автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Концепция женской идентичности в современном французском психоанализе
Текст диссертации на тему "Концепция женской идентичности в современном французском психоанализе"
У
•• 99- с1<1
Российская Академия Наук Институт социологии
на правах рукописи
Аристархова Ирина Леонидовна
КОНЦЕПЦИЯ ЖЕНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ФРАНЦУЗСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ
Специальность 22.00.01 - Теория, методология и история социологии
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Научный руководитель доктор философских наук профессор Г.С. Батыгин
'Г
Москва - 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 Глава 1. Проблема женской идентичности в классической
социологической теории 15
1.1 Интерпретация О. Контом роли женщин в общественном
прогрессе 15
1.2. Понятие половой дифференциации в органической социологии Г. Спенсера 20
1.3. Э. Дюркгейм о положении женщин в системе общественного разделения труда 28
1.4. Зиммелевская теория социации и женские роли 33
1.5. В. Парето и Р. Михельс: женщины в круговороте элит 44 Глава 2. Теория женской идентичности в интерпретации
Жака Лакана 55
/
2.1. Место лакановского психоанализа в европейской "истории идей" 55
2.2. Проблемы зеркальной и эдиповой стадии в концепциях Фрейда и Лакана 59
2.3. Лингвистическая теория бессознательного у Лакана 81
2.4. Теория женской идентичности и смыслообразующая роль "фаллоса" 88
2.5. Значение концепции Лакана для теории феминизма 92 Глава 3. "Этика полового различия" в концепции Люси Иригари 97
3.1. Преемственность и критика классической традиции в
теории Иригари 97
3.2. Теория Иригари и другие направления феминизма 105
3.3. Развитие в работах Иригари концепции женской идентичности 116
Заключение 131
Список литературы 138
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена перспективами, которые открываются при разработке проблемы женской идентичности для современной социологической теории. Понятие идентичности, как одно из основных социологических понятий, подвергается сегодня тщательному исследованию по вопросу о его половой идентификации. Социологический подход к изучению идентичности традиционно противопоставлялся психологическим аспектам формирования индивидуума и его "Я", однако сегодня, в большой степени под влиянием школы французского психоанализа, это противопоставление все чаще рассматривается как менее жесткое. Социологические параметры психоаналитического подхода, на которых мы акцентируем наше внимание, исследованы в меньшей степени, чем психологические параметры, и такой анализ представляется актуальным в условиях возросшего влияния общественных процессов на членов социума в индустриальных и постиндустриальных обществах. Понятие пола, наряду с понятием идентичности, играло фундаментальную роль в социологии с самого ее возникновения, как наиболее значимое в социологических исследованиях и выводах. Понятие пола и половой самоидентификации лежит и в основе психоаналитической теории. В предложенной теме особенно актуальными представляются два момента:
1. Возросшее внимание в современной социологии к половому различию выдвигает на первый план ранее мало разрабытываемый вопрос о половом аспекте идентичности и его значимости в общественном производстве и воспроизводстве. Однако, этот всплеск интереса чаще всего базируется на идеях социального конструкционизма и эгалитаризма (теории равноправия), которые, как нам кажется, мало продуктивны в постсоветском политическом пространстве. Данная работа прорабатывает другое направление, предложенное в качестве дополнения и альтернативы (но не замены), к конструкционистскому и эгалитарному представлению о женской идентичности. Это направление менее исследовано в теории социологии, что эта работа и старается восполнить.
2. С другой стороны, современный французский психоанализ получил к себе меньше внимания со стороны социологов, чем со стороны искусствоведов, литераторов или лингвистов. Социологические аспекты его подхода к проблеме женской идентичности часто остаются без внимания. Мы, со своей стороны, считаем, что причина этого кроется не в самой французской психоаналитической теории, а в определенной исторической ситуации ее академического восприятия как асоциологического и модного направления, интерес к которому обусловлен "веянием времени". Этот пробел социологического внимания к открытиям французского психоанализа, особенно по вопросу о женской идентичности, также подтверждает полезность его анализа.
