автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Русская поэзия 1917-1921 годов

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Тропкина, Надежда Евгеньевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Русская поэзия 1917-1921 годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Тропкина, Надежда Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Категории бытия в русской поэзии 1917-1921 гг.

1.1. Мотивы смерти в русской поэзии 1917-1921 гг.

1.2. Мотивы рождения в русской поэзии в русской поэзии 1917-1921 гг.

1.3. Мотивы брака в русской поэзии рубежа десятилетий.

1.4. Категории особых состояний в русской поэзии

1917-1921 годов.

ГЛАВА II. Образы природных стихий в русской поэзии 1917-1921 гг.

2.1. Образы зимней символики.

2.2. Символика весны и осени в русской поэзии рубежа десятилетий.

2.3. Образы света и тьмы в поэзии рубежа десятилетий.

2.4. Мотивы огненной символики в поэзии рубежа десятилетий.

2.5. Мотивы и образы катастроф земли в поэзии 1917-1921 гг.

ГЛАВА III. Мифопоэтические образы в русской поэзии

1917-1921 годов.

3.1. Образ «пса безродного» в русской поэзии 1917-1921 гг.

3.2. Образ старухи в контексте русской поэзии рубежа десятилетий.

3.3. Мифологизация исторических реалий в русской поэзии конца 1910-начала 1920-х годов.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по филологии, Тропкина, Надежда Евгеньевна

Пристальный интерес к русской истории и культуре конца XIX - начала XX в. в самых различных ее проявлениях - одно из характерных явлений современной духовной жизни. Этот интерес обусловлен многими причинами. Одна из них - очевидная аналогия с современностью, с жизнью страны на переломе, в ситуации кризиса и выбора пути. Исследователи обращаются к событиям вековой давности в поисках ответов на насущные вопросы нашего времени. Вглядываясь на рубеже XX и XXI веков в рубеж Х1Х-ХХ веков, ученые, представляющие самые разные области знаний - от историков и культурологов до экономистов и социологов - с тревогой и надеждой пытаются уловить закономерности хода событий, происходивших в России на грани эпох, стремясь увидеть и понять не столько прошлое, сколько будущее нашей страны.

В отечественном литературоведении, вопреки давлению сложившихся идеологических догм, многими исследователями написаны очень значительные работы, в которых исследуется русская культура и литература рубежа веков. Необходимо назвать такие имена, как Д.Е.Максимов, Л.К.Долгополов, В.Н.Орлов, З.Г.Минц, М.Л.Гаспаров, Б.М.Гаспаров, А.И.Павловский, В.Н.Альфонсов, М.Ф.Пьяных, К.Г.Петросов, Р.Д.Тименчик, Л.А.Колобаева, Е.В.Ермилова и многие другие. Плодотворным было изучение литературного процесса начала века и в зарубежном литературоведении, в работах европейских й американских славистов, часто опиравшихся на источники, идущие от литературы и литературной критики русского зарубежья. В ряду крупнейших исследователей русской литературы начала века могут быть названы такие имена, как Ж.Нива, Т.Пахмусс, О.Матич, В.Марков, Д.Мальмстад, Х.Баран и другие. В последнее десятилетие под влиянием процессов в общественном сознании достоянием широкого круга читателей стали не публиковавшиеся ранее в нашей стране художественные произведения, гочисленные документальные свидетельства, мемуары. В отечественном гратуроведении появились значительные работы таких исследователей,

Н.А.Богомолов, Ю.В.Зобнин, Г.П.Козубовская, А.И.Михайлов, .Мусатов, С.М.Пинаев В.М.Пискунов, И.С.Приходько, С.Л.Слободнюк, и

И все же проблемы, связанные с исследованием русской литературы ца XIX - начала XX века в России, изучены далеко не полно. Одной из блем, требующих разрешения, является соотношение русской литерату-конца XIX - начала XX века и серебряного века русской литературы.

