автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема творческой деятельности в философии Гастона Башляра

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Илиева, Любовь Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Проблема творческой деятельности в философии Гастона Башляра'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема творческой деятельности в философии Гастона Башляра"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М. В.ЛОМОНОСОВА

Специализированный Совет К 053.05.64 по философским наукам

На правах рукопиои УДК I МИ

ИЛИЕВА Любовь Павловна

ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ГАСТОНА БА1ШРА

Специальность 09.00.03 - история философии

Автореферат диссертации на соискание учеьой степени кандидата философских наук

Москва - 1990

Работа выполнена на кафедре истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного университета ии.М.В.Ломоносова.

.Научный руководитель доктор философских наук,

профессор Зотов А.Ф.

Официальные оппоненты; - доктор философских наук,

профессор К^зарян В.П.

кандидат философских наук, доцент Меськов B.C.

Ведущая организация - Университет дружбы народов им.Патриса Луыуибы, кафедра философии.

Защита состоится " 10 "■ декабря 1990 года в 15 час. на заседании Специализированного совета (К 055.05.64) по философский наукам в ИГУ mi.ll.В.Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ иы. И.В.Ломоносова, философский факультет, 11-й этаж, аудитория 1156.

С диссертацией иожно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ.

Автореферат разослан "_"_1990 года.

Ученый секретарь . Специализированного совета

Коровин В.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Философ, историк и методолог науки, родоначальник "нового рационализма" Башляр (1884-1962) известен такке в области эстетики как "отец" новой литературной критики. Многообразие интересов выдающегося мыслителя позволило соотечественникам философа назвать его французским Леонардо XX столетия. Башляр оставил очень значительное философское наследие, интерес к которому не только не уменьшается с годами, но, напротив, все возрастает. Работы Башляра переиздаются (его книга "Новый научный дух", например, во Франции была переиздана 16 раз) и переводятся. Проблемам, поставленный в работах Баиляра, посвящаются семинары, конгрессы, симпозиумы. Философское наследие Башляра противостоит забвению, ставя все новые и новые вопросы историкам и методологам науки, философам, литературоведам, культурологам, теоретикам в области эстетики.

На протяжении всего своего научного пути Башляр постоянно обращается к проблеме творчества. Эта проблема присутствует практически во всех его работах и по методологии науки и по поэтике. Проблема творчества явно или косвенно выявляется при анализе Башшроы методологических проблем науки и искусства и в его психоанализе. Однако работ, в которых концепция творческой деятельности была бы разработана, у Башляра нет. И вместе с тем исследование творческих возмозкностбй, творческого настроя науки и искусства, условий творчества в науке и искусстве, психоаналитическое выявление факторов, мешающих раскрытию творческих потенций, является одним из основных компонентов методологии Башляра. Поэтому актуально реконструировать и исследовать концепцию творческой деятельности в философии Башляра. Тем более, что на наи взгляд, именно концепция творческой деятельности позволяет выявить цельность концепции Башляра, проследить на теоретическом уровне взаимосвязь его концепции Нового Научного Духа и Поэтики. Анализ проблемы творческой деятельности и целостный анализ философской методологии Башляра позволяет выявить особенности философской концепции Башляра и оценить ее место в общем развитии философии XX столетия. Через анализ концепции творческой деятельности можно раскрыть и специфику психоанализа Башляра. Башляровский под-.

ход в анализу творчества в науке и в искусстве представляет интерес и для философов и методологов науки и для специалистов в области эстетики.