Таким образом, актуальность рассмотрения проблемы женской идентичности сочетается здесь с назревшей необходимостью более внимательного социологического взгляда на современный французский психоанализ.
Состояние разработки проблемы. Вопрос о женской идентичности в психоанализе имеет сложную историю1. После Фрейда и до настоящего времени можно выделить две школы, занимавшиеся его изучением -американскую и французскую, каждая из которых заявляла о своей "верности" идеям Фрейда и его представлений об интересующей нас теме. Для самого Фрейда вопрос о женской идентичности и ее формировании был достаточно маргинален, и только в поздних трудах он посвятил ему несколько больше времени, что нашло выражение в известных статях "Женская сексуальность" (1931) и "Женственность" (1933). В этих работах Фрейд видел проблему женской идентичности как центральную, но на современном ему этапе развития психоанализа неразрешимую2. Известно его возражение идеям Хорни, Джоунса и Радо о биологических основаних развития сексуальности, за приписывание врожденных качеств "женственности" и "мужественности", или их взаимопроникновения и сосуществования в одной идентичности. Идеи тех, кому он оппонировал,
1 Feminine sexuality: Jacques Lacan and the école freudienne / Ed. by J. Mitchell and J. Rose. Trans. J. Rose. New York: W. W. Norton & Company, Pantheon Books, 1982.
2 Mitchell J. Introduction - I // Feminine sexuality: Jacques Lacan and the école freudienne I
Ed. by J. Mitchell and J. Rose. Trans. J. Rose. New York: W. W. Norton & Company,
Pantheon Books, 1982. P. 1-27.
легли в основу формировавшейся тогда американской школы и ее представлениям о женской идентичности.
Американская школа эго-психологии, М. Кляйн и теоретиков объектных отношений (oject-relations theory), уделила наибольшее внимание важности и влиянию материнской идентичности и отношениям матери и ребенка. Книга социолога Н. Чодороу "Вопроизводство материнства"3 (1978) стала важным этапом в развитии американской школы по этой проблеме. Она также концентрируется на отношениях матери и ребенка, и на формировании идентичности в результате полной и болезненной (у мальчиков) или неполной (у девочек) сепарации с матерью. Ее основная идея состоит в том, что мужская и женская идентичности получают свои социально сформированные характеристики мужественности и женственности именно в результате этого социально установленного института материнства, и его влияния на идентичность ребенка. Другая классическая работа по теме, "Психоанализ и феминизм"4 Дж. Митчелл, была опубликована в 1974 году. В ней рассматриваются взгляды на женскую идентичность и ее формирование у Фрейда, Райха и Ланга и, в меньшей степени, у Джоунса, Хорни, А. Фрейд и Кляйн. Критика психоанализа в феминизме представлена работами де Бовуар, Фридан, Фиге, Гриа, Фаестоун и Миллетт, причем Митчелл "защищает" Фрейда от их, с ее точки зрения, неаккуратного прочтения психоаналитической традиции.
Начало французской школы психоанализа принято связывать с именем Ж. Лакана и с его критикой американской школы психоанализа5. Во многих своих статьях разных лет Лакан утверждал6, что необходимо дистанцироваться от популяризаторских взглядов на психоанализ, принятых в американской школе. Центральной особенностью его работы является критика гуманизма с его представлениями о целостном субъекте действия и рациональной идентичности. Против такого видения идентичности было направлено все теоретизирование Лакана, и в этом
3 Chodorow N. The reproduction of mothering: Pshychoanalysis and the sociology of gender. Berkley: University of California Press, 1978.
4 Mitchell J. Psychoanalysis and feminism. New York: Vintage Books, 1975.
5 Bowie M. Lacan. Fontana Press, 1991; Groz E. Jacques Lacan. Routledge, 1990.
6 Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе: Пер. с фр. М.: Гнозис, 1995; Lacan J. Ecrits. Paris: Seuil, 1953, 1955-56, 1957-58, 1960, 1963, 1966.