Словосочетанию «серебряный век», его историческим корням и тради-его обращения в русской и мировой культуре посвящено немало работ, илемся в первую очередь на статью Л.А.Иезуитовой «Что называли нотым» и «серебряным веком» в культурной России XIX - начала XX ве-, где говорится: «Может быть, с годами это словосочетание станет при-[ной формулой, термином» [226, с.11]. В последние годы это определе-, «серебряный век», терминологическое значение которого не твердело» до конца, можно, тем не менее, считать достаточно устоявшим-что нашло отражение в специальных исследованиях, прежде всего в фун-[ентальном труде «Истории русской литературы: XX век: Серебряный » под редакцией Ж.Нива, И.Сермана, В.Страды и Е.Эткинда [233], яв-)щемся частью семитомной «Истории русской литературы».

В нашей работе рассматривается русская поэзия конца 1910-начала 0-х гг., являющаясязначительной составляющей серебряного века русской ературы в целом. Серебряный век рассматривается нами, прежде всегб^ т-<ак хронологическое, а как типологическое явление, как художественный юмен. При этом, говоря о его феноменальной сущности, подчеркнем, что [ятие «литература серебряного века» является более узким, чем «русская ература конца XIX - начала XX века». По нашему убеждению, понятие ребряный век» включает в себя, прежде всего, поэзию русского модернизма и прозаические произведения, принадлежащие перу художников, чье творчество связано с модернизмом. Важной, далеко не полно исследованной проблемой представляется соотношение поэзии серебряного века с целостным литературным процессом конца Х1Х-начала XX вв. Это соотношение может быть рассмотрено в рамках проблемы текста и контекста.

Необходимо, как нам кажется, разграничить близкие, но не тождественные понятия - «серебряный век русской поэзии» и «творчество поэтов серебряного века». Первое из них направлено прежде всего на обозначение художественного феномена, существование которого было ограничено определенными хронологическими рамками. Второе ориентировано на представление о творческой индивидуальности, целостной системе художественного мира поэта, нередко далеко выходящей за хронологические рамки художественного феномена, получившего столь необычное терминологическое определение.

Творчество поэтов серебряного века - это и поздняя поэзия А.Ахматовой, и лирика О.Мандельштама 1930-х гг., и творчество поэта, формирование которого далеко выходит за хронологические рамки серебряного века - А.Тарковского. Год его рождения 1907, а появление перед широким кругом читателей относится к 1962 г. Тем не менее поэта можно назвать если не представителем, то прямым наследником традиций художественной системы, которая получила название серебряного века русской поэзии. В известном смысле продолжением, возможно, последним отголоском данного художественного явления можно назвать и поэзию И.Бродского, отстоящую во времени от рубежа веков на десятилетия. Импульсы поэзии серебряного века стали во многом определяющими для русской поэзии XX в.

Важнейшей проблемой является генезис того уникального явления, которым стал серебряный век русской литературы, природа небывалого художественного взлета. Этот взлет часто сравнивается с ренессансом, однако уже современники отмечали, что он был особого рода, что с самого начала осознавал свою обреченность, предчувствовал свою гибель, и это предчувствие стало одной из самых значимых тем русской поэзии начала века и 1910-х г.

Не менее важна проблема хронологических границ серебряного века русской поэзии. Сложилась устойчивая тенденция определения хронологических границ серебряного века, прежде всего, времени его завершения, на основании т^кторов внелитературного характера - в качестве такой даты называли обычно 1917 - год Февральской и Октябрьской революции, начала гражданской войны. В советском литературоведении поэзия первых пореволюционных лет выделялась как самостоятельное художественное явление связанное в первую очередь со становлением советской литературы. В работе «История русской литературы: XX век: Серебряный век» отмечается, что после 1917 г. история русской литературы «распадается, если можно так выразиться, на три части: литература периода, предшествующего 1917г., «эмигрантская литература» и «советская» литература». В качестве рубежных называются и другие даты. Так, А.А.Кораблев считает верхней границей «серебряного века» русской литературы 1914 г. - начало мировой войны, наступление «не календарного», а настоящего двадцатого века, если обратиться к строкам А.Ахматовой [см.: 265]. Л.А.Иезуитова , опираясь прежде всего на идеи В.В.Розанова, пишет: «Предел этому авеку положил роковой 1918 год, когда у России было отнято все - газеты, свобода, культура, слово» [226, с.20]. Ряд исследователей называет другую рубежную дату - 1922 г. Эта датировка отразилась, в частности, в книге «У истоков русской советской литературы: 1917-1922» [524]. В качестве пограничной даты называют и 1929 г. Так, в одной из недавно появившихся в печати работ, монографии О.В.Червинской «Акмеизм в контексте Серебряного века и традиции», автор призывает: «Обратимся к тому действительному рубежу, которым заканчивается Серебряный век вместе со всеми своими противоречиями и начинаются новые времена. Им стал 1929 г. - год великого перелома» [561, с.66]. И далее: «Самоубийство В.Маяковского закрыло Серебряный век трагической «точкой пули в своем конце» [561, с.67]. Однако критерии, по которым определена эта дата, имеют либо внелитературный, либо более эмоциональный, чем научный характер. Дата «1921 г.» в качестве рубежной, завершающей серебряный век русской поэзии также называлась исследователями. Сошлемся в первую очередь на работы М.Ф.Пьяных. В одной из них он пишет: «Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы

