автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Концепция природы в Американской поэзии 40-х годов XIX века. Становление национальной традиции

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Половинкина, Ольга Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Концепция природы в Американской поэзии 40-х годов XIX века. Становление национальной традиции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция природы в Американской поэзии 40-х годов XIX века. Становление национальной традиции"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет Д 053.01.06

На правах рукописи

ПОЛОВИНКННА Ольга Ивановна

КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДЫ В АМЕРИКАНСКОЙ

ПОЭЗИИ 40-х ГОДОВ XIX ВЕКА. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ

Специальность 10.01.05 — литература стран Западной Европы, Америки н Австралии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1992

Работа выполнена в. Московском педагогическом государственном университете .имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор И. О. ШАЙТАНОВ

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник А. М. ЗВЕРЕВ

кандидат филологических наук, доцент Н. А. ЧУГУНОВА ■

Ведущая организация — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Защита состоится «..*.........».......:.л.\'.^....1992 года в ....'.../... часов на заседании специализированного совета Д 053.01.06 по присуждению ученой степени доктора наук в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: Малая Пироговская улица, дом 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Лешша, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «....'.'.......»........С.Л..112.....1992 г.

Ученый секр^>гйр^сптоиал1/з1№овапного совета

грыков в. п.

Поэтическая интерпретация природы сыграла необычно важную роль в становлении и развитии американской национальной поэзии. В 40-х годах XIX века - период фомирования американской поэзии -изображение национальной природы в стихах-.неслучайно рассматривалось как признак творческой самостоятельности, независимости от поэзии английской. При общности языка со Старой Родиной нарождающаяся национальная поэзия долина была стать "голосом" Америки, обобщить в себе национальный духовный опыт, выразить американский способ мышления о мире. Среди прочих черт, отличавших Америку от Европы, выделялась природа Американского континента. С первых лет колониальной истории она воспринималась как знак особой судъбц нации, подтверждение ее избранности Богом: представление о природе Америки как о "потерянном" и "обретенном" человечеством рае лежит в основе вакнейшего мифа американского национального сознания

Запечатлевая в стихе природу Америки, такие поэты,как У.К.БраЙент, Дя.Р.Лоуэлл, О.У.Холмс, Г.У.Лонгфелло и даке Дж.Г.Уиттиер, тем самым делали различные образы ее бытия фактами национального эстетического сознания, хотя и опираясь при этом на европейскую поэтическую традицию. Создаваемая ими поэзия в сущности мало чем отличалась от поэзии английской. По-иному подошел л проблеме Р.У.Эмерсон, а вслед за ним вдохновленные его идеями о поэтическом языке поэты трансценденталистской школы. Они рассматривали изображение природы как "одеяние мысли" (Р.У.Эмерсон), форму сущоствова-* шш мысли в поэзии,, а саму природу как источник поэтического языка. Идея поэтического "языка фактов" (Р.У.Эмерсон) сыграла роль катализатора в развитии.американской поэтической традиции, определила ключевое значение фигуры Эмерсона для истории национальной поэзии..Поэты эмерсоновского круга, его ученики и последователи, первыми йапытались воплотить ее в своем поэтическом творчестве, пойдя по пути-создания философской, "мыслящей".поэзии. Трансцен-денталистская поэзия, романтическая по сути, обнаруживает функциональное и типологическое сходство с "августинской" поэзией мысли ХУШ века, повторяет многие ее модели и открытия. Стремление создать поэзию, организованную вокруг мысли, привело к тому, что в творчестве трансценденталистов активизировались традиции, бывшие давним прошлым для современных им английских поэтов-романтиков. В сложном взаимодействии разновременных по сути явлений - одна из главных особенностей национального пути американской поэзии в романтическую эпоху.

Американская поэтическая традиция не раз привлекала внимание зарубекних и отечественных исследователей, в своих работах выстраивающих .и тщательно аргументирующих "упорядоченный", ."устано**-вившийся ряд" (Т.С.Элиот), единую линию развития национальной поэзии. Главный интерес, как правило, сосредоточивается на творчестве поэтов выдающихся, таких как Р.У.Ймерсон, У.Уитмвн, У.Дикин-сон. Актуальность настоящего исследования определяется тем, что в нем расширяется представление о формировании американской поэ*иче-ской традиции, описывается явление малозаметное, но сыгравшее вах-ную роль з создании поэтического языка Америки. В творческих поисках поэтов-трансценденталистов, основу которых составляла эыерсоновская концепция природы, ш видим корни современной американской поэзии, истоки ее национального своеобразия. Изучение поэзии трансцендента-листов дает более, полное понимание литературного процесса, того, как осуществляется "смена систем" (Ю.Н.Тынянов) в ходе литературной эволюции и какое значение имеют при этом второстепенные явления литературы.