До сих пор в критической философской литературе целостная концепции творческой деятельности Башляра не была исследована. Исследователи творчества Башляра акцентировали свое внимание прежде всего на конкретных элементах' методологии и поэтики Баа-ляра. В большей степени методология науки исследована А.Ф.Зотовым. Проблемам истории и методологии науки посвящена работа Ж.Старобински. Проблематика творчества, целостного творческого настроя Научного духа в них присутствует лишь косвенно. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в критической литературе по поэтике Башляра. Отдельные аспекты проблемы воображения исследованы в работах Г.В.Балашовой, В.П.Большакова, Л.И.Филиппова. Элементы проблематики творческой деятельности присутствуют з работах по литературной критике К.Рамну и Дх.Кларка. Эти авторы ограничились исследованием отдельных компонентов проблемы творческой деятельности из-за ограниченности самой темы исследования. В критической литературе дискутируется вопрос, возможно ли найти некий теоретический принцип, объединяющий поэтику Башляра и его методологию науки? Некоторые авторы (например, Д.Дезанти, Ж.Старобински) считают, что в творчестве Башляра поэтика и методология науки существуют параллельно. Другие же ищут некий объединяющий принцип, находя его в стремлении к переоценке ценностей (Т.Балашова), в стиле (К.Рамну), в феноменологии Балляра и т.д. Анализ целостной концепции Башляра на базе концепции творческой деятельности позволяет включиться в эту дискуссию. Анализ философской концепции Башляра с точки зрения его концепции творческой деятельности до сих пор реализован ие был.

Целью данной работы является анализ концепции творческой деятельности Башляра. В философии Башляра эта концепция имеет принципиально ваяное значение. В данной работе концепция тьор-ческой деятельности Башляра реконструируется и исследуется. Необходимость реконструвди этой концепции объясняется тем, что работ, в которых она была бы изложена в чистом виде, у Башляра чет. Задача данного исследования - показать, что принцип творческой деятельности можно принять в качестве метода анализа фи-

лософии Башляра. В таком случае концепция духа науки Башляра предстает как изменение представления о характере творчества в чауке. В задачи работы входит анализ принципа творческой активности как ключевого методологического принципа исследований Башляра в области поэтики, а такяе как теоретического принципа, связующего в философии Башляра философскую методологию и поэтику. При анализе философской концепции Башляра большую роль играет тершшология. Поскольку в своих работах Башляр очень часто использует терцины, возникшие у других авторов, в других философских школах, школах психологии или литературной критики, наделяя подчас их совершенно иным, отличным от первоначально утвердившегося, содержанием. Пример тону: понятия психоанализа и архетипа. Прочтение работ Башляра без уточнения смысловой нагрузки понятий ыоает привести к различным кривотолкам,' противоречиям. См. статьи Балашовой, Филиппова, К.Рамну. Поэтому в задачи данной работы входит выяснение смысловой нагрузки ключевых понятий концепции Башляра. Что очень важно, поскольку от этого зависит как трактовка концепции в целом, так и понимание отдельных проблем, поставленных Башляром. И в то же время выяснить смысл понятий в контексте концепции Башляра можно лишь в результате целостного анализа его методологической концепции и поэтики.

Научная новизна и практическая ценность диссертации. В данной работе впервые реконструируется концепция творческой деятельности в философии Гастона Башляра. Показано, что эта концепция имеет принципиально ванное значение в философской концепции Башляра, поскольку именно она позволяет провести целостный анализ философии Башляра, выяснить взаимосвязь между философской методологией и поэтикой Башляра на теоретическом • уровне, а также уточнить понятийный аппарат, используемый Баш-ляром. В данной работе показано, что в концепции творческой деятельности Башляра необходимо уточнить смысл понятия "психоанализ", включая представление о методах и задачах психоанализа, как их понимает Башлпр; сравниваются представления о роли и задачах психоанализа, как их понимают соответственно Юнг и Башляр, а такке представления обоих авторов об архетипе. Впервые в работе предпринят анализ концепции худоаесгвенного творчества Бааляра, его представлений о худозестзенном обраэотвор-

честве, образе, переходе от индивидуального'образотворчества к общезначимому на основе понимания Башляром методов и задач психоанализа. Показано значение Башляровского представления о психоанализе для концепции творческой деятельности и для концепции Духа Науки. В данной работе показано принципиальное значение переосмысления Байяром понятия реальности. Показано значение понятия "научной реальности" в концепции творческой деятельности в науке - как творческого принципа развития науки на уровне методологии и значение понятия реальности ыира образов - в поэтике.

Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях философии Башляра, а также для развития представлений в области философии и методологии науки, методологии исследования поэтического творчества, развития представлений в области психоанализа применительно к исследованию проблем творчества в науке, в искусстве и в более общем сиысле -творчества как феномена культуры. Материалы диссертации могут ' бить использованы и в вузовском курсе лекций по истории философии.

