автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Концепция культа-культуры-искусства в антроподицее П. А. Флоренского

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Загарин, Игорь Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Концепция культа-культуры-искусства в антроподицее П. А. Флоренского'

Текст диссертации на тему "Концепция культа-культуры-искусства в антроподицее П. А. Флоренского"

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Философский факультет Кафедра философии религии и религиоведения

На правах рукописи

Загарин Игорь Александрович

Концепция культа — культуры — искусства в антроподицее П.А.

Флоренского

Специальность 09.00.06 — философия религии

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских

наук

Научный руководитель — доктор философских наук

профессор

¡М.П.Новиков|

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................3

Глава 1. Этапы становления религиозно-философского

мировоззрения П.А. Флоренского.....................16

Глава 2. Место и роль религиозного культа

в антроподицее П.А. Флоренского....................40

Глава 3. Понятие культуры в антроподицее

П. А. Флоренского...................................8 6

Глава 4. Место и роль искусства в антроподицее

П.А. Флоренского..................................120

Заключение.................................................159

Библиографический список использованной литературы.........163

Введение

В последнее десятилетие значительно возрос интерес к отечественной религиозно-философской мысли среди широкой общественности. Особое место при этом уделяется представителям т.н. метафизики всеединства или софиологии: С.Н. Булгакову, JI. П. Карсавину, С. JI. Франку, В.Ф. Эрну. Но наибольшее внимание среди них заслужил крупнейший русский религиозный мыслитель Павел Александрович Флоренский (1882—1937).. В изучении и оценке творческого наследия Флоренского можно выделить несколько этапов. Первый этап обозначился в 1914г. после публикации его фундаментального труда «Столп и утверждение Истины». В этот период времени уже выявились две основные линии оценок его богословской и философской деятельности. Часть исследователей рассматривала его работу как существенный вклад в современную православную философию и богословие1. Другая часть, наоборот, обвинила его в отходе от традиционного православия, скрытом западничестве, в стилизации православия2. После революции в связи с тем, что значительные группы священнослужителей и философов оказались за рубежом, эта

1 Ветухов A.B. Основы веры и знания(религии и науки) по данным языка. X.,1915;Глаголев С. С. Отзыв на книгу о. Павла Флоренского «О духовной Истине». В кн. П.А. Флоренский: pro et contra. СПб,1996; Трубецкой E.H. Свет Фаворский и преображение ума. Там же; Еп. Феодор. Рецензия на книгу «О духовной Истине. Опыт православной теодицеи». Там же; Розанов В.В. Густая книга. В кн. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995'.

2 Бердяев H.A. Стилизованное православие (о. Павел Флоренский). В кн. П.А. Флоренский: pro et contra. СПб.1996; Он же. Хомяков и свящ. Флоренский». Там же; Архимандрит Никанор. Рецензия на кн. «Столп и утверждение Истины». Там же.

полемика продолжилась там. Результаты этой полемики нашли свое отражение в ряде капитальных исследований по истории русской общественной и философской мысли, вышедших в эмиграции1. У нас в стране в этот период времени обстоятельных работ, посвященных анализу его религиозных взглядов, не выходило.

Начало второго этапа пришлось на 1967г., когда в СССР была напечатана работа Флоренского «Обратная перспектива». Выход этой статьи спровоцировал новый виток интереса к его наследию. В значительной части светских текстов отечественных исследователей того времени основной акцент делался на его вклад в развитие науки, техники, искусствознания и почти не затрагивалось религиозное мировоззрение. Но в специальной религиоведческой литературе уже был начат анализ его религиозно-философских взглядов2. Заметным событием того времени был выход статьи о нем в пятом томе «Философской энциклопедии», полемика по поводу которой не утихает до сих пор3. С этого времени публикации и републикации работ П. А.

Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937; Зеньковский В. В. История русской философии. Париж, т.2, 1950; Лосский Н.О. История русской философии. М, 19 94;Левицкиий С.А. Очерки по истории русской философии. М, 1996; Бердяев H.A. Русская идея.. Париж, 1971; Зернов 'Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.