"В американском литературоведении поэзия трансценденталистов представлена преимущественно описательно. Отдельные любопытные за-' мечания об особенностях их поэтического творчества высказываются в книгах и статьях Л.Бьюэлла, Б.Даффи, Г.У.Уэллса, Д.Б.Стау4Фера, А.Герболда и др. Однако комплексное исследование поисков грансцек-денталистов в области поэтической формы еще не предпринималось ;ш . здесь, ни в отечественном литературоведении. Отсюда новизна исслэдо--вания: на материале трансценденталкстской поэзии делается попытка разобраться в сложном взаимодействии. впелиторагурньос/в -внутрилитог-ратурных факторов и их влиянии на становление американской национальной поэзии, определить значение европейской традиции ХУШ века для развития философской поэзии CEA. В: работе речь идет о творческих поисках трансцендопталистской школы в поэзии, и концепция природы ■ изучается как "повод для поэтической мысли" (И.О.Шайтанов),:как сила, задающая этим поискам единое направленна. Бперзыо детально, рассматриваются доминирующие жанровые формы в индивидуальных поэтических системах Дк.Верп (I8B-I880), К.П.Кранча (I8I5-I8S2), •■'.;' Г.Д,Topo (I8I7-I862). Имя К.П.Кранча вообще совершенно иовоо для отечественного литературоведения, ■

Объектом исследования являются сборники стихов Дзх.Вори и К.П.Кранча, изданные соответственно в 1839 п 1844 гг.,'а mees • стихи Г.Д.Topo, относящиеся к концу 30-Х-40-М гг. XIX в.V периоду наиболее бурной деятельности трансцендбнталистской школы

в поэзии. Кроив того используются эссе Р.У.Экерсона, Г.Д.Торо, Длс.Вери, а также статьи К.П.Кранча и Ц.Фуллер. -

Методологической и теоретической базой работы слугят идеи Ю.Н.*1ннянова о развитии поэзии, основные положения теории эволюции, разработанные им совместно с В.Б.Шкловским. Литература понимается как "ряд, систека, соотнесенная с другими рядами, системами, ими обусловленная".* Особое значение имеет сано понятие соотнесен-, ности (элементов внутри систеш; элонента со всей системой; систем), иазиваеиое функцией. В процессе исследования."эволюционного взаимодействия функций и форм" выясняется эволюционное значение поэзии трансценденталистов и, следовательно, их роль в становлении и развитии национальной поэтической традиции» Традиция понимается в соответствии с точкой .зрения Т.С.Элиота, сформулированной ни в статье "Традиция и индивидуальный талант" (1919). 'Лнешю этот взгляд на традицию позволяет говорить о значении второстепенных-явлений для общего литературного развития. Традиция по Элиоту и традиция по Тынянову - понятия разные по сути, однако методологически близкие, .

В своей исследовании, ш так^е опирались на идеи Ц.¡А.Бахтина о развитии литоратурц, основные положения исторической поэтики А.Н.Веселовского, работа Б.¡Л.Эйхенбаума, Л.В.Пуипянского, С.0,Д»а-ринцева, Ю.Ы.Лотиана, Г.Д.Гачева. В работе с понятием "природа'* . применительно и исследований поэзии иетодологически важншги для нас. были статьи И.О.Шайтанова и ого книга "Иисляцая муза", (П., 1239).

Цель исследования: выяснить эволюционное значение поэзии траисцэиденталистов, обозначить те особенности гас поэтического творчества» которнии оно обусловлено; показать определяющую роль грэпсцсндацталнстской концепции природы а формирований аоэтиче-* сного языка Диерики на исследуешь этапа развития нацштяьной до,-» зона. Цельи определяется круг задач, раиаешх в ходе «оодадовдцвд;

' -растирать требования, которые предъявляла» к аиерикая« скоа яигературз вообще и я поэзии з частности з 40-х годах XIX века; -описать вбгяпдц траисцандеита,листов на роль поэзии а поциопа-гьпой культура} определить соотнесенность юс поэзии с блихайшши вулзтурниии рядами - ропигией, наукой, философией} показать, что э осногэ сопрягающего в себе разные способа познания языка национальной культуры яезит ыетафизическая концепция природы.

2; Тынянов Ю.Н. Поэтика* История литературы. Кино, - М., 197?. -С» 281.

- проследить направление поисков трансценденталистов в области поэтической формы, соответствующей заявленной функции поэзии, для чего:

охарактеризовать принцип зримости в изображении природного мира как основополагающий для поэтического мышления трансценденталистов, показать роль, которую играет принцип зримости в проявлении и выборе жанровой формы, осуществляя тем самый "конструктивную функцию", по Тынянову,

определить жанровое своеобразие сонета, оды; фрагмента в творчестве Дк.Вери, К.ГЦКранча, Г.Д.Topo в зависимости от установки на проповедование, реализующей "речевую функцию".

- показать-типологическое сходство трансцендентолистской поэзии и английской "августинской" поэзии шсли ХУЕ1 века, вызванное сходством поэтической .функции и, кок следствие, конструктивного . фактора, в качество которого выступает принцип зримости,,

¡'.аучно-практкческев значимость диссертационногр исследования заключается в той, что его материал и выводы могут быть использованы в лекционных курсах по истории американской литературы» истории зарубежной литературы XIX в., а такке при разработке споцкурсов по истории.американской поэзии.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсувдолись на заседаниях кафедры всемирной литературы Ш1ГУ им. В.И.Ленина. По результатам исследования делались доклады на научных конференциях "Пуркиевские чтения1; ("ЛГУ ин. Б.К.Ленина, 1990, 1992), на конференциях американистов (МГУ им. Ы.В,Ломоносова, I988-I99I), на научной конференции "Норма человеческого общения'' (г.НисииЯ Новгород, 1990), в Ивановском государственном университете (I989-I99I). '

Структура диссертации. Основная часть работы излоизиа иа 203 страницах машинописного текста, включающего введение, два главы .;" к заключение. К работе прилагается. перечень изданий поэзии транс-ценденталистов и литературоведческих трудов по этому вопросу. Список цитируемой и использованной литературы включает 274 наши

НИЛ. '

■СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ

Во вводе!ши рассматривается проблема поэтической .традиции'в литературе США, обсугдаются рааличныо подходы к этой проблеме} определяется значение концепции природы для становления американской поэтической традиции. Здесь ко разъясняются ключевые для

