автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Концепция функциональной асимметрии мозга: онтологический и социокультурный аспекты

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Маслов, Роман Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Концепция функциональной асимметрии мозга: онтологический и социокультурный аспекты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция функциональной асимметрии мозга: онтологический и социокультурный аспекты"

РГ6 од

У У АВГ 1998

На правах рукописи

Ыасаов Роман Вгадиьпфоют КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИШЕТРИИ МОЗГА:

онтологический и сщкокультурный аспекту

Специальность С9.СО.01 - онтология и теория позкаккя

. ■ автореферат диссертации на соискание ученой степе®! 'кандидата'$шософских наук

Саратов 1998 г.

Работа выполнена ка кафедре философии естественных факультетов Саратовского государственного универригета имени Н.Г.Черньшевского

Научный руководитель - кандидат фшгоссфсклх каук, доцент

Г.В.Яковлева.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, академик

В.Н.Гасктав. -- кандидат философских наук, доцект . . С. В. Климова.

Ведущее учреждение - Саратовская государственная экономическая академия.

Защита диссертации состоится." 4 " 199,3 г. в 3.4

часов на заседании диссертационного Совета Д.053.74.05 по заэдте диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Саратовском государственном' университете им. Н.Г.Чернышевского (410071, г.Саратов, ул.Астраханская, 83, корпус IX, ауд.406).

С диссертацией мокло ознакомиться в читальном зале КЗ Научной библиотеки Саратовского государственного университета.

Ученый секретарь днооэртстгокного 4 ' Совета Д.063.74.05, доетср философских

\наук, профессор ■

' /В.Е.Шгаш/

- 3 -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность теш исследования. . Интерес к человеку, к его физическим и психическим возможностям и социокультурным факторам, ограничивающим иди, наоборот, раалкряищим пределы этих возможностей, не ослабевает. Это связано как с расширением новых видов деятельности человека, при которых используются сложнейшие технические средства для сбора информации и управлен:« (например„ в космосе), так и в связи с проблемами духовного возрождения общества, требующими от человека ответственности а принятии решений, поступках, активности, • развитого сознания и самосознания..

Человек превратился в центральную проблему современных философских исследований1. Феномен человека изучается в историко-философском, культурологическом, социологическом и методологическом аспектах. Человек как уникальное творение Вселенной рассматривается как в рамках различных наук, так и в зеркале социальных ожиданий, изучаются биологические и социокультурные факторы развития человека и человечества и его творческие потенции, раскрывается феномен внутренней свободы человека з исповедальном иавре и проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества.' Складываются новые дисциплины "человековедение" и "Ч£.-.оаекознание'\

Наиболее изучена в настоящее время проблема человека как субъ-

1 Шарден Т.де.Феномен.человека. М.» 1988; Хейзинга Й. .Человек играющий. M., 1S92; Человек в зеркале наук. СПб., 1S93; Человек. Культура. История / Под- рэд. В. Н.Гзсклша, ' Саратов, 1993; Фромм 3. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1394; Мещеряков Б.Г., • Мещерякова И.А. Введение в челоаексзнание. М., 1994; Кузнецова В.В. Человек в контекйте социальных форм жизнедеятельности. Саратов, 1935; Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб., 1395. Валеслогия человека: Здоровье - Лсбозь - Красота. В 5 т., СПб., 1996; Человек: образ и сущность (гуманитарные аспект:): Толерантность и архитектоника эмоций. М. , 1996; Жизненное пространство человека и общества / Под ред. В.В.Устьянцеьа. Саратов, 1SS6; Целостность человека' и культура труда / Под ред. В.й.Снесара. Саратов, 1396; Смирнова 5.F. , Еапкина Н.В. Человек в контексте кулыу-ры. Введение .в социокультурную антропологии.. Саратов, 195?. Зиновьев A.A. Глобальный человейник. М. »-199?... .

екта, личности, духовного феномена. Наибольшее внимание уделяется в современной литературе проблеме человеческой психики - сознания и самосознания.. Слагались и развиваются перспективные направления изучения психики человека" - антропологическая "культурная ветвь" (М.Шелер, Х.Плесснер, А.Гелен), феноменологическое описание сознания "жизненного мира" (3.Гуссерль, Э.Холенштайя). зкаистснциалист-ская трактовка бытия "Я" и сознания (М.Хайдеггер, Х.Ортега-и-Гас-. сет, Ж.".Сартр), психоаналитическое понимание бессознательного (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм), русская философская традиция поиска ориентиров сознания (А.А.Потебня, Г.Г.Ипет, В.С.Соловьев, Н.-..Бердяев, А.Ф.Лосев и др.).

Однако проблема человека как целостная междисциплинарная проблема предполагает столь же тщательное изучение человека и как объекта, его функциональной организации - телесного.

Проблема телесности в философии рассматривалась в различных ракурсах Э.Гуссерлем, Ф.Кицше, М.Хайдеггером, М.Меряо-Понти, Ж.П.Сартром, А.Бергсоном. В последнее время вновь ооострился интерес к онтологии и феноменологии тела.

Нас привлекла проблема телесности и функциональной организации человека с позиции теории симметрии.. а конкретнее - проблема функциональной асимметрии мозга. Можно выделить несколько уровней исследования этой проблемы. Во-первых, в широком историко-философском • контексте исследование проблемы телесности человека б онтологическом аспекте. Во-вторых, проблема функциональной организации человека с точки зрения теории симметрии (энактисморфность правой и дгвой рук человека и т.д.). И наконец, в-третьих, собственно проблема .функциональной асимметрии мозга,- формирование'право-левополушарных ' стратегий мышления.

Покажем, что эта проблема имеет широкий выход на проблему обучения, воспитания челозека,. его творческой деятельности, а в Солее . широком контексте - проблему диалога различных'культур.

Степень разработанности проблемы. Первую группу составляют ра-■боты, посвященные феномену симметрии и асимметрии в природе. Начиная с идей Пифагора (из Сидона) о пяти симметричных телах Вселенной .' и музыкальной гармонии мира и Иоганна Кеплера' о шестиугольном снеге, к феномену, симметрии в прир^е обращались Л.Пастер (симметрия биополимеров) .и П.Кюри (соотношение симметрии среды и объекта в фи1 . энческих явлениях)., а также Ю.В.Вудьф и А.В.Шубников, Ю.А.Урманцев : й.'И.Шгфршовский,- .Н.Ф.Овчинников и В.С.Готт, А.С.Компанеец и

А.С.Сошш.

