автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Концепция феномена идеального: философско-методологический анализ

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шелекета, Владислав Олегович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Концепция феномена идеального: философско-методологический анализ'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шелекета, Владислав Олегович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

§1. «Идеальное» в античной и средневековой философии.

§2 «Идеальное» в новой и современной западной философии.

ГЛАВА И. ПРИРОДА ИДЕАЛЬНОГО.

§1 Феномен идеального: структура и категориальная природа.

§2. Онтологический, гносеологический и аксиологический смыслы категории идеального.

§3. «Идеальное» в контексте понятия информации.

§4. Практически-деятельная природа идеального.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Шелекета, Владислав Олегович

Актуальность темы исследования. Понятие идеального является важнейшей категорией философии. В теоретической философии идеальное выступало в контексте основного вопроса философии, являлось одним из центральных звеньев в системе мировоззренческих парадигм.

Специальных работ по этому вопросу написано не мало; тем не менее, в философской литературе содержание понятия идеального не получило достаточно полного раскрытия. Обосновывая актуальность анализа проблемы идеального, трудно сказать нечто большее, чем сказано А. А. Новиковым: «В отечественной философской литературе идеальное по существу не рассматривается и не эксплицируется в качестве строгой категории, не говоря уже о четком определении ее места и значения в системе важнейших понятий философии». Идеальное, как правило, фигурирует в роли сопутствующего понятия при изучении сознания, теории познания и некоторых тем социальной философии. В ряде случаев идеальное эксплицируется в качестве синонима понятий сознания, психики, мышления, духовного, субъективного и т.п. (122,с.56). Актуальность выбранной темы определяется также задачей дальнейшего развития философского знания. Отсутствие целостной теории идеального затрудняет постановку и решение более конкретных вопросов, связанных с познанием таких феноменов, как сознание, практика, познание, знание и т.д., с освоением происходящих социальных изменений.

Социальное значение «идеальное» приобретает в связи с необходимостью активно взаимодействовать с окружающим миром, поиском пути создания при помощи сознательного, целенаправленного преобразования мира и самого человека условий для обеспечения существования и развития человека, а также со значительными духовными подвижками, характеризующими современную социокультурную ситуацию. Феномен идеального в социальном бытии реализует свою значимость также в аксиологическом своем значении, как выражение идеала. Так, в связи с появлением новых идеалов в современном обществе возникает необходимость соотнесения их с идеалами общечеловеческими, с идеальным как выражением всеобщих регулятивов бытия, онтологически должного.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку общефилософских проблем природы идеального внесли Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Плотин, Ф.Аквинский, Н.Кузанский, Дж.Бруно, Локк, Лейбниц, Спиноза, Гегель, Маркс, Гуссерль, Вингенштейн и др. В трудах этих философов преследуется цель - показать статус категории идеального в философском знании, в культуре времени.

В работах отечественных философов Аксионова Ю.А., Антонова Н.П., Давидовича В.Е., Дубровского Д.И., Жукова Н.Н., Ильенкова Э.В., Карманова К., Копнина Г.В., Коршунова A.M., Кочергина А.Н., Лекторского В.А., Лифшица М.А., Мамардашвили М.К., Налимова В.В., Новикова А.А., Пивоварова Д.В., Путиловой A.M., Спиркина А.Г., Степина B.C., Тугаринова В.П., Хачатряна А.А. и др. анализ сущности идеального дает возможность ближе подойти к его тайнам, наметить путь, раскрывающие его специфику.

В работе А.И. Лисина «Идеальность» (М., 1999) содержится огромный материал по анализу философских концепций идеального и его современных дискуссионных вопросов и обозначается перспективы и возможности дальнейшего исследования в рамках проблем совмещения методов анализа феномена идеального, однако четко не определяется специфика природы идеального, отличие последнего от материального.

В работах Дубровского Д.И., Ильенкова Э.В., Коршунова A.M., Лекторского В.А., Спиркина А.Г., Тугаринова В.П. и др. обосновывается методологическая роль категории «идеальное» для развития психологии.