Апробация работы.Главные положения работы освещались на заседаниях кафедры истории зарубежной философии философского факультета ИГУ ни.!/,.В.Ломоносова, в тезисах выступлений на научной конференции аспирантов 1939 г.

Структура работы. Цель и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, состоящей из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы.

Основное содержание диссертации. Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности в философской критической литературе, формули-. руются цели и задачи исследования, показана научная новизна диссертации.

В первой главе исследуется проблема творческой деятельности в концепции Нового Научного духа в философии Бамяра. В В первом параграфе рассмотрены предпосылки методологического кризиса, возникшего в начале двадцатого зека. Характеризуется новая ситуация в физике, в сиязи с которой с особой остротой .вновь встали вопросы о статусе экспериментального и теоретического, о характере их взаимоотношений, об истинности знания,

о роли науки в обществе и в развитии культуры, о взаимоотношениях науки и философской методологии; обнаружилась более существенная роль субъективного,-более сложный характер субъективного, что потребовало развития представлений о его характере и роли в развитии научного знания. Далее анализируются реакции на изменения в науке основных методологических школ. Обосновывается позиция Башлпра, его реакция на новую ситуацию в науке, которую характеризует стремление к поиску повой методологии, отвечающей новому уровню развития естественнонаучного знания. Недостаток существующих методологических концепций определяется как их желание понять новое с помощью старого, с помощью пренних схем, втиснуть новое в ранки утративших способность к движению принципов. Определяется понятие нового Научного Духа как настроенности всего научного организма современной Бащля-ру науки на переход от старого к новому. Такой переход возможен лишь на базе творчества при осмыслении процессов, происходящих в науке, на метауровне с учетом изменений конкретно научного знания. Дух новой науки Башляр характеризует как творческий. Стиль научного мышления определяется иы как форма проявления научного духа. Определятся основные элементы, которые, согласно Башляру, характеризуют становление нового научного духа. Одним из таких элементов, способствующих становлению творческого духа новой науки, по мнению Ьаиляра, является осмысление на методологическом уровне пути развития науки. При этом метауровень включает и изучение изменения стиля научного мышления, связанного с изменением отношения к реальности в науке, и изучение тех факторов, которые тормозят развитие науки, к ним относятся и элементы стиля мыиления. Факторы, тормозящие творческое развитие науки, Башляр называет эпистемологическими препятствиями. Определяется задача методологии науки как выявление эпистемологических препятствий. Метод выявления эпистемологических препятствий как характеристик стиля мышления Бааляр называет психоанализом объективного разума. Прогрессивное развитие науки определяется как процесс преодоления эпистемологических препятствий,* который открывает возможности для творчества. Доказывается, что Башляр разргбаНывает психоанализ науки, в которой психоанализ инди-

- б -

видуального творчества является элементом при выявлении общих характеристик Духа науки. На такой методологической базе рассматривается развитие Научного Духа, как это представляет Баш-ляр. Башляр выделяет три этапа развития науки, которые характеризует изменение стиля мышления. Это: I - донаучное знание, ему соответствует "конкретное мышление"; 2 - "старая наука", которой соответствует "конкретно-абстрактный" стиль мышления; и 3 - новая наука ("Новый Научный Дух"), которой соответствует абстрактное мышление. Анализируются представления о характере реальности соответственно на каждом этапе развития науки. Показана взаимосвязь между представлениями о реальности,объектом науки и типам научного творчества. Особое внимание в первом параграфе уделено рассмотрению психоаналитического метода Башлнра применительно к изучению закономерностей развития науки и характеристике эпистемологических препятствий, выделенных им. Эпистемологические препятствия, которые возникают на пути перехода от "старой" науки к "новой" (терминология Башля-ра), определяются как принципы, теории, установки, представления, характеризующие и определяющие инертность мышления, и тем самым ограничивающие возможности творческого развития Духа науки; творческого развития научного потенциала. Определяются основные эпистемологические препятствия, характеризующие Декартовский стиль мышления, который Бадляр соотносит с представлениями "старой" науки. Это: суОстанционально-эмпиричес-кое представление о реальности и взаиаосшзанные с ним: подход к определению научных понятий, представление об объекте науки; принцип единства мира на основе злементаристского принципа. Анализируется, каким образои конкретные научные представления способствуют стабилизации философского стиля мышления, что выражается в том, что философская методология не стремится к переосмыслению базовшс понятий науки. Это, например, принцип параллельности прямых Евклида, Ньютоновские представления об Абсолютном Пространстве, Бремени, Покое. Выявляется тенденция к отождествлению как характеристика "старой науки", замораживающая творческий поиск. Определяется ключевая роль представления о реальности в концепции творческой дея-. тельности Баиляра, в его представлениях о развитии научного