XIX столетия) и эпилог (годы Февральской и Октябрьской революции и гражданской войны), то началом его можно считать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом - речь Блока «О назначении поэта» (1921 г.), тоже посвященную «сыну гармонии» - Пушкину» [426, с.511]. И далее: «Весьма содержательной и разнообразной была поэтическая жизнь Петрограда в период революции и гражданской войны (1917-1921 годы), которым и завершается «серебряный век» [426, с.521].

И тем не менее вопрос нельзя считать окончательно решенным. И речь здесь должна идти не просто об установлении хронологй^ских границ, а о постижении художественного феномена - серебряного века русской литературы, его места в литературном процессе, его роли в духовной жизни России

XX в.

Возвращаясь к «исходной» дате - 1917 г. - отметим, что, с нашей точки зрения, в литературном развитии она одновременно и стала, и не стала поворотной. С одной стороны, русская литература не прекратила своего существования ни в марте, ни в октябре 1917 г. Многие сложившиеся формы литературной жизни продолжают существовать, хотя и во многом трансформировавшись. С другой - картина действительности резко изменилась и потребовала от поэтов отображения новых, невиданных ранее исторических коллизий. Революционный переворот, Россия без монархического правления, смена власти, произошедшая дважды в течение одного календарного года, острейшие вопросы выбора дальнейшего пути и дальнейшей судьбы, зримые изменения самого уклада жизни, когда на глазах исчезают привычные, складывавшиеся веками, устоявшиеся формы жизнестроения, наконец, стремительное изменение пространственных ориентиров, когда само слово «Россия» исчезает с карты, когда меняется календарь - все это обусловило глубочайшие потрясения, которые произошли в сознании современников событий и не могли не отразиться в литературе. Бесконечно трудный быт, полуфантастическое существование, когда, по словам О.Мандельштама, люди ощущали себя «вытолкнутыми из своих биографий», сочеталось с необычайной интенсивностью и насыщенностью литературной жизни. Возникает тот феномен хрупкого веселья среди гибельной стужи, когда кажется, что человек уже независим от внешних обстоятельств, что открылось некое новое измерение, дотоле неведомое. Об этом пишет, в частности, С.С.Аверинцев [3]. В этом, если можно так сказать, оксюморонном сочетании - определенная закономерность, обусловленная глубинными особенностями представлений о художнике и действительности, о соотношении жизни и творчества, которое было присуще поэтам серебряного века.

Важно при этом заметить, что к 1917 г. Россия имела богатый опыт жизни в условиях исторических катаклизмов, экстремальных обстоятельств. Страна уже четвертый год находилась в состоянии войны, не забыт еще был опыт Первой русской революции 1905 г. Однако именно события 1917 г., точнее, события марта того года, отречение монарха, приход к власти Временного правительства были восприняты под знаком исторически необратимого поворота, меняющего судьбы страны и судьбу каждого. Эти исторические обстоятельства во многом обусловили то, что русская литература серебряного века была поставлена перед необходимостью существования в новых условиях, даже в плане чисто внешних обстоятельств, а главное - поставлена перед необходимостью художественно осмыслить небывалое, ожидавшееся и неожиданное одновременно.