В современной отечественной психологии конкурируют три основные концепции идеального, анализ которых будет дан ниже- в ходе обсуждения некоторых других проблем. Эти концепции идеально предполагают поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики и на стороне объекта, то есть абсолютизируют тот или иной аспект субъект- объектного отношения. Таким образом, мы не можем говорить о существовании целостной концепции идеального в философии, хотя философы проявляли интерес к этой или смежным проблемам.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы представить и обосновать концепцию идеального в категориальном поле общетеоретической философии.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

• исследование проблемы идеального в истории философии;

• раскрытие сущности идеального, выявление его категориальной природы -на основе критического анализа основных концепций идеального в современной отечественной философии;

• выявление онтологического, гносеологического и аксиологического смыслов категории идеального;

• рассмотрение идеального в контексте понятия информации;

• раскрытие новых аспектов практически- деятельной природы идеального.

Объект исследования - феномен идеального.

Предмет исследования - философско - методологический анализ идеального.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется отсутствием в отечественной философии целостной концепции феномена идеального, попытка разработки которой и предпринята в данной работе.

Новизна исследования раскрывается в положениях, вносимых на защиту.

1. Включая в план анализа правила структурно- компонентной философии, психофизического детерминизма, антропологического подхода, категория «идеальное» рассматривается как особая форма активности субъекта, при которой все изменения осуществляются в объективном плане и в качестве таковых регулируют объективно- реальные действия человека, как субъективная реальность. В этом смысле структура этой субъективной реальности анализируется: а) как системное целое, связанное межструктурным взаимодействием, имеющим идеальный характер; б) как процесс сознания и деятельности; в)как интерсубъективное образование. Идеальное воспринимается как способность человека духовно, в мыслях воспроизводить ту или иную реальность, создавать новый мир, в отличии от мира вещей. Наличествуют два носителя идеального как атрибута сознания-ум человека и объективированные формы истории (язык, наука, искусство, религия, юридический закон, мораль и т.п.).

2. Категория идеального проясняет свою природу в онтологическом смысле как совмещение категорий «психическое» и «информация». Идеальное есть все продукты сознательного уровня психики. Здесь обнаруживается дихотомия сознания и материи, их сложная взаимосвязь. Гносеологический смысл категории идеального выявляется в контексте субъект- объектного отношения, где идеальное есть содержание и функция отношения субъекта и объекта, познания и практики.

Аксиологический смысл идеального появляется в понятии идеала, определяемого как прообраз вещей, выражает их меру, организующее человекомерное пространство смыслов, духовности.

3. Установлена связь понятий «информация» и «идеальное» посредствам понятия отражения. Данная связь выражается в том, что высшая форма отражения- сознание - есть, в определенном смысле, система переработки информации, а информация - содержание отражательного процесса. Сознание есть управляющая система, обеспечивающая структурность и взаимосогласованное существование различных форм отражения (познания). Процесс информационных трансформаций в сознании создает определенные коды духовной жизни индивида. Информационный подход к идеальному позволяет расширить представление о категории идеального.

4. Определены функциональные взаимосвязи идеального и деятельности, где идеальная активность сознания - организующая, направляющая и регулирующая сила объективно - реальных действий человека посредствам целеполагания. Активный творческий характер идеального проявляется посредствам целеполагания в предметно - практической деятельности. Целесообразность творческой деятельности выражает идеальность как способность перешагивать границы наличного бытия, сущего.

Методологической основой исследования стали принципы диалектического мышления, системно - функциональный, структурно -компонентный и сравнительно - исторический подходы. Методологической основой диссертационного исследования являются труды классиков мировой философии, рассматривающие природу идеального. Существенное значение для методологической ориентации диссертанта имели исследования Алексеева П.В., Ильенкова Э.В., Копнина Г.В., Рубинштейна C.JL, Лекторского В.А., Степина B.C., Швырева B.C., Выготского Л.С., Леонтьева А.А., рассматривающих различные аспекты проблемы идеального.

