автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Концепция личности в философии евразийства

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Колесниченко, Юлия Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Концепция личности в философии евразийства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция личности в философии евразийства"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

■л ,, Специализированный совет Д.053.05.85 • •)

На правах рукописи

КОЛЕСНИЧЕНКО Юлия Викторовна

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ЕВРАЗИЙСТВА

Специальность - философия: 09.00Л1 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1994

Работа выполнена на кафедре социальной философии философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент В.Я.Пащенко.

- доктор философских паук, профессор Шевченко D.H.

- кандидат философских наук, доцент Мощелков E.H.

Ведущая организация •• Московский государственный строительный университет, кафедра философии.

на заседании Специал , _ га Д.053.85. по

философским и социологическим наукам в Московском государственном университете имени М.В.Ло,моносова по адресу: Москва, Ленинские горы, I корпус гуманитарных факульте-_ тов МГУ, философский факультет, II этаж, аудитория ^Ji

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки имени М.Горького М1"У / I корпус гуманитарных факультетов.

Официальные оппоненты:

Зашита состоится

994 г. ь 15.00 часов

Ученый секретарь Специализированного совета

В.Я.Пашенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исслелотания.

Особенностью современного этапа развития обществоведения стал опыт философского осмысления различных школ и направлений отечественной мысли. Далеко не каждому из них, хотя и по разным причинам, удается занять должное место в ряду явлений, удостоенных высокой исторической оценки. Определяющий критерий здесь -практическая ценность, адекватность мыслей прошлого современной ситуации в нашем обществе. Полные драматического содержания события сегодняшнего дня делают все более актуальными проблемы морального и практического участия отдельной личности в процессе возрождения России. Социальная практика не дает однозначных ответов на многие вопросы истории, и потому общественная мысль призвана облегчить эту задачу выработкой современных национальных ориентиров, идей, в какой-то мере интегрирующих наше до предела атомизированное общество. В связи с этой насущной проблемой нельзя не принять во внимание богатейший опыт отечественной мысли: концепций различных общественно - политических движений, среди которых определенное место занимает евразийство. Организационно оформленное в начале двадцатых годов нашего века в среде русского интеллектуального зарубежья, оно уходит своими корнями в глубинные пласты российской политической культуры XIX века, будучи при этом несводимым ни к западничеству, ни к славянофильству. Евразийство занимает свое определяемое новыми политическими реалиями место, существенно отличается как от одного, так и от другого из указанных направлений российской социально-философской мысли. Актуальность евразийской проблематики - не только в академическом осмыслении феномена

русской культуры, до последнего времени практически закрытого от исследовательских глаз, но прежде всего - в практической значимости выводов и прогнозов евразийцев для ликвидации последствий социального кризиса, поразившего Россию в конце XX века. Предвидя необходимость замены тоталитарного строя, они решительно предостерегали от обвальных перемен, могущих последовать за свержением прежнего общественного порядка. Более того, они открыто выступали за сохранение тех позитивных результатов общественного развития, которых добился Советский Союз - "Евразия -Россия" - в евразийской транскрипции. Совмещая в своей социальной теории элементы коллективизма и личной свободы, евразийские философы, к ряду которых принадлежали такие выдающиеся мыслители, как Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин, П.П. Сувчинский и другие, попытались ответить на ряд вопросов, особенно актуальных на нынешнем этапе строительства гражданского общества в России. Представляется, что в глобальном масштабе русской культуры евразийство являет собой одну из наиболее интересных форм переосмысления опыта России в революциях. Проблематика евразийской мысли актуальна для нашего общества как в теоретическом, так и в практическом отношении, прежде всего вследствие интегрирующей силы его идей, спрессовывающих различные аспекты современной российской мысли в единый социальный концепт. В плане заявленной 1-емы диссертационного исследования нас прежде • всего интересует евразийская трактовка понятия свободной ' личности, действующей в определенном пространственно-временном континууме. Причиной этого послужил тот факт,что надстроечная структура России оказалась сегодня вне . координат преемственности и традиционности. Тем не менее, именно эти два фактора определяют, на. наш взгляд, основу.

