная деятельность вызвала потребность в обмене информации, которая кодировалась определенным образом с помощью символов. Но первые образы возникли из первых различений, когда человек начал воспринимать своего собеседника как Иное.
Характерная особенность образов - возможность их кодирования с помощью целого ряда символов, связанных с исходным образом с помощью ассоциативных связей.
Концепт МД отличает своеобразие. Он имеет статические и динамические элементы. Статические элементы связаны с конструируемой моделью мира. В горизонтальной плоскости мир делился на культурноосвоенный и неосвоенный. При этом центр мира фиксировался в центре освоенной территории. С горизонтальной структурой связаны сакрально отмеченные числа 2 и кратные ему (4, 8), которые возникли гораздо раньше деления на три.
Число 3 связано с делением по вертикали. Относительно центра (Срединного мира людей) строятся еще два мира - верхний (Космос) и нижний (Хаос), находящиеся на разных полюсах.
Т.е. статические элементы связаны со структурированием жизненного пространства человека. Динамические элементы связаны со структурированием процесса коммуникации. Общение проходит как по вертикали, так и по горизонтали. По горизонтали общение строится как освоение мира. С этим связаны определенные ритуальные путешествия. Коммуникация в вертикальной плоскости связана с общением между тремя мирами. Особенно актуальным было общение с богами верхнего мира. В это случае важнейшей функцией концепта МД была функция посредника.
В целом автор выделил следующие характеристики концепта МД:
1. Сочетание статических и динамических элементов, что способствовало длительному существованию образа в человеческой культуре.
2. Базовые бинарные оппозиции (освоенное-неосвоенное, Космос-Хаос) как основа, нейтрализующиеся в третьем.
3. Четная и нечетная классификация связана соответственно с горизонтальным и вертикальным типом коммуникации, т.е. общение в плоскости Природа - Культура и Космос - Хаос -Средний мир людей.
4. Концепт МД в ритуале актуализирует взаимоотношения человека и окружающего мира.
5. Особенностью концепта является его нахождение одновременно в центре и на границе миров. Отсюда - важнейшая функция посредника, медиатора, фиксирующаяся в различных кодах (растительном, животном, социальном). С этой особенностью связана и идея жертвенности, жертвы и жреца как медиумов.
Роль концепта МД в культуре определяется его тесной взаимосвязью с моделью мира. Собственно говоря МД конструирует эту модель.
Актуализация всех смыслов этого концепта происходила в ритуале, в котором использовались символы, связанные с идеей МД. Важнейшую роль играл этот концепт в обрядах, связанных со сменой социальных ролей (например, обряды инициации, обряды посвящения, погребальные обряды как обряды перехода).
Актуальность концепта МД связана с функциями, который он выполняет в культуре. А именно:
1. Нормативная функция (устанавливались правила общежития)
2. Сигнификативная функция (функция означивания мира, придания ему смысла)
3. Коммуникативная (установка правил общения как между людьми, так и между мирами)
4. Интеграционная функция (функция объединения людей в социум)
5. Функция сохранения, кодирования и трансляции культурнозначимой информации (информация о строении Вселенной, месте человека в мире и т.д.)
6. Познавательная функция (сетка координат, относительно которой происходило освоение мира)
Концепт МД скреплял в сознании человека Вселенную в единое целое, позволял чувствовать себя частью единого, живущим по законам всемирного развития. При этом весь пространственно-временной континуум укладывался в строго организованную, иерархичную систему, находящуюся во взаимосвязи со всеми другими. Он позволял познавать мир, конструировать взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой на основе системных связей. Этим определяется и актуальность образа для современного человека.