работы понятия, "традиция" и "эволюция литературы", описывается методология исследования поэтической традиции и аргументируется избранный для исследования материал. Далее рочь идет об основных чертах трансцвнден'талистской школы в поэзии, в частности, о принципиальном дилетантизме поэтического творчества, а такие о стремлении к созданию философской поэзии в чистом вида, где форма целиком и полностью определяется мыслью. Приводятся основные положения эмерсоновской теории поэтического языка как "языка фактов". Во введении выдвигается цель исследования, его задачи, формулируются положения, выносимые на защиту,

В первой главе "Поэзия и американская национальная культура (40-е годи XIX века): природа как источник познания" описываются взгляды литераторов и мыслителей Новой Англии - культурного центра США в этот период - на национальную литературу вообще и поэзию в частности и на стоящие перед ней задачи. Особое внимание уделяется точке зрения трансцвкдентазшстов, ближе других подошедших к созданию национальной поэзии через идею природы как источника поэтического языка, Здесь определяется соотнесенность поэзии трансцендел-^алистов с Олияайшими культурными рядами (религией, наукой, философией) или, другими слозаии, функция поэзии по отношению к этим рядам,

В первой параграфе "Американская поэзия конца 30-х— . . /»0-х годов XIX века! проблема формирования" речь идет о стремлении в указанный период американского национального сознания ц целостности и завершенности, которое вираяалось в острой постановке вопроса о совдании национальной литературы.

Национальная духовная культура требовала адекватного оформления своей самобытности, воплощения особого, американского угла зрения на мир. Распространение достижений национального разума (1я*эПас* ) рассматривалось американскими мыслителями того времени как .первоочередная задача литератур!. Об этой писали знаменитый пропозедпид,.задний деятель унитариовской церкви У,9;Чаннинг а "Эзизтког о национальной литература" и Г.У.Лонгфелло в "Защите поэзии", Пии на делалось существенного различия между видами интеллектуальной деятельности: все произведения "благородного интеллектуального братства" (У.О.Чашшнг), принадлежали ли они точным наукам, философии или историй, прозе или поэзии, обозначались понятием "национальная литература". Ощущалась необходимость заявить

всему миру о своей национальной самобытности черва печатное слово, занять свое место в мировой культуре»

В просветительском ключе было выдержано и другое ¡требование, которое предъявляла к национальной словесности "Молодая Америка",. - утверждение демократических идей. Демократия осознавалась как отличительная особенность США, предмет национальной гордости ив только в Америке, но и в Европе. В известной книге французского мыслителя А.де Токвияя "Демократия в Америке" (1835) отличие "демократической" ;нации от "аристократических" выявляется не только в политике, но и в общественном сознании,при этом ряд глав третьего тома посвящен. непосредственно литературе. До Токвиль одним из первых понрл и описал демократию как ощущение личностью своей причастности всеобщему, что затем было трактовано как отношения индивидуума и универсума в философских эссе Вмерсона и воплощено в поэзии им и его учениками-трансценденталистами, а также Уитменом.

Рдея "демократической" нации как нации нового типа требовалаг особого подхода к воспитанию национального характераСоответствен-: но'перед литературой ставилась задача нравственного воздействия, "воспитания совершенной человеческой породы" (У.З;Чакюшг). Практически любой новоанглийский литератор первой половины ХК века у ' ощущал себя проповедником, нацеленным на нравственное совершенствование современников»'Официально господствовавшая унитарианская церковь не делала большого различия мехщу нравственным и ралигиознш '. . воздействием. В своей воспитательной функции литература фактически : не выходила за рамки теологического мышления в его либерализованном варианте.' ' ,'.-

Реальный препятствием на пути развития национальной зиюэрату-. ры было по-прежнему сохраняющая свое влияние на умы аыерйканцов пуританская теологическая мыспь^ Очевидно» 450 ®рабовашш» Прздьяв-лившиеся литераторами и мыслителями Новой Англии к питорзз'урз» ко-» сили следы пуританского прошлого^ В 20-0 годы крй2К:3, Ср250р5ЙСЭ искусство, историческое повествований восгораооЕВЗБагйкак■явгбраэдк ные формы в Америке. В основе подобного прадпочтешш С0ауС£021Ш ЯС» жало соображение подлинности, непридуианно'сти - к ПОЕОЗКОМИ важнейшие качества литературы,с пуританской точки 8рэаип».Ез художественной литературы некоторое предпочтение отдавалось поэзш, по не светской, а только той, что шела нопосредсмзепноо отпоесшю к религии^ "Серьезная поэзия" пользовалась увагоюиш в пуританской среде по аналогии с псалкаыи и Песнью ПоопаИ. Теки сбрзгоы» с пурл-

тайских времен, в национальной сознании укоренилось представление об особой роли поэзии в духовной хизни общества. Поэзия воспринималась как высшее выражение литературного творчества, несомненно обладающее сакральным значением. Ее особое положение по сравнению о другими видами литературного творчества позволяет говорить о соотнесенности именно поэзии, а не всей литературы, о ближайшими культурными рядами.