2 Новиков М.П. Тупики православного модернизма. М, 197 9; Семёнкин Н.С. Апология христианства в русской религиозной философии. В сб. Вопросы научного атеизма, вып.7, М,1969; Он же. Кризис теодицеи. Философские науки, 1969, №3;Воронкова Л.П. Идеалистическая сущность культурологии П, А. Флоренского. Там же, 1984, №4; Шапошников Л.Е. П.А. Флоренский и современное православное богословие. Там же, 1987, №5.

3 Флоренский П.В. К истории статьи «П.А. Флоренский» в «Философской энциклопедии». В сб. Мысль и жизнь. К столетию со дня рождения А.Ф. Лосева. Уфа,1993; Гальцева P.A.- Это был наш маленький крестовый поход. Знамя, 1997,№2.

Флоренского стали появляться и в официальных изданиях русской православной церкви. Позиция патриархата по отношению к нему в этот период времени была наиболее полно выражена в одной из статей. «Священник Павел Флоренский, может быть, один из самых гениальных православных богословов нашего века, творческое наследие которого и до сих пор, к сожалению, все еще ждет основательного усвоения и дальнейшей разработки...»1. Достаточно показательна и динамика усиления интереса со стороны РПЦ к Флоренскому. Так, например, если в связи с 25-летием со дня кончины богослова в официальном органе патриархата была помещена небольшая заметка всего в несколько строк, то 100-летний юбилей со дня рождения имел уже совершенно иное количественное и качественное освещение2. Ряд материалов, которые появились в этих изданиях позже., могут рассматриваться как прямое продолжение юбилейных торжеств3.

1 Тон Н. Единство в многообразии. Церковь в -свете современной православной экклезиологии. ЖМП, 1984, №9, с. 68.

2 А.П. Из жизни духовных школ. ЖМП,1968, №4;Андроник(Трубачев), иеродиакон. К 100-летию со дня рождения священника Павла Флоренского (1882-1943). Богословские труды, сб.23, 1982; Он же. Указатель печатных трудов священника Павла Флоренского. Там же; Он же. Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. ЖМП, 1982, №4;Иннокентий(Просвирнин), архимандрит. О творческом пути священника Павла Флоренского. Там же; Свиридов И.А. Богословская концепция Павла Флоренского. Там же, 1982,№5;Иванов В. В. Эстетика священника Павла Флоренского. Там же; Никитин В. А. Вечер памяти священника Павла Флоренского в ЛДА. Там же, 1982, №7.

3 Трубачев С.З. Музыка богослужения в восприятии священника Павла Флоренского. ЖМП, 1983, №5; Андроник, иеромонах. Вечер в Московской Духовной Академии. Там же,1984,№5; Он же. Священник Павел Флоренский - профессор Московской Духовной Академии и редактор «Богословского вестника». Богословские труды, сб.28. 1987; Он же. Павел Флоренский—профессор Московской Духовной Академии, Московская Духовная Академия. 300 лет(1685-1985).

Его работы стали переводиться и издаваться грузинской, сербской, элладской и другими православными автокефальными церквями. Заметное внимание к нему обозначилось и у теологов римско-католической церкви1. Особый вклад вносил и вносит в издание и изучение его наследия международный журнал христианской культуры «Символ». Задачи эмигрантской общественности по изучению наследия Флоренского в этот период времени наиболее ярко выразил Н.С. Арсеньев. «Изучению духовного наследия Павла Флоренского должна быть посвящена усиленная работа русской научной и религиозной мысли в пределах свободного мира»2. Значительная часть • первых публикаций текстов Флоренского, а также работ, посвященных анализу его деятельности, нашли свое.отражение в это время на страницах эмигрантских периодических изданий и книг3.

С 1988г. начался новый этап в изучении творческого наследия П. А. Флоренского. В перестроечный период времени на страницах многих отечественных газет и журналов переиздаются его работы, печатаются статьи и воспоминания о нем. Переломным

Юбилейный сборник. М, 1986; Свиридов Иоанн, священник. Гносеология священника Павла Флоренского. Там же.

1 Florenskij P. La colonna е il fondamento délia verita. Milano, 1974; Florensky.P.La colonne et le fondement de la vérité. Lausanne, 1975.

2 Арсеньев Н.С. О некоторых основных темах русской религиозной мысли XIX века. В сб. Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975, с.35.

