автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Концепция природы в американской поэзии 40-х годов XIX века. Становление национальной традиции
Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция природы в американской поэзии 40-х годов XIX века. Становление национальной традиции"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имепп В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет Д 053.01.06
На правах рукописи
ПОЛОВШЖИНА Ольга Ивановна
КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДЫ В АМЕРИКАНСКОЙ
ПОЭЗИИ 40-х ГОДОВ XIX ВЕКА. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ
Специальность 10.01.05 — литература стран Западной Европы, Америки п Австралии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой стененн кандидата филологических наук
Москва 1992
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.
II а у ч н ы ii руководите л ь:
доктор филологических наук, профессор И. О. ШАЙТАНОВ
О фи ци а л ь п ы с оппонент ы:
доктор филологических парк, ведущий научный сотрудник А. М. ЗВЕРЕВ
кандидат филологических паук, доцент Н. А. ЧУГУНОВА
Ведущая организация — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
Защита состоится «. .А..».....&&&С. .1992 года и ча-
сов на заседании специализированного совета Д 053.01.06 по присуждению ученой степени доктора наук в Московском педагогическом государственном университете имени В. II. Ленина по адресу: Малая Пцроговская улица, дом 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИГУ имени В. И. Ленина, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан ......О^ИЗ...........1992 г.
Ученый секретарь/еТП^у^мнзяронанного совета ¿fyíJу>ГРЫКОВ В. П.
Поэтическая интерпретация природы сыграла необычно важную роль в становлении и развитии американской национальной поэзии, В 40-х годах XIX века - период фомирования американской поэзии -изображение национальной природы в стихах .неслучайно рассматривалось как признак творческой самостоятельности, независимости от поэзии английской. При общности языка со Старой Родиной нарождающаяся национальная поэзия должна была стать "голосом" Америки, обобщить в себо национальный духовный опыт, выразить американский способ мышления о мире. Среди прочих черт, отличавших Америку от Европы, выделялась природа Американского континента. С первых лет колониальной истории она воспринималась как знак особой судьбы нации, подтверждение ее избранности Богом: представление о природе Америки как о "потерянном" и "обретенном" человечеством рае лежит в основе важнейшего мифа американского национального сознания
Запечатлевая в стихе природу Америки, такие поэты, как -У.К.Брайент, Дн.Р.Лоуэлл, О.У.Холмс, Г.У.Лонгфелло и даже Дж.Г.Уит-тьер, тем- самым делали различные образы ее бытия фактами национального эстетического сознания, хотя и опираясь при этом на европейскую поэтическую традицию. Создаваемая ими поэзия в сущности мало чем отличалась от поэзии английской. По-иному подошел к проблеме Р.У.Эмерсон, а вслед за ним вдохновленные его идеями о поэтическом языке поэты трансценденталистской школы. Они рассматривали изображение природы как "одеяние мысли" (Р.У.Эмерсон), форму существования мысли в поэзии,, а саму природу как источник поэтического языка. Идея поэтического "языка фактов" (Р.У.Эмерсон) сыграла роль катализатора в развитии американской поэтической традиции, определила ключевое значение фигуры Эмерсона для истории национальной поэзии. Поэты эмерсоновского круга, ого ученики и последователи, первыми Попытались воплотить ее в своем поэтическом творчестве, пойдя по пути'создания философской, "мыслящей".поэзии. Трансцен-донталистская поэзия, романтическая по сути, обнаруживает функциональное и типологическое сходство с "августинской" поэзией мысли ХУШ века, повторяет многие ее модели и открытия. Стремление создать поэзию, организованную вокруг мысли, привело к тому, что в творчестве трансценденталистов активизировались традиции, бывшие давним прошлым для современных им английских поэтов-романтиков. В сложном взаимодействии разновременных по сути явлений - одна из главных особенностей национального пути американской поэзии в романтическую эпоху,
- г -
Американская поэтическая традиция не раз привлекала внимание зарубежных и отечественных исследователей, в своих работах выстраивающих и тщательно аргументирующих "упорядоченный", "устано^ вившийся ряд" (Т.С.Элиот), единую линию развития национальной поэзии. Главный интерес, как правило, сосредоточивается на творчестве поэтов выдающихся, таких как Р.У.Эмерсон, У.Уитмен, У.Дикин-сон. Актуальность настоящего исследования определяется тем, что в нем расширяется представление о формировании американской поэтической традиции, описывается явление малозаметное, но сыгравшее важную роль з создании поэтического языка Америки! Б творческих поисках поэтов-трансценденталистов, основу которых составляла эмерсоновская концепция природы, ш видим корки современной американской поэзии, истоки ее национального своеобразия. Изучение поэзии трансцендента-листов дает более полное понимание литературного процесса, того, как осуществляется "смена систем" (Ю.Н.Тынянов) в ходе литературной эволюции и какое значение имеют при этом второстепенные явления литературы.
В американском литературоведении поэзия трансценденталистов представлена преимущественно описательно. Отдельные любопытные за-' мечания об особенностях их поэтического творчества высказываются в книгах и статьях Л.Бьюэлла, Б.Даффи, Г.У.Уэллса, Д.Б.С-тауффера, А.Герболда и др. Однако комплексное) исследование поисков трансценденталистов в области поэтической формы еще но предпринималось ли . здесь, ни в отечественном литературоведении. Отсюда новизна исслйдо.--вания: на материале трансцеиденталистской поэзии делается попытка разобраться в сложном взаимодействии . внелитературньсс п виутрилигег ратурннх факторов и их влиянии на становление американской национальной поэзии, определить значение европейской традиции ХУО Века для развития философской поэзия США. В;рабозе речь вдет о творческих поисках трансцендоптапистокой иколн в поэзии, и концепция природы • изучается как "повод для поэтической мысли" (И.О.Еайганов), пак сила, задающая этим поискам единое направление. Bnepiuo детально рассматриваются доминирующи«) жанровые формы в индивидуальных позтп-. ческих системах Дж.йери (I8I3-I880), К.П.Гранча (I8I5-I892), ■ Г.Д.Topo (I8I7-I862). Имя К.П.Кранча вообще аоворсенно поноо для отечественного литературоведения.