последовательность и логическую непрерывность культурного бытия. Оказавшись перед необходимостью выбора национальных ориентиров, следует правильно поставить вопрос о возможной адаптации тех или иных общественных императивов на определенной социокультурной почве. Важным фактором является и личностное отношение к ним. Общесоциальное трансформируется, таким образом, в плоскость индивидуального приятия или неприятия исторического факта, в попытку найти свое место в подсистемах обновленного общества. Процесс личностной адаптации часто протекает болезненно, носит уникальный характер. Современная ситуация наглядно демонстрирует нелегкий путь, преодолеваемый человеком по мере приобщения к ценностям "открывающегося" социума. Последущий факт атомизации личности, являющийся неизбежным следствием введения демократических императивов европейского гражданского общества, превращается в острейшую социальную проблему. Широкие коллективистские начала, долгое время составлявшие основу российского общественного бытия, на современном этапе перестали в значительной мере определять его духовный строй. Вынужденный, порой насильственный отказ от стереотипов, при-переходе к новым критериям оценки человеческой кооперации, вызывает потерю самоориентации, чувства принадлежности к коллективу, осложняет адекватное восприятие самого коллектива как разноуровневой структуры, обладающей более или менее устойчивыми центростремительными тенденциями. Личность и коллектив все больше превращаются в дихотомическую пару взаимоисключающих субстанций, в абсолютизацию момента борьбы противоположностей - в ущерб их необходимому единству. В связи с этим отечественная мысль, содержащая в себе потенции пророческого видения, предпринимает попытки теоретического и практического решения коллизии. Без

выработки некоторых концептуальных предложений не может существовать действительно ценной социально-политической теории личности, которая оправдывает себя способностью к практической реализации. Для построения действенной схемы национального возрождения необходимо иметь ввиду, что гармоничное сосуществование с другими цивилизационными образованиями - одна из важнейших сторон российской социальной идентичности. Мощный синтезирующий потенциал европейского сообщества учитывает и соседние народы в контексте своего исторического бытия. В связи с этим важность определения формы взаимоотношений с европейскими народами, куда включаются вопросы экономической и духовной преемственности, сопряженные с унификацией внутринациональных достижений, просто невозможно переоценить. Именно поэтому личностный аспект теоретической концепции евразийства выдвигается на передний план глубокими, хотя и не бесспорными социально-философскими выводами относительно судьбы российского общества. Евразийцы исходят из основополагающего тезиса о необходимости введения цивилизационного измерения в оценку духовного развития России. Цивилизационность "Евразии", которая определяется основоположниками течения как особая "симфоническая"индивидуация православной церкви и культуры, включает в себя не тодькр географическую сущность, но располагается также и в культурно -идеологической плоскости. Понятие цивилизационности практически совпадает с понятием предельной • самобытности, выражается в особенностях взаимодействия индивидуума и общества, соотношения личного ,и коллективного не как антитезы взаимоисключающих феноменов, а как гармоничного синтеза не отчуждаемых до абсолютного предела социальных единиц. В общемировой проекции что выражается в интеграционной функции христианского

в

мировоззрения. Практическое осуществление этой интеграции проходит в евразийстве через отрицание принципа " Цель оправдывает средства", реализация которого есть путь разобщения, путь нравственного рахюжения, подрывающего духовные устои общества. Достижение синтеза возможно лишь путем исключительно ненасильственных мер. Признавая объективность свершившихся фактов в качестве исторически необходимых, евразийцы ставят задачу индивидуальной ответственности за моральную оценку происходящего, что весьма актуально для нашего общества та настоящий момент. Таким образом решается вопрос практики индивидуальной свободы в среде объективной необходимости. Помимо этого, ломка стереотипов, при вынужденном переходе на новые, расшатывает гносеологические конструкции современного знания, снимает однозначное понимание объектно - субъектных отношений, в связи с чем со всей остротой встает задача преобразования методологических оснований научного знания.