В период революции и гражданской войны Россия оказалась в экстремальной ситуации, когда всеобщее ощущение небывалого времени наполнило людей осознанием чрезвычайности происходящего. Спектр восприятия событий был очень широк - от надежд на торжество всеобщей справедливости и осуществление вековой мечты до ощущения национальной катастрофы, крушения мира и крушения надежд на будущее. Сама жизнь, поставившая перед литературой необычайные задачи, требовала художественного языка, который соответствовал бы их разрешению. Исходя из этого, надо говорить о сложном соотношении внутреннего саморазвития художника рубежа десятилетий и императива времени. Эта проблема непосредственно проецируется на особенности развития русской литературы пореволюционных лет.

Возвращаясь к проблеме хронологических границ серебряного века русской поэзии, отметим, что ее научное разрешение требует учета как внешних факторов, так и внутренних закономерностей развития литературного процесса. Одним из путей постижения сложного и во многом противоречивого художественного феномена, каким явился серебряный век русской литературы и в первую очередь русской поэзии, является анализ системы мотивов и образов, сложившейся в русской поэзии рубежа веков и подвергшейся значительной трансформации в пореволюционные годы. В образном строе поэзии находит выражение как сама запечатленная художником действительность, в данном случае действительность небывалых исторических катаклизмов, так и имманентные закономерности развития литературного процесса. Анализ образной системы позволяет, как нам представляется, точнее определить и обосновать хронологические границы серебряного века русской поэзии, прежде всего верхнюю границу , Таким рубежным годом стал, по нашему убеждению, 1921 г.

Обозначенный нами хронологический рубеж - 1921 г. - стал переломным для русской литературы в силу многих факторов. Именно 1921 г. стал годом окончательного крушения иллюзий относительно возможностей развития нового искусства в условиях формирующегося тоталитарного государства, в условиях творческой несвободы, жесткой цензуры. 1921 г. стал годом гибели поэтов серебряного века, и в первую очередь - смерти А.Блока, который воспринимался современниками как символическая фигура, как «человек-эпоха», и гибели Н.Гумилева, ставшего в послереволюционные годы собирателем литературных сил, центром притяжения и наставником молодых поэтов. Именно после 1921 г., во многом под влиянием его событий активизируется эмиграция писателей. 1921 г. стал годом ухода поэтов - из литературной жизни, из России, из мира живых. И сама эта дата стала предметом художественного осмысления, что отразилось, например, в одном из самых значительных художественных явлений того периода - книги стихов А.Ахматовой «Anno Domini МСМХХ1».

Окончательное установление жесткой цензуры приводит к тому, что литературный процесс в формах привычных, складывавшихся в России на протяжении всего XIX и начала XX в., перестает существовать. Серебряный век русской литературы как типологическое явление предполагает множество составляющих, в их числе - целостный литературный процесс, включающий критику и публицистику, предполагающий взаимодействие и взаимовлияние поэтических голосов, осознание поэтами себя частью единой художественной системы, единого литературного процесса. Вне этого процесса невозможным становится и существование художественного феномена, который получил название «серебряный век русской поэзии». Однако гораздо более существенны не внешние обстоятельства, а то, что именно период невиданных прежде вихрей времени, период крушения империи с его трагизмом и величием был созвучен русской поэзии серебряного века. Русская поэзия конца XIX - начала XX вв. и начала 1910-х гг. была пронизана ощущением предвестий, предзнаменований грядущих катастроф, эсхатологическими предвидениями. Годы мировой войны и в особенности годы революции и гражданской войны были восприняты современниками исторических событий как сбывшееся пророчество. Период начавшейся после 1921 г. стабилизации жизни, переход от взрыва к эволюции оказался в гораздо меньшей степени созвучен поэтам серебряного века. Обнаруживаются все более ощутимые расхождения художника с эпохой, о чем пишет, в частности* И.П.Смирнов [474, с. 136]. Короткий период между 1917 и 1921 гг. стал временем, когда русская поэзия серебряного века продолжает развиваться в условиях новой исторической ситуации. И этот период стал особым этапом развития русской литературы, в первую очередь русской поэзии, находящимся с литературой серебряного века в целом в сложном соотношении продолжения-полемики.

