автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Концепция человека в философии Гастона Башляра

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шабанова, Ирина Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Концепция человека в философии Гастона Башляра'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шабанова, Ирина Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теория образа и концепция воображения Гастона Башляра.

1.1. Истоки и динамика философского самоопределения Г.Башляра.

I. II. Онтологические основания теории образа Г.Башляра.

I. III. Концепция литературного воображения Г.Башляра.

ГЛАВА II. Философская концепция человека Г.Башляра: диалог между «человеком воображающим» и «человеком мыслящим».

II. I. Роль диалогического подхода в концепции человека Г.Башляра.

И. II. Структурные элементы модели «человека воображающего» в концепции Г.Башляра.

II. III. Модель «человека мыслящего»: проблемы реконструкции.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Шабанова, Ирина Леонидовна

Актуальность темы исследования

Философские и научные идеи Гастона Башляра (1884-1962) приобретают особое значение в современных гуманитарных исследованиях. Они становятся своего рода проблемным центром, точкой продуктивного столкновения различных научных позиций. Его методологические идеи представляют реальный интерес для исследователей, работающих в различных научных сферах: от истории и философии науки до эстетики и литературоведения. Актуальность идей Башляра обусловлена и тем непреходящим значением, которым обладают в современных гуманитарных науках поиски оснований целостности человека. Одновременно с ростом знаний о человеческой природе, с их накоплением за счет развития естественнонаучных и гуманитарных дисциплин возникает множество новых проблем, что ведет к необходимости их философского осмысления.

Актуальность исследования философской концепции Башляра в современной гуманитаристике не исчерпывается констатацией повышения исследовательского интереса к его идеям. В центре внимания научного сообщества оказывается с трудом поддающаяся реконструкции и систематизации, во многом противоречивая методологическая концепция Башляра. В связи с этим, немаловажное значение имеет предпринятая им разработка концепции "целостного человека", способная стать объединяющим началом современных философских поисков. Разрыв между технической и гуманитарной культурой, между "физиком" и "лириком" ставит перед философией проблему его преодоления. Именно по этой причине эпистемологические идеи Башляра о возможных способах гармонизации и "примирения" "человека воображающего" и "человека мыслящего" приобретают особую значимость для современного гуманитарного знания.

Степень разработанности проблемы

Анализ отечественной литературы 70-80-х годов XX века показал, что изучение философского наследия Башляра долгое время находилось на этапе вычленения и фиксации структурных элементов его концепции философии науки, представляющей реальный научный интерес для современных 4 исследователей, работающих в этой проблемной области. Этот этап был необходим, поскольку Башляр из принципиальных соображений не стремился к построению целостной в логическом отношении системы. Поэтому важную роль для дальнейших изысканий сыграли усилия исследователей по реконструкции его концепций, "дорисовке" эскизов, пояснению абстрактных положений. В этот период исследователи проблематизировали в основном методологические и историко-научные идеи Башляра, в то время как его "метафизика воображения", теория образа и ряд других концепций оставались в тени исследовательского поиска.

Отечественные историки философии проявляли интерес к Башляру как представителю неорационалистической тенденции во французской философии 40-70 гг. XX века (М.Н.Грецкий, Н.Г.Михай, Г.М.Федорюк, Б.Г.Нуржанов), к башляровской эпистемологии, теории развития науки и истории науки (А.Ф.Зотов, Вик.П.Визгин, Л.М.Веретенникова), к исследованию идей Башляра в историко-философском контексте, т.е. с точки зрения развития эмпирической и рационалистической традиций в мировой философии (М.А.Киссель). Исследователи неоднократно предпринимали попытки вписать идеи Башляра в контекст современной французской философской мысли (В.Н.Кузнецов, Т.А.Сахарова). Идеи Башляра актуализировались с учетом методологического поворота к проблеме рациональности (Н.С.Автономова, М.Х.Хаджаров). В диссертационной работе О.А.Югая рассмотрены и сопоставлены сформулированные А.Койре концептуальные положения истории научной революции и концепция эпистемологической революции Г.Башляра.