Степень разработанности темы.

Свидетельством актуальности проблем, поднятых евразийством в отечественной гуманитарной мысли, служит тот факт, что основная проблематика и основные концептуальные построения, разработанные в рамка данной теории, являются предметом серьезного рассмотрения представителями различных направлений гуманитарной науки, особенно в последнее десятилетие. Отметим, что в 1993 году начал выходить специальный журнал "Евразия", ставящий своей задачей восстановление теоретических традиций одноименного течения. В 1986 - 1993 годах проведено несколько крупных научных конференций и "круглых столов" по названным проблемам: так в июне 1993 года в МГУ имени М.В. Ломоносова прошла

международная конференция "Российская государственность: идеология и самосознание народа", в ноябре 1993 года в МГУ был организован вызвавший большой интерес "круглый стоя", в ходе которого обсуждались проблемы евразийской философии. Статьи идеологов данного направления, посвященные вопросам геополитики, проблеме восточно-западной культурологической антитезы, онтологической общности религиозных и философских аспектов, появлялись в периодических изданиях в основном под рубриками "Очерки", "Публицистика", "Филологическое" (или: "Литературное") наследие". Современная отечественная традиция в той или иной степени использует евразийские взгляды, о чем свидетельствует непрекращающийся поток публикаций последних двух десятилетий. Что касается философского наследия евразийства, то за последние 3-4 года появилось несколько десятков аналитических статей отечественных авторов, в частности, С.С. Хоружего, А.И. Соболева - по вопросам творчества отдельных представителей евразийского движения (J1.H. Карсавина, Н.С. Трубецкого); С.Ю. Ключникова - о генезисе евразийской философии; И.Н. Артемова - о культурно - исторических взаимоотношениях России и Азии в свете геополитической теории; Ш.З. Султанова - об общности исламской и православной социальных доктрин; Л.И.Новиковой и И.Н.Сиземской - по общеконцептуальным проблемам евразийства, В.П. Кожинова - по проблемам историософии евразийства; Л. Люкса - об особенностях евразийской-картины мира; И. А. Исаева - по концепции государственного строительства, В.Я. Пащенко - на тему актульных идеологем евразийской теории. В последние десятилетия усилился интерес зарубежных исследователей к евразийской философии. Среди работ этой категории необходимо упомянуть тематический сборник "Die Lehre der Eurasien ein Beitrag zur Russischen Ideengeschichte des 20. Jahrhunderts", вышедший в Висбадене.

Во многих публикациях подобного рода проблема личности в философии евразийства затрагивается в той или иной степени, но работ, целиком посвященных этой теме, в современной философской литературе обнаружить не удалось. Предлагаемая диссертационная работа ставит одной из своих задач попытку внести посильный вклад в систематическое изложение философских аспектов евразийского творчества - в преломлении концепции личности. Основные положения работы, выдвигаемые на яяишту:

1. Уникальность культурологического феномена евразийства, его несводимость к какому - либо из основных направлений отечественной философско - политической мысли.

2. Отношение исследуемого направления социальной философии к революционным событиям в России (понимаемым не столько в дихотомическом, антагонистическом , сколько в синтетическом плане).

3. Социальная полнота личности, в интерпретации евразийских мыслителей, зависящая не только от экономических, но и и от других социально значимых аспектов общественного бытия, в частности, от религиозности и способности к коллективному творчеству.

4. Самобытная позиция в религиозно-философской -трактовке понятия личности, определяющая гносеологические подходы евразийского исследования.

5. Определенная схожесть евразийской концепции личности с социальными теориями личности европейских современников, таких как О. Шпенглер, 3. Фрейд, М. Вебер, Д. Бредлн, что доказывает целостность феномена общеевропейской культуры, включенность России в духовный контекст последней.

В связи с вышеуказанными задачами диссертационного исследования, представляемыми на защиту, необходимо выбрать адекватную методологическую основу и принципы исследования.