духа. Именно понимание реальности определяет, как показывает Башляр, понимание объекта и задач науки, характер представлена о картине мира; влияет на характер научного мышления и тем самым - на его возможности. В новой науке, которую характеризует новый тип мышления, развиваются представления о теоретической реальности. Методологический поиск Башляра направлен на раскрытие творческого потенциала науки, эту цель он реализует, анализируя представления об эмпирической реальности -реальности первого порядка в его терминологии, и развитие представлений о теоретической реальности (реальности второго порядка) как о базе развития творчества. Башляр выявляет взаимосвязь представлений о реальности как эмпирической с субстанциальным подходом в науке. Развитие реальности второго порядка, развитие представлений о законах ее развития на метауровне есть Преодоление эпистемологического препятствия, связанного с субстанциальным подходом. Реальность второго порядка определяется как элемент "искусственной реальности", показана связь теоретической реальности и операционального подхода. При этом получается эффект превосходства пространства представлений над пространством вещей, а научный поиск идет по пути от рационального к реальному. Обосновывается башл'яровский тезис "научный мир есть верификация". Переход от первичного опыта (донаучного) к научному представлен как переход от субстанции к заместителю. В таком случае творчество в науке связано с развитием искусственной реальности, базирующейся на операциональном мышлении. Анализируются элементы, придающие устойчивость научной реальности.Исследуется взаимосвязь представлений об искусственной реальности с проблемой обьекта науки, научного эксперимента, , теории измерения в методологии Баиляра. Научный зксперимент представлен в его концепции как подтвержденный разум. Реальность первого порядка провоцирует творческий поиск, который осуществляется в реальности второго порядка. Реальность третьего порядка - реальность инструментов, приборов есть техническая база развития реальности второго порядка. Реальность третьего порядка икеет собственный законы развития.

Подробно анализируется психоаналитическое выявление Баш-лярсп одного из основных эстезиологических препятствий, связанного с сагитческс-суботазцияльныу предотазленлем о ¡>оэлъпо-

сти. Это эпистемологическое препятствие Башляр называет принципом простоты. Выявляются связанные с ним представления о • единстве мира на основе принципа подобия неких простых элементов-кирпичиков. Они просты потому, что далее неделимы, мир ае един, поскольку все и состоит из подобных простых элементов. Стремление сводить сложное к простому Башляр рассматривает как одну из основных характеристик-"старого мышления". Иллюстрацией такого стиля мышление является четырехэлементный материализм Агриппы, в котором знание структурируется через Соотнесение с четырьмя элементами: водой, огнем, воздухом и землей на основе убеждения в том, что все материальные и психические явления и субстанции содержат вышеуказанные элементы. Вот пример:

Земле соответствуют камни;

Воде - металлы;

Воздуху - растения;

Огню - животные.

Камни в свою очередь могут быть:

1. Темными - значит, в них больше всего содержится элементов земли;

2. Прозрачными - в них больше всего элементов воды;

3. Легкими, подвижными, плавающими (ксел, пемза) - в них, соответственно, больше всего воздуха;

Кремневыми - раз из них может быть получен (высечен) огонь, значит, это "огнесодержащие" камни.

Такой ае классификации подвергаются растения, планеты, чувства и даже Ангелы.

Далее обосновывается мнение Башляра о том, что при субстанциальном подходе научное понятие связывается с принципом простоты. Понятия, мыслимые как простые при таком подходе, Башляр называет понятийными атомами. В новой науке на смену субстанциальному подходу к определению понятий приходит подход к определению понятия как сложного явления. Явления и понятия рассматриваются как узел сложных отношений. Далее обосновывается возыояность творческого подхода к определению научных понятий при преодолении эпистемологического препятствия, связанного с принципом простоты. Уделено особое внимание башляров-скому психоаналитическому выявлению евклидовых устремлений в

научном мышлении.