Особое место следует отвести классическим работам В.И.Вернадского, посвященным исследованию правизны-левизны в лгавой природе. Day, как и II,Кюри. принадлежит 'идея об универсальном характере принципа симметрии а природе.

'Втсруа группу составляют работы, посвященные функциональной организации человека с точки эрения теории симметрии. Первым употребил понятие симметрии применительно к совершенству человеческого тела, по свидетельству В.И.Вернадского, Пифагор (из Региума).

• Знантиоморфизм правой и левой рук 'человека обсуядался Платоном и Кантом. Декарт в трактате. "О строении человеческого тела" пишет о правей и левой ветвях кровообращения,.' П.А.Флоренский обсуждал зеркальность (гомотипио) человеческого тела. В целом проблема телесности безотносительно к Фулкилональ ней организации человека анализировалась разныш? философами, начиная с Аристотеля и Плотина и заканчивая Ф.Ницпе, Э.Гуссерлем. *• А.Бергсоном. М.Хайдеггерсм, Ж.П.Сартром к М.Мерло-Понти.

Особое местсР. в исследовании проблемы дтаетелесности принадлежало русским религиозным философам ' С.Л.Франку, В.В.Розанову, Н.А.Еердлеву, В.С.Соловьеву, Е.П.Влавагсксй, которые анализировали ее через метафизику пол:-. Среди последних исследований по феноменологии телесности в отечественной литературе наиболее значительными следует признать работы В.А.Подороги, где отражены осооенности видения проблемы телесности как в западной, .так и в русской философии. Среда работ по. онтологии телесности можно указать на работы. Л.В.Зароза, Н.Н.Визитея и В.Л.Круткина, ■ где тело рассматривается как интегральная характеристика человека, как способ, каким природа становится человеком.

Й, наконец, третья груша работ связана с функциональной организацией шага и,- соответственно, с его-функциональной асимметрией. Эти работы содержат как "медицинские» та1; и психологические, и философские аспекты. Это рабо-ш С.Грофа, В.В.Иванова, .Н.П.Бехтеревой, Т.Д.Доброхотовой, Н.Н.Братиной, сС.Роуза, •В.С.Рст&нберга, B.BiAp-аавского, И.В.Герасимова, а тагаэ зарубежных исследователей Д.Лези, М.Регарда, Т.Лэндиса, О.Й.Грзоссера, Т.Зельке, Б.Циндк. Р.Рорти.

. Тачям образом, налицо определенный задел, проблемы телесности в отечественной и зарубежной литературе. '

. Однако па фоне значительного числа исследований, посвященных проблеме человека как ыед^лециплин^кой проблзмз, сбнапуталосъ фак-

тическое отсутствие работ, в которых функциональная организаций человека ("тело") исследовалась бы 1 с' позиции теории симметрии, а функциональная асимметрия мозга и сознания ("душа") рассматривалась бы в широком социокультурном контенте. Это обстоятельство и обусловило окончательный выбор основной цели настоящего д-гссертацнонно-го исследования. • . ; ,

Цеди и задачи исследования. Целью исследования является философский ак.1.из концепции функционально«" асимметрии мозга, ее онтологических и социокультурных обоснований. Для достижения данной цели предполагается решить следующие задач-.:

- проанализировать содержание понятия "телесность

- выявить специфику телесности человека и его функциональной организации с точки зрения симметрии;

- лсвледовать характер соотношения функциональной организации человека и функциональной асимметрии мозга:

- проследить механизм формирования право-левополутарных форы сознания;

- выяснить специфику использования право-левЬполузсзрных стратегий мышления в интеграции культур.

Теоретические и методологические основания исследования. Методологическими принцип ахи: исследований проблеш являются обкие номерностн философской антропологии: понимание человека как само-ценносткого, уникального существа» сфер общества н локальных полей деятельности человека, потребностей и способностей человек, возможностей и специфических форм их реализации в творчестве^

Работа опирается на ряд кардинальна теоретических полсженпк, принятых в философской литература: ' - понимание суцкости человека, его. функциональной организации (Пифагор, Платон, Аристотель, Ладат-" ри, Гоббс, Декарт); ' ' , ,

- интерпретации телесности человека в аспекте субъективности и объ-ектшшости (Ф.Нищае, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Е.П.Сартр, А.Бергсон, М.Мердо-Понгн); \ ° ,

роль биологических и' психологических факторов, в становлении человеческой индивидуальности СЭ.4рейд, К.Г.Юнг, Э.Фроым); ,

- поиска сути бцтиа человека в аспекте его духовности (К.А.Бердяев, К,А, М^ик, В. В. Розанов, Е.Л.Блаватсказ, П.А.Флоренский);

- проблема бытия человека в' обществе (В.С. Стешш, В.Б.Устьянцёв, ' Э.Г.Кйин). . " ' '

В работ© над диссертацией также м1роко .♦¡сцадьговахся энпкри-

-7-1

ческйй мзтершаа (кристаллографии, химии, биологии, психологии и МеДИЦИНЫ). '

Научная новизна исследования состоит в следующих положениях, выносимых на защиту: - ; ■ ■

1. Предпринят, анализ проблемы телесности в зирсксм историко-фило-софскс»« контексте, с привлечением мсаюго пласта русской религиозней философии. Ретроспективный анализегюгазая> что гроблена телесности характеризуется лядом последовательно сменяющих 'друг друга парадигм телесности. Особенность антропологической пэра-дкгш XX века состоит з обнаружении нового ввда реальности -виртуальной. Предложен нс-;<ый подход в исследовании проблемы телесности в реальном и виртуальном аспектах. 2". Офсрмулпрована новая дефиниция телесности, суть которой состоит з определенном типе целостности, характеризующемся полярными (бинарными) сопряженкостнчи.