Методологической основой предлагаемой работы выступает русская классическая философия. За основу приняты теоретические постулаты, содержащиеся в работах В.В.Соловьева, Н.И.Булгакова, П.И.Новгородцева, Н.Я. Данилевского. Это, прежде всего, понятия "соборности", "симфоничноста", "конкретного" знания. Наряду с этим, применяется и современный подход в оценке социальных феноменов, в частности концепция общественного развития П.-Т. де Шардена, И. Пригожина, философско - психологические теории личности Ж.-П. Сартра, В. Франкла, Э. Фромма, Э. Берна. Спектр методологических прннмипон, легший в основу диссертационной работы, включает в себя принцип системного подхода к анализу собственно феномена евразийства, а также его общефилософской теории личности; принцип объективности, примененный в исследовании интересующей нас культурно-исторической сущности,, что в свою очередь определяет методологическое требование детерминизма при анализе взаимозависимостей элементов социума; конкретно - исторического понимания социальной природы личности; восхождения от абстрактного к конкретному; аксиомагического введения пространственно-временного континуума в определение природы индивидуального бытия. Кроме того, сама специфика вышеперечисленных методологических требований обязывает к использованию соответствующих гносеологических приемов с целью сохранения целостности самого предмета изучения. В соответствии с этим поднимается вопрос современной оценки религиозной формы постижения мира и возможного синтеза последней с философским познанием в границах философско-религиозной концепции (коей и является евразийская теория в широкой интерпретации этого понятия). Здесь нас интересует как традиционный, так и современный

методологический ракурс проблемы, преломленный в творчестве собственно евразийских мыслителей, а также в важнейших тенденциях современной теории познания. Таким образом, наряду с необходимым использованием системного подхода, предпринята попытка отразить понятийно-концептуальную специфику философско-религиозной теории евразийства.

следующем:

Впервые предпринимается попытка детального изложения евразийской концепции личности;

Помимо гносеологического аспекта на основании авторской типологии проанализировано нетрадиционное определение личности, которое в рамках исследуемого направления не сводимо к дефиниции социально активного • индивида. Евразийские понятия личности охватывает собой и онтологический аспект бытия, в определенной степени гуманизируя последнее;

Исследуется конкретно - исторический контекст евразийского творчества. Анализ пространственно-временного континуума позволяет определить наличие в европейском и российском обществах 20-х - 30-х годов XX столетия общих проблемных полей социального исследования, в преломлении теории личности;

результатов исследования предполагается в

Анализируются определенные расхождения российской и европейской типов культур в интерпретации епразийской философии;

Наряду с этим, используя тезисы евразийства о срединном положении России в рамках мировых цивилизаций Запада и Востока, делается попытка доказать изоморфность некоторых концептуальных подходов к оценке роли личности в коллективе у русских и восточных (китайских и японских) философов, что дает ряд необходимых доказательств теоретическим положениям евразийцев;

Подробный анализ практической социальной теории евразийского направления отечественной мысли позволяет видеть дееспособность его концепции государственного строительства, ее нацеленность на практическое осуществление.

Исходя из этого, научно - практическая значимость пиггертячипнной рабохы может заключаться в относительной применимости основных выводов теоретиков евразийского движения по проблемам государственного строительства в России, формам и методам построения политического и гражданского общества, избегая при этом некритичного отношения к социальным новшествам Запада.

Апробация работы Основные теоретические положения и результаты исследования нашли свое о!ражение в публикациях автора: "Элементы евразийской гносеологии", в сборнике аспирантских работ "Общество и социокультурный процесс". Сборник задепонирован в ИНИОН РАН N0. 48261 от 2.07.93, а также в выступлениях диссертанта на научной конференции "Российская государственность : идеология и самосознание народа"; в статье " Опыт евразийства : тема личности в отечественной философии", в журнале "Вестник МГУ". Серия 12. "Социально-политические исследования". 1/1994.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

исследования, анализируется степень ее разработанности в научной литературе, определяется цель и задачи, новизна и практическая значимость исследования.