Работы российских философов, посвященные исследованию эстетических идей Башляра (его концепции воображения), имеют форму статей и содержат интересные соображения, не претендующие на систематичность (Т.В.Балашова, Г.В.Березовский, В.П.Большаков, М.Б.Зыков, Л.И.Филиппов).

Двойственность философской концепции Башляра, его попытки осуществить анализ "человека мыслящего" и "человека воображающего", подвигла современных исследователей (Л.П.Илиева, Л.Ю.Соколова) не только к изучению отдельных составляющих его творчества, но и к поиску объединяющего принципа его концепции. 5

Между тем, образ философствования, созданный Башляром, предполагает включение в исследовательскую "зону внимания" идей второго плана, его неявных когнитивных установок и предпочтений, эмоционального настроя мыслителя, что объясняется конструктивной ролью, какую они играют в его построениях. Выдвигаемые Башляром теоретические положения и способы их аргументации зачастую оказываются противоречивыми. Связующим звеном между ними является убежденность мыслителя в продуктивной способности научного разума к собственному преобразованию и очеловечиванию мира.

Проблематизация неявных компонентов философской концепции Башляра, актуализация функциональных элементов его теории образа становятся центральными на втором этапе становления отечественного башляроведения (80-90 гг. XX века). Такой исследовательский поворот находит выражение в работах Вик.П.Визгина, А.Ф.Зотова, Г.М.Федорюк, О.А.Югая. Каждый из ученых наметил свою линию дальнейшего исследования. Г.М.Федорюк обратила внимание на то, что у Башляра дополнительность является одновременно методологией новейшей физики, философии "нового научного разума" и теории поэтического воображения, и тем самым положила начало возможным сопоставлениям на этом уровне. Тематизация "образа науки" Башляра, осуществленная А.Ф.Зотовым, была продолжена О.А.Югаем, в исследовании которого представлена характеристика философствования Башляра как "экзистенциально-гносеологического исследования". Вик.П.Визгин - автор первой и пока единственной в России монографии, посвященной философии Башляра, обратил внимание на процесс формирования башляровской идеи историчности научного познания и его историографическую концепцию науки. Так как анализ процесса предполагает не только фиксацию этапов и их узловых понятий, но и объяснение хода мысли философа, автор проник в мир мировоззренческих установок Башляра. Вик.П.Визгин констатирует, что на современном этапе происходит увеличение числа типов исторического анализа, и труды французского мыслителя как раз очерчивают новый горизонт анализа науки, раскрывающийся как социо-культурный контекст. Философский интерес Башляра к структурам поэтического воображения, развивающийся параллельно с повышением внимания к динамическим 6 процессам в структуре науки, Вик.П.Визгин обозначает как тенденцию к размыканию традиции гносеологической рефлексии и ее повороту к исследованию исторического и культурного контекста формирования научной мысли. Именно по этой причине он предлагает включить ряд методологических положений Башляра в анализ конкретных философских проблем (эпистемологических, онтологических, аксиологических, и др.), в изучение "силовых" линий западной эпистемологической мысли XX века, одна из которых - "Башляр - Кангильем - Фуко".

Обзор отечественной литературы, посвященной философии Башляра, наглядно демонстрирует, что исследование его философских и научных идей предполагает синтетический подход, т.е. анализ теоретических построений, с одной стороны, и реконструкцию неявных компонентов и когнитивных установок его эпистемологического опыта, с другой. Такой методологический ход позволяет представить философскую позицию Башляра в ее целостности и предполагает содержательную интерпретацию историко-культурного контекста, в котором формировался эпистемологический опыт Башляра. Однако, философская концепция человека Башляра еще недостаточно исследована в российской философии, остаются не переведенными на русский язык многие башляровские работы, являющиеся существенными для экспликации его целостной философской позиции.

Цель диссертации: исследовать философскую концепцию человека, развиваемую Башляром, конституируя смысл ее структурных элементов: "человека мыслящего" и "человека воображающего".

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие конкретные задачи:

- выявить истоки и проследить динамику философского самоопределения Башляра;

- раскрыть онтологические основания башляровской теории образа;

- проанализировать концепцию литературного воображения Башляра;

- реконструировать башляровские модели "человека мыслящего" и "человека воображающего";

- обосновать синтетический характер концепции человека Башляра.