Теоретическое и практическое значение. Концептуальный характер диссертационного исследования определяет его теоретическое значение в качестве методологической базы для дальнейшего анализа проблем идеального, для исследования проблем других областей научного знания. Выводы и основные положения диссертации могут быть исследованы как в учебных курсах по общетеоретической философии, специальных курсах по проблемам идеального, истории, философии и т.д., так и для широкой аудитории. Представленная в диссертации концепция идеального имеет не только философско - методологическое, но и экзистенциально - смысловое значение, ибо позволяет человеку преодолеть сковывающее ее ощущение фундаментальной предзаданности бытия, развивает активное и творческое отношение к действительности и к самому себе.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражения на ряде научных и научно - практических конференциях различного уровня, где автором были сделаны сообщения в 1998 - 2001 годах: на научной конференции профессорско - преподавательского состава аспирантов и соискателей ВолГУ (апрель 2000 года, г. Волгоград); на втором международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия» (апрель 2000 года, г. Волгоград); на V межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (ноябрь 2001 года, г. Волгоград); на Всероссийской научно -методологической конференции «Научно- методологические и методические основы олимпийского образования: проблемы, особенности, решения» (ноябрь 2001 года, г. Волгоград), а также пяти публикациях в различных изданиях.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция феномена идеального: философско-методологический анализ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретико-методологический анализ идеального представляет собой исследование происхождения, функций и значения понятия идеального в философском знании. Данная проблема, как важнейший аспект проблемы идеального в целом, в историко-философском отношении имеет достаточно глубокие корни. Вместе с тем, вопросы, связанные со смысловым наполнением, методологической значимостью и категориальным статусом понятия идеального до настоящего времени остаются одной из наиболее дискуссионных тем в философии.

Начиная с открытия в философии этой категории и многочисленного спектра ее проявлений Платоном, идеальное прочно входит в круг основных понятий и значений концепций и мировоззренческих парадигм. Некоторые из последних, как, например, идеализм, вообще сводят все феноменальные и концептуальные явления к содержанию идеального как объясняющей сущности и продуцирующего демиурга всего видимого материального мира. Методологическое значение марксистской концепции сущности идеального обусловлено четкими диалектическими основаниями, где идеальное выступает не иначе, как в связке с материальным, выявляя свою суть только в рамках этой связи. Поэтому уместным будет дать исходное и, как представляется, наиболее адекватное определение идеального в рамках данной парадигмы, где материальное в генетически-онтологическом отношении есть объективный базис и основание появления и функционирования идеального.

С другой стороны, применение системно-функционального подхода привело нас к необходимости выявления системной организации существования идеального в философском знании и в материальных структурах. Структурность идеального предстает в результате структурирования субъективной реальности, поскольку последняя выражает собой главную характеристику категориальной природы идеального. Такая связь обусловлена особенностями человеческого сознания как актуально протекающей духовной деятельности и как уникального внутреннего мира субъекта со своими особенностями сознательного отражения и преобразования внешнего мира. Субъективная реальность выступает в качестве ценностно-окрашенного пространства смыслов, координатами которого для каждого конкретного акта познания выступает специально устанавливаемая значимость самой субъективной реальности.

Субъективная реальность структурируется в зависимости от субъективных, то есть индивидуально обусловленных превращений поступающей извне и воспринимаемой сознанием информации, которая есть связующее звено между «Я» и внешним миром. Познавательные способности сознания (ощущения, восприятие, мышление) могут рассматриваться как функции духовной деятельности.

Функциональные механизмы воплощения идеального содержания относятся к характеристикам человека как индивида, операционные - к характеристикам человека как субъекта деятельности. Таким образом, идеальное базируется на осознании человеком образов окружающего мира и своей деятельности.

В контексте осуществленного анализа удалось обозначить некоторые векторы существования идеального в процессе человеческой деятельности. Деятельность человека, его сознания демонстрирует практически-деятельную природу идеального. Предпосылки этого находятся в воспроизведении в функциональных отношениях идеального плана не предметов самих по себе, а предметов, как они даны человеку в контексте социально обусловленных потребностей. Социальное и деятельное измерения природы идеального обнаруживают свое единство в контексте социального отражения, существующего на основе практики. Практика вводит деятельного субъекта в мир возможного бытия. Идеальное здесь выступает в форме целеполагания.

Объективное значение социального отражения выражается во всевозрастающем влиянии его на социальную жизнь. В этом смысле человек вплетен в предметную деятельность, а посредством нее - во всеобщий процесс изменения и развития. Социальное отражение как идеальное есть процесс, который связывает между собой различные моменты предметной деятельности человека, практики. Деятельность и, прежде всего, практическая деятельность необходимо фиксирует связь материального и идеального. В предметно-практической деятельности формируются параметры психической деятельности. Важным моментом теоретической модели деятельности должна стать психологическая мотивация деятельности, данная в ее структурнофункциональном плане.