3. кенкретазироагно содержание понятия функциональной организации чалезека я фунтаюналькрй асяыиатряи мозга. -Пг-ззано, что принцип билагеральности (Зеркальности) вдается оснсвополагашии как для трактовка функциональней организации- человека, тзк н функциональней аснмаетряв мозга. - »

4. Обоснована необходимость изучения функциональной асимметрии моз- • га человека з контексте трех необходимых и достаточна* аспектов: предметном, Функциональном и онтогенетическом а дана характеристика процедурного механизма функциональной асимметрии мозга как диалога полупзрнй. . ■

5. Рассаптреяа связь функ^и-назарой асимметрии мозгз с дифференциацией сфер творческой' деятельности человека и предложена новая модель "диалога культур" Востока и Запада с позиций щз-адз-девс*- • поауаарных стратегий нышекгш.

Теоретическая и практическая значимость работа .определяется тем, что полученные результаты могут способствовать расаиренш и углубления представлений о человеке, его фуяка?юваазь&ой срганиззччин 2 творческой деятельности. Полуденные ч ходе исследования ..выводы жгут быть исполь-овапы при дальнейшей разработке новых подходов, к анализу телесности и духсвъсстл человека, а также 'изучения существенных особенностей освоения культуры' и.разработка поактнчесхвх рекомендаций по профессиональной ориентации выпускников акол и профильному обучения студентов вузгз в соответствии с-бинарными стратегиями

Апробация исследования, диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии естественных факультетов Саратовского государственного университета/ Материалы диссертации докладывались на международной конференции "Павел Флоренский и наука XX века"' (Москва, 1996), Всероссийский конференции "История культуры, теория культуры и проблема гуманитаризации ЕысшеГо образования" (Пермь, 1935), Всероссийской конференции "Философия, наука, образование" (Пермь,

1996), региональной конференции "Концепции жизни и сознания в естественник и гуманитарных "науках" (Саратов,' - 1995), Всероссийской конференции "Русская философия на исходе XX века: итоги и перспективы" (Пятигорск, 1995), 2-м Международном симпозиуме "Россия к Запад: взаимовлияние идей и судеб" (Саратсв, 1996), региональной конференции "Взаимодействие философии, науки и- культуры" (Саратов,

1997). ' региональной конференции "Соцшгсультуряые проблеьгы нетипичное™" (Саратов, 1997), региональной кезференшт "Человек в социокультурном мире" (Саратов, ..1997).

На основе диссертационных материалов разработан спецкурс "Концепции ■ современного естествознания1", который читален студентам Саратовской экономической акадфлш_в рамках обязательной программы в 1 семестре 1537/93 учебного года. По материалам диссертации опубликовано 8 работ.

Структура работа. .Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов) , заключения и библиографии. Текст наложен на 156 страницах. Список использованной' ".литература вшшчает. наименования 208 работ отечественных а зарубежных авторов.

• ОСНОВНОЕ СОД&ЕАНИЕ РАБОТЫ.

Во Введении обосновывается .-актуальность теш, '> анализируется степень ее разработанности, .формулируется цель и задачи нсследова-;-ния, раскрывается научная новизна. \ ' ■

Первая глава '"Философия телесности'* посвящена конкретизации" проблемы телесного "портрета" человека в .¡шфошзм исторйко-фнлософс-. ком контексте. Автор спирается на понимание тала, человека как синтеза телесного и духовного, -■■как.центрального объекта переживаний, как наглядного воплощенна его. ¿Я. , "" ' .

В первом параграфе - "Историко-философская экспозиция проблемы телесности" проводится сопоставление трактовки телесности человека в Древних Мистериях, в кшщнол йдаософаи, в рационализме Нового

времени и зпахе Лросвещеттия, . е западной философской культуре и в русской религиозной философии.

Обращаясь к символизму человеческого тела з Древних Мистериях, автор отмечает:л что наиболее древним, значительным и универсальным из зсех символов является человеческое тело. Зачоны, элементы и силы Вселенной нашла свое отражение в человеческой институции: Боль-ззая Вселенная была названа Макрокосмом, а ч^ло^эк - как миниатюрная Вселенная - микрокосмом. Три ~1жиких центра человеческого и Вселенского тела: 1) воспроизводительный центр представляет .физическое тело, 2) сердце - эмоциональное тело, 3) мозг - умственное тело. Поскольку физическое тело Емеет пять конечностей, число 5 принято как символ человека. Поскольку физическое тело человека рассматривалось как одеяние его духовной природы, постольку умственные к душевные нарушения находили отражение в телесных деформациях. •

Все аллегории указывают на двоякую и троякую природу челсвеш: двоякую, как мужчина и женщина; троякую - как духовную и психическую сущность внутри, и материальную оболочку снаружи. В некоторых системах указывается на Зеркальную сущность человека. Автор ссьша- • ется также на трактат древнеримского.врача и философа Х.Галена "О назначении частей человеческого тела" (около 230 г. н.э.), который подробно описал каждый орган человеческого тела и предназначенные им функции. Природа создала внешний еид тела в соответствии с характером дули и показала внешнюю .симметрию частей человеческого тела и их внутреннюю симметрию. Тело есть орудие души.

Эту пропорциональность человек перенес и на строительство хра- ' мов, как указывает Витруии.;. Соразмерности и пропорции храма соответствуют пропорциям человека.

Итак, согласно Древним Мистериям и античной философии- человеческое тело выступает в качестве одного из. наиболее древних, значительных и универсальных символов;

- тело человека есть орудие■"души" и одновременно.зеркало для отображения сущности Вселенной; ■ ' - с .

- и наконец, Человек выступает кск Микрокосм по отношения к .Макрокосму -' Вселенной. о . '

Б Век рационализма Сшш предприняты попытки дать, целостную картину мира, начиная.с космоса и заканчивая ¿человеком. . Человеку посвящены трактаты Р.Декарта "О человеке", "О строении человеческого тела" и др-: Диссертанта инт&ресуе.т антропология. Декарта, его обоснование человеческого тела как -словно организованной. мзелкы.

На основании анатомических и физиологических исследований Декарт дает профессиональное описание Строения сердца и артерий человека. с позиций принципа симметрии-;и формулирует понятие условного рефлекса, сохранившего свою научную ценность до сих пор. Хотя человеческая душа и объединена с телом, основные свои функции она выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не только постигает и воображает,, но и-ощущает, последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших -нитей : тянутся от мозга ко всем частям прочих членов тела.