Одной из существенных особенностей русской поэзии 1917-1921 гг. стала тенденция унификации поэтического языка. Сами явления реальности, попадающие в поле зрения художников того времени, в известном смысле универсальны - экстремальные исторические события дают мощный центростремительный толчок художественному развитию. Поэты, стоявшие на различных общественных и творческих позициях, часто обращаются в этот период к одному и тому же образному ряду, обусловленному императивом времени. Сами реалии исторической эпохи могут находить в творчестве поэтов минимальное выражение, однако время глубокого исторического перелома бросает отсвет на все происходящее, предопределяет целостную картину восприятия жизни, в рамках которой существует система мотивов и образов, порой полемически далеких от очевидной эмпирики времени. Все это позволяет, как нам представляется, говорить о поэзии 1917-1921 гг. как о некоем едином метатексте, в рамках которого в короткий хронологический период как бы синхронизируется образный строй русской поэзии. При этом унификация никоим образом не предполагает стирания различий между творчеством различных художников, тенденции к размыванию творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность выявляется в рамках мета-текста.

Сам термин «метатекст» употребляется в различных работах в разном значении. Мы понимаем под метатекстом совокупность литературных произведений, объединенных каким-либо существенным, художественно значимым, системообразующим признаком. В русской поэзии 1917-1921 гг. таким системообразующим признаком является принадлежность к особому, уникальному художественному явлению, возникшему в экстремальной исторической ситуации. Сама эмпирика времени могла не находить непосредственного отражения в литературных произведениях^ отдельных случаях это последовательный, сознательный отказ от прямого обращения к событиям, происходящим в стране. Такой отказ в данной ситуации становится не менее значимым, чем отражение реальности. Художник тем самым декларирует свою автономность от диктата времени, властей, житейских обстоятельств.

В данной работе предпринимается попытка дать синхронный срез творчества достаточно широко&круга поэтов в узких хронологических рамках. Исследуются произведения авторов, творчество которых определило художественный облик эпохи, сформировало уникальное явление, ставшее одновременно самостоятельным художественным феноменом - «Русская поэзия 1917-1921 гг.», и завершением поэзии серебряного века.

Русская литература, прежде всего русская поэзия 1917-1921 гг. стала особым явлением и одновременно органичной частью русской поэзии серебряного века. Важно отметить, что поэзия рубежа десятилетий является не просто дополнением к поэзии серебряного века, не просто блистательным ее завершением, но, как нам представляется, ее высшей точкой, своего рода кульминацией

В этот период художественный язык, целостная система поэтики, и в первую очередь ее образная структура, сложившиеся в предшествующие годы, обретают небывалое раньше созвучие самому времени, ходу происходящих событий. В ситуации исторических катаклизмов реализуется художественный потенциал, сложившийся в русской поэзии предшествующих лет. Именно детальный анализ некоторых существенных особенностей образной системы русской поэзии 1917-1921 гг. позволит, по нашему убеждению, прояснить некоторые аспекты сложной проблемы соотношения художественной системы поэтических произведений этих лет с поэзией серебряного века в целом.

Выявление закономерностей литературного развития, обусловивших сущность художественного феномена - русской поэзии 1917-1921 гг., являющейся органической частью поэзии серебряного века, ее продолжением и завершением, исследование структуры мотивов и образов как составляющей метатекста поэзии рубежа десятилетий, установление хронологических границ русской поэзии серебряного века - все это определяет актуальность диссертационного исследования.

Объект исследования - русская поэзия 1917-1921 г., рассматриваемая в соотношении с русской поэзией серебряного века, в целом сложившейся в 1890-1910-х гг.

Предмет исследования - образный строй русской поэзии рубежа десятилетий, его генезис, трансформации, которые претерпевают мотивы и образы, сложившиеся в русской поэзии рубежа веков, в новой исторической реальности.