Субъект, внося целесообразность и рационализируя действительность, тем самым передает в объективный мир информацию о своих целях, желаниях, потребностях, что обуславливает взаимосвязь идеального и материального. Таким образом, материальное и идеальное дифференцируются не только в гносеологическом плане, но и в аспекте понятия практики.

Отсюда - идеальное есть особое качество сознания общественных индивидов, выражающее его активность и творческий характер.

Смысл категории идеального в онтологическом плане проявляется в противопоставлении идеального и материального, где идеальное есть то, что нематериально, не имеет пространственно-временной локализованное™, то есть лежит в другой онтологической плоскости. Онтологический смысл категории идеального проясняется посредством категорий «психическое» и «информация». Первая из них подводит основу - психологический базис - под идеальные феномены; информация есть способ бытия идеальности в сознании, представляющий собой некую информационную структуру.

Гносеологические категории субъекта и объекта проявляют гносеологический смысл категории идеального, где содержание идеального есть результирующая сторона этого противопоставления.

Аксиологический смысл идеального имеет в своей основе культурное развитие феномена идеала. Понятие идеального имеет свою культурную матрицу в наглядных представлениях о должном и высшем, находящемся как бы над посюсторонним миром. Здесь заключается исток генезиса понятия идеального вообще. Категория идеала вырастает из самых ранних мировоззренческих построений и остается приоритетным, объемлет собой онтологический и гносеологический смыслы как предельно онтологизированные в бытии ценности (общественные нормы) и ценность субъективного, приближающегося к объективному.

Идеальное есть результат отражения, выступающий в форме информации. При этом информация есть функциональное отражение, устанавливающее взаимосвязь объективного содержания отражения, системного качества отображающей системы, и реализуется функционально в определенной среде. В этом смысле сознание выступает как определенная система отражения. Социальное отражение является исходным пунктом антропологического понимания идеального. При этом отражение необходимо носит субъективный характер как особая форма представленности объективного мира в сознании субъекта как обладающего сознанием индивида. Базисом последнего является психика, представляющая собой целостную систему реагирования и управления. Процесс формирования в сознании идеальных образов структурирует механизмы отражения, создавая определенные коды системы реагирования и, в конечном счете, индивидуальную духовную структуру личности. Идеальное есть функционально-целесообразное упорядоченное отражение. У человека, в силу развития его высокоорганизованных отражательных структур, выражает собой упорядоченность, иерархичность. Такой характер оно получает в силу наличия у человека способности к деятельности, в результате которой отражение получает наиболее полный характер. Это обусловлено тем, что люди отражают мир в процессе собственной преобразующей деятельности. Практическая информация по содержанию субъективна, но по форме объективна. В ней проявляется единство объективной и субъективной природы идеального. В деятельности происходит единство движущих сил сознания, нерефлексивных ступеней идеальности и материальной действительности. Роль идеального отражения выявляет свое значение в творческом отражении как основе предметно-практической деятельности.

Итак, на основании сказанного выше, можно утверждать перспективность проблемы идеального в смысле возможностей теоретического системного исследования идеального как в понятийном, так и в онтологическом аспектах. И в этом плане, как видится, намечаются следующие перспективы.

Наглядный подход к деятельности сознания как предметной деятельности в теории Маркса позволил «вытащить» идеальное из «темного» мира неподдающейся анализу субъективной реальности во вполне осязаемый мир общественной практики, где идеальное как активная мощь сознания может быть познаваема по своим эпифеноменам, возникающим в процессе целеосуществления. С появлением системных методов анализа возникают тенденции целостного подхода к изучению феноменов идеального. В связи со всеми этими факторами проблема перспектив и методов исследования природы идеального, способных привести к обогащению наших представлений и о сущности этого феномена как в философском знании, так и в науке в целом, может быть рассмотрена сквозь призму методик, поставляемых следующими концептуальными подходами:

1) психофизиологически-детерминистским, представленным учениками И.П.

Павлова о нейрогуморальной регуляции высшей психической деятельности,

131 дополненной трудами И.С. Сеченова и в современной психофизиологии, развиваемой П.В. Симоновым;

2) теориями когнитивной психологии, соционики и теорией нейролингвистического программирования.