5
его теория является составной частью критики гуманизма во французской послевоенной мысли. Использование достижений лингвистики и семиотики в теории психоанализа принято считать наиболее влиятельным и признанным нововведением Лакана. Именно утверждение Лакана о том, что "бессознательное структурировано также, как и язык", стало самым расхожим в представлении его теории. Что касается вопроса о женской идентичности, то Лакан резко разошелся с идеями американской школы. Отношения матери и ребенка существуют только в контексте, который определяется значением Символического Отца, а не влиянием матери, как считает Лакан. Те, кто это игнорируют, и видят отца через глаза матери, ложно полагают a priori данную активную позицию матери. "Отец" символически и лингвистически разбивает союз матери и ребенка, и этот отеческий запрет заставляет ребенка самоопределиться в отношении полового различия, принять речевую позицию мальчика или девочки, в результате чего появляется автономный, хотя и "разорванный", субъект. Понятие речевой (говорящей) позиции здесь центрально, так как именно социальность речи Лакан видел решающим фактором в формировании женской и мужской идентичности.
После Лакана психоаналитический подход к вопросу о женской идентичности разделился на два направления - его сторонников и его критиков. Митчелл и Роуз (1982), а также другие его сторонницы7, считают фаллоцентричность анализа Лакана нейтральным описательным фактом, не имеющим никакого отношения к реальностям выбора. Вслед за Лаканом, они видят в фаллосе произвольное понятие, ничем не отличающееся от других понятий, и считают, что именно Лакан, среди теоретиков психоанализа, яснее других сформулировал причины нейтральности места и роли фаллоса. Они считают, что он имеет такое же отношение к мужчинам, как и к женщинам, и является всего лишь обозначателем полового различия, пусть и такого важного. В какой-то степени, к рядам сторонников можно отнести и Ю. Кристеву, которая считает женственность и мужественность (упрощенно говоря) латентным набором характеристик, присущих субъектам независимо от их принадлежности к мужскому или женскому полу8.
1 Groz Е. Sexual subversions: Three French feminists. London: Allen & Unwin, 1989. 8 Ibid., p. 39-91.
Следующей крупной фигурой во французском психоанализе, разрабатывающей проблему о женской идентичности, выступает Л. Иригари, ученица Лакана и самый известный его оппонент. В работах "Зеркало другой женщины", "Этот не единственный пол", "Этика полового различия" и других9, Иригари развивает теорию полового различия, утверждая, что проблема женской идентичности не может быть адекватно рассмотрена в рамках традиционных психоаналитических понятий. Она использует социально-лингвистические открытия Лакана для детального исследования места и роли женской идентичности в современных обществах, и показывает, что необходимо развивать автономный психоаналитический и теоретический подход к этой проблеме. Ее теория этики полового различия и идеи о женской идентичности лежат в основе влияния современного французского психоанализа на текущую направленность разработок по этой теме.
Объектом исследования выступает современный французский психоанализ. Прежде всего, он представлен именами Ж. Лакана и Л. Иригари. Особенность французской психоаналитической школы заключается в ее тесных связях с социальными и лингвистическими науками, а также философией. Общая критика утопий и гуманистических идеалов исторически переплетается с разочарованием послевоенной Франции. Либералистские общественные движения шестидесятых накладываются на влияние католического французского образования. Анти-гегельянство сочетается с возросшим интересом к работам Гегеля, теоретическое преодоление марксизма - с радикальным политическим протестом, а также возвратом к античной мифологии и философии. Ницше и Хайдеггер, а позднее, и Левинас, становятся самыми влиятельными мыслителями. Все эти факторы нельзя не учитывать при подходе к французской психоаналитической школе.
Положения теории Лакана тесно связаны с его исследованиями в области языка и их применением в психоанализе. Нашими объектами
9 Irigaray L. Sexes et Parentés. Paris: Minuit, 1987; L. Le Temps de la différence: Pour une révolution pacifique. Paris: Librairie générale française, 1989; Je, tu, nous: Pour une culture de la différence. Paris: Grasset & Fasquelle, 1990; Éthique de la différence sexuelle. Paris: Minuit, 1984; Spéculum, de l'autre femme. Paris: Minuit, 1974; Ce sexe qui n'en pas un. Paris: Minuit, 1977; The other: Woman // Féminisme / Ed. by S. Kemp and J. Squires. Oxford: Oxford University Press, 1997. P. 308-317.
