автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Концепции философии хозяйства в России на рубеже XIX-XX веков

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Карасева, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Концепции философии хозяйства в России на рубеже XIX-XX веков'

Текст диссертации на тему "Концепции философии хозяйства в России на рубеже XIX-XX веков"

61 ■■ 90-9 / о А -

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ

Кафедра философии

КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук специальность 09.00.01 - Онтология и теория познания

Исполнитель: КАРАСЕВА Е.В.

-V

Научный руководитель: д.ф.н. проф. ГИРЕНОК Ф.И.

МОСКВА -1999

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки философии хозяйства 9

§1. Философия всеединства В.Соловьева и понятие

софийного хозяйства С.Булгакова 9

§2. Экологизация хозяйства и проблемы построения новой

картины мира 27

ГЛАВА 2. Методологический анализ трудо-потребительских

моделей хозяйства 47

§1. Концептуализация понятия "крестьянин" в философии

хозяйства 47

§2. Философия трудо-потребительских моделей хозяйства 64

Заключение 114

Библиография 117

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В конце XX столетия различные теории хозяйства становятся такой отраслью научного знания, которая, с одной стороны, тесно смыкается с философской проблематикой, а с другой — сама служит важным средством для решения острейших социально-экономических и экологических проблем, возникающих в ходе хозяйственной деятельности людей. В последнее время все большее мировоззренческое звучание приобретают вопросы развития земледелия, являющегося фундаментальной основой существования человеческой цивилизации. От способов и средств их решения зависят бытие и мировоззрение не только крестьянства, но и всего человечества.

В этих условиях возникает настоятельная потребность в философской рефлексии над основаниями альтернативных теорий хозяйства и глобальных моделей, над особенностями познавательной деятельности ученых-аграриев и в выявлении на этой основе значения и возможных перспектив развития цивилизации. В диссертации как раз и обосновывается возможность и необходимость существования моральной экономики в современной цивилизации.

Между тем вплоть до последнего времени господствующей точкой зрения в научном сообществе было рассмотрение хозяйства в качестве прикладной экономики, соотнесенной с сугубо практическими проблемами. В связи с этим философия хозяйства как целостное культурно-историческое

явление не изучалось сколько-нибудь систематически, не выявлялись и не анализировались теоретические предпосылки философии хозяйства.

Сейчас все больше осознается связь мировоззренческих оснований как с негативными последствиями социалистического переустройства сельского хозяйства, так и с экологическими последствиями аграрной деятельности человечества. Преодоление технократизма и утилитарно-прагматического подхода к хозяйствованию и установление гармоничных отношений между человеком и природой является актуальной проблемой нашего времени.

Кардинальные изменения, происходящие в отечественном и мировом земледелии и новые духовные ориентации, социальные и экологические задачи требуют, с одной стороны, основательной переоценки прежних аграрных теорий и поиска новой парадигмы развития крестьянского хозяйства, с другой — уважительного отношения к имеющемуся наследию и поиска путей синтеза традиционного и нового в аграрной науке и земледельческой практике.

Состояние и степень разработанности проблемы. Постановка проблемы философского осмысления различных теорий хозяйства была осуществлена в работах С.Никольского, Н.Козловой, А.Гордона и др. В работах Р.Крцимовского, Н.И.Вавилова, Т.С.Мальцева встречаются понятия "философское учение о сельском хозяйстве", "философия агрономии", "философия земледелия" для обозначения новой области исследования. Однако само это направление так и не получило официального статуса, что негативно сказалось на разработке проблем философии хозяйства и на осмыслении ее в

качестве специфического социокультурного феномена.

Методологические положения о взаимосвязи философского и конкретно-научного знания разрабатывают П.В.Алексеев, В.Л.Алтухов, В.Г.Борзенков, Л.Р.Грэхэм, Р.Карнап, А.Н.Кочергин, В.И.Купцов, С.А.Лебедев, В.А.Лекторс-кий, С.Т.Мелюхин, Н.В.Мотрошилова, К.Поппер, В.С.Степин, П.Фейрабенд, И.Т.Фролов, В.С.Швырев и др. Однако учет специфики философского осмысления практических наук в этих работах представлен слабо.