Соединяя вышеизложенное с подходами, традиционными для теоретической философии, представленными в исследованиях отечественных философов: Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, М. Лифшица, мы можем получить синтетическую концепцию идеального, целостно рассматривающую природу этого сложного феномена.

Эти формально-методологические параметры тесно связаны с содержательными парадигмами, диктующими специфические углы рассмотрения, векторы, где идеальное предстает в виде категории, вбирающей в поле своих содержательных измерений понятия «информация», «деятельность», «сознание».

В современной научной картине мира идеальное и все его проявления приобретают все большую роль, что диктует новые специфические углы рассмотрения этого уникального феномена бытия.

 

Список научной литературыШелекета, Владислав Олегович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абрамян J1.A. Идеально ли идеальное? //Вопросы философии. 1987. №10. С.70-79.

2. Абрамян JI.A. Понятие реального //Вопросы философии. 1980. №11. С.96-104.

3. Абульханова К. А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные труды. М., 2001. 218с.

4. Адамов А.К. Ноосферология. Теория развития эпохи разума. Саратов, 1999. 63 с.

5. Аквинский Фома. Приложение к: Боргош Юзеф. М., 1975. 182с.

6. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. М., 2001. 16с.

7. Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. М., 1995. 528с,

8. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. М., 2000. 80с.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 379с.

10. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем //Вопросы философии. 1979. №3. С.70-77.

11. Антология мировой философии. В четырех томах. Т. 1. 4.2. М., 1969. 708с.

12. Антонов Н.П. К вопросу о природе психического //Философские науки. 1969. №4. С.80-89.

13. Антонов Н.П. Происхождение и сущность сознания. М., 1984. 229с.

14. Аристотель. Сочинения в четырех томах. T.l. М., 1976. 550с.

15. Асмолова А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. 163с.

16. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969. 248с.

17. Аугустинавичюте А. Соционика. В 2 т. СПб., 1998. 127с.

18. Ахлибинский Б.В. Информация и система. М., 1999. 69с.

19. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания: История, теория, практика. М., 2001. 238с.

20. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1978. 308с.

21. Баталов Э.А. Разрушение практики //Вопросы философии. 1969. №3. С.93-104.

22. Беляев Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека //Вопросы философии. 1981. №3. С.3-16.

23. Бердяев Н. О назначении человека. М., 1993. 38с.

24. Бескова И.А. О природе трансперсонального опыта. //Вопросы философии. 1994 .№2. С.35-44.

25. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг. Л., 1980. 186с.

26. Бехтерева Н.П., Бундзер П.В., Гоголицин Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л., 1977. 170с.

27. Брагина Н.Н., Доброхотов Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981. 122с.

28. Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. Новосибирск, 1977. 197с.

29. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М, 1977. 411с.

30. Бруно Джордано. Диалоги. М., 1949. 312с.

31. Булыгин А.В. К истокам идеального (естественнонаучный анализ проблемы). Л., 1988. 160с.

32. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1986. 62с.

33. Бурдина А.И. Общественное как проблема диалектического и исторического материализма, М., 1979. 92с.

34. Вдовиченко Г.Г. Сознание, его происхождение и сущность. Материалы к лекции. Киев, 1970. 104с.

35. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. 96с.

36. Вопросы теории и психологии творчества. T.V. Харьков, 1913. 558с,

37. Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. М., 1972. 279с.

38. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.З. М., 1983. 366с.

39. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления //Вопросы философии. 1977. №4. С.13-16.

40. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1998. 1070с.

41. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. IV, VI, VII, IX. М., 1934. 695с.

42. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1953. 170с.

43. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. 452с.

44. Георгиев Ф.И. Сознание и принципы отражения //Философские науки. 1966. №5. 36с.

45. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991. 432с.

46. Гречин А.С. Социология правового сознания: Учебное пособие. М., 2001. 145с.

47. Григорьева Е. Человек: Загадки сознания. М., 2001. 148с.

48. Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания (пер. с англ.). М., 2001. 60с.

49. Гугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971. 199с.

50. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания: Монография о проблеме возникновения сознания. М., 2001. 90с.

51. Гуссерль Э. Картезианские размышления. М.-СПб., 1998. 315с.

52. Гуссерль Э. Логические исследования. Минск-М., 2000. 750с.

53. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов, 1983. 183с.

54. Декарт. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1982. 654с.

55. Денисов Д. Десять дней абсурда, или пробуждение сознания. М., 2001. 274с.

