автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Концепция "славянской цивилизации" Н. Я. Данилевского

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Птицын, Андрей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Концепция "славянской цивилизации" Н. Я. Данилевского'

Текст диссертации на тему "Концепция "славянской цивилизации" Н. Я. Данилевского"

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации Ставропольский государственный университет

На правах рукописи

ПТИЦЫН Андрей Николаевич

КОНЦЕПЦИЯ «СЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО

Специальность: 07.00.02. - Отечественная история

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Аникеев А.А.

Ставрополь -1999

ПЛАН ДИССЕРТАЦИИ

Введение 3

Глава 1. Исторические условия формирования и теоретические основы концепции Н.Я. Данилевского

1.1. Социально-политические условия формирования 30 взглядов Н.Я. Данилевского

1.2. Теоретико-методологические основы концепции 43 Н.Я. Данилевского

Глава 2. Проблемы «славянской цивилизации» в творчестве Н.Я. Данилевского

2.1. Н.Я. Данилевский о характерных чертах 78 «славянской цивилизации»

2.2. Программа развития «славянской цивилизации» 107 в работах Н.Я. Данилевского

Глава 3. Обсуждение концепции Н.Я. Данилевского в отечественной общественно-политической мысли конца XIX века

3.1. Оценка идей Н.Я. Данилевского в славянофильской 138 и консервативной мысли

3.2. Критика концепции Н.Я. Данилевского в либеральной 154 и народнической мысли

Заключение Примечания

Список источников и литературы

176 186 223

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования В настоящее время наша страна переживает сложную историческую ситуацию, когда происходит столкновение различных типов ценностей, идет мучительный поиск новых форм общественного и государственного устройства. Поэтому одно из центральных мест в духовной жизни современного российского общества занимают проблемы национальной самоидентификации и национал ьно-культурного самоопределения. От того, какой вариант национальной самоидентификации окажется наиболее привлекательным, будет в значительной степени зависеть как выбор дальнейших путей развития нашей страны, так и выработка конкретного политического курса.

Поэтому в современных исторических условиях на первый план выходит изучение мирового и особенно отечественного наследия в области истории, философии, социологии, которое позволяет сформировать теоретическую основу для понимания данных проблем. Следует отметить, что в последние годы резко возрос интерес к изучению творчества выдающихся отечественных мыслителей прошлого, которое в современных условиях, очевидно, представляет не только академический, но и практический интерес.

Одним из крупнейших отечественных мыслителей, уделявшим заметное внимание проблеме рассмотрения исторического пути нашей Родины, является Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885). Он был создателем одной из первых в мировой науке цивилизационных теорий исторического процесса. Основываясь на этой теории, ученый выдвинул оригинальную концепцию «славянской цивилизации», представляющую собой один из теоретических вариантов русского национального самосознания.

Настоятельность изучения творческого наследия Н.Я. Данилевского актуализирована нынешней исторической обстановкой, когда «хотя медленно, но неуклонно идет возрождение и развитие национального сознания русского этноса». (1) Кроме того, в последние годы, в связи с новыми внешнеполитическими реалиями, стали вновь чрезвычайно актуальны проблемы славянского единства и мировой экспансии западного мира, занимающие большое место в творчестве Н.Я. Данилевского.

Следует отметить, что, в последние годы в связи с широким распространением в отечественном обществоведении цивилизационного подхода к изучению истории наблюдается потребность во всестороннем изучении творческого наследия отечественных и зарубежных мыслителей, являвшихся основоположниками данного подхода, в том числе и трудов Н.Я. Данилевского. Это изучение должно явиться реальной предпосылкой для преодоления методологического кризиса современной отечественной исторической науки на началах преемственности и сохранения всего положительного из наследия нашей исторической школы. (2)

Исследование данной темы представляет определенный интерес и для изучения отечественной истории второй половины XIX века, ибо концепция «славянской цивилизации» являлась важной составляющей отечественной общественной мысли того времени. Ввиду этого обстоятельства представляется целесообразным для наиболее полного раскрытия темы привлечь материалы дискуссии в отечественной общественно-политической мысли 1870-1890-х годов, развернувшейся вокруг идей Н.Я. Данилевского. Изучение данной дискуссии позволяет выявить отношение к идее «славянской цивилизации» представителей основных идейно-политических течений русского общества, а также уточнить их мировоззренческие и политические позиции.

Научная актуальность темы исследования определяется отсутствием полного и объективного знания о взглядах Н.Я. Данилевского на проблему «славянской цивилизации».

Предметом данного исследования является мировоззрение Н.Я. Данилевского и его деятельность по теоретической разработке концепции «славянской цивилизации». Объектом исследования является история отечественной общественно-политической мысли конца XIX века, важной составной частью которой является концепция Н.Я. Данилевского

Хронологические рамки работы охватывают период 1860-1880-х годов. Начальная дата исследования определяется моментом обращения Н.Я. Данилевского к исторической тематике и началом его работы над своим первым и самым значительным историософским произведением - книгой «Россия и Европа» - в середине 1860-х годов. Конечная дата обусловлена фактом смерти Н.Я. Данилевского в 1885 году, а также прекращением активной дискуссии вокруг его концепции в отечественной общественной мысли на рубеже 1880-1890-х годов.