3 Флоренский П.А. О надгробном слове о. Алексея Мечева. В сб. Отец Алексей Мечев.Воспоминания, письма, проповеди. Париж, 1970; Он же. Воспоминания детства. Вестник русского студенческого христианского движения, 1970-72, №№99-102,106; Он же. Итоги. Там же, 1974,№111; Булгаков С.Н. Священник о. Павел Флоренский. Там же, 1971, №№101-102; Уделов В.И. Об о. Павле Флоренском, Париж, 1972.

событием в 1988г. было проведение международного симпозиума в Бергамо, посвященного его творчеству: «П.А. Флоренский и культура его времени»1. После этого можно было окончательно констатировать оформление самостоятельного исследовательского направления - флоренсковедения. Свидетельством тому могут служить не только периодически проходящие семинары, конференции и выставки, но также и защита диссертаций, посвященных анализу его научной и философской деятельности. Для этого этапа характерно и то, что значительная часть неизданного наследия Флоренского публикуется уже не на Западе, а в России. Большую роль в этом играет «Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского» возглавляемый его внуком иеромонахом Андроником (Трубачевым A.C.) . При участии центра изданы избранные сочинения и завершается издание собрания сочинений мыслителя. Начата подготовка к изданию полного собрания сочинений Флоренского в 15 томах. В этот период времени на Западе -интерес к фигуре Флоренского в значительной степени сместился от эмигрантских исследователей к местной научной общественности. За последние годы заметная часть духовного наследия Флоренского переводится на западные языки, издаются монографии и статьи, посвященные его творчеству. Особая роль в этом принадлежит профессору из Марбурга М. Хагемейстеру1. В Германии в переводе на немецкий язык выходит 10-томное собрание сочинений Флоренского.

Отличительной особенностью этого периода времени является то, что в официальных изданиях Московского патриархата материалы о нем печатаются крайне скудно. Отмечается тенденция среди части православного духовенства и околоцерковной интеллигенции квалифицировать его взгляды как . неправославные и даже еретические2. В некоторых приходах РПЦ имели место акции публичного сожжения его трудов наряду с работами других софиологов3. В части текстов исследователей, которые относят себя к православной интеллигенции, был поставлен вопрос о возможности заимствования Флоренским базовых идей «Столпа и Утверждения Истины» у архимандрита Серапиона(Машкина), о сближении его идейных установок с «новым религиозным сознанием», об оккультных истоках' его мировоззрения4. В последние годы вышел ряд исследований, показывающих место Флоренского в метафизике всеединства, а также его роль в формировании софиологии5. Целый ряд работ был посвящен его

Хагемейстер М. Павел Флоренский и его работа «Мнимости в

геометрии». Начала, 1994,№4.

2 w ^

Антониии, митрополит Ленинградскиии и Новгородскиии. Из

истории новгородской иконографии. Богословские труды, сб.27,

М, 1986; Яковенко Б. Богословско-философский модернизм свящ.

Флоренского в свете православия. «Земля», 1989,№11.

3 Ястребов Г. Костры нетерпимости. НГ-религии, 1998,№7, с.16.

4 Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века,М,1992;Пентковскиий A.M. Архимандрит Серапион Машкин и студент Павел Флоренский(новые материалы), Символ, 1990,№2 4;Бонецкая Н.К. П.А. Флоренский и «новое религиозное сознание». В кн. П.А. Флоренский: pro et contra, СПб, 1996; Она же. Русская софиология и антропософия, Вопросы философии,1995, №7.

5 Акулинин В.Н. Философия всеединства. От Вл. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 19 90; Семёнкин Н.С. Философия богоискательства. Критика религиозно-философских идей софиологии. М, 1986; Хоружий С. С. Философский символизм П. А. Флоренского и его жизненные истоки. Историко-философский

культурологическим представлениям и эстетическим взглядам1^ этот период было защищено заметное количество кандидатских

диссертаций, в которых анализировались различные аспекты

2 ~ творческого наследия П. А. Флоренского. Но исследовании, в

которых специально рассматриваются проблемы антроподицеи

Флоренского, еще явно недостаточно3. Это во многом и

определило выбор темы автором данной работы.