Подробно анализируется изменение представлений о понятии массы в научном сознании, показывающее развитие представлений о реальности в ходе развития науки, особенности закономерностей развития реальности второго порядка, переход от субстанциального мышления к теоретическому, роль творчества в науке. Как показывает Башляр, первоначально понятие массы развивалось в рамках представлений о первой реальности. Сначала возникло представление о массе как о массивности. Такое представление о массе характеризует метафорическое, анимическое мышление, основанное на принципе очевидности. Б таком случае данное понятие является эпистемологическим препятствием. Определение понятия массы через отношения характеризует механику Ньютона, считает Башляр, как элемент теоретической реальности. В силу такого характера определения понятие является теоретическим и имеет теоретических заместителей, что отличав!' теоретическое мышление реальности второго порядка. Но в механике Ньютона понятие массы не имеет внутренней структуры, будучи простым. Это "старая наука". В "новой науке" понятие массы уве не является "понятийным атомом". В этих теориях" (новой науки) понятие массы зависит от системы отсчета, является функцией скорости, масса различна в случае нормального и тангенциального ускорения. Отказ'от идеи простоты понятий определяет преодоление эпистемологического препятствия и характеризует новый стиль мышления. В "новой науке" понятие массы имеет внутреннюю структуру. Развитие научной мысли на. примере понятия массы проявляется в том, что раньше массу изучали в ее бытии, в то время как в "новой науке" ее изучают в становлении. В новом философском аспекте масса предстоит в механике Дирака.

На основе вышеуказанных принципов выявляются особенности "психоанализа объективного разума" - основы философской методологии Башляра. Это: I - анализ творчества на основе изучения изменений конкретно научного знания, в процессе .чего выявляются основные эпистемологические препятствия. 2 - выязленио эпистемологических препятствий стимулируй г творческий поиск, раскрывая творческий потенциал научного разума. Выявляется,что методология Сил яра - это методология $-а.> витая, в ней самой

глубоко заложен принцип творчества. Башляр провел психоаналитическое исследование не только научного разума, но и методологии. И сана методология Башляра есть преодоление эпистемологического препятствия - попытки изучения нового в науке при помощи старых схем. Проводится сравнение методологической концепции Башляра с основными современными концепциями методологии науки.

Во втором параграфе выявляются особенности методологии Башляра. Это не учет роста научного знания, а выявление на методологическом уровне творческих потенций науки - то, что Башляр называет "актуализацией методов обогащения". В связи со спецификой -ориентацией методологии Башляра, прежде всего, на современную ему науку, характеризуется отношение Башляра к истории науки. Башляр рассматривает историю развития науки» начиная со "ставшего" феномена. В своем исследовании он идет от "новой" науки к "старой". Показано, что анализируя развитие лауки через преодоление эпистемологических препятствий, Башляр приходит к заключению о невозможности плавной смены теории, когда одна теория "гармонично" переливается-з другую. Его позиция по вопросу о преемственности теории определяется мнением о том, что: I - новая теория не вырастает в русле старой, но 2 - и не отбрасывает старую.

" Психоаналитическое выявление Башляром эпистемологических препятствий определило е^о убеждение в том, что принятие в качестве Абсолюта материи, или идеи является тормозом развития науки, в связи с чем Башляр меняет точку отсчета в систематизации философских школ. Новая методология доляна избежать крайностей рационализма, абсолютизирующего теоретическое рацио, и реализма, абсолютизирующего эмпирическое в качестве начала познанпя.

Выделяются два периода в развитии философской методоло-гик Бааляра: I - период философии "не" (или философии отрицания). Этот период характеризует убеждение Башляра в необходимости отказа от догм и анализа научного знания с точки зрения ;>т>:х догм с приставкой "не". Так, Бааляр говорит о "не-евкли-довоИ геометрии", "ие-арисхотелевой логике", "не-ньютоновой , механике", "не— декартовой эпистемологии". 2 - это период "фи-

лософии почему бы и нет?" Это, по мнению Башляра, философия дерзких гипотез и предположений. В науке этот период иллюстрирует понятие отрицательной массы, введенное Дираком. Такая философия, считает Башляр, в большей степени стимулирует развитие "науки вопросов".

