автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Концепция национального мировоззрения в творчестве Янки Лучины
Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция национального мировоззрения в творчестве Янки Лучины"
ШСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ имени ШЖИ КУПАШ
1 о г л д п £сзакадкмм наук Беларуси
На правах рукописи КОНОПЛЯНИК Любовь Николаевна
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ЯНКИ ЛУЧИНЫ
10. 01. 03 - литература народов СССР
АВТОРЕФЕРАТ диссертации яа соискание учаной степени кандидата филологических наук
Минск - 1993
Работа выполнена на кафедре белорусской литературы Белорусского государственного университета
Научный руководитель - член-корреспондент АН Беларуси,
доктор филологических наук Лойко O.A.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Гринчик IJ.M. кандидат филологических наук Ыархель В.И.
Ведущая организация. : Минский государственный
педагогический институт имени А.М.Горького
Защита состоится _ 1993 г. в
часов на заседании специализированного совета в Институте литературы АН Республики Беларусь
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Академии наук Республики Беларусь
Автореферат разослан " " 1993 г.
Умений секретарь специализированного совета
Мушинский М.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теш. Двадцатый век обострил проблему национальных взаимоотношений, поиск решения которой неизбежно приводит к необходимости изучения феномена человека национального как основной субстанции, важнейшего носителя этнических отличий людей. Конкретно-национальное мироощущение представляет собой глубинную основу этнического ядра как необходимого условия сохранения живой национальной ткани и, являясь составной частью национального мировоззрения, его низшим уровнем, исторически и актуально обуславливает последнее. Национальное мировоззрение же, реализуя себя через этническое и национальное самосознание, национальную идею, в свою очередь способствует сохранению национального мироощущения, через него - национальной культуры, выживанию самой ньщщ. Характеризуясь разрывом между национальной культурой и цивилизацией, этнической самобытностью и индустриальной унификацией, наше время требует изучения проблем« национального мировоззрения, от которого зависит судьба целых наций, и не в последнюю очередь белорусской нации, которая в силу крайне неблагоприятных исторических условий теряла и продолжает терять специфику и своей модели мира, и своего этнического характера, и своей культуры.
Исходя из понимания художественного мировоззрения как тесно соприкасающегося с национальным мировоззрением, принимая во внимание, что именно художественное творчество, и прежде всего литература, творя живое национальное бытие, раскрывает миру тайну человека и смысл его жизни, а также учитывая возрастание потребности общества и специалистов в объективном знании идейно-эстетической жизни Беларуси XIX в., мы обращаемся к творчеству Янки Лучины как к факту субъективного восприятия и авторского отображения жизни белорусов конца XIX в. - времени возрождения этнического самосознания, формирования национального мировоззрения, как свидетельству конкретно-этнического мироощущения еще до конца не осознавшего себя белорусом интел-
лигента-горожашшаД.Носдуховского.
Национальное самовыражение И.Неслуховского проявило себя не столько в языке (большинство произведений поэта написано на польском языке), сколько позитивной направленностью творчества
писателя, воплощением в художественных образах белорусского национального миропонимания, и, видимо, послужило одной из причин "невнимания" польской литературной критики к творчеству И.Неслуховского (не считая коротких заметок о поэзии Я.Лучины А.Драгошевского и И.Хржановского).
Среда белорусских исследователей к творчеству Янки Лучины обращались М,Богданович, Е.Карский, М.Горецкий, а позже С.Майхрович, И.Кудрявцев и др. Отмечая простоту, искренность, несомненный талант поэта, критика, тем не менее, "оценивала" творчество Янки Лучиш гораздо ниже произведений
Ф.Ботушевича, а художественные достижения поэта считала мшъ дополнением к реалистическому, демократическому творчеству Ф.Богушевича и, реке, А.Гуриновича. В результате такого понимания литературных заслуг произведения Янки Лучины оказались как бы отброшены на задний план, а творчество поэта довольно длительное время не привлекало к себе пристального внимания отечественной и зарубежной науки и "критики, не подвергалось эстетическому анализу, свободному от идеологических доктрин.
Правда, еще в 20-х годах нашего века известный ученый М.Пиотухович увидел в творчестве Янки Лучины своеобразное использование автором элегических и эффектно-драматических ситуаций, подчеркнул психологизм оптимистического отражения хизни.
М.Лазорук, И.Науменко, О.Лойко, В.Мархель, посвятив свои работа разноаспектному изучению художественного творчества И.Неслуховского с учетом сегодняшнего процесса переоценки эстетических ценностей, разграничивая социальное и национальное, указали на лиризм, психологизм, интеллектуализм поэта.
Тем не менее, до сегодняшнего дня не состоялось полного (детального) научного осмысления роли и места произведений Янки Лучиш в системе общих закономерностей интенсивного развития словесно-художественного процесса второй половины ИХ в. йе состоялось и анализа произведений писателя с точки зрения их национальной самобытности и целостности, поскольку в советской науке вопрос. о национальной специфике искусства очень часто решался поя очевидным влиянием сталинской схемы, согласно которой советское искусство "национальное по форме, социалистическое по содержанию".