Целью предлагаемой работы является выяснение роли понятий

культ—культура—искусство в антроподицее П. А. Флоренского. В

качестве основных решаемых задач в диссертации могут быть

выделены следующие:

--предложить новую периодизацию становления мировоззрения

Флоренского;

--выяснить место философии культа в его антроподицее;

ежегодник. 1988. М,1989; Он же. Миросозерцание Флоренского. Начала, 1994, №4.

1 Бычков В. В. Эстетический лик бытия. (Умозрения Павла Флоренского). М,1990; Кравец C.JI. Место эстетики в философии Павла Флоренского. Общественная мысль: Исследования и публикации. Вып.III,19 93;Воронкова Л.П. В поисках истины и красоты(Культурология П.А. Флоренского). М,1992.

2 Харьковищенко Е.А. Религиозный иррационализм Флоренского в апологетике современного православия. К, 1989;Иванов А.Т. Концепция культуры П.А. Флоренского. Минск, 19 90; Управителев А.Ф. Философские основания религиозного мировоззрения П.А. Флоренского. ' М, 1991; Зоткина O.A. Символ в «онтологии творчества» П. А. Флоренского. М, 1991;Дубейковская Я. С. Онтологические основания эстетики Флоренского. Екатеринбург,1995;Треушников И.А. Сравнительный анализ историософских взглядов П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. СПб, 1997; Фёдоров В.Е. Антиномичность естественнонаучного и религиозного знания в творчестве П.А. Флоренского. СПб, 1997.

3 Хоружий С. С. Обретение конкретности. В кн. -Флоренский П. А. У Водоразделов мысли. М,1990; Андроник(Трубачев A.C.), игумен. Антроподицея священника Павла Флоренского. Там же; Он же. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск,1998.

--выявить основные теоретические источники формирования философии культа;

--рассмотреть иерархию элементов религиозного культа в философии культа;

--проанализировать этапы генезиса культуры в антроподицее; --показать место искусства в его богословской концепции. Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование самостоятельной предметной области исследований—флоренсковедения настоятельно требует разработки более детальной периодизации деятельности П.А. Флоренского. Можно выделить пять основных этапов творчества этого мыслителя. Со времени второго этапа религия становится системообразующим началом его мировоззрения. Каждый этап завершался внешним или внутренним кризисом мыслителя. Мировоззрение Флоренского представляет собой сложное переплетение религиозных, научных, оккультных элементов.

2.Понятие религиозного культа—основополагающий элемент антроподицеи П.А. Флоренского. Его трактовка ■ кризиса православия в качестве кризиса культа. Источниками философии культа являются как работы православных богословов, так и западных исследователей в области этнологии, культурологии, религиоведения. Философия культа—демонстративный отход от дискурсивных способов доказательства бытия бога и переход к -его показуемости.

Принципиальная установка на отказ от построения законченной системы и обращение к т.н. «круглому мышлению». Трактовка религиозного культа в качестве материального базиса любой религии, поэтому философия культа интерпретируется им как религиозный материализм. Особенности деятельностного подхода в объяснении феномена религиозного культа. Рассмотрение страха в качестве психологического источника возникновения культа. Роль божественных и тварных энергий в формировании культа. Дедукция семи христианских таинств как фундамент религиозной антропологии. Святость—индикатор присутствия трансцендентного в тварном. Роль религиозных обрядов в адаптации трансцендентных энергий к восприятию их верующими. Основное назначение молитвы в философии культа состоит в подтверждении объективного характера религиозных обрядов. Единство всех элементов культа осуществляется в сакральном пространстве храма. Иконопись в философии культа является не художественным, а свидетельским произведением, способом показуемости бытия. бога. Трансформация антроподицеи в космодицею в мировоззрении Флоренского.

3.Многоуровневый и многофункциональный характер культуры в антроподицее Флоренского. Любая культура строится на признании некой исходной ценности. Такого рода ценности рассматриваются в антроподицее лежащими вне рамок культуры. Трансцендентный характер подлинных ценностей культуры. Феургия как историческая первопричина культуры.

Распад феургии—источник культуры, начало процесса секуляризации сакрального. Появление двух периодически сменяющих друг друга