Философский анализ становления и развития научного знания и его отдельных видов (естественнонаучного, социального, гуманитарного, технического, медицинского) осуществляют A.C. Анисимов, Н.М. Бережной, П.П. Гайденко, Ф.И. Гиренок, Э.В. Гирусов, A.A. Горелов, В.Д. Диденко, В.В. Ильин, А.П. Огурцов, Е.Ф. Солопов. В их работах содержится ряд принципиальных положений, которые могут быть использованы при осмыслении философии хозяйства.

Философия крестьянства, сельского хозяйства, земледелия, агросферы разрабатывается такими учеными, как А.П.Белик, Ю.М.Бородай, P.C. Карпинская, H.H. Козлова, И.К. Лисеев, Т.С. Мальцев, С.А. Никольский, П.И. Симуш, Л.В. Фесенкова и др.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является философский анализ концепций хозяйства в России на рубеже XIX-XX веков.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих

задач:

— выявить истоки формирования философии хозяйства;

— провести анализ проблем построения новой картины мира в связи с экологизацией хозяйства;

— установить концептуальную основу связей крестьянства и хозяйства;

— провести методологический анализ трудовых теорий хозяйства. Анализ и решение поставленных задач отражает строение

диссертационного исследования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принципы объективности, историзма, соотношения исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, единства теории и практики. „

Полученные результаты и их научная новизна.

1. В диссертации впервые в научной литературе указаны предпосылки философии хозяйства, возникшей в России в конце XIX - начале XX веков. Среди этих предпосылок выделяется идея всеединства В.Соловьева и понятие софийности С.Булгакова. Благодаря этим понятиям хозяйство осмысливается целостно, вне субъект-объектной дуальности. Что позволяет утверждать о софийности хозяйства.

2. В диссертации показано изменение научной картины мира, выразившееся, с одной стороны, в концепции естественно-исторического тела В.Докучаева, а с другой — в теории биосферы и ноосферы В.Вернадского. Оба

эти понятия, как показано в диссертации, относятся к теоретическим предпосылкам философии хозяйства.

3. В диссертации показано, что формирование новой картины мира сопровождается экологизацией хозяйства, ориентированного на производство экологически чистого продукта.

4. В диссертации устанавливается концептуальная основа хозяйства и крестьянина. Эта основа находит свое выражение в соединении рабочей силы и личностной структуры, в соединении места производства и места жизни, в неразделенности производителя и средств производства, хозяйствующего субъекта и природного объекта.

5. В диссертации выделены три модели хозяйства: трудо-потребительское, капиталистическое и смешанное. И.Стебут, А.Советов и А.Чаянов развивают трудоемкие модели хозяйства, субъектом которых является крестьянин. А хозяйство составляет тип жизни крестьянина.

6. В диссертации на материале анализа взглядов И.Стебута, А. Советова и А.Чаянова показано столкновение двух парадигм: морально-экономической и рациональной. В диссертации сделан вывод о том, что в философии хозяйства, возникшей в России в конце XIX - начале XX веков преобладает морально-экономическая парадигма. Что соответствует русской культуре и ее традициям.

Научно-практическая значимость исследования. Представленная концепция позволяет методологически, гносеологически и аксиологически осмыслить основы философии хозяйства. Материалы диссертации могут быть

использованы в учебном процессе при чтении спецкурсов по темам "Философия и наука", "Методология научного познания", "Философия хозяйства".

Отдельные положения проведенного исследования были апробированы автором в процессе преподавания курса философии.