56. Джан Роберт Г., Данн Бренда Дж. Границы реальности: Роль сознания в физическом мире. М., 1996. 66с.

57. Дмитриев Е.В. Диалектика, содержание и формы в информационных процессах. Минск, 1973. 129с.

58. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. 281с.

59. Донских О.А., Кочергин А.Н. Методология исследования феномена идеального. В кн.: Проблемы методологии науки. Новосибирск. 1985. 269с.

60. Древнекитайская философия. Собрание сочинений в 2-х т. Т.1. М., 1972. 362с.

61. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980. 286с.

62. Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятием индивидуального и общественного сознания //Вопросы философии. 1988. №1. С.15-27.

63. Дубровский Д.И. Природа идеального. М., 1986. 184с.

64. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1984.230с.

65. Дьяконов И.М. Мифология древнего мира. М., 1977. 39с.

66. Жуков Н.Н. Об онтологическом аспекте психического //Философские науки. 1965. №2. С. 11-16.

67. Жуков Н.Н. Философский анализ проблемы информации. Автореф. дис. докт. филос. наук. Минск, 1973. 50с.

68. Журавлев В.Н. Развитие сознания, подсознания и психики человека. М., 2001. 60с.

69. Звиревич В.Г. Мифологический тип античных концепций человека. В кн.: Историко-философские исследования. Свердловск, 1978. 160с.

70. Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. М., 2002. 670с.

71. Изон К. Блуждая по закоулкам сознания. М., 2001. 152с.

72. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. 320с.

73. Ильенков Э.В. Проблема идеального //Вопросы философии. 1979. №7. С.26-29.

74. Ильенков Э.В. Философия и культура. ML, 1991. 464с.

75. Ильичев Л.Ф. Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982. 496с.

76. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. 742с.

77. КараМурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001. 267с.

78. Карманов К. Логика идеального. Введение в проблематику. М., 2000. 286с.

79. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912. 448с.

80. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы. Культурология XX века. М., 1995. 251с.

81. Кашперский В.И. Отражение и функция. Роль процессов отражения в детерминации развивающихся систем. Свердловск, 1988. 232с.

82. Кедров Б.М. Естественное и искусственное в познании и деятельности человека//Вопросы философии. 1958. №11. 144с.

83. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. М., 1979. 264с.

84. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. 177с.

85. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. 99с.

86. Ковалев С.В. Психотерапия личной истории и психокоррекция Самостоятельных Единиц Сознания. М., 2001.

87. Кондрашин И. Истины бытия в зерцале сознания. Системный подход к диалектике менталитета. М., 2001.

88. Копнин Г.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

89. Копнин П.В. Идея как форма мышления. Киев, 1963.

90. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.

91. Коршунов A.M. Теория отражения и творчества. М., 1971. 256с.

92. Кочергин А.Н., Цаейр Э.Ф. Информациогенез и проблемы его оптимизации. Новосибирск, 1977. 391с.

93. Кузанский Н. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1979. 488с.

94. Куликов JI.B. Психология сознания. Хрестоматия Издание 1-е. СПб., 2001. 258с.

95. Лакосин Н.Д., Умоков Г.К. Медицинская психология. М., 1984. 272с.

96. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. 338с.

97. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999. 603с.

98. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. T.l. 636с. Т.2. 686с. М., 1983.

99. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 455с.

100. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1984. 584с.

101. Ю1.Либин А., Парилис С. Думаем, говорим, делаем: Феномен повседневногосознания. М., 2001. 59с. 102. Лисин А.И. Идеальность. М., 1999. 831с.

102. ЮЗ.Лифшиц М.А. Об идеальном и реальном. //Вопросы философии. 1984. №10. С.120-145.

103. Локк Дж. Избранные философские произведения. В двух томах. T.l. М., 1960. 621с.

104. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. 208с.

105. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1963. 584с.

106. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. Избранные статьи. Платон. М., 1995. 225с.

107. Мальцев В.И. Еще раз о понимании психики //Философские науки. 1979. №7. С.69-72.

108. Мальцев В.И. Материальность языка и проблема лексического значения //Вопросы философии. 1965. №11. С.44-55.

109. Ю.Мальцев В.И. Об ошибочной тенденции в понимании психического //Философские науки. 1964. №2. 114с.

110. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. 416с.

111. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема //Вопросы философии. 1990. №10. С.3-18.

112. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т.1 М., 1979. 661с.

113. Маркс. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.12. 202с. Т.23. 265с. Т.37. 311с. М., 1961.

114. Медведев Н.В. Еще раз о природе психического //Философские науки. 1964. №2. С.44-46.

115. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976. 90с.

116. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. Серия: Библиотека журнала «Экология и жизнь. Устройство мира». М., 2001. 339с.

117. Найденыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание. //Вопросы философии. 1994. №2. С.45-53.

118. Нарский И.С. Джон Локк и его философия /Вступительная статья к: Локк Дж. Избранные философские произведения. В 2 т. Т.1. М., 1960. С.4-21.

119. Нарский И.С. Основное гносеологическое сочинение Лейбница и его полемика с Локком /Вступительная статья к: Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. Т.2. М., 1967. 41с.

120. Никифоров А.С. Этюды о разуме. М., 1981. 39с.

121. Новиков А. А. О содержании и статусе категории идеального в марксистской философии //Вопросы философии. 1988. №3. С.49-56.

122. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998. 49с.

123. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973. 56с.

124. Павлов И.П. Собрание сочинений. М., 1951. 94с.

125. Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. М., 1988. 235с.

126. Пивоваров Д.В. Операционный аспект идеального отражения /Автореф. дисс. . на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. Свердловск, 1986. 149с.

127. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. Екатеринбург, 1985. 89с.

128. Платон Парменид. М, 1999. 528с.

129. Платон. Федон. М., 1999. 528с.

130. Платон Федра. Сочинения в трех томах. Т.2. М., 1970. 526с.

131. Пономарев Я.А. Проблема идеального //Вопросы философии. 1964. №8. С.59-68.

132. Померанцев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967. 255с.

133. Пономарев А.Я. Психология творчества. М., 1976. 354с.

134. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. М., 2001. 395с.

135. Прист М. Теория сознания. М., 2000. 287с.

136. Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. М., 2000. 335с.

137. Профет M.JL, Профет Э.К. Познай себя: Духовный подход к открытию своего Я и сознания души (пер. с англ.). М., 2001. 265с.

138. Психология сознания. СПб., 2001. 88с.

139. Путилова Л.М. Самопознание как индивидуальный опыт ментальной рефлексии. Волгоград, 1998. 200с.

140. Ребане Я.К. Принцип социальной памяти //Философские науки. 1977. №5. С.44-48.

141. Резников Л.О. О книге Ф.Ф. Кальсина «Основные вопросы теории познания» //Философские науки. 1960. №2. С.25-33.

142. Рибо Т. О страстях. Одесса, 1912. 337с.

143. Розов A.M. К методологии анализа феномена идеального. В кн.: Методологические проблемы науки. Новосибирск. 1981. 132с.

144. Роуз С. Устройство памяти: От молекул к сознанию (пер. с англ.). М., 2001. 379с.

145. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1967. 55с.

146. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 382с.

147. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. 49с.

148. Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы /Под ред. Ф.Т. Михайлова. М., 1997. 448с.

149. Сартр Ж.П. Избранные произведения. М., 1994. 480с.

150. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. М., 1994. 332с.

151. Сельченок К.В. Контроль сознания и методы подавления личности. М., 2001. 225с.

152. Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев, 1998. 227с.

153. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. Письмо LVIII. 464с.

154. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1972. 648с.

155. Симонов П.В. Наука о высшей нервной деятельности и психофизиологическая проблема //Журнал высшей нервной деятельности. 1980. Вып.2. 336с.

156. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1983. 229с.

157. Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействие в эволюции материи М., 1974. 382с.

158. Сознание как категория материалистической диалектики. М., 1988. 168с.

159. Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика. СПб., 2000. 337с.

160. Спиноза Б. Избранные произведения в двух томах. T.l. М., 1957. 632с.

161. Спиркин А.Г. Идеальное //Философская энциклопедия. М., 1983. С.219-227.

162. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 44с.

163. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998. 257с.

164. Субъективный фактор. Структура и закономерности. М., 1968. 225с.

165. Суворов О.В. Сознание и Абсолют. М., 1999. 148с.

166. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. 1975. 240с.

167. Тюхтин B.C. Творческая природа научного познания. М., 1984. 288с.