1 глята "Гносеологическая проблематика как составная часть евразийской теории личности" посвящена актуальным проблемам теории познания, которая в связи с религиозно-философской спецификой объекта исследования, приобретает новые качественные черты. Понятийный аппарат, используемый евразийцами при разработке теории личности, видоизменяет не только формы постижения объекта, но заставляет по-новому определить сам феномен личности как особый способ существования объективного мира, что в свою очередь принципиальным образом влияет на выбор гносеологических основ постижения мира. Синтез гегелевского антропоцентризма с религиозно-философской гносеологией позволяет более полно осветить одну из сложнейших проблем современности: возможность. существования религиозной философии как некоего двуединого феномена, который кладет в основание своего существования объективное духовное бытие. Осознание неизбежной генетической связи религии и философии в рамках философских теорий закладывает, по мнению многих современных ученых (И. Пригожин, В. Франкл, П.-Т. де Шарден, А.В.Зотов), основы построения "новой" философии в качестве творящего знания о бытии, которое в своем единстве .и целостности, в экзистенциальном

г

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

книи обосновывается актуальность избранной темы

ограничении чистого разума представляет интерес для современной философской рефлексии. Последние достижения в области теории познания придают актуальное звучание исследованиям русских мыслителей начала века по проблемам гносеологии. В соответствии с •этим анализируется гносеологическая теория Н.СЛосского, сочувствовавшего евразийству и наиболее полно представившего в своих работах ядро его гносеологической концепции. Контекстуально вводя понятие "конкретного" бытия, Н.С. Лосский стремиться утвердить его субстанциональную полноту, его целостность как всеобщее в непрерывном познании. Личное бытие есть не только носитель, но "творческий источник бесконечного множества своих моментов, выразимых в отвлеченных понятиях".1 Философ отмечает, что к числу труднейших в рамках отечественной религиозно-философской традиции принадлежит проблема отношений между конкретным индивидуумом и обществом. Возможность ее остроумного (Лосский) решения демонстрирует теория личности евразийца Л.Н. Карсавина. В религиозной философии и гносеологии последнего границы собственно философской и религиозной форм познания сливаются, за общностью самого познаваемого предмета, в единое целое:в человеческую экзистенцию.Понятийный аппарат,используемый философом для изложения своей концепции личности, носит формально православный характер, но по существу является лишь аппаратом для более полного отражения онтологической сути личностного бытия. Например, по Карсавину, в моментах "качествования" бытия (бываниях) в объективном мире не может

1. Лосский Н.С. Идея конкретности в русской философии.// Вопросы философии. 2/ 1991. С.125-136.

существовать чего - либо, не содержащегося субстанционально в самом единстве этого целого*. В результате анализа данного вопроса нельзя не отметить тенденции непричинного сопряжения явлений и взаимосвязи элементов целого, наблюдаемые в теории личности Карсавина, что справедливо экстраполировать на все евразийское религиозно-философское творчество. Доказательством данного тезиса служит проводимый в диссертационной работе анализ концептуальных положений П.П. Сувчинского, Г.В.Флоровского и других авторов программно-философских произведений евразийства. При анализе феномена личности, с необходимостью встает вопрос соотношения европоцентристского и евразийского гносеологических подходов к анализу проблемы. Данная форма перманентного концептуального противопоставления - одна из особенностей исторического генезиса отечественной философской традиции. Понятие личности, сформированное таким образом, учитывает одним из первых факт предельного отчуждения индивидов в западном обществе: наличие максимального личностного начала замыкает индивидуальное бытие внутри себя, до крайности обостряет дихотомию "человек - общество", превращая ее в конфликт, разрешающийся, как правило, личной трагедией. Евразийские философы, считавшие проблему человеческой экзистенции одним из самых главных аспектов философского

* Ряд современных российских ученых, таких как, например, Р.Г.Баранцев и Ш.А. Гумеров, высказывают поддержку системно -целостному ("триадному" в противовес дихотомическому) подходу к анализу действительности, что выдвигает момент диалектического -системного синтеза на передний план. Разрешение этих и подобных ;им вопросов составляет основу философского построения многих отечественных направлений исторического значения.