Гоббс в "Левиафане" более последовательно проводит тезис о уподоблении человеческого организма машине, где его жизнь представлена как результат движения его частей: сердца - пружины, нервов -■нитей, суставоЕ - колес." Гоббс поясняет, что счгтал телом и образ тела,* отраженный в зеркале. Однако позднее он понял, что зеркальный образ зависит от одушевленной природы и есть фантом (призрак), а, следовательно, бестелесен. Тела обладают свойствами (модусами или акциденциями). Науку о человеческом теле Гоббс считает наиболее полезной частью физики.

Человек обладает двуединой природой. С одной стороны, он - те-1 ло в бесчисленно« ряду природных 'т£л, с другой - он - носитель умственно-психических свойств, позволяющих ему создавать "искусственные тела" мира культуры. - Причем человек...является не только физическим телом, он представляет собой также-часть государства, иными словами, часть-политического тела. ; .

• Век, Просвещения принес увлечение естествознанием и пристальное внимание к природе и возможностям человека. Ж.О.де Ламетри - врач и философ, вновь обращается к "лабирйнту человека", отстаивая трактовку 'человека как сложной машины. Человеческое тело представляет" собой часовой механизм, а сердце... рабочая часть человеческой ка-, шины. Человек . и вся Вселенная предназначены осуществлять единство целей. Глаз... является своего рода зеркалом. Если организация человека является первым преимуществам.., то, образование представляет второе его преимущество.. С помоа&ю законов науки и искусства отшлифовался "необделанный алмаз" напёго ума. •"> .

Тагам образом, в рационализме Нового времени и эпохе Просвещения человеческое тело трактуется как саморегулирующаяся, самозаво-дя!даяся сложная машина, мозг признается главным элементом этой ма- ' шины, а сердце - ее рабочей частью. Душа становится движущим началом или чувствующей материальной часть» мозга.- Различие позиций фи-

лоссфэв заключается в том, что Р.Декарт признает равноценным обе субстанции - тело и дулу, относя к телу свойство протяженности, а к душе - свойство мышления. Т.Гоббс отдает предпочтение примату души яад телом, а Я.£?.Ламетри - наоборот -: примату тела над душой.

Исследуя трактовку телесности в западной философии, автор обращается к работам А.Бергсона, Ф.Ницше, Э.Гуссэрля. М.Мерло-Понти.

В отличие от представления тела как объекта, как вещи или машины, в западной философии тедл определяется как некая подвижная

система текучих образов (А.Бергсон). йаше тело - не математическая

л '

точка в пространстве,...и ¿го виртуальные действия дополняются . и

насыщаются реальными действами. Основной функцией тела... является

ограничение, в целях действия, жизнй духа...Оно не метет ни йорож-

дать, ни обуславливать ментального состояния. Роль тела состоит не

в накоплении воспоминаний,...а в выборе сполезного воспоминания.

Различие между • телом и духом додано определиться как функция не

пространства, но времени. '

Ф.Ницае вводит з философию тело как центральный методический принцип интерпретации бытия. Во все времена нашей ближайшей собственностью, нашим достозеркейшим бытием, считали тело., а не дух. Телесные функции принципиально в миллион раз зажнее, чем все^состояния и вершины сознания."Сущее, называемое человек, пришедшее к ис- . ходкому своего бытия - телу, может, соединив его с т/хсм в новом и окончательном синтезе, ныне стать господствующим модусом бытия сущего - Сверхчеловеком.

Э. Гуссерль выделяет в констигуиррвании телесного единства че- -тыре основных страта: те.со как материальный объект; тело как живой организм, "плоть"; тело как выражение.и смыс.-:'; тело как объект культуры. Э.Гуссерль усиливает и абсолютизирует духовное, оубъек- . тивное начало (внутреннее 'чувство Я), отводя телу роль пассивного начала. ' .

М.Мерло-Понги, напротив,' абсолютизирует тело и превращает его з универсум,хотя и называет его скромно часовым, который молчалтао стоит у основания его слов и дейейий. Загадочность <2ела в том, ■ что оно одновременна видящее и зи?;а«ое.. Оно принадлежит миру Еещей и вплетено в мировую ткань. Еещи инкрустированы в плоть* тела, составляют часть его полного.определения. Касаясь- ¡дара искусства Мер-ло-Пснти подчеркивает, что .живописец ищет не внешнее проявление движения тела, а его тайные шифры и усылается на . Родена, который считал, что всякая плоть, даже плат^:мира, испускаем вощ;уг себя

' излучение. ' ■

И наконец, в живописи, по мысли Мерло-Понти можно найти выраженную в образах философию видения. Это - феномен зеркала. Зеркало прорисовывает и расширяет метафизическую структуру нашей ллоти... Человек для человека оказывается зеркалом. Само же зеркало оборачивается инструментом универсальной магии, которая,превращает веци в зримые представления, зримые представления в. вещи, меня - в. Другого, и Другого в меня. - " ° .

Итак, в современной западной философской литературе ' феномен человеческого тела с одной стороны,; рассматривается как некая система текучих образов, ограничивающих жизнь духа (А.Бергсон). С другой стороны, тело объявляется центральным методическим принципом интерпретации человеческого бытия (Ф.Ницше). Если одни в оппозиции "телогдух" допускают абсолютизацию духовного начала (Э.Гуссерль), отводя телу роль пассивного начала, то другие абсолютизируют тело (М.Мерло-Понти), а дух рассматривают как сублимацию тела-плоти. Общим тем не менёе является одно - тело оказывается центром реальных и виртуальных действий, виртуальным очагом, а мир - сферой опытного применения органов нашего тела.

Касаясь, трактовки телесйзсти в русской религиозной фшгоссфии диссертант вводит в оборот работы П.А.Флоренского, С.Л.Франка, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, Е.П.Елаватской.

П.А.Флоренский как естествоиспытатель изучает мир как организм со своими структурами, составом, силами. Его в принципе не устраивает "бесчеловечная научнач мысль - с одной стороны, безмысленная человечность - с другой". Он за синтез двух видов реальности. Вещи - отправной пункт к этому синтезу,. Дух воплощается ^ веши. Явление, двуединое, духовно-вещественное дорого ему своей плотью и дуиой.