Теоретико-методологические основы исследования 7

Объектом исследования в настоящей диссертации является философская концепция человека Башляра, предметом - его "метафизика" воображения и теория образа, а также основные положения его концепции "нового научного разума".

В ходе исследования учтены современные методологические подходы к философскому исследованию. В целях реконструкции модели башляровского "человека воображающего" и "человека мыслящего" использован метод сравнительного анализа. В основной части исследования дан подробный терминологический анализ активно используемых, но недостаточно артикулируемых Башляром понятий. Наравне с названными методами в качестве методологической основы диссертационного исследования используются анализ композиционной структуры отдельных частей работ Башляра, а также метод интерпретации.

Теоретической основой исследования послужили идеи и концептуальные положения отечественных исследователей по общефилософским проблемам: Н.С.Автономовой, Вик.П.Визгина, П.П.Гайденко, В.Г.Кузнецова, В. А. Лекторского, Л.А.Микешиной, Н.В.Мотрошиловой; по проблемам историко-философского анализа: М.Н.Грецкого, А.Ф.Зотова, В.Н.Кузнецова, Т.И.Ойзермана, Н.Г.Поповой и др., а также фундаментальные теоретико-методологические концепции таких зарубежных исследователей, как Г.-Г.Гадамер, Ж.Делез, П.Рикер, Р.Рорти, П.Бергер, Т.Лукман, М.Вартофский, М.Фуко и др.

Источники исследования

В диссертации в разной степени использованы все книги пенталогии Башляра, посвященной Поэтике стихий: "Психоанализ огня", "Вода и грезы. Опыт о воображении материи", "Грезы о воздухе. Опыт о воображении материи", "Земля и грезы воли. Опыт о воображении движения", "Земля и грезы о покое", а также фундаментальные работы Башляра по методологии науки: "Новый научный дух", "Философское отрицание", "Прикладной рационализм", "Рациональный материализм" и ряд статей. Кроме того, были исследованы работы Башляра, переведенные автором диссертации на русский язык, в частности "Вода и грезы", "Поэтика пространства", благодаря которым удалось выявить вариативное поле подвижных смыслов 8 таких башляровских концептов, как "ониризм", "греза", "фантазм", "образ", "воображение" и др.

Новизна диссертационного исследования

- выявлены истоки и динамика философского самоопределения Башляра, позволившие существенно уточнить направление его философско-методологического поиска;

- осуществлен анализ теории образа Башляра, в процессе которого эксплицированы основные понятия его философской концепции: "образ", "первообраз", "образ материи", "образ движения", "воображение", "материальное воображение", "динамическое воображение";

- показаны продуктивные возможности башляровской концепции литературного воображения, являющейся особым контекстуальным полем формирования теории образа;

- реконструированы модели: "человек мыслящий", "человек воображающий", лежащие в основе концепции "целостного человека" Башляра;

- введены в научный оборот ранее не переведенные и не исследованные тексты Башляра.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Полученные диссертантом результаты могут найти применение при дальнейшей разработке проблем истории философии, философии науки. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке и чтении специальных курсов по истории философии, философии науки и философской антропологии.

Апробация диссертационного исследования

Результаты диссертационного исследования получили отражение в публикациях автора, в докладах и выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях БГПУ (г. Благовещенск) и МПГУ (г. Москва).

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция человека в философии Гастона Башляра"

Заключение

В философии Г.Башляра предложено оригинальное решение проблемы осознания мира, в котором мы живем, и самих себя в потоке исторической реальности. В результате проведенной реконструкции концепции человека, развиваемой Башляром, определены её основные структурные элементы.

Концепция человека является целеполагающим рациональным основанием в философии Г. Башляра. Об этом свидетельствует большинство его работ позднего периода, осмысление которых становится необходимым для актуализации изучения его философского творчества и определения места концептуальных построений в мировой философии.