Объектом исследования пвлявтеи сборники сносов Да.Бора п К.П.Кранча, изданные соответственно в 1839 и 1844 гг.,'а такко. стихи Г.Д.Торо, относящиеся к концу ЗО-х-^О-ц гг. XIX в,т периоду наиболее бурной деятельности трансценденталистской ш:ош
в поэзии. Кроша того используются эссе Р.У.Эмерсона, Г.Д.Торо, Дж.Вери, а также статьи К.П.Кранча и и.Фуллор. -
Методологической и теоретической базой работы слукат идеи Ю.Н.Тынянова о развитии поэзии, основные положения теории эволюции, разработанные иы совместно с Б.Б,Шкловским. Литература понимается как "ряд, система, соотнесенная с другими рядами, системами, ими обусловленная".* Особое значение ииоот само понятие соотнесен- . ности (элементов внутри системы; элемента со всей системой; систем), называемое функцией. В процессе исследования "эволюционного взаимодействие функций и форы" выясняется эволюционное значение поэзии -трансцендёнталистов и, следовательно, их роль в становлении и развитии национальной поэтической традиции. Традиция понижается в соответствии с точкой зрения Т.С.Элиота, сформулированной им в статье "Традиция и индивидуальный талант" (1919). Именно этот взгляд на традицию позволяет говорить о значении второстепенных явлений для общего литературного развития. Традиция по Злпоту и традиция по Тынянову - понятия разные по сути, однако ыетодологи-чоски близкие.
В своей исследовании uu таюго опирались на идеи U. ¡¿.Бахтина о развитии литературы, основные положения исторической поэтики А.Н.Веселовского, работы Б.М.Эйхонбаума, Л.В.Пумпянского, С,С»Аве~. ринцева, Ю.Ц.Лотиана, Г.Д.Гачева. В работе с понятиен "природа® применительно к иссяедозашт поэзии методологически вакнцми для нас. были статьи й.О.Ыайтанова и его книга "Мыслящая пуза", (11., IS89).
Цолъ ксопедования: выяснить эволюционное значение поэзии граисцэнденталисгов, обозначить то особенности их поэтического творчества» которыми оно обусловлено; показать опроделшзцую роль зроисцондонталистской концепции природы в формировании поэтического панка Аиорики на исследуеиои этапе развития национальной по* зона. 1}альо определяется круг задач, решавшие в ходе исследования}
- pacojjoipois требования, которио предъявлялись к анорикаД1» o.nofl литература зообцо и п поэзии з частности э 40-х годах ХД века? описать а&гляди грансцамдептолистоэ на роль поэзии а вациопа-пьпой культура} определить соотнесенность ¡ос поэзии с бдихайимш яул&турпшш рядами - ролигией, наукой, философией} показать» что в основа сопрягающего в себе разные способы познания языка национальной культуры.деаит метафизическая концепция природы.
I; Тынянов Ю.Н. Поэтика* История литературы. Кино, - П., 1977. -С. 281.
- проследить направление поисков трансцендеиталистов в области поэтическом формы, соответствующей заявленной Функции поэзии, для чего:
охарактеризовать принцип зримости в изобракении природного мира как основополагающий для поэтического мыыления трансцен-денталкстов, показать роль, которую играет принцип зримости в проявлении и выборе жанровой формы, осуществляя теп самый "конструктивную функцию", по Тынянову.
определить ханровое своеобразие сонета, оды, фрагмонта в творчестве Дк.Вери, К.гиКранча, Г.Д.Торо в. зависимости от установки на проповедование, реализующей "речевую функцию".
• - показать типологическое сходство трансценденталистской поэзии и английской "августинской" поэзии мысли ХУШ века, вызванное . сходством поэтической функции и, кок. слодствие, конструктивного , фактора, в качество которого выступает принцип зримости,,
Научио-практкческея значимость диссортационногр исследования заключается в той, что его материал и выводы цогут бить использованы в лекционных курсах по истории американской литературы, истории зарубежной литературы XIX в., а так£0 при разработке спецкурсов по истории.аиериканской поэзии.
Апробация работы. Основные полоаения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры всемирной литературы ЫПГУ uu. В.И.Лопина. По результатам исследования делались доклады на научных-'конференциях "Пурииевские чтения') (МПГУ им. В.И.Ленина, 1990, 1992), на конференциях американистов (МГУ им. М.В.Ломоносова, I988-I99I), на научной конференции "Норка человеческого обцония" (г.Низший Новгород, 1990), в Ивановском государственном университете (I989-I99I). '
Структура диссертации. Основная часть работы иэлоаша на 203 страницах машинописного текста, включающего введение, две главы, и заключение. К работо прилагается порочонь изданий поэзии трансцондеиталистов и литературоведческих трудов по этому вопросу. Список цитируемой и использованной литературы включает 274 наова-ния.