Анализируется важнейшее понятие философской концепции Башляра, понятие рационалистического тонуса, в котором пересекаются проблемы индивидуального творчества, творчества в широком смысле, творчества как характеристики Духа науки. Методологический анализ творческой деятельности в науке в целой позволяет определить настроенность на творчество как состояние рационалистического тонуса. Дается ответ на вопрос, почему именно рационалистический тонус? Исследуя проблему творчества в науке и связанную с ней проблему преодоления эпистемологических препятствий, ш реконструировали именно рационалистическую схему развития науки. Анализ изменений базовых понятий науки характеризуется как рационалистический. Показано, что представление о теоретической 'реальности как об условии развития науки развивается в рамках рационалистической схемы. Поэтому сам настрой ка рационалистическое мышление, рационалистические действия определяет формирование состояния рационалистического тонуса.

Проекцией представлений Башляра о творческом процессе в науке на понимание им индивидуальной творческой деятельности является башляровскап концепция нового рационализма как философии трех "ре". Творческий настрой пробуидешюго разума и активность философии трех "ре" Башляр объединяет в понятии рационалистического тонуса. Анализируется представление Башляра о науке как о социальном феномене, рассматривается сво-люция взглядов Башляра по этой проблеме. Научное сообщество, или, как его метафорически называет Бааляр, "город ученых", анализируется как компонент нового научного духа, влияющий на его формирование, направленность и функционирование'. Гассма;'-ризаеюя мнение Башляра о 2;;оле, системе преподавания как об условии утверждения духа творчества в науке, поскольку развитие духа науки определяется степенью его воспроизводства в 2йоле. Обосновывается мнение ггшлярн о гом, что в процессе

образования осуществляется переход от обыденного сознания к научному, и тем самым процесс образования повторяет ход развития науки.

Анализируются отдельные аспекты индивидуальной творческой деятельности в науке, .обнаруженные Башляроы на анализе наблюдений ученых - Пуанкаре, Гелылгольца, результатов исследований Адаыара. Анализируются все компоненты, способные влиять на формирование рационалистического тонуса, которые объединены концепцией нового научного духа. Показано, что комплексное изучение проблем научного духа в их взаимосвязи определяют как цельность концепции творческой деятельности Башляра в целой, цельность его рационализма, так и цельность его конкретных работ.

Во второй главе исследуется проблема творческой деятельности в поэтике Башляра. В первом параграфе на основе анализа концепции психоанализа Фрейда и Шга вскрывается оригинальность башляровского подхода к психоаналитической проблематике в его понимании, выявлены представления Башляра о цели;' методах и возможностях метода психоанализа в изучении творчества в науке и в искусстве. Проанализированы отличия в подходе к изучению творчества классического психоанализа и психоанализа Башляра.

В связи с решением задачи реконструкции башляровской концепции творческой деятельности анализируются' понятия психоанализа, необходимые для ее решения. Обосновывается необходимость ' уточнения их содержания в употреблении Башлярои. В связи с задачей выяснения специфики башляровского психоанализа по отношению к изучению творчества в искусстве, анализируется объект исследования Фрейда. Показана ограниченность фрейдовского подхода к изучению феномена творчества в искусстве, Указано, что при реализации фрейдовского метода получается, что биологические элементы предшествуют мировоззренческим. Показано, что при анализе творческой деятельности в искусстве юнговская концепция коллективного бессознательного и архетипа дает большие возможности по сравнению с фрейдовской. Анализируются юнгов- • ские понятия архетипа, коллективного бессознательного, архети-пического обрааа, их эволюция з психоаналитической концепции