Французский философ разрабатывал теорию образа и концепцию воображения, в которых он попытался обосновать продуктивные возможности образного мышления для развития научного знания и последовательного решения научных проблем. Его эпистемологический опыт с одной стороны и следование феноменологической традиции, с другой, позволили Башляру ввести в научный оборот оригинальные теоретико-методологические подходы к исследованию гуманитарных дисциплин, в частности, литературоведения.

Не менее важным структурным элементом башляровской концепции человека является концепция литературного воображения. В результате анализа эпистемологического опыта Башляра удалось продемонстрировать, что введение теоретических размышлений в контекст литературных произведений позволило ему выявить характерные черты и особенности функционирования образа в литературных произведениях, поскольку именно в них, по мнению Башляра, образ предстает наиболее осязаемым и объемным, т.е. приобретает конкретные формы.

Концепция человека Г. Башляра строится на принципах «нового рационализма», методологическое обоснование которого он осуществлял на

133 протяжении всего своего творческого пути. Французский философ считал, что эти принципы являются основаниями «нового научного духа» (термин Г.Башляра). «Новый научный дух», как его понимал Башляр, не исчерпывается опорой на новейшее естествознание и его позитивные результаты, в основании «нового научного духа» он помещает культуру философского мышления.

Самые важные моменты концептуального наследия Башляра содержатся в его попытках построить новую эпистемологию на основе диалога разума и опыта. Именно по этой причине были реконструированы башляровские модели «человек воображающий» и «человек мыслящий», экспликация которых дала возможность раскрыть разрабатываемую Башляром целостную концепцию человека познающего.

Особое внимание представляют не только содержательные компоненты философской концепции Башлляра, но и методологический поиск ее обоснования, который представлен как продуктивный диалогический подход к анализу когнитивных феноменов. Погружение концептуальных построений в диалогический контекст значительно повлияло на характер создаваемых Башляром моделей: «человека воображающего» и «человека мыслящего». Это позволило Башляру сохранить живые, подвижные отношения между целостным человеком и предложенными им виртуальными конструктами.

Башляр считает, что проблемы сознания, духа, их эволюции не достаточно ясно артикулированы как в науке, так и в философии, поскольку в рамках научного и философского обоснования этих проблем сохраняется «эпистемологический разрыв», т.е. разрыв между научным знанием и сферой повседневного опыта. Именно поэтому он создает модель «человека воображающего», пытаясь найти причины «эпистемологического разрыва» и продуктивные возможности воображения в научной сфере знания.

Модель «человека мыслящего» Башляра объединяет все уровни рассуждений философа о научном познании. Поскольку разработки Башляра имеют намеренно проективный характер - он не ставит перед собой цели

134 создать законченную концепцию человека мыслящего, но отводит ей место «маяка», «дальний свет» которого направляет и стимулирует движение его мысли. В результате, башляровское исследование развития познавательной деятельности перерастает рамки отстраненного анализа и превращается в заинтересованное повествование о плодотворной борьбе двух «ипостасей» человека познающего: «человека мыслящего» и «человека воображающего», причем на донаучной стадии развития духа второй, по Башляру, берет верх над первым - «человек воображающий» не позволяет «человеку мыслящему» в должной мере осознать и использовать свой потенциал, на стадии «нового научного духа» «человек мыслящий» выходит из-под влияния «человека воображающего» и может пользоваться его помощью без угрозы потери своей «автономии». Философ пытается убедить «человека воображающего» в необходимости относится к мышлению как к долгу, а «человека мыслящего» призывает воспользоваться правом грезить.

Значение концепции человека Г.Башляра состоит в том, что в ней представлена попытка разрешения фундаментальных противоречий, окончательно неразрешимых и требующих всякий раз все большего углубления и уточнения понятий. Это и происходит при включении в наше понимание момента творчества, возможного лишь на почве реальных практических отображений. Именно в этом контексте особое значение приобретает концепция человека Башляра, благодаря которой научный разум открывается вовне - к измерениям внерационального обусловливания духовной деятельности человека.