Заврсоновская концепция природа, романтическая по характеру, давала возможность выйти.за райки теологического мышления, но порывая о ним окончательно. На ее основа трансцеиденталисты попытались решить стоявшие перед национальной литературой задачи, выдержанные в просветительском ключе. Американская культура описываемого- периода вообще в больней степени, чей европейская, была зависима от предыдущейэпохи. Не только в литературе, но и, скв-аеи, в философии, те задачи, которые были решены в Европе Просвещение«» в США не. капли, своего разрекения вплоть до романтической эпохи. Аиериканская поэзия 1УЫ в., внешне сходная с современной ей английской поэзией, внутренне, оставалась зависимой от пури- ■ ганской системы иыалеиия. Скерсон и его последователи предприняли попытку создания философской поэзии, предметом которой был мир 1 араисцэндейтних сущностей, поэзии, стоящей на грани религиозного и светского сознания;,

В трансценденталиетскои взгляде па природу соединились зле-коатц нескольких философских систеи: платоновское пошатни о природа как эманации Духа, шеллингконехий подход к ней как к форме бео-ооонательной киани разума,"теория соответствий" между явлениями Ьатермальной и духовной лизни, в сапой общем виде заимствованная у Э.Сводонборга и т.д. Все явления природного ыира рассматривались как знака ияисшволы явлений духовных - от познания трансцендентного в природе до выражения черев природу любого движения челове-чеоаой дуэи» Таким обрзноа, природа одновременно являдаоь оредст-зоа познавая я Вырэгэння» Это-то. и делало изображение природы, о гочзи ярения трэпецодденталпотоз, идеальный оредствоы мышления в .:'■',.Л/.,; ■'.'.'••...'.'■ :'- •,-./.

«Отв.«. XIX в» ознаменовались буршш ростом, во всяком ояу~ , паз вояичосэвэннны, американсвоа литературы. Число литературных ауряалов чрезвычайно воэрооло» В них публиковалось множество молодых поэтов» Недарон 'именно, э этот период Эмерсон особенно упорно искал среди них гениального Позтв Америки. Траноценденталисты выпускали несколько периодических ведений,- самим заивтним из

которых был "Дайел" (1840-1844), имевший репутацию литературного журнала, проникнутого подлинно американским духом. Поэтические творения многих трансценденталистов только здесь и увидели свет. . Р.У.Эмерсон, одно время редактировавший журнал, видел возможность великого будущего для нескольких молодых поэтов. Среди них были Г.Д.Торо, Дж.Вери, К.П.Кранч. Эмерсон остро чувствовал новизну отдельных стихов этих авторов, их непохожесть на все, что. было создав но за века в'Европе. Но возлагая огромные надежды на молодых поз- -тов, в глубине души он очевидно сознавал, что ни один из них не обладает даром, необходимым для того, чтобы в своем творчестве интегрировать весь огромный духовный опыт Америки. В 60-е годы, уже | после смеруи Г.Д.Торо, он высказал это свое внутреннее убеждение в очень точной метафоре, заметив, что в поэзии Topó золото так и на очистилось ош примесей, но это, бесспорно, было золото. .

Следующие три параграфа посвящены взглядам трансценденталистов на функцию поэзии по отношении к религии, науке, философии. '■■'. Сходство, духовных запросов общества, обращенных к американской поэзии этого периода и к английской поэзии раннего Просвещения,; по- • родило сходство поэтических функций. Поэзия должна была сконцентри- , ровать в себе весь национальный духовный опыт, примирить в слово науку, религию, философию, воплотить духовный синтез эпохи, наци-опальное сознание в его потенциальной целостности. Б полной моро ■ эта функция поэзии была осознана в рамках транс цедента лис тской .'. эстетической мысли, прежде^ всего Р.У,Эмерсоном. • , X

Сочетание теологии и искусства с-распространением рационально- v го знания, уже невоэмохшое для Европы этого периода f- активно пропа- , гандировалось в Новой Англии унитарианцамиУиитарпанстло либоралк- : зовало пуританскую веру и поставило во главу угла разум. Прддлогап- i ная им картина мира строилась на основных полоишпях jiokícobckoü .. . философии. В богослужении главный акцент бил сдокац на проповедь,. • которая заметно приблизилась к светской ораторской рачп. Собственно, > унитариакствоц была подготовлена необходимая почва для Eocmnruoro-ния идеи духовного синтеза, соединяющего плоды самых pastase путей познания в единую картину мира» Унитариашшоя проповедь, гсс.чацз, прибегавшая к яркой, поэтично!! образности, вапретшзй в пуршоискоП проповеднической традиции, перешагнула порог'цоркви, проЕрагпплпсь в лекцию на популярную тему. Конец света, английская грсцатика, боташша, геология стояли здесь в одном ряду« ■'•■"■.

• Зтичоский аспект, центральный в унитариакскоП докгршм, Сип '

важнейшим и в философской системе Эмерсона. В сущнос£и, трансцен-денталисты также исходили из локковской идеи восприятия в своей повиании мира. Однако кружок недаром получил.свое название. Главное место в познании мира вслед за немецкой трансцендентальной философией они отводили идеям, превышающим пределы чувственного опы-. та. С точки зрения Эмерсона, ошибка унитарианцев состояла в том, что они применили к религии рационалистическую логику, .тем самым извратив сущность религиозного учения. В "Речи перед выпускным клас' сом Школы Богословия" (1838) декларируется, что языком религии может быть только язык поэзии, где каждое слово исполнено!особого смысла: обозначая явление материального мира, оно одновременно говорит.о явлении духовного порядка. Иисус Христос, богочеловек, посредник между человеком и Богом в ортодоксальной религии, здесь, служит образцом "идеального поэта", "Называющего", "Создателя Языка" (выражения из. эссе Эмерсона "Поэт", 18М).

Поэтическое пророчество, которое уподобляется ветхозаветному, соединено Эмерсоном с проповедованием. Траисценденталистский идеал • проповедования предполагал возвышение души через сообщение мистического опыта, пророческоо прозрение высших истин; Особую роль в ! поэтическом пророчество играла природа. Трансценденталистский поэи-пророк со смещенным объектом направляет все свои силы на постижение природного пира,, даэдого ключ к трансцендентному. Как "создатель языка" он восстанавливает былое единство вещей и знаков и через наименование проникает з суть бытия.