План-проспект диссертационной работы обсуждался на кафедре философии Государственной академии сферы быта и услуг.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ ХОЗЯЙСТВА

§L. Я*Ш.осрфия всеединстваСоловьева и

Религиозно-философское возрождение в России начала века во многом связано с теорией всеединства. Помимо создания философской школы эта теория оказала формообразующее влияние на таких самостоятельных философов, как С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, Д.С. Мережковский, которые первоначально примыкали к теории всеединства и прошли его школу. Так, например, утопия "религиозной общественности" Д.С.Мережковского создана под безусловным влиянием теории всеединства. Поиски H.A. Бердяевым "нового религиозного сознания", "новой религии" ведут свое начало от соловьевской критики православия и его попыток реформировать христианство. Это все те же попытки "строить церковный синтез из нецерковного опыта"1, т.е. тот же богословский рационализм. В этой связи уместным выглядим замечание А.Ф. Лосева, сделанное в статье "Русская философия" о том, что Бердяев это "славянофил... с добавлением апокалиптической мистики, происходящей от соловьевского гностицизма и его диалектики2".

1 Зеньковский В. История русской философии. - JI. 1991, т.2, ч. 1, с. 20.

2 Лосев А. Страсть к диалектике. - М., 1990, с.98.

Прежде чем проанализировать различные аспекты теории всеединства

B.Соловьева, укажем на тот момент, который связывает эту теорию с философией хозяйства. Это, прежде всего, изменение понятия существования и истины. Что значит существовать? Это значит, что нечто есть всегда больше, чем мысль или ощущения. Например, я мыслю атом, но атом не есть мысль. Следуя мысли, нельзя прийти к существованию, к тому, что есть. А если истина есть то, что существует, то нельзя прийти к истине. Но все есть, существует. То есть истина есть все, что существует. Истина — не суждение, а всеединство.

Всеединство непосредственно связывает человека с объектом. И эта связь должна найти выражение не в чувстве, а в хозяйстве. Таков смысл теории всеединства В.Соловьева.

С теорией всеединства связан религиозный неоромантизм в философии

W L> 11 II

в целом, представленный, с одной стороны, в защите веры отцов (П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Л.П.Карсавин, В.Ф.Эрн), а с другой, в поисках новой религии и противопоставлении ее историческому христианству (Н.А.Бердяев и Д.С.Мережковский). Этот философский неоромантизм имел широкий резонанс в российском обществе. Одним из его итогов следует признать формирование и становление философской школы софиологии. В нее вошли такие плодотворные философы как E.H. и

C.Н.Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин. Эта школа имела устойчивые традиции, учителей и учеников,

последователей и эпигонов. Деятельность этой школы вызвала большой резонанс и в дореволюционном обществе, и в эмиграции. Круг интересов ее широк и многообразен. Философы школы всеединства практически во всех своих произведениях и философских, и публицистических, и богословских разрабатывали проблемы, поставленные их учителем. Всеединцы усматривали эти проблемы и в прошлом (Е.Н.Трубецкой), и в настоящем, и в будущем (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский).

Идеи Соловьева о Софии, как "становящейся церкви", церкви поэтому реформированной и "двуединой" (внутренней и будущей, понимаемой как "тело Христово"), развивались софиологами и в эмиграции.

Идею соединенного человечества они пытались реализовать на практике. В 1923г. в Праге образовался православный "орден" — "Софийское братство", где на собрании учредителей присутствовали С.Н. Булгаков, Г.В. Вернадский, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Флоровский. Позже сюда вошли также Н.С. Арсеньев, В.Н. Ильин, бывший министр вероисповеданий Временного правительства — A.B. Карташов.

П.А.Флоренский, оставшийся в России, так формулировал коренную задачу нового религиозного сознания: "Произвести синтез церковности и светской культуры, вполне соединиться с церковью... воспринять все положительное учение церкви и научно-философское мировоззрение церкви вместе с искусством...1". Софиологи активно работали в этом направлении.

1 Флоренский П.А. Иконостас //Журнал Московской патриархии, 1981, №10, с.65.