• _ -СОЛЕРШИЕ PAE0IU
Во введении рассматривается проблема поэтической.традиции в г.иторатуро ССА, обсуждаются различило подходы к этой проблеме; определяется значение концепции' природы для становления американской поэтической традиции. Здесь ко разъясняются ключевые для
работы понятия "традиция" и "эволюция литературы", описывается методология исследования поэтической традиции и аргументируется избранный для исследования материал. Далее рочь вдет об основных чертах трансценден'талистской школы в поэзии, в частности, о принципиальном дилетантизме поэтического творчества, а также о стремлении к созданию философской поэзии в чистом виде, где форма целиком и полностью определяется мыслью. Приводятся основные положения эыерсоновскои теории поэтического языка как "языка фактов". Во введении выдвигается цель исследования, его задачи,.формулируются положения, выносимые на защиту.
Б первой главе "Поэзия и американская национальная культура (40-е годи XIX века): природа как источник лознакия" описываются взгляды литераторов и мыслителе!! Новой Англии - культурного центра СИА в этот период - на национальную литературу вообще и поэзии в частности и на стоящие перед ней задачи. Особое внимание уделяется точке зрения трансценденталистов, ближе других подошедших к созданию национальной поэзии через идею природы как источника поэтичо-ского языка. Здесь определяется соотнесенность поэзии трансцонден-талистов с блинайшими культурными рядами (религией, наукой, философией) или, другими .словами, функция поэзии по отношению к этим рядам.
В первом параграфе "Американская поэзия конца 50-х— . . 40-х годов XIX века; проблема формирования" речь идет о стремлении в указанный период американского национального сознания ц целостности и завершенности, которое вираяалось в острой постановке вопроса о создании национальной литературы.
Национальная духовная культура требовала адекватного оформления своей самобытности, воплощения особого, американского угла зрения на иир. Распространение достияоний национального разума '(1п1:«11ва* ) рассматривалось американскими мыслителями того времо-йи кал.первоочередная задача литератур«. Об этом писали знаменитый пропогэдши,. зидний деятель унитарианской церкви У.9;Чаннинг в "Заметках о национальной литаратуро" и Г.У.Лонгфелло в "Защите по-Э81ши, Ими не делалось существенного различия иеяду видами интеллектуальной деятельности: все произведения "благородного интеллектуального братства0 (У.О.Чашшнг), принадлежали ли они точным наукам, философии или истории, прозе или поэзии, обозначались понятием "национальная литература". Ощущалась необходимость заявить
всему миру о своей национальной самобытности через печатное слово, занять свое место в мировой культуре.
В просветитольскоы ключе было выдержано и другое требование, которое предъявляла к национальной словесности "Молодая Америка",. - утверждение демократических идей. Демократия осознавалась как отличительная особенность США, предмет национальной гордости не только в Америка, но и в Европе. В известной книге французского мыслителя А.де Токвиля "Демократия в Америке" (1835) отличие "демократической" :нации от "аристократических" выявляется на только в политике, но и в общественном сознании,при атом ряд глав третьего тома посвящен. непосредственно литературе. Де Токвиль одним из первых понрл и описал демократию как ощущение личностью своей при- ; частности всеобщему, что затем было трактовано как отношения индивидуума и.универсума в философских эссе Эмерсона и воплощено в поэзии им и его учениками-трансценденталистаыи, а также Уитменом,
. $дея "демократической" нации как нации нового типа требовала особого подхода к воспитанию национального характера. Соответственно перед литературой ставилась задача нравственного воздействия, "воспитания совершенной человеческой породы" (У.Э;Чашшнг). Практически любой новоанглийский литератор перзой половины XIX века ощущал себя проповедником, нацеленный на нравственное совершенство- . вание современников. Официально господствовавшая унитарианская церковь не-делала^ большого различия ибаду нравственным и религиознж . . воздействием. В своей воспитательной функции литература'фактически не выходила за рамки теологического мышления в его либерализованное • варианте. •. ' (
Реальным препятствием на пути развития национальной литературы была по-предкому сохраняющая сеоо вшшио на уии сиорикакцои пуританская теологическая мысль, Очевидно, ч*га зрабогацкк, ирО£Ш> > лявшиеся литераторами и мыслителя*.';! Новой Апгяи! к йигерлг'урО» КО- ; сили следи пуританского прошлого. В ЕО-а годи крши;а» ораюрзЕОи ; искусство, историческое повествование восторасггэгагйкаа йКквравур* ' вые формы в Америке. В основе подобного прадпочтепкя Сеа^сгю^по не-«ало соображение подлинности, непридунашш'сти - и -поесзцосек . ' ваннейшио качества литературы, с пуританской сочки врзш:л*.1!з :судо-явственной литературы некоторой предпочтен;« отдавалось поэг::;:, пз не светской, а только той, что ¡мола попосродственноо огногоппа к религии. "Серьезная поэзия" пользовалась увагокцеи в пуританской среде по аналогии с псалмами и Песнью Поспей. Тапка сбросан, е цур;;- ■
ханских времен, в. национальном сознании укоренилось представление об особой роли поэзии в духовной жизни общества. Поэзия воспринималась как высшее выражение литературного творчества, несомненно обладающее сакральным значением. Ее особое положение по сравнение о другими видами литературного творчества позволяет говорить о соотнесенности ииенно поэзии, а но всей литературы, с бликаНиими культурнши рядами.