С роди всех способов пойнания, поэзии отводится центральное место, поскольку гагстю поэзия да от вссиу сущеиу форму и смысл, воэ-врацаот целостность картпно ппра, соодиняот идеальное и иатериаль^ поо^ Идол поэзии, орпспзлроЕапной на познанпо и целиком опрэдешэ- • ной шгельэ» по Сии принята в бояьаинство случаев современниками грзиоцовдоигаяйсгоз^ С пой полемизировали Э.По и Дя.р.Лоуэлл. Ско-рзз иррсаотсокс-Я яропззедсипях-'и казались стихи 'Зиерсона млрноль-ау» 3 сгоз;'очораяз» сгрсагсакр к. баагозвучшз, знойней красоте сти-гз» СЕоПогпокпоо По» "брапняи"', 'у=о. известному в Акорйко Теюшсону, газпгзпо рзс~оэ ссу:™о:п:э трзпсцоцденталистов, ибо кис ль долапа Сапа состагатз- тяагери 3 "Ярздсмшяоляг человечества" Р.У.Эмерсои • Г0Л0рпя».пср ^езгапй! псэз . сосдшшет • в ссбо талант и ум Г'спсяпрз, его ггг.сзпз крйсога с ггссгшгсскоЯ способностью Сводонбор-га п госпрглгггл с;гпостп сбзектоз^

В- ^ЛксрхгапскоУ учско:!" (1837) Згорсон объявил поэтический

язык естественный языком науки. В первичной познании мира, вепр-. сродственной, не замутненном книжной мудростью,не разделяются сносо-бы познания. Поэзия дает язык науке, освецаа и оживляя факты пламеней откровения.

Английские романтики по-разному трактовали проблему "наука-поэзия", от полного неприятия науки, убившей красоту, у Китса до одухотворения поэзией науки, привнесения чувства в научное знание у Вордсворта и Шелли. Трансценденталистаний взгляд на проблему вырисовывается в стихотворении Кранча "Цвет и Свет1*, организованном вокруг образа радуги. После открытия Ньютоном физической природы этого явления радуга стала воплощать единство Истины и Красоты, а также возможную гармонию поэзии и науки. У Кранча древние священные атрибуты пророков и ангелов - огонь и радуга - подвергаются более современной интерпретации в соответствии с открытием Ньютона. Заметим, что в первой трети XIX в. "Оптика" Ньютона все еез оставалась символом науки для поэтов, В стихотворении Кранча дрбвнее соедийя-т ется силой поэзии с новьш, сохраняя сакральный смысл. Поз* пытается запечатлеть сущностное единство ыира, где жиань Сверх-Душа, дуаи .и природы подчиняется одинаковым законам. Для природы юс поисков ; >> ■ занимается естествознание'. Наука не противостоит поэаш, а дает свой материал для нее.

В этот период наука,'под которой прежде всего понивавдсь естествознание, стала слишком сложной и специальной для любителей,какк-*ми, собственно, и были поэты. В'то ке время множество научных работ было связано о классификацией, систематизацией природных фвношшов. Несмотря на техническую сложность научных выкладок в икх, сам до. • ход мышления,' способ обращения с фактаии был вполне доступен увле- : кающимся наукой дилетантам. Трансцендентагистк попользовали наблюдение и классификации в создвмш "языка фактов". Г.Д.Торо, занимав« шийся изучением природы родного штате, считая точное и подробное знание природного мира необходимым для.поэта. Набявдвнио поиогвет проникнуть в душу природы и в то же время является первым нагой в систематизации природных фактов.'.С помощь» кяаооификации уотаяавля-веются единые законы материального (природном) и духовного мара, что, в свою очередь, ведет х постижение черва поввив всепроннэызаюцо- ' то великого нравственного закона»Ученые - "половники архитектора" (Р.У.Эмерсов) по отношению х поэту;-

^Сделав ставку на интеллект в поэтическом поаиании ыира, F.У.Эмерсон и его последователи фактически рассматривали поэзию как

способ философствования. В этот период философия воспринималась ухе в качестве отдельной сферы познания, отличной от науки. Но человеческая мысль, взятая сама по себе, не возвращала утраченной гармонии потомкам пуритан, склонным к усиленному размышлению и анализу, то там, то здесь обнаруживала незавершенность, несовершенство предложенной концепции бытия» Где бессильна спекулятивная философия, возможно завершение картины мира о помощью поэрии. По мысли Эмерсона, поэзия возвращает утраченную целостность человеческому мышлению, поскольку поэтическое слово песет в себе универсальную правду мироздания, неразложимую на-частные истины, У.трансцон-денталистов философская мысль рокдается в поэтическом'олове и в. • ней существует^ Вне поэтического слова онв практически невыразима . н звучит в большинстве случаев отголоском одного из романтических втаыпов^ : . - *

Хронологические рамяи американского романтизма простираются • до 60-х гг» XIX в., но у«е в 1837 г. Р.У.Эмерсон говорил о романтизме кап о пропяоа, назвав современность "Цислящей эпохой"» Транс-цепденталисты стремились пойти дальие, опираясь на достижения ей-. ропейоких романтиков» И парадоксальным образом возвращались к веку. ХУШ с ого оиисатейыюстьй и попыткой синтеза религии, науки и поэзии, т.о» к тому, что рэпитольно отметалось большинством их учите- • лей. По всей вндишзсти» Honro говорить о своеобразной компенсации пропущенных йвяонкЯ в развитии литературы, феномене, который описал Г.Д.Гачов в болгарской, а затем в немецкой литература» Характерно типологйчоспоо сходство, существовавшее мааду трансценденталп-atíoti и nenostaj роиакткзцоЛ о ого идоей духовного синтеза»