,Именно личности как центральной онтологической категории уготовано совершить прорыв духа через вещественную оболочку мира и обратно. Орбитальные персональные владения личности подтверждаются, по- Флоренскому, математическими функциями, диалогиччостью и неповторимостью судьбы. Касаясь'строения человеческого тела, Флоренский замечает преаде всего симметрию верхней и нижней части тела - так навиваемую гомотилио... низ человека - как бы зеркальное отражение верха егс). Органы, кости, мускульная, кровеносная и нервная система... оказываются полярно сопряженными... Сердце человеческое рассматривается как средоточие всей телесной и духовной кизни челове-

К&4 « « '

- 13 - . .

Продолжая исследования Канта об знангиоморфигме правой и левой рук человека" Флоренский обсуждает проблему тела и его зеркального двойника и по существу открывает новую область исследования - вир-туагистику:'Виртуальная реальность, согласно С.С.Хоружему,. характеризуется отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной эмпирической реальности.

Обращение к философии 111 Флоренского ценно не только в плане физики "прозрачности" и "зеркальности" тела, но и в обнаружении целостной позиции русских религиозных философов по поводу человеческой сущности. Если в западной философской традиции различно расставлены акценты относительно тела и души, то в русской философской традиции четко обозначена единая линия - неразделимость тела и души, иначе душевно-телесностъ человека.

■ С.Л.Франку принадлежит всестороннее обоснование тезиса о ду-шевно-телесности человека- Душа действительно прикреплена к телу, ...тело есть келья, внутри которой мы находимся. Если связь между "дугой" и "телом" обнаруживается, с одной стороны, как зависимость душеЕкых явлений от телесных, то, с другой стороны, она непосредственно проявляется как обратная зависимость телесных процессов от целестремительной активности душевного бытия.

Диссертант отмечает своеобразие трактовки душетелесности человека з русской религиозной философии - через метафизику пола.

Если 3.'Фрейд первым обратил внимание на личностное начало з человеке, на подавленное влечение ("катарсис"), которое удерживается в бессознательном и может быть обнаружено с помощью метода свободных ассоциаций, то В.В.Розанов предлагает иное видение проблемы пола. • •

"Метафизика пола", построенная Розановым является важнейшей частью его 'антропологии.- Человек включен в порядок природы и точка этой включенности и есть пол. Человек есть трансформация пола, модификация пола. Тело есть начало духа. Корень духа. А дух есть запах тела. Любовь - это всегда обмен - души-тела.

Н.А.Бердяев, со своей стороны, изобличает-человеческое подполье, андерграунд, греховную бездну в человеке. Однако он не склонен, как З.Срейд, придавать половому влечению всеобъемлющего значе-~ • ния. Н.А.Бердяев настаивает на исключительном внимании к индивиду-• альности. Один кз источников человеческого страдания заложен в том, что человек дилен любви. Нужно любить себя' и ближнего своего как самого себя. Истинная'личная любовь ведет к полноте индивидуальное-

тл- Пол имеет двоякую природу: в нем скрывается метафизика духа и метафизика плоти. В соприкосновении полов лежит великая тайна гмзни и тайна творчества. История культуры - это "история люови".

Именно это утверждение индивидуальности, вечности, дано в "Тайной доктрине" Е. П. Блаватскок. Человеческая Душа становится бессмертной в силу простого факта, что она прочно привита к Монаде,.которая есть "Древо Вечной Жизни". Торжество вечной жизни - вот окончательный смысл Вселенной. Содержание этой жизни есть внутреннее единство всего, или - Любовь; ее форма - Красота, ее условие - Свобода.

Таким образом, согласно русской религиозной философии:

- Человек есть уникальное существо, возникающее на пересечении двух миров - природного и духовього. Он изначально душевно-телесен;

- Человек включен в порядок природы и точка этой включенности есть пол; человек есть трансформация, модификация пола;

- Человек есть любящее существо. Любовь есть проявление индивидуальности, есть утверждение вечного, бессмертного в человеке.

Во втором параграфе "Концепции телесности в современной философии" выявляется современное состояние проблемы телесности человека, кот( .ш превратилась в междисциплинарную проблему и находится на перекрестке философии, психологии,- социологии и: медицины. Складываются рааличные концепции телесности: антропология тела, онтология тела, социология тела и т.д. Исследования по проблеме телесности вращаются, по мнению диссертанта, вокруг следующих.проблем:

- исследование статуса телесности в философии; -

- изучЬние проблемы телесности в историко-философском контексте;

- интерпретация "телесных схем" в психоаналитической гоактике с оперой на идею Фрейда - тела как знака-символа;

• - анализ соотношения телесности и менталъности в психологии, куль' туре и социальной практике. . " _

Диссертант оговаривает трудность трактовки телесности. Для понимания телесности человека надо преодолеть не только дуализм Тела и Души, ко и дуализм Я и Другого (Э.Гуссерль), Я и Иного (М-Фуко).

Среди предпринятых попыток исследования телесности, данных ранее, заслуживает интереса попытки А.Еергсена, М.Мерло-Понти и П.А.Флоренского использовать понятия интенционадьности и виртуааь-. ности для объяснения феномена телесности. Телесность - это способ .интенсионально отвечать на "зов" предметов.

Среди последний исследовании.в отечественной литературе виде-

дяются работы по феноменологии тела В.А.Псдороги и по онтологии телесности В, Л.Круткина,. который использует категории ' "тело-плоть" ("жить - быть") для списания онтологической двойственности'человека, его способности осуществить родовые и универсальные ориентации. К роду человек повернут плотью, к универсуму он обращен телом. '

Диссертант широко привлекает также работы З.Фрейда, й.Пиаже, М.Бахтина. Противоположность внешнего и внутреннего тела фиксируется М.Бахтиным как соотношение пространственного и временного, данного в актах "Я" и "Другого".

Касаясь многообразия современных вариантов психоаналитической .интерпретации "телесных схем", в основе которых, лежит трактовка' З.Фрейдом патологического телесного феномена как знаково-символической' формы, диссертант замечает, что предложенный на роль носителя, смысла термин "язык тела", также как и "сигналы тела" (Б.К.Лоуэлл) , уже не метафора, а конкретный психический феномен.