Эиврсоновскоя концепция природы, романтическая по характеру, довела возможность выйти.за рамки теологического мышления, но порывая о пин окончательно. На ое основе трэнсценденталисты попытались решить стоявшие перед национальной литературой задачи, выдержанные в просветительском ключе. Американская культура описываемого' периода вообще в больней степени, чем европейская, была зависима от предыдущей эпохи. На только в литературе, но и, скажем, в философии, те задачи, которые были решены в Европе Просвещением, в США не наили своего разресения вплоть до романтической эпохи. Американская поэпия ХУШ в., внешне сходная с соврекен- , вой ей английской поэзией, внутренне оставалась зависимой от пуританской системы мышления. Ёмерсон м ого послодователп предприняли попытку создания философской поэзии, предметом которой был мир трансцендентных сущностей, поэзии, стоящей на грани религиозного и светского сознания.
В трансценденмлистском взгляде на природу соединились элементы нескольких философских систем: платоновское понимание природа как эманации Духа, пеллингканский подход к ней как к форме бео-соБцатольиой жизни разума,"теория соответствий" между явлениями материальной и духовной жизни, в самом обцом виде заимствованная у Э.Сводоиборга и т.д. Все явления природного мира рассматривались как знгшГ или символы явлений духовных - от познания трансценден- . тного в природо до выражения чорео природу любого движения человеческой дули» Таким образом, природа одновременно явллдвоь средством лознапая я выражения. Это-то и делало изображение природы, о бочки арэпия трансцэзденталисхов, ндеадыщи средством иыилония в : Поэзии, ...,.;.'.
#0-в гг. XIX а. ознаменовались бурным ростом, во всяком случае количественным, американской литературы. Число литературных «урналов чрезвычайно возросло. В них публиковалось множество молодых поэтов. Недаром именно в &тот период Эмерсон особенно упорно искал среди них гениального Поэта Америки. Траноценденталлсты выпускали несколько периодических изданий, самым заметным из
которых был "Дайел" (1840-18И), имевший репутацию литературного журнала, проникнутого подлинно американским духом. Поэтические творения многих трансценденталистов только здесь и увидели свет. . Р.У.Эмерсон, одно время редактировавший журнал, видел возможность великого будущего для нескольких молодых поэтов. Среди них были Г.Д.Торо, Дж.Вери, К.И.Кранч. Эмерсон остро чувствовал новизну отдельных стихов этих авторов, их непохожесть на все, что было создав но за века в Европе. Но возлагая огромные надежды на молодых поз- • тов, в глубине души он очевидно сознавал, что ни один из них не обладает даром, необходимым для того, чтобы в своем творчестве интегрировать весь огромный духовный опыт Америки. В 60-е годы, уже ! после смерти Г.Д.Торо, он высказал это свое внутреннее убеждение в i очень точной метафоре, заметив, что в поэзии Topo золото так и не очистилось ош примесей, но это, бесспорно, было золото.
Следующие три.параграфа посвящены взглядам трансценденталистов на функцию поэзии по отношению к. религии, науке, философии. Сходство i-духовных запросов общества, обращенных к американской поэзии этого периода и к английской поэзии раннего Просвещения, породило сходство поэтических функций. Поэзия должна была сконцентри- , ровать в себе весь национальный духовный опыт, примирить в слове науку, религию, философию, воплотить духовный синтез эпохи, национальное сознание в его потенциальной целостности, В полной иоро эта функция поэзии была осознана в рамках трансцоденталистской эстетической мысли, прежде, всего Р.У.Эмерсоном.
Сочетание теологии и искусства с-распространением рационального знания, уие невозможное для Европы этого периода,- активно пропагандировалось в Новой Англии унитарианцами! Унитарпанство лкбора;ш- • зовало пуританскую веру и поставило во главу угла разум! Продлосоп- . пая им картина мира строилась на основных положениях кокковской философии. В богослужении главный акцент был сдодац из проповедь, . которая заметно приблизилась i: cboickoü ораторской -речи. Собственно, унитаркапстБои била подготовлена необходимая почхд для spcuiuiiioiG-ння идеи духовного синтеза, соодшшсцого плоды catan-: разпц;: ny-xcll познания в единую картину мира, Унитариашйсоп проповедь, ice чад прибегавшая к яркой, поэтичной образности, сапротней в nypiîsaucîîoii проповеднической традиции, перешагнула порог'цорквц, прОЕрагпгил'сь в лекции на популярную тому. Конец свота, английская грг~атп:а, ботаника, геология стояли'здесь в одной .ряду!
Этический аспект, центральный в унитарианскоИ.доктрина, Cas '
важнейшим и в философской системе Эмерсона. В сущнос:{и, трансцен-денталисты также исходили из локковской идеи восприятия в своей поанании мира. Однако кружок недаром получил свое название. Главное место в познании мира вслед за немецкой трансцендентальной философией они отводили идеям, превышающим пределы чувственного опы-. та. С точки зрения Эмерсона, ошибка унитарианцев состояла в том, что они применили к религии рационалистическую логику, ,теы самым извратив сущность религиозного учения. В "Речи перед выпускным клас' сом Школы Богословия" (1838) декларируется, что языком религии может быть только язык поэзии, где каждое слово исполнено особого смысла: обозначая явление материального мира, оно одновременно говорит.о явлении духовного порядка. Иисус Христос, богочеловек, по-г средник между человеком и Богом в ортодоксальной религии, здесь . служит образцом "идеального поэта", "Называющего", "Создателя Языка" (выражения из эссе Эмерсона "Поэт", 1844).
Поэтическое пророчество, которое.уподобляется ветхозаветному, соединено Эмерсоном с проповедованием. Трансценденталистский идеал • проповедования предполагал возвышение души через сообщение мистического опыта, пророческое прозрение высших истин; Особую роль в поэтическом пророчество играла природа. Трансценденталистский поэя-пророк со смещенный объектом направляет все свои силы на постшсение природного мира, дакцего клич к трансцондентнону^ Как "создатель языка" он восстанавливает былое единство вещей к знаков и через наименование проникает в суть бытия. .