Актуальность настоящей диссертации заключается в стремлении автора через ее понимание национального мировоззрения выделить в творчестве Янки Лучины элементы характерного для белорусов мироощущения, выражающиеся не только в художественных особенностях, в стилевом своеобразии творчества писателя в системе литературно-художественного двуязычия, но в самом содержании его произведений. Актуальность диссертации состоит и в потребности освещения объективного процесса развития национальной белорусской идеи на протяжении многих веков, исторической обусловленности ее воплощения в литературе Беларуси конца XIX в. и, в частности, в произведениях И.Неслуховского, в необходимости анализа патриотических мотивов в творчестве писателя, а танке в потребности изучения белорусского национального характера, выписанного поэтом.
Актуализация данной тематики связана со все более настойчивым утверждением в лауке, и прежде всего в истории, философии, литературоведении, необходимости объективного, беспристрастного анализа социальных объектов исследования, безусловно приводящего к выделению их национальной специфики; с распространением теорий западных ученых, а также ученых американских школ о "культурной автономии", "культурных кругах", концепций "национального духа", "национальной воли", которые развиваются американскими социологами Т.Коном, К.Дейчем, Б.Шэйфером и др., а также с идеей "рассовой души" Шпенглера н Фробениуса, основанных на понимании культуры как национального феномена; с растущей популярностью такого направления в психологии, как психоанализ, который позволяет обратить внимание на подсознательные импульсы человека, его неосознанные стремления, что открыло дорогу для изучения национальных ментальнос-тей путем выделения связей архетипов (К.Г.Шг) с символами, аллегориями, мифами и пр.
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в разработке концепции национального мировоззрения поэта Беларуси конца XIX в. Янки Лучины в аспекте определения национального своеобразия художника. Исходя из характера поставленной цели, диссертанткой решались следующие задачи:
1.Осмыслить национальное мироощущение как низший уровень и составную часть национального мировоззрения.
2.Проследить сложный процесс перерастания национального мироощущения в национальное мировоззрение.
3.Изучить национальное своеобразие художественного мира Янки Дучинн на уровне мировосприятия.
4.В общих, чертах раскрыть сложный процесс развития белорусской национальной идеи, показать ее влияние на характер творчества писателя, выраженное правде всего в патриотических мотивах творчества Янки Лучины и в изображении им национального характера белоруса.
Б.Выделить национальный колорит в польскоязычных и русскоязычных произведениях поэта.
6. Показать специфику национального стилевого своеобразия писателя в создании, художественных образов человека и картин действительности в целом.
7.Провести анализ художественных произведений Янки Лучина в сопоставлении с произведениями других поэтов Беларуси конца XIX в. и, в частности, Ф.Богушевича, с фольклором с позиции единства национального и общечеловеческого.
Научная новизна 'ретерируемой диссертации состоит в выработке концепции национального мировоззрения Янки Лучины.
Степень новизны 'данной работы обусловлена недостатком в белорусском литературоведении работ "нешманентного" (Р.Барт), синкретического характера, которые связывали бы воедино достижения в разных областях человеческих знаний: истории, социологии, философии, психологии и др. .
Настоящее исследование ориентируется на целостное теоретическое и историко-литературное изучение национального своеобразия творчества И.Неслуховского с учетом особенностей конкретной историко-культурной ситуации, сложившейся в Беларуси к концу XIX в. и обусловившей появление феномена Янки Лучины, При атом автор рассматривает проблему национального колорита творчества поэта не в собственно-литературоведческом ракурсе, а в свете философского осмысления всего "белорусского миропорядка", творчески воспроизведенного поэтом.
Диссертантка, считает наиболее продуктивным именно такое направление поиска, так как оно позволяет подойти к избранному предмету исследования с обобщающих позиций, избежать эклектичности, эмпиричности. В работе проведен системный анализ, в
результате которого выявлено влияние особенностей мировосприятия белорусов, а также исторического процесса развития белорусского национального самосознания на творчество писателя.
Методологическую основу диссертации составляют важнейшие принципы диалектики и, в частности, системный подход. Методом, наиболее приемлемом для изучения национальных особенностей поэта, представляется нам метод системного анализа, который дает возможность брать литературу и жизнь в их целостности, соотнося материальное и идеальное, дает возможность выявить систему национальных ценностей, символов, архетипов, изучить не только национальный характер белоруса в интерпретации Янки Лучины, а и общенациональный взгляд на мир, хотя бы частично решить существующую проблему, встающую на границе национальной традиции и творческой свободы.
Само человеческое познание происходит посредством абстрагирования. Задача проведения проекционного исследования заключается в выборе и рассмотрении таких и стольких аспектов исследования (называемых на ют проекционными плоскостями), совокупность которых наиболее полно представляла бы предмет данного исследования. Количество проекционных плоскостей, определяющих детальность исследования, выбирается из принципа: настолько мало, насколько возможно, настолько велико, насколько необходимо (принцип разумной достаточности).