Тело как зяаково-символическая форма исследуется не только в психоаналитической'практике, но и в семиотике и в психологии. Так, Э.Морэн, опираясь на замечание К.Пиаже, что при определенной глубине витальная и ментальная организации составляют одно и то же, развивает идеи о связи духа и мозга, исходя из того, что нейро-мозго-вой аппарат, состоит из нейронов, имеющих те же свойства, что и другие клетки тела; это вычислительные существа-машины, обладающие одинаковой генетической информацией. Э.Морэн считает, что высшее проявление эволюции мозга - дух - постоянна генерируется и регенерируется мозговой деятельностью. В действительности это взаимоотношение "мозг-дух-культура" тройственно, . ибо требует соприсутствия культуры, где каждая инстанция содержит в себе, определенным образом две другие._

Не менее интересны исследования по телесно-ориентированной практике в биоэнергетике, являющаяся своеобразным "способом познания своей личности в терминах тела".

Потребности и мотивы определяют наши действия, а через них и наш физический облик, а не генетически заложенные. • в■ нас возможности (М.Э.Воробьев). Общество и современная культура пытается осуществить "возврат к телу", и через это - достичь целостности.

И здесь важно обращение к психофизическим упражнениям, которые обоснованы во многих филсофских. системах Востока (исихазм, даосизм, йога) (Б.Ю.Баскаков). ;

Наконец, еще одно активно развиваемое направление телесности -

культурология и.социология тела. Понимание человечес:-сой телесности как двухксмпонектной системы.(биологическая организация и "неорганическое тело" (В.С.Степин)) позволяет по-новому рассмотреть развитие человека. Лишь на ранних стадиях становления человека в процессе антропогенеза происходило совместное, взаимосвязанное развитие биологической организации человеческого тела и орудий труда как искусственных органов человека. Сформированная в процессе антропогенеза гоминидная триада - "прямохождение - рука - мозг" (В.Б.Устьян-цев) приспособлена для постоянного и универсального контакта с предметами второй природы. Эти контакты являются одним из условий социализации индивида. Чтобы понять как происходит развитие человека, необходимо выяснить, как развивается его "неорганическое тело", как оно воспроизводится и услажняртся в процессе производства материальных благ.

Завершая конспективный анализ современных концепций телесности диссертант.делает вывод, что:

- телесный опыт - необходимая составляющая человеческсго . существования, условие ег о полноты и цельности;

- физическое здоровье человека есть общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем;

- тело - своеобразная "материализация" структуры личности;

- тело - канал и способ "аргументации" и воздействия на личность;

- телесный опыт' - своеобразный залог конвенциальной картины- человеческого существования (К.Пиаже) и связь с неорганическим телом, цивилизации (В.С.Степин)*

Йа основе проведенного анализа диссертант дает собственную дефиницию телесности человека как определенного типа целостности, ха-• растеризующегося полярными.сопряжекностями (или зеркальностью).

Вторая глава - "человеческий мозг и культура" завершает исследование телесности человека, его функциональной организации, с5ра-. щаясь к мозгу человека и его функциональной асимметрии. Цель главы

- обосновать связь функциональной асимметрии мозга со специализацией в творческой деятельности человекак с формированием право-лево-полушарных стратегий мышления в широком социокультурном контексте.

В первом параграфе -."Симметрия как универсальный структурный закон природы -т принцип культуры" обосновывается универсальность симметрии как методологического принципа постижения структурных за-.конов природы вообще н функциональной организации человека и его .мраге» в частности.

- 17 - . .

Исследование телесности человека, его функциональной организа- ' ции немыслимо без изучения мозга человека. В ряду этих исследований ватаое место.занимает изучение онтологических и социокультурных оснований функциональной' асимметрии мозга; Анализ приводит к проблеме правйзны и левизны в природе и ключом к ней оказывается понятие симметрии. Опираюсь* на определение с1»*ме.трии б Энциклопедическом словаре Ф. А.Брокгауза и Л.А.Ефрона как такого расположения частей предмета или организма, при котором по обе стороны срединной линии в~е части представляют полное и точное повторение, диссертант последовательно прослеживает основные структурные уровни неживой' природы и живой природы.

Среди признаков различия живых и косных тел В.И.Вернадский придавал особое значение неодинаковому проявлен™ в них левизны и правйзны. Если в мире кристаллов правизна и левизна не играет принципиально ватшой роли, то уровень живой природы демонстрирует богатое разнообразие'симметричных форм. .Еще ■ Гете, изучая морфологию растений, открыл динамическую симметрию растущего растения. Динамическая симметрия активно'используется в архитектуре (Д.Хэмбидя).

На отсутствие паритета между правыми и. левыми формами среди индивидов органического мира впервые обратил внимание Л.Пастер. Им была открыта ' диссимметрия молекул органических веществ природного происхождения. Установлено, что все белковые соединения, входящие в состав живого вещества, обладают "левой асимметрией". Асимметричная спиральная структура - несомненно структура жизни.

Следующая, более высокая ступень эволюции природы - человеческий организм репрезентирует образец почти безупречной билатеральной (зеркальной) симметрии. Симметрия парных органов результат приспособленности к среде: - наличие двух глаз .(бинокулярное зрение) позволяет оценивать расстояние и глубину; два уха необходимы человеку для определения направления звука и различения зь/ков по высоте, интенсивности и тембру и т.д. Однако асимметрия присутствует в расположении внутренних органов:, сердце, желудок и селезенка сдвинуты влево, а печень и аппендикс - вправо. Изгибы- и петли кишечника асимметричны.

Наличие правшей объясняется прежде всего воспитанием. Это было ' замечено еще Платоном. Именно на правшей сориентированы все условности культуры - правила уличного движения и проведения спортивных состязаний, тип рукопожатия, военного приветствия и т.д. Однако инженерная психология уже учитывает наличие моторной и сенсорной

- IB - .

асшиетрии у разных индивидов. Хотя отменять универсальный закон природы - симметрия - нельея, • ■

Даче высаий орган человека - мозг человека - билатерально симметричен, его праззя к левая гемксфэры построен^ однотипно как по составу,- так и по общей архитектуре. Между тем, функционально они строго дифференцированы. Каэдое пануаарие характеризуется собственными процессами'восприятия к хранения полученной информации. Открытке функциональной асимметрии мозга (Р.Сперри) является одной и~ активна дискутируемых Проблем не только современной медицины и фа-оислогии, но в философий.