Сроди вссх способов поашнкя. поэзии отводился центральное место, поскольку пгонио поэзия дао? гссму сущему форму и смысл, воз-враглот целостность каргнко кпрп, соодшшот идеальное и маториальч поо; Идол поэзии, ор-сгпгнрогашюи па позкаико и целиком определявши г-пзпьп, по Сппз принята в большинство случаев современниками трзнсцсндопта'г.с^оп« 0 поП полемизировали Э.По и Лоуэлл. Ско-пзз прзептейзл!"::! пгопегздо:::::^::! :гапалпсь стихп Херсона П.Лрноль-Лу» 3 сг.оа езерзд:»« стггп.тспнр к благозвучия, внесшей красото сти-:;а5 ого"зт-о:1гюо По» пСр":*:п:ц:.:!', 'упо. пзгсстпо?.." в Америке Тошшсону, пгсьтз.ю р"г~са со;':™о':::а трзпецонденталцетоз, ибо мысль долгна Спгз оог~сГ2тд рзс::зг-и 3 «Продстазктояях чоловочосгва" Р.У.Э^ерсон говорил,. ;~с?:Г.'."глЛ поэт еоодштяе? • з собо талант и у« Пзпсипрз, его г:т,5:п:о прзеотн с ипстптсскоН способностью Сзедеибор-1нз г: гсспрг:лт:::э с"л::остл сСзсктоз»
В 1?Л!'ор:;::г,1:с::с:! учепоп" (1837) 3::орсои объявил поэтический
язык естественный языком науки. В первичном познании мира, непо-. сродственном, не замутненной книжной мудростью,не разделяются способы познания. Поэзия дает язык науке, освецая и о?рляя факты пламенем откровения.
Английские романтики по-разному трактовали проблему "'наука-поэаия", от полного неприятия науки, убившей красоту, у Китса до одухотворения поэзией науки, привнесения чувства в научное знание у Вордсворта и Шелли. Трансценденталистский взгляд на проблему вырисовывается в стихотворении Кранча "Цвет и Свет", организованном : вокруг образа радуги. После открытия Ньютоном физической природы этого явления радуга стала воплощать единство Истины и Красоты, а также возможную гармонию поэзии и науки. У Кранча древние священные атрибуты пророков и ангелов - огонь и радуга - подвергаются более современной интерпретации в соответствии с открытием Вьсхона, Заметим, что в первой трети XIX в. "Оптика" Ньшона все eise ос?аваяась символом науки для поэтов, В стихотворении Кранча древнее соодийя---ется силой поэзии с новым, сохраняя сакральный смысл. Поэт пытается запечатлеть сущностное единство мира, где жиань Сверх-Дуви, дуви .и природы подчиняется одинаковым законам. Для природы юс поискои ' занимается естествознание', -Наука не противостоит поэаии, а даог свой материал для нее,
В этот период наука, под которой прежде всего понижалось ест&~ ствознание, стала слишком сложной и специальной для любителайf»as»-'ми, собственно, и были поэты. В то же время множество научиых работ было связано с классификацией, систематизацией природных фономевов. Несмотря на техническую сложность научных выкладок в них, сам метод мышления," способ обращений с фактами был вполне доступен увлекающимся наукой дилетантам, Трансцендентаяиоты попользовали наблюдение и классификации в создании "языка фактов", Г.Д.Торо, занимавшийся изучением природы родного штата) считал точноо и Подробное знание природного мира необходимым для поата. Наблюдение поыогааг проникнуть в душу природы и в то же время является Лорвка вагон к систематизации природных фактов. С помощью классификации устанавливаются единые законы материального (природного) и духовного мра, что, в свою очередь, ведет к постижению через поваию воепрониеыващз-го великого нравственного законаi Ученые - "поыоцннхи архитектора0 (Р.У.Эмерсон) по отношению к noaiyi
"Сделав ставку на интеллект в поэтическом познании ыира, ' Р.У.Эмерсон и его последователи фактически рассматривали поэзию как
- и «
способ философствования. В этот период философия воспринималась ухе в качестве отдельной сферы познания, отличной от науки. Но человеческая мысль, взятая сама по себе, не возвращала утраченной гармонии потомкам пуритан, склонным к усиленному размышлении и анализу, то там, то здесь обнаруживала незавершенность, несовершенство предложенной концепции бытия» Где бессильна спекулятивная философия, возможно завершение картины мира о помощью поэрии. По мы-оли Эмерсона, поэзия возвращает утраченную целостность человеческому мышлению, поскольку поэтическое слово несет в себе универсальную правду мироздания, неразложимую на частные истины. •У.трансцон-денталистов философская мысль рождается в поэтическом слове и в. • нем существует. Вна поэтического слова она практически невыразима . и звучит в большинстве случаев отголоске« одного из романтических птампов^ • "
Хронологические рамки американского романтизма простираются ' до 60-х гг. XIX в., но уже в 183? г. Р.У.Эмерсон говорил о романтизме кап о проилса, назвав современность "Мыслящей эпохой"» Транс-цендвнталисти стремились пойти дальше, опираясь на достикония оз-. ропейских роиаигиаов» U парадоксальным образом возвращались к веку ХУШ с его omicaiojtbitocTbD и попыткой синтеза религии, 'науки и поэзии, т.о. к тону, что рзпптолыю отметалось большинством учителей. По всей видшюстп, !яшю говорить о своеобразной компенсации пропущенных пвлонгЛ в развитии литературы, фоноиено, который описал Г.Д.Гачоз а болгарской, а затем в немецкой литература. Характерно гпяологпчасйоо сходстго, существовавшее мог.ду трансцендентали-г"0!1 и псксаяа рогангизцоа с ого идеей духовного синтеза»