Пошжшксь скогщоатраровзть в поэтическом творчество разновра-кзшйо явлзшш,решкь прзегзтптольепкз задачи средствами роиант«-чсскогэ ¿йггонил».трзйсцзядоигаяйстц получили, пользуясь торшшоло-?::aü ЫЦйпзшопэ» пиоглН 'праща вонструяций% Доминирующи!! факто-рс.1 D sai поэс^п, ойроасгя^па сссбркпостй поэтической формы, являйся арпшзт" зрпяога з пзобрзгозш! прпродйого tmpa¿ В английской 'йеззйа- прпццяязргосга -о.аачосетЬ-форавобразукзв» заступа» в 2£П isas» з свсои rrcc¿3sorat3¿E!íü'j осугостзгеппп даз гвзпь Tanta) . гаггагдая' гааикяа .рзпйпгп.шшдаам/.вва штоамяыша сталь и Езяр оаасзгоайоЯ'псзгз». йгзрзЬшсвиИ "яш йаптозп s цдззяо долгая Сйз- «отзгзта. KsoSpaísnao. зялелм заешмво tupa как источника • сй&г пдоЗ о гйзй'зйсрзйса» ярозрэкпоа вошяого одиествз материи я "лузги Езггапппэ- п íustóa. Газуа апгмазйрога.япсь з иеа как дво

способности интеллекта, задействованные соответственно наукой и . религией. Понятно, что зримость в изображении природного мира • -опора мысли и ее "одеяние" - становится вакнейшт фактором в организации художественного целого. ' ' .' .

Во второй главе "В поисках формы: картина природы как образ поэтической мысли" описываются поиски поэтической формы, адекватной- заявленной функции поэзии. Здесь содержится непосредственный анализ поэзии Дк.Вери, К.П.Кранча, Г.ДЛоро, в ходе которого иссле-? дуется "эволюционное взаимодействие функций и форм" (Ю.Н.Тынянов), внутритекстовых и «нетекстовых отношений и связанных с ними особен-.. . ностей поэтической формы в индивидуальных творческих системах.

Первый параграф посвящен принципу зримости в понимании транс-ценденталистов. Акцент на зримом образе природного мира в их поэтическом творчестве и философских воззрениях обнаруживает внутреннюю зависимость от локковского понимания восприятия как источника простых и сложных идей о мире, отношения к идеям как к образам. , Мокно говорить о сохраняющейся актуальности мышления о природе, свойственного ХУШ веку. Мистическое прозревание трансцендентного , ("внутреннее зрение") у эти поэтов не исключает, а предполагает пристальное вглядывание во внешний облик мира.

Зрение - единственное окно во внешний мир, дарованное человеку. Известна эмерсоновская метафора из трактата "Природа", растворившая в зрении все человеческие способности к чувственному воспри-'ятию мира и к прозрению божественных истин. Глаз - то место, где встречаются внешний'и внутренний миры, символ гармонии материального и духовного.

Изображение внешнего мира в поэзии трансцендентапистов организовано по принципу наблюдения. Отношения человека и природы при этом смоделированы в образе круга, который Виороои назвал "символом структуры окружающего мира" ("Круги"). Наблюдающий глаз - первый круг и центр круга, видимый им горизонт - второй круг и окружность. Модель подразумевает, с одной стороны, дистанций между человеком и природой, а с другой, их гипотетическое единство. Принцип наблюдения, предполагающий неслияннооть человека и природы^ ведет к строгой объективности в изображении природного мира у тран-сценденталистов. Пейзаж, как правило, не служит средством Шраженип эмоциональных состояний, равно как и саыовырааения. Природе в этой позади - данность, обладающая собственным бытием^ хотя, конечно^

р

под ее "эемныии тенями всегда -локится тень небес".

Пристальное внимание к внесшему облику мира в поэзия транс-цендентелистов приводит к описательности поэтического стиля, напоминающего в некоторых стихотворениях ("Зимний и весенний пейзаж" Г.Д.Торо, "Полевые заметки"К,П.К"ранча, "Камонному цветку" Дк.Вери и т.д.) описательный стиль английской "августинской" поэзии ХУШ века. Но в целом трансцендентзлпсты уходят от подробностей, свойственных описательной поэзии ХУЦ века. Здесь специфика описательности состоит в том, что поэты считают своим долгом делать предметом поэзии все явления природы, без исключения, стараясь по возможности адекватно запечатлеть их. При этом подробность перемещается в центр, вокруг которого организуется лирическое це-. лое. Главку» роль.в поэзии трансценденталистов начинает играть- . художественный предмет, который часто используется как символ. -

"Книга природы", вакное понятие в кальвинизме, сохраняет свою актуальность и для трансцендентализма. Природа заменяет Писание, рассматривается как зазериенный в себе текст, хранящий возможность непосредственного прочтения, которую призван осуществить' . поэтический гений. На этом основана эмерсоновская идея стихотворения кок вспышки шсли, Эмерсон считал, что прозренио но монет быть результатом технического совершенства, так как по сути своей внезапно. Иысль гения отнюдь не.итог длительных раздумий, она возникает спонтанно. Задача позта - донести прозренио до читателя во всей ого яркости и целостности, для ч-его и используется "язык фактов". ' Стихотворение кап вспышка нысли-представляет собой новый вид художественной иллюзии, попытку «пиления вне рамок традиционного яанра, что пороядает новое целое, в конечном итоге 'составляющее новый азнр, форму . творческой памяти в процессе литературного развития (Ц.Ц.Бахтин).