исследования будут являться его теория "зеркальной стадии" и "эдиповой стадии", особенно так называемой "отеческой метафоры", отношения "бессознательного" с языком и речью, а также его взгляды по вопросу о женской идентичности. Связи и расхождения Лакана с Фрейдом также являются объектом нашего рассмотрения.
В отношении Л. Иригари мы прежде всего коснемся круга тем, объединенных ее теорией "этика полового различия". Мы проанализируем ее аргументы, посвященные проблеме женской идентичности. Объектом нашего внимания также будет ее критика психоаналитической традиции и "истории идей" современного общества. Расхождения Иригари с другими теоретическими направлениями, исследующими эту проблему, станут важным объектом рассмотрения. Это касается как эгалитаристских теорий, так и самой французской психоаналитической школы.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является историко-социологическая реконструкция современных дискуссий в теоретической социологии, прежде всего по проблеме женской идентичности. Выявление и анализ концепции женской идентичности будут производиться на материале достижений современного французского психоанализа. Социологическая интерпретация теории женской идентичности в этой психоаналитической школе - главная цель данного исследования.
Задачи, решение которых обеспечивало достижение поставленной цели, состоят в том, чтобы осуществить сравнительное исследование соответствующих теорий и их основных представителей, в том числе:
1. Установить степень разработанности проблемы женской идентичности в классической социологии, с целью осмысления теоретических предпосылок современной концепции по данному вопросу, сопоставив представления о женской идентичности у отдельных классиков социологии;
2. Выявить пути развития психоаналитической парадигмы, путем сравнительного анализа американской и французской школ психоанализа. Для этого проанализировать основные положения школы Лакана, ее продолжение теории Фрейда в разработке подхода к
зеркальной и эдиповой стадиям, а также ее расхождения с американской психоаналитической традицией.
3. Рассмотреть особенности вклада Лакана в теорию бессознательного, особенно использование достижений лингвистики и семиотики. При анализе спорных вопросов, связанных с лакановой школой, продемонстировать ее потенциал для развития социологической теории женской идентичности, показав несомненную полезность ее выводов для социологии идентичности.
4. Установить основные положения концепции Л. Пригари, а также предоставить сравнительный анализ "этики полового различия" и эгалитарной теории женской иднтичности. Для этого проинтерпретировать разногласия Пригари с психоаналитической традицией, особенно с Лаканом, показав важность преодоления редукционистских и эссенциалистских подходов к исследуемой проблеме.
5. Исследовать возможные пути социологического подхода к иригаревой теории женской идентичности и полового различия, а также к современному французскому психоанализу в целом, показав фундаментальную значимость осмысления проблемы женской идентичности в современной социологической теории.
Источники. Прежде всего необходимо отметить, что проблема женской идентичности стала самостоятельным направлением исследования относительно недавно, и поэтому следует обратить внимание на все еще небольшой круг социологических работ, посвященных данной тематике10.
Помимо первоисточников классиков социологии, в которых эта тема представлена довольно разнозненным образом, мы пользовались вторичной литературой. Одной из первых монографий, которая была написана на тему о женской идентичности в истории и теории социологии, стала работа Т. Р. Кенделя "Женский вопрос в классической
10 Coser L. A. Masters of sociological thought: Ideas in historical and social context. New York: Hartcourt Brace Jovanovich, 1977; Young R. The historiographic and ideological contexts of the nineteenth-century debate on man's place in nature // Changing perspectives in the hisotry of science: Essays in honor of Joseph Needham / Ed. by M. Teich and R. Young. Boston: D. Reidel Publishing Co., 1973. P. 344-438; Jordanova L. J. Natural facts: A historical perspective on science and sexuality // Nature, culture and gender / Ed. by C.P. MacCormac and M. Strathern. London: Cambridge University Press, 1980.
9
социологической теории"11 (1988). В этом труде Кендель рассматривает отношение к женской идентичности, социальным условиям ее формирования, а также социологическ