Настоящее исследование есть только первая попытка реконструкции концепции человека французского мыслителя, но она открывает пути дальнейшего исследования башляровской философии. Можно сказать, что особая роль в этом процессе будет принадлежать сравнительному анализу, с помощью которого можно провести параллели между его философской концепцией и концепциями других философов, работавших в начале XX века, а так же показать влияние его идей на развитие антропологических

136

 

Список научной литературыШабанова, Ирина Леонидовна, диссертация по теме "История философии"

1. Башляр Г. Введение в Библию Шагала // Башляр Г. Новый рационализм. Биробиджан, 2000. С. 354-368.

2. Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи. М., 1998.

3. Башляр Г. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения. М., 1999.

4. Башляр Г. Земля и грезы воли. М., 2000.

5. Башляр Г. Земля и грезы о покое. М., 2001.

6. Башляр Г. Материал и рука // Башляр Г. Новый рационализм. Биробиджан, 2000. С. 325-328.

7. Башляр Г. Мгновение поэтическое и мгновение метафизическое // Башляр Г. Новый рационализм. Биробиджан: Изд-во ИП «Тривиум», 2000. С. 347-354.

8. Башляр Г. Научное призвание и душа человека // Башляр Г. Новый рационализм. Биробиджан, 2000. С. 328-347.

9. Башляр Г. Новый научный дух // Башляр Г. Новый рационализм. Биробиджан, 2000. С. 28-160.

10. Башляр Г. О природе рационализма // Башляр Г. Новый рационализм. Биробиджан, 2000. С. 284-325.

11. Башляр Г. Прикладной рационализм // Башляр Г. Избранное. Т.1. Научный рационализм. М.; СПб., 2000. С. 7-199.

12. Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993.

13. Башляр Г. Рациональный материализм // Башляр Г. Избранное. Т.1. Научный рационализм. М.; СПб., 2000. С.199-383.

14. Башляр Г. Философское отрицание // Башляр Г. Новый рационализм. Биробиджан, 2000. С. 160-284.

15. Gaston Bachelard. Га poétique de l'espace. Paris: Quadrige / Presse Universitaires de France, 1994.137

16. Gaston Bachelard. L'eau et les rêver. Paris.: Quadrige / Presse Universitaires de France, 1987.1. Исследования:

17. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

18. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. М., 2001.

19. Автономова Н.С. Актуальное прошлое: структурализм и евразийство // Серио П. Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма в Центральной и Восточной Европе. 1920-30-е гг. М., 2001. С. 9-31.

20. Автономова Н.С. Г.Башляр. Новый рационализм // Вопросы философии, 1989, №3. С. 164-167.21 .Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.

21. Автономова Н.С. Реальные травмы и символические исцеления? // Вопросы философии, 1993. № 12. С.27-34.

22. Альтернативные миры знания. СПб., 2000.

23. Балашова Т.В. Научно-поэтическая революция Гастона Башляра // Вопросы философии, 1972, № 9. С. 140-146.

24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

25. Белый А. Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы // Поэзия слова. Пг., 1922.

26. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

27. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

28. Березовский Г.В. Философия пластических искусств в эстетике Г. Башляра // Некоторые проблемы современной буржуазной эстетики. М., 1979. С. 46-63.

29. Бертран М. Бессознательное в работе мысли // Вопросы философии, 1993, № 12. С. 35-41.138

30. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX -начало XX в. М., 1987.

31. Большаков В.П. Г.Башляр и поиски «новой» поэтики // Вопросы философии, 1987, №5. С. 102-109.

32. Борн Макс. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.

33. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. (Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения). М., 1966.

34. Бройль Луи де. По тропам науки. М., 1962.

35. Вальденфельс Б. Мотив чужого. Минск, 1999.

36. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988.

37. Веретенникова JI.M. Критика «философии науки» Г. Башляра. Дис. канд. филос. наук. М., 1975.

38. Веретенникова Л.М. Гастон Башляр о диалоге рационализма и неорационализма в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, 1997. С. 15-18.

39. Веретенникова Л.М. Диалектические принципы эпистемологии Гастона Башляра // Вторые илиадиевские чтения. Курск, 1999. С.70-71.

40. Веретенникова Л.М. О диалектике философии и естествознания в творчестве Г. Башляра // Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты. Курск, 1995. С. 47-49.