В соответствии с характером заявленной функции поэзии в качество основного формального элемента Эмерсон рассматривал поэтически!! лзше, отводя г-аировьш форма» второстепенную роль, ставя их в зависимость от варагаоноИ. кысли". Но в реальности и он сан, и особенно его ученики осуществляли поиск формальных элементов, отвечавших функции, на основе традиционных мировых форм (баллады, оды, сойота и др.), обладавших своими законами развития поэтической выели* При этой выбор той или иной яанровой .фор-ш зависел ос того,

2£-Лоуэлл Дз.Р. Прадпазначонио поэта // Эстетика африканского рононгизна. - П., 1977, - С. Ш.

насколько проявлена зримость в творчестве данного поэта, так как. традиционные жанровые.формы дают различное пространство для реализации принципа зримости. В свою очередь, проявленность "зрения" у каждого из поэтов связана с характером речевой-пункции. Установка на проповедование как на ближайший внелитературный речевой ряд, одинаково свойственная их .поэзии, варьируется в связи с влиянием различных проповеднических традиций (кальвинистской, унита-рианской, трансценденталистской), которые различаются подходами к слову,

В следующих трех параграфах рассматривается степень и мера реализаций принципа зримости з индивидуальных творческих системах Две.Бери, К.П.Кранча, Г.Д.Торо в связи с доминирующей жанровой Формой: сонетом, одой, фрагментом,

Джонс Вери, "храбрый святой" Змерсона, в своей поэзии сосредоточился на визуализации внутренней жизни. В его творчестве доминирует жанровая форма шекспировского сонета. При всей строгости формальных требований, сонет содержательно был достаточно свободной формой, в которую облекались и лирические, излияния и религиозная поэзия. Вери идет по.пути обновления жанровой формы чер^з ■ "углубление", внешне ничего не меняя. Используя творческий опыт английских поэтов-метафизиков, он облекает в шекспировский сонат медитацию, возвращенную к кивоыу опыту религиозного упражнения, "пробуждающего" душу, обращающего ее к Богу, Ыедитации Джонса Вери •представляют собой типично романтическую попытку найти новые поэтические формы, возвращаясь к истокам, к тому моменту в развитии литературы, когда поэтическая форма была еще самой аизнью, а не "ископаемой поэзией" (Р.У.Эмерсон),

Драматический накал поэтической мысли Вери возникает вследствие сочетания двух разнородных начал: медитативного и проповеднического. Идея проповедования через собственный духовный опт, познание Бога ле^ит в основа его медитаций^ Задачей воплощения мистического опыта диктуется рааяиэация принципа еримости в поэвии Вери,. Во-первых, зримость в изображении природного мира у Берн обладает чертами, несвойственными романтикам: она представлена как ! описательная подробность (сонеты "Водосбор", "Анемон", "Малиновка" и т.д.) и как обобщенная картина природного универсума ("Дух" и т.д.). Такой неожиданный возврат к поэтической технике 1У0 века объясни-; ется "самой природой мистического опита, где невозможно никакое личное чувство, поскольку человек оказывается один на один о Абсолютным Духом и, следовательно, необходимо по возможности объективное

описание природного мира, манифестирующего Дух. Но пбследнюю роль при этом играет пуританское отвращение ко всякой экзальтации религиозного чувства.

Во-вторых, в изображении предметного мира контур преобладает над плотью. В соответствии с принципом зримости главную роль в стихотворениях играет "построение",.этап медитации, предполагающий . воспроизведение зримых картин. Стремление Вери прояснись все три этапа в слове говорит о внутренней зависимости поэта от кальвинистской проповеднической культуры с ее недоверием ко всякого рода недоговоренности. Дух аскетизма, свойственный пуританской проповеди, лишает изображение зримого мира в его стихах материальности,' объемности, переносит акцент на духовное, внутренне в ущерб мате-.. риалышму, внешнему. Сонет о его "обобщенной графичиостью" (И.О.Иайтанов) как нельзя лучше отвечает характеру образности в • поэзии Вери.

Принципиальную несовместимость традиционного жанрового мышления с воплощением эмерсоновской идеи поэтического языка выявляет творческий опыт Кристофера Кранча^ Унитарианский проповедник по' . профессии, Кранч пытался и из стихов сделать подобие унитарианской.' проповеди, сродство распространения трансценденталистской доктрины. Чаще всего в своей поэзии Кранч полагался на описательность в духе ХУИ вока, которая позволяла дать эксплицитно раавернутую ка* ртину, больио говорящую рассудку, чем Разуму. Рационализм унитариан-ского шпленИл препятствовал осуществлению з.его поэзии новых эстетических идой, заставлял' пояснять значение описываемых явлений природы, вместо того,.чтобы выразить высший смыслов самой описании. Поэтическая мысль.в "его стихах развивается по логике одического . 'кьияошш, как; оно сяояпяоси в ХУЛ веко. Поэт-дилетант, Кранч.пытается обновить архаичсскур оду с точки орония эмарсоновского продставясшш о ягшео, • передавая о помощью рака идею водопада (сткхотвородио- "Ниагара"), бури ("Буря") и т.д. Однако попытки сов-кесгягь прзззоргнвашюп-поэтической масли в соответствии с логикой оды и "язше фактов" приводят к несообразностям стиля, которые были очевидны соврэшгаияам» .' •

Блигз всего к ссущоствлошш эмерсоновской идеи поэтического язщеа Кранч-полопал'в использовании техники "типов", хранящих па-■1!ять о пуританской типологической системе ("Осоннио .звоздй", "Сс-ззркому сиянш", ^Соответствия",."Ода вотру" п т.д.).