творчества, пытаются представить вниманию возможный вариант диалектического снятия конфликта. В диссертационной работе находит место интерпретация евразийского опыта в решении данной проблемы. По мнению евразийцев, возможно лишь философско-религиозное осознание своей сопричастности общему делу, совместному, а потому истинному творчеству. Анализируя феномен религиозного творчества, П.П. Сувчинский доказывает неизбежное приобщение каждого к массовому вдохновению, позволяющему отдельному индивиду "разрастаться" до размеров "истинно" социальной личности. Проецируя гносеологическую проблематику в онтологическую плоскость, евразийские философы, в частности Л.Н.Карсавин и П.П. Сувчинский, доводят до крайности чисто диалектический момент возможности познания. В связи с этим требует раскрытия содержания идея "неопределяемое™" индивидуального бытия, которая обусловливается факторами изменчивости и противоречивости последнего. Аналогичные евразийским идеи об онтологической сути личностного начала встречаются в творчестве целого ряда представителей мировой философской науки. В качестве примера анализируются некоторые элементы фундаментального труда П.-Т. де Шардена "Феномен человека", в котором высказана мысль о слиянии объекта и субъекта в момент познания, подчеркивается невозможность постижения начал самого объективного бытия вне его связи с человеческой экзистенцией. Учитывая факт культурно-философской изоляции евразийских мыслителей, творивших в условиях господства европейской академической рациональной традиции, в работе осуществлен экскурс в иные философские системы личности современного евразийцам исторического периода. Краткий анализ теории Ф.Г. Бредш, 3. Фрейда, М. Вебера позволяет в отдельных моментах выявить их концептуальную общность с теорией евразийства. При этом

отмечается,что евразийский понятийный аппарат существенно отличается от философского академического (западноевропейского, в терминах евразийства) тем, что включает в себя иррациональное стремление к неземному человеческому идеалу. Исследуемые в I главе диссертации термины "любовь", "конкретное бытие", "человеческая душа" в рамках мыслительных традиций обоих типов выявляют существенные отличия в их гносеологических основаниях. В прямой зависимости от этого находится и интерпретация государственности как особым образом воплощенной социальной личности: "Наряду с Церковью ..., которая и есть истинная форма личного бытия культуры (народа и т.п.), возникает и другая, производная ... форма бытия той же культуры. Ее то мы и называем государством".1 Государство ках реализуемая на практике интеграционная структура общества, обусловливает лишь царство закона. Современное звучание получает, таким образом; мысль евразийцев о том, что достижение действительно безгосударственного, то есть ненасильственного типа социального формирования возможно исключительно в том случае, если объединяющим началом в нем является не отвлеченная идея, а

человек, гдсляДстиутший нал_миром. Положение о том, что

первоначальное обращение к гносеологической проблематике дало ключ к пониманию самобытного характера евразийской концепции личности, является основным выводом I главы диссертации. Во II главе основное Ьнимание уделяется анализу собственно теории личности евразийства. Широкий спектр толкований понятия личности в рамках евразийской мыслительной традиции в определенной мере осложняет анализ данной философской концепции. Несмотря на это.

1. Евразийство (опыт систематического изложения). Париж., 1926. С. 40.