41. Веретенникова Л.М. Проблема научного знания в творчестве Г. Башляра // Человек в научной и философской картине мира XXI века. Курск, 1996. Ч. 1. С. 46-49.

42. Визгин Вик.П. Научный текст и его интерпретация // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.

43. Визгин Вик.П. Эпистемология Г.Башляра и история науки. М., 1996.

44. Владимирова А.И. Проблема художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков (1890-1914). М., 1983.

45. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997.139

46. Гайденко П.П. У истоков новоевропейской науки // Науковедение, 1999, №2.

47. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

48. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

49. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое М., 1989.

50. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1979.

51. Грецкий М.Н. Наука философия - идеология: Некоторые актуальные проблемы марксистской философии во Франции. М., 1978.

52. Гудков Л.Д. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии. М., 1994.

53. Декомб В. Современная французская философия: Сборник. / Пер. с франц. М., 2000.

54. Делез Ж. Ницше. СПб., 2001.

55. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

56. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.). М., 1999.

57. Женнет Ж. Фигуры. В 2-х томах. T.l. М., 1998.

58. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.бО.Зандкюлер Г.Й. Действительность знания. Историческое введение в эпистемологию и теорию познания. М., 1996.бГЗольгер К., Эрвин В. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. М., 1978.

59. Зотов А.Ф. Башляр и методология науки XX века // Вопросы философии, 1973, № 3. С.137-145.

60. Зотов А.Ф. Концепция науки и ее развития в философии Г.Башляра // В поисках теории развития науки: (Очерки западноевропейских и американских концепций XX в.). М., 1982. С. 78-118.

61. Зотов А.Ф. «Прикладной рационализм» Г.Башляра // Проблемы и противоречия буржуазной философии 60-70-х годов XX века. М., 1983. С.201-230.

62. Зотов А.Ф., Воронцова Ю.В. Современная буржуазная методология науки. М., 1983. С. 68-146.140

63. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. Учебное пособие. М., 1998.

64. Зыков М.Б. Эстетические взгляды Гастона Башляра. Дис. канд филос. наук. М., 1973.

65. Иванов О.Б. Эссеистический принцип мышления в философии XX века // Труды молодых ученых Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Ростов-на-Дону, 1999. № 4.

66. Илиева Л.П. Гастон Башляр: особенности феноменологического и психоаналитического подходов к исследованию художественного творчества // Вестник Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 1998, № 2. С.91-103.

67. Илиева Л.П. Проблема творческой деятельности в философии Г. Башляра. Дис. канд. филос. наук. М., 1990.

68. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

69. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.

70. Киссель М.А. Диалектический историцизм // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987. С.118-187.

71. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы. М., 1974.

72. Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1900.

73. Коршунов A.M. Категория познавательного образа // Теория познания. Социально-культурная природа познания. Т. 2. М., 1991.

74. Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. М., 1983.

75. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

76. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. М., 1970.

77. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.141

78. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

79. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М, 2001.

80. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

81. Логика научного познания. Актуальные проблемы. М., 1987.

82. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991

83. Лосев А.Ф., Тахо-Годи М.А. Эстетика природы (природа и ее стилевые функции у Р. Роллана). Киев, 1998.

84. Лоэнер А. Гастон Башляр и Фердинанд Гонсет философы научной диалектики // Диалектика и ее критики. М., 1986. С. 61-71.

85. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М., 2000.

86. Мамчур Е.А. Нуждается ли эпистемология в психологии? // Социокультурный контекст науки. М., 1998.

87. Ман (Поль де Ман) Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999.

88. Манхейм К. Проблема интерпретации мировоззрения // Культурология. XX век: Антология. М., 1994.

89. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909.

90. Мейерсон Э. Тождественность и действительность. Опыт теории естествознания как введение в метафизику. СПб., 1912.

91. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.

92. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

93. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

94. Михай Н.Г. Научное познание мира и неорационализм. Кишинев, 1976.

95. Мотрошилова Н.В. "Картезианские медитации" Гуссерля и "Картезианские размышления" Мамардашвили (двуединый путь к трансцендентальному ego) // Встреча с Декартом. М., 1996.

96. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.142

97. Назвать вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

98. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М, 1998.

99. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания // Загадка человеческого понимания. М., 1991.

100. Новалис. Гейнрих фон Оффтердингер. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб, 1995.

101. Нуржанов Б.Г. Принципы «диалектической методологии» неорационализма и научное познание // Принципы материалистической диалектики. Алма-Ата, 1980. С. 147-159.

102. Ойзерман Т.И. Философия как единство научного и вненаучного познания // Разум и экзистенция. СПб, 1999.

103. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. СПб. 1999.

104. Ортега-и-Гассет X. Заметки о мышлении, его теургии и демиургии. Кризис интеллектуала и кризис мысли // Позиции современной философии. СПб, 1999.

105. Планк М. Единство физической картины мира. М, 1966.

106. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Благовещенск, 1998.

107. Полторацкая Н.И. Меланхолия мандаринов. Экзистенциалистская критика в контексте французской культуры. СПб, 2000.

108. Понж Ф. На стороне вещей. М, 2000.

109. Попова Н.Г. Французский постфрейдизм М, 1986.

110. Поппер К. Критика и рост научного знания. М, 1983.

111. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). М, 1999.

112. Проблема человека в западной философии. М, 1988.

113. Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. Т. 1-2. М, 1994.

114. Путь в философию. Антология. М.; СПб, 2001.143

115. Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., 1999.

116. Рациональность на перепутье. В 2-х кн. М., 1999.

117. Рикер П. Время и рассказ. Т. 1. М.; СПб, 1998.

118. Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. М.; СПб, 2000.

119. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

120. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умтственной деятельности. Минск, 1991.

121. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

122. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. СПб., 2001.

123. Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму. Критические очерки современных течений буржуазной французской философии. М., 1974.

124. Современная западная философия: Словарь. М.,1998.

125. Соколова Л.Ю. Диалог философии науки и искусства в творчестве Г.Башляра// Диалог в философии: традиции и современность. СПб., 1995. С. 108-114.

126. Соколова Л.Ю. К критике «диалектического рационализма» Г. Башляра // Философская мысль и актуальные проблемы познания мира. Л., 1979. С. 166-171.

127. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

128. Сэв Л. Современная французская философия. М., 1968.

129. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

130. Тюхтин B.C. О природе образа: психическое отражение в свете идей кибернетики. М., 1963.

131. Федорюк Г.М. Гносеология и онтология дополнительности Г. Башляра. Дис. канд. филос. наук. Ростов-на- Дону, 1970.144

132. Федорюк Г.М. «Диалектика» в гносеологии Башляра // Философские науки, 1972, № 1. С. 125-131.

133. Федорюк Г.М. Доктрина науки Гастона Башляра // Наука и творчество. Ростов, 1970. С.31-41.

134. Федорюк Г.М. Французский неорационализм: Критический очерк. Ростов, 1983.

135. Федье Ф. Воображаемое. Власть. // Везен Ф. Философия французская и философия немецкая. Федье Ф. Воображаемое. Власть. М., 2002. С. 35-93.

136. Фейерабенд П. Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания. Благовещенск, 1998.

137. Феномен человека: Антология. М, 1993.

138. Филиппов Л.И. Проблема воображения в работах Г. Башляра // Вопросы философии. М., 1972, № 3. С. 156-164.

139. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

140. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

141. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

142. Хаджаров М.Х. Г. Башляр: рациональность и наука // Credo. 1997, № 6. С.12-17.

143. Хованская З.А. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М., 1988.

144. Человек Философия - Гуманизм. Т. 5. Философия в мире знания, техники и веры. СПб, 1997.

145. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. № 6.

146. Шел ер М. Формы знания и образования // Человек. 1992. № 4-5.

147. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. В 2-х т. СПб., 1996.

148. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983.

149. Шпет К.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989-1992.

150. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1998.145

151. Щедрина Т.Г. У истоков русской семиотики и структурализма // Вопросы философии. 2002. № 12.

152. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

153. Югай O.A. Проблема научной революции во французской эпистемологической «школе» (А.Койре, Г. Башляр). Дис. канд. филос. наук. М., 1986.

154. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. М., 1992.

155. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. М., 1987.

156. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М., 1997.