Цель работы - выявить и описать особенности образной системы русской поэзии 1917-1921 гг. как метатекста в соотношении с системой мотивов и образов поэзии серебряного века в целом. Определить хронологические рамки русской поэзии серебряного века на основании анализа системы мотивов и образов как существенного элемента структуры художественного языка.

Основная цель определила задачи исследования:

1) выявить особенности русской поэзии 1917-1921 гг. как самостоятельного художественного явления, находящегося с поэзией серебряного века в целом в соотношении продолжения/полемики на основании анализа системы мотивов и образов, сложившейся в поэзии рубежа веков и начала 1910-х гг. и претерпевшей трансформацию в конце 1910-начале 1920-х гг.;

2)определить закономерности влияния исторических катаклизмов на эволюцию мотивов и образов, художественный смысл которых изменяется под прямым или опосредованным воздействием событий революции и гражданской войны;

3) исследовать отражение в поэзии рубежа десятилетий изменений наиболее значимых категорий бытия, в числе которых - смерть, рождение, брак - в контексте социальных катаклизмов;

4) выявить смысл и особенности трансформации образов природных стихий, ставших существенной частью художественного языка русской поэзии рубежа веков и получивших дальнейшее развитие в условиях новой исторической реальности в пореволюционные годы;

5) установить существенные связи мотивов и образов русской поэзии 1917-1921 гг. с мифопоэтической традицией, являвшейся значимой составляющей частью художественной системы поэзии серебряного века.

Материалом анализа являются произведения поэтов серебряного века, написанные в 1917-1921 гг. Принцип отбора материла для анализа обусловлен задачами исследования. В силу того, что одной из важнейших задач является выявление трансформации образов, сложившихся в русской поэзии серебряного века как целостной системы в поэзии революционных лет, мы опирались прежде всего на творчество тех авторов, которые сформировались в 1890-1910-х гг. и чье творчество стало неотъемлемой составной частью литературного процесса в поэзии серебряного века. Материалом для анализа послужили произведения поэтов, творчество которых определило художественный строй русской поэзии рубежа десятилетий, в том числе - А.Блока,

A.Белого, К.Бальмонта, Ф.Сологуба, З.Гиппиус, М.Кузмина, А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама, М.Цветаевой, В.Ходасевича, В.Хлебникова,

B.Маяковского, Б.Пастернака, Н.Клюева. При этом исследовались произведения, написанные в 1917-1921 гг. - независимо от года их публикации. Это обусловлено тем, что в работе делается попытка дать именно синхронный срез литературного процесса, установить особенности восприятия событий не в их ретроспективном осмыслении, а в непосредственном восприятии, без учета исторических последствий. Анализируются наиболее значимые произведения русской поэзии исследуемого периода, такие, как поэма А.Блока «Двенадцать», «Заблудившийся трамвай» и «Память» Н.Гумилева, «Последние стихи» З.Гиппиус, стихотворения из сборника А.Ахматовой «Anno Domini» и др. Предметом анализа в работе является и творчество поэтов, в меньшей степени включенных в круг исследовательских и читательских интересов - таких, как В.Нарбут, М.Зенкевич, Н.Асеев. В отдельных случаях мы обращаемсякпроизведениям поэтов, творчество которых недостаточно известно современным читателям - В.Зоргенфрея, Л.Каннегисера. Мотивы и образы их произведений дополняют общую картину образного строя русской поэзии рубежа десятилетий.

Научная новизна настоящей диссертации обусловлена:

• впервые предпринятой попыткой дать синхронный срез общей литературной картины на коротком промежутке исторического времени рубежа 1910-1920-х гг.;

• рассмотрением образного строя русской поэзии 1917-1921 гг. в соотношении с образным строем русской поэзии серебряного века в целом;

• обоснованием необходимости выделения русской поэзии рубежа десятилетий как самостоятельного периода, находящегося с поэзией серебряного века в сложном, диалектически противоречивом соотношении продолжения- полемики, развития- преодоления;

• рассмотрением русской поэзии 1917-1921 гг. как целостной системы, как метатекста, в рамках которого реализуется художественный потенциал русской поэзии серебряного века;

• выявлением в ходе мотивного, сравнительно-сопоставительного анализа, а также анализа образов, восходящих к мифопоэтической традиции, некоторых не исследованных ранее значимых аспектов образной структуры таких значительных и широко исследованных в специальной литературе произведений, как поэма А.Блока «Двенадцать», стихотворения Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «Память», стихотворения А.Ахматовой из книги стихов «Anno Domini».