Так, вместе с другими православными философами, они создали в Париже высшую школу по подготовке богословских кадров — "Православный богословский институт". За полвека они издали огромное количество религиозной литературы и все это во исполнение также и идеи Софии, как идеальной церкви. Именно для создания всемирной религиозной организации, призванной воплотить основные черты православного идеала, готовились богословские кадры.

Богословский институт в Париже играл заметную роль в эмигрантской России. Преподавателями в нем были С.Н.Булгаков, В.В.Зеньковский, Г.П.Федотов, В.Н.Ильин.

Некоторые члены "софийского братства" примыкали также и к "евразийству" — религиозно-философскому и культурологическому движению. Это — В.Н.Ильин, Г.В.Вернадский, Г.В.Флоровский. В круг евразийцев входили Н.Н.Алексеев, П.М.Бицилли, Л.П.Карсавин, П.Н. Савицкий, Д.П. Святополк-Мирский, Н.С.Трубецкой и др. Это правоведы, философы, историки, литературоведы, филологи и лингвисты. Они приняли в эмиграции от софиологов эстафету в исследовании религиозных основ культуры.

В евразийстве собственно софиологическая идея постепенно теряет чисто богословский характер и переходит от проблем религиозно-богословских в область культурологии, гражданской истории, философии языка и философии хозяйства. Евразийцы, несмотря на то, что считают себя православными мыслителями, пытаются выработать чисто научные методы

познания и далеки от поисков знания, характерных для поэтов и философов, разрабатывающих проблематику собственно всеединства. Они уже ясно и точно формулируют модель хозяйствования, приемлемую для России.

Идеократия, согласно евразийцам, является признаком этой модели.

Хозяйство — это такой способ отношения человека к природе, в котором человек не противостоит объекту, а труд не является обезличенным. Хозяйство является способом организации жизни, тем целым, к которому принадлежат природа и человек. Позднее это целое В.И.Вернадский назовет ноосферой. Здесь же имеются в виду лишь некоторые философско-экономические аспекты.

Такое понимание хозяйства указывает прежде всего на то, что оно ориентировано не на калькуляцию и экономический эффект, а на воспроизведение определенного типа жизни крестьянина, его традиционных ценностей.

В. Соловьев выбрал всеединство. А это значит, что природа единосуща Богу. Но, тогда нужно признать и то, что в Боге есть хаос, то есть Соловьев снижает уровень трансцендентности абсолюта и сближается с Востоком в понимании хаоса и тела.

А ведь хаос — это пасть, которая поглощает и возвращает поглощенное, то есть нет тела Пуруши, а пасть есть, и чья это пасть — неизвестно. Известно лишь, что человек может быть поглощен этой пастью, если не преобразует хаос в космос.

Европейская цивилизация отдает предпочтение форме, Восток — правильности внутренних состояний человека. Соловьев же помещает человека между молотом и наковальней. Слева абсолют и он давит. И справа абсолют. Становящийся. И он тоже давит. Человек между. И может быть раздавлен. Если не появится третий. В русской философии возникла тема "третьего бытия". Тема тайны. И одновременно тема третьего пути в к социально-экономическом развитии России.

Все выше перечисленные мыслители и направления (софиология, течение имяславцев в православии, зарубежное академическое православие, евразийство) испытали в той или иной степени влияние В.Соловьева и его теории. Они продолжают начатое Соловьевым введение религиозных тем и идей в круг философии хозяйства. Эту задачу блестяще выполнил С. Булгаков. Поиски Софийства и всеединства ставят, по замечанию С. Булгакова, перед философским сознанием "совершенно новую — или, по крайней мере, в такой форме никогда еще не стоявшую — проблему философии хозяйства. И все эти проблемы связаны с общей философией природы"1.

В целом, попытку, предпринятую Соловьевым, сделать истины веры предметом живой деятельности разума, следует признать удавшейся.

Говоря о русском религиозном ренессансе, становлении оригинальной философской школы, следует отметить еще один итог теории всеединства —

1 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1993, с. 32.

нечто новое внесенное ею в проблематику и православия, и русского теизма. В философии Соловьева и его последова