Поп::;агп!:сь ско-гцеаграрзБать в поэтической творчестзо разновро-!.:siíMto яггонйя, релять прзегзгагольеккз задачи средствами ронзнхи-чеекзгз зрзивцгпдйизалксти подуиш, пользуясь- теркиноао-
г:'.2П "norn'S правда! аопегруацпи"» Дошпшругсцкц факто-
ре!! з :::: пезет, с::ролслггпг,::и ссобркпссса поэтпческсЗ фор^ы, лвяп-t:c;; ар:!:п;;:п зртсеза з азсбрз-Заая природного i:;ipa» В англайскоИ кезспа правда: орааосга з каческЬ $ораообрззук1зго гастулаа з • зезз» з сгоси псолзлоезюльисы осудостзаевпа дав "линь такаа . даа гоксзаса роазп2яз::з язгеааш, йпй ояасазогяаШ сгяаь и ::sap сл::сз:сс-»з:- псо:ач Zacpooaoi'cüaíí "легл »'аптоз15 2 ;!деаяо дол-r.ca C:z- cg"C'.T.':x.. йадгг.зго сасаавао laipa i:ai: источника
:::сС™ кдсП с гпзасиорзмоа» прэзрэваса волглого одкпезвз штсрип п дуга« Покагзпаэ и ГасааЗ Гззуи актпЕязиромлксь з нон пак дао
способности интеллекта, задействованные соответствен наукой и . религией. Понятно, что зримость в изображении природного мира опора мысли и ее "одеяние" - становится важнейшая фактором в организации художественного целого.
Во второй главе "В поисках формы: картина природы как образ поэтической мысли" описываются -поиски поэтической формы, адекватной- заявленной функции .поэзии. Здесь содержится непосредственный анализ поэзии Дк.Вери, К.Й.Кранча, Г.Д.Торо, в ходе которого исследуется "эволюционное взаимодействие функций и форм" (Ю.Н.Тынянов), внутритекстовых и «нетекстовых отношений и связанных с ними особен-., ностей поэтической формы в индивидуальных творческих системах.
Первый параграф посвящен принципу зримости в понимании транс-ценденталистов. Акцент на зримом образе природного мира в их поэтическом творчестве и философских воззрениях обнаруживает внутреннюю зависимость от локковского понимания восприятия как источника прастых и сложных идей о мире, отношения к идеям как к образам. Цокно говорить о сохраняющейся актуальности мышления о природе, свойственного ХУШ веку. Мистическое прогревание трансцендентного ("внутреннее зрение") у этих поэтов не исключает, а предполагает пристальное вглядывание во внешний облик мира.
Зрение - единственное окно во внешний мир, дарованное человеку. Известна эмерсоновская метафора из трактата "Природа", растворившая в зрении все человеческие способности к чувственному воспри-' ятию мира и к прозрению божественных истин. Глаз - то место, где встречаются внешний и внутренний миры, символ гармонии материального и духовного.
Изображение внешнего мира в поэзии трансценденталистов организовано по принципу наблюдения. Отношения человека и природы при этом смоделированы в образе круга, который Эмерсон назвал "символом структуры окружающего мира" ("Круги"). Наблюдающий глаз - первый круг и центр круга, видимый им горизонт - второй круг и окружность. Модель подразумевает, с одной отороны, диотанцнв манду человеком и природой, а с другой, их гипотетическое единство. Принцип наблюдения, предполагающий неслиянность человека и природы, / ведет н строгой объективности в изображении природного иира у;трансценденталистов. Пейзаж, как правило, не служит средством выражения эмоциональных состояний, равно как и самовыраяения. Природа в этой позади - данность, обладающая собственным бытием, хотя, конечно,
р
под ее "земными тенями всегда локится тень небес". '
Пристальное внимание к внесшему облику мира в поэзии транс-ценденталистов приводит к описательности поэтического стиля, напоминающего в некоторых стихотворениях ("Зимний и весенний пей-8аж" Г.Д.Торо, "Полевые заметки"К.П.Кранча, "Каменному цветку" Дж.Вери и т.д.) описательный стиль английской "августинской" поэзии ХУ1Л века. Но в целом трансцонденталисты уходят от подробностей, свойственных описательной поэзии ХУЫ века. Ьдесь специфика описательности состоит в той, что поэты считают своим долгой делать предметом поэзии все явления природы, без исключения, стараясь по возможности адекватно запечатлеть их. При этом подробность перемещается в центр, вокруг которого организуется лирическое це-. л09. Главную роль в поэзии трансценденталистов начинает играть- . художественный предмет, который часто используется как символ, -
"Книга природы", вакное понятие в кальвинизме, сохраняет свою актуальность и для- трансцендентализма. Природа заменяет Писании, рассматривается как завершенный в себе текст, хранящий возможность непосредственного прочтения, которую призван осуществить' . поэтический гений. На. этом основана эмерсоновская идоя стихотворения как вспышки мысли. Эмерсон считал, что прозрение но иолет быть результатом технического совершенства, так как по сути своей внезапно. Мысль гения отнюдь не итог дяителышх раздумий, она возникает спонтанно; Задача поэта - донести прозрение до читателя во всей ого яркости и целостности, для чого и используется "язше фактов'.'. ' Стихотворение как вепкшеа мысли представляет собой новый вид худогествеиной иллюзии, попытку мышления впо рамок традиционного гганра, что порождает новое целое, з конечном итоге составляющее новый ханр, форму творческой памяти в процессе литератур-
ного развития (П.и.Бахтин).