Теоретическая значимость исследования обусловлена углублением традиционных представлений об этапах развития русского литературного процесса XX века, его периодизации, существовании литературного процесса в целостности и эволюции.

В ходе конкретных анализов литературного текста выявляются теоретически значимые механизмы взаимовоздействия различных художественных текстов, обусловленные не только причинами генетическими или типологическими, но и принадлежностью к целостной системе такого художественного феномена, как серебряный век русской поэзии, а также сложными механизмами воздействия на художественную структуру поэтических произведений императива времени. Выявляются некоторые механизмы общности образной системы текстов, созданных различными авторами независимо друг от друга с той временной синхронностью, которая требует серьезного научного осмысления.

Рассмотрение русской литературы 1917-1921 гг. как метатекста служит развитию нового направления в литературоведении - теории метатекста.

Результаты исследования имеют практическое значение и могут быть использованы в ходе разработки новых программ и учебных пособий по русской литературе XX в., в лекционных курсах, в спецсеминарах и спецкурсах, при подготовке курсовых и дипломных работ студентов, а также в ходе дальнейшей разработки концепции истории развития русской литературы XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русская поэзия 1917-1921 гг. является самостоятельным этапом развития поэзии серебряного века, его завершением, находящимся с поэзией серебряного века в целом в сложных соотношениях продолжения - полемики, развития- преодоления;

2. Русская поэзия 1917-1921 гг. может быть интерпретирована как метатекст, в рамках которого произведения отдельных авторов прочитываются как составная часть единого межтекстового образования, возникновение которого обусловлено как внутренними законами развития литературного процесса, так и внешними факторами, прямым воздействием событий эпохи исторических катаклизмов.

3. В русской поэзии 1917-1921 гг. реализовался потенциал художественного языка, сложившегося в поэзии 1890-1910-х гг. и отчетливо имеющего тенденцию к отображению экстремальных жизненных ситуаций, к воссозданию «поэтики ужаса», что в ситуации предшествующих десятилетий являлось проекцией внутреннего мира художника и предвидения будущей судьбы России, а в поэзии революционного времени стало прямым отражением реальности.

4. В русской поэзии исследуемого периода дальнейшее развитие получают сложившиеся в поэзии предшествующих десятилетий образы категорий бытия, таких как рождение и смерть, брак и особые состояния человека - болезнь, сон, опьянение. В новой исторической ситуации они подвергаются трансформации, их художественный смысл изменяется, что обусловлено изменением самой картины мира, отражаемой в сознании художника и в его творчестве.

18

5. Образы природных стихий в поэзии исследуемого периода являются органической частью образной системы, устойчивым элементом языка метатекста, который представляет собой поэзия рубежа десятилетий. В обращении к образам природных стихий отчетливо выявляется тенденция к унификации поэтического языка эпохи, обусловленная, с одной стороны, развитием образного строя поэзии предшествующих десятилетий, в первую очередь поэтического языка символизма, который оказался наиболее созвучен новой исторической ситуации и влияние которого на творчество поэтов различных направлений в конце 1910-начале 1920-х гг. активизировалось, а с другой - обращением поэтов различных направлений к одному и тому же событийному ряду, к историческим катаклизмам, поглотившим интересы современников независимо от того, нашло ли в их творчестве прямое отражение реалий времени революции и гражданской войны.

Апробация диссертации. Основные идеи работы и полученные результаты нашли отражение в монографии, учебном пособии, статьях. По теме работы прочитаны доклады на международных, всероссийских, межвузовских и внутривузовских научных конференциях в Санкт-Петербурге (1996 г.), Душанбе (1987 г.) Самаре (1991 г.), Костроме (1988 г.), Воронеже (1995 г.), Астрахани (1995 г.), Перми (1989, 1990 г.), Волгограде (1988-1997 гг.). Тезисы и материалы докладов опубликованы.

19