Системный подход имеет в виду не только исследование в русле выработанной наш концепции (проекционного представления о национальном мировоззрении и воссоздании белорусского космоса в творчестве Янки Лучины), но и образование ряда базисных проекционных представлений, скомпонированных в систему, которая сможет достаточно полно отразить и национальное мировоззрение личности И.Неслуховского, и национальную специфику творчества Янки Лучины. Построение системного анализа диссертантка стремилась осуществлять таким образом, чтобы набор проективных плоскостей в своем пересечении образовывал замкнутое пространство, включающее предает исследования, не могущий, однако,, претендовать на изучение всех качеств и отношений, присущих объекту исследования.
Выбор системного подхода обусловил привлечение и широкое использование в литературоведческой работе философской методо-
логии, последних достижений социологических и антропологических дисциплин.
Научно-теоретической базой исследования явились современные достижения отечественного и зарубежного литературоведения, культуровэдения, философии, антропологии, этнологии и психологии, к которым относятся труды Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумилева, Р.Барта, К.Г.Шга, Э.Фромма, З.Фрейда, И.М.Сеченова, А.Ф.Лосева, В.С.Соловьева, Э.Б.Тайлора, П.В.Терешковйча, Н.Ермоловича, Л.Лыча, А.Яскевича и др.
Теоретическая значимость диссертации. В данном исследовании выявляются закономерности формирования национального мировоззрения И.Неслуховского, в общем виде раскрывается влияние белорусской национальной идеи на формирование личности художника, рассматривается зависимость содержания и формы произведений поэта от особенностей его мировосприятия.
Работа мохет стать ориентиром в исследовании проблемы белорусского национального мироощущения, мировоззрения, проблемы национальных особенностей творчества Янки Лучины.
Практическая значимость работа заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при написании курсовых и дипломных работ, в процессе чтения вузовских курсов по истории белорусской литературы, национальной культуры, а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров по изучению проблем национальных особенностей творчества писателей и поэтов, истории культуры и литературы Беларуси XIX в.
Апробация работа. Основные положения исследования были доложены на научной конференции, содержатся в статьях, подготовленных и принятых к печати.
Структура работы. В соответствии с характером исследуемой проблемы настоящая диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.
В конце работы приведен список используемой литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
- Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, определяются еРо цель и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая «»ачимость, а также излагаются основные положения диссертации, выносимые на защиту. Далее
раскрывается понятие национальной культуры в его сопоставлении с понятием цивилизации,, взаимовлияние и взаимозависимость национальной культуры и личности, живущей в определенной культурной среде. Без четкого и полного изучения этих вопросов проблематично детально* рассмотрение других и, прежде всего, вопроса о значении этнического мироощущения для формирования национального мировоззрения.
С целью всестороннего освещения указанных проблем автор сочла необходимым обратиться к известным трудам американской культурной антропологии, анализ важнейших полокений которых позволил утверждать, что сама "человеческая природа" во многом есть итог культуры, а национальная культура, в свою очередь, представляет собой экран человеческой природы. Но в формировании личности ьзкную роль играют как социокультурная среда, так и национально-психологэтеские элементы, связанные с вытеснением подсознательных влечений и импульсов, с "опытами детства" и различными коммексамк, а также индивидуально-биологические особенности каждого человека.
По мнению диссертантки, любой тип культуры вырабатывает свою модель идеального типа человека, чье поведение полностью определяется системой культурных кодов, причем модель личности обязательно зависит от национальной модели мира, что с наибольшей очевидность» проявляется в художественных произведениях.
Автор считает, что воздействие общего содержания психической деятельности, всего опыта национального человека и его этноса на восприятие предметов и явлений может быть определено как национальная апперцепция - сверхспособность к направленному восприятию, и эта направленность дает возможность - познать мир в целом, ибо "ограничивает" реальность, разбивает ее на части, пригодные для усвоения человеком.
Далее в работе проводится мысль о том, что национальное мироощущение "властвует" в природном "я" человека, если включать сюда актуальную, историческую природу личности и историю жизнедеятельности этноса как социально-биологического вида, что национальное мироощущение в совокупности с собственным жизненным опытом человека формирует национальное видение мира, которое и является основой существования национального
характера.
Определив архетипы как форму влияния национального опыта на поведение людей в различных ситуациях, диссертантке сочла необходимым обосновать мысль о том, что национальные архетипы, находясь преимущественно в подсознании, предлагают этносу и каждому конкретному человеку метод и уже готовые итоги познания, одновременно проявляя себя в природно-интуитивном анализе окружения, в национальном вкусе и национальном эстетическом идеале.
Историческое и актуальное мироощущение этноса воплотилось также в ментальности нации, в сложной системе символики, в национальном языке, в мифах, что рассматривается автором в связи с использованием этих компонентов мироощущения в художественном творчестве Янки Лучины.