Историография темы В целом в отечественной и зарубежной историографии изучению творчества Н.Я. Данилевского уделялось определенное внимание. В развитии отечественной историографии данной проблемы можно выделить четыре основных этапа: 1) конец XIX - начало XX века; 2) 1920 - 1950-е годы; 3) 1960-1980-е годы; 4) с конца 1980-х годов по настоящее время.

Начальный этап исследования, на котором были заложены основы интеллектуальной интерпретации концепции Н.Я. Данилевского, охватывает конец XIX - начало XX века. В работах H.H. Страхова, К.Н. Бестужева-Рюмина, К.Н. Леонтьева, B.C. Соловьева, Н.И. Кареева, П.Н.

Милюкова, Н.К. Михайловского и других ученых были рассмотрены вопросы об ее идейных истоках, содержании и месте в истории отечественной общественно-политической мысли. Практически все вышеперечисленные авторы относили Н.Я. Данилевского к славянофильскому направлению общественной мысли, и поэтому их оценка творчества мыслителя четко дифференцировалась в зависимости от собственного отношения к данному течению. Более подробно взгляды мыслителей конца прошлого века на концепцию Данилевского будут рассмотрены в третьей главе данного исследования.

В начале XX века с вступлением России в новый исторический период интерес к трудам Данилевского начинает снижаться. Проблемы, связанные с его творчеством, рассматривались в работах этого периода фрагментарно, причем их авторы, как правило, повторяли те оценки творчества русского мыслителя, которые сложились в конце прошлого века.

В работах тех авторов этого периода, которые продолжали традиции славянофильства - Н.М. Соколова, В.В. Розанова, П. Перцова, В.З. За-витневича концепция Данилевского рассматривалась как важная составляющая славянофильской доктрины. (3) Все указанные авторы при этом отмечали большое значение идей Данилевского для развития русского национального самосознания. Высоко оценивалась ими и теоретическая часть наследия Данилевского. В этой связи, особенно следует выделить мнение В.В. Розанова, который провидчески замечал, что разработанная автором «России и Европы» теория культурно-исторических типов как бы опередила свое время, из-за чего и не была адекватно оценена большинством современников. (4)

Традицию критического восприятия идей Данилевского, восходящую к его современникам - либералам, в начале XX века продолжили такие авторы, как И. Кириллов, В.А. Мякотин и Э.Л. Радлов. (5) В своих рабо-

тах они воспроизвели критические высказывания B.C. Соловьева и П.Н. Милюкова в адрес Данилевского. При этом концепция автора «России и Европы» расценивалась ими, прежде всего, как теоретическое обоснование русского национализма, и, следовательно, как своего рода отклонение от магистрального пути развития русского самосознания.

В статье А. Бороздина была предпринята попытка дать более объективную оценку творчества Н.Я. Данилевского. Так, отметив тот факт, что многие высказывания оппонентов русского мыслителя были в целом справедливы, автор данной статьи, тем не менее, признавал серьезное научное значение его концепции. При этом А. Бороздин делал акцент на том, что историческая концепция Данилевского, несомненно, имела новаторский характер. (6)

Второй этап историографического изучения творчества Данилевского охватывает 1920 - начало 1950-х годов. В 1920-е годы складывается марксистская оценка творчества Данилевского. Она базировалась на отдельных высказываниях В.И. Ленина, который относил Н.Я. Данилевского к представителям русского славянофильства и панславизма. (7)

Более развернутая оценка творчества Данилевского была дана известными учеными того периода - историком М.Н. Покровским и философом A.M. Дебориным. Так, М.Н. Покровский, являющийся активным сторонником «классового подхода» в изучении отечественной историографии, рассматривал концепцию Данилевского как идеологическое выражение реакционных классовых интересов дворянства и самодержавия. Политическую программу мыслителя он расценил как выражение экспансионистских и панславистских стремлений русского самодержавия. (8) С оценкой Покровского фактически солидаризировался и A.M. Деборин. Он видел в концепции Данилевского, прежде всего, «глубоко реакционное оправдание и восхваление колониального насилия и угнетения». (9)

Оценки творчества Данилевского, данные в 20-е годы, были впоследствии некритически заимствованы последующими советскими исследователями и стали неотъемлемой частью их работ. В отечественной историографии на долгие годы утвердилась однозначная идеологема: Данилевский - реакционный публицист, идеолог русского национализма, панславист, апологет политики царизма и проч. Такая оценка была закреплена и в изданиях энциклопедического характера. (10)

Новый этап изучения творчества Данилевского берет свое начало в 1960-е годы. В рамках разворачивающегося в это время процесса изучения отечественного духовного наследия творчество Данилевского становится объектом внимания исследователей. Материал, содержащий изложение основных идей русского мыслителя, был вначале представлен в обобщающих трудах по истории отечественной исторической и философской мысли. (11) Затем появляются публикации, посвященные отдельным проблемам творчества Данилевского.