Шга, юнговский подход к изучении процесса художественного творчества, шговское толкование художественного образа. Отмечается, что конкретные работы Кнга не дают возможности говорить об архетипических образах, проявляющихся в искусстве и не связанных с религиозными образами, что ограничивает возможность проникновения в более глубокие пласты художественного творчества. По Юнгу, творчество есть соотнесение некоего художественного сбраза с его праобразом, поиск этого праобраза, поскольку, по его мнению, творческий процесс складывается из бессознательного одухотворения архетипа. Откуда-следует, что художественный образ формируется через приобщение художника к религиозным системам, а также и через сновидения, галлюцинации. Творческий процесс, понимаемый таким образом, характеризуется как пассивный. Ориентация классического психоанализа на прошлое, ограниченность круга ассоциаций при выявлении архетипов/ пассивность субъекта не способствуют развитию представлений о художественном образе, статусе поэтической реальности, об особенностях поэтического воображения. Психоаналитический метод Башляра рассматривается как отличный от метода классического психоанализа с самых ранних работ Башляра. Характеризуется баплпровская трактовка задач и методов психоанализа обьекткЕНого разума. Анализируется баиляровское понимание комплекса как некой тенденции, присущей индивидуальной психике или духу наук,; изначально. Показана близость баиляровского понимания комплекса юнговскому архетипу. Выделение Б;>иляром грезы как активного процесса и определение ее з огдг.чие от сновидения или бреда в качестве основы образотворчества определяет специфику баиляровского подхода к методу психоанализа творчества ъ отличие от внговского. Анализируемся эволюция взгх ¡дон Башляра о смивэлике чвтырехвлеиентногс а« гв{вшшзка как основы творчества. Рассиатриваег-сп башлироаск-чя ¿олг'-шдеп активного зооприятая художественного произведем-..-., -л- - зио о том, что восприятие художественного произведет--.: :к -со, как и его со~ чдание, является творчеством. Соперс-АП^инле процесса художественного творчества, каким является актг.люе восприятие, Башляр соотносит з понятиями истинной "феноменологии" и истинного или объективного психоанализа. Указы-:ае■ ;;ч, -<;о в своем поихйанали-

зе художественного творчества Башляр, как и по отношению к творчеству в науке, стремится выявить то, что стимулирует творческую деятельность в искусстве и, напротив, препятствует творчеству. В этом смысле целью психоанализа объективного разума Башляра по отношению к художественному творчеству является выявление препятствий для творчества и приобщение к бытию поэтического образа.

Анализируется специфика башляровского решения общей для концепций психоанализа Кнга и Башляра проблемы восстановления нарушенной гармонии. Исходной задачей Юнга является восстановление единства сознания и бессознательного. Психоанализ Башляра решает проблему гармонии более широко. Так, по отношению к науке психоанализ Башляра решает задачу восстановления гармонии между духом и объектом науки - реальностью второго порядка через развитие творчества и преодоление эпистемологических препятствий. По отношению к поэтике специфика психоанализа Гашляра обусловлена тем, что в поэтике поэтическая греза, образ, процесс творческого воображения, а не приобщение к архети-пическону образу рассматривается им как условие единства психики. Феноменологическим требованием Башляра является восприятие образа как единого целого первичного образования. Выяатя-ется специфика башляровского представления.о "маске" как о способе самопознания в отличие от юнговского представления о маске как о способе приспособления личности к обществу. Маска, по Юнгу - это способ самозащиты. Специфику башляровского представления об этом феномене психической реальности определяет не только отношение к маске как к способу самопознания личности, но и понимание маски как возможности сотворчества. Психоанализ Юнга отличает убеждение в том, что вернуть утраченную гармонию личности с самой собой монно через приобщение к религии. Башляр не видит возможность воссоединения психики через приобщение к искусству. Показано, что на основе анализа концепции творческой деятельности Башляра, на основе анализа его философских работ уокно утверждать о-создании Башляром психоаналитической концепции, отличной от концепции классической аналитической психологии, психоанализ Еазляра позволяет углубить-, ся в проблематику художественного творчества. В отличие от юнговского психоанализ Ба^лнра характеризуется как ориентирован-

ный на активность субъекта. Психоаналитическая концепция Баш-ляра, ориентированная на отдельного индивида как общественного человека, человека 'включенного в культуру, и на культуру, в которой творчество рассматривается как условие гармонии личности с самой собой и с обществом и как условие развития культуры, в которой выявляются условия актуализации творческого потенциала отдельного индивида, науки или культуры, способна охватить большую сферу проблем психической ::сизни.