Итак, принцип симметрии может быть признан одним из универсальных языков я принципов культуры и основанием функциональной асимметрии мозга. Философы вслед -«а психологами, приметшими симметрию к обучения и воспитанию человека (й.Пкажо) и мсдмсами, изучавшими правизну и левизну (Т.А.Доброхотова, Н.Н.Братина). сосредоточили свое внимание на своеобразии культур Запада н Востока, использовав функциональную асимметрия мозга как исходный принцип.

Во втором параграфе :_."?>!озг как "диалог" полушарий. Сущность Функциональной асимметрии. мовга" раскрывается сущность функциональной асимметрии мозга, ее онтологически« основания.

Последнее десятилетие (90-е годы)' характеризуется eyatecrrзалами достижениями в нойрокауке и с 'таким основанием названо Декадой Мозга Человека (Н.Бехтерева).

Первый' прорыв в. проблеме ."Мозг к психика" осуществлялся в .ус-. довиих прямого койгахта - шшнтировшия электродов б мозг. Второй прорыв*, свяаанннй о изучением всего мовга и построением новей Функ-'циональкой анатомии мозга, происходит в настоящее "время с Kcháuso-• вашем поеитронно-эмиссшиной томограмм (ГОТ) , эдехтроэкцефаяогра-фии (ЭЗГ), одкофотояной эмиссионной 1ксшьвт«?ризмроЕанной томографии (SPECT) и др..поднос*гм>-подтверждена ценность рефлекторного придцн-на в деятельности тага человека (И.П.Павлов, И М. Сеченов (1362)), а еще ранее, безусловно, Р.Декарт (1648). И наконец» педтаерядена идея.Францувского нейроаиатома П.£рока (1361) о локализации-речевого Центра й левей лобной доле моыа, 0 этик работ, полагает диссертант, и началкса исследования. по. функциональной аотметрин млзга. Если Й.Врока ш.вйл аиаь звено в системе обеспечения речи, го современная технологий позеойшш ивучать функциональную анатом® как . •"етатистмч®еквго'\- так, и ялдиэвдуазьксго ш»га человека.

§та вакао ли? пояшшка твсрчастса - этого н&ашссюго рода че-

ловеческой деятельности. Творчество в самс "1 общей форм$ определяет-' ся как создание "качественно новых материальных и духовных ценностей",. Среди побудительных мотивов творчества указываю?.-я: идеи вытеснения и-сублимации (3. Фрейд), "диалог" (М.Н.Бахтин, А.А.Ухтомский, Л. С.Выготский) и др.

Тяготение развитого интеллекта к внутреннему "диалогу" распознано профессором психологии Калифорнийского технологического института Р.Сперри (Нобелевская премия по медицине, л981). После первых исследований Р.Сперри, проведенных на лицах с расщепленным мозгом, стало общепризнанным, что логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а образное - с механизмами правого." Специализация полущарии - столбовая дорога эволюции человеческого мозга. - -

Первоначально проблема функциональной асимметрии мозга человека изучалась очень узко: она была известна главным образом как проблема неравенства (энанткшорфизма) рук, известная еще Платону, и Канту. Несовместимость (неконгруэнтность) вещи и ее . зеркального двойника послужила, как мы видели ранее, П.А.Флоренскому для открытия существовании нового вида реальности - мнимой (или виртуальной).

К настоящему времени открыто множество -признаков асимметрии правых к левых парных органов человека. Условно эти признаки объединены в три группы - моторные, сенсорные, психические асимметрии.

Функциональная асимметрия левого и правого полущарий нашего мозга, по-видимому, хотя бы частично - определяется генетическими факторами. Логично предположить асимметричный эффект имприктинга от воздействия ритмических и слуховых сигналов в первые недели жизни.

Дисдертант обнаружил интересную разработку, проводимую в Центра социологических исследований. Профессор Я.И.Левин разработал алгоритм преобразования биоэлектрических сигналов кизга в музыку, с помощью которого «окно создать индивидуальные "музыкальные карты" рзаяичвкх функциональных состояний человека.

Итак, выяснение сущности функциональной асимметрии мозга показало, что:

- деятельность парных полушарий строго дифференцирована: левое полушарие ответственно за логико-вербальное описание действительности, а прав/е - за эмоционально-образное; !

- исследование функциональной асимметрии мозга традиционно проводи' лось сравнительно узко - как неравенство (энанткоморфность) пра-

................ - 20 -

- вой и левой рук человека, известная еще Канту:

- как моторная, так и сенсорная асимметрия определяется, хо-Лз бы частично, генетическими факторами;

й наконец, функциональная аси?иметрия мозга БыЪтупает в качестве своеобразного "диалога" между двумя полушариями в процессе творчества.

В третьем параграфе - "Мозг и эстетическое . восприятие. Право- левополушарные стратегии мышления в человеческой культуре" раскрывается культурологический аспект функциональной асимметрии мозга.

Высказано предположение (В.В.Аршавский. В.С.Ротенберг), что левополушарное, логика-знаковое мышление так организует любой используемый материал, что создается однозначный контекст, необходимый для социального общения.- Отличительной же особенностью правопо-лушарного пространственно-образного мышления является одномоментное "схватывание" связей, что обеспечивает восприятие реальнеети во всем ее многообразии. Мозг функционирует как единое целое, интегрируя оба типа мышления как взаимодополняющие компоненты.

Данные по раэллчным культурам говорят о том, что. в манере матери держать, ребенка наблюдается явная левосторонняя тенденция. Этот "леьый уклон" находит отражение -в западном искусстве (Екавчая древнеегипетское) уже в течение более £000 лат. Зги находки гместе с даннами по разным культурам подкрепляют -мысль о том, 'что оно не связано с современным развитием цивилизации к, возможно, зависит от генетических факторов. .