Список научной литературыТуманова, Оксана Сергеевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абрамян J1.A. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983
2. Аверинцев С.С., Алексеев А.П., Ардзинба В.Г. Древние цивилизации. М, 1989
3. Аверинцев С.С. Порядок космический и порядок исторический в мировоззрении раннего средневековья// Античность и Византия. М, 1975
4. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция//Советская этнография, 81, №2
5. Архаичный ритуал в фольклоре и раннелитературных памятниках. М., 1988
6. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М, 1994-1995
7. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975
8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980
9. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности// Вопросы философии, 1989, №12
10. Вартазарян С.Р. От знака к образу. М, 1973
11. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989
12. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Кн. 1-2. Тбилиси, 1984
13. Голан А. Миф и символ. М., 1993
14. Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. М., 1986
15. Греймас А. К теории интерпретации мифологического нарратива// Зарубежные исследования по семантике фольклора. М, 1985
16. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос: генезис и типология. М, 1974
17. Гурьев Д.В. Соотношение социального и биологического в истории человечества// Общество и природа.М., 1981
18. Гуревич А .Я. "Эдда" и сага. М., 1979
19. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М., 1972
20. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979
21. Драч Г.В. Античная культура и европейская цивилизация. Ростов-на-Дону, 1991
22. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 2000
23. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов-на-Дону, 1987
24. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев М., 1986
25. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М, 1990
26. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. М., 1988
27. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Ростов-на-Дону, 1999
28. Иванов В.В. Древнебалканские названия священного царя и символика царского ритуала// Палеобалканистика и античность. М., 1989
29. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1-2, М, 1999
30. Иванов В.В. О соотношении этимологии и реконструкции текста// Этимология, 1984: Сб. Статей. М, 1986
31. Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976
32. Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978
33. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974
34. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская языковая модель семиотической системы. М., 1965
35. Иванов C.B. Скульптура народов северной Сибири. JL, 1970
36. История культуры и поэтика. M, 1994
37. Калевала. БВЛ, т. 12. М., 1977
38. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972
39. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу. М., 1956
40. Колыгин В.Р. Кельтский концептуальный мир// Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Серия 6. Языкознание. М.,1995
41. Косарев А.Ф. Философия мифа. М., 2000
42. Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. М., 1984
43. Косарев М.Ф. Древняя история Западной Сибири: человек и природная среда. М., 1991
44. Культура и развитие человека. М, 1989
45. Культура, человек и картина мира. М, 1987
46. Лавонен H.A. О древнейших магических оберегах// Фольклор и этнография. М,1977
47. Леви-Брюль К. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994
48. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1989
49. Леви-Стросс К. Структура мифов// Вопросы филососфии, 1970, №7
50. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983
51. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М, 1973
52. Лихачев Д.С., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1976
53. Логический анализ языка: культурные концепты. М., 1991
54. Логический анализ языка: образ человека в культуре и языке. М, 1999
55. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1993
56. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, В.1, 1970, В.2, 1973
57. Лотмановский сборник. Т.1, Тарту, 1995
58. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: труды по языкознанию.М., 1982
59. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М, 1991
60. Макаев Э.А. Реконструкция индоевропейского этимона//Вопросы языкознания. 1967, №4
61. Маковский М.М. "Картина мира" и миры образов: лингвокультурологические этюды//Вопросы языкознания. 1992, №6
62. Маковский М.М. Лингвистическая комбинаторика. М., 1988
63. Маковский М.М. У истоков человеческого языка. М., 1995
64. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996
65. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции// Советская этнография., 1981, №2
66. Межуев В.М. Культура и история. М, 1977
67. Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора. М., 1977
68. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М, 1976
69. Мелетинский Е.М. Скандинавская мифология как система//Труды по знаковым системам. Тарту, 1975, вып. 7
70. Мелетинский Е.М. "Эдда" и ранние формы эпоса. М., 1968
71. Мифология Древнего мира. М., 1977
72. Мифы народов мира. Т. 1-2, М., 1998
73. Младшая Эдда. Прорицание Гюльвы. М, 1972
74. Моррис Ч.У. Основания теории знаков// Семиотика. М., 1983
75. Мосс М. Социальные функции священного. СПб, 2000
76. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. М., 1979
77. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989
78. Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон) М, 1975
79. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984
80. Овсянников-Куликовский Д.Н. Религия индусов в эпоху вед// Избранные труды русских индологов-филологов. М., 1962
81. Папюс. Наука о числах. М, 1999
82. Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму. Ростов-на-Дону, 1999
83. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991
84. Петрухин В.А. О функциях космологических описаний в погребальном культе// Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М., 1979
85. Петрухин В.А. Человек и животное в мифе и ритуале: мир природы в символах мира культуры// Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М, 1986
86. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека// Эстетика Ренессанса. М., 1981
87. Поляков И.В. Знаковые системы в социальном взаимодействии. М., 1983
88. Поляков И.В. Лингвистическая и структурная семантика. М., 1987
89. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989
90. Проблемы истории языков и культуры народов Индии. М, 1974
91. Проблемы славянской этнографии. М., 1979
92. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958
93. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Д., 1986
94. Пропп В.Я. Морфология сказки. JL, 1986
95. Проскурин С.Г. Мифопоэтический мотив "Мирового Древа" в древнеанглийском языке и англосаксонской культуре// Логический анализ языка и культурные концепты. М., 1991
96. Проскурин С.Г. О значениях "правый левый" в свете древнегреческой культурной традиции// Вопросы языкознания. 1990, №5
97. Ранние формы искусства: Сб. Статей. М., 1972
98. Ригведа. Мандалы I IV. Тексты и комментарии. М., 1989
99. Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М., 1999
100. Розина Р.И. Человек и личность в языке// Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991
101. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981
102. Сарингулян К.С. Очерк семиотической характеристики ритуала// Семиотика и проблемы коммуникации. М., 1981
103. Семантика пространства и пространство семантики. М, 1986104. Семиотика. М., 1983
104. Семиотика культуры. Тарту, 1981
105. Семиотика пространства и пространство семиотики. М, 1986
106. Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М, 1980
107. Смоляк A.B. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., 1991
108. Соколов Э.В. Культура и личность. М., 1972
109. Старшая Эдда. Речи Высокого. М., 1963
110. Стеблин-Каменский М.И. Миф. JI, 1976
111. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы мировой культуры: алфавиты и алфавитные тексты в период двоеверия. М., 1993
112. Структурно-типологические исследования. М, 1962
113. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М, 1989
114. Типологические исследования по фольклору: Сб. Статей. JI., 1975
115. Топоров В.Н. К семантике троичности// Этимология, 1977: Сб. Статей. М, 1978
116. Топоров В.Н. К семантике четверичностиЮтимология, 1981: Сб. Статей, М., 1983
117. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995
118. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире// Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М, 1982
119. Топоров В.Н. О структуре некоторых архаичных текстов, соотносимых с концепцией мирового древа// Труды по знаковым системам. Вып.5, 1971
120. Топорова Т.В. О древнеисландских формулах Хаоса и Конца мира и их индоевропейских соответствиях// Вопросы языкознания. 1994, №4
121. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1980
122. Тэрнер Символ и ритуал. М., 1983
123. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М, 1990
124. Уваров JI.B. Образ, символ, знак. М., 1967126. Упанишады М., 1967
125. Успенский П.Д. Новая модель Вселенной. СПб, 1993
126. Фрейд 3. Тотем и табу. М.,
127. Фрейд 3. Основы психоанализа. М., 1992
128. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978
129. Фролов Б.А. Предыстория символов// Этнознаковые функции культуры. М., 1991
130. Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974
131. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1986
132. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989
133. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. М., 1977
134. Цивьян Т.В. Образ и смысл жертвы в античной традиции// Палеобалканистика и античность. М., 1989
135. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. JL, 1971
136. Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб, 2000
137. Элиаде М. Космос и история. М., 1987
138. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.-С.-Пб, 1999
139. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. М., 1989
140. Этнознаковые функции культуры. М., 1991
141. Юнг К. Человек и его символы. М.
142. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1996
143. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973
144. Якобсон Р. В поисках сущности языка// Семиотика, М., 1983
145. Campbell J. Primitive Mythology. The Masks of God. London, Penguin Books, 1982
146. Cheyne J.A. Signs of Consciousness: Speculations onthe Psychology of Paleolithic Graphics. London, Penguin Books, 1998
147. Frankfort H. Before philosophy. London, Penguin Books, 1971
148. Grant M. Myths of the Greeks and Romans. Mentos, USA, 1962
149. Hoffmeyer J. The Changing Concept of Information in the Study of Life// Nature and Culture in the Development of Knowledge. A Quest for Missing Links. Uppsala, 1993
150. Hook S.H. Middle Eastern Mythology from the Assyrians to the Hebrews. London, Penguin Books, 1987
151. Peirce C.S. Questions Concerning Certain Faculties Claimed for Man// Journal of Speculative Filosophy, 1868, №2, p. 103-114