Во зтороы параграфе исследуется концепция творческой деятельности в поэтике Башляра. Выявляется программа Башляра по изучению творчества в искусстве. Анализируются представления Башляра о характере воображения и грезы, статусе худокествен-ного образа в художественном творчестве. Исследуется представление Баиляра о материальном воображении, выявляются особенности психоаналитическо-феноиенологического подхода Башляра к изучению творчества и его значения для развития представлений о творчестве в искусстве. Башляр выявляет в поэтике, как и в науке, реальность зторого порядка - реальность поэтических образов и исследует процесс восприятия и развития поэтической реальности. Поэтический образ определяется через понятие языкового пространства, в качестве одной из его основных характеристик- выделяется его цельность. Показано различие языкового пространства и пространства образов в понимании Баылярсм. Анализируются особенности башляровской трактовки художественного воображения. Процесс восприятия художественного образа рассматривается с точки зрения баиляровской теории воображения как особого способа познания человеком мира и самого себя. Греза рассматривается как способ приобщения к бытию образа. Анализируется эволюция башляровской концепции материального воображения. Если в начале своего творчества Башляр анализирует четы-рехэлементный материализм стихий огня, воды, воздуха и земли как архетип по отношению к воображению, то в дальнейшем он не только расширяет представление о материальных явлениях как источниках воображения. Бааляр выявляет специфику материальных образов искусства, показывая, как з процессе художественного воображения, художественного творчества материальные явления одухотворяются, включаясь, чтобы стать символом, в драму

добра и зла. Особое внимание акцентировано на моральной нагрузке художественного 'образа. Переживаемая поэтом трагедия бытия, воплощается в символике, имеющей моральную нагрузку, что рассматривается как условие общезначимости образа. Показано, что в силу своей целостности и внутренней гармонии образ художественного произведения призван вернуть нас к нарушенной гармонии с миром и с самими собой. Через символику "материального воображения" мы приобщаемся к психологическому инобытию. В материальной грезе возможно восстановление нарушенной гармонии именно благодаря единству простого, если простое понимается не как элемент - кирпичик, а как целое. Чувства единства, покоя, цельности, возможность раскрытия художественного образа определяют истинность поэтики. Анализируется башляровское понимание "третьей реальности" в искусстве и ее отличие от научной третьей .реальности. Уточняется содержание важного для концепции творческой деятельности в искусстве термина "медитация" в употребле-нмл Башляром. Выявляется характер взаимосвязи разных уровней реальности в искусстве, в художественном творчестве. Показано, что поэтический образ - это в представлении Башляра', реальность художественного творчества, в которой объединяются воображение художника и его разум. Анализируя поэтику Башляра, можно выявить особый рационалистический тонус, в котором актуализируется восприятие художником, поэтом социальной реальности активное отношение к ней., что определяет прямо или косвенно тематику и жанр произведения, выразительные средства. Рационалистический тонус как бы объединяет.на уровне проекта первую, вторую и третью реальность искусства.

Исследование з.адач Башляра по изучению проблемы творчества в науке и искусстве позволяет выявить статус поэтического образа, роль воображения и грезы в создании и восприятии поэтической реальности. При анализе концепции творческой деятельности раскрывается логика научного поиска Башляра. Именно целостный анализ концепции Башляра позволяет -выявить сходства и отличия в понимании чм характера творчества в науке и поэтике. Отход Башляра от материализма 4-ех элементов позволяет ему развить программу психоаналитико-феноненологического анализа по- . этики с целью вскрыть' собственно онтологии поэтического мира и

выявить факторы, влияющие на процесс творчества.

В заключении даются вызоды, подводящие итог анализу концепции творческой деятельности в философии Башляра, выражается позиция автора по проблеме периодизации творчества Башляра в связи с анализируемой концепцией.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Илиева Л.П. Новый рационализм и поэтика Башляра. -М., 1989.

Тезисы выступлений на XI научной конференции болгарских аспирантов в СССР с международным участием "Актуальные проблемы современной науки". Секция "Философия" -.0,1 п.л.

2. Илиева Л.II. Проблема творческой деятельности и псчхо-анализ Гастона Башляра. В печати.

ИЛИЕВА ЛЮБОВЬ ПАВЛОВНА

ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ■ ГАСТОНА БАШЛЯРА

(Автореферат )

Подписано к печати 29.10.90 Формат 60x90 I/I6 1,2 п.л. Уч.изд.л.1,0 Тираж 100 Заказ 668 Бесплатно

Ротапринт МАСЖВТУЗ-ЗИЛ),109280,Москва.Автозаводская,16