168. Тюхтин B.C. Клеточка отражения и отражение как свойство всей материи //Вопросы философии. 1964. №2.С.25-34.

169. Тюхтин B.C. О природе образа. М., 1963. 335с.

170. Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. М., 1972. 264с.

171. Тюхтин B.C. Творческая природа научного познания. М., 1984. 288с.

172. Тюхтин B.C. Теория отражения в свете современной науки. М., 2001. 56с.

173. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. 392с.

174. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М., 2001. 253с.

175. Украинцев Б.С. Проблема активности отображения. Кн. 2. София, 1973. 352с.

176. Урсул Д.И. Отражение и информация. М., 1973. 231с.

177. Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. М., 1968. 95с.

178. Философия /Под ред. Е.Ф. Солопова. М., 1997. 383с.

179. Философия. Основные идеи и принципы /Под ред. А.И. Ракитова. М., 1990. 386с.

180. Философия. Учебник для вузов. М., 1989. 336с.

181. Философские проблемы биологии. Сб. М., 1973. 337с.

182. Философский энциклопедический словарь М., 1999. 576с.

183. Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. СПб., 1912. 200с.

184. Флизов Э.З. Обратное воздействие психического на соматическое //Философские науки. 1965. №6. С.42-49.

185. Франц П. К обоснованию общей концепции информации //Кибернетика и диалектика. М., 1978. 83с.

186. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 2000. 279с.

187. Фрейд 3. «Я» и «Оно». В кн.: Основной инстинкт. М., 1997. 654с.

188. Фролов О.Ф. Психическое и физиологическое //Философские науки. 1968. №>1. С.66-71.

189. Чивиков Е.П. Философия силы. М., 1993. 184с.

190. Чуковский К.И. Толстой как художественный гений //Юность. 1971. №9. С.11-16.

191. Шадринов В.Д. Психология деятельности и способности человека. М,, 1996. 288с.

192. Шеховцев А.Ю. Информация в структуре современного мышления: парадигмальные и социокультурные основания. Автореф, докт. дисс, Саратов, 1999. 34с.

193. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1981.- 44с,

194. Шумилин А.Т., Харин Ю.А., Петрущик И.А. Отражение и творчество. Социальная природа творчества. В 2 т. Т.1. София, 1981. 362с.

195. Эдингер Э.Ф. Творение сознания. Миф Юнга для современного человека, М., 2001. 336с.

196. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. 329с.

197. Юнг К.Г. Психологические типы. М,5 1998, 716с.

198. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1999. 317с.

199. Юнг К.Г. Синхронистичность, М., 1997. 313с.

200. Юнг К.Г. Синхронность. В кн. Юнг К.Г. Синхронистичность. М., 1997. 14с.

201. Юнг К.Г. Структура Души /Проблемы души нашего времени. М., 1993. 329с.

202. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. 442с.

203. Янков М. Материя и информация. М., 1999. 334с.

204. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. 528с.

205. Brommer P. Eidos etidea. Etude semantique et chronologique des oeuvres de Platon. Assen, 1940. P. 140.

206. Cohen H. Logik der reinen Erkenntis. Berlin, 1913. P.442.

207. Dahm H. Meuterei auf den Knien. Die Krise des marxistischen Welt- und Menschenbildes, Olten und Freiburg im Breisgau, 1969. P. 139.

208. Eddington Arthur. Space, Time and Gravitation. Cambridge: The University Press, 1978. P.227.

209. Holt E.B. The Concept of Consciousness. New York, 1914. P. 125.

210. Kirschenmann P. Kybernetik, Information, Widerspiegelung. Darstellung einiger philosophischen Probleme im dielektischen Materialismus. Munchen und Salzburg, 1969. P.66.

211. Perry R.B. Present Philosophical Tendencies. New York, 1955. P.76.

212. Santayna G. The Realms of Being. New York, 1942. P.l 11.

213. Sperman C. The Ablites of Man. London, 1976. P.262.

214. Strong A. On the Nature of the Datum. «Essays in Critical Realism». New York, 1941. P.190.

215. The New Leader. 1959. November 2. Sect. 2. P. 13.

216. The New Realism. New York, 1912. P.49-56.

217. Wenzl A. Unsterblichkeit. Ihre metaphysische und anthropologische Bedeutung. Bern, 1951. P.313.