Национальное мироощущение рассматривается как низший уровень и составная часть национального мировоззрения (Ивана Неслуховского) - национальной парадигмы видения мира при свете разума, совести, эстетических идеалов, с учетом интересов и направленности внимания поэта и, по мнению диссертантки, этноса.
В отличие от национального мировоззрения национальное самосознание может быть выражено далеко не у всех представителей этнической общности, оно формируется при достаточном уровне развития мировоззрения и характеризуется качественно новым осмыслением сущности и практического применения национальных ценностей.
Далее в работе рассматривается значение национального мировоззрения для сохранения внутренней целостности и стабильности этноса, выражающихся в существовании национального ядра, в аспекте необходимости функционирования которого исследуется автором процесс взаимодействия национальных культур, основанной на механизме гармонизации.
Исходя из информационной теории этноса (А.Конт, У.Растоу, П.Терешкович и др.), диссертантка делает вывод о том, что национальная консолидация определяется степенью реализации национальной идеи, тещей свои истоки в определенной концепции построения соотношений между различными этносами.
Автор работы подчеркивает конкретный характер националь-
ного мировоззрения и указывает на то, что изучить его возможно на базе анализа художественных произведений. Поскольку национальное мировоззрение тесно граничит с художественным, которое выражает себя не категориями понятий, а через художественные образы, отражающие характерные особенности мироздания нации, то, по мнению диссертантки, есть смысл говорить о национально-художественном мировоззрении.
В работе делается вывод о том, что национальное мировоззрение, сохраняя этнос как живое явление, создает условия для развития национальной культуры, национального искусства, которые своим внутренним содержанием и творческим характером утверадают существование национального видения мира, которое, воспитывая творца, заставляет его зависеть от национальной культуры, а также дает возможность внести наибольший вклад в развитие именно своь£ культуры.
Разноаспектннй анализ национального мировоззрения позволил обосновать положение, что в статическом ракурсе национальное мировоззрение может рассматриваться как индивидуальное, т.е. свойственное отдельному человеку, так и социальное, выделенное методом абстрагирования, которое относительно независимо в законах своего развития от отдельных людей.
В динамическом же ракурсе национальное мировоззрение имеет две стороны: культурную и идеологическую. Во времена стабильного эволюционного развития этноса превалирует культурный аспект; в периоды же опасности, нестабильности, когда этносу угрожает внешняя экспансия или внутренние коллизии, начинает доминировать идеологическая сторона, тогда идеология подчиняет культуру ради гарантироваяности реализации национальной идеи.
В первой главе "Развитие белорусской национальной идеи и Янка Лучина" указывается, что для того, чтобы охарактеризовать национальное мировоззрение целой литературной эпохи Беларуси или хотя бы элементы его в творчестве Янки Лучины, необходимо проследить развитие национальной белорусской идеи на протяжении максимально большого периода. С этой целью важно обратить внимание не только на особенности развития белорусской культуры, но и на те исторические моменты, которые имели значение (положительное или отрицательное) для развития белорусской
государственности, белорусского национального самосознания.
Диссертантка придерживается популярной ныне точки зрения, согласно которой белорусы происходят из одного центра и когда-то составляли единое целое, а русская и белорусская культуры развивались самостоятельно, причем расцвет белорусской культуры припадает на времена Великого княжества Литовского, которое является примером того, как политическая и гражданская, а вместе с тем и экономическая самостоятельность государства есть условие и важнейший фактор расцвета этнической'культуры.
Далее в работе указывается на процесс денационализации белорусской шляхты, средних классов, который начался после Люблинской унии 1569 г., в результате чего на рубеже ХУ1-ХУП вв. белорусы потеряли свою земельную аристократию, что лишило процесс этнической консолидации экономической базы и положило начало постепенному возвращению белорусов в доиндустриалъное общество.
В таких условиях могли сохраниться только исходные элементы культуры, как язык, обычаи и т.д., ибо их основные носители - крестьяне - обладали свойственным им определенным консерватизмом. Так, для любого крестьянина -как носителя особенностей национального ядра возможность целостности обеспечивается определенной изолированностью от внешних влияний: политических, экологических, религиозных и пр. Все внешнее воспринимается крестьянином опосредованно, как некий искусственный казус, что мы, к примеру, наблюдаем у главного героя "Охотничьих акварелек с Полесья" Янки Лучины, который вида? в нетрадиционном много варварства, дикости, а за сущность бытия принимает близость с природой.1 Крестьянин знает, что при любых изменениях (смене политической власти, иной Погоде и пр.) ему все равно придется заботиться прежде всего о хлебе насущном. Индивидуальность, малоподвижность характерны для крестьянства в целом, а для белорусского крестьянства тем более, поскольку ему пришлось перенести многочисленные политические, религиозные, а, значит и экономические катаклизмы. Такая целостность на основе изолированности от внешних влияний служит возможность» самосохранения крестьянина как социального явления.