Автор посвященного неославянофильству раздела в фундаментальной «Истории философии в СССР» М.Н. Пеунова дала общую характеристику концепции Данилевского. Она рассматривала последнего как мыслителя, который «...предпринял попытку обновить взгляд славянофилов на ход исторического развития, придав ему естественно-научное обоснование». (12) Признав, что теория культурно-исторических типов Данилевского оказала известное влияние на развитие мировой социологической мысли, советский исследователь в оценке его взглядов по славянскому вопросу практически повторила мнение М.Н. Покровского, считая идеи автора «России и Европы» «теоретическим оправданием» завоевательной политики царизма. (13)

Появившиеся в начале 1970-х годов статьи Е.Б. Рашковского, Н.В. Мордовского и Г.Д. Чеснокова, в которых рассматривались идеи Данилевского, носили в целом гиперкритический характер. В духе «классово-

го подхода» они видели в концепции русского мыслителя прежде всего выражение классовых интересов дворянства и буржуазии, а также идеологическое обоснование реакционной внешней и внутренней политики самодержавия. (14)

Более ценными в содержательном плане являются работы К.В. Султанова, В.А. Грубина, А.Н. Филатова и И.А. Голосенко, также появившиеся в 1970-е годы.

Автор первого диссертационного исследования о Данилевском К.В. Султанов рассмотрел основное содержание его концепции, а также вопрос о влиянии идей русского мыслителя на западную философию истории. (15) Анализируя цивилизационную теорию Данилевского, исследователь пришел к важному выводу о том, что в ее основу легла идея о национальной культуре как объективации национального характера. Оценивая концепцию мыслителя в целом, К.В. Султанов приходил к выводу о том, что «вне славянофильских целей самого Данилевского общая линия его культурологического мышления была усвоена многими представителями философии истории на Западе, обосновывающими идею множественности локальных цивилизаций». (16)

Статья В.А. Грубина посвящена рассмотрению теории культурно-исторических типов Данилевского. Интересно отметить, что, в противовес общепринятой в советской историографии точке зрения, данный автор дал довольно высокую оценку концепции русского ученого, видя в ней «одну из оригинальных форм русского самосознания второй половины прошлого столетия». (17)

А.Н. Филатов в своей статье подробно проанализировал методологию исторического познания автора «России и Европы», видя в ней пример синтеза позитивистского, натуралистического и идеалистического подходов. (18)

Один из авторов обобщающей монографии «Социологическая мысль в России» И.А. Голосенко основательно проанализировал исходные принципы и основные положения теории Данилевского, особенности его философского «стиля», затронул вопрос об отношении к его идеям со стороны современников. Исследователь полагал, что идея самобытности славянского мира, развиваемая русским мыслителем, базировалась, прежде всего, на «консервативно-романтической реминисценции традиционных форм общения, поведения и ценностей русского общества и культуры», вызванной страхом перед развитием буржуазных отношений и ростом пролетарских движений. (19)

На рубеже 1970-1980-х годов появились монографии О.Л. Вайнштей-на и П.С. Шкуринова, в которых был затронут вопрос о теоретических основах концепции Данилевского и ее месте в истории мировой и отечественной историко-философской мысли. Концепция русского мыслителя рассматривалась данными авторами как один из вариантов позитивист-ско-идеалистического понимания истории, близкого к идеям «исторического круговорота». (20)

Н.И. Цимбаев, автор обобщающей работы по истории славянофильства, вышедшей в середине 1980-х годов, поставил вопрос о правомерности причисления Данилевского к славянофильскому направлению общественно-политической мысли. Проанализировав особенности концепции автора «России и Европы», он пришел к выводу, практически расходящемуся со всей предшествующей историографией, о том, что «в целом историко-философские и социально-политические взгляды Н.Я. Данилевского... не совпадают с воззрениями поздних славянофилов...» и представляют собой одну из форм консервативной идеологии. (21)

Характеризуя данный этап развития историографии в целом, следует отметить, что при изучении творчества Н.Я. Данилевского на первый план выдвигалась проблема анализа теории культурно-исторических ти-

пов, характеризуемой как первый вариант теории локальных цивилизаций. Однако практически безраздельное господство в 1960-80-е годы линейно-стадиального понимания истории обусловили крайне критическое отношение исследователей к цивилизационной теории Данилевского. Что же касается славянского аспекта взглядов русского ученого, то здесь практически повторялась оценка, данная Покровским, - Данилевский рассматривался как один из основоположников идеологии панславизма. Однако, несмотря на известную ограниченность подобных подходов, отечественным исследователям данного периода удалось выявить ряд основополагающих аспектов концепции Данилевского.

Для последнего, современного этапа историографического изучения проблемы, начавшегося с конца 1980-х годов, характерно резкое усиление внимания практически ко всем сторонам творчества Данилевского. Его изучение оказалось актуализировано сложными социальными и духовными процессами, протекающими в современном российском обществе. В настоящий момент идеи Данилевского стали предметом междисциплинарных исследований. К их изучению обратились историки, философы, социологи, политологи и культурологи.

Широкому знакомству с идеями Данилевского в последние годы способствовало неоднократное переиздание его основных трудов, а ос