Американский' исследователь Ли Солк связал "феномен леЕосторон-ности1' с явлением импринтинга, хотя профессор В.В.Огнев считает од. ним из Еажнейяих факторов, влияющих на асимметрию - геоэкологический фактор. •. ■ ' •

Обсуждение значения право-левой асимметрии при . осмотре живописных полотен (Гзффрск) показало, что "кривая обзора" обычно начинается с левого переднего плана, движется вверх, к заднему плану, а оттуда к правоыу переднему плану, Однако пока не ясно, связана ли такая асимметрия предпочтительного сканирования с формальной структурой картин или <; их содержанием. Одна из ее возможных причин -асимметрия двигательного управления взглядом, обусловленная г первую очередь двусторонней асимметрией полушарий. 1 • Данныа, собранкыэ в муаеях СГржссар), указывают на интересную - • эвздеция двустсропнзй. асимметрии в лакавизацин источника света на •живописных полотнах. На зара становления 1 западноевропейского ,кс-

кусства (раняеготический период) отдавалось■предпочтение рассеянному. свету иди распределению его источников вокруг изображаемой сцены. Смещение их влево отмечено лишь на меньшинстве картин XIV века. Такой "левый уклон" усиливается в ущерб рассеянному свету или среднему положению его источника вплоть до XVI-XVII веков, а затем ослабевает. В XX веке последние варианты снова становятся преобладающими. Такого рода изменения в технике живописи коррелируют с исчезновением глубины изображения (иллюзорней перспективы) и со стремлением художников к дзумерности.

Еще один вид .асимметрии, выявляемый при статистическом анализе произведений изобразительного искусства (Грюссер). касается положения головы на портретах. Для первых этапов развития западноевропейского портрета характерно четкое предпочтение ее поворота влево (относительно зрителя). Эта левосторонняя тенденция значительно сильнее проявляется в женских портретах. Анализируя данные по XV-XX векам, можно заметить четкую историческую закономерность: предпочтение левосторонней ориентации постепенно ослабевает, и на современных портретах лица мужчин (но не женщин) чаще обращены вправо.

Итак, общекультурное развитие, традиции и индивидуальное обучение важны для формирования как таланта творца, так и тонкости восприятия у ценителя прекрасного. Генетически запрограммированная . структурно-функциональная асимметрия мозга остается важней детерминантов творчества художника. Некоторые из аспектов этой асимметрии отражаются в таких артефактах, как произведения искусстза, и з таких сложных процессах, как их восприятие.

Сравнительно 'недавно возникла гипотеза, что в течение последнего десятилетия происходит глобальней сдвиг от относительной дсми- . нанты левого полушария в сторону • активности правого.' Условно г'ово-. ря,'мы меняемся, переходя от "рационалистской" доминанты к доминированию интуитивного мышления. - •

В специальной, литературе уже высказывалась мысль о' том, что разнообразие доминирующих направлений различных типов лабиринта отражает бинарность человеческого мозга. Исследователи (И.В.Герасимов), опираясь на капитальнее издание Г.Керна, где представлено 565 . изображений лабиринта, начиная с III тыс. до н.э. вплоть до настоящего времени, установили, что периоды наибольшей концентрации различных типов лабиринтов совпадают с классической периодизацией мировой истории. Два разных типа лабиринта (молскурссряый и мульти-курсорный) воплощают две различные мировоззренческие установки:

ключевая коллизия мудьтикурсорного лабиринта заключается - в ■ выборе направления, монокурсорный сосредоточивается в следовании предначертанному Пути-. Первый период нарастания относительной и абсолютной доли "левых" лабиринтов совпадает с эпохой Римской империи. С середины XIII века наблюдается зеркальное преобладание "правых" лабиринтов. Передом в сторону "левой" доминанты происходит на заре Реформации и начала Нового времени.

. Механизм процесса радикального "переключения" доминанты полушарий пека не ясен. Эта гипотеза, в целом, усложняет общую сикерге-тическую картину истории: следовазаие собственной логике процессы не только взаимодействовали, но и накладывались на различные стратегии мышления человеческого мозга.

Итак, изучение связи функциональной асимметрии мозга и эстетического восприятия, а также право-левополушарных стратегий мышления в человеческой культуре показало, что:

- левополуиарное, логико-знаковое мышление так организует используемый материал, что создается контекст, необходимый для социального общения, правополушарное, 'пространственно-образное'мышление обеспечивает целостное восприятие реальности во всем .многообразии;

- "феномен левосгоронности", обнаруженный в подавляющем большинстве произведений искусства . - :*ивописи и скульптуры - обусловлен как биологическими (явление "импршшшга"), так и геоэкологическими факторами;

- подобным образом, н тип- мышления творческой личности (право- и девЬполупарный)' определены.как генетическими, так и социокультурными факторами, закрепленными по механизму отбора и преемственности; ■'.•.. ■■•""'.' эстетическое восприятие'картин зависит'не только от композиции полотен, «о обусловлено также и функциональной асимметрией как художника, так и зрителя - их полом, право-леворукостью и т.д.;

и наконец, по-видимому, возможно, что особенностью развития современной цивилизации является смена, парадигмы - переход от западно-европейского . левополушарного, логико-вербального восприятия действительности к правополушаркому,. пространственно-образному, что подтверждается кан экспериментально (исторические исследова-. .ш различных типов лабиринтов), так и фактичеегш, сегодняшней действительностью..

-'• В Заключении Формудирувтоз выводы, вытекающие из содержания

•. ■ '- ' ЕЗ - . . работы, намечаются перспективы дальнейшей разработки лроблекш.

Содержанке диссертации страдаю в слэдувдих публикациях автора:

1. П.А.Флоренский: Диалог естественнонаучной к гуманитарной . культур // Л.А.Флоренский и наука XX века. М.. 1996.

С. 65-65.. .

2. Философия и естествознание: методический аспект // Новые идеи в философии. Пермь, 1995. Вып.5. С.125-142.

3. Симметрия как'универсальный какок культуры // История культуры, теория культуры и проблемы гуманитаризации образования. Пермь, 1996. С.134-135.

4. Проблема сознания и специфика междисциплинарного языка ; (в ссавт.) // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996. С. 157-159.

5. Онтологические и социокультурные основалия функциональней асимметрии мозга //Концепции.жизни и сознания, Саратов, 1996. С.108-114. | .

5. Онтологические и социокультурны.• основания функциональной | асимметрии мозга // Вопросы обцегумачитарного знания. Пятигорск, 1ВЭ7. С.55-62. ■ 7. розанов и Фрейд: метафизика пола //Россия-и Запад: взаимовлияние идей и исторических судеб. Саратов, 1997. С.50-53. 8. А.Бергсон, М. Мерло-Понти: роль' тела в образе реальности // Социокультурные проблемы нетипичности. Саратоа.', 1997. С. 45-48. " ' />-, //

Зачав Объем

- 1 печзт. лист

Подписало к печати 7.04.1688 г. Тирзж 1СХЗ зкз. г