Наибольшего успеха в поиске новых жанровых форм удалось до- . стичь Генри Topo-самому последовательному трансценденталисту, • может быть, более последовательному, чем сам Эмерсон. Обрааы природы, вокруг которых организованы его стихотворения, создаются по типу эмблемы (стихотворения "На высоком вязе...", "Иногда я слышу крик дрозда..."), "философской метафоры" ("Уолден", "Горы на горизонте") и пейзажа души ("Оттепель", "Зимние воспоминания" и т.д.). При всей разнице в структура и содерасании их объединяет осязаемая материальность в сочетании со строгой объективностью изображения. В создании образов природного мира поэт ориентируется на-принцип наблюдения, предполагающий некую дистанцию мекду наблюдателем и наблюдаемым объектом. Эта дистанция подспудно ощущается даже там, где лирический герой растворяет себя во внешнем мире (стихотворение "Я солнце осеннее..."). -

Принцип наблюдения лежит в основе поэтической формы, найденной :Торо. Фрагмент, строящийся как отрывок из дневника, фиксирует разные состояния наблюдаемой природы. Дневниковая традиция имеет богатое прошлое в Новой Англии. Пуритане ХУП в, в своих дневниках занимались интроспекцией в поисках знаков избранности, размышляли о провиденциальном смысле вещей и явлений. Сопряжение обыденности и вечности мы находим и в дневниках трансценденталистов. Как следствие, поэтическая форма фрагмента у Topo естественным путем соединяет описания природы с трансценденталистскими размышлениями о вечном. Здесь незкачительнейшие проявления природной жизни занимают центральное место, малое пространство фрагмента ведет к'усилению каждого образа^ Именно фрагмент дает возможность "одевания" мысли в природную образность, поскольку он не предполагает развернутого комментирования.

Природная образность, через которую выранается философская мысль, безусловно является доминирующим элементом поэтической ш формы у Topo. От способа сс организации зависит содержание, структура и даке такой вторичный признак, как величина фрагмента, который, впрочем, в это время уке начал теснить первичные аанровые признаки. Эмблема с ее морализагорским проповедованием занимает четыре-шесхь строк, а для-реализации комплекса идей," заключенного в "философской метафоре", требуется три-четыре больших периода.

Таким образом, Topo в своей поэзии сосредоточился па внешнем облике природного мира, дающем знание Бога, следуя трансцондента-листскому идеалу проповедования. Принцип'зримости играл большую:

роль в трансцепдеиталистском идеале нропопсдонанпя, поскольку позволял непосредственно передавать мистический опыт.

Долгое время стихи Topo воспринимались как стихотворные вставки из его прозы, пне прозаического контекста не существующие. Сам автор так не считал, что лишь доказывает новизну введенной им жанровой формы, даже по воспринимавшейся современниками как стихи. Поэтические фрагменты Topo хранили в себе большие возможности развития в качестве жанровой формы, потому что могли существовать как отдельные стихотворения, но легко входили и в состав большого целого (принцип дневника).

Дж. Верп, К. II. Кранч, Г. Д. Topo представляют в споем творчестве три пути и рамках одной поэтической школы, различия между которыми — результат не только различия творческих индивидуальностей, но н сложного взаимодействия впелитературных и внутрилпте-ратурных факторов.

В заключении еще раз подчеркивается тот факт, что попытка со-здашш метафизического- языка национальной светской культуры определила место трансценденталпстов в истории национальной поэзии и всей американской культуры. В- их творчестве зародилась важнейшая для американской поэзии философская традиция, давшая миру таких поэтов, как Э. Дпшгнсон и Р. Фрост. Трансцендентализм сыграл роль своеобразной творческой лаборатории, где на основе эмерсоповской концепции природы проверялся выбор национального пути в поэзии.

1. Концепция природы и поэзии Г. Д. Topo // Тезисы научной конференции «Литература п публицистика США». 12—17 декабря 1988 г.— М., 1988. — С. 107.

2. Пуританские традиции в поэзии трансценденталпстов (Дж. Вери, Г. Д. Topo, К. II. Кранч) // Пуришенскпе чтения: Материалы 3-ей Всесоюзной научной конференции но проблемам всемирной литературы. 20—22 декабря1 1990 г., Москва. — М„ 1991. — С. 370—381 // Деп. в ШШОН A1I СССР. — № 44743. — 13.06.1991. — Указатель «Новая советская литература по общественным наукам. Литературоведение». № 12, 1991.

3. Образ «идеального поэта» в лирике К. II. Кранча // Тезисы докладов VI Фурмановских чтений 30 сентября — 2 октября 1991 г. — Иваново, 1991. — С. 134—<135.

4. Взгляды трансценденталистоп па роль поэзии в становлении национальной культуры США // Тезисы научной конференции «История и культура США в американской литературе н журналистике». 9— 14 декабри 1991 г. — М„ 1991. — С. 13—.14.

5. Традиции религиозной и поэтической медитации в творчестве Джопса Вери //' Истоки, традиция, контекст в литературе. Межвузовский сборник научных трудов. — Владимир, 1992. — С. 58—69.

Основное содержание диссертации изложено в работах:

Поди, к иеч. 22.09.92. Объем

Тир. 100

Типография МПГУ им. В. И. Лепипа