из отдельных теоретических ; построений евразийских авторов возможно, на наш взгляд, составить целостный образ этой общественно значимой сущности. По мнению евразийцев, личность прежде всего индивидуальна, что лишь подчеркивает божественную "тварность" -субъективного бытия. Данный вывод по-новому освещает проблему соподчинения единичного-особенного-общего в евразийской традиции, определяя последнюю не как коллективистскую, но как личностно-коллективистскую. Таким образом учитывается равнозначность и взаимозависимость обоих элементов феномена личности, отраженных в классических понятиях отечественной философии - "софийности" и "соборности". Понятие "софийности" в диссертационной работе раскрывается с помощью остенсивного определения В.В. Зеньковского: ядро софиологии составляют натурфилософия ("биоцентрическое понимание мира"), тема антропологии и тема "божественной" стороны в мире."1 Под "соборностью" диссертант понимает состояние "внеисторического" единства социального организма. Что касается самого понятия личности, то помимо индивидуальной, личность может быть также симфонической. Эта идея наиболее полно и оригинально развита в трудах Л.Н. Карсавина. Многозначность и гносеологическая состоятельность этой идеи анализируются во II главе. Так, личность симфоническая есть момент слияния субъекта и объекта в момент познания, определяемый как само познание. В плоскости общественного бытия симфоническая личность приобретает свойства социальной системности, иными словами, имеет своими подструктурами образования различной иерархической ценности. Наиважнейшими среди них, по мнению Карсавина, являются

1. Зеньковский В.В. История русской философии. Ленинград., 1991. Том 2., Часть 2., С. 145.

социальные личности наибольшей функциональной способности (такие как семья, народ, государство). Иные личности категориального значения, коей является, например, личность Иисуса Христа, возможно сопоставить с понятиями философии О. Шпенглера, в которой образ Христа олицетворяет собой личностное преломление религии в качестве особой формы отношения к социальной действительности, как "пережитую метафизику, жизнь в ирреальном, но истинном мире".1

К социально значимым единицам относится здесь и понятие Вселенской Церкви, понимаемое не в географическом, но в сугубо идеологическом плане - как интегрирующее начало человечества. Церковь берется в полноте своего гипотетического объема, анализ ее сущности остается в сфере надопытного. В связи с этим, в понимании евразийской личности требует уяснения ее софиологический аспект, так как именно он связывает личность с мировым целым. Евразийскими философами предпринимается попытка раскрытия сущности евразийского понимания Церкви через термин "личность". Церковь определяется как личность именно в силу единства помыслов и устремлений при вхождении в нее личностей индивидуальных, так как гносеология евразийства исходит из принципа, что всякое соприкосновение объективного бытия и личности с необходимостью наделяет его субъективным качеством. Диссертант анализирует в этой связи некоторые родственные философские концепции, связанные с религиозным пониманием личности, философия Плотина, получившая высокую оценку Л.Н.Карсавина, определяется последним как непосредственная предыстория христианского мировоззрения. Однако,

1. Шпенглер О. Закат Европы. Том II. // В сб. Самопознание европейской культуры XX века..М., 1991. С.35

по мнению Карсавина, Плотину не удается раскрыть саму сущность личности - ее способность к свободному волеизъявлению. Тем не менее, личность эмпирическая, отдельная не есть истинная личность. И это подчеркивает не только русская (в нашем случае, евразийская), но и, например, японская философия личности. Анализ буддийских текстов демонстрирует сходство в понимании личностного начала как прообраза и самосознающего элемента общества у восточных и евразийских философов.

В работе также исследуются особенности философии евразийца Г.В.Флоровского, со временем разошедшегося во взглядах с основными идеологами движения. Развернутая характеристика, данная философом евразийской теории личности в целом, помогает более полному исследованию проблемы: Одним из главных концептуальных отличий теории Флоровского от евразийства является подчеркнутая трагедийность западноевропейского религиозного сознания, его величие и цивилизационная значимость, что практически умалялось мыслителями евразийского направления.

Среди подсистем евразийской теории, рассмотренных в I и II главах, особого внимания, на наш взгляд, заслуживает выстроенная на философской платформе теория социального действия евразийства, анализу которой посвящена III, заключительная птячя диссертационной работы. Являясь составной частью общей концепции личности, она включает в себя несколько тематических составляющих. Обладая присущим всему религиозному философскому наследию России "прикладным" харакфром, концепция интерпретирует теоретические постулаты исключительно с целью их практической применимости. Это - аспект конкретно-исторического становления евразийской личности как особого феномена слияния восточного и западного типов "мировоззрения" в одном уникальном личностном образовании.