Автор работы сочла необходимым , выяснить причины появления представлений о том, что белорусская национальная культура
имеет свои корни прежде всего в культуре крестьянской. С этой целью были проанализированы особенности крестьян Беларуси, заключающиеся в их прагматизме, постоянстве, близости с природой (а, значит, и с национальным космосом), некоторой ограниченностью в усвоении всего нового и пр. Это позволило выработать своеобразную культуру, не очень развитую, но обладающую внутренней целостностью, которая стала духовным стержнем национальной ментальности и дала возможность сохранить основные элементы национального ядра.
Особое внимание в работе уделяется изучению общественно-политического и литературного движения Беларуси в XIX в. в аспекте его влияния на формирование национального самосознания белорусов, на развитие идеи белорусского Возрождения, которая, по мнению автора, зародилась в 40-х - начале 60-х гг. XIX в.
Тот интерес к этнической истории белорусов, который проявили еще в начале XIX в. чешские ученые, а позднее польские и русские, определил национальную идею белорусов как понимание специфики их исторического пути. Этнографическое, лингвистическое и пр. изучение края белорусскими учеными (П.Шейном, А.Богдановичем, Е.Романовым и др.) подвело итоги опыта предварительного развития белорусоведения, послужило основой синтеза этих знаний в довольно целостную систему.
К началу же 90-х годов XIX в. ученым и писателям удалось развеять миф об исконной отсталости белорусского народа, его неспособности к самостоятельному национальному развитию.
Диссертантка делает вывод о том, что, поскольку религия у белорусов не укрепляла национального единства, то формирование национальной психики, национального мышления у белорусов происходило в большей зависимости, чем у других народов, не только от национальной природа, но и от национального мировоззрения интеллигенции.
В этой связи появление Янки Лучины как культурного, литературного феномена Беларуси второй половины XIX в. было обусловлено, с одной стороны, историческими, культурными событиями, объективной необходимостью, с другой - личными качествами Ивана Неслуховского, его характером, способностями, склонностями и т.д.
В силу того, что национальная идея в Беларуси в конце Х1Хв.
обрела форму коллективного разума, коллективного миросозерцания, И.Неслуховский как представитель общества, которому принадлежали К.Калиновский, Ф.Богушевич и другие деятели национального возрождения, не мог не приобщиться к идее белорус-скости, даже если не жил в белорусскоязычной среде и не придавал решающего значения именно национальному вопросу.
Обосновывая влияние истории национального движения Беларуси на формирование мировоззрения поэта, автор диссертации прослеживает связь видения мира Янкой Лучиной с национальным колоритом его произведений, с характером белорусского Космо-Психо-Логоса в целом, указывает, что национальное самосознание И.Неслуховского проявило себя уважением к родному слову, вниманием к устному народному творчеству белорусов, восприятием народной песни как истока радости и вдохновения, преемственностью традиций литературы Беларуси, и прежде всего традиций В.Сырокомли, тем, что поэт видел себя посредником между русской и польской литературами и т.д.
На базе осмысления вышеизложенного материала утверждается, что белорусская национальная идея в творчестве Янки Лучины воплотилась как идея рациональная, гуманистическая, синтетически неопределенная, жизненно-правдивая.
Вторая глава "Белорусская ментальность и национальное мировоззрение в творчестве Янки Лучины" посвящена непосредственному анализу творчества Янки Лучины в ракурсе понимания объекта исследования как пересечения проективных плоскостей следующего содержания: национальная самобытность творчества поэта в восприятии автора исследования и в восприятии других исследователей; национальная специфика произведений писателя в сопоставлений с творчеством некоторых писателей Беларуси конца XIX в., и, в частности, с творчеством Ф.Богушевича; модель мира Янки Лучины и пр.
Безусловно, чтобы судить об идейной позиции автора, уровне его этнического самосознания и этнического самосознания общества в определенный период, необходимо учитывать время написания того или иного произведения, не давая при этом положительную или отрицательную характеристику отдельного произведения или всего творчества писателя. Диссертантка стремится заметать сам факт существования определенной литературной тра-
дации, судьба которой зависит да только от истории и времени написания произведения, ибо в этом случае писатели современники мало бы отличались друг от друга проблематикой, темами, мотивами и даже художественными приемами и методами.
В этом аспекте творчество Янки Лучины рассматривается в диссертации и как результат реализации национальной идеи в конкретном воплощении ее через национальное мировоззрение поэта, характеризующееся на индивидуальном уровне самодостаточностью, определенностью, осознанностью себя как целостного мировоззрения (т.н. рефлексией), и как новый шаг в развитии белорусского национального самосознания.
Творчество Янки Лучины есть одновременно и сплав, синтез прежних национально-литературных' традиций (и прежде всего традиции В.Сырокомли) и современного ему состояния национально-литературной жизни, и собственная неповторимость.
В первом параграфе "Типологические особенности творчества Янки Лучины и Франтишка Богутевичэ в свете национального космоса белорусов" обосновывая закономерность появления и феномена Ф.Богушевича, и феномена Янки Лучины, диссертантка опровергает тезис о второстепенности творчества И.Неслуховского, указывает, что Ф.Богушевич и Янка Лучина, по-разному воспринимали, перенимали и использовали литературные традиции Беларуси и соседних культур, каждый по-своему заботился о развитии национальной белорусской культуры.