3 соответствии с характером заявленной функции поэзии в качество основного формального элемента Эмерсон рассматривал поэтический язше, отводя ганрогым формам второстепенную роль, ставя их з зависимость от гирзг-аеиой мысли; Но з реальности и он сам, и осо-бонко его ученики осуществляли поиск формальных элоиентов, отвечающих функции, на основе традиционных ¡мировых Форч (баллады, оды, сонета и др.), обладавшее своими законами развития поэтической иыели. При этой выбор той или иной ганровоИ форма зависел от того,
2Лоуэлл Дз.Р. Предназначение поэта // Эстотшсп американского романтизма. - и., 197?. - С. Ш.
насколько проявлена зримость в творчестве данного поэта, так как. традиционные жанровые.формы дают различное пространство для реализации принципа зримости. В свою очередь, проявленность "зрения" у каждого из поэтов связана с характером речевой функции. Установка на проповедование как на ближайший внелиторатурный речевой ряд, одинаково свойственная их поэзии, варьируется в связи с влиянием различных проповеднических традиций (кальвинистской, унита-рианской, трансценденталистской), которые различаются подходами к слову,
.В следующих трех параграфах рассматривается степень и мера реализации принципа зримости з индивидуальных творческих системах Дж.Вери, К.П.Кранча, Г.Д.Topo в связи с доминирующей жанровой формой: сонетом, одой, прагментои.
Джонс Вери, "храбрый святой" Эмерсона, в своей поэзии сосредоточился на визуализации внутренней жизни.'В его творчестве доминирует жанровая форма шекспировского сонета. При всей строгости формальных требований, сонет содержательно был достаточно свободной формой, в которую облекались и лирические, излияния и религиозная поэзия. Вери идет по. пути обновления жанровой формы через ■ "углубление", внешне ничего не меняя. Используя творческий опыт английских поэтов-метафизиков, он облекает в иекопировокий соыот медитацию, возвращенную к яивому опыту религиозного упражнения, "пробуждающего" душу, обращающего ее к Богу. Медитации Даонса Вери •представляют собой типично романтическую попытку найти новые поэтические формы, возвращаясь к истокам, к тому моменту в развитии литературы, когда поэтическая форма была еще самой жизнью, о но "ископаемой поэзией" (Р.У.Эмерсон),
Драматический накал поэтической мысли Вери возникает вследствие сочетания двух разнородных начал: медитативного и проповеднического, Идея проповедования через собственный духовный -опыт, познание Бога леяит в основе его медитаций. Задачей воплощения мистического опыта диктуется реализация принципа ариности в поэзии Вери,-Во-первых, зримость в изображении природного мира у Еари обладает чертами, несвойственными романтикам: она предотавлона как ! описательная подробность (сонеты "Водосбор", "Анемон", й1'алшювкоп и т.д.) и как обобщенная картина природного универсума ("Дух" и т.д.). Такой неожиданный возврат к поэтической технике ХУИ века объясни-' ется "самой природой мистического опита, где невозможно никакое личное чувство, поскольку человек оказывается один на один с Абсолютным Духом и, следовательно, необходимо по возможности объективное
описание природного мира, манифестирующего Дух. Не пйследнюю роль при этом играет пуританское отвращение ко всякой экзальтации религиозного чувства.
Во-вторых, в изображении предметного мира контур преобладает над плотью. В соответствии с принципом зримости главную роль в стихотворениях играет "построение",;3тап медитации, предполагающий воспроизведение зримых картин. Стремление Вери прояснить все три этапа в слове говорит о внутренней зависимости поэта от кальвинистской проповеднической культуры с ее недоверием ко всякого рода недоговоренности. Дух аскетизма, свойственный пуританской проповеди, лишает изображение зримого мира в его стихах материальности,' объемности, переносит,акцент на духовное, внутренне в ущерб мате-., риальному, внешнему. Сонат о его "обобщенной графичностью" (И.О.Шайтанов) как нельзя лучыз отвечает характеру образности в • поэзии Вери, ^ -
Принципиальную несовместимость традиционного жанрового мышления с воплощением эмерсоновской идеи поэтического языка выявляет творческий опыт Кристофера Кранча. Унитарианский проповедник по' профессии, Кранч пытался и из стихов сделать подобий унитарианекой. проповеди, сродство распространения трансценденталистской доктрины. Чаще всего в своой поэзии Кранч полагался на описзтолыюсть в ду-хо ХУИ века, которая позволяла дать эксплицитно развернутую ка-* ртину, больно говорящую рассудку, чем Разуму. Рационализм унитарная--ского кывлзния препятствовал осуществлению з.его поэзии новых эстетических идей, застазлял' попенять значение описываемых явлений природы, вкесто того,.чтобы выразить выспий смысл з самом описании. Поэтическая мысль.п ого стихах развивается по логико одического ьгалошш, как' оно сложилось в ХУЛ веко. Поэт-дилетант, Кранч пытается обновить архаическую оду с точки зрения эморсоновского представления о пппко, породаган с помощью ритма идою водопада (стпхотворэпио,"Ниагара"), бури ("Буря") и т.д. Однако попытки сов-кестнть "развертывание" поэтической мысли в соответствии с логикой оды н "лпи:: фактоз" пршзодпт-хс несообразностям стиля, которые были очовпдшг совропешшкап.