Евразийцы обстоятельно исследуют данный тип индивидуума. Геополитические выводы о существовании степного типа государственности (примером служит монгольская империя Чингисхана) приводят их к необходимости введения понятия степного типа личности. По мнению евразийцев, основные психологические черты этой личности - "государственность", ясность, недиалектичность сознания, морализаторство - вошли в психотип русской нации после татарского нашествия и положили, таким образом, начало новому общественно значимому человеческому образованию - личности евразийской.

Помимо геополитического аспекта, который является низшей философской абстракцией концепции личности, эта проблема имеет свое разрешение и еще в одной плоскости, а именно в плане социально-психологической теории "больших обществ" где историческая Социодинамика России рассматривается на основе по сути амбивалентных, но реально расколотых типов экстраполяции -соборности и авторитаризма. В работе показано, что конкретно -историческая смена этих состояний общественной психики выражает в известном отношении алгоритм функционирования российской государственности. В свою очередь анализируя это понятие, диссертант выделяет основные формы существования данного общественного института. Рассматривается понятие "демотического" государства, являющегося, по мнению авторов программных документов движения (Н.С. Трубецкого, Л.Н.. Карсавина, П.П. Сувчинского), истинно народной формой государственного управления. Евразийцы считали необходимым "заменить искусственно-анархический порядок представительства отдельных лиц и партий органическим порядком представительства потребностей, знаний и идей" при котором будут "найдены реальные носители организационных государственных

функций, действительные выразители национальной воли".1 Этими носителями и служат социальные личности разных функциональных объемов и назначений. Появляется возможность гармонизации личностного и общественного в рамках государственной тотальности. В работе отражен момент выбора евразийцами практических средств для осуществления своей конкретной философско-политической теории. Это, прежде всего, - ненасильственный метод идеологической работы, в основу которого положена сила морального убеждения и стремление к социальному идеалу через личное самосовершенствование. В III главе анализируется один из наиболее сложных и неоднозначных вопросов, связанных с евразийским творчеством периода двадцатых годов XX столетия. Это - проблема соотношения теории личности евразийства с большевистской теорией и практикой социального строительства. Основные выводы, сделанные в связи с этим в работе, следующие: сходство евразийской и большевистской социальных концепций заключается в однозначном принятии революции как свершившегося факта, в стремлении сопоставить с ним практику общественного строительства с учетом всех входящих в это историческое явление компонентов. Фундаментальное отличие двух подходов наблюдается в выборе средств достижения социальной гармонии, в моральном отношении к происходящим событиям. К этому кругу проблем относится анализ евразийского понятия идеократии, устойчивого комплекса продуманных демотических идей; понятия собственности, носящее неноминальный характер и определяемое как основа плодотворно осуществляющего себя

1. Алексеев H.H. Евразийцы и государство. // В сб. Россия между Европой и Азией : Евразийский соблазн. М., 1993. С. 169.

социального организма (что, в свою очередь я&тяетея своеобразной проекцией принципа соборности на область государственного и хозяйственного строительства). Таким образом, рассмогренные в последней главе диссертационной работы вопросы общссоциального плана включаются в философскую теорию личности евразийства, определяясь через основную проблематику последней. В "Заключении" кратко подводятся итоги проделанного исследования и подчеркивается необходимость дальнейшего изучения проблем, связанных с творческим наследием евразийства.

1. Статья "Элементы евразийской гносеологии" в сборнике аспирантских работ "Общество и современный социокультурный процесс". Сборник задепонироаан в ИНИОН РАН N0. 48261 от 2.07.93

2. Статья "Теория личности; Евразийский подход". Вестник МГУ. Серия 12. "Социально - политические исследования". 1/1993.

Подписано в печать 12.01.94 г. Формат 60x84/16. Бумага N 1.

_Объем 1.0 п. л. Тираж 100 экз. Заказ N4.__

Ротапринт НИВЦ ИГУ 119899, Москва, Воробьевы горы