Хотя общность и отличие в моментах биографий писателей-современников конца XIX в. не могут объяснить разницу творчески! манер, тем, идей и мотивов, все же, по мнению диссертантки,' факты помогают объективно оцонить закономерность и случайность некоторых деталей в формировании эстетического креда и философских аспектов произведений Янки Лучины и Ф.Богушевича. Сопоставляя вехи жизненных и творческих путей художников, автбр работы подчеркивает общность их поэтических муз, обусловлена психологическими типами писателей, условиями жизни, культурной средой, сформировавшей поэтов, состоянием национального самосознания в обществе и пр.
■Далее в работе раскрывается тезис о том, что в отличие от Ф.Богушевича в произведениях И.Неслуховского на первый план выступают не переживания за мужика, а страдания за родну» сто-
рону, которая символизируется образом сельчанина, а он показание в чрезвычайных, исторических моментах его жизни, а среди серых будней. Этим и определяется глубокий психологизм творчества писателя. Обыденность тематики писателя направляет наше внимание к надасторическому, вечному, подчеркивает неистребимую силу сельчанина, его аппетит к жизни.
В работе раскрываются следующие положения:
- всеобщий недостаток духовности связывается поэтом с уничтожением старого уклада жизни и неожиданно агрессивным наступлением технического прогресса. Здесь Неслуховский-позитивист побежден Неслуховским - поэтом и Неслуховским -натурфилософом;
- свое писательское мастерство направляет Янка Лучина в русло утверждения природного начала в человеке как оптимально--го способа жизнедеятельности, что, впрочем, и определяет национальное своеобразие всей белорусской культуры;
- как считает поэт, нельзя физически и духовно уничтожить крестьянина в силу его тесной, органической связи с землей и земледелием;
- человек моральный, по мнению Янки Лучины, есть человек' духовный, мужественный, терпеливый, скромный, с первородной верой в правоту природы.
Диссертантка считает, что И.Неслуховский сознательно избегает перенасыщенности поэтической строки декарационно-фольклорными элементами, больше доверяет оригинальным образно-изобразительным средствам, и доказывает это на конкретных примерах.
Далее в работе исследуется язык, а также художественный метод Янки Лучины в свете переплетения романтизма и реализма, с учетом влияния на формирование эстетической музы поэта фольклорных мотивов, отмечается, что особое внимание уделяет художник, как, впрочем, и многие писатели Беларуси,. образу земли - важнейшей мировой стихии для белорусов как оседлого земледельческого народа.
С целью изучения мироощущения поэта и проведения сравнения -его с элементами национальной апперцепции белорусов, диссертантка сочла необходимым проанализировать изображение трех других мировых стихий - вода, воздуха и огня - в их со-
отношении. Это позволило сделать вывод об общности лучиновской модели мира и модели мира белорусов в позавременной структуре, в частности, о том, что главное в восприятии поэта происходит на рубеже, посредине, а "золотая середина", как известно, очень ценится белорусами, что белорусский космос не твердый, не сухой, не горячий, как болгарский, но и не жидкий, не туманный, как русский, где главное в переливании людей, вещей, пространств друг в друга, во взаимопереходах по их краям, в расплывании вещей, тогда как болгарское сознание смотрит на центры, ядра предметов.1 Белорусский космос и в его воплощении в художественных образах Янки Лучины не тягучий и не ядреный, а неопределенный, неочерченный, он избавлен от максимумов и ярких контрастов, как сама белорусская природа.
Обращаясь к образному арсеналу белорусской литературы в его стабильности дороги, поля, за которыми виднеется лес, образующий закрытое пространство, что и предопределило возникновение и существование, понятия родного угла, диссертантка исследует проблему восприятия Янкой Лучиной пространства и времени на материале произведений поэта, отмечет, что у белорусов время превалирует над пространством, и это предопределило культ растений, а животные в литературе очень часто выступают только как посредники между человеком и растениями. В творчестве же И.Неслуховского время, особенно времена года в связи с посевом-уборкой и метафорическим сном-пробувдением, играет определяющую роль.
Второй параграф "Патриотические мотивы в творчестве Шеи Лучины" посвящен исследованию особенностей выражения любви к отчизне > писателя. Они проявили себя через удачную попытку автора уподобиться вечной основе родной земли - сыну неманских вод и бедного поля - своим мировоззрением (к примеру, пониманием скромности своего труда тихому крестьян-скому "чем хата богата!", единением с природой, верностью Отчизне, любовью к земле, пусть неурожайной, верою в силу духовного начала народной песни, социальным неприятием хищного мира властных денег, пессимистическим видением унылого пейзажа и т.д.); с представлением о родине из художественных символов и ассоциативных глу-
'см.: Гачев Г. Национальное образы мира. - М., 1933. - 0.127
бин авторской мысли; через авторское признание в любви к своему краю; через заботу о своем жизненном назначении и роли поэта в борьбе за человеческое счастье; через верность вечным калокогатым: Красоте, Добру, Правде, что и определило гуманистическое направление всего творчества Янки Лучины.