Блигэ всего к осуществлению эмерсоновской идеи поэтического языка Краги подопо.1 в использовании техники "типов", хранящих па-•гать о пуританской типологической системе ("Осошшо .звезды", "Северному сшшпя", ''Соответствия", "Ода ветру" п т.д.).
Наибольшего успеха в поиске новых жанровых форм удалось до- . стичь Генри Topo- самому последовательному трансценденталисту, ■ может быть, более последовательному, чем сам Змерсон. Образы природы, вокруг которых организованы его стихотворения, создаются по типу эмблемы (стихотворения "На высоком вязе...", "Иногда я слышу крик дрозда..."), "философской метафоры" ("Уолден", "Горы на горизонте") и пейзажа души ("Оттепель", "Зимние воспоминания" и т.д.). При всей рознице в структуре и содержании их объединяет осязаемая материальность в сочетании со строгой объективностью изображения. В создании образов природного мира поэт ориентируется на принцип наблюдения, предполагающий некую дистанцию между наблюдателем и наблюдаемым объектом. Эта дистанция подспудно ощущается даже тан, где лирический герой растворяет себя во внешнем мире (стихотворение "Я солнце осеннео...").
Принцип наблюдения лежит в основе поэтической формы, найденной ;Торо. Фрагмент, строящийся как отрывок из дневника, фиксирует разные состояния наблюдаемой природы. Дневниковая традиция имеет богатое прошлое в Новой Англии. Пуритане ХУП в. в своих дневниках занимались интроспекцией в поисках' знаков избранности, размышляли о провиденциальном смысле вещей и явлений. Сопряжение обыденности и вечности мы находим и в дневниках траисценденталистов. Как следствие, пойтическап форма фрагмента у Topo естественным путем соединяет описания природы с трансценденталистскими размышлениями о вечном. Здесь незначптельнейшие проявления природной яизни занимают центральное место, малое пространство фрагмента ведет к усилению каждого образа. Именно фрагмент дает возможность "одевания" мысли в природную образность, поскольку он не предполагает развернутого комиентирования.
Природная образность, через которую вырахается философская мысль, безусловно является доминирующим элементом поэтической формы у Topo. От способа ее организации зависит содержание, структура и даке такой вторичный признак, как величина фрагмента, который, впрочем, в это время уже начал теснить первичные мировые признаки. Эмблема с ее морализаторским проповедованием занимает четыре-шесть строк, а для реализации комплекса идей,' заключенного в "философской метафоре", требуотсп три-четыре больших периода.
Таким образом, Topo в своей поэзии сосредоточился на внешнем . облике природного мира, дающем знание Бога, следуя трансцондента-листскому идеалу проповедования. Принцип' зримости играл большую-
роль и трансцепдепталпстском идеале проповедования, поскольку позволял непосредственно передавать мистический опыт.
Долгое время стихи Topo воспринимались как стихотворные вставки и.! его прозы, пне прозаического контекста не существующие. Сам автор так не считал, что лишь докалывает новизну введенной им жанровой фермы, даже не воспринимавшейся современниками кап стихи. Поэтические фрагменты Тсро хранили в себе большие возможности развития в качеств:1 жанровой формы, потому что могли существовать как отдельные стихотворении, ко легко входили н в состав большого целого (принцип дневника).
Дж. Пери, К. 11. Кранч, Г. Д. Topo представляют к своем творчества три пути в рамках одной поэтической школы, различия между которыми -- результат не только различия творческих индивидуальностей, но н сложного взаимодействия впелитературных и внутрилнте-ратурпых факторов.
И каклмчепнн еще раз подчеркивается тот факт, что попытка создания метафизического языка национал!.пой светском культуры определила место трансцепденталистев в истории национальной поэзии и всей американской-культуры. В пх творчестве зародилась важнейшая для американской поэзии философская традиция, давшая миру таких поэтов, как 0. Дикпнсоп н Р. Фрост. Трансцендентализм сыграл роль своеобразней тверчсскон лаборатории, где на основе эмерсоиовской копценцпи природы проверялся выбор национального пути в поэзии.
1. Концепции природы в поззпи Г. Д. Торо // Тезисы научной конференции «Литература и публицистика США». 12—17 декабря 1988г.— М., 1088. — С. 107.
2. Пуританские традиции в поэзии трапецеидеитплнетов (Дж. Бери, Г. Д. Торо, К. Л. Кранч) // II урпшенекпе чтения: .Материалы 3-е и Всесоюзной научней конференции но проблемам всемирной литературы. 20—22 декабря 1900 г., Москва. — М., 1991. — С. ,'¡70-381 // Деп. и 111111011 АН СССР. — .VI 1'н'.3. — 1,4.01). 1091. — Указатель «Новая советская литература но общественным наукам. Литературоведение». „V 12, 1991.
3. Образ (-идеального поэта» в лирике К. И. Ь'раича // Тезисы докладов VI Фурмансвских чтении 30 сентября — 2 октября 1991 г. — Иваново, 1Е01. — С. 134—135.
4. Взгляды трапецепденталпетов па роль поэзии в становлении национальной культуры США // Тезисы научной конференции «История и культура США в американской литературе и журналистике». 9— И декабри 1991 г. — М., 1901. — С. 13—14.
5. Традиции религиозной н поэтической медитации в творчестве Джонса Верп // Истеки, традиция, контекст в литературе. Межвузовский сборник научных трудов. — Владимир, 1002. — С. .18—09.
Основное содержание диссертации изложено в работах:
Поди, к печ. 22.00.92. . Объем 1 п. л. За к. ,r)'i8. Тир. 100
Типография МИГУ им. В. И. Ленппа