Анализ причин, с необходимостью порождающих воплощение идей патриотизма в худокественном творчестве поэта, позволил автору диссертации говорить не только о конкретном характере выражения этих идей, но и передать неповторимый духовный мир писателя, но не мир непонятных ощущений, иррациональных психических глубин, а мир искреннего авторского сердца с его огромным стремлением к доброй воле и осмыслению человеческого бытия.
Б работе раскрывается особенность образа крестьянина, ко-' торый в концепции Янки Лучины - микрокосм, своеобразная этническая монада, которая не покоится в самой себе, не существует в замкнутом идезльном пространстве, изолированная от реального окружения, а зависит от всеобщих, законов жизни. Мужик И.Неслуховского подчиняется скорее не времени, а вечности, ибо навеки соединен с землей. Отношение же сельчанина к земле, которая представляется ему близкой, родной, поэтому и прекрасной, отражает и мироощущение, и миропредставление, и мировоззрение крестьянина.
От описания "природности" Лучинового мужика диссертантка переходит к анализу характера связи между жизнью человека и природными явлениями, прямо или опосредованно отраженной в поэзии Янки Лучины, а далее отмечает, что гармония в природе, отождествленная писателем с человечностью и справедливостью, проявляет себя в удивительной красоте, в таинственности и неразгаданности ее, во взаимозависимости и взаимообусловленности природных явлений, в единстве противоположных начал, которые уравновешиваются одно другим (как Добро и Зло), наконец, гармония природы - в ее самоценности. * \г :
Диссертантка подчеркивает, что особенность Лучины-пейзажиста - в органическом сочетании сердечного и чистого лиризма с символическим метафоризмом, в понимании и отражении природа как единства материальной и духовной сторон бытия.
Автор работы считает, что объяснять аллегорический харак-
тер природоописателышх мотивов в белорусскоязычных произведениях Янки Лучины в сопоставлении с романтическим началом поль-скоязычных стихотворений давними романтическими традициями в польской поэзии явно недостаточно, и, обратившись к истории литературы Беларуси, обосновывает объективность аллегорического характера художественного творчества Беларуси, который вырабатывался в периоды скрытого духовного развития целого народа и выразил себя приемом психологического параллелизма в интимных переживаниях и социальных медитациях Янки Лучины.
Согласно концепции поэта, крестьянин с его устойчивым бытом в системе простой социально-природной цикличности символизирует вечность,, неизменность, стабильность, символизирует саму жизнь, а земля - это условие жизни, родина.
В третьем параграфе "Тип белоруса в "Охотничьих акварельках с Полесья" Янки Лучины" диссертантка подчеркивает, что национальное мировоззрение Яши Лучины, с трудом поддающееся исследованию при изучении фактов биографии автора, прослеживается в сфере национально-художественной субъективности поэта, которая рядом с отражением свойственного белорусам мироощущения, разработкой патриотических идей создала жизненно-правдивый образ национального характера белоруса.
Безусловно, нельзя отождествлять мировоззрение Янки Лучины с мировоззрением героев его произведений, и все же не столько национальное самосознание И.Неслуховского, сколько то общее, что было в мировоззрении И.Неслуховского-интеллигента с народным видением мира, позволило Янке .Тучине стать автором выдающегося явления в литературной жизни Беларуси XIX в. -поэмы "Охотничьи акварельки с Полесья" с ее монументально-величественным и приземленно-практичным героем - лесником Гришкой. Стремление к разностороннему раскрытию, целостному выявлению характера образа белоруса - современника поэта -позволило объединить в рамках одного произведения философские рефлексии с поэтическими медитациями, историко-героические отступления-замечания с поэтическими импрессиями. Это содействовало реализации в поэме субстанционального содержания самого национального бытия народа и его культуры.
Чтобы отразить народный характер, поэту необязаательно было изображать его абстрактно-глобально: в "Охотничьих аква-
редьках" дана мозаика характера лесника, поведение которого, его рассуждения о жизни и о себе показываются Янкой Лучиной как непосредственный итог свойственных герою с юных лет представлений о мире и человеке в нем: трудолюбия, чувства собственного достоинства, гордости, правдивости, свободолюбия.
И наука, и философия, и искусство, исследуя разные аспекты проблемы феномена человека, единодушны в том, что человек формируется природой, собственной историей, духовным окружением. Поскольку основной тезис материализма - материальное определяет идеальное - безусловно справедлив на начальных этапах развития живой материи, то природный (биологический) фактор -самый сильный в формировании и отдельного индивида, и определенного этноса, и человечества в целом как раз в периоды их становления.
Для Гришки, представляющегося поэту хранителем прошлого, природа выступает моральным субъектом, организующим душу белоруса.
Мораль природы - это мораль полезности, мораль функциональная, и она определяет отсутствие сентиментальной мягкости и бездушного утилитаризма охотника, условием выживания которого в дружеско-враздебном лесном окружении является функционально-практическое отношение к этому окружению. Природа воспитывает в человеке чуткость, тонкую восприимчивость, формирует эстетический вкус белоруса. А для Грилки бережное отношение к природе есть прочный фундамент нравственности.
• В целом же понимание характера Григория было бы невозможно без введения в поэтическое полотно не менее важного героя -леса, не противопоставляющегося деревне, не создающего оппозицию земле, полю, не являющегося убежищем враждебных человеку сил, а выражающего живую духовную сущность природа. Пуща - это образ всего мироздания: и подземного мрака, и земного света, и небесного сияния, - и центром, осью этого мироздания служит дерево. Среди леса полешук не ощущает своей обособленности, уникальности в бытии, - именно здесь он осознает себя человеком, настоящим, полным, самостоятельным, самим по себе. Парадоксальная специфика отношения лесника к окружающему миру в том, что оно включает в себя одновременно осознание собственного "я" как отдельной и уникальной сущности и стремление вы-
рваться за пределы этой индивидуальной организации, быть единым со всей природой. Творческие способности и жизненные навыки гороя позволяют ому стать органической частью пущ и ее властителем.
Мир безграничен в своем многообразии, и в этом заключается отношение лесника к бытию, характеризующееся рациональной сущностью познания мира, познания, которое часто переплетается различными представлениями иррационального порядка, сохраняющими реликты древнего мировосприятия белорусов, как тотемизм, фетишизм, анимизм и пр.
Сила лесника в его огромном жизненном терпении, в непоколебимости ценностной ориентации, когда нравственность - не внешнее обязательство, она исходит из дуви человека как необходимый принцип жизни, поэтому личность белоруса не раздваива-'ется на "истинную" и "кажущуюся".
Согласие со своей "эмоциональной матрицей" (Э.Фромм) явилось причиной духовного величия поленука, душевного здоровья, жизнерадостности и оптимизма, обусловленных определенностью положения героя не только в социальном, но и в культурно-моральном плане.
С точки зрения диссертантки, лесник с его активной жизненной позицией, с неспособностью отказаться от чувства собственного достоинства - целостная и самодостаточная натура. Григорий - гражданин вселенной, сын своей земли, часть природ-но-социального целого и одновременно духовная экзистенция, способная создавать себя, не имеющая над собой безусловной власти авторитета.
В понимании Янки Лучины противоречивость мировоззрения белоруса (вера в силу человека и вера в предопределенность его судьбы) характеризует огромные духовные возможности и интеллектуальные способности героя, понимающего субъективность и относительность человеческой свободы.
Подчеркивая "природность" лесника, диссертантка указывает на влияние этнических архетипов, имеющих свое содержание как коллективной бессознательной формулы, ярко выраженной в склонностях и взглядах героя, в его способности познавать мир не только индивидуально и субъективно. Коллективные подсознательные механизмы функционируют и там, где полешук, как ему кажет-
ся, индивидуально воспринимает мир, где он один-на-один с природой, где мышление, эмоции и интуиция белоруса подчинены его психологическому типу, который совместно с условиями жизни, архетипами и личностными качествами героя, определяет богатство души, мудрость, уравновешенность, серьезность, веселость нрава и живую эмоциональность полешука.
Техническая поступь возводится Гришкой до уровня универсальной моральной трагедии, ибо, по его мнению, уничтожает не только гармонию человека и природы, их сбалансированность, но и духовность людей (Янка Лучина, связывая духовную жизнь человека с природой, все же видит в духовности ее надприродный характер).
Гришка относится к традициям родного края кап к безусловно правильным, единственно возможным. Такой индивидуальный' психологический консерватизм обусловлен всем образом жизни белоруса; на социальном уровне эта индивидуально-психологическая черта служит основой такого явления, как патриотизм, характеризующийся более высоким уровнем осознанности в силу своей общественной функции.
Симпатии автора, безусловно, на стороне его героя. Янка Лучина воплотил в этом образе народную мораль, мужество, разум, возвышенность духа, скромность, терпеливость, оптимизм белоруса.
По мнению диссертантки, художнику удалось создать социально, философски и антропологически обусловленный тип белоруса XIX в. с его лирическим складом души, психологической особенностью крестьянина, причем белорус в творчестве Янки Лучины выступает не столько как глубоко-социальный характер, сколько как человек природао-социальный, как личность с ее неповторимым и одновременно типичным характером и судьбой.
Системный анализ творчества Янки Лучины подтвердил следующее суждение диссертантки: национальное мировоззрение есть реальное мировоззрение, национальное в том смысле, что именно принадлежность его носителя к определенной национальной культуре придает ему конкретное содержание и черты, формирующие национальную апперцепцию, а также особенное осмысление мира и себя в нем.
В заключении даны общие вывода диссертации.